Меню Рубрики

Новейшая методика от заикания

Многие люди задаются вопросом, как лечить заикание. В большинстве случаев, логоневроз, представляет собой функциональное заболевание, то есть оно не что иное, как проявление невротического статуса (невротическая форма). Отсюда следует, что для полного выздоровления от данной патологии необходимо придерживаться ряда советов:

  1. Так как заикание в 80% случаев возникает в детском возрасте, то необходимо при первых его признаках (удлинение, прерывистость звуков или слогов во время беседы), выяснить причину этого состояния. Зачастую избавление от заикания происходит после разговора с ребенком, объяснения каких-то вещей, которые его пугают. Своевременное обращение к логопеду и психологу поможет ребенку справиться со стрессом, поверить в себя и быть заинтересованным в избавлении от логоневроза;
  2. Правильный распорядок дня и здоровый 8-9 часовой сон;
  3. Рациональное питание, обязательное употребление продуктов, содержащих большое количество витамина B (гречневая крупа, молочная продукция, горох, картофель, зеленые овощи, орехи, мясо);
  4. Прогулки на свежем воздухе;
  5. Кружки, секции и другие мероприятия, которые помогут ребенку самоутвердиться и показать себя.

Если была проведена профилактика заикания, но речь ребенка все равно стала прерывистой, то можно думать о неврозоподобной форме логоневроза. Ее симптомы включают в себя прерывистую речь в виде частых вставок междометий по типу «А», «Э» и т.д. Обычно такие дети позже начинают ходить, разговаривать, хуже переносят стрессовые воздействия. Эта форма встречается у детей с наследственной предрасположенностью, при перенесенной внутриутробной инфекции, нейроинфекции в более старшем возрасте, после травм или оперативных вмешательств на черепе и головном мозге. Методики лечения заикания многообразны и подбираются каждому пациенту индивидуально в зависимости от причины и тяжести течения речевого расстройства. Помимо беседы с логопедом и психологом идет ряд упражнений, которые способствует расслаблению речевого аппарата, что улучшает и облегчает становление речи.

Данная методика направлена на устранение психоэмоционального напряжения и расслабления мышц лица, которые участвуют в голосообразовании. Дыхательная гимнастика при заикании имеет вспомогательный характер и является действенной, если:

  • Человек осознает свою проблему. Нередко такие пациенты отрицают свое состояние и стыдятся его, ссылаясь на то, что каждый человек имеет свою «изюминку». И, безусловно, это так, однако такое мировоззрение складывается у людей с логоневрозом из-за постоянных насмешек в их адрес. Помимо этого они боятся обращаться к логопеду и психологу, стыдясь своего речевого несовершенства. Самое главное в этой ситуации – принять себя. «Да, я заикаюсь, да, и что в этом такого? Никто не совершенен, у меня тоже есть проблемы, но я могу пойти к логопеду и могу все исправить»;
  • Человек должен заниматься дыхательными упражнениями самостоятельно каждый день. Это могут быть и повороты туловищем, имитация накачивания шины, перекрест рук на спине и многие другие вариации, которые расслабят тело, путем некоторого напряжения. Если выполнять такой комплекс упражнений хотя бы 30 минут в день, то состояние пациента улучшится, а спазмирование речевого аппарата станет проявляться реже.

Коррекция заикания хорошо проводится путем выполнения аутотренировки. Это упражнение включает в себя диалог с самим собой перед зеркалом, так человек будет видеть свою мимику, жесты, следить за состоянием мимических мышц. На начальных стадиях устранение заикания вполне возможно, если человек с логоневрозом будет уделять в день хотя бы час своего времени на корректировку речи. Чтение книг вслух также дает положительный эффект в лечении данного состояния, все, что необходимо – это вера в себя. Необходимо помнить, что аутотренинг – это длительный процесс, существенное изменение речи будет наблюдаться только лишь через две-три недели, а не на следующий день. Поэтому каждое новое занятие – это незначительный прогресс, который незаметен сразу, а сложившись в одну цельную картину – положительная динамика в лечении логоневроза.

Лечение заикания у взрослых и у детей сводится к приему у специализированного врача – психолога или психотерапевта. Психотерапия дает хорошие результаты особенно у лиц с невротическим складом характера. Психолог проводит ряд тестов, выясняет причину логоневроза, подбирает комплекс упражнений, который помогает справиться с волнением и стрессом (иногда заикание носит преходящий характер, то есть возникает только в момент сильного эмоционального потрясения, а затем самостоятельно проходит).

Исправить прерывистую речь может:

  • Рациональная психотерапия. Используется при начальных этапах или легкой форме заикания, возникающего в стрессовых ситуациях. Психолог рассказывает про это заболевание, откуда оно берется, как его лечить. Затем объясняет, что нужно делать, чтобы клиника логоневроза уменьшилась или исчезла вовсе;
  • Гипнотерапия. Этот метод подразумевает под собой воздействие на пациента посредством введения его в транс и проведения с ним беседы во время этого состояния. В гипнотическом «сне» врач способен вытянуть из пациента его подсознательные страхи, которые, возможно, и не воспринимаются больным, как что-то отравляющее ему жизнь. Извлечение из подсознания переживаний благоприятно сказываются на психическом состоянии человека, страдающего логоневрозом.

Именно логопеды способны оценить тяжесть течения заикания, состояние речевого аппарата и участвуют в разработке комплексного лечения логоневроза. Чаще всего занятия у логопеда посещают дети школьного и дошкольного возрастов, однако не исключены случаи наблюдения у данного специалиста и взрослого населения.

Становление речи с логопедом является эффективной, но длительной методикой, которая включает в себя:

  • Образование «шаблона» речедвигательного навыка. Логопед должен обучить пациента правильно произносить каждую букву, слог, слово. Данный этап позволяет установить тембр голоса, его звучность, скорректировать движения артикуляционной мускулатуры;
  • Закрепление материала, полученного на первом этапе. Включает в себя чтение книг вслух, постановку предложений и комментирование каких-либо событий;
  • Автоматизация. Применение полученных навыков в быту: общение с близкими, родственниками, друзьями. Чем больше человек разговаривает, тем быстрее корректируются речевые дефекты.

Маленькие дети учатся петь песенки, читать с выражением стихи.

Массаж при заикании у детей делят на два вида:

  • Сегментарный массаж. Локальное воздействие на мышцу, которая отвечает за артикуляционную подвижность. Длительность курса – 2-3 недели каждый день, начиная с 5 минут и заканчивая 20 минутами.
  • Точечный массаж. Оказывает хорошее успокоительное действие на ребенка, способен нормализовывать нервные импульсы, которые поступают от ЦНС. Этот массаж может проводиться дома родителями после кратковременной стажировки у массажиста. Полный курс достигает нескольких лет, но дает хорошую гарантию на то, что заикание пройдет даже без применения лекарственных препаратов.

Является лишь компонентом комплексной терапии логоневроза. Необходимо знать, что назначение лекарственных препаратов должно проводиться только после отрицательной динамики у логопеда и\или психолога, безрезультатной гимнастики, массажа. Это объясняется тем, что медикаменты действуют кратковременно и воздействуют на симптом, но никак не на причину, вызвавшую это состояние.

Фенибут при заикании является препаратом выбора, так как оказывает транквилизирующее действие по отношению к передаче нервных импульсов, избавляет от навязчивых переживаний, позволяет адаптироваться к окружающей среде, повышает умственную деятельность и работоспособность.

Когитум при заикании применяется реже, так как обладает большим количеством побочных эффектов и заметно уступает фенибуту в действии.

Неплохие результаты наблюдаются при использовании ноотропа Пирацетам, который улучшает кровоснабжение в головном мозге и, тем самым, устраняет гипоксический фактор, который может быть причастен к развитию у ребенка логоневроза. Его применение целесообразно при сопутствующей терапии Фенибутом и регулярного посещения логопеда и психолога.

Также применяется Грандаксин – аксиолитик, активно воздействующий на причину невротического заикания (невроз, депрессия и т.д.).

В комплексе с вышеперечисленными мерами хороший эффект дают настойки и отвары трав, улучшающие кровоснабжение головного мозга и уменьшающие чувство тревоги:

  • Отвар из ромашки, мяты, валерианы и крапивы. Две чайных ложки необходимо залить горячей водой и настаивать в течение 20 минут, затем процедить и пить два раза в день по полстакана. Курс составляет 1 месяц.
  • Залить горячей водой две чайные ложки смеси мелиссы, солодки, календулы и листьев березы. Рекомендуется принимать 5 раз в течение дня перед приемом пищи.
  • 7 г плодов шиповника, тмина, мяты залить двумя стаканы холодной воды, настоять при температуре 25 градусов, затем довести до кипения, оставить до получаса в тепле. Принимается данный отвар 4 раза в день по 70 мл за 20 минут до приема пищи.

источник





.

Мы всегда обращаем внимание на тех, кто хорошо и выразительно говорит, отдаем им предпочтение. Это не случайно. Красноречие — сильный «козырь» в борьбе за место под солнцем. Особенно сейчас, при нашем стремительном темпе жизни, когда так много значит, умение поддержать разговор, убедить, уговорить самых разных людей: от близких и любимых до совсем незнакомых. И как тяжело этого добиться человеку, которому приходиться преодолевать еще одно препятствие — невозможность легко и красиво говорить. Ребенок не может полноценно общаться со сверстниками, ему тяжело учиться. Взрослые лишены возможности заниматься любимым делом, работать там, где хотелось, возникают сложности при изучении иностранных языков.

Проблема заикания является широко распространенной проблемой во всем мире. По данным Британской ассоциации заикающихся (British stammering association) различными видами невротических речевых расстройств страдают от 1 до 3% жителей Европы. Аналогичная ситуация в России (Селиверстов В.И. Заикание у детей 2000 г.). Десятилетиями медицина ищет пути и методы лечения этого заболевания.

Мы обратились к врачу Московского медико-психологического центра Индивидуальности ведущему проекта: «Компьютерные технологии в комплексном лечении заикания. Развитие характеристик речи, влияющих на собеседника» Дмитрию ПАХОМОВУ.

— Дмитрий Вениаминович, почему люди заикаются?
Говоря упрощенно, нашу речь контролируют три мозговых центра: Центр Брока регулирует голосовой аппарат — голосовые связки, мышцы гортани:. Центр Вернике — слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь. При помощи «ассоциативного центра» мы анализируем «думаем», что говорить дальше. Все эти три центра развиваются с разной биологической мощностью. Ребенок рождается и уже в первые месяцы его жизни появляется детский лепет. Т.е. первым формируется наиболее мощный центр Брока. Спустя несколько месяцев ребенок начинает из общего хаоса звуков выделять и распознавать слова, которые являются жизненно важными для него, например слово «мама, дай» и т.д. Вторым формируется центр Вернике, который распознает слова. И только к 2 годам у ребенка формируется наиболее хрупкий ассоциативный центр, который обусловлен воспитанием, культурологическими особенностями и т.д. Именно в это время ребенок начинает говорить фразами. В норме ребенок к 2-3 годам учится синхронизировать речевые центры. А с двух до пяти лет происходит закрепление вегетативных «невральных» механизмов речи.

Наиболее часто к заиканию приводит:

  • чрезмерная разница между мощностью речевых центров;
  • фактор наследственной предрасположенности и особенности функционирования медиаторов мозга;
  • фактор переученного левшизма и, соответственно, перемещение центра Брока в другое полушарие мозга;
  • недостаточность или срыв механизмов синхронизации вследствие испуга, стресса, истощающего заболевания, наркоза и др.

— Как лечат заикание сегодня?
В логопедической практике чаще всего используют следующие методики замедление темпа речи или продолжительное молчания. Торможения двигательного центра Брока за счет возбуждения других двигательных центров. Это принцип реципрокного торможения. Сюда относятся: дирежирование речью, ритмические нажатия пальцами кисти, регуляция дыхания, двигательный контроль артикуляционного аппарата и пр.

В неврологии применяют медикаментозную терапию (седативные средства, транквилизаторы), гипноз. Эти методики приводят к торможению речевых центров и уменьшают их возбудимость. Также используются: физиотерапия; рефлексотерапия и другие общеукрепляющие процедуры.

Во всем мире работает огромное количество речевых клиник, применяя разные методы лечения. Задача у всех одна — заставить все речевые центры действовать синхронно с одной скоростью.

Как показывают многолетний опыт работы и статистика: большинство из этих методов не оказывает желаемого действия на речь пациентов. Но в некоторых случаях (в частности при наличии признаков логоневроза) они эффективны в комплексной терапии.

Какие новые методы используются в лечении заикания?
Благодаря научным поискам наших ученых были разработаны и усовершенствованы методы компьютерной коррекции, использующиеся на протяжении десятилетий в мировой практике лечения заикания. В нашем центре успешно используется компьютерный комплекс BreathMaker. Это технология позволяет полностью восстановить речь заикающегося человека, сделать ее выразительной, эмоциональной, красивой.

В чем же суть нового метода лечения заикания?
Комплекс BreathMaker протезирует речевой круг между центром Брока и центром Вернике. Основных методик, благодаря которым достигается положительный результат — три.

Первая — заикающийся говорит в микрофон, его речь исправляется компьютерной программой (устраняются речевые разрывы и добавляются обертона делающие речь красивой). Исправленная «модифицированная речь» подается в наушники и анализируется «ассоциативным центром» правильно. Это приводит к резкому снижению возбудимость центра Брока и перестройки невральных механизмов синхронизации речи. Заикающийся слышит свою исправленную речь, и говорить неправильно ему становится неудобно. Этот механизм позволяет устранить комплекс психологической зависимости и неуверенности в себе, когда пациент при малейшей запинке в речи думает, будто окружающие воспринимают его критически. Это приводит к еще большему перевозбуждению в речевых центрах.

Во второй методике используется задержка или отставание речи на 0.2 секунды, которая обеспечивает увеличение в 2-3 раза продолжительность выдоха. Происходит автоматическая постановка правильного дыхания и вовлечение двигательной сферы в процесс речеобразования.

Третья методика обеспечивает полное протезирование речевого круга, вызывая подавление более быстрого «костного» и восстановлению нормального «воздушного» канала речевой обратной связи. Сочетание всех трех методик одновременно, дает мгновенный результат. Заикание устраняется немедленно практически в 100% случаев.

По нашим данным и данным, предоставленным американской компанией Casa Futura Technologies, эффективность лечения даже тяжелых форм заикания составляет 94-96% по наблюдениям с 1996 г. по 2001 г.

Независимо от степени тяжести, заикание устраняется уже на первом сеансе. Но для того чтобы закрепить полученный результат необходимо пройти курс тренинга. В результате тренинга разрываются патологические связи между восприятием и произношением собственной речи и образуются новые компенсирующие.

Первое индивидуальное занятие проводится совместно с врачом. Продолжительность занятия 1,5 часа. Далее, усовершенствованная методика лечения заикания, позволяет продолжать занятия в домашних условиях. Программный комплекс BreathMaker может устанавливаться на персональный компьютер пациента. На протяжении курса лечения, результативность пациента не менее двух раз контролируется специалистами медицинского центра.

И это еще не все на что способна программа BreathMaker. С ее помощью можно улучшить качество речи, предать голосу мощность, глубину, выразительность, эмоциональную окраску и другие характеристики, благодаря которым можно воздействовать на собеседника. Программа рекомендуется: дикторам, актерам, бизнесменам, всем тем, кто хочет добиться в жизни успеха.

Комплекс BreathMaker проводит мониторинг и контролирует уровень: тревожности, ажиатированности, потенциальной скрытой агрессии, эмоциональной заинтересованности, дикторских частот, и др.

Использование биологической обратной связи позволяет за более короткие сроки получить стойкий лечебный результат.

Технология BreathMaker успешно используется следующими специалистами: логопедами, дефектологами, фониаторами, психологами, психоаналитиками, невропатологами и др.

Приобрести и более подробно познакомиться с этой инновационной технологией можно в Московском Медико-психологическом центре Индивидуальности.

источник

Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!

— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

источник

Доброго времени суток! В этот раз хочу поговорить об одном из главных желаний в жизни любого заикающегося – об эффективном лечении от этого ужасного недуга.
Заикание, как у взрослых, так и у детей создает большие проблемы в жизни. У взрослых даже больше чем у детей. Заикание у детей конечно вещь крайне не приятная, малыши подвергаются насмешкам и издевкам со стороны сверстников, из за чего появляются замкнутость, нелюдимость, одиночество.

Но у взрослых все на много хуже. Пусть уже нет такого давления, насмешек со стороны других людей (хотя не без этого), взрослый заика сталкивается с куда большими и более глобальными проблемами, чем ребенок. Заикание закрывает огромный пласт возможностей в личной жизни, карьере и многом другом. На своем примере расскажу вам, как я 3 года работал в одной компании, я отлично вник во все процессы и знал свою работу лучше других. За три года меня ни разу не повысили, я только смотрел, как повышают ребят, которые пришли на много позже меня и хуже разбирались в работе.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

После подтверждения Вы получите книгу на ваш email

На одном из корпоративов генеральный директор мне прямо сказал, что ценит меня как специалиста, но «к сожалению» не может меня повысить из-за дефекта речи. Признаюсь, если бы мне даже предложили, я бы отказался. Ну зачем людей смешить. Как на меня будут смотреть подчиненные, если я буду полчаса выдавливать из себя трехминутное техническое задание? Ко мне бы относились как к «дурачку», я этого очень не хотел.

Работа была хорошая, но я достиг потолка, уже нечему было учиться. Развиваться дальше можно было, только поднимаясь по карьерной лестнице, а этот путь тогда был для меня закрыт. А без развития мозг «закисает», я чувствовал, что деградирую. Однообразная, привычная работа – вот что мне светило делать до самой пенсии.

У меня была отличная возможность устроиться на очень хорошую работу в солидной IT корпорации, был и опыт и знания. Я успешно прошел дистанционный отбор, от моей цели меня отделяло только собеседование… Которое я провалил, не смог нормально сказать ни одного предложения. Это было одним из тяжелейших моментов в моей жизни.

Вылечиться от заикания – одно из главных желаний любого заикающегося.

Я перепробовал много. Врачи прописывали мне лечение транквилизаторами и с умным видом вешали лапшу на уши родителям. Я ходил к логопедам, которые видимо, думали, что тут все дело в произношении и усиленно учили правильно выговаривать букву «Р»… какая связь с заиканием я так и не понял. Логопеды конечно отдельная песня, как говориться «учим тому, чему нас учили».

В России сильны традиции и вера в бабушек целительниц и во многих случаях они действительно помогают. Но вот с заиканием мне никто не помог, хотя я посетил примерно с десяток целительниц, которые лечат не только заикание, но и другие болезни. Я читал молитвы от заикания , пробовал заговоры . Мама покупала какие-то маленькие иконки, которые зашивала в одежду, я ел заговоренную пророщенную пшеницу, мне делали какие-то манипуляции с воском над головой. Даже прибегали к лечению ароматерапией, хоть и не совсем понятно как это может помочь при заикании. В общем, что только не придумывали, но результата не было.

Особенно популярна дыхательная гимнастика Стрельниковой, подробнее о ней можете прочитать тут. Каюсь, я не очень тщательно занимался по ней и быстро бросил. Возможно от того, что сама Стрельникова писала в своей книге, что заикание плохо лечится ее гимнастикой и требует много времени для получения результата (от 6 месяцев). Подробнее…

Развитие науки привнесло в нашу жизнь много технических новинок, гаджеты появились практически во всех областях жизни. Даже лечение заикания обзавелось своими гаджетами и программами. Конкретно я имею в виду программы, которые передают голос заикающегося изменяя его или передавая с задержкой.

Я пользовался такой программой, и она мне помогала, речь становилась лучше. Но только во время работы с программой, как только я ее выключал все становилось как раньше. Вообще я думаю любой заикающийся замечал, что повторить за кем-то фразу на много легче. Бывало я говорю что-то, начинается ступор на каком-то слове и я не могу выговорить его. Если собеседник скажет это слово, то я тут же (ну почти всегда) смогу легко произнести его вслед за ним.

Говоря о методах лечения заикания, не могу не упомянуть о лечении препаратами. В основной массе это противосудорожные препараты и транквилизаторы. Конкретно я принимал «Фенибут». По себе скажу, что лечиться таблетками это УЖАСНО! Если ваш ребенок заикается , прошу вас, не «пичкайте» его таблетками, такое лечение может очень негативно отразиться на психике. О моем опыте применения транквилизаторов читайте тут. Коротко расскажу, что суть этих препаратов в торможении психических, умственных и физических процессов. На психику эта химия повлияла в виде повышения агрессивности, возбудимости. Я не мог заснуть, спал по 4-5 часов в день. Помню постоянно какие-то дикие мысли крутились в голове, хоть мне тогда было около 12 лет я хорошо запомнил это состояние. Да, я говорил более чисто, но заикание полностью не прошло за время приема препарата. После окончания курса заикание вернулось до прежнего уровня.

Я думаю, что такого рода медикаментозное лечение следует применять при неврозоподобной форме заикания (подробнее о формах заикания), когда заикание действительно клинический случай и расстройство психики фиксируется медицинскими приборами. Хотя в этом случае заикание составляет лишь малую часть общей проблемы.

Существуют различные методики лечения заикания, тут я приведу краткий список, и вы сможете ознакомиться с каждым из них. Я постарался дать максимально объективную оценку по каждому методу.

  1. Речевой Центр Иванкина Петра Андреевича в городе Лиски
  2. Центр лечения и коррекции заикания Л.З. Арутунян – Арлилия
  3. Методика «Эталон» Снежко Романа Алексеевича
  4. Программа Демосфен
  5. Программа BREATHMAKER

Позвольте в этой статье раскрыть свой метод лечения заикания. Я не хочу делать из него какую-то тайну, метод достаточно прост и эффективен. Если у вас нет возможности купить курс, где я бы вам все показал и помог, то вы можете совершенно бесплатно, но приложив усилия и ум, повторить мой путь. Это не трудно, но потребует некоторое количество времени, усидчивость и много энтузиазма.

Мой метод собран на основе опыта многих «бывших заик», возьмем самых известных из них: Брюс Уиллис, Жерар Депардье, Мэрилин Монро, о других вы можете прочитать тут.

ОЧЕНЬ много среди «бывших заик» актеров, и не удивительно! Что является их основной функцией? Это передача информации, эмоций и т.д., проще говоря, их основная функция это речь! Я не знаю ни одного актера заику, да их и не может быть!

Чему учат в школах актерского мастерства? Основное что? Это речь! Умение при помощи речи передавать зрителю эмоции, чувства, переживания. Огромное внимание преподаватели уделяют речевым навыкам, вы хоть раз видели известного актера «мямлю»? Уверен, что нет, у них отличная, хорошо поставленная речь. Речь это их хлеб.

Так что развитие речевого аппарата и есть ключ к избавлению от заикания!

В моем курсе собраны лучшие методы, упражнения для эффективного избавления от заикания!

  • Постановка речи
  • Улучшение тембра
  • Усиление мышц речевого аппарата, проработка нужных именно вам мышц
  • Полный контроль над мышцами горла

Приятная массивность в горле, как тренированные спортсмены чувствуют и владеют своим телом, так и вы владеете мышцами горла!

Вам нужно позвонить и устроиться на работу, которая вам очень нужна (позвонить в деканат или еще куда).

Вы заранее начинаете волноваться, учащается сердцебиение и пульс. Это состояние, когда вам надо сейчас что-то говорить незнакомому человеку в трубке (я всегда предпочитал приехать, пусть даже через весь город, чем позвонить, признаюсь, я даже записывал на диктофон вступление и включал его в трубку).

Вы берете трубку и предчувствуете предстоящий позор, почему-то говорить в телефон, незнакомому человеку, которого ты даже не видишь, сложнее. Особенно если надо сказать свое имя – это вообще «труба».

Вам отвечают на том конце провода, нужно начинать говорить, а вы стоите, губы напряжены, мышцы горла напряжены, мышцы живота тоже. Стоите и не можете выдавить слово. Кладете трубку, так как прошло уже много времени как вы молчите и если сейчас начнете говорить, то собеседнику станет понятно, что вы «дефективный». А как этого не хочется, как неприятно и как хочется скрыть, что вы заикаетесь. Со второго или третьего раза вы все-таки скажете, что нужно, оправдываясь, что положили трубку тем, что не было слышно или не было связи…

Вам так же надо позвонить.

Первое время вы так же будете заранее волноваться, но с каждым разом все меньше и меньше.

Вы берете трубку, набираете номер. Вам отвечают, нужно начинать говорить.

Вы чувствуете себе не много увереннее, так как ощущаете силу мышц вашего речевого аппарата. Заикание пытается спазмировать ваше горло и лицо, но теперь ваши мышцы настолько сильны, что уверено, справляются со своей главной функцией – произносить звуки. Ваш речевой аппарат достаточно «прокачан», чтобы справиться с любым спазмом! Через некоторое время страх перед началом разговора исчезает.

Вот суть моего курса, развитие вашего речевого аппарата до достаточного уровни, чтоб вы контролировали мышцы горла, а не заикание!

Проделана просто огромная работа, в этом курсе собран весь мой опыт и вся ненависть к заиканию!

Я ЛИЧНО проведу вас по самому короткому пути к избавлению от заикания!

источник

Люди всегда отдают предпочтение тому человеку, кто хорошо говорит, вольно или невольно обращая на него особое внимание. Конечно, красноречие является сильным козырем в любой конкурентной борьбе. Но как добиться подобного человеку, который по своим природным качествам не имеет возможности легко и красиво вести беседу?

Одним из наиболее распространенных расстройств речи является заикание. Возникает оно, как правило, в самом раннем детстве. Если ребенку уже в этот период не будет оказана необходимая помощь, то подобная патология будет затруднять общение многие годы. При этом заикание способно осложнить человеку жизнь. Ведь у него невольно вырабатываются такие черты характера, как неуверенность и робость. В детстве, когда значение речи и ее интенсивность при общении с окружающими еще не слишком велика, ребенок до конца не осознает свой дефект. Однако по мере взросления человек начинает все больше и больше переживать, и эти чувства становятся все более систематическими и мучительными.

Именно поэтому лечение заикания должно быть начато как можно раньше. Это позволит предотвратить развитие патологии. К тому же речевые нарушения в детском возрасте считаются явлением обратимым, что объясняется пластичностью детской психики и мозга.

Заикание является нарушением ритма и темпа речи. Проявляется оно в непроизвольных остановках во время беседы, а также в повторении отдельных слогов и звуков. Заикание сопровождается судорогами различных мышц: брюшных и грудных, гортани и диафрагмы, мягкого неба, губ и языка. То есть тех, которые являются задействованными при говорении.

Заикание сопровождается и различными нарушениями общей моторики. Это выражается не только в форме насильственных движений, то есть тиков шеи, лица и мышц, но и в виде произвольных уловок человека, которые он использует для того, чтобы замаскировать свой дефект и облегчить речь.

Заикающийся человек не способен к точному соблюдению последовательности произнесения звуков. Он старается поправиться, но запинается, а после начинает произносить свои фразы и слова с самого начала. Таким образом и появляется речь заикающегося человека. Тому, кто говорит, очень трудно передать свое сообщение. Нелегко при этом и собеседнику. Ведь слушая подобную речь, человек сам начинает испытывать напряжение. Но все попытки преодолеть судороги заканчиваются у говорящего неудачей. Проявление дефекта при этом только усиливается.

Заикающиеся дети отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, двигательным беспокойством, истощенностью и неустойчивостью нервных процессов. Большинством исследователей у таких пациентов выявлены различные изменения вегетативного характера. В самых тяжелых случаях возникают психологические расстройства. Они выражаются в постоянных страхах и волнениях, мнительности и тревожности, общей напряженности и склонности к потливости и дрожанию. Подобные симптомы еще более утяжеляют речевые нарушения, образуя при этом порочный круг.

Заикание порой возникает внезапно. Оно может проявляться и в малой степени, начиная после этого постепенно усиливаться. Но в любом случае с подобным дефектом не рождаются. Ведь навыки речи детьми не наследуются, а приобретаются по мере взросления.

Заикание входит в список психосоматических патологий, для возникновения которых требуется сочетание определенных наследственных предпосылок, своеобразного слабого места, которое начинает давать сбои при определенных обстоятельствах. То есть существует некая предрасположенность к возникновению дефекта, которая способна проявиться при:

  • патогенном влиянии вирусной инфекции;
  • перенесенном наркозе;
  • тяжелом заболевании, ослабляющем организм;
  • внутриутробных, а также послеродовых травмах;
  • подражании;
  • педагогической запущенности.

Причинами резкого появления заикания могут быть психотравмирующие ситуации, возникающие либо внезапно, либо имеющие длительное действие. Это может быть, например, сильный испуг, шок, неверные воспитательные приемы, конфликтные семейные отношения, неблагоприятное окружение в речевом плане.

Порой заикание возникает в случае задержки общего развития, которое выражается в недостаточности чувства ритма и моторики, мимики и артикуляционных движений. И напротив. Заиками могут стать детки с ускоренным развитием речи. Нередко в 3-4 года наблюдается такое явление, как повторение слов и слогов, которое обладает физиологическим характером.

  1. Неврологическое. Его медицинское название – логоневроз. Во время разговора подобный вид патологии практически незаметен. Однако при стрессе и волнении дефект речи заметно усиливается. Но в остальном такой ребенок совершенно здоров. Его моторное и речевое развитие находится в норме. В спокойной обстановке, где присутствуют близкие и знакомые ему люди, такой ребенок говорит практически без запинок. Однако при ведении беседы с незнакомцами заикание усиливается. В осенний и в весенний период недуг начинает прогрессировать, так же, как и при многих других неврологических отклонениях.
  2. Неврозоподобное. По-другому такое заикание называют органическим. Как правило, подобный недуг является следствием серьезных неврологических отклонений. Для такого заикания характерно застопоривание речи уже в самом ее начале. Человек замолкает и не может произнести ни единого слова. Этот вид заикания может быть диагностирован и по показателям анализов, и при проведении УЗИ мозга. Проявляется неврозоподобный недуг у детей в 3-4 года, которые поздно начинают говорить, имеют неразвитую моторику и артикуляцию. Такие малыши беспокойны, непоседливы и отличаются отсутствием музыкального слуха.

Заикание можно отличить от обычного прерывания речи по частоте, виду и продолжительности пауз. Специалисты в этом случае производят подсчет количества прерываний на сто слов. В том случае, когда данный показатель составит 10% и более, считается, что у человека заикание присутствует.

Как же определить начальную стадию дефекта? Согласно списку, опубликованному американской ассоциацией плавной речи, на начало развития патологии указывают:

  • повышенная частота повторения слогов и звуков;
  • пролонгированные звуки;
  • повторение тех слогов, в которых правильные гласные замещаются звуком «э-э-э-э»;
  • тремор, то есть дрожание мышц челюсти и рта, который наблюдается во время говорения;
  • частое растягивание в беседе гласных звуков;
  • избежание или откладывание слов, а также признание человека в том, что он не может что-либо сказать;
  • напряжение мышц шеи и лица;
  • расстроенный вид человека;
  • неожиданные подъемы громкости голоса во время произнесения речи.

Что предпринимать родителям, которые обнаружили у своего ребенка признаки речевого дефекта? Прежде всего понадобится отвести свое чадо к логопеду, невропатологу или психотерапевту вне зависимости от причины заикания у детей. И лечение, которое будет рекомендовано этими специалистами, необходимо начать немедленно. Одновременно с этим рекомендуется создание для ребенка щадящего речевого режима. С малышом понадобится ограничить вербальное общение, и даже на некоторое время перейти на язык рисунков и жестов, выдавая этот способ за увлекательную игру.

Для эффективного лечения заикания важно исключить повышенные эмоциональные нагрузки, такие как занятия спортом, шумные игры, просмотр телепередач и т.д. В период устранения дефекта родители должны дарить своему ребенку как можно больше ласки и душевного тепла.

В лечении заикания у детей особую роль играет речь родителей. Близкие люди должны общаться со своим малышом спокойно, произнося все фразы не только четко, но и грамматически и фонетически правильно. Торопить ребенка при разговоре или проявлять к нему недоброжелательность нельзя.

Одним из последствий заикания является мышечное и психическое напряжение малыша. Родителям следует научить свое чадо предотвращать подобное состояние или устранять его. Такие занятия должны быть превращены в интересную игру.

Поисками способов лечения заикания люди занимались еще в древние времена. Например, многим известно, что от этого недуга страдал Демосфен – греческий оратор. В своих попытках избавиться от дефекта он говорил, набрав в рот камешки, а также произносил сложные речи на фоне шума волн. Демосфен смог победить свой недуг. Подтверждением этому является его слава.

В 19 в. заикание лечили хирургическими методами. Врачи удаляли пациенту часть мышц, находящихся на языке. Однако при этом от заикания избавлялись далеко не все. Да, этот недуг не такой уж и простой. Устранить его с помощью одного только скальпеля практически невозможно. На сегодняшний день существует множество способов, позволяющих провести лечение заикания. Рассмотрим самые популярные из них подробнее.

Лечение заикания у детей и взрослых может быть проведено с помощью лекарств. Однако подобную терапию врачи назначают только в том случае, когда никакие другие способы помочь пациенту не смогли. Дело в том, что медикаментозное лечение заикания, как правило, оказывает сильнейшее воздействие на психику. Ведь применяемые препараты относятся к группе транквилизаторов. Их прием меняет психическое состояние человека, из-за чего они должны быть выписаны только специалистом. Стоит отметить, что транквилизаторы реализуются в аптеках только по рецепту врача.

При лечении заикания у взрослых чаще всего используется препарат «Фенибут». Он избавляет пациента от навязчивых переживаний, повышает работоспособность и умственную деятельность благодаря транквилизирующему влиянию на процесс передачи нервных импульсов. Однако препарат «Фенибут» запрещен к приему людям, которым на работе требуется повышенное внимание (строителям, грузчикам, водителям), а также детям.

Несколько реже используется лекарственное средство «Когитум» при лечении заикания. И причины этого кроются в большом количестве побочных эффектов, которые имеются у этого препарата. Кроме того, средство «Когитум» имеет более низкий эффект, чем «Фенибут».

Судя по отзывам, лечение заикания дает неплохие результаты при использовании такого ноотропа как «Пирацетам». По утверждению специалистов, данный препарат усиливает кровоснабжение головного мозга, благодаря чему устраняется гипоксический фактор, причастный к развитию логоневроза.

В лечении заикания у детей 3 лет, то есть в тот период, когда проявляются лишь первые симптомы патологии, врач может прописать маленькому пациенту гомеопатические средства, успокоительные таблетки, ноотропные, противосудорожные препараты или транквилизаторы. Прописывают малышам и витамины. Наиболее популярными аптечными средствами для детей являются пустырник, экстракт валерианы, а также препараты «Актовегин» и «Тенотен».

Стоит отметить, что медикаментозная терапия является всего лишь одним из компонентов в комплексном применении различных методов лечения заикания. Ведь лекарства действуют кратковременно, при этом они устраняют только симптом патологии, но не ее причину.

Что является одним из важнейших условий правильной и плавной речи? Конечно, дыхание. У заикающихся людей оно практически всегда нарушено. Объем выдыхаемого ими воздуха слишком мал. Это и не позволяет заикам произнести фразу. Нередко случается и так, что люди, страдающие от данного дефекта, и вовсе говорят на вдохе или же на задержанном дыхании. Все это считается в корне неправильным. Таковыми и являются у взрослых, а также у детей причины заикания. И лечение при этом, соответственно, будет достаточно эффективным, если научить такого пациента правильному речевому дыханию. Подобное умение явится необходимым фундаментом для устранения патологии.

Для подбора необходимых упражнений человеку необходимо обратиться в один из центров лечения заикания. Здесь опытным специалистом будет проведено медицинское обследование пациента, после чего ему будут даны конкретные рекомендации.

Методика лечения заикания с помощью дыхательной гимнастики предусматривает выполнение самых различных по сложности упражнений. Если пациент будет выполнять их регулярно, то правильный темп и ритм речи у него наладится непременно.

На самом первом этапе такие упражнения не включают в себя голосовые функции. Далее занятия усложняются. Это выражается в том, что больной начинает параллельно воспроизводить еще и звуки.

Для достижения максимального эффекта от дыхательной гимнастики важно понимать основные задачи этого метода, которые состоят в:

  • соблюдении баланса выдоха и вдоха;
  • увеличении тонуса мышц брюшного пресса;
  • развитии диафрагмального дыхания;
  • самостоятельном регулировании пациентом дыхательного ритма;
  • формировании расслабленного дыхания во время разговора.

Лечение заикания у взрослых и у детей с применением данной техники позволит научить пациентов вдыхать необходимое количество кислорода, необходимое для плавного разговора. А это, в свою очередь, придаст уверенность в своих силах, избавив человека от патологии.

Разработано и применяется на практике большое количество самых различных дыхательных методик, позволяющих устранить заикание. Наиболее эффективной из них считается гимнастика Стрельниковой. С помощью разработанных ею упражнений возможно лечение заикания в домашних условиях. Достаточно проводить ежедневно по два занятия в утренние и вечерние часы продолжительностью до 15 минут. Но не стоит ждать мгновенного эффекта. Заике понадобится запастись терпением. Избавление от недуга будет происходить достаточно медленно. Такое лечение невозможно без приложения усилий. Тем не менее прогноз всегда является благоприятным, вне зависимости от степени тяжести патологии.

Если с помощью данной техники проводится лечение заикания у детей в домашних условиях, то родители должны понимать, что такая гимнастика должна вызывать у ребенка только положительные эмоции. Заставлять малыша тренироваться силой или кричать на него в процессе занятий нельзя. Дома должна поддерживаться благоприятная и спокойная обстановка. Ребенок при этом должен доверять родителям, чувствуя их постоянную поддержку.

Лечение заикания в домашних условиях может быть проведено и с применением аутотренировки. Что это за методика? Ее выполнение предусматривает произнесение пациентом диалога самим с собой, стоя перед зеркалом. Таким образом человек сможет видеть свои жесты и мимику, следя за состоянием мышц лица и шеи.

Человек, страдающий от логоневроза, должен уделить подобным упражнениям один час в течение дня, регулярно выполняя корректировку речи.

Хороший эффект позволит дать и чтение вслух. Для излечения заикания главное иметь веру в себя. При этом важно помнить о том, что аутотренинг является процессом долгим. Почувствовать существенные перемены в изменении речи больной сможет только спустя 2-3 недели после начала занятий. Ежедневно, с выполнением каждого нового аутотренинга, в состоянии человека будет достигнут пусть незначительный, но прогресс.

Тому, кто выбирает для себя методику лечения заикания в Москве, в ведущих центрах столицы, нередко предлагают именно этот способ избавления от дефекта. Дело в том, что гипноз порой становится единственным средством для избавления от речевого недостатка тех пациентов, не имеющих нужного запаса психологических ресурсов, которые позволили бы работать над собой.

При этом методе специалист вводит пациента в транс. Во время подобного состояния врач проводит с больным беседу. Лечение заикания гипнозом предполагает устранение во время сна страхов человека, которые существуют на его подсознательном уровне и, как правило, им самим не воспринимаются. Подобное извлечение переживаний в итоге оказывает благотворное влияние на состояние больного. У него исчезают спазмы мускулатуры лица и устраняются те внутренние зажимы, которые основывались на находящихся в подсознании страхах. После нескольких сеансов гипноза человек начинает говорить уверенно и спокойно, четко и плавно донося свои мысли до собеседников.

В 21 в. разработкой методов, позволяющих устранить заикание, всерьез занялись современные ученые. Одним из предложенных им способов лечения патологии стали различные компьютерные программы. Одной из них является Speech corrector. Ее суть заключена в том, что во время использования данной технологии происходит корректировка слухового и речевого центров человека. Так, заикающийся говорит в микрофон. Программа же при этом задерживает его речь буквально на долю секунды. Благодаря этому человеку предоставляется возможность услышать свой голос и подстроиться под него. В результате речь становится непрерывной и плавной.

Разработчики данной программы утверждают, что она способна уменьшить дефект речи практически на 70-80 %. Если же занятия будут проводиться регулярно, то патологии можно будет избежать вовсе.

Еще одной популярной программой является «Демосфен 07». С ее помощью на компьютере создается определенная ситуация, которая могла бы возникнуть при общении, а именно: критика или гнев, недовольство или возражение. Человеку необходимо ответить на вызов, сделанный программой. Далее компьютер оценивает, насколько пациент справился со своей задачей. Выработанные таким образом навыки человек после переносит в реальную жизнь. И в подобных ситуациях у него больше не будет возникать никаких проблем с речью.

Подобные рецепты могут быть использованы только в качестве дополнительной методики воздействия на патологию. Так, народная медицина предлагает заикам применение фитотерапии. Это употребление травяных сборов, в состав которых входят перечная мята и мелисса, белый ясенец, ромашковый цвет и календула. Из этих лечебных растений готовят настои или отвары, которые употребляют дважды в день.

Рекомендуют народные знахари и ароматерапию. Для нее используются масла апельсина и лаванды, пачули и мелиссы, валерианы и бергамота. Применяют эти средства во время приема ванн, а также добавляя в аромалампу или в массажный крем. Все рецепты народной медицины устраняют патологию благодаря оказанию успокаивающего действия на нервную систему.

источник

Раздел(ы): Мамам о детях Версия для печати
Обсудить статью в форуме

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы