Меню Рубрики

Не могу побороть заикание

Меня зовут Александр Кабаник.
Я заикался с 6-ти лет. Начал заикаться после того, как сильно испугался, что мама чуть ли не забыла меня на вокзале. Я испытал в тот момент много неприятных чувств: все сжалось, я ощущал сильную обиду и злость.
Я стал хорошо разговаривать в 24 года. Применял самые различные техники: связанные с дыханием, с контролем речи. Я научился владеть собой и говорить более-менее хорошо.
Я стал учить этому других людей.
После некоторого времени заметил, что проблема в большей части психологическая, потому что сталкивался с людьми, которые испытывали настолько сильные эмоции и чувства, что у них не получалось применять полученные знания по самоконтролю, делать паузы. Им не удавалось себя контролировать и так выстроить свою речь, чтобы она была хорошей.
У кого-то это получалось. У кого-то нет. Были люди, у которых перестало получаться спустя какое-то время.
Я всегда думал: «Почему это происходит?».
Со временем стало понятно, что вся проблема – в эмоциях, в чувствах.
Поэтому я занялся этой проблемой глубже, и получил образование психолога, что позволило мне снижать эти чувства и эмоции.
Есть ряд техник, которые помогают контролировать чувства и эмоции. И многие психологи могут вам в этом помочь. Но это все равно только какое-то снижение – например, с десяти баллов до 4-ех. Какие-то чувства остаются, какие-то эмоции остаются. В дальнейшем мне стало понятно, что именно в эмоциях вся проблема.
И чтобы исправить речь, нужно убрать их полностью.
Чтобы сама речь, сами слова и запинки, которые мы сделали, не вызывали никаких эмоций. И в этом может помочь гипнотерапия.

Сегодня мы будем разговаривать о том, как заикание убрать в полный ноль с помощью гипнотерапии.
Перед заиканием, или вместе с ним, во время речи всегда идут какие-то эмоции и чувства. Эмоции – негативные в основном, такие как: злость, обида, страх, стыд. Если их поставить по порядку, то на первом месте будет стоять страх, потом стыд, потом обида и злость.
Возникновение очень многих психологических проблем у людей можно проиллюстрировать одной картинкой:

Случается какое-то событие (обычно до 3-5 лет). У человека возникает мысль, что это может быть опасно. Формируется убеждение, которое потом каким-то образом подтверждается – внешним событием.
Например, из опыта. Работали с человеком, которому приснился сон. Во сне была собака, и естественно, у него возникла мысль – что собака может быть опасной. Хотя собака во сне была добрая, просто большая. Это произошло в возрасте лет 3-4.
Потом, спустя несколько дней, он стоял с отцом рядом с собакой. Появилась мысль, что собака может причинить какой-то вред отцу. У человека развился страх собак. А от этого чувства развиваются какие-то другие страхи. И чтобы убрать этот страх, нужно было вспомнить тот самый сон, в котором в самый первый раз появилась эта мысль. Самым первым заданием было найти эту ситуацию, которая возникла еще в возрасте 3-4 лет.
Потом у нас есть эмоция, в наше время. Вот мы сейчас живем и нас есть какой-то страх. Эта эмоция создает в нашем теле чувства: например, напряжение в животе от страха. Или скованность, когда тяжело дышать. Ком в горле – это тоже чувство тела.
Эмоция влияет на поведение. То есть, мы ведем себя так, как нас провоцируют эмоции.
На все это влияет та ситуация, когда маленький ребенок подумал, что что-то может быть опасно.

Какие у нас есть чувства, когда мы говорим о заикании?
Это:
— ком в горле;
— напряжение в животе;
— нарушение дыхания;
— потливость;
— судороги;
— мурашки по телу;
— скованность, зажатость.
Это все из списка у меня было в свое время. Сюда можно добавить еще симптомов 10, я добавил самые основные.

Что такое поведение?
— это избегание негативных эмоций. Я, например постоянно избегал конфликтов. Если видел, что у меня не получится отстоять свою точку зрения, я этого избегал.
— выбор более легких вариантов. Избегание чего-то сложного, поиск, как что-то сделать попроще. Например, не говорить по телефону, а написать смс-ку. Не спрашивать дорогу у людей на улице, а посмотреть по карте, по навигатору, хотя спросить удобнее.
— страх ошибок. Эти самые ошибки могут вызывать страх, а могут вызывать злость.
— избегание ответственности (в основном из-за страха).
— наблюдение за другими людьми и оценка их действий, поведения. Я тоже часто так делал – наблюдал за другими, вместо того, чтобы наблюдать за собой. Делал какие-то выводы, что они думают обо мне.
— стремление быть незаметным, спрятаться. Бывает и наоборот — стремление привлекать внимание.
— избегание речи. Не говорить некоторые слова и звуки.
Возникают и разные мысли:
«Что про меня подумают…»
«Я больной. Я неполноценный….»
«Чем заменить эти слова и эти буквы…»
«Все смотрят на меня и считают, что я больной и ненормальный…»
«Я не смогу этого сказать….»
«Я не смогу познакомиться с девушкой…»
«Я не смогу устроиться на нормальную работу….»
И много других «не смогу», «я буду неудачником всю жизнь», и другие мысли.
Причем эти мысли имеют циклический характер. Одна мысль приходит, вызывает другую, потом третью…
Это и есть логоневроз, то есть заикание. Это невроз, когда негативные мысли крутятся в голове человека и вызывают поведение, действия, симптомы.
За каждым чувством, мыслью и поведением стоит эмоция, а за ней – убеждение с детства, подтвержденное психотравмами. То есть событие, которое вызвало какие-то негативные эмоции.
Что мы сейчас испытываем – какие-то чувства в теле, какое-то поведение, какие-то мысли – за всем этим стоят эмоции. Это эмоция страха, стыда, обиды, злости, одиночества, растерянности и другие.
Убеждение из детства – это та самая мысль, что это может быть опасно. И то поведение, та реакция, которая была выбрана в тот момент, могла быть полезной. В то время, когда ребенок был маленький. Например, когда ребенку 3 года, и он боится какой-то крупной собаки – овчарки например – то это может быть полезная реакция на тот момент.
Но время идет, жизнь меняется, уже этот ребенок совсем не ребенок, а этот страх все равно остается и влияет на всю его жизнь.

Чтобы убрать заикание в полный ноль:
Нужно найти все ядра (ситуации, когда впервые появилась данная эмоция и чувство), связанные с каждой мыслью, поведением и чувством в теле.
С чего начинается работа, самый первый этап – это диагностика. Нужно составить полный список всех мыслей, всех эмоций, всего поведения, всех чувств в теле, которые возникают. Дальше по ходу работы их надо отслеживать и убрать все полностью.
Сама речь должна вызывать столько же эмоций и чувств, сколько простое действие, как почесать нос.
Ноль.
Не должно быть никаких негативных чувств, эмоций нигде. Ни на публике, ни во время выступлений. Где бы мы ни разговаривали – у нас не должно быть никаких негативных реакций на это.
Как убрать эмоцию или чувство? План работы следующий:
1. Нужно найти момент, когда эмоция появилась в первый раз;
2. Пересмотреть ее уже как взрослый человек, пережить еще раз и изменить к ней отношение;
3. Изменить решение, которое было принято в тот момент.
Чтобы проделать такую работу, нужно погрузиться в гипноз. Без гипноза вспомнить ситуацию, когда эмоция возникла в первый раз, очень и очень сложно. В обычном состоянии ранние воспоминания нам недоступны.

Что такое гипноз?
Это сон наяву.
Мы каждый день бываем в таком состоянии – когда утром просыпаемся. Тело еще спит, но голова уже начинает работать, сознание уже включилось. Я еще сплю, но уже понимаю, что происходит. Уже появляются какие-то мысли, какие-то картинки, видны какие-то обрывки сна, но уже я их понимаю.
Вот это примерное состояние гипноза.
Просто мы в него входим специально. Это состояние чистого сознания и очень высокой концентрации. Концентрация внимания увеличивается до 30 раз. Поэтому мы можем вспомнить то, чего просто так не вспомнить, и чувства в теле становятся более яркими, более понятными.
То есть каждая эмоция имеет конкретное чувство в теле. Как она ощущается, эта эмоция – мы в обычном состоянии можем не чувствовать.
Гипноз – это сон наяву, в который мы специально погружаемся, и идем по вот этим воспоминаниям, чтобы исправить свои первые негативные эмоции. Их нужно осознать, переработать, изменить к ним отношение.
План работы:
1. Погружение в гипноз;
2. Находим чувство, эмоцию, которую хотим устранить.
3. Идем по этой эмоции в тот момент, когда она возникла в первый раз. Например, чувство страха ответа на телефонный звонок. Например, возникает напряжение в животе. Идем в самое первое воспоминание, когда это возникло в первый раз. Обычно это проходит в несколько этапов: сначала человек вспоминает одну ситуацию, потом вторую, третью; наконец возникает ситуация, когда эта эмоция стала новой для него. Она его как-то удивила. Значит, это тот самый момент, когда она возникла в первый раз.
4. Перепроживание. Переосмысление опыта. Изменение отношения, решений и выводов. После этого эмоция должна пропасть. Человек должен отнестись к переживанию как к опыту. Как к какому-то недоразумению. Иногда она может вызывать смех. Что произвело впечатление на малыша, на взрослого мужчину уже впечатления не производит.
5. Перепроживание всех последующих событий с новым решением и выводом. Проходим снова через все ситуации, которые ранее вызывали негативнее чувства. Проходим через все события, которые были после этого с новым виденьем той ситуации, и доходим до сегодняшнего дня.
6. Проверка результата. Проверяем. Возникает ли чувство страха перед телефонным звонком, например. Мы звоним, нам звонят – есть ли какие-то негативные чувства?
Чувство должно уйти в полный ноль. То есть его совсем не должно возникать. Оно должно уйти полностью.
Далее мы берем какое-то другое чувство, например, жалости к себе. Чувство злости на себя, обиды на других, и так далее. Чувств и эмоций у нас очень много. Объем работ довольно большой, потому что всего этого мы за свою жизнь насобирали приличное количество.
Нужно убрать все эти негативные эмоции и чувства, возникающие во время речи.
Далее тренируется сама речь. Ставится новый навык речи, если это необходимо.
Потому что до этого, пока есть чувства, мы занимаемся, тренируемся – это все время внутренняя борьба с самим собой.
Чувства внутри есть, мы их сдерживаем, и заставляем себя разговаривать. Если мы их удерживаем, они рано или поздно прорвутся наружу. Поэтому это не самый лучший способ.
Если чувства не убрать, а начать тренировать речь – заняться дыханием, расслаблением, техниками на распев, техниками контроля речи, но не заняться эмоциями и чувствами, какое-то время это будет работать, у некоторых людей это даже получится, но это постоянная работа над собой. Постоянно нужно сдерживать себя.
Либо нужно заниматься этим основательно, серьезно. Убрать эти чувства. Когда убрали – смотрим, нужны ли дополнительные техники. Очень часто уже и не нужны никакие правки речи – достаточно нескольких небольших советов, как правильно мыслить, куда обращать внимание. Их вполне может быть достаточно, чтобы начать хорошо разговаривать.
Итог один: чтобы в ноль убрать заикание, нужно полностью убрать все негативные чувства и эмоции, возникающие во время речи. И только после этого – ставить саму речь, проводить какие-то тренировки. Тогда это даст существенный и стабильный результат, навсегда.
Таким образом, можно убрать заикание полностью.
Проведя такую работу, вы больше никогда не ощутите страх или злость во время разговора. Следовательно, результат стабилен, а навык всегда будет хорошим. Никакого временного отката нет.
Если желаете избавиться от заикания в ноль, нужно работать в таком ключе. Надо понимать, что проблема в эмоциях, и нужно их убирать, убирать полностью.
Я могу помочь вам в этом. Вы можете написать мне ВКонтакте, или позвонить, или оставить номер телефона – я сам вам перезвоню. Вы можете записаться на диагностику, на которой мы составим список примерный эмоций, чувств, посмотрим, как вы можете входить в гипноз.
Вы можете преодолеть свои эмоции, и навсегда избавиться от заикания. Я помогу вам в этом.
Сделайте первый шаг навстречу новой жизни. Обращайтесь прямо сейчас!

источник

Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Читайте также:  Как лечит остеопат заикание

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!

— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

источник

Мой второй ребенок, сын, в 3 года начал заикаться. Сказать, что я была в панике, значит, ничего не сказать. Первая мысль была: «Ничего, пройдет само. Просто не буду обращать внимания, и все само собой рассосется».

Я ждала неделю, две, проходил второй месяц, а заикание не только не исчезло, оно, на мой взгляд, только усилилось. Вместо редких запинок в начале первого слова в предложении, сын начал запинаться практически на каждом слове.

«Боже, почему это произошло именно с моим сыном. В чем моя вина?» — вопросы, которые я задавала себе ночами. Но, как вы понимаете, ответов на них я не находила.

Первый, к кому я обратилась, была логопед нашего детского сада. На мой прямой вопрос «Можно ли остановить заикание?» я, к своему ужасу, услышала: «Нет!». По мнению нашего садовского логопеда, заикание относится к сложнейшему речевому расстройству, с которым соглашаются работать единицы логопедов. И результата никто не гарантирует. При любом стрессе, заболевании ребенка заикание может вернуться.

А как же оградить человека от стрессов в нашей современной жизни? Это риторический вопрос. Никак.

Тогда я ринулась в Интернет, и сутками искала информацию о заикании. Читала статьи, лазила по форумам. Общее впечатление сложилось, что только коммерческим речевым центрам под силу вылечить заикание. Оказывается, существует даже какая-то компьютерная программа, которая учит заикающегося правильному дыханию и правильной модуляции голоса. В результате заикание уходит навсегда. Надо ли говорить, что программа эта стоит немалых денег?

Только женская интуиция мне подсказывала, что хвалебные отзывы об этой методике на форумах и сайтах подозрительно похожи между собой. Очень хотелось вживую поговорить с исцеленными. Но на электронные письма они, понятное дело, мне не отвечали.

Интернет был наполнен «уникальными» предложениями и методиками «Как избавиться от заикания быстро, просто и навсегда».

Начитавшись и просветившись, я сделала вывод, что остановить заикание можно только комплексными методами. Мы посетили психолога, невропатолога, логопеда. Надо сказать, что логопед в нашей детской поликлинике тоже с заикающимися не работала. Пришлось искать на стороне.

Сколько сил, времени и денег мы потратили у разных логопедов в различных центрах, не хочется вспоминать. Сколько разных методик мы испробовали! Сколько лекарств и витаминов принял мой сын!

Да, временами наступало улучшение. Иногда даже казалось, что заикание ушло навсегда. Но каждый раз оно опять возвращалось! За 2 года нам так и не удалось его победить. Но я не теряю надежды. И верю, что грамотного специалиста, действительно способного помочь, а не вытягивающего из нас деньги без гарантии результата, я еще встречу.

Какие советы мне хочется дать людям, столкнувшимся с заиканием?

Во-первых, не надейтесь, что заикание пройдет само. Не ждите, сразу обращайтесь за помощью.

Во-вторых, обратитесь к нескольким логопедам. Лучше выслушать много разных мнений. Возможно, вы быстро найдете действительно толкового специалиста.

В-третьих, обязательно попросите у логопеда разрешения пообщаться вживую с излеченными им людьми. Действительно ли он избавляет от заикания, или хвалебные отзывы на сайте написаны им самим в рекламных целях?

В-четвертых, помните, что заикание можно вылечить только комплексными методами. Тут нужна будет работа и логопеда, и психолога, и массаж, и медикаментозная поддержка.

И, наконец, верьте всеми фибрами души, что остановить заикание возможно! Не смотря на то, что пока нам это не удалось, я продолжаю верить и бороться за красивую и правильную речь моего сына!

Читайте также:  Как лечить невротическое заикание у взрослых

источник

Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос «Как избавиться от заикания?». Хотя при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

В моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» , вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье «Игры для развития речевого дыхания».

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Однако, существует ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые при желании вы тоже можете применить.

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет.

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные. Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

источник

С проблемой заикания сталкиваются и взрослые, и дети. Вне зависимости от возраста, этот дефект дикции причиняет немало дискомфорта, неудобств. Дети часто становятся предметом насмешек своих одноклассников, получают плохие оценки за устные ответы на уроках. Для взрослых недостаток речи может стать преградой в карьере. Методы, описанные ниже, направленные на лечение заикания у взрослого человека так и у ребенка, они включают в себя психологическую работу и специальные упражнения.

Повторение одних и тех же звуков или целых слогов — ни что иное, как спазм во время работы артикуляционного аппарата. Непроизвольные сокращения возникают во время попытки выговорить те или иные слова. Специалисты-логопеды много лет исследуют феномен заикания.

Основными причинами называются следующие:

  1. Детские травмы во время периода активного развития речи — от года до трех. Заикание у ребенка может быть связано с действительно страшными событиями — смертью родственника, тяжелой болезнью, но иногда возникает из-за случайного стечения обстоятельств. Например, если малыша в этом возрасте испугает большая собака или даже крики мамы или папы.
  2. Биологические причины, с которыми может быть связано заикание у ребенка включают болезни мозга, нервной системы. Перенесенный в детстве менингит, внутричерепное давление, удары головы — все это относится к органическим предпосылкам. Бороться с такого рода заиканием труднее всего.
  3. Невротические переживания, связанные с процессом речи. Такие дети или взрослые могут совершенно нормально разговаривать в «обычной» жизни, но начинать заикаться в ответственных ситуация, когда требуется выступать, говорить на публику. Логоневроз не имеет «возраста», заикание у взрослого такого типа встречается чаще всего.

Врачи утверждают, что мужчины чаще страдают этим недостатком речи, чем женщины, связывая предрасположенность с особенностью функций нервной системы и мозга. Логопеды также выделяют «замаскированное» заикание, когда человек не проглатывает слоги и не повторяет их, но вставляет в речь бессмысленные междометия — «э-э-э», «кхем» и другие. Заикание у взрослого зачастую маскируется этими фонетическими паузами, отчего речь тоже не становится красивее.

Высоко результативным и эффективным зарекомендовал себя метод устранения заикания Центра «Причал» (№ патента 2497555) города курорта федерального значения Белокуриха. Именно там, в основу положена психологическая работа с пациентом по разрушению сложившихся рефлексов и привычек в производстве речи. Заикание, по мнению авторов метода, это «речевая травма», сопровождающаяся затруднением в речевых движениях.

Процесс занятий в Центре заикания «Причал” построен настолько гармонично, что позволяет за сравнительно короткий промежуток времени, 10-12 дней, привести в соответствие и отрегулировать обменные процессы в нервной и дыхательной системах, голосового, артикуляторного аппаратов. Вследствие систематических и ежедневных занятий, заикание исчезает, как вредная привычка. Формируется новая программа на спокойную речь и закрепляется на уровне подсознания.

Достоинством Центра «Причал” является и его месторасположение. Чистый горный воздух, уникальная минеральная вода, атмосфера доброжелательности, спокойствия, возможность приема (рекомендательно) процедуры ПРАК (программа резонансно-акустических колебаний), позволяют пациентам глубоко сосредоточиться и сконцентрироваться, и как результат, получить здоровую, спокойную, надежную и уверенную Речь.

Этот простой, уникальный и эффективный курс просто необходим для страдающих заиканием людей вне зависимости от возраста. А их в нашей стране немало (2% населения).

Ситуационное заикание может возникнуть даже у совершенно здорового физически человека. Однако прежде, чем избавляться от симптома, необходимо определить причину возникающей проблемы. Если она связана с органическими нарушения, то способы, как вылечить заикание будут одни, направлены на устранение биологических причин. При иной этиологии более эффективна будет психотерапия.

Необходимо исключить следующие нарушения:

  • инсульт и его последствия;
  • энцефалит, осложнения болезни;
  • менингит;
  • патологии полости рта — например, заячья губа;
  • неврологические нарушения.

Как избавиться от заикание у взрослых, если обнаружена одна из болезней или ее последствия, будет определять лечащий врач. Назначаются препараты, физиотерапия, специальные упражнения. Некоторые из них можно использовать и людям без органических патологий. От психологических проблем избавляет исключительно терапия и самотерапия, направленная на борьбу с неврозами.

Можно ли вылечить заикание в домашних условиях? Да, особенно если речь не идет о серьезных патологических изменениях. Немедикаментозные и психологические методики, упражнения подскажут, можно ли вылечить заикание без обращения к логопедам.

Упражнения на дыхания пригодятся любому, кто хочет знать, как вылечить заикание в домашних условиях. Методика простая, ее сможет выполнить ребенок и взрослый:

  1. В положении сидя чуть опустить голову вперед, глубоко вдохнуть носом, выдохнуть ртом. Повторить 10-15 раз. Вдох должен быть максимально быстрым, а выдох — медленным.
  2. Стоя поворачивать голову по своей оси. Тело должно оставаться расслабленным, руки по швам, ноги расставлены в комфортном положении. Повторить до двадцати раз.
  3. Сесть на твердую поверхность, закрыть глаза и дышать, стараясь проталкивать воздух с силой в диафрагму и обратно.
Читайте также:  Как лечит невролог заикание у детей

Работа с дыханием помогает исправить дефект дикции за счет укрепления мышц полости рта. Это один из ключевых моментов в том, как вылечить заикание. Крепкие мускулы менее подвержены спазмам, это относится и к артикуляционной мускулатуре.

Психологический прием, который используют актеры и другие люди, профессионально работающие с речью, помогут и заикам. Как вылечить заикание с помощью репетиций? Очень просто: проговаривайте вслух стихи, читайте книги, репетируйте выступления. Постепенно ваша речь будет становиться более гладкой.

Как любой невроз, заикание проявляется в моменты душевного волнения, равно у детей и взрослых. Понимание этой особенности поможет понять, как научиться расслабляться или научить своего ребенка перед потенциально травмирующей ситуацией. Медитационные практики помогут сосредоточиться на смысле выступления, а не на дефекте речи.

Фитотерапия поможет успокоиться. Лаванда, чабрец и шалфей рекомендованы как легкие седативные средства, которые помогут перестать тревожиться перед необходимостью разговора. Дополнительно можно выпить чашку мятного чая, который тоже обладает безвредным успокаивающим эффектом.

При лечении заикания необходимо выдерживать речевой режим, чтобы не перегружать мускулатуру рта и гортани. Большую часть дня желательно молчать. Для детей можно придумывать специальные игровые ситуации, например изображать рыбок.

Процедуры у специалиста либо самомассаж области шеи и горла помогут снять и предотвратить спазмы. Движения должны быть мягкими, плавными, направленными на то, чтобы максимально релаксировать артикуляционный аппарат.

Дефекты речи способны испортить жизнь как ребенку, так и взрослому. Малышей с проблемами заикания лучше показывать специалисту, как только появились негативные симптомы. Взрослый также может посетить психотерапевта и невролога. А упражнения, применяемые в домашних условиях, будут полезны в любом случае

Посмотрите видео, на котором Елена Малышева, в передаче «Здоровье», на первом канале, рассказывает как вылечить заикание

источник

Многие люди задаются вопросом, как лечить заикание. В большинстве случаев, логоневроз, представляет собой функциональное заболевание, то есть оно не что иное, как проявление невротического статуса (невротическая форма). Отсюда следует, что для полного выздоровления от данной патологии необходимо придерживаться ряда советов:

  1. Так как заикание в 80% случаев возникает в детском возрасте, то необходимо при первых его признаках (удлинение, прерывистость звуков или слогов во время беседы), выяснить причину этого состояния. Зачастую избавление от заикания происходит после разговора с ребенком, объяснения каких-то вещей, которые его пугают. Своевременное обращение к логопеду и психологу поможет ребенку справиться со стрессом, поверить в себя и быть заинтересованным в избавлении от логоневроза;
  2. Правильный распорядок дня и здоровый 8-9 часовой сон;
  3. Рациональное питание, обязательное употребление продуктов, содержащих большое количество витамина B (гречневая крупа, молочная продукция, горох, картофель, зеленые овощи, орехи, мясо);
  4. Прогулки на свежем воздухе;
  5. Кружки, секции и другие мероприятия, которые помогут ребенку самоутвердиться и показать себя.

Если была проведена профилактика заикания, но речь ребенка все равно стала прерывистой, то можно думать о неврозоподобной форме логоневроза. Ее симптомы включают в себя прерывистую речь в виде частых вставок междометий по типу «А», «Э» и т.д. Обычно такие дети позже начинают ходить, разговаривать, хуже переносят стрессовые воздействия. Эта форма встречается у детей с наследственной предрасположенностью, при перенесенной внутриутробной инфекции, нейроинфекции в более старшем возрасте, после травм или оперативных вмешательств на черепе и головном мозге. Методики лечения заикания многообразны и подбираются каждому пациенту индивидуально в зависимости от причины и тяжести течения речевого расстройства. Помимо беседы с логопедом и психологом идет ряд упражнений, которые способствует расслаблению речевого аппарата, что улучшает и облегчает становление речи.

Данная методика направлена на устранение психоэмоционального напряжения и расслабления мышц лица, которые участвуют в голосообразовании. Дыхательная гимнастика при заикании имеет вспомогательный характер и является действенной, если:

  • Человек осознает свою проблему. Нередко такие пациенты отрицают свое состояние и стыдятся его, ссылаясь на то, что каждый человек имеет свою «изюминку». И, безусловно, это так, однако такое мировоззрение складывается у людей с логоневрозом из-за постоянных насмешек в их адрес. Помимо этого они боятся обращаться к логопеду и психологу, стыдясь своего речевого несовершенства. Самое главное в этой ситуации – принять себя. «Да, я заикаюсь, да, и что в этом такого? Никто не совершенен, у меня тоже есть проблемы, но я могу пойти к логопеду и могу все исправить»;
  • Человек должен заниматься дыхательными упражнениями самостоятельно каждый день. Это могут быть и повороты туловищем, имитация накачивания шины, перекрест рук на спине и многие другие вариации, которые расслабят тело, путем некоторого напряжения. Если выполнять такой комплекс упражнений хотя бы 30 минут в день, то состояние пациента улучшится, а спазмирование речевого аппарата станет проявляться реже.

Коррекция заикания хорошо проводится путем выполнения аутотренировки. Это упражнение включает в себя диалог с самим собой перед зеркалом, так человек будет видеть свою мимику, жесты, следить за состоянием мимических мышц. На начальных стадиях устранение заикания вполне возможно, если человек с логоневрозом будет уделять в день хотя бы час своего времени на корректировку речи. Чтение книг вслух также дает положительный эффект в лечении данного состояния, все, что необходимо – это вера в себя. Необходимо помнить, что аутотренинг – это длительный процесс, существенное изменение речи будет наблюдаться только лишь через две-три недели, а не на следующий день. Поэтому каждое новое занятие – это незначительный прогресс, который незаметен сразу, а сложившись в одну цельную картину – положительная динамика в лечении логоневроза.

Лечение заикания у взрослых и у детей сводится к приему у специализированного врача – психолога или психотерапевта. Психотерапия дает хорошие результаты особенно у лиц с невротическим складом характера. Психолог проводит ряд тестов, выясняет причину логоневроза, подбирает комплекс упражнений, который помогает справиться с волнением и стрессом (иногда заикание носит преходящий характер, то есть возникает только в момент сильного эмоционального потрясения, а затем самостоятельно проходит).

Исправить прерывистую речь может:

  • Рациональная психотерапия. Используется при начальных этапах или легкой форме заикания, возникающего в стрессовых ситуациях. Психолог рассказывает про это заболевание, откуда оно берется, как его лечить. Затем объясняет, что нужно делать, чтобы клиника логоневроза уменьшилась или исчезла вовсе;
  • Гипнотерапия. Этот метод подразумевает под собой воздействие на пациента посредством введения его в транс и проведения с ним беседы во время этого состояния. В гипнотическом «сне» врач способен вытянуть из пациента его подсознательные страхи, которые, возможно, и не воспринимаются больным, как что-то отравляющее ему жизнь. Извлечение из подсознания переживаний благоприятно сказываются на психическом состоянии человека, страдающего логоневрозом.

Именно логопеды способны оценить тяжесть течения заикания, состояние речевого аппарата и участвуют в разработке комплексного лечения логоневроза. Чаще всего занятия у логопеда посещают дети школьного и дошкольного возрастов, однако не исключены случаи наблюдения у данного специалиста и взрослого населения.

Становление речи с логопедом является эффективной, но длительной методикой, которая включает в себя:

  • Образование «шаблона» речедвигательного навыка. Логопед должен обучить пациента правильно произносить каждую букву, слог, слово. Данный этап позволяет установить тембр голоса, его звучность, скорректировать движения артикуляционной мускулатуры;
  • Закрепление материала, полученного на первом этапе. Включает в себя чтение книг вслух, постановку предложений и комментирование каких-либо событий;
  • Автоматизация. Применение полученных навыков в быту: общение с близкими, родственниками, друзьями. Чем больше человек разговаривает, тем быстрее корректируются речевые дефекты.

Маленькие дети учатся петь песенки, читать с выражением стихи.

Массаж при заикании у детей делят на два вида:

  • Сегментарный массаж. Локальное воздействие на мышцу, которая отвечает за артикуляционную подвижность. Длительность курса – 2-3 недели каждый день, начиная с 5 минут и заканчивая 20 минутами.
  • Точечный массаж. Оказывает хорошее успокоительное действие на ребенка, способен нормализовывать нервные импульсы, которые поступают от ЦНС. Этот массаж может проводиться дома родителями после кратковременной стажировки у массажиста. Полный курс достигает нескольких лет, но дает хорошую гарантию на то, что заикание пройдет даже без применения лекарственных препаратов.

Является лишь компонентом комплексной терапии логоневроза. Необходимо знать, что назначение лекарственных препаратов должно проводиться только после отрицательной динамики у логопеда и\или психолога, безрезультатной гимнастики, массажа. Это объясняется тем, что медикаменты действуют кратковременно и воздействуют на симптом, но никак не на причину, вызвавшую это состояние.

Фенибут при заикании является препаратом выбора, так как оказывает транквилизирующее действие по отношению к передаче нервных импульсов, избавляет от навязчивых переживаний, позволяет адаптироваться к окружающей среде, повышает умственную деятельность и работоспособность.

Когитум при заикании применяется реже, так как обладает большим количеством побочных эффектов и заметно уступает фенибуту в действии.

Неплохие результаты наблюдаются при использовании ноотропа Пирацетам, который улучшает кровоснабжение в головном мозге и, тем самым, устраняет гипоксический фактор, который может быть причастен к развитию у ребенка логоневроза. Его применение целесообразно при сопутствующей терапии Фенибутом и регулярного посещения логопеда и психолога.

Также применяется Грандаксин – аксиолитик, активно воздействующий на причину невротического заикания (невроз, депрессия и т.д.).

В комплексе с вышеперечисленными мерами хороший эффект дают настойки и отвары трав, улучшающие кровоснабжение головного мозга и уменьшающие чувство тревоги:

  • Отвар из ромашки, мяты, валерианы и крапивы. Две чайных ложки необходимо залить горячей водой и настаивать в течение 20 минут, затем процедить и пить два раза в день по полстакана. Курс составляет 1 месяц.
  • Залить горячей водой две чайные ложки смеси мелиссы, солодки, календулы и листьев березы. Рекомендуется принимать 5 раз в течение дня перед приемом пищи.
  • 7 г плодов шиповника, тмина, мяты залить двумя стаканы холодной воды, настоять при температуре 25 градусов, затем довести до кипения, оставить до получаса в тепле. Принимается данный отвар 4 раза в день по 70 мл за 20 минут до приема пищи.

источник

22 в мире отмечается День заикающих людей. Как избавиться от заикания самостоятельно? Мы знаем 7 способов , которые стоит попробовать.

Проблема заикания встречается и у детей , и у взрослых. Она доставляет массу неудобств и может серьезно подкосить самооценку. И дело не только в самом дефекте речи , а в общей неуверенности в себе. Это как замкнутый круг: чем больше ты заикаешься , тем больше стесняешься , от чего еще сильней заикаешься… Но все решаемо , если верить в себя.

Мы спросили экспертов о том , как избавиться от заикания раз и навсегда. Яна Борисовна Полей , логопед высшей категории , говорит: Чаще всего заикание появляется в детском возрасте. Самым опасным бывает период от 3 до 5 лет , во время бурного развития речи. Но и взрослого человека может коснуться этот недуг. Заикание — это нарушение темпа , ритма плавности речи в следствии судорог артикуляционного аппарата. Заикающийся человек может теребить одежду , совершать непроизвольные движения руками , ногами , у него могут появится нервные тики. Некоторые заикающиеся « маскируют» свой дефект , вставляя в речь бессмысленные слова или звуки: «так», «вот», «ммм», «ээээ»…

Как вылечить заикание? Помни , что это дефект не только речевой. Он сопряжен с нарушеннием нервной системы. Часто выясняется , что и телесное здоровье человека неидеально. У взрослого , заикание может остаться с детства или появится спонтанно. Частенько проблема « затухает» в условиях спокойствия и гармонии , и появляется вновь , когда человек подвергается стрессу. В таких случаях следует обратится к ряду специалистов: невропатологу , логопеду , клиническому психологу. Психолог поможет снять напряжение , страх речи. Логопед обучит или поможет вспомнить навыки речевого дыхания , плавной и слитной речи. А невролог со своей стороны обеспечит помощь нервной системе.

Заикающимся людям полезно заниматься некоторыми видами спорта: плаванием , йогой , карате. Пение , театральные кружки , танцы — все это тоже помогает человеку раскрепостится , почувствовать себя уверенным , развить дыхание , пластику , справится с общим телесным напряжением.

А пока доктор лечит , воспользуйся популярными практиками борьбы с заиканием.

Как вылечить заикание? Вместо установки « о ужас , сейчас опять начнется», выбери позицию: «а это такая у меня особенность». Внутренне прими тот факт , что ты заикаешься и попробуй пожить с ним. Если ты боишься реакции других на твое заикание , можешь заранее рассказать или намекнуть о проблеме. Чем спокойней ты будешь относится к дефекту , тем реже он будет появляется.

У каждого свои « рецепты» релаксации. Кому-то помогают четки , которые можно теребить в руках , кусок бумаги , края которого можно загибать и разгибать , а может быть , определенное скрещение пальцев , дающее умиротворенное состояние. Когда ты будешь готова , начинай свою речь. Ты увидишь: ее качество напрямую зависит от твоего внутреннего состояния.

Многие « заики , говоря с близкими , совсем забывают о своей проблеме. Но она напоминает о себе в стрессовые моменты. Отрепетируй перед сестрой , своим мужчиной или родителями речь , которую ты собираешься произнести завтра на заседании. Запомни ощущение расслабленности и уверенности в себе , и сохрани их до момента « икс».

Дыхательные упражнения из йоги или цигуна помогают отрегулировать дыхание при заикании. Научись контролировать силу вдоха и выдоха , ритмы приема и вывода воздуха из легких. Повторяй упражнения каждый день , не пропуская: вскоре ты ощутишь , что заикания уменьшились.

Люди частенько заикаются от самого факта своей неровной речи. Это заставляет их терять нить беседы , упускать смысл разговора. Попробуй перенести свое внимание от собственного голоса к идее , которую хочешь донести , или к твоему собеседнику. Сконцентрируйся на проработке речевой информации , ставь акцент не на форму , а на содержание.

Как избавиться от заикания? Когда ты чувствуешь , что заикание подступает , дай себе время на то , чтобы привести дыхание в порядок. Сделай в разговоре паузу и глубоко вдохни. Повторяй вдохи и выдохи , прислушиваясь к своему дыханию. Так ты сможешь контролировать свою речь , а легкие паузы придадут тебе интересной таинственности в глазах собеседника.

Пока ты лечишь свою речь , заручись терпением и энтузиазмом. И в этом тебе поможет хорошая литература и кино. Например , оскароносный « Король Говорит»: почувствуй себя на месте главного героя и пройди с ним весь путь от комплексов , до полной победы.

Способы как избавиться от заикания быстро искала Дарья Мазуркина

источник