Меню Рубрики

Нарушение вегетативной системы заикание

Способность говорить – это главный инструмент общения людей между собой. Красиво звучащая и четкая речь помогает человеку строить карьеру и личную жизнь. Людям с нарушениями речевой функции намного тяжелее реализовываться в этих сферах.

У детей речь еще только формируется. От того насколько правильной и красивой она будет, зависит их будущее. Заикание часто затрудняет развитие и социализацию ребенка, поэтому взрослые должны уделять повышенное внимание борьбе с этим недугом.

В данной статье представлена краткая симптоматика заикания, тики и судороги как основное проявление логоневроза у детей и взрослых, как и чем характеризуется темпо-ритмическая сторона речи и т.д.

Под заиканием (логоневрозом) понимают расстройство речи с характерным повторением или удлинением отдельных звуков, слов или слогов. В результате расстраивается ее ритм и нарушается плавность.

Эта патология часто сопровождается следующими нарушениями: изменяется ритм дыхания, тембр голоса и высота звуков. Их относят к группе расстройств ритмической организации речевой функции.

В его развитии роль играют несколько причин:

  • слабость нервной деятельности;
  • психологические проблемы;
  • психические заболевания;
  • хронические, вялотекущие соматические патологии.

Заикание развивается в результате судорожного состояния мышц, отвечающих за формирование речи.

Оно возникает в результате патологических процессов, развивающихся в структурах головного мозга и черепных нервах. Эта патология реализуется в ходе прерывистой передачи импульсов по нервным волокнам. Она возникает из-за нарушений в речевых центрах головного мозга.

Рассмотрим подробнее, что является основным симптомом заикания.

К первым проявлениям заикания у детей дошкольного возраста относят аритмичность речи. Они появляются из-за судорожных расстройств в мышцах, образующих речевой аппарат.

Сначала у дошкольника страдают следующие речевые характеристики:

  • плавность;
  • интонационная выразительность;
  • паузация;
  • нарушаются логические и фонетические ударения.

У малышей появляется эмболофразия – наличие в речи постоянно повторяющихся посторонних слов и простых фраз. Для дошкольников характерно появление простых эмболов («ну», «э», «вот» и тому подобное). Они образуются, так как малыш не может четко и быстро оформить свою мысль.

В дошкольном возрасте характерно сопровождение заикания массой сопутствующих простых движений. Это происходит ввиду распространения судорожного возбуждения с речевого аппарата на мышцы рядом расположенных частей тела. В первую очередь они распространяются на мышцы лица, надплечий и шеи, затем на руки, туловище, ноги.

Вместе с заиканием малыш совершает следующие действия:

  • теребит пуговицы, носовой платок или края одежды;
  • моргает;
  • покачивает туловищем;
  • подергивает плечом;
  • притопывает;
  • наклоняет голову;
  • закрывает глаза.

Это происходит во время судорожного подергивания мышц.

На начальных этапах заболевания эти проявления у детей появляются в момент начала самостоятельной речи. Заикание усиливается в моменты присутствия незнакомых людей, в новых ситуациях и при волнении. У малышей заикание может исчезать на некоторый период, а затем появляться вновь.

Первыми симптомами в младшем школьном возрасте являются речевые запинки. Они вырабатывают негативный эмоциональный осадок.

У ребенка появляется недовольство и переживания по поводу невозможности нормально говорить, это усугубляет проблему. Состояние ухудшает негативная оценка и насмешки окружающих.

В младшем школьном возрасте особо значимый эффект оказывает негативное влияние учителя на ситуацию. Резкие окрики, высмеивание перед классом, излишне строгое отношение способствуют прогрессированию логоневроза у ребенка.

Появляются типичные для логоневроза проявления:

  • повторение звуков и фраз;
  • усилие, видимое в лицевых мышцах, при произношении;
  • резкое тональное повышение голоса на высоте заикания;
  • речевые блоки.

Часто у детей в этом возрасте после сильного эмоционального потрясения возникает мутизм – ребенок совсем перестает разговаривать. Через какое-то время возобновляется речь, но уже присутствует заикание.

Если заикание появилось ближе к окончанию младшей школы, то у ребенка меняется характер. Он становится замкнутым, малообщительным.

Для подростков характерен рецидив или усиление логоневроза в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет. У него проявляется личностная реакция на речевой дефект. Они болезненно осознают свой дефект, становясь замкнутыми.

Молодые люди избегают публичных выступлений, развивается логофобия. Характерно, что вне ситуаций с публичными выступлениями никаких личностных изменений не возникает.

Из-за невозможности полноценной коммуникации с другими людьми провоцирует неуверенность и уход в себя.

Кроме отказа от коммуникаций, подростки всячески стараются камуфлировать свой речевой дефект. Они отказываются от употребления отдельных звуков и слов в своей речи, заменяя их другими, с которыми не возникает трудностей.

Подростки начинают использовать длительные паузы в разговоре, использовать повторение отдельных фраз, растягивать отдельные звуки.

К начальным проявлениям при логоневрозе у взрослого являются заминки в начале фраз. Люди стараются избегать продолжительных разговоров, стараются изъясняться кратко и четко.

Взрослые избегают публичных выступлений, выражают согласие кивками головы. Человек нервничает при общении с людьми и публичными выступлениями.

У них заикание проявляется следующими признаками:

  • многочисленные повторения звуков слов и слов;
  • удлинение звуков;
  • усиление громкости голоса в начале фразы;
  • напряжение мышц лица и шее при говорении;
  • чувство нехватки воздуха во время разговора;
  • стремление не вступать в общение без крайней необходимости.

Логоневроз имеет характерные клинические проявления, распознавание его не представляет никаких трудностей.

Патологические проявления бывают следующими:

  • физиологические симптомы заикания – у больного присутствуют различные мышечные спазмы и судороги, их локализация — в области лица шеи надплечий реже в других зонах тела;
  • различные нарушения дыхания;
  • появляются различные изменения речи – нарушается ее ритм, темп, изменяется тембр голоса;
  • изменяется произношение звуков, страдает артикуляция;
  • появляются тикоидные гиперкинезы;
  • присутствуют патологические проявления со стороны вегетативной нервной системы;
  • больной пытается камуфлировать свое состояние с помощью речевых и двигательных уловок;
  • у него появляется боязнь говорить.

У больного появляются особенности психических реакций на свою проблему с речью. Появляются страхи, повышенная впечатлительность.

Логоневроз провоцирует патологические сокращения мышц гортани, диафрагмы, неба и языка. Чаще всего они возникают при произнесении гласных звуков.

Различают следующие разновидности спазмов вокального аппарата:

  1. Толчкообразные гортанные.
  2. Вокальные.
  3. Смыкательные.

Различают судороги на выдохе и вдохе. Судорожные сокращения мышц на выдохе сопровождаются ощущениями нехватки воздуха и мощными сокращениями мышц живота.

Речевой процесс предполагает четкую координацию процесса произношения звуков (артикуляция) и дыхания. Нарушение функции дыхания является ведущей причиной развития заикания.

У больных снижен объем вдоха перед высказыванием фразы. Отмечается укорочение голосового выдоха.

При логоневрозе возникают следующие дыхательные нарушения:

  • неравномерность;
  • прерывистость;
  • неустойчивый ритм;
  • наличие кратковременных остановок в процессе дыхания.

Больные испытывают серьезные трудности в голосоподаче. Отмечаются судорожные вдохи в середине слов.

Какой темп речи характерен для заикания? При логоневрозе отмечаются нарушения акустических характеристик речи.

Ритм, темп и плавность при заикании внезапно и вынужденно прерываются. Причиной этого явления считают судорожные сокращения мышц, задействованных в образовании речи.

Голос при заикании отличается глухостью и хриплостью, также он бывает взрывным и твердым. Больной заиканием говорит без использования нижних резонаторов, и голос лишается выразительного тембра. Исчезает мягкость голоса.

Усиление мышечного тонуса, прежде всего, проявляется при произношении согласных звуков. Особенно трудно больному произносит взрывные звуки. Произношение гласных, как правило, не страдает, больным легче говорить нараспев.

Речь этих больных монотонна и бесцветна. У них нарушено разделение носовой и ротовой полости, в результате дисфункции глоточного кольца. Это сказывается на артикуляции и произношении звуков.

При заикании отмечается нарушение общей моторной функции у пациента, в том числе артикуляционной моторики, особенно страдает мимическая моторика.

Моторные нарушения при логоневрозе следующие:

  • выпадение двигательной функции и невозможность совершит движение;
  • мышечные подергивания языка (фасцикуярные, фибриллярные, тремор);
  • атактические нарушения (движение выполняется только под контролем зрения);
  • изменение орального праксиса.

С этими нарушение сцеплено патологическое изменение динамики и статики речевого аппарата.

Сопутствующие патологические движения и тики имеют схожую природу образования с заиканием у детей и взрослых, поэтому нередко присутствуют у больного вместе.

Эти проявления считаются малыми эквивалентами эпиприпадка.

При логоневрозе часто встречаются следующие движения:

  • непроизвольное поднимание бровей;
  • моргание;
  • надувание щек;
  • подергивание уголков рта;
  • вздрагивания;
  • пожимание плечами.

Эти нарушения совместно часто появляются у детей в адаптационный период к новой ситуации и расцениваются как проявления невроза.

У большинства пациентов с заиканием находят патологические изменения вегетативной нервной системы. Для них характерно повышение потоотделения, наличие панических атак, одышка и психогенный кашель.

К психологическим симптомам заикания относятся: речевые уловки, логофобия и фиксированность больного на собственном дефекте, психологические особенности личности с заиканием.

Произвольные моторные нарушения называют уловками. Больной заиканием, таким образом, стремится нивелировать выраженность своего речевого расстройства и замаскировать его от окружающих.

Он исключает из своей речи слова и звуки, которые ему трудно произносит. Заменяет их другими, которые ему легче даются.

К уловкам относят речевые эмболы – несколько раз повторяющиеся, однообразные слова. Еще для этого больной часто произносит слова без звука перед тем, как начать говорить. Он облизывает губы, покусывает кончик языка или губу.

Для пациентов с заиканием характерно особое психопатическое состояние с типичными переживаниями по поводу собственного недостатка.

Для фиксированности на дефекте характерно:

  • тревожность;
  • боязливость;
  • страх перед началом речевой фразы;
  • застревание на дефекте;
  • осознание собственной неполноценности;
  • гипертрофированное представление о нарушении;
  • настороженное отношение к нему.
  • С течением времен степень фиксированности на собственном дефекте у человека нарастает.

    Стойкий страх речевого общения при заикании и появления речевых судорог у заикающихся называется логофобией. Он проявляется в виде боязни речевой коммуникации и избегания подобных ситуаций. Это состояние отягощает течение болезни.

    Логоневроз относится к тем заболеваниям, которые прогрессируют в отсутствии лечения. Выделяют четыре стадии в его развитии.

    Для этой стадии характерно эпизодическое появление заикания. С течением времени периоды с отсутствием заикания укорачивается. Для нее характерны запинки в речи.

    На этой стадии человек испытывает трудности в начале разговора. Дальше у него затруднений не возникает.

    Начало заикания провоцируется какой-либо эмоциональной реакцией. Повышенная тревожность и страх речи отсутствуют.

    Речевые нарушения становятся практически постоянными. Светлые промежутки возникают все реже и быстро проходят. Заикание начинается при эмоциональной нагрузке и при быстрой речи.

    Особую трудность вызывают многосложные слова, на них возникают запинки. Простые слова произносятся свободно.

    У больных встречаются затруднения при коммуникации, возможны сопутствующие движения.

    В этой стадии происходит окончательное становление логоневроза. У больного пока еще нет страха речи и избегания речевых ситуаций. Появляются сложные речевые расстройства. Больной к своему расстройству относится спокойно.

    На этой стадии у больного присутствует выраженная эмоциональная реакция на собственное заикание. Трудности возникают при произношении простых слов. Появляется страх речи и избегание с ней связанных ситуаций.

    Больной в разговоре не использует сложные слова. В тяжелых случаях он полностью отказывается от контактов с окружающими.

    Логоневроз представляет собой серьезную проблему для человека, затрудняет его социализацию и развитие. Он относится к расстройствам, способствующим развитию депрессии, ограничению контактов с окружающими.

    С течением времени заболевание прогрессирует. При отсутствии лечения больной полностью может отказаться разговаривать с окружающими из-за страха речи.

    источник

    Вегетативная нервная система. Для понимания клинических картин ряда нарушений психи­ческого и речевого развития, особенно при заикании

    Для понимания клинических картин ряда нарушений психи­ческого и речевого развития, особенно при заикании, а также патологии речи у взрослых, необходимо учитывать состояние вегетативной нервной системы, которая носит также название автономной. Основная функция этой системы — обеспечение гомеостаза (равновесия внутренней среды организма со внешней средой). Это необходимо, например, для того, чтобы не было на­рушений сердечного ритма, дыхания, перистальтики кишечни­ка, желчного пузыря и т п.

    Состояние гомеостаза достигается за счет постоянства внут­ренних химических процессов, действующих в организме чело­века.

    Сведения о состоянии вегетативной нервной системы на уровне регуляторных систем мозга получает прежде всего гипо­таламус, ствол мозга и спинной мозг, которые посылают корригирующие сигналы в патологические очаги организма. В свою очередь, вегетативные процессы контролируются более высоки­ми по иерархии структурами мозга, и в первую очередь — гипоталамусом.

    Вегетативная нервная система имеет два отдела — симпати­ческий и парасимпатический. Их роли обозначены на рис. 16 (цв. вкл.).

    Вопросы по теме «Строение головного мозга»:

    1. Из каких частей состоит ЦНС?

    2. Чем функционально центральная нервная система отличается от периферической?

    3. Какова природа нервной энергии (импульса, флюида)?

    4. Всегда ли мозг считался субстратом психики?

    5. Какие функции приписывались нервам?

    8. Каков в общих чертах механизм образования синапса;

    9. В чем состоит преимущество большого числа синапсов в моз­ге человека?

    10. Как социальная среда влияет на созревание нервных цепей?

    11. Что означает термин «блок мозга»?

    12. Кто выделил и описал блоки мозга?

    13. Что означает термин «энергетический» по отношению к 1 бло­ку мозга?

    14. Что означает термин «передний блок мозга», и каковы его ос­новные функции?

    15. Что означает термин «задний блок мозга», и каковы его ос­новные функции?

    16. Какой блок мозга называется накопительным, и почему?

    Читайте также:  Как прожить с заиканием

    17. Какой блок мозга называется реализующим, и почему?

    18. Каково значение собственно лобных долей мозга?

    19. Какие доли мозга ответственны за функции осознания, пла­нирования, контроля и регуляции?

    20. Покажите на рис. 5 (см. цв. вкл.) блоки мозга. Назовите их.

    21. Какая борозда разделяет мозг на передний и задний блоки?

    22. Какие отделы энергетического блока мозга вы можете на­звать?

    23. Являются ли правое и левое полушария анатомически само­стоятельными блоками мозга?

    24. В чем основные отличия в функциональной специализацииправого и левого полушарий мозга?

    25. Что означает понятие доминантности полушария?

    26. Что означает понятие субдоминантности полушария?

    27. Что означает термин «полушарная асимметрия мозга»?

    28. Почему термин «асимметрия» пишется с одним «с» и двумя «м»?

    29. Что означает термин «левшество»?

    30. Что такое явное и потенциальное (скрытое) левшество?

    31. О каких особенностях мозговой деятельности может гово­рить левшество?

    32. Надо ли переучивать левшей?

    33. Изменит ли переучивание с левой руки на правую врожденные особенности мозговой организации высшей психической деятельности?

    34. Какие преимущества имеет правша в сравнении с левшой, и наоборот?

    35. Какие преимущества имеет человек с повышенной функциональной активностью правого полушария и повышенной функциональной активностью левого?

    36. Чем грозит гиперактивность правого полушария?

    37. Чем грозит межполушарный конфликт?

    38. У кого левшество встречается чаще — у мужчин или женщин?

    39. Какие виды полей коры, различающихся по иерархии, вы знаете?

    40. Какие виды коры, различающиеся по модальности вы знаете?

    41. 0 каких полях можно сказать, что они функционально однородны?

    42. Какие поля коры называют ассоциативными и почему?

    43. Почему третичные поля коры называют полимодальными?

    44. Какие функции выполняют третичные поля?

    45. Какое расположение имеют разные виды полей по отношению к его ядру?

    46. Что такое зоны перекрытия?

    47. Какие функции соответствуют зоне ТРО?

    48. Какое влияние на речевую функцию оказывают первичные, вторичные, третичные поля коры?

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8837 — | 7552 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    Логоневроз, или заикание – заболевание, связанное с нервной системой. Это возмущение конституции Ветра, которая «управляет всем телом» (Чжуд-Ши).

    Это заболевание часто встречается у 3-5-летних детей, но возникает и у взрослых. Маленькие дети беззащитны перед суровыми реалиями жизни, они страдают от самых различных страхов, чутко реагируют на проблемы в семье и в окружающем мире: скандалы, развод родителей, смерть близкого человека, любимого животного, избиения, регулярное насилие со стороны родителей или со стороны сверстников — всё может повлиять на возникновение логоневроза.

    Заикание иногда становится причиной аутизма. Аутизм характерен замкнутостью ребёнка и уходом в себя, прекращением общения с внешним миром.

    Заикание предполагает не только затруднение речи, но и затруднение при глотании, питье. Причина в том, что и речевые функции, и глотание управляются одним и тем же видом Ветра, который в тибетской медицине называется «Движущим вверх». Анатомически «Движущий вверх» Ветер соответствует шейному узлу симпатического ствола нервной системы («звездчатый» узел), ветви которого достигают глотки, гортани, голосовых связок.

    Поскольку логоневроз связан с возмущением нервной системы, причиной его является психо-эмоциональный фактор. В первую очередь, это сильный испуг – например, ребёнок может напугаться большой собаки. В результате происходит спазм нервных каналов и блокировка нервных импульсов.

    Наиболее подвержены логоневрозу дети с доминирующей конституцией Ветра. Они отличаются:

    • худобой даже при очень хорошем питании,
    • частыми и скорыми перепадами настроения,
    • плаксивостью,
    • возбудимостью,
    • требованием к себе повышенного внимания,
    • трудностью в засыпании.

    Основной причиной заикания является общее расстройство нервной системы, которая характерна:

    • нарушением сна,
    • пугливостью,
    • плаксивостью,
    • эмоциональной зажатостью ребёнка.

    Расстройство нервной системы ребёнка может иметь множество самых разнообразных причин:

    • неадекватное отношение родителей,
    • неправильное воспитание,
    • чрезмерная требовательность,
    • постоянная раздраженность родителей,
    • деспотизм,
    • тирания,
    • притеснения,
    • гиперопека,
    • избалованность,
    • несамостоятельность,
    • стресс в незнакомой среде.

    Заикание может вызвать и механическое внешнее воздействие на «звездчатый» нервный узел или повреждение шейных позвонков (С1-С7) и смещение их из-за родовых травм, падений и ушибов.

    Очень важно проследить, чтобы у ребёнка не было различных вывихов шейных позвонков и повреждения шейного нервного узла. Это может произойти при стремительных родах или при использовании щипцов во время рождения ребёнка. При таком повреждении ребёнок может поперхнуться молоком, страдать от постоянной икоты, срыгивания, вздутия живота. Характерны судороги или безвольно висящие ручки. При этих симптомах необходимо проверить шейный отдел позвоночника и сразу начать лечить.

    В зависимости от первопричины заболевания, условий его возникновения и развития в тибетской медицине применяется тот или иной вид лечения. Хороший лечебный эффект дает сочетание энергетического массажа, иглоукалывания и прижигания биологически активных точек полынными сигарами или полынными конусами (цзю-терапия или моксотерапия).Эти процедуры устраняют защемление нервных окончаний и вправляют позвонки, улучшают циркуляцию крови и энергии в организме, приводят в баланс обменные процессы.

    Лечение может дополняться:

    • приёмом фитопрепаратов тибетской медицины,
    • другими внешними процедурами, например монгольским прижиганием «хорме» (дает успокаивающий эффект) и др.

    Устранить беспокойство детей с возмущенной конституцией Ветер можно коррекцией образа жизни и характера питания.

    Для холодной конституции Ветра очень вредит «холодная иньская» пища, например: сырые овощи, фрукты, холодные напитки (лимонады, соки из холодильника). Не стоит давать этим детям в больших количествах цитрусовые (лимоны, апельсины). Передозировка витамина С («охлаждающий», иньский продукт) приводит к беспокойству, перевозбуждению, нарушению сна и даже судорогам. Чтобы стабилизировать психологическое состояние ребёнка, лучше кормить его горячим супом из баранины, добавлять в блюда согревающие приправы (например, имбирь, чеснок, перец).

    Если заикание возникло на фоне негативного психологического климата в семье, то первое, что необходимо сделать – это привести ситуацию в норму. Родители, безусловно, должны ощущать ответственность перед своими детьми, гармонизировать жизненное пространство семьи.

    Если же это ребёнок из благополучной семьи, и заикание возникло вследствие сильного испуга или травмы, то лечение может быть достаточно быстрым и эффективным. В арсенале тибетской медицины, помимо средств внешнего воздействия, есть и уникальные фитопрепараты, нормализующие конституцию Ветер (состояние нервной системы).

    Во взрослом возрасте логоневроз также может возникнуть вследствие очень сильного стресса, но такие случаи крайне редки. Возможно временное заикание в момент переживаемого страха, которое проходит само собой или после чашки горячего чая и не имеет последствий. Обычно же заикание является побочным симптомом другого, основного заболевания, такого, как перенесенный инсульт или развитие опухоли, механически препятствующей прохождению нервного импульса. В этом случае лечение назначается с учётом основного заболевания и направлено на устранение первопричины недуга.

    Заикание – это заболевание, которое требует самого серьёзного к себе отношения. Оно успешно лечится средствами тибетской медицины — важно только вовремя начать лечение, чтобы болезнь ушла навсегда.

    Набор процедур по фиксированной стоимости. Идеально подходит для лечения любых заболеваний.

    Отлично дополняет процедуры и лечит вас изнутри.

    С него начинается любой комплексный сеанс лечения.

    Улучшает кровообращение и кровоснобжение

    Воздествует на биологически активные точки активизируя процесс выздоровления.

    источник

    Афазии — расстройства речи, обусловленные поражением корковых речевых зон (нижнелобная извилина или теменно-височно-затылочный отдел) в доминантном полушарии. Афазии — приобретенные в любом возрасте (у ребенка — после 3 лет) речевые расстройства. Они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи.

    У взрослых афазии возникают чаще вследствие нарушений кровообращения в центральной нервной системе, кровоизлияний (инсультов) в корковые речевые зоны. В детском возрасте афазии могут развиться после черепно-мозговых травм, приводящих к повреждению корковых речевых зон или кровоизлияниям в них. Иногда внутричерепные кровоизлияния у детей и взрослых могут быть связаны с неправильным строением мозговых сосудов, с болезнями крови, при которых нарушается свертываемость крови (например, гемофилия) или поражается сосудистая стенка. Кроме того, афазия может возникать после перенесенных воспалительных заболеваний мозга (энцефалитов). В этих случаях она часто сочетается с нарушениями интеллекта. Таким образом, афазия может возникать самостоятельно как определенный очаговый симптом при мозговых заболеваниях; чаще всего она сочетается с другими нарушениями (параличами и парезами), а также интеллектуальными расстройствами.

    Механизм афазии очень сложен. В его основе лежит распад речевого стереотипа. В результате этого больной утрачивает навыки произношения или возможность понимания чужой речи. В зависимости от преобладания тех или других расстройств (навыков произношения или понимания обращенной речи) различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) афазию. Моторная афазия развивается в результате поражения коры левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения. Его утрата не связана с параличами мышц артикуляционного аппарата: движения речевых органов у больного сохранены, но он утратил навыки произвольных движений. Эта утрата навыков произвольных движений речевого аппарата при отсутствии параличей называется речевой апраксией.

    Моторная афазия проявляется полной или частичной утратой собстевннойй речи. В тяжелых случаях сохраняются только отдельные восклицания и больной объясняется с помощью выразительной мимики и жестов; иногда остаются отдельные слова или звукосочетания. В более легких случаях сохраняются некоторые cлова, из которых больной строит простые предложения. Предложения эти очень однообразны. В них преобладают имена существительные и инфинитивные формы глаголов. Это своеобразный “телеграфный стиль” речи. Характерной особенностью моторной афазии является искажение слов в результате перестановки или пропуска отдельных звуков (букв). Такие нарушения называются литеральной парафазией (от латинского слова “литера” — буква). Слова могут искажаться и за счет замены одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению. Эти искажения слов называются вербальными парафазиями.

    Следующей характерной особенностью устной речи больных моторной афазией являются нарушения грамматического строя речи (неправильные окончания вне зависимости от грамматических правил, пропуски предлогов и т.д.). Эти расстройства называются аграмматизмами. В меньшей степени при моторной афазии страдает повторение. Больной обычно говорит медленно, с большим трудом подбирая слова, неохотно и мало.

    Больные моторной афазией более или менее хорошо понимают обращенную к ним обиходную речь. При необходимости понять более сложные грамматические конструкции они, как правило, испытывают затруднения (это же имеет место в письменной речи). Некоторые из них безошибочно пишут простые, привычные фразы. Во фразах более сложных грамматических конструкций встречаются характерные ошибки. Эти ошибки сходны с теми, которые наблюдаются в их устной речи. Здесь речь прежде всего идет об аграмматизмах, пропусках и перестановках букв в словах. Такое явление носит название литеральной параграфии. Отмечаются замены слов совершенно другими по смыслу. Это явление называется вербальной параграфией. Некоторые больные вообще не в состоянии читать. В случаях хотя бы частичной сохранности способности читать наблюдаются те же ошибки, которые больные допускают в устной и письменной речи (прежде всего перестановка букв в словах). Такое явление называется парадексией. Чтение приобретает угадывающий характер. Нарушается понимание смысла прочитанного.

    Встречаются особые формы моторной афазии, когда нарушена только устная речь (чистая мотооная афазия) при полной сохранности письменной речи. Кроме того, при моторной афазии могут быть нарушены произвольная речь и письмо, а повторение и списывание сохранны.

    Процессы мышления при моторной афазии могут нарушаться по-разному. В одних случаях мышление нарушено незначительно, больной полностью осознает и переживает свои ошибки. В других случаях более отчетливо нарушаются абстрактные формы мышления. Снижается критическое отношение к своему состоянию. Выраженность нарушений мышления зависит как от тяжести самого болезненного процесса, вызвавшего афазию, так и от состояния интеллекта больного до болезни, его общего культурного и профессионального уровня.

    Сенсорная афазия развивается при поражении в области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазий больной слышит, но не понимает обращенную к нему речь, при этой форме афазии поражается гностический центр речи (центр Вернике). Поэтому сенсорная афазия по своему механизму является речевой агнозией, при которой больной имеет нормальный слух, но не узнает звуков речи, не понимает смысла слов.

    Главным проявлением сенсорной афазии служит полная или частичная утрата понимания обращенной речи. Элементарный слух остается сохранным. Однако больной воспринимает речевые звуки как нечленораздельные шумы. Различают акустико-гностическую и акустико-мнестическую формы сенсорной афазии.

    Основу дефекта акустико-гностической афазии составляет нарушение слухового гнозиса. Больной не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы (расстраивается фонематический анализ). В результате этого искажается и нарушается понимание смысла отдельных слов и предложений. Выраженность этих нарушений может быть различной. В наиболее тяжелых случаях обращенная речь вообще не воспринимается и кажется речью на иностранном языке. Эта форма возникает при поражении задней части верхней височной извилины левого полушария. Тесные связи между сенсорными и моторными центрами обусловливают некоторые нарушения при сенсорной афазии и моторной речи. Устная (моторная, экспрессивная) речь больных характеризуется нарушениями структуры слов, их смысловой значимости, повторениями отдельных слов. Наиболее характерной особенностью устной речи больных является наличие, как и при моторной афазии, парафазии, что приводит к нарушению, искажению, различным изменениям структуры слов и их понимания. Наряду с этим характерна повышенная речевая активность, иногда в виде неудержимого бессмысленного словарного потока (логорея).

    Читайте также:  Как психологи лечат заикание у детей

    Контроль над собственной речью нарушен. При сенсорной афазии всегда нарушаются чтение и письмо. В отдельных редких случаях больной может читать вслух, не понимая смысла прочитанного и не сознавая своих ошибок. Во время чтения и письма больной допускает пропуски букв, перестановки слов и слогов, грубые искажения смысла слов. Иногда наблюдается слитное написание двух слов (контаминации) при письме под диктовку.

    В тяжелых случаях письмо распадается полностью; в более легких нарушается звуковой состав слов. Особенностью афазии в детском возрасте является частое сочетание моторных и сенсорных нарушений. Кроме того, у больных афазией детей наблюдаются более выраженные расстройства мышления и (иногда) поведения Однако у детей афазии наблюдаются относительно редко. Это связано с большими компенсаторными возможностями детского мозга.

    При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов левой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает название предметов. Поэтому основные нарушения речи выражаются в большом числе вербальных парафазии и затруднениях при необходимости назвать предметы. Причем подсказка в виде произнесения первых слогов обычно не помогает. Понимание речи при этой форме афазии более сохранно. Не наблюдается также и грубого распада звуковой и смысловой структуры слов. Поэтому письмо остается более сохранным

    Семантическая афазия обусловлена поражением височно-теменно-затылочной области левого полушария. Основной признак семантической афазии — затруднения при необходимости понимать сложные логико-грамматические конструкции. В наибольшей мере это относится к тем из них, которые выражают пространственные отношения. В связи с этим затруднено понимание инструкций типа: “Нарисуй круг над крестом”, “Нарисуй крест под кругом” и т.д. Кроме того, имеются затруднения в понимании грамматических структур, отражающих сравнительные (больше-меньше, старше —младше, выше —ниже и т.д.), а также временно-пространственные (перед, после и т. д.) отношения.

    При семантической афазии отмечается также и забывание слов. Однако подсказка в виде произнесения первого звука или слога при этом варианте афазии помогает больным воспроизвести все слово.

    Между сенсорным и моторным центрами речи существует тесная связь. Симптомы афазии, особенно в детском возрасте, в большинстве случаев носят смешанный, сенсомоторный характер. Кроме того, при сенсорной афазии всегда несколько искажается моторная речь, а при моторной афазии имеют место и некоторые сенсорные нарушения. Афазия получает название моторной или сенсорной в зависимости от преобладающего при этом нарушения.

    Диагностика афазии представляет определенную сложность. Это прежде всего связано с клинической неоднородностью одних и тех же симптомов на разных этапах развития афазии.

    Алалия — системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Таким образом, алалия отмечается только в детском возрасте. Возникает она при раннем поражении мозга в возрасте до 2,5—3 лет. т.е. когда ребенок еще не овладел речью как средством обшения. Ал алии, так же как и афазии, делятся на моторные и сенсорные.

    Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи.

    Отмечается недоразвитие как лексико-грамматической, так и фонетической стороны речи. Ребенок испытывает специфические затрудения в построении фраз, искажает слоговую структуру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). Отмечаются бедность активного словаря, нарушение звукопроизносительной стороны речи. Последние, как и при моторной афазии, в первую очередь связаны с проявлениями оральной апраксии. Понимание обращенной речи относительно сохранно. Однако при специальном обследовании выявляется недостаточность и сенсорной речи, особенно ее семантической стороны (обычно затруднено понимание различных логико-грамматических конструкций). При моторной алалии наблюдаются также нарушения письменной речи.

    Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания обращенной речи при сохранном элементарном слухе. При сенсорной алалии отмечается недостаточность более высокого уровня слухового восприятия (нарушения слухового гнозиса), поэтому ребенок не понимает обращенной к нему речи. При сенсорной алалии всегда имеет место недоразвитие и моторной речи. Это связано с тем, что развитие понимания речи, накопление сенсорного словаря всегда предшествуют формированию собственной речи ребенка. Деление алалии на моторную и сенсорную еще более условно, чем при афазии.

    Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. Из этого определения следует, что при дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает произношение отдельных звуков в изолированном виде и особенно в слитной речи. Кроме того, страдают темп, выразительность, модуляция. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения, При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится совсем непонятной или невозможной за счет полного паралича речедвигательных мышц. Такое нарушение называется анартрией.

    При дизартрии наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи часто может отмечаться задержка развития или недоразвитие других компонентов речевой системы (лексико-грамматическая сторона речи, фонематический слух и др.), а также общей моторики. Общими клиническими признаками дизартрии являются: 1) нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения мозга; 2) ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизношения. Прежде всего нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения, это прежде всего поднимание языка вверх. В результате этого расстраивается в первую очередь произношение переднеязычных звуков (р, л, т). При дизартрии нарушаются согласованные движения мышц речевого аппарата, поэтому нарушается произношение многих звуков, требующих этих согласованных движений. Нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке, когда важны согласованные движения артикуляционного аппарата. При парезе круговой мышцы рта ограничена подвижность губ. Ребенок не может вытянуть их вперед трубочкой или растянуть углы рта в улыбке. В связи с этим нарушается произношение губных звуков (б, п, м, в, ф). За счет уменьшения резонаторной полости грубо искажается звукопроизношение. Парезы и параличи губных мыщц обычно сочетаются с нарушением функции других мимических мышц нижней части лица, так как мускулатура губ иннервируется лицевым нервом.

    При дизартрии мягкое нёбо обычно малоподвижно в результате нарушения иннервации нёбных мышц. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточками языко-глоточного и блуждающего нервов. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их ядер или подъядерных связей различают периферический и центральный парез мышц мягкого нёба. При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок (открытая гнусавость). При поражении блуждающего нерва открытая гнусавость и артикуляционные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и нарушением голоса (афония) вследствие частичного или полного нарушения функций внутренних мышц гортани.

    Характерной особенностью дизартрии является нарушение голосообразования за счет нарушений иннервации мышц гортани. Голос при дизартрии обычно слабый, с расстройством модуляции. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. При парезах мышц голосового аппарата вибрация голосовых связок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Могут иметь место нарушения произношения звонких согласных и их замена глухими, артикуляция которых осуществляется при несомкнутых и неколеблющихся голосовых связках. Все движения гортани связаны с движениями языка. нёба и нижней челюсти, поэтому нарушение голоса и артикуляционные расстройства чаще всего наблюдаются вместе.

    При дизатриях наступают также нарушения дыхания. Они могут быть связаны с парезом дыхательных мышц, с нарушением центральной регуляции дыхания, с расстройством координации между дыханием и артикуляцией. Нарушения дыхания проявляются в виде укороченного выдоха, нарушений ритма дыхания особенно в момент речи. Многие дети, несмотря на то что у них постоянно полуоткрыт рот, выдыхают через нос; произвольное же дыхание через рот часто оказывается невозможным. При некоторых дизартриях наблюдается усиленное слюнотечение (гиперсаливация). Гиперсаливация особенно характерна для псевдобульбарной дизартрии, что связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто усиливается за счет слабости ощущений в архикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля. У детей особенно часто встречается псевдобульбарная дизартрия. Эта форма дизартрии наблюдается при псевдобульбарном параличе. При псевдобульбарной дизартрии отмечаются повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого нёба, слюнотечение, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания. Речь смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный. Бульбарная дизартрия наблюдается при бульбарном параличе, она отличается от псевдобульбарной дизартрии тем, что помимо нарушения глотания, поперхивания при еде, попадания пищевых масс в нос, нарушения голосообразования (голос глухой с носовым оттенком), нарушения звукопроизношения (речь смазанная, малопонятная), ограничения подвижности мягкого нёба, неподвижности голосовых связок отсутствуют глоточный и нёбный рефлексы, выражена атрофия мышц языка и глотки.

    При поражении подкорковых отделов мозга наблюдается подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия. Характерными чертами этой формы дизартрии являются непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые связки, губы то резко напряжены, то расслаблены), выраженные нарушения модуляции, выразительности, темпа речи. Иногда возникают гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования. При поражении мозжечковой системы развивается мозжечковая форма дизартрии, которая характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушением темпа и плавности речи. Речь носит замедленный, толчкообразный характер. Нарушены модуляции. Отсутствует правильная расстановка ударений. Наблюдается затухание голоса к концу произнесения фразы. При поражении корковых зон в области передней центральной извилины, где происходит анализ импульсов из мыщц артикуляционного аппарата, возникает корковая дизартерия. Она характеризуется более изолированными нарушениями произношения отдельных звуков, отсутствием слюнотечения и нарушений голосообразования.

    Нарушения чтения и письма — дизлексия и дисграфия — часто сочетаются с афазией и алалией, но иногда могут отмечаться и изолированно. Чтение и письмо являются наиболее поздними в филоонтогенезе высшими корковыми функциями, которые формируются в процессе специального обучения. В осуществлении этих функций наибольшее значение имеют наиболее поздно формирующиеся отделы коры головного мозга, в основном теменно-височно-затылочная область левого полушария. Кроме того, эти функции становятся возможными при тесном взаимодействии зрительного, слухового и двигательного анализаторов, а также при определенном уровне развития произвольных действий. Для чтения и письма необходимы свободные произвольные движения глаз за строкой текста, а также координированные движения руки и глаза (для письма).

    При различных поражениях центральной нервной системы могут отмечаться расстройства чтения и письма. Поскольку письменная речь тесно связана с устной речью и мышлением, при их нарушении может расстраиваться, недоразвиваться письменная речь. Одним из важных направлений в предупреждении нарушений письменной речи является своевременное преодоление в дошкольном возрасте дефектов устной речи и развитие фонематического слуха.

    Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы

    Заикание — это нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. При заикании нарушается преимущественно коммуникативная функция речи. Чаще всего заикание начинается в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период наиболее интенсивного развития коммуникативной функции речи. У детей с общим недоразвитием речи, моторной алалией заикание возникает преимущественно в возрасте 6 —7 лет. когда начинает формироваться фразовая речь как средство обшения. Существует несколько форм заикания, среди которых наиболее часто встречаются невротическая и неврозоподобная формы. Кроме того, выделяют еще органические формы заикания.

    Механизм заикания изучен недостаточно. Предполагается, что определенную роль в его развитии играет врожденная или paз приобретенная недостаточность систем, осуществляющих моторные механизмы речевой деятельности. На фоне недостаточности определенное значение имеет нарушение корковой нейродинамики с образованием “изолированного больного пункта” (по И.П.Павлову) в коре головного мозга.

    Заикание чаще начинается с тонических судорог в дыхательной и голосовой (фонаторной) мускулатуре; затем происходит постепенное распространение и на мышцы артикуляционного аппарата. При заикании всегда нарушено речевое дыхание, наблюдается усиление тонуса фонаторной и артикуляционной мукулатур. При попытках к речи в мышцах речевой мускулатуры возникает судорога. В зависимости от характера этой судороги различают тоническое и клоническое заикание. При тоническом заикании ребенок не может разжать рот и начать речь, “застревает” на первом звуке. Например, слово мама он произносит как ма-ма. При клоническом заикании в начале речи возникает клоническая судорога в речевой мускулатуре, поэтому слово мама ребенок произносит как м-а-а-ма. Чаще отмечается смешанная форма заикания: тонико-клоническая (с преобладанием тонического спазма) или клонико-тоническая (с преобладанием клонических судорог).

    При заикании наблюдаются различные сопутствующие речи дополнительные движения; главным образом это касается мышц лица (раздувание ноздрей, подергивание глаз, щек и т.д.). Иногда сопутствующие движения наблюдаются и в конечностях. Характерны также различные вегетативно-сосудистые нарушения (покраснение лица, расстройства пульса, дыхания, усиление потоотделения и т.д.). Все проявления заикания резко усиливаются при необходимости общения, особенно с незнакомыми людьми.

    Читайте также:  Как проявляется форма неврозоподобного заикания в клинической картине

    Органические формы заикания возникают после очаговых поражений центральной нервной системы (энцефалитов, менингитов, менингоэнцефалитов) в области подкорковых узлов мозга. Органическое заикание обусловлено гиперкинезами мышц артикуляционного аппарата, дыхательной и фонаторной мускулатуры. Часто отмечаются также насильственные движения в мышцах лица, шеи, конечностей. Органическое заикание всегда сочетается с дизартрией, обычно подкоркового или мозжечкового типа. При органическом заикании более выражены неврологическая симптоматика, нарушения психической деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Заикание как сопутствующий синдром может также встречаться при разных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, олигофрения).

    Заикание необходимо отличать от расстройств темпа речи (тахиалия и брадилалия). Тахилалия — это ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму речь. Брадилалия — это замедленная, растянутая речь. Тахилалия и брадилалия могут быть обусловлены врожденными особенностями нервной системы, эмоциональным состоянием (тахилалия — при эмоциональном возбуждении, брадилалия — при угнетении). Иногда они обусловливаются дисфункцией подкорковых отделов мозга. Но в отличие от заикания при тахи- и брадилалии отсутствуют судороги мышц речевого аппарата, Тахилалия в сочетании с нарушениями артикуляции голоса может вызвать своеобразные заминки в речи, которые называются спотыканиями. Такие заминки отмечаются, например, в момент поиска нужного слова. При тахилалии не наблюдается судорог в мускалатуре речевого аппарата (в отличие от заикания).

    источник

    Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

    Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

    Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

    Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

    У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

    Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

    Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

    Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

    Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

    Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

    При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

    Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

    Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

    Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

    Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

    Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

    Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

    Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

    источник

    Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
    При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до 3,5 лет.

    Причины заикания.
    Все причины условно можно разделить на две группы: предрасполагающие и вызывающие.

    К предрасполагающим факторам относятся:

    • невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
    • психологические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
    • наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости нервной системы).
    • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

    Вызывающие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными.

    Физиологические причины:

    • физические заболевания с энцефалитическими последствиями;
    • травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; о
    • органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
    • истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани.

    Психические и социальные причины:

    • кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
    • острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
    • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
    • двуязычие: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
    • подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;
    • переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
    • неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.

    Первые признаки заикания

    — Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
    — Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
    — Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
    — Вынужденные остановки в середине слова, фразы;
    — Затруднения перед началом речи.

    Если Вы видите в речи малыша хотя бы одно из этих проявлений, оформите заявку (внизу страницы) или позвоните нам:

    Нужна консультация невролога? Запишитесь на консультацию в
    по телефону +7 (495) 150-43-47
    или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

    источник