Меню Рубрики

Направление обследования речи при заикании

Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.

Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.

Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.

Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого “речевого статуса”. Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной

Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:

Фамилия, имя, отчество обследуемого.

Дата рождения (год, месяц, число).

Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого.

Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.

Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися).

А. Сбор анамнестических сведений

Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.

— Наличие алкоголизма у родителей.

— Нервно-психические заболевания родителей.

— Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.

— Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.

— Заикание у сестер и братьев.

— Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.

— Характерологические особенности отца и матери.

Беременность и роды у матери

— От какой беременности родился обследуемый (ая).

— Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери.

— Особенности внутриутробного развития.

— Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности;

другие заболевания и вредности.

— Особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.).

— Особенности течения послеродового периода (закричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, родовые травмы).

— Приложен к груди (сразу; на. сутки).

— На грудном (искусственном) вскармливании до.

— Формирование навыка опрятности.

Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста

— Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

— Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

— Адаптация в дет. яслях, дет. саду.

— Основные черты характера (спокойный — возбужденный, подвижный — замедленный, уравновешенный — капризный и т.д.).

— Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).

— Время появления гуления и лепета. . — Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).

— Время появления первых слов.

— Время появления простой фразы.

— Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.

— Наличие и выраженность итераций.

Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).

Условия воспитания ребенка

— Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).

— Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;

при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении.

— Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).

Культурно-бытовые условия в семье.

— Возраст, в котором появилось заикание.

— Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).

— Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

— В каких условиях облегчается — ухудшается речь.

— Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).

— Отношение ребенка к своему речевому дефекту.

— Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования — детский сад, школа). — Продолжительность и результативность лечения и обучения.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

— Имеют ли место частые конфликты в семье — чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость,

неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).

— Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.).

Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

— Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка.

— Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).

— Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.

— Уровень развития игровой деятельности ребенка.

— Склонность ребенка к определенным играм.

— Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.

— Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.

— Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

— Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).

Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

— Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу.

— Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т.п.). Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.

— Характер контактов со сверстниками.

— Характер взаимоотношений с родителями.

— Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.

в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты:

— Наличие логофобии и возраст, в котором она появилась.

— Какие меры принимались для коррекции заикания.

— Какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи.

Б. Анализ заключения специалистов

Анализируются состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога)

Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.

В. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка

Анализируются общее развитие ребенка, особенности деятельности.

Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям;

добросовестно или нет выполняет задания логопеда и

воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам “Программы воспитания в детском саду” (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чем они проявляются).

Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.

—повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость.

— особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.).

Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.

Характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).

Состояние психических функций:

— особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);

— характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);

— особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения;

— особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.). Для учащихся младших классов обязательно учитывается успеваемость, предпочтение тех или иных предметов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках.

Психолого-педагогическая характеристика подростка и взрослого составляется с участием психолога и/ или психиатра. Это связано с тем, что хроническое течение заикания существенно меняет условия формирования личности.

Г. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

Процедура обследования общих произвольных движений у детей дошкольного возраста

I. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

Отмечается: удержание позы, схождение с места, балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.

б) определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться двумя ногами; прыжок не удается.

3. Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички);

ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;

маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одновременно; движения не всегда одновременны; одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, “пальчики здороваются”; 4) застегивание и расстегивание пуговицы, завязывание шнурков.

Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:

а) поднять брови (“удивиться”);

б) прищурить глаза (“яркое солнце”);

в) сморщить нос (“кислый лимон”);

г) улыбнуться (“веселый клоун”);

д) надуть щеки “толстый помидор”);

е) выпятить губы (“имитация свиста”).

Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная;

недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

Процедура обследования артикуляционной моторики

Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих артикуляционных поз под счет логопеда до 10:

а) удержание губ в позе “улыбка” (как при звуке “и”);

б) удержание губ в позе “овал” (как при звуке “о”); в) удержание губ в позе “трубочка” (как при звуке “у”); г) удержание языка в позе “лопаточка”; д) удержание языка в позе “иголочка”; е) удержание языка в позе “парус”; ж) переключение движений губ (“улыбка” — “трубочка”); з) касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта (“часы”); и) касание кончиком языка у верхних и нижних зубов (“качели”); к) пощелкать языком (“лошадки”).

Читайте также:  Святые исцеляющие от заикания

Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объеме; движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно; отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема, точности и переключаемости артикуляционных движений.

Д. Обследование речевой функции

1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая).

2. Характеристика движений органов артикуляции. (Характеристика пишется на основе исследования артикуляционной моторики, см. пункт “Г”.)

3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематического слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова.

4. Лексический строй речи — количественная и качественная характеристики словаря.

5. Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи).

6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.

7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно (или уловочно); замедлен значительно; неровный).

8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немодулированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).

9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмичное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное; напряженное и пр.).

10. Выраженность заикания в различных видах речи:

4) в автоматизированных рядах;

7) в вопросно-ответной речи;

8) в рассказе по заданной теме;

9) при пересказе прочитанного;

11. Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные.

— дыхательные: инспираторные; экспираторные;

— голосовые: вокальные; смыкательные голосовые;

— артикуляционные: губные; язычные; судороги небной занавески.

13. Наличие трудных звуков (звукофобия).

14. Наличие эмоционально значимых речевых ситуаций (подробно перечислить данные ситуации).

15. Наличие речевых уловок: (замены слов; перестановки слов; эмболофразии; произвольное ограничение речевого общения).

16. Наличие насильственных содружественных движений и их характер.

17. Субъективные ощущения, испытываемые заикающимся в момент речевых затруднений: напряжение в губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке; напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в области диафрагмы; общее мышечное напряжение; скованность; трудности дыхания и т.п. (Эти данные выясняются только у подростков и взрослых.)

18. Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).

19. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания, сочетание речи с движением.

20. Реакция на помощь собеседника: положительная;

21. Отношение к речевому дефекту: адекватное; неадекватное; сверхценное.

22. Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный и пр.

23. Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность.

24. Влияние эмоционального состояния на проявление заикания.

25. Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное.

26. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.

27. Определение степени выраженности речевых судорог: легкая степень; средне-легкая; заикание средней степени тяжести; средне-тяжелая степень заикания; тяжелая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания.

Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.

В заключении логопед отражает:

— наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);

— особенности речевого и моторного онтогенеза;

— значение психогении в возникновении заикания;

— возраст появления заикания;

— тип и локализация судорог;

— зависимость проявления судорог от эмоционального состояния;

— наличие других дефектов речи.

Таким образом, логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную.

Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматической сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.

В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического поражения ЦНС. Заикание появилось постепенно на фоне некоторой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхательно-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания.

источник

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми:

1. Соблюдение режима молчания

2. Правильное речевое дыхание.

3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

4. Нормализация просодической стороны речи .

5. Психологический способ лечения заикания.

6. Применение новых компьютерных программ.

Основные направления коррекционной работы с заикающимися

Заикание является сложным речевым расстройством, для преодоления которого применяется комплекс различных коррекционных работ, состоящий из лечебно–педагогических мероприятий. При устранении заикания необходимо воздействие на весь организм заикающегося, следует провести работу, направленную на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося. При организации коррекционной работы следует опираться на результаты комплексного обследования заикающегося, которые позволяют учитывать конкретную форму нарушения ритма и плавности речи и соответственно определить основные направления лечения. Коррекционные методы предусматривают совместную работу врача невропатолога, учителя-логопеда, педагога — психолога.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что и обследование и коррекция заикания должны быть основаны на комплексном подходе.

Ведущим направлением логопедического воздействия на заикающихся детей является работа над речью, которая состоит из нескольких этапов и начинается, как правило, с соблюдения режима молчания (продолжительность этапа от 3 до 10 дней). Благодаря этому режиму затормаживаются прежние патологические условные рефлексы, поскольку ребенок больше уже не производит свою судорожную речь. Также в период молчания заикающийся успокаивается в психологическом плане, ему не приходится больше испытывать переживаний по поводу своего дефекта. После окончания режима молчания происходит переход к работе непосредственно над речью, которая будет протекать теперь в более благоприятных для снятия речевых судорог условиях.

Так как игра является ведущей деятельность дошкольников, в логопедической практике чаще всего работа по развитию речи с детьми этого возраста проводятся в непринужденной игровой форме. Именно в игре происходит всестороннее развитие ребенка, формируется не только речь, но и мышление, произвольная память, самостоятельность. На основе именно такого подхода происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.

Коррекция речевого общения детей школьного возраста тесно связана с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью. В ходе логопедической работы школьники получают достаточно умений и навыков, необходимых для активного использования полученных знаний в целях адекватного взаимодействия с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях.

Следует отметить, что для успешного преодоления заикания, необходимым является такая организация логопедических занятий, чтобы заикание на них полностью отсутствовало. Для достижения этой цели логопедами применяются такие формы речи, которые позволяют снять речевые судороги. К таким видам относятся:

  1. сопряженная речь (речь вместе с логопедом);
  2. отраженная речь (повторение за логопедом отдельных слов, небольших фраз, сохраняя при этом заданный темп и ритм речи);
  3. ритмическая речь (отбивание ритма на каждом слоге или на ударном слоге в слове);
  4. шепотная речь.

Переход к самостоятельной речи осуществляется постепенно, только на заключительных этапах логопедической работы ребенок переходит к эмоциональной речи.

Исследователями и практиками были разработаны и другие, специфические приемы коррекции речи заикающихся детей. Н. А. Чевелевой была разработана методика по устранению заикания у школьников в процессе ручной деятельности. Воспитание речи по этой методике проходит в несколько этапов: сопровождающая речь с опорой на наглядные предметы и действия, завершающая речь о выполненном действии, предваряющая речь без опоры на прошедшее действие, закрепление активной речи или контекстная речь. Несколько на иных теоретических позициях построена методика А. В. Ятребовой. Она предложила систему коррекционного обучения, основанную на применении в работе с заикающимися детьми комплекса коммуникативных упражнений, направленную на формирование у них навыков свободного общения.

Несмотря на то, что в логопедической практике применяется большое количество разнообразных приемов и методов, направленных на работу над речью детей с заиканием, многие специалисты, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного лечения этого нарушения.

Основой для правильной речи является правильное речевое дыхание. Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при устранении заикании становится воспитание правильного речевого дыхания.

Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется:

  1. дыхательная гимнастика;
  2. упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха;
  3. упражнения для воспитания правильного выдоха;
  4. дыхательные упражнения с движениями.

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Также известно, что при заикании нарушается сила, скорость, объем движений артикуляционного аппарата, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой, поэтому заикающемуся ребенку очень важно научиться расслаблять, контролировать мышечное напряжение, снимать зажимы и спазмы артикуляционного аппарата. Авторами наиболее распространенных методик по устранению заикания применяются такие коррекционные приемы, как артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

Артикуляционная гимнастика помогает добиться четкости произношения, снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, развивает силу, точность, координацию движений. Для достижения вышеперечисленных целей осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц, применяются статические и динамические упражнения. При выполнении гимнастики важно формировать дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность и произвольность артикуляционных движений.

Большое влияние на нервную систему заикающегося ребенка оказывает артикуляционный массаж. Это отражается в изменениях общей нервной возбудимости, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом состояние центральной нервной системы. Также при воздействии массажа снимается напряжение в спастических мышцах, и, наоборот, повышается тонус слабых и вялых мышц артикуляционной мускулатуры, увеличивается оббьем и амплитуда артикуляционных движений, происходит активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, плотное нажатие, вибрация и поколачивание.

Так как речь заикающихся детей интонационно бедна и монотонна, еще одним основным направлением коррекции заикания считается работа над выразительностью речи.

Логическая выразительность – важнейшее условие любого вида речи. Сюда входит:

  1. интонация;
  2. логическое ударение;
  3. логическая пауза.

Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

  1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
  2. Нормализация процесса речевого паузирования.
  3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов. Основными элементами интонационных упражнений является отработка восходящей и нисходящей интонации, а также проводится работа над ритмико-интонационным членением речевого потока. Детям рекомендуется наблюдать за речью окружающих людей, что позволяет сравнить и проанализировать интонационно-окрашенное и монотонное звучание.

При заикании отмечается многообразие моторных нарушений (неустойчивость мышечного тонуса, нескоординированность и хаотичность движений, замедленная переключаемость от одной серии движений к другой, уловки и вспомогательные движения), а также нарушения темпа и ритма речи. Специалисты считают, что эти нарушения требуют для своей коррекции комплексное воздействие, в состав которого обязательно должны входить средства логопедической ритмики.

Для преодоления заикания логопедическая ритмика дает следующее:

  1. развивает общую моторику, моторику рук, кисти, пальцев;
  2. нормализует темп и ритм речевых движений;
  3. развивает просодику речи;
  4. способствует преодолению разного рода лишних, в том числе сопутствующих движений;
  5. развивает дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха;
  6. способствует снятию речевой судорожности;
  7. развивает слуховое и зрительное восприятие, внимание и память.

Средствами логопедической ритмики является система постепенно усложняющихся ритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.

Вопросу необходимости поэтапного и дифференцированного использования логопедической ритмики в коррекции заикания посвящена отдельная работа Г. А. Волковой. Еще одна эффективная методика, основанная на ритмизации речи, была предложена Л. З. Арутюнян. Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы.

Постоянные затруднения в речи травмируют психику больных детей, вызывая различные невротические расстройства. Поэтому большое значение при лечении заикания приобретает применение различных форм психотерапевтических воздействий: групповая психотерапия, аутогенные тренировки, самовнушения, гипноз, релаксационные упражнения. Все эти формы применяются для того, чтобы заикающийся ребенок мог научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения и усталости, чувствовать себя спокойно и раскрепощено.

Читайте также:  Священник который лечит заикание

Впервые психологический способ лечения заикания был изложен в работе Г. Д. Неткачева. Современную методику, в которой наиболее полно учитываются различные стороны клинико-психологической картины заикания, предложил В. М. Шкловский.

Однако не все специалисты признают эффективность психотерапии в комплексе лечения психологических отклонений заикающихся детей. Невропатологами чаще всего применяются медикаментозные средства (настойка пустырника, фенибут, транквилизаторы), чтобы нормализовать деятельность центральной и вегетативной нервной системы, устранить судороги, нормализовать психологическое состояние больного. Но, к сожалению, вопрос о том, какой метод более продуктивен, остается открытым.

Тем не менее, большинство специалистов сходятся в том, что для лечения нервной системы недостаточно только приема соответствующих лекарств или выполнения специальных процедур. Начинать следует с обеспечения для заикающихся комфортных условий жизни, которые способствовали бы укреплению нервной системы и всего организма в целом. К этим условиям относят:

  1. правильный режим дня;
  2. полноценное питание с исключением возбуждающе действующих на нервную систему продуктов (острая пища, шоколад, крепкий кофе);
  3. спокойный и достаточно продолжительный сон (для детей особенно важен дневной отдых);
  4. достаточное пребывание на свежем воздухе (прогулки);
  5. не перегружать ребенка выполнением домашних заданий, так как на любое физическое и умственное перенапряжение ответной реакцией станет усиление заикания;
  6. полноценный летний отдых без перегревания на солнце;
  7. закаливание;
  8. занятия спокойными и наименее опасными видами спорта (типа плавания, велосипедной езды, катания на коньках и лыжах);
  9. исключение просмотра травмирующих психику и устрашающих телевизионных передач, после просмотра таких передач детей преследуют ночные кошмары;
  10. обеспечение спокойной обстановки в семье, избегание стрессовых ситуаций, заставляющих заикающегося пребывать в состоянии нервного напряжения;
  11. спокойное и доброжелательное отношение родителей к заикающемуся ребенку.

Для полной стабилизации психического здоровья заикающихся детей необходимым считается и проведение консультативно-методической работы с педагогами, которая направлена на обеспечение благоприятных условий для воздействия на ребенка, на создание правильного отношения к нему в детском саду, школе.

источник

Заикание — это дефект речи, обусловленный возникновением судорог в органах артикуляции. Для него характерно вытягивание отдельных звуков или слов.

Патология диагностируется преимущественно в детском возрасте. Сопровождается нарушением дыхания и изменением тембра звука.

Как понять, что ребенок заикается? Какие обследования необходимо провести для заикающихся дошкольников и школьников, в чем заключается диагностика проблемы? Обо все подробно — в статье.

Наиболее распространенными причинами заикания являются наследственная предрасположенность, психические потрясения и нарушения в работе ЦНС. Заикание во взрослом возрасте чаще всего возникает из-за невылеченного дефекта в детстве.

Нарушение речевой функции требует постановки диагноза на ранней стадии развитии. Для этого осуществляется сбор анамнеза и назначается комплексное обследование.

Диагностика заикания производится логопедом, психологом и неврологом. Логопед изучает анамнез и использует различные методики, позволяющие выявить дефекты речи, для определения степени тяжести заикания.

Психолого-педагогическое обследование необходимо для оценки психоэмоционального состояния заикающегося ребенка. Таким образом он выявляет причины, которые стали причиной возникновения расстройства.

На основе полученных данных психолог составляет восстановительную программу с учетом рекомендаций от других специалистов. Программа может включать индивидуальные и групповые занятия, аутогенные тренировки и сеансы суггестивной терапии.

Для оценки причин заикания необходимо посетить невролога. Он проводит ряд исследований для определения формы заикания.

Отклонения в работе головного мозга и ЦНС свидетельствуют об органической форме. При отсутствии патологий врач диагностирует невротическое заикание.

При появлении первых признаков заикания у взрослых следует пройти комплексное обследование у вышеуказанных специалистов. Чаще всего причиной расстройства становится длительное психоэмоциональное перенапряжение или сильное нервное потрясение.

Для точной диагностики и дифференциации схожих патологий нужно пройти обследование у педиатра/ терапевта.

При первичном обращении врач соберет анамнез (предрасположенность к заболеванию, первое выявление нарушений и реакция заикающегося на них). Данные нужны для определения степени тяжести болезни.

Для уточнения причин возникновения патологии назначают аппаратные обследования (МРТ, КТ, ЭЭГ, РЭГ). После прохождения обследования назначают комплексную терапию.

Анамнез включает в себя следующие сведения:

  • состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников;
  • анализ общего развития ребенка;
  • наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах;
  • стрессы и физические травмы в детстве;
  • скорость формирования речи;
  • условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи);
  • психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка);
  • наличие заболеваний органов зрения и слуха.

Для выявления дефектов речи и локализации судорог в артикуляционном аппарате логопед предлагает заикающемуся выполнить ряд действий:

  • описать, что находится на картинках;
  • пересказать рассказ, прочитанный вслух;
  • повторить фразы разной сложности;
  • рассказать стих.

Далее логопед выявляет зависимость между судорогами и тембром речи. Для этого пациенту нужно произнести фразу шепотом, затем обычным голосом и громко. В процессе обследования логопед наблюдает, если ли у пациента другие дефекты речи и нарушение моторной функции.

При оценке речи логопед учитывает темп и внятность произношения. Для этого проверяются все отделы артикуляционного аппарата: язык, небо, зубы, губы и челюсти.

Обследование начинается с проверки произношения отдельных звуков в слогах, словам и предложениях. Врач показывает картинки с предметами, в которых встречаются исследуемые звуки. На основе услышанного фиксируется каждый дефект: пропуск, замена, искажение, смешение.

Для оценки качества произношения ребенком сложных слов, логопед просит повторить предложение, в котором встречаются сложные сочетания.

На основе исследования интонации голоса логопед определяет, умеет ли заикающийся понижать и повышать голос, когда нужно задать вопрос или выразить восклицание. Помимо этого определяется умение делать логическое ударение и координировать речевое дыхание. Для этого логопед просит пациента прочитать стихотворение.

Вытягивание звуков происходит вследствие непроизвольных сокращений различных групп мышц речевого аппарата. По местонахождению судороги могут быть голосовыми, дыхательными и артикуляционными.

При голосовом заикании судороги бывают трех видов:

  • Гортанная. Голосовые связки непроизвольно смыкаются и размыкаются, из-за чего речь дрожащая и прерывистая. Язык, челюсть или вся голова ритмично двигаются.
  • Смыкательная. Когда человек хочет начать разговор, возникает спазм голосовых связок. Это мешает движению воздуха, поэтому голос пропадает.

    Мышцы всего тела немеют, лицо чаще всего неподвижно и напряжено. Видно, что человек ощущает нехватку воздуха. При таком виде патологии ощущается ком в горле.

  • Вокальная. Спазм возникает при произношении гласных. Звук сильно растягивается, из-за чего не хватает воздуха на его завершение. Возникает спазм в области шеи, голос становится неестественным.
  • При дыхательной форме заболевания судороги могут быть:

    1. Инспираторными. Спазм возникает при резком вдохе, а за ним могут повториться еще несколько с разной частотой. Со стороны это выглядит на внезапная пауза, а других проявления не наблюдается.
    2. Экспираторными. В процессе выдоха возникают спазмы всех мышц речевого аппарата. Со стороны это выглядит так, как будто человек пытается выдавить из себя слово. Степень выраженности и продолжительность могут быть разными.

    Судороги при артикуляционной форме патологии делятся на три типа:

    1. Лицевые. Возникает спазм верхней или нижней губы, при этом уголок рта оттягивается вниз или в бок. Рот неестественно открыт. При тяжелой форме заболевания наблюдаются спазмы в области шеи, лба и ушей.
    2. Язычные. Кончик языка упирается между небом и зубами. В тяжелых случаях из-за перенапряжения мышц возникает судорога под языком, что приводит к непроизвольному открытию рта. Язык выталкивается наружу, становится напряженным либо двигается вперед-назад.
    3. Носовые. Заикание происходит в результате дрожания мягкого неба. Проход из глотки в носовую полость непроизвольно закрывается и открывается. Со стороны это выглядит так, что человек говорит то через нос, то через рот.

    Судороги мышц речевого аппарата отличаются по длительности и интенсивности. В зависимости от выраженности дефект может быть легким, средним и тяжелым.

    Для легкой степени характерны незначительный запинки, которые не мешают общению. При средней степени тяжести человек заикается при во время диалогов и длинной речи. Дефект заметно выражен: человеку затруднительно произнести слово или предложение до конца.

    Если не уделить время лечению на этой стадии, заикание прогрессирует. В результате возникают серьезные проблемы с произношением, которые могут спровоцировать логофобию (боязнь разговаривать) и эмболофразию (добавление лишних слов/ словосочетаний и их многократное повторение).

    После сбора анамнеза врач оценивает моторику, общительность и другие личностные особенности пациента. Цель — выявить наличие сопутствующих речевых и двигательных нарушений.

    Для оценки состояния моторных функций выполняется проверка статистической координации общих движений. Стоя с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками нужно поставить стопы на одной линии таким образом, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.

    Для проверки динамической координации заикающегося просят маршировать, чередуя шаг с хлопками ладонями. Далее врач оценивает переключаемость движений.

    Для этого пациенту нужно:

    • вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, возле пояса, вниз;
    • сжать пальцы в кулак и разжать, поставить ладонь на ребро, затем повернуть вверх.

    При анализе результатов врач оценивает точность, самостоятельность и полноту выполненных действий. Далее он задает уточняющие вопросы родителям: какая рука ведущая, насколько ребенок ловкий.

    Логопедическое заключение включает следующие сведения:

    • определение формы заикания с указанием вида судорог, их локализации и степени выраженности;
    • характеристика моторного и психологического компонента;
    • сопутствующие речевые нарушения;
    • отношение заикающегося к дефекту.

    Предпосылками для возникновения речевого дефекта могут выступать черепно-мозговые травмы, интоксикации, заболевания (гипертрофия, рахит) и тяжелые инфекции (корь, энцефалит, менингит, тиф и т.д.).

    К причинам появления недуга относят также нервные потрясения и продолжительное психоэмоциональное перенапряжение.

    Для выявления органических поражений в центрально-нервной системе проводят МРТ и КТ.

    МРТ позволяет диагностировать травмы, заболевания и новообразования, которые могли стать причиной речевого расстройства. КТ головного мозга позволяет выявить аневризмы и другие патологии.

    ЭЭГ проводится для выяснения причин возникновения расстройства и позволяет исключить органические поражения ЦНС. При изучении результатов врач определяет локализацию и степень поражения ЦНС.

    Обследование необходимо для выявления нарушений в сосудах головного мозга и оценки состояния кровообращения. В результатах РЭГ фиксируется степень снабжения кровью определенного участка, скорость кровотока и вязкость крови. Обследование проводится при заикании для выявления сопутствующих заболеваний.

    Неврозоподобное заикание возникает в результате черепно-мозговых травм и тяжелых заболеваний ЦНС (опухоль головного мозга, ишемический инсульт, нарушения после перенесенного энцефалита).

    Эта форма расстройства прогрессирует. Наблюдаются органические изменения личности. Человеку сложно переключиться с одно задачи на другую. Наблюдается инертность или приподнятое настроение.

    Невротическое заикание может быть симптомом серьезных психических заболеваний. В таком случае необходима консультация психиатра.

    Сравнительная таблица отличительных факторов тахилалии, брадилалии и заикания:

    Анамнез Тахилалия Брадилалия
    Причины наследственность, склонность к усилению речи (при повышенной возбудимости), органические нарушения со стороны ЦНС заболевания нервной системы, олигофрения, опухоль головного мозга, ЧМТ, болезнь Паркинсона, тяжелые инфекции (менингит, энцефалит),
    Симптомы высокая скорость речи, искажение артикуляции, сложность в восприятии чужой речи, сложности при подборе слов и построении предложений (сопровождаются паузой) замедление произносимой и мысленной речи, медленное чтение и письмо, долгие паузы между слогами или словами, нарушение мелкой моторики, заторможенность, нарушение координации движений, склонность к повторению фразы, плохая концентрация и память, трудности с переключением внимания

    Теперь вы знаете, как определить заикание у ребенка и взрослого, какие методы для этого применяются. При своевременно выявленном заикании шансы на полное избавление от дефекта высокие.

    Для постановки диагноза необходимо обследование у терапевта и узких специалистов. После проведения комплексного обследования заикающемуся назначат подходящее лечение.

    Для профилактики важна забота о речевом развитии, психическом и физическом состоянии ребенка. Для предупреждения рецидивов необходимо соблюдать рекомендации логопеда в процессе терапии и после нее.

    Взрослым рекомендуется избегать психоэмоционального переутомления и регулярно проходить полное обследование организма.

    Раннее диагностирование заикания у детей, видео-консультация:

    источник

    Заикание у детей — это форма речевой патологии, основу кото­рой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекват­ного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследова­ние с учетом всей симптоматики этого сложного речевого наруше­ния. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов.

    Читайте также:  Святые помогающие при заикании

    Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.

    Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы катального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о нали­чии заикания у родителей или других близких родственников.

    Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особен­ности воспитания и психологических проявлений у заикающего­ся ребенка:

    — отношение к нему взрослых;

    — помощь в формировании правильной речи;

    — время возникновения заикания, его первые внешние при­
    знаки;

    — особенности проявления заикания в зависимости от обста­
    новки;

    — отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;

    — оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было ре­
    комендовано и каковы результаты.

    Второй этап— исследование самого заикающегося ребенка.

    После уточнения сведений о ребенке, об истории возникнове­ния и особенностях протекания у него заикания обследуются соб­ственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказываю­щие непосредственное влияние на его речевую деятельность.

    Проводится исследование общительности, моторики, подра­жательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учеб­ной деятельности, особенностей личности заикающегося. Разли­чают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении, в первые две недели пребыва­ния в санатории для заикающихся детей, на школьном логопеди­ческом пункте) и динамическое изучение заикающегося в про­цессе коррекционно-воспитательного воздействия.

    Материалом для исследования собственно речи детей являют­ся картинки, детские книги, игрушки.

    Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:

    — место возникновения и форму речевых судорог;

    — частоту их проявлений и сохранные речевые возможности
    заикающегося;

    — сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;

    — отношение заикающегося к своему речевому дефекту, нали­
    чие психологических особенностей.

    Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, ар­тикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тони­ческие, смешанные) определяются на слух или зрительно.

    Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уров­ня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.

    С целью изучения речевого поведения и речевых судорог ис­пользуются следующие приемы:

    — составление рассказа или описание содержания картинки;

    — пересказ прослушанного текста;

    — сопряженное и отраженное повторение простых и сложных
    фраз;

    — рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.

    Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня гром­кости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.

    При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется харак­тер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой ак­тивности, эмоциональное состояние.

    В ходе всего обследования отмечаются психологические осо­бенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружаю­щими, оценка собственной речи, в частности болезненное фик­сирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, ре­чевое поведение при обследовании.

    Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:

    — форма судорог (тонические, клонические, смешанные);

    — вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, сме­
    шанные);

    — степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);

    — темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);

    — сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая фор­
    ма дизартрии, общее недоразвитие речи);

    — состояние моторной функции;

    — наличие и выраженность психических симптомов заикания:
    страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмбо-
    лофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.

    Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, ин­дивидуально-психологические особенности заикающегося ребен­ка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.

    Логопедическое заключение дает возможность осуществить диф­ференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физио­логического характера), а также различить разные формы заика­ния. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка по­зволяют установить природу заикания.

    Контрольные вопросы

    1. Какова цель логопедического обследования?

    2. Какие разделы составляют содержание логопедического обследова­
    ния?

    3. В чем особенность обследования связной речи?

    4. Какие характерные ошибки связной речи отмечаются при речевом
    недоразвитии?

    5. По какому принципу подбирается лексический материал для об­
    следования словарного запаса?

    6. В чем выражается своеобразие словарного запаса при речевом недо­
    развитии?

    7. Какие приемы используют для изучения грамматического строя речи?

    8. Какие виды аграмматизма отмечаются при недоразвитии речи?

    9. В чем состоит особенность обследования звуковой стороны языка?

    10. Какие параметры учитываются при написании логопедического за­
    ключения?

    11. В чем заключается особенность изучения медицинской и психоло­
    го-педагогической документации при обследовании заикающегося ре­
    бенка?

    12. Каковы задачи речевого обследования заикающегося?

    13. Какие приемы используются при изучении речи заикающихся?

    14. Какие характеристики учитываются при написании логопедического
    заключения заикающегося ребенка?

    Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нару­шениями речи. — СПб., 1993.

    Методы обследования речи у детей / Под ред. И. Г. Власенко и Г. В. Чир-киной / Сост. Т. П. Бессонова. — М., 1996.

    Филшева Т. Б., Чевелева И. А. Логопедическая работа в специализиро­ванном детском саду. — М., 1987.

    Филтева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим не­доразвитием речи в условиях специализированного детского сада. — М., 1993.

    Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педаго­гических институтов. — М., 1998.

    Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Ша­ховской. — М., 1998.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10594 — | 7335 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

    Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.

    Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.

    Обследование обычно состоит из двух этапов:

    • 1) сбор анамнестических данных;
    • 2) обследование состояния речи и моторики;
    • 3) изучение личностных особенностей заикающегося.

    Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.

    Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого «речевого статуса». Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной.

    Избавление от заикания включает в себя решение двух задач: внутренней и внешней. Внутренняя — это усилия самого страдающего, внешняя — помощь окружающих его людей.

    Тому, кто жаждет избавления от заикания надо твердо усвоить, по крайней мере, две вещи. Первое — сильно этого желать. Это должно быть огромное, неукротимое, настырное, постоянное желание достичь нормальной речи. Второе — помнить, что «без труда, не выловишь и рыбки из пруда»!

    Кроме того, следует также знать, что выздоровление — процесс, растянутый во времени, он требует нескольких недель, а в запущенных случаях — нескольких месяцев ежедневных занятий примерно по часу в день. Мгновенное исцеление — миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление — это нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой нагрузке (к примеру, при выступлении перед аудиторией). А это может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого человека.

    Довольно часто заикающемуся приходится слышать советы: «Следи за своей речью. Не спеши. Говори четко!» и т.д. Однако все они сродни советам утопающему плыть к берегу. Пытаясь следить за своей речью, заикающейся попадает в заколдованный круг, так как, концентрируя внимание на недостатках произношения, что лишь усугубляет дефект. Положение кажется безвыходным. Где же выход? В дыхании!

    На всей планете люди говорят на вдохе. Нормальный темп дыхания 12-15 вдохов-выдохов в минуту. Нормальная скорость произношения 60-90 слов в минуту. Дикторы — профессионалы способны говорить со скоростью 120 слов в минуту без потери качества речи. Нас же интересует нижняя граница скорости нормальной незамедленной речи. Это 60 слов в минуту, то есть 4 — 5 слов на один выдох.

    Итак, главная внутренняя задача для человека решившего бороться с заиканием, — следить за дыханием.

    Короткий вдох (укороченный во времени по сравнению с выдохом) и непрерывный, без остановок, продолжительный, ненапряженный, легкий и бесшумный выдох через рот длительностью 4 — 5 секунд. Пусть ребенок попробует так подышать под вашим контролем: короткий вдох — длинный выдох (4-5 сек.).

    Освоив это упражнение, вы можете идти дальше. Возьмите любую книгу, брошюру, газету и подсчитайте число слов от начала любого предложения до ближайшего знака препинания, между двумя знаками препинания и, наконец, до конца предложения. Часто, очень часто, это будет 4 — 5 слов. А именно столько слов нужно произнести ребенку на выдохе. Итак, пусть ребенок начнет читать вслух, следя за дыханием: короткий вдох и чтение вслух (на непрерывном, без остановок, продолжительном, ненапряженном, легком и бесшумном выдохе через рот длительностью 4 — 5 секунд). Помните — это темп нормального дыхания. Дойдя до ближайшего знака препинания, остановите его, короткий вдох, и пусть читает дальше.

    Занимайтесь так по часу в день до полного избавления от недуга. Лучше, если вы будете заниматься по 4-6 раз в день (т.е. по 10 — 15 минут). Заметные улучшения вы почувствуете не раньше, чем через 10 -15 дней. Не рассчитывайте, что эффективность будет повышаться от занятия к занятию. Помните о законе: количество переходит в качество. А это всегда происходит скачком.

    Добившись первых успехов, ни в коем случае не останавливайтесь, закрепите успехи ребенка, продолжив занятия-тренировки. Объем предстоящей работы — десятки, а в запущенных случаях сотни часов. Эффективность речевых занятий можно повысить, применяя формулы самовнушения. Пусть ребенок повторяет мысленно фразу, например такую: «Я всегда и везде говорю совершенно нормально» или «Я могу говорить нормально». Повторяет в такт шагов. Если эта фраза вам не нравится, сочините другую. Но при этом избегайте фраз типа: «Я не заикаюсь», т.к. внимание ребенка, по закону психолингвистики, как раз может акцентироваться на слове «заикаюсь». Таким образом, внутренняя задача состоит из следующих пунктов:

    • 1. Желания одолеть недуг;
    • 2. Твердый и однозначный настрой на длительные, значительные волевые усилия и ежедневные (без пропусков и перерывов) занятия.
    • 3. Контролируемый выдох через рот — продолжительный, непрерывный без остановок, ненапряженный, легкий и бесшумный;
    • 4. Самовнушение нормальной речи.

    Внешняя задача в борьбе с заиканием, как уже сказано выше, это помощь окружающих людей: родных, друзей, учителей, товарищей.

    Взрослые порой не всегда лояльно, а то и вовсе неправильно относятся к заикающимся детям. Они стараются искоренить дефект замечаниями и даже наказаниями. Такие методы борьбы с заиканием совершенно недопустимы, т.к. лишь подчеркивают недостаток ребенка, усугубляют его страдания, что и усиливает заикание.

    Хорошая обстановка в семье, теплота и дружеское отношение к больному ребенку — одно из наиболее важных условий устранения болезни. Поэтому, начинать необходимо, прежде всего, с создания в семье спокойной обстановки, урегулирования режима дня, соотношения сна и отдыха, укрепления нервной системы больного ребенка. В повседневном быту не следует фиксировать внимание ребенка на расстройстве речи. Оберегайте его от возможных насмешек со стороны братишек и сестренок, которые в минуту раздражения могут его подразнить. Не требуйте от заикающихся детей быстрого ответа. Лучше вырабатывать у них неторопливую речь. Всегда будьте готовы укрепить в ребенке уверенность, что заикание пройдет.

    источник