Меню Рубрики

Мониторинг детей с заиканием

Заикание (логоневроз) является довольно распространенной речевой проблемой в детстве, которая может сохраняться во взрослой жизни. Около 8% детей имеют такой дефект. Особенно часто он проявляется в возрасте от двух до пяти лет. Существуют современные программы и методики для лечения детей с заиканием. Раннее обращение за специализированной помощью и качественная терапия помогают избавиться от патологии в 80% случаев.

Ученые считают, что логоневроз возникает в результате нескольких факторов. Важную роль при этом играют особенности развития ребенка и генетическая предрасположенность. Установлено, что у заикающихся детей речевые зоны мозга имеют свои структурные особенности.

Формирование речевых навыков представляет собой сложный процесс. Он включает в себя развитие связей между определенными областями мозга, центральной нервной системой и мышцами, отвечающими за дыхание и речь.

Если каждая часть этой многоуровневой системы работает нормально, слова произносятся правильно и в нужном порядке — речь имеет определенный ритм с паузами и акцентами. Ребенок, который учится создавать простые предложения, нуждается в постоянной практике. Это стимулирует развитие речевых зон мозга и нервных путей (трактов).

Проблемы с речью возникают, если структуры развивающейся нервной системы не скоординированы . Это приводит к повторениям и остановкам, особенно когда ребенок взволнован или слишком торопится. По мере того как мозг продолжает развиваться, некоторые из этих проблем самоустраняются или компенсируются. Поэтому многие дети «вырастают» из заикания.

Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено, прежде всего, различиями в их развитии: у девочек сначала формируются речевые особенности, а затем психосексуальные. У мальчиков это происходит практически одновременно. Поэтому они более уязвимы к речевым и языковым проблемам.

Определенную роль играет генетическая предрасположенность. Двое из трех заикающихся людей имеют кровных родственников с аналогичной проблемой . Подробнее о заикании у взрослых читайте в статье по ссылке здесь.

Риск нарушений речи возрастает, если во время беременности мать переболела инфекционным заболеванием или наблюдалась гипоксия плода. Различные внутриутробные патологии отрицательно влияют на развитие центральной нервной системы, что впоследствии может вызвать заикание.

Проблемы в родах, использование акушерских пособий также впоследствии негативно сказываются на речевом развитии. Тяжелые родовые травмы могут стать причиной снижения интеллектуальных способностей и заикания.

Сильный психоэмоциональный стресс, например, потеря близкого человека, развод родителей также могут спровоцировать логоневроз. Аналогично воздействуют и положительные эмоции. Шумный день рождения с множеством подарков и клоунами, а на следующее утро — заикание. Возможными триггерами может стать просмотр телепередачи со сценами насилия и фильма ужасов.

Конфликтные ситуации в семье — еще одна причина нарушений речи. В семьях пьющих родителей, особенно жестоко обращающихся с детьми, нередки случаи логоневроза.

Черепно-мозговые травмы (например, сотрясение), перенесенные энцефалиты и менингиты редко становятся причиной логоневроза, однако, тем не менее, создают почву для его появления. Любые провоцирующие факторы (стресс, неправильное воспитание) могут привести к патологиям речи.

Иногда заикание развивается после тяжелых инфекционных заболеваний, например, гриппа, кори. Диабет с частыми гипо- или гипергликемическими состояниями негативно сказывается на развитии ребенка и может привести к речевым расстройствам.

Исследования показывают, что в среднем 1 из 20 маленьких детей проходит фазу заикания. Проблема обычно становится очевидной на этапе активного развития речи — в возрасте от двух до пяти лет.

Патология может проявляться следующим образом:

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

  • повторяются звуки или слоги — например, человек говорит «мо-мо-мо-молоко»;
  • звук в слове длится дольше, невозможно перейти к следующему — «ммммммм»;
  • слово «застревает» при первом звуке или не произносится вообще;
  • возникают длительные паузы между определенными звуками и словами, кажется, как будто ребенок изо всех сил пытается произнести правильное слово, фразу или предложение;
  • используется множество слов «наполнителей», таких как «гм» и «ах»;
  • прилагаются дополнительные усилия для произнесения определенных звуков или слов, это заметно по напряженным мышцам лица, например, вокруг глаз, губ и рта;
  • задерживается дыхание или ребенок делает глубокий вдох, прежде чем говорить;
  • теряется зрительный контакт, когда слово «застревает».

Заикание варьирует по степени тяжести от человека к человеку и от ситуации к ситуации. У одних могут быть кратковременные периоды заикания, затем наступает период, когда они говорят относительно свободно. У других детей проблемы с речью сохраняются постоянно и усиливаются при волнении или в состоянии стресса.

Часто заикание становится более интенсивным в ситуациях, когда ребенок стесняется своей речи и пытается скрыть свой дефект. Такие моменты включают в себя:

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

  • общение с человеком, обладающем определенной властью, например, с учителем;
  • выступление перед публикой (классом и пр.);
  • чтение вслух;
  • разговор по телефону;
  • необходимость произнести свое имя при регистрации.

Часто заикание начинается внезапно у дошкольника, который ранее хорошо разговаривал. Иногда проблема развивается постепенно и прогрессирует со временем. По мере того как ребенок становится старше и начинает больше осознавать заикание, он старается изменить свое поведение . Таким образом пытаясь скрыть речевые проблемы.

У заикающихся детей иногда возникают непроизвольные движения. Например, такие как мигание глаз, дрожание губ, постукивание пальцами или топанье ногами.

Кроме того, дети с данной речевой проблемой часто имеют следующие особенности поведения:

p, blockquote 22,0,1,0,0 —>

  • умышленно избегают произносить определенные звуки или слова, на которых они обычно заикаются;
  • применяют стратегии, чтобы скрыть свой дефект, например, «забывают» что хотели сказать, в случаях, если есть необходимость произнести трудное слово;
  • избегают социальных ситуаций из-за боязни заикания — стесняются спрашивать о чем-то в магазине или ходить на дни рождения;
  • меняют стиль речи, чтобы избежать заикания — например, говорят очень медленно или тихо, или с акцентом;
  • чувствуют страх, разочарование, стыд или смущение из-за речевого дефекта.

Существует два основных типа патологии:

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

  • Заикание в развитии. Самый распространенный вид патологии. Возникает в раннем детстве, когда речевые и языковые навыки только формируются.
  • Приобретенное, или запоздалое, заикание. Относительно редкий вариант, развивается у детей старшего возраста и взрослых в результате травмы головы, инсульта или прогрессирующего неврологического заболевания, приема определенных лекарств. Иногда является следствием психологической или эмоциональной травмы.

В зависимости от преобладания тех или иных симптомов выделяют следующие виды заикания:

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

  • Тоническое. Звуки растягиваются или совсем не произносятся.
  • Клоническое. Происходит повторение слогов, слов.
  • Смешанное. Есть симптомы клонической и тонической формы.

Некоторые логопеды и неврологи отдельно классифицируют логоневроз на неврозоподобный и невротический. При неврозоподобной форме патологии наблюдаются и другие неврологические симптомы, например, дизартрии или замедления психического развития.

При невротическом варианте нет неврологического дефицита, а проблемы с речью возникают на фоне стресса. У таких детей развивается страх говорить (логофобия) или избегающее поведение.

Если есть подозрение на дефект речи, нужно обязательно обратиться к логопеду. После осмотра и диагностики он определит, нуждается ли ребенок в специальной терапии. У некоторых детей заикание проходит с возрастом, другим нужна специализированная помощь . И чем раньше будет начато лечение, тем лучше результат .

Терапия у логопеда необходима в следующих случаях:

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

  • Ребенку от 2 до 3 с половиной лет, заикание продолжается более нескольких месяцев и становится все заметнее.
  • У члена семьи или кровного родственника тоже заикание.
  • Есть сопутствующие проблемы с произношением некоторых звуков.
  • Проблемы с речью возникли после трех с половиной лет.

Терапия заикания может быть непрямой (косвенной) или прямой. Косвенная включает общие рекомендации, она эффективна у маленьких детей и при небольшой давности проблемы. Прямые методики полезны при длительно существующем заикании, сопутствующих психологических и эмоциональных нарушениях.

Если у родителей возникли опасения по поводу развития или нарушений речи у ребенка, нужно как можно раньше обратиться к специалисту. Наилучшие результаты дает терапия, начатая в дошкольном возрасте.

Существуют различные подходы к лечению заикания. Основные направления следующие:

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

  • создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя более спокойно и уверенно;
  • методики для повышения беглости и развития навыков общения;
  • работа над чувствами, связанными с заиканием, такими как страх и беспокойство;
  • специальные электронные устройства.

Она заключается в том, что родители вносят определенные коррективы в домашнюю обстановку и семейное общение. Основной принцип — не сосредотачиваться на заикании и не напоминать о проблеме.

Косвенная методика основана на мнении о том, что заикание возникает из-за невозможности выполнить требования к речевым навыкам. Они могут исходить от окружающих людей или от собственного энтузиазма и решимости ребенка общаться.

Целью косвенной терапии является создание среды, в которой ребенок испытывает минимальное психологическое давление . Родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

  • разговаривать с ребенком медленно и спокойно;
  • стараться больше беседовать о том, что происходит, что малыш делает, во что любит играть; готовить на кухне и обсуждать любимые книги;
  • не перебивать и не критиковать;
  • избегать постоянного одергивания ребенка;
  • сделать семейную обстановку максимально расслабляющей и спокойной.

У детей до пяти лет непрямое лечение часто помогает уменьшить симптомы заикания. Однако если проблема существует достаточно долго, то лучше сразу начать прямую терапию.

Наиболее эффективной признана программа Лидкомба. Это широко используемая прямая поведенческая терапия для лечения заикания у маленьких детей. Методика получила свое название от пригорода Сиднея, где расположен Австралийский центр заикания. В исследованиях установлено, что программа Лидкомба увеличивает шансы на выздоровление в 7-8 раз .

Основная цель метода — помочь ребенку избавиться или существенно уменьшить дефект речи не только в клинике, но и в реальном мире, и сохранить его таким.

Лечение проводят непосредственно сами родители. Предварительно они проходят обучение у логопеда, обычно это происходит раз в неделю. Специалист во время консультаций показывает и объясняет, что нужно делать, при необходимости вносит корректировки в программу.

Терапия заключается в том, что отец или мать комментируют речь ребенка. Это сопровождение должно происходить в положительном аспекте. В первую очередь комментарии делают во время речи без заикания, и только изредка, когда возникают трудности с произношением. То есть отец или мать хвалят ребенка, когда он говорит ровно, и мягко просят повторить слово, если он заикается. Такая терапия происходит в определенное время дня, чтобы дать возможность ребенку дать обратную связь.

В ходе лечения родители ежедневно оценивают речь по специальной шкале от 0 до 9. Например, 0 — нормальная речь, а 9 — сильное заикание. Во время посещения логопеда анализируют прогресс лечения и как оно влияет на дефект.

Программа Лидкомба имеет две стадии:

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

  • На первом этапе родители проводят лечение каждый день и посещают логопеда раз в неделю. Это продолжается до тех пор, пока заикание не исчезнет или не достигнет крайне низкого уровня.
  • Второй этап программы длится около года. Основная его цель — не допустить рецидива речевого дефекта. Эта часть программы очень важна, так как довольно часто после успешного лечения в клинике заикание возвращается снова. Все дети и семьи разные, поэтому количество посещений логопеда на втором этапе подбирается индивидуально.

Заикание, которое сохраняется после шести лет или длится более трех лет, значительно сложнее поддается лечению. С течением времени речевой дефект провоцирует дополнительные психологические проблемы. Возникает беспокойство по поводу такой особенности, боязнь открытого общения и внутренняя скованность.

Поэтому методы терапии заикания у детей старшего возраста включают как коррекцию речи, так и психотерапевтические приемы. Последние направлены на коррекцию эмоциональных, социальных и психологических нарушений.

Основные цели терапии заикания у детей старшего возраста:

p, blockquote 45,1,0,0,0 —>

  • улучшение беглости речи;
  • осознание и понимание сути дефекта;
  • общение с детьми, имеющими аналогичную проблему;
  • работа над чувствами, сопряженными с заиканием — страхом, беспокойством, смущением;
  • развитие навыков общения;
  • повышение самооценки и уверенности в себе.

Существует множество комбинированных методик, включающих в себя логопедические, педагогические и психологические приемы. Выбор осуществляют исходя из особенностей проблемы, возраста, давности заикания, психологического статуса.

Включает в себя целый комплекс логопедических, лечебных и педагогических мероприятий. Дополнительно проводятся музыкальные занятия, психотерапевтическая коррекция.

Логопедические уроки проводят по принципу от простого к сложному. Лечение включает шесть этапов:

p, blockquote 48,0,0,0,0 —>

  • Подготовительный — обследование ребенка с родителями.
  • Дестабилизация — стадия молчания и шепотной речи. Рекомендуют упражнения, направленные на устранение напряжения в мышцах речевого аппарата, постановку диафрагмального дыхания. Во время игровых занятий логопед разговаривает шепотом, при этом ребенок молча выполняет указания. В комплекс включают задания на развитие мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.
  • Сопряженная речь.
  • Отраженная речь.
  • Этап вопросов-ответов.
  • Самостоятельная речь.

Длительность терапии в среднем 1,5-2 месяца. Обычно курс лечения проходит амбулаторно, например, на базе дневного стационара.

Основан на коррекционных логопедических занятиях параллельно с изготовлением различных поделок. При этом сама педагогическая работа проходит в пять этапов:

p, blockquote 51,0,0,0,0 —>

  • Дети слушают четкую и логически связанную речь логопеда, но сами практически не разговаривают.
  • Ребенок произносит предложения, комментируя свои действия.
  • Речь включает как сопровождающие фразы, так и завершающие, с описанием выполненной работы. Постепенно осуществляется переход к контекстным высказываниям.
  • К уже освоенным навыкам присоединяется описание о том, что ребенок хочет сделать. Дополнительно развивают навыки речи без зрительной опоры, закрепляют грамматические правила.
  • Улучшают навыки самостоятельной речи. В результате дошкольник может рассказать, какую поделку он хочет изготовить, описать процесс, высказаться о собственных пожеланиях и пр.

Данный тип лечения основан на использовании игр различного характера: с пением, постановкой драмы, творческих и др. Методика предполагает несколько этапов:

p, blockquote 52,0,0,0,0 —>

  • Ограничение речи — одну неделю ребенок молчит, затем две недели разговаривает шепотом.
  • Облегченная речь и выработка новых стереотипов.
  • Формирование плавной бессудорожной речи.
  • Занятия в форме вопроса-ответа. Сначала воспитанник отвечает на простые вопросы с использованием тех же слов, затем присоединяются более сложные проблемные темы (зачем? почему? для чего?).
  • Самостоятельная речь.
Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

Курс лечения длится учебный год, с сентября по июнь. Обычно он проводится на базе специализированных учреждений.

Суть заключается в синхронизации движений пальцев руки (правой у правшей, левой у левшей) с определенными фразами. Он рекомендуется для детей подросткового возраста.

Лечение включает три этапа. На первом проводится диагностика, обучение релаксации, ребенок выполняет упражнения для развития мелкой моторики и артикуляции.

Второй этап представляет собой процесс синхронизации речи и пальцев руки. То есть формируются новые речедвигательные навыки. Последний, третий, этап предполагает закрепление достигнутого успеха в самостоятельной речи. Кроме общения в клинике, проводят экскурсии с посещением школы, поликлиники, магазинов. Таким образом ребенок использует полученные навыки в естественных условиях.

Заикающемуся ребенку лучше говорить в замедленном темпе, не торопиться, при этом четко проговаривая все гласные звуки. Для этого на занятиях с логопедом ребенок учится правильно артикулировать гласные и активно включать в работу губы (И — губы растягиваются в улыбку, О — собираются в хоботок и т. д.). Согласные, наоборот, произносят на выдохе, легко, поверхностно, без акцента.

Перед тем как сказать слово или предложение ребенок должен подумать. Во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику.

Очень важен выбор оптимальной громкости голоса. Не нужно говорить крайне тихо или слишком громко. Тон голоса лучше понизить. Если слово начинается с гласного звука, начинают говорить тихо.

Длинные предложения следует делить на части. И затем произносить их как отдельные смысловые фразы, делая небольшие паузы. Полезно использовать интонационные средства: логические ударения, модуляции голоса, паузы и др. Важная роль отводится кинесике — выразительным жестам, мимике, улыбке и т. д.

Во время речи важно занять правильную позицию. В положении стоя — спина ровная, ноги на ширине плеч, подбородок располагается относительно шеи под прямым углом. Сидя — спина опирается на стул, плечи опущены, ноги упираются в пол, кисти рук расслаблены.

Этот метод не относится непосредственно к лечению заикания. Однако он помогает устранить психологические проблемы, возникшие в результате речевого дефекта.

Полезны следующие психотерапевтические методики:

p, blockquote 63,0,0,0,0 —>

  • Личностная конструктивная терапия.
  • Нейролингвистическое программирование.
  • Когнитивно-поведенческая терапия.
  • Краткосрочная терапия, ориентированная на решение проблем.

Для лечения заикания у детей старшего возраста можно использовать специальные технические устройства. Принцип их работы заключается в моделировании звука собственного голоса.

Существуют следующие виды таких устройств:

p, blockquote 66,0,0,0,0 —>

  • С отсроченной слуховой обратной связью — они воспроизводят голос пациента за долю секунды после разговора.
  • Со смещенной по частоте слуховой обратной связью — человек слышит голос на более низкой или более высокой частоте.
  • Комбинированные — используются обе методики, упомянутые выше.

Такие устройства устанавливают внутри или вокруг уха, подобно слуховому аппарату. У некоторых пациентов они значительно улучшают беглость речи. Существуют также приложения для смартфонов и компьютеров, которые работают аналогичным образом.

Приборы обратной связи помогают не всем. Кроме того, в некоторых социальных ситуациях использовать их достаточно сложно.

В лечении заикания эффективна дыхательная гимнастика Стрельниковой. Она включает упражнения, позволяющие контролировать дыхание и произносить слова на выдохе. Система основана на принципе вдоха носом с одновременными упражнениями, сжимающими грудную клетку (например, наклоны вперед).

Массаж проводят курсами по 10-15 процедур. Используют классические и расслабляющие техники. Основная зона воздействия — шейно-воротниковая область. При невротической форме логоневроза иногда рекомендуют общий массаж.

Не существует таблеток или уколов, способных вылечить заикание. Лекарственные средства назначают при сопутствующей неврологической патологии. В этом случае показаны следующие группы фармпрепаратов:

p, blockquote 71,0,0,0,0 —>

  • Ноотропы (Пирацетам, Фенибут). Стимулируют память, внимание, улучшают обучаемость.
  • Нейропротекторы (Церебролизин, Цитофлавин). Улучшают метаболические и энергетические процессы в нервных клетках.
  • Миорелаксанты (Мидокалм). Уменьшают спастичность мышц, в том числе артикуляционного аппарата.
  • Психотропные и седативные средства при склонности к депресии. По показаниям назначают антидепрессанты (Деприм), транквилизаторы (Феназепам) или нейролептики (Эглонил).

Если в семье есть ребенок с заиканием, потребуется внести некоторые коррективы в распорядок дня. Желательно исключить психоэмоциональные стрессы (ссоры родителей, громкая музыка и др.). Обстановка должна быть спокойной и дружественной.

Важно то, как родители реагируют на заикание . Во многом это определяет самовосприятие ребенка . Поэтому ни в коем случае не нужно показывать свою обеспокоенность или раздражение . Общение всегда должно быть спокойным и расслабленным .

При беседе с заикающимся ребенком необходимо придерживаться некоторых правил. Во время разговора нужно:

p, blockquote 75,0,0,0,0 —>

  • произносить фразы медленно и спокойно;
  • использовать короткие предложения и простой язык, чтобы уменьшить требования к речи;
  • задавать всегда один вопрос и не торопить с ответом;
  • не говорить слишком быстро, у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы понять и выработать ответ;
  • ежедневно находить время для общения один на один, не отвлекаясь на других членов семьи или домашнюю работу.

Когда родители слушают ребенка, нужно:

p, blockquote 76,0,0,0,0 —>

  • не показывать беспокойство, нетерпение, не пытаться исправить или дополнить речь ребенка;
  • сохранять естественный зрительный контакт;
  • внимательно слушать и не отвлекаться на другие раздражители;
  • делать паузу перед тем, как ответить на вопрос;
  • всегда стараться ободрить собеседника, можно сказать что-то вроде: «научиться правильно говорить очень сложно, для этого нужно время; у тебя все хорошо».

Заикание гораздо легче предупредить, чем лечить. Поэтому с раннего детства специалисты советуют придерживаться профилактических правил. Особенно это касается детей с наследственной предрасположенностью, перинатальными патологиями нервной системы.

Прежде всего, очень важен благоприятный климат в семье. Нужно избегать ссор, не решать взрослые проблемы в присутствии ребенка. Дети все понимают и болезненно реагируют на любые конфликтные ситуации.

Полезны следующие рекомендации:

p, blockquote 79,0,0,0,0 —>

  • Придерживаться грудного вскармливания. Кормление из бутылочек необходимо только до девятимесячного возраста. В исследованиях установлено, что дети, которых долго кормят с помощью соски, чаще имеют речевые проблемы.
  • Развивать мелкую моторику малыша. В период новорожденности тренируют хватательный рефлекс. В дальнейшем полезны различные пирамидки, шнуровки, конструкторы.
  • Как только ребенок начал ходить, лучше ограничить время его пребывания в коляске. Движение активизирует развитие мозга, в том числе и речевых зон.

Важно как можно раньше стимулировать активность ребенка и поощрять его инициативу. Замечено, что 9 из 10 детей с заиканием имеют проблемы с самообслуживанием. Родителям следует учить ребенка выполнять бытовые действия с раннего детства, а не приносить ему нужную вещь по первому требованию .

Кроме речевого дефекта, заикание создает ряд психологических проблем. Затруднение общения со сверстниками и учителями ограничивает социальную жизнь и отрицательно влияет на успеваемость в школе. Поэтому очень важно устранить эту проблему еще в раннем детстве, до начала обучения. При правильном терапевтическом подходе 75-80% детей начинает говорить свободно и без запинок. Важно обратиться к специалисту как можно раньше, в этом случае шансы на излечение гораздо выше.

Близкая к заиканию проблема — нервные тики у детей. Они возникают хотя бы однократно у каждого пятого ребенка в возрасте 5-10 лет. В некоторых случаях патология требует серьезного лечения. Все о тиках у детей и ситуациях, когда необходимо обратиться к специалисту, читайте в статье по ссылке здесь.

Вопрос: Каков риск патологии у ребенка-билингва?

Ответ: Миллионы детей по всему миру говорят на более, чем одном языке. Билингвальность не вызывает заикания, так как многие дошкольники учат два или более языков и не заикаются. Риск появления заикания у двуязычного ребенка такой же, как и у человека, который говорит только на одном языке. Можно продолжать использовать два языка дома и разрешать их смешивать, что естественно для двуязычных детей.

Вопрос: Если ребенка переучить с левой руки на правую, может ли у него развиться болезнь?

Ответ: Согласно медицинским исследованиям, у 30% переученных левшей развивается заикание. Это связано с тем, что у леворуких людей доминирует правое полушарие, поэтому они плохо воспринимают слова на слух. Во время переучивания искусственно меняют доминирующие речевые центры, что отрицательно сказывается на развитии ребенка. Возникает дополнительный стресс и, как следствие, неврозы, тики, заикание и пр.

Вопрос: Передается ли заикание по наследству?

Ответ: Ребенок может унаследовать предрасположенность к этой патологии. В частности, тип нервной системы как у его заикающегося отца или матери. В этом случае важно избегать провоцирующих факторов и принять меры профилактики.

Вопрос: Можно ли вылечить заикание самостоятельно?

p, blockquote 89,0,0,0,0 —> p, blockquote 90,0,0,0,1 —>

Ответ: В домашних условиях избавиться от речевых проблем довольно сложно. Не стоит прибегать к помощи бабок, молитв и заговоров, лучше обратиться к логопеду или в специализированное учреждение для детей с нарушениями речи. Как дополнение к основной терапии можно использовать специальную литературу (например, Визель Т. Г.), аудиокниги, электронные устройства или программы для людей с заиканием.

источник

Заикание — это дефект речи, обусловленный возникновением судорог в органах артикуляции. Для него характерно вытягивание отдельных звуков или слов.

Патология диагностируется преимущественно в детском возрасте. Сопровождается нарушением дыхания и изменением тембра звука.

Как понять, что ребенок заикается? Какие обследования необходимо провести для заикающихся дошкольников и школьников, в чем заключается диагностика проблемы? Обо все подробно — в статье.

Наиболее распространенными причинами заикания являются наследственная предрасположенность, психические потрясения и нарушения в работе ЦНС. Заикание во взрослом возрасте чаще всего возникает из-за невылеченного дефекта в детстве.

Нарушение речевой функции требует постановки диагноза на ранней стадии развитии. Для этого осуществляется сбор анамнеза и назначается комплексное обследование.

Диагностика заикания производится логопедом, психологом и неврологом. Логопед изучает анамнез и использует различные методики, позволяющие выявить дефекты речи, для определения степени тяжести заикания.

Психолого-педагогическое обследование необходимо для оценки психоэмоционального состояния заикающегося ребенка. Таким образом он выявляет причины, которые стали причиной возникновения расстройства.

На основе полученных данных психолог составляет восстановительную программу с учетом рекомендаций от других специалистов. Программа может включать индивидуальные и групповые занятия, аутогенные тренировки и сеансы суггестивной терапии.

Для оценки причин заикания необходимо посетить невролога. Он проводит ряд исследований для определения формы заикания.

Отклонения в работе головного мозга и ЦНС свидетельствуют об органической форме. При отсутствии патологий врач диагностирует невротическое заикание.

При появлении первых признаков заикания у взрослых следует пройти комплексное обследование у вышеуказанных специалистов. Чаще всего причиной расстройства становится длительное психоэмоциональное перенапряжение или сильное нервное потрясение.

Для точной диагностики и дифференциации схожих патологий нужно пройти обследование у педиатра/ терапевта.

При первичном обращении врач соберет анамнез (предрасположенность к заболеванию, первое выявление нарушений и реакция заикающегося на них). Данные нужны для определения степени тяжести болезни.

Для уточнения причин возникновения патологии назначают аппаратные обследования (МРТ, КТ, ЭЭГ, РЭГ). После прохождения обследования назначают комплексную терапию.

Анамнез включает в себя следующие сведения:

  • состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников;
  • анализ общего развития ребенка;
  • наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах;
  • стрессы и физические травмы в детстве;
  • скорость формирования речи;
  • условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи);
  • психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка);
  • наличие заболеваний органов зрения и слуха.

Для выявления дефектов речи и локализации судорог в артикуляционном аппарате логопед предлагает заикающемуся выполнить ряд действий:

  • описать, что находится на картинках;
  • пересказать рассказ, прочитанный вслух;
  • повторить фразы разной сложности;
  • рассказать стих.

Далее логопед выявляет зависимость между судорогами и тембром речи. Для этого пациенту нужно произнести фразу шепотом, затем обычным голосом и громко. В процессе обследования логопед наблюдает, если ли у пациента другие дефекты речи и нарушение моторной функции.

При оценке речи логопед учитывает темп и внятность произношения. Для этого проверяются все отделы артикуляционного аппарата: язык, небо, зубы, губы и челюсти.

Обследование начинается с проверки произношения отдельных звуков в слогах, словам и предложениях. Врач показывает картинки с предметами, в которых встречаются исследуемые звуки. На основе услышанного фиксируется каждый дефект: пропуск, замена, искажение, смешение.

Для оценки качества произношения ребенком сложных слов, логопед просит повторить предложение, в котором встречаются сложные сочетания.

На основе исследования интонации голоса логопед определяет, умеет ли заикающийся понижать и повышать голос, когда нужно задать вопрос или выразить восклицание. Помимо этого определяется умение делать логическое ударение и координировать речевое дыхание. Для этого логопед просит пациента прочитать стихотворение.

Вытягивание звуков происходит вследствие непроизвольных сокращений различных групп мышц речевого аппарата. По местонахождению судороги могут быть голосовыми, дыхательными и артикуляционными.

При голосовом заикании судороги бывают трех видов:

  • Гортанная. Голосовые связки непроизвольно смыкаются и размыкаются, из-за чего речь дрожащая и прерывистая. Язык, челюсть или вся голова ритмично двигаются.
  • Смыкательная. Когда человек хочет начать разговор, возникает спазм голосовых связок. Это мешает движению воздуха, поэтому голос пропадает.

    Мышцы всего тела немеют, лицо чаще всего неподвижно и напряжено. Видно, что человек ощущает нехватку воздуха. При таком виде патологии ощущается ком в горле.

  • Вокальная. Спазм возникает при произношении гласных. Звук сильно растягивается, из-за чего не хватает воздуха на его завершение. Возникает спазм в области шеи, голос становится неестественным.
  • Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

    При дыхательной форме заболевания судороги могут быть:

    1. Инспираторными. Спазм возникает при резком вдохе, а за ним могут повториться еще несколько с разной частотой. Со стороны это выглядит на внезапная пауза, а других проявления не наблюдается.
    2. Экспираторными. В процессе выдоха возникают спазмы всех мышц речевого аппарата. Со стороны это выглядит так, как будто человек пытается выдавить из себя слово. Степень выраженности и продолжительность могут быть разными.

    Судороги при артикуляционной форме патологии делятся на три типа:

    1. Лицевые. Возникает спазм верхней или нижней губы, при этом уголок рта оттягивается вниз или в бок. Рот неестественно открыт. При тяжелой форме заболевания наблюдаются спазмы в области шеи, лба и ушей.
    2. Язычные. Кончик языка упирается между небом и зубами. В тяжелых случаях из-за перенапряжения мышц возникает судорога под языком, что приводит к непроизвольному открытию рта. Язык выталкивается наружу, становится напряженным либо двигается вперед-назад.
    3. Носовые. Заикание происходит в результате дрожания мягкого неба. Проход из глотки в носовую полость непроизвольно закрывается и открывается. Со стороны это выглядит так, что человек говорит то через нос, то через рот.

    Судороги мышц речевого аппарата отличаются по длительности и интенсивности. В зависимости от выраженности дефект может быть легким, средним и тяжелым.

    Для легкой степени характерны незначительный запинки, которые не мешают общению. При средней степени тяжести человек заикается при во время диалогов и длинной речи. Дефект заметно выражен: человеку затруднительно произнести слово или предложение до конца.

    Если не уделить время лечению на этой стадии, заикание прогрессирует. В результате возникают серьезные проблемы с произношением, которые могут спровоцировать логофобию (боязнь разговаривать) и эмболофразию (добавление лишних слов/ словосочетаний и их многократное повторение).

    После сбора анамнеза врач оценивает моторику, общительность и другие личностные особенности пациента. Цель — выявить наличие сопутствующих речевых и двигательных нарушений.

    Для оценки состояния моторных функций выполняется проверка статистической координации общих движений. Стоя с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками нужно поставить стопы на одной линии таким образом, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.

    Для проверки динамической координации заикающегося просят маршировать, чередуя шаг с хлопками ладонями. Далее врач оценивает переключаемость движений.

    Для этого пациенту нужно:

    • вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, возле пояса, вниз;
    • сжать пальцы в кулак и разжать, поставить ладонь на ребро, затем повернуть вверх.

    При анализе результатов врач оценивает точность, самостоятельность и полноту выполненных действий. Далее он задает уточняющие вопросы родителям: какая рука ведущая, насколько ребенок ловкий.

    Логопедическое заключение включает следующие сведения:

    • определение формы заикания с указанием вида судорог, их локализации и степени выраженности;
    • характеристика моторного и психологического компонента;
    • сопутствующие речевые нарушения;
    • отношение заикающегося к дефекту.

    Предпосылками для возникновения речевого дефекта могут выступать черепно-мозговые травмы, интоксикации, заболевания (гипертрофия, рахит) и тяжелые инфекции (корь, энцефалит, менингит, тиф и т.д.).

    К причинам появления недуга относят также нервные потрясения и продолжительное психоэмоциональное перенапряжение.

    Для выявления органических поражений в центрально-нервной системе проводят МРТ и КТ.

    МРТ позволяет диагностировать травмы, заболевания и новообразования, которые могли стать причиной речевого расстройства. КТ головного мозга позволяет выявить аневризмы и другие патологии.

    ЭЭГ проводится для выяснения причин возникновения расстройства и позволяет исключить органические поражения ЦНС. При изучении результатов врач определяет локализацию и степень поражения ЦНС.

    Обследование необходимо для выявления нарушений в сосудах головного мозга и оценки состояния кровообращения. В результатах РЭГ фиксируется степень снабжения кровью определенного участка, скорость кровотока и вязкость крови. Обследование проводится при заикании для выявления сопутствующих заболеваний.

    Неврозоподобное заикание возникает в результате черепно-мозговых травм и тяжелых заболеваний ЦНС (опухоль головного мозга, ишемический инсульт, нарушения после перенесенного энцефалита).

    Эта форма расстройства прогрессирует. Наблюдаются органические изменения личности. Человеку сложно переключиться с одно задачи на другую. Наблюдается инертность или приподнятое настроение.

    Невротическое заикание может быть симптомом серьезных психических заболеваний. В таком случае необходима консультация психиатра.

    Сравнительная таблица отличительных факторов тахилалии, брадилалии и заикания:

    Анамнез Тахилалия Брадилалия
    Причины наследственность, склонность к усилению речи (при повышенной возбудимости), органические нарушения со стороны ЦНС заболевания нервной системы, олигофрения, опухоль головного мозга, ЧМТ, болезнь Паркинсона, тяжелые инфекции (менингит, энцефалит),
    Симптомы высокая скорость речи, искажение артикуляции, сложность в восприятии чужой речи, сложности при подборе слов и построении предложений (сопровождаются паузой) замедление произносимой и мысленной речи, медленное чтение и письмо, долгие паузы между слогами или словами, нарушение мелкой моторики, заторможенность, нарушение координации движений, склонность к повторению фразы, плохая концентрация и память, трудности с переключением внимания

    Теперь вы знаете, как определить заикание у ребенка и взрослого, какие методы для этого применяются. При своевременно выявленном заикании шансы на полное избавление от дефекта высокие.

    Для постановки диагноза необходимо обследование у терапевта и узких специалистов. После проведения комплексного обследования заикающемуся назначат подходящее лечение.

    Для профилактики важна забота о речевом развитии, психическом и физическом состоянии ребенка. Для предупреждения рецидивов необходимо соблюдать рекомендации логопеда в процессе терапии и после нее.

    Взрослым рекомендуется избегать психоэмоционального переутомления и регулярно проходить полное обследование организма.

    Раннее диагностирование заикания у детей, видео-консультация:

    источник

    Данные обследования по каждому ребенку были внесены в «Схему обследования» детей с заиканием (см. Приложение 1). «Схема обследования» одного из заикающихся детей (Х. Ани) прилагается (см. Приложение 2).

    В результате мы получили и проанализировали результаты по определенным разделам.

    1. Анализ анамнеза показал, что практически ни у кого из обследуемых не отмечалось патологии внутриутробного развития и родов ( у двух детей зафиксирована наследственная отягощенность речевой патологии). По состоянию здоровья была выявлена общая соматическая ослабленность. У некоторых детей наблюдались страх темноты и отсутствия взрослых. Заикание у всех ребят возникло с двух до шести лет, после различных психотравм (смерть близких, конфликтные ситуации дома, резкая смена привычной обстановки). Раннее речевое и моторное развитие всех детей проходило без отклонений от нормы (у двоих — ускоренное развитие).

    2. Результаты обследования моторных функций показали, что практически у всех детей движения нормально координированы. Они легко переключались с одного на другое, ошибки исправляли сами, мимика эмоционально окрашена. В то же время выявлены повышенная утомляемость, неточность и суетливость при выполнении мелких движений.

    3. В устной речи обследуемых в единичных случаях были нарушения произношения звуков. Задания на звуковой анализ и синтез, дифференциацию звуков все дети выполнили правильно. Отклонений в развитии лексико-грамматического строя не наблюдалось. Однако, при конструировании развернутых связанных высказываний они с трудом формулировали мысль и выбирали слова для ее адекватного выражения. В этом проявилось несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими.

    4. Анализ обследования просодической стороны речи выявило, что при волнении у всех детей отмечается ускорение темпа речи, нарушение ее ритма, несоблюдение пауз. Усложнение речевого материала и спонтанное общение с окружающими приводили к ускоренному речевому выдоху, частым дополнительным вдохам, в связи с чем нарушались плавность речи, ее интонационная выразительность. Практически у всех детей голос в конце беседы становился слабым, охрипшим.

    5. В процессе обследования проявлений заикания обнаружилось, что у всех детей наблюдались запинки в контекстных монологах, судорожные запинки в вопросно-ответной речи. У всех ребят в процессе речи наблюдались сопутствующие движения (они теребили пуговицы, постукивали пальцами по столу). У всех обследуемых судороги чаще и резче проявлялись в словах со звонкими согласными, их сочетаниями с гласными, согласными взрывными, особенно в начале первого слова, фразы. Определенное значение в проявлении запинок имела и структура предложения (простая или сложная). Их число увеличивалось при ответах на вопросы по незнакомой теме.

    6. Анализ развития подражательности обследуемых показал, что воспроизведение действий по показу и словесной инструкции развито у всех ребят.

    7. Анализ общительности показал, что у 15 из обследуемых детей наблюдалась стеснительность, желание уйти от общения со сверстниками, неуверенность в себе, нерешительность. У остальных 22 детей наблюдалось желание общаться с логопедом, сверстниками, другими взрослыми. Эти дети инициативны в общении.

    Наглядно данные анализа обследования внесены в таблицу (см. Приложение 3).

    На основе данной таблицы мы сформировали 2 группы, состав которых прилагается (см. Приложение 4) по 10 заикающихся детей с одинаковыми речевыми дефектами в каждой группе.

    Итак, в результате обследования мы разбили детей на две группы, которые классифицировали по следующим признакам: одинаковые особенности анамнеза, развития речи, моторики, одинаковое время возникновения симптомов заикания. То есть каждую пару детей с одинаковыми особенностями развития мы разбивали на две группы, один ребенок попадал в первую группу, другой — во вторую.

    Краткая характеристика групп:

    Дети, составляющие группы характеризуются следующими особенностями речевого дефекта:

    — появление заикания в возрасте от 2 до 6 лет; его причины лежат в психической травме;

    — большая ситуативная зависимость заикания (запинки в эмоционально значимых ситуациях и их отсутствие в игре наедине с собой).

    — наличие сопутствующих движений и вегетативных реакций в эмоционально-значимых ситуациях.

    Уровень общего речевого и психомоторного развития этих групп заикающихся дошкольников соответствует возрастной норме. Такие проявления характеризуют невротическую форму заикания. Как правило, эти ребята успевают по «Программе воспитания и обучения в детском саду». Наряду с большими потенциальными возможностями, они имеют ряд негативных личностных особенностей, которые мешают им реализоваться в среде сверстников.

    Педагогическое воздействие на этих детей заключается в укреплении эмоционально-волевой сферы, воспитании веры в себя и в свою способность говорить плавно и правильно. Этому способствуют особые условия: индивидуальная психотерапия, работа с родителями и воспитателями по созданию необходимого микроклимата дома и в детском саду, оптимизация режимных моментов.

    Обобщая материал второй главы, можно сделать следующие выводы:

    — для эффективности коррекционной работы с заикающимися детьми необходимо правильно организовать обследование заикающихся детей;

    — изучить методику обследования, в частности, методику Г.А.Волковой. Рассмотренная методика обследования дала нам возможность всесторонне обследовать ребенка, установить причины, симптомы, вид заикания;

    — проведенное обследование 37 заикающихся показало, что причины заикания лежат в психической травме, то есть можно констатировать невротический вид заикания. Среди симптомов отмечались сопутствующие движения, зависимость заикания от эмоционально-значимых ситуаций.

    источник

    Заикание у детей — это форма речевой патологии, основу которой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов.

    Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.

    Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о наличии заикания у родителей или других близких родственников.

    Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особенности воспитания и психологических проявлений у заикающегося ребенка:

    • отношение к нему взрослых;
    • помощь в формировании правильной речи;
    • время возникновения заикания, его первые внешние признаки;
    • особенности проявления заикания в зависимости от обстановки;
    • отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;
    • оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было рекомендовано и каковы результаты.

    Второй этап — исследование самого заикающегося ребенка.

    После уточнения сведений о ребенке, об истории возникновения и особенностях протекания у него заикания обследуются собственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказывающие непосредственное влияние на его речевую деятельность.

    Проводится исследование общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной деятельности, особенностей личности заикающегося. Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении, в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

    Материалом для исследования собственно речи детей являются картинки, детские книги, игрушки.

    Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:

    • место возникновения и форму речевых судорог;
    • частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
    • сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;
    • отношение заикающегося к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.

    Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тонические, смешанные) определяются на слух или зрительно.

    Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.

    С целью изучения речевого поведения и речевых судорог используются следующие приемы:

    • составление рассказа или описание содержания картинки;
    • пересказ прослушанного текста;
    • сопряженное и отраженное повторение простых и сложных фраз;
    • рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.

    Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня громкости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.

    При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

    В ходе всего обследования отмечаются психологические особенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружающими, оценка собственной речи, в частности болезненное фиксирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, речевое поведение при обследовании.

    Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:

    • форма судорог (тонические, клонические, смешанные);
    • вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, смешанные);
    • степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);
    • темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);
    • сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи);
    • состояние моторной функции;
    • наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.
    Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

    Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, индивидуально-психологические особенности заикающегося ребенка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.

    Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), а также различить разные формы заикания. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка позволяют установить природу заикания.

    Контрольные вопросы

    1. Какова цель логопедического обследования?
    2. Какие разделы составляют содержание логопедического обследования?
    3. В чем особенность обследования связной речи?
    4. Какие характерные ошибки связной речи отмечаются при речевом недоразвитии?
    5. По какому принципу подбирается лексический материал для обследования словарного запаса?
    6. В чем выражается своеобразие словарного запаса при речевом недоразвитии?
    7. Какие приемы используют для изучения грамматического строя речи?
    8. Какие виды аграмматизма отмечаются при недоразвитии речи?
    9. В чем состоит особенность обследования звуковой стороны языка?
    10. Какие параметры учитываются при написании логопедического заключения?
    11. В чем заключается особенность изучения медицинской и психолого-педагогической документации при обследовании заикающегося ребенка?
    12. Каковы задачи речевого обследования заикающегося?
    13. Какие приемы используются при изучении речи заикающихся?
    14. Какие характеристики учитываются при написании логопедического заключения заикающегося ребенка?
    • Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. — СПб., 1993.
    • Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Г. Власенко и Г.В. Чиркиной / Сост. Т.П. Бессонова. — М., 1996.
    • Филичева Т.Е., Чевелева H.A. Логопедическая работа в специализированном детском саду. — М., 1987.
    • Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. — М., 1993.
    • Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1998.
    • Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. — М., 1998.

    Изучение письменной речи

    Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру.

    Формирование навыков письма и чтения находится в тесной связи с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень развития языковых средств, речевых навыков и умений, но также состояние письма и чтения.

    Поскольку письмо на начальных этапах обучения невозможно без сознательного анализа звукового комплекса, составляющего произносимое слово, а чтение — без умения сливать отдельные звуки в объединенные фонематические группы, обследование письма и чтения у детей начинается с изучения процесса анализа и синтеза звукового состава слова.

    Звуковой анализ не может протекать без участия процессов фонематического восприятия, требуется полная сохранность фонематического слуха. Кроме того, формирование речевого слуха осуществляется при активном участии артикуляционного аппарата в процессе артикуляционного опыта.

    Для диагностических целей в первую очередь следует выявить особенности речевой деятельности ребенка, определить, нет ли выраженных отклонений в формировании звуковой стороны речи, а также умеет ли он дифференцировать звуки на слух и в произношении.

    Только после этого предметом обследования становится способность ребенка сознательно ориентироваться в звуковом составе слова, производить сложные операции над его элементами. Процесс звукового анализа предполагает:

    • умение выделять фонемы из звукового состава слова на основе их слухопроизносительной дифференциации;
    • овладение учебным (умственным) действием последовательного выделения всех звуков из состава слова.

    В первую очередь следует выявить доступный ребенку уровень звукового анализа. С этой целью используется прием определения количества звуков в слове. Сначала предлагаются фонетически простые, одно-, двухсложные слова (мак, шуба), затем — слова с большим количеством слогов (карточка, фотографировать). Во всех случаях слова должны содержать звуки, произношение или различение которых может вызвать у детей затруднение.

    Следующий этап задания — последовательное определение всех звуков в слове. Материалом для обследования этой звуковой операции служат слова разной звуко-слоговой сложности (дом, кот, окно, сумка, гнездо, дружба, торт). В случае затруднения обследующий сам четко произносит слово, показывая тем самым способ выделения звуков путем их интонированного произношения. С этой же целью можно использовать прием, разработанный Д.Б. Элькониным, когда фишки, обозначающие звуки, размещаются в клеточках схемы в той последовательности, в которой звуки находятся в слове.

    Показателем уровня сформированности звукового анализа является умение не только последовательно выделять звуковые элементы слова, но и самостоятельно определять их. Основными методическими приемами для этого являются:

    • преобразование слов путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (сок — сук, марки — рамки);
    • называние второго, третьего, пятого и др. звуков в слове;
    • самостоятельное называние слов, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте;
    • определение количества гласных и согласных в анализируемом слове;
    • называние звуков в слове, стоящих перед или после определенного звука.

    Звуковой анализ с самого начала своего формирования является произвольной деятельностью. Чтобы проанализировать слово, ребенок должен удержать его в памяти, распределить свое внимание между его звуковыми элементами, сосредоточиться на определении позиции звука в слове и т.д., поэтому последняя группа приемов направлена на то, чтобы выявить состояние этой стороны деятельности ребенка. В данной группе выделяются следующие приемы:

    • выделение последнего звука в слове и называние таких слов с этим звуком, чтобы он стоял на втором, третьем и другом месте (рога — сани; шалаш — кошка). Предлагаются слова, оканчивающиеся как на гласный, так и на согласный звук;
    • определение третьего звука в слове (гласного или согласного) и называние с ним слов, где бы он стоял в начале, в середине и в конце;
    • называние слов, состоящих из 3, 4, 5 звуков, и выделение в них звуковой последовательности;
    • отбор предметных картинок, название которых начинается на определенный звук, но с обязательным последующим гласным «а»;
    • называние слов, включающих сразу два оппозиционных звука (сушки, учительница).

    Для письма и особенно для чтения большое значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов слова. С этой целью ребенку предъявляются отдельные звуки и предлагается воспроизвести получившийся слог. Материалом для обследования служат прямые слоги (са, пу); обратные слоги (ам, он); закрытые слоги (сас, лам); слоги со стечением согласных (ста, сто) и др. Облегченный вариант этого приема — синтез вслед за анализом, когда ребенку устно предъявляется слог, он выделяет звуки, его составляющие, а затем называет слог, состоящий из этих звуков.

    Сравнение результатов, полученных на основе использования системы приемов, позволяет выявить и оценить как общее состояние звукового анализа, так и несформированность его отдельных компонентов, а также факторы, задерживающие его развитие. Это позволит своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей.

    Обследование письма

    Нарушения письма у детей — это особые специфические затруднения, которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка. У детей с нормальным слухом и интеллектом, достигнувших школьного возраста, это недоразвитие проявляется прежде всего в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом составе слова. В этом случае ребенок оказывается неподготовленным к осуществлению звукового анализа и синтеза речи и вследствие этого к переходу на более зрелую стадию языкового развития — овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р.Е. Левина (1961), об этом свидетельствуют особые нарушения письма, которые могут иметь различную структуру и степень выраженности. Диагностическим признаком нарушений письма, представляющих интерес для логопеда, является наличие специфических ошибок, связанных с недостаточной сформированностью речевых процессов. Усвоение навыков письма может быть обусловлено не только речевыми нарушениями, но и другими факторами (нерегулярностью школьного обучения, педагогической запущенностью, снижением слуха, зрения, интеллекта и т.д.). Объектом же логопедического воздействия являются нарушения письма, обусловленные нарушениями в развитии речи.

    В связи с этим задачей логопедического обследования письменной речи становится выявление специфических ошибок как основного диагностического показателя нарушений письма.

    Первые представления об уровне сформированности письма и о характере ошибок можно получить после просмотра школьных тетрадей. Для уточнения структуры нарушения должно быть проведено специальное обследование, включающее три раздела:

    • слуховой диктант;
    • самостоятельное письмо;
    • списывание с печатного текста.

    Первый раздел включает пробу на слуховой диктант, состоящую из серии постепенно усложняющихся заданий.

    Обследование начинается с письма букв, слогов, слов, а заканчивается предъявлением более сложных форм письменной речи (в зависимости от уровня обученности ребенка — это изложение по картинке или сочинение на заданную тему). Детям, которые только начали обучаться, предлагается письмо букв под диктовку. Ребенку диктуются отдельные звуки, графическое изображение которых он должен записывать. Эта серия проб позволяет выявить, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи и правильно ли перешифровывает их в соответствующие графические изображения.

    Следующий момент — обследование письма отдельных слогов под диктовку. Ребенку диктуются прямые слоги (на, са, сы, ту, мо и др.), обратные (ан, ум, от), со стечением согласных (ста, дро, скво), оппозиционные слоги (са-за, са-ша, ра-ла, ба-на, ри-ры). Вместо записи учащийся может составлять слоги, пользуясь буквами разрезной азбуки. Цель этих проб — определить, насколько правильно ребенок различает и выделяет отдельные элементы, входящие в звуковой комплекс.

    Для определения доступного ребенку уровня письма вслед за указанными пробами предлагается письмо отдельных слов и коротких фраз. Вначале диктуются простые, а затем фонетически более сложные слова (дом, шары, гвоздь), а также небольшие фразы (журчит ручей, у крыльца лужи).

    Помимо написания отдельных слов и фраз по слуху в процессе логопедического обследования проверяется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложности. Материалом для обследования могут быть картинки, изображающие знакомые ребенку предметы (мяч, часы, чайник, девочка и др.). Предлагается написать названия этих предметов или самостоятельно составить и записать отдельные предложения по картинкам.

    При более продвинутом уровне письма центральным этапом обследования становится слуховой диктант, состоящий из серии фраз, подобранных таким образом, чтобы они отвечали программным требованиям по русскому языку, а также включали бы большое количество слов со звуками, произношение которых обычно нарушается.

    Диктовать рекомендуется в соответствии с нормами орфоэпического произношения, без предварительного звуко-слогового анализа слов, входящих в состав диктуемого текста.

    Содержание второго раздела логопедического обследования письменной речи предполагает изучение самостоятельного письма детей. С этой целью учащимся (в основном II — III классов и более старших) предлагается:

    • самостоятельно составить и записать небольшой рассказ по серии картинок;
    • письменно изложить прослушанный или самостоятельно прочитанный рассказ;
    • написать сочинение на заданную тему.

    Можно предложить и более простые пробы, позволяющие выявить также зависимость усвоения письма от общего развития речи: сочинение предложений или небольшого рассказа по опорным словам и деформированному тексту.

    Анализ самостоятельного письма учащихся позволяет выявить как ошибки в звуковом составе слова, так и различные виды аграмматизма.

    Третий раздел логопедического обследования письма включает изучение умения списывать текст с предъявленного образца, а при затруднениях — отдельные слова, слоги, буквы. В качестве приема используется также и зрительный диктант, когда ребенок должен самостоятельно прочитать слово или предложение, а затем записать их по памяти. Здесь же проверяется, не испытывает ли ребенок затруднений в двигательной технике письма.

    Обобщая результаты обследования письменной речи, необходимо:

    • сопоставить и проанализировать все виды ошибок при письме; составить сводную таблицу, классифицируя ошибки по виду и количеству (табл. 3);
    • соотнести анализ ошибок при письме с особенностями устной речи ребенка.

    Таблица 3 Анализ ошибок при письме

    Типы ошибок Виды ошибок Количество ошибок Примеры ошибочного письма
    Ошибки на уровне звукового состава слова Замены согласных; замены гласных; пропуски гласных; пропуски согласных
    Ошибки на уровне слогового состава слова Пропуски слогов и частей слова; перестановки; добавления; раздельное написание частей слова
    Лексико-грамматические ошибки Нарушения согласования; нарушения управления; замена слов по звуковому сходству; замена слов по семантическому сходству; пропуски слов; слитное написание
    Графические ошибки Замена букв по количеству элементов; замена букв по пространственному расположению; зеркальное письмо букв
    Ошибки правописания Неправильное написание жи, ши, ча, ща, чу, щу; строчная буква в начале предложения, в именах и кличках животных; ошибки в написании мягких согласных; неправильное написание безударной гласной в корне слова (двусложные слова)
    Ошибки на правила правописания, не пройденные в классе

    Таблица рассчитана на анализ письма учащихся первых классов. При анализе письма учащихся других классов следует внести изменения в рубрику «Ошибки на правила правописания» в соответствии с программными требованиями.

    Анализируя результаты обследования, в первую очередь необходимо определить, распространяется ли уровень нарушения письма лишь на звуко-буквенный анализ, обусловленный недоразвитием фонетической стороны речи, или же связан с более сложным уровнем организации речевой деятельности, с нарушением средств языка.

    В зависимости от результатов обследования определяются пути и методы коррекционного обучения, которые должны находиться в полном соответствии с причинами, породившими нарушения речи и письма.

    Контрольные вопросы

    1. Почему при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать состояние письма и чтения?
    2. Какие предметы используются при обследовании звукового анализа и синтеза у детей?
    3. Чем характеризуются специфические нарушения письма?
    1. Какие разделы составляют логопедическое обследование письменной речи?
    2. Каковы принципы анализа специфических ошибок письма?
    • Левина P.E. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.
    • Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной / Сост. Т.П. Бессонова. — М., 1996.
    • Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983.
    • Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1985.

    Глава 4 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

    Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 1010 | Нарушение авторских прав

    источник