Меню Рубрики

Методики занятий при заикании у детей

Как уже указывалось, непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося: будь то при определенной форме речевой деятельности или при определенной речевой ситуации. Отсюда цель — найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Этим объясняются попытки создать разные системы постепенных, последовательно усложняемых речевых упражнений, которые служили бы в качестве переходного мостика от легких для заикающегося условий речи к более трудным. Поэтому, объединяющим разные методики логопедических занятий с заикающимися можно считать общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности. Разный подход к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использование разных вспомогательных средств или приемов; разный возраст заикающихся — это то, что отличает разные методики логопедического воздействия на заикающихся.

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н.А.Власова и Е.Ф.Рау построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность: 1) отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Н.А.Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками: 1) сопряженная речь; 2) отраженная речь; 3) ответы на вопросы по знакомой картинке; 4) самостоятельное описание знакомых картинок; 5) пересказ прослушанного небольшого рассказа; 6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам); 7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

Е.Ф.Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию» . Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

Первый этап — ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

Второй этап — проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

Третий этап — завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Методики Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау характеризуются определенной схожестью — в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.

На протяжении многих лет предложенная методика была одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. И в настоящее время многие ее элементы и модификации используются логопедами.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности в свое время была предложена Н.А.Чевелевой . Автор исходит из психологической концепции, что развитие связанной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями). Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот переход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени. Отсюда «основная линия нарастания сложности самостоятельной речи» включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

С другой стороны, система последовательного усложнения речи идет здесь по линии «постепенного усложнения объектов деятельности» через усложнение числа «отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении данной поделки».

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов.

1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель — привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи.

2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные, краткие и полные, развернутые ответы).

3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях этого периода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постепенно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постепенно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постепенный переход к контекстной речи.

4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи — предваряющая, когда ребенок рассказывает, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Дети учатся планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции, самостоятельно строить рассказ. В этом периоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о всем процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.

Таким образом, в методике, предложенной Н.А.Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника. Автором методически обоснованы и описаны этапы этой последовательной работы. Здесь хорошо показаны возможности того, как на одном разделе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности) можно осуществлять коррекционную работу по преодолению заикания у детей.

С.А.Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной группы детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Работа с детьми по всем разделам «Программы» подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).

При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложноподчиненных конструкций, переход к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по принципу общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала- направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.

Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение года осуществляется логопедом и воспитателем.

Как видим, методики Н.А.Чевелевой и С.А.Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея предложена профессором Р.Е.Левиной). Только Н.А.Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А.Миронова — в процессе развития речи детей при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать совершенно правильным в логопедической практике.

Методика Селиверстова В.И. преимущественно рассчитана для логопедической работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). По сути является комплексной системой логопедических занятий с детьми , так как предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор исходит из основной позиции — работа логопеда всегда должна быть творческой, поисковой. Не может быть жестких сроков и одинаковых задач для всех без исключения заикающихся. Проявления заикания у каждого ребенка разные, разными оказываются и его способности на логопедических занятиях, и потому необходим в каждом конкретном случае разный подход в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются три периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурой сложности, громкости и ритмичности; а с другой стороны — от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группами детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду» и, прежде всего, с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника. Логопедические занятия строятся с опорой на активную сознательность и участие детей в процессе работы над своей речью и поведением. На занятиях широко используются наглядные пособия и технические средства обучения (в частности — магнитофон). Родители ребенка поставлены в условия обязательных и активных помощников логопеда в проводимых занятиях.

В современных методиках логопедических занятий с заикающимися детьми в последние годы все больше обращается внимание на возможность использования различных игр с коррекционными целями. Игр, известных в практике дошкольного воспитания, модифицированных или даже придуманных логопедами.

В частности Г.А.Волкова разработала систему использования игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми 4—5, 5—6, 6—7 лет на разных этапах последовательных логопедических занятий: на этапе молчания (4—6 дней) и шепотной речи (10 дней); сопряженной (4—5 недель) и отраженной речи (4—5 недель); вопросно-ответной речи (8—10 недель); самостоятельной речи (8—14 недель) и на этапе закрепления активного поведения и свободного общения детей.

В предложенной системе различных игр, по мнению автора, «дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. И усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта».

Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

Интересные игры и игровые приемы предложены также для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской . Игры и игровые приемы в соответствии с задачами последовательных этапов логопедических занятий с детьми способствуют здесь проведению расслабляющих упражнений (релаксации), режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.

В пособии предложена система целенаправленных игровых приемов и ситуаций, которые, по мнению авторов, «формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях».

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

источник

* описание методики приведено здесь в сокращенном виде, полная версия : Как вылечить заикание у ребёнка. Сергей Горд

В начале расскажу одну историю.
Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно, когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?» — спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении — две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил. Неужели так просто!?» — недоверчиво подумал я. Спустя годы я понял, что это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям.
Анализ и осмысление личного 20летнего опыта позволил систематизировать основные принципы. Опыт лечения самого себя и своего сына привел к отбору наиболее важных из них.

Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения. Cемейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут спровоцировать заикание. Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи — это прямая причина вашего общения!

Надо остановиться, сесть и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) — никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы ни произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п. — не повод выходить «из себя» ! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)

Не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении. Обвинения не помогу вылечить ребенка или изменить поведение супруга, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) самого. Следует просто поговорить, разобрать ситуацию и найти способ создать полгода «спокойствия» ради ребёнка.

Ограждайте ребенка от других факторов стресса: громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ, фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату . ) , и так далее и тому подобное. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться.
Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Но, если так случилось и ребёнок что-то увидел, то это нужно объяснить .

По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге.

«Внутренние страхи» — фобии — осознанные и неосознанные, имеются и у детей, и у взрослых. Таких фобий много, у каждого свои. У детей есть страхи общие, которые бывают и у детей, и у взрослых. Есть чисто детские (например, ребенок может переживать что Земля круглая и люди могут выпасть в космос). Также у детей с 3 лет, каждому возрастному периоду (и этапу развития) присущи свои специфические страхи. У мальчиком и у девочек страхи также различаются.
Отдельно нужно отметить вопрос «боязни собак» у ребёнка. Тут важно разобраться , откуда «ноги растут». Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен. Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы :
— видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его?
— раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше. Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться?
Ответив на эти вопросы, ребёнок успокоится и перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру — возвращается ответной добротой!

Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.

Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома. Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями.

Следующий «популярный» детский страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать.. Если есть мобильны телефон, то звони родителям .. И так далее.

Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст ему уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ – ВЫ СИЛА!

Ребенок должен быть уверен, что родители его любят. Может кто-то возразит, что это банально, очевидно и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей. Это понятно ВАМ, ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдса, он всё-равно будет Вас в ответ любить. НО.. Важно показывать свою любовь, говорить о ней, дать ребенку почувствовать что он любим, что он в безопасности, что родители всегда помогу и никогда не бросят его.
К тому же ребёнок помнит обиды. У Вас трудный день, вы «сорвались» на ребенка, накричали, отмахнулись, и уже забыли о конфликте, . а ребёнок помнит! Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы очень его любите! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам.

ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ — контроль дыхания, наличия воздуха в легких.

Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза .

Остановите ребёнка. Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди! И объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова».

Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе.

Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим два следующих слова и так далее».

Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше.

Потренируйте работу голоса на звуках, их зависимость (тон) от наличия и силы потока; изменение звука, от изменения расположения органов речи (губ, языка..): А-О-И-Е…

Поэтому, ещё раз: перед любым словом делаем ВДОХ — это даст необходимый поток воздуха и гарантирует нам произношение слова! Это закон, аксиома лечения! Далее начинаем выдох 1 секунду, пока без слов (подтверждения наличия потока воздуха), затем произносим 1-2 слова. И всё заново.

Заметьте, что ребёнок готов пересказать, например, половину понравившегося фильма на одном выдохе- не получится, как следствие запинки, переходящие в спазм.

Почему надо объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим четыре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст понимание, что слов надо произносить мало, столько, сколько получиться свободно произнести без запинки, на сколько хватит воздуха.

Но на начальном этапе сильных запинок это должно быть именно ОДНО слово, затем через несколько дней ДВА слова – смотрите по ситуации. Затем ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через несколько месяцев!

Обратите внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как отчётливо фиксируется вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню — всё это укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки.

Речь будет постепенно улучшаться. Настройте себя на продолжительную работу, тогда более скорый результат вас порадует.

Объясните ребенку, что «надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО! Быстро говорить не нужно, тебя не поймут».

Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику.

Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе очень много слов или даже несколько предложений — это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супруг(га), братья, сестры ребёнка, бабушки ( все те, с кем общается ребенок) — разговариваю быстро, то поговорите с ними и на своем примере объясните требуемый темп – ТЕМП ДЕТСКОЙ РЕЧИ. Начните анализ с себя, как говорите Вы сами?

Так же обратите внимание, что ребенок говорит громко. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЁПОТ. Поговорите с ним шёпотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.

Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Правильное положение головы — это ровное положение или чуть вверх подбородок. При наклоне головы вниз нижней челюсть не может свободно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести.

Правильная осанка – это прямой позвоночник. Вес верхней части тела должен опирается на столб позвоночника. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до 40 кг у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу). Она находится под нагрузкой, не будет нормально функционировать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе.

Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

Правильная осанка способствует улучшению кислородного обмена, который нормализует работу мозга!

Лечебный массаж спино-воротниковой зоны поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения, что улучшит речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов ( 1 сеанс через день или реже: 1 раз в неделю)

НЕ СПЕШИТЕ : и при разговоре, и в обычных делах!

Бывает так: Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик… Спешка – это враг. Спешка (имеется ввиду быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спланировать время выхода из дома, а значит и время подъёма ребёнка.

Старайтесь поддерживать медленный темп не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам — в любых других случаях.

Отследите и скорректируйте поведение воспитателей в детскому саду или нянь!

Обращайте внимание, чтобы воспитатели или няни вели себя уравновешенно и педагогично — не следует кричать и физически наказывать ребенка. С «кричащим» воспитателем детского сада можно поговорить лично или прибегнуть к помощи заведующей. Воспитательный процесс детям необходим, но старайтесь сдерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность! Мы уже говорили, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость нельзя простить малышу, то лучше «проказника» поставьте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.

Самооценка, воспитание уверенности!

Если ребёнка наказывают родители, по его мнению не заслуженно (например, «красиво» разрисовал обои и т.п.), то ребёнок подумает: «В других сложных ситуациях они не заступятся за меня. я один на один с этим сложным миром..» Поэтому если вы «ПОТЕРЯЛИ МАЛЫША», то «НАЙДИТЕ ЕГО». Станьте его другом, защитником!

Поднимайте самооценку ребёнку! Хвалите ребёнка за хорошие поступки. Самооценка поднимет уверенность, уверенность положительно повлияет на речь. Будьте уверены Сами в себе как пример для ребёнка.

Делайте вместе добрые дела — это хороший воспитательный процесс, положительные эмоции, чувство полезности семье и обществу.

Иногда родители предъявляют слишком высокие требования к речи ребенка — снизьте вашу планку притязаний. У вас будет много времени на постановки «правильной» речи и звуков, звуки постепенно исправятся. А лишнее давление на ребенка только ухудшит его психологическое состояние и помешает развивать речь.

Конечно, эти продукты сами по себе не улучшат речь и не вылечат заикание, но они способствуют мозговой деятельности и деятельности речевого аппарата:

  • Льняное масло. Ложку с хлебом, или намазать на хлеб.
  • Рыбий жир. Некоторые дети его любят. Если ребёнок ни в какую его не принимает, то предложите морскую рыбу. Желательно жирные сорта морских рыб: морской окунь, скумбрия, сельдь и, конечно, палтус. Эти продукты содержат необходимый строительный материал нервных клеток и клеток мозга — жиры Омега 3 (незаменимые жирные кислоты или «витамин F»);
  • Творог отдельно или с добавками : молоком, сметаной, вареньем для вкуса.
  • Кисломолочные продукты (йогурт, сметана, другие) содержат большое количество кальция и фосфора.
  • Капуста с луком и растительным маслом в виде салата.

Не переусердствуйте с продуктами, пусть это будет один-два раза в неделю — достаточно.

Также стоит снизить (и даже исключить) употребление сахара/сладостей (конфеты, печенье, газировка) до одного раза в неделю! Еще лучше заменить их натуральными фруктами. Сахар повышает и умственную, и физическую активность ребенка и приводит к гиперактивности. Поэтому стоит снизить его потребление

Помогает клеткам мозга и кислород — поэтому, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе и проветривание помещение.

Создайте дома атмосферу доброты и тепла. Помните, что заикание — это прежде всего НЕВРОЗ.

Сразу отмечу, что к «лечению» детей у логопедов надо подходить осторожно. Хороший подход, когда логопед — это воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра.

Вредный подход — когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить «заикание»(!). Возникает дополнительный стресс. К ребенку прилипает ярлык больного болезнью «заикание». Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу. Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал «с глазу на глаз» в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит. Вы должны оценить, насколько профессионален логопед, какие советы Вам подходят.

ЗАДАЧА – НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ (не заострять) ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ. Чтобы в результате общения ребенок не ощутил на себе ярлык «больного ребенка».
Специальные логопедические упражнения, например, «зарядка» языка, вращения губами и языком, «помощь рукой» и тому подобное – на мой взгляд, малышу ВРЕДНЫ! И вот почему :
во-первых, они акцентируют внимание ребенка на проблеме заикания.
во-вторых, сами по себе, это нудные, утомительные и неинтересные занятия, они быстро надоедают ребенку.
Такие упражнения хороши в ненавязчивой игровой форме: делали зарядку для ручек и ножек, сделаем и для языка .

Ни в коем случае не говорите ребенку слова «заикание», если требуют обстоятельства, говорите «запинки».

Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Внимательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны!

Помните, что если логопед просит расслабиться и успокоиться, а до занятий или после вы спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь — говорите медленно, а что-то случилось — повышаете голос, ускоряете темп речи — это не правильно!

Сейчас главные задачи — КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и других действиях, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА; УСТРАНИТЬ ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже повышения голоса.

источник

Коррекционное воздействие при заикании имеет комплексный характер. Кроме медикаментозного лечения, применяется коррекционно-педагогическое, которое предусматривает применение логопедической методики, подходящей к конкретному случаю.

Для чего необходима работа логопеда с ребенком или взрослым, страдающим заиканием, в чем состоят логопедические занятия с заикающимся дошкольником и школьником? Подробности — в статье.

Работа логопеда направлена на устранение главных проблем при логоневрозе, связанных с нарушением темпа, ритма речи.

Логопедические упражнения помогают:

  • Формировать плавность речи.
  • Планировать собственное высказывание.
  • Освоить и автоматизировать послоговое чтение.
  • Чувствовать и регулировать темп собственной речи.
  • Развивать правильное речевое дыхание.
  • Формировать долгий речевой выдох.
  • Научиться распределять запас воздуха на всю фразу.
  • Делать своевременные паузы, чтобы избежать сбоя дыхания.
  • Логопедическое обследование начинается со сбора анамнеза. Выясняется, не имеют ли родители или близкие родственники речевые нарушения. Устанавливается время возникновения дефекта и особенности проявления заикания в разные возрастные периоды.

    При диагностике детей уточняются данные о протекании беременности матери и характер родов. Изучается становление речевой функции.

    Особое внимание уделяют нарушению слоговой структуры слова, аграмматизмам в речи, присутствуют ли повторы звуков и слогов. Также рассматривается темпо-ритмическая организация речи.

    Изучается развитость речевой моторики, орального праксиса. Для этого применяются изолированные и серийные движения. Логопед обращает внимание, присутствует ли движение, происходит ли замена одного движения другим.

    Обследуется тонус мышц ротовой полости и лица, объем движений и их активность. Даются тесты на проверку способности удерживать органы в заданном положении.

    Обследуется экспрессивная речь. Диагностические задания выявляют особенности произношения звуков, слогов, слов, фраз. Тестируется умение пересказывать, строить самостоятельный рассказ, вести беседу, читать стихотворные и прозаические тексты, умение говорить нараспев. Отмечается возможность произносить многосложные слова, длинные фразы, большой связный текст.

    Изучаются особенности письменной речи: умение переписывать текст и самостоятельное письмо. С этой целью проводят буквенные, слоговые, пословные и фразовые диктанты, а также длинный связный текст. Фиксируется скорость и качество написания отдельных элементов и сложных комплексов.

    Изучаются возможности дыхания. Логопед смотрит, насколько скоординированы вдох и выдох, как происходит забор и выпускание воздушной струи (через нос или рот), как часто заикающемуся требуется совершать вдохи. Определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной).

    Речевые правила для заикающихся:

    1. Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
    2. Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков.
    3. Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
    4. Следить за своими движениями.

    Общие правила поведения при борьбе с заиканием:

    Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня.

    Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.
    Поддержание физической формы. Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно.

    Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба.

    Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.

  • Откажитесь от вредных привычек.
  • Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:

    1. Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта.
    2. Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут.
    3. При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося.
    4. Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности.

    Степень самостоятельности, с которой говорящий строит свое речевое высказывание, способна оказывать влияние на возникновение речевых судорог.

    Самую большую сложность представляет спонтанная речь. Когда человек говорит сам, без посторонней помощи, запинки в речи возникают чаще.

    Помощь может быть выражена разными способами – как прямыми (совместное проговаривание), так и косвенными (подсказки). В связи с этим логопедическая коррекция проводится поэтапно, с постепенным усложнением речевого материала, а также с опорой на индивидуальные возможности заикающегося.

    Этапы логопедического воздействия в зависимости от степени самостоятельности речи:

    Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу с помощью сопряженной речи. Заикающийся совместно с логопедом артикулирует фразы. Сначала педагог произносит фразу сам, а затем вместе с занимающимся.

    Практика показывает, что даже при тяжелых формах логоневроза сопряженная речь дается пациенту практически без затруднений.

    При говорении человек только копирует речь педагога, включая манеру произнесения, интонацию и структуру фразы. Успехи в этом занятии дают правильный психологический настрой на успех.

  • Тренировка отраженной речи. На этом этапе ребенок или взрослый учится повторять речевое высказывание за взрослым без совместного проговаривания.
  • Ответы на вопросы. Эта задача является более сложным уровнем речевой самостоятельности. Беседу лучше строить с опорой на иллюстрацию и задавать вопросы, которые требуют конкретного ответа: что изображено в левом нижнем углу, что держит в руках мальчик, какого цвета его портфель и т.д. Ответы на них ребенок найдет на картинке и сможет ответить одним или двумя словами, опираясь на конструкцию самого вопроса.
  • Отработка развернутых ответов. Вопросы «почему», «зачем» и т.п., предполагающие элементы рассуждения, требуют развернутых фраз. Они более приближены к самостоятельной речи.
  • Отработка навыка пересказа. Это задание предусматривает умение связывать фразы между собой, выстраивая их в логической последовательности. Однако у занимающегося еще есть опора на прослушанный текст.
  • Отработка навыка рассказа. Изложение материала в этом случае полностью самостоятельное. Оно не опирается на услышанное ранее высказывание. Ребенок или взрослый передают словами то, что увидели на картине, на прогулке, свои впечатления.
  • Спонтанная речь. Предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний
  • Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.

    Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.

    Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).

    Читайте также:  Афобазол помог от заикания

    По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:

    1. Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
    2. Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
    3. Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
    4. Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
    5. Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.

    Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.

    Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.

    Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.

    Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.

    Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:

    Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.

    Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.

    Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.

    Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.

    Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.

    Эффективность воздействия логопедических методик при коррекции заикания заключается не только в том, что в результате занятий человек избавляется от дефекта речевой деятельности, но и обретает уверенность в себе.

    Логопедическая коррекция имеет еще и психотерапевтический эффект, так как занятия включают проработку личностных качеств.

    Логопедическое воздействие затрагивает также высшие психические функции. Занятия для детей строятся таким образом, что одновременно происходит развитие памяти, внимания, мышления.

    Каждая логопедическая методика коррекции заикания дает определенные результаты. Отрицательный результат в их применении может быть зафиксирован только в том случае, если логопед неправильно диагностировал степень развития дефекта и ошибся в подборе методики.

    В основе устранения заикания лежит большая работа как со стороны логопеда, так и со стороны самого заикающегося. Примером для всех, кто хочет избавиться от данного речевого дефекта, может служить история древнегреческого оратора Демосфена.

    Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока,…

    Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и…

    Заикание — это распространенное нарушение речи. Встречается как у детей, так и у взрослых. Проявляется обычно в 3 года. При…

    источник

    Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

    Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

    В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

    Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

    Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.

    Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

    Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

    Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

    Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

    Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

    Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

    Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

    В зависимости от разновидности судорог определяют:

    • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
    • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
    • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

    Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

    • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
    • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
    • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

    Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

    Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

    Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

    • укреплению мышц;
    • регуляции дыхательного ритма;
    • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.

    В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

    При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

    В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

    Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

    Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

    Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

    Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

    Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

    Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.
  • В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

    Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

    Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

    Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

    Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

    Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

    После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

    Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

    Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

    Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

    Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

    Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

    Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

    Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

    При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

    На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

    Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

    Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

    Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

    Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

    1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
    2. Движение челюстью вперед-назад.
    3. Движение челюстью влево-вправо.

    Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

  • Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  • Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  • Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
  • Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

    1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
    2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
    3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
    4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
    5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

    Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

    Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

    Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

    Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

    Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

    К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

    Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

    Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.

    Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

    источник