Меню Рубрики

Методики выявления заикания у детей

Заикание у детей — это форма речевой патологии, основу кото­рой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекват­ного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследова­ние с учетом всей симптоматики этого сложного речевого наруше­ния. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов.

Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.

Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы катального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о нали­чии заикания у родителей или других близких родственников.

Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особен­ности воспитания и психологических проявлений у заикающего­ся ребенка:

— отношение к нему взрослых;

— помощь в формировании правильной речи;

— время возникновения заикания, его первые внешние при­
знаки;

— особенности проявления заикания в зависимости от обста­
новки;

— отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;

— оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было ре­
комендовано и каковы результаты.

Второй этап— исследование самого заикающегося ребенка.

После уточнения сведений о ребенке, об истории возникнове­ния и особенностях протекания у него заикания обследуются соб­ственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказываю­щие непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование общительности, моторики, подра­жательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учеб­ной деятельности, особенностей личности заикающегося. Разли­чают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении, в первые две недели пребыва­ния в санатории для заикающихся детей, на школьном логопеди­ческом пункте) и динамическое изучение заикающегося в про­цессе коррекционно-воспитательного воздействия.

Материалом для исследования собственно речи детей являют­ся картинки, детские книги, игрушки.

Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:

— место возникновения и форму речевых судорог;

— частоту их проявлений и сохранные речевые возможности
заикающегося;

— сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;

— отношение заикающегося к своему речевому дефекту, нали­
чие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, ар­тикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тони­ческие, смешанные) определяются на слух или зрительно.

Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уров­ня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.

С целью изучения речевого поведения и речевых судорог ис­пользуются следующие приемы:

— составление рассказа или описание содержания картинки;

— пересказ прослушанного текста;

— сопряженное и отраженное повторение простых и сложных
фраз;

— рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.

Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня гром­кости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.

При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется харак­тер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой ак­тивности, эмоциональное состояние.

В ходе всего обследования отмечаются психологические осо­бенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружаю­щими, оценка собственной речи, в частности болезненное фик­сирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, ре­чевое поведение при обследовании.

Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:

— форма судорог (тонические, клонические, смешанные);

— вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, сме­
шанные);

— степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);

— темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);

— сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая фор­
ма дизартрии, общее недоразвитие речи);

— состояние моторной функции;

— наличие и выраженность психических симптомов заикания:
страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмбо-
лофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.

Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, ин­дивидуально-психологические особенности заикающегося ребен­ка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.

Логопедическое заключение дает возможность осуществить диф­ференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физио­логического характера), а также различить разные формы заика­ния. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка по­зволяют установить природу заикания.

Контрольные вопросы

1. Какова цель логопедического обследования?

2. Какие разделы составляют содержание логопедического обследова­
ния?

3. В чем особенность обследования связной речи?

4. Какие характерные ошибки связной речи отмечаются при речевом
недоразвитии?

5. По какому принципу подбирается лексический материал для об­
следования словарного запаса?

6. В чем выражается своеобразие словарного запаса при речевом недо­
развитии?

7. Какие приемы используют для изучения грамматического строя речи?

8. Какие виды аграмматизма отмечаются при недоразвитии речи?

9. В чем состоит особенность обследования звуковой стороны языка?

10. Какие параметры учитываются при написании логопедического за­
ключения?

11. В чем заключается особенность изучения медицинской и психоло­
го-педагогической документации при обследовании заикающегося ре­
бенка?

12. Каковы задачи речевого обследования заикающегося?

13. Какие приемы используются при изучении речи заикающихся?

14. Какие характеристики учитываются при написании логопедического
заключения заикающегося ребенка?

Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нару­шениями речи. — СПб., 1993.

Методы обследования речи у детей / Под ред. И. Г. Власенко и Г. В. Чир-киной / Сост. Т. П. Бессонова. — М., 1996.

Филшева Т. Б., Чевелева И. А. Логопедическая работа в специализиро­ванном детском саду. — М., 1987.

Филтева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим не­доразвитием речи в условиях специализированного детского сада. — М., 1993.

Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педаго­гических институтов. — М., 1998.

Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Ша­ховской. — М., 1998.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10593 — | 7335 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

I. Анкетные данные, сведения о семье ребенка и условиях его воспитания

Особое внимание уделяется вопросам об условиях воспитания: где воспитывается или обучается ребенок (дома, в детском саду, в детском доме, в общеобразовательной или специальной школе), как адаптировался ребенок к детскому учреждению, особенности речевой среды (контакты с липами с речевой патологией, наличие двуязычия), культурно-бытовые условия в семье, психологический микроклимат (конфликты между членами семьи, гипо-гиперопека, перегрузки ребенка различного рода впечатлениями, отношение членов семьи к дефекту речи ребенка), каковы жалобы родителей (воспитателей, специалистов ДОУ) и какие меры принимались для устранения речевого дефекта.

Анамнестические сведения включают данные о здоровье самих родителей и ближайших родственников, наличии речевой патологии у членов семьи или родственников заикающегося.

Уточняются вопросы протекания беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболевании, акушерских манипуляций и т. п.), общего раннего развития ребенка (какие заболевания перенес, не было ли физических и психических травм). Особое внимание уделяется сведениям о раннем речевом и моторном развитии ребенка (темп развития — в срок, замедленный или ускоренный; сроки появления основных двигательных навыков, гуления, лепета, первых слов, фраз). Все эти сведения черпаются из беседы с родителями ребенка, анализируются данные медицинской документации.

Уточняется состояние слуха, зрения, интеллекта, медицинский диагноз заикания (невротической или неврозоподобной формы) по заключениям врачей-специалистов. Анализируются сведения об общем развитии ребенка, его поведении, игровой или учебной деятельности из характеристик воспитателя или учителя.

IV . Объективные данные о состоянии речи

1. Общая характеристика речи.

2. Строение артикуляционного аппарата.

При выяснении отклонений в строении артикуляционного аппарата проверяются все его отделы: губы, зубы, челюсти, язык, небо.

3. Фонетическая сторона речи.

Обследование звуков речи начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуются звуки в слогах, словах, предложениях.

Обращается внимание на то, как произносится звук: самостоятельно или по словесной инструкции логопеда с привлечением внимания к звуку. Ребенку предлагаются картинки с предметами, в названиях которых встречаются исследуемые звуки. Регистрируется качественная сторона каждого дефекта: искажение, замена, смешение. Обследуется произношение многосложных слов.

4. Просодическая сторона речи.

Обследование голоса и интонации направлено на выяснение следующих характеристик:

• звучание голоса (звонкий—глухой). Интонация оценивалась по мелодике голоса, темпу речи, паузам, логическому ударению;

• мелодика (умеет ли ребенок повышать, понижать голос для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе);

• ритм (равномерно идет чередование ударных и безударных слогов);

• паузы (логически обоснованы—необоснованы);

• логическое ударение (умение выделять слова во фразе 1 путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения);

• речевое дыхание (координация дыхания и фонации, длительность фонационного выдоха).

Для оценки просодической стороны речи детям предлагается прочитать любое знакомое стихотворение, а также голос и интонация оценивается в процессе всего логопедического обследования.

5. Фонематическое восприятие.

Для исследования фонематического восприятия звуки дифференцируются попарно (твердые—мягкие; глухие—звонкие; свистящие—шипящие, соноры) в специальных заданиях.

Отмечается, являются ли трудности различения звуков следствием их неправильного произношения.

6. Звуковой анализ и синтез слова.

При обследовании даются задания на определение места гласного или согласного звука в слове, общего количества звуков, определение порядка звуков в слове, угадывание слова по названным звукам.

7. Понимание обращенной речи.

Для выявления особенностей понимания обращенной речи детям предлагается выполнить словесные инструкции различной степени сложности: двух- и трехступенчатые инструкции, где выполнение одного действия связано с другим; последовательные инструкции, где выполнение одного действия не связано с другим.

В процессе обследования понимания обращенной речи учитывается, как ребенок выполняет инструкции: с первого раза или после повторного предъявления, короткий или длительный период времени нужен был ребенку, чтобы понять задание и выполнить его.

При обследовании качества и объема пассивного словаря детям предлагаются предметные и сюжетные картинки. Ребенку дается инструкция показать те или иные картинки. Выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета или действия. Для исследования объема и качества активного словаря используются задания на подбор обобщающих понятий, антонимов, эпитетов, объяснение назначений предметов и т. п.

9. Грамматический строй речи.

Для получения характеристики грамматического строя речи обследуются навыки предложно-падежного управления, использования в самостоятельной речи простых и сложных предлогов, изменения грамматических категорий по числам и родам, согласования различных частей речи, умение пользоваться способами словообразования.

Для обследования связной речи детям предлагаются следующие виды заданий:

а) пересказать прослушанный текст;

Перед чтением текста дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание текста. Текст читается логопедом дважды. После повторного чтения ребенку предлагается пересказать текст как можно подробнее. Если ребенок испытывает затруднения в процессе воспроизведения текста (делает длительные паузы или отказывается от пересказа), логопед может оказать ему помощь в виде последовательного использования наводящих и уточняющих вопросов.

Для правильной интерпретации содержания текста используются контрольные вопросы, с помощью которых выясняется понимание ребенком содержания и открытого смысла рассказа.

б) составить рассказ по серии сюжетных картинок;

Детям предлагается расположить картинки в соответствии с логической последовательностью изображенных на них событий и составить рассказ, используя в качестве наглядного высказывания последовательность разложенных картинок. Если ребенок испытывает затруднения в расположении наглядного материала, логопед должен помочь ему расположить картинки в правильной последовательности. Во время беседы по содержанию картинок логопед выясняет понимание ребенком изображенных на картинках событий.

в) описание сюжетной картинки;

При затруднениях описания сюжетной картинки даются наводящие вопросы, в которых используются опорные слова и проверяется понимание сюжета, изображенного на картинке.

V . Характеристика проявления заикания

Из беседы с родителями выясняется:

— когда возникло заикание или появились первые его признаки, как внешне выражалось, какие предполагаемые причины могли его вызвать;

— каково течение заикания (постоянное, рецидивирующее, прогрессирующее, волнообразное);

— меняется ли речь в течение суток, года.

Родители или сам ребенок старшего возраста должны описать ситуации, вызывающие резкое ухудшение речи.

Для выявления степени тяжести проявления заикания детям предлагается набор стандартных речевых проб, выполнение которых предполагает демонстрацию речи различной степени самостоятельности и сложности:

1. проговаривание нескольких слов, фразы вместе с логопедом;

2. повторение нескольких слов, фразы;

3. называние предмета по картинке;

4. называние предмета по наглядной опоре;

5. называние предмета без наглядной опоры;

6. чтение наизусть стихотворения;

7. описание сюжетной картинки по вопросам логопеда;

9. пересказ трех-четырех предложений;

10. рассказ из личного опыта.

Проба №1 соответствует сопряженной форме речи. Проба №2 — отраженной форме речи. Пробы №3—5 и №7—8 — вопросно-ответной форме речи различной степени сложности от элементарной (№ 3—5) до сложной развернутой (№7—8). Проба №6 соответствует заученной стихотворной монологической речи. Проба № 9 — монологической речи в форме пересказа. Проба № 10 соответствует спонтанной монологической речи.

Читайте также:  Что относится к психическим и социальным причинам заикания

Степень тяжести заикания условно определяется частотой и выраженностью проявления судорог, а также наличием сопутствующих движений в зависимости от формы речевого высказывания:

тяжелая степень проявления заикания: появление судорог уже в сопряженной или отраженной формах речи (пробы № 1—2):,

средняя степень: появление речевых судорог в простейших видах вопросно-ответной формы речи; при чтении стихотворения; при описании сюжетной картинки с помощью вопросов логопеда, что соответствует несколько более сложному виду вопросно-ответной формы речи (пробы № 3—5, №6, № 7—8);

легкая степень: появление судорог в сложных видах вопросно-ответной формы речи и монологической речи (пробы N 8—10).

В процессе речевого обследования определяется симптоматика заикания :

• на слух или зрительно выявляются место локализации судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные) и их форма (клонические, тонические, смешанные);

• частота и интенсивность запинок (в зависимости от степени сложности речевого материала, ситуации речевого общения);

• наличие непреднамеренных пауз, их количество и место в высказывании;

• наличие сопутствующих двигательных движений, которые могут выражаться судорогами, тиками, непроизвольными движениями, и «уловочных», защитных (произвольные — покачивание головой в такт речи);

• наличие эмболофразии (лишние слова, которые не несут лексического наполнения — э-э-э, ну вот, это самое и т. п.);

• наличие вегетативных реакций в процессе речевого общения (жар, холод, дрожь, учащение сердцебиения, потливость).

У родителей выясняются причины, вызывающие и усиливающие заикание ребенка: болезнь, неприятные переживания, стрессовая ситуация, волнение, связанное с речью и т. д.

VI . Особенности речевого общения

Отмечается своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность проявления заикания в процессе общения, активность и инициативность в процессе общения.

Так же выявляются ситуации речевого общения, облегчающие или усугубляющие индивидуальные коммуникативные затруднения: внешние отвлекающие факторы, речь наедине с собой, в спокойной семейной обстановке, в напряженной семейной обстановке, в конфликтных ситуациях, разговор с друзьями, речь в присутствии группы людей, по телефону и т. д.

В ыявляются из беседы с родителями, характеристик педагогов, в процессе непосредственного обследования. Отмечаются:

характеристики общего поведения (контактность, инициативность в общении, повышенная возбудимость или заторможенность, решительность);

характерологические особенности (конфликтность, задиристость, доброта, аккуратность, агрессивность и др.);

особенности психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления).

Особое внимание уделяется определению степени фиксации ребенка на своей речевом дефекте, его отношению к своему речевому дефекту.

Отношение ребенка к своему дефекту может быть:

безразличным (не замечает своего дефекта речи);

умеренным (осознает свой речевой недостаток, но нет постоянного тягостного чувства неполноценности);

с выраженной степенью болезненной фиксации на своем речевом дефекте (постоянная болезненная фиксированность на своей речевой неполноценности).

Обращается внимание на наличие содружественных движений.

источник

Обследование обычно состоит из трех этапов:

1) сбор анамнестических данных;

2) обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики;

3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Основные разделы обследования

Анкетные данные, сведения о семье ребенка и условиях его воспитания

Особое внимание уделяется вопросам об условиях воспитания: где воспитывается или обучаетсяребенок (дома, в детском саду, в детском доме, в общеобразовательной или специальной школе), как адаптировался ребенок к детскому учреждению, особенности речевой среды (контакты с лицами с речевой патологией, наличие двуязычия), культурно-бытовые условия в семье, психологический микроклимат (конфликты между членами семьи, гиперопека, перегрузки различными впечатлениями, отношение членов семьи к дефекту ребенка), каковы жалобы родителей, воспитателей, учителей, какие меры принимались для устранения речевого дефекта.

Сбор анамнестических сведений

Анамнестические сведения включают данные о здоровье самих родителей и ближайших родственников, наличии речевой патологии у членов семьи или родственников. Уточняется протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.), общего раннего развития ребенка (какие заболевания перенес, не было ли физических и психических травм). Особенно важны сведения о раннем речевом и моторном развитии ребенка: в срок, замедленное или ускоренное; сроки появления основных двигательных навыков, гуления, лепета, первых слов, фраз. Все эти сведения черпаются из беседы с родителями ребенка, анализируются данные медицинской документации.

Уточняется состояние слуха, зрения, интеллекта, медицинский диагноз заикания (невротической или неврозоподобной формы) по заключениям врачей-специалистов. Анализируются сведения об общем развитии ребенка, его поведении, игровой или учебной деятельности.

Состояние моторных функций

При обследовании общих моторных функций используются определенные пробы.

На статическую координацию общих движений:

· стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед.

На динамическую координацию общих движений:

· маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями.

На переключаемость движений:

· руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз;

· сжать пальцы в кулак, разжать, поставить ладонь на ребро, повернуть ладонь вверх.

Если ребенок затрудняется выполнить пробу по словесной инструкции, можно демонстрировать движения, сопровождая пояснениями.

Также необходимо обратить внимание на наличие содружественных движений (синкинезий). При оценке результатов учитываются объем, точность и самостоятельность выполнения проб.

В беседе с родителями уточняются сведения о навыках самообслуживания (ловкий, неловкий, самостоятельно ли застегивает — расстегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки, ведущая рука и т.п.).

Для получения характеристики состояния артикуляционной и мимической моторики предлагаются следующие пробы.

На статическую координацию движений:

· удерживать вытянутые вперед губы «трубочкой»;

· удерживать растянутые губы в «улыбке», зубы видны;

· высунуть язык, широкий, как «лопата», положив его на нижнюю губу;

· высунуть язык, узкий, как «жало».

На динамическую координацию движений:

· пощелкать языком, как лошадка;

· переводить язык из правого в левый угол рта, как маятник.

На переключаемость движений:

· чередование артикуляционных укладов «улыбка» — «трубочка».

Объем и качество движений лицевой мускулатуры:

· закрыть поочередно левый, правый глаз.

Обратить внимание на наличие синкинезий. При оценке результатов учитываются объем, точность и самостоятельность выполнения проб.

Если ребенок затрудняется выполнить пробу по словесной инструкции, можно ему помочь, показав движения.

Объективные данные о состоянии речи

Общая характеристика речи

Строение артикуляционного аппарата

При выяснении отклонений в строении артикуляционного аппарата проверяются все его отделы: губы, зубы, челюсти, язык, нёбо.

Фонетическая сторона речи

Исследование звуков речи начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуются звуки в слогах, словах, предложениях.

Следует обратить внимание на то, как произносится звук: самостоятельно или по примеру логопеда с привлечением внимания к звуку. Ребенку предлагаются картинки с предметами, в названиях которых встречаются исследуемые звуки. Регистрируется качественная сторона каждого дефекта: пропуск, искажение, замена, смешение.

При обследовании произношения многосложных слов детям предлагаются следующие задания:

· произнести названия предметов, изображенных на картинках; повторить за логопедом предложение, состоящее из слов повышенной звукослоговой сложности.

Необходимо отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из неправильно произносимых звуков; характер искажений (пропуск, перестановка и т.д.).

Просодическая сторона речи

Обследование голоса и интонации направлено на выяснение следующих характеристик:

· сила голоса (тихий — громкий);

· звучание голоса (звонкий — глухой).

Интонация оценивается по мелодике голоса, темпу речи, паузах, логическому ударению:

· мелодика (умеет ли ребенок повышать, понижать голос для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе);

· темп (нормальный — замедленный — ускоренный);

· ритм (равномерно ли идет чередование ударных и безударных слогов);

· паузы (логически обоснованы — необоснованы);

· логическое ударение (умение выделять слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения);

· речевое дыхание (координация дыхания и фонации, длительность фонационного выдоха).

Для оценки просодической стороны речи детям предлагается прочитать любое знакомое стихотворение, голос и интонация также оцениваются в процессе всего логопедического обследования.

Для исследования фонематического восприятия звуки дифференцируются попарно (твердые — мягкие; глухие — звонкие; свистящие — шипящие, соноры) в специальных заданиях:

· повторить вслед за логопедом слоги с оппозиционными звуками;

· поднять руку в ответ на произнесение нужного звука в ряду других;

· повторить слова-паронимы или показать картинку с нужным предметом.

Логопед отмечает, являются ли трудности различения звуков следствием их неправильного произношения.

Звуковой анализ и синтез слова

Обследование проводится по следующим заданиям:

· выделить гласный звук из начала слов;

· выделить согласный из начала слов;

· выделить конечный согласный;

· выделить конечный гласный (ударный);

· определить количество звуков в словах;

· назвать по порядку звуки слов;

· угадать слово, названное по звукам.

Понимание обращенной речи

Для выявления особенностей понимания обращенной речи детям предлагается выполнить словесные инструкции различной степени сложности: двух- и трехступенчатые, где выполнение одного действия связано с другим; последовательные инструкции, где выполнение одного действия не связано с другим.

В процессе обследования учитывается, как ребенок выполняет инструкции: с первого раза или после повторного обращения, короткий или длительный период времени был нужен, чтобы понять задание и выполнить его.

При обследовании качества и объема пассивного словаря детям предлагаются предметные и сюжетные задания. Ребенка просят показать те или иные картинки. При этом выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета или действия.

Для исследования объема и качества активного словаря используются следующие задания:

· назвать по непосредственному восприятию части тела;

· назвать обобщающие понятия при показе соответствующих предметных изображений;

· назвать профессии и их назначение;

· подобрать к словам антонимы;

· объяснить назначение предметов домашнего обихода;

· подобрать эпитеты к словам;

· назвать предмет по его описанию.

Грамматический строй речи

Для получения характеристики грамматического строя речи исследуются навыки предложно- падежного управления, использования в самостоятельной речи простых и сложных предлогов, изменения грамматических категорий по числам и родам, согласования различных частей речи, умение пользоваться способами словообразования.

Для обследования связной речи детям предлагается несколько заданий.

Пересказ прослушанного текста

Перед чтением текста дается установка на внимательное прослушивание и запоминание. Текст читается логопедом дважды. После повторного чтения ребенку предлагается пересказать текст как можно подробнее. Если ребенок затрудняется (делает длительные паузы или отказывается от пересказа), логопед может помочь ему наводящими и уточняющими вопросами.

Для правильной интерпретации содержания текста используются контрольные вопросы, с помощью которых выясняется понимание ребенком содержания и открытого смысла рассказа.

Содержание текста, предназначенного для пересказа.

Ребята гуляли во дворе. Они лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки, палочки, сделал глаза, нос, рот. Поиграли ребята, и ушли домой. Жалко Алеше колобок во дворе оставлять, он и спрятал его в карман. Дома повесил шубку в шкаф. После обеда Алеша вспомнил про свой колобок. Поглядел в карман, а в мокром кармане лежат два уголька и две палочки.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

(из картинного материала Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше «Заяц и морковка», 1989)

Детям предлагается расположить картинки в соответствии с логической последовательностью изображенных на них событий и составить рассказ, используя их в качестве наглядного пособия.

Если ребенок испытывает затруднения, логопед должен помочь ему расположить картинки в правильной последовательности. Во время беседы логопед выясняет понимание ребенком изображенных на картинках событий.

Описание сюжетной картинки «Горький лук» (из картинного материала В.В. Гербовой «Занятия по развитию речи», 1987)

При затруднениях ребенку даются наводящие вопросы, в которых используются опорные слова и проверяется понимание сюжета, изображенного на картинке. («Кто изображен на картинке?», «Как ты думаешь, кому они помогают?», «Что делает папа?» и т.п.)

При оценке выполнения заданий учитываются показатели, характеризующие уровень владения детьми навыками рассказывания:

· степень самостоятельности при составлении рассказа;

· последовательность и полнота изложения;

· смысловое соответствие исходному материалу.

Характеристика проявления заикания

Из беседы с родителями выясняется, когда возникло заикание или появились первые его признаки, как внешне оно выражалось, какие предполагаемые причины могли его вызвать. Также следует выяснить, каково течение заикания (постоянное, рецидивирующее, прогрессирующее, волнообразное); меняется ли речь в течение суток, года. Родители или сам ребенок должны описать ситуации, вызывающие резкое ухудшение речи.

Чтобы определить степень тяжести заикания, детям предлагается набор стандартных речевых проб различной степени самостоятельности и сложности:

  1. проговаривание нескольких слов, фразы вместе с логопедом;
  2. повторение нескольких слов, фразы;
  3. называние предмета по картинке;
  4. называние предмета по наглядной опоре;
  5. называние предмета без наглядной опоры;
  6. чтение наизусть стихотворения;
  7. описание сюжетной картинки по вопросам логопеда;
  8. ответы на вопросы;
  9. пересказ трех-четырех предложений;
  10. рассказ из личного опыта.

Проба № 1 соответствует сопряженной форме речи. Проба № 2 — отраженной форме речи. Пробы № 3—5 и 7—8 — вопросно- ответной форме речи различной степени сложности: от элементарной (№ 3—5 ) до сложной развернутой (№ 7—8). Проба № 6 соответствует заученной стихотворной монологической речи. Проба № 9 — монологической речи в форме пересказа. Проба № 10 соответствует спонтанной монологической речи.

Читайте также:  Что нужно сделать что бы прошло заикание

Степень тяжести заикания условно определяется частотой и выраженностью проявления судорог, а также наличием сопутствующих движений в зависимости от формы речевого высказывания:

· тяжелая степень проявления заикания — появление судорог уже в сопряженной или отраженной формах речи (пробы № 1—2);

· средняя степень — появление речевых судорог в простейших видах вопросно-ответной формы речи; при чтении стихотворения; при описании сюжетной картинки с помощью вопросов логопеда, что соответствует несколько более сложному виду вопросно-ответной формы речи (пробы № 3—5, 6, 7—8);

· легкая степень — появление судорог в сложных видах вопросно-ответной формы речи и монологической речи (пробы № 8—10).

В процессе речевого обследования определяется симптоматика заикания:

· на слух или зрительно выявляются место локализации судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные) и их форма (клонические, тонические, смешанные);

· частота и интенсивность запинок (в зависимости от степени сложности речевого материала, ситуации речевого общения);

· наличие непреднамеренных пауз, их количество и место в высказывании;

· наличие сопутствующих двигательных движений, которые могут выражаться судорогами, тиками, миоклонусами (непроизвольные движения) и «уловочными», защитными (произвольные — покачивание головой в такт речи);

· наличие эмболофразий (лишних слов, которые не несут лексического наполнения — «э- э-э», «ну вот», «это самое» и т.п.);

· наличие вегетативных реакций в процессе речевого общения (жар, холод, дрожь, учащение сердцебиения, потливость).

У родителей выясняются вопросы, касающиеся ситуаций, в которых запинки наиболее выражены.

Особенности личности и эмоционально-волевой сферы

Психологические особенности личности ребенка выясняются из беседы с родителями, характеристик воспитателя или учителя, в процессе непосредственного обследования. Отмечаются характеристики общего поведения (контактность, инициативность в общении, повышенная возбудимость или заторможенность, решительность); характерологические особенности (конфликтный, задиристый, добрый, аккуратный, агрессивный и др.); особенности психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления).

Особое внимание уделяется определению степени фиксации ребенка на дефекте, его отношению к своему речевому дефекту. Это отношение может быть безразличным (не замечает своего дефекта); умеренным (осознает свой речевой недостаток, но нет тягостного постоянного чувства неполноценности); с выраженной степенью болезненной фиксации на своем дефекте (постоянная болезненная фиксированность на своей речевой неполноценности).

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 877 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Заикание (логоневроз) является довольно распространенной речевой проблемой в детстве, которая может сохраняться во взрослой жизни. Около 8% детей имеют такой дефект. Особенно часто он проявляется в возрасте от двух до пяти лет. Существуют современные программы и методики для лечения детей с заиканием. Раннее обращение за специализированной помощью и качественная терапия помогают избавиться от патологии в 80% случаев.

Ученые считают, что логоневроз возникает в результате нескольких факторов. Важную роль при этом играют особенности развития ребенка и генетическая предрасположенность. Установлено, что у заикающихся детей речевые зоны мозга имеют свои структурные особенности.

Формирование речевых навыков представляет собой сложный процесс. Он включает в себя развитие связей между определенными областями мозга, центральной нервной системой и мышцами, отвечающими за дыхание и речь.

Если каждая часть этой многоуровневой системы работает нормально, слова произносятся правильно и в нужном порядке — речь имеет определенный ритм с паузами и акцентами. Ребенок, который учится создавать простые предложения, нуждается в постоянной практике. Это стимулирует развитие речевых зон мозга и нервных путей (трактов).

Проблемы с речью возникают, если структуры развивающейся нервной системы не скоординированы . Это приводит к повторениям и остановкам, особенно когда ребенок взволнован или слишком торопится. По мере того как мозг продолжает развиваться, некоторые из этих проблем самоустраняются или компенсируются. Поэтому многие дети «вырастают» из заикания.

Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено, прежде всего, различиями в их развитии: у девочек сначала формируются речевые особенности, а затем психосексуальные. У мальчиков это происходит практически одновременно. Поэтому они более уязвимы к речевым и языковым проблемам.

Определенную роль играет генетическая предрасположенность. Двое из трех заикающихся людей имеют кровных родственников с аналогичной проблемой . Подробнее о заикании у взрослых читайте в статье по ссылке здесь.

Риск нарушений речи возрастает, если во время беременности мать переболела инфекционным заболеванием или наблюдалась гипоксия плода. Различные внутриутробные патологии отрицательно влияют на развитие центральной нервной системы, что впоследствии может вызвать заикание.

Проблемы в родах, использование акушерских пособий также впоследствии негативно сказываются на речевом развитии. Тяжелые родовые травмы могут стать причиной снижения интеллектуальных способностей и заикания.

Сильный психоэмоциональный стресс, например, потеря близкого человека, развод родителей также могут спровоцировать логоневроз. Аналогично воздействуют и положительные эмоции. Шумный день рождения с множеством подарков и клоунами, а на следующее утро — заикание. Возможными триггерами может стать просмотр телепередачи со сценами насилия и фильма ужасов.

Конфликтные ситуации в семье — еще одна причина нарушений речи. В семьях пьющих родителей, особенно жестоко обращающихся с детьми, нередки случаи логоневроза.

Черепно-мозговые травмы (например, сотрясение), перенесенные энцефалиты и менингиты редко становятся причиной логоневроза, однако, тем не менее, создают почву для его появления. Любые провоцирующие факторы (стресс, неправильное воспитание) могут привести к патологиям речи.

Иногда заикание развивается после тяжелых инфекционных заболеваний, например, гриппа, кори. Диабет с частыми гипо- или гипергликемическими состояниями негативно сказывается на развитии ребенка и может привести к речевым расстройствам.

Исследования показывают, что в среднем 1 из 20 маленьких детей проходит фазу заикания. Проблема обычно становится очевидной на этапе активного развития речи — в возрасте от двух до пяти лет.

Патология может проявляться следующим образом:

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

  • повторяются звуки или слоги — например, человек говорит «мо-мо-мо-молоко»;
  • звук в слове длится дольше, невозможно перейти к следующему — «ммммммм»;
  • слово «застревает» при первом звуке или не произносится вообще;
  • возникают длительные паузы между определенными звуками и словами, кажется, как будто ребенок изо всех сил пытается произнести правильное слово, фразу или предложение;
  • используется множество слов «наполнителей», таких как «гм» и «ах»;
  • прилагаются дополнительные усилия для произнесения определенных звуков или слов, это заметно по напряженным мышцам лица, например, вокруг глаз, губ и рта;
  • задерживается дыхание или ребенок делает глубокий вдох, прежде чем говорить;
  • теряется зрительный контакт, когда слово «застревает».

Заикание варьирует по степени тяжести от человека к человеку и от ситуации к ситуации. У одних могут быть кратковременные периоды заикания, затем наступает период, когда они говорят относительно свободно. У других детей проблемы с речью сохраняются постоянно и усиливаются при волнении или в состоянии стресса.

Часто заикание становится более интенсивным в ситуациях, когда ребенок стесняется своей речи и пытается скрыть свой дефект. Такие моменты включают в себя:

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

  • общение с человеком, обладающем определенной властью, например, с учителем;
  • выступление перед публикой (классом и пр.);
  • чтение вслух;
  • разговор по телефону;
  • необходимость произнести свое имя при регистрации.

Часто заикание начинается внезапно у дошкольника, который ранее хорошо разговаривал. Иногда проблема развивается постепенно и прогрессирует со временем. По мере того как ребенок становится старше и начинает больше осознавать заикание, он старается изменить свое поведение . Таким образом пытаясь скрыть речевые проблемы.

У заикающихся детей иногда возникают непроизвольные движения. Например, такие как мигание глаз, дрожание губ, постукивание пальцами или топанье ногами.

Кроме того, дети с данной речевой проблемой часто имеют следующие особенности поведения:

p, blockquote 22,0,1,0,0 —>

  • умышленно избегают произносить определенные звуки или слова, на которых они обычно заикаются;
  • применяют стратегии, чтобы скрыть свой дефект, например, «забывают» что хотели сказать, в случаях, если есть необходимость произнести трудное слово;
  • избегают социальных ситуаций из-за боязни заикания — стесняются спрашивать о чем-то в магазине или ходить на дни рождения;
  • меняют стиль речи, чтобы избежать заикания — например, говорят очень медленно или тихо, или с акцентом;
  • чувствуют страх, разочарование, стыд или смущение из-за речевого дефекта.

Существует два основных типа патологии:

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

  • Заикание в развитии. Самый распространенный вид патологии. Возникает в раннем детстве, когда речевые и языковые навыки только формируются.
  • Приобретенное, или запоздалое, заикание. Относительно редкий вариант, развивается у детей старшего возраста и взрослых в результате травмы головы, инсульта или прогрессирующего неврологического заболевания, приема определенных лекарств. Иногда является следствием психологической или эмоциональной травмы.

В зависимости от преобладания тех или иных симптомов выделяют следующие виды заикания:

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

  • Тоническое. Звуки растягиваются или совсем не произносятся.
  • Клоническое. Происходит повторение слогов, слов.
  • Смешанное. Есть симптомы клонической и тонической формы.

Некоторые логопеды и неврологи отдельно классифицируют логоневроз на неврозоподобный и невротический. При неврозоподобной форме патологии наблюдаются и другие неврологические симптомы, например, дизартрии или замедления психического развития.

При невротическом варианте нет неврологического дефицита, а проблемы с речью возникают на фоне стресса. У таких детей развивается страх говорить (логофобия) или избегающее поведение.

Если есть подозрение на дефект речи, нужно обязательно обратиться к логопеду. После осмотра и диагностики он определит, нуждается ли ребенок в специальной терапии. У некоторых детей заикание проходит с возрастом, другим нужна специализированная помощь . И чем раньше будет начато лечение, тем лучше результат .

Терапия у логопеда необходима в следующих случаях:

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

  • Ребенку от 2 до 3 с половиной лет, заикание продолжается более нескольких месяцев и становится все заметнее.
  • У члена семьи или кровного родственника тоже заикание.
  • Есть сопутствующие проблемы с произношением некоторых звуков.
  • Проблемы с речью возникли после трех с половиной лет.

Терапия заикания может быть непрямой (косвенной) или прямой. Косвенная включает общие рекомендации, она эффективна у маленьких детей и при небольшой давности проблемы. Прямые методики полезны при длительно существующем заикании, сопутствующих психологических и эмоциональных нарушениях.

Если у родителей возникли опасения по поводу развития или нарушений речи у ребенка, нужно как можно раньше обратиться к специалисту. Наилучшие результаты дает терапия, начатая в дошкольном возрасте.

Существуют различные подходы к лечению заикания. Основные направления следующие:

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

  • создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя более спокойно и уверенно;
  • методики для повышения беглости и развития навыков общения;
  • работа над чувствами, связанными с заиканием, такими как страх и беспокойство;
  • специальные электронные устройства.

Она заключается в том, что родители вносят определенные коррективы в домашнюю обстановку и семейное общение. Основной принцип — не сосредотачиваться на заикании и не напоминать о проблеме.

Косвенная методика основана на мнении о том, что заикание возникает из-за невозможности выполнить требования к речевым навыкам. Они могут исходить от окружающих людей или от собственного энтузиазма и решимости ребенка общаться.

Целью косвенной терапии является создание среды, в которой ребенок испытывает минимальное психологическое давление . Родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

  • разговаривать с ребенком медленно и спокойно;
  • стараться больше беседовать о том, что происходит, что малыш делает, во что любит играть; готовить на кухне и обсуждать любимые книги;
  • не перебивать и не критиковать;
  • избегать постоянного одергивания ребенка;
  • сделать семейную обстановку максимально расслабляющей и спокойной.

У детей до пяти лет непрямое лечение часто помогает уменьшить симптомы заикания. Однако если проблема существует достаточно долго, то лучше сразу начать прямую терапию.

Наиболее эффективной признана программа Лидкомба. Это широко используемая прямая поведенческая терапия для лечения заикания у маленьких детей. Методика получила свое название от пригорода Сиднея, где расположен Австралийский центр заикания. В исследованиях установлено, что программа Лидкомба увеличивает шансы на выздоровление в 7-8 раз .

Основная цель метода — помочь ребенку избавиться или существенно уменьшить дефект речи не только в клинике, но и в реальном мире, и сохранить его таким.

Лечение проводят непосредственно сами родители. Предварительно они проходят обучение у логопеда, обычно это происходит раз в неделю. Специалист во время консультаций показывает и объясняет, что нужно делать, при необходимости вносит корректировки в программу.

Терапия заключается в том, что отец или мать комментируют речь ребенка. Это сопровождение должно происходить в положительном аспекте. В первую очередь комментарии делают во время речи без заикания, и только изредка, когда возникают трудности с произношением. То есть отец или мать хвалят ребенка, когда он говорит ровно, и мягко просят повторить слово, если он заикается. Такая терапия происходит в определенное время дня, чтобы дать возможность ребенку дать обратную связь.

Читайте также:  Что нужно знать о заикании

В ходе лечения родители ежедневно оценивают речь по специальной шкале от 0 до 9. Например, 0 — нормальная речь, а 9 — сильное заикание. Во время посещения логопеда анализируют прогресс лечения и как оно влияет на дефект.

Программа Лидкомба имеет две стадии:

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

  • На первом этапе родители проводят лечение каждый день и посещают логопеда раз в неделю. Это продолжается до тех пор, пока заикание не исчезнет или не достигнет крайне низкого уровня.
  • Второй этап программы длится около года. Основная его цель — не допустить рецидива речевого дефекта. Эта часть программы очень важна, так как довольно часто после успешного лечения в клинике заикание возвращается снова. Все дети и семьи разные, поэтому количество посещений логопеда на втором этапе подбирается индивидуально.

Заикание, которое сохраняется после шести лет или длится более трех лет, значительно сложнее поддается лечению. С течением времени речевой дефект провоцирует дополнительные психологические проблемы. Возникает беспокойство по поводу такой особенности, боязнь открытого общения и внутренняя скованность.

Поэтому методы терапии заикания у детей старшего возраста включают как коррекцию речи, так и психотерапевтические приемы. Последние направлены на коррекцию эмоциональных, социальных и психологических нарушений.

Основные цели терапии заикания у детей старшего возраста:

p, blockquote 45,1,0,0,0 —>

  • улучшение беглости речи;
  • осознание и понимание сути дефекта;
  • общение с детьми, имеющими аналогичную проблему;
  • работа над чувствами, сопряженными с заиканием — страхом, беспокойством, смущением;
  • развитие навыков общения;
  • повышение самооценки и уверенности в себе.

Существует множество комбинированных методик, включающих в себя логопедические, педагогические и психологические приемы. Выбор осуществляют исходя из особенностей проблемы, возраста, давности заикания, психологического статуса.

Включает в себя целый комплекс логопедических, лечебных и педагогических мероприятий. Дополнительно проводятся музыкальные занятия, психотерапевтическая коррекция.

Логопедические уроки проводят по принципу от простого к сложному. Лечение включает шесть этапов:

p, blockquote 48,0,0,0,0 —>

  • Подготовительный — обследование ребенка с родителями.
  • Дестабилизация — стадия молчания и шепотной речи. Рекомендуют упражнения, направленные на устранение напряжения в мышцах речевого аппарата, постановку диафрагмального дыхания. Во время игровых занятий логопед разговаривает шепотом, при этом ребенок молча выполняет указания. В комплекс включают задания на развитие мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.
  • Сопряженная речь.
  • Отраженная речь.
  • Этап вопросов-ответов.
  • Самостоятельная речь.

Длительность терапии в среднем 1,5-2 месяца. Обычно курс лечения проходит амбулаторно, например, на базе дневного стационара.

Основан на коррекционных логопедических занятиях параллельно с изготовлением различных поделок. При этом сама педагогическая работа проходит в пять этапов:

p, blockquote 51,0,0,0,0 —>

  • Дети слушают четкую и логически связанную речь логопеда, но сами практически не разговаривают.
  • Ребенок произносит предложения, комментируя свои действия.
  • Речь включает как сопровождающие фразы, так и завершающие, с описанием выполненной работы. Постепенно осуществляется переход к контекстным высказываниям.
  • К уже освоенным навыкам присоединяется описание о том, что ребенок хочет сделать. Дополнительно развивают навыки речи без зрительной опоры, закрепляют грамматические правила.
  • Улучшают навыки самостоятельной речи. В результате дошкольник может рассказать, какую поделку он хочет изготовить, описать процесс, высказаться о собственных пожеланиях и пр.

Данный тип лечения основан на использовании игр различного характера: с пением, постановкой драмы, творческих и др. Методика предполагает несколько этапов:

p, blockquote 52,0,0,0,0 —>

  • Ограничение речи — одну неделю ребенок молчит, затем две недели разговаривает шепотом.
  • Облегченная речь и выработка новых стереотипов.
  • Формирование плавной бессудорожной речи.
  • Занятия в форме вопроса-ответа. Сначала воспитанник отвечает на простые вопросы с использованием тех же слов, затем присоединяются более сложные проблемные темы (зачем? почему? для чего?).
  • Самостоятельная речь.

Курс лечения длится учебный год, с сентября по июнь. Обычно он проводится на базе специализированных учреждений.

Суть заключается в синхронизации движений пальцев руки (правой у правшей, левой у левшей) с определенными фразами. Он рекомендуется для детей подросткового возраста.

Лечение включает три этапа. На первом проводится диагностика, обучение релаксации, ребенок выполняет упражнения для развития мелкой моторики и артикуляции.

Второй этап представляет собой процесс синхронизации речи и пальцев руки. То есть формируются новые речедвигательные навыки. Последний, третий, этап предполагает закрепление достигнутого успеха в самостоятельной речи. Кроме общения в клинике, проводят экскурсии с посещением школы, поликлиники, магазинов. Таким образом ребенок использует полученные навыки в естественных условиях.

Заикающемуся ребенку лучше говорить в замедленном темпе, не торопиться, при этом четко проговаривая все гласные звуки. Для этого на занятиях с логопедом ребенок учится правильно артикулировать гласные и активно включать в работу губы (И — губы растягиваются в улыбку, О — собираются в хоботок и т. д.). Согласные, наоборот, произносят на выдохе, легко, поверхностно, без акцента.

Перед тем как сказать слово или предложение ребенок должен подумать. Во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику.

Очень важен выбор оптимальной громкости голоса. Не нужно говорить крайне тихо или слишком громко. Тон голоса лучше понизить. Если слово начинается с гласного звука, начинают говорить тихо.

Длинные предложения следует делить на части. И затем произносить их как отдельные смысловые фразы, делая небольшие паузы. Полезно использовать интонационные средства: логические ударения, модуляции голоса, паузы и др. Важная роль отводится кинесике — выразительным жестам, мимике, улыбке и т. д.

Во время речи важно занять правильную позицию. В положении стоя — спина ровная, ноги на ширине плеч, подбородок располагается относительно шеи под прямым углом. Сидя — спина опирается на стул, плечи опущены, ноги упираются в пол, кисти рук расслаблены.

Этот метод не относится непосредственно к лечению заикания. Однако он помогает устранить психологические проблемы, возникшие в результате речевого дефекта.

Полезны следующие психотерапевтические методики:

p, blockquote 63,0,0,0,0 —>

  • Личностная конструктивная терапия.
  • Нейролингвистическое программирование.
  • Когнитивно-поведенческая терапия.
  • Краткосрочная терапия, ориентированная на решение проблем.

Для лечения заикания у детей старшего возраста можно использовать специальные технические устройства. Принцип их работы заключается в моделировании звука собственного голоса.

Существуют следующие виды таких устройств:

p, blockquote 66,0,0,0,0 —>

  • С отсроченной слуховой обратной связью — они воспроизводят голос пациента за долю секунды после разговора.
  • Со смещенной по частоте слуховой обратной связью — человек слышит голос на более низкой или более высокой частоте.
  • Комбинированные — используются обе методики, упомянутые выше.

Такие устройства устанавливают внутри или вокруг уха, подобно слуховому аппарату. У некоторых пациентов они значительно улучшают беглость речи. Существуют также приложения для смартфонов и компьютеров, которые работают аналогичным образом.

Приборы обратной связи помогают не всем. Кроме того, в некоторых социальных ситуациях использовать их достаточно сложно.

В лечении заикания эффективна дыхательная гимнастика Стрельниковой. Она включает упражнения, позволяющие контролировать дыхание и произносить слова на выдохе. Система основана на принципе вдоха носом с одновременными упражнениями, сжимающими грудную клетку (например, наклоны вперед).

Массаж проводят курсами по 10-15 процедур. Используют классические и расслабляющие техники. Основная зона воздействия — шейно-воротниковая область. При невротической форме логоневроза иногда рекомендуют общий массаж.

Не существует таблеток или уколов, способных вылечить заикание. Лекарственные средства назначают при сопутствующей неврологической патологии. В этом случае показаны следующие группы фармпрепаратов:

p, blockquote 71,0,0,0,0 —>

  • Ноотропы (Пирацетам, Фенибут). Стимулируют память, внимание, улучшают обучаемость.
  • Нейропротекторы (Церебролизин, Цитофлавин). Улучшают метаболические и энергетические процессы в нервных клетках.
  • Миорелаксанты (Мидокалм). Уменьшают спастичность мышц, в том числе артикуляционного аппарата.
  • Психотропные и седативные средства при склонности к депресии. По показаниям назначают антидепрессанты (Деприм), транквилизаторы (Феназепам) или нейролептики (Эглонил).

Если в семье есть ребенок с заиканием, потребуется внести некоторые коррективы в распорядок дня. Желательно исключить психоэмоциональные стрессы (ссоры родителей, громкая музыка и др.). Обстановка должна быть спокойной и дружественной.

Важно то, как родители реагируют на заикание . Во многом это определяет самовосприятие ребенка . Поэтому ни в коем случае не нужно показывать свою обеспокоенность или раздражение . Общение всегда должно быть спокойным и расслабленным .

При беседе с заикающимся ребенком необходимо придерживаться некоторых правил. Во время разговора нужно:

p, blockquote 75,0,0,0,0 —>

  • произносить фразы медленно и спокойно;
  • использовать короткие предложения и простой язык, чтобы уменьшить требования к речи;
  • задавать всегда один вопрос и не торопить с ответом;
  • не говорить слишком быстро, у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы понять и выработать ответ;
  • ежедневно находить время для общения один на один, не отвлекаясь на других членов семьи или домашнюю работу.

Когда родители слушают ребенка, нужно:

p, blockquote 76,0,0,0,0 —>

  • не показывать беспокойство, нетерпение, не пытаться исправить или дополнить речь ребенка;
  • сохранять естественный зрительный контакт;
  • внимательно слушать и не отвлекаться на другие раздражители;
  • делать паузу перед тем, как ответить на вопрос;
  • всегда стараться ободрить собеседника, можно сказать что-то вроде: «научиться правильно говорить очень сложно, для этого нужно время; у тебя все хорошо».

Заикание гораздо легче предупредить, чем лечить. Поэтому с раннего детства специалисты советуют придерживаться профилактических правил. Особенно это касается детей с наследственной предрасположенностью, перинатальными патологиями нервной системы.

Прежде всего, очень важен благоприятный климат в семье. Нужно избегать ссор, не решать взрослые проблемы в присутствии ребенка. Дети все понимают и болезненно реагируют на любые конфликтные ситуации.

Полезны следующие рекомендации:

p, blockquote 79,0,0,0,0 —>

  • Придерживаться грудного вскармливания. Кормление из бутылочек необходимо только до девятимесячного возраста. В исследованиях установлено, что дети, которых долго кормят с помощью соски, чаще имеют речевые проблемы.
  • Развивать мелкую моторику малыша. В период новорожденности тренируют хватательный рефлекс. В дальнейшем полезны различные пирамидки, шнуровки, конструкторы.
  • Как только ребенок начал ходить, лучше ограничить время его пребывания в коляске. Движение активизирует развитие мозга, в том числе и речевых зон.

Важно как можно раньше стимулировать активность ребенка и поощрять его инициативу. Замечено, что 9 из 10 детей с заиканием имеют проблемы с самообслуживанием. Родителям следует учить ребенка выполнять бытовые действия с раннего детства, а не приносить ему нужную вещь по первому требованию .

Кроме речевого дефекта, заикание создает ряд психологических проблем. Затруднение общения со сверстниками и учителями ограничивает социальную жизнь и отрицательно влияет на успеваемость в школе. Поэтому очень важно устранить эту проблему еще в раннем детстве, до начала обучения. При правильном терапевтическом подходе 75-80% детей начинает говорить свободно и без запинок. Важно обратиться к специалисту как можно раньше, в этом случае шансы на излечение гораздо выше.

Близкая к заиканию проблема — нервные тики у детей. Они возникают хотя бы однократно у каждого пятого ребенка в возрасте 5-10 лет. В некоторых случаях патология требует серьезного лечения. Все о тиках у детей и ситуациях, когда необходимо обратиться к специалисту, читайте в статье по ссылке здесь.

Вопрос: Каков риск патологии у ребенка-билингва?

Ответ: Миллионы детей по всему миру говорят на более, чем одном языке. Билингвальность не вызывает заикания, так как многие дошкольники учат два или более языков и не заикаются. Риск появления заикания у двуязычного ребенка такой же, как и у человека, который говорит только на одном языке. Можно продолжать использовать два языка дома и разрешать их смешивать, что естественно для двуязычных детей.

Вопрос: Если ребенка переучить с левой руки на правую, может ли у него развиться болезнь?

Ответ: Согласно медицинским исследованиям, у 30% переученных левшей развивается заикание. Это связано с тем, что у леворуких людей доминирует правое полушарие, поэтому они плохо воспринимают слова на слух. Во время переучивания искусственно меняют доминирующие речевые центры, что отрицательно сказывается на развитии ребенка. Возникает дополнительный стресс и, как следствие, неврозы, тики, заикание и пр.

Вопрос: Передается ли заикание по наследству?

Ответ: Ребенок может унаследовать предрасположенность к этой патологии. В частности, тип нервной системы как у его заикающегося отца или матери. В этом случае важно избегать провоцирующих факторов и принять меры профилактики.

Вопрос: Можно ли вылечить заикание самостоятельно?

p, blockquote 89,0,0,0,0 —> p, blockquote 90,0,0,0,1 —>

Ответ: В домашних условиях избавиться от речевых проблем довольно сложно. Не стоит прибегать к помощи бабок, молитв и заговоров, лучше обратиться к логопеду или в специализированное учреждение для детей с нарушениями речи. Как дополнение к основной терапии можно использовать специальную литературу (например, Визель Т. Г.), аудиокниги, электронные устройства или программы для людей с заиканием.

источник