Меню Рубрики

Методики для избавления от заикания

Многие люди задаются вопросом, как лечить заикание. В большинстве случаев, логоневроз, представляет собой функциональное заболевание, то есть оно не что иное, как проявление невротического статуса (невротическая форма). Отсюда следует, что для полного выздоровления от данной патологии необходимо придерживаться ряда советов:

  1. Так как заикание в 80% случаев возникает в детском возрасте, то необходимо при первых его признаках (удлинение, прерывистость звуков или слогов во время беседы), выяснить причину этого состояния. Зачастую избавление от заикания происходит после разговора с ребенком, объяснения каких-то вещей, которые его пугают. Своевременное обращение к логопеду и психологу поможет ребенку справиться со стрессом, поверить в себя и быть заинтересованным в избавлении от логоневроза;
  2. Правильный распорядок дня и здоровый 8-9 часовой сон;
  3. Рациональное питание, обязательное употребление продуктов, содержащих большое количество витамина B (гречневая крупа, молочная продукция, горох, картофель, зеленые овощи, орехи, мясо);
  4. Прогулки на свежем воздухе;
  5. Кружки, секции и другие мероприятия, которые помогут ребенку самоутвердиться и показать себя.

Если была проведена профилактика заикания, но речь ребенка все равно стала прерывистой, то можно думать о неврозоподобной форме логоневроза. Ее симптомы включают в себя прерывистую речь в виде частых вставок междометий по типу «А», «Э» и т.д. Обычно такие дети позже начинают ходить, разговаривать, хуже переносят стрессовые воздействия. Эта форма встречается у детей с наследственной предрасположенностью, при перенесенной внутриутробной инфекции, нейроинфекции в более старшем возрасте, после травм или оперативных вмешательств на черепе и головном мозге. Методики лечения заикания многообразны и подбираются каждому пациенту индивидуально в зависимости от причины и тяжести течения речевого расстройства. Помимо беседы с логопедом и психологом идет ряд упражнений, которые способствует расслаблению речевого аппарата, что улучшает и облегчает становление речи.

Данная методика направлена на устранение психоэмоционального напряжения и расслабления мышц лица, которые участвуют в голосообразовании. Дыхательная гимнастика при заикании имеет вспомогательный характер и является действенной, если:

  • Человек осознает свою проблему. Нередко такие пациенты отрицают свое состояние и стыдятся его, ссылаясь на то, что каждый человек имеет свою «изюминку». И, безусловно, это так, однако такое мировоззрение складывается у людей с логоневрозом из-за постоянных насмешек в их адрес. Помимо этого они боятся обращаться к логопеду и психологу, стыдясь своего речевого несовершенства. Самое главное в этой ситуации – принять себя. «Да, я заикаюсь, да, и что в этом такого? Никто не совершенен, у меня тоже есть проблемы, но я могу пойти к логопеду и могу все исправить»;
  • Человек должен заниматься дыхательными упражнениями самостоятельно каждый день. Это могут быть и повороты туловищем, имитация накачивания шины, перекрест рук на спине и многие другие вариации, которые расслабят тело, путем некоторого напряжения. Если выполнять такой комплекс упражнений хотя бы 30 минут в день, то состояние пациента улучшится, а спазмирование речевого аппарата станет проявляться реже.

Коррекция заикания хорошо проводится путем выполнения аутотренировки. Это упражнение включает в себя диалог с самим собой перед зеркалом, так человек будет видеть свою мимику, жесты, следить за состоянием мимических мышц. На начальных стадиях устранение заикания вполне возможно, если человек с логоневрозом будет уделять в день хотя бы час своего времени на корректировку речи. Чтение книг вслух также дает положительный эффект в лечении данного состояния, все, что необходимо – это вера в себя. Необходимо помнить, что аутотренинг – это длительный процесс, существенное изменение речи будет наблюдаться только лишь через две-три недели, а не на следующий день. Поэтому каждое новое занятие – это незначительный прогресс, который незаметен сразу, а сложившись в одну цельную картину – положительная динамика в лечении логоневроза.

Лечение заикания у взрослых и у детей сводится к приему у специализированного врача – психолога или психотерапевта. Психотерапия дает хорошие результаты особенно у лиц с невротическим складом характера. Психолог проводит ряд тестов, выясняет причину логоневроза, подбирает комплекс упражнений, который помогает справиться с волнением и стрессом (иногда заикание носит преходящий характер, то есть возникает только в момент сильного эмоционального потрясения, а затем самостоятельно проходит).

Исправить прерывистую речь может:

  • Рациональная психотерапия. Используется при начальных этапах или легкой форме заикания, возникающего в стрессовых ситуациях. Психолог рассказывает про это заболевание, откуда оно берется, как его лечить. Затем объясняет, что нужно делать, чтобы клиника логоневроза уменьшилась или исчезла вовсе;
  • Гипнотерапия. Этот метод подразумевает под собой воздействие на пациента посредством введения его в транс и проведения с ним беседы во время этого состояния. В гипнотическом «сне» врач способен вытянуть из пациента его подсознательные страхи, которые, возможно, и не воспринимаются больным, как что-то отравляющее ему жизнь. Извлечение из подсознания переживаний благоприятно сказываются на психическом состоянии человека, страдающего логоневрозом.

Именно логопеды способны оценить тяжесть течения заикания, состояние речевого аппарата и участвуют в разработке комплексного лечения логоневроза. Чаще всего занятия у логопеда посещают дети школьного и дошкольного возрастов, однако не исключены случаи наблюдения у данного специалиста и взрослого населения.

Становление речи с логопедом является эффективной, но длительной методикой, которая включает в себя:

  • Образование «шаблона» речедвигательного навыка. Логопед должен обучить пациента правильно произносить каждую букву, слог, слово. Данный этап позволяет установить тембр голоса, его звучность, скорректировать движения артикуляционной мускулатуры;
  • Закрепление материала, полученного на первом этапе. Включает в себя чтение книг вслух, постановку предложений и комментирование каких-либо событий;
  • Автоматизация. Применение полученных навыков в быту: общение с близкими, родственниками, друзьями. Чем больше человек разговаривает, тем быстрее корректируются речевые дефекты.

Маленькие дети учатся петь песенки, читать с выражением стихи.

Массаж при заикании у детей делят на два вида:

  • Сегментарный массаж. Локальное воздействие на мышцу, которая отвечает за артикуляционную подвижность. Длительность курса – 2-3 недели каждый день, начиная с 5 минут и заканчивая 20 минутами.
  • Точечный массаж. Оказывает хорошее успокоительное действие на ребенка, способен нормализовывать нервные импульсы, которые поступают от ЦНС. Этот массаж может проводиться дома родителями после кратковременной стажировки у массажиста. Полный курс достигает нескольких лет, но дает хорошую гарантию на то, что заикание пройдет даже без применения лекарственных препаратов.

Является лишь компонентом комплексной терапии логоневроза. Необходимо знать, что назначение лекарственных препаратов должно проводиться только после отрицательной динамики у логопеда и\или психолога, безрезультатной гимнастики, массажа. Это объясняется тем, что медикаменты действуют кратковременно и воздействуют на симптом, но никак не на причину, вызвавшую это состояние.

Фенибут при заикании является препаратом выбора, так как оказывает транквилизирующее действие по отношению к передаче нервных импульсов, избавляет от навязчивых переживаний, позволяет адаптироваться к окружающей среде, повышает умственную деятельность и работоспособность.

Когитум при заикании применяется реже, так как обладает большим количеством побочных эффектов и заметно уступает фенибуту в действии.

Неплохие результаты наблюдаются при использовании ноотропа Пирацетам, который улучшает кровоснабжение в головном мозге и, тем самым, устраняет гипоксический фактор, который может быть причастен к развитию у ребенка логоневроза. Его применение целесообразно при сопутствующей терапии Фенибутом и регулярного посещения логопеда и психолога.

Также применяется Грандаксин – аксиолитик, активно воздействующий на причину невротического заикания (невроз, депрессия и т.д.).

В комплексе с вышеперечисленными мерами хороший эффект дают настойки и отвары трав, улучшающие кровоснабжение головного мозга и уменьшающие чувство тревоги:

  • Отвар из ромашки, мяты, валерианы и крапивы. Две чайных ложки необходимо залить горячей водой и настаивать в течение 20 минут, затем процедить и пить два раза в день по полстакана. Курс составляет 1 месяц.
  • Залить горячей водой две чайные ложки смеси мелиссы, солодки, календулы и листьев березы. Рекомендуется принимать 5 раз в течение дня перед приемом пищи.
  • 7 г плодов шиповника, тмина, мяты залить двумя стаканы холодной воды, настоять при температуре 25 градусов, затем довести до кипения, оставить до получаса в тепле. Принимается данный отвар 4 раза в день по 70 мл за 20 минут до приема пищи.

источник

Вы прошли 3х дневный курс по методу “избавление от заикания ” Эталон Снежко Р.А. и всё ещё сильно и часто заикаетесь? Не надо расстраиваться! Всё-таки это тоже какой-никакой опыт. Надо было раньше смотреть на Ютубе мои обзоры про бывших 3х дневных посетителей, которые, к сожалению, так же, заплатив 120 000 рублей, не смогли полностью раз и навсегда избавиться от этой проблемы ( а кто-то и вовсе ощутил на себе едва заметную положительную динамику). Смотрите видео интервью от бывших учеников Снежко

Сейчас я расскажу, как всё было на самом деле. Что реально представляет из себя эта методика (а, в частности, подход Снежко в целом) ? На самом деле вы платите по большей части за Инструкцию (по самостоятельному устранению заикания, и то, по базовым правилам), а НЕ за Избавление. Вам объясняют из-за чего возникает заикание, показывают, как нормальные люди делают речь удобным и нормальным образом. Какое-то время вы вместе работаете над вашими ошибками, останавливаясь на ошибках и разбирая их. Дают упражнения для развития и закрепления удобного способа речеговорения. Само собой, к этим упражнениям дают необходимую инструкцию. Большое время Снежко уделяет разговорам о том, что кругом одни мошенники ( кроме него), все вас раньше хотели обдурить, пытаясь лечить не существующую “болезнь” заикание… Бла Бла Бла. На второй-третий день ты уже начинаешь понимать КАК МОЖНО НЕ ЗАИКАТЬСЯ ( НО, ПРАКТИЧЕСКИ, пока лишь только наедине с учителем), и что для этого тебе САМОСТОЯТЕЛЬНО нужно делать (а вот получится или не получится потом этому следовать, это уже другой вопрос, зависящий от множества различных факторов : времени, усердия, терпения, правильного понимания и прочих)).

В течение 3х дней тебе говорят “Ну всё, ты сам видишь, что не болен, абсолютно здоров, просто неправильно раньше использовал свой речевой аппарат. Теперь ты всё знаешь (НО, ЭТО НЕ ТОЧНО…если речь идёт не о теоретической, а о ПРАКТИЧЕСКОМ Знании). Пока”. Вот и всё. The End (но не факт, что счастливый). На кармане минус 120 000 рублей, а речевые ступора ты можешь “случайно” (по старой памяти) начать делать в этот же день. Да, моментально можете их исправлять, самостоятельно и осознанно ПРОБУЯ придерживаться тех или иных рекомендаций и наставлений, касаемо удобной модели речеобразования.

Но, скорее всего вам потребуется ещё много самостоятельной работы по развитию и закреплению нового навыка (на секундочку, любой навык на уровне бессознательной и уверенной привычки не закрепляется за 3 дня, этот процесс может занимать до от 1го до 3х месяцев). И вот, ты отдал большие деньги, и у тебя есть:

Хм, было бы здорово, если бы за эти деньги ты хотя бы получил хорошее ” постпродажное обслуживание”. Однако, когда сильно заикаешься и звонишь за помощью к Снежко, он начинает тебя ругать и говорить что ты сам дебил, раз не можешь следовать этой инструкции (не всегда такой печальный поворот, но были случаи, и есть свидетели, кто подтвердит этот факт). Это то, с чем вы реально можете столкнуться, обратившись к “академику” и начав заниматься по ” методике полного избавления от заикания за 3 дня”.

И тут назревает вопрос, готовы ли вы платить 120 000 рублей за эту Инструкцию (в рамках Базового 3х дневного курса)? Да, хуже может и не станет, но вот насколько станет лучше… Хотя 2 ученика Снежко рассказали о том, что до этих занятий у них была речь даже лучше, а после их приучили к большому вниманию на управление речевым аппаратом ( или они его плохо поняли, а он не убедился должным образом в правильном понимании…). И из-за этого речь в итоге стала хуже, чем раньше. И такое бывает.

И несмотря на всё вышеперечисленное, даже 3х дневная учебная программа “Эталон” ранее была самой лучшей Базой для устранения заикания. Была…пока не появилась моя новая программа “ПРОРЫВ”. В ней как минимум присутствует чёткий разбор всех элементов “Эталона” ( помимо тех, с которыми я категорически не согласен ) + вложен личный опыт по:

  • разбору всех ошибок. Особенно ПРАКТИЧЕСКИЙ разбор тех ошибок, которые могли не проявиться в первые 3 дня (из-за того, что учились в 4х стенах 1 на 1 с учителем). Не скажу, что это в принципе не правильный подход, но, иногда этого бывает действительно мало.
  • преодолению страхов перед речью (одна только Инструкция не может “убрать” страхи). Заикающийся нуждается в более глубоких разборов этих моментов.
  • говорению на удобной для себя скорости (не только с учителем наедине, но и в различных ситуациях, и с различными людьми)
  • нахождению решений в тех ситуациях, когда ” вроде как всё знаешь, но не получается”. Знать теоретически, ещё не значит знать практически.
  • приведению своих мыслей ” в порядок”, когда ты, как и любой нормальный человек, перед речью не думаешь о каком-либо методе или правилах.

Продвинутый уровень, – это когда на протяжении долгого времени говоришь стабильно нормально, не залезая в ” вынужденное” управление речевым аппаратом. Как бы привык во многих ситуациях делать речь удобным образом, и просто используешь это по больше части бессознательно ( на уровне привычки). При этом думаешь только о предмете речи, как и все не заикающиеся люди.

И добиться ВСЕГО ЭТОГО ЗА 3 ДНЯ, – просто нереально. Но, тут даже расстраиваться не на что. Так устроена наша память и процесс закрепления любого навыка. Ошибок не надо бояться, нужно их правильно анализировать, и учиться не совершать. А сам метод хорош, лучший из имеющихся до этого на рынке. Но на 100 % избавление от заикания за несколько дней надеяться не рекомендую.

Просто не дайте себя обмануть. Знайте наперёд, что вас может ожидать, и не испытывайте лишних надежд и иллюзий. Предупреждён, – значит вооружён. Дальше, – дело каждого. Рекомендую так же ознакомиться с моей статьёй: “Можно ли полностью вылечить заикание?“

источник

Проблема, спровоцированная отклонениями работы мозговых центров, — заикание — приносит психологический дискомфорт и снижает качество жизни. Дефекты речи можно исправить при помощи специальных техник и методик. Нечастые проявления можно победить самостоятельно. Более серьезные отклонения лечат сильными медикаментозными средствами.

Лечение логоневроза в домашних условиях начинается с определения причин. Их может быть несколько:

  • стресс;
  • волнение;
  • тип личности;
  • осложнения после травм.

Стресс провоцирует отмирание нейронов. Нарушение медиаторной связи приводит к торможению мыслительного процесса.

Заикание начинает проявляться спонтанно. Индивид продолжает вести привычный для себя образ жизни, но в определенный момент его речь становится спутанной, невнятной.

Темп и тип речи будут зависеть от темперамента. В группе риска находятся замкнутые личности, стеснительные, мнительные, ранимые. Для таких людей общение с окружающими представляется испытанием, которого они стараются избегать. Дефект речи появляется как защитная реакция на стрессовый фактор, в конкретном случае, живое общение с человеком.

Травмы и заболевания ЛОР-органов приводят к заиканию. Причиной дефекта речи может быть злоупотребление алкоголем, наркотиками, прием некоторых препаратов, тормозящих работу ЦНС.

Лечение логоневроза у взрослых в домашних условиях совмещают с медикаментозной терапией, которую прописывает врач. Все упражнения выполняются после консультации с врачом. Самолечение может быть опасным, т. к. может привести к ухудшению состояния.

Упражнения против заикания дома основаны на самоконтроле и концентрации.

Пациент должен принять факт своей болезни. Проживайте свою проблему. Есть страх, что окружающие будут воспринимать вас как-то иначе — постарайтесь намекнуть или сразу предупредить о заикании. В этом нет ничего постыдного. Важно научиться реагировать адекватно самому на свой недостаток: чем спокойнее вы будете, тем реже будут рецидивы.

Избавиться от стресса и его последствий можно при помощи релаксации. Создайте для себя комфортную обстановку. Научитесь вызывать чувство расслабленности в любой ситуации: встречая на улице давнего знакомого, пытаясь отстоять свое мнение в транспорте, магазине.

Способов релаксации много. Экспресс-методы, помогающие расслабить нервную систему, — перебирание четок, якорение на жестах (скрещивание пальцев, надавливание в центр ладони и т. п.), концентрация на дыхании и т. д. Так мы избавляемся от зажимов и напряжения.

Избавиться самостоятельно от заикания взрослому человеку можно так: репетировать речь, ставить дикцию. Многие пациенты совершенно нормально общаются с родными и близкими людьми не заикаясь. Дефект проявляется в стрессовой ситуации.

Читайте также:  Афобазол помог от заикания

Говорите больше с родителями, сестрой/братом, подругой. Чаще репетируйте свою речь. Не концентрируйтесь на ней. В момент стресса пациенты начинают зацикливаться на звучании собственного голоса, речи, что и приводит к заиканию. Мозг воспринимает ваш страх как побуждение к активному действию и пытается защитить организм.

Один из способов избавления от заикания — самоконтроль. Концентрируйтесь на дыхании. Человек заикается, когда пытается сказать длинную фразу на вдохе. Подберите для себя комфортный темп и релаксируйте, считая вдохи/выдохи и контролируя наполняемость легких воздухом.

Через некоторое время можете добавить чтение в голос. Старайтесь представить, что вокруг полно людей, а вы стоите на сцене и читаете им книгу. Концентрируйтесь только на дыхании. Оно ровное, спокойное. Перед длинной, сложной фразой делаем вдох, на выдохе ее читаем.

Полезны физические нагрузки: бег. Достаточно будет 20 мин. Все это время вам нужно четко контролировать свое дыхание. Сначала дышите глубоко и ритмично, затем попробуйте поменять темп на двойной выдох/вдох. Делая шаг левой ногой, 2 раза втяните воздух, правой — выдохните на 2 счета. Затем перейдите к начальному темпу дыхания.

Лечение в домашних условиях можно производить при помощи постановки речи. Делайте паузы — это небольшая хитрость, которая дает возможность сконцентрироваться и расслабиться. Если вам нужно сказать сложное слово, которое никогда не получается нормально выговорить, не заикаясь, остановитесь, вдохните и замените его синонимом.

Прием позволяет быстро сосредоточиться и обрести уверенность в себе. Паузы сделают речь интересной и загадочной, а собеседник не догадается о вашем недуге.

Упражнения от заикания в домашних условиях помогают разработать речевой аппарат, улучшить дикцию, избавиться от дискомфорта в общении. Логопедическая гимнастика применяется в лечении взрослых и детей. Заниматься надо с небольшим зеркальцем.

Пациент должен отчетливо видеть свои губы, понимать работу речевого аппарата.

  • откройте широко рот, словно птенец;
  • язык в расслабленном состоянии лежит на нижнем небе;
  • положите язык на нижнюю губу, расслабьте его;
  • откройте рот, поднимите боковые края языка так, чтобы они коснулись верхних зубов;
  • сомкните губы и вытяните их трубочкой, как будто пытаетесь кого-то поцеловать;
  • прижмите язык к верхнему небу, открыв рот;
  • постарайтесь дотянуться языком до носа, затем до подбородка.

Чуть позже можно добавить скороговорки со сложными фразами, состоящие по большей части из труднопроизносимых слов. Эти уроки позволят обрести свой голос.

Вылечиться самостоятельно от заикания в домашних условиях можно при помощи природной аптечки. Полезные травяные отвары позволяют расслабить нервную систему, снять последствия стресса и обогатить организм витаминами, которые человек не получает вместе с пищей.

Сосновые шишки — прекрасное успокаивающее народное средство от заикания. Понадобятся молодые шишки, выделяющие сок. Их нужно замочить в кипятке на 1–2 часа, чтобы убрать горечь, затем пересыпать сахаром и сварить варенье. Делайте чай из липы и добавляйте 2—3 ложки заготовки в него или варенье запивайте водой. Принимать средство нужно 3 раза в день после еды. Оно восстанавливает иммунитет, эффективно устраняет болезни ЛОР-органов дыхательной системы, успокаивает нервную систему.

Крапива с ромашкой и мелиссой дают положительный эффект при лечении заикания у взрослых в домашних условиях. Вам потребуется по 100 г сухого сырья, 1 л кипятка. Настаивайте отвар 1 час. Принимайте 2 раза в сутки, утром и перед сном.

Самостоятельно вылечить заикание у взрослого не так просто. Если приведенные методы не дают результата, попробуйте действовать по другой системе. Откажитесь от посещения многолюдных мест на неделю. Потренируйтесь легко и правильно преподносить информацию. Выполняйте артикуляционную гимнастику.

Постарайтесь меньше говорить, больше писать.

Это может быть текст из книги, а лучше собственное сочинение: изложение плана на ближайшие дни с подробностями и т. п. Его нужно прочесть в голос. Суть заключается в восприятии информации. Во время письма подсознательно человек проговаривает весь текст без запинок, заикания. Со временем мозг начнет перестройку поведенческих реакций, и заикание постепенно уйдет.

Начинайте петь. Человек физически не может заикаться в момент пения. Тренировки продолжайте месяц. Вначале результат может быть незаметен, но вскоре он вас поразит.

В дополнение к трехэтапной системе лечение заикания взрослых в домашних условиях проводят медитациями. Упражнения основаны на умении расслабляться, что особенно важно для заики. Полный контроль сознания позволит быстро успокоиться в любой стрессовой ситуации. Изначально медитативные практики применяются только в домашних условиях:

  • прилягте на твердую поверхность, напрягайте и расслабьте мышцы, обратите особое внимание на шею, воротниковую зону;
  • не забывайте контролировать дыхание, концентрируйтесь на нем;
  • когда достигнете полного расслабления, перенесите себя в самое приятное воспоминание, представьте рядом незнакомого человека, с которым давно хотите познакомиться, но стесняетесь, мысленно выполните свою задумку: вы говорите уверенно, без тени смущения, чувствуете себя спокойно и расслаблено;
  • потихоньку выходите из состояния транса, пошевелите сначала пальцами рук, ног, подвигайтесь немного, медленно откройте глаза, проанализируйте, как чувствуете себя после медитации;
  • вечером, перед сном, на протяжении 10–15 мин. произносите аффирмации — специальные фразы-установки, позволяющие запрограммировать свой мозг на определенные действия.

источник

Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос «Как избавиться от заикания?». Хотя при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

В моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» , вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье «Игры для развития речевого дыхания».

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Однако, существует ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые при желании вы тоже можете применить.

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет.

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные. Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

источник

Доброго времени суток! В этот раз хочу поговорить об одном из главных желаний в жизни любого заикающегося – об эффективном лечении от этого ужасного недуга.
Заикание, как у взрослых, так и у детей создает большие проблемы в жизни. У взрослых даже больше чем у детей. Заикание у детей конечно вещь крайне не приятная, малыши подвергаются насмешкам и издевкам со стороны сверстников, из за чего появляются замкнутость, нелюдимость, одиночество.

Но у взрослых все на много хуже. Пусть уже нет такого давления, насмешек со стороны других людей (хотя не без этого), взрослый заика сталкивается с куда большими и более глобальными проблемами, чем ребенок. Заикание закрывает огромный пласт возможностей в личной жизни, карьере и многом другом. На своем примере расскажу вам, как я 3 года работал в одной компании, я отлично вник во все процессы и знал свою работу лучше других. За три года меня ни разу не повысили, я только смотрел, как повышают ребят, которые пришли на много позже меня и хуже разбирались в работе.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

После подтверждения Вы получите книгу на ваш email

Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

На одном из корпоративов генеральный директор мне прямо сказал, что ценит меня как специалиста, но «к сожалению» не может меня повысить из-за дефекта речи. Признаюсь, если бы мне даже предложили, я бы отказался. Ну зачем людей смешить. Как на меня будут смотреть подчиненные, если я буду полчаса выдавливать из себя трехминутное техническое задание? Ко мне бы относились как к «дурачку», я этого очень не хотел.

Работа была хорошая, но я достиг потолка, уже нечему было учиться. Развиваться дальше можно было, только поднимаясь по карьерной лестнице, а этот путь тогда был для меня закрыт. А без развития мозг «закисает», я чувствовал, что деградирую. Однообразная, привычная работа – вот что мне светило делать до самой пенсии.

У меня была отличная возможность устроиться на очень хорошую работу в солидной IT корпорации, был и опыт и знания. Я успешно прошел дистанционный отбор, от моей цели меня отделяло только собеседование… Которое я провалил, не смог нормально сказать ни одного предложения. Это было одним из тяжелейших моментов в моей жизни.

Вылечиться от заикания – одно из главных желаний любого заикающегося.

Я перепробовал много. Врачи прописывали мне лечение транквилизаторами и с умным видом вешали лапшу на уши родителям. Я ходил к логопедам, которые видимо, думали, что тут все дело в произношении и усиленно учили правильно выговаривать букву «Р»… какая связь с заиканием я так и не понял. Логопеды конечно отдельная песня, как говориться «учим тому, чему нас учили».

В России сильны традиции и вера в бабушек целительниц и во многих случаях они действительно помогают. Но вот с заиканием мне никто не помог, хотя я посетил примерно с десяток целительниц, которые лечат не только заикание, но и другие болезни. Я читал молитвы от заикания , пробовал заговоры . Мама покупала какие-то маленькие иконки, которые зашивала в одежду, я ел заговоренную пророщенную пшеницу, мне делали какие-то манипуляции с воском над головой. Даже прибегали к лечению ароматерапией, хоть и не совсем понятно как это может помочь при заикании. В общем, что только не придумывали, но результата не было.

Особенно популярна дыхательная гимнастика Стрельниковой, подробнее о ней можете прочитать тут. Каюсь, я не очень тщательно занимался по ней и быстро бросил. Возможно от того, что сама Стрельникова писала в своей книге, что заикание плохо лечится ее гимнастикой и требует много времени для получения результата (от 6 месяцев). Подробнее…

Развитие науки привнесло в нашу жизнь много технических новинок, гаджеты появились практически во всех областях жизни. Даже лечение заикания обзавелось своими гаджетами и программами. Конкретно я имею в виду программы, которые передают голос заикающегося изменяя его или передавая с задержкой.

Я пользовался такой программой, и она мне помогала, речь становилась лучше. Но только во время работы с программой, как только я ее выключал все становилось как раньше. Вообще я думаю любой заикающийся замечал, что повторить за кем-то фразу на много легче. Бывало я говорю что-то, начинается ступор на каком-то слове и я не могу выговорить его. Если собеседник скажет это слово, то я тут же (ну почти всегда) смогу легко произнести его вслед за ним.

Говоря о методах лечения заикания, не могу не упомянуть о лечении препаратами. В основной массе это противосудорожные препараты и транквилизаторы. Конкретно я принимал «Фенибут». По себе скажу, что лечиться таблетками это УЖАСНО! Если ваш ребенок заикается , прошу вас, не «пичкайте» его таблетками, такое лечение может очень негативно отразиться на психике. О моем опыте применения транквилизаторов читайте тут. Коротко расскажу, что суть этих препаратов в торможении психических, умственных и физических процессов. На психику эта химия повлияла в виде повышения агрессивности, возбудимости. Я не мог заснуть, спал по 4-5 часов в день. Помню постоянно какие-то дикие мысли крутились в голове, хоть мне тогда было около 12 лет я хорошо запомнил это состояние. Да, я говорил более чисто, но заикание полностью не прошло за время приема препарата. После окончания курса заикание вернулось до прежнего уровня.

Я думаю, что такого рода медикаментозное лечение следует применять при неврозоподобной форме заикания (подробнее о формах заикания), когда заикание действительно клинический случай и расстройство психики фиксируется медицинскими приборами. Хотя в этом случае заикание составляет лишь малую часть общей проблемы.

Существуют различные методики лечения заикания, тут я приведу краткий список, и вы сможете ознакомиться с каждым из них. Я постарался дать максимально объективную оценку по каждому методу.

  1. Речевой Центр Иванкина Петра Андреевича в городе Лиски
  2. Центр лечения и коррекции заикания Л.З. Арутунян – Арлилия
  3. Методика «Эталон» Снежко Романа Алексеевича
  4. Программа Демосфен
  5. Программа BREATHMAKER

Позвольте в этой статье раскрыть свой метод лечения заикания. Я не хочу делать из него какую-то тайну, метод достаточно прост и эффективен. Если у вас нет возможности купить курс, где я бы вам все показал и помог, то вы можете совершенно бесплатно, но приложив усилия и ум, повторить мой путь. Это не трудно, но потребует некоторое количество времени, усидчивость и много энтузиазма.

Мой метод собран на основе опыта многих «бывших заик», возьмем самых известных из них: Брюс Уиллис, Жерар Депардье, Мэрилин Монро, о других вы можете прочитать тут.

ОЧЕНЬ много среди «бывших заик» актеров, и не удивительно! Что является их основной функцией? Это передача информации, эмоций и т.д., проще говоря, их основная функция это речь! Я не знаю ни одного актера заику, да их и не может быть!

Чему учат в школах актерского мастерства? Основное что? Это речь! Умение при помощи речи передавать зрителю эмоции, чувства, переживания. Огромное внимание преподаватели уделяют речевым навыкам, вы хоть раз видели известного актера «мямлю»? Уверен, что нет, у них отличная, хорошо поставленная речь. Речь это их хлеб.

Так что развитие речевого аппарата и есть ключ к избавлению от заикания!

В моем курсе собраны лучшие методы, упражнения для эффективного избавления от заикания!

  • Постановка речи
  • Улучшение тембра
  • Усиление мышц речевого аппарата, проработка нужных именно вам мышц
  • Полный контроль над мышцами горла

Приятная массивность в горле, как тренированные спортсмены чувствуют и владеют своим телом, так и вы владеете мышцами горла!

Вам нужно позвонить и устроиться на работу, которая вам очень нужна (позвонить в деканат или еще куда).

Вы заранее начинаете волноваться, учащается сердцебиение и пульс. Это состояние, когда вам надо сейчас что-то говорить незнакомому человеку в трубке (я всегда предпочитал приехать, пусть даже через весь город, чем позвонить, признаюсь, я даже записывал на диктофон вступление и включал его в трубку).

Вы берете трубку и предчувствуете предстоящий позор, почему-то говорить в телефон, незнакомому человеку, которого ты даже не видишь, сложнее. Особенно если надо сказать свое имя – это вообще «труба».

Вам отвечают на том конце провода, нужно начинать говорить, а вы стоите, губы напряжены, мышцы горла напряжены, мышцы живота тоже. Стоите и не можете выдавить слово. Кладете трубку, так как прошло уже много времени как вы молчите и если сейчас начнете говорить, то собеседнику станет понятно, что вы «дефективный». А как этого не хочется, как неприятно и как хочется скрыть, что вы заикаетесь. Со второго или третьего раза вы все-таки скажете, что нужно, оправдываясь, что положили трубку тем, что не было слышно или не было связи…

Вам так же надо позвонить.

Первое время вы так же будете заранее волноваться, но с каждым разом все меньше и меньше.

Вы берете трубку, набираете номер. Вам отвечают, нужно начинать говорить.

Вы чувствуете себе не много увереннее, так как ощущаете силу мышц вашего речевого аппарата. Заикание пытается спазмировать ваше горло и лицо, но теперь ваши мышцы настолько сильны, что уверено, справляются со своей главной функцией – произносить звуки. Ваш речевой аппарат достаточно «прокачан», чтобы справиться с любым спазмом! Через некоторое время страх перед началом разговора исчезает.

Вот суть моего курса, развитие вашего речевого аппарата до достаточного уровни, чтоб вы контролировали мышцы горла, а не заикание!

Проделана просто огромная работа, в этом курсе собран весь мой опыт и вся ненависть к заиканию!

Я ЛИЧНО проведу вас по самому короткому пути к избавлению от заикания!

источник

То, что заикание успешно лечится, известно всем. Причем, несмотря на обилие современных методов терапии, исправляющих речь при логоневрозе, специалисты не отвергают и традиционные методики, «проверенные годами». О наиболее распространенных методах лечения заикания мы расскажем в данной статье.

Врачи уже давно изучили логоневроз и даже подобрали некоторые методики избавления от недуга – именно о них и пойдет речь. Наверняка многие отмечали, что заикающийся человек во время пения никогда не заикается. Это происходит потому, что слова говорятся нараспев и дыхание человека в этот момент «строится» совсем по-другому, нежели при обычном разговоре. Именно на этом и основана дыхательная гимнастика – первейшее средство для избавления от заикания.

Именно эта врач и разработала комплекс упражнений в рамках дыхательной гимнастики, который помогает нормализовать речь ребенка и избавиться от заикания. Причем, такие упражнения можно выполнять не только в детском возрасте, даже взрослые с логоневрозом могут заниматься подобным образом – да, времени у них уйдет больше, идеального результата вряд ли получится добиться, но улучшение речи гарантировано.

Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой состоит из 10 упражнений, но мы приведем только два из них – именно они являются основой и чаще всего рекомендуются к проведению:

  1. «Насос». Человек должен встать прямо, опустить руки и наклониться немного вперед, округлив спину. При этом голова и руки опущены, а шея максимально расслаблена. Теперь нужно сделать быстрый вдох и немного приподняться, но не распрямляться, затем делается длинный выдох. Далее нужно опять наклониться, принять исходное положение и повторить быстрый вдох и медленный выдох (его можно делать и носом, и ртом).
  2. «Повороты головы». Нужно встать прямо, а руки опустить вниз, расслабиться. Теперь больной поворачивает голову влево и сразу шумно и быстро вдыхает. Далее головой нужно начинать движение слева направо и одновременно с этим делать выдох, не останавливаясь посередине. Как только голова оказывается справа, снова делаем шумный вдох и повторяем все упражнение.

Обратите внимание! Во время выполнения любого из этих двух упражнений шея не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными. Между упражнениями нужно делать короткие передышки, а вообще положено выполнять в день 3 подхода по 32 вдоха каждый.

Дыхательная гимнастика учит человека дышать глубоко, всеми легкими и способствует тренировке диафрагмы, которая участвует в голосообразовании. При этом голосовые связки становятся максимально подвижными и тесно смыкаются во время разговора, что и обуславливает избавление от заикания.

Указанные выше упражнения должны выполняться два-три раза в день по 15 минут – утром, в обеденное время и вечером. Быстрых результатов ожидать не стоит, так как первый эффект будет заметен только через 2-3 месяца регулярного выполнения дыхательной гимнастики. У человека станет более естественным голос, его дыхание будет свободным, и звуки будут исходить намного спокойнее и без частого заикания.

Они проводятся, как правило, с группой детей, которые заикаются, и имеют достаточно большие возможности. Существует несколько методик, которые разрабатывались врачами и учеными, вот только некоторые из них (самые применяемые):

  1. Методика Выгодской, Успенской и Пеллингер. Курс лечения рассчитан на 2-3 месяца, во время которых проводится 36 занятий. Основа методики – поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. Только потом специалист помогает детям переходить от общения словами к развернутым фразам. В обязательном порядке логопед выполняет с детьми специальные упражнения, которые помогают расслабить мышцы и снять эмоциональное напряжение.
  2. Методика Смирновой. Занятия по этой методике проводятся ежедневно по 20 минут в утренние часы. Все упражнения проводятся в игровой форме и рассчитаны на 30 недель, что составляет один учебный год. Методика Смирновой помогает:
    • развить чувство ритма и темпа речи;
    • развить мелкую моторику рук;
    • добиться расслабления мышечного тонуса;
    • развить речевую и двигательную координацию.
  3. Методика Силивестрова. Продолжительность занятий будет составлять 3-4 месяца, всего же понадобится провести 32-36 занятий. Данная методика включает в себя три этапа:
    • подготовительный – ребенку создается абсолютно спокойная обстановка и ограничивается речевое общение;
    • тренировочный – совершается переход от тихой речи к громкой, от спокойных игр – к эмоциональным. На этом этапе в занятия вовлечены не только заикающиеся дети, но и их родители;
    • закрепительный – плавная речь моделируется под длинный рассказ, беседу или чтение.

Обратите внимание: перечисленные методики логопедических занятий, которые входят в схему лечения заикания, адаптированы для детей дошкольного возраста.
Если речь идет об устранении заикания у подростков и взрослых людей, то в рамках логопедических занятий будут применяться следующие методики:

  • Методика Шкловского. Курс лечения будет составлять около трех месяцев, причем, больной с логоневрозом должен пребывать в стационаре. Работать с пациентом будут психиатр, психотерапевт и невропатолог, а сама методика включает в себя три этапа:
    • обследование пациента и выявление истинной причины заикания;
    • укоренившиеся навыки «ломаются» и перестраиваются с помощью психотерапии;
    • тренировки речи в жизненной обстановке.

    У больного, в ходе лечения, появляется уверенность в том, что он сможет справиться с заиканием в любой жизненной ситуации.

  • Методика Арутюнян. Первые 24 дня лечения проводятся в стационаре, затем дополнительно назначается еще 5 курсов по 5-7 дней в течение года. Особенность методики заключается в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Таким образом формируется новое психологическое состояние, когда речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией, мимикой и уверенной осанкой.
  • Обратите внимание: сначала речь больного будет очень медленной, но именно она дает возможность буквально с первых занятий говорить пациенту без запинок.

    Современная медицина предлагает несколько иные методы лечения заикания. И в первую очередь нужно выделить мультимедийный компьютерный комплекс Breath Maker, который обеспечивает «протезирование» речевого круга между речевым центром (центр Брока) и центром распознавания речи (центр Вернике). Суть методики заключается в следующем: пациент с заиканием говорит в микрофон, а его речь записывается и исправляется специальной компьютерной программой. Затем уже исправленная речь подается в наушники и анализируется центром распознавания речи правильно. Результатом такой процедуры является избавление от тонуса в речевом центре.

    Методика Breath Maker направлена на устранение психологических проблем и неуверенности в себе больного. Дело в том, что даже при небольшой запинке заикающийся человек думает, что окружающие воспринимают его критически, а это приводит к максимальному перевозбуждению речевых центров, что и ведет к усугублению нарушения речи.

    И еще одно нетрадиционное лечение заикания – точечный массаж, который проводится длительными курсами. Надо отметить, что улучшение речи может наступить даже после первого курса точечного массажа и это приводит к тому, что последующие (они проводятся через каждые 6 месяцев) просто отвергаются больными, а это неправильно! В обязательном порядке нужно пройти полноценный курс лечения точечным массажем, чтобы результат был не только положительным, но еще и длительным. В некоторых случаях после первого курса точечного массажа человек начинает заикаться еще сильнее и тогда врач принимает решение о проведении следующего курса раньше нужного времени.

    Обратите внимание: родители заикающихся детей, да и взрослый человек с такой же проблемой, могут проводить курсы точечного массажа самостоятельно в домашних условиях. Но сначала продемонстрировать технику проведения данной процедуры должен специалист – это основное условие для получения желаемого эффекта.

    Существуют, так называемые, неврологические методы лечения заикания, которые можно объединить в одну группу. Как правило, в рамки комплексных методик лечения заикания входят следующие рекомендации врачей:

    1. Пациент с заиканием должен вести прием лекарственных препаратов, которые обеспечивают медицинское торможение – например, Фенибут, противосудорожные препараты и транквилизаторы.
    2. В обязательном порядке больной с логоневрозом должен принимать седативные средства, но в виде отваров лекарственных растений с успокаивающим эффектом.
    3. Проводится рефлексотерапия и иглоукалывание.
    4. Назначаются препараты для укрепления нервной системы и иммунитета.
    5. Больной должен посещать сеансы психотерапии.
    Читайте также:  Адаптол для детей при заикании

    Заикание – это проблема всего человечества, поэтому совсем неудивительно, что разработки в отношении новых и эффективных методов лечения этого недуга ведутся беспрерывно. Например, недавно в США был разработан лекарственный препарат, который уже успешно опробован на лабораторных мышах и позволяет сделать вывод, что в ближайшем будущем заикание будет лечиться таблетками. Ученый из Университета Калифорнии Джеральд Магуайр полагает, что заикание может быть связано с повышенной выработкой дофамина. Этот процесс успешно подавляется галоперидолом, но в связи с множеством побочных эффектов широкое распространение этого лекарственного средства невозможно. Ученый предлагает использовать в терапии логоневрозов Оланзапин и сейчас идут лабораторные исследования такого вот медикаментозного лечения заикания.

    Лечение заикания – процесс трудный и длительный. Многие родители обращаются с этой проблемой своих детей к «бабушкам» и знахаркам разного уровня, но это вряд ли можно назвать разумным решением. Да, случаи «чудесного» избавления от заикания благодаря древним заговорам известны, но они не задокументированы и не изучены наукой, а значит, и рассуждать о «бабушках» и знахарках, как о методе лечения заикания нельзя. А вот то, что добиться восстановления нормальной речи и сведения к минимуму заикания можно указанными в данном материале методами, достоверно известно и доказано официальной медициной – согласитесь, такая постановка вердикта вызывает больше доверия.

    Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

    13,259 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

    источник

    Общение играет важную роль в социализации и развитии человека. Речевые дефекты затрудняют адаптацию в обществе и приводят к снижению качества жизни. Патологии речи различны. У взрослых людей часто наблюдается заикание, характеризующееся нарушениями ритма и темпа речи. В статье указаны основные типы заболевания, а также описано лечение заикания.

    Заикание – это нарушение речевой функции, проявляющееся патологией темпа, ритма и плавности произношения слов. Человек, страдающий заболеванием, насильно повторяет слоги, «проглатывает» слова и прерывает произношение звуков. Для маскировки дефекта, труднопроизносимые слова заменяются словами-паразитами, что приводит к обеднению речи пациента.

    В зависимости от происхождения, заикание делится на неврозоподобное нарушение речи и логоневроз (невротическое). Характеристика данных вариантов патологии следующая:

    • Невротическое расстройство проявляется только нарушением речи, без сопутствующих патологий нервной системы. Если пациент находится в спокойной обстановке, то он не заикается. При нахождении среди незнакомых людей, ритм речи и ее темп замедляются.
    • Неврозоподобное заикание является следствием органического поражения структур головного мозга. К признакам патологии речи присоединяются другие симптомы – нервные тики, навязчивые движения, выкрики и т. п.

    В основе заикания лежит судорожное сокращение мышц речедвигательного аппарата, в результате чего специалисты разделяют патологию на несколько форм:

    • тоническая − при таком виде болезни гласные и сонорные звуки растягиваются, между словами появляются неестественные паузы и разрывы звуков внутри слога;
    • клоническая форма, которая характеризуется многократным навязчивым повторением одного и того же звука, слога или слова;
    • смешанная форма сочетает в себе все указанные признаки.

    Кроме того, нарушение речевого аппарата может быть постоянным или приступообразным. Провоцирующим фактором всегда является стрессовая ситуация − выступление перед многочисленной аудиторией, общение с малознакомым человеком, неприятности на работе и стресс в личной жизни.

    Расстройство речи у взрослых имеет некоторые особенности. В отличие от детской патологии, в юности или старшем возрасте у людей сохраняется нормальная внутренняя речь – мышление, написание текста происходит без пауз и потерь слов.

    Патогенез развития заикания связан с возникновением судорожных сокращений мышц артикуляционного аппарата, сопровождающихся нарушением дыхания. Со временем к органическим патологиям присоединяется психологический дискомфорт – пациент стесняется говорить, у него развивается вербофобия, что еще более усугубляет нарушение.

    Основные причины, приводящие к формированию заикания:

    • внутриутробные патологии развития центральной нервной системы плода;
    • гипоксия, асфиксия или поражение мозга во время родов;
    • черепно-мозговые травмы;
    • осложнения инфекционных заболеваний (ветрянки, опоясывающего лишая, цитомегаловирусной инфекции, энцефалита, менингита);
    • тяжелые соматические болезни, нарушающие работу нервной системы;
    • эндокринные патологии;
    • повышенная возбудимость нервной системы;
    • физическое и психическое насилие над ребенком или подростком;
    • нервное перенапряжение на почве частых стрессовых ситуаций;
    • хроническое или острое нарушение мозгового кровообращения;
    • задержка психического развития.

    Также, врачи выделяют другие факторы, способные спровоцировать возникновение патологии речи – наследственную предрасположенность, испуг, гнев и другие сильные чувства, мужской пол, негативная атмосфера в семье, психосоматические заболевания и др.

    Частыми симптомами заикания служат длинные паузы между слогами или словами, растягивание слов, невозможность проговорить некоторые звуки, запинки при произношении, навязчивое повторение одних и тех же слов. К таким признакам присоединяются: тревожность, избегание собственной речи, отстранение от общества, замкнутость, стеснительность, потливость ладоней, покраснение лица и пр. Несмотря на то что во взрослом возрасте к заикающимся людям относятся терпимо, пациенты все равно предпочитают меньше контактировать с окружающими.

    Мнительность, тревожность, волнение и другие негативные эмоции по поводу недуга приводят к отказу пациента от лечения, что может стать причиной прогрессирования патологии. В такой ситуации больным показана работа с психотерапевтом.

    На начальном этапе диагностики следует обратиться за помощью к участковому терапевту. После осмотра и опроса он направит пациента к другим специалистам, в зависимости от причин развития заикания. Чаще всего лечением патологии занимаются неврологи, логопеды, психологи и психотерапевты. Диагностические этапы включают в себя следующие подходы:

    1. Сбор жалоб и анамнеза заболевания. Важно выяснить время появления клинических признаков, ситуации, с которыми сам пациент связывает их возникновение, а также, какими методами пациенты пытались лечиться до текущего обращения за медицинской помощью. Рекомендуется по возможности поговорить с близкими родственниками или родителями пациента.
    2. Осмотр и проведение тестов: логопедические задания, психологические тесты для определения уровня интеллекта, оценка неврологического статуса, пробы письма и чтения и пр.
    3. Дополнительные методы исследования: клинический и биохимический анализы крови, ПЦР-диагностика для поиска нейроинфекций, электроэнцефалография, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга.
    4. Консультация психотерапевта в случае логоневроза. Специалисту необходимо выяснить провоцирующие факторы, научить пациента реагировать на стресс и свое расстройство.
    5. Консультация логопеда. Он составляет индивидуальный план реабилитационного лечения, подбирает программу логопедической коррекции.

    Определение непосредственной причины развития заикания позволяет врачам подобрать эффективную терапию для избавления пациента от недуга. Стоит обратить внимание, что заниматься самостоятельной диагностикой или лечением не следует, так как это чревато прогрессированием речевого дефекта.

    Пациентов интересует, как лечить патологию. Лечение заикания у взрослых должно быть индивидуальным и комплексным. В зависимости от причины заболевания, врачи разрабатывают план лечения. В настоящее время в терапию входят разнообразные методы – лекарственные препараты для коррекции болезней центральной нервной системы, средства народной медицины, мероприятия с релаксацией, логопедические занятия по авторским методам, дыхательная гимнастика, сеансы индивидуальной психотерапии и пр.

    В этот раздел терапии входят некоторые лекарственные препараты, направленные на нормализацию функции нервной системы. Чаще всего используют следующие медикаменты:

    • Ноотропные препараты, оказывающие положительное влияние на высшие психические функции. Они стимулируют интеллектуальную деятельность, улучшают способность к обучению и память. Наиболее распространенные лекарства – Фенотропил, Пирацетам, Пантогам, Семакс, Пикамилон, Тенотен и пр.
    • Витамины группы В для улучшения работы нервной системы: Магнелис В6, Магнелек, Тиамин, Биотредин.
    • Анксиолитики применяются при тяжелом течении патологии для торможения заикания (Ксанакс, Ноофен).
    • При эпилепсии врачи назначают прием противосудорожных препаратов (Прегабалин, Клоназепам и другие).
    • Успокоительные средства (таблетки Пустырника или Валерианы), антидепрессанты (Афобазол) снижают уровень тревоги и депрессии, помогают сохранить полноценный сон и повысить качество жизни человека.
    • Препараты, укрепляющие иммунитет пациента (Иммунал, Анаферон, настойка Эхинацеи) и адаптогены (Левзея и др.).

    В настоящее время не существует таблеток, которые были бы направлены на непосредственное устранение заикания. Некоторые ученые предполагают, что недуг развивается по причине избыточного выделения дофамина в структурах головного мозга. Использование анксиолитиков (транквилизаторов) способно устранить патологию, блокируя секрецию дофамина. Однако клинических подтверждений данной гипотезы нет. Исследования по использованию блокаторов нейромедиатора продолжаются.

    Кроме медикаментозного лечения, в традиционную комплексную терапию входят:

    • Сеансы с психотерапевтом или психологом. Они позволяют уменьшить тревожность по поводу речевого дефекта, преодолеть логофобию, отыскать факторы, которые могли вызвать заболевание, адаптировать пациента к общественной среде и вернуть нормальный уровень качества жизни.
    • Занятия с логопедом по специальным методикам способствуют коррекции нарушения речи. Артикуляционные упражнения обеспечивают расслабление мышц речевого аппарата. Психологические групповые тренинги помогают пациентам устанавливать связи с другими людьми и снижают логофобию.
    • Курсы гипнотерапии. Ряд специалистов отмечает положительный эффект гипноза при логоневрозах.
    • Общеоздоровительная физиотерапия – иглоукалывание, массаж, дыхательная гимнастика, рефлексотерапия, магнитотерапия, лечение лазером, соляные комнаты, УВЧ-терапия.
    • Лечебная физкультура, йога, медитация.

    Комплексный подход позволяет помочь пациенту адаптироваться в обществе, вылечиться и избавиться от нарушения речи, вернув тем самым нормальный образ жизни.

    Логопедическая терапия проводится курсами в течение одного года или нескольких лет. На весь срок терапевтического курса пациента госпитализируют в клинику для глубокого погружения в коррекционную работу, занятия с неврологом, психотерапевтом и общения с другими людьми. Существует несколько методов логопедических занятий: по Шкловскому и Арутюнян (Андроновой).

    Метод Арутюнян – логопед учит пациента синхронизировать речь с движением пальцев ведущей руки. С помощью этого метода больной учится ассоциировать произношение со спокойствием, плавностью, уверенной осанкой и правильной интонацией. Первые 24 дня терапии проводятся в стационаре, затем пациента отпускают домой. В течение года назначаются дополнительные 5 курсов по 7 дней.

    Методика Шкловского включает в себя трехмесячное лечение в специализированном центре с участием невролога и психотерапевта. Пациента предварительно обследуют и с помощью психотерапии перестраивают сформировавшиеся стереотипы о нарушении речи, а также тренируют ее в разных реальных жизненных ситуациях. Назначают ежедневный аутотренинг и групповые психотерапевтические занятия. Такое воздействие помогает пациенту обрести уверенность в своих силах и не стесняться речевого дефекта, который проходит в течение нескольких месяцев.

    Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия по Дубровскому и Некрасовой широко используется в России. В ходе терапии негативные эмоции больных, связанные со страхом говорить, заменяются на новые психологические установки. После проведения таких сеансов пациенты демонстрируют противоположную страху позицию – они готовы говорить и преодолевать психологический барьер, сформировавшийся в результате патологии.

    Из-за спазмов мускулатуры артикуляционного аппарата нарушается дыхание. Неправильное дыхание также негативно отражается на речевой активности, поэтому одной из распространенных корректирующих методик является дыхательная гимнастика. Комплекс включает в себя несколько упражнений, разработанных Стрельниковой. Наиболее распространены:

    • «Повороты головы» − пациент встает прямо, руки опускает вниз и расслабляется. Затем поворачивает голову влево и шумно быстро вдыхает, после начинает движение головы слева направо и быстро выдыхает. Таким образом упражнение повторяется несколько раз.
    • «Насос» − пациент встает ровно и прямо, опускает руки и наклоняется немного вперед, округляя спину. Шея максимально расслаблена. При вдохе пациент должен немного приподняться, но не выпрямлять спину. После выдоха врач рекомендует занять исходное положение и повторять процедуру 4-5 раз. Вдох делается быстро, а выдох плавно и медленно.

    Курс лечения составляет 2-3 месяца, упражнения выполняют ежедневно по 10-15 минут. Уже во время тренировки пациент станет замечать, что дыхание становится свободным, голос более естественным, человек начинает меньше заикаться.

    Кроме методики Стрельниковой, можно выполнять другие дыхательные упражнения после пробуждения или перед сном: лежа на спине, одна рука располагается на животе, а другая на груди; во время плавного вдоха живот «надувают», а на выдохе слегка «сдувают», слегка надавливая на переднюю брюшную стенку. Упражнение повторяют 3-5 раз. Такая гимнастика выполняется лежа или стоя, вдох делается всегда через нос, а выдох можно делать ртом с коктейльной трубочкой или без нее.

    Использование нового компьютерного комплекса Breathmaker обеспечивает формирование нормального речевого стереотипа за счет нормализации связи между центрами речи и ее распознавания. Пациенту дают наушники и микрофон, после чего предлагают сесть перед компьютером. Задача больного говорить в микрофон определенные предложения. После этого программа компьютера исправляет речь пациента и подает информацию в наушники.

    Таким образом происходит усвоение нервной системой верной нормальной речи. С помощью метода удается вернуть уверенность человеку и научиться говорить более правильно. Особенно часто комплекс Breathmaker применяется для устранения заикания у детей.

    Такой подход к лечению включает в себя точечный массаж, народную медицину, лечение при контактах с животными и другие нестандартные способы помощи.

    Точечный массаж − акупунктура – стимуляция точек благоприятно воздействует на речевой центр. Данный метод относится к нетрадиционной медицине, но дает ощутимый эффект у некоторых больных. На первом этапе массаж должен проводиться специалистом. После освоения методики пациент может делать его самостоятельно, либо с помощью близких. В основе акупунктурного воздействия лежат разминание и поглаживание в биоактивных точках – да-лин, ней-гуань, тянь-цзин и пр.

    Использование настоев и отваров из трав способно успокоить нервную систему и снизить нагрузку. Чаще всего применяют:

    • Настой из ясенца белого – 20 грамм листьев и цветов ясенца заливают 300 мл кипятка, настаивают в течение 20 минут и остужают. Настой используют как ополаскиватель ротовой полости, глотать такое средство запрещается.
    • 100 г мелиссы, аптечной ромашки, зверобоя, хмеля и листьев крапивы заливают 4 стаканами кипятка. Принимают утром натощак и вечером перед сном.
    • Отвар из аптечной ромашки – один пакетик заливают 250 мл кипятка, остужают и принимают на ночь.
    • 100 мл капустного, калинового и лимонного сока смешивают со 100 мл отвара шиповника и 200 г меда. Смесь принимают по 1 столовой ложке каждое утро и вечер.

    Лечение народными рецептами и заговорами не гарантирует положительный результат и не может полностью убрать заикание, так как не имеет научного подтверждения своей эффективности. Подобные методы могут быть частью комплексной терапии.

    Восстановительные занятия с животными реально помогают не только детям, но и взрослым людям. Плавание в бассейне с дельфинами, ухаживание за лошадьми благотворно влияет на нервную систему, снижают ее возбудимость и расслабляют. Кроме того, такие занятия обеспечивают улучшение настроения человека, что положительно сказывается на его речи.

    Вылечить заикание в домашних условиях невозможно. Для правильной терапии требуется комплексная помощь. Однако при стрессовой ситуации можно помочь себе, выполнив некоторые рекомендации психотерапевтов или психологов: принять расслабляющую ванну с травами или морской солью, перед сном выпить ромашкового чая или настоя пахучей руты. Справиться со стрессом помогают медитативные практики, плавание в бассейне и занятия йогой.

    Для дополнительной тренировки правильности речи подходят занятия пением и чтение вслух дома или перед близкими людьми. Это позволяет снизить психологический дискомфорт при заикании, что помогает человеку справиться с логоневрозом.

    Для того чтобы предотвратить возвращение недуга или появление заболевания необходимо придерживаться рекомендаций лечащего врача. Профилактические мероприятия:

    • посещение логопедических занятий, выполнение домашних упражнений – чтения вслух, пения, зачитывание стихотворений, аудиотренинг;
    • прием витаминов группы В курсами;
    • приверженность к медикаментозному лечению без попыток самолечения;
    • личная психотерапия, многие пациенты пренебрегают психотерапевтическим лечением, тогда как оно способно помочь выяснить причину возникновения заикания и снизить уровень стресса;
    • активный образ жизни (занятие спортом, йогой и пр.);
    • соблюдение режима труда и отдыха;
    • дыхательная гимнастика;
    • полноценный сон;
    • рациональное питание.

    Прогноз для человека с заиканием зависит от стадии заболевания, его формы и вида. При раннем обращении к специалистам и применении комплексной логопедической помощи пациент может справиться с недугом навсегда и вернуться к привычному образу жизни. Крайне важно в такой ситуации доверять лечащему врачу, логопеду и психотерапевту.

    Заикание − распространенное нарушение речи, развивающееся у людей различного возраста. У взрослых недуг формируется на фоне продолжительного стресса, заболеваний нервной системы в анамнезе и других негативных факторов. При своевременном обращении к лечащему врачу и получению комплексной терапии (психотерапия, логотерапия, коррекция неврологических заболеваний и современные методики) удается устранить заикание и бороться с его рецидивами в будущем.

    источник