Меню Рубрики

Методика селиверстова при заикании

Данная методика преимущественно рассчитана для логопедической работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). По сути, является комплексной системой логопедических занятий с детьми. Работа логопеда всегда должна быть творческой, поисковой. Не может быть жестких сроков и одинаковых задач для всех без исключения заикающихся. Проявления заикания у каждого ребенка разные, разными оказываются и его способности на логопедических занятиях, и потому в каждом конкретном случае разный подход в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В.И. Селиверстов особо подчеркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе придается большое значение активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.

Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми. Это позволяет детям активизировать свое внимание на “речевых ошибках”, как собственных, так и других детей, правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т.п. Родители становятся активными помощниками логопеда в решении коррекционно-воспитательных задач.

Логопедические занятия с заикающимися строятся в зависимости от речевых возможностей индивидуума, т.е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом речевых ситуаций.

Построение комплексного реабилитационного воздействия делится автором на три этапа:

1. Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период начинают работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых речевые судороги у заикающегося не проявляются, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.

2. Тренировочный этап. Наряду с моторикой, осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процесс логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется “наступление на больные участки речи”.

3. Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогической воздействие на личность заикающегося в целом. На этом этапе закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

Система логопедических занятий предусматривает также постепенное нарастание сложности речевых ситуаций. В данной системе логопедические занятия включают методический материал, в котором строго учитываются возрастные особенности детей и задачи программы воспитания в детском саду.

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий).

Подготовительный период занимает около 7-8 занятий. В это время в домашних условиях родители обеспечивают щадящий режим, который включает спокойную обстановку, твердый режим дня и по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На логопедических занятиях этого периода решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка на активную работу над своей речью и убеждает в положительном исходе специальных занятий.

Кроме этого, дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. В процессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях “красивой и правильной речи”. В эти понятия входит звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность. Обращается внимание на спокойное, непринужденное и свободное поведение ребенка при общении.

Речевые задания включают речевые “зарядки”, т.е. произнесение гласных звуков и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь.

Тренировка речи детей проводится с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении и т.п.), в процессе разных видов занятий (лепка, рисование и т.п.), в различных дидактических играх.

Тренировочный период (20-22 занятия). В этот период дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, которые являются для них трудными. Это предполагает постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т.п. Соответственно на этом этапе вводятся подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка). Закрепление полученных навыков осуществляется благодаря активной помощи родителей.

В закрепительный период речи (6-9 занятий) плавная речь ребенка закрепляется в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.

На всех этапах коррекционной работы, предлагаемой В.И. Селиверстовым, большое значение придается работе логопеда с родителями. Так, в подготовительный период логопед проводит беседы с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, так что родители с самого первого дня становятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся как коллективно, так и индивидуально. Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы (5).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Логопедические занятия, направленные на выевление темпо-ритмических нарушений можно провести по методике В.И.Селиверстова. Эта методика подходит для данных условий, так как рассчитана на диагностику заикающихся дошкольников в специальных медицинских учреждениях.

Итак, методика В. И. Селиверстова [6, 29] преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. Занятия с заикающимися детьми проводились 4 раза в неделю по 40 — 60 минут каждое. Нами было проведено 32 занятия. Коррекционная работа проходила в 3 периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный. Рассмотрим эти периоды.

Подготовительный период (8 занятий) предполагал: щадящий режим в домашних условиях (спокойная обстановка, твердый режим, ограничение речевого общения; оздоровительные мероприятия; использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги, то есть осуществлялся индивидуальный подход.

Кроме того, дети заучивали специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего проговаривания, которые составлялись нами в соответствии с возрастом ребенка. Обязательно было включение речевых зарядок (произнесение вслух гласных звуков, стихотворных текстов, проговаривание автоматизированных рядов — счет, дни недели), упражнений на сопряженно-отраженном виде речи, шепотная, ритмизованная речь.

Тренировки проводились с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении); в разных видах деятельности (лепка, рисование); в разных дидактических играх.

Тренировочный период (22 занятия) включал: развитие активного внимания, памяти и других психических функций; дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи; включение в работу тех видов речи, в которых у ребенка были запинки.

Осуществлялся постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой речи к громкой, от спокойных занятий к эмоциональным. Использовались подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных навыков переносилось в жизненные ситуации (магазин, прогулка). Активно использовалась помощь родителей.

Закрепительный период (6 занятий) включал: закрепление навыков свободной, плавной речи в повседневной деятельности; использование бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.

Большое значение придавалось работе с родителями. Родители посещали открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционных занятий. Речевые упражнения предлагались с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости, ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение. В. И. Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбирались для каждого ребенка отдельно.

В соответствии с данной системой предусматривалось регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы. Это позволяло детям активизировать внимание на речевых ошибках, как собственных, так и на ошибках других детей.

Курс логопедических занятий по методике В. И. Селиверстова был полностью реализован. Занятия мы проводили по разработанной примерной схеме логопедического занятия. Конспект одного из занятий прилагается.

Сделав анализ занятия, конспект которого мы прилагаем в Приложении 6, мы пришли к выводу, что данное занятие посвящено словообразованию. Структурно оно состояло из 9 этапов, которые были взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также подчинены теме и целям занятия.

Таким образом занятие представляет собой логически законченную структуру. В ходе занятия мы использовали разнообразные обучающие, развивающие и коррекционные приемы с опорой на различные анализаторы:

— тактильный: игра «Волшебный мешочек».

1) разложить продукты в нужную посуду;

2) при обучении навыку синтеза морфем с использованием картинок-символов;

3) в задании «Кто самый внимательный» (при создании путаницы в продуктах и посуде — разложить правильно);

4) в упражнении на снятие мышечного напряжения (сопряженность действий).

1) постепенное усложнение инструкций от 1-ой к 2-м, 3-м ступенчатым;

2) формирование операции вычленения частицы НИЦА в словах;

3) изменение линейного ряда из 5-ти элементов.

1) воспитание плавной, интонированной речи;

2) четкое проговаривание слов на протяжении всего занятия.

Также в занятие мы включили задания, направленной на развитие регулирующей функции речи:

1) Посредством постепенного усложнения инструкции от 1-ой к 2-м, 3-м ступенчатым;

2) Использование проблемной ситуации, основанной на схожести звукового облика слов (лимонница, грибница на являются посудой);

3) Использовали конфликтную ситуацию (противоречие инструкции и непосредственного впечатления, упражнение «Бревнышки-веревочки»).

В ходе занятия мы давали детям упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (не изолировано, в тесной взаимосвязи с темой и целями занятия).

Также в занятии мы использовали много разнообразных игровых моментов, в которых дети были активными участниками.

В целом можно сделать вывод, что занятие достигло своих целей. Лексический материал, который мы предложили на занятии детям, был ими усвоен и закреплен.

источник

Глава I НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ 11

Запинки несудорожного характера 17

Запинки судорожного характера 19

Предупреждение и устранение речевых запинок 24

Глава II СИМПТОМОКОМПЛЕКС ЗАИКАНИЯ 31

Психологические особенности заикающихся. Модель фиксированности на своем дефекте 40

Распространенность заикания 61

Биологическое и социальное в структуре дефекта 63

Глава III СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ 66

Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы 70

Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопедической) работы 80

Глава IV ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ 100

Дидактические основы детской логопедии 100

Индивидуальный подход. Обследование и динамическое наблюдение заикающегося ребенка 101

Систематичность и последовательность 120

Сознательность и активность 145

Наглядность и технические средства обучения 147

Прочность. Эффективность преодоления заикания 156

Глава V СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ 166

Организация логопедической помощи детям в России 166

Схема логопедической работы с детьми в амбулаторных условиях 171

Схема логопедической работы с детьми в стационарных условиях 179

Разные методики логопедических занятий с заикающимися 185

Методики логопедических занятий с дошкольниками 186

Методики логопедических занятий со школьниками 194

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми 197

Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми 205

Содержание книги составляют преимущественно сведения о проявлениях, преодолении и предупреждении заикания у детей. Но в ней для более полного освещения вопроса использован частично материал и о заикании у лиц старшего возраста.

В основу пособия легли наблюдения автора, накопленные в течение многолетней работы с заикающимися, и курс лекций о заикании, читаемый студентам дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.

Основополагающими принципами при написании данного пособия для нас служили:

1) разносторонний подход к освещению в целом проблемы заикания;

2) психолого-педагогический подход к содержанию логопедической работы с заикающимися.

Разносторонний подход к проблеме заикания позволяет рассматривать это расстройство с лингвистических позиций в ряду других недостатков речи, а именно как нарушение одного из структурных компонентов речи, ее просодической стороны и еще конкретнее — ее темпа 1 .

Возможные изменения темпа речи (замедленность, ускоренность, прерывистость) могут быть обусловлены у человека его эмоциональным состоянием, типом высшей нервной деятельности, воспитанием или быть результатом каких-то расстройств высшей нервной деятельности.

Физиологический, медицинский, психологический аспекты изучения темпа речи позволяют коснуться различий в структуре этих нарушений и осуществить тем самым их дифференциальную классификацию. Такая классификация нарушений темпа речи позволяет выделить следующие расстройства: брадилалию, тахилалию, полтерн, баттаризм, запинки и спотыкания.

При характеристике прерывистого темпа речи особо выделяются запинки и спотыкания несудорожного и судорожного характера, их сходство и различие. Это позволяет показать, с одной стороны, возможность перерастания запинок несудорожного характера в заикание (основным симптомом которого являются речевые судороги), а с другой стороны, указать на единую направленность коррекционно-воспитательной работы по устранению речевых запинок и предупреждению заикания у детей (см. гл. I. «Нарушения темпа речи»).

Читайте также:  Могут ли брать с заиканием в армию

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным. Для того чтобы подойти к современному пониманию структуры этого речевого расстройства, необходимо иметь представления о различных мнениях по этому поводу, представленных в специальной литературе.

Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. Многообразие проявлений заикания, подмеченное исследователями, позволяет систематизировать имеющиеся наблюдения и утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей (см. гл. II. «Симптомокомплекс заикания»).

Понимание механизмов возникновения заикания и знание многообразных особенностей его проявления определяют необходимость комплексного подхода к его преодолению. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами (см. гл. III. «Современный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания»).

Комплексную работу по преодолению заикания условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. К формам лечебно-оздоровительной работы относятся создание благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и рационального питания, а также закаливающие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК) и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия (см. «Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы» гл. III).

Коррекционно-воспитательная работа 1 это система педагогических мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Подход к выбору и использованию этих мероприятий определяется спецификой проявления заикания и особенностями самих заикающихся.

Задача с максимальной полнотой показать (раскрыть) сущность коррекционно-воспитательной (а конкретнее — логопедической) работы с заикающимися представляет особую трудность, с одной стороны, из-за многообразия имеющихся методов и методик, что связано с неустойчивостью представлений о механизмах заикания, а с другой стороны, из-за невозможности создания достаточно эффективной единой методики. Для логопеда есть только один путь — полное овладение знаниями о специфике дефекта и особенностях заикающихся, о задачах, формах, содержании и разных системах логопедической работы и творческое применение этих знаний с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных условий его работы.

Основными задачами логопедической работы с заикающимися являются формирование у них навыков правильной речи и воспитание гармонично развитой личности. Можно выделить следующие формы этой работы: психолого-педагогическое изучение заикающихся, организация логопедических занятий и самостоятельной работы, привлечение разных специалистов, консультативно-методическая работа с родителями и педагогами, повышение квалификации логопеда (см. «Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопедической) работы» гл. III).

В логопедической работе с заикающимися детьми, как в любом педагогическом процессе, широко и в то же время своеобразно используются основные принципы дидактики, естественнонаучное обоснование которой дает учение И.П.Павлова и И.М.Сеченова об условно-рефлекторной деятельности человека. «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов» 1 .

Перевоспитание неправильной и воспитание правильной речи и поведения заикающихся детей требует творческого использования логопедом таких проверенных и оправданных педагогической практикой дидактических принципов, как принципы индивидуального подхода, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности. Эти принципы обучения следует реализовывать не изолированно друг от друга, а в единстве и взаимной обусловленности (см. гл. IV. «Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми»).

Раскрывая задачи, формы и содержание логопедической работы с заикающимися, считаем необходимым ознакомить специалистов с некоторыми сведениями о действующих сегодня системах организации логопедической помощи заикающимся (см. гл. V. «Системы логопедической работы с заикающимися»). Речь идет об особенностях организации логопедической помощи в детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи и в специальных группах массовых детских садов, в школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в логопедических кабинетах при детских поликлиниках, в логопедических пунктах общеобразовательных школ, в логопедических стационарах детских больниц, в сезонных санаториях для заикающихся детей.

Особенности логопедической работы рассматриваются с учетом того, проводится она в амбулаторных или стационарных условиях. В пособии представлены две разработанные автором схемы курса логопедических занятий с заикающимися детьми в амбулаторных и стационарных условиях, а также краткий обзор разных авторских методик логопедических занятий с заикающимися детьми, подростками и взрослыми, используемых в нашей стране в настоящее время.

Особое внимание уделено широким возможностям использования на логопедических занятиях разнообразных игр и игровых приемов. Подчеркиваются их основополагающее коррекционно-развивающее значение и смысл. С одной стороны, в коррекционном обучении игры и игровые приемы способствуют формированию навыков правильной речи и поведения ребенка и одновременно его умственному и физическому развитию (дидактические основы). С другой стороны, при этом осуществляется коррекционно-воспитательное воздействие на формирование социально-личностных качеств, определяющих правильное отношение ребенка к окружающим людям и взаимодействие с ними (психокоррекционные основы) (см. «Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми» — гл. V).

Успешное преодоление заикания требует систематической, скрупулезной и довольно длительной работы, предполагающей определенные усилия со стороны и специалистов, и самих заикающихся. Наличие такой совместной целенаправленной работы позволяет оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания (см. «Заключение»).

В «Приложении» дан ориентировочный список литературы по данной проблеме. Литература нужна логопеду для постоянного самообразования как средство повышения его профессиональной квалификации и, следовательно, она имеет прямое отношение к эффективности его работы.

Заключает пособие «Практикум», в котором предлагаются контрольные задания и вопросы для самостоятельной работы, проверки усвоенных знаний по проблеме детского заикания.

источник

Особенности диагностики и коррекции невротической и неврозоподобной форм нарушения темпа и ритма речи ребенка, обусловленных судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. Приемы логопедической коррекции детского заикания по методике Селиверстова.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей с невротической и неврозоподобной формой речевой патологии. Исследование особенностей проявления заикания у детей. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.

курсовая работа [76,6 K], добавлен 17.05.2015

Характеристика заикания как сложной речевой патологии, причины его возникновения. Знакомство с основными факторами возникновения заикания у детей дошкольного возраста. Неврозоподобная и невротическая формы заикания: предрасполагающие факторы и причины.

курсовая работа [81,9 K], добавлен 16.07.2012

Роль музыки в развитии ребенка. Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи. Средства логопедической ритмики как основа коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях. Тембр голоса ребенка и умение изменять его по высоте.

курсовая работа [96,6 K], добавлен 22.01.2012

Сравнительная характеристика невротической, неврозоподобной и смешанной форм заикания. Особенности развития внимания у детей с заиканием. Программа психолого-педагогической коррекции внимания у детей младшего школьного возраста с патологией заикания.

дипломная работа [734,2 K], добавлен 06.04.2016

Развитие речи ребенка, виды ее нарушений. Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Развивающий массаж и массаж карандашами в логопедической коррекционной работе с дошкольниками. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

курсовая работа [893,6 K], добавлен 09.05.2011

Теоретические исследования проблемы заикания. Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции заикания. Формы и течение, причины и механизмы заикания. Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми.

курсовая работа [50,3 K], добавлен 26.08.2009

Комплексные системы коррекционной работы с заикающимися дошкольниками. Особенности комплексного подхода в работе логопеда. Рекомендации родителям по формированию устойчивой речи у дошкольников. Комплексная программа по коррекции заикания у детей.

дипломная работа [371,4 K], добавлен 16.05.2017

Речь ребенка как средство передачи информации; развитие правильного произношения. Особенности нарушения лексико-грамматической стороны у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Использование дидактических игр в логопедической коррекции языка детей с ОНР.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 10.03.2012

Диагностирование особенностей речевого развития у дошкольников со стертой дизартрией. Методологические подходы к построению логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей данной категории в процессе дидактической игры.

дипломная работа [64,6 K], добавлен 18.03.2011

Этиология, симптоматика и патогенез заикания. Нарушение и формирование навыков общения у заикающихся дошкольников. Психолого-педагогическое исследование самооценки детей с заиканием. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

дипломная работа [150,5 K], добавлен 20.08.2016

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н. А. Чевелева в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1 — 4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми — дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий:

4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н. А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда. Автор считает необходимой при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное, врачебное воздействие на его нервную систему.

Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Дети учатся планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции, самостоятельно строить рассказ. В этом периоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.

Таким образом, в методике, предложенной Н. А. Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника. Автором методически обоснованы и описаны этапы этой последовательной работы. Здесь хорошо показаны возможности того, как на одном разделе » Программы воспитания и обучения в детском саду » (а именно в процессе ручной деятельности) можно осуществить коррекционную работу по преодолению заикания у детей .

С другой стороны, система последовательного усложнения речи идет здесь по линии » постепенного усложнения объектов деятельности » через усложнение числа » отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении данной поделки «.

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов.

1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель — привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи.

2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные, краткие и полные, развернутые ответы).

3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях этого периода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постепенно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи . При этом, постепенно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постепенный переход к контекстной речи.

Читайте также:  Мое избавление от заикания

4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи — предваряющая, когда ребенок рассказывает, что своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности в свое время была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции, что развитие связанной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной, (обобщенной, связанной с событиями, прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями).

Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот переход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени.

Отсюда » основная линия нарастания сложности самостоятельной речи » включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

В разработанной В. М. Шкловским комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога.

Курс лечения заикания (2,5 — 3 месяца) разбивается автором на пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризация и профилактика; санаторно-курортное лечение .

Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10 — 15 дней. В это время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых » эталонов » и т.д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15 — 20 дней) проводится сеанс внушения в состоянии бодрствования. После сеанса начинается активная логопедическая работа. При этом большое значение имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии, направленные на закрепление достигнутых результатов.

Рассматривая комплексное воздействие на заикающихся, как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В. М. Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются:

1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса;

2) выработка правильного ритма и темпа речи;

3) овладение » эталонами «, » формулами » речи;

4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение «эталонами» — все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии.

Во второй части логопедической работы (в активной тренировке плавной и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

В общей сложности речевым занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3 — 4 часов (каждое занятие по 10 — 15 минут речевой тренировки).

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет важное значение и различные формы. Рациональная психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллективных бесед. Она помогает разъяснить больному причины заикания, раскрывает значение и необходимость активного отношения и целеустремленности для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3 — 4 день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7 — 10 дней: Во время внушения, кроме формул общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Внушение в бодрствующем состоянии — психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном эмоциональном напряжении больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение в состоянии бодрствования с включением демонстративных моментов. Сеанс проводится с группой в 6 — 8 человек, он заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, т. к. он является переломным этапом в лечении.

Самовнушение является не пассивным проговариванием формул, а активным стремлением представить себя хорошо говорящим. Оно проводится 2 — 3 раза в день. Больной должен уметь вызывать у себя представления о том, как он хорошо разговаривает, без заикания: дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Особенно важен сеанс самовнушения перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (он продолжается месяц) проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях — составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.

В. М. Шкловский, наряду с основными этапами логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.

Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями. В сочетании с логопсихотерапией это дает хороший эффект в преодолении заикания.

В заключении можно отметить, что все современные системы логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последовательно-усложняемых речевых упражнений) различных форм психотерапии. Различаются они между собой в основном тем, какое значение и место авторами отводится отдельным видам психотерапии (соответственно они более подробно и разработаны автором). Например, сеанс императивного внушения в состоянии бодрствования в логопсихотерапевтической работе с заикающимися (Л. З. Андронова, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, В. М. Шкловский), разное место его в курсе лечения (у Ю .Б. Некрасовой — в начале, у В .М. Шкловского — в середине); аутогенная тренировка и самовнушение (А. И. Лубенская, С. М. Любинская); рациональная психотерапия (Л .З. Андронова).

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе общепринятых в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей пациентов.

Кроме того, и с некоторыми особенностями: Л. З. Андронова строит речевые упражнения, опираясь на послоговую речь (полную форму речи); В. М. Шкловский и др. — на разную степень самостоятельной речи; Ю .Б. Некрасова придает особое значение выработке элементов сценической речи и т.д.

Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н. А. Власова и Е. Ф. Рау построили нарастание усложнений речевых упражнении в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность:

При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Н. А. Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

3) ответы на вопросы по знакомой картинке;

4) самостоятельное описание знакомых картинок;

5) пересказ прослушанного небольшого рассказа;

6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам);

7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

Е. Ф. Pay видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

Первый этап — ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

Второй этап — проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

Третий этап — завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Методики Н. А. Власовой и Е. Ф. Pay характеризуются определенной схожестью — в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.

На протяжении многих лет предложенная методика была одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. И в настоящее время многие ее элементы и модификации используются логопедами.

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Работа с детьми по всем разделам «Программы» подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).

При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложно-подчиненных конструкций, переход к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная: работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.

Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение года осуществляется логопедом и воспитателем.

Как видим, методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея предложена профессором Р. Е. Левиной). Только Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова — в процессе развития речи детей при прохождении разных разделов программы детского сада.

Читайте также:  Могут ли призвать в армию с заиканием

источник

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Методики исправления заикания

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

ответы на вопросы по знакомой картинке,

самостоятельное описание знакомых картинок,

пересказ прослушанного небольшого рассказа,

спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.

При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором-предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.

Методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит проф. Р. Е. Левиной). Только Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.

Работа планируется поквартально.

обучение навыкам простейшей ситуативной речи на занятиях

закрепление навыка ситуативной речи, переход к элементарной контекстной

рассказывание по вопросам и без вопросов

работа над фразой (распространение, вариативность, грамматическое оформление)

овладение самостоятельной контекстной речью

составление рассказов, пересказ

увеличение речевой практики

закрепление навыков пользования самостоятельной контекстной речью различной сложности

По данной методике с детьми работают логопед и воспитатель д/у.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок.

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.

3авершающая речь — дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.

Предваряющая речь — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

3акрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

В методике Н. А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов «Программы воспитания и обучения детей в детском саду».

Коррекция заикания в процессе ручной продуктивной деятельности

Развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственная связь с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к речи контекстной (обобщенной, связанной с прошедшими событиями, будущими действиями).

От наглядных облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.

1 период – пропедевтический (4 занятия)

временное ограничение речи

принятие образца речи (ритм, четкость)

2 период – сопровождающая речь (16 занятий)

собственная активная речь детей по поводу одновременно сопровождаемых действий (зрительная опора)

усложнение вопросов – ответов, многократное проговаривание, вариативность ответов

3 период – завершающая речь (12 занятий)

дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (описывают выполненные действия)

регулируются интервалы между деятельностью ребенка и его ответом

4 период – предваряющая речь (8 занятий)

дети пользуются предваряющей речью (что намерен сделать? – речь вне наглядной опоры, планирование речи)

усложняется фразовая речь (от нескольких связных фраз к самостоятельному рассказу)

5 период – закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий)

развернутая контекстная речь на разных этапах деятельности.

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приёмов логопедической работы с ними. Автор считавт, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются 3 периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от степени самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, а с другой-от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника.

Рассчитана на работу в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар). Предлагает модификацию и одновременное использование разных приемов логопедической работы.

Коррекционная работа включает 3 периода:

1 период – подготовительный (7-8 занятий)

стимуляция ребенка на активную работу над речью

стихи с сопровождением движением

проговаривание автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы)

заучивание психотерапевтических текстов

речевые упражнения на сопряженно-отраженной основе, вопросы — ответы, беззвучное артикулирование, шепотная речь, ритмизированнные тексты

тренировка речи в разных условиях

разное положение тела (лежа, сидя, стоя)

разная деятельность (лепка, конструирование)

дидактические игры (лото, домино)

запись речи на магнитофон и прослушивание

работа с родителями (консультирование, просвещение – 2-3 раза – присутствие на занятии)

2 период – тренировочный (20-22 занятия)

речевые упражнения (от ответов на вопросы к спонтанной речи)

2-3 обучающих и 1 сравнительное магнитофонное занятие

период – закрепительный (6-9 занятий)

закрепление правильной речи в интенсивных тренировочных упражнениях

беседы, рассказы, спонтанная речь

В конце курса занятий – утренник или концерт.

Практикуются задания на дом – речевые зарядки и речевые занятия дома.

После прохождения курса коррекции заикания — посещение логопедического кабинета:

Система игр с детьми для преодоления заикания.

источник