Меню Рубрики

Мануальный терапевт при заикании ребенка

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

Чем может помочь остеопат при заикании?

Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

[1], [2], [3]

Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

  • перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
  • ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
  • во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.

Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

  • лечение медикаментами;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
  • иглорефлексотерапия;
  • логоритмические и логопедические занятия;
  • специально разработанные компьютерные игры и программы.

Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.

Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

  • Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.

При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

  • Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
  • Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
  • Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.

[4], [5], [6], [7]

Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

Дополнительно доктор может порекомендовать ванны с хвоей, углекислотой, кислородом, а также электросон.

[8], [9]

При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

[10]

Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

  • упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
  • лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
  • если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
  • во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
  • желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.

Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.

Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.

Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.

На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

[11], [12]

Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

Подобные упражнения рекомендуют проводить каждое утро, вне зависимости от возраста малыша.

Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

  1. Занятие I:
  • ребенок становится прямо;
  • наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
  • ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
  • при неполном выпрямлении спины производится выдох;
  • упражнение требует 8 повторов;
  • после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
  1. Занятие II:
  • ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
  • поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
  • поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
  • повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
  • обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.

При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

[13], [14], [15], [16], [17]

При заикании врачи рекомендуют проводить массаж плечевого пояса и воротниковой области. Такой массаж расслабляет и снимает мышечные спазмы. Сеансы следует повторять по 4 раза в год, курсами по 10-12 сеансов.

Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

  • терпение;
  • любовь к ребенку и к другим членам семьи;
  • взаимное уважение;
  • желание помочь несмотря ни на что.

Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

  • Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
  • Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
  • Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
  • Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.
Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

  • валериана;
  • донник;
  • мелисса, мята;
  • календула;
  • береза (листья);
  • вереск (побеги);
  • липа;
  • тмин;
  • крапива;
  • боярышник и шиповник;
  • малина, ежевика, земляника.

[18], [19]

При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

  • слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
  • необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
  • не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
  • кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.

Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

Как порхает бабочка? – фр-р-р-…
Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…
Как ухает сова? – У-уф-ф-…

Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

Бабочка на пальчик села.
Я поймать её хотела.
Хвать я бабочку рукой –
А поймала пальчик свой!

Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста!

Совушка-сова,
Большая голова.
Высоко сидит,|
Далеко глядит.

Стихи следует читать звонко, с выражением и расстановкой, правильно делая вдохи и выдохи. По окончании занятия малышу нужно дать возможность расслабиться и какое-то время полежать в спокойной обстановке.

Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

Заикание у взрослых – довольно редкое, но от этого не менее непривлекательное явление, которое может иметь различные корни.

источник

Нередко родители детей с нарушениями речи всячески затягивают с походом к врачу, надеясь на то, что с течением времени проблема уйдет сама. Однако чуда не происходит и ничего не улучшается, поэтому именно ранний визит к врачу позволит увеличить шансы на то, что ребенок полностью излечится. Как в этом случае может помочь остеопатия, рассказывает специалист клиники «Остеомед» Иконников Илья Станиславович.

— На это оказывают влияние несколько факторов. Чаще всего это родовые травмы шейного отдела позвоночника, различные патологии беременности, нарушения слуха, стрессовые состояния, а также моменты, связанные с генетической предрасположенностью.

— В нашей клинике мы встречались с такими видами расстройств, как дизартрия (когда звуки и слова произносятся нечленораздельно), алалия (когда у малыша сохранен интеллект, но речь полностью отсутствует), а также заикание (когда нарушается плавность произношения).

— Исходя из статистических данных, каждый второй случай заикания спровоцирован проблемами во время беременности или осложнениями после родов.

Очень часто выходит так, что неонатологи или неврологи фиксируют только те травмы, которые видны визуально, а скрытые патологии остаются без внимания, вследствие чего мы и получаем такие неприятные последствия.

Сначала они протекают незаметно, затем начинают проявляться, но часто родители начинают бороться с проблемой поздно. Тогда у детей очевидны такие диагнозы, как логоневроз, задержка речевого развития, заикание и другие различные дефекты речи.

— Отмечу, что остеопат — это, в первую очередь, тот специалист, который воздействует на организм, аккуратно работая с телом человека и стабилизирует функциональные взаимосвязи всех внутренних органов.

Если говорить о проблемах с заиканием, то остеопат должен нормализовать кровоток, снять напряжение. При этом все действия будут производиться с теми зонами, которые вызывают проблемы, в частности, это лицевые мышцы, нижней челюсти и шеи, языка, а также области костей черепа и шеи.

При работе нам необходимо найти причины нарушений и после деликатно ослабить беспокоящее напряжение, приведя в норму кровоснабжение головного мозга пациента.

Благодаря воздействию на определенные группы мышц врач-остеопат задает так называемую программу восстановления, которая позволит организму прийти в нормальное, здоровое состояние.

— Часто выходит так, что ребенка ведут к врачу, когда речевой дефицит становится очень заметен. К сожалению, диагностика у разных специалистов зачастую не отражает полной картины.

Дело в том, что детский невролог обычно не уделяет должного внимания вопросам, которые связаны с обследованием речи, а врач-логопед занимается проблемами речи пациента, не концентрируясь на состоянии центральной нервной системы.

В результате маленький пациент, конечно, получает предписание к лечению, но не всегда оно дает эффект.

— Да, стоит отметить, что в нашей клинике с каждым пациентом работает целая команда врачей. Чтобы приблизить вероятность стопроцентного выздоровления, остеопат сотрудничает с неврологом, педиатром и логопедом. И только такой подход обеспечивает благоприятный эффект от лечения заиканий, а также профилактику последующего развития речевых нарушений.

— В целом остеопатия совсем недавно применяется для лечения заикания, поэтому родители чаще обращаются к таким врачам с последней надеждой на выздоровление.

При этом хочу отметить, опираясь на полученные анализы юных пациентов, что для детей, страдающих заиканием, остеопат должен быть на первом месте среди других врачей.

— Медикаменты можно направить на устранение симптомов, но причину они, увы, побороть не смогут. Чтобы решить проблему, этого недостаточно, поэтому остеопат после скрупулезной диагностики выявляет причину проблемы, а уже потом занимается аккуратной коррекцией.

— Мы уверены, что не бывает безнадежных случаев, поэтому готовы помогать не только детям, но и взрослым людям, которые страдают заиканием.

Запишитесь на прием к доктору Илье Станиславовичу Иконникову через бесплатное приложение Medical Note и получите после посещения до 7% кэшбэка.

источник

Заикание – это прерывистое или затрудненное произношение слов, вызванное спазмом мышц, которые отвечают за дыхание, вокализацию и артикуляцию. Разновидностью патологии является невозможность выговаривать отдельные звуки, которая заставляет повторять слог несколько раз.

Э. Стилл, основатель остеопатического подхода, описывал методы лечения различных дисфункций. В его трудах заикание и остеопатия связаны работой с нервной системой. Близкое расположение нервов, отвечающих за речь и дыхание, становится причиной патологии. Именно это вызывает трудности в произношении слов. Пациенты с заиканием, по наблюдению Стилла, пытаются говорить с пустыми легкими на полном выдохе.

В процессе становления речи, в возрасте от двух до шести лет, дети особенно подвержены появлению заикания

Существует сотни теорий о причинах заикания, и каждая поддерживается исследованиями. Все подходы можно сгруппировать в четыре категории:

  1. Органические нарушения. На протяжении многих лет считалось, что дисфункция связана с физическим дефектом. Речь требует координации нескольких движений: легких, голосовых связок и окружающей их мускулатуры, мягкого неба, языка и губ. Нарушение функции одного из элементов меняет ритм речи. Неподвижность языка, увеличение глоточных миндалин, нервные дисфункции или поражения головного мозга ответственны за заикание. Одна из теорий утверждает, что патология вызвана гиперактивностью симпатической нервной системы из-за эмоционального стресса или отсутствия торможения коры. Избыточное напряжение провоцирует сбои в координации функций речи, которую старается исправить остеопат при заикании у детей.
  2. Теория неврозов рассматривает заикание, как какой-то глубоко укоренившуюся эмоциональную или психологическую проблему. Пациенты остаются на устном или анальном уровне эмоционального развития или испытывают неадекватные личные отношения. Потому многие терапевты считают заиканием признаком невротизма.
  3. Теория обучения рассматривает заикание, как плохую привычку. Примерно 80% всех детей дошкольного возраста проходят через короткий период «беглости речи», что можно легко спутать с заиканием. Из-за реакции родителей, друзей, учителей эта особенность развития превращается в условный рефлекс. Ребенок начинает бояться говорить быстро из-за реакции других. Страх нарушает сложную систему координации для воспроизведения речи.
  4. Дисфункция обратной связи. Слух помогает отслеживать собственную речь. Если человек лишен кинестетического осязания из-за плохой чувствительности неба, то речь становится невнятной. Если слуховая обратная связь задерживается, то контроль речи также нарушается.

Каждая теория подкреплена практическими методами. Структурная теория, к которой относится остеопатия при заикании у детей, предполагает устранение физического дефекта:

  • улучшение иннервации языка, неба, лицевых мышц;
  • лечение миндалин и инфекции;
  • тренировку центральной нервной системы упражнениями.

Сторонники неврологической школы используют психоанализ, групповую терапию и систематическую десенсибилизацию. Приверженцы теории обучения пытаются изменить родительские реакции на заикания и выработать специфическое поведение. Терапевты, которые занимаются слухом, используют белый шум, чтобы задержать обратную связь с речью, чтобы сделать ее осмысленной и замедленной.

Чувство речи – наивысшая развитая вибрация в теле, поскольку зависит от эмоций и взаимодействия многих факторов. К управляющим силам относится симпатическая нервная система и центральная нервная система со связями, которые регистрируют сигналы в мозге.

Импульсы к органам слуха и речи идут от 3-го шейного позвонка, а также 3, 4 и 4 грудных позвонков. Их подвывихи могут сдавливать нервы, провоцируя несогласованность в работе системы. Состояние позвоночника влияет на шум в ушах, заикание, мутизм, нарушает четкость речи. Шейный отдел – один из компонентов, для работы с которым нужен остеопат от заикания детям и взрослым. Дисфункции спинномозговых ганглиев также влияют на речевые проблемы – подбор нужных слов.

В нижней лобной доле головного мозга находится зона Брока, которая отвечает за воспроизведение речи и приводит в движение мышцы лица, языка, глотки и челюстей

Заикание вызвано проблемами с мышцами, которые производят речь. Остеопат лечит заикание устраняя физические барьеры для речи. Мускулатура, управляющая артикуляцией, языком, мягким небом и нижней челюстью рассматривается в первую очередь.

Исследование, проводимое с помощью МРТ-сканера, оценивало мозга детей и взрослых с заиканием. Оказалось, что при патологии снижено поступление крови в область Брока, которая находится в лобной доле. Именно эта зона обрабатывает речь. Снижение кровотока коррелировало с тяжестью заикания. Ученые не доказали точную причинно-следственную связи – возможно, сам факт нарушения речи влиял на изменения мозга. Но работа с кровоснабжением должна улучшить навыки речи. Краниальная остеопатия и заикание у детей связаны через возможность улучшения трофики тканей: артериального кровоснабжения и венозного оттока головного мозга.

Логопеды называют заикание логоневрозом, выделяя несколько форм:

  • клоническое – повторение звуков или слогов в начале слова;
  • тоническое – паузы в начале или середине слова;
  • смешанное – затягивание и повторение звуков и слогов.

Как рассматривает остеопат заикание? Изучает всевозможные факторы: тяжелое течением беременности, частые заболевания, стрессы, перегрузки речевого аппарата в раннем возрасте.

Гормональные и физические изменения в период полового созревания являются причиной патологии у старших детей. Вирусные инфекции способны повлиять на нервную систему.

Большинство детей начинают заикаться в возрасте от трех до пяти лет, при этом:

  • патология распространена среди 5% детей и 1% взрослых людей;
  • 75% пациентов с заиканием – лица мужского пола;
  • 50% перестают заикаться без лечения.

Существуют различные подходы к решению проблемы. Цель логопедии — помочь ребенку овладеть определенными речевыми и языковыми навыками, избавлять от страха перед речью и собственным телом. Грамотный специалист работает комплексно:

  1. Обучает формировать слова, говорить медленно, расслабляться. Практиковать упражнения нужно в домашних условиях.
  2. Учит управлять физическими симптомами, например, морганием.
  3. Помогает справляться с эмоциональным трудности, которые возникают в результате речевых проблем.

Методика Лидкомб из США разработана в 90-х годах и используется во всем мире. Поведенческий подход предусматривает похвалу за плавность речи и старательность со стороны родителей и родственников ребенка.

Лечение заикания должно иметь комплексный характер, начиная от упражнений по улучшению речи и избавления от сопряжённых страхов, заканчивая физическими упражнениями для расслабления

Медикаментозное лечение полагается на антидепрессанты, анксиолитики и нейролептики, но доказательства их эффективности ограничены. Ингибиторы обратного захвата серотонина не повлияли на заикание, трициклические антидепрессанты дали краткосрочные минимальные улучшения.

Анксиолитики, направленные на снижение страха и беспокойства, помогли снизить признаки заикания, но в сочетании с антидепрессантами. Исследования до сих пор продолжаются, чтобы определить длительность эффекта.

Средства, блокирующие дофаминовые рецепторы в головном мозге, показали многообещающие результаты, но из-за длительного приема имеют побочные эффекты. Исследования не оценивали долгосрочное воздействие.

Лечение взрослых сосредоточено на реструктуризации речи, решение когнитивных и поведенческих проблем, снятие беспокойства при разговоре. Логопеды обучают контролируемо замедлять речь.

Может ли остеопат вылечить заикание у ребенка полностью? Врачи рассматривают несколько зон, влияющих на риск патологии:

  1. Напряжение в костях черепа, подбородка. Нижняя челюсть при рождении состоит из двух частей, окончательно формируется к шести годам. Блокировки затылочной, височных костей нарушают правильное окостенение. Это отражается на положении языка и умении произносить некоторые звуки.
  2. Подъязычная кость, мышцы, которые управляют языком и лицевой нерв влияют на скоординированность речевого аппарата.
  3. Особенности наружного слухового канала влияют на восприятие произносимых звуков. Височная кость при рождении состоит из трех частей и формируется к 7-8 годам. Напряжение в кости влияет на среднее ухо и слуховой канал в детстве.
Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

Гипоглоссальный нерв выходит из черепа, проходя через мыщелки на затылочной кости. Потому родовые травмы способствуют заиканию. Кесарево сечение, распространенное в последние годы, влияет на дисфункцию первого позвонка. Остеопат всегда начинает лечить заикание с черепа:

  • освобождаются мозговые оболочки, которые влияют на положение позвоночника, фасции глотки и гортани;
  • улучшается проведение нервных импульсов к мышцам речевого аппарата;
  • восстанавливается нормальное кровоснабжение.

Остеопат мягко освобождает все структуры, которые могут влиять на нижнюю челюсть, мягкое небо и язык. Внимание уделяется подъязычной кости, к которой крепятся мышцы основания рта. Они важны для акта речи и иннервируются лицевым нервом. Именно разблокировкой черепных нервов занимается краниальная остеопатия.

Чтобы устранить все факторы, которые мешают функции речевого аппарата, остеопат будет избавлять от напряжения грудную клетку и шею:

  • освобождаются суставы первого позвонка;
  • мягко происходит работа с подъязычной костью и остальными шейными позвонками;
  • возвращается нормальное положение ключицы и ребер.

С помощью мягких техник остеопат воздействует на нервные узлы, управляющие мышцами лица, горла, языка и неба. Но это только одна сторона вопроса.

Лечение заикания остеопатией направлено на расслабление мышц и освобождения от нагрузки тех отделов и зон, которые могут препятствовать воспроизведению речи

Влияние на речь и ее воспроизведение может оказывать осанка, состояние мышц грудной клетки, таза, ног. Болезни желудка, печени, желчного пузыря могут подтянуть пищевод и повлиять на шейные позвонки, к которым он крепится. Инфекции дыхательных путей нарушают экскурсию легких и грудной клетки, внося различные помехи в механизм вдоха и вокализации.

Остеопат рассматривает все возможные факторы развития заикания, помогая другим специалистам вылечивать патологию в десятки раз быстрее. Обучает ребенка или взрослого делать полный вдох за счет диафрагмы, чтобы урегулировать дыхательную и разговорную функции.

Остеопат устраняет дисфункции, приведшие к неправильному использованию языка, мягкого неба, но обучить речи может только грамотный логопед. Сильный стресс сопровождается родовые травмы и любые физические проблемы. Работа с эмоциональной стороной заикания должна проводиться после остеопатической коррекции. Важно согласовать действие с родителями, исключить наказание агрессию, обучить мотивировать ребенка.

Важно помнить о эмоциональной стороне лечения, так как заикание у детей часто приводит к появлению психологических проблем, страхов и боязни говорить

Родовые травмы приводят к тому, что в теле ребенка активируются примитивные рефлексы – шаблоны действий нервной системы, которые помогали развивать движения во младенчестве. Не интегрированный ассиметричный шейно-тонический рефлекс влияет на ритм, баланс и речь. Ребенок не способен отличать звуки, произносить их, путает порядок букв, что приводит к заиканию. Дети говорят медленно и однообразно, начинают бояться школы и обучения. Им ставят диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания, хотя дело в несогласованности работы двух полушарий.

Физиотерапевты совместно с логопедами и остеопатами согласуют функции нервной системы. Одних из упражнений является «ящерица», имитация ползания по полу с чередованием рук и ног. Гибкий детский мозг легко поддается коррекции. Уроки проходят в виде игр, что позволяет детям лечиться без страха и с интересом.

источник

При использовании остеопатического лечения происходит как-бы дополнение к другим видам лечения заикания: психотерапевтическим, логопедическим и лекарственным. При остеопатическом лечении происходит также излечение других поражений центрально-нервной системы у детей, которые были вызваны родовыми травмами и осложнениями течения беременности. Часто при родах происходит смещение костей черепа относительно друг друга, нарушение краниосакрального ритма. Врач-остеопат устраняет причину болезни, снимает напряжение в черепе, мягко и щадяще нормализует положение костей относительно друг друга. При этом происходит устранение патологического напряжения оболочек, восстанавливается нормальная динамика движения спинномозговой жидкости, снимается спазм мышц глаз, исчезают судороги, гиперактивность, плаксивость.

Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам — основа всех последующих действий родителей.

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое. И лечение обязательно должно быть комплексным. Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Исходя из состояния нервной системы, врач-психоневролог назначает необходимые лекарства. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка. Безусловно, медикаментозные назначения, сделанные врачом, необходимо строго выполнять.

Ребенок, у которого возникло заикание, нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвращению образования невротических комплексов. Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же как и работа с психологом.

Уже в 3 года многие дети могут заниматься с логопедом. Если заикание стало привычным, отмечается несколько месяцев, пора начинать занятия.

Кроме того, при заикании полезны оздоровительные мероприятия. На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Ребенок, вынужденный весь день проводить в душном, часто тесном помещении, принуждаемый к малоподвижности, отучается по-настоящему полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принудительного моржевания. «Здоровье любой ценой» — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

Кроме того, вы должны следить, чтобы у ребенка постоянно была физическая нагрузка. Именно физическому развитию мы уделяем слишком мало времени, предпочитая тихие, малоподвижные интеллектуальные игры и развлечения, и не удивительно — двигаться нам самим не очень хочется. Для заикающегося ребенка полезна нагрузка, состоящая в ритмизированном поочередном использовании конечностей (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы и т.п. — до ощутимой усталости, но не до изнеможения). Занятия должны проходить не очень далеко от дома, регулярные поездки осенью и зимой в общественном транспорте могут свести на нет всю вашу заботу о здоровье ребенка. Иногда одним из самых лучших вариантов может оказаться самый простой — занятия физкультурой в поликлинике. Если вы решите остановиться на более серьезном варианте — ищите такую спортивную секцию, где занятия соответствуют возрастным нормам, детей развлекают и действительно оздоравливают, а не воспитывают будущих чемпионов. Тренер с пониманием и терпением относится к неудачам детей, а элемент соревновательности минимальный.

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания. Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью измененять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Дети подражают речи окружающих взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем. », «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем. ». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

Многие специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

источник

Затруднение речи у малышей в виде повторения буквы или слова возникают в возрасте от 2 до 5 лет. Логопеды успешно осуществляют лечение заикания у детей. Дома родители помогают делать малышу дыхательную гимнастику и упражнения.

Как вылечить заикание у ребёнка? Сегодня существуют дополнительные методы преодоления речевого дефекта – компьютерные программы, логоритмика.

Терапию заикания начинают при появлении первых признаков у малышей в возрасте, когда формируется речь. Комплексные оздоровительные мероприятия осуществляются в специализированном центре для лечения детей от 2 до 5 лет. Существующие методы лечения дефекта речи:

  • занятия с логопедом (составляют 80% успеха в вылечивании);
  • компьютеризированные программы;
  • физиотерапевтические процедуры – электрофорез с йодидом калия или спазмолитическими препаратами;
  • лечебная физкультура;
  • дыхательная гимнастика;
  • мануальная терапия;
  • артикулярная гимнастика;
  • массаж.

Как лечить заикание у ребенка 5 лет или младше? В комплексном лечении применяются расслабляющие хвойные ванн. Иногда, старшим детям применяют гипноз. Используется также электросон (Электросон- это физиотерапия, при которой, ток низкой частоты воздействует на головной мозг). Заболевание успешно лечится, когда специалисты, родители и малыш работают слаженно в одной команде.

Комплексный подход логопедов к заиканию помогает ослабить судороги речевого аппарата. Помимо того, в целом воздействует на поведение запинающихся детей.

На первом этапе, специалисты сдерживают речь несколько дней. На следующем этапе, учат говорить короткими фразами. Логопеды обучают медленному произношению отдельных букв при правильном дыхании. На занятиях используется ручной труд – лепка, рисование. Уроки у логопеда эффективны, если проводятся на протяжении 8 месяцев и больше.

Для исправления заикания применяются логоритмические упражнения. Новый метод сочетает произношение слов и фраз с музыкой. Способ базируется на том, что слова легче распевать, чем говорить. Логоритмика включает чтение стихов, движения под музыку, пение. Занятия расслабляют речевой аппарат, повышают самооценку малыша, ускоряют выздоровление.

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

Медикаментозное лечение не является терапией первой линии логоневроза.

Важно! Не существуют специальные препараты для лечения заикания. Транквилизаторы и противосудорожные средства применяются при тяжёлом поражении мозга. Курс лечения длится месяцами и даже годами.

В качестве дополнения к общему курсу лечения применяется витаминные комплексы, ноотропные препараты – Пирацетам, Актовегин. Логопеды рекомендуют возбудимым детям успокоительные средства для облегчения занятий.

Для коррекции существуют компьютерные программы – Демосфен, Speech, Corrector. Они разработаны с целью корректировки функции речевого и слухового аппарата. Смысл методики – синхронное проговаривание фразы или слова в замедленном темпе.

Постепенно малыш подстраивается под плавное произношение слов. После занятий мышцы речевого аппарата малыша утрачивают невротический характер. У детей пропадают комплексы при общении, что положительно влияет на процессы выздоровления.

У родителей закономерно встаёт вопрос, как лечить заикание у детей дома. Помимо занятий с логопедом, маме и папе нужно уделять малышу много времени. Взрослые разучивают с дитем стихи только по рекомендации логопеда.

Ребёнку периодически понадобится консультация психолога или невролога. Основные виды лечения – занятия по лечебной физкультуре, гимнастику, дети проводят дома с родителями.

Слабые мышцы диафрагмы наряду с неправильной постановкой дыхания провоцируют судороги. Это можно исправить с помощью специального комплекса упражнения. Дети дошкольного возраста уже в 4 года способны повторять за родителями простые движения в домашних условиях.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей упражнения:

  • Малыш стоит с опущенными руками. Мама наклоняет голову и корпус малыша несколько вперёд и просит сделать шумный вдох. Выпрямляясь не до конца, малыш делает выдох.
  • Стоя в той же позе, ноги устанавливают на ширине плеч. Теперь поворачивают голову вправо и влево. В конце движения нужно делать вдох, а во время поворота – выдох.

Упражнения при заикании у детей повторяют несколько раз. Комплекс дыхательной гимнастики разработала Стрельникова специально для восстановления речи у запинающихся детей. Гимнастика укрепляет диафрагму, устанавливает правильное дыхание, улучшает мозговое кровообращение.

В лечебно-оздоровительном комплексе применяют упражнения и массаж при заикании у детей. Исправляет логоневроз акупрессура – точечный массаж. Воздействие на биологические точки быстрее восстанавливает речь. Метод заключается в надавливании на активные точки подушечками пальцев с последующими круговыми движениями. Важно! Занятия проводит специалист, который активирует 17 точек, располагающихся в области спины и лица. На полный курс точечного массажа понадобится 15 сеансов.

Кроме этого, делают массаж воротниковой зоны и плечевого пояса. Его цель – устранение спазма и усиление кровообращения мышц речевого аппарата. Процедуры повторяют 4 раза в год по 10 сеансов.

Заболевание по своей сути представляет собой детский невроз. Дефект речи иначе называют навязчивым страхом общения. Патологическое нарушение говорения в виде непроизвольного повторения слова или звука возникает из-за судорог мышечного аппарата гортани, диафрагмы, губ, языка.

Интересно! У некоторых детей проблема появляется только во время волнения или разговора с незнакомыми людьми в непривычной обстановке. Дома в кругу семьи малыш говорит более уверенно без вынужденных остановок речи.

Мальчики в 4 раза чаще подвергаются недугу. В школьном возрасте у подростков запинание усиливается. Затруднение речи приводит к эмоциональному перенапряжению. Дефект речи бывает врождённым или приобретённым. Если малышу досталось врождённое заболевание, это связано со здоровьем матери и самого малыша.

  • поражение центра речи в мозге;
  • перенесённые инфекционные заболевания – корь, коклюш, менингоэнцефалит;
  • употребление алкоголя и курение будущей матери;
  • токсикозы беременности;
  • генетическая предрасположенность определяется слабостью речевого аппарата;
  • гемолитические заболевания плода.

Повреждение речевого центра мозга происходит в результате внутриутробных инфекций, асфиксии плода или травмы во время родов. Сотрясение мозга также провоцирует заикание.

Одной из причин приобретённого логоневроза является хроническое нарушение питания. Дистрофия приводит к заиканию, нарушению дыхания и сердечной деятельности.

Психологические причины приобретённого заболевания:

  • неправильное воспитание с телесным наказанием, запугиванием;
  • перенесённый сильный испуг;
  • невротические детские страхи темноты;
  • желание привлечь к себе внимание родителей;
  • неблагополучная обстановка в семье, конфликты со сверстниками.

Признаки могут появиться в результате социальных факторов. Если в доме есть заикающийся член семьи, малыш может подражать людям.

Внимание! Недостаток общения с родителями в период формирования речи, семейные скандалы также провоцируют заикание

Способствующими факторами являются перегрузки в школе, длительные игры на компьютере. За последние годы прослеживается увеличение случаев заикания, связанных с бурным внедрением видеоигр. Многочасовой раздражитель приводит к срыву несовершенной нервной системы, провоцируя затруднения речи.

Условие успешного восстановления речи – спокойная обстановка в доме и благожелательное отношение к ребёнку. Малыша ограждают от всякого рода отрицательных эмоций, в том числе страха темноты. В детской спальне включите ночник. Не давайте смотреть возбуждающие мультфильмы, ужасы. Учите говорить медленно на выдохе и сами разговаривайте спокойным тоном. Так он будет брать с вас пример.

Важно! Большое значение для лечения имеет правильное питание. Прежде всего, следует исключить вредные продукты – фастфуд, чипсы, газированную воду, колу

  • богатые витаминами и минералами фрукты и овощи;
  • белковая пища – мясные и рыбные продукты;
  • кисломолочные продукты – творог, кефир.

источник

При использовании остеопатического лечения происходит как-бы дополнение к другим видам лечения заикания: психотерапевтическим, логопедическим и лекарственным. При остеопатическом лечении происходит также излечение других поражений центрально-нервной системы у детей, которые были вызваны родовыми травмами и осложнениями течения беременности. Часто при родах происходит смещение костей черепа относительно друг друга, нарушение краниосакрального ритма. Врач-остеопат устраняет причину болезни, снимает напряжение в черепе, мягко и щадяще нормализует положение костей относительно друг друга. При этом происходит устранение патологического напряжения оболочек, восстанавливается нормальная динамика движения спинномозговой жидкости, снимается спазм мышц глаз, исчезают судороги, гиперактивность, плаксивость.

Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам — основа всех последующих действий родителей.

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое. И лечение обязательно должно быть комплексным. Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Исходя из состояния нервной системы, врач-психоневролог назначает необходимые лекарства. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка. Безусловно, медикаментозные назначения, сделанные врачом, необходимо строго выполнять.

Ребенок, у которого возникло заикание, нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвращению образования невротических комплексов. Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же как и работа с психологом.

Уже в 3 года многие дети могут заниматься с логопедом. Если заикание стало привычным, отмечается несколько месяцев, пора начинать занятия.

Кроме того, при заикании полезны оздоровительные мероприятия. На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Ребенок, вынужденный весь день проводить в душном, часто тесном помещении, принуждаемый к малоподвижности, отучается по-настоящему полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принудительного моржевания. «Здоровье любой ценой» — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

Кроме того, вы должны следить, чтобы у ребенка постоянно была физическая нагрузка. Именно физическому развитию мы уделяем слишком мало времени, предпочитая тихие, малоподвижные интеллектуальные игры и развлечения, и не удивительно — двигаться нам самим не очень хочется. Для заикающегося ребенка полезна нагрузка, состоящая в ритмизированном поочередном использовании конечностей (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы и т.п. — до ощутимой усталости, но не до изнеможения). Занятия должны проходить не очень далеко от дома, регулярные поездки осенью и зимой в общественном транспорте могут свести на нет всю вашу заботу о здоровье ребенка. Иногда одним из самых лучших вариантов может оказаться самый простой — занятия физкультурой в поликлинике. Если вы решите остановиться на более серьезном варианте — ищите такую спортивную секцию, где занятия соответствуют возрастным нормам, детей развлекают и действительно оздоравливают, а не воспитывают будущих чемпионов. Тренер с пониманием и терпением относится к неудачам детей, а элемент соревновательности минимальный.

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания. Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью измененять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Дети подражают речи окружающих взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем. », «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем. ». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

Многие специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

источник