Меню Рубрики

Логопедические занятия при заикании у взрослых

Логоневроз — проблема, при которой человек не может правильно говорить из-за дефектов речи, что сформировались в силу расстройства психики, стресса или являются врожденной патологией. Существуют упражнения от заикания, помогающие избавиться от него навсегда или на время.

Логоневроз — нарушение темпа, ритма и плавности звучания голоса, что вызвано судорогами губных или языковых мышц. Человек начинает заикаться внезапно, с каждым разом дефект усиливается. Обычно болезнь проявляется еще в детском возрасте от 3 до 6 лет, когда речь не до конца сформирована.

Причины появления заикания:

  • Психологические — связаны с психологическим состоянием человека, резкий испуг, стрессовая ситуация могут стать причиной заикания.
  • Физиологические — логоневроз как результат болезни. Она может быть наследственной или инфекционной: рахит, коклюш, корь.
  • Социальные — результат жестокого обращения с человеком в детском возрасте.
  • Частые ссоры в доме, наказания и избиение детей приводят к заиканию. Может сформироваться из-за халатного отношения родителей к звучанию речи ребенка, что чревато пропусками букв и слогов, быстрой, несвязной речью.

Провоцирующие причины логоневроза — образование дефектов речи при переутомлении, после перенесения заболевания, длительное нахождение у экрана телевизора или игра в видеоигры.

Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.

  1. Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
  2. Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
  3. Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 — 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
  4. Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.

Чтобы избавить взрослого человека от заикания, сначала определяют причину заболевания. Ее должен выяснить и обсудить с пациентом опытный врач-психотерапевт, а логопед, на основе заключения первого, предложит методику избавления от логоневроза.

Общие рекомендации по избавлению от заикания у взрослых:

  1. Повысьте самооценку: заикание может быть напрямую связано с комплексами и боязнью показаться неуместным, страхом перед большой аудиторией. Чтобы эти ситуации не провоцировали дефекты речи, займитесь ораторским искусством.
  2. Используйте аффирмации для установки положительного психоэмоционального фона.
  3. Помочь может набор фраз, которые необходимо повторять: «Я здоров, моя речь в порядке», «Я красив и здоров, я радуюсь каждому дню».
  4. Откажитесь от посещения многолюдных мест, где некомфортно себя чувствуете.
  5. Выполняйте дыхательные упражнения при заикании: каждый раз при волнении нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, что позволит успокоиться и сконцентрироваться на правильном изложении мыслей.
  6. Тренируйте правильность речи: использование скороговорок от заикания отлично подходит для исправления мелких дефектов речи.

Соблюдайте режим дня: спите 8 часов и правильно питайтесь.

Упражнения против заикания можно выполнять в домашних условиях, для этого требуется соблюдать правила:

  • Вдохи должны быть короткими и быстрыми.
  • На выдохе нужно расслабиться и вытолкнуть воздух без шума.
  • Движения осуществляются на вдохе, на выдохе не стоит прилагать усилий.
  • При вдохе соблюдайте ритмичность.
  • Счет про себя до 8 поможет сконцентрироваться.
  • Гимнастика от заикания должна вами выполняться в удобном положении.

Использование логоритмики для коррекции — отличный способ избавиться от заикания. Упражнения можно делать самостоятельно или вместе с тренером. При коррекции дефектов речи, развитии логического мышления и физической формы они помогут вам быстро прийти в форму.

Артикуляционная гимнастика при заикании используется для улучшения общего состояния организма и высокой концентрации на произношении.

  1. Ноги на ширине плеч, спина ровная, руки нужно согнуть в локтях и плотно прижать к бокам, ладони должны быть развернуты к полу. Сделайте глубокий вдох, сожмите ладони в кулак, короткий выдох, разжимая кисти. Повторить упражнение нужно не менее 5 раз, делая паузы в несколько секунд.
  2. Спину держите ровно, ноги вместе. Руки по швам, сожмите кисти в кулаки и прижмите к талии. На вдохе опустите руки вниз, устремляя к полу. При выполнении упражнения напрягайте плечевую часть руки. Повторите 10 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох и наклонитесь вперед, пытайтесь достать до пола, спина должна быть не прямой, а немного округлой. Повторите 10 раз.
  4. Руки вытяните вперед и начинайте медленно приседать, поворачивая корпус в сторону. Вдох делайте при приседании, на выдохе принимайте исходное положение. По 8 подходов в каждую сторону.
  5. Руки по швам, ноги на ширине плеч, тело расслаблено. На вдохе обнимите себя за плечи, слегка закинув голову назад, на выдохе примите исходное положение. Повторите 20 раз. Внимательно отнеситесь к своему здоровью: если есть склонность к обморокам, делайте упражнение без наклона головы.
  6. Ноги расставьте на удобном расстоянии и сделайте наклон вниз на вдох, поднимайтесь на выдох. Затем вдох и наклон корпуса назад, выдох — исходное положение.
  7. На вдохе, встав прямо и расслабившись, опустите голову на плечо, на выдохе примите исходное положение, повторите по 10 раз в каждую сторону. Упражнение следует делать быстро.

Дыхательная гимнастика при заикании помогает улучшить приток кислорода к нервным окончаниям и запустить мозговую активность.

Работа над дыханием улучшит качество дикции и укрепит мышцы диафрагмы.

Прием, который применяют все актеры и дикторы — проговаривание текста, глядя в зеркало. Благодаря частому штудированию стихов, скороговорок и прочего материала человек запоминает, как правильно произносить слова.

Прорабатываются возле зеркала голосовые и речевые уловки с изменением интонации и тембра голоса. Человек может рассказать стих басом, а затем писклявым голоском, тем самым заставляя работать различные мышцы.

Медитация поможет соблюдать спокойствие путем вхождения в состояние легкого транса. Делать это нужно в спокойной, тихой обстановке, отделив себя от всех проблем. Расслабление в медитативных практиках — главное условие эффективности процедуры. Абстрагируясь от проблем, человек погружается в свой мир, где он здоров и его не интересуют дефекты речи.

Медитация научит человека правильно дышать и использовать свой голос. Чтобы погрузиться в состояние легкого транса, нужно:

  • Включить спокойную музыку.
  • Зажечь аромалампу.
  • Масла эфирные

Заикание, как следствие невроза, можно ослабить при помощи ароматических масел, которые имеют успокоительный эффект. Лаванда, чайное дерево, чабрец помогут расслабиться и освободить мысли от негатива.

При принятии ванны следует добавить 4 капли лаванды, чтобы укрепить сон и успокоить человека перед важным мероприятием. Втирание в кожу также эффективно. Требуется взять пару капель масла чайного дерева и протереть запястья и ложбинку на шее.

Соблюдайте режим молчания при заикании, это поможет разгрузить речевые связки и снять мышечные спазмы. В течение дня используйте его для отдыха.

Детям можно предложить игру, во время которой нужно помолчать. Например, изобразить морское животное.

Комплекс ЛФК поможет избавиться от мышечного тонуса и спазмов. Применяют массаж шейноворотниковой зоны.

Можно использовать самомассаж в области горла. Для этого проводят поглаживающие движения, поднимаясь от основания шеи к подбородку.

  • Удобно сядьте и наклоните голову вперед, сделайте глубокий вдох, задержитесь в положении на 5 сек., выдох — исходное положение. Повторить 20 раз.
  • Круговые вращения головой сделайте в левую и правую сторону 10 раз по 2 подхода.
  • Удобно сядьте и расслабьтесь, поднимите руки вверх на глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие, выдох – опустите их, повторите 20 раз.

Упражнения помогают в лечении заболевания. Человек способен самостоятельно справиться с предлагаемой дыхательной гимнастикой и помочь себе в решении проблемы дефекта речи.

источник

При любом типе заикания, даже в самых сложных случаях, существуют определенные условия, при которых заикающийся может произнести хотя бы несколько слов без единой запинки.

Практически все существующие методы лечения заикания, которые в той или иной степени используют логопедическую или речевую практику, включают в себя определенные приемы. Эти приемы позволяют на время снизить заикание, и чаще всего используются для демонстрации «чудодейственности» известных методов лечения заикания. Эти приемы мы можем наблюдать на видеозаписях у известных специалистов (в тех редких случаях, когда видео не являются фальсифицированными).

Такие приемы включают в себя один единственный принцип: временное переключение на латеральный путь связи между речевыми центрами, что и приводит к снижению речевых судорог. Просто каждый так называемый специалист видоизменяет этот принцип и выдает за свою собственную разработку. В большинстве случаев такие методы годятся только для демонстрации (!) возможности снижения выраженности заикания:

  • Сознательное использование открытых слогов и исключение слов, где согласные звуки идут подряд. Так как известно, что заикающимся гораздо сложнее даются согласные звуки, особенно если они идут подряд. Контроль включает латеральный речевой путь, а гласные звуки сами по себе иначе задействуют речевые мышцы, чем согласные. Примечательно, что порой происходит как раз наоборот и человек больше заикается именно на гласных звуках.
  • Синхронизация речи с внешним раздражителем (метроном, чтение в унисон или пение, движения пальцев и прочее). Это напрямую включает латеральный путь связи между речевыми центрами, который обладает свойством обратной связи. Все это мы подробно рассмотрели в статье о нейрофизиологии заикания.
  • По аналогичному принципу работает сознательное снижение темпа речи.
  • Плюс к этому — использование глубокого дыхания брюшного типа. Подробнее об этом читайте в разделе про дыхательные упражнения.

Одной из первых эти приемы начала использовать Ю. Б. Некрасова, которая ездила по разным городам тогда еще СССР и устраивала настоящие представления, где люди с тяжелой степенью заикания могли более-менее сносно говорить, используя эти правила. И все считали это чудом, буквально из разряда «встань и иди!», такие представления сопровождались морем слез, воодушевления и надежды на полное избавление от заикания, которой ранее не было вовсе. В итоге через определенное время все без исключения снова начинали заикаться. Но теперь они хотя бы верили, что это вообще возможно.

И действительно, Некрасовой можно сказать спасибо за хотя бы сформулированные и проверенные на практике приемы, которые хоть на время, но могли облегчить заикание. Вот только такие приемы может использовать каждый самостоятельно, и это едва можно назвать лечением заикания. Самое главное, что сделала Некрасова – обратила на проблему заикания внимание и одной из первых превратила это в бизнес. А дальше началось самое интересное.

Эти довольно простые приемы, которые мы описали выше, стали перенимать многие ее последователи, продолжая творить «чудеса» и на время облегчая заикание. Вот только если сама Некрасова делала это более-менее сносно, у всех ее последователей результаты были гораздо скромнее. Но при отсутствии хоть какой-то конкуренции (которую могли составить только народные методы и прочие шарлатаны и неэффективные методы), последователи этих методов пользовались определенной популярностью. А некоторые пользуются до сих пор. В том числе Скобликова, которая заявляет, что владеет «теми самыми» приемами Некрасовой, хотя это не совсем так. Уже дальше появились откровенные мошенники вроде Снежко и прочие, которые используют те же приемы, только максимально извратив их на свой лад – что во всех случаях еще больше снижает их эффективность.

И не смотря на то, что данные приемы годятся только для временной демонстрации улучшения речи, они в виде комплексного метода необходимы для лечения заикания. Точнее будет сказать – в том числе и эти приемы нужны для успешного лечения, наряду с другими методами.

Самым важным является то, насколько интенсивно и правильно используются эти приемы. Поскольку прочитать пару предложений по слогам или под ритм метронома, напрягая при этом живот, может практически каждый, но действительно вылечить таким образом заикание на самом деле довольно сложно.

Например, если у вас получается относительно спокойно читать по слогам и не сильно при этом заикаться, вам потребуется долгое время для закрепления результата. Здесь важно рассматривать чтение как механизм обратной связи. Рассмотрим этот механизм на простом примере.

В исследовании, проведенном группой ученых под руководством Сары Прессман, на испытуемых изучалось влияние двигательных реакций на мозговые центры, которые данные реакции вызывают, а так же на ассоциативно связанные с ними другие мозговые центры. В результате выяснилось, что, например, чисто механическая улыбка, натянутая в состоянии стресса без видимых на то причин (в исследовании для этих целей испытуемые зажимали между зубов карандаш), в конце концов вызывала нейтрализацию физиологических проявлений стресса, в том числе замедляла частоту и силу сердечных сокращений, частоту дыхания и в конечном счете снижала выброс гормонов стресса, например, кортизола. То есть удалось доказать, что простая улыбка заметно снижает проявления стресса и повышает настроение. Мы улыбаемся когда нам хорошо – но если мы находимся в состоянии стресса, банальная работа мимических мышц, формирующих улыбку, по принципу обратной связи успокаивает нервную систему.

А значит читать нужно много. Необходима постоянная и долгая практика. Практика и еще раз практика, вне зависимости от того, заикаетесь ли вы наедине или нет.

Но и это еще не все. Сложность заключается в том, что заикание у каждого исключительно индивидуальное, поэтому каждому требуется свой определенный набор правил. И в настоящее время не существует практически ни одной методики, за редким исключением, которая представляла бы универсальный набор действительно полезных правил чтения.

А все потому, что представленных приемов демонстрации временного улучшения речи недостаточно для избавления от заикания. Необходим комплексный подход, и именно поэтому неудивительно, что многие после нескольких лет чтения не замечают значительных улучшений. Не смотря на это, любая дополнительная самостоятельная речевая нагрузка в виде чтения при заикании просто необходима, без нее вообще не может идти и речи о его лечении. Завершая эту статью, стоит привести вполне закономерную статистику – абсолютно все без исключения наши подписчики, которые избавились от заикания, использовали чтение в больших нагрузках.

1) У меня есть мысль насчет заикания. Помню, когда начинал заниматься спортом, во время тренировки в качалке, когда устал, мышцы начинают трястить. Простой пример, стоишь в упоре для отжимания, отжимаешься последние разы, уже сил нет, и руки начинают немного трястись. Переутомление и усталость вызывают т.е. судорожность мышц.
Скорее всего то же самое происходит с мышцами речи, они у нас не развиты, их надо развивать чтением, упражнениями и т.д. Это обьясняет, что когда почитаешь пару часов вслух, то говорить немного легче. То есть главный вывод, надо относиться к заиканию как к необходимости тренировать свою речь, чтобы повысить запас выносливости и силы речевых мышц.

2) Читайте вслух! Приходите домой, берете любую книгу и читаете. Желательно читать громко, пусть соседи слушают))) упражняйтесь в выразительности, четкости,громкости. Я видел что многие пишут, что «чтение не помогает когда заикание только с людьми», может так,и есть, а может нет, но я верю что это помогает, делаю что могу) Удачи

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

3) . у меня аналогично было, в школе вообще не читал, саботировал и игнорировал как мог. В студенческие годы начал читать в слух, было ой как тяжко. помню на первом курсе когда выступал перед аудиторией пару предложений с трудом прочел, ужасно на душе было. Тогда я начал комбинировать: чтение и рассказ, пару предложений прочел, далее своими словами рассказал, снова прочел и рассказал. И так тренировался, читать и говорил перед аудиторией. Со временем было проще, и читать, и говорить. А заикание, это психологическая проблема, изменяй свое отношение к себе, к заиканию, к окружающим, и со временем у тебя все получится!

4) В группе поднимался такой вопрос «помогают ли скороговорки?». Скороговорки я не читала. Читала стихи. Я не специалист конечно, но мне кажется, что в стихах есть то, чего не хватает заикающемуся человеку — связность, плавность и постоянный ритм.
Я ещё в школе , перед тем как отвечать у доски стихотворение, проделывала следующее: расставляла ударения в словах стиха, становилась перед зеркалом и четко артикулируя, то есть проговаривая каждый слог и делая ударения проговаривала его. С каждым разом прочтения задавался какой-то общий ритм стихотворения и я выстукивала его рукой по ноге одновременно с чтением. Много времени занимало это все, по 8 часов у зеркала проводила. Но это того стоило. Отвечала у доски на почти автомате, а тогда для меня это было подвигом. Пришла я к этому после того как моя учительница меня раскритиковала и сказала «ну не можешь устно, пиши письменно». Не воспринимаю слов «не можешь», мне больше нравится «мало стараешься, чтобы получилось». Поэтому решила себе показать и недоброй тете , что я все могу.)
Так же можно и не стихотворный текст положить на ритм и подготовиться к ответу. Да возможно, что поначалу это будет слышаться как компьютерная речь, но затем у вас на автомате начнет в голове пробиваться ритм и речь начнет становиться более связной и четкой.
И вообще по поводу проблем с ответами в школе/университете. Я закончила школу с золотой медалью, заучкой никогда не была. Немножко хитрости и всего лишь. В начале четверти прорепетировала так пару ответов/тем. Руку подняла. Ответила. Получила хорошие оценки. Все. Ты умница-разумница- тебя больше не трогают до конца четверти)

При составлении статьи использована информация:

  • The Influence of Manipulated Facial Expression on the Stress Response — Tara L. Kraft, Sarah D. Pressman.

источник

Каковы главные причины привычного и «внезапного» заикания во взрослом возрасте и почему так важно не упустить время для коррекции речи

Заикание чаще встречается в детстве и с годами обычно проходит. Однако бывают пациенты, у которых оно сохраняется или даже впервые появляется во взрослом возрасте.

Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).

Известно, что к факторам риска относят мужской пол и наследственность. Однако само заикание развивается в результате действия множества факторов.

Заикание чаще всего развивается в детстве (от 2 до 6 лет) и постепенно проходит с возрастом — благодаря «дозреванию» головного мозга и проводимому лечению (например, занятиям с логопедом).

К сожалению, если заикание не лечить, то оно может сохраниться на всю жизнь, и тогда пациенту будет сложно нормально общаться и жить. Нередко заикающийся человек старается меньше говорить, замыкается. Помимо этого со временем может нарастать неуверенность в себе, тревога и даже депрессия.

У взрослых, как и у детей, выделяют два основных механизма развития этой патологии. Заикание, которое развилось на фоне стрессового события, называют логоневрозом. Оно обычно сочетается с тревогой, нарушениями сна и другими проявлениями невроза.

Читайте также:
Как справиться с бессонницей?

Если же нарушение речи возникло в результате повреждения мозга (например, у ребенка — из-за гипоксии во время родов, или у взрослого — после инсульта, травмы, инфекций), то такое заикание называют органическим. Оно может сочетаться с другими признаками поражения головного мозга (например, со слабостью конечностей, эпилептическими припадками, непроизвольными движениями в разных частях тела).

По виду заикание разделяют на клоническое, тоническое и смешанное. Различия между ними легко слышны и неспециалисту. Так, при клоническом заикании происходит непроизвольное многократное повторение звуков или слогов, а при тоническом — растягивание слогов и задержка речи. Очень часто встречается смешанный вид заикания, когда эти симптомы сочетаются.

В случаях развития нарушений речи после травмы, инсульта, инфекции необходимо провести тщательное обследование головного мозга (обычно выполняют компьютерную или магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию).

Впрочем, в ситуациях, когда заикание развилось на фоне стрессовой ситуации или беспокоит с детства, также необходимо пройти обследование, иногда даже несмотря на кажущуюся очевидность причины. В таких случаях нужно обратиться в первую очередь к неврологу. Возможно, по результатам осмотра врач порекомендует все-таки выполнить исследования головного мозга для уточнения тактики лечения.

Особенно насторожить должны случаи, когда заикание развивается без видимых причин у взрослого человека. Такое нарушение речи может быть признаком опухоли мозга и требует незамедлительного обращения к врачу (неврологу) и обследования.

Основные трудности при лечении логоневроза у взрослых обычно связаны с длительностью болезни. Если человек с детства страдает заиканием, то нарушение речи обрастает множеством других проблем — тревогой, страхом, неуверенностью в себе, нарушениями сна и аппетита. Могут присоединяться насильственные движения в других частях тела (например, в мышцах шеи или руки).

Читайте также:
Иглоукалывание в неврологии

В таких случаях необходима совместная работа сразу нескольких специалистов — психотерапевта, невролога, логопеда. В некоторых случаях очень эффективно иглоукалывание, методы биологической обратной связи (непрерывного мониторинга в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательного управления ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов).

В случаях органического поражения мозга в результате травмы, инфекции, опухоли прогноз лечения зависит от конкретной ситуации (объема и области поражения мозга, настроя пациента на результат).

Лекарственные препараты при любом типе заикания назначают в составе комплексной терапии. Используют антиконвульсанты (например, карбамазепин), антидепрессанты (например, циталопрам), анксиолитики (алпразолам) и другие группы препаратов.

На сегодняшний день существует множество эффективных методов лечения заикания. Но во многом выздоровление зависит от вашего настроя избавиться от нарушений речи.

источник

Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.

Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

В зависимости от разновидности судорог определяют:

  • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
  • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
  • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

  • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
  • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
  • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

  • укреплению мышц;
  • регуляции дыхательного ритма;
  • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.

В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.
  • В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

    Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

    Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

    Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

    Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

    Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

    После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

    Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

    Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

    Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

    Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

    Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

    Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

    Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

    При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

    На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

    Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

    Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

    Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

    Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

    1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
    2. Движение челюстью вперед-назад.
    3. Движение челюстью влево-вправо.

    Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

  • Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  • Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  • Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
  • Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

    1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
    2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
    3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
    4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
    5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.
    Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

    Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

    Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

    Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

    Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

    Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

    К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

    Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

    Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.

    Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

    источник

    Заикание, как речевое нарушение, характеризуется расстройством темпо-ритмических особенностей речи. Оно имеет сложную структуру, в основе которой лежат проблемы психологического, биологического и социального характера.

    Поэтому, организуя работу по коррекции данного недостатка как у детей, так и у взрослых, следует использовать комплексную методику, включающую в себя различные направления, предусматривающие взаимодействие логопеда, психолога и невропатолога.

    Логопедическая работа с заикающимися, в свою очередь, условно включает в себя несколько этапов:

    • Формирование речевого дыхания (упражнения, дыхательная гимнастика).
    • Работа над артикуляционной мускулатурой, укрепление нижнечелюстных мышц (артикуляционная гимнастика).
    • Формирование просодических компонентов речи (работа над интонацией).
    • Коррекция и развитие психомоторики (логоритмика, пальчиковые гимнастики).
    • Воздействие на нервную систему посредством артикуляционного массажа.

    Прежде чем начать формировать речевое дыхание, необходимо использовать практику молчания. Это поможет легче побороть в дальнейшем образовавшиеся условные рефлексы заикания. Режим молчания позволит чувствовать себя комфортнее и в психологическом плане, так как человек, страдающий заиканием, не будет испытывать дискомфорт при взаимодействии с другими людьми. Такую практику рекомендуется проводить в среднем в течение недели.

    Упражнения на формирование речевого дыхания у детей с заиканием классифицируются на:

    • упражнения с элементами логоритмики;
    • комплекс, направленный на формирование правильного вдоха/выдоха;
    • дыхательная гимнастика.

    Для того чтобы работа над дыханием с заикающимися детьми или взрослыми была проведена целостно, рекомендуется:

    • перед занятием хорошо проветривать помещение;
    • заниматься не раньше, чем через полчаса после последнего приема пищи;
    • не переутомляться, не затягивать занятие, работать следует не на количество, а на качество;
    • следить за тем, чтобы все упражнения выполнялись правильно.

    Прежде чем приступить к комплексу на развитие правильного речевого дыхания, проследите за тем, чтобы осанка была ровной, особенно если упражнения выполняются в положении сидя или стоя.

    При коррекции произношения сначала предлагаются простые задания. Постепенно они усложняются. Для дошкольников занятия должно проводиться в игровой форме.

    Упражнение 1: помогает научиться правильно делать вдох и выдох.

    Выполняется лежа. На живот кладется легкий устойчивый предмет, к примеру, подушка. На вдохе живот поднимается, воздух выходит на выдохе через рот со звуками «пф».

    Упражнение 2: выполняет ту же функцию, что и предыдущее.

    В положении сидя, вдыхаем носом, выдыхаем ртом, при этом воздушная струя на выдохе не должна быть прерывистой. Грудная клетка не должна подаваться вперед во время вдоха.

    Упражнение 3: направлено на формирование правильного выдоха и расширения объема легких. Выполняется следующим образом.

    В положении стоя необходимо вытянуть вперед руку параллельно полу и ладонью вверх. Представьте, что на руке лежит что-то, что можно сдуть, например, перышко. Далее сложите губы в трубочку и плавно, не обрывисто и бесшумно начните потихоньку выдыхать воздух, как бы пытаясь сдуть.

    За основу ежедневного комплекса дыхательной гимнастики можно взять разработку А. Н. Стрельниковой. Комплекс заданий, которые она предлагает, можно включать в логопедические занятия, использовать в самостоятельной форме во время индивидуальной работы в качестве дыхательных упражнений от заикания.

    Такая гимнастика позволяет укрепить нижнечелюстные мышцы, привести их в тонус, улучшить мимику, развить такие речевые компоненты, как точность, четкость и сила.

    Упражнение 1: Попеременно набираем воздух и надуваем щеки, затем медленно выпускаем его.

    Упражнение 2: «Чистим зубки».

    Это упражнение широко распространяется и в обычной логопедической практике, позволяя улучшить моторику языка. Выполняется следующим образом: губы сомкнуты, язык при этом «чистит» с внутренней стороны сначала верхние зубы, потом нижние. Второй вариант упражнения: рот в улыбке, губы чуть приоткрыты, языком водим с внешней стороны верхнего, затем нижнего ряда зубов.

    Язык упирается поочередно то в одну, то в другую щеку, рот при этом закрыт. Можно также добавить элементы логоритмики: выполнять движения одновременно с движениями языка.

    Похлопывание губ друг от друга, можно чередовать с покусываниями.

    Не стоит ждать быстрого эффекта от артикуляционной гимнастики. Также не забывайте, что существенную пользу такая работа принесет, если будет выполняться комплексно.

    У заикающихся людей наблюдается слаборазвитая просодика, которая требует коррекции. Формирование выразительной и интонационно правильной речи при заикании включает в себя этапы работы над развитием тембра, силы, мелодики, голосовой интонационной окраски. Помимо работы над собственной речью, рекомендуется наблюдать за окружающими людьми и анализировать, насколько звучание голоса может отличаться по эмоциональной окраске, выразительности и т. д. Можно использовать следующие упражнения при заикании.

    Это упражнение развивает такую фонологическую составляющую, как тембр. Ласково необходимо повторить как можно больше слов в предложении, при этом интонационно отмечая завершенность речи. Например, исходное «на дереве сидит кошка» будет звучать, как «на деревце сидит кошечка».

    Поможет сформировать такую просодическую сторону, как сила голоса. Упражнение в комплексе выполняет целый ряд и других функций: артикуляционную, дыхательную.

    Расположиться в удобном положении так, чтобы руки и плечи были расслаблены. Губы сложены в трубочку, озвучиваем вьюгу. Для этого произносим «У-у» сначала громко, затем тише, постепенно снижая голос до шепота.

    Такую игру можно проиграть даже на улице. С цветами светофора стоит взрослый, показывая один из кружков детям. Движение происходит в соответствии с цветом. На красный – остановка, на желтый – медленно и на зеленый – ребенок бежит быстро. Игра сопровождается словесно, в соответствии с движениями звуками мотора «Ж-ж». Эту игру можно также использовать и на занятиях по развитию логопедической ритмики.

    Заикающиеся испытывают огромные трудности, как правило, не только с речью, но и с общей моторикой: наблюдаются проблемы с двигательной системой. Подобно речи, движения обрывистые, нескоординированные, резкие, неритмичные. Доказано, что развитие речи напрямую связано с моторной системой.

    Логоритмические занятия выполняют функцию взаимосвязи между ними, так как развитие одного благоприятно влияет на развитие второго. Начиная от простого к сложному, ребенку предлагают изначально только чередование элементарных физических упражнений, таких как бег, ходьба с прослушиванием соответствующей музыки. Можно выполнять с ребенком даже дома.

    Пример задания: дети друг за другом бегут на носочках под звучание колокольчика, услышав, что музыкальный инструмент сменился, например, на бубен, начинают шагать и т. д.

    Элементы логопедической ритмики прослеживаются даже в обычных физминутках, где необходимо «обыгрывать» слова соответствующими движениями: наклонами, поворотами туловища, приседанием и т. д. Сюда же в работу можно включить и пальчиковые гимнастики, принцип у них тот же, только в движениях задействуется не все тело, а только руки, что позволяет улучшить мелкую моторику.

    Логоритмические упражнения при заикании у детей благоприятно влияют на коррекцию и формирование речи.

    При проблемах с речью и задержке в ее развитии чаще всего наблюдается слабость артикуляционной мускулатуры. Заикание не является исключением. При данном нарушении рекомендовано повышать общую нервную возбудимость. Это осуществляется с помощью артикуляционного массажа. Такой метод способствует активизации ранее незадействованных мышц, улучшению общего тонуса, снятию напряжения.

    Элементы массажа в своей работе использует логопед, но самостоятельно в домашней обстановке также можно заниматься этим. В качестве приемов для этого используются различные манипуляции с органами артикуляционного аппарата: покусывание, растирание, нажатия, поглаживания, вибрационное воздействие и др.

    Также в логопедической практике активно используется эффективный метод релаксации. Чтобы перестать заикаться и научиться снимать спастическое напряжение мышц, малышу следует уметь расслабляться. Для этого попросите его сжать кисть руки в кулачок, затем расслабить, развести пальцы в стороны, после чего положить руки спокойно на колени и т. д. Такого рода упражнения активно помогают при невротическом заикании у подростков.

    Давно замечено, что во время пения заикание исчезает. Поэтому людям, страдающим данным нарушением речи, рекомендованы вокальные занятия. Уроки по вокалу помогут как детям, так и взрослым. Чем скорее будет начата данная практика, тем легче и быстрее получится справиться с заиканием.

    источник

    То, что заикание успешно лечится, известно всем. Причем, несмотря на обилие современных методов терапии, исправляющих речь при логоневрозе, специалисты не отвергают и традиционные методики, «проверенные годами». О наиболее распространенных методах лечения заикания мы расскажем в данной статье.

    Врачи уже давно изучили логоневроз и даже подобрали некоторые методики избавления от недуга – именно о них и пойдет речь. Наверняка многие отмечали, что заикающийся человек во время пения никогда не заикается. Это происходит потому, что слова говорятся нараспев и дыхание человека в этот момент «строится» совсем по-другому, нежели при обычном разговоре. Именно на этом и основана дыхательная гимнастика – первейшее средство для избавления от заикания.

    Именно эта врач и разработала комплекс упражнений в рамках дыхательной гимнастики, который помогает нормализовать речь ребенка и избавиться от заикания. Причем, такие упражнения можно выполнять не только в детском возрасте, даже взрослые с логоневрозом могут заниматься подобным образом – да, времени у них уйдет больше, идеального результата вряд ли получится добиться, но улучшение речи гарантировано.

    Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой состоит из 10 упражнений, но мы приведем только два из них – именно они являются основой и чаще всего рекомендуются к проведению:

    1. «Насос». Человек должен встать прямо, опустить руки и наклониться немного вперед, округлив спину. При этом голова и руки опущены, а шея максимально расслаблена. Теперь нужно сделать быстрый вдох и немного приподняться, но не распрямляться, затем делается длинный выдох. Далее нужно опять наклониться, принять исходное положение и повторить быстрый вдох и медленный выдох (его можно делать и носом, и ртом).
    2. «Повороты головы». Нужно встать прямо, а руки опустить вниз, расслабиться. Теперь больной поворачивает голову влево и сразу шумно и быстро вдыхает. Далее головой нужно начинать движение слева направо и одновременно с этим делать выдох, не останавливаясь посередине. Как только голова оказывается справа, снова делаем шумный вдох и повторяем все упражнение.

    Обратите внимание! Во время выполнения любого из этих двух упражнений шея не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными. Между упражнениями нужно делать короткие передышки, а вообще положено выполнять в день 3 подхода по 32 вдоха каждый.

    Дыхательная гимнастика учит человека дышать глубоко, всеми легкими и способствует тренировке диафрагмы, которая участвует в голосообразовании. При этом голосовые связки становятся максимально подвижными и тесно смыкаются во время разговора, что и обуславливает избавление от заикания.

    Указанные выше упражнения должны выполняться два-три раза в день по 15 минут – утром, в обеденное время и вечером. Быстрых результатов ожидать не стоит, так как первый эффект будет заметен только через 2-3 месяца регулярного выполнения дыхательной гимнастики. У человека станет более естественным голос, его дыхание будет свободным, и звуки будут исходить намного спокойнее и без частого заикания.

    Они проводятся, как правило, с группой детей, которые заикаются, и имеют достаточно большие возможности. Существует несколько методик, которые разрабатывались врачами и учеными, вот только некоторые из них (самые применяемые):

    1. Методика Выгодской, Успенской и Пеллингер. Курс лечения рассчитан на 2-3 месяца, во время которых проводится 36 занятий. Основа методики – поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. Только потом специалист помогает детям переходить от общения словами к развернутым фразам. В обязательном порядке логопед выполняет с детьми специальные упражнения, которые помогают расслабить мышцы и снять эмоциональное напряжение.
    2. Методика Смирновой. Занятия по этой методике проводятся ежедневно по 20 минут в утренние часы. Все упражнения проводятся в игровой форме и рассчитаны на 30 недель, что составляет один учебный год. Методика Смирновой помогает:
      • развить чувство ритма и темпа речи;
      • развить мелкую моторику рук;
      • добиться расслабления мышечного тонуса;
      • развить речевую и двигательную координацию.
    3. Методика Силивестрова. Продолжительность занятий будет составлять 3-4 месяца, всего же понадобится провести 32-36 занятий. Данная методика включает в себя три этапа:
      • подготовительный – ребенку создается абсолютно спокойная обстановка и ограничивается речевое общение;
      • тренировочный – совершается переход от тихой речи к громкой, от спокойных игр – к эмоциональным. На этом этапе в занятия вовлечены не только заикающиеся дети, но и их родители;
      • закрепительный – плавная речь моделируется под длинный рассказ, беседу или чтение.

    Обратите внимание: перечисленные методики логопедических занятий, которые входят в схему лечения заикания, адаптированы для детей дошкольного возраста.
    Если речь идет об устранении заикания у подростков и взрослых людей, то в рамках логопедических занятий будут применяться следующие методики:

  • Методика Шкловского. Курс лечения будет составлять около трех месяцев, причем, больной с логоневрозом должен пребывать в стационаре. Работать с пациентом будут психиатр, психотерапевт и невропатолог, а сама методика включает в себя три этапа:
    • обследование пациента и выявление истинной причины заикания;
    • укоренившиеся навыки «ломаются» и перестраиваются с помощью психотерапии;
    • тренировки речи в жизненной обстановке.

    У больного, в ходе лечения, появляется уверенность в том, что он сможет справиться с заиканием в любой жизненной ситуации.

    Читайте также:  Адаптол для детей при заикании
  • Методика Арутюнян. Первые 24 дня лечения проводятся в стационаре, затем дополнительно назначается еще 5 курсов по 5-7 дней в течение года. Особенность методики заключается в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Таким образом формируется новое психологическое состояние, когда речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией, мимикой и уверенной осанкой.
  • Обратите внимание: сначала речь больного будет очень медленной, но именно она дает возможность буквально с первых занятий говорить пациенту без запинок.

    Современная медицина предлагает несколько иные методы лечения заикания. И в первую очередь нужно выделить мультимедийный компьютерный комплекс Breath Maker, который обеспечивает «протезирование» речевого круга между речевым центром (центр Брока) и центром распознавания речи (центр Вернике). Суть методики заключается в следующем: пациент с заиканием говорит в микрофон, а его речь записывается и исправляется специальной компьютерной программой. Затем уже исправленная речь подается в наушники и анализируется центром распознавания речи правильно. Результатом такой процедуры является избавление от тонуса в речевом центре.

    Методика Breath Maker направлена на устранение психологических проблем и неуверенности в себе больного. Дело в том, что даже при небольшой запинке заикающийся человек думает, что окружающие воспринимают его критически, а это приводит к максимальному перевозбуждению речевых центров, что и ведет к усугублению нарушения речи.

    И еще одно нетрадиционное лечение заикания – точечный массаж, который проводится длительными курсами. Надо отметить, что улучшение речи может наступить даже после первого курса точечного массажа и это приводит к тому, что последующие (они проводятся через каждые 6 месяцев) просто отвергаются больными, а это неправильно! В обязательном порядке нужно пройти полноценный курс лечения точечным массажем, чтобы результат был не только положительным, но еще и длительным. В некоторых случаях после первого курса точечного массажа человек начинает заикаться еще сильнее и тогда врач принимает решение о проведении следующего курса раньше нужного времени.

    Обратите внимание: родители заикающихся детей, да и взрослый человек с такой же проблемой, могут проводить курсы точечного массажа самостоятельно в домашних условиях. Но сначала продемонстрировать технику проведения данной процедуры должен специалист – это основное условие для получения желаемого эффекта.

    Существуют, так называемые, неврологические методы лечения заикания, которые можно объединить в одну группу. Как правило, в рамки комплексных методик лечения заикания входят следующие рекомендации врачей:

    1. Пациент с заиканием должен вести прием лекарственных препаратов, которые обеспечивают медицинское торможение – например, Фенибут, противосудорожные препараты и транквилизаторы.
    2. В обязательном порядке больной с логоневрозом должен принимать седативные средства, но в виде отваров лекарственных растений с успокаивающим эффектом.
    3. Проводится рефлексотерапия и иглоукалывание.
    4. Назначаются препараты для укрепления нервной системы и иммунитета.
    5. Больной должен посещать сеансы психотерапии.

    Заикание – это проблема всего человечества, поэтому совсем неудивительно, что разработки в отношении новых и эффективных методов лечения этого недуга ведутся беспрерывно. Например, недавно в США был разработан лекарственный препарат, который уже успешно опробован на лабораторных мышах и позволяет сделать вывод, что в ближайшем будущем заикание будет лечиться таблетками. Ученый из Университета Калифорнии Джеральд Магуайр полагает, что заикание может быть связано с повышенной выработкой дофамина. Этот процесс успешно подавляется галоперидолом, но в связи с множеством побочных эффектов широкое распространение этого лекарственного средства невозможно. Ученый предлагает использовать в терапии логоневрозов Оланзапин и сейчас идут лабораторные исследования такого вот медикаментозного лечения заикания.

    Лечение заикания – процесс трудный и длительный. Многие родители обращаются с этой проблемой своих детей к «бабушкам» и знахаркам разного уровня, но это вряд ли можно назвать разумным решением. Да, случаи «чудесного» избавления от заикания благодаря древним заговорам известны, но они не задокументированы и не изучены наукой, а значит, и рассуждать о «бабушках» и знахарках, как о методе лечения заикания нельзя. А вот то, что добиться восстановления нормальной речи и сведения к минимуму заикания можно указанными в данном материале методами, достоверно известно и доказано официальной медициной – согласитесь, такая постановка вердикта вызывает больше доверия.

    Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

    13,259 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

    источник

    Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

    Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос «Как избавиться от заикания?». Хотя при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

    Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

    С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

    Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

    Существуют две основные формы речевых судорог:

    • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
    • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

    Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

    1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

    Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

    • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
    • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
    1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
    2. Инфекционные заболевания и подражания.
    3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

    1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

    Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

    • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
    • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
    • От крыльев носа к ушам;
    • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
    • Гладим шею;
    • Рук, плеч в направлении к туловищу;
    • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

    Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

    Техника вибрационного массажа.

    • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
    • По нижней губе с произнесением звука З;
    • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
    • По спине слева и справа на звуке М.

    Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

    Полный комплекс массажа и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

    2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

    Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

    Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

    Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

    Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

    3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

    Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

    Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

    Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

    • лага-лада-лапа-лана
    • лаго-ладо-лало-лано
    • лагу-ладу-лалу-лану

    Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

    В моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» , вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

    4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

    Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

    Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

    Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

    5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

    Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

    6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

    7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

    Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье «Игры для развития речевого дыхания».

    Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

    8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

    9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

    В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

    10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

    Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

    Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

    Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

    Однако, существует ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые при желании вы тоже можете применить.

    • Точечный массаж;
    • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
    • Лечение отварами, настоями и настойками;
    • Устройства и компьютерные программы.

    В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

    -Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

    Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

    Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет.

    Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные. Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

    Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

    источник