Меню Рубрики

Логопед родителям о заикании детей

Наталья Сафонова
Советы логопеда для родителей «Если у ребёнка заикание»

Для того чтобы уберечь ребёнка от заикания, необходима большая профилактической работы со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.

И. А. Сикорский назвал заикание «детской болезнью», подчёркивая этим, что начало возникновения заикания, относится ко времени формирования речи, но не исчерпывается этими особенностями.

Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводиться с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения.)

С самого раннего возраста в развитие речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых, но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности. Нельзя говорить с детьми лепетным языком, как это часто делают многие взрослые, когда, обращаясь к ребенку, говорят его языком. Этим удлиняется срок физиологического косноязычия.

Прежде всего, необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Следовательно, следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным детям нужно создавать более спокойную обстановку:

• ограничить речевое общение и шумные игры;

• не баловать новыми игрушками;

• по возможности избегать большого общества вокруг них.

Заикание может возникнуть и подражанию. Постоянно общаясь с взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находиться еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу:

• оберегать малыша от психических и физических травм;

• от бурных проявлений гнева или радости;

• от пребывания среди, нервных, беспокойных детей.

Отрицательно сказывается на состояние речи детей и неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

Нельзя перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны:

• у него не развито еще в достаточной степени произношение;

• он недостаточно владеет грамматическими средствами языка.

А взрослые порой требуют от малыша слишком многого. Заставляя произносить сложные фразы, незнакомые, непонятные слова и трудно произносимые слова для них слова, которые они, иногда к удовольствию взрослых, коверкают до неузнаваемости, а при частом повторении таких слов заучивают это неправильное произношение. Многие взрослые заучивают много стихов, сложных по содержанию и форме. Дети очень быстро схватывают ритм стиха, быстро сложный текст, а взрослые любят демонстрировать такие «достижения» детей при любом случае, заставляя их читать стихи. Гораздо полезнее детям с несформировавшейся речью давать учить или просто читать стихи с конкретным содержанием.

Правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после 4 лет, когда окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Все это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.

Немаловажное значение приобретает вопрос чтения детям вслух книг известно, что дети любят слушать, когда им читают. Необходимо, что вы произношение при чтении вслух было бы без речи, так как обычно дети очень внимательно прислушиваются к произношению и хорошо за поминают не только текст, но и то, как произносятся отдельные слова, ударения. Если произношение было неправильным, так оно и закрепляется в их разговорной речи. Иногда такое произношение, возникшее от подражания, держится у детей упорно и для его исправления требуется логопедическая помощь.

Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое запинание.

Не следует перегружать малышей избыточными впечатлениями, так как они вызывают у них эмоциональное перенапряжение. Часто водят детей в цирк, кино, подолгу смотрят телевизор. Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями ребенок задает много вопросов и много высказывается. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки и слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание. Следовательно, не обязательно исключить посещения театра, цирка, а делать это осторожно, помня о впечатлительности и ранимости его нервной системы.

Иногда заикание появляется в результате чувства страха. Многие родители, стремясь, успокоить расшалившегося перед сном ребенка, прибегают к запугиванию; все эти методы чаще всего производят обратное действие. У детей легко возникают страхи, которые фиксируются и начинают появляться каждый раз перед засыпанием, иногда взрослые не замечают вовремя тревогу и беспокойства малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случай, когда малыш боится спать один в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться устранить ее ирония, насмешка, выговоры, наказания не помогут, а, наоборот, еще

Больше усилят чувство страха. Тактично и осторожно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх.

Особого внимания требуют дети, которые владеют левой рукой, чем правой. Иногда, когда этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка — левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, речь на вдохе, переучивать его вообще нельзя.

При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика необходима и в школьные годы.

• неожиданных вызовов детей и принуждения их быстрым ответам;

• создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку;

• сообщать логопедические знания родителям, учителям.

В пубертатном периоде обращать внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности. Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.

Особое внимание обратить на профилактику причин заикания, чем лечение самого заикания.

1. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. «Основы логопедии» М.

2. Л. С. Волкова, Р. И Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.

«Логопедия» М. «Просвещение» 1995.

Презентация мероприятия учителя-логопеда для дошкольников и родителей «Неделя логопеда» «Неделя логопеда» «Неделя логопеда» успешно проведена в дошкольном учреждении. Эта форма работы является инновационной во взаимодействии.

Консультация «Что делать если ребенок в 2 года не говорит? Советы логопеда» К двух летнему возрасту отнесем возраст ребенка от 1 года 10 месяцев до 2,5 лет. Во-первых, необходимо обратиться к неврологу и уточнить,.

Какую раскраску выбрать для ребёнка. Советы для родителей Выбирая раскраску, обратите внимание, на какой бумаге напечатаны рисунки. Это должны быть белые плотные листы, чтобы мелки или карандаши.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Как распознать у ребёнка дизартрию стёртой формы?» Дизартрия — это нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение.

Консультация «Советы логопеда» СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки – это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма.

Консультация «Советы логопеда» Советы логопеда: • развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка, приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот,.

Советы логопеда родителям «Речевые упражнения для дошкольников, которые способствуют успешному овладению родным языком» В какие речевые игры родители могут поиграть с ребенком по дороге из детского садика, в машине, дома? Ведь известно, что к моменту поступления.

Советы родителям по выбору логопеда Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому. (Ф. Бэкон) Обращаясь за помощью к специалисту, помните:.

Советы родителям «Если ребенок отказывается есть» Если ребенок отказывается есть. Часто, предлагая своему ребенку новое блюдо, или просто усаживая своего любимого Малоежку за стол, с твердым.

Советы учителя-логопеда родителям СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно.

источник

Многие родители задаются вопросом, почему ребенок заикается. Что делать родителям, если ребенок начинает заикаться. Как надо вести себя родителям.

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Консультация для родителей

Многие родители задаются вопросом, почему ребенок заикается? Причин множество и в них стоит разобраться.

Бытует мнение, почему ребенок начинает заикаться. В связи с испугом или пережитой психической травмой, но практически каждый ребенок подвергается испугам в детстве, будь — то собака или конфликтная ситуация, но не все после этого начинают заикаться. А происходит это по тому, что у ребенка начинающего заикаться была предрасположенность к такому нарушению, а возникшая ситуация всего лишь налегла на него.

Так же причина, по которой ребенок начинает заикаться может быть связана с тем, как проходила беременность матери, были ли в тот период перенесенные стрессы, психо-эмоцональные травмы. Заикание у ребенка может возникнуть вследствие травм головы, в особенности, черепно — мозговой области или перенесение ребенком в раннем возрасте, в особенности в тот период когда проходит формирование речи, заболеваний инфекционного характера, которые сопровождались высокой температурой тела.

Заикание у ребенка может быть в последствие не благоприятных семейных отношений. В семье, где постоянные ссоры, драки, не достаточное проявление любви и внимания ребенок больше подвержен данному заболеванию, чем ребенок с благополучной семьи.

Вы заметили, что ребенок начинает заикаться, что делать? Начинать коррекцию речи и чем раньше Вы это сделаете, тем более вероятно, что избавите ребенка от него.

Что делать родителям, если ребенок начинает заикаться

В первую очередь родителям стоит создать определенный режим дня, таким образом, ребенок избавится от лишней тревожности. Должно контролироваться время, которое ребенок тратит на ночной сон. Оно должно составлять не менее 8 часом. При заикании с ребенком следует разговаривать спокойным тоном, ни в коем случае не повышать голос, разговор должен быть спокойный и не торопливый. Проинформируйте про эту особенность знакомых и воспитателей в детском саду.

Давайте ребенку возможность до конца выразить свою мысль, не стоит перебивать его или подгонять во время рассказа. Ребенку, который заикается нужно больше уделять внимания и проявлять ласку, поддерживать его и хвалить за успехи, так же больше обнимать. И не стоит проявлять плохое настроение при ребенке или раздражение, дети очень чувствуют тревогу мамы и подвергаются тревожности.

Способы лечения заикания у детей

Прежде чем начать лечение заикания, нужно всесторонне исследовать организм ребенка. Выяснить какой именно тип заикания у ребенка логоневрозное заикание (заикание возникает в результате перенесения ребенком ситуаций, травмирующих психику ребенка) или заикание неврозоподобного характера (заикание носит характер роста, проявляется постепенно с тем, как ребенок начинает разговаривать). Если исследование утвердит первый тип заикания, то лечение будет заключаться в работе с детским психологом и логопедом. Психолог поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысить стрессоустойчивость ребенка. Если же покажет исследование второй тип заикания, то здесь основная терапия будет заключаться в логопеде — дефектологе. В двух случаях работа логопеда очень важна, так она направлена на правильную постановку речи.

Как надо вести себя родителям.

  1. Не паниковать, попытаться разобраться в причинах дефекта речи.
  2. Создать дома спокойную обстановку.
  3. Не ссориться при ребёнке и не конфликтовать с окружающими.
  4. Оберегать от бурных эмоций, в том числе и положительных.
  5. Исключить шумные игры и шумные детские компании.
  6. Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
  7. Помочь избавиться от страхов.
  8. Выработать уверенность в себе.
  9. Найти правильную тактику воспитания.
  10. Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
  11. При наличии других детей в семье уделять ребёнку должное внимание.
  12. Научить правильно общаться.
  13. Постараться не ломать его стереотипы.
  14. Как можно реже ходить в гости.
  15. Ослабить нервное напряжение.
  16. Любыми способами отвлекать ребёнка от речевого дефекта, не фиксировать на нём внимания
  17. Не заставлять правильно повторять «трудные »слова.
  18. Говорить в присутствии ребёнка медленно и тихо.
  19. Повышать общую сопротивляемость организма для профилактики различных заболеваний.

Как не надо вести себя родителям.

1.Всем своим видом подчёркивать своё беспокойство.

2.Акцентировать внимание на дефекте речи в присутствии ребёнка.

4.Заставлять несколько раз повторять «трудные »слова.

5.Поправлять его, передразнивать, постоянно вовлекать его в беседу.

6.Увеличивать интеллектуальную нагрузку.

7.Ссориться, конфликтовать, пугать.

8.Постоянно ломать стереотипы.

Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависят от вас!

источник

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

В учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

К органам речевого аппарата относятся: дыхательный отдел и его основная мышца – диафрагма; голосовой отдел и его основная мышца – голосовые складки; артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы.

Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой возникают запинки в речи – повторяются звуки или слоги. На этой стадии своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь ребенку может остановить дальнейшее развитие заикания. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку должна оказываться не только специалистом, но и родителями и педагогами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатель). Выполнение всеми участниками определенного «речевого режима», «правил речи» и соблюдение коррекционных рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок будет способствовать снижению частоты и активности судорог, провоцирующих запинки в речи.

Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

Если ребенок с клонической формой заикания не получил комплексной психолого-педагогической помощи, то запинки закрепляются и формируется стойкий патологический стереотип речи с запинками. И тогда со временем клоническая форма заикания переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки и паузы в начале или середине слова. Эта стадия говорит о том, что у ребенка заикание возникло давно, и он не получал специальной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику заикания. У ребенка уже сложился стойкий патологический стереотип речи с запинками. Для устранения такого заикания требуется уже комплексный медико-психолого-педагогический подход и лечение на протяжении длительного времени. Поэтому у специалистов в этой области есть положение: заикание легче предупредить, чем устранить.

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог). Этот вид заикания свидетельствует о наличии двух видов судорог и о том, что заикание переходит в более серьезную стадию и закрепляется. Это говорится о прогрессировании этого тяжелого нарушения речи.

Заикание является очень сложным нарушением речи, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов и пауз в середине слова. Может проявляться в виде частых остановок или в нерешительности начать говорить. В результате нарушается ее ритмичное течение и плавность. Заикание препятствует ребенку в полноценном речевом общении с окружающими.

Кроме разнообразных речевых судорог у заикающихся детей встречается и другая патологическая симптоматика: нарушение темпо-ритмической организации в общей моторики. Могут быть сопутствующие или даже насильственные движения в скелетной мускулатуре, уловки, помогающие ребенку скрыть запинки и ритмизировать речь. Например, если ребенок делает запинки на первом звуке «п» в слове папа, то он ищет другое слово без звука «п» и заменяет на другое слово – отец. Постепенно появляется психологическая фиксированность на своем дефекте. С этого момента может появиться страх перед говорением – логофобии, что может появиться уже к концу дошкольного возраста.

Заикание может появиться в любом возрасте у детей и взрослых. Наиболее часто у детей заикание возникает в период от 2 до 5 лет. У некоторых детей с бурным развитием фразовой речи заикание может появиться в возрасте 2-3 лет. У детей с поздним общим развитием речи заикание может возникнуть после 4-5 лет. В любом случае заикание появляется у некоторых детей в период формирования фразовой речи, когда речь становится средством общения.

Течение заикания у детей может быть различным, например, может быть постоянный тип течения заикания. При этом типе заикания, ребенок проявляет запинки в речи во всех речевых ситуациях.

При волнообразном типе течения заикания у ребенка бывают периоды, когда запинки в речи не проявляются. И появляется ложное предположение, что заикание исчезло. Чаще всего заикание вновь «неожиданно» возвращается и, как правило, в более сильной степени.

При рецидивирующем типе течения возникают обострения заикания, что чаще всего бывает в осенне-весенний период. Каждое обострение сопровождается усилением степени заикания и усилением других сопутствующих патологических симптомов.

Поэтому для определения путей профилактики или способов избавления от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи – заиканию. Для этого специалисты проводят комплексное обследование, чтобы выявить причины, вызвавшие запинки, клонические судороги или тонические судороги, которые провоцируют прерывание речи необоснованными паузами. При обследовании можно выявить наследственную предрасположенность к заиканию, неправильное воспитание ребенка, психотравмирующие ситуации и другие значимые факторы. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу коррекционных логопедических занятия с ребенком.

Кроме занятий специалистов важно, чтобы и в детском саду и дома поддерживался коррекционный речевой режим: соблюдались «правила речи» и коррекционные рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок. К таким рекомендациям, которые определяет специалист, занимающийся с заикающимся ребенком, относится: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и многие другие.

Для воспитателей и родителей можно сформулировать следующие рекомендации, касающиеся создания коррекционного режима для заикающегося ребенка, находящегося в ДОО. Эти же рекомендации следует выполнять и в домашних условиях. Соблюдение рекомендаций, как родителями, так и педагогами ДОО будет способствовать устранению заикания и выработке навыка правильной плавной речи.

Правила речи для заикающихся детей

Воспитатели, педагоги и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи. Вот эти правила. Говорить следует в замедленном темпе и спокойно, четко проговаривать все гласные звуки. При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные звуки должны произноситься с четкой и активной работой губ. Например, для звука «и» губы растянуты в стороны и в улыбку, для звука «у» губы складываются в трубочку, для звука «о» губы собираются в хоботок. Во время речи следует опираться на гласные звуки и произносить их не редуцированно (сокращенно), а с акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе. Перед высказыванием следует продумать, что хотелось бы сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику. Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку, к которому обращаешься. При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ. Надо выбирать оптимальную громкость голоса во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко. Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя, то необходимо стоять ровно, ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны находиться расставленными в положении на ширину плеч. Сидеть также надо с прямой спиной, с опорой на спинку стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки. Не рекомендуется запрокидывать голову назад к спине и опускать подбородок на грудь во время речи. Во время речи подбородок относительно шеи должен быть под прямым углом. Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать. Если первое слово предложения начинается с гласного звука, то начинать надо тихо и несколько пониженным тоном голоса. Длинную фразу следует делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать паузы. Чтобы речь была спокойной и уверенной нужно растягивать произношение первых гласные в предложении и связывать все слова предложения между собой. Очень важным средством выразительности речи является использование интонационных средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи и мягкого тембра голоса. Очень большая роль в речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие. Заикающимся , у которых нарушается речевая коммуникация, очень важно дать дополнительные средства выразительности речи в виде кинесики и средств просодии.

Чтобы успешнее проводилась коррекционная работа с заикающимся ребенком по выработке у него новых правильных навыков плавной и выразительной речи, нужно соблюдать следующие условия.

Советы для педагогов и родителей

Если ребенок заикается, то ему нельзя делать замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи. При ребенке не следует произносить, что он «Заикается». Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях обращать внимание на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания. Если сам воспитатель не обратит своего внимания на запинки в речи ребенка, то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося. Воспитатель должен предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр. Во время разговора надо давать заикающемуся ребенку почувствовать, что внимательно и спокойно слушают то, о чем он говорит. При этом совсем не обращают внимания на то, как ребенок говорит. Надо дать возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь. Надо поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком и терпеливо ждать пока заикающийся закончит свое высказывание. Не рекомендуется задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову. При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок направлен на лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и другие.

Второй блок посвящен коррекционно-педагогическому воздействию. В этом воздействии принимают участи все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными и регулярными должны быть логоритмические занятия. Все другие педагоги ДОО осуществляют психолого-педагогические коррекционные мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

Поэтому раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

источник

Чтобы ребёнок не заикался (рекомендации логопеда родителям)

В процессе коррекционной работы с детьми с заиканием особая роль принадлежит родителям. В дошкольном и младшем школьном возрасте родители для ребёнка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у ребёнка появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодолению заикания. Задача логопеда – привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития ребёнка, дать определённые знания и умения, необходимые для коррекции речевого нарушения. Логопед должен дать правильные ориентиры в коррекционной деятельности, предостеречь от некоторых заблуждений.

Рекомендации для родителей детей с заиканием.

Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передаёт сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Риск возникновения заикания относится, как правило, к возрасту 3-4 лет, когда происходит активное речевое развитие ребёнка. В силу динамичности этого периода устранение дефекта на данной стадии оказывается наиболее эффективным. Однако родители не всегда предпринимают попытки изменить ситуацию или же делают это непоследовательно.

Одним родителям свойственно чрезмерное преувеличение значения дефекта, которое передаётся и ребёнку, вследствие чего появляется болезненная фиксация на своём нарушении. Встречающееся иногда стремление родителей перевоспитать ребёнка с помощью инструкций, раздражительных окриков и напоминаний о дефекте не приводит к положительным результатам. Такой подход может только усугубить напряжение ребёнка в речевой ситуации. Другой крайностью является игнорирование проблемы, уверенность в том, что всё само собой наладится.

Чем же можно помочь своему ребёнку в преодолении заикания?

— Нужно как можно раньше показать ребёнка врачу-невропатологу или врачу-психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение.

— Вы не должны требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов. Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Не провоцировать речь своими вопросами. Ваш личный пример играет большую роль в воспитании ребёнка и в формировании его характера. Необходимо личным примером приучить ребёнка к правильной речи.

— Должны строго соблюдать режим дня своего ребёнка. Сон должен продолжаться не менее 10-11 часов и обязательно дневной сон (2 – 3 часа). Приучить ложиться ребёнка в одно и тоже время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных передач, а детские сократить до минимума.

— Не перегружать ребёнка впечатлениями. Не заставлять одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой. Такая непосильная перегрузка может стать одной из причин возникновения заикания. Родители должны сами выбрать для себя, что в настоящее время необходимо ребёнку: здоровая речь или непомерная нагрузка.

Нужно учитывать, что полезнее всего заниматься теннисом, плаванием. Именно эти виды спорта лучше других снимают напряжение, улучшают дыхание. А бокс, хоккей, футбол усиливают напряжение и нарушают дыхание.

— Вы не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье. Ведь ребёнок чутко реагирует на это: он переживает семейный разлад, нервничает, часто плачет. Отношение к ребёнку должно быть ровным, то есть Вы не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически.

— Привлекайте ребёнка к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами.

Приучите к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.

Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.

Нужно помнить, что работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Вы не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребёнка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.

Заикание – это затяжная болезнь. Поэтому следует проявлять огромный такт, создавая благоприятные условия, способствующие ослаблению или полному устранению этого нарушения у своего ребёнка.

Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!

Правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни ребёнка и на занятиях (памятка раздаётся каждому родителю)

1. Речь начинать только после вдоха, на плавном длительном выдохе достаточной силы.

2. Выделять в каждом слове ударную гласную, чтобы сознательно замедлять свою речь.

3. Все слова в словосочетаниях, фразах произносить слитно, то есть голос должен звучать постоянно и непрерывно.

4. Голос во время речи не форсировать, то есть не кричать.

5. Слушать, чтобы во время речи ребёнок не был напряжён и не пользовался сопутствующими движениями.

6. Соблюдать правильный режим дня.

7. Занятия проводить ежедневно.

Комплекс упражнений для релаксации (раздаётся каждому родителю)

Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.

Поочерёдно сжимать и разжимать ладони.

Упражнение выполнять 3 – 5 раз. Каждый раз заканчивать спокойным вдохом и выдохом.

Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.

Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

Поднимать скрещенные руки над головой, пальцы сильно напряжены, разведены. Затем руки опустить, расслабиться.

Сидя, руки лежат на коленях. Ноги поставлены на пятки, носки приподняты. Представить, что ноги упираются носками в пружинки. Давим на «пружинки», с силой опускаем ноги на всю стопу.

Сидя на стуле, приподнять ноги, представляя, что они греются на солнце. После этого ноги опустить, расслабиться.

Во время выполнения упражнений, фиксировать внимание на приятном расслабление мышц ног.

Расслабление мышц рук, ног, корпуса

Стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены, опущены вдоль туловища.

Наклониться, представить, что взяли тяжёлую штангу, поднять её к плечам, затем рывком вверх, бросить вниз, расслабиться, вернуться в исходное положение.

2. Упражнение «Походка моряка»

Стоя, руки за спиной, ноги на ширине плеч. Переносить тяжесть тела с ноги на ногу. Одна нога (опорная) напрягается, стопа прижата к полу, вторая нога расслаблена, касается пола только носком. Начинать выполнение упражнения с правой ноги. Повторить 3 – 5 раз.

Поза покоя, одна рука лежит на колене, другая прижата к животу.

Сделать вдох носом такой глубокий, чтобы живот надулся, как шарик. Следить, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались, затем выдохнуть воздух через рот – «сдуть шарик».

Вдох – напряжение, выдох – расслабление.

Упражнение «Любопытная Варвара»

Поворот головы влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо.

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти). Выполняется перед зеркалом

Сидя в позе покоя, губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Губы вытягиваются трубочкой, затем возвращаются в исходное положение.

Губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Широко улыбнуться, затем принять исходное положение.

Представьте, что вы разгрызаете орех.

Кончик языка упирается в нижние зубы с силой, спинка языка выгнута горкой, затем опустить язык и расслабить его.

При выполнении этих упражнений обратить внимание ребёнка на то, что напряжение вызывает неприятные ощущения в мышцах, а расслабление снимает их, вызывая приятное чувство покоя.

С помощью релаксации дети становятся уравновешенней, избавляются от напряжённости, скорее входят в ритм спокойной и правильной речи.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Краузе массаж и артикуляционная гимнастика. — СПб., 2009.

2. Леонова -педагогическая коррекция заикания у дошкольников. — М., 2004.

3. Логопедия // Учебник под редакцией , . — М., 2002.

4. Маслова заикания у младших школьников: диагностика, планирование, конспекты занятий. — Волгоград, 2011.

5. Одинцова у детей. — Ростов/н-Д., 2000.

6. Резниченко ребёнок не заикался. — М., 2007.

источник

(Советы логопеда для родителей детей дошкольного возраста)

Уважаемые родители!

Период, когда у вашего ребенка только что появились запинки, заикание называется стадией инициального заикания. Заикание в этот период сравнительно легко поддается коррекции. Дело в том, что ребенок раннего дошкольного возраста сознательно и бессознательно подражает взрослым. Поэтому, создав определенные условия, родители оказывают ребенку скорую помощь при заикании.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

ПРИ НАЧАВШЕМСЯ ЗАИКАНИИ

  1. . Создайте специальные речевые условия:

— на 5-10 дней постарайтесь организовать режим «относительного молчания». Это позволит не закрепиться патологическому рефлексу. Если ребенок очень хочет говорить, то просите его сделать это шепотом. Для этого придумайте ситуацию, почему он должен говорить шёпотом (кто-то болен, отдыхает и т.п.).

— всем членам семьи необходимо перейти на замедленный темп речи: говорить тихо, спокойно, плавно и очень медленно, но не по слогам;

— старайтесь при общении с ребенком в этот период задавать вопросы закрытого типа (чтобы ребенок мог ответить односложно- «да» или «нет»);

— выполняйте с ребенком дыхательные упражнения (5-10 минут в день): надувать нетугие воздушные шарики, мыльные пузыри, дуть в соломинку в стакане с водой (упражнение «Шторм»), сдувать с плоской поверхности, с ладошки кусочки ваты (упражнение «Снежинки»), дуть в дудочку и губную гармошку;

— пойте вместе с ребенком детские песенки (пропевайте мелодии гласными звуками);

— не делайте быстрых и резких движений и не давайте сложных речевых конструкций – старайтесь говорить простым, понятным ребенку языком!

  1. . Избегайте ситуаций, усиливающие эмоциональность и тревожность детей, создайте благоприятную психологическую обстановку:

— не оставляйте ребенка дома с посторонними людьми, друзьями, новой няней;

— не повышайте голос на ребенка, не кричите из другой комнаты – подойдите ближе;

— предупреждайте о возникновении громких звуках (включении пылесоса, радио и т.п.);

— будьте последовательны в воспитании, исключите непостоянство требований (сегодня -«можно», завтра – «нельзя»);

— исключите нахождение ребенка в комнате при включенном телевизоре.

— желательно всей семье не смотреть телевизор, т.к. это утомляет психику ребенка. (Если же исключить просмотр телевизора только заикающемуся ребенку, то он воспримет это как наказание);

— исключите игру в компьютер (замените на настольные игры, чтение, прослушивание сказок);

— оградите ребенка от семейных конфликтов,

от других психотравмирующих ситуаций;

— в течение 3-4 недель не приглашайте и не посещайте гостей;

— исключите посещение досуговых учреждений (цирк, кино, театр);

— соблюдайте режим дня. Очень важно не забывать о дневном сне и прогулках на свежем воздухе;

— с уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

Из вышесказанного понятно, что создать подобные комфортные условия в детском саду невозможно. Поэтому ребенка необходимо не водить в это учреждение некоторое время — малышу лучше оставаться с мамой. Конечно, не всегда мама может оставить работу, но важно помнить, что этот этап очень важен, т.к. от «свежего» случая заикания можно избавиться гораздо быстрее. Ваше промедление оттягивает избавление от коварного недуга на недели, месяцы и даже годы.

  1. . В ближайшее время обязательно обратитесь за помощь к специалистам — неврологу, логопеду, психологу!

Желаю вам терпения и удачи!

источник

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 11 «Солнышко»,

посёлок Малыгино, Ковровский район

Заикание известно человеку, по-видимому, так же давно, как давно существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребёнка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребёнка могут вызвать «срыв» речи – заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условно-рефлекторной связи.

Во всём мире заикаются 1% взрослых и 2-3% детей. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3-4 раза.

Эффективность логопедических занятий с заикающимися детьми во многом определяется совместной работой медико-психолого-педагогического коллектива детского образовательного учреждения и родителей. Создание эмоционально-положительного контакта с логопедом, последовательное включение родителей в коррекционный процесс, развитие их умений самостоятельно использовать приёмы формирования плавности речи — основные компоненты работы.

Что же необходимо знать родителям заикающегося ребёнка? Родители должны понимать, что несмотря на различия в психолого-педагогических характеристиках заикающихся детей, существуют единые требования по организации их воспитания в домашних условиях.

Памятка родителям заикающихся детей

Правильная организация общего и речевого режима ребёнка дома – важнейшее условие преодоления заикания.

1) Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося ребёнка, это достигается:

— общей спокойной, доброжелательной обстановкой;

— отсутствием выяснений отношений между взрослыми, «взрослых» разговоров; ссор при ребёнке;

— последовательностью требований взрослых к ребёнку;

— учётом страхов ребёнка, его тревог.

Заикающийся ребёнок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным. Родителям, в свою очередь, не нужно показывать своего волнения ребёнку, если он говорит с запинками, и стараться не произносить при ребёнке слово заикание.

2) Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:

— выделить специальное время на выполнение заданий логопеда;

— строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна;

— ежедневно гулять с ребёнком;

— ежедневно делать физическую зарядку;

— избегать перегрузки ребёнка впечатлениями от зрелищных мероприятий (избегать положительных и отрицательных эмоций);

— ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный характер.

3) Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:

— спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей;

— обязательное дослушивание речи ребёнка до конца (при возникновении запинок);

— совместное произношение слов и фраз, отражённое произношение;

— выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.), оречевление движений в процессе выполнения какой-либо деятельности (например, при изодеятельности);

— как можно чаще заниматься пением;

— читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки);

— выполнять дыхательные упражнения, которые ребёнок отрабатывает с логопедом (надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.);

— создание щадящего речевого режима в течение недели (особенно в период обострения);

— усвоение детьми речевых правил, которые также должны выполнять и взрослые.

Пятнадцать основных правил красивой речи

Правило 1. При разговоре придай телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

Правило 2. Во время речи держись естественно, смотри на собеседника.

Правило 3. Прежде чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать.

Правило 4. Перед началом речи сделай вдох (при вдохе не поднимай плечи) и сразу начинай говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

Правило 5. Произноси гласные протяжно, чётко артикулируй их, делай на них голосовую опору.

Правило 6. Согласные произноси легко, свободно, не напрягаясь.

Правило 7. В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук, произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

Правило 8. Первое слово во фразе говори тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

Правило 9. Длинные предложения дели на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произноси слитно, как одно длинное слово.

Правило 10. Чётко выдерживай паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

Правило 11. Говори громко, чётко, выразительно. Избегай монотонности.

Правило 12. Выдерживай ровный, умеренный темп и ритм речи. Говори уверенно и спокойно.

Правило 13. При неудачах остановись, успокойся и продолжай говорить медленно, пока не почувствуешь уверенность в речи.

Правило 14. Постоянно контролируй себя: не делай лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

Правило 15. Не преодолевай напряжение дополнительным напряжением. При возникновении запинки не нужно ещё больше напрягать мускулатуру, так как это ведёт к увеличению длительности запинки и затрудняет процесс дальнейшего произношения.

Эти правила не сложны по формулировкам, но соблюдать их детям трудно. Для лучшего запоминания эти правила рекомендуется переписать на лист бумаги, повесить на видное место и выучить.

Некоторые нюансы воспитания заикающегося ребёнка дома

• Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны, отдых с эмоциональным перенапряжением, долгая разлука с родителями (особенно с матерью) нежелательны.

• С началом логопедических занятий (в подготовительный период) основную роль играет режим ограничения речи. В это время нужно ограничить не только собственную речь ребёнка, но и обращённую к нему речь. Но ребёнок ни в коем случае не должен почувствовать себя в изоляции.

• Велико коррекционное воздействие музыки. Организуйте совместное с ребёнком прослушивание дома записи музыкальных произведений, спокойной, мелодичной, приятной музыки. Совместно с ребёнком пойте знакомые песни с плавной мелодией и доступным текстом. Сделайте свою речь более напевной, некоторые обращения к ребёнку пропевайте, побуждая его делать то же самое и превращая это в игру.

• При речевом общении с ребёнком стройте диалог с ним так, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя при необходимости сопряжено-отражённые формы речи.

• Организовывать прогулки с ребёнком лучше в спокойном месте (например, в лесопарковой зоне).

• Для развития мелкой моторики рук родителям рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук у детей, комплексом пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.

• Заикание не может быть устранено сразу. Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания, запущенности и сопутствующих невротических симптомов. Часто заикание протекает волнообразно, то усиливаясь, то уменьшаясь. Обычно в начале логопедических занятий речь быстро улучшается, но достаточно небольшого травмирующего фактора и заикание может усилиться. Эти колебания в речи проявляются всё меньше и реже при выполнении всех указаний логопеда и врача. Поэтому родителям не следует приходить в отчаяние при возможном временном ухудшении. Но не следует также успокаиваться и бросать речевые занятия, если у ребёнка наблюдаются значительное улучшение речи.

• Регулярный сон, еда, отдых должны проводиться в определённые часы.

• Шумные и подвижные игры нужно свести к минимуму. Не следует перегружать детей обилием зрелищ (кино, театр, телевизор и пр.). Просмотр телепередач и мультфильмов (особенно страшных или с наличием агрессии) нужно ограничить или вовсе исключить.

• Дети очень чувствительны к различным огорчениям, обидам, что часто и служит причиной ухудшения состояния заикающихся детей. Дети чутко реагируют на неполадки в семье, которые связаны с плохими взаимоотношениями родных. Всё это мешает улучшению речи, а подчас и значительно ухудшает её. К заикающимся детям нужно относиться ровно и внимательно.

• При любых возникающих трудностях, вопросах, сомнениях родителям следует обращаться к логопеду, который занимается с их ребёнком.

Только активное участие родителей в коррекционном процессе, соблюдение норм и правил поведения с заикающимся ребёнком в домашних условиях позволят достичь большей положительной динамики в нормализации его речи.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Консультация для родителей

«Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

Заикание – такое нарушение плавности речи, при котором запинки, повторение и растяжение слогов сопровождается мышечным напряжением – судорогой органов артикуляции, дыхания, голоса. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи у ребенка, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) наблюдаются у большинства детей. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять различные лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п. Это нормальный процесс становления ритмической речи, когда ребенок научится выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже.

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

Проблема заикания – проблема комплексная и требует внимания нескольких специалистов: невролога, логопеда и психолога.

Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяется в первую очередь тем, когда оно возникло. Если заикание отмечается не более 2х месяцев, оно считается начальным, если больше – закрепившимся. Рекомендации при начальном заикании существенно отличаются от заикания закрепившегося.

В настоящее время заикание или логоневроз является слишком распространенной проблемой большинства детей. В неврологической практике принято использовать некоторую классификацию логоневрозов.

Клоническое. Характеризуется неконтролируемыми повторами или растягиванием звуков, слогов или слов. Когда говорят о заикании у детей, чаще всего имеют в виду именно этот вид расстройства.

Тоническое . Характеризуется паузами или блоками, когда ребенок не может произнести какой-либо звук.

Смешанное. Сочетает признаки клонического и тонического заикания.

Клонический тип заикания, при котором ребенок без усилий совершает повторения или растягивания звуков или слогов, считается самым безопасным и «здоровым».

Невротическое заикание (логоневроз) – психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции

Неврозоподобное заикание – в основе лежит органическое поражение центральной нервной системы

3. ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Физиологические (заболевания нервной системы вследствие родовой травмы, наследственной предрасположенности, органическое нарушение мозга, болезни речевых органов (гортани, глотки, носа), истощение нервной системы, аллергии, частые респираторные заболевания)

Психологические причины могут вызвать логоневроз – невротическое заикание (нарушение внимания (внимание и плавность речи тесно связаны, если ребенок легко отвлекается и мысленно перескакивает с одного занятия на другое, то речевое оформление мышления теряет ритмичность), как следствие психической травмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (посещение д/с, переезд, рождение младшего ребенка и т.п.), страхи и тревоги: боязнь темноты или наказания, чувство вины, неумение налаживать контакт с другими детьми, нарушение сна, перепады настроения, повышенная утомляемость, раздражительность)

Социальные (заикается кто-то из родственников или знакомы – ребенок подражает речи заикающегося; гиперопека способствует формированию неуверенности и нерешительности; авторитарный стиль воспитания в семье; семейные конфликты (изменение ситуации в семье, изучение с раннего возраста сразу нескольких языков из-за перегрузки речевым материалом тоже может привести к заиканию.)

4. ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что наиболее эффективным способом лечения заикания в раннем возрасте, является медикаментозный, т.к. коррекционный способ воздействия в возрасте до 5 лет практически неприменим .

Заикание начальное (до 2 месяцев )

обратиться к врачу неврологу или психиатру за консультацией, т.к. не существует однозначной стандартной схемы лечения заикания, лечение всегда индивидуально для каждого ребенка;

составить список ситуаций, при которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на эмоциональное состояние ребенка;

устранить психотравмирующую причину (если это случилось в д/с, сделайте все возможное, чтоб ребенку не нужно было туда ходить – домашний режим минимум на 2 месяца);

частое общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок – организовать жизнь ребенка так, чтоб свести до минимума такое общение;

иногда благотворно влияет полная смена обстановки: поездка к бабушке, в пансионат, на дачу и т.п.;

если заикание возникло вследствие рождения младших детей в семье, постарайтесь относиться к нему как маленькому (дайте ему давно забытые игрушки, соску, баюкайте как малыша, чаще берите на руки);

постарайтесь обеспечить максимально спокойную обстановку на некоторое время (ограничьте просмотр телевизора, посещение зрелищных мероприятий, не ходите в гости, гуляйте в парках, скверах, подальше от детских площадок, где большое скопление детей, читайте книги, которые ребенок любит);

соблюдайте режим дня (обратите внимание сколько времени ваш малыш спит, когда засыпает, не страдает ли от перегрузок и истерик, ритуализируйте какие-либо домашние действия: изо дня в день после ужина совершайте одни и те же действия: убрать игрушки, купаться, читать книжку и спать);

давайте ребенку больше рисовать гуашью на больших листах цветной бумаги (ребенок сможет более полно отразить свое эмоциональное состояние), научите играть в настольные игры (лото, мозайка, мелкий конструктор) это успокаивает и развивает моторику пальцев рук;

укрепляют нервную систему игры с водой, с песком, петь и двигаться под музыку;

при начальном заикании специальные занятия улучшающие речевые способности не проводятся, но нужно изменит манеру речи – дети подражают речи окружающих (старайтесь говорить медленно и спокойно, короткими предложениями, используйте простые слова, не переучивайте ребенка и не заостряйте его внимание на том, что он что-то делает не так).

Закрепившееся заикание (более 2х месяцев)

ведите такой же образ жизни, что и при начальном заикании, главное не посещайте зрелищные мероприятия до 6 лет;

ведите занятия с логопедом;

не забывайте о волнообразном течении заикания (ухудшение-улучшение речи с некоторой периодичностью): в моменты улучшения речи заниматься нужно больше – читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки, организовывать домашний театр и т.п. (иногда ребенок говорит без запинки просто надев на себя маску);

учить ребенка читать по слогам (это помогает увидеть ритмический рисунок слова и улучшить устную речь);

прежде чем задать вопрос своему малышу подумайте так ли важен этот вопрос, особенно нежелательны вопросы, вызывающие у ребенка чувство стыда, не устраивайте допросов);

постарайтесь удержать малыша от речи когда он плачет или находится на грани истерики (отвлеките малыша чем-нибудь интересным, приласкайте и успокойте);

не делайте замечаний, если ребенок использует слова или звуки «паразиты» (это дает ребенку возможность сосредоточиться, подготовить артикуляцию);

не ругайте и не «закаливайте» малыша, пытаясь устранить его страхи (просто поверьте ему и поучаствуйте в этой игре вместе с ним);

не наказывайте ребенка за произнесение нецензурных слов (не заостряйте внимание);

старайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, особенно, касающиеся ребенка.

источник

Многочисленные исследования показали, что заикание возникает преимущественно у детей 2-5 лет, потому что в этот период формируется фразовая речь. Что делать, если ребенок заикается? Куда обращаться родителям для решения этой проблемы?

Состояние нервной системы, подражание и неправильное воспитание.
Вот неполный список того, почему малыш не может свободно говорить. Причины заикания коренятся в состоянии нервной системы малыша, для которой характерны слабость и инертность нервных процессов. Известна связь между проблемой с произношением и неустойчивостью поведения в доречевой период развития. Но совсем необязательно, что при ослабленной нервной системе ребенок будет испытывать трудности с речью. Заикание возникает тогда, когда на малыша воздействуют несколько негативно влияющих факторов одновременно. К их числу относятся, в первую очередь, отягощенная наследственность и осложненное протекание беременности или родов у матери. Отрицательно влияют на формирование навыков речи физическая (соматическая) ослабленность ребенка в результате болезни, или чрезмерного утомления; ускоренное развитие фразовой речи в возрасте 1,5-1,7 лет или, напротив, позднее речевое развитие, при котором звуковые, грамматические и лексические средства языка оказываются длительное время несформированными. Особо негативный характер имеет неправильное воспитание малыша. Сильное воздействие на неокрепшую психику оказывают и постоянные отрицательные эмоции из-за напряженных отношений с окружающими, неспокойной обстановке в семье. Это может быть и чрезмерная избалованность или строгость, и недостаток родительской любви и ласки; неровное воспитание, когда нет единства требований родителей, бабушек и дедушек; резкий переход от строгости к излишней избалованности, категоричность требований. Часто к заиканию приводит острая психическая травма, при которой переживает непосильное для нервной системы ребенка эмоциональное напряжение. При этом пагубно влияет как отрицательное (например, испуг), так и положительное переживание (например, зрелищность циркового представления). Часто в семьях приходится наблюдать ситуации, при которых родители, стремясь воспитать «примерного ребенка», формируют постоянный эмоциональный дискомфорт при возникновении ситуации неуспеха. Малыш боится не соответствовать ожиданиям взрослых и, как следствие, начинает заикаться.
Нередки случаи возникновения заболевания при переучивании ребенка с левой руки на правую при левшестве. В последнее время, при распространении моды на раннее обучение и развитие, к заиканию ребенка приводят непосильная речевая нагрузка, приводящая к перегрузке нервной системы при незрелых механизмах речевой деятельности и даже попытки обучения малыша в раннем возрасте иностранным языкам, т.к. усвоение сразу несколько языков может привести к перенапряжению нервной системы. Так как малыши нередко подражают окружающим, то к проблемам с произношением приводит и копирование образцов прерывистой речи, которые закрепляются и фиксируется в их собственном сознании.

Справка.
Заикание – это речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Они выражаются в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей. Эти трудности возникают у заикающихся только в речи.

На что стоит обратить внимание
Индивидуальные особенности личности, которые проявляются в общем и речевом поведении человека, зависят от свойств нервной системы. Поэтому, в первую очередь, необходимо внимательно следить за поведением малыша. Насторожить должно неустойчивое поведение: импульсивность, двигательная расторможенность, отвлекаемость, общая неорганизованность, невнимательность, неумение приложить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей. Прислушайтесь к речи своего ребенка. Часто дети, склонные к заиканию, испытывают трудности при подборе слов для выражения своих мыслей, с трудом удерживают замысел высказывания. Такие фразы выглядят логически и синтаксически незавершенными, ребенок допускает в них грамматические ошибки и сам их не исправляет. Часто малыш, стараясь облегчить свою речь, начинает добавлять стереотипные слова или звуки типа «а», « э», «ну», «это». Постепенно это приводит к страху речи: ребенок отказывается разговаривать или ограничивает свою речь при общении с малознакомыми людьми.

Заикание коварно. Родители редко обращают на него внимание, когда оно проявляется в легкой степени: при этом ребенок прерывисто говорит в возбужденном состоянии, как бы стремясь быстро высказаться. Более заметно заикание в средней степени, при котором темп речи нарушается с изменением эмоционального состояния. В тяжелой степени ребенок заикается уже постоянно с сопутствующими движениями, он постоянно фиксирует внимание на своем дефекте, появляется замкнутость, мнительность, страх перед речью.

Как помочь малышу?
Устранение заикания предполагает комплексный характер: медицинское воздействие, психотерапию, логопедические занятия. При возникновении у ребенка запинок в речи необходимо, прежде всего, ограничить речевое общение до режима молчания и обратиться к неврологу. А после уточнения неврологического статуса ребенка, клинической формы заикания (невротическая или неврозоподобная), родители должны начать работу по устранению заикания на занятиях логопеда и психолога.
Правильно сформировать речь помогают специалисты речевых центров и образовательных учреждений.
Практически всегда у ребенка с заиканием могут проявляться и другие нарушения речи — нарушения звукопроизношения, ОНР, ФФНР, дисграфия, дислексия и т.д. Очень важно на этапе обучения детей в школе создать для ребенка ситуацию успеха, т.к. патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребёнка. Важнейшим условием школьной адаптации является успешное овладение орфографически-правильным письмом.
У ребенка с заиканием при построении коррекционно-развивающей работы обязательным считается использование принципов педагогики успеха, которые предполагают обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности обучающегося посредством создания ситуации успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребёнка.
Мы все хорошо понимаем, что отметка чаще всего не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но ведь оценка – это вовсе не единственный результат, который даёт учёба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодиться в жизни.
Для личностного развития обучающегося очень важными являются умения ставить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждающих ребёнка учиться использую разнообразные приёмы – от похвалы до награждения специальными символами, с помощью которых отмечаются даже незначительные достижения.
К приёмам деятельности учителя – логопеда, способствующим формированию мотивации учения в целом, относятся:
— создание общей благоприятной атмосферы в классе, логопедическом кабинете;
— создание ситуации успеха с учётом особенностей и темпа развития каждого обучающегося;
— помощь учителя-логопеда в виде советов, наталкивающих самого ребёнка-логопата на правильное решение проблемы;
— создание вместе с детьми памяток – помощниц при выполнении работ по коррекции дисграфии и дислексии;
— использование на занятиях различных компьютерных технологий, которые вносят в занятие элемент новизны и придаёт занимательность коррекционному процессу: «Русский язык. Орфография», «Логопедические пазлы», «Работа над ошибками», «Игры для Тигры», «Русский язык. Уроки Кирилла и Мефодия» (1 – 4 классы), «Тренировка быстрого чтения».
— использование на логопедических занятиях речевых игр, которые способствуют интеллектуальному развитию, формирует у детей-логопатов произносительные, а также лексико-грамматические навыки, которые посредством речевых игр закрепляются легко и непринуждённо.
— участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, даёт возможность детям проявить себя перед публикой и почувствовать радость в преодолении своих речевых недостатков.
Стремление к результату, который выражается в формировании у детей следующих умений и навыков:
— ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по её выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю-логопеду или сверстникам);
— ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;
— осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать «технологию успеха и достижений».
Постепенно формируется навык самоконтроля и самоорганизации. Это является основой ситуации успеха. Огромную роль играет оценка, заключённая в словах учителя, его эмоциональное отношение к результатам труда обучающегося и является сильнейшим стимулом в учебном труде.
Хочется отметить, что без взаимодействия и взаимопонимания ОУ и семьи развитие активности ребенка-логопата не будет до конца эффективным и результативным. Сотрудничество с родителями для создания ситуаций успеха должно носить обоюдный и плодотворный характер. Одной из главных задач учителей, логопедов и других педагогов коррекционно-развивающей области является сделать так, чтобы родители стали их активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами для их ребенка, вовлечь их в непосредственную работу и сделать союзниками в своей работе.
В заключение хочется отметить, что в основной массе ребенок с заиканием приходит к логопеду, в школу преисполненный желания учиться, работать над своей речью. Если ребенок теряет интерес к учебе и коррекционной работе, в этом нужно винить не только семью, но и учителя, логопеда, и их методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех ребенка в учебе и в коррекционной работе – завтрашний успех в жизни!

источник