Меню Рубрики

Кто отличился от заикания

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи — одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью, нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.

Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

Со временем формируется порочный круг — страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах. Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития — первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.

Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением, ощущением удушья. Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

Практически у всех развивается логофобия – взрослые пытаются избегать общения, после первых двух фраз диалога они ссылаются на недомогание и покидают собеседника. Такие больные трудно адаптируются в обществе, на работе, в новом коллективе. Речь характеризуется прерывистостью, скачкообразной тональностью (голос становится то выше, то ниже), скудностью. Она изобилует такими словами-паразитами как «это», «э», «как бы» и так далее.

Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия, как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе, боли в области сердца, кашель и так далее.

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы. Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы, то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина.

Лекарства, применяемые для лечения заикания

По 250 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день, утром и в обед. Для маленьких детей доза должна рассчитываться исходя из массы тела. Так, на килограмм веса необходимо 30 миллиграмм препарата.

По 20 – 40 миллиграмм на килограмм веса. Так, в среднем на ребенка приходится по 150 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день.

По 250 миллиграмм в день, утром и вечером.

По 50 – 150 миллиграмм (в зависимости от возраста) в сутки.

источник

Заикание у ребенка – это трудность в общении, обучении в школе и в дальнейшем – ограничение в выборе профессии. «Летидор» выяснил у медиков и психологов, кто становится заиками и как их лечить.

Сергей Анатольевич Горин
врач-психиатр, психотерапевт, автор десяти монографий, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза; по мнению коллег, живой классик русского НЛП (нейролингвистическое программирование):

«Заикание (логоневроз) при всей внешней простоте проявлений имеет весьма разные причины и даже разные механизмы формирования. Поэтому я рекомендую родителям обращать первоочередное внимание на диагностику. Люди тратят время и деньги на лечение, а тратить их надо на обследование и постановку диагноза: если причины болезни определены точно, то правильное и успешное лечение – дело техники. Методов диагностики много: что-то можно выявить неврологическим молоточком, а что-то – компьютерной томографией».

Нормальная речь ребенка может содержать в себе 10% прерывистого материала: повторы слов, фраз, звуков «э», «м» и междометий. Но когда эти речевые элементы составляют более 10%, то это уже заикание.

Почему возникает такой дефект речи, как заикание? Для разъяснения Сергей Анатольевич Горин предлагает простую аналогию.

Предположим, у вас не работает телевизор, и вы пытаетесь сами его починить. Как вы это делаете? Скорее всего, крутите все ручки подряд или бьете кулаком по корпусу – а вдруг начнет работать? Иногда начинает…

Но по-настоящему починить телевизор может специалист, и начнет он с диагностики: что именно неисправно? Возможно, неисправен сетевой провод, и к прибору не поступает ток, возникают перебои питания. А может быть, неисправна какая-то деталь – ее надо заменить либо надо найти другую с той же функцией? Или просто сбиты настройки прибора: яркость, четкость, цвет – тогда их надо грамотно отрегулировать.

В рамках представленной выше аналогии, «отсутствие тока» (нарушение проводимости нервной системы) – это последствия тяжелого состояния матери во время беременности, родовых травм, инфекций нервной системы в раннем возрасте и т. д. Эта область – компетенция невропатолога.

Можно ли самостоятельно определить, что это ваш случай? Вряд ли. Но если вы никогда не слышали нормальную речь своего ребенка, если малыш уже начал говорить с заиканием, то присутствует большая вероятность, что причина кроется именно в нервной системе.

Подобные дефекты нервной системы отнюдь не предполагают, что ребенок не будет обладать достаточным уровнем интеллекта. Он может быть очень талантливым, но заикающимся.

«Неисправная или поломанная деталь» – это последствия травм головы, тяжелых стрессов, повышенная судорожная готовность головного мозга. Такими вопросами занимается детский психиатр.

«Сбитые настройки» – самая распространенная причина заикания. В таком случае вашему ребенку поможет психотерапевт.

Данный тип заикания возникает и у детей со здоровой нервной системой. Заикой ребенок может стать в следующих условиях:

  • Эмоциональная перегрузка: переутомление, чрезмерная усталость, перегрузка речью, форсирование речевого развития без учета возрастных возможностей, воздействие компьютерных игр и т. д.;
  • Невроз: испуги, стрессы, длительная неблагоприятная обстановка в семье и т. д.

Виталий Боград, действительный член АМТН, член-корреспондент РАНМ: «Заикание возникает вследствие сбоя в работе интеллекта. Страх или испуг вызывает скачок в напряжении, возникает «короткое замыкание», в результате которого разрывается цепочка логического мышления. А процесс речи связан непосредственно с мышлением. В момент речи бессознательно вспоминается ситуация сбоя и происходит прерывание во время произношения».

Если ваш ребенок нормально разговаривал и вдруг начал заикаться, с большой долей вероятности речь идет об эмоциональной перегрузке или неврозах. Однако только диагностика может дать точный ответ.

Сергей Анатольевич Горин: «Психотерапевт восстанавливает эти «настройки». Для этого у него есть масса методов – да хоть тот же гипноз, который известен широкой публике в качестве основного средства для лечения заикания и долгое время считался чуть ли не единственным средством. Но психотерапевтических методов гораздо больше».

Без участия невролога или психотерапевта логопед не сможет самостоятельно запустить процесс нормализации речи. А если ему это вдруг удастся, то, скорее всего, заикание через время вернется обратно. Но и вышеперечисленные специалисты не смогут закрепить результат без работы логопеда. Работа с логопедом – это важно.

Сергей Анатольевич Горин: «В медицине есть такой термин – «атрофия от бездействия»: если ваша рука долго была в гипсе и не работала, она становится слабой. С речью то же самое: ребенок боится произносить слова и прекращает говорить. Со временем эта функция ослабевает и нуждается в тренировке».

Логопед – это тренер физической формы: он знает, как и в каком направлении нужно тренировать и развивать речедвигательный аппарат, и предлагает ребенку нужные упражнения.

Лечение будет приносить временный эффект, если стрессовые ситуации в семье или в школе начнут повторяться.

Ольга Сергеевна Нестеренко, кандидат медицинских наук, руководитель клиники педиатрии К+31: «Большое значение в коррекции заикания имеет поддержка ребенка семьей и учителями. Только при благоприятной обстановке и последовательном контроле за речью можно добиться успехов в закреплении правильной речи».

  • Гендерный фактор. По статистике, девочки заикаются в 4 раза реже мальчиков. Однако науке пока не известны точные причины этой особенности.
  • Двуязычие. Также подвержены заиканию двуязычные дети, которые по разным причинам вынуждены общаться на двух или более языках.

Сергей Анатольевич Горин: «Двуязычие – это перегрузка речевого аппарата в целом. И психической его части, и мышечной, и гортанно-челюстной. А в условиях перегрузки сбой любой системы более вероятен».

  • «Образец» для подражания. Дети младшей школы – отличные «копирки», они способны воспроизводить движение, речь, мимику всех, кто их окружает. У авторитетного взрослого с заиканием может появиться много маленьких последователей. Если в классе есть ученик с заиканием, его друзья неосознанно могут «попробовать» за ним повторить.

Подражание носит временный характер. В школе все время возникают какие-то «психические эпидемии», например, все девочки массово начинают грызть ногти. Если ребенку становится выгодно быть заикой, он закрепляет это поведение. Что значит выгодно? Дома родители уделяют ему больше внимания, когда он заикается, а в школе реже вызывают к доске. Удобно, не правда ли?

К счастью, такой вид заикания редко закрепляется надолго или принимает серьезную форму. Обычно это проходит самостоятельно или с помощью воспитательных мер. Достаточно окружить ребенка образцами грамотной речи и хвалить его за «чистое» произношение («Как хорошо ты рассказал стишок!», «Как четко ты сейчас ответил по телефону!»). Тогда он усвоит это как эталон для подражания.

Тем, кто давно и безуспешно борется с заиканием ребенка, следует подумать: а была ли проведена достаточная диагностика перед лечением? В любом случае, процесс избавления от речевого дефекта может затянуться на достаточно долгое время. Но это не повод обзаводиться комплексами и отказываться от радостей общения.

Многим успешным людям эта особенность не помешала добиться успеха. Заикание было у таких известных людей, как Брюс Уиллис, Мэрилин Монро, Энтони Хопкинс, Джулия Робертс, Уинстон Черчилль, Льюис Кэрролл, Сомерсет Моэм.

Что делать, если лечение долго не приносит желаемого результата? Как набраться терпения, следовать написанному плану и не обзаводиться комплексами? На эти вопросы отвечает Елена Шерипова, руководитель Школы эстетического воспитания «Queen Models Studio».

Ребенок с заиканием начинает замыкаться в себе, перестает общаться со сверстниками и родителями, обрастает комплексами, которые в последующем очень непросто преодолеть. Чтобы этого не случилось, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • При общении с ребенком ни в коем случае не паникуйте, не показывайте свою озабоченность его заиканием. Иногда, в случае с особенно ранимыми детьми, даже не стоит употреблять в своей речи слово «заикание».
  • Не ругайте, не требуйте от него «начать говорить правильно прямо сейчас».
  • Общайтесь с ребенком ровно, спокойно, доброжелательно. Гармоничные отношения в семье – один из главных критериев успешного лечения.
  • Помогите ему изменить манеру речи. Ведь дети подражают речи окружающих. Поэтому старайтесь говорить не торопясь, используя в речи понятные для ребенка слова. Важно научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные, почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно. Как правило, хоть какой-то результат таких упражнений ощутим уже через две недели.
  • Организуйте совместное с ребенком время. Можно играть с ним в настольные игры, собирать конструктор, склеивать модели самолетов и кораблей, лепить.
  • Пойте вместе, танцуйте или просто двигайтесь под музыку.
  • Нервную систему хорошо укрепляют игры с песком и водой. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.
  • Очень эффективны игры на развитие дыхания. Можно пускать мыльные пузыри, задувать свечи, надувать воздушные шары.

источник

такие вопросы:
1. как давно это появилось?
2. каким образом проявляется: повторение первого слога, запинки, повторение последнего слога, трудности с опредленным звуком (часто [к]и [с]? опишите, КАКОЕ заикание у вашего ребенка.
3. связаны ли запинки\затруднения в речи с определенными ситуациями? опишите

прочитайте статью на моем сайте (адрес в паспорте) про Функциональное заикание — возможно, эта информация вам поможет.

наследственное еще как)
познакомилась с папой, у него небольшое заикание, так у 2 детей тоже. ПРи этом интеллект ого-го у всех!)

у нас при 6 детской психиатрической больнице есть отделение (типа дет. сад) для заикающихся.
краем глаза видела, что они какую то фишку с руками делают. Т.е. как только ребенок начинает заикатся, подключает руки( перебирает на каждый слог пальцами) и речь получается четкой.
Еще у них там логоритмика и музыка.

Еще ЦПР Шкловского занимается заиканием

да, у вас, к сожалению, все гораздо серьезнее, чем тут описывают. Похоже на настоящий логоневроз. Но сразу хочу вам сказать, что в современном мире заикание лечится В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ, я бы даже сказала — гораздо легче оно лечится в сознательном возрасте, и при желании ваш ребенок сможет от него избавиться.

Причина логоневроза так или иначе заключается в сочетании двух проблем: психологическая напряженность+особенности мозгового функционирования конкретного человека. И то и другое поддается корректировке при сознательном участии человека. Сегодня существует большое количество программ, главный принцип действия которых заключается в том, что человек проговаривает в микрофон речь, программа преобразовывает его речь в ПРАВИЛЬНУЮ и в наушниках человек слышит свою уже исправленную абсолютно верную и плавную речь, что позволяет концентрироваться на ВЕРНОСТИ собственной речи, а не на речевом ступоре.

Конечно, желательно, в сад не ходить. У вас еще правополушарность (леворукость) — возможно, вы тот самый редкий случай с «оригинальным» расположением речевых зон. А вся наша жизнь (особенно коллективная) стимулирует и я бы даже сказала просто насилует левое (у вашего ребенка оно слабое, зависимое) полушарие мозга. Мозг находится под постоянным «психическим давлением». А ведь он формируется сейчас и именно от этого периода — до 7 лет — зависит то, каким он будет, с какой скоростью и интенсивностью он будет работать, научится ли он восстанавливать силы, самообучаться, приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Прежде чем «куда-то подаваться» — в этом вопросе вы скоро будете спец -я бы вам посоветовала почитать общие рекомендации по формированию необходимой речевой среды. Ну, вы и сами, наверное, уже знаете: речевой покой -в первую очередь, особенно в периоды обострения, минимум эмоций (даже положительных), исключить коллективные мероприятия, зрелища, сборища, телевизор (можно смотреть мультики без речи с музыкой — типа «Кротика» «Лелик-Болик», посоветую вам «Classical baby» — это в любом возрасте полезно
вот ссылка для скачивания: http://www.gigasoft.pp.ua/news/klassicheskij_rebenok_muzyka_classical_baby_the_music_show/2010-08-07-4008
«Правильная» музыка оказывает исключительно благотворное воздействие на функции мозга — об этом можете у меня на сайте почитать)

и еще даю вам ссылку — форум по проблемам заикания — наверняка почерпнете там много полезной информации. Там же можно скачать бесплатно компьют.программу для лечения заикания. Не знаю, насколько эффективна ЭТА программа, но то, что такие программы существуют и эффективно работают — это точно.
http://www.speechcorrector.ru/
http://www.raspa.ru/
http://video.yandex.ru/users/dictor/view/7/

Советую вам сначала изучить проблему самой: почитать форумы, литературу, почитать о новых разработках в области лечения заикания, а только потом обращаться к специалистам. В вашем случае вы должны быть сами подкованы в впоросе, чтобы не тратить время попусту на различные консультации специалистов (которые будут говорить всё разное)))).
Специалистов много, каждый будет вам с пеной у рта говорить, что он — единственный, кто вам поможет. А на самом деле помочь можете только вы. (ну и сам ребенок себе)) И вы должны знать, что это ВОЗМОЖНО и совершенно реально.
Желаю вам удачи, терпения и здоровья.

Вы написали : У вас еще правополушарность (леворукость) — возможно, вы тот самый редкий случай с «оригинальным» расположением речевых зон. А вся наша жизнь (особенно коллективная) стимулирует и я бы даже сказала просто насилует левое (у вашего ребенка оно слабое, зависимое) полушарие мозга. Мозг находится под постоянным «психическим давлением». А ведь он формируется сейчас и именно от этого периода — до 7 лет — зависит то, каким он будет, с какой скоростью и интенсивностью он будет работать, научится ли он восстанавливать силы, самообучаться, приспосабливаться к изменяющимся условиям. «

Мой сын левша, и у нас проблемы были с речью, не очень четко говорил, долго не говорил, но вроде заговорил, сейчас в норме речь, но заметила, начал заикаться, недавно. Еще начал жевать рукава, грызть пальцы. Еще проблема, рассеян, не фокусирует внимание. Мультики не смотрит, в остальном смышленный мальчик, если концентрируется, то просто умница. Что с ним? Вроде специалисты осматривали, сказали, все в порядке с ним, а он так отличается от моей старшей и младшего, что у меня червячок сомнения. Мы заграницей живем, если имеет значение. Ему 4.5

У дочки ровно в три года начинался логоневроз. Проявлялся в виде речевых итераций — дочка почти в каждом слове повторяла последний слог (или букву) несколько раз. Например: «Будем-дем-дем в индейцев-в-в игать-ть-ть, так-к-к-к баба игала» или «Ну можна-жна на них-х-х садиться?».
Тогда же стали появляться паузы между слогами слов, т.е. часть слов произносит не как раньше — целиком, а с заминкой, запинкой между слогов (как будто прислушивается, правильно-ли она произносит слово).

Нам помогла шёпотная речь дома, спокойная домашняя обстановка, режим дня — муж отпуск взял, чтобы организовать домашний режим (исключить садик). А невролог выписала фенибут и магне-B6. Через месяц-два всё пришло в норму (ттт ).

источник

Справиться с заиканием у людей помогут певчие птицы. Учёные из США заявляют, что полностью расшифровали весь наследственный код амадины и выявили гены, активность которых заметно меняется, когда она поёт.

Теперь эти участки птичьей ДНК хотят сравнить с человеческими и найти новое средство против расстройств речи. Пока же заикание лечат традиционными методами. Кстати, вполне эффективно.

6-летний Паша чувствует себя превосходно и не видит никакого смысла идти к врачу. Но его мама другого мнения. Сын недавно начал немного заикаться. Что стало причиной этого, мама не знает. Возможно, ребёнок копирует речь сверстника из детского сада, который заикается сильно. Возможно, сам испытал какой-то стресс. Так или иначе, но с заиканием нужно бороться, решила она. Паше в этом году идти в первый класс, проблемы с произношением помешают ему учиться и могут сделать его объектом для насмешек.

Причиной заикания может стать что угодно. Каждый случай особенный. Но врачи сходятся во мнении, что чаще виной всему стресс, перенесённый в возрасте, когда речь только формируется. И именно в этом возрасте проблему и нужно решать. Чем быстрее, тем лучше. Ребёнка учат контролировать своё дыхание, произносить слова на выдохе. А лечение может быть представлено в виде занятной компьютерной программы или просто игры. Сначала малыш выдувает мыльные пузыри, а потом начинает правильно дышать и говорить.

Нина Обухова, логопед: «Дети заикаются в возрасте 3-4 лет довольно часто. Но после своевременного медикаментозного лечения, после объяснения родителям — как нужно себя правильно вести, особенно, особенно при заикании, которому 2-3 недели — оно проходит бесследно».

Владимир начал испытывать трудности с речью, когда был совсем маленьким, но до поры до времени это не доставляло ему большого дискомфорта. С годами заикание прогрессировало. Сейчас Владимиру 24 года и он вынужден был лечь в стационар, чтобы вернуть себе возможность говорить свободно. Многочасовые занятия с логопедом, дыхательная гимнастика, вокальные упражнения — взрослому человеку приходится затрачивать гораздо больше сил и времени на борьбу с заиканием, чем ребёнку.

Владимир Желтов: «Затянул, обратился уже только во взрослом возрасте. В жизни часто так бывает. Придётся навёрстывать упущенное, исправлять ошибки».

Как бы ни было сложно исправлять ошибки, сделать это можно в любом возрасте, уверены врачи. Главное — заниматься упорно и систематично. На занятия в клинику патологии речи приходят только взрослые люди. И учатся говорить заново. По слогам, растягивая гласные, зато без запинок.

Рука, отбивающая ритм, помогает держать темп речи, говорить спокойно. Пройдёт какое-то время и эти молодые люди смогут говорить без помощи рук, прибегая к такой специфической жестикуляции только в крайнем случае.

Светлана Бондарева, логопед: «Соприкосновение пальчиков на определённый лад и ритм настраивает. И они сразу успокаиваются».

Студентка из Санкт-Петербурга Алевтина посещает эти занятия всего месяц. И уже отмечает разительную перемену в себе. Вместе с плавной речью к ней пришла уверенность в себе. Пока ещё она нарочито говорит чуть нараспев. Но зато не заикаясь, как это было совсем недавно. Она старательно занимается и верит, что успех не за горами.

Алевтина Васкевич: «Люблю разговаривать с незнакомыми людьми. Даже иногда специально, чтобы проверить свою речь, свои способности в этом деле. Я стала увереннее в себе и теперь не боюсь ни с кем разговаривать, не боюсь запинок, потому что знаю, что смогу».

Способов борьбы с заиканием придумано множество. От гипноза и специальных компьютерных программ до логопедического массажа и таблеток. Традиционная медицина настаивает на комплексном подходе к лечению, в котором занятия с психологом имеют не меньшее значение, чем с логопедом. Заикание сильнее всего бьёт по самооценке человека. Подарить пациенту уверенность в себе не менее важно, чем научить его говорить без запинок.

Алексей Белан, заведующий отделением патологии голоса и речи для взрослых ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи»: «Чем увереннее чувствует себя человек, тем спокойнее он относится к заиканию. Есть даже такие направления в работе с заиканием, где говорить хорошо и не учат. Учат только вести себя хорошо, спокойно, уверено и заикаться с лёгким сердцем».

Гость в студии — МАРИНА СОКОЛОВА, логопед

Ведущий: Подробнее о таком изъяне речи, как заикание, мы поговорим с профессиональным логопедом Мариной Соколовой. Марина Борисовна, добрый день.

Ведущий: Сумели ли ученые выяснить все причины, из-за которых бывает заикание?

Гость: Причин великое множество. И конкретно какую-то главную причину пока еще не выяснили. Заикание не передается по наследству, а предрасположенность по наследству передаваться может. Действительно, есть дети, у которых кто-то из близких страдает этим дефектом речи, и они находятся в группе риска.

Ведущий: Если человек находится в группе риска, то чего ему не стоит делать или что-то нужно предпринять для того, чтобы все-таки не начать заикаться?

Гость: Но здесь надо учитывать, что заикание — это детский дефект речи, который появляется в период становления речи. Если родители, зная о том, что в их окружении есть заикающиеся, заметили, что у ребенка появились какие-то изъяны, конечно, им надо срочно обратиться к логопеду. И не верить тем, кто считает, что, если это похоже на поломку в речи, что это заикание само собой пройдет. И как можно быстрее восстановить речь. Такие способы есть. И на самом первом этапе возникновения речевых судорог заикание легко исправимо.

Ведущий: А какие приемы? Как устраняют заикание?

Гость: Самый простой прием — это начинать говорить с ребенком очень медленно, просто по слогам. Это самый простой прием. И, в общем-то, бывает так, что этого достаточно для того, чтобы речь снова пришла в норму. Если так не получается, тогда мы предлагаем целую программу.

Ведущий: А в каком возрасте у детей выше всего риск появления заикания?

Гость: Всегда считалось, что это возраст с 3 до 4. Но этот период может колебаться. И сейчас заикание помолодело, и очень много малышей, которым едва исполнилось 2 года, уже начинают заикаться.

Ведущий: А у взрослых людей может появиться заикание? Никогда не было и вдруг ни с того ни с сего возникло.

Гость: Да. Это удел, видимо, тревожных мнительных людей. Это одна ситуация. Потом убыстрение темпа речи. Если я заговорю не своим темпом, то в моей речи будут неплавности. Если я, например, сегодня не готова рассуждать на темы, эта ситуация экзамена, на которые мне необходимо рассуждать, в этой ситуации я тоже не буду говорить плавно.

Ведущий: А может ли заикание в определенном смысле слова быть заразным? Допустим, брат заикается, и сестренка, глядя на него, тоже начнет так же не плавно говорить.

Гость: Иногда, если, например, тот старший брат, у которого есть заикание, большой авторитет в глазах у малыша, то этот малыш он может ему просто подражать, потому что он будет считать, что это красиво. Такое может быть.

Ведущий: Эта проблема может прогрессировать? То есть всё хуже и хуже, он будет обладать всё более и более напряженной, мучительной речью.

Гость: Конечно. Заикание иногда бывает настолько тяжелым, что, слушая человека, ты понимаешь, что заикание просто зачеркивает его жизнь, просто лишает его возможности нормально существовать. И как сложится жизнь человека с заиканием, тут зависит от многих факторов. От того, какой у него характер, от его окружения, от близких, от учителей. Ну поэтому заикание надо исправлять как можно быстрее.

Ведущий: Большое спасибо, Марина Борисовна. Опытнейший логопед Марина Соколова подковала нас знаниями насчет заикания. Вот что хорошо бы запомнить каждому.

Подобный дефект речи напрямую по наследству не передаётся. Но с генами мы можем получить предрасположенность к более лёгкому появлению таких проблем.

В группе особого риска дети 3-4 лет. В этом возрасте они начинают говорить быстрее и разнообразнее, неизбежно спотыкаются при произнесении сложных слов и фраз.

Тут родители должны проявить внимание и вынудить детей говорить помедленнее. А для этого сами не должны тараторить.

Если же изъян стал явным, да к тому же в роду есть заики, то, очевидно, что пора к логопеду.

Потерять плавность речи могут не только малыши, но и школьники, и даже взрослые люди. Испуг, тяжёлые переживания. Причин множество.

Заикание обязательно нужно устранять. Иначе речь быстро станет настоящим истязанием и спровоцирует глубокие психологические недуги.

источник

Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

Причинами заикания у детей в два-три года являются:

Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.

  • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
  • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
  • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
  • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
  • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
  • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, — менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
  • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
  • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
  • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.

Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, — песочница, переливание воды, игры с крупами.

Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

источник

Заикание — нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания — логоневроз (навязчивый страх общения).

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу.

Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания — накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные — психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине — «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) — центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих — слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.

На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей — правое.

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).

* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки — уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо, совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Далее голос преобразуется в артикуляционном отделе: образуются звуки речи при движениях губ, а также при приближении или прикосновении языка к небу, зубам и их альвеолам.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии — и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и — дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных — реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит, они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы — не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Наследственная предрасположенность

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами, простейшими, бактериями, грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Встречается нечасто — и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты, менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

  • Клоническое заикание — когда несколько кратковременных судорог, следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание — если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное — заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное — заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) — дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще — в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь — к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия — боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, — к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности, была угроза выкидыша, асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед — специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный — от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна — заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» — методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики — поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации

Методика Силивестрова

Длительность — от 3 до 4 месяцев. Курс — 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный. Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный. Переходят от тихой речи — к громкой, а от спокойного вида деятельности — к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный. Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения — 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Далее проводится профилактика рецидивов (возврата симптомов заболевания).

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем — пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении

Особенность методики — синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Больные логоневрозом — талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное — помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы — особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня.
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение — для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием.
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент — выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример — знаменитости, поборовшие свой недуг.

источник

Читайте также:  Адаптол помог при заикании