Меню Рубрики

Коррекция заикания с помощью руки

Козлова Марианна Вадимовна

Центр патологии речи и нейрореабилитации

Логопедическая коррекция заикания у детей.

Авторская методика. Практические пособия.

Kozlova Marianna Vad­imovna. Speech Pa­thology and Neuroreh­abilitation Center .
Speech therapist. Moscow.

Logopaedic correction of stammering in children.

Author’s methology. Practical handbooks.

Ключевые слова: заикание, плавность, речевое дыхание, паузы, ритмичность, послоговое чтение, планирование высказывания.

Key words: stammering, fluency of speech, speech breathing, pauses, rhythmicity, reading by syllables, planning of utterance.

Представленная методика по логопедической коррекции заикания у детей включает в себя: формирование плавности речи с использованием метода «ниточки»; использование методов ритмичной речи, исходя из возрастных особенностей ребёнка и тяжести заикания; обучение и автоматизация навыка послогового чтения; последовательное обучение планированию собственного высказывания.

The presented logopedic children’s stammering correction methodology includes: development of speech fluency using the method called «thread»; the use of rhythmic speech methods, based on the age specifics of the child and the severity of stammering; learning and automation of the reading by syllables skill; step-by-step training in planning self-sustained statements.

Заикание – «один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе»[1]. «По данным ученых, как российских, так и зарубежных, в 90-е годы прошлого столетия заикались примерно 2% детей от их общего числа»[1]. Селиверстов [2] в 2001 году приводит следующие данные: «результаты обследования речи у школьников дают не всегда одинаковую картину распространенности заикания среди них: от 0,75 (М.В.Серебровская, А.Л.Капустин) до 7,5% (Шельтинг)».

Опираясь на личный опыт работы с заикающимися детьми, можно привести для сравнения следующие данные. За три года с 1990 по 1992 включительно было пролечено в Центре патологии речи г.Москвы 291 ребёнок с заиканием. При этом на лечение принимались дети со всей России, которые приезжали летом на интенсивный курс. За семь лет, с 2011 по 2017 год, здесь же было пролечено 2771 ребёнок в возрасте от 3 до 14 лет. Все дети были только с Московской пропиской. Отказа в необходимой помощи по причине недостаточного количества специалистов не было ни в 90-е годы, ни сейчас. При сборе статистических данных не учитывались обращения с инициальным заиканием, когда положительные результаты были на фоне медикаментозного лечения и охранных мероприятий. Таким образом, мы видим, что в среднем в 90-е годы было 97 обращений в год, а в настоящее время — 396, и только по Москве. Это даёт нам основание утверждать, что за последние 25 лет распространённость заикания увеличилась минимум в 4 раза. Поэтому вопрос о коррекции заикания остаётся как никогда актуальным. Также хочется отметить, что если в 90-е годы начало возникновения заикания у детей чаще всего приходилось на возраст 3-5 лет, то последние 10 лет — это 2-3 года. И возникает ещё одна очень актуальная тема – это коррекция заикания у детей с такого малого возраста. Так как мы все прекрасно знаем, что чем меньше «стаж заикания», тем легче навсегда попрощаться с этой речевой проблемой.

Проблемой заикания у детей и взрослых специалисты Центра патологии речи г.Москвы занимаются более 40 лет. В основу работы по оказанию помощи заикающимся был положен принцип комплексного лечения, разработанный Шкловским В.М.. Были определены основные подходы к этой проблеме, разработаны методики (Визель Т.Г. [3], Резниченко Т.С. [4]).

В нашем отделении дневного стационара для детей с заиканием ЦПРиН работают: психиатры, невролог, психотерапевт, психологи, логопеды, логоритмисты, эрготерапевт, массажист. Именно взаимодействие этих специалистов дают положительные результаты. Поэтому мы не будем ещё раз обсуждать важность и необходимость комплексного воздействия, а остановимся конкретно на рассмотрении логопедической работы при заикании. Также целесообразно обсудить дифференцированный подход к детям разных возрастных категорий. И выбор метода воздействия в зависимости от тяжести заикания.

Поварова И. А. [5] отмечает, что «в настоящее время в специальной литературе представлены некоторые приемы логопедической работы с заикающимися (освещающие только отдельные стороны интересующей нас проблемы).»

Практикующие логопеды имеют возможность активно изучить теоретический аспект коррекции заикания. Но до сих пор не было ни одного пособия, по которому можно было бы последовательно работать по этой проблеме. ​И на начальном этапе логопедической коррекции заикания специалисты задаются множеством вопросов:

— А как объяснить маленькому ребёнку, что надо говорить плавно?

— Как работать с темпом речи и научить ребёнка ощущать его?​

— Как работать с развитием долгого речевого выдоха?​

— Как научить равномерно распределять воздух на всю фразу?

— Как дать ребёнку понимание, что нужно говорить на одном речевом выдохе?​

— Как формировать паузы, чтобы избежать сбоя дыхания при проговаривании рассказа?​

— Как избежать формирования сопутствующего движения?

— Как лучше напоминать ребёнку, чтобы он говорил по-новому, без заикания?​

— Как сформировать мотивацию говорить на занятии без заикания?​

— В любом ли возрасте доступна коррекция с помощью ритмичной речи?

— Возможно ли сочетание методов коррекции ритмичной и плавной речи?

-Возможно ли формирование ритмов у маленьких детей через обучение послоговому чтению и влияет ли это на результативность коррекции заикания?​

— Как обучать послоговому чтению детей с 3-х лет?​

Очень надеюсь, что в данной статье и разработанных пособиях интересующиеся специалисты найдут ответы на вопросы, что облегчит работу с такой сложной проблемой, как заикание.

Методика работы по коррекции заикания, представленная в данной статье, формировалась в ходе практической работы автора в течение трех десятков лет. А в последние десять лет, когда более 700 детей в возрасте от 3 до 14 лет получили занятия с автором по разработанным упражнениям, отшлифовывались тонкости данного подхода, путем наблюдения за первичными и отдаленными результатами. На основании этого были разработаны и изданы методико-практические пособия в серии «Школа красивой речи»: «Формирование плавности речи»[6], «Автоматизация плавности речи» [7], «Формирование ритмичной речи (готовится к изданию)», «Учимся читать» [8] в 2 частях.

Представленная методика опирается на основные принципы коррекции заикания:

1. Сознательное замедление темпа речи является основным принципом всех коррекционных мероприятий, по мнениюМ. Zеетап (1962),несмотря на видимое их разнообразие. При замедлении речи у заикающихся устанавливается правильная согласованность дыхательных, голосовых и артикуляционных движений, в значительной мере уменьшается мышечная напряженность и судороги. Некоторые исследователи считают замедление темпа речи не только необходимым, но и достаточным лечебным воздействием. (Р. А. Resick, Р. Wendiggensen, S. Аtes, V. Меуеr, 1975)

В представленнойздесь методике используется замедление темпа речи в виде плавности или ритмичности, в зависимости от возраста ребёнка и тяжести заикания.

2. Принцип «постепенного воспитания речи от сопряженного произношения до нормальной речи» (Власова 1959)

Логопедическая работа проводится от сопряженной речи, отражённой, диалогической, рассказов, пересказовдо спонтанной речи.

3. «…речевые упражнения усложняются в зависимости от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, от видов деятельности, в процессе которых происходит речевое общение» пишет Селиверстов В.И.

Структурная сложность – начинаем работать от звука к слову, фразе. От простой фразы к распространенной и до сложноподчиненных предложений. От фразы к рассказу и пересказу.

Различная подготовленность – от фразы с опорой на услышанныйвопрос до самостоятельного составления предложения с заданным словом, от проговаривания подготовленного текста с опорой на картинки-символы до самостоятельного фантазирования.

Различные виды деятельности – от организованной речи на занятии в условиях кабинета до тренингов — выступлений перед незнакомыми людьми с различным по сложности подготовленным материалом. И до самостоятельных спонтанных тренингов.

4. «Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации. есть необходимость формирования ритмоинтонационной организации устной речи, являющейся одним из важных звеньев в комплексном методе коррекции заикания», отмечает Поварова И.А. [5].

Темпоритмическая организация речи происходит на занятиях логоритмики, на логопедических занятиях в упражнениях по ритмизации речи (в зависимости от возраста ребёнка и тяжести заикания), а также при обучении послоговому чтению.

В данной статье используется несколько понятий. Таких понятий как: речь на самоконтроле, речь с внешним контролем, речь с внешней помощью, речь с сопутствующим движением. Чтобы было легче понять, давайте обсудим, что обозначает каждое.

Речь на самоконтроле. Ребёнок принял новый навык речи без заикания, освоил его и старается говорить по-новому, прислушиваясь к своей речи и применяя навыки, данные на занятиях.

Речь с внешним контролем. Ребёнок принял новый навык речи без заикания, освоил его и старается говорить по-новому, но ему трудно самостоятельно применять навыки, данные на занятиях. Для использования умения пользоваться «красивой речью» ему нужно напоминание (очень мягкое и тактичное) взрослого, будь то логопед, или родитель. Или таким «напоминанием» может послужить атмосфера кабинета, вид здания, где проводятся занятия, или грамота на стене, которую вручила логопед (из рассказов родителей). Также одна мама рассказывала, что у сына очень сильное заикание проявлялось и дома, и во время дороги на занятия, но стоило ему войти в калитку на территорию Центра патологии речи, как речь резко менялась, и мальчик начинал говорить спокойно и без заикания. Вот это очень яркий пример внешнего контроля.

Речь с внешней помощью. Ребёнок активно пробует использовать те способы речеговорения, которым обучает его логопед, но говорить без заикания получается пока только с внешней помощью. Такой помощью могут быть различные варианты движения пальцев или кисти руки (рук), звук метронома (возможно в наушниках).

Речь с сопутствующим движением. Это тот вариант речи, который мы постараемся не сформировать у ребёнка. О сопутствующем движении мы говорим тогда, когда ребёнок может говорить без заикания, ему не требуется внешняя помощь, но имеется стойкая фиксация сопровождения речи движением. Такой вариант появляется иногда самостоятельно. Ребёнок ощущал, что ему легче говорить, когда он сопровождает свою речь каким-то движением, и путем многочисленного повторения сам это зафиксировал. Другой вариант – формирование и автоматизация речи с сопутствующим движением на занятиях по коррекции заикания. Такое происходит, когда на первом этапе есть необходимость во внешней помощи, но затем при уменьшении тяжести заикания и расширении возможности говорения не был проведён этап автоматизации «красивой речи» без движения-помощи. И у ребёнка стойко сформировалось понимание, что «красивая речь» — это речь с движением. Такими движениями могут быть отстукивание ногой, раскачивание телом, «дирижирование», движения головой и (или) носом.

Итак, методика представлена в пособиях серии «Школа красивой речи»: «Формирование плавности речи» [6], «Автоматизация плавности речи» [7], «Формирование ритмичной речи (готовится к изданию)», «Учимся читать» [8] в 2 частях и с использованием «Занимательного букваря» Резниченко Т.С. [9].

Сначала представлю основные моменты данной методики, а затем подробно остановлюсь на использовании каждого способа коррекционного воздействия в зависимости от возраста ребёнка, опираясь на свой многолетний опыт и результативность.

В представленных пособиях впервые описывается, какими способами объяснять ребёнку, как говорить по-новому. И вводится новый метод под названием «ниточки». Предложенные упражнения рассчитаны на работу с детьми, начиная с 3 лет. Но являются универсальными для коррекционной работы с детьми любого возраста. Специалист может выбирать, с какого способа коррекции начинать, сколько по длительности выполнять упражнения каждого пособия и когда переходить к следующему этапу. Это зависит от: возраста, тяжести заикания, принятия ребёнком предложенного способа, возможности усваивать новые навыки и временем их автоматизации каждым конкретным ребёнком.

В книге «Формирование плавности речи» [6] предлагаются упражнения для коррекции заикания, начиная работу со звуков, слов, фраз различной сложности, упражнения по развитию долгого речевого выдоха, а также по формированию правильных пауз, чтобы ребёнок смог овладеть навыком правильного речевого дыхания в связной речи. Каждое упражнение сопровождается комментариями, где доступным языком рассказывается, как объяснить ребёнку задание, и зачем оно необходимо. А также объясняется родителям, что ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на том, что он должен сделать вдох перед вступлением в речь и говорить на выдохе. «Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребёнок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха», пишет Белякова Л.И. [10]. А многие родители рассказывают, что логопед на занятиях давал четкую инструкцию: сделай вдох, потом говори. И после чего у ребёнка усилилось заикание, чаще всего в виде дыхательной судороги, или появился нарочито шумный вдох, на котором ребёнок теперь фиксирован, или сформировано сопутствующее движение носом, головой. Для того, чтобы избегать таких ошибок, в пособии «Формирование плавности речи» предлагаются упражнения с использованием рисования «ниточки», что оказывает визуальную поддержку для формирования долгого речевого выдоха. Вводится также понятие «ниточка порвалась». Взрослому ясно, что это обозначает нехватку речевого выдоха для проговаривания фразы. А ребёнок сможет понять и почувствовать, как управлять своим дыханием, чтобы проговорить всю фразу без дополнительного добора воздуха или перехода к речи на вдохе в середине фразы. Исходя из собственной обширной практики и анализа результатов обследований в детском отделении заикания ЦПРиН, можно сказать, что очень незначительный процент детей говорят только на вдохе. Но значительное количество имеет дизритмию дыхания, то есть укороченный выдох, когда после нехватки воздуха делается дополнительный добор воздуха или переход к речи на вдохе. Поэтому вывод однозначный – надо развивать долгий речевой выдох. А вот в инструкции — сделать вдох и говорить на выдохе — нет никакого смысла, особенно для самых маленьких детей.

Когда у ребёнка развит достаточный выдох, то он торопясь, пытается сказать несколько фраз, не останавливаясь, что приводит к «захлёбыванию», и или провоцирует судорогу, или переходит на речь на вдохе. И таких детей большинство. Если научить делать правильную паузу, то ребёнок после неё физиологично делает вдох и продолжает говорить на выдохе, равномерно распределяя имеющийся воздух. Паузы также формируются с помощью метода «ниточки».

Главный момент в коррекции заикания – это формирование плавности речи. Плавность речи не является самоцелью, а служит начальным моментом для создания новой программы речеговорения. Когда к ребенку придет ощущение, как можно говорить без заикания и появится возможность «переключаться» на новую «красивую речь», можно не настаивать на плавной речи, так как уже сформирован контроль за темпом речи, умение проговаривать фразу на одном выдохе, правильные паузы. Но занятия продолжать необходимо и дальше для достижения автоматизма, чтобы осознанный контроль перешел в бессознательный.

Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

На начальном этапе на занятиях объяснить школьнику, что хочет от него логопед и как надо говорить, достаточно легко. Но чем младше ребёнок, тем сложнее. А сейчас очень много детей, которым необходима коррекционная работа уже в возрасте 3- 4 лет.

Как объяснить, что надо говорить плавно? Логопеды используют для этого образец своей речи. Но большинство ребятишек, особенно самых маленьких, не могут уловить эту плавность, принять эту новую речь и понять, как произнести также. Тогда специалист использует плавное ведение рукой совместно с речью. Дети с большой старательностью подхватывают это, и таким образом формируется сопутствующее движение. И навык «красивой речи» будет чётко ассоциироваться с движением руки. Если ребёнка попросить впоследствии не сопровождать свою речь движением руки, говоря, что он уже умеет «красиво говорить», то он начинает раскачиваться всем телом. Так как же на первом этапе ребёнку объяснить и дать почувствовать плавность речи? Для этого разработан метод «ниточки», что представлено в последовательных упражнениях.

Представляю новый метод коррекции заикания — «ниточки», благодаря которому:

— у ребёнка формируется чувство плавности речи;

— взрослый может повлиять на темп речи, ведя руку ребёнка по листу бумаги медленно;

не формируются сопутствующие движения. После периода формирования нового речевого навыка дети легко отказываются от рисования надоевших уже «ниточек» и самостоятельно контролируют «красивую речь». Нет карандаша — нет движения.

— ребёнок понимает, как он может говорить на одном дыхании, то есть на одной «ниточке», не прерывая её;

— возможность развития долгого речевого выдоха;

— имеется визуальная поддержка говорения на одном речевом выдохе.

— ребёнок учится равномерному распределению воздуха на целую фразу и делает это осознанно, благодаря «ниточке».

-появляется возможность работать с паузами в сложных предложениях, стихах и рассказах, что позволяет делать вдох вовремя, не получая при этом словесной инструкции взрослого. Благодаря этому не происходит вмешивания в физиологический процесс дыхания, а идёт очень мягкое его развитие.

видение пауз также помогает научиться их чувствовать и делать;

— формируется условный символ: «скажи красиво, как на «ниточке», благодаря которому ребёнок «переключается» на новый вид речи, что отмечают практически все родители;

— длительная работа с «ниточкой» даёт возможность формирования мотивации говорить по-новому, «красиво», формируется самоконтроль. Это происходит тогда, когда мы разрешаем не рисовать «ниточку», а самостоятельно говорить «красиво», контролируя темп и плавность. Для того, чтобы не рисовать уже надоевшие линии, ребёнок «включает» собственное желание «говорить красиво».

— после того, как дети освоили навык говорения плавно, рисуя «ниточки», и уже могут говорить самостоятельно, «включая» навык «красивой речи», данные упражнения очень полезно продолжать практически на каждом занятии в виде разминки. Как отмечается специалистами и родителями эти упражнения хорошо успокаивают ребенка, дают возможность вспомнить, как он говорит красиво и настроить на дальнейшие речевые упражнения.

Резниченко Т.С. [4] пишет, что «речевое действие можно определить как программирование высказывания, осуществление программы, а также сопоставление того и другого». Заикающийся ребёнок должен «преодолевать такие трудности, как выбор языковых единиц и комбинирование их в последовательные ряды». И именно на формирование программирования речевого высказывания сделан акцент в представленных книгах. На первом этапе – обучение формированию фразы и её активизация. Затем обучение планированию рассказа-описания, пересказа с использованием картинок-символов. И на финальном этапе — самостоятельное составление связного текста, прорисовывая последовательно каждое предложение для визуальной поддержки, чтобы затем развить у ребёнка возможность мысленно представлять зрительные образы при спонтанном планировании собственного высказывания. Это формируется при выполнении упражнений, представленных в книгах «Автоматизация плавной речи» [7] в двух частях, которые являются последовательным продолжением коррекционного процесса после начального этапа формирования плавности. В них продолжается работа на уровне фразы, но задания усложняются. И начинается работа по автоматизации речи без заикания в связной речи в виде составления рассказа-описания, используя картинки-символы, составления рассказа по сериям картинок, также используя символы для формирования плана высказывания, пересказы. Предлагаются упражнения по проведению тренингов вне кабинета. Благодаря длительному последовательному периоду автоматизации навыка говорения без заикания сознательный контроль за речью переходит в бессознательный. А значит, происходит вытеснение старой программы с заменой на новую, где в речи отсутствует заикание.

В книге «Формирование ритмичности речи» — представлен комплекс последовательных упражнений для работы с ритмами. Не у всех детей есть возможность справиться с заиканием только на плавности, поэтому необходимо подключить ритмичность. Но также мы по опыту знаем, что не все дети принимают ритмы, и чем они младше, тем хуже. Поэтому индивидуальный подход в коррекционной работе остаётся важным.

При необходимости работы с ритмами на начальном этапе используем поддержку движением рук, чтобы ребёнок тактильно ощутил ритмы и была внешняя помощь. Но как только появилась возможность говорить ритмично на самоконтроле, убираем любые движения, чтобы не автоматизировать сопутствующие движения.

На занятиях сначала слова и простые фразы охлопываются по столу левой – правой рукой попеременно. Затем ритмы формируются с помощью «пирожков», то есть отхлопывание слогов ладонями, но, переключая справа налево захват кисти рук и обратно. Большинству детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такого комплекса упражнений достаточно, чтобы перейти на ритмичную речь без тактильной помощи, пользуясь самоконтролем. В случае если необходима внешняя помощь, предлагаются упражнения с отбиванием ритма большим пальцем руки по кисти, сложенной в кулак. Но чаще дети предпочитают помогать себе отстукиванием указательным пальцем по столу, бедру или по сложенным на груди рукам. Для детей старшего школьного возраста предлагаются упражнения с пословным ритмом.

Последовательность и длительность предложенных упражнений в пособиях «Формирование плавности речи» [6] «Автоматизация плавности речи»[7], «Формирование ритмичной речи» не является обязательной. Специалист индивидуально варьирует в зависимости от тяжести заикания, возможности перехода на речь без заикания при использовании того или иного способа коррекции, а также от времени формирования и автоматизации навыка каждого конкретного ребёнка.

Резниченко Т.С. [4] в своей диссертационной работе доказала, что имеется значительная «эффективность обучения чтению при преодолении заикания у дошкольников». «Обучение чтению может выступать в качестве необходимого компонента логопедических занятий, что статистически подтверждено в ходе сопоставительных исследований: число заикающихся дошкольников, достигших основного критерия эффективности — полной адаптации в микро- и макросоциуме, — втрое выше среди тех, кто проходил курс лечения, включающий обучение чтению, по сравнению с заикающимися детьми, одновременно проходившими тот же курс без обучения чтению».

Поэтому в коррекционный логопедический курс вводим обязательно обучение послоговому чтению. Именно эта техника послогового чтения является самым мягким и доступным способом знакомства ребёнка с чтением. Этот способ позволяет развивать речевые ритмы, что благоприятно сказывается на дальнейшем усвоении устной речи, а также является основой логопедической работы по коррекции различных нарушений речи у детей, в том числе заикания. И правильность этого подхода доказана нашими многочисленными многолетними наблюдениями. Для обучения послоговому чтению используем «Занимательный букварь» Т.С. Резниченко [9]. Но не всем детям легко дается навык восприятия и запоминания слогов, а также их различение. Поэтому разработано пособие «Школа красивой речи. Учимся читать» [8], где детям предлагается запомнить название слога, опираясь на слово, которое начинается на этот слог, в виде картинки-символа. Ребёнок воспринимает слог как картинку, запоминая его как стишок: МА – машина, ША – шарик и т.д. Далее учим называть только слог, объясняя, что картинка это наш с тобой секрет, глазки смотрят, но мы секрет никому не говорим. Это условие достаточно быстро принимается ребёнком, и затем он уже читает слова и фразы из этих слогов, где картинка-символ сохраняется, чтобы иметь зрительную опору, и малышу не приходилось мучительно вспоминать, как звучит этот слог, а формировалось ощущение, что читать – это легко и интересно. В данном пособии берутся слоги только с гласной «а». После такого подготовительного обучения продолжаем работу с использованием «Занимательного букваря» [9].

Теперь необходимо обсудить, как использовать представленные коррекционные способы в зависимости от возраста ребёнка и тяжести заикания. Исходя из многолетнего и очень многочисленного опыта, в моей практике выработались следующие принципы:

— для детей 3-4 лет основной работой должна стать коррекция речи через формирование плавности. Ритмичная речь в этом возрасте не принимается детьми. Они чаще всего напрягаются и пугаются. Поэтому только при сильном заикании, когда упражнения по плавности не помогают, можно применить ритмы, и то только в виде отхлопывания по столу. «Пирожки» не дают никакого эффекта, так как не сформирована ещё на необходимом уровне моторика, и вызывают напряжение.

Также начинаем обучение послоговому чтению, используя пособие «Школа красивой речи. Обучение чтению. Часть 1».

— для детей 4-5 лет также основным является способ — плавность речи, то есть метод «ниточки». Но рекомендуется при отсутствии занятий по логоритмике разминка в виде упражнений с ритмичной речью.

Знакомить с послоговым чтением начинаем с пособия «Школа красивой речи. Обучение чтению. Часть 1». Затем продолжаем работу по «Занимательному букварю» Резниченко Т.С.

-для детей 5-7 лет (дошкольники) можно курс занятий начать с ритмичной речи: отхлопывание по столу левой и правой рукой попеременно, затем переход к речи с «пирожками» и потом самостоятельная ритмичная речь без помощи рук. Как только видим, что ребенок может говорить без внешней помощи, убираем руки, чтобы не сформировать сопутствующих движений. Затем переходим к обучению плавной речи. А ритмичную речь используем только как разминку в начале занятия. В индивидуальных случаях, когда у ребёнка говорить без заикания получается только «на ритме», бывает необходимо оставить в основе речеговорения ритмичность, но накладывая при этом плавность.

Послоговое чтение — по «Занимательному букварю» плюс чтение таблиц слогов на разные виды дифференциации по книге «Школа красивой речи. Обучение чтению. Часть 2».

-для младших школьников в начале курса занятий активно и длительно используем ритмичную речь, начиная с серии слогов разной длины, стихов, фраз. Затем чтение, пересказы, рассказы, диалоги, тренинги. Этапность формирования ритмичной речи такая же, как описывалось выше. Если ребёнок очень фиксирован на своей проблеме и может говорить, только помогая себе движением, и ему необходима внешняя помощь, которой также является движение рукой, то оставляем ему возможность помогать себе, но ищем способ, как это делать. Часто ребёнок сам выбирает тот способ, который для него более приемлем из предложенных специалистом. Это отхлопывание ритма большим пальцем по зажатому кулаку, который можно спрятать в карман. Или указательным пальцем по сложенным рукам на груди. Иногда ритмы ребёнок предпочитает отбивать себе каким-то предметом, который крутит в руках. Здесь надо предоставить возможность выбора, чтобы было комфортно. Не надо поощрять стучание ногой и раскачивания туловищем в ритм речи, в дальнейшем это получается очень активно проявляющимся и вызывает отрицательные эмоции окружающих людей.

Если ребёнок может справиться с заиканием при речи «на ритме» без помощи руки, то начинаем формировать плавность. Это очень актуально, потому что именно в этом возрасте большинство детей «бунтуют» против речи «на ритме», называя её — «как робот». Свой протест они аргументируют тем, что в школе так говорить не смогут, и все будут смеяться. Когда ребёнок обучается плавности, в основе которой остаётся ритмичность, то он легче принимает этот способ и активнее его использует, чтобы преодолеть судорогу, и даже соглашается, что таким видом речи он может говорить везде.

Также на начальном этапе коррекции работаем с послоговым чтением с помощью таблиц «Школа красивой речи. Обучение чтению. Часть 2», «Школа красивой речи. Пособие для школьников». Затем чтение фраз, текстов.

— старшие школьники (12-14 лет). Вначале я предпочитаю брать различные речевые упражнения, используя метроном. Затем – «пирожки» и ритмичная речь на самоконтроле без рук. Далее часто приходится даже в условиях группы работать с применением индивидуальных приёмов.

Плавность речи обязательно используем, но как показывает практика, подростки неохотно её используют. Они чувствуют, что ритмы им больше помогают, но при этом не хотят говорить так, потому что послоговой ритм ощущается нежизненным. Хотя тренинг в виде рэперов выполняют охотно и весело. Наиболее приемлемым чаще всего оказывается для ребят пословный ритм, когда паузы надо делать не после каждого слога, а после каждого слова. Метод пословного ритма даёт ощущение, что они говорят, как ораторы с трибуны, и при этом огромную радость, что могут говорить и справляться с заиканием. И именно в этом возрасте можно и нужно открыто говорить с ребёнком о его заикании, называя всё своими именами.

При очень тяжелом заикании, когда есть возможность говорить только при сильном внешнем раздражителе – метрономе, работаем с наушниками. Ребёнок вставляет один наушник в ухо, где звучит метроном. Сейчас никого не удивить людей с наушниками, поэтому реакция ребёнка на такой вид помощи положительная. И на занятиях тренируемся, меняя скорость ритма метронома. Конечно же, при первой возможности говорить без такой уловки, продолжаем коррекцию с «пирожками» и далее, что представится возможным.

Для того чтобы коррекционный процесс прошел успешно, нужно, чтобы в логопедической работе было реализовано несколько этапов.

  1. Логопеду необходимо понять, какой метод коррекции нужен конкретному ребёнку, исходя из его возраста и тяжести заикания. Не всегда это понятно сразу, иногда только наблюдая проявления заикания в динамике и пробуя разные подходы, получается подобрать нужные методы и способы.
  2. Во время занятий ребёнок должен понять, что от него хочет логопед, то есть, как ему говорить по-новому.
  3. Очень важный момент. Ребёнок должен не только понять, но и принять то, чему его обучают. Многие дети отвергают новый стиль речи, и поэтому в таком случае приходится изобретать способы мотивации и поощрений для каждой конкретной личности.
  4. Этап автоматизации речи без заикания при внешнем контроле, которым может являться логопед, родитель, ситуация кабинета или другое, что спровоцирует ребёнка «включить» новый навык.
  5. Ребёнок должен захотеть говорить по-новому. Это происходит, когда он чувствует, что при использовании нового способа, ему значительно легче. Многие родители на этом этапе отмечают, что их малыш начинает говорить, затем останавливается и как бы «переключатся» на новый стиль речи. То есть ребёнок, почувствовав, что начинает проявляться судорога, интуитивно переходит на тот способ говорения, когда он может преодолеть ее, что подсказывает ему имеющийся опыт на занятиях. А также логопед совместно с родителями вырабатывает, как дать мотивацию говорить не только на занятиях, но и дома с родителями, и в других ситуациях.
  6. Этап, когда ребёнок осознанносамостоятельно использует навык «красивой речи» и получает от этого удовольствие, то есть мы имеем речь на самоконтроле. Это происходит только тогда, когда навык сформирован, автоматизирован, и создана правильная мотивация со стороны родственников.
  7. И последний, самый долгожданный этап, это когда после осознанно контролируемой речи без заикания появляется бессознательный контроль. Причем этот последний этап у маленьких детей может наступать без этапа осознанного контроля. Но чем старше ребёнок, а тем самым больше «опыт» заикания, тем длительнее будет этап осознанного контроля.
Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

Таким образом, представленная методика по логопедической коррекции заикания у детей включает в себя:

— формирование плавности речи с использованием метода «ниточки», благодаря которому появляется у ребёнка ощущение плавности с помощью зрительной опоры, понижается и контролируется темп речи, формируется долгий речевой выдох, проводится работа над паузированием; появляется возможность формирования осознанного самоконтроля за своей речью.

— использование методов ритмичной речи, исходя из возрастных особенностей ребёнка и тяжести заикания.

— обучение и автоматизация навыка послогового чтения.

— последовательное обучение планированию собственного высказывания.

  1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений.. — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.
  2. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений. 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. АСТ, 2009. — 224стр.
  4. Резниченко Т.С. Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2007
  5. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб: Питер, 2004
  6. Козлова М.В. Школа красивой речи. Формирование плавности. М.: В.Секачев, 2018.
  7. Козлова М.В. Школа красивой речи. Автоматизация плавности. М.: В.Секачев, 2018
  8. Козлова М.В., Разуваева Е.В. Школа красивой речи. Учимся читать. М.: В. Секачев, 2018.
  9. Резниченко Т.С. Занимательный букварь для детей с тяжелыми нарушениями речи. М. Гном, 2002
  10. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998

источник

Здесь излагается одна из наиболее важных составных частей разработанной нами методики, составляющей ее отличительную особенность и основное ядро. А именно: привлечение к акту речи «второго артикуляторного аппарата человека» — пальцев ведущей руки. С учетом сложности симптомокомплекса заикания становится очевидной необходимость выделить центральное звено в цепочке патологических изменений. Мы считаем исходным пунктом речевых и психических нарушений при заикании речевые судороги. Как показала практика, сумев предотвратить появление судорог в речи пациентов, мы в значительной степени устраняем и вторичные невротические наслоения. Если исходить из гипотезы, что главной причиной возникновения речевых судорог при заикании является нарушение внутренней синхронизации речевого цикла, то естественно предположить, что с помощью внешней синхронизации можно преодолеть этот дефект. В самом деле, при использовании внешних датчиков ритма, таких, как звуковые и тактильные метрономы, речь заикающихся значительно улучшается. Однако применение подобной техники формирует равнометричную роботную речь, лишенную эмоциональной окраски и малопригодную для общения. К тому же эффект улучшения речи быстро пропадает при отказе от этих устройств. Интересным примером улучшения речи заикающихся при внешней синхронизации является сопряженная речь. Здесь мы имеем дело уже не с равнометричной, а с нормальной, интонационно окрашенной речью, но при этом трудно пролонгировать полученный эффект и перенести навык бессудорожной речи в естественные условия.

Синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки позволяет преодолеть недостатки обоих названных способов. По мнению М. М- Кольцовой, изучающей двигательную активность и развитие мозга ребенка, движения кистей и пальцев рук настолько филогенетически и онтогенетически связаны с движениями голосового аппарата, что есть все основания рассматривать их как орган речи, аналогичный артикулягорному аппарату. Отсюда ясно, насколько важна и естественна корреляция речи с движениями пальцев рук. Движения руки при лечении заикания использовались и другими авторами. Например, Н.И. Жинкин рекомендовал применять жесты для раскрепощения и отвлечения от акта речи. Движения ладоней в тех же целях предлагались А.И. Богомоловой, выработка речеручного рефлекса — А.Г. Шембель и С.С, Ляпидевским.

В нашей методике рука несет совершенно другую функцию. Она не отвлекает от акта речи, не сопровождает ее механическим образом, а упреждая произнесение каждого слога, ведет речь за собой. Это позволяет уже с первых занятий получить практически у всех заикающихся (первоначально на замедленном темпе) разнометричную интонированную речь без спазматических задержек. Н.И. Жинкин указывал: «Как только речь переходит на скандирование, метрическое произнесение слов, заикание пропадает, потому что все слова выравниваются по месту ударения, по слоговой динамике. Заикание возобновляется при разговорной речи, потому что появляется разпомстричность — разнодлительность слогов. Каждая новая перемена метра должна быть предупреждена, только в этом случае речевые эффекторы сработают нормально. Следовательно, речевые упражнения, работа над дыханием не могут привести к положительному эффекту. Практическая задача устранения дефекта сводится к вопросу о восстановлении саморегулирования системы речи. Вперед нужно пустить силу, которая, как на «буксире», потянет за собой переменное упреждение, в дальнейшем его можно ослабить и в конце концов вовсе убрать».

В предложенном нами способе пальцы ведущей руки выполняют роль такого «буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги в разнометричные рисунки слов, согласовывают во времени работу всех речевых звеньев и систем, налаживая нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла. Устраняя прежде всего саму причину возникновения речевых судорог, мы тем самым компенсируем свойственный заикающимся физиологический дефицит. Движения пальцев ведущей руки, кроме всего прочего, диктуют речевому аппарату ритмико-интонапионный рисунок фразы. Они помогают справиться с такими разрушающими речь последствиями заикания, как аритмия, отсутствие правильного слияния слов в синтагме, искажение интонации. Следует подчеркнуть, что к темпу речи не предъявляется при этом никаких специальных требований. Он определяется моторными возможностями пациента на всех этапах работы. В конечном итоге у каждого вырабатывается естественный темп речи. Отлаживая таким образом механизмы внутренней синхронизации, мы восстанавливаем способность мозга таймировать, или, говоря словами Н.И. Жинкииа, восстанавливаем слоговую динамику речи. Другую важную особенность мегода составляет то, что новый речевой стереотип образуется не только с помощью анализаторов естественного речевого цикла, которые могут быть нарушены у заикающихся, но также и через ряд других сохранных анализаторов, связанных с движениями пальцев рук (двигательная кинестезия, тактильная чувствительность). Это способствует, благодаря обратной афферентации, значительно более быстрому формированию речедвигательного навыка, устойчивого к стрессовым воздействиям.

Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания.

В первом случае достоинство метода заключается в том, что у пациентов значительно снижается фиксированность на акте речи, поскольку ответственность за технику речи (темп, слияние слов в синтагме, интонационный рисунок фразы) берет на себя обученная рука, и заикающиеся могут, наконец, как и все нормально говорящие люди, прежде всего думать о смысле высказывания. У них постепенно уходят навязчивые мысли, страх речи, уловки. Иными словами, предлагаемый способ сам по себе дает ясно выраженный психотерапевтический эффект.

При неврозоподобном заикании этот способ лечения позволяет восполнить физиологический дефицит, включая ряд сохранных анализаторов в альтернативные цепочки обратной связи. В логопедической практике чаще всего встречаются смешанные случаи, сочетающие и невротические, и резидуально-органические расстройства — отсюда легко представить, насколько важным качеством методики лечения является ее универсальность.

Методика позволяет также решать проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи. Обученная в ходе основного курса рука становится памятью о новом стереотипе, а со временем — «автоматическим контролером» речи пациента. Процесс автоматизации двигательного навыка протекает при этом в условиях естественного общения и лишь поддерживается через систему микрокурсов.

Основные правила руки заключаются в следующем. Ведущая рука больного должна воспроизводить ритмико-интонационный рисунок произносимой фразы. Для этого больной располагает руку на бедре, пальцы руки слегка согнуты, как при игре на фортепиано. Произнесение первого слога каждой синтагмы, а также все сильные позиции в ней идут вслед за более крепким и длительным нажатием большого пальца. Соответствующие слоги, как и начальный слог в синтагме, произносятся наиболее четко. При таком характере движений руки слоги как бы комбинируются в ритмически организованные структуры слов, обеспечивается интонационно оформленное и слитное их произнесение. Очень важно при этом, чтобы речь, синхронизированная с рукой, не хранила памяти о прежнем заикании, чтобы формирующийся навык был действительно новым, связанным со спокойствием и налаживающейся просодией.

Система интенсивных логопедических занятий по коррекции заикания с помощью руки состоит из нескольких этапов.

На первом этапе, который длится пять дней, главная задача — сформировать у заикающихся навык свободного звукоизвлечения и слогопроизнесения, связать его с состоянием мышечной релаксации, спокойствием и, параллельно развивая мелкую моторику, подготовить ведущую руку к роли естественного синхронизатора речи.

На втором этапе продолжительностью в два-три дня мы уделяем главное внимание обучению большого пальца ведущей руки, технике правильного извлечения звуков на уровне слога, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать технику расслабления.

Третий этап (от пяти до шести дней) состоит в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки уже на уровне слов, несложных фраз. Усложняется работа над интонацией и соответственно повышаются технические требования к руке. Кроме того, совершенствуются навыки, полученные на предшествующих этапах работы.

Четвертый, завершающий, этап (10 дней) связан с окончательным формированием у заикающихся нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированного с движениями пальцев ведущей руки. Здесь используется речевой материал большей степени сложности, происходит первичное закрепление навыка. Продолжается работа над интонацией. Устойчивость речи к стрессовым воздействиям проверяется через систему функциональных тренировок. На этом заканчивается программа основного логопедического курса по методике нормализации речи заикающихся.

В течение первой недели после этапа дестабилизации устойчивого паталогического состояния (УПС) до выработки нового речедвигателыюго навыка устанавливается режим молчания: при необходимости для общения пациенты используют исключительно слоговувю речь, которая гаратирует их от появления судорог. Таким образом, уже начиная с третьего дня курса лечения удается нейтрализовать главное звено в цепочке речевых и вторичных психических нарушений, что способствует дальнейшей амнезии заболевания и организует положительный фон для логопедической работы. Равнометричная послоговая речь сама по себе оказывает дестабилизирующее воздействие на УПС, ее применение значительно снижает эффект эмоционального (личностного) присутствия в речи. Использование слога на начальном этапе чрезвычайно полезно для заикающихся: вернувшись к слогу, они как бы заново начинают ощущать относительную независимость и целостность минимальной единицы речи. Такое упрощение помогает пациентам выработать аналитический подход к речи, создает представление о ней, как о повторяющемся упорядоченном цикле, и служит в дальнейшем для выработки устойчивого алгоритма естественной бессудорожной речи. В то же время сколько-нибудь длительное употребление равнометрической послоговой речи вряд ли целесообразно: во-первых, заикающиеся довольно быстро привыкают к безынтонационной речи, что затрудняет последующую работу по ее коррекции в целом, во-вторых, такая речь, лишенная интонации, со временем начинает их тяготить. Поэтому мы должны стремиться как можно быстрее уйти от монотонной послоговой речи. В рассматриваемой методике послоговая речь не является основой для выработки у заикающихся навыков естественной бсссудорожной речи. Это лишь начальный этап интенсивных логопедических тренировок.

Заикливая речь пациентов, сформированная еще в детстве, переведена на уровень подсознания (включается автоматически), тогда как новый речедвигательный навык еще только складывается и требует поэтому сосредоточенного внимания, дисциплины, многократных повторений (в противном случае можно не получить желаемого результата). Однако многие пациенты не готовы к длительной скурпулезной работе, не умеют концентрировать внимание, быстро утомляются и т. д. Поэтому мы специально занимаемся с группой психотренингом, обучаем способам удержания произвольного внимания, стараемся увеличить его объем, развиваем оперативное мышление. Такие упражнения позволяют существенно повысить эффективность логопедических занятий в целом.

Первый этап имеет своей главной задачей обучение заикающихся правильному слогопроизношению, объединяя его с мимикой, движением рук и туловища, мягкой атакой голоса, соответствующей осанкой и пр., а также новому для них состоянию душевного спокойствия во время речи. Значение этого этапа исключительно велико: если мы свяжем с рукой неполноценный слог, оставшиеся неустраненными следы патологической доминанты могут в дальнейшем вызвать новый всплеск заикания. Предварительно рука должна быть подготовлена к предназначенной для нее роли. Чтобы в процессе произнесения слогов добиться спокойного душевного состояния лечащихся, логопедические занятия должны проводиться на фоне глубокого мышечного расслабления.

Здесь уместно сказать о том, что заикающимся практически незнакомо состояние спокойствия во время речи, само это понятие лишено для них ясного содержания и должно быть выработано в процессе логопедических занятий, а затем в практике реального общения. Первым шагом, ведущим к обретению такого спокойствия, являются вопросы «на темпе подвига». Эта работа проводится на протяжении всего курса логопедических тренировок и помогает убрать часть самых грубых проявлений страхов заикающихся.

Каждое занятие начинается с аутогенной тренировки (АТ), которую мы проводим в основном по методике А.И. Лубенской. Обучая заикающихся навыкам саморегуляции, особое внимание уделяем тому, чтобы у пациентов были расслаблены мышцы лица, шеи, плечевого пояса, рук; зубы должны быть разомкнуты, губы — расслаблены, вялы, рот приоткрыт. Наступление состояния полного покоя, связанное с расширением сосудов, расслаблением мышц и вызывающее погружение пациентов в легкую дремоту, мы соединяем со словом (символом) «пять». И только после этого приступаем к речевым тренировкам.

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

. Отличие нашей методики в том, что новое психическое самоощущение, возникшее после АТ, связывается вначале только со слогом, состоящим из одной гласной, а затем из согласных и гласных. Причем после формулы АТ произносится один звук, за ним следуют формулы АТ и снова звук. После произнесения каждого слога следует полное расслабление, во время которого голова пациента плавно опускается, касаясь подбородком груди; руки и плечи также «опадают». Постепенно каждая пауза в ходе тренировочной речи заполняется спокойствием, становится в сочетании с формулами АТ как бы «микродозой валерианы», которую пациенты регулярно получают в течение всего занятия и во время домашних тренировок. На фоне расслабления и спокойствия, связываемого со словом «пять», произносится каждый речевой отрезок (в данном случае слог). После чего снова сигнал к расслаблению и спокойствию. Голова, руки, плечи при этом должны действительно расслабляться. И так в начале и конце каждого слога. Такой утрированный прием совершенно необходим заикающимся на первых порах, так же как и контрасты: напряжение — расслабление. Со временем мы отказываемся от гротеска, но остается память об умении и необходимости спокойно включаться в речь, расслабляться в паузе. Эта память, наработанная с помощью сознательного контроля и суммирующая ощущения многократно исполненных упражнений, накрепко завязанная с условно-рефлекторным опорным словом («пять»), является наиболее прочной. Параллельно, в рамках коррекции просодической стороны речи заикающихся, мы начинаем обучение пациентов мягкой атаке звука и правильному синтезу слога.

К концу первого этапа заикающиеся в основном усваивают навык свободного звукоизвлечения на слоге. Этот навык связан с новой суммой психологических ощущений и пока еще находится под активным контролем сознания. Прочно усвоенный алгоритм придает пациентам уверенность в том, что они смогут произнести без запинок, технически грамотно, любой слог, в любых условиях. При этом в ходе занятий мы стремимся концентрировать внимание заикающихся не столько на технических приемах правильной речи, сколько на связанных с новой речью внутренних ощущениях.

. Пациенты чрезвычайно тонко чувствуют происходящие с ними перемены. По нашим наблюдениям, заикающиеся становятся активными участниками лечения, начинают реально верить в возможность положительных результатов лишь тогда, когда начинают испытывать спокойствие и удовлетворение от самого процесса работы над речью, в частности над слогом. Это становится реальным в первую неделю занятий. Одновременно мы усиленно готовим руку в помощь речи: привлекаем внимание заикающихся к руке в ходе АТ, вызываем ощущение тяжести и тепла в кистях рук, биение пульса в разных пальцах и т. д. На следующем этапе продолжаем углублять и развивать эту связь, одновременно усложняя алгоритм естественной бессудорожной речи.

Второй этап логопедической тренировки — обучение большого пальца ведущей руки технике правильного движения. Этот этап отличается от первого только тем, что здесь все приобретенные навыки тесно связываются с рукой, с движением ее большого пальца, а дальше это движение условно-рефлекторно вызывает всю гамму ощущений, сопутствующих нормальной речи.

Прежде чем начать соответствующие логопедические упражнения, мы проводим мышечное расслабление, используем элементы АТ. Пациенты приступают к речевым тренировкам только на фоне мышечного расслабления, в состоянии глубокого покоя. Перед тем как связать движение большого пальца руки со слогом, мы вызываем у заикающихся свободное звучание на слоге с мягкой голосовой атакой, включением опоры и т. д., то есть проделываем различные голосовые упражнения. Лишь после этого переходим к тренировке речи «с рукой».

Исходное положение — максимально свободная поза. Заикающиеся встряхивают кисти рук, затем сбрасывают их на колени и подтягивают расслабленные кисти примерно к середине бедра. Кисть оказывается свободной и округлой (прием, используемый для подготовки рук при обучении игре на фортепиано). Упражнение многократно повторяется, пока рука действительно не будет полностью расслаблена и спокойна. Нужно непременно снять напряжение с кисти, иначе оно отразится на работе голосового аппарата.

Рука свободно лежит на бедре. Пациенты медленно, плавно начинают надавливать большим пальцем руки на поверхность бедра (остальные пальцы, отрываясь от бедра, несколько приподнимаются). По команде пальца пациенты произносят один слог с мягкой атакой звука, используя нижний голосовой регистр. По мере того как палец все сильнее (но без напряжения) нажимает на бедро, усиливается и звучание голоса; наоборот, при уменьшений силы нажатия — голосовое звучание ослабляется. В ходе многочисленных тренировок происходит согласование работы всех звеньев речевого механизма. В итоге нажатие пальца должно автоматически открыть челюсть, увести вниз голос, включить опору. Медленное мягкое нажатие способствует такой же голосоподаче, правильному «вплыванию».

После каждого слогоизалечения — вначале по знаку логопеда, а потом самостоятельно — кисть заикающихся опадает, приняв свободное положение, что становится сигналом к общему расслаблению. В дальнейшем условно-рефлекторное опадение кисти после каждого речевого отрезка (в данном случае — слога) должно автоматически вызывать у заикающихся состояние, которое ассоциируется у них со словом «пять».

При выполнении данного упражнения нужно уделять особое внимание тому, чтобы команда большого пальца действительно упреждала, а не сопровождала работу речевого аппарата. Мы вынуждены еще раз подчеркнуть, что звукоизвлечение с помощью пальца должно осуществляться без всякого напряжения, в противном случае, закрепляя это напряжение, которое безусловно передается мышцам речевого аппарата, мы тренировали бы заикание.

Исполнение упражнения контролируется визуально и на слух. В группе организуется взаимоконтроль и используются разнообразные приемы, позволяющие ускорить формирование навыка (например, логопед демонстрирует упражнение на своей собственной руке и руке пациента). На данном этапе закладывается основа будущей речи, и нам нужно выработать у заикающихся твердый уверенный навык синхронизированного с рукой свободного звукопроизношения. Не решив этой задачи, мы не сможем двинуться дальше и добиться в лечении устойчивых положительных результатов. Каждый раз, координируя слог с движением пальцев ведущей руки, мы одновременно тренируем (в упрощенном виде) «ввод в речь», причем отлаживаем как моторную, так и нейропсихологическую часть программы. И хотя вся речевая программа будущего высказывания сводится пока только к слогу, каждый запуск такой элементарной программы гарантирует от речевых судорог, обеспечивая саморегулировку механизмов речи, готовность речевого аппарата к выполнению более сложных задач. По закону саморегуляции, реализуемая в работе речевого аппарата слоговая программа (обычно 7. 2 слогов) задается уже на уровне первого слога, т. е импульсный сигнал, поступающий в мозг от большого пальца, формирует слоговую динамику всего речевого отрезка. Другим пальцам отводится меньшая роль — отследить темпоритм фразы, расставить интонационные акценты и т. п.

Третий этап имеет своей целью формирование навыков речи с рукой, выработку алгоритма разнометричной интонированной речи на уровне слова или синтагмы, состоящей не более чем из двух-трех слов. Примерно к середине второй недели пациенты начинают испытывать во время тренировочной речи все большее спокойствие. Произнесение слога, пока еще находящееся под контролем сознания, становится привычным, осуществляется без речевых судорог и задержек, в связи с чем постепенно исчезает звукофобия. Это позволяет лечащимся свободно, беспрепятственно выражать в речи свои эмоции, ощущать красоту свободно звучащего голоса — почувствовать «душу» звука. Однако, сколько бы мы ни обучали пациентов интонировать на слоге, как бы ни были велики успехи группы в овладении этой техникой и навыками саморегуляции, слог остается слогом, а его произнесение — сугубо тренировочным актом, и заикающиеся прекрасно это понимают. Упорядоченный алгоритм тренировочной речи, естественно, не может снять связанные с многолетней речевой практикой страхи, навязчивые мысли. По нашим наблюдениям, дезавтоматизированная, разрушенная заиканием речь чаще всего воспринимается как некий хаос, где царствуют окрашенные страхом звуки, «трудные» слова, и потому приходится постоянно прибегать к уловкам, чтобы обойти опасные повороты речи, за которыми скрываются привычные судороги. Заикающихся пугает само непредсказуемое течение речевого потока. Для них заикание — фетиш, а в мифологизованном хаосе речевого потока они, как правило, не видят самого элементарного порядка. Поэтому при переходе к тренировочной речи на уровне синтагмы и коротких фраз-предложений (третий этап логопедических занятий) группа может испытывать определенные трудности. Стремясь устранить возможный психологический барьер, в начале этого этапа мы проводим с группой новую разъяснительную беседу, в которой сообщаем элементарные сведения об актуальном членении речи, вводим в обиход упрощенное понятие синтагмы. Объясняем заикающимся смысл предстоящего этапа, который заключается в том, чтобы выработать у них несложный стереотип, усвоить новый речедвигательный навык, обучить руку основным интонационным приемам. В дальнейшем этот несложный (но непременно правильно усвоенный и заученный) алгоритм позволит чисто автоматически раскладывать речевой поток на короткие речевые отрезки синтагмы, и рука, взяв на себя заботу о технике речи, всякий раз будет решать привычную задачу, отлаживая саморегулировку механизма речи, снимая тревогу, страх и ожидаемые запинки.

После беседы переходим к тренировкам. Общие принципы организации логопедических занятий при этом остаются прежними: сначала — концентрация внимания и расслабление, затем — голосовые тренировки и только после этого — новый цикл, новые упражнения.

Рука свободно лежит на бедре. Нажатием большого пальца запускаем последовательные ряды открытых слогов (2-3-4-5). Каждый слог «пропевается» акцентирование, причем нажатие каждого пальца должно быть синхронизировано с произнесением отдельного слога. Сила нажатия управляет силой звучания голоса. По сути дела, мы имеем здесь образец равнометричной речи на замедленном темпе, при посредстве которой отлаживается техника синхронизированного с рукой произнесения ряда слогов. Требования к каждому пальцу при исполнении упражнения в принципе те же, что и к большому. Но так как первый палец играет роль пускового механизма, задает программу речевому аппарату, длительность первого слога в слогоряде всегда будет несколько выше, чем у последующих слогов. Во время упражнения мы следим за тем, чтобы голос заикающихся оставался на опоре, чтобы сохранялась мягкая голосоподача и т. д. Иными словами, наша задача — сохранить наработанную ранее технику слога и перенести ее на работу со слогорядом.

Сохраняя необходимую последовательность движения пальцев (1-2-3-4-5), следим за тем, чтобы все пальцы, кроме работающего, были свободными и расслабленными. По окончании каждого ряда слогов кисть руки опадает, наступает пауза («пять»), после чего заикающиеся встряхивают кисть, сбрасывают на бедро, снова и снова обучая ее расслаблению. Упражнение повторяется до тех пор, пока не будет выполняться точно.

Его задачей является выработка наыков естественной разнометричной речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки.

Работа начинается с проговариванин слов с различной метрической структурой. Сначала проговариваются одно-, двух-, трех-, четырехсложные с ударением на первом слоге, а затем — с ударением на втором, третьем, четвертом слогах. Во время выполнения упражнения логопед внимательно следит за постановкой руки. Необходимо добиться от каждого пациента четкого «вплывания», что не только обеспечивает правильную технику речи, но и задает ей соответствующий темп. Ударный слог каждый раз выделяется более сильным и длительным нажатием соответствующего пальца. Безударные слоги лишь отслеживаются мягким нажатием пальцев на поверхность бедра. Особое внимание необходимо уделить плавности перехода от слога к слогу в составе слов. Замечено, что в разговорной речи (как и при пении) заикающиеся менее часто испытывают трудности во фразах с сильной позицией (ударением) на первом слоге. А так как главная цель всех упражнений — обеспечить состояние спокойствия, ощущение порядка во время речи, то при произнесении синтагмы первый слог мы акцентируем, добиваясь некоторого его удлинения по сравнению с остальными слогами, кроме ударного. Пациенты, как правило, стремятся уравнять по длительности первый слог с ударным, что влечет за собой возникновение монотонной, невыразительной речи. При проведении упражнений нужно избежать этой типичной ошибки и добиваться правильного соотношения длительности ударных и безударных слогов. Сохранение их динамики на замедленном темпе с самого начала тренировок является важным условием формирования в будущем стереотипа естественной разнометричной речи.

С переходом к полноценным словам методические задачи усложняются, и прежде всего это касается повышения требований к интонации. Сначала мы обучаем пациентов передавать при помощи интонации буквальное значение слова, затем — контекстуальное значение, смысл. И, наконец, начинается работа над сочетанием слов и элементарными фразами. Теперь мы обучаем пациентов выделять более сильным и длительным нажатием пальца логическое ударение, добиваемся слитности произнесения слогов в синтагме. Если количество слогов в синтагме больше пяти, то пальцы рук отслеживают слоги, начиная с пятого, в обратном направлении ( 5-4-3-2-1). Интонационные навыки отрабатываются на разных сочетаниях слов, помещаемых в разные контексты, при этом используются всевозможные интонационные штампы.

К концу данного этапа пациенты усваивают на замедленном темпе навык интонированной речи с участием руки в пределах синтагмы. Постепенно рука становится действительным синхронизатором речи, берет на себя контроль за ее техникой. Расслабление приобретает менее гротескный характер: у пациентов продолжают складываться и закрепляться навыки речи с рукой в рамках следующего алгоритма: пауза (расслабление и спокойствие) — речь — пауза (снова расслабление и спокойствие) — речь и т. д.

Четвертый этап — работа над текстом. Первоначально для логопедических тренировок используются небольшие по объему, знакомые пациентам тексты, на которых нарабатывается техника речи с рукой. Каждое предложение делится на минимально возможные синтагмы, в паузах между которыми пациенты должны успеть расслабиться, снять мышечное напряжение, ощутить спокойствие. Со временем используются более сложные тексты, предложения делятся на естественные синтагмы, протяженность пауз между синтагмами уменьшается. И на этом этапе продолжается работа над интонацией. Для обучения пациентов выразительности фраза проговаривается без руки, с использованием жестовых знаков, затем мелодический рисунок переносится на речь с рукой. Интонационные навыки отрабатываются на песенных, стихотворных, прозаических текстах.

Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. М., 1993, с. 39-55

источник