Меню Рубрики

Коррекционное занятие для детей с заиканием

Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с заиканием на тему: «Путешествие по сказкам». «Закрепление звука [Р ] в слогах и словах».
план-конспект

Материал будет полезен для использования на индивидуальных занятиях у детей с заиканием, ФФНР при автоматизации звука Р в слогах и словах на материале сказочных сюжетов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

занятия у ребенка с заиканием

МБДОУ «Детский сад «Ласточка»

Тема: Автоматизация звука [ Р ] в слогах и словах.

Цель: Закрепить умение произносить звук [ Р] в слогах и словах.

  1. Закрепить умение произносить звук [ Р] изолированно, в слоге, в слове;
  2. Продолжить учить определять положение заданного звука в словах: начало, середина, конец;
  3. Закрепить умение образовывать название профессий;
  4. Продолжить обучение образованию уменьшительных форм существительных;
  5. Развивать артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание;
  6. Развивать мелкую моторику рук;
  7. Воспитывать сочувствие и желание помочь.
  8. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: книги со сказками: «Три медведя», «Три поросёнка», «Репка», «Бременские музыканты», «Золушка», картинки с изображением музыкальных инструментов, домик, прищепки-на мелкую моторику рук, картинки со звуком [ р] в разных частях слова (начало, середина, конец), муляжи овощей и фруктов, шнурок, корзинки маленькие-3 шт., карточки с изображением артикуляционных упражнений.

Учитель-логопед : Скажи, ты любишь сказки? Сегодня у нас с тобой не простое занятие. Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам.

Но сначала мы должны привести себя в порядок. Умыться («Вкусное варенье»), причесать волосы («Расчёска»), поесть («Грибок»), помыть посуду («Индюк»), просушить её на ветру («Парус»).

Ну вот, теперь можно садиться на лошадку и в путь («Лошадка»). По сказочной тропинке лошадка быстро бежит, копытца звонко стучат.

Ребёнок: выполняет артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Ма-ма-ма – наступила зима (растираем крылья носа)

Жок-жок-жок – с неба падает снежок (растираем лоб)

Ой-ой-ой – холодно зимой (растираем шею)

Тель-тель-тель – быстро кружится метель (растираем ушки)

— Не забывай, говорим красиво, плавно и неторопливо.

А вот и сказочный лес. А воздух в лесу свежий, давай подышим им (вдох носом, плавный выдох ртом).

Автоматизация звука [Р ] в слогах.

Учитель-логопед: Вот и первые герои сказок встретились на нашем пути.

Как ты думаешь, из какой они сказки?

Ребёнок: Из сказки «Три медведя».

Учитель-логопед: Правильно «Три медведя».

Медведи приветствуют нас. Но, говорить на человеческом языке они не могут. Поэтому, говорят по-медвежьи (взрослый рычит голосом разной высоты, а ребёнок повторяет):

ДРА-ДРА-ДРА — говорит Михайло Иванович.

БРО-БРО-БРО — говорит Настасья Петровна.

КРУ-КРУ-КРУ – говорит Мишутка.

Давай и мы с тобой их поприветствуем:

ТРА-ТРА-ТРА – ответим Михайло Ивановичу.

ПРО-ПРО-ПРО – скажем Настасье Петровне.

ФРЕ-ФРЕ-ФРЕ – поприветствуем Мишутку.

Развитие мелкой моторики рук.

Учитель-логопед: А вот и новая сказка. Ты узнал её?

Учитель-логопед: Посмотри, какие они грустные. Злой волк сломал у них дом. Давай поможем им его отремонтировать. Для этого ты должен из прищепок построить трубу и крыльцо.

Вот дом и готов. Что ты тут у него починил?

Ребёнок: крышу, трубу, крыльцо.

Определение места звука в словах.

Учитель-логопед: А я уже вижу следующую сказку. Как она называется?

Учитель-логопед: Посмотри, герои этой сказки не одну репку убирают. У них целое поле репы. Давай поможем собрать урожай. Но это не простые репки, на каждом нарисован рисунок. Если звук [ Р] в слове находится в начале слова-клади репку в первую корзинку, если в середине- во вторую, если в конце — в третью.

Ребёнок: выполняет задание, называет слова на звук [р]

Учитель-логопед: Молодец! Ты справился с заданием. Отправляемся дальше.

Образование названий музыкантов от музыкальных инструментов.

Учитель-логопед: Посмотри на дорожке что-то разбросано. Что это? Ребёнок: Музыкальные инструменты.

Учитель-логопед: Я думаю, они из сказки о «Бременских музыкантах». Ты знаешь, как называются эти инструменты?

Ребёнок: труба, гармошка, барабан, гитара.

Учитель-логопед и ребёнок: А как будет называться музыкант, который играет на трубе?- трубач. На гармошке?- гармонист. На барабане?- барабанщик. На гитаре?- гитарист.

Образование уменьшительной формы существительного .

Учитель-логопед: Отправляемся в следующую сказку. Вот уже видны её герои.

Это сказка «Золушка». Добрая Фея помогает Золушке собирать урожай овощей и фруктов. Что это за овощи?

Учитель-логопед: Что это за фрукты?

Учитель-логопед: Но вот беда овощей и фруктов так много, что они не помещаются в корзинку. Давай им поможем и превратим большие овощи и фрукты в маленькие.

Ребёнок: образует уменьшительные формы существительных.

Учитель-логопед: Ну, вот и с этой сказкой пора прощаться.

Тебе понравилось наше путешествие?

Учитель-логопед: А какой звук сопровождал нас во всех сказках?

Учитель-логопед: А для того, чтобы вернуться в детский сад, ты должен выложить из шнурка букву, обозначающую этот звук.

источник

Наталья Ильина
Конспект логопедического занятия на этапе коррекционного обучения с заикающимися дошкольниками

Согласование числительных с существительными.

Коррекционно-образовательные цели:

— активизировать словарь по теме фрукты, овощи;

— дифференциация понятий «овощи»«фрукты»;

— совершенствовать умения согласовывать числительные с существительными

— учить составлять простое предложение при ответе на вопрос.

Коррекционно-развивающие цели:

— формировать и расширять словарный запас детей;

— совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движением, речевое дыхание;

— совершенствовать слуховое и зрительное внимание;

— совершенствовать наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные цели:

— воспитывать чувство самоконтроля;

— воспитывать стремление к речевой активности;

— воспитывать умение слушать речь логопеда;

— формировать положительное эмоциональное состояние ребенка.

Предварительная работа: рассматривание фруктов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу. Проведение упражнений на согласование речи с движением «», пальчиковой гимнастики «Засолка капусты»,

Индивидуальная работа: оказание индивидуальной помощи детям при выполнении пальчиковых упражнений, исправление грамматических ошибок в речи детей.

Оборудование: игрушечный заяц, дерево с яблоками, с грушами (на прищепках); корзинка, огород с овощами (помидор, огурец, кабачок, перец, капуста, картофель, ваза, муляжи фруктов и овощей.

Дети входят, держась за руки, вместе с логопедом.

Логопед– Утром рано встало солнышко, потянулось и улыбнулось всем, и мы улыбнемся, скажем здравствуйте нашим гостям.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на автобусе, а куда, об этом вы скоро узнаете.

Занимайте места. Садитесь на стульчики, которые стоят парами.

Заводим двигатель (руки заводят мотор, поехали, зажимаем нижнюю губку «в» (руками крутят баранку).

А теперь закройте глазки, послушайте звуки и догадайтесь, куда мы приехали.

Логопед — Мы приехали в деревню.

Логопед — Как вы догадались? Какие звуки вы услышали?

Звуки: стук топора, петух, трактор, лошадь.

Логопед – Совершенно верно, мы приехали в деревню.

2. Объявление темы и цели занятия:

Дети садятся на стульчики.

Скажите, что люди собирают в деревне осенью?

Дети– Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Заяц – Здравствуйте, ребята, всем известно, что я любитель фруктов и овощей. А где они растут, я не знаю.

Логопед — Где растут фрукты и овощи, нам поможет узнать первая загадка.

Зайчик к грядкам подходил,

Дети– В огороде. (дети подходят к макету «огород»)

Логопед – Вот наш огород. Назовите, что растет в огороде на грядках?

Логопед — Назовите одним словом.

3.«Назови овощи». Логопед раздает детям картинки с изображением овощей. Дети по очереди называют овощи, обводя их по контуру пальцем. Логопед при необходимости помогает.

У меня огурец, это овощ. И так далее.

4.«Разложи овощи». Логопед раскладывает на столе овощи в два ряда и проговаривает текст. Дети по строчкам повторяют его вслед за логопедом. Затем можно предложить им выполнить упражнение самостоятельно.

В два ряда на стол кладем:

5. Логопед – Отгадайте ещё одну загадку?

К деревьям зайчик подходил,

Логопед – Вот наш сад. Скажите, что растет в саду на деревьях и кустах?

Логопед — Назовите одним словом. (фрукты)

6.«Мы картиночки берем». Для игры используются предметные картинки с изображениями фруктов. Недостающие картинки можно заменить узнаваемыми силуэтами.

Логопед читает стихотворение и в соответствии с его содержанием раскладывает картинки в три ряда. Затем он по очереди вызывает 3-4 детей, каждый из которых повторяет упражнение.

Потом логопед побуждает всех детей к повторению рифмованного текста.

В три ряда на стол кладем:

7. Дифференциация понятий «овощ»«фрукт»

Логопед – Зайчик часто путает фрукты и овощи. Помогите ему. Овощи мы будем класть в корзину, а фрукты в вазу.

Логопед – Посмотрите, какой замечательный урожай. Что в корзине? Что в вазе?

«Разложи овощи и фрукты». Логопед дает каждому ребенку один овощ и один фрукт. Ребенок кладет овощ в корзину, а фрукт — в вазу и комментирует свои действия.

Помидор кладу в корзину, яблоко кладу в вазу.

Огурец кладу в корзину, грушу кладу в вазу.

Лук кладу в корзину, банан кладу в вазу.

Чеснок кладу в корзину, мандарин кладу в вазу.

8. Физминутка: «Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и на каждое слово ударяют мячом об пол.

Раз, два, три, четыре, пять, (5ударов)

Будем фрукты мы считать: (4 удара)

Груша, персик, мандарин, (3удара)

Абрикос и апельсин. (2удара)

Раз, два, три, четыре, пять, (5ударов)

Фруктов было ровно пять. (4 удара)

9. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Так капусту мы рубили (Попеременные удары ребрами ладоней по столу.)

И вот так ее солили. (Имитация посыпания солью из щепотки.)

Отжимали ручками. (Интенсивное сжимание-разжимание кулачков.)

И сложили кучкою. (Ладошки ребрами скользят по столу к центру.)

В банку затолкали. (Попеременные удары кулачками по столу.)

Крышкой закрывали. (Вращательные движения рукой.)

Логопед– Ребята, посмотрите, какая замечательная капуста у нас получилась! Мы угостим зайчика этой сочной капустой. Пусть он угостит капустой лесных друзей.

— Никита посчитай сколько яблок выросло на нашей яблоне?

«Сосчитай фрукты». Логопед читает зачин и предлагает детям, загибая пальчики, сосчитать фрукты.

Каждый пальчик загибаем, Дружно яблоки считаем: Одно яблоко, два яблока, Три яблока, четыре яблока, Пять яблок, шесть яблок, Семь яблок, восемь яблок, Девять яблок, десять яблок.

Дружно груши мы считаем: Одна груша, две груши, Три груши, четыре груши Пять груш, шесть груш, Семь груш, восемь груш, Девять груш, десять груш.

Каждый пальчик загибаем, Апельсины мы считаем: Один апельсин, два апельсина, Три апельсина, четыре апельсина, Пять апельсинов, шесть апельсинов, Семь апельсинов, восемь апельсинов, Девять апельсинов, десять апельсинов.

«В саду». Логопед читает рассказ, а дети изображают описываемые в нем действия жестами, движениями («немое кино»). Затем он предлагает детям выучить рассказ наизусть.

Дети пошли в сад. Там на деревьях растут яблоки. Они круглые, кисло-сладкие. Внутри у них маленькие зернышки. Иногда яблоки падают на землю. Дети поднимают их, кладут в корзинку и несут домой. Дети моют яблоки, режут их пополам и угощают маму и папу. Вкусные яблоки.

Дети проговаривают рассказ хором, координируя его с движениями и жестами.

Настала пора попрощаться с Зайчиком.

Заяц– Спасибо вам, ребята, за вашу помощь, побегу я в лес, угощать своих лесных друзей капустой. До свидания!

11. Релаксация. Звучит спокойная музыка.

Мы потрудились, пришло время отдохнуть, все легли на спину, руки вытянули вдоль туловища, расслабились, глаза закрыли. Мы спокойны, мы все с работой справились и сейчас совершенно спокойны. Наша правая рука тяжелая, левая то же тяжелая, ноги устали, очень тяжелые. Мы отдыхаем. Все тело теплое. Тепло разливается по всему нашему телу. Мы спокойны. Сердце бьется ровно, дыхание спокойное. Голова становится ясной, светлой, как горный родник. Мы стали бодрыми, отдохнувшими. Потянули ноги, носочки тянем, потянули руки, сами хорошо, хорошо потянулись, улыбнулись, открыли глаза. Встали.

13. Итог занятия

Занимайте места. Садитесь на стульчики.

Логопед — Вот мы и в группе.

— Скажите, где мы были? («Мы были в деревне»)

— Что мы там делали? («Собирали фрукты и овощи»)

— Кому мы помогали? («Мы помогали зайчику «)

Конспект коррекционного занятия в группе отделения дневного пребывания комплексное коррекционное занятие по психологической коррекции в группе Отделения дневного пребывания. Занятие состоит из комплекса игр,.

Конспект коррекционного занятия по снижению агрессивного поведения у дошкольников Цель занятия: Обучение способам выражения негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами. Задачи: 1) Обучение детей.

Конспект коррекционного занятия с элементами сказкотерапии и изотерапии «Ложь» Занятие для детей старшего дошкольного возраста на профилактику лжи в школе с использованием сказки М. Панфиловой «Задача для лисёнка» Программные.

Конспект СОД учителя-логопеда и музыкального руководителя с заикающимися детьми Конспект СОД учителя логопеда и музыкального руководителя с заикающимися детьми. Цель: Формировать устойчивый навык плавной речи. Задачи:.

Конспект открытого интегрированного коррекционного занятия «Лесное путешествие» Конспект открытого интегрированного занятия «Лесное путешествие» 1. Коррекционно – образовательные цели: — закрепление представлений о диких.

Конспект индивидуального коррекционного занятия «Постановка звука [Ш]» КОНСПЕКТ Индивидуального логопедического занятия Старшая комбинированная группа для детей с ОНР Автор: Учитель-логопед Давыдова А. А.

Синквейн в работе с дошкольниками: цели обучения, методика составления Компьютеры, телевизоры, планшеты прочно вошли в жизнь современных дошкольников. Просмотр мультфильмов вытеснил бабушкины сказки, мамины.

Конспект коррекционного занятия «Профессии» Тема: «Профессии» Цели: Коррекционно-образовательные: Развивать и расширять кругозор детей о профессиях; Обогатить и активизировать словарь;.

Практическая работа с хором как способ формирования профессиональных компетенций студентов на начальном этапе обучения Современная действительность ставит перед учреждениями, обучающими будущих преподавателей, все новые и новые задачи. Как результат — процесс.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

источник

Наталья Петровна Гурова
Коррекционная работа с заикающимися детьми.

Заикание — своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Попытки произвольно, по замечанию родителей, по заданию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание,

У детей раннего возраста (в два, два с половиной, три года) ОНО МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ «внезапно» в результате психотравмы — испуга, конфликта, при изменении условий жизни: неохотного хождения в детский сад, ревности к младшему брату или сестре (при бестактном поведении родителей). При этом заикание может то стихать, то появляться вновь, волнообразно, как бы рецидивируя. Заикание может иметь как острое психогенно-реактивное, так и постепенное начало. Внешним симптомом заикания являются тонические или клонические, или смешанные судороги, возникающие в органах речи больного. В зависимости от локализации судорог различают артикуляторную, голосовую, дыхательную, смешанную формы заикания. При заикании могут иметь место насильственные движения чаще в области мышц лица. Затруднения в речевой моторике могут сопровождаться сопутствующими движениями (постукивание, подергивание головой, корпусом). Отмечается общее напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности, проявляющиеся в страхе речи, сложностях общения, логофобии.

Читайте также:  Афобазол помог от заикания

Логофобии, как правило, не зависят от тяжести заикания, а являются индивидуальной патологической эмоциональной реакцией пациента на дефект речи. Фиксированность на дефекте является одним из основных факторов, усиливающих его.

Различают три степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая. По течению заикания выделяют: постепенное, волнообразное, рецидивирующее.

Проводится только комплексная реабилитация, которая включает:

— индивидуальные или групповые логопедические занятия по специально разработанным программам;

— логоритмические занятия, целью которых является развитие ритмической организации речи и движений;

— психологические занятия, направленные на развитие социальной адаптации у детей и подростков;

— психотерапевтические занятия с родителями и детьми, целью которых является формирование здоровой личности ребенка (познавательной, эмоциональной, поведенческой сторон);

— медицинское лечение, которое проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую, седативную и синдромную терапию (электрофорез, электросон, массаж, ЛФК).

Целесообразно после основного курса коррекции проведение поддерживающего курса наблюдения 3 раза в год, которое включает в себя осмотр логопеда, психолога, психиатра, чаще при самостоятельном к ним обращении.

Основным условием снятия заикания является мир в семье. Все вопросы по воспитанию ребенка должны решаться тогда, когда ребенок спит. В тех случаях, когда брак родителей распался, нельзя восстанавливать ребенка против отца, матери и других членов семьи. Ребенок не должен быть свидетелем семейных конфликтов, так как это закрепит у него заикание. Неспроста заикание называется логоневрозом.

Ни в коем случае не обсуждайте заикание ребенка в его присутствии с врачами и знакомыми. Желательно, чтобы ребенок вообще не слышал этого слова. Если в семье заикается кто-то из взрослых, то тот наверняка уже занимался с логопедом и знает, что говорить надо медленно, следя за своим речевым дыханием.

Для преодоления заикания необходимо, прежде всего, понять причину его возникновения. Оно чаще всего возникает в момент бурного развития у ребенка ситуативной речи, при непосильных речевых заданиях ему. Например, при поступлении в детский сад резко меняется не только среда привычной жизни малыша, но и необходимость в большем количестве общаться со значительной группой детей и новыми взрослыми (воспитательницами и другим персоналом). Ребенок оказывается в стрессовой ситуации. Чтобы ее преодолеть, надо на некоторое время взять его совсем из детского сада.

Не «прозевайте» момент возникновения заикания. Возьмите бюллетень, окружите ребенка усиленным вниманием: как можно чаще берите его на руки, удобно устраивайтесь на диване так, чтобы его головка или ручки прижимались к вам. Помогайте ему играть с куклами, машинками. На прогулках (в парке, а не во дворе) избегайте встреч с говорливыми знакомыми. При приготовлении пищи для малыша исключите все продукты, которые могут вызвать аллергию. Аллергия, простуда ослабляют организм и являются «хорошей» подкормкой заиканию. Но не забывайте о витаминах. Насильно не кормите ребенка. Например, если он ест только картошку и огурцы — пусть ест. Не желает есть икру — не надо. В это время не водите ребенка в поликлинику. Дети, как правило, боятся людей в белых халатах. Но проконсультироваться у логопеда и врача надо. Не приглашайте гостей. Смягчите ревность к младшему ребенку. Объясните заикающемуся малышу, что он самый, самый любимый, умный и добрый. Будьте вежливы с ребенком.

Позже, когда заикание стихнет, приведите его в детский сад, в новый коллектив на несколько часов. Хорошо, если какое-то время он побудет там с мамой, общающейся с воспитательницей или другими сотрудниками. Спокойное поведение матери положительно скажется на состоянии ребенка, который постепенно освоится с помещением детского сада, присмотрится к игрушкам, к детям и как бы «плавно» войдет в новую среду.

Желательно понаблюдать, в каких ситуациях ребенок заикается больше. Как правило, оставаясь «наедине» со своими игрушками и разговаривая с ними, малыш перестает заикаться. Поэтому можно рекомендовать так называемый «режим молчания», когда ребенок в присутствии занятых каким-либо спокойным трудом родителей, также спокойно, молча занимается игрой в любимые игрушки. Не задавайте ребенку излишние, зачастую совсем ненужные вопросы, побуждающие его к ответам, без которых можно обойтись. Не просите ребенка выступать перед «публикой», читать стихи, петь песни и танцевать. Дети очень любят слушать уже знакомые, «тысячу» раз прочитанные сказки или маленькие рассказы. Поэтому, если в доме появилась новая, и, как кажется родителям, невероятно интересная книга, то сначала оставьте ребенка «наедине» с этой книгой, чтобы он рассмотрел ее картинки.

Книги со страшными для малыша картинками приносить в дом не надо, а если это уж сказка о бабе Яге, то сначала расскажите ребенку, как герой книги ее перехитрит, и баба Яга или Кощей будут побеждены отважным героем. И все же эти сказки лучше рекомендовать лишь после достижения ребенком пятилетнего возраста, до этого должно использовать более добрые сказки. Ребенок должен получать радость от общения с книгой.

Речь взрослого при рассказе по картинкам должна быть плавной, ненапряженной, общение с ребенком должно носить дружеский характер. Дети любят «свои», домашние сказки о приключениях их игрушек. Эти сказки, сочиняемые мамой на сон грядущий, требуют многократного повторения, изо дня в день, постепенного дополнения и развертывания сюжета. Так можно придумывать сказки о самостоятельном мячике или кукле и ее друзьях, о тракторишке-хвастунишке, о палочке-выручалочке, о солнышке, которое утром встает, днем на все посмотрит, улыбнется, на кого-то посердится или заплачет, поэтому пойдет дождик, а вечером пойдет спать и т. п. Фантазии мам можно позавидовать. Если собрать все сказки мам, то можно составить множество книг. Мамины сказки всегда добрые, спокойные, убаюкивающие.

Желательно, чтобы заикающийся ребенок, особенно до пяти лет, не много смотрел телевизор, так как нет-нет, а на экране внезапно появляются различные рекламы, пугающие ребенка не только своим резким и громким появлением, но и содержанием. Если же ваш ребенок уже привык к каким-то добрым детским передачам, то хорошо, если кто-то из взрослых будет сидеть рядом с ним и объяснять ему что-то непонятное, а прежде всего из чего сделаны куклы на телевидении, почему они такие веселые, необычные, кто эти куклы делает.

Ребенок должен знать, что в кино не настоящие живые куклы — что они придуманные, и он может сделать их с мамой из перчатки или другого материала.

Ребенок учится говорить, подражая речи окружающих, поэтому постарайтесь говорить с заикающимся ребенком нараспев, медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности, плавно. Но не требуйте от ребенка говорить медленно, не фиксируйте его внимание на речевом «спотыкании». Надо организовать речевой режим трех-четырех летнего заикающегося ребенка так, чтобы у него реже возникала необходимость говорить, отвечать на ваши вопросы.

Желательно, чтобы малыш привыкал играть с настольными играми, в лото, учился через раз, по очереди, выигрывать и проигрывать учился справедливости, преодолевая избалованность и капризы. Игра в мозаику не только успокоит его и внушит ему уверенность в умении складывать из частей целое (предварительно покажите ему, как это делается, но и разовьет у него мелкую моторику пальцев обеих рук. Для рисования давайте ребенку большие листы бумаги (обычный печатный лист или альбом). Ребенку нужен простор. Для рисования лучше давать фломастеры, краски или большие, «толстые» карандаши, так как обычные цветные карандаши быстро ломаются, начинается поиск заменителя, ребенок начинает нервничать.

Всегда хвалите ребенка за рисунки, лепку из пластилина, конструирование. Собирайте их в папку или коробку, создавая коллекцию. Уважайте труд ребенка.

Не доводите ребенка до слез. Это всегда приводит к усилению заикания. Научитесь отвлекать его от переживаний, и ни в коем случае не требуйте чего-либо от ребенка в повелительном тоне. Приучайте его к аккуратности, убирая игрушки, складывая одежду или шнуруя ботинки вместе. Щадите ребенка, и если нервничаете сами, спешите, опаздываете, то в этом виноват не ребенок, а вы и только вы, так как вы сами оказались недостаточно организованными. Ваша нервозность приводят к повышенному темпу вашей речи, резким интонациям — обратитесь к своему невропатологу, он даст вам успокаивающие лекарства, снимет стрессовое состояние во благо ребенку.

Умейте признавать перед ребенком свою вину и покажите своим примером, что нет ничего страшного в признании своих ошибок, это приведет к доверию ребенка к вам, к тому, что он не будет бояться вас, не будет бояться признаться в своем грехе. Не бойтесь, разбив чашку или уронив ложку, сказать при ребенке: «Ах, я растяпа!» или «Опять уронила!». Слыша это, ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, боязни и сможет без запинок рассказать о своей «беде» — рассыпал мозаику, отломал колесо у машины…

Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. Ребенка надо воспитывать на похвале, а не на окрике. Тогда и он будет в будущем вашим опорой.

Если заикание закрепилось, зафиксировалось, обязательно обратитесь к логопеду. Обострение заикания может наблюдаться в кризисные периоды (3- 7- 9-11-13, при поступлении ребенка в школу, смене учителей, нарастании учебной нагрузки. При обострении всегда консультируйтесь у психоневролога и логопеда.

2. Не перегружать ребенка развивающими стимулами, особенно эмоционально окрашенными, включая и эмоциональную игру.

3. Строго придерживаться медикаментозных назначений, сделанных врачом.

4. В период психокоррекционной работы с ребенком воспитывать его щадящим способом (не применять психотравмирующих наказаний; какие-то проступки, не опасные для жизни и здоровья, оставлять незамеченными).

5. Большую часть дня заниматься теми видами деятельности, которые не требуют развернутой речи.

6. Стараться предупреждать запинки, произнося за ребенка то, что он хотел бы сказать или отвлекать его от речи тем или иным способом.

7. Никогда не сообщать ребенку, что он сказал плохо, и не просить, чтобы сказал хорошо.

8. Тактично напоминать вдохнуть больше воздуха и потом говорить (добиваться неосознанного, рефлекторного вдоха).

9. Не требовать от ребенка, чтобы он говорил ритмизованно, но самим чаще говорить и читать с ритмом, чтобы «сработал» обезьяний рефлекс, и ребенок мог воспользоваться приемом ритмизации речи самостоятельно.

10. Стараться несколько раз в течение дня играть с ребенком в «ручки», сжимая то одну, то другую в такт произносимому тексту.

11. Следить за степенью постоянной физической нагрузки до ощутимой усталости, но не до изнеможения (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы, спортивные кружки).

12. Первоначально ограничив контакты с детьми и взрослыми, на этапе улучшения организовать общение ребенка с другими детьми, контролируя эмоциональное перевозбуждение и конфликты.

Коррекционная работа по закреплению произношения звуков [Ш], [Ж] с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Коррекционная работа по закреплению произношения звуков Ш, Ж с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Своевременное овладение правильной.

Коррекционная работа с детьми со стертой дизартрией Всем известно, что дизартрия – самый коварный диагноз у детей, имеющих речевые нарушения. При дизартрии нарушается иннервация всего речевого.

Коррекционная работа с детьми по результатам мониторинга Консультация для воспитателей. «Коррекционная работа с детьми имеющих низкий показатель по интегративным качествам» Коррекционная работа.

Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде Т. Г. Горькая, учитель-логопед, г. С-Петербург Коррекционная работа.

Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом в условиях детского дошкольного учреждения Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – это особая категория детей, развитие которых в силу заболевания, отягощено не только двигательными,.

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в общеобразовательной школе Учитель-дефектолог (тифлопедагог) координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушением зрения. Цель такой работы: формирование.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием «Природных массажеров». Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием «Природных массажеров».[/b] Автор: Ахметшина Наталья Анатольевна МБДОУ «ДС «Солнышко»,.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи Для того чтобы вести разговор о коррекционно-речевом направлении работы нам необходимо разобрать основные понятия этой темы. За последние.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение) Основные направления коррекционной работы воспитателя • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого.

Мастер-класс «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения с использованием арт-терапии» Цель: выявление особенностей и определение эффективности использования изотерапии в коррекционной работы с детьми с нарушением зрения. Задачи:.

источник

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 2 класса по теме «Коррекция заикания».

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Цыремпилова М.Д-Ц., учитель-логопед ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема учебного занятия: Коррекция заикания.

Форма учебного занятия: индивидуальное.

Цель : Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.
Задачи :
1. Вызвать расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностей по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.

2. Освоить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха на определенные речевые отрезки (слог, слоговые последовательности, слово).
3. Выработать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ.

4. Использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов.
5. В оспитывать самоконтроль за речью и поведением.

Словарная работа: трусы, кружки, орган, пироги.

Оборудование: кубик с выражением разных эмоций, зеркало, схемы артикуляционных упражнений, аппарата для закрепления навыков и коррекции речи АКР -01м «Монолог», карточки с речевыми заданиями.

I . Организационный момент

Сегодня на занятии мы будем говорить плавно и красиво.

II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

Часики
Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Дождь

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити!
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
Листья

Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

Летом вырастают,
А осенью опадают.

Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

Мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, почувствовали, как приятно, когда тело не напряженно.

III . Артикуляционная гимнастика

Как называется, когда листья падают? Подул сильный ветер и к нам залетели необычные листья (со схемами упражнений для звука р). Выполним артикуляционную гимнастику.

IV . Упражнение для развития речевых и мимических движений.

Произнести междометие «о» с разной интонацией и выразить мимикой: удивленно; радостно; испуганно; спокойно; вопросительно; задумчиво; скорбно; с сожалением.

V . Дыхательно-голосовая гимнастика

1) Приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

Произносить на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (выдох с мягким придыханием) звуки.

в) голосом средней громкости;

1 (тихо) — 2 (громче) — 3 (еще громче) — и т. д., до 5.

Перечислить дни недели, месяцы года (по два-три слова на выдохе), чередуя громкое произнесение с тихим.

VI . Работа над плавностью речи

• Обозначение контура слова гласными звуками.

и — и — ил оу — оу — голубь аоа — аоа — ласточка

я — я — ял иа – иа – пила уаа – уаа — булавка

Ил — вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоёма.

Ял — рабочая и учебная корабельная шлюпка, короткая и широкая, одномачтовая, имеющая от одной до трёх пар вёсел.

• Произнесение одного слова на выдохе.

• Произнесение одного слова трижды на одном выдохе.

• Произнесение трех разных слов на выдохе.

Слова произносим не торопясь, на плавном выдохе.

• Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова. Объяснить значения слов.

Слова: трусы, орган, кружки, пироги.

Трусы — короткие (купальные, спортивные или носимые как белье) штаны.

Трусы — люди, легко поддающиеся чувству страха.

Кружки – сосуды в форме стакана с ручкой.

Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.

Орган — музыкальный духовой инструмент, состоящий из труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Пироги — печеное изделие из теста с начинкой.

Пироги — узкие длинные лодки у индейцев.

Спряжение предложений из 3 слов.

Я говорю неторопливо и спокойно.

Я говорю плавно, уверенно и красиво.

Мне нравится говорить хорошо.

VIII . Итог занятия
Домашнее задание. Выучить стихотворение «Футбол»:

— Фи, футбол! (с пренебрежением)

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Коррекция заикания». На данном занятии была поставлена цель: совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания. Решались учебные задачи: вызвать расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностейпо контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению; освоить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха на определенные речевые отрезки (слог, слоговые последовательности, слово); выработать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ; использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов; воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением, чувство уважения друг к другу.При планировании занятия были учтены возрастные и речевые особенности обучающегося. У ребёнка неврозоподобное заикание. Течение заикания носит устойчивый характер, ученик не испытывают страх речи. Соблюдались принципы обучения: от простого к сложному, связь материала с жизнью. Выбранная структура занятия была рациональна для решения поставленных задач. Все этапы занятия логично связаны между собой. На занятии учеником осуществлялся зрительный, тактильный, кинестетический контроль, был использован наглядный материал, проведена работа по обогащению и активизации словаря словами «трусы», «кружки», «орган», «пироги». Мальчик был заинтересован на протяжении всего занятия. Если заинтересовал данный конспект занятия логопедов, работающих с заикающимися детьми, хочу предложить для внедрения в их практику.

источник

Комплекс упражнений для коррекционной работы с ребенком с заиканием дошкольного возраста
картотека по логопедии на тему

Многолетний опыт логопедов различных практических учреждений показал, что при коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов — необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Комплекс упражнений для коррекционной работы с ребенком с заиканием дошкольного возраста

Комплексная релаксационная гимнастика (для отдельных групп мышц)

Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

Сейчас, девочки и мальчики,

Отдыхать будут ваши пальчики.

Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедом резко опустить руки с одновременным расслаблением.

Стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После слов логопеда «солнце взойдет и гвоздь упадет», опустить руки, расслабляя их.

Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Землю с небом хочет сшить.

Сидя. Сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить как сжимается и разгрызается крепкий орех. После слов логопеда «А попал под молоток. » расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.

Хрустнул раз — и треснул бок.

Упражнение 1 «Резкий выдох». Это упражнение помогает снять напряжение с мышц грудной клетки.

Порядок выполнения: спокойно вдохнуть и резко выдохнуть воздух через рот так, как будто вы быстро задуваете свечу. После этого сразу делаете спокойный диафргамальный вдох, см. Упражнение 2.

Упражнение 2 «Дыхание животом». Лягте на спину плашмя: не сгибайте ноги в коленях. Под шею положите валик. Это может быть подушка, свернутый плед или полотенце. Положите одну руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.

1.Сделайте резкий выдох (упражнение 1), чтобы выпустить из лёгких остатки воздуха.

2.Затем сделайте спокойный вдох носом. При этом живот должен надуться так, как будто набирает в себя воздух. Грудная клетка в этот момент почти не поднимается.

3.Выдох — плавный, спокойный и длительный. Живот при этом сдувается, как будто выпускает воздух.

4.Продолжайте дышать животом. Сделайте несколько повторений.

Упражнение 3 «Дыхание сидя».

1. Садитесь на стул, кресло или диван. Без опоры спины. Спина должна быть прямой, без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Расслабьте плечи и лопатки: слегка отведите их назад и опустите вниз.

2. Голову держите прямо, подбородок параллельно полу.

3. Ноги согните под углом 90 градусов и поставьте стопы параллельно друг другу так, чтобы между ними можно было поставить перпендикулярно еще одну стопу.

4. Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

5. Сделайте резкий выдох (см. упражнение 1).

6. Затем спокойный вдох носом — живот надувается. И выдох — живот сдувается. Повторите несколько раз. Грудная клетка не должна двигаться.

Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.

Упражнение 4. «Дыхание стоя».

1.Встаньте прямо. Ноги прямые. Стопы плотно прижаты к полу, расположены параллельно друг другу и расстояние между ними — одна ступня, поставленная перпендикулярно.

2.Спина прямая — без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Плечи и лопатки опущены и слегка отведены назад.

3.Руки вытянуты вдоль туловища, кисти расслаблены.

4.Голова расположена прямо, подбородок параллельно полу.

5.Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

6.Сделайте один резкий выдох (см. упражнение 1).

7.Затем сделайте спокойный вдох носом — живот надувается. И выдох через рот — живот сдувается. Сделайте несколько повторений.

Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны .

Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.

Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.

Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.

Упражнения 1, 2. Общее движение — поглаживание лица и шеи. Вторыми,

третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производится поглаживание по массажным линиям. Заканчивается поглаживание фиксацией мочек ушных раковин.

Упражнение 3. Поглаживание лица. Третьи и четвертые пальцы располагаются на середине подбородка, вторые — над верхней губой. Производится поглаживание по массажным линиям к козелкам ушной раковины.

Упражнение 4. Переходное. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами поглаживать из-под подбородка по носогубной складке, боковым поверхностям носа и через переносицу переходить к поглаживанию по массажной линии,от середины лба к височным впадинам. Пальцами слегка прижимать кожу:

Упражнение 5. Волнообразное поглаживание. От внутренних углов глаз пальцами легко скользить к бровям и, захватив их вторыми и третьими пальцами, производить волнообразное поглаживание по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках.

Упражнение 6 . Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.

Упражнение 7 . Поглаживание лобной и височной впадины. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами обеих рук, согнутыми по форме лба, попеременно производить поглаживание снизу вверх, плавно передвигая пальцы к вискам. Дополнительно поглаживать подушечками пальцев виски.

Упражнение 8 , переходное. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производить поглаживание по массажным линиям.

Упражнение 9. Поколачивание. Подчелюстную область массировать похлопыванием тыльной стороны пальцев, затем подушечками четырех пальцев обеих рук одновременно производить поколачивайте по массажным линиям.

Упражнение 10. «Стакатто». Резкие, отрывистые, поочередные удары подушечками пальцев. Движение производить непрерывно, обеими руками, одновременно по массажным линиям, заканчивать фиксацией у мочек ушных раковин.

Упражнение 11 . Плотное прижимание. Движения выполняются двумя руками одновременно, начиная снизу, постепенно поднимаясь вверх. После каждого нажима следует немного приподнимать руки и вновь нажимать на массируемый участок. Последнее движение совершается от середины лба к височной впадине.

Упражнение 12. Поглаживание по массажным линиям.

Упражнение 13. Специальное упражнение, рекомендуемое для расслабления круговой мышцы губ, с которой связана, пожалуй, самая распространенная при заикании, смыкательная губная судорога. Указательные и третьи пальцы логопед располагает около углов рта, губы растягиваются, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие,

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение 1 – медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.

Упражнение 2 – медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Упражнение 3 – положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев рук касаются друг друга). Руки медленно скользят по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания. Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:

— от середины лба до ушных раковин;

— от бровей до волосистой части головы;

— от спинки носа к ушным раковинам;

— от середины верхней губы до ушных раковин;

— от линии лба вниз через лицо к шее;

— от мочек ушей по щекам к крыльям носа;

— от середины верхней губы на подбородок;

— поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба – и снова к середине);

— по верхней губе от углов рта к середине;

— по нижней губе от углов рта к середине;

— поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Упражнение 1 – вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд).

Упражнение 2 – похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Список используемой литературы

  1. Гладковская, Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием [Текст] // Л.М. Гладковская, Логопед.–2008.–№8.–с.60–67
  2. Гончарова, Н. Коррекция заикания [Текст] / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание.– 2005.–№ 3.–с.59.
  3. Казбанова, Е.С. Развитие темпо–ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] / Е.С. Казбанова, Логопед.–2005.–№6.–с.28–32.
  4. Набиева, Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы [Текст] //Т.Н. Набиева, Дефектология.– 1998.–№4.–с.30
  5. «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников» (Леонова С. В.)

Презентация с комплексом упражнений.

Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста.

Представленные комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного и возраста могут применяться в различных различиях частях занятия (урока) по физической культуре, а та.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаза. у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.

Мы друзей хороших на Луне нашли. Выполняется под музыкальное иПригласили в космос их и летим.

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием. « Космос» Мы друзей хороших на Луне нашли. Выполняется под музыкальное и Пригласили в космос их и ле.

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием. « Космос» Мы друзей хороших на Луне нашли. Выполняется под музыкальное и Пригласили в космос их и ле.

источник

Пояснительная записка

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:

  • устранение заикания у младших школьников через
    • организацию фонационного дыхания;
    • формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;
    • стабилизацию темпа и ритма речи;
    • преодоление логофобии;
  • развитие и совершенствование связной речи;
  • повышение коммуникативных навыков.

В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать:

  • правила речевого дыхания;
  • приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

После завершения курса занятий по данной программе учащиеся

будут уметь:

  • дифференцировать речевой и дыхательный ритм;
  • применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
  • чётко произносить все звуки;
  • интонировать выразительность речи;

Основными направлениями в коррекции заикания являются:

  • нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;
  • нормализация общей, мелкой и речевой моторики;
  • снятие судорожных задержек;
  • выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;
  • развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.
  • совершенствование и развитие связной речи.

Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

Выделяется несколько типов речи:

  • сопряжённая
  • отражённая
  • ответно-вопросная
  • спонтанная

Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение (сборники “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, “Антистресс”).

Коррекция речи осуществляется в форме групповых занятий 3 раза в неделю в течение года.

Всего 93 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

Тематический план программы “Устранение заикания у младших школьников”

источник

Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.

Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

В зависимости от разновидности судорог определяют:

  • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
  • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
  • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

  • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
  • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
  • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

  • укреплению мышц;
  • регуляции дыхательного ритма;
  • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.

В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.
  • В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

    Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

    Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

    Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

    Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

    Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

    После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

    Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

    Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

    Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

    Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

    Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

    Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

    Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

    При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

    На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

    Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

    Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

    Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

    Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

    1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
    2. Движение челюстью вперед-назад.
    3. Движение челюстью влево-вправо.

    Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

  • Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  • Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  • Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
  • Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

    1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
    2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
    3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
    4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
    5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

    Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

    Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

    Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

    Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

    Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

    К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

    Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

    Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.

    Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

    источник