Меню Рубрики

Конспект индивидуального занятия для подростков с заиканием

Пояснительная записка

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:

  • устранение заикания у младших школьников через
    • организацию фонационного дыхания;
    • формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;
    • стабилизацию темпа и ритма речи;
    • преодоление логофобии;
  • развитие и совершенствование связной речи;
  • повышение коммуникативных навыков.

В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать:

  • правила речевого дыхания;
  • приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

После завершения курса занятий по данной программе учащиеся

будут уметь:

  • дифференцировать речевой и дыхательный ритм;
  • применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
  • чётко произносить все звуки;
  • интонировать выразительность речи;

Основными направлениями в коррекции заикания являются:

  • нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;
  • нормализация общей, мелкой и речевой моторики;
  • снятие судорожных задержек;
  • выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;
  • развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.
  • совершенствование и развитие связной речи.

Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

Выделяется несколько типов речи:

  • сопряжённая
  • отражённая
  • ответно-вопросная
  • спонтанная

Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение (сборники “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, “Антистресс”).

Коррекция речи осуществляется в форме групповых занятий 3 раза в неделю в течение года.

Всего 93 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

Тематический план программы “Устранение заикания у младших школьников”

источник

В подавляющем большинстве у подростков и взрослых заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве. В данные возрастные периоды речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в своих проявлениях, спаян с личностью, с нарушенной системой отношений личности и поэтому с трудом поддается устранению, часто склонен к рецидивам. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздействия следует считать следующие положения.

1. Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая методика — аутогенная тренировка — включает в себя речевой, логопедический материал, индивидуальные логопедические занятия, в свою очередь, проходят с использованием психотерапевтической методики функциональных тренировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдвигает на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом влияет на место, роль и специфику логопедической работы с заикающимися. Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия, логопсихотерапия.

3. Поэтапность, согласно которой все виды нагрузок (логопедическая, психотерапевтическая, логоритмическая) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при подборе речевого материала, так и в построении системы функциональных тренировок. Каждый из этапов с самого начала должен позволять заикающемуся добиваться определенных успехов.

4. Нозологическая дифференцированность и индивидуализация лечебных воздействий.

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, А. И. Лубенская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Синицина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, В. М. Шкловский и др.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИЙ уха, горла и носа под руководством проф. С. С. Ляпидевского, содержит 6 основных этапов логопедической работы: 1) подготовительный (2 — 3 дня); 2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—4 недель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися начинаются с установочного этапа, когда они на положительных примеpax лечившихся до них получают стимул к собственному излечению. На этапе максимального ограничения речи заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3—5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопряженной, полуотраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фразами, необходимыми для обихода в отделении. В этот же период с заикающимися проводятся упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастика.

На этапе активной перестройки речи вводится речевой режим, работа над диалогом, беседы на заданную тему, небольшие самостоятельные пересказы на свободную тему. Во время речевой практики заикающиеся закрепляют полученные навыки самостоятельной речи в различных ситуациях (тренировка на экстрараздражители).

На заключительном этапе (выпускная конференция с участием родителей и друзей, обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы аудитории, декламируют или читают отрывки из художественных произведений, разыгрывают небольшие сценки из пьес, делают доклады.

Логопедическая работа со взрослыми заикающимися в поликлинических условиях делится (в порядке е усложнения) на три периода (А. Я. Евгенова и М. В. Смирнова):

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).

Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений.

Далее предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).

В связи с возросшим интересом к изучению психологических особенностей заикающихся в последние годы значительно обоснована необходимость психотерапевтического воздействия.

В системе логопсихотерапевтической работы с подростками и взрослыми находят место суггестивные формы психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз).

В разработанной В. М. Шкловским комплексной системе курс лечения заикания (2,5—3 месяца) включает пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройки патологических речевых навыков и нарушений отношений личности; закрепления достигнутых результатов; диспансеризации и профилактики; санаторно-курортного лечения.

На подготовительном (диагностическом) этапе (10—15 дней) проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых эталонов и т. д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. Достигнутые результаты закрепляются во время сеансов гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии.

Навыки слитной речи автоматизируются, заикающиеся обучаются различными приемами, помогающим им справиться с возникающими речевыми затруднениями: упражняются в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т. д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженном и отраженном произношении. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

Речевым занятиям в течение дня отводится не менее 3—4 часов.

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет различные формы. С помощью рациональной психотерапии больному разъясняют причины заикания, необходимость активного отношения к занятиям для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3—4-й день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале 3 раза в неделю, а затем один раз в 7—10 дней. Во время внушения особое внимание уделяется нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Используются беседы на фоне сильного эмоционального напряжения больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение с включением демонстративных моментов. Сеанс заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, так как он является переломным этапом в их лечении.

В процессе самовнушения заикающиеся стремятся представить себя хорошо говорящими, вызывают у себя представление о том, как они говорят без заикания дома, в учебном заведении на работе и в других ситуациях. Сеанс самовнушения рекомендуется проводить также перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (в течение месяца) проводится тренировка речи больного в жизненной обстановке.

В. М. Шкловский подчеркивает необходимость диспансеризации и профилактики как важных разделов работы, без которых не может быть решена проблема лечения заикания. Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией автор советует проводить санаторно-курортное лечение с использованием климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтических мероприятий.

Все современные системы логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последовательно усложняемых речевых упражнений) различных форм психотерапии. Различаются они между собой в основном тем, какое значение и место отводится отдельным видам психотерапии в логопсихотерапевтической работе.

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе общепринятых в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей пациентов. В 70—90-е годы XX в. устранение заикания у подростков, юношей и взрослых предполагает обязательно дифференцированный подход и в изучении, и в самом устранении заикания. Общепринятый комплексный лечебно-педагогический подход в работе с заикающимися разного возраста уточняется, дифференцируется в зависимости от состояния заикающегося и необходимости преимущественной работы над теми или иными сторонами речи и личности пациента.

В лаборатории функциональных и других видов патологии речи ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского лечение заикания у взрослых осуществляется с учетом нозологической разнородности больных (заикающиеся с невротическими расстройствами; с психопатиями; с явлениями раннего органического поражения центральной нервной системы; с вялопрогредиентной шизофренией).

Лечение включает комплекс медико-педагогических мероприятий: медикаментозные, психотерапевтические, логопедические, логоритмические (Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова, А. И. Лубенская, Е. В. Оганесян и др.).

При поступлении больных на лечение осуществляется медицинское обслуживание, затем в течение первых 10 дней пребывания заикающихся в клинике устанавливается диагноз на основании клинических исследований, логопедических наблюдений и параклинических обследований.

Логопедическое обследование наряду с медицинским осуществляется в первые 10 дней пребывания больных в клинике: устанавливают глубину и тяжесть речевого дефекта, особенности нервно-психического состояния, намечают план индивидуальной работы с заикающимися в рамках комплексного подхода. Выделяются следующие этапы стационарного лечения: подготовительный (5—7 дней), активной терапии (20 дней), активной тренировки (10 дней), завершающий, в ходе которого происходит предельное усложнение речевых ситуаций (3—5 дней).

Во время подготовительного этапа рекомендуется ограничение речевого общения, формируются коллективы больных для проведения занятий (по клиническим признакам, по параметрам возраста, интеллектуального уровня и пола). Основная форма работы — коллективная, но, учитывая характер вторичных невротических наслоений, параллельно проводится индивидуальная психотерапевтическая работа.

Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

Со 2-й недели, с началом этапа активной терапии, больные включаются в коллективные занятия аутогенной тренировкой, а также в систематические индивидуальные занятия с логопедом. К этому времени определяются основные медикаментозные назначения, направленность индивидуальной психотерапии, проводимой лечащим врачом.

На этапе активных тренировок больные выходят за пределы стационара для функциональных речевых тренировок под руководством психотерапевтов и логопедов (разговор на улице, в магазине с продавцом, у кассы, по телефону и т. п.).

Завершающий этап содержит предельно сложную речевую нагрузку — индивидуальные и коллективные речевые выступления перед многолюдной аудиторией. Выступления имеют форму концертной программы с включением музыкальных номеров (мелодекламация, сольное и хоровое пение).

Перед выпиской из стационара каждому даются рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе в рамках поддерживающих логопедических занятий, аутогенной тренировки, повторения некоторых элементов логопедической ритмики.

Весь курс лечения в стационаре пронизан прямым и косвенным психотерапевтическим воздействием на больных в виде коллективных и индивидуальных психотерапевтических бесед. Курс аутогенной тренировки включает обследование заикающихся; усвоение ими основных приемов саморегуляции; отработку навыков локальной релаксации мышц, в которых возникает патологическое напряжение; овладение сокращенными формулами самовнушения, приемами активной регуляции мышечного тонуса и использование навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности.

Логопедическая, дидактическая, коррекционная и логотренировочная работа, проводимая логопедом, строится в зависимости от клинической принадлежности заикающегося, его возраста, развития, личностных особенностей. Например, акцент на логопедических занятиях более всего уместен в отношении больных с неврозоподобным заиканием на фоне резидуально-органической церебральной недостаточности. Для больных с невротическим заиканием более эффективны психотерапевтические приемы.

Практический материал занятий направлен на коррекцию нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на развитие моторики артикуляционного аппарата и тренировку моторной функции вообще, на тренировку всех видов звучной речи (сопряженная и отраженная речь, чтение стихов и прозы, вопросо-ответная речь и т. д.). Особое внимание уделяется речевым функциональным тренировкам, которые дают возможность закрепить полученные речевые навыки в условиях кабинета, стационара и в обычных жизненных ситуациях и помогают заикающимся выработать правильное отношение к трудным речевым ситуациям. По мнению авторов, эффективность устранения заикания у взрослых обусловлена применением всего арсенала комплексного медико-педагогического подхода, психотерапии, фармакотерапии, функциональных речевых тренировок, индивидуальных, групповых и коллективных занятий, логопедической ритмики и лечебной физкультуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения.

Некоторые авторы считают целесообразным сообщать заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плановой речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гутцманом и Г. Гутцманом в 1924 г. Они представляют познавательный интерес и в настоящее время, поскольку используются в практике логопедов.

Правила для упражнения в плановой речи:

1. Говори медленно и спокойно, т. е. выговаривай слог за слогом, слова за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

5. Прежде чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на согласный звук, а на гласный.

9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

источник

Индивидуальное занятие с ребенком страдающим заиканием.

«Путешествие в страну Кратких ответов».

ТЕМА: Путешествие в страну Кратких ответов.

-Закрепление в сознании дошкольника техники правильной речи. Воспитание самостоятельной, плавной и ритмичной речи.

-Расслабление мышц по контрасту с напряжением; воздействие словом на волю и сознание ребенка, вызывание спокойствия, уравновешенности, уверенности в своей речи.

-Тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, словах, короткой фразе.

-Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слов: выделение ударного гласного звука из слов, деление слов на слоги.

-Развитие процессов словообразования и словоизменения: употребление существительных в творительном падеже единственного числа; образование названий детёнышей животных, относительных прилагательных от существительных

-Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к занятию.

Оборудование: Набор фигурок животных, домики; предметные картинки: детёныши животных, продукты питания; план и улицы города Красивой речи; набор слов: название животных; буквы для составления слова.

1. Наши глазки хорошо смотрят и всё видят.

Наши ушки хорошо слушают и всё слышат.

А наш язычок что хочет делать? ( Правильно, говорить). Но вначале мы должны расслабиться, а для этого будем делать упражнения.

2. Расслабляющие упражнения по контрасту с напряжением.

-Сели на стульчик. Руки на коленях. Успокоились. Слушайте и делайте как я.

Упражнения: “Кулачки” (расслабление мышц рук).

“Загораем” (расслабление мышц ног ).

“Штанга” (-/- мышц рук, ног и корпуса),

“Шарик” (расслабление мышц живота).

“Хоботок” ( -/- мышц речевого аппарата и губ),

“Сердитый язык” (расслабление мышц языка),

Теперь, ты знаешь, как легко говорить, когда нет напряжения. Если ты почувствуешь, что не получается какое-то слово, нужно остановится, расслабится, сделать спокойный вдох и продолжать говорить плавно, четко, не напряженно.

Повторим команды правильной речи.

4.-А вот и город Красивой речи. Какие же улицы есть в этом городе?

(Чтение названий улиц: ул. Громкая, Четкая, Пауз. Неторопливая;

выделение ударного гласного звука; деление слов на слоги; нахождение таких же слов на плане города).

-Самая главная площадь города – площадь Гласных звуков, потому что в речи гласные звуки самые главные.

-И еще на плане есть озеро Спокойствия.

5. -Собираемся в поездку по стране Кратких ответов. Здесь все жители говорят кратко, отвечают на вопрос только одним – двумя словами.

Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем,

Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.

-Каким видом транспорта мы воспользуемся! (Поездом, автобусом, полетим на самолете, можно плыть на теплоходе и т.д.)

Развитие речевого дыхания.

Ребенок изображает движение поезда (чу-чу-чу).

На длительном выдохе произносит: “у-у-у” (гудит паровоз) и т.д.

6.-Вот, кажется, мы подъезжаем к зоопарку. Как раз в зоопарк привезли из разных мест зверей. Поможем животным найти свои дома?

(Чтение названий домиков. Расселяем зверей).

Игра: “Кому что?” (кормление зверей – карточки с названием любимой еды животных, предметные картинки).

Вскоре у животных появились детёныши. Игра “У кого кто?”.

7. А сейчас мы отправимся в кафе “Сладкоежка”.

В кафе продавец угощает тех, кто сумеет правильно и неторопливо ответить на вопросы.

Что продаётся в кафе “Сладкоежка”? Какие сладости? (Ответы ребенка)

Ещё здесь продаются различные соки из фруктов и ягод:

Сок из винограда – виноградный,

Подсчет карточек. (За правильные ответы и плавное чёткое произношение слов – даются фишки).

8. Вот и закончилось наше путешествие. Будем возвращаться в детский сад.

На табличке все буквы разбежались. И чтобы вернуться — нужно составить из букв слово. (Определение последовательности и количества звуков в слове, чтение слова).

источник

ОПРЕДЕЛИТЕ ФОРМЫ АФАЗИИ ПО ОПИСАННОЙ СИМПТОМАТИКЕ

Больная К., 67 лет, перенесла гипертонический инсульт, во время которого потеряла речь, остро развился правосторонний паралич.

Логопед: «Здравствуйте, Мария Васильевна!»

М.В.: «Плохая, несчастная, встала рано, не могу … вот так … бедная …он говорит, было … я не знаю».

Логопед: «Голова болит?»

Логопед: «Давно болит?»

М.В.: «Плохо совсем …, даже не знаю».

Логопед: «Дети у Вас есть?»

М.В.: Отрицательно качает головой.

Логопед: «Вы кушали сегодня?»

М.В.: «Нет … господи, может быть пошанна …».

Логопед: «Ну, будьте здоровы, Мария Васильевна!»

М.В.: «А чего же ты? Это вот хорошо, да-да, вот хорошись …».

Логопед: «Станет Вам лучше, будем с вами больше говорить».

М.В.: Снова бессвязно начинает говорить.

Ответ. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия.

Квалификационное задание № 22.

АНАЛИЗ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ

ПОДРОСТКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Тема: Групповое занятие с заикающимися подростками и взрослыми.

Цель: закрепление речи свободной от заикания в сложных ситуациях общения.

Оборудование: зеркало, мяч, тексты.

Ход занятия:

1. Организационная часть: отчет заикающихся о своей речи за прошедший день (были ли трудности, какие, почему, использовались ли элементы психической зарядки, аутотренинга).

2. Речевая и эмоциональная зарядка:

· проговаривание формул самовнушения;

· артикуляционная гимнастика: для губ («трубочка» – «улыбка», натягивание губ на зубы), языка («жало», «болтушка», «маятник»);

· развитие мелкой моторики рук.

Работа над техникой речи.

· Чтение стихотворных текстов (без подготовки, выразительно, соблюдая слитность и плавность речи, выдерживая паузы).

Пример стихотворного текста – Л. Татьяничева «Что ты сделал хорошего» («Достается недешево счастье трудных дорог …»)

· Чтение про себя прозаического текста, выделение его основной мысли и пересказ прочитанного.

Пример прозаического текста – «Из истории вещей. Велосипед. Гвоздь. Часы. Ножницы …»

· Составление рассказов о профессиях слесаря, почтальона, водителя, врача и т.д.

· Работа с фразеологическими оборотами.

Заикающимся раздаются карточки с фразеологическими оборотами («А ларчик просто открывался», «Волк в овечьей шкуре», «Он бьет баклуши», «Он строит воздушные замки», «Попал впросак»). Нужно выразительно прочитать, объяснить смысл, составить предложение с фразеологическим оборотом.

Речевая игра «Комментатор».

В игре участвует не менее 2 человек: один выполняет разнообразные действия (пантомима), а другой их комментирует.

5. Итоги занятия: сначала подводят сами заикающиеся, а затем с заключительным словом – характеристикой их речи выступает логопед.

6. Задание на дом: самостоятельно проводить аутотренинг, прочитать вслух индивидуально подобранные стихи, подготовить пересказ текстов прозы.

Ответ.Трудности в работе с заикающимися подростками и взрослыми обусловлены стойким характером речевого расстройства, нарушениями эмоционально-волевой сферы. У заикающихся подростков и взрослых отмечается наличие страха перед речью, неуверенность в исправлении своего дефекта, что приводит к возникновению проблем в общении.

При реабилитации заикающихся подростков и взрослых большое значение имеет ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ. Одним из важных методов, применяемых при заикании у подростков, является АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА.

Вместе с тем у подростков отмечаются и положительные качества: гибкость и пластичность психики, интерес к различным областям знаний, стремление к общению и обмену мнениями, тяготение к эмоциональным формам деятельности, к юмору. Это позволяет использовать разнообразные виды деятельности: игры типа «Кто быстрее?», «Клуб веселых и находчивых», инсценировки, экспромтные репортажи, «пресс-конференции», дискуссии, «интервью», обыгрывание ситуаций, «микросимпозиумы», «конкурсы эрудитов», имитация выставок с пояснениями экскурсаводов, спортивные репортажи и КОММЕНТАРИИ, рассказ, экспромты занимательных фактов, озвучивание немых сценок и др.

Логопедическая работа проводится одновременно с психотерапией. Логопедическая коррекция заикания у подростков и взрослых предусматривает ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ РЕЧИ, которая включает в себя:1) постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией; 2) чтение текстов и их пересказ; 3) автоматизацию новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в различных ситуациях общения.

Особое внимание уделяется воспитанию ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению ситуаций.

Данный план-конспект занятия соответствует этапу перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности (по системе В.М. Шкловского).

Реализация системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых предусматривает пребывание в стационарных условиях.

Квалификационное задание № 23.

АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ

Ваня С., 5 лет.

Импрессивная речь соответствует возрасту. Словарный запас не нарушен (сформированы обобщающие понятия, называет предметы по их описанию, подбирает синонимы и антонимы и т.д.). Называет картинки со сложным слоговым составом. Грамматический строй речи не нарушен (правильно согласовывает существительные с прилагательными, числительными; образовывает формы родительного падежа множественного числа и т.д.). Самостоятельно составляет рассказ по картинке. Устанавливает родственные связи, знает времена года и их признаки. Имеются недостатки звукопроизношения (р – горловое, свистящие – межзубные). Состояние физического и фонематического слуха в норме.

Наблюдаются судороги в дыхательно-голосовом аппарате, которые носят тоно-клонический характер. Имеет место эмболофразия (ну …, вот …), двигательные уловки.

Строение и моторика артикуляционного аппарата не нарушены.

Познавательная деятельность сохранна.

Логопедическое заключение: заикание тоно-клонической формы, дыхательно-голосового типа, средней степени, умеренная степень фиксированности на дефекте, сигматизм, ротацизм.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ

2. Анамнез. При сборе анамнеза обратить внимание на время появления заикания, причины его возникновения, особенности проявления и течения, на особенности эмоционально-волевой сферы.

§ место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные);

Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

§ форма судорог (клоническая, тоническая, смешанная);

§ частота проявления судорог и сохранные речевые возможности (определяются уровни свободной речи, начиная со спонтанной и заканчивая сопряженной формой речи);

§ наличие трудных звуков, их сочетаний, слов;

§ наличие сопутствующих насильственных и ненасильственных двигательных нарушений;

§ наличие речевых уловок (эмболофразия).

4. Импрессивная и экспрессивная речь:

§ грамматический строй речи;

Необходимость обследования состояния речевой деятельности заикающихся детей обусловлена тем, что заикание может возникнуть, как на фоне нормально сформированной речи, так и на фоне общего недоразвития речи. Следовательно, тщательное обследование экспрессивной и импрессивной речи имеет важное значение для уточнения причин, форм (невротической, неврозоподобной) заикания, а главное для правильного построения коррекционно-воспитательного воздействия.

5. Строение артикуляционного аппарата. Необходимость обследования строения артикуляционного аппарата возникает в тех случаях, если у ребенка отмечаются недостатки звукопроизношения.

6. Моторика артикуляционного аппарата.

7. Общая моторика и мелкая моторика рук. Обследование общей и речевой моторики имеет значение как для уточнения форм заикания, так и для дифференцированного подхода при проведении артикуляционной гимнастики, логоритмических занятий.

8. Просодическая сторона речи. Обращаем внимание на темп, ритм, выразительность речи, состояние голоса.

§ состояние физического слуха;

§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

11. Психическое состояние. Обследование познавательной деятельности способствует дифференциальной диагностике невротической и неврозоподобной форм заикания.

Обследование эмоционально-волевой сферы заикающихся, прежде всего определение степени фиксированности на дефекте, необходимо для совершенствования коррекционно-воспитательного воздействия, т.к. известно, что эффективность устранения заикания во многом определяется степенью фиксированности на дефекте.

§ Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму судорог (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляционный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), сопутствующие речевые нарушения (дислалия, дизартрия, алалия), степень фиксированности на дефекте (нулевая, умеренная, выраженная). Например, заикание тоно-клонической формы, дыхательно-артикуляционного типа, средней степени, с умеренной степенью фиксированности на дефекте, осложненное дизартрией.

Клинический диагноз (невротическая, неврозоподобная форма заикания) ставит врач-невропатолог. Данные обследования логопеда уточняют этот диагноз.

источник

Открытое индивидуальное занятие с воспитанником старшей группы с заиканием «Путешествие в страну Кратких ответов».

Поликарпова З. В., учитель–дефектолог ГУО “Ясли-сад №10 г.Пружаны”.

ТЕМА: Путешествие в страну Кратких ответов.

-Закрепление в сознании дошкольника техники правильной речи. Воспитание самостоятельной, плавной и ритмичной речи.

-Расслабление мышц по контрасту с напряжением; воздействие словом на волю и сознание ребенка, вызывание спокойствия, уравновешенности, уверенности в своей речи.

-Тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, словах, короткой фразе.

-Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слов: выделение ударного гласного звука из слов, деление слов на слоги.

-Развитие процессов словообразования и словоизменения: употребление существительных в творительном падеже единственного числа; образование названий детёнышей животных, относительных прилагательных от существительных

-Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к занятию.

Оборудование: Набор фигурок животных, домики; предметные картинки: детёныши животных, продукты питания; план и улицы города Красивой речи; набор слов: название животных; буквы для составления слова.

1. Наши глазки хорошо смотрят и всё видят.

Наши ушки хорошо слушают и всё слышат.

А наш язычок что хочет делать? ( Правильно, говорить). Но вначале мы должны расслабиться, а для этого будем делать упражнения.

2. Расслабляющие упражнения по контрасту с напряжением.

-Сели на стульчик. Руки на коленях. Успокоились. Слушайте и делайте как я.

Упражнения: “Кулачки” (расслабление мышц рук).

“Загораем” (расслабление мышц ног ).

“Штанга” (-/- мышц рук, ног и корпуса),

“Шарик” (расслабление мышц живота).

“Хоботок” ( -/- мышц речевого аппарата и губ),

“Сердитый язык” (расслабление мышц языка),

Теперь, Антон, ты знаешь, как легко говорить, когда нет напряжения. Если ты почувствуешь, что не получается какое-то слово, нужно остановится, расслабится, сделать спокойный вдох и продолжать говорить плавно, четко, не напряженно.

Повторим команды правильной речи.

4.-А вот и город Красивой речи. Какие же улицы есть в этом городе?

(Чтение названий улиц: ул. Громкая, Четкая, Пауз. Неторопливая;

выделение ударного гласного звука; деление слов на слоги; нахождение таких же слов на плане города).

-Самая главная площадь города – площадь Гласных звуков, потому что в речи гласные звуки самые главные.

-И еще на плане есть озеро Спокойствия.

5. -Собираемся в поездку по стране Кратких ответов. Здесь все жители говорят кратко, отвечают на вопрос только одним – двумя словами.

Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем,

Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.

-Каким видом транспорта мы воспользуемся! (Поездом, автобусом, полетим на самолете, можно плыть на теплоходе и т.д.)

Развитие речевого дыхания.

Ребенок изображает движение поезда (чу-чу-чу).

На длительном выдохе произносит: “у-у-у” (гудит паровоз) и т.д.

6.-Вот, кажется, мы подъезжаем к зоопарку. Как раз в зоопарк привезли из разных мест зверей. Поможем животным найти свои дома?

(Чтение названий домиков. Расселяем зверей).

Игра: “Кому что?” (кормление зверей – карточки с названием любимой еды животных, предметные картинки).

Вскоре у животных появились детёныши. Игра “У кого кто?”.

7. А сейчас мы отправимся в кафе “Сладкоежка”.

В кафе продавец угощает тех, кто сумеет правильно и неторопливо ответить на вопросы.

Что продаётся в кафе “Сладкоежка”? Какие сладости? (Ответы ребенка)

Ещё здесь продаются различные соки из фруктов и ягод:

Сок из винограда – виноградный,

Подсчет карточек. (За правильные ответы и плавное чёткое произношение слов – даются фишки).

8. Вот и закончилось наше путешествие. Будем возвращаться в детский сад.

На табличке все буквы разбежались. И чтобы вернуться — нужно составить из букв слово. (Определение последовательности и количества звуков в слове, чтение слова).

9. Подведение итогов занятия. Оценка учителем-дефектологом качества усвоенных знаний, умения и навыков.

Приглашение в город Красивой речи и страну Полных ответов.

10. Инсценировка с участием детей старшей группы “Какого цвета снег?” (по М. Пляцковскому).

Действующие лица: автор, волк, медведь, заяц.

Используемые игры: “Телеграф”, “Из чего сделано?”, “Зоопарк”, “Детеныши животных”, “Кому что?”, Интуитивное чтение. “Подбор слова к картинке”, “Подбор предмета к слову”.

Расслабляющие упражнения по контрасту с напряжением. Внушение. “Волшебный сон”.

источник

Конспект логопедического занятия

Тема: «Коррекция речи при заикании».

Подготовительный этап (режим молчания).

Возрастная группа: подростки 14-15 лет.

Групповое занятие: 60 минут.

Цель: формирование темпо-ритмической организации речи

Задачи: формировать плавный физиологический вдох и выдох

воспитать чувство коллективизма

научить правильно выполнять релаксационные упражнения

Выполнила: Ерл Любовь Владимировна

Конспект логопедического занятия

Тема: «Коррекция речи при заикании».

Подготовительный этап (режим молчания).

Возрастная группа: подростки 14-15 лет.

Групповое занятие: 60 минут.

Цель: формирование темпо-ритмической организации речи

Задачи: формировать плавный физиологический вдох и выдох

воспитать чувство коллективизма

научить правильно выполнять релаксационные упражнения

Оборудование: метроном, «забор гласности».

Организационный момент. Обозначение детьми своего настроения на заборе гласности. Постановка цели занятия логопедом: сейчас мы с вами находимся на подготовительном этапе «молчания», мы тормозим патологический речевой стереотип. И сегодня мы с вами научимся правильному физиологическому дыханию, научимся выполнять релаксационные упражнения, которые позволят подготовится к формированию плавной речи.

1-е упражнение, подготовительное, общее расслабление. Больной сидит на стуле, голова опущена на грудь, глаза закрыты, предплечья рук на бедрах. Больной проговаривает про себя, вначале вслед за проводящим сеанс, а затем самостоятельно формулу «Я совершенно спокоен».

2-е упражнение — ощущение тяжести в одной руке. «Моя правая рука отяжелела (у левши — левая). Моя левая рука отяжелела».

3-е упражнение — ощущение тяжести в обеих руках. «Обе руки отяжелели».

4-е упражнение — переход к ощущению теплоты. «Правая рука теплая (у левши — левая). Левая рука теплая».

5-е упражнение — ощущение теплоты в обеих руках. «Обе руки теплые».

6, 7, 8, 9-е упражнения аналогичны предыдущим — ощущение тяжести и теплоты в ногах.

10-е упражнение — «Сердце бьется спокойно, равномерно».

11-е упражнение — «Я дышу совершенно спокойно».

12-е упражнение — «Мышцы груди, живота, диафрагмы расслаблены».

13-е упражнение — «Мышцы лица расслаблены».

14-е упражнение — «Нижняя челюсть свободно опускается вниз».

15-е упражнение — «Язык становится совершенно свободным, мягким».

16-е упражнение — «Я говорю легко, свободно, без всякого напряжения». (Шкловский В. М., 1994).

Целевая установка: закройте глаза, не отвлекайтесь. Внимательно слушайте, что я говорю и постарайтесь это почувствовать (логопед медленно и спокойно произносит следующие слова).

Дыхательный комплекс упражнений. Целевая установка: сейчас мы с вами научимся правильно дышать, вдыхать нужно носом, выдыхать — ртом. Внимательно прослушайте инструкцию.

  1. Воспитание правильного вдоха:

1)Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на живот, немного выше пупка. Сделав предварительно глубокий вдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом , контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается, а в конце выдоха втягивается.

2) После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.

Положить ладони на переднебоковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.

  1. Воспитание правильного выдоха:

1) «фиксированный выдох»: после спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать, следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

2) Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать упражнение 5—6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

Вдох полезно делать с полуприседанием или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса.

Проделать на «теплом выдохе» упражнения с мысленным счетом.

  1. Проделывается 3-5 таких ритмических дыхания
  2. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

Комплексная релаксационная гимнастика

Целевая установка: сейчас нам нужно будет расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения. Нужно сначала очень сильно напрячься, а затем расслабиться и постараться запомнить эти ощущения.

  1. Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить. Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить ими маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.
  2. Стоя. Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабиться.
  3. Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабить.
  4. Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься. Резко опустить руки с одновременным расслаблением.
  5. Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони, затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела
  6. свободно как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.
  7. Сесть на край стула, скрестив ноги. Опереться на пальцы ног, как при поднимании на носки. Руки развести в стороны ладонями вверх, пальцы сжать в кулаки. Вытянуть шею. Напрячь мышцы рук, ног, туловища. Затем максимально расслабиться. Повторить упражнение 2—3 раза.
  8. Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании то левой, то правой ноги.

Выполняются под счет-напряжение-счет до 5, расслабление- до 10

Комплекс мимических упражнений.

Представьте, что вы вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверюшки, которые ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверюшек.

Подросткам раздаются картинки с изображениями животных, которых нужно изобразить.

  1. Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе (возможно под музыку).
  2. Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу.
  3. Хлопки в заданном ритме (метрономом).
  4. Передача хлопков по кругу под метроном: встаньте в круг, лицом в центр, по очереди поворачивайтесь друг к другу и прикасайтесь ладонями (хлопайте)
  5. Поочередные приседания и подъемы: встаньте в колонну друг за другом, приседайте по очереди на счет.
  6. Игра «Эхо»: вы должны воспроизвести хлопки предыдущего и придумать свой ритмический рисунок, и так по кругу.
  7. Упражнение «пианино»:сядьте в круг, положите свою левую руку на коленку соседа слева, правую — на коленку соседа справа. Первый делает один хлопок по коленке соседа, второй – два, третий – один и т.д. Сбившийся с темпа – убирает руку.
Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, затем темп ускоряется. Повторить 3-4 раза.

1-3-Выполните упражнения в заданном метрономом темпе.

Четко артикулируйте звуки, но не произносите их.

5- *Логопед считает под метроном.

Расслабление на выдохе. «Сосредоточь свой взгляд на

нижней части своего живота или на том, на чем хочешь, и

внимательно следи за своими выдохами. Чувство, возникающее

на выдохе, и есть расслабление. Когда ты выдыхаешь,

ты расслабляешь мышцы груди. С каждым выдохом это расслабление

идет все дальше и дальше. Расслабь мышцы живота.

Со следующим выдохом почувствуй, как приятное

расслабление переходит на мышцы ног. до колена и ниже..-

Расслабь ступни и почувствуй, как по всему телу, от груди до

пальцев ног, прокатилась волна расслабления, освобождения,

отдыха. Ты расслабляешься постепенно, с той скоростью,

Когда ты будешь готов, сосредоточься на мышцах нижней

части спины. Убираем напряжение с мышц верхней части

спины. Волна расслабления охватила твои плечи, постепенно

опускается на руки. опускается до самых пальцев.

Если ты готов, позволь расслабиться мышцам твоей

шеи, чтобы они удерживали голову в очень удобном положении.

Позволь волне расслабления охватить твои подбородок,

щеки, веки, лоб, все мышцы головы. Когда наступит

состояние удобства, приятного расслабления всего тела, дай

мне знать об этом легким наклоном головы или поднятием

пальца. Если какая-то часть твоего тела еще не готова к тому,

чтобы расслабиться, скажи мне об этом после сеанса».

(метод прогрессивной релаксации С.А. Игумнов «Психотерапия и психокоррекция детей и подростков»)

Установка: заканчивая работу, нам нужно расслабиться, сядьте так, чтобы было удобно, внимательно слушайте и представляйте то, что слышите.

Подведение итогов. Домашнее задание

Отрабатывать дыхательные упражнения. Заучить расслабление по представлению (Шкловского В.М.) и расслабление по представлению на ночь.

источник

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 2 класса по теме «Коррекция заикания».

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Цыремпилова М.Д-Ц., учитель-логопед ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема учебного занятия: Коррекция заикания.

Форма учебного занятия: индивидуальное.

Цель : Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.
Задачи :
1. Вызвать расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностей по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.

2. Освоить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха на определенные речевые отрезки (слог, слоговые последовательности, слово).
3. Выработать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ.

4. Использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов.
5. В оспитывать самоконтроль за речью и поведением.

Словарная работа: трусы, кружки, орган, пироги.

Оборудование: кубик с выражением разных эмоций, зеркало, схемы артикуляционных упражнений, аппарата для закрепления навыков и коррекции речи АКР -01м «Монолог», карточки с речевыми заданиями.

I . Организационный момент

Сегодня на занятии мы будем говорить плавно и красиво.

II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

Часики
Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Дождь

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити!
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
Листья

Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

Летом вырастают,
А осенью опадают.

Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

Мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, почувствовали, как приятно, когда тело не напряженно.

III . Артикуляционная гимнастика

Как называется, когда листья падают? Подул сильный ветер и к нам залетели необычные листья (со схемами упражнений для звука р). Выполним артикуляционную гимнастику.

IV . Упражнение для развития речевых и мимических движений.

Произнести междометие «о» с разной интонацией и выразить мимикой: удивленно; радостно; испуганно; спокойно; вопросительно; задумчиво; скорбно; с сожалением.

V . Дыхательно-голосовая гимнастика

1) Приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

Произносить на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (выдох с мягким придыханием) звуки.

в) голосом средней громкости;

1 (тихо) — 2 (громче) — 3 (еще громче) — и т. д., до 5.

Перечислить дни недели, месяцы года (по два-три слова на выдохе), чередуя громкое произнесение с тихим.

VI . Работа над плавностью речи

• Обозначение контура слова гласными звуками.

и — и — ил оу — оу — голубь аоа — аоа — ласточка

я — я — ял иа – иа – пила уаа – уаа — булавка

Ил — вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоёма.

Ял — рабочая и учебная корабельная шлюпка, короткая и широкая, одномачтовая, имеющая от одной до трёх пар вёсел.

• Произнесение одного слова на выдохе.

• Произнесение одного слова трижды на одном выдохе.

• Произнесение трех разных слов на выдохе.

Слова произносим не торопясь, на плавном выдохе.

• Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова. Объяснить значения слов.

Слова: трусы, орган, кружки, пироги.

Трусы — короткие (купальные, спортивные или носимые как белье) штаны.

Трусы — люди, легко поддающиеся чувству страха.

Кружки – сосуды в форме стакана с ручкой.

Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.

Орган — музыкальный духовой инструмент, состоящий из труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Пироги — печеное изделие из теста с начинкой.

Пироги — узкие длинные лодки у индейцев.

Спряжение предложений из 3 слов.

Я говорю неторопливо и спокойно.

Я говорю плавно, уверенно и красиво.

Мне нравится говорить хорошо.

VIII . Итог занятия
Домашнее задание. Выучить стихотворение «Футбол»:

— Фи, футбол! (с пренебрежением)

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Коррекция заикания». На данном занятии была поставлена цель: совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания. Решались учебные задачи: вызвать расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностейпо контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению; освоить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха на определенные речевые отрезки (слог, слоговые последовательности, слово); выработать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ; использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов; воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением, чувство уважения друг к другу.При планировании занятия были учтены возрастные и речевые особенности обучающегося. У ребёнка неврозоподобное заикание. Течение заикания носит устойчивый характер, ученик не испытывают страх речи. Соблюдались принципы обучения: от простого к сложному, связь материала с жизнью. Выбранная структура занятия была рациональна для решения поставленных задач. Все этапы занятия логично связаны между собой. На занятии учеником осуществлялся зрительный, тактильный, кинестетический контроль, был использован наглядный материал, проведена работа по обогащению и активизации словаря словами «трусы», «кружки», «орган», «пироги». Мальчик был заинтересован на протяжении всего занятия. Если заинтересовал данный конспект занятия логопедов, работающих с заикающимися детьми, хочу предложить для внедрения в их практику.

источник

Пояснительная записка

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:

  • устранение заикания у младших школьников через
    • организацию фонационного дыхания;
    • формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;
    • стабилизацию темпа и ритма речи;
    • преодоление логофобии;
  • развитие и совершенствование связной речи;
  • повышение коммуникативных навыков.

В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать:

  • правила речевого дыхания;
  • приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

После завершения курса занятий по данной программе учащиеся

будут уметь:

  • дифференцировать речевой и дыхательный ритм;
  • применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
  • чётко произносить все звуки;
  • интонировать выразительность речи;

Основными направлениями в коррекции заикания являются:

  • нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;
  • нормализация общей, мелкой и речевой моторики;
  • снятие судорожных задержек;
  • выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;
  • развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.
  • совершенствование и развитие связной речи.

Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

Выделяется несколько типов речи:

  • сопряжённая
  • отражённая
  • ответно-вопросная
  • спонтанная

Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение (сборники “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, “Антистресс”).

Коррекция речи осуществляется в форме групповых занятий 3 раза в неделю в течение года.

Всего 93 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

Тематический план программы “Устранение заикания у младших школьников”

источник