Меню Рубрики

Какой степени заикания сопутствует эмболофразия

Как взрослым, так и детям свойственен логоневроз, затрудняющий их контакты с социумом. Заикающиеся закрываются в собственном мире из-за того, что их не понимают. Это негативно влияет на развитие, карьеру и личные достижения, клиническим проявлениям может сопутствовать нарушение психологического баланса.

Заикание – это темпо-ритмическое нарушение речи, возникающее еще в детском возрасте. Без лечения состояние может сохраняться долгие годы. Для таких больных также характерно изменение позы, мимики и координации движений. Чтобы лечение было успешным, необходимо различать виды и разновидности патологии. Способствуют развитию заикания другие логопедические патологии, например, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Для заикания характерен волнообразный характер течения, дефекты речи чаще проявляются в стрессовых ситуациях. Его непостоянство усугубляет отрицательные эмоции у больного.

Статистика в мире говорит о том, что на долю заикающихся приходится 1% взрослого населения и 2-3% детей.

Высшая нервная деятельность зависит от процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В том случае, когда нервная система становится уязвимой, например, в период активного развития фразовой речи и формирования мышления, нарушается их нормальное взаимодействие.

Это приводит к возникновению неправильного условного рефлекса. В результате нарушается координация движений речевого аппарата, темп и ритм дыхания, из-за повышения тонуса возникают судороги. От их тяжести, локализации зависит форма заикания и подбор последующей терапии.

При патологии происходит судорожное сокращение мышц артикуляционного аппарата. Оно характеризуется не только снижением плавности речи, но и запинками и паузами в разговоре. Его проявления могут быть умеренными или в более тяжелой степени. Долгое время считалось, что характерными симптомами у заикающихся являются трудности с проговариванием звуков «б» и «п». Но это не так. Дефект связан с произношением определенных фонем, количество которых может различаться. Спазм часто носит психогенный характер.

Степень выраженности психоречевой патологии оценивается по таким критериям: наличию неврологических и психических проблем, возможности вести полноценную жизнь, общим клиническим симптомам. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень заикания в зависимости от интенсивности и длительности судорог. При малых проявлениях дефекта появляются небольшие запинки в свободной речи. Несмотря на то, что это может не мешать человеку, отклонение необходимо лечить и наблюдать в динамике. Средняя степень – это запинки в диалогах и монологах. Ребенок общается со сверстниками, но ему сложно закончить мысль, фразу. В тяжелых случаях нарушения затрагивают все аспекты речи, что вызывает существенный дискомфорт у человека. Через некоторое время возможно присоединение вторичных отклонений: логофобии, эмболофразии.

При логофобии малыш станет сознательно игнорировать «трудные» звуки, из-за их замены или пропуска речь станет невнятной. Возникнет страх устного общения. Эмболофразия – патологическое состояние, при котором ребенок вставляет в слова определенные фонемы.

Классификация типов заикания по характеру судорог артикуляционных мышц:

  • Клоническое заикание − если идет повтор первых звуков или слогов в словах; распространяется на весь речевой аппарат; часто отмечается на начальном этапе развития патологии (па-па-па).
  • Тоническое заикание – с характерными паузами в середине слова; они могут быть короткими в виде толчка или длительных спазмов; речь такого ребенка напряженная; судороги затрагивают даже мышцы живота (па-а-а-а).
  • Смешанное – возникает в результате длительного течения заболевания.

Характеристика по локализации судорог:

  • дыхательная форма;
  • артикуляторная;
  • голосовая;
  • смешанная.

При повышенном тонусе мышц артикуляционного аппарата перекашивается лицевая мускулатура, возникают судороги губ, языка и мягкого неба. Для дыхательного типа заикания характерен резкий и шумный вдох посреди разговора, возникновение пауз. Основным симптомом голосовой формы являются судороги при произношении гласного звука, наблюдается полная потеря голоса или его прерывистость. Такая форма встречается реже остальных.

Еще одна классификация выделяет невротическую и неврозоподобную формы заикания. Второй тип является следствием психического расстройства, сопровождается нарушением моторики, потерей контроля над артикуляционными движениями. Такие дети отстают в развитии от сверстников. Необходимо отметить, что этот тип нарушения речи возникает вторично и всегда связан с отклонениями в психике больного. Изменения выявляют во время МРТ-диагностики или на электроэнцефалограмме.

Особенность невротической формы в том, что невозможно обнаружить во время инструментального обследования какие-либо изменения. Болезнь поражает детский организм в 3-4 года и отличается быстрым прогрессированием. Наедине с самим собой заикание практически не проявляется, что объясняется отсутствием стресса и дискомфорта. Усиление проявлений заикания происходит в младшем школьном возрасте, у подростков. Патологии свойственно хроническое течение.

По статистике, мальчики в 3-4 раза чаще страдают от заикания, чем девочки. Это объясняется тем, что доминантное речевое полушарие головного мозга у женщин развито лучше, чем у мужчин.

При возникновении запинки возникают такие дополнительные признаки: дети могут нервно топать ногами, бить рукой о предмет или причмокивать. Вначале это помогает проговариванию фразы, но в дальнейшем усугубляет течение патологии.

Классификация заикания также осуществляется по причине его возникновения:

  • из-за левшества;
  • подражающего характера;
  • связанное с неустойчивым эмоциональным фоном;
  • вторично при аномалиях органов речевого аппарата.

По анатомо-физиологическому признаку дети подразделяются на две группы: с паллидарным синдромом и стриарным. В первом случае они заторможены, скованны, плохо ладят с окружающими. Во втором присутствуют явные нервно-психические нарушения, но дети общительны и подвижны, их не беспокоит заикание.

По клиническим проявлениям выделяют такие типы:

  • врожденное заикание (патология возникла на этапе внутриутробного развития, вследствие перенесенных травм, инфекций, соматических заболеваний);
  • на фоне запинок в речи появилась неуравновешенность;
  • заиканию предшествовали истерические реакции, тяжелый невроз;
  • психически неустойчивая эмоциональность спровоцировала нервное расстройство.

А. Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.) также выделяла отдельно запинки в речи, которые возникли из-за ЗРР, связанной с алалией. Такие дети страдают от общей слабости, недостаточности мускулатуры органов речи, возможно «косноязычие». Отдельной оценке подлежит заикание у психопатов с эписиндромом, шизоидов, людей с истерией (М. Е. Шуберт (1928)).

Еще одна классификация патологии Н. М. Асатиани и В. Г. Казакова, связанная с психическими отклонениями:

  • заикание сопровождается органическим поражением ЦНС;
  • с невротическими расстройствами;
  • психопатиями;
  • вялопрогредиентной шизофренией.

В целом, разделение на типы и группы возможно по ряду признаков. Каждая из классификаций может быть использована в клинической практике.

Это интересно! Дети, которые живут в крупных городах, страдают от такого нарушения речи чаще. Медицинские специалисты отмечают взаимосвязь с климатом и темпом жизни.

В одних случаях заикание проявляется внезапно, в других дети приходят к нему постепенно, вначале медленно протягивая звуки.

  • болезни матери в период беременности;
  • неблагоприятные социальные условия и микроклимат в семье;
  • тяжелые нарушения ЦНС;
  • большие умственные нагрузки;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • стресс;
  • соматические и инфекционные болезни.

Большинство ученых склоняется к тому, что заикание имеет неврологическую природу. С другой стороны, не у каждого человека срыв приводит к его возникновению. Все зависит от типа высшей нервной деятельности. При наследственной предрасположенности также риск достаточно велик. Иногда заикание появляется без причины. Поскольку у детей нервная система уязвимее, чем у взрослых, риск дефекта речи выше. Зацикливание на проблеме только усугубляет течение патологии, осложняя его течение.

Заикание проявляется не только расстройством речевой деятельности и нервной системы, нарушения могут затрагивать другие органы на фоне ослабленного иммунитета, отражаться на общей и речевой моторике, психологическом состоянии. Психосоматика может вызвать боязнь разговаривать. В одних случаях при длительном действии раздражителя человек постепенно перестает на него реагировать, в других может возникнуть обострение.

Если запинки не носят судорожный характер, при создании благоприятных условий ребенок практически свободно общается со сверстниками. Процент таких детей достигает 80% в возрасте от 2-4 лет. Прогноз благоприятный при отсутствии осложнений.

Напротив, когда ребенок зацикливается на проблеме, это не только усугубляет течение болезни, но и провоцирует новые приступы. Появляются навязчивые страхи: логофобия, звукофобия. Такие дети внешне застенчивые, робкие, им свойственна повышенная тревожность. Сложная природа возникновения заболевания требует комплексного подхода к лечению.

Терапия должна состоять из логопедических упражнений, приема медикаментов, тренировки артикуляционных движений, работы с психотерапевтом. Дифференциация осуществляется после анализа структуры дефекта речи и этиологии его возникновения. Сочетание педагогического и клинического методов терапии нормализует все составляющие речи, работу артикуляционного аппарата, психические процессы в организме. Таким образом, лечением занимаются логопеды, психологи, неврологи, физиотерапевты и социальные педагоги.

Невротическая форма заикания лечится медикаментами, стресс-терапией, гипнозом, аутогенной тренировкой. Параллельно проходят занятия с логопедом. Неврозоподобный тип патологии требует специально подобранного комплекса мероприятий, направленных на восстановление после органического поражения мозга. Больной нуждается в тренировке памяти, внимания. Терапия должна быть направлена на выработку новых рефлексов и доведение их до автоматизма. Большое значение для коррекции речи имеет отработка темпа и ритма. Чтобы речь была слитной, в логопедии используют такие упражнения:

  • вдумчивое проговаривание слов;
  • произношение фраз под музыкальное сопровождение;
  • синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки.

Положительная динамика отмечается при проведении занятий под музыку, чтении стихотворений. Комплекс педагогических занятий также подбирается с учетом возраста больного. Так, с детьми, посещающими ДДУ, занимаются в игровой форме. Задания составляют таким образом, чтобы воспитывать в ребенке личность.

Некоторые педагоги придерживаются другого подхода. Коррекция заключается в постановке сюжета с несуществующим собеседником, могут создаваться бытовые ситуации, ролевые игры. Используется все, что стимулирует речевую активность. Похожим действием обладает «сценотест» Г. Стаабс, в котором с помощью кукол раскрывают суть конфликта. Это также снимает психическую напряженность. Чтобы усилить эффект, автор предлагает добавить занятия по аутогенной тренировке.

Отдельно изучалось влияние групповой психотерапии у взрослых (посредством ведения диалога, коррекции мимики и жестикуляции, занятия по проективному рисованию, социометрии и др.). К. М. Дубровский (1966) применял императивное внушение, цель которого в выработке положительных эмоций взамен утвержденным психологическим установкам. Ю. Б. Некрасова (1984) считала, что больной зациклен на страдании, избавиться от которого невозможно быстро. А сеансы стресс-психотерапии вызывают у больных активность, готовность перешагнуть через барьер. В. М. Шкловский (1994) показал, как внушение способно устранить у заикающихся страх речи в экстремальной ситуации.

По мнению многих педагогов, основой положительной коррекции является замедление произношения. Так не только уменьшаются мышечные спазмы и судороги, но и нормализуется дыхание, голос становится более звонким, а артикуляционные движения более согласованными. Также необходимо работать над интонацией, речь должна быть выразительной и эмоциональной. Этого добиваются постепенно, работая над темпом и модуляцией голоса. Монотонность полезна на начальном этапе терапии, но недопустима при закреплении новых навыков.

Заикание у взрослых по методике G. Апdrews, Р. Ноwie (1981) нужно лечить следующим образом: сначала скорость речи составляет 50 слогов в минуту, это оптимальный темп при данной патологии. Затем ее увеличивают до показателей нормы. По мнению Л. З. Андроновой (1993) необходимо обязательно начинать коррекцию с определения скорости речи, которая у каждого человека разная. Она говорила о том, что нельзя навязывать заикающемуся насильственно замедление скорости речи. Сначала она должна быть разбита на слоги и сопровождаться движениями пальцев рук.

Медицинскими исследованиями подтверждено, что при подавлении речи шумом изменяются ее характеристики, она становится медленнее. Ведущее место в терапии заболевания занимает метод биологической обратной связи (БОС). Его действие базируется на принципе саморегуляции организма. Речевой сигнал преобразовывается в зрительный образ, что позволяет установить правильные функциональные связи.

Чтобы лечение было эффективным, оно должно отвечать многим требованиям:

  • быть начатым при появлении первых симптомов;
  • проводиться до закрепления результатов;
  • быть комплексным;
  • схема определяется с учетом возраста, психотипа человека;
  • соответствовать типу дефекта, степени тяжести нарушений.

Центральная нервная система у детей быстро приходит в норму при своевременной коррекции, поэтому при условии правильного подбора средств терапии, прогноз благоприятный. Правильная тактика предусматривает комплексное использование медицинских, педагогических и психологических способов.

Полезные советы родителям:

  • не перебивайте ребенка, не заканчивайте за него фразы, так он будет нервничать и заикаться еще больше;
  • основным правилом общения должно стать умение выслушать собеседника;
  • уделяйте малышу больше времени, в течение которого общайтесь с ним и читайте книги с картинками – это развивает речь;
  • не критикуйте и старайтесь не повышать голос.

Кто лечит заикание? С помощью гипноза, аутотренинга психотерапевты. Чтобы уменьшить напряжение, используют иглорефлексотерапию. Задача психологов в выявлении причин дефекта и работы над ними. Кроме того, сеансы способствуют адаптации в обществе, раскрепощают больного.

Логопеды учат правильно дышать во время речи с помощью дыхательной гимнастики, пользоваться голосом, вербальному общению, обращают внимание на такие характеристики, как плавность и ритмичность. Занятия лечебной физкультурой способствуют повышению иммунитета, улучшают координацию движений.

Обратите внимание! Заиканию свойственны рецидивы в течении, поэтому требуются повторные курсы терапии до закрепления навыков.

В период ремиссии необходимо не допускать серьезных соматических заболеваний. Любое нарушение здоровья может спровоцировать возврат дефекта.

Не стоит надеяться, что ребенок перерастет заикание, самостоятельно оно не пройдет. Наилучшего результата добиваются при раннем обращении к специалистам. Помните, что важной составляющей здоровья человека с подобной проблемой является обстановка в семье.

Читайте также:  Что делать при заикании детей

источник

Из всех известных речевых расстройств на особом месте стоит заикание у детей, которое проявляется в отсутствии способности свободно говорить, без запинок и напряжения. Ребенок с заиканием говорит медленно, сбивчиво, нечетко. Рассмотрим виды и степени заикания у детей.

Возникновению заикания способствует несогласованная работа органов, которые принимают участие в процессе образования речи – мышц, голосовых связок, дыхания. Если в органах артикуляционного аппарата — гортани, губах, языке — возникают судороги, то вследствие этого нарушается ритм и плавность речи. Судороги могут быть клоническими, когда повторяются отдельные звуки или слоги, и тоническими, при которых имеется задержка, напряжение в преодолении «сбоя» в собственной речи. Часто заикание у детей бывает тоно-клоническим, т.е. смешанного типа.

У мальчиков имеется предрасположенность к заиканию в 3-4 раза больше по сравнению с девочками. Причиной этому служит меньшая эмоциональная устойчивость мужской половины человечества к внешним факторам.

Причинами заикания могут быть неожиданные сильные нервноэмоциональные потрясения – страх, стресс. В логопедии такое заикание именуется логоневрозами, т.е. невротическим заиканием. Патология может появиться при наличии предрасположенности к недугу, т.е. на фоне определенных особенностей нервной системы ребенка. В качестве одного из таких предрасполагающих факторов выступает поражение нервной системы органического типа, которое может возникнуть из-за родовой травмы, патологии при беременности и родах, частых болезней в первые годы жизни. Часто заикание наблюдается у робких, неуверенных, застенчивых, тревожных детей, у которых имеется склонность к углубленному самоанализу.

Также причиной развития заикания у ребенка может быть незрелость психических процессов. К характерным чертам таких детей относится необязательность, беззаботность, легкомыслие, «детскость» реакций и суждений, наивность.

Причиной возникновения заикания у ребенка может быть подражание, когда речь взрослого человека с подобным недостатком накладывает на речь ребенка существенный негативный отпечаток. Виды заикания у детей подразделяются, исходя из причин, вызвавших заикание. Они могут носить физиологический, психологический и социальный характер.

Физиологическое заикание возникает на фоне перенесенных заболеваний с энцефалитическими осложнениями, внутриутробных, родовых травм, часто с асфиксией, органических нарушений подкорковых отделов мозга, отвечающих за движения, переутомления или истощения нервной системы.

Психическое заикание возникает из-за одномоментной или кратковременной психической травмы (страха, испуга); психической травмы длительного действия, вызванной неправильным воспитанием в семье; хронических конфликтных переживаний; длительных отрицательных эмоций; тяжелой психической травмы, стрессов, вызывающих аффективную реакцию; исправления леворукости.

Социальными причинами развития заикания может быть проведение недостаточной работы родителей над формированием речи ребенка, перегрузка ребенка речевым материалом, излишняя суровость, строгость, одновременное обучение разным языкам, подражание заикающимся.

Установление степени заикания у детей происходит в зависимости от длительности и интенсивности судорог мышц речевого аппарата, с учетом сопутствующих заиканию патологий. Выделяется 3 степени тяжести заболевания:

Для легкой степени заикания характерны незначительные запинки в спонтанной связной речи, которые практически не мешают общению. Но родителям стоит обратиться к специалисту, поскольку любое заболевание легче поддается лечению, пока находится на начальной стадии.

При средней степени заикания случаются запинки в диалогической речи или в монологической, которые довольно заметны и нередко малыш не может сказать фразу до конца. При средней тяжести заикания общение возможно, хотя оно затруднительно.

Для тяжелой степени заикания характерно наличие запинок во всех формах речи. При этом общение становится практически невозможным. Кроме этого, с течением времени к заиканию начинают добавляться иные патологии, например, эмболофразия, логофобия, сопутствующие движения и др.

источник

В современном мире заикание распространённое заболевание. Им страдают и взрослые, и дети. У первых же эта патология затягивается с детства, в дальнейшем могут прибавляться психологические расстройства, связанные со страхом общения.

Болезнь может проявлять себя по-разному и усиливаться или затухать в определённой обстановке или при эмоциональном состоянии пациента.

В этой статье поговорим о клинических видах, формах и степенях заикания у детей дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых людей, дадим характеристику типам течения логоневроза.

Какое количество степеней заикания различают? Заболевания делят по степени его выраженности. Поэтому выделяют 3 степени заикания у ребенка и взрослого:

Лёгкая форма заикания (логоневроза). Практически не мешает свободному общению. Патология практически никак себя не проявляет. Но в стрессовой ситуации или при попытке что-то быстро сказать, возможны незначительные запинки.

Но в спокойной ситуации, речь становится опять ровной и членораздельной. Если легкая степень заикания обнаружилась у ребёнка, то родителям стоит обратить внимание, ведь лучше лечить болезнь на ранней стадии.

Иначе она может прогрессировать. В будущем эта наиболее ранняя и легкая форма заикания может доставить немало проблем.

  • Средняя. Заикание сильно проявляется у ребенка или взрослого только в момент эмоционального возбуждения. Пациент не может закончить фразу. В повседневном общении, человеку заикание средней степени тяжести практически не мешает, хоть и затрудняет его.
  • Тяжёлая форма заикания. Патология проявляется в любом эмоциональном состоянии. Больной испытывает трудности при общении или всячески его избегает. Заикание высокой степени также сопровождается разного рода осложнениями: судороги мышц лица, рук, ног и пр.
  • Взрослые страдают от заикания с детства. Именно с тех пор, когда патология была не долечена или попросту проигнорирована.

    Обычно человек начинает заикаться при нахождении среди большого количества людей. Оно сопровождается паническими этакими, ощущением удушья и сильным сердцебиением. Во взрослом возрасте регистрируются судороги во всех отделах речевого аппарата.

    Речь сопровождается бессознательными и хаотичными движениями рук, ног и туловища. Человек обычно склонен избегать общения. Очень замкнут. На этой почве может развиваться депрессия.

    Возникает вследствие распространения чрезмерного возбуждения двигательных центров головного мозга к соседним структурам, в том числе и на те центры, которые отвечают за эмоции.

    Спазмы, возникающие в речевом аппарате (мышцы нёба, языка, губ) или в мышцах гортани, вызывают заикание. Оно проявляется при нарушении дыхания, так как происходят дыхательные судороги.

    Патология может протекать по разному типу:

  • Регредиентный. Улучшение симптоматики, исчезновение признаков заикания и страха боязни речи, уменьшаются судороги и сопутствующие патологии.
  • Хронический. Если в течение некоторого времени (6 мес.), признаки заболевания не проходят, то заикания считается хроническим. Оно протекает по таким типам:
    • постоянному. Признаки и тяжесть течени не меняется со времени. Сопутствующие симптомы: моторные и психопатические нарушения тоже не изменяются. Болезнь протекает однообразно;
    • рецидивирующему. Рецидивирующее заикание характеризуется периодами ремиссии, когда клинические признаки затухают и рецидивами: заикание проявляется вновь;
    • волнообразному. Речь больного постоянно меняется: она то улучшается, то ухудшается. Симптоматика волнообразного заикания может носить сезонный характер, например, ухудшаться в весенне-летний период и пр. Изменения могут зависеть от возраста больного или каких-либо эмоциональных причин. Но такой тип течения болезни проявляется и в спокойном состоянии человека, то есть без видимых причин.
  • Прогредиентный. Отмечается постепенное ухудшение состояния больного.
  • Выявляется и сопутствующее осложнение — эмболофразия. Это нарушение характеризуется тем, что больной в речи постоянно добавляет лишние слова (короче, так сказать, ну, это и пр.) или повторяет их, они не имеют смысла.

    Это делается для того, чтобы потянуть время и выбрать более удобные для произношения слова или конструкции.

    Патологию также различают по причине её возникновения. По этиологическому признаку различают следующие виды заикания: невротическое и неврозоподобное.

    Сравнительная характеристика невротической и неврозоподобной форм заикания представлена в таблице:

    Вид патологии Причины Симптомы
    Невротическое Болеют взрослые и дети. Источник заболевания — негативный психологический фактор, испуг или стресс, который пережил человек в детстве. Но не все люди, пережив негативный опыт становятся заиками. Виною всему генетическая предрасположенность. У таких пациентов наблюдается повышенная судорожная готовность речевого центра и мускулатурный и нервный тонус. Ребёнок может начать заикаться под влиянием постоянного стресса, например, при неблагоприятной обстановке в семье. По степени тяжести может быть лёгким, средним и тяжёлым. По течению оно бывает постоянным и независящим от внешних обстоятельств, волнообразным и рецидивирующим. То есть периоды болезни могут усиливаться или ослабляться или вовсе прекращаться на некоторое время и возвращаться вновь. Заикание напрямую зависит от эмоционального состояния человека. Так, если он находится среди близких и в спокойной обстановке, то клинические признаки могут отсутствовать. И, наоборот, в обществе или в незнакомой обстановке клиника заикания может показать себя во всей красе и мешать пациенту взаимодействовать с обществом.
    Неврозоподобное Источник болезни — органическое поражение мозга и функциональное изменение ЦНС. Эти поражения возникают обычно в период внутриутробного развития плода. Влияет на формирование патологии родовая травма или инфекционные болезни.

    К предрасполагающим факторам развития изменений в головном мозге ребёнка, относят:

    1. Инфекционные заболевания родителей.
    2. Психические расстройства родителей.
    3. Осложнения беременности.
      Приём медицинских препаратов во время вынашивания ребёнка, которые противопоказаны к этому.
    4. Алкоголизм и наркомания родителей.
    Симптоматика патологии формируется и проявляется во время активного формирования речи. Проявления болезни не зависят от психоэмоционального состояния пациента и носят постоянный характер. Для этого вида заиканий характерны судороги в артикуляционном аппарате: языке, небе и губах. Речь больного монотонная и невыразительная. У детей может наблюдаться общее недоразвитие речи. Клинические признаки заикания возрастают при повышенной речевой нагрузке или после перенесённых инфекционных заболевания. В переходном возрасте у ребёнка симптоматика может усиливаться. Появляется боязнь разговаривать с посторонними людьми. Усиливается тревожность. Патология в основном носит волнообразный характер. Зависит от психологического и физического состояния.

    Какое еще бывает заикание? В зависимости от их локализации, заикание разделяют на:

    Тоническое. Наиболее распространённый тип патологии. Чрезмерное возбуждение передаётся на речевой аппарат, где происходит судорога. Вследствие этого нарушается нормальная речь.

    Обычно больной не может произнести какой-либо звук или начать новое слово. При этом лицо и шея выглядят со стороны очень напряжёнными.

    Может также быть длительно сокращение дыхательных мышц и больному часто не хватает воздуха для продолжения речи.

  • Клоническое. Выражается в повторении отдельных звуков, частей слова или всего слова целиком. Для этого типа патологии характерно непроизвольное и частое сокращение мышц речевого аппарата. Обычно заикание проявляется перед произношением сложно произносимыми звуками.
  • Смешанное. Смешанная форма заикания может проявляться как клоническими, так и клоническими судорогами. Одна форма может накладываться на другую. У больного наблюдаются длительные паузы или же провалы в речи.
  • Судороги, которые приводят к запинкам в речи, локализуются в разных отделах:

    1. Артикуляционный. Судорога может затрагивать мышцы лица (происходит сокращение мышц верхней или нижней губы, в результате чего происходит оттягивание уголков рта в стороны или судорожное его открытие, в некоторых случаях мышцы шеи, лба и ушей тоже принимают участие), мышцы языка (непроизвольное его вываливание из полости рта, непроизвольное открытие рта и пр.), мышц мягкого нёба (в этом случае проход из глотки в носовую полость то закрывается, то открывается).
    2. Дыхательный. Наблюдаются при вдохе, но они мало заметны и проявляются как незначительные паузы в разговоре. Происходят с различной частотой и интенсивностью. При выдохе пациенту с трудом удаётся закончить слово или фразу. При этом происходит сильное сокращение мышц пресса. Судорога затрагивает лицевые мышцы, в результате чего лицо искажается. Ощущается нехватка воздуха.
    3. Голосовой. Голосовые складки постоянно то смыкаются, то размыкаются, это приводит к тому, что речь пациента становится прерывистой и вибрирующей. Во время разговора голосовые складки могут полностью сомкнуться, что приводит к резкой паузе и потере голоса, при этом человеку не хватает воздуха. Судорога возникает при произношении гласных звуков, при этом пациент их удлиняет до такой степени, что часто проявляется нехватка воздуха. Мышцы шеи напрягаются, а голос становится неестественным. Артикуляция может не проявляться.
    4. Смешанный. Судороги при заикании могут чередоваться друг с другом и могут накладываться одни на другие.

    Проявляются у детей в дошкольном возрасте, при формировании речевых навыков. Проявляются в виде повторения некоторых звуков или слогов. Не препятствуют нормальному общению, со временем проходят. Не является патологией.

    Простыми словами физиологические итерации можно объяснить тем, что речевые способности ребёнка не успевают догнать мыслительные возможности.

    Отличается от заикания тем, что при нём речь ребёнка становится неправильной, паузы затягиваются и ребёнку сложно начать говорить или продолжать речь. Но в любом случае, заключение должен дать специалист.

    Теперь вы знаете, какой степени заикания сопутствует эмболофразия, каковы характеристики рецидивирующего типа течения логоневроза, какой тип характеризуется достаточной стабильностью, а какой периодическими колебаниями и т.д.

    Заикание может перерасти в серьёзную патологию и испортить ребёнку жизнь в будущем. К болезни может прибавиться страх общения, депрессии и многие другие отклонения.

    Поэтому даже при малейших симптомах недуга следует обратиться к специалисту за помощью.

    Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз». Заикание…

    Читайте также:  Что делать если у ребенка заикание

    Неврозоподобное заикание имеет свои особенности патогенеза и этиологии. Исправить ситуацию можно только лишь устранив первопричину патологии. Для этого специалисты проводят…

    Заикание или логоневроз классифицируют по нескольким признакам. В зависимости от типа речевых (т.е. артикуляционных) судорог, появляющихся при разговоре, выделяют три…

    источник

    Диагностика и определение формы логоневроза и логофобии

    На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

    • Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.
    • Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
    • Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA. Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.

    * Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

    Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

    • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
    • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
    • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

    При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

    • Голосовое заикание:
    1. Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
    2. Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
    3. Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
    • Дыхательное заикание:
    1. Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
    2. Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
    • Артикуляционное заикание:
    1. Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
    2. Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
    3. Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.

    В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

    Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

    • Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
    • Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
    • Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.

    Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

    Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

    • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
    • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
    • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.

    Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

    • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
    • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
    • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

    Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

    • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
    • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
    • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
    • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
    • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.

    При составлении статьи использована информация:

    • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.

    источник

    1. Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

    2. В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

    Причины функционального заикания могут быть различными.

    Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов. В дальнейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.

    У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения (если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).

    Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться.

    Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

    Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.

    Заикание может возникнуть и в результате подражания.

    Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.

    Проявления заикания. Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

    Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, например, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, после того как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.

    Читайте также:  Что делать если заикание не проходит

    Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

    Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

    Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-ба-бушка, со-ба-ба-бака).

    Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к. нижка, каранд. аш, зм. ея).

    Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).

    Степени заикания. Различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев определения степеней заикания нет. В практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени проявляются также сопутствующие движения и эмболофразия (см. ниже)

    Сопутствующие движения. Заикание не сразу сопровождается сопутствующими движениями. Они, как правило, появляются в процессе его развития, когда дефект прогрессирует и принимает все более тяжелые формы. Сопутствующие движения — это судорожные явления, которые возникают в различных группах мышц внеречевой мускулатуры: лица, шеи, туловища, конечностей. Движения самые разнообразные: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа (рефлекс Фрёшельса), опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.

    Различают непроизвольные, т. е. не зависящие от воли говорящего, сопутствующие движения и произвольные.

    По мере развития заикания появляются новые уловки — речевые. Заикающийся начинает для мнимого облегчения речи добавлять стереотипные слова или звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это», «вот так», «это», «вот», «как это» и т. п. Такое явление называется эмболофразией.

    Еще одним из характерных симптомов заикания является страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые, по мнению заикающихся, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией.

    Все описанные виды симптоматики заикания очень непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания: то оно проявляется в повторении звуков или слогов, то во внезапных остановках, паузах.

    Неустойчивыми оказываются и сопутствующие движения: исчезают одни и на их смену появляются новые.

    Состояние заикания также постоянно меняется. Эти изменения связаны с самыми разнообразными обстоятельствами. Так, например, один и тот же ребенок почти в одно и то же время может то очень сильно заикаться, то говорить хорошо. Наедине сам с собой, с игрушками, с воображаемым собеседником ‘заикающийся ребенок, как правило, говорит без запинок. Присутствие других собеседников действует на его речь по-разному: разговор с близкими людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших запинок. Беседа с малознакомыми людьми, со взрослыми, которых он боится или стесняется, моментально вызывает усиление заикания.

    У некоторых заикающихся детей отмечается нарушение моторики. Б. И. Шостак наблюдала некоторую неловкость, неуклюжесть в движениях, плохую координацию их, иногда — чрезмерную напряженность мышц.

    Нарушения письменной речь

    Письменная речь — это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «. ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения».

    Эти ошибки не связаны с невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. В основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. То есть, все те проявления, о которых мы говорили выше, будут иметь негативные последствия и при овладении письмом.

    Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения.

    Выделяют пять форм дисграфии:

    1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

    Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя. Коррекционная работа при этом заключается в коррекции произношения дефектных звуков.

    2. Акустическая форма дисграфии

    Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. О данной форме можно сказать, пишет так, как слышит. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

    Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

    3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

    • перестановка букв и (или) слогов;

    • написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;

    • повторение букв и (или) слогов;

    • контоминация — в одном слове слоги разных слов («укириц» — у крыльца лужи);

    • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

    Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

    Помочь ребенку сформировать понятие «слово». Показать значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д.

    Для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится два не слова (две части, не имеющие смысла).

    4. Аграмматическая дисграфия

    Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

    Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

    Что делать? Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам.

    Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке).

    Игра «Живое слово». Составить предложение; распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку.

    Разделить сплошной текст на слова и предложения.

    4. Оптическая дисграфия

    В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у.

    Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

    Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

    — недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

    — добавление лишних элементов;

    — пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

    — зеркальное написание букв.

    Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

    Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

    Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

    Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

    Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

    В ряду правильно написанных букв найти одно неправильную.

    Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.

    Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.

    При чтении мы чаще всего будем видеть те же проявления, что и на письме.

    Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 506 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    источник

    Логоневроз или заикание является в настоящее время достаточно распространенным заболеванием. Им страдают и взрослые, и дети. Человек, который знаком с данным нарушением не понаслышке, наверняка, замечал, что логоневроз может проявляться по-разному. Одни люди заикаются, практически, постоянно, другие — только в стрессовых ситуациях. Кроме этого, отличается также и специфика внешнего проявления подобного речевого расстройства. Повторение слов, слогов, фраз, вытягивание звуков, остановки в высказываниях и т.д.- вариаций таких нарушений может быть множество. На основе многолетних наблюдений, исследований, диагностических процедур специалистами были выделены определенные формы, виды и степени развития заикания.

    1) Клоническая форма заикания

    2) Тоническая форма заикания

    3) Смешанная форма заикания

    Люди, страдающие клоническим заиканием, повторяют начальные звуки, слоги или слова. Данная форма логоневрозов является одной из самых распространенных. При тоническом заикании наблюдается пролонгирование отдельных звуков, длительные остановки в высказываниях. Кроме этого, встречаются также и смешанные формы заикания, при которых у человека могут возникать и клонические, и тонические судороги.

    2. По особенностям локализации судорог

    1) Голосовые судороги – возникают в области гортани.

    2) Артикуляционные судороги – затрагивают язык, небо, губы.

    4) Смешанные судороги – дыхательно – голосовые, дыхательно – артикуляционные, артикуляционно – голосовые и т.д.

    В большинстве случаев наблюдаются именно смешанные речевые судороги.

    3. По специфике причин возникновения логоневроза

    2) Неврозоподобное заикание.

    3) Неврозоподобное заикание с невротическими признаками.

    Невротическое заикание имеет, как правило, глубинные психологические причины: психические травмы, сильные эмоциональные переживания, стрессы и т.д. Данное нарушение часто сопровождается и другими расстройствами – страхами, тревожностью, эмоциональной нестабильностью. Именно поэтому в лечении невротических логоневрозов всегда необходим комплексный подход.

    Причинами возникновения неврозоподобных форм заикания чаще всего являются различные мозговые нарушения, родовые или внутриутробные травмы и т.д. Данный вид логоневрозов встречается в несколько раз реже, чем невротическое заикание.

    Неврозоподобное заикание с невротическими признаками – это нарушение, имеющее психосоматичскую природу. Оно возникает при взаимодействии физиологических и психологических факторов.

    Таким образом, существует множество разновидностей логоневрозов. Однако, даже не специалисту понятно, что чаше всего данное нарушение имеет психологическую природу, т.е. возникает под действием внутренних явлений. Именно поэтому лечение данных расстройств должно начинаться с выделения истоков заболевания. Очевидно, что самостоятельно сделать это человеку чаще всего не под силу, необходима квалифицированная помощь специалиста – психолога, психотерапевта.

    1. Легкая степень заикания – нарушения в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях, в спокойной обстановке человек характеризуется правильной, плавной речью.

    2. Заикание средней степени – речевые судороги появляются при эмоциональном возбуждении, беспокойстве.

    3. Тяжелая степень логоневроза – заикание наблюдается постоянно, при этом нередко сопровождается судорожными движениями мышц лица, рук, ног и т.д.

    Стоит отметить также, что логоневроз – это заболевание, которое в случае отсутствия лечения может прогрессировать. Одним словом, если Вы замечаете у себя или своего ребенка незначительные запинки в речи, остановки в высказываниях, не стоит ждать, пока болезнь разовьется до тяжелой степени. Ранняя диагностика и своевременное профессиональное вмешательство способствуют полному устранению того или иного нарушения. Однако практика показывает, что заикание относится к тем расстройствам, в лечении которых возможны рецидивы. Именно поэтому важно ответственно подойти к выбору метода работы и специалиста, который будет оказывать Вам помощь.

    В Центре Психологии Самореализации применяется уникальная авторская методика коррекции и устранения логоневрозов у детей и взрослых людей. Данный инновационный метод был разработан директором Центра — профессиональным психологом Светоч Екатериной Валерьевной. Высокая эффективность методики подтверждена международным сертификатом ЮНЕСКО. Победите заикание, откройте в себе новые способности, жите ярко и активно!

    источник