Меню Рубрики

Какие методики с ребенком заикание

Лечение заикания у детей, самого распространенного нарушения речи, эффективно проводится с применением специально разработанных методик и на сегодняшний день имеет благоприятный прогноз.

Что делать, если ребенок начал заикаться, что такое заикание у детей, причины и лечение логоневроза — об этом и многом другом читайте в этой статье.

Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.

При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:

  • прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
  • тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
  • безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
  • прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.

Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.

Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.

Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:

  • эмоциональные и информационные перегрузки;
  • перенесенные болезни и осложнения после них;
  • подражание заикающимся близким;
  • врожденная слабость органов артикуляции;
  • наследственность;
  • травмы при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • органические нарушения в работе головного мозга.

Если чересчур эмоциональный, робкий, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, причиной мог стать сильный испуг.

Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы становления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в таких случаях обязательно предусматривает организацию щадящего режима дня с продолжительным пребыванием на свежем воздухе, достаточным временем сна, отсутствием стрессов и исключением взаимодействия с компьютерной техникой.

Иногда ребенок может заикаться, подражая кому-то из близких, особенно, когда процесс «говорения» в самом разгаре.

Болезни с осложнениями существенно снижают иммунитет ребенка, делают его чересчур чувствительным к проявлениям внешнего мира и могут спровоцировать нарушение речи. Вялые артикуляционные мышцы, ленивый язык отнюдь не способствуют плавному течению речи и тоже могут быть причиной логоневроза.

Случаи заикания вследствие органических изменений головного мозга считаются сложными и требуют глубокого и длительного лечения.

Если спазм артикуляционных органов происходит на фоне волнения, эмоционального напряжения, а в отсутствие стресса этого нет, то это невротический вид логоневроза. Если ребенок заикается постоянно, независимо от внешних условий, из-за нарушений физического и психического развития, то имеет место неврозоподобный вид патологии.

По характеру проявления заикание подразделяется на типы:

  • тонический, когда из-за спазма речевых мышц возникает затяжная пауза, звуки даются с трудом, напрягается лицо, нарушается дыхание;
  • клонический, когда звуки, слоги повторяются неоднократно;
  • смешанный, когда есть признаки и тонического, и клонического типов.

Чтобы завуалировать дефект, ребенок улыбается, кашляет, зевает. Или сжимает кулачки, притопывает ногой, чтобы как-то преодолеть проблему. Как помочь маленькому человеку? Как избавить ребенка от заикания? Прежде чем приступать к лечению, имеет смысл поговорить о психологических корнях проблемы.

Психологи утверждают, что методы воспитания ребенка в семье могут оказать влияние на появление проблем с речью. Они связаны с типами детской психологии:

  • Истерический. Это тот тип, когда ребенку все можно. Его балуют, исполняют любое его желание. Трудные времена наступают, когда надо “выходить в свет”, например, в детский сад и быть, как все. Стресс может спровоцировать заикание.
  • Неврастенический. В этом случае ребенка подавляют из-за несоответствия идеалам, которых водрузили на пьедестал родители. Пренебрежение, нежелание считаться с его мнением, унижение достоинства — такое психологическое давление может стать причиной логоневроза.
  • Психастенический. Гиперопека родителей, полная подконтрольность им делает ребенка неуверенным в себе и робким. Общение со сверстниками дается ему с трудом. Такой ребенок может начать заикаться.

В группе риска впечатлительные и слишком ранимые дети, нерешительные и несмелые.

Чтобы уберечь беззащитного маленького человека от беды, имеет смысл не баловать ребенка, считаться с его мнением, создавать условия для общения со сверстниками, разрешать познавать окружающий мир без гиперконтроля с родительской стороны. Такая любовь к своему ребенку сделает из него свободного человека.

Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что делать? Можно ли вылечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей? Давайте по порядку.

Что делать, если ребенок заикается? При комплексном подходе заикание успешно поддается коррекции! Для этого необходимо пройти обследование, чтобы определить причину и своевременно начать лечение.

  • Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и правильность речи.
  • Психолог выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
  • Невролог назначит соответствующую терапию для нормализации работы нервной системы.

Современные методики лечения заболевания включают в себя коррекционные и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы — главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, — все это реальная помощь вашему ребенку.

В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом — таков комплекс лечения.

Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители — это:

  • прогулки на свежем воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
  • полноценный сон;
  • здоровое питание;
  • создание хорошего настроения, чему способствуют доброжелательное отношение друг к другу, благоустройство территории и помещения, где находится ребенок;
  • физические упражнения и ритмические танцы под музыку.

Лечение заикания в домашних условиях включает в себя ласковое и внимательное отношение к малышу. Если ваш ребенок заикается, вот несколько добрых советов:

  • Разговаривайте с малышом медленно, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
  • Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
  • Резкие движения и слова, окрики и одергивания, недопустимы.
  • Если вы возьмете малыша за руку, присядете, чтобы быть “на равных” и посмотрите ему в глаза, у него точно получится рассказать вам без запинки все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет чувствовать вашу поддержку!
  • Устраивайте уютные домашние чтения, и пусть герои сказок будут добрыми и смелыми.
  • Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.

Очень важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают сформировать правильное отношение к себе, поверить в собственные силы, учат ставить цели и идти к ним.

Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.

Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.

Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:

  • Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
  • Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
  • Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
  • Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.

Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо.

Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса!

источник

Заикание (логоневроз) является довольно распространенной речевой проблемой в детстве, которая может сохраняться во взрослой жизни. Около 8% детей имеют такой дефект. Особенно часто он проявляется в возрасте от двух до пяти лет. Существуют современные программы и методики для лечения детей с заиканием. Раннее обращение за специализированной помощью и качественная терапия помогают избавиться от патологии в 80% случаев.

Ученые считают, что логоневроз возникает в результате нескольких факторов. Важную роль при этом играют особенности развития ребенка и генетическая предрасположенность. Установлено, что у заикающихся детей речевые зоны мозга имеют свои структурные особенности.

Формирование речевых навыков представляет собой сложный процесс. Он включает в себя развитие связей между определенными областями мозга, центральной нервной системой и мышцами, отвечающими за дыхание и речь.

Если каждая часть этой многоуровневой системы работает нормально, слова произносятся правильно и в нужном порядке — речь имеет определенный ритм с паузами и акцентами. Ребенок, который учится создавать простые предложения, нуждается в постоянной практике. Это стимулирует развитие речевых зон мозга и нервных путей (трактов).

Проблемы с речью возникают, если структуры развивающейся нервной системы не скоординированы . Это приводит к повторениям и остановкам, особенно когда ребенок взволнован или слишком торопится. По мере того как мозг продолжает развиваться, некоторые из этих проблем самоустраняются или компенсируются. Поэтому многие дети «вырастают» из заикания.

Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено, прежде всего, различиями в их развитии: у девочек сначала формируются речевые особенности, а затем психосексуальные. У мальчиков это происходит практически одновременно. Поэтому они более уязвимы к речевым и языковым проблемам.

Определенную роль играет генетическая предрасположенность. Двое из трех заикающихся людей имеют кровных родственников с аналогичной проблемой . Подробнее о заикании у взрослых читайте в статье по ссылке здесь.

Риск нарушений речи возрастает, если во время беременности мать переболела инфекционным заболеванием или наблюдалась гипоксия плода. Различные внутриутробные патологии отрицательно влияют на развитие центральной нервной системы, что впоследствии может вызвать заикание.

Проблемы в родах, использование акушерских пособий также впоследствии негативно сказываются на речевом развитии. Тяжелые родовые травмы могут стать причиной снижения интеллектуальных способностей и заикания.

Сильный психоэмоциональный стресс, например, потеря близкого человека, развод родителей также могут спровоцировать логоневроз. Аналогично воздействуют и положительные эмоции. Шумный день рождения с множеством подарков и клоунами, а на следующее утро — заикание. Возможными триггерами может стать просмотр телепередачи со сценами насилия и фильма ужасов.

Конфликтные ситуации в семье — еще одна причина нарушений речи. В семьях пьющих родителей, особенно жестоко обращающихся с детьми, нередки случаи логоневроза.

Черепно-мозговые травмы (например, сотрясение), перенесенные энцефалиты и менингиты редко становятся причиной логоневроза, однако, тем не менее, создают почву для его появления. Любые провоцирующие факторы (стресс, неправильное воспитание) могут привести к патологиям речи.

Иногда заикание развивается после тяжелых инфекционных заболеваний, например, гриппа, кори. Диабет с частыми гипо- или гипергликемическими состояниями негативно сказывается на развитии ребенка и может привести к речевым расстройствам.

Исследования показывают, что в среднем 1 из 20 маленьких детей проходит фазу заикания. Проблема обычно становится очевидной на этапе активного развития речи — в возрасте от двух до пяти лет.

Патология может проявляться следующим образом:

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

  • повторяются звуки или слоги — например, человек говорит «мо-мо-мо-молоко»;
  • звук в слове длится дольше, невозможно перейти к следующему — «ммммммм»;
  • слово «застревает» при первом звуке или не произносится вообще;
  • возникают длительные паузы между определенными звуками и словами, кажется, как будто ребенок изо всех сил пытается произнести правильное слово, фразу или предложение;
  • используется множество слов «наполнителей», таких как «гм» и «ах»;
  • прилагаются дополнительные усилия для произнесения определенных звуков или слов, это заметно по напряженным мышцам лица, например, вокруг глаз, губ и рта;
  • задерживается дыхание или ребенок делает глубокий вдох, прежде чем говорить;
  • теряется зрительный контакт, когда слово «застревает».

Заикание варьирует по степени тяжести от человека к человеку и от ситуации к ситуации. У одних могут быть кратковременные периоды заикания, затем наступает период, когда они говорят относительно свободно. У других детей проблемы с речью сохраняются постоянно и усиливаются при волнении или в состоянии стресса.

Часто заикание становится более интенсивным в ситуациях, когда ребенок стесняется своей речи и пытается скрыть свой дефект. Такие моменты включают в себя:

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

  • общение с человеком, обладающем определенной властью, например, с учителем;
  • выступление перед публикой (классом и пр.);
  • чтение вслух;
  • разговор по телефону;
  • необходимость произнести свое имя при регистрации.

Часто заикание начинается внезапно у дошкольника, который ранее хорошо разговаривал. Иногда проблема развивается постепенно и прогрессирует со временем. По мере того как ребенок становится старше и начинает больше осознавать заикание, он старается изменить свое поведение . Таким образом пытаясь скрыть речевые проблемы.

У заикающихся детей иногда возникают непроизвольные движения. Например, такие как мигание глаз, дрожание губ, постукивание пальцами или топанье ногами.

Кроме того, дети с данной речевой проблемой часто имеют следующие особенности поведения:

p, blockquote 22,0,1,0,0 —>

  • умышленно избегают произносить определенные звуки или слова, на которых они обычно заикаются;
  • применяют стратегии, чтобы скрыть свой дефект, например, «забывают» что хотели сказать, в случаях, если есть необходимость произнести трудное слово;
  • избегают социальных ситуаций из-за боязни заикания — стесняются спрашивать о чем-то в магазине или ходить на дни рождения;
  • меняют стиль речи, чтобы избежать заикания — например, говорят очень медленно или тихо, или с акцентом;
  • чувствуют страх, разочарование, стыд или смущение из-за речевого дефекта.
Читайте также:  Лечится ли заикание у детей в 3 года

Существует два основных типа патологии:

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

  • Заикание в развитии. Самый распространенный вид патологии. Возникает в раннем детстве, когда речевые и языковые навыки только формируются.
  • Приобретенное, или запоздалое, заикание. Относительно редкий вариант, развивается у детей старшего возраста и взрослых в результате травмы головы, инсульта или прогрессирующего неврологического заболевания, приема определенных лекарств. Иногда является следствием психологической или эмоциональной травмы.

В зависимости от преобладания тех или иных симптомов выделяют следующие виды заикания:

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

  • Тоническое. Звуки растягиваются или совсем не произносятся.
  • Клоническое. Происходит повторение слогов, слов.
  • Смешанное. Есть симптомы клонической и тонической формы.

Некоторые логопеды и неврологи отдельно классифицируют логоневроз на неврозоподобный и невротический. При неврозоподобной форме патологии наблюдаются и другие неврологические симптомы, например, дизартрии или замедления психического развития.

При невротическом варианте нет неврологического дефицита, а проблемы с речью возникают на фоне стресса. У таких детей развивается страх говорить (логофобия) или избегающее поведение.

Если есть подозрение на дефект речи, нужно обязательно обратиться к логопеду. После осмотра и диагностики он определит, нуждается ли ребенок в специальной терапии. У некоторых детей заикание проходит с возрастом, другим нужна специализированная помощь . И чем раньше будет начато лечение, тем лучше результат .

Терапия у логопеда необходима в следующих случаях:

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

  • Ребенку от 2 до 3 с половиной лет, заикание продолжается более нескольких месяцев и становится все заметнее.
  • У члена семьи или кровного родственника тоже заикание.
  • Есть сопутствующие проблемы с произношением некоторых звуков.
  • Проблемы с речью возникли после трех с половиной лет.

Терапия заикания может быть непрямой (косвенной) или прямой. Косвенная включает общие рекомендации, она эффективна у маленьких детей и при небольшой давности проблемы. Прямые методики полезны при длительно существующем заикании, сопутствующих психологических и эмоциональных нарушениях.

Если у родителей возникли опасения по поводу развития или нарушений речи у ребенка, нужно как можно раньше обратиться к специалисту. Наилучшие результаты дает терапия, начатая в дошкольном возрасте.

Существуют различные подходы к лечению заикания. Основные направления следующие:

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

  • создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя более спокойно и уверенно;
  • методики для повышения беглости и развития навыков общения;
  • работа над чувствами, связанными с заиканием, такими как страх и беспокойство;
  • специальные электронные устройства.

Она заключается в том, что родители вносят определенные коррективы в домашнюю обстановку и семейное общение. Основной принцип — не сосредотачиваться на заикании и не напоминать о проблеме.

Косвенная методика основана на мнении о том, что заикание возникает из-за невозможности выполнить требования к речевым навыкам. Они могут исходить от окружающих людей или от собственного энтузиазма и решимости ребенка общаться.

Целью косвенной терапии является создание среды, в которой ребенок испытывает минимальное психологическое давление . Родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

  • разговаривать с ребенком медленно и спокойно;
  • стараться больше беседовать о том, что происходит, что малыш делает, во что любит играть; готовить на кухне и обсуждать любимые книги;
  • не перебивать и не критиковать;
  • избегать постоянного одергивания ребенка;
  • сделать семейную обстановку максимально расслабляющей и спокойной.

У детей до пяти лет непрямое лечение часто помогает уменьшить симптомы заикания. Однако если проблема существует достаточно долго, то лучше сразу начать прямую терапию.

Наиболее эффективной признана программа Лидкомба. Это широко используемая прямая поведенческая терапия для лечения заикания у маленьких детей. Методика получила свое название от пригорода Сиднея, где расположен Австралийский центр заикания. В исследованиях установлено, что программа Лидкомба увеличивает шансы на выздоровление в 7-8 раз .

Основная цель метода — помочь ребенку избавиться или существенно уменьшить дефект речи не только в клинике, но и в реальном мире, и сохранить его таким.

Лечение проводят непосредственно сами родители. Предварительно они проходят обучение у логопеда, обычно это происходит раз в неделю. Специалист во время консультаций показывает и объясняет, что нужно делать, при необходимости вносит корректировки в программу.

Терапия заключается в том, что отец или мать комментируют речь ребенка. Это сопровождение должно происходить в положительном аспекте. В первую очередь комментарии делают во время речи без заикания, и только изредка, когда возникают трудности с произношением. То есть отец или мать хвалят ребенка, когда он говорит ровно, и мягко просят повторить слово, если он заикается. Такая терапия происходит в определенное время дня, чтобы дать возможность ребенку дать обратную связь.

В ходе лечения родители ежедневно оценивают речь по специальной шкале от 0 до 9. Например, 0 — нормальная речь, а 9 — сильное заикание. Во время посещения логопеда анализируют прогресс лечения и как оно влияет на дефект.

Программа Лидкомба имеет две стадии:

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

  • На первом этапе родители проводят лечение каждый день и посещают логопеда раз в неделю. Это продолжается до тех пор, пока заикание не исчезнет или не достигнет крайне низкого уровня.
  • Второй этап программы длится около года. Основная его цель — не допустить рецидива речевого дефекта. Эта часть программы очень важна, так как довольно часто после успешного лечения в клинике заикание возвращается снова. Все дети и семьи разные, поэтому количество посещений логопеда на втором этапе подбирается индивидуально.

Заикание, которое сохраняется после шести лет или длится более трех лет, значительно сложнее поддается лечению. С течением времени речевой дефект провоцирует дополнительные психологические проблемы. Возникает беспокойство по поводу такой особенности, боязнь открытого общения и внутренняя скованность.

Поэтому методы терапии заикания у детей старшего возраста включают как коррекцию речи, так и психотерапевтические приемы. Последние направлены на коррекцию эмоциональных, социальных и психологических нарушений.

Основные цели терапии заикания у детей старшего возраста:

p, blockquote 45,1,0,0,0 —>

  • улучшение беглости речи;
  • осознание и понимание сути дефекта;
  • общение с детьми, имеющими аналогичную проблему;
  • работа над чувствами, сопряженными с заиканием — страхом, беспокойством, смущением;
  • развитие навыков общения;
  • повышение самооценки и уверенности в себе.

Существует множество комбинированных методик, включающих в себя логопедические, педагогические и психологические приемы. Выбор осуществляют исходя из особенностей проблемы, возраста, давности заикания, психологического статуса.

Включает в себя целый комплекс логопедических, лечебных и педагогических мероприятий. Дополнительно проводятся музыкальные занятия, психотерапевтическая коррекция.

Логопедические уроки проводят по принципу от простого к сложному. Лечение включает шесть этапов:

p, blockquote 48,0,0,0,0 —>

  • Подготовительный — обследование ребенка с родителями.
  • Дестабилизация — стадия молчания и шепотной речи. Рекомендуют упражнения, направленные на устранение напряжения в мышцах речевого аппарата, постановку диафрагмального дыхания. Во время игровых занятий логопед разговаривает шепотом, при этом ребенок молча выполняет указания. В комплекс включают задания на развитие мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.
  • Сопряженная речь.
  • Отраженная речь.
  • Этап вопросов-ответов.
  • Самостоятельная речь.

Длительность терапии в среднем 1,5-2 месяца. Обычно курс лечения проходит амбулаторно, например, на базе дневного стационара.

Основан на коррекционных логопедических занятиях параллельно с изготовлением различных поделок. При этом сама педагогическая работа проходит в пять этапов:

p, blockquote 51,0,0,0,0 —>

  • Дети слушают четкую и логически связанную речь логопеда, но сами практически не разговаривают.
  • Ребенок произносит предложения, комментируя свои действия.
  • Речь включает как сопровождающие фразы, так и завершающие, с описанием выполненной работы. Постепенно осуществляется переход к контекстным высказываниям.
  • К уже освоенным навыкам присоединяется описание о том, что ребенок хочет сделать. Дополнительно развивают навыки речи без зрительной опоры, закрепляют грамматические правила.
  • Улучшают навыки самостоятельной речи. В результате дошкольник может рассказать, какую поделку он хочет изготовить, описать процесс, высказаться о собственных пожеланиях и пр.

Данный тип лечения основан на использовании игр различного характера: с пением, постановкой драмы, творческих и др. Методика предполагает несколько этапов:

p, blockquote 52,0,0,0,0 —>

  • Ограничение речи — одну неделю ребенок молчит, затем две недели разговаривает шепотом.
  • Облегченная речь и выработка новых стереотипов.
  • Формирование плавной бессудорожной речи.
  • Занятия в форме вопроса-ответа. Сначала воспитанник отвечает на простые вопросы с использованием тех же слов, затем присоединяются более сложные проблемные темы (зачем? почему? для чего?).
  • Самостоятельная речь.

Курс лечения длится учебный год, с сентября по июнь. Обычно он проводится на базе специализированных учреждений.

Суть заключается в синхронизации движений пальцев руки (правой у правшей, левой у левшей) с определенными фразами. Он рекомендуется для детей подросткового возраста.

Лечение включает три этапа. На первом проводится диагностика, обучение релаксации, ребенок выполняет упражнения для развития мелкой моторики и артикуляции.

Второй этап представляет собой процесс синхронизации речи и пальцев руки. То есть формируются новые речедвигательные навыки. Последний, третий, этап предполагает закрепление достигнутого успеха в самостоятельной речи. Кроме общения в клинике, проводят экскурсии с посещением школы, поликлиники, магазинов. Таким образом ребенок использует полученные навыки в естественных условиях.

Заикающемуся ребенку лучше говорить в замедленном темпе, не торопиться, при этом четко проговаривая все гласные звуки. Для этого на занятиях с логопедом ребенок учится правильно артикулировать гласные и активно включать в работу губы (И — губы растягиваются в улыбку, О — собираются в хоботок и т. д.). Согласные, наоборот, произносят на выдохе, легко, поверхностно, без акцента.

Перед тем как сказать слово или предложение ребенок должен подумать. Во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику.

Очень важен выбор оптимальной громкости голоса. Не нужно говорить крайне тихо или слишком громко. Тон голоса лучше понизить. Если слово начинается с гласного звука, начинают говорить тихо.

Длинные предложения следует делить на части. И затем произносить их как отдельные смысловые фразы, делая небольшие паузы. Полезно использовать интонационные средства: логические ударения, модуляции голоса, паузы и др. Важная роль отводится кинесике — выразительным жестам, мимике, улыбке и т. д.

Во время речи важно занять правильную позицию. В положении стоя — спина ровная, ноги на ширине плеч, подбородок располагается относительно шеи под прямым углом. Сидя — спина опирается на стул, плечи опущены, ноги упираются в пол, кисти рук расслаблены.

Этот метод не относится непосредственно к лечению заикания. Однако он помогает устранить психологические проблемы, возникшие в результате речевого дефекта.

Полезны следующие психотерапевтические методики:

p, blockquote 63,0,0,0,0 —>

  • Личностная конструктивная терапия.
  • Нейролингвистическое программирование.
  • Когнитивно-поведенческая терапия.
  • Краткосрочная терапия, ориентированная на решение проблем.

Для лечения заикания у детей старшего возраста можно использовать специальные технические устройства. Принцип их работы заключается в моделировании звука собственного голоса.

Существуют следующие виды таких устройств:

p, blockquote 66,0,0,0,0 —>

  • С отсроченной слуховой обратной связью — они воспроизводят голос пациента за долю секунды после разговора.
  • Со смещенной по частоте слуховой обратной связью — человек слышит голос на более низкой или более высокой частоте.
  • Комбинированные — используются обе методики, упомянутые выше.

Такие устройства устанавливают внутри или вокруг уха, подобно слуховому аппарату. У некоторых пациентов они значительно улучшают беглость речи. Существуют также приложения для смартфонов и компьютеров, которые работают аналогичным образом.

Приборы обратной связи помогают не всем. Кроме того, в некоторых социальных ситуациях использовать их достаточно сложно.

В лечении заикания эффективна дыхательная гимнастика Стрельниковой. Она включает упражнения, позволяющие контролировать дыхание и произносить слова на выдохе. Система основана на принципе вдоха носом с одновременными упражнениями, сжимающими грудную клетку (например, наклоны вперед).

Массаж проводят курсами по 10-15 процедур. Используют классические и расслабляющие техники. Основная зона воздействия — шейно-воротниковая область. При невротической форме логоневроза иногда рекомендуют общий массаж.

Не существует таблеток или уколов, способных вылечить заикание. Лекарственные средства назначают при сопутствующей неврологической патологии. В этом случае показаны следующие группы фармпрепаратов:

p, blockquote 71,0,0,0,0 —>

  • Ноотропы (Пирацетам, Фенибут). Стимулируют память, внимание, улучшают обучаемость.
  • Нейропротекторы (Церебролизин, Цитофлавин). Улучшают метаболические и энергетические процессы в нервных клетках.
  • Миорелаксанты (Мидокалм). Уменьшают спастичность мышц, в том числе артикуляционного аппарата.
  • Психотропные и седативные средства при склонности к депресии. По показаниям назначают антидепрессанты (Деприм), транквилизаторы (Феназепам) или нейролептики (Эглонил).

Если в семье есть ребенок с заиканием, потребуется внести некоторые коррективы в распорядок дня. Желательно исключить психоэмоциональные стрессы (ссоры родителей, громкая музыка и др.). Обстановка должна быть спокойной и дружественной.

Важно то, как родители реагируют на заикание . Во многом это определяет самовосприятие ребенка . Поэтому ни в коем случае не нужно показывать свою обеспокоенность или раздражение . Общение всегда должно быть спокойным и расслабленным .

При беседе с заикающимся ребенком необходимо придерживаться некоторых правил. Во время разговора нужно:

p, blockquote 75,0,0,0,0 —>

  • произносить фразы медленно и спокойно;
  • использовать короткие предложения и простой язык, чтобы уменьшить требования к речи;
  • задавать всегда один вопрос и не торопить с ответом;
  • не говорить слишком быстро, у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы понять и выработать ответ;
  • ежедневно находить время для общения один на один, не отвлекаясь на других членов семьи или домашнюю работу.

Когда родители слушают ребенка, нужно:

p, blockquote 76,0,0,0,0 —>

  • не показывать беспокойство, нетерпение, не пытаться исправить или дополнить речь ребенка;
  • сохранять естественный зрительный контакт;
  • внимательно слушать и не отвлекаться на другие раздражители;
  • делать паузу перед тем, как ответить на вопрос;
  • всегда стараться ободрить собеседника, можно сказать что-то вроде: «научиться правильно говорить очень сложно, для этого нужно время; у тебя все хорошо».
Читайте также:  Лечим заикание у малышей

Заикание гораздо легче предупредить, чем лечить. Поэтому с раннего детства специалисты советуют придерживаться профилактических правил. Особенно это касается детей с наследственной предрасположенностью, перинатальными патологиями нервной системы.

Прежде всего, очень важен благоприятный климат в семье. Нужно избегать ссор, не решать взрослые проблемы в присутствии ребенка. Дети все понимают и болезненно реагируют на любые конфликтные ситуации.

Полезны следующие рекомендации:

p, blockquote 79,0,0,0,0 —>

  • Придерживаться грудного вскармливания. Кормление из бутылочек необходимо только до девятимесячного возраста. В исследованиях установлено, что дети, которых долго кормят с помощью соски, чаще имеют речевые проблемы.
  • Развивать мелкую моторику малыша. В период новорожденности тренируют хватательный рефлекс. В дальнейшем полезны различные пирамидки, шнуровки, конструкторы.
  • Как только ребенок начал ходить, лучше ограничить время его пребывания в коляске. Движение активизирует развитие мозга, в том числе и речевых зон.

Важно как можно раньше стимулировать активность ребенка и поощрять его инициативу. Замечено, что 9 из 10 детей с заиканием имеют проблемы с самообслуживанием. Родителям следует учить ребенка выполнять бытовые действия с раннего детства, а не приносить ему нужную вещь по первому требованию .

Кроме речевого дефекта, заикание создает ряд психологических проблем. Затруднение общения со сверстниками и учителями ограничивает социальную жизнь и отрицательно влияет на успеваемость в школе. Поэтому очень важно устранить эту проблему еще в раннем детстве, до начала обучения. При правильном терапевтическом подходе 75-80% детей начинает говорить свободно и без запинок. Важно обратиться к специалисту как можно раньше, в этом случае шансы на излечение гораздо выше.

Близкая к заиканию проблема — нервные тики у детей. Они возникают хотя бы однократно у каждого пятого ребенка в возрасте 5-10 лет. В некоторых случаях патология требует серьезного лечения. Все о тиках у детей и ситуациях, когда необходимо обратиться к специалисту, читайте в статье по ссылке здесь.

Вопрос: Каков риск патологии у ребенка-билингва?

Ответ: Миллионы детей по всему миру говорят на более, чем одном языке. Билингвальность не вызывает заикания, так как многие дошкольники учат два или более языков и не заикаются. Риск появления заикания у двуязычного ребенка такой же, как и у человека, который говорит только на одном языке. Можно продолжать использовать два языка дома и разрешать их смешивать, что естественно для двуязычных детей.

Вопрос: Если ребенка переучить с левой руки на правую, может ли у него развиться болезнь?

Ответ: Согласно медицинским исследованиям, у 30% переученных левшей развивается заикание. Это связано с тем, что у леворуких людей доминирует правое полушарие, поэтому они плохо воспринимают слова на слух. Во время переучивания искусственно меняют доминирующие речевые центры, что отрицательно сказывается на развитии ребенка. Возникает дополнительный стресс и, как следствие, неврозы, тики, заикание и пр.

Вопрос: Передается ли заикание по наследству?

Ответ: Ребенок может унаследовать предрасположенность к этой патологии. В частности, тип нервной системы как у его заикающегося отца или матери. В этом случае важно избегать провоцирующих факторов и принять меры профилактики.

Вопрос: Можно ли вылечить заикание самостоятельно?

p, blockquote 89,0,0,0,0 —> p, blockquote 90,0,0,0,1 —>

Ответ: В домашних условиях избавиться от речевых проблем довольно сложно. Не стоит прибегать к помощи бабок, молитв и заговоров, лучше обратиться к логопеду или в специализированное учреждение для детей с нарушениями речи. Как дополнение к основной терапии можно использовать специальную литературу (например, Визель Т. Г.), аудиокниги, электронные устройства или программы для людей с заиканием.

источник

В воспитании ребёнка нет мелочей. Все знают, что нельзя очень баловать малыша, но в то же время нельзя держать его в слишком строгих рамках. Но как же часто мы не уступаем, когда ребёнок требует чего-то своего, не задумываясь, что проявленная нами твёрдость может в следующий раз стать для него психической травмой. А на ночь мы можем рассказать ребёнку про бабу Ягу, которая прилетает за непослушными детьми, забывая, что эта самая героиня сказок может всю ночь сниться нашему малышу, пугая и травмируя его детскую психику. Не говоря уже об устраиваемых нами о скандалах при детях и слишком строгих наказаний. «Да многие так делают, и ничего не случается» — говорят родители, не понимая, насколько серьёзными могут быть последствия. А одно из последствий — это заикание.

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины:

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
  • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

  • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

Читайте также:  Лечится ли заикание у ребенка 4 года

10. Логопедические уроки. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.

Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

11. Дыхательные упражнения — один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

16. Общеукрепляющие методы, такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.

Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.

источник

То, что заикание успешно лечится, известно всем. Причем, несмотря на обилие современных методов терапии, исправляющих речь при логоневрозе, специалисты не отвергают и традиционные методики, «проверенные годами». О наиболее распространенных методах лечения заикания мы расскажем в данной статье.

Врачи уже давно изучили логоневроз и даже подобрали некоторые методики избавления от недуга – именно о них и пойдет речь. Наверняка многие отмечали, что заикающийся человек во время пения никогда не заикается. Это происходит потому, что слова говорятся нараспев и дыхание человека в этот момент «строится» совсем по-другому, нежели при обычном разговоре. Именно на этом и основана дыхательная гимнастика – первейшее средство для избавления от заикания.

Именно эта врач и разработала комплекс упражнений в рамках дыхательной гимнастики, который помогает нормализовать речь ребенка и избавиться от заикания. Причем, такие упражнения можно выполнять не только в детском возрасте, даже взрослые с логоневрозом могут заниматься подобным образом – да, времени у них уйдет больше, идеального результата вряд ли получится добиться, но улучшение речи гарантировано.

Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой состоит из 10 упражнений, но мы приведем только два из них – именно они являются основой и чаще всего рекомендуются к проведению:

  1. «Насос». Человек должен встать прямо, опустить руки и наклониться немного вперед, округлив спину. При этом голова и руки опущены, а шея максимально расслаблена. Теперь нужно сделать быстрый вдох и немного приподняться, но не распрямляться, затем делается длинный выдох. Далее нужно опять наклониться, принять исходное положение и повторить быстрый вдох и медленный выдох (его можно делать и носом, и ртом).
  2. «Повороты головы». Нужно встать прямо, а руки опустить вниз, расслабиться. Теперь больной поворачивает голову влево и сразу шумно и быстро вдыхает. Далее головой нужно начинать движение слева направо и одновременно с этим делать выдох, не останавливаясь посередине. Как только голова оказывается справа, снова делаем шумный вдох и повторяем все упражнение.

Обратите внимание! Во время выполнения любого из этих двух упражнений шея не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными. Между упражнениями нужно делать короткие передышки, а вообще положено выполнять в день 3 подхода по 32 вдоха каждый.

Дыхательная гимнастика учит человека дышать глубоко, всеми легкими и способствует тренировке диафрагмы, которая участвует в голосообразовании. При этом голосовые связки становятся максимально подвижными и тесно смыкаются во время разговора, что и обуславливает избавление от заикания.

Указанные выше упражнения должны выполняться два-три раза в день по 15 минут – утром, в обеденное время и вечером. Быстрых результатов ожидать не стоит, так как первый эффект будет заметен только через 2-3 месяца регулярного выполнения дыхательной гимнастики. У человека станет более естественным голос, его дыхание будет свободным, и звуки будут исходить намного спокойнее и без частого заикания.

Они проводятся, как правило, с группой детей, которые заикаются, и имеют достаточно большие возможности. Существует несколько методик, которые разрабатывались врачами и учеными, вот только некоторые из них (самые применяемые):

  1. Методика Выгодской, Успенской и Пеллингер. Курс лечения рассчитан на 2-3 месяца, во время которых проводится 36 занятий. Основа методики – поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. Только потом специалист помогает детям переходить от общения словами к развернутым фразам. В обязательном порядке логопед выполняет с детьми специальные упражнения, которые помогают расслабить мышцы и снять эмоциональное напряжение.
  2. Методика Смирновой. Занятия по этой методике проводятся ежедневно по 20 минут в утренние часы. Все упражнения проводятся в игровой форме и рассчитаны на 30 недель, что составляет один учебный год. Методика Смирновой помогает:
    • развить чувство ритма и темпа речи;
    • развить мелкую моторику рук;
    • добиться расслабления мышечного тонуса;
    • развить речевую и двигательную координацию.
  3. Методика Силивестрова. Продолжительность занятий будет составлять 3-4 месяца, всего же понадобится провести 32-36 занятий. Данная методика включает в себя три этапа:
    • подготовительный – ребенку создается абсолютно спокойная обстановка и ограничивается речевое общение;
    • тренировочный – совершается переход от тихой речи к громкой, от спокойных игр – к эмоциональным. На этом этапе в занятия вовлечены не только заикающиеся дети, но и их родители;
    • закрепительный – плавная речь моделируется под длинный рассказ, беседу или чтение.

Обратите внимание: перечисленные методики логопедических занятий, которые входят в схему лечения заикания, адаптированы для детей дошкольного возраста.
Если речь идет об устранении заикания у подростков и взрослых людей, то в рамках логопедических занятий будут применяться следующие методики:

  • Методика Шкловского. Курс лечения будет составлять около трех месяцев, причем, больной с логоневрозом должен пребывать в стационаре. Работать с пациентом будут психиатр, психотерапевт и невропатолог, а сама методика включает в себя три этапа:
    • обследование пациента и выявление истинной причины заикания;
    • укоренившиеся навыки «ломаются» и перестраиваются с помощью психотерапии;
    • тренировки речи в жизненной обстановке.

    У больного, в ходе лечения, появляется уверенность в том, что он сможет справиться с заиканием в любой жизненной ситуации.

  • Методика Арутюнян. Первые 24 дня лечения проводятся в стационаре, затем дополнительно назначается еще 5 курсов по 5-7 дней в течение года. Особенность методики заключается в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Таким образом формируется новое психологическое состояние, когда речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией, мимикой и уверенной осанкой.
  • Обратите внимание: сначала речь больного будет очень медленной, но именно она дает возможность буквально с первых занятий говорить пациенту без запинок.

    Современная медицина предлагает несколько иные методы лечения заикания. И в первую очередь нужно выделить мультимедийный компьютерный комплекс Breath Maker, который обеспечивает «протезирование» речевого круга между речевым центром (центр Брока) и центром распознавания речи (центр Вернике). Суть методики заключается в следующем: пациент с заиканием говорит в микрофон, а его речь записывается и исправляется специальной компьютерной программой. Затем уже исправленная речь подается в наушники и анализируется центром распознавания речи правильно. Результатом такой процедуры является избавление от тонуса в речевом центре.

    Методика Breath Maker направлена на устранение психологических проблем и неуверенности в себе больного. Дело в том, что даже при небольшой запинке заикающийся человек думает, что окружающие воспринимают его критически, а это приводит к максимальному перевозбуждению речевых центров, что и ведет к усугублению нарушения речи.

    И еще одно нетрадиционное лечение заикания – точечный массаж, который проводится длительными курсами. Надо отметить, что улучшение речи может наступить даже после первого курса точечного массажа и это приводит к тому, что последующие (они проводятся через каждые 6 месяцев) просто отвергаются больными, а это неправильно! В обязательном порядке нужно пройти полноценный курс лечения точечным массажем, чтобы результат был не только положительным, но еще и длительным. В некоторых случаях после первого курса точечного массажа человек начинает заикаться еще сильнее и тогда врач принимает решение о проведении следующего курса раньше нужного времени.

    Обратите внимание: родители заикающихся детей, да и взрослый человек с такой же проблемой, могут проводить курсы точечного массажа самостоятельно в домашних условиях. Но сначала продемонстрировать технику проведения данной процедуры должен специалист – это основное условие для получения желаемого эффекта.

    Существуют, так называемые, неврологические методы лечения заикания, которые можно объединить в одну группу. Как правило, в рамки комплексных методик лечения заикания входят следующие рекомендации врачей:

    1. Пациент с заиканием должен вести прием лекарственных препаратов, которые обеспечивают медицинское торможение – например, Фенибут, противосудорожные препараты и транквилизаторы.
    2. В обязательном порядке больной с логоневрозом должен принимать седативные средства, но в виде отваров лекарственных растений с успокаивающим эффектом.
    3. Проводится рефлексотерапия и иглоукалывание.
    4. Назначаются препараты для укрепления нервной системы и иммунитета.
    5. Больной должен посещать сеансы психотерапии.

    Заикание – это проблема всего человечества, поэтому совсем неудивительно, что разработки в отношении новых и эффективных методов лечения этого недуга ведутся беспрерывно. Например, недавно в США был разработан лекарственный препарат, который уже успешно опробован на лабораторных мышах и позволяет сделать вывод, что в ближайшем будущем заикание будет лечиться таблетками. Ученый из Университета Калифорнии Джеральд Магуайр полагает, что заикание может быть связано с повышенной выработкой дофамина. Этот процесс успешно подавляется галоперидолом, но в связи с множеством побочных эффектов широкое распространение этого лекарственного средства невозможно. Ученый предлагает использовать в терапии логоневрозов Оланзапин и сейчас идут лабораторные исследования такого вот медикаментозного лечения заикания.

    Лечение заикания – процесс трудный и длительный. Многие родители обращаются с этой проблемой своих детей к «бабушкам» и знахаркам разного уровня, но это вряд ли можно назвать разумным решением. Да, случаи «чудесного» избавления от заикания благодаря древним заговорам известны, но они не задокументированы и не изучены наукой, а значит, и рассуждать о «бабушках» и знахарках, как о методе лечения заикания нельзя. А вот то, что добиться восстановления нормальной речи и сведения к минимуму заикания можно указанными в данном материале методами, достоверно известно и доказано официальной медициной – согласитесь, такая постановка вердикта вызывает больше доверия.

    Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

    13,259 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

    источник