Меню Рубрики

Как преодолеть заикание морозова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа по логопедии

Выполнил(а): Студент(ка) 4 курса

«специальное (дефектологическое) образование»

Чекашовой Анны Васильевны

Система реабилитации для заикающихся подростков, разработанная М.И. Буяновым, Б.3. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б. Жихаревой….5

Комплексная система реабилитации заикающихся рассчитана на подростков и взрослых разработанная В.М. Шкловским……………….7

Психотерапевтический анализ метода лечения заикания Андронова — Арутюнян…………………………………………………………………..8

Список использованной литературы…………………….……………12

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Известно, что заикающихся в нашей стране от 1,5 до 2,2 процента. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов.

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В-третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В-четвертых — механизм заикания можно объяснить органическими поражениями центральной нервной системы.

Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.

Система реабилитации для заикающихся подростков, разработанная М.И. Буяновым, Б.3. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б. Жихаревой .

Данная система складывается из взаимодействия трех основных направлений:

Эти воздействия проводятся на фоне обще-оздоровительного лечения с помощью лекарственных препаратов, лечебной физкультуры, физиотерапии и т.п.

Особое место в этой системе занимает психотерапия, которая включает как общую так и частную:

1) рациональную — подростку разъясняются причины его речевой патологии, воспитывается адекватная оценка своих возможностей и адекватное отношение к себе и речевому дефекту, идет воспитание личности заикающегося подростка;

2) суггестивную — внушаются мысли о возможности полного избавления от речевой патологии, о его собственном умении сделать свою речь плавной в любой ситуации. Включает: а) Аутогенные тренировки, б) Функциональные тренировки — участие в дискуссиях позволяют подросткам использовать новые речевые и психологические стереотипы в ситуациях;

Логопедическая коррекция заикания у подростков предусматривает ся на первом этапе формирование техники речи, которая включает в себя постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией. Логопедическая работа проводится одновременно с психотерапией.

На втором этапе логопедической коррекции используются освоенные формы техники речи на более сложном речевом материале: чтение текстов и их пересказ.

На третьем этапе логопедической работы проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и в спонтанной речи в различных ситуациях общения. Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению стрессовых ситуаций.

Общий комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включает работу с семьей. Родители должны знать, какие требования необходимо предъявлять к речи подростка.

Комплексная система реабилитации заикающихся рассчитана на подростков и взрослых разработанная В.М. Шкловским.

В ней объединена и тесно взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Реализация данной системы предусматривает пребывание заикающихся в стационарных условиях.

Курс лечения рассчитан на 2,5-3 месяца и включает 4 этапа.

Диагностический этап (10-15 дней) включает тщательное изучение каждого заикающегося невропатологом, психиатром, психотерапевтом, психологом, логопедом, нейропсихологом. В результате чего устанавливается диагноз и намечается план лечения.

Этап перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности (30-45 дней)

Логопедические занятия по отработке речевых техник: нормализация дыхательной и голосовой функций, выработка речевых эталонов. Одновременно с логопедической работой начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, проводятся сеансы внушения в бодром состоянии, индивидуальная и групповая психотерапия.

Этап закрепления достигнутых результатов; диспансеризация и профилактика рецидивов. (30 дней)

Проводится тренировка речи в обычной для заикающегося жизненной обстановке. Благодаря чему, воспитывается речевая активность и укрепляется уверенность в том, что заикающийся может самостоятельно справиться с нарушениями речи в любых ситуациях общения.

После окончания лечения пациенты получают необходимые консультации, организуются встречи с заикающимися.

Психотерапевтический анализ метода лечения заикания Андронова — Арутюнян.

Суть метода заключается в синхронизации речи человека с движениями пальцев ведущей руки. Это легко представить, если вспомнить, что все мы жестикулируем во время разговора.

Рука не мешает при разговоре, а наоборот становится некой опорой заике. Она не позволяет человеку заикаться, «двигая» его речь вперед. При произнесении первого слога фразы прижмите большой палец к колену. Не отпускайте его до конца словосочетания или слова. Каждый следующий слог отделяем нажатием следующих пальцев: указательный, средний и так далее.

Движения руки определяют темп и ритм речи, за счет этого темп речи замедляется. По началу это может пугать, но вскоре вы увидите в этом и плюсы: речь становится свободной и плавной, без запинок.

Человек будет зависеть от руки лишь первое время. Методика построена таким образом, что вскоре она просто ему не понадобится. Нужно лишь больше практиковаться.

Полный курс, состоит из 4 этапов.

Первый этап — обучение ощущать спокойствие во время речи. Предполагается, что душевное спокойствие связано с мышечным напряжением. научившись расслаблять мышцы можно вызывать чувство успокоения. К концу этапа должен свободно произносить слоги.

Второй этап — обучение большого пальца ведущей руки технике правильного положения. Человек совершает все те же действия, что и на первом этапе, но уже большее внимание уделяется движениям руки. К концу этапа человек должен говорить по слогам без запинок.

Третий этап — тренировка произношения целыми словами и короткими выражениями, синхронизируя свою речь с движениями руки.

Четвертый этап — работа с текстом. Текст делят на слова и словосочетания, между которыми больной должен успевать расслаблять руку и ощущать спокойствие. Также на этом этапе человек работает над выразительностью своей речи, учиться говорить без руки.

Важный момент этого метода лечения заикания – тренировки в реальной жизни.

Психотерапевтический анализ метода лечения заикания Андроновой-Арутюнян. В первую очередь подкупает характер и четкость изложения метода, видно, что методика хорошо отработанная и детализированная. Очерчены этапы лечебного процесса. Главный принцип метода лечения — это тренировка речи и тренировка серьезная, требующая достаточных волевых усилий от пациента.

Одним из главных недостатков считаю отсутствие глубокого и сильного психологического или психотерапевтического воздействия на психику пациента. Ведь заикание — это прежде всего форма невротического расстройства личности, возникшее под воздействием психической травмы и закрепившееся во внешнем проявлении в виде спастических расстройств при попытке начать говорить. Надо отметить, что в этой методике существует попытка воздействия на психику больного через тренировку релаксации мышц рук, но как показывает опыт, такое воздействие напоминает аутогенную тренировку, которая давно доказало свою слабую эффективность при лечении невротических расстройств. Так что такая попытка через релаксацию мышц рук вызвать успокоение в нервной системе недостаточна и на самом деле не может вызвать устойчивого состояния успокоения, так необходимого для лечения и преодоления заикания.

Второй недостаток — сам подход к лечению заикания через тренинг речи. У больного вырабатываются путем усиленных тренировок «правильные» стереотипы выговаривания слогов, слов и предложений. Одолеть весь тренинг могут только в достаточной степени настроенные на излечение люди, с хорошим волевым потециалом, так как сама тренировка требует усилий, а учитывая, что процесс тренировки и восстановления речи затягивается на несколько месяцев, то это большое испытание для самих пациентов.

Но ведь большинство больных логоневрозом — люди с расшатанной и закомплексованной психикой и им нужна прежде всего психотерапевтическая помощь в устранении этих невротических реакций, а затем уже другие варианты лечения.

Попытка восстановить речь у заикающегося с невротическими реакциями или расстройствами с помощью одного лишь тренинга, даже очень хорошего, мало эффективна и похожа на попытку построить дом без основательного фундамента на зыбучем песке.

источник

Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

Читайте также:  Картотека заданий для заикания

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!

— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

источник

Дыхательные и релаксационные игровые упражнения как основа в преодолении заикания у детей дошкольного возраста

Сообщение из опыта работы с детьми имеющими тяжелые нарушения речи на тему: «Дыхательные и релаксационные игровые упражнения как основа в преодолении заикания у детей дошкольного возраста»

Просмотр содержимого документа
«Дыхательные и релаксационные игровые упражнения как основа в преодолении заикания у детей дошкольного возраста»

Дыхательные и релаксационные игровые упражнения как основа в преодолении заикания у детей дошкольного возраста

Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняют включение таких детей в игру. Обычно эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, не критичностью к своему поведению. Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания:

Формирование фонационного (речевого) дыхания

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений в игровой форме (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Дыхательные игровые упражнения при заикании являются важнейшим условием успешной коррекции. Они направлены на формирование здорового, цельного, равномерного дыхания. С помощью упражнений устраняется поверхностность, неравномерность дыхания, восстанавливается четкость речи.

Вот несколько игровых упражнений, рекомендуемых специалистами:

Упражнение «ладошки»: ребенок стоит на полу, спина прямая. Локти согнуты, направлены вниз. Ладони — наружу. Делаем короткий шумный вдох. Одновременно с ним ладонями производятся хватательные движения. После чего делается длинный, бесшумный выдох. Упражнение делается по два раза, с паузой в 4 сек. При паузе руки опущены.

«Погончики»: положение стоя, спина прямая. Ладони сжаты в кулаки, прижаты к талии. При вдохе, кулаки опускаются вниз. Плечи напрячь. При выдохе — исходное положение. Руки при этом не поднимать выше талии. Упражнение нужно повторить 8 -12 раз.

«Насос»: положение тела — стоя на полу, спина прямая, ноги на ширине плеч. Делаем наклон вперед, тянемся руками к полу. При этом делаем шумный вдох, округляем спину. Ребенок как бы изображает насос, который накачивает колесо. При спокойном, тихом выдохе, возвращаемся в исходное положение. Повторить 12 раз. При наличии болезней позвоночника, сердца, сильно не наклоняемся. Если все в порядке со здоровьем, нужно стремиться достать руками пол.

«Кошка»: положение тела — стоя, спина прямая. Руки расположены вдоль тела, ноги поставим на ширину плеч. Делаем приседание с одновременным поворотом направо. Делаем шумный вдох. Принимаем исходное положение — спокойный бесшумный выдох. Также делаем упражнение с поворотом влево. Повторить 8-12 раз.

Между упражнениями, периодически просите ребенка изображать медведя, а именно: говорить низким «медвежьим» голосом. При этом попросите его вдыхать воздух животом. Дыхание медленное, плавное. Плечи не поднимаем. При этом полезно положить ему руки на плечи, чтобы это фиксированное положение осталось и закрепилось в памяти. Следите за осанкой. Спину нужно держать прямо во время речи и во время молчания. Это повысит эффективность коррекции заикания.

При занятиях дыхательными упражнениями необходимо соблюдать следующие условия:

не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;

занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;

не переутомляться, при недомогании отложить занятия;

дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

Читайте также:  Картотека игр для детей с заиканием

Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).

На одном выдохе произносить не больше 3—4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.

В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.

Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Регулярные занятия дыхательными игровыми упражнениями способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

Регуляция эмоционального и мышечного состояния.

Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи. Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением.

Обучение навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие игровые упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Игровые упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги, слова.

Комплексная релаксационная гимнастика (для отдельных групп мышц)

Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

В кулачок ладонь сожми,
Кулачками постучи.
Сейчас, девочки и мальчики,
Отдыхать будут ваши пальчики.

Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедом резко опустить руки с одновременным расслаблением.

Ай люли, ай люли!
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота.

Стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После слов логопеда «солнце взойдет и гвоздь упадет», опустить руки, расслабляя их.

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

Летом вырастают,
А осенью опадают.

Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Влево, вправо,
Влево, вправо.

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити !
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.

Сидя. Сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить как сжимается и разгрызается крепкий орех. После слов логопеда «А попал под молоток. » расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.

Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз — и треснул бок.

Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т. д.). При этом важно создать ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.

Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

Следует помнить, что нерациональное расслабление — такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.

В ходе ежедневных игровых упражнений длительностью 5—7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения.

Для получения оптимального результата необходимо:
Cнижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук, органов артикуляции

Oщутить и проконтролировать плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию

Запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы

Cнижать мышечное напряжение с использованием самовнушения

Выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь

Cвободно дышать во время проведения упражнений.

Спустя несколько месяцев ежедневных дыхательных игровых и расслабляющих упражнений дыхание ребенка с заиканием меняется. Происходит тренировка и массаж диафрагмы, внутренних органов, воздух проходит через связки легко и свободно, исчезают мышечные зажимы. Вдох становится максимально глубоким, это способствует избавлению от заикания.

Ежедневно выполняемые дыхательные и расслабляющие игровые упражнения для коррекции заикания способны навсегда избавить от проблем с речью и подарить ребенку радость общения.

1) Горелик Я.М. Родителям о заикании, Москва, ИРИА Маренго Интернейшнл принт, 2002

2) Дыхательная гимнастика Стрельниковой М.Н. Щетинин Издательство: Метафора, 2007 г.

3) Карпухина Г.Р. О дифференцированном подходе к заикающимся в начальной стадии развития дефекта. Дефектология №1, 1980. с.66-70

4) Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей дошкольного возраста. – М. Просвешение, 2003.

5) Лагузен Я. Способ излечения заикания – М. Просвешение, 1990.

6) Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание, Москва, Эксмо-пресс, 2002.

7) Неткачев Г.Д. Новый психологический способ лечения заикания, Москва, 1988

8) Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2004. – 348 с

источник

Методические рекомендации для практикующих логопедов (из опыта работы со взрослыми и подростками)
методическая разработка на тему

В данной публикации я хочу поделиться некоторыми методическими рекомендациями из опыта моей работы логопедом в Центре патологии речи и нейрореабилитации , медицинском учреждении). Методические разработки, представленные в данной работе, практикующий логопед-афазиолог или нейродефектолог сможет использовать в своей работе с больными, страдающими нарушением речи и других высших психических функций, как следствие острого нарушения мозгового кровообращения различной этиологии, а также с подростками и детьми. Методический материал разработан на основе книги автора Морозовой Н.Ю. «Как преодолеть заикание», дополнен новыми практическими упражнениями из личного опыта работы и адаптирован для работы с больными, перенесшими инсульт, черепно-мозговые травмы и прочее. Практические занятия, представленные здесь, применяются мною в работе с пациентами, речевой дефект у которых проявляется в легкой степени выраженности при эфферентной моторной афазии, а также при дизартриях.

ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ ЛОГОПЕДОВ

( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ И ПОДРОСТКАМИ).

МЕСТО РАБОТЫ : МОСКВА, ЦЕНТР

— логопедам, работающим в медицинских учреждениях со взрослыми, подростками и детьми;

2) Эмоциональные и просодические характеристики голоса в восприятии речи на слух.

— об исследованиях по данной теме;

3) Работа над выразительностью речи:

— о начальном этапе работы (дыхание, артикуляция);

— техника выразительной речи;

— логические ударения, практический материал;

— интонация, практический материал;

— паузы, практический материал.

РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ .

«Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций. В результате локальных поражений мозга возникают тяжелые расстройства речи. Наиболее распространенными из них являются афазии». В данном пособии я не ставлю цель описать формы афазии, но хочу поделиться некоторыми методическими рекомендациями из опыта моей работы логопедом в Центре патологии речи и нейрореабилитации (медицинском учреждении). Методические разработки, представленные в данной работе, практикующий логопед-афазиолог или нейродефектолог сможет использовать в своей работе с больными, страдающими нарушением речи и других высших психических функций, как следствие острого нарушения мозгового кровообращения различной этиологии, а также с детьми. Методический материал разработан на основе книги автора Морозовой Н.Ю. «Как преодолеть заикание», дополнен новыми практическими упражнениями и адаптирован для работы с больными, перенесшими инсульт, черепно-мозговые травмы и прочее. Практические занятия, представленные здесь, применяются мною в работе с пациентами, речевой дефект у которых проявляется в легкой степени выраженности при эфферентной моторной афазии, а также при дизартрии.

Цели и задачи: 1) создание новых методических рекомендаций, адаптированных для работы с больными, страдающими нарушениями речи в последствие ОНМК, 2 )предоставление достаточного количества дидактического и методического материала для проведения курса занятий в помощь практикующим логопедам, 3) объединение дидактического материала из опыта работы других практикующих логопедов, речевых заданий и упражнений из собственного опыта работы в единую методическую разработку.

Задания подобраны и распределены с постепенным усложнением.

В работе «Речь и афазия» (Москва, «Медицина», 1997г.) М.К.Бурлакова отмечает, что «….до настоящего времени большинство афазиологов недостаточно учитывали роль интонационно-мелодической и ритмической канвы воспринимаемой на слух речи. Значению в восприятии и понимании речи эмоциональных и просодических характеристик голоса у здоровых лиц и больных с локальными поражениями мозга уделяли большое внимание такие психологи, как В.А. Артемов (1970г.), Н.Н.Траугот и соавторы (1976г.) и другие.», а именно, Г.П. Торсуев (1969г.), В.Л. Деглин (1975г.)

В. А. Артемов в работе «Речевая интонация»// Экспериментальная фонетика, Минск 1971 г. указывает, что «. интонация в ее непосредственном слуховом восприятии организует структурное единство мелодии, акцентного членения, темпа и ритма, имеющих то или иное коммуникативное единство. Для каждого языка характерна особая система интонации. Интонема типа, вида или подвида предложения характеризуется несколькими дифференциальными признаками. Различаются виды и подвиды повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных интонаций». По мнению автора, предикативные отношения осуществляются при помощи логических ударений, частоты основного тона и интенсивности произнесения, а членение на синтагмы осуществляется путем использования пауз, смысловых интервалов и ударений. У многих больных, перенесших ОНМК, инсульты, черепно-мозговые травмы обнаруживается поломка именно в этом звене структуры дефекта.

А.Р. Лурия писал о многовариативности эфферентной моторной афазии, выделил и подробно описал четыре ее варианта. М.К. Бурлакова в работе «Речь и афазия» вычленяет, описывает «…пять реально существующих вариантов эфферентой моторной афазии, постоянно наблюдающихся в клинической практике, требующих для своего преодоления различных приемов коррекцинно-педагогической работы и имеющих свой предел восстановления нарушенных речевых функций». «Первый вариант – эфферентная моторная афазия, при которой нарушена лишь мелодика речи. Эта форма афазии возникает при поражении премоторных отделов, находящихся выше зоны Брока, т.е. верхних отделов премоторной зоны. Речь таких больных теряет автоматизм, плавность, становится немелодичной, замедленной, часто послоговой, невыразительной, с как бы усредненными интонациями, с заметными паузами в процессе высказывания, но без явлений аграмматизма, без нарушений понимания и при сохранности письма и письменной речи.». Далее автор отмечает, что если работать с такими пациентами в первые 2-3 месяца после инсульта, то по ее наблюдениям, результат восстановления будет очевиден, ошибки в письме исчезают в течение года, мелодико-интонационная сторона речи восстанавливается.

Часто в нашей работе мы встречаем пациентов, речь у которых дизартричная: смазанная, невнятная, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены: речь монотонная, однообразная. Голос немодулированный, затухающий. В целом, речь пациента при нарастании объема коммуникации превращается в неясное бормотание, либо в малопонятное для окружающих высказывание по причине того, что больной проговаривает фразу в быстром темпе и сокращает слова чуть ли не до одного – двух слогов.

Определенные трудности в работе, особенно когда логопед-афазиолог видит незначительную динамику восстановительного обучения, побудили меня к поиску новых форм и методов работы.

Убеждена, что специалист (логопед, нейродефектолог), который начинает работать с больным над выразительностью речи должен обладать актерским мастерством, правильной просодикой собственной речи, безукоризненным звукопроизношением; речь логопеда должна быть четкой, громкой, выразительной, эмоционально насыщенной. Конечно, начальный и обязательный этап работы по преодолению дизартрии – это работа над постановкой дыхания (а оно, как правило, бывает нарушено). Затем логопед работает над артикуляцией и просодикой речи, если этот этап работы необходим. По указанным темам представлено большое количество хороших работ, дидактических и практических материалов.

Добиться успехов при работе над техникой выразительной речи возможно только при соблюдении неторопливого темпа речи. Чтобы помочь больному восстановить интонационно-мелодическую и ритмическую сторону речи, преодолеть монотонность, нужно знать и отрабатывать на протяжении целого курса занятий основные элементы выразительности речи:

Логическое ударение – это то же, что ударный слог в слове. Ударный слог-центр слова, а ударяемое слово-центр мысли в предложении. Логическое ударение падает в предложении на то слово, которое говорящий считает наиболее важным. Это слово и является логическим центром предложения. Его нужно произнести громче и длительнее остальных слов. Логическим центром предложения может быть любое слово в зависимости от желания говорящего. Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой.

Читайте также:  Картотека упражнений для детей с заиканием

Например, фразу «Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно». можно произнести по-разному. В зависимости от того, что хочет выделить говорящий, он и делает логическое ударение:

  1. Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно.
  2. Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно.
  3. Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно.
  4. Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно.
  5. Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно.

Как домашнее задание пациенту (лучше в присутствии родственников, т.к. они являются основными помощниками для больного при выполнении домашних заданий, либо предоставить запись на диктофоне, как образец правильного выполнения заданий) можно предложить продолжить работу следующим образом: предложенные фразы произнести столько раз, сколько слов в самой фразе, при этом каждый раз делать логическое ударение на другом слове.

Андрей помог сестре решить задачу.

Андрей помог сестре решить задачу.

Андрей помог сестре решить задачу.

Андрей помог сестре решить задачу.

Андрей помог сестре решить задачу.

Образец разбора должен быть написан крупным шрифтом, (слова, на которые падает логическое ударение выделить красным цветом), лучше на отдельной карточке, которую необходимо оставить больному как наглядное пособие.

Часто многим больным бывает трудно перенести или выделить логическое ударение. В таких случаях нужно помочь ему, задавая вопросы к каждому слову:

  1. К первому слову. Кто помог сестре решить задачу?
  2. Ко второму слову. Помог ли Андрей решить сестре задачу?
  3. К третьему слову. Кому Андрей помог решить задачу?
  4. К четвертому. Что помог сделать Андрей?
  5. К пятому. Что помог решить Андрей сестре?

По данному образцу проводятся тренировки в выделении логических ударений в следующих фразах:

Сегодня учитель объяснил на уроке новое правило.

Летом ребята поедут в трудовой лагерь в Крыму.

В нашем дворе есть спортивная площадка.

Я подарил другу книгу Шолохова «Тихий Дон».

Надо всегда уступать место старшим и пожилым людям.

Сегодня выдался на редкость солнечный день.

Папа неожиданно уехал в длительную командировку.

На доске почета висит моя фотография.

Хорошо летом в туристическом походе.

В работе над логическим ударением очень важно научить больного выделять логический центр в каждом предложении . Для этого очень удобен и продуктивен следующий вид работы: спрягать простые фразы, так как при изменении по лицам логическим центром предложения всегда будет первое слово (местоимение). Нужно предложить больному пробовать по возможности произносить спрягаемую фразу от начала до конца спряжения на одном выдохе (с целью выработки длительности речевого выдоха).

Он (она ) смотрит телевизор.

Фразы для самостоятельной работы – спряжение (изменение по лицам):

Важнейшим элементом выразительной речи является интонация . Интонация- это чередование повышения и понижения голоса. Интонация выражает чувства, отношение говорящего к предмету речи. Существуют следующие виды интонации:

Побудительная (приказ, просьба);

Восклицательная (восторг, радость);

Как правило, повествовательные короткие предложения, без пауз в середине, не вызывают у пациентов затруднений. Сложнее дело обстоит с побудительными, восклицательными и вопросительными предложениями. Чтобы помочь больному восстановить чувство интонации, вернуть ему умение легко и свободно произносить фразы с разной интонацией, потребуется много времени и большое количество примеров:

Примерные фразы для отработки навыков произнесения их с побудительной интонацией:

Пусть сильнее грянет буря!

Надо похвалить девочек за помощь!

Даша, полей, пожалуйста, грядки!

Пролетарии всех стран объединяйтесь!

Готовься лучше к экзаменам!

Примерные фразы для произнесения с восклицательной интонацией :

Это зрелище было необыкновенно красивым!

Да здравствует мир во всем мире!

Пусть всегда будет солнце!

Примерные фразы, для произнесения с вопросительной интонацией :

Где Вы будите отдыхать летом?

Почему Вы сегодня опоздали?

Как Вы проводите свободное время?

Далее можно и нужно предложить усложненный вид работы: произносить одно и то же предложение с разной интонацией. Например, предложение «Рыбаки наловили много рыбы.» можно произнести как сообщение (повествовательно), как приказ, наставление (побудительная интонация), как восклицательное и, наконец, как вопросительно.

Предложения для самостоятельной тренировки . Предложите пациенту произнести фразы с разной интонацией.

В лесу много грибов и ягод (. )

Сестра переехала в новую квартиру (. )

Альпинисты достигли вершины (. )

Все присутствующие поучили подарки (. )

Программисты создали новую компьютерную программу (. )

После отработки такого вида заданий предложите пациенту и помогите ему при необходимости самостоятельно составить фразы (можно с опорой на ключевые слова, либо с визуальной опорой на сюжетную картинку), записать их, а затем произнести с разной интонацией.

Работу над интонацией всегда нужно вести параллельно с работой над логическим ударением. Для тренировки говорить с правильной интонацией и одновременно выделять логический центр предложения очень удобны упражнения с вопросительными предложениями, в которых нет вопросительных слов (кто?, где?, когда?, зачем?, сколько?, и др.). В таких фразах нужно ставить логическое ударение поочередно на каждом слове, сохраняя при этом вопросительную интонацию.

Например , фраза «Ты утром заходил ко мне?»

Ты утром заходил ко мне? — Я.

Ты утром заходил ко мне? — Нет, днем.

Ты утром заходил ко мне? — Заходил.

Ты утром заходил ко мне ? — Нет, к твоему брату.

Тебе понравилась эта книга?

У вас была экскурсия в музей?

Учитель объяснил новое правило?

Пойдем в воскресенье кататься на лыжах?

В школе есть хоровой кружок?

Завтра мы проведем читательскую конференцию?

Спортивная секция начала работу?

Открылась выставка детских рисунков?

Брату подарили новые часы?

Ребята повесили скворечник на дерево?

Грачи прилетают ранней весной?

Упражнения для закрепления навыков, отработанных на предыдущих логопедических занятиях .

Прочитайте пословицы, выделяя голосом подчеркнутые слова.

Кто хочет много знать – тому надо мало спать!

Кто хочет много знать – тому надо мало спать!

Тьма свету не любит — злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь – слушанием.

Читайте скороговорки как реплики в диалоге:

1)говорящий спрашивает, сомневается, утверждает

2)слушающий понимает собеседника, отвечает ему.

Яблоко от яблони недалеко падает?

Да, яблоко от яблони недалеко падает.

Реплика-ответ (утверждение и восхищение)

От топота копыт пыль по полю летит?

От топота копыт пыль по полю летит.

Реплика утверждение- восхищение

Реплика-ответ (сомнение, и недоверие)

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка !

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

На следующем этапе работы педагог-логопед на свое усмотрение подбирает практический материал в виде отрывков из разных пьес, драм и разыгрывает с пациентом сценические диалоги на логопедических индивидуальных, а также фронтальных (групповых) занятиях.

Предлагаемые тексты разыграйте как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

Сказала тетя: «Фи, как скучно!» (с пренебрежением)

Сказала мама: «Фи, как скучно!» (с отвращением)

Сестра сказала: «Фи, как скучно!» (разочарованно)

А я ответил: «Во, совсем не скучно!» (восторженно).

— Спят ли пчелки? — В яму упал?

— А синички? — Лестницу ждешь?

— Мне только уложить волосы.

— Как Вы хотите, на бигуди или феном?

— Тогда нужно вымыть голову.

— Ну вот и все… Вам нравится?

— Нет, пока не надо, там ремонт. Оставьте здесь, в коридоре.

— Как хотите! Мешать проходу не будет?

— А Вы плотнее к стенке придвиньте.

— Вы меня извините, пожалуйста. Когда нас знакомили, я плохо расслышал ваше имя.

— Охотно повторю, коллега. Мельников Петр Иванович.

— Посмотрите, я правильно записал?

— Мне, пожалуйста, тетради. Общие. Пять штук. Два блокнота.

— Вот эти, в синей обложке. Потом пачку бумаги.

— Так, блокноты, бумага. Что еще?

— Стержни для ручки. Десять штук.

— Длинные, черные, пожалуйста.

— Кажется, все. Нет, еще линейку.

— Пожалуйста, с Вас сто три рубля, двадцать копеек.

Прочитайте шутливое стихотворение разным тоном: первые две строчки каждого четверостишия – с сожалением, грустью; а последние две – мечтательно, с преувеличенным восторгом.

Это разве судаки? с сожалением

Хвост, бывало, в полруки! с грустью

Раньше были червяки… с сожалением

Наедались полреки. с грустью

Раньше врали рыбаки! мечтательно

Сами лезли на крючки. с восторгом

Интонационные упражнения сочетаем с отработкой темпа и ритма речи. Произносить фразы, скороговорки, пословицы, обязательно двигаясь при этом. Можно ходить на месте, по кругу в медленном темпе. На каждый шаг – слог.

Рак за ру-ку Гре-ку цап. и т. д.

Воспроизведение ритма считалки с дирижированием или отстукиванием в медленном, умеренном темпе.

Медленно читать стихи под звучащую мелодию (мелодекламация).

Не жалею, /не зову,/ не плачу.//

Все пройдет,/ как с белых яблонь дым.//

Увяданьем золота охваченный/,

Милый,/ милый,/ смешной дуралей,//

Ну,/ куда он,/ куда он гонится?//

Неужель он не знает,/ что живых коней//

Победила стальная конница?//

Мне нравится,/что Вы/ больны не мною.//

Мне нравится,/ что Я/ больна не Вами,//

Что никогда тяжелый шар земной//

Не уплывет// под Вашими ногами.//

Мне нравится,/ что можно быть смешной –//

Распущенной/ — и не играть словами,//

И не краснеть удушливой волной,//

Слегка соприкоснувшись рукавами….///

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни на что намекнуть.

Третий этап работы над выразительностью речи – паузы. Значение паузы в нашей речи огромно: она дает человеку возможность делать доборы воздуха, необходимых человеку для произнесения длинных, сложно построенных фраз: во время пауз речевой аппарат отдыхает. Чем чаще говорящий делает паузы, тем меньше он устает. Пауза дает возможность подумать о том, что нужно сказать дальше и как четче сформулировать мысль. Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Длинные предложения нужно произносить с паузами, не на одном выдохе. В этих предложениях необходимо сочетать паузу с интонацией. Нужно научит больного делить предложение на смысловые отрезки и выдерживать между ними паузы. Смысловые отрезки необходимо выделять голосом (на последнем слове каждого смыслового отрезка перед паузой голос нужно повысить). Повышение голоса перед паузой внутри фразы заставит собеседника спокойно ждать ее окончания. В конце предложения перед точкой голос должен понижаться.

Начинаем работу с предложений с одной паузой, затем с двумя и так далее.

Засыпанный снегом лес / сказочно красив.

Все добрые люди/ имеют добрых друзей.

Дети спешат на заснеженную поляну/, чтобы увидеть следы зайца.

Птицы любят вить гнезда/ на ветках клена.

Ветки душистой сирени/ смотрят мне в окно.

Прошли дожди / и грибники отправились за грибами.

Худо тому,/ кто добра не делает никому.

Довольные своим уловом/ рыбаки вернулись домой/ в приподнятом настроении.

Если ты сделал ошибку,/ не бойся признаться/ и постарайся ее исправить.

По обоим берегам реки,/ заросших лесом,/ люди понастроили много новых дач.

Закачались на липе желтые цветочки/ и щедрый медовый запах/ наполнил вечерний воздух.

Послышался шорох/, и дети увидели ежика, / спешащего по тропинке.

Гора с горой не сойдется/, а человек с человеком / обязательно сойдется.

Упражнения для закрепления навыков .

Прочитайте пары предложений, правильно делая паузы.

Ну что, станцуем? — Ну, что станцуем?

Дайте мне другую, новую книгу. – Дайте мне другую новую книгу.

Я не видел брата, товарища и его сестру. – Я не видел брата товарища и его сестру.

Для тренировки отрабатывайте на занятиях скороговорки, считалки в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на 3-4 слова.

Как на горке, на пригорке, (вдох)

Сидят 33 Егорки, (глубокий вдох)

Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка (вдох) и т. д.

Говорили старики про горох, (вдох)

Первый говорит: «Горох хорош!» (вдох)

Второй говорит: «Горох хорош!» (вдох)

Третий говорит: «Горох хорош!» (вдох) и т. д.

Если Вы будете использовать данные методики, проводить логопедические занятия, направленные на преодоление трудностей, связанных с нарушениями в мелодико- интонационной стороне речи, систематически, длительными курсами, постоянно отрабатывая полученные на занятиях навыки, то как показывает практика моей работы, положительная динамика в речевом статусе больного будет очевидна.

Следующим этапом работы может стать работа над басней. Басни очень удобны для речевых тренировок. Работа над басней дает возможность чтения по ролям, тренировать гибкость и силу голоса. Ролевое чтение вырабатывает у больных внимание, быстроту реакции. В дальнейшем басня будет являться переходом от ритмической речи к обычной разговорной.

Бурлакова М.К. «Речь и афазия» Москва «Медицина» 1997г.

В.А. Артемьев «Речевая интонация» Экспериментальная фонетика Минск 1971г.

Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии» Ассоциация дефектологов Москва 2000г.

Торсуева И.Г. «Интонация и смысл высказывания» М.Наука 1979г.

Морозова Н.Ю. «Как преодолеть заикание» В.Секачев Эксмо-прес 2002 год.

Методические разработки, представленные в данной работе, практикующий логопед-афазиолог или нейродефектолог сможет использовать в своей работе с больными, страдающими нарушением речи и д.

Данные рекомендации помогут объединить и скоординировать работу педагогов и родителей при работе с детьми с девиантным поведением.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи.

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе «Педагог года».

В основу организации учебно-воспитательного процесса профильных классов нашей школы была положена идея практико-ориентированного обучения. Из опыта работы классного руководителя.

В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования растет число .

источник