Меню Рубрики

Как пение лечит заикание

Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и логоритмические.

В этой статье рассмотрим способы коррекции заикания у детей, подростков и взрослых в играх и тренингах, лечение проблемы с помощью режима молчания, использования скороговорок и т.д.

Музыка, движения и речь очень тесно связаны. На этой связи построены коррекционные логоритмические приемы.

Курс лечения включает следующие виды занятий:

  • музыкально-двигательные игры;
  • коммуникативные игры;
  • пение;
  • декламация стихотворений и скороговорок;
  • мелодекламация.

Ритмичные движения под музыку развивают моторику, которая всегда тесно связана с экспрессивной речью. Нарушения в моторике, заторможенность или повышенная возбудимость, вызывают мышечные спазмы во время произнесения слов. Улучшение моторики позволяет добиться ритмичной, плавной речи, управлять ее темпом.

Использование метронома во время коррекционной логопедической работы облегчает развитие ритмики речи при заикании.

Темп метронома выставляется в зависимости от индивидуальных особенностей заикающегося. На каждый удар необходимо произнести один слог, знаки препинания выделяются молчанием в течение 2 ударов.

Основная цель использования логоритмики – добиться стойкого улучшения речевой ритмики и корректного звучания слов, плавности речи.

Польза логоритмических занятий несомненна, кроме речевого развития и избавления от речевых нарушений, они улучшают психическое состояние. Успехи во время занятий позволяют справиться со страхом общения из-за заикания.

Использование ритмичных предложений, включающих сложные для произношения звукосочетания, помогают справиться с фонематическими нарушениями и научиться управлять темпом речи.

Занятия начинают с простых скороговорок, которые произносятся медленно. С одной скороговоркой работают до двух недель, постепенно увеличивая скорость произношения. Через две недели предложение меняют на более сложное.

Также использование скороговорок улучшает фонематическое восприятие и укрепляет память, снижает страх перед использованием сложных звукосочетаний в повседневной речи. Важно контролировать во время декламации правильность произношения звуков, вдохи и выдохи.

Для начала занятий выбирают короткие предложения, в котором все слоги открытые. Их произносят медленно, отделяя слоги паузой.

Каждая следующая скороговорка должна быть сложнее предыдущей. Со временем добавляют закрытые слоги, сочетания нескольких согласных букв, зеркальное чередование звукосочетаний (врал – рвал), многосложные слова.

Особое внимание уделяют звукам и звукосочетаниям, вызывающим сложности при произношении. Со временем скороговорки удлиняют. Очень длинные предложения, обычно с перечислением предметов, необходимы для тренировки ритмичного дыхания.

Перед началом занятий необходимо сделать разминку: несколько раз широко улыбнуться, высунуть язык и провести им по губам, широко открыть и закрыть рот. Несколько раз глубоко и медленно подышать.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка,…

Чистоговорки используются для отработки произношения сложных сочетаний гласных и согласных звуков. Развивают интонационную выразительность, ритмику речи. Упрощают использование трудных звукосочетаний в повседневной речи.

При работе с чистоговорками часто используют музыкальное сопровождение. Рифмованные строчки не только проговаривают, но и напевают.

Во время декламации рифмованных предложений желательно менять интонацию в зависимости от сюжета чистоговорки. Повышать и понижать голос, ускорять и замедлять темп.

В начале занятий выбирают простые чистоговорки, в первой части которых несколько раз повторяется отрабатываемое звукосочетание гласной и согласной, вторая часть предложения рифмуется с ним.

Когда необходимые слоги отработаны, переходят к стихам, имеющим четкий сюжет. В отличие от обычных стихотворений они содержат повторяющиеся звуки и звукосочетания.

Маленьким детям для начала занятий лучше всего подойдут стишки о животных, которых он знает и может изобразить их движения и звуки.

Прорычал медведь в берлоге,

Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность.

Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов.

Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу.

Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать.

При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики:

  • начинается с сильной доли;
  • мелодия нисходящая;
  • темп медленный;
  • короткие фразы;
  • текст прост для произношения.

Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.

Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания.

Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении.

Классическая музыка помогает заикающимся расслабиться, стимулирует развитие чувства ритма и темпа речи. Голосовое следование музыкальному рисунку способствует правильной артикуляции.

Музыка Моцарта, Чайковского богата переходами медленного темпа в быстрый, эта особенность позволяет научиться контролировать силу и равномерность дыхания.

Прослушивание музыки сопровождают движениями – дирижируя или притопывая. После того, как мелодия станет узнаваемой, добавляют голос, повышая и понижая его громкость в соответствии с музыкой.

Декламация стихов развивает чувство ритма, делает более выразительной речь, укрепляет память. Кроме этого, стихи классиков улучшают эстетическое развитие, обогащают словарный запас. При выборе стихов обычно ориентируются на возраст заикающегося.

Маленьким детям предлагают простые стихи, например, детские потешки. Дети с удовольствием участвуют в миниспектаклях поставленных по сюжету выученного стихотворения.

Дошкольникам и школьникам предлагают к декламации стихи, написанные в разном темпе. Более мелодичные и плавные подойдут для начала обучения. В дальнейшем можно использовать более сложные стихотворные формы.

Желательно предложить ребенку выбрать понравившиеся стихотворение из нескольких предложенных. Положительные эмоции облегчат запоминание и сделают более приятной декламацию.

Исправление, устранение заикания у детей-дошкольников происходит быстрее, если занятия проводятся в игровой форме, при игровых ситуациях. При групповых занятиях ребенок также учиться приемам разговорной речи в коллективе.

Цель таких игр – расслабить ребенка, дать передышку между интенсивными занятиями, возможность закрепиться новому речевому навыку, научить быстро переключаться во время работы.

Кроме этого, некоторые игры направлены на определение источника звука, следование командам, улучшение артикуляции.

Ребенку рассказывают о том, что если разговаривать под водой – можно захлебнуться. Можно использовать подходящий антураж, например, рассматривать картинки с рыбами, ракушками. Молчание должно продлиться не менее нескольких минут.

Малыш делает движение, имитирующие закрывание рта на ключ. После этого он не должен говорить. Детям нравиться, если в это время взрослый провоцирует их заговорить, задавая вопросы. Это упражнение способствует снижению стресса от сложных занятий.

Дети с закрытыми глазами прислушиваются к звукам. Взрослый отходит в сторону, хлопает в ладоши. Ребенок должен молча показать, откуда доносился звук.

Цель этих игр – научить ребенка внимательности, развить память, улучшить ассоциативное восприятие.

Ребенку необходимо хлопнуть, если названы правильные слова, если называют нелетающее животное, дети должны промолчать.

Начинают упражнение медленно произнося предложения. По ходу занятия произношение ускоряется.

Взрослый читает стихотворения, включающие знакомые ребенку слова и понятия. Во время чтения делаются ошибки, искажающие смысл прочитанного. Малыш должен исправить неправильно произнесенное слово.

Ребенку говорят, что взрослому нельзя повторять слова. Если он услышит одинаковые, то должен хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит несколько слов, повторяя одно из них.

Основная цель этих упражнений – избавить ребенка от коротких вдохов и выдохов, которые значительно затрудняют плавность речи. В процессе игры ребенок учиться правильно дышать, контролировать вдох и выдох, избавляется от навязчивых движений.

Ребенок, сильно дуя, должен отправить легкий предмет (комочек ваты, воздушный шарик) в определенное место.

Ребенок дует на бумажных бабочек, подвешенных на нитке. Желательно направлять воздушную струю вверх как можно сильнее.

Бумажные фигурки птичек нужно сдуть как можно дальше, используя только один выдох.

Интенсивные вдохи и выдохи могут привести к головокружению. Между упражнениями необходимо делать паузы на 2 – 3 минуты.

Видео, как можно одновременно отрабатывать правильное произношение звука и формирование контроля над речевым дыханием:

Позволяют расслабить мышцы, снять спазм и психоэмоциональное напряжение. Для чрезмерно возбудимых детей сложно концентрироваться на выполнении логопедических упражнений долгое время, такие игры способствуют облегчению переключения внимания и релаксации между упражнениями.

Ребенок представляет себя мороженым, твердым и холодным. В начале упражнения он должен сильно напрячь мышцы. Постепенно мороженое тает, ребенок медленно расслабляется.

Взрослый рассказывает, как жарко, ребенок расставляет руки в стороны, выпрямляется во весь рост. Подул холодный ветер – ребенок садиться на корточки, обхватывая себя руками.

Ребенок представляет себя очень злым, сжимает челюсти и кулаки. После этого становиться добрым – расслабляется и улыбается.

Отраженная речь – это повторение за взрослым слов и предложений. Применение этой методики необходимо для обучения заикающихся планированию произнесения фразы.

Применяется в случае затруднений в проговаривании предложений. Корректирует остановки и запинки в речи.

Упражнения начинаются с проговаривания одного слова, с каждым занятием усложняя задания. Постепенно вводятся предложения, ответы на вопросы, стихотворения. Завершается цикл занятий пересказом прочитанного логопедом текста.

Логоритмические методы имеют следующие преимущества:

  • коррекция дыхания;
  • постановка ритма речи;
  • выработка плавности произношения;
  • устранение спазма мышц;
  • избавление от вынужденных пауз в речи и повторений звуков.
  • необходима регулярность занятий;
  • для достижения результата необходимо несколько месяцев.

Логоритмические методы коррекции заикания разнообразны, но цель у них одна – избавиться от речевых нарушений. Несмотря на выбранную методику, важно помнить, что главное в достижении успеха – последовательность и регулярность занятий.

источник

Оксана Голубева
Статья «Роль пения в устранении заикания»

Роль пения в устранении заикания.

Вокальное и хоровое пение, испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания. Поэтому, пение — работа со звуком (высотой, долготой, силой, ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом — стихотворением, песней — получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.

В нашем детском саду используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей имеющих заикание: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо перечисленных используются и такие формы, как логоритмика. Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкально-шумовых инструментах, ритмическими движениями.

Как форма углубленной работы по коррекции заикания используется пение. Во время пения у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.

В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.

Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми уделяется большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Развиваем у детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т. д., используя дирижерский жест. Объясняем и показываем, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

Первоначально детям предлагаются песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивается. Затем переходим к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропеваем мелодии песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А, О, У, И, Э. Поем слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, используем пропевание с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним, сопровождая пение движением руки сверху вниз. Это очень удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые упражнения детям нравятся, они в простой мере закрепляют навыки правильного дыхания.

Работая над дикцией, разъясняем смысловое значение слов. Проговариваем слова, хорошо артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. Поем a’capella. Это позволяло детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Игра «Угадай-ка?»: детям нравится отгадывать слова или фразы знакомых песен, попевок, которые проговариваются одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно — показ теми детьми, кто уже научился это делать. Затем все спетое дублируется в сопровождении мелодии. В работу включаем дидактические задания на развитие музыкально-слуховых представлений.

Читайте также:  Говорим по слогам от заикания

Не меньшее значение в певческой работе по коррекции заикания имеет место развитие ритмических навыков. Отхлопывание, отстукивание, притопывание ритмического рисунка слов, фраз, попевок, вступлений к песням. Используем деревянные палочки, матрешки, птички, металлофон, ксилофон. Учим детей выделять, на примере несложных песенок, попевок долгие и короткие звуки, включая двигательный анализатор.

У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений помогают игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагаем детям слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать свое исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное сопровождение и пение других. От таких заданий дети становятся внимательными и более точны в интонировании мелодии. Лучше слышат себя.

При выборе песен для разучивания обращаем внимание на их соответствие возможностям наших детей, включающие следующие характеристики:

• доступное содержание и удобный для произношения текст;

• наличие сильной доли в начале музыкальной фразы;

• нисходящая мелодия песен (она более удобна, т. к. дыхание в начале пения более сильное);

• фразы не очень длинные (особенно в начале обучающего периода, постепенный переход от более коротких фраз к более длинным);

• темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый.

В течение всего учебного года дети разучивают много песен, но часто из-за недостаточного развития памяти их забывают. Чтобы этого не происходило, желательно повторять ранее выученные песни. Можно устроить концерты, провести развлечения «Угадай мелодию», поиграть в музыкально-дидактические игры «Музыкальный телефон», «Волшебный кубик», которые помогают вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. Дети поют песни в группе самостоятельно, с воспитателями, с учителем-логопедом, используя записи на CD. А уж если ребенок поет дома или включает исполнение знакомых, любимых песен в самостоятельную или игровую деятельность, то значит, песни ему понравились, и он их запомнил надолго.

Итогом проделанной работы в детском саду является то, что в процессе певческой деятельности у заикающихся детей нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается, заикание исчезает, облегчается процесс коммуникации, как со сверстниками так и со взрослыми.

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

источник

Нам песня строить и жить помогает
Она как друг, нас зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Сл. В. Лебедева-Кумача

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья взрослого и детского населения. Методов оздоровления и профилактики очень много и один из них, приносящий не только пользу, но и удовольствие – это ВОКАЛ. Можно уверенно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи и является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Занятие любым видом вокала дает не только развитие слуха, интонационной чистоты голоса, вокальной техники, но и помогает справиться с дефектами речи и даже с простудными заболеваниями.

Вокал может благотворно влиять на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония, и др., если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата или психическими расстройствами.

Дислалия (от греч. dis – приставка, означающая частичное расстройство, и laliо – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже – пропуски).

Ринофония – изменение только тембра голоса при нормальном звукопроизношении. Типичный при ринофонии носовой оттенок голоса возникает при неправильном направлении голосовыдыхательной струи. Причины возникновения ринофонии различны. Одной из причин можно назвать психические травмы, испуг, страх. При этом ринофания носит преходящий характер. Другой причиной является вялая артикуляция у ослабленных детей, у которых мягкое нёбо не дотягивается до задней стенки глотки.

Дисфония (греч. dys- + phone звук, голос) – расстройство голосообразования, нарушение высоты, силы, тембра голоса. Голос становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся, монотонным, с «металлической окраской»). Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полезно при лечении логопедических нарушений.

Широко известен факт лечения заикания при помощи вокала. Как? Почему человек, заикающийся в обычной речи, порой до такой степени, что окружающие не понимают его совершенно, при пении вдруг перестает вспоминать о своем недуге. Для этого необходимо определить, в чем причина заикания и как проявляется этот дефект речи на практике.

Основным проявлением такого дефекта являются судороги в процессе речевого акта. Речь при этом становится прерывистой, в ней появляются паузы, повторы, нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Обычно постепенно формируется страх речи (логофобия), а фиксация внимания больного на своем недостатке приводит к развитию у него невротических расстройств (чувство собственной неполноценности, неуверенность, повышенная тревожность).

Обычно данный речевой дефект проявляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2—5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наблюдается у мальчиков. Наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6—7 лет и в пубертатном периоде). Часто таким людям дополнительно к логопедическим упражнениям рекомендовано заниматься академическим вокалом. Специфика академического вокала подразумевает плавное звуковедение, правильно поставленное дыхание, пропевание всех гласных. Пение, по сути дела, идет по пути методики лечебной фонетической ритмизированной реконструкции. (Подробнее об этом методе можно прочитать в статьях С. Б. Скобликовой).

Музыка сама по себе разбивает сложные слова на более простые ритмизированные слоги, в связи с чем «певцу-заике» становится легче произносить слова более ровно, чем в разговорной практике. Часто заикание сопровождается прерывистым дыханием, что тоже достаточно эффективно решается при занятиях вокалом, поскольку пение требует крепкого поставленного дыхания. «Певец-заика» приучается говорить протяжно, не прерывая дыхания, что впоследствии многие из учеников применяют и в разговорной речи как метод для произнесения сложных словосочетаний.

Конечно, и репертуар необходимо подбирать соответственно, произведения должны быть простыми по мелодии, плавными, без резких скачков. На начальном этапе очень неплохо подойдут романсы на русском языке и протяжные народные песни. Кроме того, отвлекаясь на содержание произведения, на его художественный смысл, певец-заика забывает о своем страхе речевого общения, что способствует устранению психологических причин заикания. Дело в том, что заикание, по мнению специалистов, часто возникает на почве недостатка общения, а впоследствии преобразуется в серьезную психологическую проблему. Человек с тяжелой степенью заикания испытывает психологическое напряжение при контакте с другими людьми, но при исполнении произведения «певец-заика» вынужден думать не о том, как ему тяжело общаться, а о том, что он хочет донести до слушателей. При удачных выступлениях на сцене, пусть даже это будет маленькая сцена в кругу друзей и близких, психологическое удовлетворение от исполнения произведений приобретает значение лекарственной терапии, способствующей устранению речевого дефекта.

«Часто ко мне в класс приходят дети, не выговаривающие букву «Р». Порой даже в возрасте около 7 лет*. – рассказывает преподаватель по вокалу в музыкальной школы «Виртуозы» Быкова Ирина Сергеевна –С чем связано такое опоздание речи? Варианты могут быть разные, возможно у ребенка слишком короткая подъязычная уздечка, тогда необходимо вмешательство врача, но чаще всего дефект наблюдается у детей, которые по своему характеру немного ленивы, а родители относятся к своему чаду согласно известному словосочетанию «еще маленький» и не заставляют ребенка четко выговаривать согласные. Такие дети говорят вместо «Р» нечто среднее между «Л» и «Р», соответственно работает не кончик языка, как должно быть при произношении вибрирующих согласных, а серединка языка. Справиться с этим дефектом на самом деле не так сложно. Я применяю разные методы, каждому помогает свой. Например, в распевку я включаю проблемную букву на конце : у-у-у-у-утрррр, постепенно увеличивая количество проблемной согласной. Потом мы переходим на нисходящий ход по трезвучию на слоге «РА» и так далее. Чаще всего ребенок может произносить «Р» только с какой — нибудь одной гласной или согласной, Ра, Др, Тр, Ро…. Именно от этого и следует отталкиваться преподавателю вокала, добавляя постепенно к простым для произношения слогам сложные. Чаще всего, достаточно однажды преодолеть речевой дефект, чтобы постепенно ученик пришел к правильному произношению. Но распевки и произведения — это очень разные вещи. На распевках может получаться многое, а вот в тексте произведения — далеко не всё. В таких случаях мы берем красный карандаш и обводим в тексте все сложные слоги, тогда дома ребенок может самостоятельно обращать внимание на сложные места и постепенно все «Р» встают на свое место. Обычно, достаточно спеть пару песен с качественной буквой «Р» и впоследствии, ребенок говорит проблемную букву уже автоматически, не задумываясь.»

В процессе работы многое зависит не только от преподавателя, но и от ученика, а в случае с детьми – ещё и от родителей. Необходимо помнить, что даже 2 урока в неделю – это ничтожно мало для исправления речевого дефекта, даже в легкой степени проявления. Чем старше ученик, имеющий речевой дефект, тем сложнее справиться с физиологической привычкой, с психологическими последствиями недуга, однако сложно не значит невозможно. Если желание взрослого человека исправить речевую патологию сильное, то преподаватель по вокалу будет наставником и помощником в этом сложном, но интересном пути!

Таким образом, музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно ВОКАЛ может стать этапом нового звучания вашей жизни и важным шагом к вашему здоровью и здоровью вашего ребенка. В музыкальной школе «Виртуозы», не зависимо от возраста и начальной подготовки, вы можете пройти первое бесплатное занятие с преподавателем по вокалу и узнать о коррекционных занятиях по устранению речевых патологий.

источник

Причины заикания и методы лечения. Интервью детского невролога Игоря Анатольевича Воронова для youtube канала MEDGURU. Видео версия интервью внизу страницы.

Игорь Анатольевич, почему возникает заикание?

Заикание – это нарушение ритма плавности речи, чаще всего возникает у детей в возрасте 2-3 года, когда у ребенка формируется речь. Многие думают, что основные причины заикания – стрессы и испуг, такое бывает, но значительно реже. Основная причина в том, что ребенок думает быстрее, чем может сказать.

Вообще можно выделить три фактора возникновения заикания: мысли опережают плавность артикуляционного аппарата, стрессовые ситуации и генетический фактор.

Это три разных типа заикания, или просто три причины?

Могут ли какие-то ошибки родителей привести к заиканию у детей?

Если у ребенка есть предпосылки к развитию заикания и создается какая-то психотравмирующая ситуация, нагнетается обстановка, то тогда может появиться такая проблема. Но чаще всего родители не виноваты, их не нужно винить в этом.

Какие есть методы лечения заболевания? Насколько эта проблема решаема?

Во всем мире заикание лечат логопеды, в России с этим отправляют к неврологу. На самом деле неврологи и логопеды должны работать над проблемой вместе. Есть два типа заикания. Тоническое – когда ребенок «тянет» начало слова, и клоническое, когда повторяет слово или слог. Основное лечение – логопедическое, нужно научить ребенка медленно и плавно говорить. При этом важно, чтобы все члены семьи начали плавно говорить и учили этому ребенка. Ребенку в 2 года, например, довольно сложно объяснить, что говорить нужно медленно и плавно, на выдохе. В таком случае рекомендуется сделать речевую паузу, сделать так, чтобы ребенок говорил как можно меньше. Пусть сидит, рисует, смотрит мультики, только не возбуждающие, а спокойные. Не надо поддерживать диалоги, расспрашивать ребенка, минимизируйте речь. Важно, чтобы неправильная речь не фиксировалась в голове, иначе потом будет сложнее исправлять заикание.

Читайте также:  Говорить нараспев от заикания

Как не травмировать ребенка, который заикается? Как не сделать хуже?

Очень важно, когда ребенок начал заикаться, не заострять на этом внимание. Не надо говорить ему, что он заикается, при нем говорить об этом с другими, по телефону рассказывать о проблеме родственникам, если ребенок слышит. Это может привести к тому, что у ребенка разовьется комплекс неполноценности, он может вообще отказываться разговаривать.

Нужно ли ребенка оградить от сверстников: детские площадки, детский сад и пр.?

Если есть возможность, то, конечно, лучше не водить в детский сад, кружки, развивающие секции на период речевой паузы.

Если заикается один из родителей или старший брат, может ли это сказаться на речи младшего?

Это сложная проблема, когда в семье кто-то заикается, то ребенка очень сложно вылечить. В период, когда формируется речь, он слышит неправильную речь родственника и у него тоже может сформироваться заикание. К тому же, есть еще и генетическая предрасположенность к заиканию. На период формирования речи нужно сделать так, чтобы тот из членов семьи, кто заикается, меньше разговаривал с ним. Можно кстати, вместе с ребенком ходить к логопеду и на групповые занятия, лечиться вместе.

Почему заики не заикаются, когда поют?

Здесь нет никакой загадки. Когда человек поет, он не торопится, мысль не опережает речевой аппарат. Поэтому, чтобы справиться с заиканием важно медленно, плавно говорить, не спешить.

Ребенок заикается и пошел в школу, как ему помочь, уменьшить уровень стресса?

Прежде всего надо поговорить с учителем, объяснить, как правильно вести себя с ребенком. Если ребенок заикается, не надо вызывать его к доске, не надо спрашивать первым – это все стрессовые ситуации, которых лучше избегать, чтобы заикание не усилилось. Самому ребенку ничего не надо говорить, не заостряйте внимание на проблеме.

Если ребенок пришел в 1 класс, его сверстники не будут дразнить, воспримут таким, какой он есть. Сложнее в случаях, когда ребенок приходит в уже сформированный коллектив, новую школу, тогда любая особенность может вызвать проблему.

Если статья была для вас полезна, пожалуйста, поставьте «лайк» для поддержки проекта. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить.

источник

Лечение заикания… Начнём с того, что заикание — это не болезнь, и поэтому все попытки его лечения будут безуспешными. Всем нам известно, что наедине сами с собой мы говорим идеально, свободно и легко. И только в присутствии кого-то можем заикаться /совершать речевые ступора. Это только лишний раз подтверждает то, что мы в принципе здоровы, а не больны. К тому же и у заикающихся, и у стабильно нормально говорящих людей, абсолютно одинаковые “здоровые” речевые инструменты. У всех есть губы, зубы, язык и прочие лицевые мышцы. И те и те одинаково подгружают информацию и всегда знают, что хотят сказать. А значит, все заикающиеся, в любой этап своей жизни и в любой ситуации, в принципе имеют возможность говорить, как все нормальные люди. Теоретически.

Только что с тобой человек говорил нормально …, но, на очередном слове он вдруг “завис”, и стал напрягаться, силой пытаясь протолкнуть какой-то звук. Казалось бы, ничего не предвещало беды, хорошая погода, нормальное настроение, близкие люди вокруг, намедни успешно выполненные проекты и т.д. Ничего из этого не спасёт от заикания, так как эта проблема возникает только по отношению к речи, и в большинстве случаев не зависит от ситуаций. И, после так называемых «сложных слов», наш герой снова какое-то время может говорить нормально. Парадокс? Нет, прямая закономерность. Чего и с чем? Это тема отдельного разговора. И как тут пытаться лечить, если можно так выразиться, «временное делание звуков ненормальным способом»? Никак. Лечение тут в принципе не уместно. Лечите ангину, астму, травмы и прочие вещи.

Кстати, почему я сказал именно «временное делание звуков ненормальным способом», а не «временное делание слов ненормальным образом»? Это высказывание не случайно и имеет под собой все необходимые доказательства. Например, заика хочет сказать слово «здравствуйте», и он может сделать это так «ззззздравствуйте». При этом сильно напрягаясь только в начале слова, на определённых звуках. Что мы наблюдаем? Само слово проговаривается абсолютно нормально, только к этому ещё добавляются лишние звуки, в данном случае звук «З». Это может быть связанно со многими факторами, полный разбор которых, – так же тема отдельного разговора. Если в целом, то все заики добавляют к нормальным движениям ненормальные. При этом последних, как правило, в совокупности в разы меньше чем первых ( если провести подробный разбор из жизни среднестатистического человека, имеющего эту проблему).

Теперь главное. Можно ли лечить эти неправильные / нерациональные движения (действия)? Нет. Их можно устранять. И при этом делать это весьма эффективно. Нужно просто понять, как делать речь всегда и везде нормальной, и, с помощью следования определённым инструкциям, закрепить это на уровне привычки.

А теперь касаемо сроков этого самого закрепления. Понять ( по большей части теоретически), что тебе делать для того чтобы не заикаться, можно и за несколько дней. А вот на работу по закреплению нового навыка уйдёт куда больше времени. Но, во всем должна быть конкретика. И тут она тоже есть. Существуют определенные сроки закрепления нового речевого навыка.

Можно ли какому-то человек дать гарантию на 100 % избавление от заикания раз и навсегда? Нет, так делают только мошенники. Даже если человек ежедневно будет работать над собой на протяжении 3х месяцев. Конечно, если правильно к этому подойти и быть под присмотром специалиста, можно добиться очень даже значительных улучшений в речи. Но, не надо забывать о том, что ранее заикание буквально жило с нами много лет, проявлялось в тысячах ситуациях, затрачивало кучу энергии и мыслительных процессов, что в свою очередь хоро отложилось в нашей памяти. Но, можно научить человека всегда останавливаться на этапах запинок ( или вовсе их не совершать), и, не смотря на возможный страх, не превращать эти запинки в речевые ступора. То есть, образно говоря, дать ему удочку и научить ловить на неё рыбку, изначально показав мастер класс по правильному использованию самой удочки и необходимых снастей, использованию знаний о погоде, характере рыбок и прочего ( условно). Дальнейшие результаты, как и во всех других сферах деятельности, в большей степени будут зависеть от самого человека и предпринимаемых им действий. И это первое, что необходимо осознать, вставая на путь по преодолению заикания.

Лечить заикание, как у взрослых, так и у детей, – весьма плохая и лишённая здравого смысла идея. А вот преодолевать его можно и нужно, в домашних условиях, при личной встрече или по скайпу. Никаких медицинских специализированных центров для этого не требуется. Как и везде, большую роль в этом процессе будет иметь желание самого заикающегося максимально избавиться от этой проблемы.

источник

С проблемой заикания сталкиваются и взрослые, и дети. Вне зависимости от возраста, этот дефект дикции причиняет немало дискомфорта, неудобств. Дети часто становятся предметом насмешек своих одноклассников, получают плохие оценки за устные ответы на уроках. Для взрослых недостаток речи может стать преградой в карьере. Методы, описанные ниже, направленные на лечение заикания у взрослого человека так и у ребенка, они включают в себя психологическую работу и специальные упражнения.

Повторение одних и тех же звуков или целых слогов — ни что иное, как спазм во время работы артикуляционного аппарата. Непроизвольные сокращения возникают во время попытки выговорить те или иные слова. Специалисты-логопеды много лет исследуют феномен заикания.

Основными причинами называются следующие:

  1. Детские травмы во время периода активного развития речи — от года до трех. Заикание у ребенка может быть связано с действительно страшными событиями — смертью родственника, тяжелой болезнью, но иногда возникает из-за случайного стечения обстоятельств. Например, если малыша в этом возрасте испугает большая собака или даже крики мамы или папы.
  2. Биологические причины, с которыми может быть связано заикание у ребенка включают болезни мозга, нервной системы. Перенесенный в детстве менингит, внутричерепное давление, удары головы — все это относится к органическим предпосылкам. Бороться с такого рода заиканием труднее всего.
  3. Невротические переживания, связанные с процессом речи. Такие дети или взрослые могут совершенно нормально разговаривать в «обычной» жизни, но начинать заикаться в ответственных ситуация, когда требуется выступать, говорить на публику. Логоневроз не имеет «возраста», заикание у взрослого такого типа встречается чаще всего.

Врачи утверждают, что мужчины чаще страдают этим недостатком речи, чем женщины, связывая предрасположенность с особенностью функций нервной системы и мозга. Логопеды также выделяют «замаскированное» заикание, когда человек не проглатывает слоги и не повторяет их, но вставляет в речь бессмысленные междометия — «э-э-э», «кхем» и другие. Заикание у взрослого зачастую маскируется этими фонетическими паузами, отчего речь тоже не становится красивее.

Высоко результативным и эффективным зарекомендовал себя метод устранения заикания Центра «Причал» (№ патента 2497555) города курорта федерального значения Белокуриха. Именно там, в основу положена психологическая работа с пациентом по разрушению сложившихся рефлексов и привычек в производстве речи. Заикание, по мнению авторов метода, это «речевая травма», сопровождающаяся затруднением в речевых движениях.

Процесс занятий в Центре заикания «Причал” построен настолько гармонично, что позволяет за сравнительно короткий промежуток времени, 10-12 дней, привести в соответствие и отрегулировать обменные процессы в нервной и дыхательной системах, голосового, артикуляторного аппаратов. Вследствие систематических и ежедневных занятий, заикание исчезает, как вредная привычка. Формируется новая программа на спокойную речь и закрепляется на уровне подсознания.

Достоинством Центра «Причал” является и его месторасположение. Чистый горный воздух, уникальная минеральная вода, атмосфера доброжелательности, спокойствия, возможность приема (рекомендательно) процедуры ПРАК (программа резонансно-акустических колебаний), позволяют пациентам глубоко сосредоточиться и сконцентрироваться, и как результат, получить здоровую, спокойную, надежную и уверенную Речь.

Этот простой, уникальный и эффективный курс просто необходим для страдающих заиканием людей вне зависимости от возраста. А их в нашей стране немало (2% населения).

Ситуационное заикание может возникнуть даже у совершенно здорового физически человека. Однако прежде, чем избавляться от симптома, необходимо определить причину возникающей проблемы. Если она связана с органическими нарушения, то способы, как вылечить заикание будут одни, направлены на устранение биологических причин. При иной этиологии более эффективна будет психотерапия.

Необходимо исключить следующие нарушения:

  • инсульт и его последствия;
  • энцефалит, осложнения болезни;
  • менингит;
  • патологии полости рта — например, заячья губа;
  • неврологические нарушения.

Как избавиться от заикание у взрослых, если обнаружена одна из болезней или ее последствия, будет определять лечащий врач. Назначаются препараты, физиотерапия, специальные упражнения. Некоторые из них можно использовать и людям без органических патологий. От психологических проблем избавляет исключительно терапия и самотерапия, направленная на борьбу с неврозами.

Можно ли вылечить заикание в домашних условиях? Да, особенно если речь не идет о серьезных патологических изменениях. Немедикаментозные и психологические методики, упражнения подскажут, можно ли вылечить заикание без обращения к логопедам.

Упражнения на дыхания пригодятся любому, кто хочет знать, как вылечить заикание в домашних условиях. Методика простая, ее сможет выполнить ребенок и взрослый:

  1. В положении сидя чуть опустить голову вперед, глубоко вдохнуть носом, выдохнуть ртом. Повторить 10-15 раз. Вдох должен быть максимально быстрым, а выдох — медленным.
  2. Стоя поворачивать голову по своей оси. Тело должно оставаться расслабленным, руки по швам, ноги расставлены в комфортном положении. Повторить до двадцати раз.
  3. Сесть на твердую поверхность, закрыть глаза и дышать, стараясь проталкивать воздух с силой в диафрагму и обратно.

Работа с дыханием помогает исправить дефект дикции за счет укрепления мышц полости рта. Это один из ключевых моментов в том, как вылечить заикание. Крепкие мускулы менее подвержены спазмам, это относится и к артикуляционной мускулатуре.

Психологический прием, который используют актеры и другие люди, профессионально работающие с речью, помогут и заикам. Как вылечить заикание с помощью репетиций? Очень просто: проговаривайте вслух стихи, читайте книги, репетируйте выступления. Постепенно ваша речь будет становиться более гладкой.

Как любой невроз, заикание проявляется в моменты душевного волнения, равно у детей и взрослых. Понимание этой особенности поможет понять, как научиться расслабляться или научить своего ребенка перед потенциально травмирующей ситуацией. Медитационные практики помогут сосредоточиться на смысле выступления, а не на дефекте речи.

Фитотерапия поможет успокоиться. Лаванда, чабрец и шалфей рекомендованы как легкие седативные средства, которые помогут перестать тревожиться перед необходимостью разговора. Дополнительно можно выпить чашку мятного чая, который тоже обладает безвредным успокаивающим эффектом.

При лечении заикания необходимо выдерживать речевой режим, чтобы не перегружать мускулатуру рта и гортани. Большую часть дня желательно молчать. Для детей можно придумывать специальные игровые ситуации, например изображать рыбок.

Процедуры у специалиста либо самомассаж области шеи и горла помогут снять и предотвратить спазмы. Движения должны быть мягкими, плавными, направленными на то, чтобы максимально релаксировать артикуляционный аппарат.

Дефекты речи способны испортить жизнь как ребенку, так и взрослому. Малышей с проблемами заикания лучше показывать специалисту, как только появились негативные симптомы. Взрослый также может посетить психотерапевта и невролога. А упражнения, применяемые в домашних условиях, будут полезны в любом случае

Читайте также:  Говорить с рукой от заикания

Посмотрите видео, на котором Елена Малышева, в передаче «Здоровье», на первом канале, рассказывает как вылечить заикание

источник

Как избавиться от заикания? Как перестать заикаться при разговоре? Эти вопросы волнуют людей, так или иначе причастных к этой проблеме. Невозможность полноценного общения, вынужденная изоляция, низкая самооценка существенно ухудшают качество жизни. Что делать? Постараемся в этой статье ответить на поставленные вопросы.

У заикающихся людей нарушен ритм речи. Вместо плавного размеренного течения она спотыкается, застревает на отдельных звуках и словах, чем создает мучительное психоэмоциональное напряжение от неспособности человека высказаться.

При этом нарушается слаженная работа артикуляционного аппарата, дыхания и голоса.

Судорожные движения мышц, гримаса на покрасневшем лице и вздувшиеся жилки на шее, сбивчивое дыхание и напряженный голос — так выглядит заикание.

В логопедии заикание — это нарушение речи, выражающееся в повторении или удлиненном произношении звуков, слогов; либо речь, ритмичность которой нарушена частыми остановками и нерешительностью произнесения.

Если у заикания невротические корни, то это — логоневроз.

Есть ли другие причины, кроме как “от нервов”? Есть.

Почему в одной и той же ситуации, скажем, при сильном испуге, одни люди начинают заикаться, а других эта проблема обходит стороной? Из-за чего люди заикаются? Причин появления недуга много и они очень индивидуальны.

  • в детском возрасте с 2,5 до 5-6 лет, когда ребенок начинает говорить и очень активно включается в этот процесс, испытывая информационные перегрузки;
  • при повышенной эмоциональности, ранимости, впечатлительности, когда человек чересчур восприимчив и чувствителен к проявлениям внешнего мира;
  • в раннем возрасте, если ребенок растет в неблагополучной семье, являясь свидетелем конфликтных ситуаций и агрессивных разборок между родителями;
  • будучи подростком, когда эмоции “зашкаливают”;
  • вследствие генетической предрасположенности;
  • в любом возрасте, если есть другие нарушения речи, связанные с поражением головного мозга;
  • при наличии заболеваний центральной нервной системы, например, склонность к судорогам и тикам.

Заикание у взрослых возникает реже, чем у детей. Во взрослом возрасте человек начинает заикаться, как правило, в результате психоэмоциональной травмы.

По причине возникновения заикание бывает двух видов и может:

  • иметь невротическую форму, если связано с психологической травмой;
  • быть неврозоподобным, если нарушена центральная нервная система.

При невротическом заикании возникает способность не заикаться при разговоре в спокойной обстановке. В случаях с определенной долей стресса, например, при выступлениях на публике или разговоре с незнакомым человеком, речевые судороги создают непреодолимое препятствие для этого. И тогда страх говорить и избегающее поведение дополняют перечень характерных признаков логоневроза.

При неврозоподобном заикании нарушение речи возникает как следствие физического и психического развития.

Проявляется заикание тоже по-разному и бывает следующих типов:

  • Тонический, когда возникает спазм речевых мышц, и человек не может произнести ни слова или с трудом озвучивает определенный звук; возникает пауза, лицо напряжено, может даже не хватать воздуха.
  • Клонический, когда при непроизвольном сокращении речевых мышц человек заикается при разговоре, повторяя звуки, слоги, слова многократно.
  • Смешанный, когда имеет место проявление двух типов.

Помогая себе выговаривать звуки, заикающийся человек может делать сопутствующие движения, например, стучать кулаком по бедру, притопывать ногой.

При желании скрыть дефект возникает напряженная поза, бегающий взгляд, избегающий взгляда собеседника, тремор рук и молчание при каждом “удобном” случае.

Как же вовремя распознать, что речь не в порядке, и не искать ответов на вопросы: “Почему люди заикаются?” и “Что делать, если заикаешься при разговоре?”

Основные симптомы недуга в любом возрасте одинаковы. Это запинки, нарушающие плавное течение речи: повторы, затяжные звуки, остановки на начальном слоге. Процесс сопровождается непроизвольным сокращением мышц лица, напряжением рук, сбившимся ритмом дыхания. Страх, тревога, беспокойство — эмоции, сопутствующие заиканию.

Следует отметить, что в возрасте 2-5 лет, когда ребенок только учится разговаривать, многократное повторение слов, повышенная эмоциональность при отсутствии какого-либо напряжения и совсем не плавная речь — это нормально.

Заикание у взрослых протекает сложнее и сопровождается тревожностью, учащенным сердцебиением, ощущением удушья, хаотичными движениями. Паника в людных местах, уход от общения, трудная адаптация в социуме — все это только подчеркивает серьезность проблемы заикания и заставляет искать пути его преодоления, чтобы навсегда перестать заикаться.

Лечение заикания у взрослых и детей дает положительный результат при комплексном подходе с участием следующих специалистов:

1. Логопед поможет слаженной работе артикуляционного аппарата, откорректирует неправильное произношение звуков, научит плавно и правильно разговаривать.

2. Психотерапевт отследит момент возникновения заболевания, научит справляться с волнением, тревогой, беспокойством, чтобы перестать заикаться. При необходимости проведет сеанс гипноза.

3. Невролог оценит состояние нервной системы, назначит соответствующую терапию.

4. Рефлексотерапевт при помощи иглоукалывания сможет содействовать избавлению от заикания.

Таким образом заикание поддается коррекции.

Современные методики преодоления заикания основаны на сочетании коррекционной и лечебно-оздоровительной работы. При разработке реабилитационных мер учитываются форма и тип заболевания, индивидуальные особенности в каждом конкретном случае.

При невротической форме основной упор делается на стабилизацию эмоциональной сферы человека, снижение возбудимости нервной системы. Это и медикаментозное лечение от заикания в виде таблеток, и различные психотерапевтические приемы, например, гипноз, аутогенная тренировка. На фоне этого занятия с логопедом эффективнее способствуют устранению заикания.

При неврозоподобной форме с органическим поражением головного мозга назначают лекарства — спазмолитики и транквилизаторы, проводят длительную коррекционную работу по восстановлению психических процессов.

Лечить заикание у взрослых и детей успешно помогают лечебно-оздоровительные мероприятия, которые оздоравливают нервную систему и включают в себя:

  • соблюдение режима дня с достаточным временем для отдыха, отсутствием физических и нервных перегрузок, полноценным сном;
  • организацию здорового питания;
  • создание благоприятной внешней среды — это и благоустроенность помещения, и доброжелательное окружение — все, что способствует жизнерадостному настроению;
  • закаливание в виде прогулок на свежем воздухе, спортивных развлечений, водных процедур;
  • лечебную физкультуру с физическими упражнениями и занятиями ритмикой под музыку;
  • беседы с психологом, когда слово лечит — разъясняет, убеждает, обучает, воодушевляет, меняет взгляд на себя как на личность, помогает адаптироваться в социальной среде.

Музыкально-ритмические упражнения являются очень эффективными при заикании. Это и танцы, и отстукивание такта, и пение, и чтение стихов с соответствующими движениями. Во время таких занятий координация движений благоприятно влияет на плавность речи, благодаря музыке улучшается эмоциональное состояние, а самое главное, рождается сила духа и вера в себя.

Лечится ли заикание у взрослых? Все индивидуально и ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем благоприятней прогноз для лечения логоневроза. Но даже в запущенных случаях описанные выше методики сдвинут процесс с мертвой точки в сторону положительной динамики. Надо только не сдаваться, а прилагать усилия и верить в успех.

Вылечить заикание у детей удается в 70% случаев — так утверждает статистика.

Если вы чувствуете в себе силы, чтобы избавиться от заикания раз и навсегда в домашних условиях и перестать заикаться при волнении, попробуйте средства народной медицины и примите на вооружение несколько действенных советов:

  1. Такие травы, как валериана, зверобой, мята, мелисса, ромашка, пустырник успокоят нервную систему, окажут укрепляющее воздействие на психику.
  2. Ароматерапия с маслами бергамота, апельсина, пачули, лаванды в составе массажного крема либо в аромалампе поможет вам бороться с заиканием в качестве дополнительного метода.
  3. Пойте. Во время пения работа речевого аппарата исключает заикание. Не умеете? Пойте для себя, почувствуйте свободу самовыражения и не ставьте себе оценок.
  4. Дыхательная гимнастика вкупе с другими вашими действиями поможет убрать заикание — плавная речь невозможна без размеренного дыхания.
  5. Ведите дневник, ну или подберите себе занятие, где можно выражать свои мысли не устно, не в разговоре, а письменно, в спокойной обстановке, располагающей к размышлению. Мысленно проговаривая слова и предложения, вы не будете запинаться.
  6. Ограничьте по возможности поток информации, дайте отдых голове, больше занимайтесь творчеством. Очень полезны медитации, йога, массаж, путешествия.

Если у вас в семье стал заикаться ребенок, помогите ему, следуя следующим советам:

  1. Разговаривайте с ним медленно, почти по слогам, спокойно выговаривая слова.
  2. Не одергивайте, не перебивайте ребенка, если он взахлеб пытается что-то вам сказать. Возьмите его за руки, так вы поможете ему успокоиться и продолжить говорить в нормальном темпе.
  3. Читайте добрые сказки, пересказывайте их, обсуждайте сюжеты, задавайте и отвечайте на вопросы. В домашней обстановке с близкими любящими людьми малышу психологически легче будет справиться с проблемой.
  4. Относитесь бережно к его чувствам. Если ему некомфортно разговаривать в какой-то ситуации, не заставляйте его.
  5. Создайте дома спокойную, доброжелательную атмосферу. Недопустимо дразнить, подражать заиканию, пренебрежительно относиться.
  6. Приучайте ребенка добросовестно трудиться и не пропускать занятия по коррекции речи, чтобы перестать заикаться.

Что бы ни утверждала статистика, желание, вера в себя, упорство и уверенность в успехе всегда дают результат. Это как раз те качества, которых так не хватает для того, чтобы перестать заикаться. Начните с этого. Это непросто, но попробовать стоит!

источник

22 в мире отмечается День заикающих людей. Как избавиться от заикания самостоятельно? Мы знаем 7 способов , которые стоит попробовать.

Проблема заикания встречается и у детей , и у взрослых. Она доставляет массу неудобств и может серьезно подкосить самооценку. И дело не только в самом дефекте речи , а в общей неуверенности в себе. Это как замкнутый круг: чем больше ты заикаешься , тем больше стесняешься , от чего еще сильней заикаешься… Но все решаемо , если верить в себя.

Мы спросили экспертов о том , как избавиться от заикания раз и навсегда. Яна Борисовна Полей , логопед высшей категории , говорит: Чаще всего заикание появляется в детском возрасте. Самым опасным бывает период от 3 до 5 лет , во время бурного развития речи. Но и взрослого человека может коснуться этот недуг. Заикание — это нарушение темпа , ритма плавности речи в следствии судорог артикуляционного аппарата. Заикающийся человек может теребить одежду , совершать непроизвольные движения руками , ногами , у него могут появится нервные тики. Некоторые заикающиеся « маскируют» свой дефект , вставляя в речь бессмысленные слова или звуки: «так», «вот», «ммм», «ээээ»…

Как вылечить заикание? Помни , что это дефект не только речевой. Он сопряжен с нарушеннием нервной системы. Часто выясняется , что и телесное здоровье человека неидеально. У взрослого , заикание может остаться с детства или появится спонтанно. Частенько проблема « затухает» в условиях спокойствия и гармонии , и появляется вновь , когда человек подвергается стрессу. В таких случаях следует обратится к ряду специалистов: невропатологу , логопеду , клиническому психологу. Психолог поможет снять напряжение , страх речи. Логопед обучит или поможет вспомнить навыки речевого дыхания , плавной и слитной речи. А невролог со своей стороны обеспечит помощь нервной системе.

Заикающимся людям полезно заниматься некоторыми видами спорта: плаванием , йогой , карате. Пение , театральные кружки , танцы — все это тоже помогает человеку раскрепостится , почувствовать себя уверенным , развить дыхание , пластику , справится с общим телесным напряжением.

А пока доктор лечит , воспользуйся популярными практиками борьбы с заиканием.

Как вылечить заикание? Вместо установки « о ужас , сейчас опять начнется», выбери позицию: «а это такая у меня особенность». Внутренне прими тот факт , что ты заикаешься и попробуй пожить с ним. Если ты боишься реакции других на твое заикание , можешь заранее рассказать или намекнуть о проблеме. Чем спокойней ты будешь относится к дефекту , тем реже он будет появляется.

У каждого свои « рецепты» релаксации. Кому-то помогают четки , которые можно теребить в руках , кусок бумаги , края которого можно загибать и разгибать , а может быть , определенное скрещение пальцев , дающее умиротворенное состояние. Когда ты будешь готова , начинай свою речь. Ты увидишь: ее качество напрямую зависит от твоего внутреннего состояния.

Многие « заики , говоря с близкими , совсем забывают о своей проблеме. Но она напоминает о себе в стрессовые моменты. Отрепетируй перед сестрой , своим мужчиной или родителями речь , которую ты собираешься произнести завтра на заседании. Запомни ощущение расслабленности и уверенности в себе , и сохрани их до момента « икс».

Дыхательные упражнения из йоги или цигуна помогают отрегулировать дыхание при заикании. Научись контролировать силу вдоха и выдоха , ритмы приема и вывода воздуха из легких. Повторяй упражнения каждый день , не пропуская: вскоре ты ощутишь , что заикания уменьшились.

Люди частенько заикаются от самого факта своей неровной речи. Это заставляет их терять нить беседы , упускать смысл разговора. Попробуй перенести свое внимание от собственного голоса к идее , которую хочешь донести , или к твоему собеседнику. Сконцентрируйся на проработке речевой информации , ставь акцент не на форму , а на содержание.

Как избавиться от заикания? Когда ты чувствуешь , что заикание подступает , дай себе время на то , чтобы привести дыхание в порядок. Сделай в разговоре паузу и глубоко вдохни. Повторяй вдохи и выдохи , прислушиваясь к своему дыханию. Так ты сможешь контролировать свою речь , а легкие паузы придадут тебе интересной таинственности в глазах собеседника.

Пока ты лечишь свою речь , заручись терпением и энтузиазмом. И в этом тебе поможет хорошая литература и кино. Например , оскароносный « Король Говорит»: почувствуй себя на месте главного героя и пройди с ним весь путь от комплексов , до полной победы.

Способы как избавиться от заикания быстро искала Дарья Мазуркина

источник