Меню Рубрики

Как лечить заикание у детей при испуге

Лечение заикания у детей, самого распространенного нарушения речи, эффективно проводится с применением специально разработанных методик и на сегодняшний день имеет благоприятный прогноз.

Что делать, если ребенок начал заикаться, что такое заикание у детей, причины и лечение логоневроза — об этом и многом другом читайте в этой статье.

Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.

При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:

  • прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
  • тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
  • безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
  • прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.

Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.

Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.

Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:

  • эмоциональные и информационные перегрузки;
  • перенесенные болезни и осложнения после них;
  • подражание заикающимся близким;
  • врожденная слабость органов артикуляции;
  • наследственность;
  • травмы при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • органические нарушения в работе головного мозга.

Если чересчур эмоциональный, робкий, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, причиной мог стать сильный испуг.

Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы становления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в таких случаях обязательно предусматривает организацию щадящего режима дня с продолжительным пребыванием на свежем воздухе, достаточным временем сна, отсутствием стрессов и исключением взаимодействия с компьютерной техникой.

Иногда ребенок может заикаться, подражая кому-то из близких, особенно, когда процесс «говорения» в самом разгаре.

Болезни с осложнениями существенно снижают иммунитет ребенка, делают его чересчур чувствительным к проявлениям внешнего мира и могут спровоцировать нарушение речи. Вялые артикуляционные мышцы, ленивый язык отнюдь не способствуют плавному течению речи и тоже могут быть причиной логоневроза.

Случаи заикания вследствие органических изменений головного мозга считаются сложными и требуют глубокого и длительного лечения.

Если спазм артикуляционных органов происходит на фоне волнения, эмоционального напряжения, а в отсутствие стресса этого нет, то это невротический вид логоневроза. Если ребенок заикается постоянно, независимо от внешних условий, из-за нарушений физического и психического развития, то имеет место неврозоподобный вид патологии.

По характеру проявления заикание подразделяется на типы:

  • тонический, когда из-за спазма речевых мышц возникает затяжная пауза, звуки даются с трудом, напрягается лицо, нарушается дыхание;
  • клонический, когда звуки, слоги повторяются неоднократно;
  • смешанный, когда есть признаки и тонического, и клонического типов.

Чтобы завуалировать дефект, ребенок улыбается, кашляет, зевает. Или сжимает кулачки, притопывает ногой, чтобы как-то преодолеть проблему. Как помочь маленькому человеку? Как избавить ребенка от заикания? Прежде чем приступать к лечению, имеет смысл поговорить о психологических корнях проблемы.

Психологи утверждают, что методы воспитания ребенка в семье могут оказать влияние на появление проблем с речью. Они связаны с типами детской психологии:

  • Истерический. Это тот тип, когда ребенку все можно. Его балуют, исполняют любое его желание. Трудные времена наступают, когда надо “выходить в свет”, например, в детский сад и быть, как все. Стресс может спровоцировать заикание.
  • Неврастенический. В этом случае ребенка подавляют из-за несоответствия идеалам, которых водрузили на пьедестал родители. Пренебрежение, нежелание считаться с его мнением, унижение достоинства — такое психологическое давление может стать причиной логоневроза.
  • Психастенический. Гиперопека родителей, полная подконтрольность им делает ребенка неуверенным в себе и робким. Общение со сверстниками дается ему с трудом. Такой ребенок может начать заикаться.

В группе риска впечатлительные и слишком ранимые дети, нерешительные и несмелые.

Чтобы уберечь беззащитного маленького человека от беды, имеет смысл не баловать ребенка, считаться с его мнением, создавать условия для общения со сверстниками, разрешать познавать окружающий мир без гиперконтроля с родительской стороны. Такая любовь к своему ребенку сделает из него свободного человека.

Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что делать? Можно ли вылечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей? Давайте по порядку.

Что делать, если ребенок заикается? При комплексном подходе заикание успешно поддается коррекции! Для этого необходимо пройти обследование, чтобы определить причину и своевременно начать лечение.

  • Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и правильность речи.
  • Психолог выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
  • Невролог назначит соответствующую терапию для нормализации работы нервной системы.

Современные методики лечения заболевания включают в себя коррекционные и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы — главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, — все это реальная помощь вашему ребенку.

В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом — таков комплекс лечения.

Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители — это:

  • прогулки на свежем воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
  • полноценный сон;
  • здоровое питание;
  • создание хорошего настроения, чему способствуют доброжелательное отношение друг к другу, благоустройство территории и помещения, где находится ребенок;
  • физические упражнения и ритмические танцы под музыку.

Лечение заикания в домашних условиях включает в себя ласковое и внимательное отношение к малышу. Если ваш ребенок заикается, вот несколько добрых советов:

  • Разговаривайте с малышом медленно, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
  • Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
  • Резкие движения и слова, окрики и одергивания, недопустимы.
  • Если вы возьмете малыша за руку, присядете, чтобы быть “на равных” и посмотрите ему в глаза, у него точно получится рассказать вам без запинки все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет чувствовать вашу поддержку!
  • Устраивайте уютные домашние чтения, и пусть герои сказок будут добрыми и смелыми.
  • Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.

Очень важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают сформировать правильное отношение к себе, поверить в собственные силы, учат ставить цели и идти к ним.

Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.

Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.

Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:

  • Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
  • Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
  • Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
  • Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.

Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо.

Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса!

источник

Доброе время суток, Дорогой читатель! Замечаете, что ребенок стал заикаться, не спешите наводить панику, так как с такой проблемой борются большинство родители, ведь заикание на ранней стадии вполне излечимо. Но придется приложить много сил и времени, так как это не тот случай где помогут пару пилюль.

Процедура лечения заикания у ребенка, в отличие от взрослых,проходит легче и поэтому больше положительных результатов. Ноне стоит надеяться на «авось», как только стали замечать первыепризнаки заикания малыша, срочно принимайте меры.

Максимальные положительные результаты лечения заикания уребенка, достигаются до четырех летнего возраста.

Как заявляют российские врачи и психологи, критическимвозрастом является от 2-х до 5-ти лет. Они выявили симптомызаикания, и на них следует обращать особое внимание.

Ваше чадо неожиданно начинает говорить реже или вообще нежелает разговаривать. Если это продолжается на протяжениинесколько дней, то не стоит тянуть и нужно в обязательномпорядке обратиться к врачу. Проблема с речью взаимосвязана снервной системой Вашего малыша. Следовательно, в этойпроблеме обязаны участвовать не только Вы, но и невролог.

Проблемы с нарушением плавности речи, начинаются в детстве,когда Ваш ребенок произносит какие-либо слова с запинками,повторяет их, растягивает слоги и звуки. Достигнув двух летнеговозраста, малыш уже начинает составлять из слов длинныепредложения, чтобы выразить свои мысли. Но попытавшисьнесколько раз подряд повторить какую нибудь фразу и не можетподобрать слова, то замолкает. И если такое случается постоянно,да еще к тому же сжимает не произвольно кулачки, взмахиваетруками и топчется с ноги на ногу, то пора применять действия ипомочь малышу.

Заикание — это известное речевое заболевание связанное с расстройством речи, которое случается и в зрелом возрасте человека, но значительнее встречается у детишек до семи лет,и выявляется у мальчиков чище потому как психоэмоциональная выносливость к внешним факторам очень низкая, нежели у девочек.

  • Физические. Причиной служит перенесенная болезньребенка, которая повлияла на развитие малыша. Послужитьможет и родовая травма, либо болезнь которую ребенокперенес еще в утробе матери.
  • Психические. Причина из — за сильного испуга, стрессовоепереживание, ребенок испытал страх и другие ситуации,которые могут оказать свое влияние на психическоесостояние малыша.
  • Социальные. Возникают из — за недостаточной развитойречи, или очень сильной умственной нагрузкой. Неисключено, что может повлиять и простое подражание кчеловеку, который заикается.

Так что, считать причиной только один испуг — ошибочно,потому как есть масса других причин способных вызватьзаикание у ребенка.

Заикание, которое вызвано при испуге называется — логоневроз. Стаким заиканием встречаются чаще и при лечении речевыефункции целиком восстанавливаются.

  • Обращения к детскому невропатологу
  • После выявления причины, невропатолог назначит приниматьуспокоительные средства
  • Еще не будет лишним обратиться к логопеду
  • Слежка за режимом малыша
  • У заикающегося ребеночка нормальный сон должен быть от10-ти до 12-ти часов ночью, а в дневное время — два часа.
  • Неблагоприятные ситуации отбросьте в сторону.
  • Нельзя повышать голос на малыша

Еще существуют бабушки, которые способны своими подходами вылечить заикания у малыша.

источник

Мне как психологу приходится сталкиваться с разными семейными ситуациями. Хотелось бы сегодня отметить заикание у детей. Ну, и конечно, поговорить на эту тему.
Когда возникает заикание у детей? Частенько причиной является испуг. Испуг в садике, испуг на улице, дома, в школе. Это может быть реакция на громкий звук, крик, нападение собак, сильная боль, страх и многое другое. В основном что происходит? Во время испуга, ребенок задерживает дыхание, происходит сильный спазм , как говорят «дыхание перехватило». И потом в норме, дыхание нормализуется, но при сильном стрессе полное расслабление не наступает и ребенок начинает не правильно дышать во время разговора.
Обычно когда такое происходит, родители, конечно же, идут к невропатологу. Врач назначает успокаивающие таблеточки и конечно же полную изоляцию от раздражающих факторов. Даже сильно смеяться не советуют, как говорится исключить любые сильные эмоции. В принципе мне понятны такие рекомендации, врачу нужно получить результат, т.е. убрать симптомы, а причину , у нас к сожалению убирают единицы врачей. Для того чтобы выявить причину заикания, нужно выйти на травмирующую ситуацию, чего ну ооочень боятся родители. Им же врач сказал убрать все эмоции.
Однажды ко мне пришла клиентка с заиканием у ребенка. Она стала рассказывать, что они были уже у многих невропатологов, что все им назначают таблетки, и ничего не помогает. Я рассказала, что главное — это причина, что привело ребенка к такому травмирующему состоянию, и почему он никак не может отпустить этот страх. Я заметила, что ребенок разговаривал шёпотом, мама сказала, что это они его научили, чтобы сыну было легче говорить. Но ведь его никто не слышал! Мама перестала водить ребенка в садик, в развлекательные центры, в кино, на аттракционы, исключены были так же возбуждающие мультфильмы. В общем, были созданы все условия, чтобы ребенок не грустил, не пугался, не радовался. Я объяснила маме, что я так не работаю, я должна буду помочь ребенку справится с испугом, т.е пережить травмирующую ситуацию снова и найти конструктивный выход. Будь то злость, и накричать на обидчика, будь то проявление силы и ударить или оттолкнуть, например нападавшую собаку. Я видела, как расширялись глаза мамы, она явно не была готова к такому повороту. Она вообще сказала, что мы вслух при ребенке не произносим слово «заикание». Я поняла, что мама всеми силами помогает ребенку усиливать страх.
К сожалению с такими семьями мне приходиться сталкиваться часто. Одна моя знакомая рассказала, что ее дочь начала заикаться на громкий звук в детском саду. Я ей посоветовала, чтобы она поиграла дома с ней в садик, со всеми героями, которые ее пугают. Пусть она скажет, что именно ее так напрягает. Может этот звук напоминает ей о криках дома межу родителями, или может она «рисует» себе продолжение крика, например удар. Я видела, что знакомая меня совсем не слушала, ей было не интересно, что думает психолог, важно было то, что сказал врач. А врач сказал, что я уже описывала раннее, исключение всех раздражающих факторов. В результате заикание у ребенка так полностью и не прошло.

В большинстве случаев такие рекомендации врачей приводят к улучшению, но временному. Когда ребенок снова сталкивается с прежней ситуацией, которая заставила его сильно испугаться, он снова начинает заикаться. И снова родители бегут к врачу. И снова та же картина.
Такая ситуация это проявление той же гиперопеки. Мама все делает для того чтобы ребенок не столкнулся с травмирующей ситуацией. А он все равно столкнётся, не сейчас, потом. И как он будет справляться с ней уже другой вопрос, он может направить свои эмоции на себя, например, появится головная боль, или ночные кошмары, или энурез, что часто встречается или навязчивые состояния (невроз). Или может вообще уйти от реальности, например компьютерная зависимость.
Поэтому, хочется отметить, что если родители хотят помочь ребенку стать уверенным в себе, смелым и здоровым, они должны научить ребенка справляться с трудными ситуациями, а не уходить и прятаться от них. Не думайте, что нанесете еще больший вред ребенку, больший вред, это когда ребенок чувствует себя слабым и беззащитным в этом большом и незнакомом мире.
Хотелось бы дать немного рекомендаций , которые могут помочь справиться с заиканием:
1. Дыхательные упражнения. В спокойном состоянии делать 5 вдохов и 5 выдохов. Потом на выдохе произносить звук, например «А». И как дольше нужно его протянуть, как бы пропеть. Потом можно менять звуки на «О», «И», «У» и т.д. Затем на вдохе произносить , например «А», а на выдохе «О». И не спешить, спокойно и медленно. Эти упражнения хорошо расслабляют и успокаивают .
2. Пение. Петь везде и часто. Можно устраивать дни караоке или ходить в караоке-бар. Петь громкие песни, быстрые и медленные, тихие и спокойные. Во время пения тренируется дыхательная система.
3. Говорить скороговорки. Обычно они говорятся на выдохе, также своеобразная тренировка.
4. Выявить причину испуга и проиграть разные варианты его конца. Например, девочка испугалась, когда воспитательница кричала на другого мальчика. Она представила себя на его месте, и ей стало страшно, девочка не знает, как в такой ситуации поступать. Можно выбрать из различных фигурок, например, из под киндер сюрприза, персонажей , относящихся к травмирующей ситуации, и проиграть, так как это было по-настоящему. А затем, предложить, или попросить ребенка самому, придумать различные варианты этого сюжета. Например, если бы на девочку кричал воспитатель, чтобы она ей сказала, или знает ли она, что у нее есть родители, которые ее всегда защитят, а значит можно им рассказать и родители сами разберутся с воспитательницей. Вариантов может быть много, главное, чтобы ребенку он нравился и подходил, а главное , чтобы он им воспользовался.
Если заикание все-таки не уходит, лучше обратиться к психологу, возможно проблема глубже, чем ее понимает сам ребенок.

Читайте также:  Метод арутюнян при заикании

источник

В воспитании ребёнка нет мелочей. Все знают, что нельзя очень баловать малыша, но в то же время нельзя держать его в слишком строгих рамках. Но как же часто мы не уступаем, когда ребёнок требует чего-то своего, не задумываясь, что проявленная нами твёрдость может в следующий раз стать для него психической травмой. А на ночь мы можем рассказать ребёнку про бабу Ягу, которая прилетает за непослушными детьми, забывая, что эта самая героиня сказок может всю ночь сниться нашему малышу, пугая и травмируя его детскую психику. Не говоря уже об устраиваемых нами о скандалах при детях и слишком строгих наказаний. «Да многие так делают, и ничего не случается» — говорят родители, не понимая, насколько серьёзными могут быть последствия. А одно из последствий — это заикание.

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины:

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
  • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

  • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

10. Логопедические уроки. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.

Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

11. Дыхательные упражнения — один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

16. Общеукрепляющие методы, такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.
Читайте также:  Методик устранения заикания по волковой

Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.

источник

Маленькие дети обладают высокой лабильностью эмоциональных процессов, их психика продолжает формироваться впервые годы жизни. Различные обстоятельства могут вызвать стресс и негативные эмоции у крохи, сильно напугав её. Родители должны понимать, что вовремя не выявленный испуг у грудного ребенка или старших мальчиков и девочек может иметь долговременные последствия (энурез, заикание, социальная дезадаптация, фобии).

На что должны обращаться внимание старшие члены семьи, если в последнее время поведение грудничка или малыша постарше резко изменилось? Как определить испуг у ребенка?

  1. Беспокойный, поверхностный сон;
  2. Ночные кошмары;
  3. Повышенная тревожность и мнительность;
  4. Повышенная капризность и плаксивость;
  5. Нежелание оставаться одному в комнате;
  6. Обратное развитие усвоенных речевых или бытовых навыков;
  7. Паническая боязнь конкретных явлений или предметов (например, темноты).

Испуганный младенец не может сам рассказать о том, что его беспокоит, поэтому родителям в подобной ситуации важно наблюдать за тем, как поменялись поведенческие реакции 6-12 месячного ребенка.

Старшие детки, владеющие речью, в спокойной обстановке могут поделиться с родителями причинами своих переживаний и описать то, что их тревожит.

Если вы подозреваете испуг у своего ребенка, замечаете характерные признаки, то нужно как можно скорее выяснит его причину – это поможет выяснить, как лечить такое состояние и помочь малышу.

Сильный испуг у маленького ребенка может отразиться на всей его дальнейшей жизни. Рассмотрим основные причины, что могут вызвать чувство страха и паники у детей младшего возраста. Крохи могут испугаться:

  • Крупных животных;
  • Погодных явлений;
  • Темноты, громких звуков и яркого света;
  • Негативных персонажей из книг и мультфильмов;
  • Авторитарного стиля воспитания;
  • Стрессовых ситуаций (ссоры родителей, драки на улице и др.).

Пережив травмирующий опыт, ребенок может:

  • Плакать;
  • Отказываться посещать место, где произошла негативная ситуация;
  • Страдать заиканием;
  • Страдать ночным недержанием мочи.

Правильно определив причину испуга, компетентный специалист может выстроить стратегию взаимодействия с малышом, чтобы избавить его от результатов травмы.

Заикание – логопедическая патология, что может быть вызвана различными причинами.

В зависимости от этиологии существуют такие формы заикания:

Невротическое заикание (логоневроз) – дефект речевых навыков, что возникает у детей в результате травмирующей ситуации, пережитой в раннем возрасте. Иная разновидность этой логопедической дисфункции – неврозоподобная, проявляется из-за родовой травмы, заболеваний центральной нервной системы и других органов, что могут повлиять на развитие и работу центров речи в головном мозге.

Главная характеристика заикания – возникновение артикуляционных судорог (непроизвольных сокращений мышц речевого аппарата) у человека во время разговора.

В зависимости от вида артикуляционных судорог различают следующие формы заикания:

При тонических судорогах ребенок делает остановки во время разговора, а для клонических характерен такой симптом, как многократное повторение отдельных звуков или слогов.

Нарушения речи при невротическом заикании проявляются по-разному у маленьких деток и в учеников средней школы. Логопедическая коррекция дает наилучшие результаты у дошкольников.

Ребенок начал заикаться, что делать?

Ребенок с большей вероятностью будет подвержен испугу и заиканию в дальнейшем, если:

  • Он родился недоношенным, страдал от внутриутробной гипоксии или пережил тяжелые роды;
  • Перенес любые заболевания, что влияют на центральную нервную систему;
  • Родители допускают следующие ошибки в воспитании:
  1. Излишне опекают и балуют кроху;
  2. Чрезмерно запугивают, избыточно предупреждают об опасности;
  3. Непредсказуемо чередуют наказания и поощрения;
  4. Малыш страдает от вербального и физического насилия.

Невротическое заикание – серьезная патология, негативно влияющая на социализацию ребенка и дальнейшее развитие его психоэмоциональной сферы.

Заикание у младших дошкольников можно узнать по таким признакам:

  • Ребенок часто делает остановки посреди фразы или предложения, при этом напряжены мышцы лица, шейного и плечевого пояса;
  • При дефектах произношения звуков кроха пытается активно жестикулировать, двигает ногами и т.д.;
  • При произнесении сложных незнакомых слов у малыша возникает непроизвольное дрожание губ, возникает напряжение мимических мышц, активно двигаются глазные яблоки.

Заикание у старших детей и школьников легко определить по следующим симптомам:

  • Ребенок делает паузы между словами, произносит раздельно слоги или отдельные звуки;
  • Мальчик или девочка во время разговора многократно повторяет какой-то слог или первую букву в слове.

Заикающийся малыш испытывает трудности в общении со сверстниками, из-за чего может страдать его самооценка. Важно, чтобы малыши, страдающие от заикания, находили поддержку у родителей и не замыкались в себе. Особенности детей, имеющих дефекты речи, важно принимать во внимание и учителям при работе со школьными коллективами.

Помните, что если у вашего ребенка диагностировали заикание, то помощь специалистов ему нужна как можно быстрее.

Если вы думаете, как вылечит испуг у ребенка, или как преодолеть невротическое заикание у крохи, то следует знать, что нельзя полагаться исключительно на народные средства. Особенно опасно, желая убрать испуг, водить ребенка к любым «бабушкам» и иным представителям нетрадиционной медицины.

Последствия психотравмы нельзя полностью ликвидировать в домашних условиях. Лечение испуга ребенка подразумевает работу с психологом или психотерапевтом, терапия строится в игровой форме и помогает малышу преодолеть негативные переживания.

Где лечат невротическое заикание у детей, кто этим занимается? Родителям, которые хотят помочь сыну или дочке преодолеть речевой дефект, необходимо найти опытного логопеда. В своей работе этот специалист использует упражнения для постановки звуков, дыхания и темпа речи.

При необходимости логопеду должны помогать педиатр, невропатолог и психиатр, назначая медикаментозное лечение.

Если необходимо снять испуг у маленького пациента, невропатолог назначит крохе седативные препараты на растительной основе или может предложить использовать фитотерапию.

Лекарственные травы (валериана, ромашка лекарственная, мята, мелисса) ребенок может пить только по назначению врача. Родители не должны сами пытаться готовить травяные сборы, так как можно легко навредит малышу.

Невропатолог может дать совет делать упражнения на релаксацию и развитие правильного дыхания, если речь идет о лечении логоневроза у детей.

Мамам и папам следует знать, что применение заговоров опасно для детской психики. Любые непроверенные методы воздействия на кроху могут привести к самым трагическим последствиям.

Нельзя снять испуг у малыша колдовством, ритуалами или какими-то заклинаниями, применяя их самостоятельно или обратившись к «бабушке-целительнице». Если ваш сын или дочка регулярно плачет, имеет проблемы со сном и речью, то ему или ей нужна помощь настоящего компетентного специалиста.

Успокаивающие ванны позволяют эффективно убирать проявления заикания у деток разного возраста. Это происходит благодаря расслабляющему и общеукрепляющему воздействию на центральную нервную систему. Эти процедуры помогают снимать избыточное мышечное напряжение, регулируют деятельность вегетативных нервных центров.

Для ванн используют морскую соль, ароматические масла, травяные отвары (ромашка, мята, шалфей, мелисса, валериана, пустырник) или экстракты хвойных растений.

Профилактика заикания состоит в создании благоприятной обстановки в семье. Родителям следует придерживаться ровного последовательного стиля воспитания ребенка, не выдвигать ему противоречивых требований. Маленький мальчик или девочка должны чувствовать, что их любят и принимают такими, какими они есть. Недопустимо применение вербального и физического насилия в семье или в школе.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, общеукрепляющие процедуры позитивно влияют на формирование речевых навыков и развитие нервной системы у детей.

Разработаны специальные упражнения, которые помогают сформировать правильное дыхание у заикающихся деток. Они направлены на расслабление основных групп мышц, удлинение выдоха и увеличение глубины дыхания.

Такие упражнения должен показать малышу логопед, а затем ребенок может делать их самостоятельно дома под присмотром родителей.

Логоневроз у детей протекает волнообразно – периоды речевого благополучия могут чередоваться с периодами активизации дефекта. При повторном переживании психотравмирующего опыта ребенок начинает заикаться значительно сильнее, чем прежде. Исключение факторов, что вызвали травму, ускоряет достижение стойкой ремиссии.

Лекарства подбирает невролог в индивидуальном порядке, исходя из возраста и состояния ребенка. Если у малыша диагностировано заикание, то нужные рекомендации по приему и дозировке фармакологических средств всегда можно получить у врача.

Невротическое заикание – речевой дефект, что требует комплексной работы логопедов, медиков и психологов. Важно не допускать сильного испуга у маленьких детей и предупреждать травмирующие ситуации. Это поможет сохранить детскую психику здоровой, и позволит каждому малышу гармонично развиваться в дальнейшем.

Заикание у детей. Детский доктор

источник

Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос «Как избавиться от заикания?». Хотя при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

В моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» , вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

Читайте также:  Методики занятия с детьми с заиканием

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье «Игры для развития речевого дыхания».

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Однако, существует ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые при желании вы тоже можете применить.

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет.

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные. Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

источник

Впервые заикание обычно проявляется в возрасте двух лет по причине особой чувствительности нервной системы, активного формирования речи и, как нередко бывает, внезапного испуга. Чаще данное явление встречается у мальчуганов (прим. – почти в 4 раза чаще, чем у девочек), и во многих случаях, увы, переходит далее во взрослую жизнь, если родители не утруждали себя лечением, решив, что «пройдет само». А ведь согласно статистике, именно в самом начале развития этого дефекта речи с ним проще всего справиться. Причем, успешно и навсегда.

Что нужно делать родителям дома, чтобы дополнить лечение, рекомендованное специалистами?

Содержание статьи:

Какими народными средствами можно вылечить заикание?

На самом деле, лечение заикания «бабушкиными» средствами – это иллюзия. Невозможно избавиться от этого недуга с помощью трав.

Многочисленные советы, распространяемые в Сети на эту тему, основываются на седативном действии трав. Да, есть растения, оказывающие успокаивающий легкий эффект, но большинство рекомендуемых «супер-средств для лечения заикания» как минимум не приносят никакого результата и обладают совсем другим действием, а некоторые могут даже навредить ребенку.

Что нужно знать о предлагаемых народных методах?

  1. Крапивный сок. По мнению авторов данного рецепта, крапива обладает противосудорожными свойствами. Но учитывая, что вещества крапивного сока в реальности «не доходят» до мозга, противосудорожный эффект растения остается весьма сомнительным. Кроме того, вряд ли логоневроз, имеющий психосоциальные корни, способен пройти или даже стать менее интенсивным от воздействия крапивы. Также важно отметить, что крапива имеет много других побочных эффектов.
  2. Отвар на основе ясенца белого. Еще один популярный рецепт, тиражируемый многими сайтами. Авторы обещают смешивать растение с другими травами и потом держать данный отвар во рту и сплевывать. Увы, горький отвар, который ребенку придется держать во рту несколько минут, никакого эффекта не даст. А вот отравление, при проглатывании – легко. В данном растении содержатся специфические алкалоиды, токсически воздействующие на нервную ткань при проникновении в мозг. А проникают в мозг данные вещества, в отличие от крапивы, довольно легко.
  3. Мед. Для детей-аллергиков средство противопоказано. Для всех остальных вредным не будет, в комплексной терапии, но и особого результата в лечении заикания не принесет.
  4. Калина. Морс из этих ягод действительно полезен, а в сочетании со светлым медом может обеспечить мягкий седативный эффект. Естественно, в качестве основного средства лечения морс будет бесполезен.
  5. Ромашковый отвар . Растение с неоспоримыми целебными свойствами и седативным легким эффектом, который заметен у малышей младше 2 лет. Для детей постарше нужна «космическая» дозировка, чтобы получить нужный результат. А подобные дозировки грозят отравлением. В малых же дозах, рекомендованных врачом, ромашка позволит немного активизировать работу иммунной системы, если это вообще требуется.
  6. Гусиная лапчатка. Если вам нужен противовоспалительный и отхаркивающий эффект – растение будет полезным. Что касается логоневроза – никоим образом это средство пользы не принесет, даже в лекарственных сборах.
  7. Вереск с хмелем. Что касается свойств этих двух растений – оно бесспорно: оба обладают седативными/снотворными свойствами, и эффект усиливается при их сочетании. Но, заваривая их ребенку, помните о том, что сильно концентрированный отвар ребенку ни к чему, как и излишняя сонливость. Кроме того, не стоит забывать и об индивидуальной аллергии.
  • Травы – это нагрузка для детского организма. Если в травах нет острой необходимости (их не прописал врач), то лучше отказаться от подобного самолечения.
  • Внимательно изучайте свойства растений, которые вы завариваете для лечения какой-либо болезни вообще.
  • Не назначайте отвары трав самостоятельно, тем более для ребенка: прием любых средств – только после консультации у врача!
  • Не полагайтесь целиком и полностью на информацию с сайтов в интернете – пусть даже специфических, медицинских: консультируйтесь у специалистов!
  • Само по себе, лечение травами без комплексной терапии – занятие бессмысленное.

И самое главное – пока вы пытаетесь вылечить свое чадо от логоневроза дома, травками, заболевание переходит в стадию, на которой даже реальное лечение станет сложным и долгим.

Да, есть и такие. Конечно, они не являются волшебными таблетками, мгновенно действующими на дефект речи, но их действие основано на поставке/транспортировке «строительного материала» для нервных клеток, а также клеток мозга, и проч.

То есть, это — не средство лечения, а вспомогательные продукты, которые усилят действие основной терапии.

  1. Творог, сметана, натуральные йогурты.
  2. Льняное масло. Его можно мазать на хлеб — или же принимать по ложке.
  3. Квашеная капустка с растительным маслом.
  4. Рыбий жир. Его можно принимать в капсулах или в качестве приготовленной жирной морской рыбы. Например, палтус, сельдь, семга и проч. В этой рыбе, помимо «строительного материала» для разных клеток, имеются еще и жиры Омега 3.

Что касается сладостей – их дозировку для ребенка с логоневрозом следует сильно уменьшить. Сахар повышает гиперактивность, что в данном случае совершенно ни к чему.

После постановки точного диагноза и полного обследования у специалистов, а также в комплексе уже выработанной врачами терапии (и только в комплексе!), родители могут использовать следующие методы и способы, чтобы помочь своему ребенку:

  • Проанализируйте ситуацию и найдите причины стрессового состояния ребенка. Начните с себя! Часто причиной стресса становятся родительские крики, семейные ссоры, жесткое отношение и проч. Займитесь атмосферой в доме – она должна быть комфортной для ребенка.
  • Устраняйте факторы, провоцирующие испуг у ребенка : страшилки в мультфильмах и кино, рассказы «про страшную черную комнату», громкая музыка и толпы людей, излишняя публичность и проч. Скорректируйте круг общения малыша на время основного лечения.
  • Вовремя выявляйте внутренние страхи чада. Он может бояться пауков, пчел, привидений, чудовища в шкафу, соседской собаки и даже самих соседей, темноты и лифтов, и проч. Страх разбираем на составляющие вместе с ребенком и ищем способы избавления, соответственно возрасту ребенка.
  • Любите ребенка. Речь не о дорогих подарках, а о внимании. Любить чадо – это уметь выслушать и понять, поддержать, участвовать в его жизни, выполнять обещания, уметь просить прощение, позволять ребенку самостоятельно делать выбор, и проч.
  • Контролируем дыхание. Учите чадо говорить на выдохе. Сначала вдох – потом говорим. Это азы лечения заикания. Причем на выдохе для начала произносим одно-два слова, и только потом, когда привычка сформируется, можно переходить к попыткам выдавать сразу 3-4 слова и больше.
  • Учите ребенка говорить медленно. Не нужно никуда торопиться. Подстраивайтесь в семье под нужный темп детской речи. Не тараторьте сами. Своим примером покажите ребенку – как надо говорить.
  • Следите за правильной осанкой. Прямой позвоночник – это более качественное снабжение мозга кислородом.
  • Не забываем про массаж (прим. — спинно-воротниковой зоны) у специалистов.
  • Поговорите с воспитателем/учителем. Объясните, чего нельзя делать, и как нужно общаться с ребенком. При отсутствии понимания ищите учреждение, в котором ребенку будет комфортно. Корни половины всех неврозов у детей тянутся из школы и садика.
  • Снижайте уровень требований к ребенку. Возможно, ваша планка слишком высока для малыша.
  • Пойте песни. Купите караоке и пойте вместе с ребенком. Песне-терапия всегда полезна при лечении логоневроза.
  • Играйте в специальные игры , предполагающие воспроизведение конкретных звуков.
  • Не говорите ребенку, что он – заика, и что вы лечите его заикание. Ребенок вообще не должен думать, что с ним что-то не так. Проводите лечение незаметно для ребенка и его психика.
  • Не слушайте советов вроде «лечить испуг испугом». Такая «терапия» может привести к микроинсульту.
  • Читайте вслух каждый вечер. Сами, вместе с ребенком, по очереди, по ролям. Устраивайте театральные представления и концерты.

С проблемой заикания в юном возрасте (прим. – до 7 лет) знакомятся до 20% малышей. При правильном подходе и лечении большинству удается избавиться от этого дефекта речи, благодаря комплексной терапии и созданным нужным условиям.

  1. Слишком эмоционально яркие, подвижные игры лишь усугубляют проблему.
  2. Чем меньше участников – тем лучше.
  3. Играть лучше дома и на природе. Участие в публичных мероприятиях временно отложить.
  4. Не забывай про полезные компьютерные тренажеры, которые были разработаны специально для лечения заикания. Только не злоупотребляйте компьютером.
  5. Играть в специальные игры, цель которых – лечение логоневроза, следует ежедневно, хотя бы по 15 минут. Вечером – только расслабляющие игры, с утра – дыхательные, днем – на чувство ритма.

  • Ложимся на спинку, на живот укладываем любимую книжку.Далее вдох через нос и дышим животом, наблюдая, как книжка поднимается и опускается. Почти кораблик на волнах. Выдыхаем плавно, медленно, через сомкнутые губы.
  • Развиваем длинный выдох. Используем для тренировки мыльные пузыри, игрушки-вертушки, игры с воздухоболом, и проч. Дуем через соломинку и пускаем пузыри в воде, дуем на одуванчики и кораблики в воде, надуваем шарики, и проч.

  1. Футболисты. Используя мячик, напеваем слог Мо (бросаем об пол), затем Мэ (об стенку) и Ми (в потолок).
  2. Театр мимов.Поем на выдохе и протягивая звук гласные А, О, У и И, используя разную интонацию. Сначала сердито, потом нежно, потом удивленно, восторженно, грустно и проч.
  3. Колокольня.Низким голосом (большим колоколом) поем БОМ, потом колокол поменьше – БЭМ, затем маленький колокольчик – БИМ. Далее – в обратном порядке.
  4. Тише-громче.По очереди пропеваем звуки А, О, Э, У и Ы – сначала тихо, потом громко, потом еще сильнее (на одном дыхании), а потом постепенно затихая.
  • Фыркаем лошадкой, чтобы губы вибрировали.
  • Прилепляя язычок к нёбу, цокаем им, как на конной прогулке.
  • Надуваем щечки и по очереди сдуваем.
  • Мягко покусываем зубками верхнюю губу, потом нижнюю.
  • Изображаем часики, перекидывая язычок-маятник из одного уголка рта – в другой.
  • Разговариваем, как рыбки – изображаем речь движением губ, но остаемся «немыми».
  • Надуваем щечки и втягиваем их максимально внутрь.
  • Вытягиваем губки в трубочку – как можно дальше, потом максимально широко растягиваем их в улыбке.
  • Открыв рот, слизываем воображаемое варенье сначала с верхней губы – по кругу, потом с нижней.
  • «Чистим зубки», проглаживая язычком внутренний ряд нижних зубов, потом верхних.
  • Надуваем щечки и поочередно тыкаем язычком то в одну щеку, то в другую.
  • 5-6 раз подряд сильно «зеваем» с открытым ртом, а потом, не закрывая рот, столько же раз кашляем.

На каждое упражнение – минимум 3-4 минуты.

Тренируем чувство ритма

Выбираем любимое стихотворение и «отхлопываем» его, как барабанщики, вместе с ребенком. Хлопки делаем не на каждый слог – упор на сильную долю стихотворения.

Стихи для ритмической тренировки ищем у Маршака, Барто и Чуковского.

  1. Насос. Ножки – на ширину плеч, тянемся прямыми руками до самого пола и делаем громкий вдох, округляя спинку.
  2. Часики. Ножки – на ширине плеч. Наклоняем голову вправо, прижимая ухо к плечу и делая громкий вдох носом. Затем выпрямляемся и выдыхаем, качаем головой «туда-сюда». Повторяем с левым плечом.
  3. Маятник. Опускаем голову и резко выдыхаем. Затем поднимаем ее, смотрим на потолок и шумно вдыхаем. Далее легко и незаметно выдыхаем.
  4. Перекаты. Выставляем левую ножку вперед и перекатываемся с правой (с носка) на левую. Затем опускаемся на корточки и, громко вдохнув, переносим вес на правую ногу.
  5. Обнимашки. Опускаем руки вниз, делаем громкий вдох, затем обнимаем себя же за плечи и спокойно выдыхаем.

Эта статья ни в коей мере не заменит отношения между врачом и пациентом. Она носит информативный характер, и не является руководством для самолечения и диагностики.

Игры, народные средства, дыхательную гимнастику от заикания для занятий с ребенком лучше подберите вместе со специалистом — логопедом или невропатологом!

источник