Меню Рубрики

Использование логоритмики при коррекции заикания

Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (приемы и методы)

Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой. К ним относится принцип:

  • этиопатогенетический. Он требует дифференцированного построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства;
  • сознательности и активности. Он заключается в активном и сознательном отношении ребенка к своей деятельности;
  • систематичности. Он заключается в регулярности, планомерности и непрерывности коррекционного процесса;
  • наглядности. Он заключается в непосредственном показе движений и использовании зрительного образа или образного слова педагога;
  • доступности и индивидуального подхода. Он предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей;
  • учета симптоматики. Он позволяет соотнести физические возможности детей с речевой патологией. Учитывая возможности детей, дозируется нагрузка;
  • этапности. Он определяет логическую последовательность приобретения закрепления и совершенствования всего комплекса знаний умений и навыков. В его основу положен подход от простого к сложному.

Все принципы связаны между собой и определяют единство развития, воспитания и коррекции функциональных систем ребенка с речевыми расстройствами.

Цель логоритмических работы – формирование произношения, развитие фонематических процессов, совершенствование всех компонентов речевой системы.

По мнению Н.А. Туговой, важнейшим элементом музыкально–ритмических занятий является сигнал: музыка, слово, жест. Музыка в виде сигнала в коррекционных целях используется особенно широко. Смена музыкальных темпов, форма музыкального произведения, отрывков, ритмов, характер и сила звука, а также контрастность регистров позволяют регулировать смену движений, которые составляют упражнение. Музыкальные темпы (быстрый, умеренный, ускоренный, замедленный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое. При этом дети могут научиться подчинять свои движения музыке.

Заикающиеся дети более медленно детей с нормальной речью устанавливают связь между изменением музыкального сигнала и движением. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия.

Двигательные, речевые без музыкального сопровождения, музыкально–речевые, музыкально–двигательные, ритмические, двигательно–речевые упражнения и игры воспитывают динамическую и статическую координацию движений, способность управлять мышечным тонусом, продолжительностью выдоха и мягкую атаку голоса. Нормализация двигательной сферы заикающегося ребенка помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена положительными чертами характера и поведения, появляющиеся у ребенка в процессе коррекции психомоторики.

Занятия по логопедической ритмике следует проводить с учетом взаимосвязи речи, различных видов музыкальной деятельности и движений.

Содержание занятия должно быть направлено на развитие первоначального интереса к музыке и эмоциональной отзывчивости к ней. Значительное место занимает развитие восприятия звучаний различного тембра, высоты, динамики.

При проведении занятий необходима повторяемость заданий. Воспитание смены движений, которые сопровождаются музыкальным произведением, осуществляется в течение всего логопедического курса. При этом используется разный музыкальный репертуар.

Необходимо применять небольшой объем речевого, музыкального материала и движений. Логоритмическое воспитание должно осуществляться в соответствие с содержанием этапов логопедической работы.

Одной из задач музыкального руководителя является научить детей выразительно, непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки, музыкальными образами, регистрами, динамикой, ускорять и замедлять движение, менять движение в соответствии с музыкальными фразами.

Приемы и методы логоритмики в устранении заикания

В разные годы появлялись авторские методики по логопедической ритмике, созданные для работы с заикающимися детьми (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Н.А. Рычкова), с успехом использующиеся в настоящее время в комплексной системе коррекционной работы.

Работа по развитию чувства ритма состоит из нескольких разделов:

– упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать или расслаблять мышцы). Такие упражнения используются на протяжении всего курса логоритмики сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

Упражнение 1. Дети выполняют под тихую музыку движения флажками внизу и под громкую музыку сильные взмахи над головой.

Упражнение 2. Под громкую музыку движения по кругу с подскоками, под тихую – движения руками.

Упражнение 3. В процессе ходьбы по кругу под громкую музыку дети идут, выполняя определенные движения руками, под тихую – останавливаются и прячут руки за спину.

– упражнения на развитие дыхания способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением.

Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю – резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью. На слабую долю – непроизвольный выдох, руки в и.п.

Упражнение 2. Вдох носом – выдох ртом. Исходное положение – основная стойка. На сильную долю – вдох носом, на слабую – выдох ртом.

Упражнение 3. Исходное положение – сидя по–турецки, руки свободно на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а – на – хат; о – хо – хам.

– упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позднее под речевое сопровождение.

Упражнение 1. Исходное положение – стоя в кругу, руки опущены. Поднимание вытянутых рук через стороны вверх с произнесением звука «о».

Упражнение 2. Исходное положение – стоя в кругу, руки перед грудью, ладони вперед. Руки вперед, в стороны, вниз с произнесением звука «э».

Упражнение 3. Исходное положение стоя в кругу, руки согнуты в локтях, ладони в стороны. Выпрямление рук с проговариванием звука «и».

– упражнения на развитие чувства темпа (скорости музыкального исполнения). Сначала темп усваивается на простых движениях, а затем включаются ходьба, движения ногами и бег.

Упражнение 1. Дети стоят в кругу. Под музыку они начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.

Упражнение 2. Под музыку, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.

– упражнения на развитие фонационного дыхания способствуют выработке правильного фонационного дыхания, сильного, продолжительного и постепенного выдоха.

Упражнение 1. Детям дают задание называть числа, цвета, дни недели с условием, что каждый следующий ребенок повторяет то, что сказал предыдущий, и продолжает ряд.

Упражнение 2. По предложению педагога ребенок, сделав глубокий вдох, говорит: «Я знаю пять названий овощей…» — и продолжает после паузы и второго вдоха: «Капуста, кабачок…».

Упражнение 3. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены игрушки или музыкальные инструменты. Педагог шепотом называет один из них рядом сидящему ребенку, тот также шепотом передает это название следующему и т.д. (по цепочке). Последний ребенок подходит к столу, берет названный предмет и громко называет его.

– упражнения на развитие координации движений и речи можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия.

Упражнение на развитие мелкой моторики, координации речи и движений:

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки, протягивают по очереди руки вперед, разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку. Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками. Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев. Дети медленно приседают. Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

Упражнения для координации речи с движением и развитие воображения:

Дети, взявшись за руки, бегут по кругу. Кружатся на носочках на месте.

Дети шагают, тянутся и срывают «яблоки». Затем наклоняются и складывают «яблочки» в корзину. Дети несут перед собой корзину, пьют «компот».

Дети поднимают руки вверх и качают руками. Затем усиливают движение качания вправо–влево.

Упражнение «Серенькие перышки»:

Дети похлопывают руками по бокам. Машут руками вверх–вниз. Дети стучат кулаками перед собой один о другой и дуют на раскрытые ладошки.

Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Затем кладут руки на пояс, делают наклоны туловища вправо–влево.
– упражнения на развитие речевого внимания приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

Упражнение 1. Положить на ладошку шарик из ваты и предложить ребенку сдуть «снежинку» и посмотреть, как она летит. Повторить 4 раза.

Упражнение 2. Приклейте к палочке полоски из зеленой бумаги, как листья на дереве. Предложите ребенку подуть на «дерево» как слабый ветерок, как сильный ветер. Повторите по 3 раза.

Упражнение 3. Изготовьте лодочку из бумаги или из пенопласта, наполните таз водой, попросите ребенка подуть на лодочку так, чтобы она проплыла от одного берега до другого. Повторит 2 раза.

Примерное занятие с заикающимися детьми, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему:

  • вводные упражнения, которые включают в себя различные виды ходьбы для умения планировать движения, воспитания ориентировки в пространстве, умения ходить в определенном темпе;
  • упражнения, которые включают в себя распевание для воспитания напевности, речевого дыхания, сочетания пения с тактированием, автоматизации звуков в ударных слогах, координации пения с движениями рук;
  • упражнения, которые включают в себя пение для воспитания координации пения с ходьбой, автоматизации звуков, развития ритмического слуха, слухового внимания, понимания характера музыки, памяти;
  • упражнения на воспитание произвольного внимания;
  • упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами;
  • слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;
  • игра–драматизация для воспитания эмоциональности и яркой образности;
  • заключительное упражнение, которое включает в себя спокойную ходьбу.
  1. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] // Г.А. Волкова. – М. Изд–во Владос. – 2002.–272.с.
  2. Гладковская, Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием [Текст] // Л.М. Гладковская, Логопед.–2008.–№8.–с.60–67.
  3. Гончарова, Н. Коррекция заикания [Текст] / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание.– 2005.–№ 3.–с.59.
  4. Казбанова, Е.С. Развитие темпо–ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] / Е.С. Казбанова, Логопед.–2005.–№6.–с.28–32.
  5. Набиева, Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы [Текст] // Т.Н. Набиева, Дефектология.– 1998.–№4.–с.30.
  6. Руденко, И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией [Текст] // И.И. Руденко, Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2005.–№1.–с.14–17.

источник

Использование логоритмики в комплексной методике преодоления заикания у детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день помимо традиционных логопедических занятий многие логопеды используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика.

Логоритмика — это прежде всего комплексная методика, включающая в себя и средства логопедического и музыкально-ритмического и физического воспитания, одно из средств оздоровления речи [22].

Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программу логоритмического занятия входит:

— нормализация темпа и ритма речи

— Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков

— Развитие слухового внимания

— Развитие фонематического слуха

— Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики

— Развитие пространственной организации движений

— Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания

— Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов

— Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться [30].

Занятие с заикающимися детьми, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему:

— вводные упражнения, которые включают в себя различные виды ходьбы для умения планировать движения, воспитания ориентировки в пространстве, умения ходить в определенном темпе;

— упражнения, которые включают в себя распевание для воспитания напевности, речевого дыхания, сочетания пения с тактированием, автоматизации звуков в ударных слогах, координации пения с движениями рук; упражнения, которые включают в себя пение для воспитания координации пения с ходьбой, автоматизации звуков, развития ритмического слуха, слухового внимания, понимания характера музыки, памяти;

— упражнения на воспитание произвольного внимания; упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами;

— слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;

— игра-драматизация для воспитания эмоциональности и яркой образности; заключительное упражнение, которое включает в себя спокойную ходьбу [28].

Г. А. Волкова предлагает на логоритмических занятиях с заикающимися проводить следующие упражнения и игры:

— для развития слухового восприятия, внимания и памяти, зрительного восприятия, внимания и памяти;

— для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма;

— для развития подражательности;

— творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;

— упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;

— для развития мимики лица и орального праксиса;

— с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;

— этюды для развития воображения, творческих способностей;

— для развития музыкальной памяти и музыкального творчества;

— инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления [15].

Средства логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися в большей степени способствуют нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи, чем чисто логопедическая работа.

Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка с заиканием, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками [2].

Таким образом: дифференцированная логоритмическая работа, правильное построение курса логопедической ритмики и своевременное предъявление методического материала способствуют повышению эффективности логопедической работы по преодолению заика­ния.

Выводы по первой главе

Заикание это расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребенок либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются.

Заикание отражается на деятельности и поведении ребенка, отрицательно влияет на психическое развитие. Этот речевой дефект оказывает влияние на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению.

Дифференцированная логоритмическая работа, правильное построение курса логопедической ритмики и своевременное предъявление методического материала способствуют повышению эффективности логопедической работы по преодолению заикания.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 331 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Использование логоритмики в коррекционно-педагогическом процессе при заикании — проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Читайте также:  Анкета для родителей детей с заиканием

Актуальность. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период.

В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, в частности заикание, причиной которого могут быть разнообразные экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетание. А значит, проблема коррекции заикания в настоящее время стоит довольно остро и поиск новых, эффективных методов коррекционного воздействия является задачей своевременной и актуальной.

Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование музыки в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Это связано, прежде всего, с тем, что музыка помимо эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывает положительное влияние и на развитие речи. Не случайно в комплексной логопедической работе широко используется музыка, пение, танцы, игры на музыкальных инструментах.

Специальные исследования (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, И.М. Догель, И.М. Сеченов, И.Р. Тарханов, Г.П. Шипулин и др.) выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дви¬гательную, речевую, дыхательную, центральную нервную. Отечественная школа использования музыки в лечении и коррекции заикания в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что музыка оказывает лечебное и коррекционное воздействие как на физиологиче¬ские процессы организма, в том числе и речь, так и на психоэмоциональное состоя¬ние человека.

Музыкально-ритмическое развитие дошкольников с заиканием, так же как и их нормально говорящих сверстников, происходит в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности. Однако этот процесс имеет особенности, которые определяют и содержа¬ние, и методику воспитания детей с нарушениями речи. Учет клинико-психологических особенностей развития ребенка с заиканием является обязатель¬ным условием в определении организационной, дидактической, кон¬структивной, коммуникативной и речевой сторон процесса воз¬действия на детей данной категории.

Исходя из вышесказанного, объектом исследования являются особенности музыкально-ритмического развития детей с заиканием.

Предмет исследования — система логоритмических занятий как средство коррекционной работы с заикающимися дошкольниками.

Целью исследования является выявление особенностей музыкально-ритмического развития детей с заиканием.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) Анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы с целью теоретического обоснования методики исследования особенностей музыкально-ритмического развития детей с заиканием.

2) Исследование и выявление особенностей музыкально-ритмического развития у детей дошкольного возраста с заиканием и их сверстников, не имеющих данной речевой патологии.

3) Характеристика выявленных групп детей по состоянию их музыкально-ритмического развития.

4) Разработка основных направлений коррекции заикания с использованием логоритмических занятий.

Теоретическая значимость заключается в дальнейшем развитии методики устранения заикания с подбором наиболее оптимальных средств и внедрение их в практическую работу.

Практическая значимость определяется:

1) экспериментальным выявлением особенностей музыкально-ритмического развития у старших дошкольников с заиканием;

2) сравнительной характеристикой проявлений нарушения музыкально-ритмического развития у детей с заиканием и их сверстников без нарушений речи;

3) определением основных направлений логоритмической работы по эффективной коррекции заикания у детей с учетом выявленных нарушений музыкально-ритмического развития.

Гипотеза исследования: Исходя из современных представлений об этиологии, механизмах и сущности такого сложного структурного нарушения как заикание, можно предположить, что у заикающихся дошкольников имеются различные нарушения музыкально-ритмического развития. Учет данных нарушений и использование логоритмических занятий позволят повысить степень эффективности коррекционно-логопедической работы.

источник

Логоритмика – это комплекс упражнений на движения, с помощью которых человек одновременно двигается и произносить определенные звуки или высказывания.

Эта терапия активного типа. Она позволяет преодолевать речевые нарушения с помощью формирования и коррекции речевого развития, что позволяет человеку адаптироваться к внешним и внутренним условиям.

Задания на движения сопровождаются речевым материалом. При этом логоритмика для детей призвана следить за качеством этого материала. Важно так подбирать музыку, чтобы она не просто выполняла функцию сопровождающей, но и была своего рода руководящим началом.

Под воздействием регулярных занятий по логопедической ритмике, у детей перестраивается работа сердечно-сосудистой системы. Положительное влияние оказывается и на дыхание, и на движения, и на сенсорику, и на речедвигательную систему. Также подобные занятия позитивно влияют на эмоциональные и волевые качества человека.

Логоритмика включена в занятие по теме «Профессии»

Цель занятий: профилактировать возможные речевые расстройства у дошкольников до пяти лет во время выполнения упражнений на движения совместно с музыкой.

В результате этого можно реализовать такие задачи:

  • уточнить артикуляцию;
  • сформировать восприятие фонематики;
  • обогатить лексический запас;
  • формировать слуховое внимание;
  • развивать моторику;
  • вырабатывать координацию движений с речью;
  • формировать интонацию;
  • учить детей фантазировать и воображать.

Также у логопедической ритмики есть то, что позволяет формировать память человека, его внимание, его слух, моторику, речь, произношение звуков.

На занятиях используются игры с пальчиками, упражнения для глаз, ходьба или бег с музыкальным сопровождением, создание стихов, упражнения на развитие мимики, релаксационные занятия, чистоговорки, игры с использованием речи и музыки.

Если дошкольник в возрасте двух лет до сих пор не начал говорить, нужно организовать занятия по логоритмике. Этот возраст характерен тем, что очень сложно организовать правильное логопедическое воздействие на малыша. Ведь дети быстро утомляются и не способны выполнять многие артикуляционные упражнения.

Дошкольникам постарше, которые уже находятся под наблюдением у логопеда, логоритмика для детей помогает закреплять произношение сложных звуков, отрабатывать навыки плавной речи, совершенствовать координацию движения, обучать детей навыкам коммуникации.

Логоритмика – это методика работы коррекционного типа, с помощью которой можно положительно влиять на динамику развития речи у детей с разными аномалиями в развитии с помощью речи, музыки и движения. Логоритмика – это составная часть коррекционной работы, которая непосредственно влияет на речь и моторику.

Главная задача логоритмики – это преодоление нарушений речи с помощью формирования двигательной сферы. Согласно этой цели подбираются и задачи логоритмических занятий: корректировать речь детей, воспитывать их и предоставлять им образование.

Коррекционные задания: устранение главного речевого нарушения, формирование дыхания, развитие голоса, работа с артикуляцией, совершенствования качеств психомоторики во всех типах моторики.

  1. К образовательным задачам относятся: знакомство ребенка с разнообразными движениями, развитие навыков движения, понятие об организации тела в пространстве, о существующих в музыке терминах.
  2. К воспитательным задачам относят: развитие ритма при прослушивании музыкальных композиций, формирования ритма во время движений ребенка, развитие его навыков ритмичного движения под музыку, формирование способности критически воспринимать свои движения и оценивать свою речь адекватно.

На занятиях по логоритмике формирование моторики и психики происходит на неосознанном уровне. Благодаря тому, что развивается двигательная сфера, формируется речь ребенка. Любые навыки, которые были получены во время логоритмических занятий, могут быть закреплены в речевом материале.

Чтобы понять, что включается в содержание логоритмики, нужно определить, что вообще представляет из себя ритмика и зачем она нужна.

Организм людей постоянно находится в динамическом развитии. Особенно это касается детей. Совершенствуется структура организма, функциональность отдельных органов, ребенок учится приспосабливаться к внешней среде. Одно из важных направлений развития – это формирование двигательных навыков и умений.

Двигательные умения – это степень того, как ребенок овладел техникой дейсвтия. При этом для овладения необходимыми движениями нужно максимально концентрировать свое внимание на тех или иных частях совершаемого движения, а также на способах решения двигательных задач.

Навык движения – это такая степень владения техникой движения, которая позволяет автоматически им управлять с высокой надежностью.

Любое движение человек совершает в соответствии с ритмом. При этом слово «ритм» может иметь широкое значение. Сюда входят ритм сердца и дыхания. Но это может быть ритм музыкального произведения или стиха. Ритм – понятие, затрагивающее множество сфер жизни и окружающего мира. ритм обладает основным признаком – это определенный порядок предметов и явлений.

С точки зрения педагогики ритмика – это комплекс упражнений физического характера, которые основаны на движениях с музыкальным сопровождением. На занятиях по ритмике формируется чувство ритма – это способность человека улавливать то, как чередуются сильные и слабые доли музыкального метра.

Ребенок учится в согласии с ритмом двигать ногами, головой или руками. Если ребенок не научится ощущать ритм музыки телесно, он не сможет воспринимать этот ритм в полной мере. Ведь ритм обладает эмоциональной и моторной природой.

Воспитание ритмике основано на формировании ритмического музыкального чувства – способности человека активно воспринимать и отражать ритм музыкального произведения.

Методика формирования ритмических способностей впервые была описана в 1912 году. Ее изучал Эмиль Жак-Далькроз. Этот музыкант считал, что ритм можно использовать в качестве самостоятельной сущности. При этом ритм может быть музыкальным, может быть двигательным или поэтическим.

Логоритмика впервые была использована в качестве методики борьбы с заиканиями в 1932 году. Эти упражнения разработал В.А. Гиляровский, за что получил высокую экспертную оценку.

В.А. Гринер в 1936 году написал объемную статью, посвященную логоритмике. Он поставил задачу разработать специальные логоритмические занятия для борьбы с заиканиями и улучшения речи. Материал для подобных занятий использовался Н.С. Самойленко в ее статье, написанной в 1941 году.

Она провела классификацию упражнений, разделенных на разные категории трудности так, чтобы учитывать имеющиеся у детей нарушения моторики. Также она заложила основные принципы, по которым должно проводиться занятие.

В.А. Гринером был разработан практический материал, который бы позволил проводить серьезную работу с заикающимися дошкольниками. Она читала, что главное отличие логопедической ритмика заключается в том, что в отличии от ритмического воспитания здесь особое внимание уделено слову.

В 40-е годы логоритмика в нашей стране стала восприниматься, как важная часть работы с больными афазией. Логопедическая ритмика позволяла победить расстройства музической грани речи.

В середине 20 века стали появляться работы, посвященные логоритмике, как инструменту борьбы с заиканиями у дошкольников. Наиболее полно раскрывает эту тему переизданный в 1958 году труд В. А. Гринева.

Два года спустя еще один исследователь В.И. Рождественская разрабатывает упражнения на сочетание движений и слов. Согласно автору благодаря ритму во время движения удается нормализовать речь ребенка. Е.Ф. Шершнева позволяет использовать логопедическую ритмику для коррекции заикания у дошкольников старшего возраста.

Развитие направления в 80-е годы полностью основано на работе с детьми, страдающими заиканиями.

Н.А. Тугова выпускает работу с разработанной системой упражнений коррекционно-воспитательного характера. Эти упражнения подразумевают активное использование ритма и музыки во время занятий для воспитания у детей произвольного внимания.

Еще один исследователь, внесший вклад в развитие этой области – В.И. Дресвянников. Он сосредоточился на детях, учащихся в классах с шестого по восьмой. При этом он заметил, какая существует зависимость между экспрессивной речью и моторикой.

Также он заметил, что степень дефектов моторики напрямую влияет на степень нарушений речи. Он предложил целую систему занятий, которые бы помогли полностью устранить проблему заикания у школьников подросткового возраста.

Г.А. Волкова представила множество логоритмических материалов, которые отлично подходят для реабилитационной работы. Его книга, посвященная логопедической ритмике, позволяет бороться с разными видами речевых нарушений.

Логоритмику предлагает использовать во время коррекционных занятий и Н.А. Рычкова, которая разработала методику обследования моторики у детей с заиканиями.

Также широко раскрыта эта тема в трудах Е.В. Оганесяна, который описывал коррекцию невротического заикания у людей зрелого возраста.

В основу современного музыкального ритмического направления легли работы Э. Жака-Далькроза.

Не территории детского сада формирование ритмики осуществляется во время музыкальных занятий. А формирование моторики осуществляется за счет занятий по физкультуре.

Во время музыкальных уроков воспитатели стремятся формировать музыкальные способности всех детей. При этом дошкольники тренируются в разных видах деятельности: они учатся петь, внимательно слушать музыку, выполнять ритмические упражнения, играть на разных музыкальных инструментах.

Главные задачи занятий по музыке – это развитие интереса к музыкальному искусству разных жанров. Дети развивают мелодический слух, учатся различать высоту звуков, формируют навыки в пении, а также учатся красиво двигаться под музыку.

Музыкальные ритмические движения связаны с движениями общего плана. Эту особенность использует педагог физического воспитания.

Главная задача занятий физкультуры – формирование качеств моторики. Дети развивают мышечный тонус, учатся осуществлять координацию движений, переключаться с одного движения на другое. Они учатся владеть своим телом, ходить, бегать и прыгать, а также заниматься перестроением и играть в спортивные игры.

Задачи по формированию физических навыков у дошкольников решаются на протяжении всего дошкольного периода.

Это позволяет подготовить детей к большим нагрузкам в школе. Занятия по музыке и по физкультуре формируют психомоторные функции у детей, что хорошо влияет на их обучаемость в начальных классах.

У дошкольников, страдающих нарушениями речи, в отличии от остальных детей, наблюдаются отклонения в развитии речи и психомоторики.

В группе дошкольников, страдающих недоразвитием фонематической составляющей речи, находятся ребята с диагнозом «дислалия». Также есть и дети с диагнозом «стертая дизартрия».

У них не наблюдаются серьезные нарушения в общей моторике. Однако их мелкая моторика и артикуляция имеет некоторые нарушения.

Дошкольники, страдающие стертой дизартрией, обладают недостаточно развитой общей моторикой. Их мышечный тонус повышен, однако координация движений нарушена, есть трудности в переключаемости движений, в ритме и темпе.

Это затрагивает всю моторную систему: от общей до артикуляционной. Страдает и мелкая моторика, и мимика детей.

У дошкольников, страдающих общим низким развитием речи, дефекты моторики проявляются в ее недоразвитии, в неловкости, в нарушениях пространственного восприятия. Главные навыки движения развиты недостаточно хорошо, они не подчинены ритмике, дети быстро двигательно истощаются, их внимание и память снижается.

У дошкольников, страдающих заиканием, нарушен тем движений. Также недостаточно развита координация движений.

На занятиях по физкультуре не решаются основные коррекционные задачи по формированию психомоторных функций. Более полезным приемом для работы с дошкольниками, страдающими речевыми нарушениями, является логопедическая ритмика.

Лечение с помощью движения осуществляется путем использования разных видов движений. С помощью комплекса физических упражнений, выполняемых под музыку, формируется чувство ритма. Это позволяет оказывать коррекционно-лечебную помощь.

Читайте также:  Андронов как лечить заикание

Логоритмика позволяет связать движения, музыку и слова. Согласно Г.А. Волковой, логоритмика для детей – это одна из активных форм терапии, которая может быть использована в разных реабилитационных методиках, в лечении людей, которые обладают разными аномальными развитиями.

Таким образом, логопедическая ритмика – это методика работы с дефектами речи, которая опирается на связь слов с движениями и музыкой посредством ритма.

источник

Дипломная работа: Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Использование коррекционно-воспитательных упражнений

на занятиях по логопедической ритмике

с детьми, страдающими заиканием

Глава 1. Теоретический аспект использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с заикающимися детьми

1.1 Виды заикания, причины возникновения

1.2 Нарушение моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей младшего школьного возраста

1.3 Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике

Глава 2. Организация работы с детьми школьного возраста по преодолению заикания

2.1 Результаты констатирующего эксперимента

2.2 Устранение заикания у детей с помощью коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике

2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента

В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей имеющих речевые нарушения. Как отмечает Виктор Калягин: «Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать – без речи нет человека. А заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи» [11;6]. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребенка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатленных, болезненные переживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживание отрицательно действует на психику, изменяет характер ребенка.

На наш взгляд, преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Коррекционно-воспитательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, психических процессов, развивают такие качества как сосредоточенность, сообразительность, умение согласовывать свои движения с правилами, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений мышечных групп. Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и коррегирования его общей и речевой моторики.

Вопросам заикания посвящено немало работ многих авторов М.С Самойленко, Л.И. Беляковой, Г.А. Волковой, В.А. Гиляровского, А.И. Скрытник и многих других и, тем не менее, недостаточно используются коррекционно-воспитательные упражнения в работе с детьми разными специалистами, это актуализирует проблему нашего исследования. Проблема, которую мы освещаем в своем исследовании – это возможно ли использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике для преодоления заикания, их эффективность.

Практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Использование коррекционно–воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние коррекционно–воспитательных упражнений на преодоление заикания.

Объект исследования: процесс преодоления заикания у детей школьного возраста.

Предмет исследования: коррекционно–воспитательные упражнения для преодоления заикания.

Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил в качестве гипотезы выдвинуть предположение о том, что возможно активное использование коррекционно–воспитательных упражнений для преодоление заикания. Эта работа будет более эффективной, если:

— коррекционно–воспитательные упражнения будут систематически включаться в логоритмические занятия;

— работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами.

В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно – методическую литературу и практический опыт по исследуемой проблеме.

2. Экспериментально апробировать влияние коррекционно-воспитательных упражнений на преодоление заикания.

Ведущим методом исследования являлся педагогический эксперимент. Также были использованы дополнительные методы: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседы и другие.

Экспериментальная работа проводилась на базе специальной коррекционной школы – интернат 8 вида для умственно отсталых детей № 37 города Анжеро-Судженска.

Основные этапы исследования:

На первом этапе проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы; составлялся критериально-оценочный аппарат; проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе подбирались и апробировались коррекционно-воспитательные упражнения на логоритмических занятиях с детьми страдающими заиканием.

На третьем этапе анализировались и обобщались результаты исследования, были сформулированы основные выводы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 34 источников и одного приложения.

В заключение квалификационной работы подводятся общие итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшего анализа проблемы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

1.1 Виды заикания, причины возникновения

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, приведенным в [2;50] заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Беляева Л. И и Дьякова Е. А, отмечают, что внешнее заикание проявляется через органы артикуляции, которые движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса, то есть заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Некоторые заикающиеся, пытаясь преодолеть запинки в речи, помогают себе, совершая различные сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы действительно облегчают речь, но очень быстро становятся насильными, делают заикание еще более тяжелым.

Изучением, предупреждением и лечением заикания занимаются специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие. И ученые доказали необходимость лечения заикания на ранних этапах его возникновения.

Причинами возникновения заикания могут быть:

· тяжелые инфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребенка;

· психические травмы – испуг, резкое обращение со стороны взрослых, боязнь новой обстановки, перегрузка впечатлениями и т.д.;

· неряшливая речь окружающих быстрая, неразборчивая;

· ребенок торопиться, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказывать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться;

· часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей;

Иногда бывает, что виновниками заикания ребенка могут быть сами родители, которые слишком перегружают его речь. Например, желая показать своим знакомым способности ребенка, они заставляют его много декламировать, рассказывать сказки, отвечать на сложные вопросы, поощряют излишнюю болтливость, а при этом забывают, что речевой аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и не готов для такой чрезмерной речевой нагрузки [26;3].

Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и в результате к дефекту речи.

Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояния нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.

Заикание в отличие от большинства других речевых нарушений бывает длительным и стойким. Оно характеризуется нарушением темпа речи, часто связанным с несовершенным ритмом движений, всего темпа: дети неуклюжи и неловки, не умеют прыгать, бегать.

Г.А. Волкова выделяет по этиологическому признаку два вида заикания:

1. Функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы.

Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

2. Органическое, когда заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.).

Различают два типа заикания: клоническое и тоническое.

Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов в слове (пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове (ппппетух). Клонический тип заикания более легкий. Но с течением времени этот тип может перейти в более сложный – тонический, если ребенку вовремя не оказать необходимую помощь.

Тоническое заикание характеризуется тем, что ребенок делает длительные паузы и „нажим” на согласные или гласные звуки, например: м—ама, п—апа.

Кроме клонического и тонического, бывают смешанные типы заикания.

При смешанном, клоно – тоническом заикании ребенок то повторяет по несколько раз, как при клоническом заикании, то вдруг останавливается на каком – либо звуке и долго не может произнести слово, например я-я-я чи-чи-таю с—тихи.

При тоно – клоническом типе заикания наблюдаются остановки длительного характера и „нажим” на согласные, например: д—ай м—не ка-ка-картину.

Итак, мы рассмотрели виды заикания и причины его возникновения и убедились, что причины могут быть самые различные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться к детям, так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта.

1.2 Нарушение моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей младшего школьного возраста

Исследователи придавали особое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии. Анализируя особенности моторики заикающихся школьников, В.И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивая, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. Автор пришел к выводу, что моторика и речь под влиянием коррекционной работы изменяются почти параллельно друг другу [7;144].

М.А. Кольцова доказала наличие связи между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга [7;145].

Отмечая важность исследования произвольных движений, А.П. Запорожец указывал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Е.М. Мастюкова подчеркивала, что речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой. Поэтому одним из основных принципов логопедической работы, в частности с детьми, страдающими заиканием, она считала принцип двигательно-кинестетической стимуляции.

Таким образом, связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.

При заикании, как отмечет Г.А. Волкова, имеются многообразные моторные нарушения.

У некоторых заикающихся детей можно выявить моторную одаренность выше своего возраста на три месяца. Однако у большинства имеется отставание в развитии моторики от четырех месяцев до почти пяти лет. Нарушения касаются не только общей, но и мимической моторики и орального праксиса.

При общей моторной одаренности у заикающихся детей обнаруживается недостаточность в мимической моторики. По мнению В.А. Аристова, она не всегда связана с речью и может быть отнесена к «малым органическим симптомам», так как в основе некоторых форм заикания лежит «повреждение афферентной системы кинестетических речевых клеток головного мозга». Это вызывает нарушение статики и динамики речевых органов. Органические нарушения моторной функции проявляются как:

· симптомы выпадения – невозможность производить простые упражнения;

· гиперкинезы, тремор, фибриллярные и фасцикулярные сокращения языка;

· атактические расстройства – невозможность сразу выполнить то или иное движение (выполнение удается только при зрительном контроле);

· апраксические расстройства (в единичных случаях).

Если у заикающихся имеется некоторая слабость мышц лица, тогда необходима лечебная гимнастика.

Н.С. Самойленко считает, что развитие моторики у заикающихся детей может идти впереди речевого развития или отставать от речи и могут встречаться заикающиеся дети с особой моторной одаренностью.

М.Ф. Брунс обнаружила корреляцию между формой заикания (тонической и клонической) и особенностями моторики, подчеркнув, что «корригирующая гимнастика должна сообразовываться с формой заикания».

Б.И. Шостак выявила у части детей ограниченность движений языка, нарушения мышечного тонуса, мелкой моторики, переключения, координации, темпа движений, статической и динамической координации движений. Обнаруженные ею нарушения она связала с состоянием, эмоционально- волевой сферы, подверженной у заикающихся большим колебаниям, и с неустойчивым тонусом, что отражается на характере темпа движений, в большинстве случаев имеющего тенденцию к ускорению.

В исследованиях Г.А. Волковой показано, что у некоторых заикающихся детей моторика нарушена, у большинства же детей имеются разнообразные и многочисленные нарушения общей моторики, тонкой произвольной моторики руки и пальцев, мимических мышц и орального праксиса. Преобладают нарушения моторной функции в форме общего моторного напряжения, скованности, замедленной переключаемости движений, имеются нарушения и в форме двигательного беспокойства, расторможенности, некоординированности, хаотичности движений, с наличием гиперкинезов, с широкой амплитудой выполнения движений.

Дети с моторной напряженностью не сразу реагируют на замечания и просьбы логопеда и товарищей что-либо принести, подать. Медленно переходят от одних движений к другим, роняют мяч, обруч и другие предметы в подвижных играх, больше времени тратят на игры с разборным материалом — строительным, башенками, бочонками, матрешками. У детей дошкольного возраста моторная скованность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. У школьников моторное напряжение более четко связывается с заиканием и проявляется при попытках комментировать свои действия. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость, непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в играх при ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем, в моторной неловкости.

Двигательная расторможенность заикающихся детей сказывается в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая, таким образом, свое возбуждение. Движения порывистые, недостаточно целенаправленные, не координированные, тонкие произвольные двигательные акты формируются с задержкой, амплитуда движений имеет большие размахи. После игр дети, пытаясь обсудить ее течение и результаты, воспроизводят ее ход в многочисленных не координированных движениях.

Половине заикающихся детей свойственны самые разнообразные сопутствующие движения.

Как отмечает Н.А. Тугова [7], довольно часто моторные отклонения у заикающихся находятся в прямой зависимости от таких психических процессов, как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность.

Проводимые исследования В.И. Дресвянниковой чувства ритма, координации и переключаемости движений у заикающихся среднего школьного возраста показали, что чем выше степень заикания, тем более выражены нарушения моторики [15].

У школьников с легкой степенью заикания в большей мере страдает координация движений и в гораздо меньшей степени – чувство ритма и переключаемость движений. При средней степени заикания значительно понижается чувство ритма и переключаемость движений. С тяжелой степенью заикания больше всего страдает переключаемость движений, а нарушения чувство ритма уравниваются с нарушениями координации движений.

Основной процент нарушений в области моторики падает на заикающихся с тоническим типом судорог. У мальчиков больше страдает чувство ритма и координации движений, у девочек – переключаемость движений.

Таким образом, степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания. Причем, у мальчиков и девочек эти нарушения различны. В процессе логоритмических занятий улучшение состояния моторики и речи происходит почти параллельно друг другу. Общая моторика, тесно связана с речевой, оказывает большое влияние на последнюю. Трудности перевоспитания речи заикающихся тесно переплетаются с трудностями координации моторики. Если успешно корригируются моторные нарушения, то это является положительным прогнозом в перевоспитании речи.

Коррекция нарушений моторики у заикающихся должна проходить комплексно, куда обязательно должны входить занятия по логоритмике с включением коррекционно-воспитательных упражнений.

Как отмечает Г.А. Волкова, использование логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися обусловлено следующим: между речевой функцией – ее двигательным, исполнительным компонентом – и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих центральных образований. Поражения определенных областей коры головного мозга выявляют их связь с той или иной стороной речевой функции. Для того чтобы нормально осуществлялась функция, в том числе и речевая, необходима увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполнения отдельных реакций. Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмов действия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функциональной речевой системы является обязательным условием, и рассогласованность деятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причиной нарушения речи.

Правомерность этого взгляда подтверждается хорошо известным фактом, что при любом изменении ритма речи заикающегося (чтении, декламация) уменьшается заикание; при отбивании такта рукой во время речи также снимается или уменьшается судорожность речи заикающегося.

По мнению В.А. Гринер и Ю.А. Флоренской, эмоциональная сторона речи тесно связана с общей психомоторикой аффективных выражений. Она представляет как бы лицо речи говорящего и получает свое выражение в динамических его качествах: ритме, мелодии, паузах, темпе и др.

Во фразе имеется музыка, которая придает ей собственное содержание. Этому способствуют такие элементы речи, как ритм и мелодия. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом (стихотворение, песня), получает в нем опору и восстанавливает равновесие, т. е заикание исчезает.

Г.А. Волкова отмечает, что лечебная и логопедическая ритмика в основе своей системы имеют понятие ритма, как начало организующего и дисциплинирующего, укладывающего всякое действие в определенную форму и регулирующего поведения больного. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время выполнения коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях логопедической ритмикой, возбуждают нервные процессы, дают благоприятный эффект.

Несомненно, коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое отношение с ними. В частности, логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и так далее, то есть дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении.

Следовательно, логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий с психоортопедической направленностью способствует коррекции личностных отклонений и воспитанию произвольного поведения.

1.3 Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмики

Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словестное объяснение без показа.

Следует согласиться с мнением Н.А. Туговой в том, что важнейшими элементами музыкально – ритмических занятий являются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедленный, ускоренный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различать составные части музыкального произведения и выражать их соответствующими движениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памяти последовательность серии движений, передавать движением характер музыкального произведения (медленного, веселого, легкого, спокойного, отрывистого, плавного), воспринимать и отражать в движении акцентированный звук.

Заикающиеся дети медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия.

Двигательные, музыкально – двигательные, музыкально – речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, правильная осанка, зрительная ориентировка на собеседника, смелость, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т.п.

Как отмечает Г.А. Волкова, что занятия логопедической ритмикой обязательно необходимо увязывать с работой логопеда и располагают логоритмическим материалом в течение учебного года сообразно выполнению логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания, оптико-пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации и т.п. С периода воспитания сопряженного произношения даются задания с речью, в которых также отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность.

А, также проводя занятия по логопедической ритмике с заикающимися, необходимо учитывать как формирование различных психических процессов и функциональных систем ребенка в нормальном онтогенезе, так и некоторые особенности развития самих заикающихся. Следует также принимать во внимание анатомо-физиологические особенности детей данного возраста, протекание их познавательной деятельности (в том числе игровой), эмоционального состояния, общительности, речи и моторной функции.

К тому же занятия по логопедической ритмике следует проводить с учетом следующих условий:

1.Взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности, речи и движений.

В раннем детстве пение, слушание музыки, музыкально – ритмические движения еще не выделяются в разделы музыкального воспитания со специальными задачами и программным содержанием. Происходит лишь возникновение этих видов деятельности, начинают формироваться предпосылки музыкальных способностей, певческие и моторные проявления. Поэтому слушание музыки сопровождается подпеванием, подпевание – движениями.

2.Неразвернутость процесса обучения.

Содержание логопедического занятия должно быть направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Значительное место занимает развитие восприятия звучаний различной высоты, тембра, динамики. Уровень музыкально – ритмических навыков у детей раннего возраста характеризуется такими терминами, как «первоначальные певческие проявления», «элементарная ритмичность движений».

Например, воспитание смены движений, которые сопровождаются музыкальным произведением двух – трехчастной формы, осуществляется в течение всего логопедического курса (при этом используется разный музыкальный репертуар).

4.Небольшой объем движений, речевого и музыкального материала.

5.Логоритмическое воспитание должно осуществляться в соответствие с содержанием этапов логопедической работы.

Примерное занятие с заикающимися детьми, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему [7;159]:

1) вводные упражнения: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе;

2) распевание: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетания пения с тактированием, координации пения с движениями рук;

3) пение: для автоматизации звуков, воспитания координации пения с ходьбой, с маршировкой на месте; для развития ритмического слуха, слухового внимания, памяти, понимания характера музыки;

4) упражнения на воспитание произвольного внимания (специальное стимулирование воспитания, быстрая и точная реакция на зрительные раздражители, развитие волевой сферы заикающегося);

5) упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами;

6) слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;

7) игра-драматизация для воспитания яркой образности, эмоциональности;

8) заключительное упражнение (спокойная ходьба в колонне).

В отличие от работ Г.А. Волковой, трактующих схему логопедических занятий с заикающимися, в исследованиях В.А. Гринер и Ю.А. Флоренского предлагаются следующие разделы логопедической работы с заикающимися.

I. Воспитание медленного темпа и плавных движений.

II. Связь речи с движением и музыкальным ритмом.

III. Связь движения и речи с характером ритма.

IV. Практика наступательности, решительности, смелости, в двигательно – речевых заданиях.

По сравнению с В.А. Гринер и Ю.А. Флоренским, Н.А. Тугова разделяет логоритмическую работу на кварталы. В кварталах представлены упражнения по возрастающей сложности. В первом и втором кварталах используются упражнения, развивающие четкую реакцию на сигнал. В третьем и четвертом кварталах упражнения, развивающие четкую реакцию на сигнал, усложняются: увеличивается количество сигналов, движения каждый раз заменяются новыми.

Таким образом, мы, видим, что занятия по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания очень необходимы и полезны, так как дети часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо неуверенно и это усиливает дефект, а именно логоритмические занятия с включением коррекционно-воспитательных помогают его исправить.

Заикание – это сложное и, тяжелое и длительное протекающее речевое нарушение. И, чтобы искоренить этот речевой дефект требуются значительные усилия как самого заикающегося, так и всех специалистов, работающих с ним.

Мы рассмотрели виды и причины возникновения заикания и убедились, что причины могут быть самые различные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться к детям, так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта.

Многие авторы отмечают, преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Все это положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и коррегирования как общей, так и речевой моторики.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

2.1 Результаты констатирующего эксперимента

Переходя к вопросу коррекционной методики, мы, прежде всего, должны определить, что именно может нас интересовать в плане обследования дефекта, устранение которого составляет нашу задачу. От этого зависит и выбор средств и приемов до начала и в процессе работы, позволит оценить ее результативность и дать рекомендации после окончания.

Как известно, логопедическое обследование заикающегося ребенка направлено на выявление характера судорог (тонические, клонические, тоноклонические), темпа речи (замедленный, ускоренный), состояние дыхания (толчкообразное, глубокое или поверхностное). Обращается также внимание на наличие психической реакции на дефект (страх речи). К сожалению, обследование по названным параметрам, на взгляд Р.Е. Левиной, и мы с ней согласны, не содержит в себе решающей для построения коррекционной работы информации ни в плане фронтальной работы, ни в плане дифференцированного подхода.

Нам представляется, что схема практического обследования детей, страдающих заиканием, должна предусматривать иные сведения. Поэтому нами был составлен критериально-оценочный аппарат, где мы выделили действенный и эмоционально-чувственный критерии, которые позволили нам определить уровень тяжести заикания.

Действенный критерий характеризуется: состоянием психофизиологических процессов (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к воспроизведению ряда элементов, способность к переключению, работоспособность, вхождение в деятельность).

Эмоционально-чувственный критерий характеризуется следующими показателями:

1. Свойства речевого поведения (общительность, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменения условий общения).

2. Черты общего поведения (возбужденность, вялость).

Мы предполагаем, что дети с низким уровнем тяжести заикания должны уметь выполнять серийные действия, без промедления переключаться с одного вида движений на другой, следовать инструкции, отличаться повышенной работоспособностью, уметь сдерживать себя, общаться как со взрослыми, так и с детьми. К детям с высоким уровнем тяжести заикании мы отнесли тех, кто не умеет вслушиваться в инструкцию, сосредотачиваться и своевременно реагировать на сигналы, не умеет выполнять серийные действия, сдерживать себя, обладает повышенной возбудимостью и импульсивностью.

Все промежуточные результаты мы отнесли к среднему уровню.

Наглядно данный критериально-оценочный аппарат может выглядеть следующим образом:

источник

Название: Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа Добавлен 00:36:50 01 февраля 2010 Похожие работы
Просмотров: 3919 Комментариев: 17 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать