Меню Рубрики

Иглорефлексотерапия при заикании у детей


А. И. НАЗИЕВ,
врач-рефлексотерапевт

А. И НАЗИЕВ, врач-рефлексотерапевт,
Л. Н. МЕЩЕРСКАЯ, кандидат педагогических наук

Точечный массаж делайте не более 30-40 минут.

В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

Родителям, чьи дети заикаются, мы предлагаем освоить навыки точечного массажа, который в отличие от иглорефлексотерапии можно делать самим в домашних условиях.

Настройтесь на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности: между первым и вторым курсами — интервал 2 недели; между вторым и третьим — от 3 до 6 месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение 2-3 лет через каждые полгода.

Курс включает 15 процедур, причем первые 3-4 процедуры проводят ежедневно, а последующие — через день.

В зависимости от степени нарушения речи, от формы заикания эффект точечного массажа может быть различным. Бывает что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а иногда после второго или третьего.

Но это не означает, что лечение надо прекращать: повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаивайтесь, наберитесь терпения.

Имейте в, виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение — заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут шесть месяцев.

Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений: чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем выше эффект. Заметим в скобках, что взрослый человек, страдающий заиканием тоже может справиться с этим недугом, применяя такой самомассаж.

При заикании используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Вы надавливаете на точку акупунктуры подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, в течение примерно полминуты увеличивая силу давления. Но делаете это так, чтобы не оставалось заметной ямки на теле.

Потом слегка ослабьте давление, не убирая палец, затем опять надавливайте сильнее и так 3-4 раза в течение 3-5 минут. Надавливание не должно быть резким.

В первый раз, для того чтобы найти правильно нужную точку нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты.

Такое ощущение называют предусмотренным или преднамеренным. Оно сигнализирует о том, что точка акупунктуры найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни ломоты у ребенка возникать не должно.

Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать ее более нежно, осторожно если же возникнет головокружение, прекратите массаж.

Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокойным, расслабленным. Если он устал или возбужден, пропустите процедуру.

Нельзя проводить ее натощак или сразу после еды. Не надо давать ребенку крепкий чай кофе. Это возбуждает нервную систему и снижает эффект массажа.

Начинайте курс и каждую процедуру с массажа точек 1 и 2. Воздействуя на них вы повышаете защитные силы организма. На рисунке видно, что точка 1 находится на тыльной стороне кисти, а точка 2 на голени, на расстоянии двух сантиметров от переднего края большеберцовой кости. Точку 1 массируйте поочередно на левой и правой руке, а точку 2 — одновременно на обеих ногах, ребенок при этом сидит, слегка вытянув ноги.

В первые два дня воздействуйте только на эти точки. Потом, делая третью и четвертую процедуру массируйте одновременно слева и справа еще и симметричные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области.

Проводя пятую и шестую процедуры, массируйте точки 5 и 6, также с обеих сторон.

С седьмой процедуры начинайте массировать точки на лице и голове — по две в день. На точки 7 а затем и 8 воздействуйте одновременно.

Точки 9 расположены на расстоянии одного сантиметра от угла рта; во время массажа этих точек ребенок должен слегка приоткрыть рот.

Последовательно начинайте массировать и другие точки.

Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и ритм дыхания советуем воздействовать на точки 14, 15, а во время следующего сеанса добавить 16 и 17. Симметричные точки 16 и 17 массируйте одновременно.

При воздействии на точки 3, 4, 5, 7 8 13, 16 17 ребенок должен сидеть, во время массажа точки 6 — лежать на животе, а точек 9, 10, 11, 12, 14, 15 — сидеть или лежать на спине.

По материалам журнала «Здоровье» 01.1989 г.

источник

В медицинской терминологии заикание называется логоневрозом. Это недуг, явным признаком которого является расстройство речи, невозможность в нужной последовательности произносить звуки. В большинстве случаев появляется логоневроз в результате расстройства нервной системы. Так какие же симптомы присущи данному заболеванию – перечислим их:

  • частые паузы в разговоре;
  • трудности в произношении некоторых слов;
  • довольно частые повторения некоторых слогов или звуков;
  • артикуляционные судороги;
  • возможные спазмы речевого аппарата;

Эти симптомы ещё более проявляются при нервных возбуждениях и эмоциональных переживаниях. Существуют ещё и сопутствующие признаки логоневроза, к которым специалисты отнесли:

  • гримасы и напряжение мышц на лице;
  • дыхательные судороги;
  • так называемый лицевой тик;
  • явное дрожание губ;
  • быстрое моргание человека;
  • постоянное чувство нехватки воздуха;

В основном логоневроз сопровождается такими общеневротическими признаками, как тревога, психическое напряжение, человек находится в подавленном настроении, у него появляется чувство неполноценности, повышенная потливость, бывает трудно заснуть и заметно снижается аппетит. Симптоматическая картина зависит от стадии заикания.

В начальной нарушения речи могут быть только эпизодическими. е нарушения речи. На следующей стадии наблюдаются у пациента постоянные расстройства речи, а интенсивность признаков зависит от жизненных ситуаций, если человек нервно возбудился, соответственно сильнее станет заикаться.

На самых поздних стадиях, как показывает врачебная практика, у больных появляется навязчивый страх перед речью (логофобия), при которой начинают парализоваться механизм произнесения отдельных звуков. Специалисты также называют это заболеванием лалофобия.

Лечение заболевания в «Центре Восточной Корейской Медицины» зависит от первопричины. В восточной медицине имеется такое главное преимущество перед западной, как комплексный подход и безопасность лекарств. Лечат на Востоке не симптомы, а в первую очередь ликвидируют причину, спровоцировавшую недуг. Врач проводит полное обследование пациента, выявляет условия возникновения и развития логоневроза и тогда назначает комплекс процедур, причем каждому индивидуально.

Хороший лечебный эффект дают такие древние восточные методики:

  • иглоукалывание, аурикулотерапия;
  • точечный и другие виды массажа;
  • прогревание точек на теле пациента теплом тлеющей полынной сигары (моксотерапия) или теплыми камнями (стоун-терапия);

Все эти процедуры оказывают лечебное действие пациенту с проблемами заикания. При этом устраняются защемления нервных окончаний, нормализуется в организме циркуляция крови и энергии, происходит балансировка всех обменных процессов. Во многих случаях специалисты центра назначают фитотерапию. Она абсолютно безопасна, поскольку в состав восточных лекарственных препаратов входят исключительно натуральные компоненты (сборы трав, растений, коренья, минералы и т.д.)

Чтобы устранить беспокойство у больных логоневрозом детей врачи обязательно проводят коррекцию образа жизни и питания. В зависимости от конституции человека специалисты назначают индивидуальную диету. Пациенту с холодной конституцией (восточные врачи называют ей Ветер) рекомендуют исключить «холодную» пищу (напитки прямо из холодильника, блюда из сырых овощей, фрукты и т.д.). Детям с такой конституцией при заикании нельзя есть много цитрусовых, поскольку передозировка витамином С приводит к ещё большему беспокойству, бессоннице и часто к дыхательным судорогам.

Для того чтобы стабилизировать психическое состояние пациента, лучше в рацион включить горячие супы, добавлять в блюда такие согревающие приправы (чеснок, имбирь, перец). В том случае, если заболевание возникло в результате негативного психологического климата внутри семьи, самое главное, что должны сделать родители – вернуть ситуацию в нормальное русло. Родителям нужно понимать всю сложность данной проблемы и ощущать ответственность перед ребенком.

Когда же болеют логоневрозом дети из благополучных семей, причиной такого недуга могли стать травмы или сильный испуг. Лечение таких больных в «Центре Восточной Корейской Медицины» проходит достаточно оперативно. Эффект можно заметить уже после первых сеансов назначенных процедур. В арсенале восточной медицины, которая успешно практикуется на Востоке веками, имеются фитопрепараты, которые способствуют быстрой нормализации функционирования нервной системы.

У взрослых данное заболевание иногда может появиться вследствие сильного стресса. Бывают случаи временного заикания, когда человек сильно переживает, но это состояние проходит самостоятельно и последствий не имеет. Однако в большинстве случаев логоневроз – это побочный симптом другого заболевания. К ним относится инсульт, а также развивающаяся опухоль, которая может просто механически препятствовать прохождению нервных импульсов.

В каждом индивидуальном случае врачи медицинского центра назначают лечение, учитывая основное заболевание, и направляют его на устранение причины. Таким образом, при первых же проявлениях логоневроза у взрослых или у детей необходимо срезу обращаться к опытным специалистам. Заикание требует самого серьёзного отношения. А лечится оно успешно и эффект от методик восточной медицины достаточно долгий, поэтому пациенты должны соблюдать все рекомендации и советы врачей, чтобы болезнь исчезла навсегда.

Как отмечают специалисты, у ребенка может появиться логоневроз в итоге подражания. Именно речь взрослых, у которых наблюдается этот недуг, может негативно сказаться на формировании речи у малыша. У некоторых детей речь может сопровождаться такими непроизвольными движениями как:

  • повороты головы;
  • топанье ногой;
  • зажмуривание (или другая гримаса на лице);
  • хлопки в ладоши;
  • явное жестикулирование;

Многие родители просто со временем привыкают к этим действиям, а необходимо вовремя показать ребенка врачу. Причинами логоневроза у детей могут факторы социального характера, психологического и физиологического.

Социальные причины логоневроза. Причиной заболевания у ребенка может стать перегрузка речевым материалом (нехарактерным для его возраста), халатное отношение родителей к формированию речи, нарушение произношения некоторых звуков или скороговорение. Часто дети начинают заикаться вследствие одновременного обучения нескольким языкам и, как говорилось ранее, подражания заикающимся взрослым. Ребенок просто копирует неправильную речь. К социальным причинам врачи относят излишнюю строгость взрослых по отношению к детям (это могут быть не только близкие, но и воспитатели в детском саду, например).

Психические причины заикания. К ним относят и кратковременную психическую травму, и долговременную. Ребенок мог сильно испугаться и начал после этого заикаться. Кроме того, врачи акцентируют внимание на травмы, которые вызваны неправильным воспитанием:

  • воспитание «идеального» ребенка, который должен быть взрослым и делать все правильно;
  • императивное воспитание или неровное;
  • исправление леворукости (постоянные замечания, напоминания, требования и т.д.);

Основными причинами появления заболевания могут стать длительные конфликтные переживания в семье, отрицательные эмоции, постоянные стрессы, которые вызывают аффективную реакцию.

Физиологические причины логоневроза. Бывает ребенок начал заикаться после какого-то перенесенного заболевания, характеризующегося энцефалитическими осложнениями (судорожными припадками, пронзительным криком, гиперкинезами). Причиной могла стать внутриутробная или родовая травма, нарушение в подкорковых отделах мозга, которые собственно регулируют движение человека. К такого рода причинам, которые могут спровоцировать у детей заикание, ещё стоит отнести переутомление, истощение нервной системы после кори, рахита, коклюша, нарушение в организме обменных процессов, а также в результате патологий речевых органов.

Для практически 80% детей во всем мире характерны запинки в разговоре, которые представляют собой физиологические запинки, а также те, которые возникли вследствие неблагоприятных воздействий социальной среды и на фоне слишком быстрой речи. Если данное осложнение не проходит длительное время, необходимо обратиться к врачу за квалифицированной помощью.

В основном, запинки несудорожного характера сами исчезают после того, как ребенок становиться уверенным в себе и может четко выражать свои мысли. Врачи утверждают, что запинки и повторы являются следствием того, что у детей мышление идет впереди их речевых возможностей. Последние, как правило, ограничены временным периодом развития, когда происходит формирование активной речи.

В возрасте от 2-ух до 5-ти лет ребенок многое уже понимает и хочет много нового познать, у него появляются частые вопросы «почемучки», а общение происходит на эмоциональном подъеме. Именно у таких детей можно заметить речь, которой характерны многочисленные повторы, перестановки, хаотичность и частые «спотыкания». Не нужно этого бояться, просто некоторое время быть более терпеливыми.

Все дети до 4-ех лет учатся повторять звуки, слоги, слова и фразы. Происходит этот процесс несколько раз во время одного высказывания. Но не стоит путать речевые запинки с логоневрозом. Это просто нормально дублирующиеся повторы, число которых у каждого ребенка может быть разным. Бывает, что несколько недель ребенок повторяет звуки, а в некоторых случаях даже пару месяцев. Очень важно при этом быть терпеливым к своему чаду. Прекратятся такие запинки внезапно.

Если у ребенка начались повторения звуков, запинки и перестановки звуков, специалисты рекомендуют родителям:

  • не просить запинающегося малыша говорить более понятно;
  • стараться не обращать внимания на повторы, ни мимикой, ни поступками;
  • давать ребенку разговаривать, пусть он говорит без перерыва и то, что сам хочет;
  • убедиться в том, что ребенок хорошо питается, активно двигается и достаточно отдыхает;
  • не переучивать ребенка «левшу»;
  • дать ребенку максимально почувствовать, что его любят любым, и когда он запинается, и когда говорит нормально;
  • не заставлять ребенка быть «правильным», как взрослый;
  • постараться дома исключить напряженные ситуации (не ругаться, говорить спокойно друг с другом и меньше эмоций);

В любом случае, чтобы ребенок не стал заикой, окружающие должны быть спокойными и сдержанными по отношению к нему. Если процесс запинок затянулся надолго, стоит посетить врача, который сможет правильно выявить причины заболевания и избавить ребенка от этого недуга.

источник

Лечение заикания у детей, подростков. Гипноз, новые методики, народные средства, медикаментозные, иглоукалывание

Лечение заикания (логоневроза) быстрее и легче проходит у детей. В это время у ребенка еще только формируется речь и нервная система. Родители должны вовремя различить запинания, при произношении трудных слов, от начала развития болезни. Для этого необходимо знать признаки заикания. При подозрении на развитие логоневроза, нужно пройти диагностику и комплексное лечение у логопеда.

Логоневроз у детей может иметь врожденный или приобретенный характер. Зная причины приобретенного характера, у родителей имеется возможность предостеречь ребенка от заикания.

Врожденные причины, проявляются у детей до 5-ти лет:

  1. Тяжелые роды с родовыми травмами.
  2. Патология в развитии мозга, той части, что отвечает за речь.
  3. Предрасположенность по наследственной линии.

Когда логоневроз вызван перечисленными причинами, то речь у ребенка нарушается сразу, как только он начинает говорить. Лечение занимает длительное время.

Приобретенные причины, могут нарушить речь у детей с 1,5 лет:

  1. Сильный стресс или испуг. Испуг может быть разовым, но очень сильным, или умеренным, но изо дня в день (боязнь темноты, просмотры фильмов ужасов, сказки про бабаек).
  2. Частое пребывание ребенка в перевозбужденном состоянии.
  3. Неправильная постановка речи у родителей (быстрая и нечеткое произношение слов).
  4. Повторение речи за заикающимися детьми или взрослыми.
  5. Строгое воспитание, сопровождающееся наказаниями.
  6. Ссоры родителей и их развод.
  7. Переучивание левши в правшу.
  8. Родители не уделяли внимания на развитие речи у ребенка в начале ее формирования.
  9. Ребенок начал говорить слишком рано или поздно. При этом нарушается развитие речевого аппарата.
  10. Раннее обучение иностранным языкам.
  11. Болезни инфекционного характера, влияющие на работу мозга и речевого аппарата (корь, коклюш, менингит).
  12. Травмы головного мозга.
Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

Основными причинами развития заболевания являются нарушения в головном мозге или психологические отклонения. До 7-ми лет логоневроз не успевает нанести сильного ущерба психике ребенка и эффективнее поддается лечению. Мальчики больше предрасположены логоневрозу из-за особенности строения полушарий головного мозга.

Заикание у детей имеет различие в зависимости от того, что вызвало нарушение речи, как выражается болезнь и где в речевом аппарате локализовались судороги. А также логоневроз различается по степени тяжести.

Классификация заикания в зависимости от причины:

  • невротическое. Нарушение речи вызвано психологическими факторами (испуг, стресс, сильные эмоциональные волнения);
  • неврозоподобное. Причиной развития болезни является нарушение функционирования мозга (травма при родах, наследственность, осложнение после инфекции);
  • смешанное. Эта форма болезни сочетает в себе невротическую и неврозоподобную формы.

Классификация по типу судорог:

  • клоническая. Ребенок не может нормально выговорить первый слог или первую букву.
  • тоническая. В этом случае ребенок запинается уже в середине слова или предложения. Делает длительные паузы.
  • смешанная. Сочетает в себе тоническую и клоническую формы.

Классификация по месту локализации судорог:

  • голосовые. Судороги локализуются в гортани;
  • артикуляционные. Спазм задевает язык, губы и небо;
  • дыхательные. Ребенок начинает заикаться при вдохе, выдохе или при вдохе и выдохе;
  • смешанные. Может сочетать в себе 2 или 3 вышеперечисленных вида.

Степени протекания логоневроза:

  • легкая. Нарушение речи возникает при быстром произношении слов или при сильном волнении. Проявляется редко;
  • средняя. Логоневроз возникает при беспокойствах, нервозности,
  • тяжелая. Ребенок заикается независимо от нервного напряжения. При этом возможно повышение двигательной активности (размахивает руками, может напрягать мышцы лица).

В зависимости от вида заболевания и степени его тяжести будет определяться лечение, а также, какие специалисты будут наблюдать ребенка. Может потребоваться помощь невролога и психолога.

Лечение заикания у детей назначается логопедом, только после того как будет определено, что это точно логоневроз. Ребенок может просто запинаться, при произношении сложных для ребенка слов, или не подражать заикающемуся человеку.

Родители могут определить болезнь самостоятельно при обнаружении следующих признаков:

  1. При возрасте до 3-х лет ребенок может споткнуться при начале произношения слова или недоговорить его до конца, при этом будет делать длинные паузы. С возрастом такое явление может пройти. Но если при этом не присутствуют дополнительные симптомы: при запинке видно напряжение мышц шеи и лица; ребенок может начать активно махать руками, топтаться на месте, сильно сжимать кулаки; после заикания возможно длительное молчание, так как ребенок будет бояться снова начать говорить; можно заметить дрожание губ и не сосредоточенный взгляд; при нарушении произношения слова ребенок будет плакать из-за неудачи. Дети в этом возрасте только начинают развиваться и подражают взрослым. Если в окружении имеются заикающиеся родственники. То в этом возрасте ребенок может спокойно им подражать, повторяя мимику и жесты. Поэтому для точного диагноза нужно обследование у логопеда.
  2. Дети старше 3-х лет уже более осознанные. Поэтому у них заикание протекает в более выраженной форме: при заикании ребенок начинает краснеть или бледнеть и при этом увеличивается потовыделение; возможно отсутствие друзей, ребенок больше времени будет предпочитать играть самостоятельно; во время разговора возможно перебирание пальцев рук или верчение в них предмета; проявляется замкнутость с агрессией; может нарушиться процесс сна и сопровождаться ночным недержанием мочи; ребенок будет пытаться говорить на выдохе, иногда на вдохе, так как ему так легче произносить слова. Даже если симптомы выражены слабо, не стоит пускать логоневроз на самотек и ждать, что заболевание отступит само. Необходимо обследоваться у логопеда. До 7-ми лет заикание легче поддается лечению.

Для точной и полной диагностики заикания необходимо проходить обследование у логопеда невролога и психолога. Также ребенок будет состоять на учете у педиатра. При первичном обращении специалистом производится сбор общей информации (есть предрасположенность к болезни, когда были первые нарушение, поведение ребенка в это время).

При дальнейшем обследовании проверяется:

  • дыхание ребенка при разговоре;
  • быстро или медленно он произносит фразы;
  • сопровождается ли беседа дополнительными жестами.

Если ребенок отказывается от разговора, это тоже является диагностическим параметром.

По полученным данным определяется тяжесть заболевания. Для уточнения причины назначаются аппаратные обследования (МРТ, ЭЭГ, обследование кровообращения в мозге). После пройденных процедур и осмотра специалистами назначается комплексное лечение.

При обнаружении первых признаков заикания у ребенка, первоначально необходимо обратиться к педиатру. По характеристике патологии врач направит к нужным специалистам.

Когда сильно выражен психологический фактор, необходимо наблюдение у психолога и логопеда. Иногда требуется дополнительная консультация у невролога. Лечение сочетает в себе беседы со специалистами, занятия с ними, а также дополнительные процедуры.

Лечение заикания у детей всегда проходит совместно с занятиями с логопедом. На них ребенок учится говорить плавно, выговаривать трудные для него звуки. Специально подобранная программа позволяет снять напряжение с речевого аппарата. Родители должны подготовить ребенка к своеобразным урокам. Он не должен бояться говорить на первых занятиях так, как у него получается.

Уроки необходимо проводить не только в кабинете логопеда. Врачом задаются и домашние задания, выполнение которых необходимо. Ребенка можно записать на уроки пения, учить с ним стихи улучшающие моторику речи. Занятия дома нужно поставить в игровой форме.

Необходимо научить ребенка ставить правильно интонацию не только в словах, но и во всем предложении. При успехах нужно поощрение. Это будет стимулом к дальнейшему лечению.

Дома с ребенком можно проводить следующие занятия:

  • произносить слоги или гласные то громко, то тихо. Потом их выговаривать быстро и с замедлением. Менять интонацию (удивленно, грустно или восторженно);
  • развивать мышцы речевого аппарата. Для этого нужно надувать щеки, вибрировать языком, раскачивать им как маятником;
  • научить ребенка чувствовать ритм при разговоре. Для этого можно разыгрывать сценки, пересказывать сказки.

Самостоятельно начинать занятия не рекомендуется. Логопед подбирает нужные упражнения, учитывая возраст и необходимую нагрузку. Первые занятия могут занимать не более 20-ти мин. Постепенно время будет увеличиваться.

Ребенок должен уметь правильно говорить не только дома или в кабинете у врача. Важно научить его общаться без запинаний на людях. Для преодоления этого препятствия назначаются занятия с психологом. Порой побороть психологический барьер ребенку гораздо сложнее, чем научиться вести речь без заикания.

Занятия у психолога необходимы, даже если заикание вызвано не психологическим фактором. Логоневроз со временем загоняет ребенка в угол, он стесняется своего дефекта и предпочитает больше молчать, чем пытаться завести разговор.

Задача психолога заключается в снятии закомплексованности у ребенка, для этого нужно научиться:

  • не обращать внимания на заикание, не сосредотачиваться на дефекте речи;
  • расслабляться в стрессовых ситуациях. А родители должны по возможности ограждать ребенка психологических травм (ругань при детях, рассказы страшилок на ночь);
  • делать перерыв в разговоре, если началось заикание. В это время нужно успокоиться, отвлечься на окружающие предметы;
  • замечать достижения в разговорной речи. Родители могут завести дневник и отмечать в нем успехи ребенка.

При заикании важно поднять самооценку у ребенка, он должен любить себя таким, какой есть. Родители не должны делать большого акцента на проблеме. Нельзя искоренять болезнь принужденными занятиями. При полном спокойствии проблема с логоневрозом будет решена.

Лечение заикания будет эффективнее, если его сочетать с дыхательной гимнастикой. У детей во время занятий тренируются голосовые связки, а также ребенок учится правильно дышать при разговоре. Необходимо наблюдать за состоянием ребенка во время упражнений.

Первоначально они могут вызвать небольшое повышение давления и головную боль.

Ребенок должен осуществлять быстрые вздохи и медленные выдохи. Чтобы при выдыхании воздуха можно было успевать произносить слово без запинок и делений на слоги. Дыхательной гимнастикой первоначально занимаются под контролем логопеда. В дальнейшем уроки разрешается проводить дома.

Родители должны говорить с ребенком медленнее и произносить слова без искривлений. Во время уроков нужно использовать спокойную музыку, таким образом, ребенок будет успокаиваться. Самыми распространенными занятиями являются вдохи и выдохи на спине, с грузом на животе у ребенка и сдувание семян с одуванчика (листочков со стола).

Когда ребенок научится правильно дышать, нужно вводить простые слова, произносимые на выдохе. Постепенно нагрузка увеличивается. Для устранения стеснительности можно проводить занятия в кругу бабушек и дедушек.

Точечный массаж не рекомендуется делать самостоятельно. Процедура состоит в надавливании на особые точки на лице, спине, грудной клетке. Необходимо правильно рассчитать надавливание и время воздействие на каждую точку. При проведении процедуры у ребенка улучшается кровоснабжение в речевом аппарате, снимается спазм и нормализуется работа нервной системы, что отвечает за регуляцию речи.

Дома родители могут делать ребенку расслабляющий массаж, он не менее важен для улучшения речи. В вечернее время поглаживать ребенка по спине или грудной клетке круговыми движениями, без надавливаний. В это время ребенок может проговаривать стихи назначенные логопедом.

В домашних условиях лечение заикания можно производить с помощью компьютерных программ (демосфен, Speak gentle, Speech corrector). Их основное назначение, чтобы дети могли слышать свою речь и пытались ее нормализовать. Для этого на ребенка надеваются наушники и он должен произносить слова в микрофон.

Программа воспроизводит их с задержкой, в 1-3 сек. Далее программой даются советы и обозначаются допущенные ошибки. Рекомендовано ребенку не просто произносить слова, но и говорить их с разной интонацией (удивление, испуг, радость).

Лечение заикания у детей старше 3-х лет можно осуществлять с помощью иглоукалывания. Рефлексотерапевт с помощью игл воздействует на специальные точки.

В результате манипуляций в организме ребенка происходят изменения:

  • введение игл пробуждает рецепторы боли (сама процедура практически безболезненна), тем самым организм пробуждается, улучшается работа мозга и всей нервной системы;
  • снимается спазм в мышцах речевого аппарата;
  • устраняется стресс и его последствия;
  • происходит расслабление и запускается восстановительный процесс организма.

Это метод по эффективности не уступает лекарственным препаратам и не имеет последствий.

Важно только подобрать умелого специалиста и исключить противопоказания:

  • наличие повышенной температуры;
  • нарушение сворачиваемости крови и анемия;
  • патологии кишечника;
  • эпилептические припадки;
  • болезни сердца и почек.

Если ребенка пугает процедура, то следует от нее отказаться, иначе испуг только усилит заикание.

Данная процедура подходит детям старше 10-ти лет, которые подвержены воздействию гипноза. При проведении сеанса может быть раскрыта причина заикания (если она психологического характера), снимается спазм с речевого аппарата и устраняется боязнь толпы.

Во время гипноза специалист может исключить психологическую причину из подсознания ребенка или способствует тому, чтобы ребенок самостоятельно справился со своими страхами. В редких случаях ребенок забывает про заикание, выйдя из транса, и начинает нормально говорить (но только если болезнь была на начальной стадии).

Гипноз запрещен детям с эпилепсией или с нарушением психики.

При заиканиях неврологом или психологом могут быть назначены лекарственные средства. Их нужно принимать совместно с занятиями у специалистов, самостоятельно они не избавят от заикания.

В медикаментозной терапии используются противосудорожные и успокоительные препараты:

Вид препарата Название Основные характеристики
Успокоительное Тенотен Таблетки для рассасывания разрешены к использованию с 3-х лет. Противопоказанием является непереносимость компонентов.
Пустырник Можно использовать с 1-го года. Не рекомендовано употреблять более 25 дней. Таблетки вызывают сонливость
Валериана Разрешено давать детям с 3-х лет. Курс от 10-ти до 31-го дня. Привыкания не вызывают. Прием средства вызывает сонливость, иногда головные боли.
Противосудорожные Клоназепам Разрешено использовать с года. При приеме могут появиться головные боли, тошнота, учащение сердцебиения. До 10-ти лет производить прием под контролем специалиста.
Мидокалм Таблетки и инъекции разрешены детям после 3-х лет. Прием средств вызывает тошноту, головную боль и зуд.
Атаракс Можно употреблять детям с 12-ти месяцев. Обладает успокоительным действием. Может вызвать сонливость, учащение сердцебиения и сонливость.
Гомеопатические Нотта Капли или таблетки назначаются с 3-х лет. Не имеют противопоказаний и побочных эффектов. Курс лечения до 1-го месяца.
Беби-сед Разрешен к использованию с 7-ми лет. Кур лечение не более 14 дней. Сочетается со всеми препаратами, не имеет побочных эффектов.
Ноотропы Пантогам Разрешен к использованию с 5-ти лет. Длительный прием (более 5-ти месяцев) может вызвать аллергию.
Анвифен Назначают с 3-х летнего возраста. При лечении возможно головокружение, тошнота, аллергия.
Фенибут Используют для лечения с 3-х лет. Уменьшает заикание, борется с энурезом. При употреблении возможна тошнота, зуд и головокружение.
Транквилизаторы Феназепам Можно давать с 16-ти лет. При тяжелых заиканиях может быть назначен в более раннем возрасте, лечение будет производиться под строгим контролем специалиста. Длительный прием может вызвать привыкание. Имеет большой список противопоказаний и побочных эффектов, поэтому перед употреблением необходимо ознакомиться с инструкцией.
Сибазон Разрешен с 7-ми лет. Дополнительно способствует снятию судорог. Прием может вызвать головокружение, сонливость, запор. Имеет ограничение при совместном использовании других медикаментов. Нужно уточнять у специалиста.

Самостоятельный подбор медикаментов запрещен. Некоторые препараты нуждаются в употреблении под строгим контролем врача, так как имеют побочные действия. Если средство не подходит ребенку, невролог или психолог назначат замену медикамента.

Лечение заикания у детей можно сочетать с рецептами народной медицины. Необходимо использовать только проверенные средства и перед их использованием курс лечения нужно обговорить с педиатром.

Отвары и настои, используемые для успокоения, снятия спазмов и улучшения функционирования мозга:

  1. настой из мелиссы, корня солодки и календулы (смесь готовится из трав в равных пропорциях) запарить 30 г смеси в 180 мл кипятка. Напиток разделить на утренний и вечерний прием. Снимает спазм в речевом аппарате и обладает успокаивающим действием.
  2. Настой из шиповника, мяты, корня одуванчика приготовленный аналогично помогает снять напряжение, и успокаивает нервную систему. Настой разделить на 4-ре приема и выпить в течение суток.
  3. Настой из крапивы, мяты и ромашки, готовится, как и предыдущие напитки. Употребить в течение дня. Средство снимает спазмы, успокаивает, дополнительно обладает обеззараживающим действием.

Лечение заикания у детей можно проводить народными способами.

Используя народную медицину нужно учитывать возраст ребенка и наличие противопоказаний (повышенная аллергия, болезни пищеварительного тракта). Если педиатр не разрешает использовать в лечение травы, не стоит приступать к лечению самостоятельно.

Дети с заиканием не требуют отличительного подхода, наоборот важно, чтобы к ним относились как к здоровым детям, тогда они меньше концентрируют внимание на своей проблеме. Родители должны следить за становлением речи маленького ребенка и при появлении первых симптомов заикания обратиться к педиатру и логопеду. Если потребуется, то будет назначена диагностика и лечение у специалистов.

Родители должны научить ребенка уметь расслабляться при заикании и отвлекаться от возникшей проблемы.

При этом сами взрослые должны говорить медленно и правильно произносить каждое слово. Так ребенку будет легче понять родителей и, копируя их разговор, будет начинать правильно разговаривать.

Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

При начале лечения все занятия должны проводиться в отведенное им время. Не стоит пропускать уроков, когда ребенок не в настроении, но и нельзя сильно давить на него. Если дома имелись ссоры и скандалы, их следует исключить, чтобы не вызывать психологического расстройства у ребенка. А также не разрешать долгое время проводить за компьютером, особенно за жестокими играми.

В зависимости от возраста ребенка, причины вызвавшей заикание и на какой стадии находится болезнь, будет прогноз лечения. Дети до 7-ми лет гораздо быстрее и без последствий восстанавливают речь. Родители должны помнить, что после выздоровления велик риск повтора логоневроза, и чаще это бывает вызвано психологическим воздействием.

Лечение заикания первоначально происходит с помощью занятий у специалистов. Через 2-3 недели уже можно будет выполнять уроки дома. Важно не пропускать процедуры. У детей дошкольного возраста болезнь вылечивается без последствий.

Автор статьи: Котлячкова Светлана

Оформление статьи: Лозинский Олег

Как можно избавиться от заикания:

источник

Логоневроз, или заикание – заболевание, связанное с нервной системой. Это возмущение конституции Ветра, которая «управляет всем телом» (Чжуд-Ши).

Это заболевание часто встречается у 3-5-летних детей, но возникает и у взрослых. Маленькие дети беззащитны перед суровыми реалиями жизни, они страдают от самых различных страхов, чутко реагируют на проблемы в семье и в окружающем мире: скандалы, развод родителей, смерть близкого человека, любимого животного, избиения, регулярное насилие со стороны родителей или со стороны сверстников — всё может повлиять на возникновение логоневроза.

Заикание иногда становится причиной аутизма. Аутизм характерен замкнутостью ребёнка и уходом в себя, прекращением общения с внешним миром.

Заикание предполагает не только затруднение речи, но и затруднение при глотании, питье. Причина в том, что и речевые функции, и глотание управляются одним и тем же видом Ветра, который в тибетской медицине называется «Движущим вверх». Анатомически «Движущий вверх» Ветер соответствует шейному узлу симпатического ствола нервной системы («звездчатый» узел), ветви которого достигают глотки, гортани, голосовых связок.

Поскольку логоневроз связан с возмущением нервной системы, причиной его является психо-эмоциональный фактор. В первую очередь, это сильный испуг – например, ребёнок может напугаться большой собаки. В результате происходит спазм нервных каналов и блокировка нервных импульсов.

Наиболее подвержены логоневрозу дети с доминирующей конституцией Ветра. Они отличаются:

  • худобой даже при очень хорошем питании,
  • частыми и скорыми перепадами настроения,
  • плаксивостью,
  • возбудимостью,
  • требованием к себе повышенного внимания,
  • трудностью в засыпании.

Основной причиной заикания является общее расстройство нервной системы, которая характерна:

  • нарушением сна,
  • пугливостью,
  • плаксивостью,
  • эмоциональной зажатостью ребёнка.

Расстройство нервной системы ребёнка может иметь множество самых разнообразных причин:

  • неадекватное отношение родителей,
  • неправильное воспитание,
  • чрезмерная требовательность,
  • постоянная раздраженность родителей,
  • деспотизм,
  • тирания,
  • притеснения,
  • гиперопека,
  • избалованность,
  • несамостоятельность,
  • стресс в незнакомой среде.

Заикание может вызвать и механическое внешнее воздействие на «звездчатый» нервный узел или повреждение шейных позвонков (С1-С7) и смещение их из-за родовых травм, падений и ушибов.

Очень важно проследить, чтобы у ребёнка не было различных вывихов шейных позвонков и повреждения шейного нервного узла. Это может произойти при стремительных родах или при использовании щипцов во время рождения ребёнка. При таком повреждении ребёнок может поперхнуться молоком, страдать от постоянной икоты, срыгивания, вздутия живота. Характерны судороги или безвольно висящие ручки. При этих симптомах необходимо проверить шейный отдел позвоночника и сразу начать лечить.

В зависимости от первопричины заболевания, условий его возникновения и развития в тибетской медицине применяется тот или иной вид лечения. Хороший лечебный эффект дает сочетание энергетического массажа, иглоукалывания и прижигания биологически активных точек полынными сигарами или полынными конусами (цзю-терапия или моксотерапия).Эти процедуры устраняют защемление нервных окончаний и вправляют позвонки, улучшают циркуляцию крови и энергии в организме, приводят в баланс обменные процессы.

Лечение может дополняться:

  • приёмом фитопрепаратов тибетской медицины,
  • другими внешними процедурами, например монгольским прижиганием «хорме» (дает успокаивающий эффект) и др.

Устранить беспокойство детей с возмущенной конституцией Ветер можно коррекцией образа жизни и характера питания.

Для холодной конституции Ветра очень вредит «холодная иньская» пища, например: сырые овощи, фрукты, холодные напитки (лимонады, соки из холодильника). Не стоит давать этим детям в больших количествах цитрусовые (лимоны, апельсины). Передозировка витамина С («охлаждающий», иньский продукт) приводит к беспокойству, перевозбуждению, нарушению сна и даже судорогам. Чтобы стабилизировать психологическое состояние ребёнка, лучше кормить его горячим супом из баранины, добавлять в блюда согревающие приправы (например, имбирь, чеснок, перец).

Если заикание возникло на фоне негативного психологического климата в семье, то первое, что необходимо сделать – это привести ситуацию в норму. Родители, безусловно, должны ощущать ответственность перед своими детьми, гармонизировать жизненное пространство семьи.

Если же это ребёнок из благополучной семьи, и заикание возникло вследствие сильного испуга или травмы, то лечение может быть достаточно быстрым и эффективным. В арсенале тибетской медицины, помимо средств внешнего воздействия, есть и уникальные фитопрепараты, нормализующие конституцию Ветер (состояние нервной системы).

Во взрослом возрасте логоневроз также может возникнуть вследствие очень сильного стресса, но такие случаи крайне редки. Возможно временное заикание в момент переживаемого страха, которое проходит само собой или после чашки горячего чая и не имеет последствий. Обычно же заикание является побочным симптомом другого, основного заболевания, такого, как перенесенный инсульт или развитие опухоли, механически препятствующей прохождению нервного импульса. В этом случае лечение назначается с учётом основного заболевания и направлено на устранение первопричины недуга.

Заикание – это заболевание, которое требует самого серьёзного к себе отношения. Оно успешно лечится средствами тибетской медицины — важно только вовремя начать лечение, чтобы болезнь ушла навсегда.

Набор процедур по фиксированной стоимости. Идеально подходит для лечения любых заболеваний.

Отлично дополняет процедуры и лечит вас изнутри.

С него начинается любой комплексный сеанс лечения.

Улучшает кровообращение и кровоснобжение

Воздествует на биологически активные точки активизируя процесс выздоровления.

источник

Заикание – это нарушение плавности и ритмичности речи, выраженное в частом повторении звуков или многократных запинках и паузах. По статистике, в мире подвержено этому дефекту около 2.5% населения. Причем мальчики подвержены заболеванию в 4 раза чаще, чем девочки. Меняется процент заикающихся и в зависимости от особенностей национальной речи – ритм, темп, сложность. Во Франции заикаются около 6% людей, а в США всего 1%.

По МКБ-10 недуг относится к эмоциональным расстройствам, которые начинаются исключительно в детском или подростковом возрасте. Причем основной пик возникновения речевых нарушений приходится на 2 года.

Достоверные причины появления дефекта точно не установлены, однако большинство ученых предполагают влияние 2 факторов — генетических и неврологических. Нередко заикание начинается на фоне сопутствующих неполадок с речью:

  • задержка или чрезмерно бурное развитие,
  • недоразвитие (алалия),
  • нарушения в произношении звуков (дислалия), ринолалия или гнусавость.

Часто недуг является одним из симптомов заболеваний центральной нервной системы. Располагающими факторами могут быть родовые травмы головного мозга, ДЦП, отягощенная неврологическая наследственность.

Важно: заикание может возникнуть на фоне полного эмоционального здоровья при испуге или сильном стрессе.

Стоит отметить и неблагоприятное влияние провоцирующих факторов на развитие заболевания:

  • Напряжённая психологическая обстановка в семье, детском саду, школе.
  • Тяжелая инфекция или хроническое заболевание.
  • Отклонения в воспитании (патологическое).

Иногда причиной дефектов в речи может быть банальное подражание ребенка взрослому или кумиру.

В основе всех разновидностей заболевания лежит судорога. В момент произнесения слов происходит спазм мускулов челюсти, языка, гортани. Такое кратковременное влияние провоцирует многократное повторение или запинание речи ребенка.

  • Клонический – во фразах появляются «клоны», частое повторение звуков, слогов или же их растягивание. Например, мммммама, лололололошадка
  • Тонический – длинные паузы между слогами (пар…овоз, м….ама).

К судорожным сокращениям речевого аппарата нередко присоединяются подергивания лица и даже конечностей, как компенсаторная попытка преодолеть барьер заикания. Опасность недуга усугубляется развитием в последующим логофобии – панической боязни разговаривать. Если не корректировать проблемы с речью на начальных этапах, то в старшем возрасте присоединяются психологические и социальные проблемы.

Как распознать заикание на ранних этапах:

  • Появление в речи ребенка многократных повторов слов.
  • Вытягивание звуков.
  • Резкое изменение громкости речи.
  • Избегание общения.
  • Напряженность мускулов шеи, губ, лица.

Особенно стоит обратить внимание если проблемы с речью у малыша начинаются во время волнения или появляются запинки в начале слов или предложений.

Факт: Нередко заикание путают со скандированной речью, которая возникает при органических поражениях мозжечка (атаксия). Такая речь отличается отрывистостью, паузами между слогами, а также «проглатыванием» звуков.

Терапия речевых дефектов актуальна в любом возрасте, но раннее решение проблемы в детском возрасте позволяет не допустить психических и психологических осложнений недуга. Лечение логоневроза подразумевают целый комплекс мероприятий. Они должны корректировать не только речь, но и воздействовать на неврологические расстройства.

Лечение делится на несколько этапов:

  • Полная диагностика, во время которой необходимо установить причину заикания и сопутствующий неврологические проблемы.
  • Совместная работа психологов, неврологов и логопедов. На этом этапе перестраиваются речевые навыки, проводят специальные логопедические упражнения.
  • Реабилитация и закрепление.

Для коррекции используют медикаментозное лечение, с назначение противосудорожных средств, а также препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, ноотропы.

Хорошее воздействие на заикание оказывает остеопатия . Она помогает снять судорожный синдром, убирает нервное возбуждение, успокаивает невротические рефлексы. Очень важным в терапии являются и общеукрепляющие процедуры, которые воздействуют на нервную систему. Лечение иглоукалыванием заикания, использование физиотерапевтических методов помогают нормализовать работу ЦНС и стабилизировать работу речевого центра.

источник

Логоневроз (греч. logos —речь; лат. neurosis — невроз) – расстройство речи, характеризующееся невозможностью произносить звуки в нужной последовательности. Возникает чаще всего вследствие расстройства нервной системы (неврозы, страхи). Чаще всего логонероз (или заикание) наблюдается у детей или подростков.

Для лечения логоневроза в китайской медицине применяется комплексная терапия китайской медицины, включающая фитопрепараты и лечебные процедуры (иглоукалывание, точечный массаж и другие методы внешнего воздействия) с воздействием на биологически активные точки нервной системы.

Лечение логоневроза назначается индивидуально, в зависимости от характера и длительности заболевания, а также индивидуальных особенностей нервной системы. Такая комплексная терапия гармонизирует состояние нервной системы и психоэмоциональный фон, улучшает прохождение нервных импульсов и иннервацию организма (в том числе речевого аппарата), восстанавливает баланс жизненных сил в контексте регулирующей системы Рлунг (нервная система).

На фоне основного лечения устраняются и другие следствия дисбаланса Рлунг (неврозы, депрессия, нарушения сна, кожные проявления неврогенного характера и другие). Лечение методами китайской медицины не имеет побочных эффектов и позволяет достичь оптимальных результатов при полной безопасности для организма.

Китайская медицина рассматривает логоневроз как следствие дисбаланса регулирующей системы Рлунг (нервная система). Нередко это заболевание сопровождается и другими симптомами расстройства нервной системы. К таким симптомам относятся различные фобии (навязчивые страхи), эмоциональная неустойчивость, а также характерная нервная одышка.

С позиций китайской медицины состояние нервной системы напрямую зависит от общего уровня энергетики организма, поэтому заболевания, развивающиеся на основе ее дисбаланса, требуют лечения для повышения жизненных сил организма. К такому лечению относятся в частности, согревающие процедуры, а также фитотерапия, направленная на улучшение усвоения пищи и поступления энергии в организм.

Интенсивность терапии зависит от степени развития заболевания, в котором современная медицина выделяет четыре стадии, или фазы:

1. Первая стадия логоневроза характеризуется эпизодическими нарушениями речи (как правило, связанные с нервными стрессами или сильными переживаниями), между которыми следуют относительно длительные периоды, в течение которых таких нарушений не отмечается.

2. На второй стадии логоневроза расстройство речи становится постоянным, с короткими периодами ремиссии (восстановления речи). Эта фаза характерна в основном для детей младшего школьного возраста.

3. Третья стадия логоневроза характерна для более старшего возраста (до подросткового), когда интенсивность симптомов в значительной степени зависит от конкретной бытовой или социальной ситуации.

4. Четвертая стадия логоневроза соответствует в основном взрослому возрасту и характеризуется страхом произнесения тех или иных слов и выражений, выраженным ожиданием и страхом заикания, поведенческими изменениями (страх ситуаций, требующих правильной речи), вынужденным многословием.

Одним из наиболее характерных признаков логоневроза является страх речи – логофобия, которая выражается как в страхе перед собственно речью, так и перед ситуациями, в которых она необходима.

Поскольку в основе развития логоневроза лежит воздействие нервных стрессов, основным направлением лечения является повышение стрессоустойчивости и устранение уже имеющихся нарушений со стороны нервной системы. При этом китайская медицина исключает применение искусственных (химических) седативных препаратов, как по причине побочных эффектов, так и по причине их относительно низкой эффективности при лечении логоневроза. Вместо этого китайские врачи применяют лечебные процедуры и фитопрепараты, способствующие глубокой релаксации и повышающие качество сна с одной стороны, а с другой стороны, улучшающие баланс жизненных сил в организме и баланс между симпатической и парасимпатической нервными системами (Ян и Инь системы Рлунг – тиб.).

Другой, не менее важной, составляющей лечения логоневроза является оказание психотерапевтической помощи для улучшения эмоционального статуса, преодоление страха речи, повышения самооценки, формирования правильного отношения к своей проблеме и уверенности в возможности ее преодоления. Только такой комплексный подход с учетом механизмов развития заболевания и взаимосвязей между регулирующими системами организма позволяет достичь значительных результатов в лечении логоневроза.

источник

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

Чем может помочь остеопат при заикании?

Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

[1], [2], [3]

Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

  • перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
  • ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
  • во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.

Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

  • лечение медикаментами;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
  • иглорефлексотерапия;
  • логоритмические и логопедические занятия;
  • специально разработанные компьютерные игры и программы.

Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.

Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

  • Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.

При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

  • Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
  • Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
  • Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.

[4], [5], [6], [7]

Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

Дополнительно доктор может порекомендовать ванны с хвоей, углекислотой, кислородом, а также электросон.

[8], [9]

При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

[10]

Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

  • упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
  • лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
  • если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
  • во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
  • желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.

Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.

Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.

Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.

На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

[11], [12]

Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

Подобные упражнения рекомендуют проводить каждое утро, вне зависимости от возраста малыша.

Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

  1. Занятие I:
  • ребенок становится прямо;
  • наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
  • ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
  • при неполном выпрямлении спины производится выдох;
  • упражнение требует 8 повторов;
  • после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
  1. Занятие II:
  • ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
  • поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
  • поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
  • повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
  • обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.

При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

[13], [14], [15], [16], [17]

При заикании врачи рекомендуют проводить массаж плечевого пояса и воротниковой области. Такой массаж расслабляет и снимает мышечные спазмы. Сеансы следует повторять по 4 раза в год, курсами по 10-12 сеансов.

Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

  • терпение;
  • любовь к ребенку и к другим членам семьи;
  • взаимное уважение;
  • желание помочь несмотря ни на что.

Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

  • Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
  • Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
  • Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
  • Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.

Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

  • валериана;
  • донник;
  • мелисса, мята;
  • календула;
  • береза (листья);
  • вереск (побеги);
  • липа;
  • тмин;
  • крапива;
  • боярышник и шиповник;
  • малина, ежевика, земляника.

[18], [19]

При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

  • слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
  • необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
  • не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
  • кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.

Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

Как порхает бабочка? – фр-р-р-…
Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…
Как ухает сова? – У-уф-ф-…

Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

Бабочка на пальчик села.
Я поймать её хотела.
Хвать я бабочку рукой –
А поймала пальчик свой!

Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста!

Совушка-сова,
Большая голова.
Высоко сидит,|
Далеко глядит.

Стихи следует читать звонко, с выражением и расстановкой, правильно делая вдохи и выдохи. По окончании занятия малышу нужно дать возможность расслабиться и какое-то время полежать в спокойной обстановке.

Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

Заикание у взрослых – довольно редкое, но от этого не менее непривлекательное явление, которое может иметь различные корни.

источник