Меню Рубрики

Энурез тики заикания у детей

Продолжение. Начало см. в № 35, № 37 2000 г.

Во всем мире заикается 2–3% детей, и больше половины из них страдает от сочетания данной болезни с другими физиологическими расстройствами — снохождением, тиками, головными болями, аллергией. Но чаще всего, по данным современной статистики, заикание сочетается с энурезом. Скажу больше, каждый пятнадцатый нормальный ребенок в возрасте 10–12-ти лет страдает ночным или дневным недержанием мочи. Характерной особенностью данной болезни является ее замалчивание и детьми и родителями, желание скрыть «позорный» дефект от посторонних глаз.

С проблемой мокрой постели сталкиваются и воспитатели детских садов, и работники летних оздоровительных лагерей. Несмотря на древность данной болезни, она до сих пор актуальна, и лекарство, которое помогало бы всегда и во всех случаях, человечеством еще не найдено.

Причины детского ночного энуреза могут быть разные: физиологические, органические и психические. Не так давно наука связывала развитие болезни с врожденными аномалиями позвоночника и спинного мозга, натальной неполноценностью и повреждением коры головного мозга. По данным анамнеза, у большинства заболевших детей мать во время беременности испытывала токсикоз, роды проходили с патологией. Часто подобная болезнь есть у родителей или близких родственников.

Неожиданное мочеиспускание во сне обычно происходит в первую половину ночи. В этот период сон наиболее глубокий, а у больных энурезом — особенно. Именно этим объясняется такой факт, что при ночевке в незнакомой обстановке мокрая постель обнаруживается не в первую ночь, когда ребенок спит довольно чутко, а спустя 2–3 дня.

Многие специалисты, исследующие мозговые ритмы, основную причину появления ночного энуреза видят в биологической незрелости мозга. С возрастом сон становится менее глубоким, нормальным, поэтому от позыва к мочеиспусканию ребенок просыпается.

Но это объяснение только некоторых, частных случаев ночного энуреза. Как же быть с остальными? В последние годы за изучение болезни взялись психологи и пришли к единому мнению, что недержание мочи в постели является механизмом компенсации. Это один из примеров того, как ребенок бессознательно проявляет свои чувства к травмирующей ситуации.

Само по себе самовыражение — явление абсолютно нормальное, но. Представим, что на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей встречаются непреодолимые препятствия (ревность, запреты, непонимание), и, не найдя иного способа выразить недовольство, ребенок прибегает к деструктивному методу — энурезу.

Подавление истинных чувств и эмоций у детей, страдающих энурезом, происходит из-за заниженной самооценки. Подчас их незаслуженно унижают взрослые, им недостает внимания и любви. Взрослые, сознательно или неосознанно, стараются переделать ребенка, перекроить его в угоду собственной прихоти, не принимая во внимание данные природой задатки и темперамент. От меланхоликов требуют смелых решительных поступков, необузданного холерика заставляют часами вышивать крестиком, а скучного флегматика хотят видеть веселым и искрометным. Наверное, поэтому дети, страдающие энурезом, похожи на маленьких, сгорбленных старичков, со страхом вглядывающихся в собственное будущее.

Когда же энурез перерастает из нормального состояния в патологическое? Однозначно ответить трудно. Считается, что в возрасте трех лет дети обоего пола уже в состоянии контролировать процесс мочеиспускания. Но постоянная привычка сдерживаться возникает примерно в четыре года.

Несмотря на то что энурез и заикание, на первый взгляд, заболевания абсолютно разные, тем не менее они имеют много общего. Отечественные психологи относят эти болезни к группе системных неврозов, то есть проявляющихся по одной системе.

Главные особенности энуреза и заикания состоят в том, что они практически не выступают в самостоятельном виде и наиболее актуальны в детском и подростковом возрасте. Например, я еще ни разу не сталкивалась с заиканием, которое возникло само по себе. Энурез, заикание, тики и снохождение, как все системные неврозы, имеют глубинные причины. Системные неврозы являются проявлением основных форм неврозов — неврастении, истерии, но чаще — невроза навязчивых состояний.

Сегодня принято различать первичный энурез, закрепившийся с раннего возраста, и вторичный энурез, при котором непроизвольное мочеиспускание возобновляется спустя несколько лет после его прекращения.

Выделяют невротический и неврозоподобный ночной энурез.

Невротический энурез встречается значительно чаще, и его принято разделять на две подгруппы.

У больных первой подгруппы ночной энурез появляется в момент испуга, сильного эмоционального потрясения, переживания или спустя несколько часов после него. Сначала случаи ночного энуреза появляются 1–2 раза в месяц и даже реже. Если травмирующая ситуация остается нерешенной, то невротическое расстройство углубляется, а случаи энуреза значительно учащаются.

Ночной энурез второй подгруппы отличается монотонным, упорным характером. Такой вид энуреза возникает на фоне длительной, хронической психотравмирующей ситуации: развода родителей, смерти близкого родственника, появления нового члена семьи.

Невротический энурез любой подгруппы может продолжаться даже после устранения причины его возникновения.

Когда ночной энурез становится стойким, а мокрая постель обнаруживается каждую ночь, принято говорить об утяжелении клинической картины. Обычно это связано не столько с эмоциональными переживаниями, сколько с соматическими симптомами — простудными заболевания, травмами. Именно в этот момент может произойти присоединение дополнительных болезней, таких как заикание или снохождение. Все это не лучшим образом сказывается на лечении. Выздоровление таких детей идет медленно и трудно, часто бывают рецидивы болезни.

При невротической форме ночного энуреза родители нередко фиксируют появление патологических особенностей в характере ребенка, не свойственных ему прежде. Периодически он становится неуправляемым, отмечаются резкие перепады настроения, ипохондрия и дополнительные нарушения сна. Ребенок долго не может заснуть, просыпается несколько раз в течение ночи, встает до рассвета. Сами же дети в беседе с психологами и родителями жалуются на преследующие их ночные кошмары, боязнь заснуть и не проснуться.

Какие же образы и страхи мучают ребенка, страдающего энурезом? Мой опыт показывает — фантастические. Затянувшаяся стрессогенная ситуация в детском сознании трансформируется в страшные призраки и космических пришельцев, благо последними пестрят вечерние экраны телевизоров.

Неустойчивая детская психика приписывает сам энурез к числу таких неизлечимых болезней, как рак или СПИД, заставляет ребенка бояться за жизнь и собственное будущее.

О более серьезных изменениях в психике ребенка (порой необратимых) можно говорить при появлении приступов ночных страхов эпилептического характера. Распознать их довольно легко. Дети вскакивают во сне, плачут, мечутся и не узнают окружающих, а при попытке насильственного пробуждения проявляют агрессивность. Во время данных приступов у них наблюдается учащенное сердцебиение, бледность, тики. Такое поведение пугает близких и окружающих людей, потому что установить какой-либо контакт с ребенком во время пароксизма страха невозможно.

Такие приступы могут происходить не только в ночные часы, но и в дневные, после тяжелого эмоционального переживания. Страх не обязательно проявляется столь бурно, существуют сглаженные реакции: вскакивание и буйство во сне заменяется на бормотание, подергивание конечностями, перебирание одеяла и скрежетание зубами. Проснувшись утром, дети обычно не помнят, что с ними происходило ночью.

Передо мной сидят мать и сын восьми лет. Сергей В. производит впечатление рассудительного и вежливого мальчика. Он неторопливо рассказывает о себе, о том, как впервые стал заикаться и какие при этом испытал чувства. На все вопросы о ходе предыдущего лечения отвечает грамотно, не перебивая, дослушав до конца. Я говорю, что он — послушный мальчик, молодец и умница.

— Вовсе он не умница! — неожиданно перебивает Сережина мать. — Такой большой, а мочит ночью постель. Впервые это случилось год назад. Шесть месяцев спустя он сломал руку, при этом случаи мокрой постели участились. К тому же Сережа стал заикаться.

В этот момент белокожий Сергей становится пунцовым, прячет вспотевшие ладони между коленями и напряженно сгибает спину. Я чувствую, что он стесняется ночного энуреза даже больше, чем заикания. Признание собственной несостоятельности становится для него страшнее любой пытки.

Прежде чем приступать к лечению энуреза психотерапевтическими методами, следует убедиться, что он не связан с инфекцией почек и болезнью мочеполовой системы. Частые позывы к мочеиспусканию могут быть первыми признаками сахарного и несахарного диабета, а в комплексе с пароксизмами ночных страхов — эпилепсии (тяжелого заболевания нервной системы).

В случае сочетания недержания мочи в постели с длительной и тяжелой формой заикания следует рекомендовать обследование у невропатолога и психиатра.

У Сережи В. энурез и заикание возникли совсем недавно, невроз не успел необратимо воздействовать на его личность, поэтому, взвесив все «за» и «против», я решила рискнуть. Так какую же болезнь — энурез или заикание — необходимо лечить вначале? Поскольку все без исключения дети больше страдают от проблемы мокрой постели, то, на мой взгляд, именно ее можно считать наиглавнейшей. Помогая ребенку избавиться от ночного энуреза, мы в итоге подбираемся к «корню» и лечим невроз — центральную проблему детской психики.
Сережа не хотел слушать никаких доводов о необходимости психотерапевтического лечения.

— Мне все равно, что со мной происходит! Пусть у меня будет мокрая постель каждую ночь! Я не хочу лечиться. Я не болен! — кричал он в истерике.
— Я вовсе не собираюсь давать тебе лекарства и поить успокоительными средствами. Ты — взрослый и самостоятельный мальчик, можешь позаботиться о себе сам. С сегодняшнего дня мама больше не будет ругать тебя, но и менять постель по ночам тоже. Это ты будешь делать сам.
— Я не умею.
— Придется научиться самому ходить в душ, стирать и гладить испачканные простыни.
— Но я не виноват в своей болезни, — Сережа все еще всхлипывает.
— Это так, но в мокрой постели просыпаешься именно ты. Тебе и нести за это ответственность.

Взять ответственность на себя — важнейший аспект в терапии всех форм неврозов и детского ночного энуреза в частности. Конечно, родителям и воспитателям ребенка жалко, ведь он очень несчастный, одинокий. Да, это верно, но ребенок должен понять, что за него никто не решит его проблему.

В лечении ночного энуреза я выделяю два аспекта: физиологический и психологический. Я порекомендовала Сереже включить в обязательную утреннюю зарядку специально разработанный комплекс физических упражнений: поднятие и опускание напряженных ног, имитацию стирки, наклоны и приседания, вдохи и выдохи с различной частотой и амплитудой.
Для детей, страдающих ночным энурезом, важно почувствовать возможности, резервы собственного тела.

В качестве лечебного упражнения Сережа должен был как можно дольше задерживать мочеиспускание в течение дня. Выполнять это упражнение он начал дома, в спокойной обстановке. Сначала время ограничивалось 10–15 минутами, но постепенно увеличивалось. Потом Сережа признался, что вначале ему было трудно переключать внимание на посторонние предметы, думал только о том, как бы не «проколоться». Через некоторое время пришла уверенность в себе. Задерживая мочеиспускание, он делал уроки, занимался на компьютере, смотрел телевизор.

источник

Энурез — ночное недержание мочи или недержание мочи во сне, при котором , прежде всего необходим врачебный контроль.

Несколько советов взрослым, которые могут помочь малышу:

1. Никогда не ругайте ребенка за ночное недержание мочи! Не высказывайте ему свое раздражение — это только усилит заболевание.

2. Необходимо создать вокруг ребенка спокойную атмосферу. Для того чтобы ночной сон не был слишком глубоким, следите за тем, чтобы ребенок не испытывал эмоциональных перегрузок в течении дня.

3. Прекрасное средства, способное понизить дневную возбудимость — длительные прогулки перед сном, прослушивание успокаивающей музыки.

4. Не следует вести разговоры о заболевании ребенка при взрослых, особенно при посторонних людях и уж тем более — при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на своем заболевании, усугубит чувство собственной неполноценности.

5. Пусть болезнь ребенка станет его и вашей тайной. Это придаст ему чувство уверенности и защищенности.

6. Для того чтобы достигнуть положительных результатов в лечении, очень важно, чтобы стремление было обоюдным. Иначе говоря, ребенок должен понимать всю важность и ответственность занятий, стремиться к излечению и верить в успех. Если он будет относится к тренировкам как к простой формальности, едва ли излечение станет возможным.

7. Для того, чтобы повысить уверенность ребенка в своих силах, чаще хвалите его, не бойтесь доверять ему ответственные дела, не заостряйте внимание на недостатках, концентрируя его на достоинствах. Пусть ребенок станет вашим незаменимым помощником. Обязательно приучайте ребенка ухаживать за домашними животными, помогать престарелым членам семьи.

Все указательные меры должны быть направлены на формирование исключительно важной подсознательной установки: если я могу помочь другим, значит, я могу помочь себе.

В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как речь его еще не полностью сформирована.

Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, 4-5 летний малыш в разговоре со взрослыми употребляет термины из сферы специальности своего отца или матери. Родители в восторге от его «учености», но слова эти, не свойственны его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек — все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, в результате — к дефекту речи.

Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней — кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут у нервного ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.

Заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое.

Заиканию детей обычно сопутствует резкое нарушение дыхания: ребенок перед тем как произнести слово вдыхает воздух (утечка воздуха), а говорит в то время, когда выдыхает — речь на вдохе.

При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один и тот же начальный слог или звук: ма-ма-ма-машина, а иногда перед тем как произнести слово, повторяет какой-нибудь гласный звук, например: а-а-а-апельсин. Клонический вид заикания в первые месяцы речевого расстройства.

Тоническое заикание выражается в том, что, сто ребенок делает длительные остановки и нажим на согласных и гласных звуках, например: п-равда, т-рамвай,й-я думаю, С-аша, А-нюта.

Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдается клонические и тонические судороги, например: Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-пасть! При этом задержка на одном из звуков («м-огу») часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим (например: «М-биша»- Миша»), как бы захлебывается во время разговора.

Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги — ребенок говорит так, как при отдышке.

У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.

Помимо нарушения дыхания, при заикании может иметь место хрипота и частичная потеря голоса. Иногда голос пропадает совсем и ребенок говорит шепотом.

Тики — это быстрые, стереотипные и кратковременные движения. По своей природе они являются не произвольными, а насильственными: побороть или остановить их человек не в состоянии. На короткое время (минуты) больные могут произвольно тормозить тик. Однако, это вызывает у них значительную внутреннюю напряженность. усиливает неприятные телесные ощущения, и неминуемо затем возникает насильственное движение, нередко более интенсивное, чем обычно. В целом, тики выглядят как нормальные, но непроизвольные движения. Чаще они возникают в лицевой мускулатуре — нахмуривание лба, наморщивание носа, зажмуривание глаз или частое мигание, вытягивание губ. Кроме того, возможны многочисленные тики рук, ног, мышц туловища. Интересной разновидностью являются тики голосовых связок, ли вокальные тики, которые проявляются непроизвольными звуками, выкриками или даже произнесением отдельных слов вне зависимости от желания больного.Тики усиливаются под влиянием эмоций, уменьшаются при физической деятельности. концентрации внимания и полностью исчезают во сне.

В зависимости от распространенности тики подразделяют на местные и общие, а по сложности движений — на простые и сложные. Сложные тики часто выделяются как отдельный синдром, поскольку представляют собой строго определенное сочетание насильственных движений. Например синдром Туретта (назван по имени французского психиатра, описавшего это заболевание) представляет собой сочетание лицевых, голосовых тиков и генерализованных тиков рук и ног.

Происхождение многих тиков до конца не ясно. Некоторые из них имеют генетическое наследование и «кодируются» в определенных генных локусах, например синдром Туретта. Другие вторично вызваны какими-либо заболеваниями. Например, тики при менингите, энцефалите, нарушении мозгового кровообращения, интоксикации алкоголем или производственными лаками, или тики при хронических заболеваниях почек и печени. Для третьей группы тиков (которые называются первичными, или идиопатическими) выявить однозначной причины возникновения не удается. Известно, что эта группа идиопатических тиков развивается преимущественно в детском возрасте, чаще у мальчиков. Нередко им предшествуют острые или хронические стрессовые ситуации, например развод родителей, неблагоприятная обстановка в семье или испуг после общения с животными.

Длительность заболевания может быть различной — от нескольких недель. до нескольких лет. Часто с возрастом тики сглаживаются или вовсе проходят. Иногда их исчезновению способствует какой-нибудь неспецифический стресс — перенесенное острое воспалительное заболевание с лихорадкой или сильное эмоциональное переживание.

В лечении тиков нужно сочетать два основных подхода — фармакотерапию и психотерапию. Из лекарственных препаратов используют успокаивающие различных групп — транквилизаторы, нейролептики, седативные антидепрессанты. При слабой выраженности тиков нет необходимости в лекарственных средствах. Бывает достаточным отвлечения внимания и устранения возможных отрицательны психогенных воздействий. В том случае, когда тики развиваются на фоне какого-либо заболевания, необходимо лечения основного расстройства; в этих случаях терапия должна быть направлена на причину поражения мозга.

* Причина возникновения тиков остается неизвестной. Тики возникают большей частью в период детства. Это довольно распространенное явление, которое встречается у 1 ребенка из двадцати. Иногда тики могут впервые появиться и в зрелом возрасте, а также возникать при различных неврологических и психических заболеваниях. К некоторым состояниям, при которых могут развиться тики, относятся:

Читайте также:  Адаптол для детей при заикании

* хронический стресс, психотравмирующие обстоятельства

* синдром Жилль де ла Туретта (заболевание, возникающее в детском и юношеском возрасте, при котором имеются множественные тики и частые психические нарушения, копролалия)

* инфекции, поражающие головной мозг

* прием некоторых лекарственных препаратов

В зависимости от локализации проявления тиков различны:

В лице: частые моргания, закатывания глаз, нахмуривание и поднятие бровей, сморщивание носа, открывание рта, щелкание языком, потирание подбородка, сплевывание, скрежетание зубами, гримасничание и др.

В голове, шее, плечах: вскидывание, кивание, вращение головы, приподнимание плеч, вытягивание шеи

В руках: подергивание, резкое сгибание или распрямление рук, сжимание в кулак, вытягивание, щелканье пальцев, движения пальцами как при игре на пианино, отведения плеча

В туловище: тик в виде приветствия, выпячивание живота груди или таза, сжимание ягодиц, подергивания мышц живота и груди

В ногах: подергивания стопы и пальцев, сгибание или разгибание в бедре или в колене, резкие выпады ногой вперед

Также встречаются вокальные тики, при которых человек непроизвольно может издавать различные звуки, например:

* откашливание, шмыгание носом

* выкрикивание эмоциональных высказываний

* произнесение непристойных ругательств (копролалия)

Тик не является угрожающим жизни состоянием. Однако это заболевание может стать у детей причиной насмешек и придирок со стороны сверстников, вызывать трудности в общении у людей зрелого возраста, привести к изоляции. Кроме того, тики могут быть проявлением некоторых заболеваний.

Тики у детей всегда требуют серьезного обследования и внимания специалиста, даже если они носят непродолжительный характер и не причиняют особых неудобств. Родные и близкие должны, насколько возможно, не обращать внимания на ненормальные движения ребенка и не ругать его.

Когда необходимо обратиться к неврологу?

* Консультация невролога необходима в случаях, если:

источник

Ребенок сосет палец, мочится по ночам в постель, постоянно шмыгает носом… Родители начинают искать всевозможные способы отучить свое чадо от «вредных привычек» – стыдят его, пытаются наказывать, справедливо полагая, что это каприз, распущенность, недостаток воспитания. Мало кто из взрослых задумывается над тем, что это проявление серьезных симптомов заболевания у ребенка, порожденного многими причинами, в том числе не без участия взрослых.

По утверждению специалистов, заикание возникает при сочетании двух основных факторов: наследственной предрасположенности и чрезвычайных обстоятельств, воздействующих на нее. Мальчики страдают этим недугом в три раза чаще, чем девочки. Как правило, заикание начинает проявляться в 1,5-2 года. Именно в этом возрасте формируется фразовая речь ребенка, и дефект речи может возникнуть из-за несоответствия скорости мышления и скорости, с которой ребенок говорит. Иногда заикание является следствием тяжелых родов. Чаще же это возникает как результат пережитого ребенком стресса или психологической травмы. Вот один из примеров. Петя, любознательный мальчик, хорошо учится, увлекается рисованием, но – левша. Преподаватель по рисованию решила переучить мальчика – заставить его рисовать правой рукой. В результате Петя начал бояться ходить на уроки, возненавидел художественное творчество и … начал заикаться.

Очень часто дети начинают заикаться из-за того, что темперамент родителей не соответствует их темпераменту. Если мама достаточно эмоциональная, говорит в быстром темпе, слова произносит нечетко, постоянно торопит ребенка, это может вызывать у него общее нервное перенапряжение. Своими запинками, растягиванием слов ребенок как бы возвращается в свой привычный мир мышления.

Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на заикании, поправлять речь, заставлять говорить «по правилам». С заиканием быстро справиться невозможно. Искусственно задаваемый медленный темп речи может противоречить быстрому темпу мышления ребенка, если он холерик или даже сангвиник. А это уже само по себе способно закрепить заикание на неопределенный срок.

Если ребенок достаточно отчетливо произносятся звуки, не нужно спешить с походом к логопеду. Сначала нужно критически посмотреть на отношения в семье, собственную речь, привести ее в соответствие с темпом речи ребенка, устранить свою повышенную возбудимость, нетерпение, стремление контролировать каждый его шаг. Дать ему возможность спонтанно выражать свои мысли и эмоции, быть непосредственным и естественным.

Следует выяснить, беспокоят ли ребенка страхи, помочь ему справиться с ними. Завлеките ребенка активными играми, предложите ему сочинить историю, сказку и вместе обыграйте ее.

Лекарств, излечивающих заикание, к сожалению, как таковых не существует. В случаях общей нервной ослабленности (невропатии) и остаточных нервных явлений (после тяжелых родов, заболеваний, сотрясений) можно использовать медикаменты, но обязательно под контролем врача.

Основная задача родителей – помочь ребенку понять, что он сможет справиться со своей проблемой, поддержать его.

«Ночной будильник» не сработал?

Энурез – ночное непроизвольное недержание мочи. Ему чаще подвержены дети с флегматическим темпераментом, медлительные, неторопливые, как про них говорят – «копуши». Во всем мире заикается 2–3% детей, и больше половины из них страдает от сочетания данной болезни с другими физиологическими расстройствами — снохождением, тиками, головными болями, аллергией. Но чаще всего, по данным современной статистики, с заиканием сочетается энурез. Кроме того, каждый пятнадцатый здоровый ребенок в возрасте 10–12 лет страдает ночным или дневным недержанием мочи.

Энурез может быть следствием чрезмерных требований к ребенку со стороны родителей, без конца торопящих, подгоняющих и наказывающих за неисполнение их завышенных притязаний и ожиданий.

Энурез чаще всего возникает у ребенка в силу двух причин (если, конечно, он не связан с проблемами функционирования и инфицирования мочеполовой системы).

Первая – испуг, сильное эмоциональное потрясение, переживание. Сначала заболевание проявляется 1-2 раза в месяц, а если проблема для ребенка остается неразрешенной, то постепенно учащается.

Вторая — чрезмерное утомление и перевозбуждение в течение дня, вследствие этого ребенок ночью спит чрезмерно глубоко, как говорят «без задних ног», не ощущая позыва на мочеиспускание. Неожиданное мочеиспускание во сне обычно происходит в первую половину ночи. В этот период сон наиболее глубокий, а у больных энурезом – особенно. Именно этим объясняется такой факт, что при ночевке в незнакомой обстановке мокрая постель обнаруживается не в первую ночь, когда ребенок спит довольно чутко, а спустя 2-3 дня.

Недостаточность ухода и эмоционального контакта с детьми в первые годы жизни, раннее посещение яслей также могут стать провоцирующим фактором.

Кроме того, важной причиной появления энуреза может также стать физическое состояние ребенка. Поэтому прежде чем будить его ночью, чтобы посадить на горшок, надо проанализировать состояние ребенка. Возможно, эта процедура дается ему нелегко, и поэтому он будет сопротивляться. Часто случается так, что первопричиной энуреза является именно нарушенный, патологически глубокий сон как проявление нервной ослабленности (невропатии). Поэтому, прежде всего, нужно укреплять нервную систему детей, и тогда постепенно уменьшится и сойдет на «нет» энурез.

По утверждению психологов, энурез является механизмом компенсации. То есть бессознательное проявление ребенком своих чувств к травмирующей ситуации. Часто на пути к самовыражению у него возникают непреодолимые препятствия: ревность, запреты, непонимание. И ребенок, не найдя другого способа выразить недовольство, прибегает к деструктивному методу – энурезу.

Прежде чем приступать к лечению энуреза психотерапевтическими методами, следует убедиться, что он не связан с инфекцией почек и болезнью мочеполовой системы. Частые позывы к мочеиспусканию могут быть первыми признаками диабета, а в комплексе с ночными страхами — эпилепсии (тяжелого заболевания нервной системы).

Родителям следует научить ребенка, страдающего энурезом, специальным физическим упражнениям, таким как поднятие и опускание напряженных ног, имитация стирки, наклоны и приседания, вдохи и выдохи с различной частотой и амплитудой. Он должен почувствовать возможности, резервы собственного тела. В качестве лечебного упражнения ребенок должен как можно дольше задерживать мочеиспускание в течение дня.

Очень важен и психологический момент. Необходимо объяснить ребенку, что энурез не так страшен и что им страдают многие дети, что его можно победить. Необходимо помочь ребенку поверить в свои силы и внушить, что он справится с проблемой. Часто родители прибегают к таким методам, как уговоры: не плачь, возьми себе в руки, ты же мужчина и т.п. Этого делать ни в коем случае нельзя, утверждает детский психолог психологического центра «Линкс-психолоджи» Анна Балакшина, так как это воспринимается ребенком как запрет на выражение своих эмоций, усиливает состояние тревоги.

Заикание и энурезы нередко сочетаются или дополняют друг друга. При создании благоприятных условий в семье, отсутствии конфликтов, соответствии воспитания реальным психофизиологическим возможностям детей, постепенном укреплении их нервной системы все подобные расстройства проходят или заметно уменьшаются к концу дошкольного возраста.

Как в случае заикания, так и при энурезе родителям необходимо показать ребенка специалисту для выявления первоначальной причины возникновения заболевания: напряженная обстановка в семье, детском саду, школе, или же это проявление реакции на острую травматическую ситуацию.

Если недержание мочи в постели сочетается с длительной и тяжелой формой заикания, рекомендуется обследование у невропатолога и психиатра.

Безусловно, рассчитывать на быстрое избавление от недугов не стоит. Лечение требует тщательной и кропотливой работы, но важно придерживаться основных правил поведения в семье, относиться к ребенку как к личности и строго соблюдать все назначения врача.

источник

Родители школьников часто жалуются на нагрузку, которая ложится на хрупкие плечи их детей. Мол, это приводит к хронической усталости и проблемам со здоровьем. На эту проблему обратил внимание даже президент. Александр Лукашенко выразил недовольство количеством информации о червях в учебниках по биологии и потребовал от министра образования не «перегружать детей, особенно дома».

Сил у современных школьников в погоне за знаниями и широким кругозором тратится действительно много, но только ли школа виновата в физической и эмоциональной перегрузке учеников, выяснила корреспондент Sputnik.

Со своей проблемой в редакцию обратилась минчанка Елена. У нее две дочки. Старшая Диана в четвертом классе, младшая Маша – в детском саду.

«В прошлом году в октябре у Дианы начался нервный тик – дергались губы и правая щека. Я сильно испугалась, повела дочку к неврологу. Провели разные анализы, обследования. К счастью, никаких серьезных диагнозов не нашли. Начали дальше разбираться, в чем дело. Нам выписали Магний B6, глицин, расслабляющий массаж и направили к детскому психотерапевту», – рассказывает женщина.

Доктор, помимо прочего, рекомендовала дозировать нагрузку. «Я предполагаю, дочка просто не справляется с нагрузкой в школе, она не высыпается. У ее одноклассницы была похожая проблема. Я знаю, что Диана – перфекционистка. Она сильно нервничает, если что-то не получается, если она получила не десять, а девять. Мы с мужем все время помогаем ей с уроками, со всякими творческими заданиями, чтобы она была лучшей. Конечно, любым родителям хочется, чтобы ребенок достигал высоких результатов», – признается Елена.

Девочку лечили около двух месяцев, в итоге тик прошел. «В этом году все повторилось. Дочка совсем немного побыла в школе, а у нее уже дергается глаз. Снова пошли по врачам, снова проходим лечение. Я не понимаю, зачем так напрягать детей школьной программой, что они дерганными становятся. Нужно что-то менять. Повезло, что у младшей не такой характер – она не особо переживает из-за неудач», – заключила мама школьницы.

У минчанки Натальи сын перешел в пятый класс. В прошлом учебном году семья также столкнулась с проблемами у ребенка. «У Левы начались проблемы в конце прошлого учебного года. У него начали дергаться глаза, а по ночам он стал ходить, как лунатик. Вообще весь был очень возбужденный и нервный из-за учебы – хотел перейти в следующий класс с лучшими оценками, чтобы получить не благодарность, а грамоту. Невролог обнаружила, что у него даже физическая зажатость есть – мышцы шеи и плеч были в гипертонусе. Это все от стресса, я уверена», – делает вывод она.

Мальчик пил успокоительные, ходил на дарсонваль и на массаж. «Несколько раз были у психотерапевта. Вроде стало лучше. Летом все вообще прошло, когда ребенок отдохнул. И приступы лунатизма прошли, и нервный тик», – уверяет мама школьника.

Женщина опасается, что проблемы начнутся снова. «Сын перешел в среднюю школу, там нагрузка еще больше. Он сильно устает. Знать бы, что делать, чтобы такое не повторилось. Я постоянно стараюсь убеждать Льва, что оценки не важны. Главное – здоровье», – говорит Наталья.

Прокомментировала ситуацию с чрезмерной, по мнению родителей, школьной нагрузкой врач-психотерапевт УЗ «Городской клинический детский психиатрический диспансер» Нина Иванцова.

По ее словам, детей с различными нервными расстройствами в диспансер приводят часто.

«Мы консультируем каждый день, и практически каждый день по одному-два пациента с такой проблематикой встречаются. Как правило, это дети определенного возраста. Пики у деток могут начинаться с двух-трех лет, но чаще всего к нам за помощью обращаются дети в возрасте 7-12 лет», – рассказала она.

Причин у нервных расстройств очень много. Ребенок может испытывать стресс еще внутриутробно, и это может сказаться на его состоянии в дальнейшем. В целом стресс – это изменение привычной обстановки. Например, поход в детский сад.

Многое зависит от особенностей нервной системы малыша. «Одни и те же условия для одного ребенка могут быть стрессом, а для другого – вполне обычной ситуацией, с которой он спокойно справляется», – объясняет психотерапевт.

Среди стрессовых факторов – отношения между родителями, отношение родителей к ребенку. «Могут воздействовать на него и другие факторы: переезд, смерть близких, развод родителей. В таких ситуациях ребенок испытывает сильный стресс, и у него могут появиться невротические отклонения», – говорит специалист.

На детей могут повлиять также операции, какие-то болезненные манипуляции, временное проживание с чужими людьми, смена школы.

«Естественно, все это может сказываться на их общем состоянии здоровья. Могут появляться жалобы соматического плана: болит голова, болит живот, тошнит. Могут появляться страхи, сниться кошмары», — перечисляет Иванцова.

Школа тоже создает стрессовую ситуацию. «Это новые требования, новые взаимоотношения ребенка и с учителем, и со сверстниками, нагрузки. Дети идут примерно одного возраста в школу, но у каждого своя жизненная история», – говорит Нина Семеновна.

По ее словам, стрессом может стать ситуация, когда родители начинают требовать больше, чем может ребенок, не учитывая его реальные способности в усвоении материала.

«Если у ребенка поведенческие отклонения, он будет больше получать замечаний, может попасть в разряд «плохишей» – это тоже будет стрессом для него. Это может стать причиной ухудшения или изменения поведения, появления психосоматических отклонений или тех же тиков, заиканий, энурезов и прочего. Может быть много проблем, возникающих на фоне психоэмоционального перенапряжения», – предупреждает родителей врач.

Повышенная нагрузка на ребенка в школе и за ее пределами также может привести к расстройствам. «Но это проблема не ребенка, это проблема родителей. Когда к нам приходят с явными проблемами, мы объясняем, что ребенок не нуждается в таком интенсивном развитии. Кому-то из детей без проблем дается все, но есть и те, кому это сложно. Родители забывают, что ребенок живой», – объясняет психотерапевт.

Кто-то из детей без проблем выдерживает нагрузку, а кто-то начинает болеть, меняться в характере, в поведении и испытывает огромный стресс.

«Ребенок, которого уже чуть ли не в 10 месяцев начинают активно развивать, учить нескольким языкам – это амбиции родителей, это не есть хорошо. Причем, как правило, в благополучных семьях. Это повод похвастаться: «Посмотрите, у меня все хорошо, и еще ребенок – вундеркинд». Взрослые с помощью детей могут удовлетворять свои когда-то неудовлетворенные потребности, а ребенку на данном этапе это вообще может быть не надо и даже вредно», – подчеркнула Иванцова.

Проще избежать проблем, чем их устранять. Нужно понимать, что проблема ребенка – это симптом семьи. Ребенок – это зеркальце, которое отражает прежде всего то, что происходит дома, а не в школе. Иногда ребенку банально не хватает внимания. Чтобы ребенок нормально развивался психологически, нужно минимум восемь раз в день сказать ему, какой он хороший, похвалить», – говорит психотерапевт.

Дети очень болезненно реагируют на несправедливость, поэтому, когда мама или папа, не разбираясь в ситуации, наказывают или свои проблемы срывают на ребенке, они переживают. «Если такое случилось, родителям нужно иметь внутреннюю силу, чтобы попросить прощения у ребенка за несправедливое отношение. Дети это очень ценят и уважают таких взрослых», – отметила Нина Семеновна.

В отношениях с ребенком должна быть гибкость и любовь. Нужно интересоваться его эмоциональным состоянием, объяснять, что бояться, злиться, плакать – это нормально.

«В славянском обществе принято подавлять эмоции, это считается силой духа. А на самом деле мальчики тоже плачут – и это нормально. Почему у мужчин случаются инфаркты в 40 лет? Потому что они должны быть сильными. Такие требования предъявляет общество, и иногда эти шаблоны нужно разрывать», – убеждена собеседница.

Также важно, чтобы родители адекватно оценивали реальные возможности своего ребенка. «Мало ли, что вы хотите, чтобы дочь стала балериной. А если у нее нет соответствующих данных, если у нее конституция другая? Не нужно сажать ее на диету и изнурять тренировками. Она будет другим хорошим специалистом, в чем-то другом себя реализует», – объясняет Иванцова.

Взрослые часто не понимают, что нереально во всем быть первым и лучшим. «Невозможно объять необъятное. А на школу грешат. Но не всегда школа виновата. Просто родителям иногда проще ответственность переложить со своих плеч на кого-то другого и самих себя успокоить таким образом», – констатировала врач.

Если у ребенка проявились какие-то невротические отклонения, родителям прежде всего нужно разобраться, что изменилось и вызвало стресс.

«Многим взрослым достаточно того, что ребенок пришел из школы с хорошими оценками и выполнил домашнее задание. А дружат ли с ним в школе, обижают ли, родители не интересуются. А бывает, что ребенок о чем-то рассказывает, а мама или папа отмахивается. Поэтому для начала нужно поговорить с ребенком», – отметила Нина Семеновна.

Родителям ни в коем случае не стоит паниковать. Нужно разобраться, откуда растут ноги у проблемы. «Иногда приходят детки, которые учатся хорошо. Но родители от них требуют только девять и десять, восемь, по их мнению, – уже плохая оценка. Но это же нереально! Родители должны фильтровать свои требования по отношению к детям, давать разумную физическую и эмоциональную нагрузку», – убеждена психотерапевт.

Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

Что касается докторов, нужно сначала посетить педиатра и выяснить, нет ли какой-то соматической патологии.

«Педиатр направляет к невропатологу, чтобы выяснить, нет ли каких-то серьезных заболеваний. Если все хорошо, врач выписывает медикаменты. Очень часто нервные тики возникают у детей из-за дефицита магния, его выписывают в комплексе с витамином B6. Иногда выписывают «Ноофен» – легкий ноотропный препарат. Если улучшение не наступает, тогда уже рекомендуется посетить детского психолога, психоневролога или психиатра», – описывает этапы решения проблемы собеседница.

Нина Семеновна всегда объясняет: если направили к психотерапевту, бояться нечего. «Все думают: «Вот, попали к психиатру, сейчас диагнозов наставят, жизнь ребенку испортят». Конечно, если у вас шизофрения, с психиатром вы будете дружить всю жизнь. Но если у вас какие-то временные невротические реакции на стрессовую ситуацию, это не приговор: сегодня это есть, а завтра может и не быть. Оказать ребенку поддержку в этот момент, разобраться, провести психотерапию, медикаментозную поддержку просто необходимо. Психиатрия не носит карательный характер. Мы помогаем», – подчеркнула она.

источник

Заикание и нервные тики у детей 1-6 лет: о причинах их возникновения и способах лечения мы поговорили с детским неврологом, педиатром Аллой Беляковой и психологом, семейным консультантом Марией Карасевой.

«Заикание и двигательные тики дебютируют у детей в возрасте 2-5 лет. Наиболее частыми предпосылками для возникновения таких состояний являются перинатальное поражение ЦНС (ППЦНС) на первом году жизни, склонность к судорожному реагированию, наследственная предрасположенность. Если у ребенка имеются органические нарушения ЦНС, то неврологи расценивают тики и заикание как неврозоподобные состояния. Они хуже поддаются лечению и требуют более интенсивной медикаментозной терапии. Если же со стороны ЦНС не выявляется никаких нарушений, то такие состояния расцениваются как невроз. Поэтому для уточнения или исключения нарушений ЦНС обязательно нужно пройти обследование (ЭЭГ). Чаще заикание и тики встречаются у мальчиков.

Обычно толчком для начала невроза (тика или заикания) служит стрессовая ситуация, очень сильные переживания и эмоции. Например, период адаптации к детскому садику. Ребенок попадает в новую для него ситуацию, к новым людям. При этом играет роль и отлучение от матери, отсутствие материнской поддержки. Неблагоприятной ситуацией являются ссоры родителей. Ребенок чувствует себя виноватым в домашних скандалах. Однако и чрезмерно много положительных эмоций, перевозбуждение ребенка, длительный просмотр телевизора могут также спровоцировать начало тиков или заикания. Последние факторы чаще являются значимыми при наличии у ребенка нарушений со стороны ЦНС.

Таким образом, если у ребенка есть отягощающие факторы (ППЦНС на первом году жизни, склонность к судорожному реагированию, наследственная предрасположенность), то для профилактики возникновения неврозов нужно избегать вышеописанных факторов риска. А при поступлении ребенка в детский сад необходимо подготовить его: рассказать о садике, прийти в детсад для знакомства с воспитателем и детьми, не оставляя ребенка одного. В дальнейшем в детский садик дать с собой ребенку его любимую игрушку. В этом случае адаптация пройдет более гладко.

При возникновении первых признаков заикания или тика необходимо срочно обратиться к детскому неврологу. Важно не ждать, когда это пройдет самостоятельно, а сразу начать лечение. Так как при рано начатом лечении эффект значительно лучше.

Также важно не заканчивать курс медикаментозного лечения преждевременно. Даже если невроз внешне уже не проявляется, нельзя прекращать лечение, так как возрастает вероятность рецидива. А повторное возникновение проявлений невроза поддается лечению сложнее, требуются более длительные курсы. Невролог обычно назначает медикаментозное лечение на 1-2 месяца, курс физиотерапии, массажа.

Кроме лекарств очень важно создать для ребенка психологически щадящую обстановку. Не ругать ребенка и не ругаться при нем. Рекомендуется разговаривать спокойно, но твердо; избегать перевозбуждения и переутомления; ограничить просмотр телевизора до 15 минут в день; избегать шумных коллективов и игр.

Во всех случаях рекомендуется консультация психолога. Крайне важно выявить психотравмирующую для ребенка ситуацию и исключить ее. Так как без исключения психотравмирующей ситуации медикаментозное лечение будет неэффективно.

Также нужно воспитывать и развивать в ребенке уверенность в себе. Дети с неврозом нуждаются в особом, теплом и внимательном отношении со стороны родителей».

«Заикание и нервные тики у детей могут возникать по самым разным причинам (генетическая предрасположенность, как результат физической или психической травмы). Но всегда есть и психологический компонент, который иногда является катализатором возникновения заболевания. Для того чтобы пояснить это подробнее и дать алгоритмы психологической коррекции этих заболеваний, немного разберемся, в чем их суть и как правильно распознать их признаки.

Принято считать, что нервный тик — это всегда подергивание глазом. Но на самом деле, если говорить простыми словами, — это подергивание какой-либо частью тела, в основе которого лежит механизм непроизвольного сокращения мышц. Нервные тики могут быть достаточно незаметны, но иногда они носят тяжелую форму и приводят к социальной изоляции. Интенсивность проявления может варьироваться в течение дня, может носить спонтанный и достаточно краткосрочный характер, а иногда это заболевание длится много лет. В связи с этим и эффективность лечения может быть разная — от полного излечения до неэффективности. И в вопросах коррекции и лечения данного заболевания не последняя роль отводится характеру взаимодействия родителей с детьми.

Заикание — нарушение плавности и ритмичности речи, причем эти нарушения не всегда выражены так сильно, как мы привыкли думать. Иногда заикание проявляется как чрезмерная пауза в речи, как будто ребенок задумался над ответом и никак не может сказать что-то. На самом деле эта пауза может быть вызвана судорогами мышц речевого аппарата. Также к заиканию иногда относят повторение каких-то слов, звуков, слогов. Эти повторения являются частью борьбы ребенка с речевым недугом и попытка выразить свою мысль.

Заикание иногда проявляется только в стрессе, когда возрастает значимость ситуации в картине мира ребенка, в связи с которой происходит блокировка мышц на физическом уровне (публичное выступление, разговор с незнакомыми людьми, разговор по телефону, страх наказания и т. п.).

На фоне стресса мышцы зажимаются, ребенок начинает волноваться, понимает, что ему сложно выразить свою мысль, и соответственно волнуется еще больше, и еще больше происходит сжатие речевых мышц. Получается замкнутый круг, который расстраивает как самого ребенка, так и его родителей.

Заикание — разновидность детского невроза. Оно может возникать на фоне физиологических нарушений (черепно-мозговые травмы, поражение нервной системы, нарушение внутриутробного развития, генетическая предрасположенность, лор-заболевания и т. п.). Возникновению заикания могут способствовать и социально-психологические причины. К психологическим причинам относят: стрессовые ситуации, сильные психоэмоциональные и травматические события — потеря близкого человека, сильный испуг, страхи и т. п.

Тем не менее у детей заикание может быть и формой привлечения внимания родителей или проживанием глубокого чувства обиды и ревности и невозможностью справится с этими чувствами.

К социальным причинам можно отнести: частые и резкие смены места жительства (также школы, садика), чрезмерная опека родителей, переутомление ребенка развивающими занятиями (особенно речевыми), чрезмерная стимуляция речевого аппарата (родителями), просто повторение за кем-то из членов семьи, кто заикается (или за другим ребенком).

Лечение нервных тиков и заикания назначает врач невролог. Часто у заболевания встречаются психологические причины, и даже если они не основные, то всегда есть сопутствующая данному заболеванию психологическая атмосфера, к которой относится: характер отношений между родителями (между папой и мамой), характер отношений между другими членами семьи, уровень конфликтности членов семьи, степень тревожности родителей (особенно мамы), стиль воспитания (особенно авторитарный), гиперопека и многое другое.

При возникновении заикания или нервных тиков у ребенка родителям в первую очередь стоит меньше заострять внимание на этой проблеме — не торопить ребенка что-то сказать, не проявлять нетерпения к неправильному поведению ребенка, не раздражаться, не осуждать и ни в коем случае не передразнивать и не смеяться над ним.

Ребенок должен понимать, что, несмотря на его проблему, его любят и ценят, а также относятся к нему с уважением. Более того, если ребенок до этого чувствовал давление со стороны родителей, то просто необходимо это давление снизить. Давление дети ощущают тогда, когда родители наказывают ребенка — физически или психологически. К психологическим видам наказания относятся: обида на ребенка, злость, крик, оскорбления, угрозы и т. п. Это все угнетает работу нервной системы и создает благоприятные условия для развития неврологического заболевания.

Одновременно с этим важно помнить, что чрезмерная тревожность о проблеме (тики или заикание) с фиксацией родителей на ней (даже когда ребенок не слышит об этом), создает у ребенка ощущение, что с ним что-то не так. У него снижается самооценка, и его тревожность также начинает расти.

Это способствует повышению уровня стресса и выраженности симптоматики. Поэтому ребенок должен чувствовать себя в безопасности, и он должен понять, что с этой проблемой можно справиться. Но это понимание может прийти только от родителей, которые также верят в себя, в свои силы и в способности своего ребенка. Именно родители на эмоциональном уровне транслируют ребенку чувство психологической безопасности, без которого сложно ожидать эффективного лечения.

Одновременно с этим родители отвечают и за обеспечение внешней безопасности ребенка, речь идет о защите от насмешек других людей. Иногда, в силу невозможности обеспечить защиту ребенка в дошкольных и школьных учреждениях, на момент заболевания можно рекомендовать домашнее обучение. Но стоит помнить, что все равно какой-то круг друзей просто необходим ребенку — важно, чтобы это были дети, которые смогут спокойно реагировать на проблему и не будут смеяться и передразнивать вашего сына или дочь. Если изолировать ребенка полностью, то может быть обратный эффект — усилится застенчивость, которая также может привести к более частым (сильным) проявлениям заикания или нервных тиков.

После такой изоляции обязательно надо следить за тем, как ребенок адаптируется после перерыва. Важно во время его вынужденного сидения дома заняться психологическими упражнениями, посещать специальные занятия с психологом-логопедом (в случае заикания), просто с психологом. Необходимо поднять ребенку самооценку, чтобы он сам поверил в свои силы. И хорошо, если это будет происходить в содружестве — невролог, психолог, родитель и детский коллектив».

источник

СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЛЕЧЕНИЕ ТИКОВ И ЗАИКАНИЯ

Чтобы качественно лечить болезнь, в идеале необходимо иметь четкое представление о причинах ее возникновения и механизмах развития. В реальной медицине, к сожалению, далеко не всегда удается разобраться с этим полностью, но движение вперед идет постоянно. И в последние годы специалисты несколько пересмотрели подход к лечению заикания и тиков.
Заикание
Эта проблема может возникнуть по нескольким причинам. Почему-то в народе очень распространено мнение о том, что ребенок начинает заикаться «от испуга», то есть, вследствие какой-то психотравмирующей ситуации. Такое действительно бывает, но не слишком часто. Заикание, возникшее после кратковременного сильного эмоционального потрясения, как правило, длится очень недолго и может пройти само. Но гораздо чаще психотравмирующая ситуация (краткая или длительная) служит просто спусковым крючком для запуска патологического механизма там, где есть предрасположенность. При инструментальных обследованиях обычно у таких деток обнаруживаются отклонения от нормы. Это могут быть очаги судорожной готовности на электроэнцефалограмме, или нарушения кровообращения на УЗИ сосудов головного мозга, или то и другое одновременно. Поэтому, даже при наличии связи с какой-то ситуацией заикание нельзя рассматривать как невротическое, его нужно лечить как органическую патологию. Ученые доказали, что при длительном заикании речевые центры головного мозга начинают функционировать иначе, чем у здоровых людей. Поэтому современный подход к лечению заикания предусматривает воздействие на речевые центры и механизмы нарушения речи. Специалисты почти всегда назначают лекарства, улучшающие мозговое кровообращение, влияющие на обмен веществ в головном мозге (ноотропные и вазоактивные препараты). В зависимости от результатов обследования при необходимости могут применяться противосудорожные препараты и атипичные нейролептики. Лекарства, которые назначают детям, используют уже не один десяток лет, поэтому не стоит их бояться. Разумный врач всегда перед назначением тщательно взвешивает все риски и пользу каждого лекарства, и, конечно, старается в доступной форме объяснить родителям выбор именно этих препаратов. Стоит заметить, что примерно 2% от всех, страдающих заиканием, имеют генетическое происхождение. Если среди родственников есть страдающие заиканием и во взрослом возрасте, то вероятность того,что у вашего малыша это генетическая форма, очень велика. Точно может сказать только генетик, и то не во всех случаях. У таких пациентов лекарственная терапия не даст стойкого и полного эффекта, больше помогают занятия с психологом и логопедом. В любом случае, прежде чем принимать решение о лечении, стоит посетить невролога и психиатра и выслушать их мнение и советы.

Тики
Тики имеют много общего с заиканием по схожести механизмов развития. Как выяснили ученые, у небольшого количества пациентов они также обусловлены генетикой; некоторые тики представляют собой эквивалент малого судорожного приступа; а некоторые тики входят в структуру определенных синдромов, выделенных в особую группу (например, синдром Жиля де ля Туррета). Но в свете современных представлений детские тики нельзя рассматривать как чистый невроз, это гораздо более глубокая и серьезная проблема. Для лечения тиков у детей тоже применяются средства, улучшающие работу мозга, а также противосудорожные и другие специальные препараты. Практически все виды тиков поддаются лекарственному лечению, но родителям надо настроится на то, что какие-то лекарства придется давать несколько лет, курсами или непрерывно.

Многие детские врачи и сейчас еще довольно часто говорят родителям, что ноотропы не лечат тики и заикание, а нейролептики – очень страшные лекарства. В какой-то мере это правда, НО! Средства, улучшающие кровообращение и питание головного мозга действительно сами по себе не лечат заикание и тики, но они лечат нарушения кровоснабжения и питания головного мозга, тем самым помогая мозгу справляться с другими проблемами. Что касается нейролептиков, то современные препараты этого спектра даже в серьезных дозах практически не вызывают побочных эффектов и не нарушают обычный образ жизни; многие из них разрешено принимать даже при вождении машины, так что все эти страхи и предубеждения давно устарели. Впрочем, педиатры и детские неврологи не обязаны досконально разбираться в психоактивных препаратах, это прерогатива психиатра. Поэтому, к слову, ребенка с тиком или заиканием стоит непременно проконсультировать у психиатра. Опытный психиатр в своей практике часто пользуется теми лекарствами, которые применяют для лечения тиков и заикания, следовательно, имеет немалый опыт их практического применения, знает все особенности их действия, в том числе и не описанные в аннотациях. А лечение таких болезней, как синдром Жиля де ла Туретта или хореи, которые сопровождаются тиками, однозначно лучше проводить у психиатра, потому что, это сложные заболевания, и у таких деток нередко наблюдается еще и особое поведение.

На практике детскими врачами давно подмечено, что у какой-то части детей с заиканием и тиками они проходят самостоятельно к подростковому возрасту даже без медикаментозного лечения. Ученые считают, что такое спонтанное самоизлечение происходит у тех, у кого проблема была обусловлена десинхронизацией биоэлектрической активности головного мозга. А к подростковому возрасту за счет гормональных изменений в организме изменяется и процессы синхронизации. Процентное количество таких детей сильно разнится по статистическим данным разных регионов. Многим родителям, конечно, очень заманчиво уповать на то, что именно их ребенок попадет в эту группу, но ни один специалист не даст вам точного прогноза, и безусловно, никто не посоветует сидеть сложа руки и просто ждать пубертата, в надежде, что авось само пройдет.

Родители свободны в своем выборе – к какому специалисту обратиться для лечения тиков или заикания, но многие медики уже приходят к выводу, что идеальным вариантом для лечения этих проблем будут совместные действия невролога, психиатра и логопеда или детского психолога.

источник

Системные невротические и неврозоподобные синдромы (заикание, тики, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита)

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: Кузина М.Н Системные невротические и неврозоподобные синдромы (заикание, тики, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита)

План: 1.Патологические привычные действия у детей. 2.Нарушения поведения у детей раннего возраста. 3. Неврозоподобные синдромы

К патологическим привычным действиям относят группу специфических для детей и подростков нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фиксация тех или иных произвольных действий. Наиболее распространенными патологическими привычными действиями являются: сосание пальца, кусание ногтей (онихофагия), онанизм (мастурбация), болезненное стремление выдергивать или выщипывать ногти (трихотилломания), ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).

Наиболее распространенными патологическими привычными действиями являются: сосание пальца, кусание ногтей (онихофагия), онанизм (мастурбация), болезненное стремление выдергивать или выщипывать ногти (трихотилломания), ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).

Сосание пальца или языка Встречается в основном у детей раннего и дошкольного возраста, но может наблюдаться и в младшем школьном возрасте. Наиболее часто встречается сосание большого пальца руки, что может привести к деформации прикуса.

Кусание ногтей (онихофагия) Наиболее часто встречается в препубертатном возрасте. Нередко при этом обкусываются не только выступающие части ногтей, но и частично прилегающие участки кожи, что ведет к местным воспалительным процессам. В большинстве случаев сочетается с другими невротическими расстройствами. Может иметь свой вариант в виде привычки грызть карандаши, ручки, др.предметы, кусать язык, слизистую щек, скрипеть зубами. Нефагический вариант феномена представлен привычкой ломать, подергивать и ковырять ногти, крутить и перебирать пальцы рук.

Мастурбация В раннем и допубертатном возрасте типичное проявление – манипулирование половыми органами. Нередкое проявление -усиленное сжимание бедер, ерзание на стуле или лежа на животе, трение пахом о предметы , ноги взрослых. Реже отмечается чрезмерное пристрастие детей к обнажению, телесному контакту.

Трихотилломания Стремление выдергивать волосы на волосистой части головы и бровях, сопровождаемое чувством удовольствия. Наблюдается в основном у девочек школьного возраста. Выдергивание волос иногда приводит к местному облысению. У некоторых детей отмечается снижение болевой чувствительности к данному действию. Рудиментарные формы трихотилломании в виде особого интереса к волосам, игр с волосами, накручивания их на пальцы могут наблюдаться в раннем возрасте. Как правило, при данном нарушении отмечается сниженный фон настроения, тревожность.

Читайте также:  Афобазол помог от заикания

Яктация Яктация – произвольное ритмичное стереотипное раскачивание туловищем или головой, наблюдаемое преимущественно перед засыпанием или после пробуждения у детей раннего возраста. Как правило, раскачивание сопровождается чувством удовольствия, а попытки окружающих помешать ему вызывают недовольство и плач. Раскачивание телом или головой (яктация) могут быть : в форме раскачиваний в переднезадней или боковой плоскостях в форме биений головой о горизонтальную или вертикальную поверхности в виде кручений головой и др.стереотипий, ритм которых м.б. синхронным с ЧСС, соответствовать энцефалографическому ритму засыпания или меняться параллельно степени эмоционального возбуждения ребенка («гневливая яктация»)

– синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Расстройства поведения у детей

Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов. Расстройства поведения у детей

Патогенез Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

Причины расстройства поведения у детей

Нарушение поведения у детей раннего возраста К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными или вызывающими поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм. Типичными признаками патологии могут быть чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость к другим людям или животным, преднамеренная порча имущества, поджоги, воровство, обман, прогулы занятий и уходы из дома, частые и тяжелые вспышки гнева, вызывающие провокационные поступки, систематическое непослушание. Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для постановки диагноза, чего нельзя сказать об изолированных актах.

Виды нарушений поведения у детей Гиперактивное поведение (синдром дефицита внимания) Такие ребятишки испытывают повышенную потребность в постоянном движении. Блокировка активности жесткими правилами поведения приводит к нарастанию мышечного напряжения и резкому ухудшению внимания, вследствие чего возникает сильное утомление и падает работоспособность. За этими реакциями всегда следует эмоциональная разрядка, проявляющаяся неконтролируемым двигательным беспокойством и выраженной расторможенностью. Демонстративное поведение Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых. Протестное поведение Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство. Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость. Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание. Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д. Инфантильное поведение В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований. Виды нарушений поведения у детей

Коррекция нарушений поведения у детей Арттерапия. Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов личности, развивает эмоции и чувства ребенка, помогает переосмыслить ценности и изменить поведение. Интерес окружающих к результатам деятельности малыша повышает его самооценку и степень самопринятия.

Музыкотерапия. Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить чересчур возбужденных детей. Для психокоррекционной работы предпочтительно использовать запись звуков природы; Коррекция нарушений поведения у детей

Библиотерапия. Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми не как вымысел, а как отдельная существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания книг ребенок неосознанно учится понимать и распознавать мотивы, поступки и чувства героев, а также получает представление о возможных вариантах поведения в тех или иных ситуациях. Коррекция нарушений поведения у детей

Игровая психотерапия (занятия по специальным методикам, в ходе которых специалист будет внимательно наблюдать и оценивать поведенческие и психологические реакции ребенка на стресс, неудачи, азарт и т. д. ); Коррекция нарушений поведения у детей

Пет-терапия (лечение посредством общения и взаимодействия с домашними животными) Коррекция нарушений поведения у детей

Групповые занятия у психотерапевта (позволяют скорректировать неврозы, связанные с трудностями в общении, в адаптации к новым условиям). Коррекция нарушений поведения у детей

Гипнотерапия (метод коррекции психики и поведения путем создания новых установок во время погружения в транс. Подходит только старшим детям и подросткам). Коррекция нарушений поведения у детей

Неврозоподобные синдромы (заикание, тики, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита)

Заикание Данное психическое заболевание представляет собой нарушение речи, которое проявляется наличием судорог мышц речевого, дыхательного и голосового аппарата. Проявляется невротическое заикание прерыванием плавного течения речи мышечными судорогами, задержкой дыхания и повторением отдельных звуков, независимо от воли человека. Данное психическое расстройство также характеризуется разнообразными нарушениями темпа и ритма речи, артикуляции и голоса, затруднением в нахождении подходящих слов, отсутствием четкой формулировки фраз, перестановкой выражений, поэтому его нередко называют «заиканием спотыканий» Данный вид невроза чаще всего возникает у детей в возрасте от трех до пяти лет, в период формирования мышления, задавания множества вопросов познавательного мира. Следует также отметить, что девочки страдают данным заболеванием реже, чем мальчики.

Этиология невротического заикания. Главными причинами возникновения невротического заикание являются: психические травмы шокового характера (испуг, внезапное волнение, изменение места жительства, расставание с родителями, транспортная катастрофа, нападение животного, смерть близкого человека); затяжные психотравматические ситуации (неправильное воспитание, конфликты в семье, болезнь близкого человека); плохая наследственность (наличие невротического заикания у близких родственников); внешние факторы (перегрузка информацией и двуязычие в семье, попытки родителей ускорить темп речевого развития и чрезмерная требовательность к речи ребенка, а также подражание ребенка речи заикающегося человека).

Клиническая картина невротического заикания. Клиническая картина данного заболевания характеризуется наличием у больного тонических судорог в дыхательно-вокальной мускулатуре, которые через какое-то время начинают сопровождаться тоникоклоническими судорогами артикуляционной мускулатуры, при этом наблюдается повышение тонуса вокальных мышц, нарушение речевого дыхания, а также дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Со временем ребенок начинает замечать данный дефект, вследствие чего, отказывается говорить в присутствии посторонних, стесняясь данного психического расстройства. Далее возникает страх речи, сопровождающийся выраженными вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, нарушением ритма дыхания, повышенным артериальным давлением, который усиливает заикание при волнении или психическом напряжении. Такое состояние ребенка может привести к дезадаптации, снижению уровня знаний, постоянным переживаниям и замкнутости. Дети, страдающие невротическим заиканием, нередко прибегают к различным приемам, чтобы облегчить произношение трудных слов: включают вводные слова, заменяют трудные слова более легкими для произношения. Немаловажным является факт того, что невротическое заикание носит переменный характер, с наличием периодических усилений заикания и сопутствующих невротических расстройств под воздействием негативных психических воздействий. Таким образом, в привычной для ребенка обстановке, заикание становиться почти незаметным, усиливается лишь в резко выраженных условиях волнения и напряжения

Лечение невротического заикания Лечение данного заболевания довольно длительное, и, в большинстве случаев, успешное. Наиболее результативной в борьбе с невротическим неврозом является комбинированная терапия: сочетание психотерапевтического и фармакологического лечения, цель которой – устранить чувство неполноценности, сформировать уверенность в себе, обучить ребенка самоконтролю и естественному поведению в стрессовых ситуациях. При лечении данного расстройства у детей применяют методы поведенческой терапии, направленные на преодоление страха речи, а также эмоционального напряжения свободной и плавной речи. Эффективными являются методы обучения ребенка релаксации, сказкотерапия и арттерапия. Психотерапевты рекомендуют ограничение речевых нагрузок, а в некоторых случаях, и режим молчания, при невротическом заикании, которое было спровоцировано шоковой травмой. При длительной психотравмирующей ситуации, обусловленной неправильным воспитанием либо неблагоприятными семейными отношениями, необходимо ликвидировать негативные воздействия на ребенка. Главная цель лечения данного вида невроза – оберегать психику ребенка, исключая все замечания по поводу дефектов речи. Немаловажен и правильный речевой режим в семье — спокойная, замедленная речь в присутствии ребенка, способствующая уменьшению страха и напряжения. При медикаментозном лечении назначают препараты для понижения спазмов артикуляционной мускулатуры, в редких случаях возможно применение психотропных средств, рекомендуют также электросон, иглорефлексотерапию и водные процедуры. Помощь профессионального логопеда занимает также особое место в борьбе с невротическим заиканием. Лечение данного вида невроза у детей очень важно, ведь данное заболевание может привести к невротическому развитию личности, поэтому родителям необходимо принимать различные профилактические меры, а в случае возникновения данного заболевания, помочь ребенку своевременно преодолеть данное психическое расстройство!

Тики Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев. Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными: перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать); психическое потрясение, сильный испуг, ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее); желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных); усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).

Нервные транзиторные тики, которые могут развиваться на фоне невроза любого типа имеют свою классификацию. Они бывают: Мимическими – при непроизвольном повторяющемся сокращении мышц лица. Сюда относятся лицевые тики, глазные, тики губ и крыльев носа. Вокальными – при самопроизвольном нервном сокращении голосовых мышц. Звуковой тик может проявляться как заиканием, так и навязчивым повторением определенного звука, покашливания. Голосовые тики очень распространены среди детей, особенно дошкольного возраста. Моторными — при сокращении мышц конечностей. Это подергивания руками и ногами, взмахи и всплески руками, которые повторяются часто и не имеют логического объяснения.

Все тики делятся на локальные (когда задействована одна мышца) и на генерализированные (когда в процессе движения работает целая группа мышц или сразу несколько групп). Также тики бывают простыми (при элементарном движении) и сложными (при более сложных движениях). Обычно у детей в результате сильного стресса или других психогенных причин развиваются первичные тики. О вторичных врачи говорят только в случае, если тики сопровождают патологии головного мозга (энцефалит, травмы). Довольно редко, но все-таки бывают и тики наследственные, они называются синдромом Туретта. Какие именно тики у ребенка, установить нетрудно, гораздо сложнее обнаружить истинную причину, в том числе и связь с неврозом. А без этого полноценное лечение не представляется возможным.

Проявления тиков Нервные тики заметны невооруженным взглядом. При первичных тиках все непроизвольные движения носят характер локальных. Они редко распространятся на большие группы мышц. Чаще всего в них задействованы лицо и плечи ребенка (моргание, подергивание губами, раздувание крыльев носа, пожимание плечами). Тики не заметны в состоянии покоя и усиливаются только тогда, когда ребенок находится в стрессовой ситуации. Наиболее часто первичные нарушения проявляются как: моргание; хождение по замкнутому кругу или по прямой туда-сюда; зубовный скрежет; всплески руками или странные движения кистями рук; наматывание прядей волос на палец или вырывание волос; странные звуки.

Энурез Под энурезом понимают утрату контроля над мочеиспусканием в ночное и дневное время. Этиология. Контроль мочеиспускания зависит от уровня развития нервно-мышечного аппарата, регулирующего деятельность мочевого пузыря, эмоциональной и когнитивной сферы, стиля воспитания навыков опрятности, характера взаимоотношений в семьях. Нарушения на любом уровне регуляции могут стать причиной энуреза. Значимость генетического фактора подтверждается тем, что 75% больных имеют наследственную отягощенность этим расстройством.

Неорганический энурез может быть следствием хронической психогении — развод родителей, их выраженный конфликт, рождение сиблинга, начало учебы в школе, отрыв от матери, эмоциональное отвержение ребенка, особенно усиливающееся при появлении энуреза. Неорганический энурез может быть проявлением протестных реакций, с помощью которых ребенок либо сигнализирует окружающим о своем дискомфорте, либо бессознательно пытается переструктурировать отношения членов семьи, либо то и другое одновременно. Согласно данным ЭЭГ ночное недержание мочи возникает при переходе от медленной фазы сна к быстрой, вследствие чего энурез рассматривается как своеобразный патологический компенсаторный механизм регуляции системы сон-бодрствование. Одной из возможных причин возникновения энуреза является дефект установления правильного циркадного ритма выброса антидиуретического гормона вазопрессина, который в норме обеспечивает снижение диуреза в ночное время. Эпидемиология. Распространенность составляет 7% у мальчиков и 3% у девочек в возрасте до 5 лет, 3% мальчиков и 2% девочек в возрасте до 10 лет и 1% мальчиков и 0,4% девочек в возрасте до 18 лет. Дневной энурез более характерен для девочек.

Клиника. Энурез делят на первичный и вторичный. Первичный энурез встречается в 80% случаев, при нем контроль над мо-чеиспуксканием отсутствует с момента рождения. Вторичный энурез возникает под воздействием психосоциальных стрессоров у детей 5-8 лет после периода удовлетворительного контроля над мочеиспусканием. Недержание мочи обычно появляется через 0,5-3 часа после засыпания, но у некоторых детей это происходит в любое время ночи или непосредственно перед пробуждением. Дневной энурез часто сочетается с ночным, либо выступает самостоятельно. Дети с дневным энурезом обладают инфантилизмом и истерическими чертами личности. В преморбиде дети с энурезом имеют сниженную самооценку, черты тор-мозимости, демонстративности и истеричности, признаки вегетососудистой дистонии. Энурез для ребенка является эго-дистонным симптомом. При энурезе высока коморбидность с энкопрезом, задержками развития и нарушениями сна. Диагноз. Диагноз неорганического энуреза устанавливается на основе критериев МКБ-10. A. Хронологический и умственный возраст ребенка не менее 5 лет. Б. Непроизвольное или преднамеренное испускание мочи в кровати или в одежде, которое происходит с частотой не реже 2 раз в месяц у детей в возрасте до 7 лет, и не реже 1 раза в месяц у детей в возрасте 7 лет или старше. B. Энурез не является следствием эпилептических припадков или неврологического расстройства и не является прямым следствием анатомических аномалий мочевых путей или любого другого непсихиатрического состояния. Г. Нет психического расстройства, которое отвечало бы другим категориям МКБ-10. Д. Состояние должно отмечаться не менее 3 месяцев. Возможная классификация по пятому знаку: F98.00 только ночной энурез; F98.01 только дневной энурез; F98.02 ночной и дневной энурез.

Энкопрез Одно из наиболее своеобразных и характерных проявлений истерического невроза у детей — энкопрез (недержание кала). Иногда, напротив, такие дети задерживают дефекацию на пять — семь дней, повергая родителей в панику. Энкопрезом чаще страдают мальчики в возрасте от 4-5 до 8, редко до 14-15 лет. Как истерический симптом он возникает у мальчиков, матери которых особенно тревожно следят за регулярностью физиологических отправлений ребенка. При энкопрезе ребенок постоянно упускает кал, пачкая трусики. Он как бы не чувствует этого и лишь при энергичном вмешательстве матери меняет трусы. Иногда дети измазывают калом кровать матери, одеяло, стенку кровати. В таком случае речь идет о смешанном истеро-обсессивном неврозе. Таким образом они символически как бы закрепляют за собой определенную территорию и саму мать. Подобным образом закрепляют за собой территорию и многие животные. Все это еще одно свидетельство наличия глубинных неосознаваемых механизмов, лежащих в основе невроза, в данном случае регрессии. Энкопрез как истерический синдром часто возникает при появлении в семье отчима или младшего ребенка (как и в случаях с истерическим недержанием мочи), а также при угрозе развода родителей. Ведь как раз это наиболее эффективно воздействует. Энкопрез отвлекает внимание матери от младшего: тут уж не «до младшего, когда старший так болен». А отец, собравшийся уйти из семьи, остается в ней, поскольку «тяжело болен ребенок», и его уход в такой ситуации — подлость. Отчим же, шокированный странным заболеванием ребенка и тяжелым запахом в квартире, как правило, быстро исчезает. И мать снова безраздельно принадлежит ребенку.

Расстройства сна У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. В их этиологии играют роль различные психотравмирующие факторы, особенно действующие в вечерние часы. Клиника невротических расстройств сна выражается нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста, представляют собой рудиментарные сверхценные переживания с аффектом страха, содержание которых прямо или символически связано с психотравмирующими обстоятельствами. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

Расстройства аппетита (анорексия) Группа системных невротических расстройств, характеризующихся различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Клинические проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

источник