Меню Рубрики

Дети с заиканием принимаются в логопедические группы

26 мая 1970 г. было утверждено Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. Согласно этому документу Министерство просвещения народного образования, краевые и областные отделы народного образования получили право организовывать деятельность логопедических детских садов, яслей-садов с круглосуточным и дневным пребыванием детей, а также открывать логопедические группы при массовых дошкольных и школьных учреждениях.

Логопеды и невропатологи детских поликлиник в ходе специального обследования выявляют дошкольников, имеющих те или иные нарушения речи, и направляют их на дальнейшее обследование в медико-педагогические комиссии, содержание и организация работы которых определены Положением о республиканской и областной МПК от 12 февраля 1969 г. Основной целью работы данных комиссий является определение речевого статуса ребенка на основании изучения целого ряда документов, подробной беседы с родителями, детального обследования самого ребенка и вынесение окончательного решения о его зачислении (или не зачислении) в дошкольное учреждение или группу для детей с нарушениями речи и сроках обучения. При этом определен ряд необходимых для предоставления комиссии документов на каждого ребенка:

выписка из истории его развития;

заключение педиатра об общем состоянии ребенка;

заключение психоневролога (невропатолога) о состоянии интеллекта;

первичное заключение логопеда об уровне развития речевой деятельности ребенка;

педагогическая характеристика (в том случае, когда ребенок посещал дошкольные учреждения).

Анализируя все вышеуказанные документы, медико-педагогическая комиссия решает, подлежит ли ребенок зачислению в логопедическое учреждение. Противопоказания к зачислению могут быть следующие:

наличие у ребенка снижения слуха;

наличие таких нарушений зрения, которые определяют ребенка в категорию слепых или слабовидящих;

снижение интеллектуального развития;

нарушения опорно-двигательного аппарата, приводящие к ограничению самообслуживания ребенка;

наличие психопатоподобного поведения;

наличие эпилептических припадков;

наличие у ребенка заболеваний, которые являются противопоказаниями к зачислению в детские учреждения общего типа.

Бывают случаи, когда уже во время пребывания ребенка в логопедическом детском саду или группе у него выявляются дефекты слуха, интеллекта и прочие перечисленные выше противопоказания. Медико-педагогическая комиссия в данной ситуации решает вопрос об обязательном отчислении или переводе ребенка в специализированное учреждение соответствующего профиля.

В тех случаях, когда психофизиологический статус ребенка позволяет направить его в учреждение для детей с нарушениями речи, медико-педагогическая комиссия определяет, в группу какого коррекционного профиля и на какой срок обучения он поступает. Комплектуются следующие группы:

а) группы для детей с общим недоразвитием речи,

куда направляются дети, имеющие недоразвитие всех компонентов речи (лексики, грамматики, фонетики).

Дети с ОНР I, II уровня речевого развития принимаются в логопедические группы с 3-4-летнего возраста на 3 года; с ОНР III уровня — с 5-летнего возраста на 2 года;

б) группы для детей с недоразвитием фонетической стороны речи (звукопроизношения) и недостаточным фонематическим слухом. В эти группы зачисляются дети пяти- или шестилетнего возраста со сроком обучения 1 год при наполняемости 12 человек;

в) группы для детей, страдающих только нарушением звукопроизношения. В эти группы направляются дети, начиная с пятилетнего возраста сроком на 0,5 года обучения. Наполняемость этих групп -до 15 человек;

г) группы для заикающихся детей комплектуются, начиная с 2-летнего возраста со сроком обучения 1-2 года. Количество детей в группе 10 человек. Желательно укомплектовать отдельную группу для заикающихся детей без недоразвития речи. В случае наличия комплексного речевого дефекта дети объединяются в одной группе, но занятия проводятся по подгруппам в зависимости от уровня речевого развития;

д) группы для детей с ринолалией и дизартрией. Если такой возможности не предоставляется, то эти дети попадают в группу с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. И тогда логопед с ними проводит индивидуальные занятия на протяжении всего периода обучения.

В оптимальном варианте группы комплектуются с учетом возраста и структуры речевого дефекта. Если такой возможности не предоставляется, то ведущим принципом отбора является характер речевой патологии.

Прием детей в вышеперечисленные группы осуществляется в течение августа до 1 сентября.

Если ребенок подлежит коррекционному обучению в течение 0,5 года, то он зачисляется: на первое полугодие — с 1 сентября, на второе полугодие — с 1 февраля. При приеме ребенка в логопедическое дошкольное учреждение необходимо предоставить следующие документы:

путевка отдела народного образования о направлении ребенка в данное учреждение;

заявление родителей с просьбой о зачислении;

заключение медико-педагогической комиссии;

свидетельство о рождении ребенка (заверенная копия);

справка о прививках и отсутствии контакта с инфекционными больными.

Дети, достигшие семилетнего возраста, переводятся для обучения в общеобразовательную школу. Оставить ребенка на повторный курс обучения можно лишь по заключению психоневролога, если для этого есть соответствующие показания.

В случае незачисления ребенка в логопедическую группу родителям необходимо обосновать причину отказа и дать соответствующие рекомендации для направления ребенка в учреждения другого профиля.

источник

На основе психолого-педагогической классификации (по Р.Е. Левиной) все нарушения речи у детей подразделяет на две группы.

Первая группа – нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

Вторая группа – нарушения в применении средств общения: заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Данная классификация позволила выделить общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей и разработать методы логопедического воздействия в работе с детским коллективом (группой, классом). В рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений в дошкольных образовательных учреждениях создаются следующие группы:

— для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее — ФФН);

— для детей с общим недоразвитием речи (далее — ОНР);

При наличии достаточного контингента детей, имеющих однородную форму речевой патологии (ринолалия, дизартрия), создаются специальные группы для этих категорий детей. Могут открываться также группы для детей с нарушением произношения отдельных звуков.

Таким образом, создание групп различного профиля позволяет осуществлять дифференцированное обучение и воспитание дошкольников с речевой патологией.

Отбор детей с нарушениями речи в логопедические группы при массовых детских садах и их комплектование проводится психолого – медико-педагогической комиссией с согласия родителей (законных представителей или лиц их заменяющих) в мае – сентябре каждого учебного года.

С целью более точного диагностирования детей в условиях ПМПК ДОУ представляются следующие документы членам комиссии:

2. Заключения врачей о состоянии здоровья ребенка (педиатра, невропатолога, отоларинголога и др.).

3. Логопедическая характеристика, в которой анализируется речевое развитие ребенка на данный момент: состояние звукопроизношения, степень сформированности лексико-грамматических средств языка, уровень развития связной речи. Основные выводы подкрепляются соответствующими примерами (пробелы в фонетическом и фонематическом развитии, нарушения слоговой структуры, аграмматизмы, лексические ошибки и т.д.). В конце характеристики должны быть сформулированы предварительное логопедическое заключение и рекомендации к зачислению ребенка в группу соответствующего профиля.

При необходимости представляются характеристики психолога, воспитателя, где отмечаются особенности поведения ребенка, уровень сформированности психических функций и степень усвоения программного материала по всем видам учебной деятельности, заключение психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (если ребенок обследовался его специалистами (приложение 1.6)).

При комплектовании логопедических групп необходимо соблюдать следующие принципы.

Принцип отграничения.Данный принцип предполагает отграничение детей с нарушениями речи от детей с другими проблемами в психофизическом развитии. В логопедические группы зачисляются дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

Дошкольники, имеющие нарушения речи, обусловленные снижением слуха, задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталостью, ранним детским аутизмом, а также с нарушением опорно-двигательного аппарата, с выраженным психопатоподобным поведением, с эпилептическими припадками, дети-инвалиды, не обслуживающие себя, в логопедические группы не принимаются.

В случае незачисления ребенка в логопедическую группу необходимо родителям обосновать причину отказа и дать соответствующие рекомендации по определению дальнейшего образовательного маршрута. Однако в практике бывают ситуации, когда после зачисления и некоторого времени пребывания ребенка в логопедической группе выявляются снижение слуха, интеллекта или другие нарушения психофизического развития. Вопрос об обязательном отчислении или переводе его в специализированное учреждение соответствующего профиля решает ПМПК (приложение 1.5).

Возрастной принцип. Каждая отдельная логопедическая группа формируется из детей одинакового возраста.

Принцип дифференцированного обучения. Этот принциппредполагает объединение дошкольников, имеющих различные речевые заключения в одну группу по сходству уровня речевого развития (приблизительно одинаковое состояние фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Например, ребенок с заключением «Дизартрия» может быть зачислен в группу для детей с ФФН (нарушено звукопроизношение, не сформированы фонематические процессы), а может быть зачислен в группу для детей с ОНР (не сформированы фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй языка и связная речь).

В группу для детей с заиканием зачисляются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них могут быть не сформированы отдельные или все компоненты речевой системы.

Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют приоритетные задачи логопедической работы по каждому профилю групп.

Задачи работы с дошкольниками, имеющими ФФН, – формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, правильного произношения звуков, их дифференциация, навыков полноценного звуко-слогового анализа, синтеза и подготовка к обучению грамоте.

Задачи работы с дошкольниками, имеющими ОНР, заключаются в формировании психологической базы речи, лексико-грамматических средств языка, слоговой структуры слова, звукопроизношения и фонематических процессов, связной речи, а также в подготовке детей к овладению грамотой в школе.

Основная задача в работе с дошкольниками, имеющими нарушение темпо – ритмической организации речи (заикание), – воспитание у них правильных навыков плавной речи в постепенно усложняющихся формах речевого высказывания, развитие выразительных средств языка.

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (постановление Правительства РФ от 1 июля 1995г. № 677) определяет наполняемость логопедических групп в зависимости от речевой патологии детей и их возраста.

Профиль группы Возраст Количество детей
Группы для детей с тяжелыми нарушениями речи: общее недоразвитие речи общее недоразвитие речи с 3 лет старше 3-х лет до 6 человек до 10 человек
заикание заикание с 3 лет старше 3-х лет до 6 человек до 10 человек
Группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием старше 3-х лет до 12 человек

Срок пребывания детей в логопедической группе определяет ПМПК, он зависит от степени тяжести речевого нарушения, от возраста ребенка.

Речевое заключение Возраст Срок обучения
Общее недоразвитие речи: I уровень речевого развития II уровень речевого развития III уровень речевого развития с 3 лет с 4 лет с 4-5 лет 3-4 года 3 года 2 года
Фонетико-фонематическое недоразвитие с 5 лет 1 год
Фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка с дизартрией, с ринолалией… с 4-5 лет 2 года
Заикание с 2 лет с 4-5 лет 1 – 2 года 2 года
Фонетическое недоразвитие с 5 лет 6 мес.

По окончании установленного срока обучения и воспитания в логопедической группе дети, нуждающиеся в продолжении обучения, обследуются специалистами психолого-медико-педагогической комиссии. Основанием для продления срока обучения могут быть тяжесть дефекта, пропуски занятий и другие объективные причины.

Выпускники логопедических групп, не достигшие семилетнего возраста, переводятся в группу общего типа.

При выпуске детей из подготовительной логопедической группы ПМПК определяет тип учебного заведения: массовая общеобразовательная школа (возможно продолжение обучения на логопункте), школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Ребенок в возрасте семи лет может пройти повторный курс обучения в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения только по заключению психоневролога при наличии соответствующих показаний.

1.6. Основные направления коррекционнологопедической

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Консультация для воспитателей логопедической группы детей с заиканием «Речевой и общий режим в группе»

Елена Быкова
Консультация для воспитателей логопедической группы детей с заиканием «Речевой и общий режим в группе»

По программе предполагается «Специальный режим», на фоне которого протекает режим молчания и обучение средствам невербальной коммуникации, подготовка руки как синхронизатора речи.

Требования к организации режима молчания в группе:

1. Спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная речь педагога.

2. Добиваться молчания не запретами, а изобразительностью и умением педагога (игры-молчанки, спокойные игры, занятия – конструктор, лепка, мозаика, рисование красками, рассматривание иллюстраций в книгах, наблюдение за явлениями природы, слушание спокойной музыки).

3. Не задавать детям вопросы, предполагающие речевой ответ. Больше повествовательной речи взрослого.

4. Соблюдение четкого режима дня, разумно сочетать различные виды деятельности. Соблюдение определенного ритуала засыпания в дневной период.

5. Оберегать детей от стрессов, т. к. нервная система ребенка легко истощается. Исключать яркие впечатления, которые будут волновать и побуждать детей к речевой активности.

Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

6. Использовать игры с мимикой, пантомимикой.

7. Регулярно 2-3р. В день выполнять релаксацию.

! Способствовать спокойному протеканию режима

Конспект занятия для детей с заиканием «Осень» Цели: 1. Коррекционно-образовательная: выработка правильного диафрагмального дыхания, работа над ясностью и чёткостью речи. Выработка громкого.

Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи «Дислексия и дисграфия» ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ Почему не каждому дается грамота? С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения.

Консультация для родителей «Режим дня-основа здоровья малыша» Цель: Систематизировать знания родителей о значении режима дня в воспитании дошкольников. Большое значение для здоровья и физического развития.

Консультация для воспитателей «Методика обучения детей в пространстве в младшей группе» Подготовила воспитатель национальной группы: Нурова Ц. В. МКДОУ № 16 «Бадм цецг» Методика обучения детей ориентировке в пространстве Под.

Консультация для воспитателей «Специфика занятий с детьми в логопедической группе» МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» консультация для воспитателей Тема: «Специфика занятий с детьми в логопедической группе» Воспитатель:.

НОД по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной группы «Путешествие в Цветочный город» Представляю вашему вниманию НОД с элементами координации речи и движения по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной.

Проект по ЗОЖ в подготовительной логопедической группе «Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим» ПРОЕКТ РАБОТЫ в подготовительной логопедической группе «Радуга» Воспитатель: Бажкова Л. А. Дата: октябрь 2016г. Тема : «Мы здоровьем.

Режим дня для детей средней группы «Холодный период» (теплый период года) Режим дня для детей средней группы Холодный период Содержание режима дня время Утренний прием, осмотр, индивидуальное общение воспитателя.

Собрание с родителями «Затруднение — наш общий помощник» для педагогов, воспитателей, психологов Уважаемые, коллеги, предлагаю презентацию на тему «Затруднение наш общий помощник». На слайдах практически существует весь текст. Можно.

Выступление на родительском собрании: «Режим дня и его значение. Режим дня в старшей группе детского сада» Выступление воспитателя Андрияхиной И. Г. на родительском собрании на тему: «Режим дня и его значение. Режим дня в старшей группе детского.

источник

Почти во всех детсадах существуют логогруппы. Отношение к ним у родителей спорное. Кто-то желает, чтобы ребенок попал в эту группу, потому что там меньше детей, чем в обычной группе, и больше развивающих занятий, чем у обычных детей. Другие же против – переживают отправлять ребенка в эти группы из-за того, что ребеночек находится среди неполноценных детишек и будет такого же уровня, взяв пример с них.

Цели логопедических занятий – формирование и исправление нарушений речи у детей. Логопед это работник с обширным профилем. Он и подбирает упражнения для исправления речи (правильное построение фраз).

Бесплатно логопедическую помощь (например, в Москве) можно получить в:

  • детсаду (при наличии логопедического пункта);
  • ДОУ коррекционного типа;
  • детской поликлинике.

К сведению. Для получения документа на медико-психолого-педагогическую комиссию в логопедическую группу, нужна консультация со специалистом. Её возможно получить в детской поликлинике, детском саду по месту жительства у работника. Комиссия обычно проводится весной, а коррекционно-логопедические занятия с октября.

Некоторые родители считают, что логогруппа только для детей с проблемами в развитии. Но на деле в логогруппе находятся дети и со следующими заболеваниями:

Обратите внимание! Для того, чтобы попасть в логогруппу, у ребенка должен быть сохранен минимальный интеллект для понимания и слух, чтобы слушать работника — это минимальные нормативные требования.

Для того чтобы понять, что же правильно, следует разобрать нюансы. Имеет логопедическая группа в детском саду плюсы и минусы.

  • Небольшое количество детей в таких группах (11-14 человек) по сравнению с обычными (приблизительно 20-26 человек).
  • На каждую логопедическую группу выделяют двух воспитателей со специальным образованием.
  • Больше развивающих занятий.
  • Очень хорошая подготовка детей к школе. Здесь уделяется большое внимание развитию, поэтому дети из логопедических групп умнее своих сверстников.
  • Коллектив детей с различными проблемами и задержкой речи. Ребенок может повторять слова своих сверстников, которые не выговаривают их правильно. Из-за этого может ухудшиться его речь.
  • При резкой смене садика у ребенка может случиться стресс, ему будет тяжело переносить переход в группу.
  • Для получения плюсов логопедических групп требуется регулярное посещение, при пропуске занятий особого эффекта не будет.

Существует рабочая программа по логопедии для дошкольников по ФГОС. Ее выбирают из нескольких. Некоторые популярные примеры:

  • Программа автора Нищева Н.В. Её название «Коррекционно-развивающая работа в логогруппе для детей в дошкольном возрасте с проблемной речью». Цель данной работы в том, чтобы решить проблему и помочь детям с проблемной речью.
  • Программа Пахомовой Т.Г. по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Это решение поставленной проблемы по ФГОС, как помочь детям, у которых нарушена память и развитие речи.

Цель — повышение педагогического личного опыта. В мастер-классе идет активная дискуссия педагогов по проблеме с теорией и игровой практикой.

  • Развитие умения способствовать формированию индивидуального стиля в педагогической деятельности.
  • Создать условие для развития профессионального развития педагога, в ходе которого формируется опыт в речевых упражнениях для развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс учителя логопеда:

  • Организационные моменты (стихотворения).
  • Объявление темы мастер-класса.
  • Теоретическая часть (теоретический аспект).
  • Практическая часть (игры).
  • Рефлексия (вопросы).

Логопед должен учитывать психологическую особенность ребенка. Иногда дошкольники воспринимают логопедические занятия, как игру. Задачи логопеда:

  • Обучение произношению всех звуков.
  • Развитие связной речи (построение составных несложных предложений).
  • Понимание различий звуков.
  • Формирование и усовершенствование импрессивной части речи (понимать, что говорят).

Логопед учит выговаривать звуки

Приоритетно занятие индивидуально. Оно считается очень эффективным в преодолении проблем с речью. Благодаря этой форме устанавливаются контакты и отношения между логопедом и ребенком, закрытые дети открываются. Во время занятий могут использоваться различные техники: игры, задания.

Важно. Частоту занятий определяет специалист, все зависит от нарушения и задержки речи. В основном длительность занятия около получаса, и проводятся они пару раз в неделю.

При разговоре с логопедом родителям разрешают присутствовать на занятиях для понятия методики, которую выбрал специалист.

Для того чтобы понять, что же говорят на родительском собрании в логопедической группе, нужно знать план и ход мероприятия.

Первое это цели. Их существует несколько, но в основном это увеличение общения специалиста с родителем. Нужно это для нахождения общего языка. Далее следует планирование задач на учебное время.

Нужно ознакомить родителей с некоторыми задачами образовательной работы, чтобы они всегда понимали, что будет дальше. Требуется правильно рассказать и показать, как следует наблюдать за ребенком, не допускать ошибок. Специалист рассказывает, как понять малыша, радоваться его успехам, подбадривать, когда случаются неудачи, оказывать помощь, когда ему предстоит тяжелый выбор. Это поможет чаду развиваться в нужном направлении и решить проблему с нарушением речи.

План проведения мероприятия:

  • Начинается все с поздравления родителей с учебным годом.
  • Знакомство специалиста с родителем.
  • Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе.
  • Рассказ о важности образовательного процесса в логогруппах и чем он полезен.
  • Родителей знакомят с МДОУ на всё учебное время.
  • Анкетирование родителей.
  • Выбор состава родительского комитета.
  • Все начинается с подготовительно этапа (поиск и заполнение анкет для выдачи родителям, планирование мероприятия).
  • После прихода родителей начинается организационный этап (знакомство с воспитателем).
  • После того, как пришли все родители, начинается вступительная часть (поздравление родителей с учебным годом).
  • После поздравлений идет сообщение специалиста (работник рассказывает о важности образовательных программ, показ презентации, иногда конкурсы).
  • Обратная связь с участниками (родители задают интересующие вопросы).
  • Ознакомление родителей с МДОУ (рассказ логопеда о том, как нужно следить за детьми).
  • Выбор нового состава родительского комитета.
  • Заключительная часть (рассказ о том, какие навыки следует развивать у ребенка).

Обратите внимание! Важно сделать так, чтобы к шести годам у ребенка была понятная речь. Это ему поможет чувствовать себя хорошо в школе и легко начать общаться со сверстниками.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

источник

Среди родителей дошкольников одинаково популярны два мнения о логопедической группе. Мнение первое: логопедическая группа — добро, так как в ней меньше детей и больше развивающих занятий.
Мнение второе: логопедическая группа — зло, так как ребёнок будет находиться среди неполноценных детей и ещё начнёт брать с них пример.
Чтобы выяснить, какое мнение правильное, познакомимся поближе с логопедической группой детского сада.

Логопедическая коррекционная группа — это отдельная группа детского сада в которую принимаются дети 5-6 лет (иногда — раньше), имеющие нарушения речи. Глобально логопедические группы подразделяются на речевые (чисто логопедические) и ЗПР-группы, в которых обучаются детишки с задержкой психо-речевого развития.
В речевых группах дети учатся произносить те звуки, которые у них не получаются, учатся говорить правильно связанными предложениями.
В ЗПР-группах наряду с логопедами с детьми занимаются дефектологи.
Занятия с детьми проходят усиленные, по сравнению с обычной группой детского сада, их практически в два раза больше. Речь тесно связана с памятью и умственным развитием ребёнка. Практика показывает, что современные логопедические группы лучше готовят детей к школе, чем обычные.

В логопедических группах дети получают всё, что обычно плюс дополнительные занятия. В результате значительно расширяется словарный запас, формируются навыки правильного письма и грамотной речи, происходит подробное знакомство со звуко-буквенным анализом. Дети обучаются связанно излагать свои мысли, рассказывать по картинкам, пересказывать тексты

При неграмотном формировании групп, когда объединяются, к примеру, дети с заиканием и те, кто просто не выговаривает несколько звуков, могут случаться неприятности. Дети, ранее не заикавшиеся, начинают заикаться. Развивается так называемое подражательное заикание., которое потом нужно лечить отдельно. Но это — грубое нарушение формирования групп и встречается крайне редко. Помните, что вы всегда можете уточнить — какие дети будут окружать вашего ребенка и проконсультироваться с заведующей по конкретному вашему случаю.

Если ваш малыш уже посещает детский сад, и после осмотра логопед сделал заключение о необходимости его перевода в логопедическую группу, от вас требуется только согласие на этот перевод. Все комиссии, обычно, ребёнок проходит в своём детском саду и только в исключительных случаях может быть направлен в стороннюю организацию (к примеру, районную комиссию). Родители об этом ставятся в известность и уже сами решают — соглашаться им или нет.

Если ваш ребёнок ещё не посещает детский сад, то для начала вам нужно посетить логопеда поликлиники в которой наблюдается ребёнок. Если специалист найдёт отклонения, то он даст направление в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Перед тем, как туда отправляться, нужно посетить следующих специалистов:

  • педиатра,
  • окулиста,
  • оториноларинголога,
  • невропатолога,
  • психиатра (по показаниям).

Затем нужно записаться на ПМПК и в назначенный день явиться туда вместе с ребёнком и следующими документами:

  • паспорт сопровождающего родственника (родителя или опекуна);
  • свидетельство о рождении ребёнка;
  • заключения вышеперечисленных специалистов.

Комиссия решает последовательно два вопроса.
Первый: нуждается ли ребёнок в логопедической группе.
Второй, если ответ на первый вопрос положительный: в какую именно коррекционную группу определить ребёнка. Возможны несколько вариантов:

  • группа заикания — если есть хоть малейшее заикание;
  • недоразвития речи — если есть грубая задержка развития речи;
  • нарушения речи фонетико-фонематического характера — если малыш не произносит более 10 звуков;
  • нарушения произношения отдельных звуков — если малыш неправильно произносит небольшое количество звуков.

Логопедическая группа детского сада — не добро и не зло, это необходимость для тех детей, кто нуждается в коррекции речи. Поэтому если вашего ребёнка планируют перевести в логопедическую группу — не расстраивайтесь — это ему во благо. Если же показаний нет — не стремитесь туда.

источник

Итоги коррекционно-развивающего обучения

в подготовительной группе Оценивается:

• степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

• особенности речевого общения — вариабельность про­явления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, мо­нологическая; ситуативная, контекстная); степени
подготовленности; темпа речи;

Читайте также:  Адаптол для детей при заикании

• особенности речевого поведения (активность, импуль­сивность);

• проявления заикания (частота и интенсивность запи­нок, продолжительность речевой судороги, непредна­меренные паузы в высказывании, «трудные» звуки,
эмболофразия, сопутствующие движения).

К концу обучения в подготовительной группе дети должны:

• усвоить содержание программы подготовительной
группы общеобразовательного детского сада;

• овладеть разными формами самостоятельной контек­стной речи — рассказом по представлению, переска­зом;

• свободно пользоваться плавной речью различной
сложности в разных ситуациях общения;

• уметь адаптироваться к различным условиям обще­ния;

• преодолеть индивидуальные коммуникативные за­труднения.

1. Календарный план работы логопеда.

2. Тетрадь обследования заикающегося ребенка.

3. Тетрадь заданий воспитателю.

4. Индивидуальная тетрадь ребенка.

1. Календарный план работы логопеда

Календарный план работы логопеда составляется сроком на одну неделю. В плане на каждый день пишется:

• тема занятия (например: «Рисование фруктов»);

• задачи: программные (например, закрепление умения рисовать предмет округлой формы); коррекционные
упражнение детей в самостоятельных однословных ответах при наличии наглядной опоры); коррекционно-воспитательные (воспитывать у детей умение вслушиваться в речь логопеда или точно выполнять устные задания, пору­чения и т. д.);

• методические приемы (показ приемов изображения, объяснёние, образец рисунка и т. д.);

• материал для занятия (бумага, карандаши, предмет­ов картинки);

• основные вопросы (перечень вопросов, которые будут (вдаваться детям).

Индивидуальная работа по преодолению нарушенного

звукопроизношения планируется один раз в неделю на разные подгруппы детей, подобранные по нарушению одних и тех же звуков.

В плане ежедневно заполняется графа «Учет». В учете пишется, как выполнены поставленные задачи в целом.

Кроме того, выделяется графа «Индивидуальные про­ведения детей», в которой отмечается улучшение или ухудшение речи отдельных детей, особенности их поведе­ния. Учет по индивидуальной работе с детьми пишется ежедневно.

2. Обследование заикающегося ребенка

3. Дата поступления в группу заикающихся.

4. Домашний адрес и телефон.

5. Развитие ребенка со слов родителей:

• данные о протекании беременности и родов, ран­
нее развитие ребенка;

• время появления первых слов;

• время появления фразовой речи;

• особенности речевой среды: стимулировалось ли
развитие речи ребенка (как часто и в каком объеме
читалась детская литература, когда начали читать
ребенку, подбирались ли ребенку художественные
произведения по возрасту или без учета его, с ка­кого возраста разучивали с ребенком стихи, как много он их знает, какие именно и т. д.); речевая
среда, в которой воспитывается ребенок (контакт с заикающимися, наличие двуязычия и др.);

• когда появилось заикание и как оно протекает (пе­риодически речь улучшается и снова ухудшается, постепенно ухудшается, стабильна и др.); с чем
связывают улучшение, ухудшение речи;

• предполагаемая причина появления заикания со слов родителей, предпринятые ими меры: лечили у врача, занимался с логопедом, находился в специ­альных учреждениях (санатории, диспансере, яс­
лях).

7. Обследование общего речевого развития:

• состояние артикуляционного аппарата;

• произношение звуков; произношение слов слож­ной слоговой структуры;

8. Обследование навыков пользования ситуативной и
контекстной речью:

• называние предметов по наглядной опоре;

• называние тех же предметов без наглядной опоры;

• рассказ по образцу логопеда;

• рассказ из жизни ребенка (из личного опыта);

• называние слов с противоположным значением.

9. Состояние технических и изобразительных навыков:

Примечание: обследование состояния технических и изобразительных навыков проводится воспитателем в при­сутствии логопеда на фронтальных занятиях.

10. Заключение логопеда об уровне речевого развития и
о состоянии навыков пользования ситуативной или контекст­
ной речью, об общем и речевом поведении ребенка.

3. Тетрадь заданий воспитателю

В тетради содержатся конкретные задания логопеда, на­правленные на подготовку к предстоящим логопедическим занятиям и на закрепление навыков пользования самостоя­тельной речью, с указанием детей и формы речи, доступной каждому из заикающихся. В заданиях указывается, где, в каких ситуациях будет закрепляться речь: на занятии, во время одевания, умывания и т. д. Такого типа задания пла­нируются начиная со II периода сроком на одну неделю.

Задания, предусматривающие коррекцию общего и речево­го поведения, планируются на протяжении всего года с посте­пенным усложнением. Специально подобранные игры по типу «Поручений», а также игры, воспитывающие выдержку, во­лю, устойчивость внимания и т. д., планируются на неделю.

Задания по закреплению правильного произношения звуков в основном планируются в I и II периодах обучения.

В тетради воспитатель ежедневно пишет учет. В учете отмечается, как выполнены все задания с детьми, данные логопедом.

4. Индивидуальная тетрадь ребенка

В группе заикающихся детей индивидуальная тетрадь ребенка оформляется только на того, у которого нарушено произношение. В ней содержится материал, доступный пониманию ребенка, в основном это картинный материал или хорошо выполненные рисунки предметов с надписями, в названии которых содержатся закрепляемые звуки.

Тетрадь предназначается для индивидуальной работы логопеда и воспитателя, а также выдается родителям на выходной день для домашних занятий и иллюстрации пра­вильного произношения ребенком того или иного звука.

Отчет заполняется в конце учебного года и отражает следующую информацию: сколько детей выпущено, в ка­кие учреждения они направлены. Пользуясь записями отчета, логопед может установить связь со школой, прове­рить успеваемость выпущенных детей, эффективность ра­боты, проведенной в детском саду по устранению заикания.

Дата добавления: 2015-05-29 ; Просмотров: 484 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Коррекционное воздействие при заикании имеет комплексный характер. Кроме медикаментозного лечения, применяется коррекционно-педагогическое, которое предусматривает применение логопедической методики, подходящей к конкретному случаю.

Для чего необходима работа логопеда с ребенком или взрослым, страдающим заиканием, в чем состоят логопедические занятия с заикающимся дошкольником и школьником? Подробности — в статье.

Работа логопеда направлена на устранение главных проблем при логоневрозе, связанных с нарушением темпа, ритма речи.

Логопедические упражнения помогают:

  • Формировать плавность речи.
  • Планировать собственное высказывание.
  • Освоить и автоматизировать послоговое чтение.
  • Чувствовать и регулировать темп собственной речи.
  • Развивать правильное речевое дыхание.
  • Формировать долгий речевой выдох.
  • Научиться распределять запас воздуха на всю фразу.
  • Делать своевременные паузы, чтобы избежать сбоя дыхания.
  • Логопедическое обследование начинается со сбора анамнеза. Выясняется, не имеют ли родители или близкие родственники речевые нарушения. Устанавливается время возникновения дефекта и особенности проявления заикания в разные возрастные периоды.

    При диагностике детей уточняются данные о протекании беременности матери и характер родов. Изучается становление речевой функции.

    Особое внимание уделяют нарушению слоговой структуры слова, аграмматизмам в речи, присутствуют ли повторы звуков и слогов. Также рассматривается темпо-ритмическая организация речи.

    Изучается развитость речевой моторики, орального праксиса. Для этого применяются изолированные и серийные движения. Логопед обращает внимание, присутствует ли движение, происходит ли замена одного движения другим.

    Обследуется тонус мышц ротовой полости и лица, объем движений и их активность. Даются тесты на проверку способности удерживать органы в заданном положении.

    Обследуется экспрессивная речь. Диагностические задания выявляют особенности произношения звуков, слогов, слов, фраз. Тестируется умение пересказывать, строить самостоятельный рассказ, вести беседу, читать стихотворные и прозаические тексты, умение говорить нараспев. Отмечается возможность произносить многосложные слова, длинные фразы, большой связный текст.

    Изучаются особенности письменной речи: умение переписывать текст и самостоятельное письмо. С этой целью проводят буквенные, слоговые, пословные и фразовые диктанты, а также длинный связный текст. Фиксируется скорость и качество написания отдельных элементов и сложных комплексов.

    Изучаются возможности дыхания. Логопед смотрит, насколько скоординированы вдох и выдох, как происходит забор и выпускание воздушной струи (через нос или рот), как часто заикающемуся требуется совершать вдохи. Определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной).

    Речевые правила для заикающихся:

    1. Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
    2. Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков.
    3. Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
    4. Следить за своими движениями.

    Общие правила поведения при борьбе с заиканием:

    Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня.

    Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.
    Поддержание физической формы. Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно.

    Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба.

    Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.

  • Откажитесь от вредных привычек.
  • Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:

    1. Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта.
    2. Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут.
    3. При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося.
    4. Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности.

    Степень самостоятельности, с которой говорящий строит свое речевое высказывание, способна оказывать влияние на возникновение речевых судорог.

    Самую большую сложность представляет спонтанная речь. Когда человек говорит сам, без посторонней помощи, запинки в речи возникают чаще.

    Помощь может быть выражена разными способами – как прямыми (совместное проговаривание), так и косвенными (подсказки). В связи с этим логопедическая коррекция проводится поэтапно, с постепенным усложнением речевого материала, а также с опорой на индивидуальные возможности заикающегося.

    Этапы логопедического воздействия в зависимости от степени самостоятельности речи:

    Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу с помощью сопряженной речи. Заикающийся совместно с логопедом артикулирует фразы. Сначала педагог произносит фразу сам, а затем вместе с занимающимся.

    Практика показывает, что даже при тяжелых формах логоневроза сопряженная речь дается пациенту практически без затруднений.

    При говорении человек только копирует речь педагога, включая манеру произнесения, интонацию и структуру фразы. Успехи в этом занятии дают правильный психологический настрой на успех.

  • Тренировка отраженной речи. На этом этапе ребенок или взрослый учится повторять речевое высказывание за взрослым без совместного проговаривания.
  • Ответы на вопросы. Эта задача является более сложным уровнем речевой самостоятельности. Беседу лучше строить с опорой на иллюстрацию и задавать вопросы, которые требуют конкретного ответа: что изображено в левом нижнем углу, что держит в руках мальчик, какого цвета его портфель и т.д. Ответы на них ребенок найдет на картинке и сможет ответить одним или двумя словами, опираясь на конструкцию самого вопроса.
  • Отработка развернутых ответов. Вопросы «почему», «зачем» и т.п., предполагающие элементы рассуждения, требуют развернутых фраз. Они более приближены к самостоятельной речи.
  • Отработка навыка пересказа. Это задание предусматривает умение связывать фразы между собой, выстраивая их в логической последовательности. Однако у занимающегося еще есть опора на прослушанный текст.
  • Отработка навыка рассказа. Изложение материала в этом случае полностью самостоятельное. Оно не опирается на услышанное ранее высказывание. Ребенок или взрослый передают словами то, что увидели на картине, на прогулке, свои впечатления.
  • Спонтанная речь. Предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний
  • Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.

    Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.

    Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).

    Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

    По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:

    1. Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
    2. Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
    3. Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
    4. Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
    5. Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.

    Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.

    Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.

    Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.

    Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.

    Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:

    Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.

    Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.

    Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.

    Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.

    Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.

    Эффективность воздействия логопедических методик при коррекции заикания заключается не только в том, что в результате занятий человек избавляется от дефекта речевой деятельности, но и обретает уверенность в себе.

    Логопедическая коррекция имеет еще и психотерапевтический эффект, так как занятия включают проработку личностных качеств.

    Логопедическое воздействие затрагивает также высшие психические функции. Занятия для детей строятся таким образом, что одновременно происходит развитие памяти, внимания, мышления.

    Каждая логопедическая методика коррекции заикания дает определенные результаты. Отрицательный результат в их применении может быть зафиксирован только в том случае, если логопед неправильно диагностировал степень развития дефекта и ошибся в подборе методики.

    В основе устранения заикания лежит большая работа как со стороны логопеда, так и со стороны самого заикающегося. Примером для всех, кто хочет избавиться от данного речевого дефекта, может служить история древнегреческого оратора Демосфена.

    Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока,…

    Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и…

    Заикание — это распространенное нарушение речи. Встречается как у детей, так и у взрослых. Проявляется обычно в 3 года. При…

    источник

    Многочисленные исследования показали, что заикание возникает преимущественно у детей 2-5 лет, потому что в этот период формируется фразовая речь. Что делать, если ребенок заикается? Куда обращаться родителям для решения этой проблемы?

    Состояние нервной системы, подражание и неправильное воспитание.
    Вот неполный список того, почему малыш не может свободно говорить. Причины заикания коренятся в состоянии нервной системы малыша, для которой характерны слабость и инертность нервных процессов. Известна связь между проблемой с произношением и неустойчивостью поведения в доречевой период развития. Но совсем необязательно, что при ослабленной нервной системе ребенок будет испытывать трудности с речью. Заикание возникает тогда, когда на малыша воздействуют несколько негативно влияющих факторов одновременно. К их числу относятся, в первую очередь, отягощенная наследственность и осложненное протекание беременности или родов у матери. Отрицательно влияют на формирование навыков речи физическая (соматическая) ослабленность ребенка в результате болезни, или чрезмерного утомления; ускоренное развитие фразовой речи в возрасте 1,5-1,7 лет или, напротив, позднее речевое развитие, при котором звуковые, грамматические и лексические средства языка оказываются длительное время несформированными. Особо негативный характер имеет неправильное воспитание малыша. Сильное воздействие на неокрепшую психику оказывают и постоянные отрицательные эмоции из-за напряженных отношений с окружающими, неспокойной обстановке в семье. Это может быть и чрезмерная избалованность или строгость, и недостаток родительской любви и ласки; неровное воспитание, когда нет единства требований родителей, бабушек и дедушек; резкий переход от строгости к излишней избалованности, категоричность требований. Часто к заиканию приводит острая психическая травма, при которой переживает непосильное для нервной системы ребенка эмоциональное напряжение. При этом пагубно влияет как отрицательное (например, испуг), так и положительное переживание (например, зрелищность циркового представления). Часто в семьях приходится наблюдать ситуации, при которых родители, стремясь воспитать «примерного ребенка», формируют постоянный эмоциональный дискомфорт при возникновении ситуации неуспеха. Малыш боится не соответствовать ожиданиям взрослых и, как следствие, начинает заикаться.
    Нередки случаи возникновения заболевания при переучивании ребенка с левой руки на правую при левшестве. В последнее время, при распространении моды на раннее обучение и развитие, к заиканию ребенка приводят непосильная речевая нагрузка, приводящая к перегрузке нервной системы при незрелых механизмах речевой деятельности и даже попытки обучения малыша в раннем возрасте иностранным языкам, т.к. усвоение сразу несколько языков может привести к перенапряжению нервной системы. Так как малыши нередко подражают окружающим, то к проблемам с произношением приводит и копирование образцов прерывистой речи, которые закрепляются и фиксируется в их собственном сознании.

    Справка.
    Заикание – это речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Они выражаются в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей. Эти трудности возникают у заикающихся только в речи.

    На что стоит обратить внимание
    Индивидуальные особенности личности, которые проявляются в общем и речевом поведении человека, зависят от свойств нервной системы. Поэтому, в первую очередь, необходимо внимательно следить за поведением малыша. Насторожить должно неустойчивое поведение: импульсивность, двигательная расторможенность, отвлекаемость, общая неорганизованность, невнимательность, неумение приложить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей. Прислушайтесь к речи своего ребенка. Часто дети, склонные к заиканию, испытывают трудности при подборе слов для выражения своих мыслей, с трудом удерживают замысел высказывания. Такие фразы выглядят логически и синтаксически незавершенными, ребенок допускает в них грамматические ошибки и сам их не исправляет. Часто малыш, стараясь облегчить свою речь, начинает добавлять стереотипные слова или звуки типа «а», « э», «ну», «это». Постепенно это приводит к страху речи: ребенок отказывается разговаривать или ограничивает свою речь при общении с малознакомыми людьми.

    Заикание коварно. Родители редко обращают на него внимание, когда оно проявляется в легкой степени: при этом ребенок прерывисто говорит в возбужденном состоянии, как бы стремясь быстро высказаться. Более заметно заикание в средней степени, при котором темп речи нарушается с изменением эмоционального состояния. В тяжелой степени ребенок заикается уже постоянно с сопутствующими движениями, он постоянно фиксирует внимание на своем дефекте, появляется замкнутость, мнительность, страх перед речью.

    Как помочь малышу?
    Устранение заикания предполагает комплексный характер: медицинское воздействие, психотерапию, логопедические занятия. При возникновении у ребенка запинок в речи необходимо, прежде всего, ограничить речевое общение до режима молчания и обратиться к неврологу. А после уточнения неврологического статуса ребенка, клинической формы заикания (невротическая или неврозоподобная), родители должны начать работу по устранению заикания на занятиях логопеда и психолога.
    Правильно сформировать речь помогают специалисты речевых центров и образовательных учреждений.
    Практически всегда у ребенка с заиканием могут проявляться и другие нарушения речи — нарушения звукопроизношения, ОНР, ФФНР, дисграфия, дислексия и т.д. Очень важно на этапе обучения детей в школе создать для ребенка ситуацию успеха, т.к. патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребёнка. Важнейшим условием школьной адаптации является успешное овладение орфографически-правильным письмом.
    У ребенка с заиканием при построении коррекционно-развивающей работы обязательным считается использование принципов педагогики успеха, которые предполагают обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности обучающегося посредством создания ситуации успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребёнка.
    Мы все хорошо понимаем, что отметка чаще всего не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но ведь оценка – это вовсе не единственный результат, который даёт учёба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодиться в жизни.
    Для личностного развития обучающегося очень важными являются умения ставить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждающих ребёнка учиться использую разнообразные приёмы – от похвалы до награждения специальными символами, с помощью которых отмечаются даже незначительные достижения.
    К приёмам деятельности учителя – логопеда, способствующим формированию мотивации учения в целом, относятся:
    — создание общей благоприятной атмосферы в классе, логопедическом кабинете;
    — создание ситуации успеха с учётом особенностей и темпа развития каждого обучающегося;
    — помощь учителя-логопеда в виде советов, наталкивающих самого ребёнка-логопата на правильное решение проблемы;
    — создание вместе с детьми памяток – помощниц при выполнении работ по коррекции дисграфии и дислексии;
    — использование на занятиях различных компьютерных технологий, которые вносят в занятие элемент новизны и придаёт занимательность коррекционному процессу: «Русский язык. Орфография», «Логопедические пазлы», «Работа над ошибками», «Игры для Тигры», «Русский язык. Уроки Кирилла и Мефодия» (1 – 4 классы), «Тренировка быстрого чтения».
    — использование на логопедических занятиях речевых игр, которые способствуют интеллектуальному развитию, формирует у детей-логопатов произносительные, а также лексико-грамматические навыки, которые посредством речевых игр закрепляются легко и непринуждённо.
    — участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, даёт возможность детям проявить себя перед публикой и почувствовать радость в преодолении своих речевых недостатков.
    Стремление к результату, который выражается в формировании у детей следующих умений и навыков:
    — ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по её выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю-логопеду или сверстникам);
    — ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;
    — осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать «технологию успеха и достижений».
    Постепенно формируется навык самоконтроля и самоорганизации. Это является основой ситуации успеха. Огромную роль играет оценка, заключённая в словах учителя, его эмоциональное отношение к результатам труда обучающегося и является сильнейшим стимулом в учебном труде.
    Хочется отметить, что без взаимодействия и взаимопонимания ОУ и семьи развитие активности ребенка-логопата не будет до конца эффективным и результативным. Сотрудничество с родителями для создания ситуаций успеха должно носить обоюдный и плодотворный характер. Одной из главных задач учителей, логопедов и других педагогов коррекционно-развивающей области является сделать так, чтобы родители стали их активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами для их ребенка, вовлечь их в непосредственную работу и сделать союзниками в своей работе.
    В заключение хочется отметить, что в основной массе ребенок с заиканием приходит к логопеду, в школу преисполненный желания учиться, работать над своей речью. Если ребенок теряет интерес к учебе и коррекционной работе, в этом нужно винить не только семью, но и учителя, логопеда, и их методы обучения.
    Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех ребенка в учебе и в коррекционной работе – завтрашний успех в жизни!

    источник