Меню Рубрики

Дети с заиканием обучаются

У заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средств общения. Поэтому заикание рассматривается как одна из общепедагогических проблем.

Проблемы в обучении у заикающихся школьников.

Среди учащихся общеобразовательных школ, имеющих нарушения речи, особую группу составляют заикающиеся дети.

Заикание представляет собой своеобразный речевой недостаток: оно проявляется лишь в процессе устного общения. Именно в тот момент, когда заикающийся обращается к кому-либо, отвечает на вопрос, его речь прерывается непреднамеренными остановками (запинками), повторами отдельных звуков, слогов и даже слов. Вне общения прерывистость речи исчезает. Усиление или ослабление заикания у одного и того же ребёнка зависит оттого, с кем именно он говорит (со взрослыми, с детьми, знакомыми или незнакомыми) и как именно (отвечает на вопросы, делится впечатлениями о прочитанной книге, или отвечает урок и т.д.). Заикание почти не проявляется в тех случаях, когда ребёнок общается с детьми более младшего возраста или животными.

Таким образом, при заикании преимущественно нарушается коммуникативная функция речи.

Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах нервной системы. Этот вид заикания возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развёрнутой фразовой речи. Чаще всего оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно – мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Причины функционального заикания могут быть различными.

Одной из причин появления заикания у детей является непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных и больших по объёму стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребёнка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребёнка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков и слов. В дальнейшем у ребёнка появляется уверенность, что так будет всегда. Создаётся патологический раздражитель, возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения . Возникновение заикания возможно вследствие чрезвычайно быстрой речи : ребёнок торопится, подражая кому-нибудь из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи , когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребёнка, физические наказания, сильный испуг.

Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако все названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играет болезненное состояние нервной системы ребёнка, пониженная её устойчивость.

С поступлением заикающегося ребёнка в школу у него нередко отмечается ухудшение речи. В школе ребёнок попадает в незнакомый коллектив. К речи школьника предъявляются высокие требования. Она происходит при направленном на него внимании учителя и класса и осуществляется посредством более сложных высказываний. В этих условиях заикающиеся дети всё более осознают свой недостаток, что в отдельных случаях ведёт к его усугублению. Отрицательное значение имеют нетактичные замечания педагогов во время устных ответов детей. У ребёнка закрепляется неуверенность в собственной речи, в своих возможностях. Изменяется поведение школьника: он предпочитает молчать, избегает поручений, связанных с необходимостью говорить, становится необщительным, а иногда и нарушителем дисциплины.

Всё это приводит к тому, что у заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средств общения. Поэтому заикание рассматривается как одна из общепедагогических проблем.

Проблема раннего обучения детей возникла несколько десятилетий назад. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Практич.

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ГИМНАЗИИ).

Для левшей в начальной школе существуют определённые трудности в приобретении навыков письма, чтения и счёта. Как помочь в этой ситуации ребёнку и учителю.

Данная программа направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии учеников, их соци.

Статья по теме «проблемы обучения одаренных детей в начальной школе&quot.

В статье делюсь опытом работы с гиперактивными детьми, как помочь им учиться и наладить отношения с одноклассниками и о работе с родителями таких ребят.

источник

«По-по-по-жалуйста, подай э-э-э…» — «Ластик? Калькулятор? Карандаш?» — сосед по парте старается помочь своему заикающемуся однокласснику. Такую картину наблюдает каждый учитель: практически в каждой параллели есть дети, страдающие заиканием. Причем чаще этому недугу подвержены мальчики. Что же такое заикание? Как учитель должен работать с заикающимся ребенком и что делать родителям? Об этом — в нашей статье.

Заикание — одно из наиболее распространенных нарушений речи, выражающееся в том, что человек, ребенок или взрослый, испытывает трудности в произношении речи: многократно повторяет слоги или слова, тянет их, не может начать речь, делает длительные паузы.

Заиканием начинает появляться у детей с 2-4 лет, позднее у некоторых оно проходит, но возможно и повторное появление заикания в подростковом возрасте. Взрослые, страдающие заиканием, как правило, имеют это нарушение с детства.

Заикающиеся могут «помогать» себе при разговоре: щуриться, поворачивать голову, делать движения руками, ногами и т.п.

  • Клоническое заикание. При этом типе заикания человек повторяет отдельные звуки, слоги или целые слова.
  • Тоническое заикание. При нем человек делает длительные паузы в речи, тянет звуки.

Также возможно сочетание этих типов.

Технически заикание возникает из-за судорог в артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуре (то есть мышц языка, губ, гортани).

Заикание проявляется особенно сильно в незнакомой, волнительной обстановке: при ответе у доски, в личном разговоре с одноклассниками или учителем. Дома же, в разговоре с самим собой, заикающийся может говорить плавно.

  • Дети могут быть замкнуты, молчаливы, не общительны.
  • Испытывают трудности ответа у доски, с места, поэтому избегают их, как и участия в общешкольных мероприятиях, дискотеках и т.п.

Отсюда вытекают проблемы в общении, низкая самооценка, проблемы успеваемости. В то же время дети могут достаточно нормально читать по учебнику, петь.

Со временем старшие ребята учатся скрывать свое заикание: делают длительные паузы, растягивают слова, используют в речи слова-паразиты, которыми заполняют вынужденные остановки речи: «вот», «ну», «так» и другие. То есть внешне речь может быть уже достаточно плавной и ровной.

Считается, что вылечить заикание проще в детском возрасте, нежели у взрослых. Поэтому как только к вам «попал» ребенок с заиканием, нужно начать работу с ним и его родителями (особенно, если они не занимаются у логопеда).

  • Речь ребенка всегда развивается подражательно: как говорят окружающие, так говорит и он. Поэтому ребенок может копировать манеру и темп речи заикающегося родственника, с которым он часто общается. При общении с заикающимся ребенком речь должна быть ровной, плавной, нельзя говорить быстро и проглатывать слова, недопустим же и разговор по слогам, говорение нараспев. Ребенок должен слышать нормальную речь.
  • Если вы слышите, что ребенок говорит в быстром темпе, захлебывается, торопится — остановите его, попросите говорить спокойно. Это может предотвратить заикание у склонных к нему детей.
  • Детям в раннем возрасте одинаково вредны чрезмерная речевая нагрузка и отсутствие говорения.
  • К ребенку нужно относиться с особенным вниманием, но не потворствовать его капризам и совершению плохих поступков. Всегда предъявляйте к ребенку единые требования.
  • Посадите заикающегося ребенка за одну парту со спокойным уравновешенным соседом, у которого хорошая, четкая, грамотная речь.
  • Не стоит привлекать ребенка к участию в играх и других мероприятиях, требующих индивидуальных выступлений с произнесением речи. Наоборот, лучше как можно чаще давать возможность играть в игры, в которых возможны совместные ответы.
  • Если вы проводите мероприятие, в котором задействованы все ученики класса, дайте заикающемуся ребенку возможность спеть хором, чтобы он не почувствовал свою неполноценность.
  • При ответе у доски такой ребенок часто может испытывать затруднения, поэтому постарайтесь не спрашивать его первым, помогайте отвечать. В случае, если ребенок не может ответить, задайте другой вопрос, ответьте сами, отвлеките его внимание, переключите на что-то другое. Таких ребят можно спрашивать с места: зачитать ответ по тетради, дать комментарий. За партой ребенок испытывает меньше волнений, чем у доски, поэтому его речь может быть более плавной.

При работе с заикающимся ребенком нужно проявить терпение и понимание, по возможности давать выполнимые задания, не требующие публичных ответов и выступлений (если, конечно, ребенок сам не настаивает на них). Главное — не заострять свое внимание на проблеме, не делать замечаний по поводу речи, и всеми возможными способами исключить насмешки одноклассников. С ребенком и его родителями важно установить доверительные отношения.

Дома ребенок должен находиться в спокойной атмосфере любви и взаимопонимания, все излишние раздражающие факторы должны быть исключены. Поначалу ребенок может допускать краткие задержки в речи, но в дальнейшем они могут войти в привычку, стать постоянными, и ребенок станет заикаться.

  • Должен быть исключен просмотр возбуждающих, неподходящих по возрасту телепередач, и компьютерных игр.
  • Исключается и прослушивание страшных историй и сказок на ночь.
  • Исключается запугивание ребенка бабайками, серыми волками.
  • Нельзя в качестве наказания оставлять ребенка одного в замкнутом пространстве, особенно если оно плохо освещено.

Если ребенок испытывает какие-либо страхи, взрослым нужно поработать с ними: выяснить причину и избавиться от них. Так, например, если ребенок боится собак, нужно объяснить, как правильно себя вести с ними; если ребенок боится темноты, пройдите с ним все помещение и убедитесь, что нигде никого нет; если ребенок боится то, что изображено на картинах, развешенных в комнате, снимите их. То есть каждый страх должен быть проработан. Это важно, потому что часто заикание возникает именно из-за страха, испуга, какой-то нестандартной ситуации, в которой оказался ребенок.

В определенной степени справиться с заиканием помогают пение и танцы, они развивают дыхание, чувство темпа, ритма.

источник

Заикающихся людей в мире около 2%, и большинство из них начали заикаться в детстве. В настоящее время причины заикания точно не выявлены, и на этот счет существуют разные мнения, как существуют и различные методики лечения, о которых речь, в данном случае, не идет. Речь пойдет о том, как облегчить заикающемуся ребенку процесс обучения в школе и сделать его пребывание там более комфортным.

Для многих заикающихся детей школьные годы являются очень стрессовым периодом в жизни, потому что именно там происходит наибольшее количество трудных для заикающегося человека ситуаций: устные ответы, доклады, чтение вслух, выступления, и все это перед большим количеством людей.

Отправлясь в школу, ребенок оказывается в детском коллективе, который, как известно, иногда может быть очень жесток. Как и всякий ребенок, который отличается от других детей, заикающийся ребенок автоматически попадает в группу риска: в группу детей, которые могут подвергаться травле со стороны одноклассников.

Передразнивания и насмешки одноклассников, как и равнодушие учителей, могут очень отрицательно повлиять на нервную систему ребенка, развить у него комплекс неполноценности и социофобию, не говоря уж о неврозах, проблемах с психикой и учебой.

Окружающие не всегда понимают положение заикающегося человека. И объясняется это не только их черствостью и недоброжелательным отношением, но и особенностью самой проблемы. Во-первых, заикание у разных людей разное: от редких незначительных запинок до почти полной немоты. Во-вторых, степень заикания может меняться в зависимости от ситуации. Учитель, видя, как один и тот же ребенок свободно болтает с друзьями на перемене, а потом не может вымолвить ни слова у доски при устном ответе, часто сердится и говорит что-нибудь вроде: «На перемене ты как соловей, а тут молчишь. Я ведь вижу, что ты можешь говорить, когда хочешь. Ты просто не выучил.»

Дети не любят говорить про своё заикание и часто предпочитают получить двойку, ничего не объясняя. Иногда учителя, как люди никогда не сталкивавшиеся с этой проблемой, пытаются помочь ребенку так, как они считают нужным, на самом деле лишь усугубляя проблему.

Вот что пишет Рут Мед, автор книги «Речь — это река» и человек, преодолевший своё заикание (Ruth Mead “Speech is a river. My recovery from stuttering”):

«Мое заикание не было сильным до того времени, когда учительница математики стала пытаться обращать на него мое внимание. В течение того года я превратилась из маленькой девочки, з-з-заикающейся время от времени в маленькую девочку с сильнейшими ступорами на 90% произносимых слов… В тот первый школьный день в 6-м математическом классе мисс Тиздейл велела каждому из нас объявить номер своей классной комнаты медленно и отчетливо, когда она будет делать перекличку. Она назвала мое имя. Ответа нет. Она повторила мое имя медленно и отчетливо, как будто я не могла понять. Снова нет ответа. Когда же она произнесла мое имя очень медленно и снисходительно, тогда я выпалила, наконец, номер над дверью моего класса : с-с-с-с-семьдесят три.

Одно маленькое число, но оно было достаточно важным, чтобы определить мою судьбу на оставшийся школьный год. Я полагаю, что мисс Тиздейл явно решила тогда излечить меня от заикания. Общение, особенно словесное, было ужасно важным для неё. Невнятная, неразборчивая, медленная или нерешительная речь была для неё неприемлема. Она шла, как медицинский десант, обнаруживший ящур, готовая выкорчевать любые недостатки речи…

Она взвалила на себя лечение моего заикания, и каждый день на её уроке мне приходилось стоять перед классом и объяснять математические задачи, либо громко читать книги из известных цитат, в результате чего речь моя ухудшилась до невозможности.»

Иногда бывает так: «когда я у доски стою и ответ вымучиваю, учителя или устало хватаются за головы или особенно вредные еще злятся.»

• «В седьмом классе у нас вела литературу какая-то училка, которая то ли невзлюбила меня, то ли правда не понимала, какая для меня была пытка отвечать перед классом, в котором, кстати, была куча девочек…Вызвала она меня как-то рассказывать наизусть отрывок из повести «Данко»…Всё. Занавес. В классе воцарилась гробовая тишина, в которой было слышно только моё мычание…»

«Отчетливо помню особо не любимые мной уроки физики, на которых приходилось отвечать сложный материал, оперируя различными терминами, от которых не отвертишься. Приходилось их как-то выжимать из себя, а учительница думала, что я плохо выучил урок и мучила ещё больше…»

Иногда, наоборот желая не нервировать ребенка, учителя создают для него искусственный щадящий режим учебы в школе:

Читайте также:  Как снять заикание у ребенка маме самой

«В школе я заикался с первого класса, но меня это не сильно беспокоило, потому что меня никогда не вызывали отвечать устно. Так я и просидел, почти молча, все школьные годы.»

Именно по этой причине ( неправильная реакция и поведение взрослого человека ) родителям заикающегося ребенка, который идет в школу, возможно, имеет смысл поговорить с учителем (или с несколькими), для того, чтобы, во-первых, предупредить их о проблеме (иногда заикание может быть не слишком заметно внешне, но от этого ничуть не легче для ребенка) и чтобы объяснить учителю как облегчить учебный процесс для заикающегося ученика.

Возможно, родителям будет удобно воспользоваться рекомендациями, которые дает учителям Лиза Скотт (доктор философии, университет штата Флорида).

Обычно учителя, у которого в классе есть заикающийся ребенок, волнует то, как он будет реагировать на свое заикание в классе и то, насколько надо привлекать ребенка к общей работе класса на уроке. Ответ на эти вопросы зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Возможны два крайних варианта:

• ребенок не особенно беспокоится из-за своего заикания и рад участвовать в работе класса, как и все другие дети;

• ребенок плачет и отказывается говорить;

Большинство детей находятся где-то посередине. Если ребенок находится под наблюдением специалиста, было бы хорошо выяснить его мнение по поводу того, каких реакций стоит ожидать от ребенка. Также, нужно спросить самого ребенка о том, как он хотел бы участвовать в работе класса.

Желательно, чтобы вы поговорили с ребенком наедине. Объясните ему, что когда мы говорим – как и когда учимся чему-нибудь ещё – мы иногда делаем ошибки: пропускаем звуки, повторяем и путаем слова.

Тренируясь, мы улучшаем наши навыки. Объясните, что вы, его учитель, нормально относитесь к тому, что он заикается.

Разговаривая с ребенком таким образом, вы даете ему понять, что понимаете проблему и принимаете и самого ребенка, и его заикание.

Если вы задаете детям вопросы в классе, вы можете предпринять определенные шаги, чтобы облегчить заикающемуся ребенку эту ситуацию: пока ребенок не привык к классу, задавайте ему вопросы, на которые можно отвечать, используя минимальное количество слов; если вы предполагаете опросить по очереди всех детей в классе, вызывайте заикающегося ребенка как можно раньше, т.к. его напряжение и беспокойство будут возрастать по мере того, как он ждёт своей очереди; скажите всему классу, что, во-первых, у всех будет столько времени, сколько им нужно, чтобы ответить на вопросы, а во-вторых, что вы заинтересованы в том, чтобы они не торопились отвечать и подумали бы получше над своими ответами.

Многие заикающиеся дети хорошо справляются таким заданием, как чтение вслух в классе, особенно, если родители занимаются этим с ними дома. Однако, есть дети, которые очень сильно заикаются при чтении вслух в классе. В этом случае, могут помочь следующие рекомендации:

• большинство заикающихся детей не заикаются когда читают вместе с кем-нибудь ещё.

• вместо того, чтобы совсем не вызывать читать заикающегося ребенка, лучше предложить ему почитать вслух вместе с другим ребенком, когда настанет его очередь.

• иногда просите весь класс почитать парами, для того, чтобы заикающийся ребенок не чувствовал себя «особенным». Постепенно он, возможно, станет более уверенным и сможет справиться с чтением вслух самостоятельно.

Передразнивания могут быть очень болезненными для заикающегося ученика и поэтому их надо прекратить как можно скорее. Если очевидно, что ребенок очень из-за этого расстроен, поговорите с ним наедине. Помогите ребенку понять, почему другие смеются над ним и предложите разные идеи по поводу того, как отвечать. Если какие-то определенные дети все время пристают к нему, поговорите с ними отдельно и объясните, что передразнивать ни в коем случае нельзя. Постарайтесь заручиться их помощью: ведь большинство детей хочет получить одобрение учителя.

Если передразнивания продолжаются, вы можете проконсультироваться с методистом или психологом, если они у вас работают. Часто они могут дать вам хороший совет насчет того, как прекратить передразнивания.

• не советуйте ребенку говорить медленнее или «расслабиться».

• не договаривайте слова за ребенка и не говорите вместо него.

• учите всех детей в классе говорить и слушать по очереди. Всем детям, а особенно заикающимся, намного легче говорить, когда их не перебивают и внимательно слушают.

• требуйте от заикающегося ученика такой же по количеству и качеству работы, как и от незаикающихся детей.

• говорите с ребенком не спеша и делайте частые паузы.

• дайте ему понять, что вы слушаете то, что он говорит, а не как он это делает.

• поговорите с ребенком наедине о том, что ему нужно, чтобы чувствовать себя в классе комфортно.

• уважайте потребности ученика, но не допускайте вседозволенности.

• не относитесь к заиканию как к чему-то, чего нужно стыдиться. Говорите о заикании так же, как и о другом деле.

Отношение к заикающемуся ребенку его одноклассников – ещё один фактор, который очень сильно влияет на его комфортное пребывание в школе.

Формирование добрых, терпимых отношений между детьми в классе – прямая обязанность учителя. Но, как показывает практика, далеко не все учителя уделяют этому должное внимание.

Поэтому многие родители, выбирая начальную школу для ребенка, ориентируются, в первую очередь, именно на конкретного учителя, а, например, не на материальную базу самой школы или на продвинутые программы обучения. Особенно важно правильно выбрать первого учителя для ребенка, у которого есть какие-либо проблемы со здоровьем или психикой.

Равнодушный человек, не желающий тратить душевные силы и время на каждого конкретного ученика, может оказать огромное отрицательное влияние на весь дальнейший процесс обучения ребенка в школе.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Особенности воспитания и обучения детей с заиканием.

Заиканием в России страдает, по разным оценкам, от 1,5 до 2,2% населения. Каждый год участковые педиатры и школьные врачи направляют на прием к логопедам 3-3,5 тысячи ребятишек. Занимаются с ними в основном педагоги.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного

изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих,

механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы

можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику

устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы

механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность

воздействия на заикающегося.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и

1) Анатомо — физиологические причины:

— травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией,сотрясение мозга;

— органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний,ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в

особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;

— болезни носа, глотки и гортани;

-несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии,дизартрии и задержанного развития речи.

2) Психические и социальные причины :

— хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

— острая тяжелая психическая травма,сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

— неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения,быстрая нервная речь родителей;

— перегрузка детей младшего возраста речевым материалом;

— несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

— полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание

обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две

формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает

заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;

переучивание леворукости . Постоянные напоминания, требования могут

дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;

— неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость,неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и

психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым

расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

— физическая ослабленность детей;

— возрастные особенности деятельности мозга ; неустойчивость нервной системы;

— ускоренное развитие речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная,познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

— недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и

ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

— недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

2.Психологические особенности детей с заиканием.

3. Степени течения заикания

Выделяют следующиегруппы риска :

-детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения;

-детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности;

-детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;

-детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

Различают три степени заикания:

легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются;

средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Выделяются следующие типы течения заикания:

постоянный — заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.;

волнообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает;

рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

4. Комплексная психолого-педагогическая работа

4.1 Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход,который подразумевает два аспекта.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.

Главной целью реабилитационной работы является выработка устойчивой плавной речи .

Достижение устойчивой плавной речи у заикающихся возможно благодаря решению трех основных задач:

1)Формирование навыка плавной речи.

2)Воспитание личности заикающегося.

3)Профилактика рецидивов и хронификации заикания.

Решение данных задач связано с применением целого ряда логопедических технологий. К таким мероприятиям относятся “режим молчания”, “режим ограничения речи”, “щадящий речевой режим”, “специальный охранительный режим” и т.д.

Специальный охранительный режим ” понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает “режим ограничения речи” или “режим молчания”. Оздоровительный щадящий режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма.

В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.

Организация специального охранительного режима для заикающихся

Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой.Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита. В этот период необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т.д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребенка был в это время максимально сужен.

Речевое общение с родителями и другими детьми должно быть ограничено.Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: “Ты хочешь суп или кашу? “Кашу”) или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания (“Да”, “Нет”).

Родители при общении с ребенком и между собой в присутствии ребенка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются педагогом.

Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-“молчанок”.

Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствуют получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

Регуляция эмоционального состояния.

Регуляцию эмоционального состояния у заикающихся связывают главным образом с нормализацией мышечного напряжения.Существует тесная связь эмоционального состояния с мышечным тонусом. В практике давно известно, что расслабление мышц ведет к эмоциональному покою. Именно эти наблюдения лежат в основе методик обучения сознательному регулированию эмоционального состояния путем расслабления тонуса скелетной мускулатуры.

Заикающимся свойственно высокое эмоциональное напряжение как в ожидании речевого общения, так и в его процессе. Помимо этого, для взрослых заикающихся характерно наличие патологических эмоциональных состояний в определенных типичных ситуациях: разговор по телефону, обращение к официальным лицам и т.д. В эти моменты заикающиеся, как правило, испытывают сильное сердцебиение, краснеют или бледнеют, не в состоянии подавить волнение, что влияет на качество речи. В связи с этим при реабилитации заикающихся более успешным является применение специализированных вариантов аутогенной тренировки.

Формирование речевого дыхания.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Читайте также:  Как снять заикание порчу

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

Технические средства обучения

Выработке навыков правильной речи способствует обучающие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность, выразительность,грамматическую правильность фразы. Задача — следить и управлять своим

поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не допускать грамматических неправильностей в ней. Педагог фиксирует в своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь (говорил тихо — громко,

быстро — медленно, выразительно — монотонно и т. д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнитофонной пленке, заикающийся вновь оценивает её.После этого педагог анализирует речь заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий итог.

Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание выступлениям

артистов, мастеров художественного слова. В этом случае прослушивается

художественное выступление, выучивается текст, отрабатывается

воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а затем сравнивается с

оригиналом, констатируются сходства и различия.

Рекомендации родителям и педагогам при работе с заикающимися детьми

1)Не настаивать на ответе у доски

2)Не заменять устных ответов на письменные

3)Не спрашивать в первую очередь

4)Использовать арт-терапию,пение,музыку,рисование,лепку,игровую терапию

5)Не подвергать ребёнка стрессу и сильным эмоциональным потрясениям

6)При общении с детьми грамотно размеренно говорить,не употреблять слов-паразитов

источник

В процессе специального обучения осуществляется по­степенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания дости­гается благодаря системе упражнений, предусматриваю­щих воспитание регуляторных механизмов и формирова­ние навыков пользования детьми доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.

Речевые упражнения с этой целью проводятся в специаль­но организованных условиях общения по поводу непосредст­венно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только организованная речь, т. е. ак­тивная самостоятельная речь детей побуждается, направляет­ся и регулируется вопросами и указаниями логопеда или вос­питателя. Важнейшими условиями речевого общения без заикания на начальных этапах обучения являются: наглядная опора (которая используется не одинаково на разных этапах обучения), строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям, разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей. В процессе коррекционного обучения осуществляется посте­пенное и посильное усложнение форм речи за счет сокраще­ния наглядной опоры. Усложнение навыков пользования самостоятельной речью предполагает также постепенно подго­товленный переход от кратких к развернутым фразовым отве­там, а затем к самостоятельным рассказам как по наглядной опоре, так и без нее, по представлению.

В ходе коррекционных занятий, наряду с навыками диалогической речи, дети приобретают навыки пользова­ния и монологической речью, причем переход к новым формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической и монологической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего инди­видуальные возможности каждого ребенка. На занятиях очень важно воспитывать и поддерживать у детей интерес к диалогической и монологической речи в нормальном темпе.

Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, ра­боты над фразой и рассказом.

Словарная работа состоит не только в уточнении, расшире­нии и активизации словаря, как это принято в массовом дет­ском саду, но и в гибком его использовании в специально ор­ганизованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в под­боре разных слов для ответа на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказыва­ний, что крайне важно развивать с самого начала обучения.

Работа над фразой предполагает постепенное формиро­вание точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Меха­ническое повторение речевых штампов недопустимо, оно может принести только вред.

Обучение рассказыванию состоит в формировании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать понятно для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, вы­разительно, меняя интонации в соответствии с содержанием.

Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики. Задача логопеда и воспитателей состоит в том, чтобы постепенно повышать речевую активность детей от занятия к занятию, а для этого необходимо воспитывать у заи­кающихся внимание и интерес к речи. Логопед и воспитатель должны находить специальные приемы, способствующие по­вышению у детей интереса к речевым упражнениям.

В начале учебного года речевая практика детей еще не­велика. Это объясняется тем, что логопед задает индивиду­альный вопрос каждому ребенку, а дети отвечают только одним словом. С переходом к фразовым ответам возрастает речевая активность: варианты фразовых ответов на один вопрос логопеда еще больше увеличивают речевую практи­ку заикающихся. Переход к рассказу создает возможность дальнейшего увеличения объема речи. На занятиях по всем разделам программы как логопеду, так и воспитателю необходимо широко применять разнообразные приемы, обеспечивающие максимальную речевую практику детей и проводить занятия с учетом индивидуальных речевых воз­можностей каждого ребенка.

Наряду с ежедневными логопедическими занятиями следу­ет использовать дидактические игры, все занятия воспитате­лей, режимные моменты, вечера досуга: детский театр (ку­кольный, теневой, плоскостной), фланелеграф, «немое кино». Для закрепления правильной речи воспитатели эту работу проводят начиная со второго периода. Благоприятной основой для этого являются навыки детей, усвоенные на логопедиче­ских занятиях на предыдущем этапе обучения. Руководя ре­жимными процессами, воспитатель должен найти повод для упражнения детей в кратких и развернутых ответах, сначала констатирующего характера, а затем общего и отвлеченного.

Коррекционно-развивающая работа с заикающимися до­школьниками включает воспитание у них общего и речевого поведения: умение управлять собой, строго выполнять уста­новленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой обстановке, в присутствии незнакомых или малозна­комых людей. Особое значение придается воспитанию навы­ков речевого поведения: умению внимательно выслушать со­беседника, вовремя включиться в разговор, не перебивать взрослых и своих товарищей во время разговора, перестраи­ваться в соответствии с реакцией собеседника, при желании высказаться, поднимать руку и терпеливо ждать, когда спросят, и т. д. Наряду с воспитанием общего и речевого по­ведения осуществляется развитие произвольного внимания детей: способности к переключению с одного вида деятель­ности на другой, запоминание определенного объема зада­ния и последовательности его выполнения, своевременности; включения в работу, нормального темпа деятельности.

Коррекционно-развивающая работа оказывает большое] влияние на нормализацию речи и содействует в дальней­шем стойкости ее исправления.

источник

Рубрика: Дошкольное образование

Статья просмотрена: 38 раз

Ефремова А. В., Петрова А. Е., Белова Н. И. Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками // Образование и воспитание. — 2019. — №5. — С. 9-13. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/139/4463/ (дата обращения: 21.11.2019).

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции.

Согласно статистике логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5 %. У мальчиков заикание встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1–3 % взрослого населения. Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18 %. То есть имеется наследственная предрасположенность к этому нарушению.

Структура данного речевого нарушения довольно сложная, потому работа предполагает комплексное воздействие на заикающегося.

Методы воздействия можно разделить на педагогические и медикаментозные. Последние назначаются врачом неврологом. Педагогические же рассмотрим ниже.

Особенность педагогической работы с заикающимися отличается от традиционной: здесь я рассмотрю основные методы педагогического воздействия: Релаксация, создание режима ограничения речи синхронизация и ритмизация речи и движений, развитие речевого дыхания отработку плавности речи во всех ее формах.

Учебный год мы разделяем на четыре периода

В I периоде я организую щадящий речевой режим, работаем над выработкой спокойного темпа, ограничиваем общение, где допускается использование однословных фраз (вопросы, ответы, описания предметов, картинок. ). Здесь мы также обучаем детей релаксации. Длительность — 1–1,5 месяца.

1.Рекомендуем родителям поддерживать щадящий речевой режим дома, постепенно активизируем речь детей на занятиях и дома, побуждая их к общению полными предложениями в игровых ситуациях и вне игры. — 1,5 месяца

На III этапе мы продолжаем активизировать правильную речь детей. Пользоваться полными распространенными предложениями. — 2 месяца

И на последнем (заключительном) этапе дети учатся самостоятельно пользоваться всеми формами речи, когда речевой образец уже не дается.

В своей работе я использую такой прием как создание режима относительного молчания. Почему относительного — потому что мы не можем требовать от ребенка полного молчания. эта задача реализуется в режимных моментах и проходит в виде игр-молчанок. это помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.

Во время игр-молчанок организовываются такую деятельность, чтобы дети меньше говорили (рисование, аппликация и т. п. основной задачей является соблюдать тишину. Ребенку дается игровое задание — он аквалангист, под водой разговаривать невозможно, можно общаться только жестами, мимикой).

Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю-полторы с начала коррекционной работы. Постепенно речевая активность ребенка увеличивается, но щадящий речевой режим продолжается.

Еще одним приемом является релаксация. Обучение навыкам релаксации необходимо чтобы снять мышечное напряжение и эмоциональное перевозбуждение, свойственное детям с заиканием.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, где ребенок может почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи.

После выполнения упражнений я обращаю внимание на то, насколько было легко и приятно расслабиться и успокоиться.

Когда дети научатся расслаблять отдельные группы мышц, проводится внушение состояния покоя, закрепляющее ощущение расслабленности.

Данное упражнение проводится непосредственно перед занятием, в спальне или в логопедическом кабинете на ковриках. Содержание может быть связанно с тематикой занятия. Продолжительность занятий по релаксации на начальном этапе составляет 3–5 мину и доходит до пятнадцати.

Также в симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Последовательность работы здесь классическая:

− общие дыхательные упражнения;

− постановка диафрагмального дыхания;

− дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;

− формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.

Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, глубоким, а выдох длительным и плавным. Я напоминаю детям, что говорить нужно только на выдохе (поскольку у детей часто бывает речь «взахлеб»).

Ритм речи при заикании часто нарушен. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс методов. В основном это:

  1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
  2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен (Считалки)
  3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а ребенокдолжен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например:

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»: Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»: Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Не маловажно уделять внимание и интонации. В период «щадящего речевого режима» заикающиеся дошкольники обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно используя пантомимику.

Работа по развитию интонационной стороны речи начинается с формирования голосовых модуляций. Такая тренировка на первом этапе проводится на материале гласных звуков. Обучение вначале происходит по образцу, предложенному логопедом. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Движение руки может заменить мяч, который бросается в пол или вверх

Все упражнения, исполненные на первом этапе, должны быть проведены и в работе над слогом. Для передачи интонационной выразительности с детьми хорошо использовать междометия: радость (Ах! Ох! Ух!), сожаление (ох-ох-ох), печаль (эх) и т. п.

Читайте также:  Как снять с себя заикание

При работе с предложением, состоящим из двух или более слов, проводится обучение дошкольников выделению значимого слова. Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале стихов, где конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы, затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию. Затем проводится работа над интонационным членением текста.

Для детей дошкольного возраста следует проводить работу на материале стихотворных текстов с короткой строфой и прозаических текстов, состоящих из коротких фраз.

Следующий метод коррекции заикания — это синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. Речь идет о привлечении к акту речи «второго артикуляторного аппарата человека» пальцев ведущей руки.

Поскольку исходным пунктом речевых и психических нарушений при заикании являются речевые судороги, сумев предотвратить их, мы в значительной степени устраняем и вторичные невротические наслоения.

Рука не отвлекает от акта речи, не сопровождает её механическим образом, а упреждая произнесение каждого слога, ведёт речь за собой.

Пальцы ведущей руки выполняют роль «буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги в разнометричные рисунки слов.

Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания. Основные правила руки заключаются в следующем. Ведущая рука должна воспроизводить ритмико-интонационный рисунок произносимой фразы. Для этого ребенок располагает руку на бедре, пальцы руки слегка согнуты как при игре на фортепиано. Произнесение первого слога каждой синтагмы, а также все сильные позиции в ней, идут вслед за более крепким и длительным нажатием большого пальца. Система интенсивных логопедических занятий по коррекции заикания с помощью руки состоит из нескольких этапов.

  1. На первом этапе (5 дней) главная задача сформировать у заикающихся навык свободного звукоизвлечения и слогопроизнесения, связать его с состоянием мышечной релаксации, спокойствием и, параллельно развивая мелкую моторику, подготовить ведущую руку к роли естественного синхронизатора речи. Одновременно мы усиленно готовим руку в помощь речи: привлекаем внимание заикающихся к руке
  2. На втором этапе (2–3 дня) мы уделяем главное внимание обучению большого пальца ведущей руки, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать технику расслабления. На этой стадии логопедических тренировок необходимые навыки отрабатываются на значительно замедленном темпе.

Исходное положение максимально свободная поза. Заикающиеся встряхивают кисти рук, затем сбрасывают их на колени и подтягивают расслабленные кисти примерно к середине бедра. Кисть оказывается свободной и округлой (прием, используемый для подготовки рук при обучении игре на фортепиано). Упражнение многократно повторяется, пока рука действительно не будет полностью расслаблена и спокойна. Нужно непременно снять напряжение с кисти, иначе оно отразится на работе голосового аппарата.

Рука свободно лежит на бедре. Пациенты медленно, плавно начинают надавливать большим пальцем руки на поверхность бедра (остальные пальцы, отрываясь от бедра, несколько приподнимаются). По команде пальца пациенты произносят один слог с мягкой атакой звука, используя нижний голосовой регистр. По мере того как палец все сильнее (но без напряжения) нажимает на бедро, усиливается и звучание голоса; наоборот, при уменьшении силы нажатия голосовое звучание ослабляется.

3. Третий этап (5–6 дней) состоит в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки уже на уровне слов, несложных фраз. Усложняется работа над интонацией и соответственно повышаются технические требования к руке. Кроме того, совершенствуются навыки, полученные на предшествующих этапах работы.

Рука свободно лежит на бедре. Нажатием большого пальца запускаем последовательные ряды открытых слогов (2345). Каждый слог «пропевается» акцентированно, причем нажатие каждого пальца должно быть синхронизировано с произнесением отдельного слога. Сила нажатия управляет силой звучания голоса. По сути дела, мы имеем здесь образец равнометричной речи на замедленном темпе, при посредстве которой отлаживается техника синхронизированного с рукой произнесения ряда слогов.

Задачей является выработка навыков естественной разнометричной речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки.

Работа начинается с проговаривания слов с различной метрической структурой. Сначала проговариваются слова двух, трех, четырехсложные с ударением на первом слоге, а затем с ударением на втором, третьем, четвертом слогах. Во время выполнения упражнения логопед внимательно следит за постановкой руки. Ударный слог каждый раз выделяется более сильным и длительным нажатием соответствующего пальца. Безударные слоги лишь отслеживаются мягким нажатием пальцев на поверхность бедра.

4. Четвертый, завершающий этап (10 дней) связан с автоматизацией у заикающихся нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки. Здесь используется речевой материал большей степени сложности, происходит первичное закрепление навыка. Продолжается работа над интонацией. Устойчивость речи к стрессовым воздействиям проверяется через систему функциональных тренировок.

Первоначально для логопедических тренировок используются небольшие по объему, знакомые тексты, на которых нарабатывается техника речи с рукой. На этом этапе продолжается работа над интонацией. Интонационные навыки отрабатываются на песенных, стихотворных, прозаических текстах.

Следующее направление работы — развитие планирующей функции речи, Работа строится в следующей последовательности:

  1. Сопряженная речь — проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4–5-ти и более.
  2. Отраженная речь — представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2–4-х строф.
  3. Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.
  4. Самостоятельное описание картинок. Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т. п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, которым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.

На всех этих трех этапах большое внимание уделяется развитию и обогащению словаря заикающихся детей.

  1. Пересказ прослушанного небольшого текста. Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности детей может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.
  2. Спонтанная речь является наиболее сложной для ребенка. Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной магазин”, где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.

На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец” и т. п.).

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.

Таким образом, исходя из вышеописанных методов, можно составить примерное содержание коррекционной работы:

Подготовка руки, развитие мелкой моторики

Релаксация в контрасте с напряжением

Работа над интонацией на уровне звукомодуляций

Обучение навыкам синхронизации с опорой на большой палец.

Развитие навыка деления на слоги

Интонация на уровне слога и одного слова.

Развивать фонацилонное и диафрагмальное дыхание

Подключение остальных пальцев ведущей руки

Синхронизация на уровне слова и фразы

Интонация на уровне фразы

Развивать длительный речевой выдох.

Закрепление навыков синхронизации во фразе и тексте.

Развитие интонации на уровне текста, учить использовать логические ударения.

Конечно, это не все методы устранения заикания. На данный момент существуют и технические средства коррекции. Приведу некоторые из них.

Он включает в себя такие функции.

1. Звукозаглушение собственной речи, как прием в работе по преодолению заикания, известен еще со времен Демосфена. В качестве заглушающего фона используется «белый шум», акустически напоминающий шум прибоя. Положительный результат при звукозаглушении принадлежит эффекту повышения громкости.

3. Метроном, или метод ритмической стимуляции речи, известен столь же давно, как и метод заглушения.

4. «Эхо» или эффект отставной речи —суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал, подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. «эхо» — дает задержку речевого сигнала, что, в свою очередь, улучшает качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи и, наконец, что, пожалуй, является самым важным — способствует формированию навыка речевого самоконтроля.

Используя четыре основных режима, аппарат позволяет получать разнообразные комбинации.

Также существуют аналоги, которые можно установить на смартфон в виде приложения.

DAF Professional by Speech Tools for iOS/Android

DAF — воспроизведение звука собственного голоса с отставанием в несколько миллисекунд. Так называемая отсроченная слуховая обратная связь. Это приложение подходит для занятий по коррекции плавности речи людям с заиканием или с ускоренным темпом речи.

Приложение DAF способствует замедлению темпа речи и снижению количества запинок. Сами разработчики утверждают, что программа эффективно работает в 30 % случаев её использования людьми с заиканием.

Заниматься с этим приложением советуют 2 раза в неделю по 10–15 минут.

Второе приложение разработано для устройств на операционной системе Android — DAF (Delayed Auditory Feedback) или Задержка акустической обратной связи

Принцип работы так же основан на эффекте эхо. Во время занятий, нужно использовать наушники, так же в этом приложении можно использовать фронтальную камеру в качестве зеркала.

Работа с техническими устройствами, как правило, ведется индивидуально.

Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, соблюдали общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

На начальных этапах работы я знакомлю родителей с приемами релаксации. Рекомендую проводить дома игры-молчанки. Так же очень важно, чтобы родители соблюдали режим дня, поддерживали режим ограничения речи, избегали шумных мероприятий и праздников. По мере того как дети овладевают приемами синхронизации, знакомлю с ним родителей. Важно, чтобы родители воспитанников поняли необходимость и важность коррекционных приемов и умели выполнять их в домашних условиях.

Помните, что заикание — сложное нарушение, затрагивающее не только речевое, но и психическое, познавательное и личностное развитие. Именно поэтому важно, чтобы к коррекционной работе было привлечено все окружение ребенка.

  1. Все о заикании http://zaikanie.ru/
  2. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). — М.: Эребус, 1993–160 с. ил.
  3. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская, 1993.
  4. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. Белякова Л. И.
  5. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  6. Селиверстов В. И. «Заикание у детей».
  7. И. А. Поварова «Коррекция заикания в играх и тренингах»
  8. С. В. Леонова «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников»
  9. П. И. Шагулиев «Речевые игры и тренинги в коррекции заикания»
  10. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Помогите ребенку преодолеть заикание. МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
  11. Е. Е. Шевцова «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания»
  12. Е. Е. Шевцова «Преодоление рецидивов заикания»
  13. Т. Г. Визель «Коррекция заикания у детей»
  14. Ю. Б. Некрасова «Лечение творчеством»
  15. Е. Н. Соловьева «Путь к преодолению заикания» Система занятий.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Коррекция нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес в рамках работы по устранению заикания. Однако при обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические элементы речи и в частности темпо-ритмической.

Работу по развитию мелкой моторики рук ребенка следует начинать с самого раннего возраста.

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны.

Работа начинается с простых слоговых упражнений, выделением ударного слога в ряду, при

На этапе слов происходит обогащение пассивного и активного словаря при помощи

При подборе стихотворного материала для логоритмических игр и упражнений учитывается целый.

Эффект от сопровождающего движения руки можно ожидать только в том случае, если

Формируемая у заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов

Дети играют в разные игры: так, в подвижной игре они с удовольствием двигаются, говорят в такт.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными

А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только.

Таким образом, физическое воспитание для заикающихся детей является неотъемлемой

Специально адаптированные основные движения бальных танцев, с учетом распределения

4 Упражнение на расслабление — наклон туловища вперед, взмахи руками вперед-назад; в.

Большую роль играют логоритмические упражнения в формировании устойчивого интереса дошкольников к

В своей работе мы используем упражнения, представленные в программе «Ладушки»

Методике К. Орфа отводится ведущая роль в формировании чувства ритма.

Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого

Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Тренировка пальцев рук важна с момента рождения ребенка, она

В связи с этим, развитие пальцевой моторики рук является актуальным на протяжении всего периода

Примерные упражнения по развитию пальцевой моторики, динамической координации движений.

источник