Меню Рубрики

Что такое эффект ли при заикании

Многие люди задаются вопросом, как лечить заикание. В большинстве случаев, логоневроз, представляет собой функциональное заболевание, то есть оно не что иное, как проявление невротического статуса (невротическая форма). Отсюда следует, что для полного выздоровления от данной патологии необходимо придерживаться ряда советов:

  1. Так как заикание в 80% случаев возникает в детском возрасте, то необходимо при первых его признаках (удлинение, прерывистость звуков или слогов во время беседы), выяснить причину этого состояния. Зачастую избавление от заикания происходит после разговора с ребенком, объяснения каких-то вещей, которые его пугают. Своевременное обращение к логопеду и психологу поможет ребенку справиться со стрессом, поверить в себя и быть заинтересованным в избавлении от логоневроза;
  2. Правильный распорядок дня и здоровый 8-9 часовой сон;
  3. Рациональное питание, обязательное употребление продуктов, содержащих большое количество витамина B (гречневая крупа, молочная продукция, горох, картофель, зеленые овощи, орехи, мясо);
  4. Прогулки на свежем воздухе;
  5. Кружки, секции и другие мероприятия, которые помогут ребенку самоутвердиться и показать себя.

Если была проведена профилактика заикания, но речь ребенка все равно стала прерывистой, то можно думать о неврозоподобной форме логоневроза. Ее симптомы включают в себя прерывистую речь в виде частых вставок междометий по типу «А», «Э» и т.д. Обычно такие дети позже начинают ходить, разговаривать, хуже переносят стрессовые воздействия. Эта форма встречается у детей с наследственной предрасположенностью, при перенесенной внутриутробной инфекции, нейроинфекции в более старшем возрасте, после травм или оперативных вмешательств на черепе и головном мозге. Методики лечения заикания многообразны и подбираются каждому пациенту индивидуально в зависимости от причины и тяжести течения речевого расстройства. Помимо беседы с логопедом и психологом идет ряд упражнений, которые способствует расслаблению речевого аппарата, что улучшает и облегчает становление речи.

Данная методика направлена на устранение психоэмоционального напряжения и расслабления мышц лица, которые участвуют в голосообразовании. Дыхательная гимнастика при заикании имеет вспомогательный характер и является действенной, если:

  • Человек осознает свою проблему. Нередко такие пациенты отрицают свое состояние и стыдятся его, ссылаясь на то, что каждый человек имеет свою «изюминку». И, безусловно, это так, однако такое мировоззрение складывается у людей с логоневрозом из-за постоянных насмешек в их адрес. Помимо этого они боятся обращаться к логопеду и психологу, стыдясь своего речевого несовершенства. Самое главное в этой ситуации – принять себя. «Да, я заикаюсь, да, и что в этом такого? Никто не совершенен, у меня тоже есть проблемы, но я могу пойти к логопеду и могу все исправить»;
  • Человек должен заниматься дыхательными упражнениями самостоятельно каждый день. Это могут быть и повороты туловищем, имитация накачивания шины, перекрест рук на спине и многие другие вариации, которые расслабят тело, путем некоторого напряжения. Если выполнять такой комплекс упражнений хотя бы 30 минут в день, то состояние пациента улучшится, а спазмирование речевого аппарата станет проявляться реже.

Коррекция заикания хорошо проводится путем выполнения аутотренировки. Это упражнение включает в себя диалог с самим собой перед зеркалом, так человек будет видеть свою мимику, жесты, следить за состоянием мимических мышц. На начальных стадиях устранение заикания вполне возможно, если человек с логоневрозом будет уделять в день хотя бы час своего времени на корректировку речи. Чтение книг вслух также дает положительный эффект в лечении данного состояния, все, что необходимо – это вера в себя. Необходимо помнить, что аутотренинг – это длительный процесс, существенное изменение речи будет наблюдаться только лишь через две-три недели, а не на следующий день. Поэтому каждое новое занятие – это незначительный прогресс, который незаметен сразу, а сложившись в одну цельную картину – положительная динамика в лечении логоневроза.

Лечение заикания у взрослых и у детей сводится к приему у специализированного врача – психолога или психотерапевта. Психотерапия дает хорошие результаты особенно у лиц с невротическим складом характера. Психолог проводит ряд тестов, выясняет причину логоневроза, подбирает комплекс упражнений, который помогает справиться с волнением и стрессом (иногда заикание носит преходящий характер, то есть возникает только в момент сильного эмоционального потрясения, а затем самостоятельно проходит).

Исправить прерывистую речь может:

  • Рациональная психотерапия. Используется при начальных этапах или легкой форме заикания, возникающего в стрессовых ситуациях. Психолог рассказывает про это заболевание, откуда оно берется, как его лечить. Затем объясняет, что нужно делать, чтобы клиника логоневроза уменьшилась или исчезла вовсе;
  • Гипнотерапия. Этот метод подразумевает под собой воздействие на пациента посредством введения его в транс и проведения с ним беседы во время этого состояния. В гипнотическом «сне» врач способен вытянуть из пациента его подсознательные страхи, которые, возможно, и не воспринимаются больным, как что-то отравляющее ему жизнь. Извлечение из подсознания переживаний благоприятно сказываются на психическом состоянии человека, страдающего логоневрозом.

Именно логопеды способны оценить тяжесть течения заикания, состояние речевого аппарата и участвуют в разработке комплексного лечения логоневроза. Чаще всего занятия у логопеда посещают дети школьного и дошкольного возрастов, однако не исключены случаи наблюдения у данного специалиста и взрослого населения.

Становление речи с логопедом является эффективной, но длительной методикой, которая включает в себя:

  • Образование «шаблона» речедвигательного навыка. Логопед должен обучить пациента правильно произносить каждую букву, слог, слово. Данный этап позволяет установить тембр голоса, его звучность, скорректировать движения артикуляционной мускулатуры;
  • Закрепление материала, полученного на первом этапе. Включает в себя чтение книг вслух, постановку предложений и комментирование каких-либо событий;
  • Автоматизация. Применение полученных навыков в быту: общение с близкими, родственниками, друзьями. Чем больше человек разговаривает, тем быстрее корректируются речевые дефекты.

Маленькие дети учатся петь песенки, читать с выражением стихи.

Массаж при заикании у детей делят на два вида:

  • Сегментарный массаж. Локальное воздействие на мышцу, которая отвечает за артикуляционную подвижность. Длительность курса – 2-3 недели каждый день, начиная с 5 минут и заканчивая 20 минутами.
  • Точечный массаж. Оказывает хорошее успокоительное действие на ребенка, способен нормализовывать нервные импульсы, которые поступают от ЦНС. Этот массаж может проводиться дома родителями после кратковременной стажировки у массажиста. Полный курс достигает нескольких лет, но дает хорошую гарантию на то, что заикание пройдет даже без применения лекарственных препаратов.

Является лишь компонентом комплексной терапии логоневроза. Необходимо знать, что назначение лекарственных препаратов должно проводиться только после отрицательной динамики у логопеда и\или психолога, безрезультатной гимнастики, массажа. Это объясняется тем, что медикаменты действуют кратковременно и воздействуют на симптом, но никак не на причину, вызвавшую это состояние.

Фенибут при заикании является препаратом выбора, так как оказывает транквилизирующее действие по отношению к передаче нервных импульсов, избавляет от навязчивых переживаний, позволяет адаптироваться к окружающей среде, повышает умственную деятельность и работоспособность.

Когитум при заикании применяется реже, так как обладает большим количеством побочных эффектов и заметно уступает фенибуту в действии.

Неплохие результаты наблюдаются при использовании ноотропа Пирацетам, который улучшает кровоснабжение в головном мозге и, тем самым, устраняет гипоксический фактор, который может быть причастен к развитию у ребенка логоневроза. Его применение целесообразно при сопутствующей терапии Фенибутом и регулярного посещения логопеда и психолога.

Также применяется Грандаксин – аксиолитик, активно воздействующий на причину невротического заикания (невроз, депрессия и т.д.).

В комплексе с вышеперечисленными мерами хороший эффект дают настойки и отвары трав, улучшающие кровоснабжение головного мозга и уменьшающие чувство тревоги:

  • Отвар из ромашки, мяты, валерианы и крапивы. Две чайных ложки необходимо залить горячей водой и настаивать в течение 20 минут, затем процедить и пить два раза в день по полстакана. Курс составляет 1 месяц.
  • Залить горячей водой две чайные ложки смеси мелиссы, солодки, календулы и листьев березы. Рекомендуется принимать 5 раз в течение дня перед приемом пищи.
  • 7 г плодов шиповника, тмина, мяты залить двумя стаканы холодной воды, настоять при температуре 25 градусов, затем довести до кипения, оставить до получаса в тепле. Принимается данный отвар 4 раза в день по 70 мл за 20 минут до приема пищи.

источник

Причины заикания и методы лечения. Интервью детского невролога Игоря Анатольевича Воронова для youtube канала MEDGURU. Видео версия интервью внизу страницы.

Игорь Анатольевич, почему возникает заикание?

Заикание – это нарушение ритма плавности речи, чаще всего возникает у детей в возрасте 2-3 года, когда у ребенка формируется речь. Многие думают, что основные причины заикания – стрессы и испуг, такое бывает, но значительно реже. Основная причина в том, что ребенок думает быстрее, чем может сказать.

Вообще можно выделить три фактора возникновения заикания: мысли опережают плавность артикуляционного аппарата, стрессовые ситуации и генетический фактор.

Это три разных типа заикания, или просто три причины?

Могут ли какие-то ошибки родителей привести к заиканию у детей?

Если у ребенка есть предпосылки к развитию заикания и создается какая-то психотравмирующая ситуация, нагнетается обстановка, то тогда может появиться такая проблема. Но чаще всего родители не виноваты, их не нужно винить в этом.

Какие есть методы лечения заболевания? Насколько эта проблема решаема?

Во всем мире заикание лечат логопеды, в России с этим отправляют к неврологу. На самом деле неврологи и логопеды должны работать над проблемой вместе. Есть два типа заикания. Тоническое – когда ребенок «тянет» начало слова, и клоническое, когда повторяет слово или слог. Основное лечение – логопедическое, нужно научить ребенка медленно и плавно говорить. При этом важно, чтобы все члены семьи начали плавно говорить и учили этому ребенка. Ребенку в 2 года, например, довольно сложно объяснить, что говорить нужно медленно и плавно, на выдохе. В таком случае рекомендуется сделать речевую паузу, сделать так, чтобы ребенок говорил как можно меньше. Пусть сидит, рисует, смотрит мультики, только не возбуждающие, а спокойные. Не надо поддерживать диалоги, расспрашивать ребенка, минимизируйте речь. Важно, чтобы неправильная речь не фиксировалась в голове, иначе потом будет сложнее исправлять заикание.

Как не травмировать ребенка, который заикается? Как не сделать хуже?

Очень важно, когда ребенок начал заикаться, не заострять на этом внимание. Не надо говорить ему, что он заикается, при нем говорить об этом с другими, по телефону рассказывать о проблеме родственникам, если ребенок слышит. Это может привести к тому, что у ребенка разовьется комплекс неполноценности, он может вообще отказываться разговаривать.

Нужно ли ребенка оградить от сверстников: детские площадки, детский сад и пр.?

Если есть возможность, то, конечно, лучше не водить в детский сад, кружки, развивающие секции на период речевой паузы.

Если заикается один из родителей или старший брат, может ли это сказаться на речи младшего?

Это сложная проблема, когда в семье кто-то заикается, то ребенка очень сложно вылечить. В период, когда формируется речь, он слышит неправильную речь родственника и у него тоже может сформироваться заикание. К тому же, есть еще и генетическая предрасположенность к заиканию. На период формирования речи нужно сделать так, чтобы тот из членов семьи, кто заикается, меньше разговаривал с ним. Можно кстати, вместе с ребенком ходить к логопеду и на групповые занятия, лечиться вместе.

Почему заики не заикаются, когда поют?

Здесь нет никакой загадки. Когда человек поет, он не торопится, мысль не опережает речевой аппарат. Поэтому, чтобы справиться с заиканием важно медленно, плавно говорить, не спешить.

Ребенок заикается и пошел в школу, как ему помочь, уменьшить уровень стресса?

Прежде всего надо поговорить с учителем, объяснить, как правильно вести себя с ребенком. Если ребенок заикается, не надо вызывать его к доске, не надо спрашивать первым – это все стрессовые ситуации, которых лучше избегать, чтобы заикание не усилилось. Самому ребенку ничего не надо говорить, не заостряйте внимание на проблеме.

Если ребенок пришел в 1 класс, его сверстники не будут дразнить, воспримут таким, какой он есть. Сложнее в случаях, когда ребенок приходит в уже сформированный коллектив, новую школу, тогда любая особенность может вызвать проблему.

Если статья была для вас полезна, пожалуйста, поставьте «лайк» для поддержки проекта. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить.

источник

Мы рассмотрели физиологию заикания и причины его возникновения, теперь ознакомимся с этими процессами более детально, с точки зрения нейрофизиологии.

Речевые центры Брока и Вернике сообщаются друг с другом как напрямую через двигательные отделы коры (латеральный путь), так и через подкорковую систему (медиальный путь) – таким образом, взаимосвязь между речевыми центрами дублируется.

Что очень важно, медиальный путь включает в себя двигательные отделы базальных ганглиев преимущественно левого полушария, дополнительную двигательную зону (SMA) и ядра передней части таламуса. Эти пути всегда действуют параллельно, однако подкорковый путь используется преимущественно при использовании уже закрепленного речевого навыка, а корковый путь связан с осознанным контролем речи.

Латеральный и медиальный пути связи между речевыми центрами работают параллельно, однако в спонтанной речи, да и вообще практически всегда больше работает медиальный путь связи между речевыми центрами. Этот путь работает автоматически, не воспринимает внешние раздражители, на него не действует принцип обратной связи. Преимущественно этот путь связи используется при передаче своих мыслей и эмоций.

Кроме того, в дополнительной двигательной зоне, которая участвует в медиальном пути связи между речевыми центрами, происходит ритмичное сложение слогов, слов и фраз друг с другом. Таким образом, базальные ганглии объединяют компоненты сложных движений в единое целое – при заикании эта функция нарушена.

Читайте также:  Адаптол для детей при заикании

Другими словами, помимо нарушения прямой взаимосвязи между речевыми центрами заикание связано с нарушением работы отделов базальных ядер, что и приводит к моторным дисфункциям – речевым судорогам и нарушению ритмичности.

Вообще у всех людей в состоянии сильного нервного напряжения и стресса работа базальных ганглиев и дополнительной двигательной зоны может нарушаться, что так же проявляется в виде слабых речевых запинок, дрожания и нарушений координации движений – а в спокойном состоянии все приходит в норму. Это относится и к заикающимся – в состоянии стресса речь обычно ухудшается (тем более, что для заикающегося человека стрессом может являться любой речевой контакт, а наедине такого стресса может не быть, поэтому многие заикающиеся не заикаются наедине). Отсутствие у многих заикания наедине не является парадоксом, это в очередной раз показывает на особенности работы связи между речевыми центрами.

Существует характерная особенность, которая относится ко всем типами заикания – это эффект ритма или синхронности. Этот эффект заключается в том, что если человек заикается при обычных условиях, то заикание практически полностью исчезает при синхронизации речи с внешним раздражителем – например, с метрономом или голосом другого человека (одновременное чтение или пение в унисон). Это особенно заметно, если синхронизировать свою речь, разбивая ее на слова или слоги – каждый слог или слово под один удар метронома. В таком случае практически все заикающиеся испытывают намного меньше речевых судорог. То есть человек не может говорить равномерно в обычных условиях, но легко делает это при получении «сигналов синхронизации». А это является прямым симптомом дисфункции двигательных отделов базальных ганглиев и связанной с ней дополнительной двигательной зоны, нейроны которой идут к спинному мозгу и напрямую контролируют движения.

То, что базальные ганглии медиального пути располагаются преимущественно в левом полушарии головного мозга, отмечено не случайно. На настоящий момент не проводилось официальных исследований, но это полностью объясняет статистику, по которой многие заикающиеся являются левшами, переученными на использование правой руки. Начнем с того, что у левши правое полушарие хоть и является ведущим, все равно основная часть активных базальных ядер медиального пути располагается в левом полушарии, как и у правшей. То есть левша при изначальной предрасположенности к заиканию уже находится в заведомо невыгодном положении в связи с возможными трудностями в синхронизации двигательной и речевой деятельности медиального пути. А переучивание на правую руку может являться спусковым механизмом возникновения заикания, так как при этом происходит ощутимая разбалансировка ассоциативных связей между речевыми центрами.

Практически все лекарственные препараты, которые снижают заикание, воздействуют на рецепторы и нейромедиаторы базальных ганглиев и дополнительной двигательной зоны, в основном стимулируя тормозную активность (либо снимая излишнее тормозное действие).

А вот влияние латерального пути усиливается при сознательном контроле над речью. Как раз этот путь открыт для «сигналов синхронизации», здесь происходит постоянная обратная связь между произносимой и слышимой речью. Когда человек поет в унисон, читает одновременно с кем-то или говорит под ритм метронома, полностью включается именно латеральный, корковый путь. То же самое происходит, когда заикающийся имитирует иностранный акцент, повышает или понижает голос – сознательно меняет характеристики речи. Сюда же относится любая имитация, пародирование, кривляние, а также актерская игра.

К слову, эффективные методики лечения заикания, которые включают в себя речевую практику, задействуют латеральный путь, что вполне обоснованно в теории. Эффективность смещения акцента с медиального пути при формировании нового речедвигательного стереотипа подтверждается на практике – все наши подписчики, которые избавились от заикания, использовали эти методы. Здесь все довольно просто: к началу сознательного формирования речи, примерно в 2-3 года, у ребенка наиболее активна сознательная прямая связь между речевыми центрами, то есть латеральный путь – ребенок активно учится говорить, имитируя речь окружающих. По ходу формирования речевого стереотипа все большую активность начинает демонстрировать подкорковый, медиальный путь. Таким образом, при использовании речевых и психологических практик лечения заикания необходимо заново сознательно формировать новый речедвигательный стереотип, для чего и используется латеральный путь.

Практически всегда заикание связано с нарушением медиального пути, но когда контроль сдвигается от медиального к латеральному способу связи между речевыми центрами Брока и Вернике, заикание обычно уменьшается.

Однако проблема может быть не только в самих базальных ганглиях медиального пути. Например, заикание может быть связано со слабостью исходящего сигнала от самих речевых центров или моторной коры, чему может быть множество причин, в том числе дегенерация нервных тканей, нарушение кровоснабжения или баланса нейромедиаторов.

Для полного понимания механизма заикания следует рассмотреть основные типы рецепторов и нейромедиаторов медиального пути связи между речевыми центрами Брока и Вернике, которые участвуют в формировании речи (вербализации). Нарушение работы этих рецепторов, качественного или количественного состава медиаторов, их баланса и регуляции достоверно наблюдаются при заикании. Сразу отметим, что на работу этой системы оказывает одновременное и разностороннее влияние множество медиаторов.

У заикающихся достоверно наблюдается повышение активности дофамина и D2-дофаминовых рецепторов, глутамата и NMDA-рецепторов, снижение активности ГАМК и соответствующих рецепторов различных типов, серотонина и 5HT-серотониновых рецепторов тех отделов мозга, которые отвечают за вербализацию.

В базальных ганглиях медиального пути дофамин является медиатором D2-дофаминовых рецепторов и через них регулирует множество функций, в том числе речь. Его переизбыток оказывает специфическое тормозное влияние на взаимодействие речевых центров Брока и Вернике, протекающее по этому пути.

Очень интересное и важное исследование проводилось с использованием позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), когда в определенную ткань или орган вводится специальный маркер, радиофармпрепарат, который испускает гамма-кванты. Регистрация этого излучения позволяет составить картину активности определенных тканей или органов в виде трехмерной схемы. Так, в этом исследовании в качестве маркера был использован препарат 6-флюродопа (6-FDODA), схожий по структуре с дофамином. Таким образом, появилась возможность проследить активность дофаминергической системы у заикающихся и сделать выводы об участии этой системы в патогенезе заикания. В группе испытуемых с заиканием было отмечено значительно более высокое поглощение дофамина в слуховой, островковой, медиальной префронтовой и в глубокой орбитальной коре – наибольшая активность наблюдалась в корковых и подкорковых областях лимбической системы и в слуховой коре. Значит, можно сделать однозначный вывод – повышенная активация дофаминергической системы в областях мозга, отвечающих за вербализацию и слух, играет важную роль в заикании.

Важно отметить, что максимальное число дофаминовых D2-рецепторов в процессе развития мозга человека наблюдается в возрасте около 3 лет и уменьшается с возрастом, а по статистике именно в этом возрасте чаще всего и возникает заикание. Это является вовсе не совпадением, а закономерностью.

Примечательно, что, например, при тяжелых психических заболеваниях в том числе повышенная активность дофаминовых D2-рецепторов вызывает ту самую продуктивную симптоматику (галлюцинации, бред, нарушения поведения и социальной адаптаци).

А вот болезнь Паркинсона связана с уменьшением выработки дофамина, но преимущественно в экстрапирамидной моторной системе (в черной субстанции базальных ганглиев). Возвращаясь к описанному выше исследованию, здесь существует особенность – в очень редких случаях при приеме противопаркинсонических препаратов, стимулирующих активность дофамина в экстрапирамидной системе базальных ядер, наблюдалось снижение заикания. Это значит, что дофамин может по-разному влиять на заикание, в зависимости от его количества и от того, в каких отделах мозга нарушен его баланс.

Имеется прямая связь между числом и плотностью дофаминовых D2-рецепторов и когнитивными и интеллектуальными способностями. Чем больше этих рецепторов – тем выше когнитивные способности. Это связано и с ранним развитием мышления и речи – чем раньше растет число и повышается активность D2-рецепторов дофамина, тем раньше ребенок начинает говорить. А по статистике ранее развитие речи у детей часто приводит к заиканию, именно благодаря повышенному влиянию дофамина. Очень примечательно, что и здесь наблюдается основной закон физиологии – сохранение равновесия.

Лекарства от заикания, механизм действия которых основан на снижении активности дофамина: нейролептики Рисполепт, Сонапакс, Эглонил. Влияние на D1-дофаминовые рецепторы заявляется как ведущий механизм действия перспективного препарата от заикания Экопипам, исследования которого проводятся в данный момент.

Мы уже отмечали, что ГАМК является основным тормозным нейромедиатором, который участвует в передаче тормозных сигналов из базальных ганглиев речевых центров к мышцам речевого аппарата. Нарушение регуляции ГАМК, по всей видимости, играет ведущую роль в патогенезе заикания, что приводит к появлению судорожной активности речевых и дыхательных мышц. ГАМК препятствует пре- и постсинаптическим разрядам, тем самым предотвращает распространение судорожной активности.

Проводилось множество исследований, которые показали значительное (порой полное) уменьшение выраженности заикания при прямой стимуляции ГАМК-рецепторов, либо при опосредованной стимуляции определенных типов этих рецепторов.

С другой стороны, чрезмерное тормозное действие ГАМК при применении высоких дозировок соответствующих препаратов чаще всего приводит к усилению заикания, опять-таки ввиду усиления тормозного влияния на взаимодействие речевых центров, проходящее по медиальному пути. Но чаще всего встречаются случаи, когда заикание сильно выражено ввиду недостатка гамма-аминомасляной кислоты или нарушения работы соответственных рецепторов.

Существует множество типов ГАМК-рецепторов, но по отношению к заиканию наибольший интерес вызывает, например, а1-подтип ГАМК-А-рецепторов. Основываясь на этой активности, проводились исследования перспективного препарата от заикания Пагоклон.

Лекарства от заикания, механизм действия которых основан на повышении активности ГАМК: ноотроп Фенотропил; анксиолитик Фенибут, антиконвульсанты Прегабалин, Конвулекс.

Глутамат — наиболее распространенный возбуждающий нейромедиатор. При заикании может наблюдаться его повышенное влияние на соответствующие NMDA-рецепторы. То же самое приводит к повышенной судорожной активности, в том числе в медиальном пути связи между речевыми центрами. Определенную роль глутаминовая кислота играет также в патогенезе эпилепсии.

Что интересно, чрезмерное снижение активности NMDA-рецепторов (например, при действии антагонистов или блокаторов NMDA) может приводить к повышению содержания дофамина. Причем определенные исследования отмечают важную роль снижения активности глутамата в формировании шизофрении и других серьезных психических заболеваний.

Важнейший тормозной нейромедиатор ЦНС, снижает повышенную возбудимость путем повышения тока ионов хлора через клеточную мембрану. Дополнительно повышает выделение ГАМК . В связи с этим наблюдается снижение заикания на фоне применения седативного препарата Глицин.

Сложно представить ситуацию, при которой может возникнуть дефицит глицина в организме, поскольку он в достаточном количестве содержится в белковой пище. Однако практически во всех случаях дополнительного приема глицина как у детей, так и у взрослых наблюдается улучшение речи. Причем глицином практически нельзя вызвать чрезмерное торможение, даже наоборот, при употреблении экстремально высоких доз происходит стимуляция NMDA-рецепторов, которые возбуждают ЦНС.

Основным препаратом от заикания, эффективность которого основана в том числе на стимуляции GLY-рецепторов, является Глицин.

Выполняет множество функций как нейромедиатор в разных отделах мозга. Некоторые источники указывают, что серотонин является антагонистом дофамина – это не совсем так, поскольку при снижении или повышении активности того или иного медиатора включаются компенсаторные механизмы, направленные на сохранение равновесия. Например, при повышении уровня дофамина (что чаще всего наблюдается при заикании) снижается содержание серотонина. То же самое происходит и при повышении уровня норадреналина, возбуждающего медиатора симпатической нервной системы. Серотонин облегчает двигательную активность путём воздействия на ионотропные и метаботропные рецепторы.

Практика применения препаратов, влияющих на активность серотонина, например ингибиторов их обратного захвата, показывает несколько положительных эффектов. Во-первых, повышение воздействия серотонина наряду с антидепрессивным эффектом практически всегда снижает проявление логофобии и социофобии. Во-вторых, в ряде случаев это вызывает значительное снижение выраженности речевых судорог благодаря облегчению двигательной активности.

Подробный механизм действия серотонина, кроме влияния на подкорковые отделы мозга и на базальные ганглии, включает в себя активацию множества других механизмов нервной регуляции. Следует отдельно отметить влияние серотонина на нигростиарный путь, который является одним из основных дофаминергических путей нервной регуляции. Нигростриарный путь задействован в двигательном отделе базальных ядер и принимает участие в инициации двигательной активности. Примечательно, что с регуляцией активности серотонина в нигростриарном пути связывают эффект снижения заикания при применении MDMA.

При заикании могут быть эффективны препараты, снижающие обратный нейрональный захват серотонина — антидепрессанты: Азафен, Сиозам, Флуоксетин.

На самом деле помимо перечисленных путей нервной регуляции здесь участвуют многие другие рецепторы и медиаторы. Например, непосредственное воздействие на потенциал-зависимые натриевые каналы может влиять на активность мембран, изменяя проводимость для ионов калия – а это влияет на судорожную активность.

Причем следует учитывать, что разные отделы головного мозга могут регулироваться определенными типами, подтипами и семействами ГАМК, глутаматных NMDA, дофаминовых, серотониновых и прочих рецепторов. А если сюда еще добавить то, что у каждого заикающегося может быть больше нарушен тот или иной путь передачи или регуляции нервных импульсов, то получаем множество типов заикания и индивидуальную картину его течения в каждом случае. Именно поэтому необходим индивидуальный подбор препаратов, дозировок и продолжительности лечения.

Проводились исследования, целью которых было измерение потенциала возбуждения речевых мышц, который возникает непосредственно в момент заикания на определенном звуке. Исследования проводились путем имплантации электродов в голосовые связки и другие речевые мышцы, которые смогли бы измерить характеристику процессов поляризации и деполяризации. Выяснилось, например, что в момент заикания происходит одновременная передача тормозных и возбуждающих нервных импульсов к одной и той же мышце. То есть при заикании отдельно взятая мышца речевого аппарата одновременно получает сигнал и к возбуждению, и к торможению. Результат такого воздействия предсказуем и очевиден.

Как мы уже отмечали, по некоторым данным Флуоксетин может индуцировать обратимое заикание у тех, кто никогда не заикался – тот же самый эффект наблюдается и с препаратом Алпразолам, который также применяется для лечения заикания. Причем в обоих случаях проводились дополнительные исследования, которые подтвердили этот побочный эффект и исключили влияние перевозбуждения или тревожности на его возникновения. То же самое, кстати, иногда наблюдается и при употреблении высоких доз MDMA. То есть это происходит исключительно ввиду изменения работы определенных рецепторов и нейромедиаторов. Это значит, что хоть на данный момент полная картина участия нейромедиаторов в формировании заикания точно не известна, нарушение их баланса достоверно имеет ведущее значение в патогенезе этого заболевания.

Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

Феномен заикания, а также широкий масштаб махинаций и мошенничества в сфере его лечения связан с тем, что, не смотря на сложный патогенез заикания, в котором участвует множество нейромедиаторных систем центральной нервной системы, организм человека в ряде случаев способен к саморегуляции и восстановлению баланса функциональных систем мозга, связанных с заиканием. С другой стороны, в этом заключается и объяснение эффективности психотерапии, гипноза и возможности самолечения заикания.

При составлении статьи использована информация:

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи — одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью, нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.

Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

Со временем формируется порочный круг — страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах. Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития — первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.

Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением, ощущением удушья. Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

Практически у всех развивается логофобия – взрослые пытаются избегать общения, после первых двух фраз диалога они ссылаются на недомогание и покидают собеседника. Такие больные трудно адаптируются в обществе, на работе, в новом коллективе. Речь характеризуется прерывистостью, скачкообразной тональностью (голос становится то выше, то ниже), скудностью. Она изобилует такими словами-паразитами как «это», «э», «как бы» и так далее.

Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия, как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе, боли в области сердца, кашель и так далее.

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы. Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы, то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина.

Лекарства, применяемые для лечения заикания

По 250 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день, утром и в обед. Для маленьких детей доза должна рассчитываться исходя из массы тела. Так, на килограмм веса необходимо 30 миллиграмм препарата.

По 20 – 40 миллиграмм на килограмм веса. Так, в среднем на ребенка приходится по 150 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день.

По 250 миллиграмм в день, утром и вечером.

По 50 – 150 миллиграмм (в зависимости от возраста) в сутки.

источник

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

Чем может помочь остеопат при заикании?

Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

[1], [2], [3]

Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

  • перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
  • ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
  • во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.

Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

  • лечение медикаментами;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
  • иглорефлексотерапия;
  • логоритмические и логопедические занятия;
  • специально разработанные компьютерные игры и программы.

Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.

Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

  • Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.

При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

  • Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
  • Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
  • Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.

[4], [5], [6], [7]

Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

Дополнительно доктор может порекомендовать ванны с хвоей, углекислотой, кислородом, а также электросон.

[8], [9]

При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

[10]

Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

  • упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
  • лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
  • если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
  • во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
  • желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.

Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.

Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.

Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.

На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

[11], [12]

Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

Подобные упражнения рекомендуют проводить каждое утро, вне зависимости от возраста малыша.

Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

  1. Занятие I:
  • ребенок становится прямо;
  • наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
  • ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
  • при неполном выпрямлении спины производится выдох;
  • упражнение требует 8 повторов;
  • после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
  1. Занятие II:
  • ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
  • поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
  • поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
  • повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
  • обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.

При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

[13], [14], [15], [16], [17]

При заикании врачи рекомендуют проводить массаж плечевого пояса и воротниковой области. Такой массаж расслабляет и снимает мышечные спазмы. Сеансы следует повторять по 4 раза в год, курсами по 10-12 сеансов.

Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

  • терпение;
  • любовь к ребенку и к другим членам семьи;
  • взаимное уважение;
  • желание помочь несмотря ни на что.

Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

  • Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
  • Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
  • Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
  • Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.

Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

  • валериана;
  • донник;
  • мелисса, мята;
  • календула;
  • береза (листья);
  • вереск (побеги);
  • липа;
  • тмин;
  • крапива;
  • боярышник и шиповник;
  • малина, ежевика, земляника.

[18], [19]

При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

  • слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
  • необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
  • не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
  • кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.

Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

Как порхает бабочка? – фр-р-р-…
Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…
Как ухает сова? – У-уф-ф-…

Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

Бабочка на пальчик села.
Я поймать её хотела.
Хвать я бабочку рукой –
А поймала пальчик свой!

Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста!

Совушка-сова,
Большая голова.
Высоко сидит,|
Далеко глядит.

Стихи следует читать звонко, с выражением и расстановкой, правильно делая вдохи и выдохи. По окончании занятия малышу нужно дать возможность расслабиться и какое-то время полежать в спокойной обстановке.

Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

Заикание у взрослых – довольно редкое, но от этого не менее непривлекательное явление, которое может иметь различные корни.

источник