Меню Рубрики

Что нужно знать о заикании

Заикание — болезнь неприятная, с далеко идущими отрицательными последствиями в более старшем возрасте. Поэтому от неё нужно своевременно избавиться. Нет более подходящего периода для этого, нежели дошкольный возраст.

Что нужно знать о заикании.

В 2-3 летнем возрасте у ребёнка формируется речь. Иногда этот процесс идёт более быстро, чем обычно и уже к двум годам ребёнок говорит вполне прилично, в других случаях речь формируется к трём-четырём годам.

Несмотря на всевозможные индивидуальные различия, всех детей этого возраста объединяет то, что речевой аппарат у них ещё не окреп, он претерпевает изменения под влиянием самых незначительных причин. Лай собаки, громкий звук, большая речевая нагрузка-это и многое другое могут нарушить речь. Чаще всего результатом неблагоприятных воздействий бывает заикание.

У одних речь начинает изобиловать вставными звуками или слогами (а,и,ну), а также паузами, незаконченными фразами. Другие дети сразу начинают повторять слоги (па-па-пароход), или звуки в слове (ппп-пойдём). Появление в речи ребёнка вставных звуков , слов, повторение слогов или звуков в слове должно насторожить родителей. Ведь в дальнейшем заикание может приобрести стойкий характер. Может оно также периодически ослабевать и снова усиливаться под влиянием неправильного режима жизни, семейных конфликтов, свидетелем которых становится ребенок, страха перед наказанием, перенасыщения впечатлениями, частых болезней, нервных потрясений и других неблагоприятных условий жизни. Как только вы заметите, что у ребёнка возникают затруднения в построении фразы, сразу же перестаньте читать ему, рассказывать сказки, учить с ним стихи, не давайте слушать радио, смотреть телепередачи, не водите ребёнка в кино, цирк, гости. Необходимо временно как бы приостановить развитие ребёнка. Кроме того, при первых же признаках заикания установите для ребёнка своеобразный режим молчания не побуждайте его к разговору, не обращайтесь к нему с вопросами, особенно касающимися прошедших событий. Не спрашивайте, например, придя вечером с работы, что он ел днём, чем занимался, с кем гулял. А если он сам захочет что-то рассказать вам, тактично уйдите от разговора или, если он будет настаивать, предложите говорить

шёпотом-в том случае заикание обычно не проявляется. Но это не значит, что вы не должны говорить с ним. Нужно только особое внимание обратить на свою речь. Фразы должны быть короткими, отделёнными друг от друга заметными паузами, чтобы ребёнок мог вникнуть в смысл каждой из них. Спустя какое-то время разрешите помогать вам закончить фразу:

— Откроем. — говорите вы, а он заканчивает

Если он произносит слова без запинок, начинайте задавать такие вопросы, на которые можно ответить одним словом. Чтобы ребёнку было интересно, постарайтесь облечь разговор в форму игры. Если вы воспользуетесь этими рекомендациями, как только заметите, что у ребёнка возникли запинки в речи, через некоторое время она, по всей вероятности, нормализуется. Однако это не значит, что можно успокоиться. Говоря с ребёнком, продолжайте следить за своей и его речью. Если же заикание не поддаётся устранению этими методами, необходимо обязательно обратиться к логопеду, а также проконсультировать ребёнка у психоневролога или невропатолога. Заикание — болезнь неприятная, с далеко

идущими отрицательными последствиями в более старшем возрасте. Поэтому от неё нужно своевременно избавиться. Нет более подходящего периода для этого, нежели дошкольный возраст.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ЗАИКАНИИ РЕБЁНКА

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности и рядом других факторов. Среди детей, например, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников. Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания. Так, например, осенью и весной интенсивность заикания возрастает. Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.

Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. Известно, что мальчиков с заиканием в 3-4 раза больше, чем девочек.

Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Риск возникновения заикания в течение последующих 10 лет (с 4 до14 лет) снижается. В этот период заикание может возникать с такой же, частотой, как и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся детей возрастает, что объясняется возникновением рецидивов при поступлении в школу. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно и в период полового созревания.

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток) после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь. Обращение к специалисту в момент возникновения заикания, помогает быстрее восстановить речь ребёнка;

употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

вынужденные остановки в середине слова, фразы;

затруднения перед началом речи.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (неврологу, психологу, психоневрологу, логопеду).

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Предрасполагающие факторы («почва»):

Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.

Невропатические особенности самого заикающегося ребёнка: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.

Наследственная отягощенность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Физическая ослабленность детей.

Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.

Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов – так называемые итерации, имеющее физиологический характер.

Скрытая психическая ущемлённость ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.

Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.

6. Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В группе неблагоприятных условий выделяются:

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями

а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);

б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения

в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, задержки речевого развития).

Психические и социальные причины:

а) кратковременная одномоментная психическая травма (испуг, страх);

б) длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;

г) «перегруз» детей речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала, понятий и представлений (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы и т.п.);

д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося;

активная – он копирует речь заикающегося);

е) переучивание леворукости.

Методы преодоления заикания

Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия при работе с детьми, страдающими заиканием. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.

Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема!

Если в семье есть ребенок, страдающий заиканием, важно помнить:

1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха.

3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи (особенно не соответствующие его возрасту), играть в компьютерные игры. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка.

4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительный повод, отказ, например, ему в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду.

5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

7. Говорить с ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не разрывая слова на слоги.

8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны занятия пением.

источник

Заикание – это нарушение развития речи. Заикающийся малыш может останавливаться, делая непроизвольные паузы перед речью или в речевом потоке, повторять отдельные звуки, слоги, фразы, растягивать гласные.

У некоторых детей заикание возникает после психической травмы: что-то пугает ребенка; имеет место острый конфликт, ссора; происходят значительные изменения в образе жизни (рождение брата/сестры, переезд в новый дом, зачисление в садик и т.п.).

Однако в большинстве случаев заикание связывают с нарушениями деятельности мозга, а именно тех его участков, которые ответственны за речь.

Согласно статистике, заикание наблюдается у одного из сорока детей дошкольного возраста; мальчики заикаются в два раза чаще девочек.

Родители должны знать, что в возрасте от двух до пяти лет повторения, короткие паузы, исправления, «вставки» «а», «ну», «вот» и др. отмечаются у многих детей. Это так называемый физиологический период неплавности речи. С возрастом, когда малышу станет легче подбирать слова и проще выражать свои мысли, запинки постепенно исчезнут.

Истинное заикание обостряется в стрессовых ситуациях, когда ребенок возбужден, измотан или расстроен. Часто оно сопровождается миганием, судорожным движением губ. Попытки малыша избежать запинок, преодолеть их, только усиливают заикание.

Если вы сомневаетесь, являются ли паузы в речи ребенка нормой или у него развивается заикание – обратитесь к неврологу, логопеду. Помните, 65% дошкольников, которые заикались, преодолевают это состояние в течение двух лет. Чем раньше начинается лечение (медикаментозное и педагогическое), тем благоприятнее прогноз.

1. Когда заикание возникает остро, внезапно, самое важное – устранить травмирующий фактор. Малыш стал заикаться после появления братика, сестрички? – Скажите ему, что он по-прежнему родной, любимый. Постарайтесь проводить с ребенком больше времени, чаще целуйте и обнимайте. Заикание проявилось в детском саду? Минимум два месяца не посещайте дошкольное учреждение. Да, это трудно. Придется мобилизовать всех членов семьи, но нет ничего более важного, чем будущее ваших детей.

2. Ограничьте посещение зрелищных мероприятий, просмотр телевизора, визиты гостей или походы в гости: все то, что влияет на эмоциональное состояние малыша.

3. Отдайте предпочтение двум-трех хорошо знакомым книгам, спокойным играм.

5. Гуляйте в парке, скверах. Попробуйте проводить меньше времени на детских площадках: шумные игры со сверстниками сейчас противопоказаны.

6. Измените манеру общения. Важны ваша медленная, напевная речь и короткие фразы. Этот стиль скоро переймет и ребенок.

7. Хорошо выстроить быт так, чтобы у дошкольника возникало как можно меньше необходимости говорить. Это называется охранительный речевой режим.

8. Обязательно получите консультацию врача, который назначит и скорректирует медикаментозную терапию.

Строгое соблюдение указанных правил в большинстве случаев позволяют восстановить плавность речи за два-три месяца.

При длительном, закрепившемся заикании необходимы занятия логопеда. По возможности, откажитесь от посещения детского сада. Продолжайте придерживаться рекомендаций – большую их часть можно вписать в обычный образ жизни. Это просто: избегать стрессов, не говорить быстро и много, не втягивать малыша в оживленные дискуссии, наблюдаться у врача.

Конечный результат будет зависеть от причин, природы заикания, индивидуальных особенностей ребенка и ваших усилий. На современном уровне развития логопедии и медицины нарушение считается скомпенсированным, если малыш с закрепившимся заиканием говорит хорошо в обычных ситуациях и запинается в эмоционально насыщенных. Однако история знает и другие примеры:

«Демосфен решил во что бы то ни стало избавиться от заикания. После долгих и упорных усилий ему удалось достичь своей цели: Демосфен снискал себе славу великого оратора» (по мотивам жизнеописания, составленного Плутархом).

Здоровья Вам и Вашим детям!

С уважением, учитель-логопед высшей квалификационной категории
Афонина Н.Ю. (г. Тула)

источник

Если ребёнку меньше 5 лет, волноваться рано.

Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

Заикаться в раннем возрасте нормально. У ребёнка ещё не достаточно развит речевой аппарат, он не всегда контролирует дыхание и эмоции, мыслит быстрее, чем способен говорить, поэтому запинается, сбивается, проглатывает одни звуки, а другие повторяет по несколько раз.

Медики утверждают Stuttering — Symptoms and causes , что такое возрастное заикание — совершенно естественная часть развития речи. И может продолжаться несколько дней или даже месяцев, но к 5 годам большинство детей успешно его перерастают.

Тем не менее существуют вполне чёткие критерии, что проблема может выйти или уже вышла за пределы возрастной особенности.

Обязательно посоветуйтесь с врачом, если ваш ребёнок заикается, вас это беспокоит и в анамнезе имеется один из следующих факторов How To Help Stummering Child риска:

  1. Семья. Ребёнок рискует сохранить заикание и во взрослом возрасте, если та же проблема наблюдается у кого‑то из его близких родственников.
  2. Возраст. Дети, которые начали заикаться в возрасте до 3,5 лет, почти наверняка перерастут эту речевую особенность. Если сложности с речью появились позже, стоит насторожиться.
  3. Продолжительность. Если заикание длится больше 6 месяцев, это однозначное показание для визита к врачу.
  4. Другие сложности с речью и пониманием. Заикание может быть одним из симптомов более серьёзных нарушений — того же СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) или минимальной мозговой дисфункции.
  5. Нарастание проблемы. Если случаи заикания по мере взросления не уменьшаются, а становятся чаще, это плохой признак.
  6. Сопутствующие движения. Ребёнок не просто заикается — у него подёргивается лицо, он делает движения руками и торсом так, словно пытается вытолкнуть из себя слова.

Также стоит обратиться к терапевту или логопеду, если заикание:

  • Вызывает у ребёнка беспокойство или страх. Это проявится в том, что дети будут стараться избегать ситуаций, когда надо говорить.
  • Мешает ребёнку общаться в садике или на детской площадке.

Если вы столкнулись хотя бы с одним из перечисленных выше пунктов, не медлите с визитом к специалисту. Это важно. Хотя чаще всего заикание проходит само собой, иногда оно может быть симптомом крайне неприятных и даже смертельно опасных заболеваний.

Вот наиболее распространённые причины How To Help Stummering Child заикания у детей.

Как мы уже сказали, некоторое время заикаться в возрасте младше 5 лет естественно. С мальчиками такое происходит в 3–4 раза чаще, чем с девочками.

У 60% заикающихся людей есть близкий родственник, который страдает тем же речевым нарушением.

Это может быть, например, врождённая слабость речевого аппарата (он включает в себя губы, язык, нёбо, гортань, челюстные и ротовые связки и мышцы). В таком случае детям физически сложно говорить: они быстро устают, начинают задыхаться, не успевают вовремя придать языку и губам нужную для произнесения того или иного звука позицию.

Заикание у детей может быть следствием:

  • внутриутробных и родовых травм;
  • заболеваний и нарушений в работе головного мозга;
  • черепно‑мозговых травм;
  • инсульта (да, у детей он тоже бывает, даже у совсем маленьких);
  • заболеваний эндокринной системы;
  • нарушений обмена веществ.

Это, пожалуй, самая известная причина. Вы наверняка хотя бы раз слышали истории о мальчике, который начал заикаться, потому что испугался большой собаки. Или о девочке, посмотревшей не в меру страшный фильм.

Страх — действительно мощный фактор в формировании заикания. Это переживание бьёт по нервной системе, ослабляет её и таким образом запускает механизм сбоя речи.

Но нервную систему ослабляют и другие факторы:

  • ссоры и конфликты в семье, невольными участниками которых становятся дети;
  • отсутствие эмоционального контакта с родителями, неуверенность ребёнка в том, что его любят;
  • несоблюдение режима дня, общая бытовая неустроенность жизни;
  • травмирующие события, например, потеря любимого родного человека, переезд, резкая смена привычной обстановки;
  • избыточные интеллектуальные нагрузки — если мама излишне увлекается ранним развитием.

Это зависит от причин. Чтобы установить их, педиатр проведёт осмотр ребёнка, заглянет в историю болезни, расспросит родителей об образе жизни, обстановке в семье. В некоторых случаях понадобится сделать анализы мочи и крови или пройти обследование у невропатолога.

Если нарушение речи вызвано какой‑либо болезнью, ребёнка отправят к профильному специалисту, который поможет справиться с основным недугом. Также, возможно, педиатр порекомендует обратиться к психотерапевту.

Однако ведущую роль в коррекции заикания играет всё-таки логопед. Этот специалист научит ребёнка правильно дышать, скорректирует ритм и темп речи, поможет укрепить речевой аппарат.

Большинство детей с помощью логопеда избавляются от заикания. Но у некоторых дефект речи может сохраниться, пусть и в сглаженном виде.

Родительская поддержка в данном случае очень важна. Она делает ребёнка более уверенным, успокаивает, помогает справиться со стрессом. А ещё папа или мама могут подать хороший пример правильной речи.

Вот что необходимо делать, если у ваших детей заикание.

Ребёнок будет неосознанно копировать эту манеру речи. Не говорите по слогам или нараспев — это неестественно и не поможет справиться с проблемой.

Чаще читайте ребёнку книжки и рассказывайте истории. Это поможет закрепить правильную речь.

Пусть ребёнок знает: вы терпеливо выслушаете его до конца, даже если он заикается и не может с ходу произнести то или иное слово. Часто дети, боясь, что их не дослушают, начинают торопиться — и в результате проблема заикания только усугубляется.

«А теперь остановись и повтори нормально!» «Сначала подумай, а потом говори!» «Не торопись!» «Можешь сказать это более чётко?!» Взрослым зачастую кажется, что эти фразы — во благо. Но на самом деле они только вредят. Во‑первых, они звучат унизительно. Во‑вторых, вызывают у детей беспокойство и неуверенность, ведь мама или папа не принимают их речь. Всё это увеличивает стресс.

Правильнее хвалить детей за ясную речь, чем привлекать внимание к заиканию. Если вам всё-таки необходимо поправить ребёнка, делайте это максимально мягко и дружелюбно. И не забывайте тут же восторженно отметить малейший успех.

Это даст ребёнку понять, что мама или папа рядом и сосредоточены на общении именно с ним.

Это сделает жизнь ребёнка спокойной, предсказуемой и (с его точки зрения) абсолютно безопасной.

Постарайтесь, чтобы ребёнок не смотрел телепередачи или интернет‑ролики (мультфильмы), которые его излишне возбуждают или пугают. Не разрешайте включать телевизор или играть на планшете перед сном. Найдите тихую альтернативу шумным играм и беготне. В общем, делайте всё, чтобы ребёнок не перевозбуждался.

Спокойствие, предсказуемость, уверенность в том, что близкие любят и поддерживают, — вот что крайне важно в период борьбы с заиканием. Обеспечьте ребёнку именно такую атмосферу.

источник

Запись выступления логопеда и педагога Анастасии Петровны Осницкой (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева) для родителей.

Добрый день!
Сначала хотела бы задать Вам вопрос: что такое заикание?
Как Вы думаете, что является его причиной?

Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как этот речевой дефект всегда обращает на себя внимание.
Кроме этого, заикание — распространенная речевая аномалия (около 2% всех детей имеют заикание).
Это сложное речевое нарушение очень мучительно, так как речь постоянно прерывается внезапными, не зависящими от говорящего паузами, остановками или повторениями звуков и слов.
Но далеко не все взрослые знают, отчего возникает заикание и что необходимо предпринять родителям, если у их ребенка оно появилось.

Мы обращаемся к Вам, как к родителям потому, что, как правило, заикание возникает у детей в раннем детском возрасте — от 2 до 5 лет — то именно на родителей падает ответственность за своевременное устранение этого дефекта, а иногда и за его появление.
К нам часто обращаются за консультацией родители, дети которых заикаются.
Всех интересуют вопросы: отчего возникает заикание, можно ли его исправить?
Многие сокрушенно разводят руками: «Что теперь делать?» А между тем часто выясняется, что появление заикания у ребенка вызвали сами родители, конечно, не желая этого.

Причин появления заикания много, но нам хочется остановиться лишь на тех, в которых вольно или невольно повинны сами родители.
Одной из самых распространенных причин возникновения заикания у детей является их чрезмерная речевая перегрузка.
Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребенка, но при этом никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. К сожалению, часто взрослые слишком много читают детям стихов, рассказов и заучивают с ними прочитанное. Причем стихи и рассказы выбирают иногда слишком сложные, трудные и для понимания и для произнесения.

Вот один пример.
Молодые родители привели на консультацию трехлетнего малыша, который, по их словам, без видимых причин начал вдруг заикаться. И мать и отец наперебой убеждали меня, что дома у них прекрасная, спокойная обстановка, ребенок всем обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с ним ласково и мягко. Мальчик растет веселым, жизнерадостным, здоровым.
Но вот беда — вдруг начал заикаться и очень переживает это сам.
Начинаю беседовать с ребенком.
У малыша есть недостатки произношения: не может еще правильно выговаривать все звуки речи. Я прошу его рассказать какое-нибудь стихотворение. И вдруг ребенок начинает, захлебываясь, бормотать что-то невразумительное. Сначала я даже не поняла, на каком языке лепечет малыш. Потом стала различать искаженные до неузнаваемости слова «Анчара» А.С. Пушкина.

Понятно, что, как бы ни был развит ребенок, ему, трехлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять: «Природа жаждущих степей его в день гнева породила. », «И мчится прочь уже тлетворный», «К соседям в чуждые пределы» и т. д.
А родители малыша гордо, счастливо улыбались, не подозревая того, что сами стали причиной появления заикания у своего сына. Они и вправду из самых добрых побуждений старались развивать речь ребенка, стремились воспитывать его на русской классической литературе.
Но разве мало в нашей детской литературе доступных для его возраста стихотворений?

Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены

Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас беден, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка.
А взрослые требуют от него слишком многого, перегружая его речь, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, настойчиво требуя бесконечного запоминания.
Правильно выговаривать все звуки речи ребенок может только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат.
Поэтому до тех пор нельзя заставлять его произносить слова и фразы — трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.

Не менее опасна для малышей (напоминаем, что заикание возникает от 2 до 5 лет, и поэтому речь идет именно об этом возрасте) и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка.
К сожалению, многие родители (опять из стремления развивать ребенка) часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор.
Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста вообще не рекомендуется.
Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников.
Телевизионные передачи детям также не рекомендуется смотреть, за исключением специальных передач для самых маленьких, например, «Спокойной ночи, малыши».

После просмотра передач, так же как и после посещения кино, театра, цирка, у ребенка возникает очень много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Все сказанное отнюдь не означает, что совсем не нужно развивать ребенка или полностью исключить всякие посещения театра, цирка.
Но делать это нужно осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впечатлительности и легкой ранимости его нервной системы.

Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не просят пересказывать прочитанное, не разучивают с ним детских стихотворений, очень мало разговаривают, не обращают внимания на его неправильное произношение, не поправляют, когда ребенок говорит неверно.
Родители в таких случаях считают, что речь ребенка должна развиваться сама собой. «Нас-то ведь никто не учил. Сами заговорили в свое время», — обычно рассуждают они. Но если речь малыша не развивать специально (не повторять с ним с первых месяцев его лепет: «тя-тя», «агу-агу»), не заучивать со второй половины первого года жизни некоторые слова, повторяя их по нескольку раз и показывая на предметы, ими обозначаемые, не требовать к году произнесения некоторых слов, то ребенок начнет отставать в своем речевом развитии, т. е. к концу первого года жизни у него не появятся первые самостоятельно произнесенные слова, а к полутора годам он не начнет говорить фразами, не сможет начать задавать вам вопросы.
В таких случаях (когда у ребенка бывает недоразвитие речи) первые отдельные слова появляются к 3 годам, а развернутыми фразами он начинает пользоваться только к 5 годам, а то и позже.

Такое отставание в речевом развитии ребенка проявляется не только в позднем появлении слов и фраз, но и в очень бедном запасе слов, нарушении грамматического строя, неправильном произношении звуков. При этом мыслительные способности ребенка превышают его речевые возможности. У ребенка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем переходят в стойкий дефект — заикание.

Родители должны очень умело, постепенно развивать речь ребенка

Необходимо читать ему книги (конечно, только детские, соответствующие его возрасту), потом просить пересказать основное содержание. При этом малышу необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы, показывать на картинки.
Хорошо развивает речь детей картинное лото, которое позволяет ребенку в игровой форме запомнить новые слова и произносить их.
Полезно учить его рассказывать о том, что он делает в данный момент, что изображено на картинках, что он видит на улице и т. п.

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях.
Скандалы и конфликты в семье, запугивание ребенка, побои, строгие наказания, частые претензии, одергивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание.
Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок начинает и в собственной речи воспроизводить те же запинки. Именно поэтому нельзя «сюсюкаться» с ребёнком, он должен слышать правильные, чёткие слова.

Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга. Поэтому родители, как правило, связывают возникновение этого дефекта речи именно с испугом. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без него.

Итак, мы перечислили наиболее распространенные причины возникновения заикания, знание которых, мы надеемся, поможет многим родителям предотвратить появление этого дефекта речи у детей.

А если все-таки заикание возникло?
Как должны вести себя родители в таких случаях?
И в этом случае хочется предостеречь Вас, родителей, от ошибок. Остановимся на наиболее распространенных, которые еще больше усугубляют дефект, дают возможность заиканию прогрессировать.

Как часто приходится встречаться с таким явлением, например, — привела мать на консультацию ребенка — у него только что появилось заикание. Но вместо того чтобы бережно, ласково отнестись к малышу, успокоить его, взрослые начинают без конца одергивать ребенка, требовать речи без заикания.
Часто родители просто мешают вести с ребенком беседу, необходимую в случаях консультации: то начинают бранить малыша за неправильный ответ, сами подсказывают ему ответы, то требуют повторить неправильно сказанное ребенком слово. Такое «одергивание» ребенка только отрицательно сказывается на его речи, вызывая еще большее заикание.
И дома происходит подобное.
Если малыш начинает говорить с заиканием, многие родители, к сожалению, немедленно делают ему замечание, иногда кричат: «Говори как следует! Не балуйся!» Наоборот, в таких случаях следует помочь ребенку, договорив за него фразу, успокоить его и незаметно отвлечь от начатого разговора, переключив его внимание на что-нибудь более интересное. Важно не акцентировать на дефекте внимание.

Вместо того чтобы бережно, ласково отнестись к малышу, успокоить его, взрослые начинают без конца одергивать ребенка, требовать речи без заикания.

Да, многие родители понимают, что ребенку стало трудно говорить, и особенно при посторонних.
И тем не менее именно в присутствии посторонних они начинают предъявлять особые требования к речи ребенка: заставляют без конца говорить то «спасибо», то «здравствуйте», «пожалуйста», «можно ли это» и т. п.
Понятно, что всему этому нужно учить ребенка, но не во время проявления заикания. Сначала нужно помочь малышу избавиться от этого недуга, иначе заикание начнет прогрессировать, так как с посторонними людьми ребенку говорить труднее, и в его речи будет появляться все большее количество запинок. В это время необходимо по возможности ограничивать речь малыша, чтобы заикание не закреплялось и не становилось стойким дефектом.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок как можно меньше разговаривал, предупреждать возможные просьбы и вопросы с его стороны. Взрослые, как правило, хорошо понимают своего ребенка и могут догадаться о потребностях и желаниях малыша. Так, например, если вы заметите, что малыш хочет достать какую-нибудь игрушку (тянется к ней и подставляет стул, чтобы достать ее), не ждите просьбы с его стороны, а сразу скажите: «Ты хочешь достать вертолет? Сейчас я тебе помогу». Или: «Ты не можешь открыть дверь? Я открою».
Так, внимательно наблюдая за ребенком, вы сможете предугадывать его желания.

Говорить с малышом нужно спокойным тоном, не торопясь.
Очень полезным оказывается полный речевой покой или так называемый режим молчания. Однако, прежде чем вводить такой режим, ребенка надо обязательно показать врачу-невропатологу. В случае необходимости он назначит ребенку успокаивающие и общеукрепляющие медикаментозные средства, которые помогут также проведению режима молчания, требования которого сводятся к тому, чтобы в течение месяца ребенок не говорил и лишь в самых крайних случаях спрашивал что-нибудь шепотом.

Вполне понятно, что это очень сложная задача, которая требует от Вас, как родителей, не только огромного терпения, такта и выдержки, но и большой изобретательности. Тем более что в это время не следует открыто запрещать ребенку говорить. Такой запрет лишь крайне огорчит малыша, вызовет у него, наоборот, еще большее желание спрашивать, обращаться к взрослым по любому поводу. Всякий раз необходимо находить убедительный предлог для того, чтобы предотвратить подобное желание.

Например, можно пожаловаться ребенку на то, что у вас болит голова, и попросить его помолчать некоторое время; можно сказать, что за стеной спит маленький ребенок и нельзя его будить, а то он будет плакать; можно предложить послушать, как за окном щебечет птичка (ребенок будет молча долго прислушиваться и забудет на время о своем желании говорить).
Можно, наконец, сделать вид, что вы очень заняты какой-нибудь работой или чтением и попросить ребенка вести себя тихо, не мешать, не разговаривать. Можно предложить ребенку заняться каким-нибудь интересным делом, которое отвлечет его от стремления поговорить, устроить игру в «молчанку» — кто дольше вытерпит и не будет разговаривать, а то и выйти из комнаты, оставив его на время одного. И наконец, когда вся ваша изобретательность в этом плане истощится, начать говорить с ребенком шепотом. Очень часто малыши, тут же начиная подражать старшим, переходят на шепот. Шепотная речь, как правило, проходит без заикания. Но много разрешать разговаривать ребенку шепотом также не следует, так как невольно он может перейти и на громкую речь.
На этот месячный срок исключается чтение ребенку, разучивание с ним стихотворений, сказок. И конечно, исключено посещение дома гостями, товарищами ребенка. Словом, необходимо исключить все, что может вызвать у малыша переживания, желание высказаться, спросить, потребовать объяснений.
Обычно правильное выполнение всех этих условий приводит к тому, что по истечении месяца заикание исчезает.
Если же по каким-то причинам вы не смогли организовать все то, о чем мы говорили, или проведение подобного режима молчания не принесло желаемых результатов, необходимо обратиться к специалисту-логопеду, который начнет специальные занятия по исправлению заикания у ребенка.

В настоящее время исправлением заикания занимаются в логопедических группах при массовых детских садах и в специальных детских садах для детей с нарушениями речи, где они находятся постоянно и уходят домой только на воскресенья и праздничные дни. Срок пребывания в таких группах заикающихся детей — 9 месяцев. Устранением заикания занимаются также и в логопедических кабинетах при детских поликлиниках и при психоневрологических диспансерах.
Но родителям следует помнить, что логопедические занятия принесут желаемый результат только в случае самой активной их помощи. Они должны внимательно относиться ко всем требованиям логопеда и строго выполнять их.

Главное, на что мы хотим обратить внимание родителей: необходимо помнить, что, как бы высоко ни был квалифицирован логопед, сколько бы стараний он ни вкладывал в работу по устранению заикания у вашего ребенка, все усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не будут помогать логопеду, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

Усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не будут помогать логопеду, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

Прежде всего необходимо дома соблюдать правильный общий и речевой режим ребенка.
Под общим режимом надо понимать быт, питание, сон, отдых, прогулки.
В семье всегда должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Надо помнить о том, что дети весьма чувствительны к различного рода огорчениям, которые нередко и служат причиной ухудшения состояния их речи. Они чутко реагируют на различные неполадки во взаимоотношениях между взрослыми.
Все это, несмотря на регулярные логопедические занятия, не только не способствует улучшению речи ребенка, но иногда значительно ухудшает ее.

Под речевым режимом мы понимаем строгое продолжение работы логопеда по его занятиям, внимательное отношение к речи ребенка, ограничение речи в домашней обстановке до тех пор, пока логопед не разрешит начать разговаривать с ребенком.

В то время как ребенок посещает логопедические занятия, необходимо, как уже говорилось, ограничить его речь в семье. Но делать это нужно предельно мягко, тактично, незаметно для ребенка. Ни в коем случае не прямым запретом говорить, а направляя внимание ребенка на интересную игру, выполнение каких-нибудь посильных поручений взрослых: убрать в уголке, разобрать пуговицы, вытереть пыль, полить цветы и т. д.
Иногда полезно начать что-нибудь рассказывать ребенку. Тогда он заслушается и забудет о своем желании спрашивать и говорить. Хорошо еще использовать те же приемы для исключения речи ребенка, которые мы проводили для режима молчания.

На протяжении всего периода занятий с логопедом необходимо особенно бережно, чутко и ласково обращаться с ребенком. Иногда родители так усердно стараются выполнить ограничение речи, что прибегают к непозволительному «террору». На малыша кричат, его даже запугивают, наказывают — лишь бы он молчал. Следует помнить, что, кроме вреда, такое поведение взрослых ничего не принесет. А заикание у ребенка, наоборот, будет только усиливаться.

То же самое относится и к выполнению других рекомендаций логопеда. Скажем, логопед просит, чтобы дома ребенок не бегал, не смотрел телевизор, не играл в шумные, возбуждающие игры. Все эти требования нужно выполнять обязательно. Но для этого необходимо большое терпение со стороны взрослых, выдержка и большая мягкость.
Проще запретить или приказать малышу не делать того-то. Иногда в семье ребенок только и слышит: «Это нельзя!», «Этого не делай!».
Я была свидетельницей того, как один мальчик, доведенный до отчаяния постоянными запретами, со слезами закричал: «А что же мне можно?!» Учитывая все это, родители должны проявлять очень много изобретательности.
Нужно стараться как можно меньше непосредственно предъявлять ребенку запретов, а в тот момент, когда он собирается делать то, что ему может повредить (бегать, разговаривать и т. д.), предложить ему интересное, спокойное занятие.

Старшие особенно должны следить за своим поведением. Бывает, например, и так, что все взрослые члены семьи сидят у экрана телевизора, а ребенку запрещают в это время смотреть передачу. Конечно, такая ситуация вызовет только конфликт с ребенком. Но если родители объявят с сожалением, что телевизор испортился и сами на некоторое время откажутся от просмотра телепередач в то время, когда ребенок находится дома, понятно, что это не вызовет у него переживаний.

Или, например, если малыш начал бегать по комнате, вместо того чтобы ругать его за это — попросить серьезным, ласковым тоном: «Я очень устала. Помоги мне, пожалуйста, перемотать нитки». Понятно, что ребенок с удовольствием примется за работу, и еще одним переживанием у него будет меньше.

Улучшения в речи ребенка (в результате занятий с логопедом) наступят не сразу.
Еще продолжительное время он дома будет говорить с заиканием. Поэтому, чтобы не закреплять дефект, рекомендуется ограничение речи малыша. Но полностью, конечно, никогда почти не удается исключить речь ребенка. Очень важно, чтобы и в этот момент родители проявили выдержку. Ни в коем случае нельзя показывать ребенку, что вы заметили его заикание. Не следует вообще фиксировать внимание ребенка на том, как он говорил. Иногда взрослые поступают в таких случаях неверно, делая замечания: «Ты же занимаешься с логопедом? Помнишь, как тебя учили говорить? Теперь скажи все сначала и хорошо». Такое обращение не дает положительного результата. Наоборот, ребенок начинает бояться своей речи, нервничает и говорит от этого еще хуже.

Лучше помочь ребенку, договорив за него начатую фразу, и тут же переключить его внимание на интересное занятие, которое отвлечет его от начатого разговора.
На протяжении всего времени занятий с логопедом не следует водить ребенка в гости и самим принимать у себя родных или знакомых в его присутствии. Помните, что появление нового человека в вашем доме вызовет у ребенка возбуждение, желание говорить, спрашивать. А это, как мы уже говорили, только ухудшит его речь.
После того как логопед разрешит дома понемногу разговаривать с ребенком, также внимательно следите за его речью. Многие дети говорят слишком быстро, торопливо, а это усугубляет заикание. Не нужно добиваться неестественно растянутой речи. Но ребенок должен говорить не торопясь.
Поправлять ребенка нужно очень умело, тактично.

Понятно, что одного замечания окажется недостаточно. Необходимо постоянно следить за темпом речи ребенка. Но всякий раз поправлять его в шутливой, веселой манере, не читая ему скучных наставлений. Родители должны знать, что это не может полностью снять заикание. Но тем не менее в какой-то мере улучшит речь ребенка, а главное — не даст прогрессировать дефекту.

Взрослые должны также разговаривать с ребенком неторопливо.

Часто родители допускают такую ошибку. Жалея ребенка, боясь причинить ему неприятности, вызвать слезы, они полностью исключают всякие запреты, разрешают малышу делать все, руководствуясь принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Постепенно такое поведение взрослых превращает ребенка в маленького деспота. И тогда, понятно, очень трудно бывает удержать малыша от всего того, что, как отмечалось, может вызвать усиление заикания.
Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно ощущали чувство меры в каждом своем поощрении в отношении с ребенком.
При этом очень важно соблюдать в семье единство требований.
Нельзя допускать, чтобы один из взрослых разрешал то, что запрещает другой. При этом, конечно, необходимо руководствоваться теми требованиями, которые необходимы для полного устранения заикания у ребенка.

Важно помнить, что заикание необходимо устранять полностью.

Окончательно исправленным дефект считается только тогда, когда в любых видах эмоциональной речи, т. е. когда ребенок возбужден большой радостью или огорчением, — он говорит без малейших запинок. Поэтому надо запастись терпением и провести весь курс логопедических занятий полностью.

Бывает, к сожалению, что родители не всегда серьезно относятся к посещению ребенком логопедических занятий: в мороз — жалко везти на занятия, у кого-нибудь из взрослых выходной и хочется побыть с малышом дома, то кажется, что он не выспался, и жалко его будить утром. Надо помнить, что одно-два пропущенных занятия с логопедом намного ухудшают речь ребенка, он отстанет от своих товарищей по группе, ему трудно будет «догнать» их, так как всегда каждое новое занятие предусматривает усложнение речи детей.

Читайте также:  Адаптол для детей при заикании

Иногда родители наносят еще больший вред ребенку.
Часто они бывают довольны достигнутыми успехами, им кажется, что заикание полностью исчезло у ребенка, и они вовсе прекращают водить его на логопедические занятия, несмотря на просьбы и предостережения логопеда.
Следует помнить, что если заикание у вашего ребенка исчезло, этот успех необходимо прочно закрепить, иначе оно может возобновиться. А это принесет двойной вред: не только будут уничтожены все старания логопеда, ребенка и ваши, но, что также опасно, может исчезнуть у ребенка вера в успех логопедических занятий и он вряд ли согласится снова посещать их когда-нибудь.

Последнее, что хочется сказать родителям: помните, что заикание — вполне устранимый дефект речи.
Если у ребенка появилось заикание, не нужно отчаиваться, смотреть на это как на непоправимое несчастье.
Наоборот, нужно активно действовать, принимать все необходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью и навсегда.
Благодарю за внимание!

источник

Заикание — это патология, обусловливающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата.

При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от речевых контактов. Меняется поведение человека и личность в целом, уходит ощущение гармонии жизни, утрачивается возможность проявить свои, иногда большие, способности, страдает личная жизнь.

Заикание требует самого серьезного внимания со стороны родителей. Очень важен эмоциональный позитивный настрой на успех. И ни в коем случае нельзя пускать все на самотек по принципу: « Само пройдет! » .

Заикание может возникнуть не только после стресса, высокой температуры, периода бурного развития речи, но и в результате подражания заикающемуся человеку. Причин возникновения заикания много, но мы остановимся на тех, в которых вольно или невольно повинны сами родители. Взрослые часто перегружают речевые возможности ребёнка. Перегрузка вызывает эмоциональные перенапряжения. Из стремления развить ребёнка часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор. Отрицательно сказывается на состоянии речи и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях. Обычно считают, что заикание может возникнуть в результате испуга. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, и вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без испуга.

Факторы, влияющие на возникновение заикания:

— инфекционные болезни, травмы ЦНС;

— поражения головного мозга в раннем детском возрасте;

— острые психические травмы, конфликтные ситуации;

Организация домашнего режима заикающегося ребенка (памятка родителям).

Правильно организованный домашний режим — тот благоприятный фон, на котором лечение заикания даст наибольший эффект. Под режимом надо понимать весь образ жизни ребенка: учебу, отдых, сон, питание, быт. Все должно способствовать тому, чтобы оздоровить и укрепить нервную систему ребенка.

В систему воспитания заикающегося ребенка входит создание спокойной, доброжелательной обстановки, предполагающей в семье атмосферу взаимного уважения, доверия и любви. Он не должен быть свидетелем ссор между близкими, непозволительно его вовлекать в семейные конфликты в качестве участника. Залогом успеха в логопедических занятиях являются также хорошие, здоровые отношения между родителями и детьми и между самими родителями. Семейные взаимоотношения в значительной мере влияют на речь ребенка, ее улучшение или ухудшение. Недомолвки, ссоры, скандалы в семье создают напряженную обстановку в доме, и ребенок, как барометр, чутко реагирует на это. Он глубоко переживает семейный разлад, часто плачет, нервничает, находится постоянно в напряженном состоянии, и, конечно, на этом фоне ухудшается его речь. При такой ситуации логопедические занятия, безусловно, никакого результата не дадут.

Хочется дать несколько практических советов родителям. Ребенок никогда не должен присутствовать при «взрослых» разговорах. Отношение к ребенку должно быть ровным со стороны отца, матери и других взрослых членов семьи. Родители должны быть очень последовательны в своих требованиях. Запретив, например, ребенку смотреть вечерние телевизионные передачи для взрослых, родители никогда не должны отступать от этого. Только тогда их требования не будут вызывать у ребенка протеста. Заикающийся ребенок не должен чувствовать себя в семье ни ущербным, ни привилегированным, т. е. нельзя заласкивать его, потакать всем его капризам и ограждать от всех трудностей, но и нельзя также подчеркивать перед всеми его неполноценность, наказывать физически. И то и другое может отрицательно сказаться на формировании характера ребенка.

Следует относиться к заикающемуся ребенку, как к здоровому, нормальному. Родители не должны показывать своего волнения ребенку, если он говорит заикаясь. Слово «заикание» не должно произноситься в доме. Тем более недопустимо передразнивать заикающегося ребенка и демонстрировать его запинки. Ни в коем случае в присутствии товарищей нельзя делать замечания и поправлять ребенка, если он говорит с запинками. Замечания подобного рода ранят их самолюбие и отдаляют от родителей.

Конечно, это не значит, что вообще не надо поправлять ребенка, если он не следит за своей речью. Но делать это нужно предельно тактично, неназойливо, чтобы не вызывать раздражения и озлобленности, и лучше всего наедине.

Требуя от ребенка неторопливой речи, родители сами должны следить за собой: говорить с ребенком надо спокойно и обязательно в умеренном темпе. Ведь отвечать неторопливо на быструю речь, которой часто грешат сами родители, ребенку очень трудно.

Не следует фиксировать внимание ребенка на плохой речи, но каждый, даже самый малый, речевой успех надо всячески поощрять, чтобы внушить ребенку уверенность в том, что он может хорошо говорить. Зачастую родители неправильно ведут себя при возникновении у ребенка запинок судорожного характера. Одни просят ребенка замолчать, другие требуют от него «правильной» речи. Рекомендуется доброжелательно и внимательно выслушивать ребенка, стараясь начать с ним фразу или договорить ее вместе с ним. Весь тон общения с ребенком должен быть постоянно ровным, доброжелательным.

Родителям необходимо учитывать интересы ребенка, его тревоги и страхи. Например, дети при засыпании нередко просят не гасить свет, не оставлять их одних. Надо прислушаться к этим просьбам, успокоить ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не заснет. Важно помнить, что насмешливое, неуважительное отношение к ребенку способствует развитию у него чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, общей неудовлетворенности. Слишком строгая авторитарная система воспитания, запугивание, побои, излишняя требовательность отрицательно сказываются на воспитании заикающегося ребенка. Но и повышенная тревожность за состояние его здоровья, подавление его самостоятельности, стремление матери, бабушки сделать все за ребенка, отсутствие каких-либо требований, связанных с соблюдением дисциплины, также отрицательно влияют на формирование его личности.

Без продуманного и четко составленного распорядка в выходные дни здесь не обойтись. Но, как правило, проку от этого нет, так как мало составить распорядок дня, надо неукоснительно выполнять его. Только тогда у ребенка на все будет хватать времени. Кроме того, точное выполнение режима дня приучит ребенка правильно распределять и ценить время и будет воспитывать в нем волевые качества, которые так необходимы в работе по преодолению заикания.

При составлении режима дня:

1. Необходимо выделить специальные часы на выполнение заданий логопеда и самостоятельных речевых занятий. Желательно, чтобы ребенок ежедневно занимался не менее двух часов, но не подряд, а в два—три приема.

2. Есть ребенок должен регулярно, в одно и то же время. Ужин ему следует давать не перед самым сном, а хотя бы за час до сна. Надо строго придерживаться всех рекомендаций врача, касающихся правильного питания. В пище не должно быть острого, соленого, кислого, пряного, горького, шоколада, кофе, какао. Все это должно заменяться, так как действует на нервную систему возбуждающе.

3. Обязательно нужно, чтобы ребенок ежедневно гулял. Пребывание на воздухе необходимо для хорошего самочувствия и правильного физического развития ребенка.

4. Очень важным элементом в распорядке дня является сон, который должен продолжаться не менее 9—10 часов. Кроме того, дошкольникам очень полезен дневной сон. Необходимо приучить ребенка ложиться всегда в одни и те же часы. Чтобы сон был спокойным, надо исключить перед сном все возбуждающее: подвижные игры, чтение детективной и приключенческой литературы, рассказывание страшных историй и сказок, азартные споры и, конечно, телевизионные передачи, просмотр которых вообще нужно сократить до минимума.

Телевизионные передачи, особенно не соответствующие детскому возрасту, приносят много вреда, являясь большой нагрузкой для нервной системы. Очень правильно поступают те родители, которые заранее знакомятся с телевизионной программой на неделю и выделяют 1—2 (не больше!) передачи, в основном субботние или воскресные, которые может посмотреть их сын или дочь. Необходимо приучать ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним песни. Но и это должно создавать покой.

Во многих семьях принята традиция: мы — в гости, гости — к нам. Так вот, большие застолья не для ваших детей, ограничьте их по возможности. Очень важно в воскресные и праздничные дни не перегружать ребенка впечатлениями. Часто приходится сталкиваться с тем, что дети в течение одного дня бывают на 2—3 елках и умудряются еще сбегать в кино. Или, наоборот, просмотрят 2—3 дневных сеанса, а вечером еще сходят в театр или на елку. Такое обилие впечатлений приносит прямой вред, так как ребенок не в состоянии «переварить» всего, что он увидел. Он перевозбуждается, утомляется. В итоге ребенок приходит в детский сад не отдохнувшим, а еще более утомленным.

В выходные дни нужно увеличить время пребывания на свежем воздухе. Однако не следует впадать в другую крайность и разрешать ребенку гулять с утра до вечера. Все хорошо в меру. Это относится и к спорту. При заикании спортом заниматься можно и нужно, но далеко не всяким. Категорически запрещаются борьба, штанга, хоккей, футбол, баскетбол, бокс и другие неритмичные виды спорта, связанные с большим мышечным напряжением. Рекомендуются художественная гимнастика, плавание, гребля, лыжи, коньки. Эти виды спорта координируют движения и упорядочивают дыхание. Однако, занимаясь любым из этих видов спорта, от участия в соревнованиях нужно отказаться, так как любое соревнование связано с эмоциональным возбуждением и вызывает большое напряжение нервной системы, а это при заикании как раз недопустимо. Необходимо ввести в режим дня ежедневную физическую зарядку.

Хотелось бы также предостеречь родителей от модного увлечения наших дней, дополнительными к школе нагрузками, что, очевидно, идет от желания видеть своего ребенка всесторонне развитым человеком. Фигурное катание, иностранный язык, музыка — вот что в дополнение к обычной учебе в школе часто наваливается на детские плечи. Вряд ли при такой перегрузке ребенок станет хорошим спортсменом, знатоком иностранного языка или музыкантом. Желая, чтобы ребенок и правильно говорил, к перечисленному выше родители добавляют еще занятия у логопеда. Даже для детей с нормальной речью такая нагрузка может оказаться непосильной и явиться первым шагом по пути к заиканию. Если же ребенок уже страдает заиканием, то подобная перегрузка недопустима. Прежде всего родители должны, решить, что в настоящее время больше всего необходимо ребенку. И если они пришли к выводу, что главное — здоровая речь, значит, нужно отказаться от всех дополнительных предметов, так как логопедические занятия уже являются большой дополнительной нагрузкой.

Итак, непродуманный режим дня, нерегулярные питание и сон, неправильное обращение взрослых с ребенком, нездоровая семейная обстановка, несерьезное отношение к логопедическим занятиям препятствуют устранению заикания.

В первые 10—12 дней логопедических занятий проводится «режим молчания». Быт ребенка должен организовываться так, чтобы свести его речь к минимуму. Трудно сделать так, чтобы ребенок вообще не разговаривал. Не надо понимать режим молчания буквально, как полную немоту в течение всего этого срока. Не произойдет ничего страшного, если ребенок произнесет в день несколько слов, фраз, практически ему необходимых. Но все же его речь необходимо всячески ограничивать. Чтобы ребенку это было не в тягость, можно внести элементы игры. Например, устроить соревнование: кто первый не выдержит молчания и заговорит, тот проиграл очко. Каждый вечер подсчитываются очки и объявляется победитель. Можно попробовать объясняться друг с другом письменно или жестами. Дети обычно охотно поддерживают эту игру.

Обычно курс занятий в группе начинается с усвоения детьми речевых правил. Эти правила должны хорошо знать и родители.

Правила речи:

• Во время разговора всегда смотри в лицо собеседника. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

• Прежде чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать.

• Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.

• Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.

• Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить. При вдохе не поднимай плечи.

• Воздух в основном расходуй на гласные звуки. Гласные звуки произноси широко и громко, четко артикулируя их.

• Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.

• В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

• Короткие предложения, состоящие из 3—4 слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.

• Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3—4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.

• Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.

• Говори громко, четко, выразительно.

Всегда говорим мы, когда выдыхаем.

Как будто бы парус мы ртом надуваем.

Эти правила не сложны по формулировкам, но соблюдать их детям трудно. Для лучшего запоминания рекомендуется эти правила переписать на большой лист бумаги, повесить на видное место и выучить их наизусть так, чтобы запомнить на всю жизнь.

Важно помнить, что заикание необходимо устранить полностью. Окончательно исправленным дефект считается только тогда, когда в любых ситуациях ребенок будет говорить хорошо.

источник