Меню Рубрики

Аппарат для лечения заикания и дефектов речи

Речевой аппарат – это совокупность органов, которые участвуют в звукопроизношении и образовании речи. Он состоит из 2-х отделов: центрального и периферического. К центральному относится головной мозг, а к периферическому — мышцы, кости, хрящи, связки. Поэтому, когда речь идет о нарушениях в периферическом отделе, мы говорим о языке, губах, мягком небе и нижней челюсти. Нарушение работы одного или одновременно нескольких органов речевого аппарата приводит к появлению нарушений речи.

Дефекты речевого аппарата, с точки зрения диагностики, можно разделить на 2 группы. В первую группу войдут нарушения, которые диагностируют в раннем возрасте, чаще уже в первый месяц жизни ребенка при обследовании выявляются нарушения, которые можно корректировать только хирургическим путем.

Ко второй группе относятся нарушения, диагностика которых в раннем возрасте не возможна. О их наличии становится известно во время становления речи, чаще всего в 2-2,5 года. В данном случае стоит обратиться за помощью к детскому логопеду. На первой консультации логопед проведет диагностику нарушений и при необходимости направит к смежным специалистам.

При возникновении первых симптомов нарушений речи следует сразу обратиться к логопеду для диагностики и подбора правильной и эффективной программы коррекции.

Родителям стоит обратиться к специалистам, если они заметили:

  • Заикание или слишком медленное/быстрое произношение слов, паузы между словами;
  • Нарушения голоса, гнусавость, изменения тембра голоса;
  • Искажение или «проглатывание» звуков, не внятная речь и другие.

Специалисты нашего центра успешно работают с дефектами речевого аппарата, для коррекции нарушений речи чаще всего используются следующие методы:

  • Логопедический массаж;
  • Специальные логопедические упражнения;
  • ДЭНАС-терапия;
  • Занятия с использованием Forbrain (устройство можно купить и для домашнего использования);
  • Упражнения для речевого дыхания и другие.

Наиболее распространенные дефекты речевого аппарата и методы их коррекции:

Дисфония (афония) – в народе называется «нарушением голоса» или «вокальное нарушение». Признаки – отсутствие фонации либо перепады в силе и тембре голоса, гнусавость или хриплость. Требует срочной коррекции, так как с возрастом симптомы усиливаются и хуже поддаются коррекции. В терапии дисфонии чаще всего используют артикуляционную и дыхательную гимнастику, массаж воротниковой зоны, занятия с аппаратом ДЭНАС.

Заикание— это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата. У детей чаще всего встречается в период становления фразовой речи. При отсутствии своевременной коррекции заикание может сопровождать человека и во взрослом возрасте. Данное нарушение сложно поддается коррекции в силу своей навязчивой природы. Лечение заикания в Центре Ember направлено на устранение патологических факторов, которые привели к возникновению заикания, а также на нейтрализацию его последствий, страха речи – логофобии. Именно благодаря комплексному подходу удается избавиться от заикания не на время, а навсегда.

Короткая уздечка –дефект ротовой полости, который, как правило, является врожденным. При данном нарушении ребенок не может выговаривать некоторые звуки. Часто при короткой уздечке рекомендуется решение проблемы хирургическим путем, особенно в раннем возрасте, когда работа логопеда еще невозможна. Но этого часто можно избежать при своевременном обращении к логопеду. С помощью специальных упражнений можно растянуть уздечку, тем самым решить данную проблему.

Куполообразное нёбо – дефект речевого аппарата, вызванный неправильным строением ротовой полости. Логопед учит произносить недоступные клиенту звуки, которые на слух не будут отличаться от традиционных.

Ринолалия (расщелина нёба) – характеризуется дефектным строением и функционированием речевого аппарата. Расщелина нёба препятствует нормальному голосообразованию. Человек с таким дефектом грубо искажает звуки, произносит слова гнусаво, у него меняется тембр голоса. В лечении таких нарушений часто используют хирургический метод, после чего необходим курс занятий с логопедом.

Дизартрия – нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, которое способствует возникновению расстройства произведения речи. При дизартрии нарушается речевая моторика, дыхание, голос и произношение звуков. Коррекционные занятия с логопедом в таком случае направлены на устранение причины нарушений. Специалист использует артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, ДЭНАС-терапию.

Дефекты речевого аппарата часто встречаются у людей, но именно в детском возрасте они поддаются наиболее эффективному лечению. С возрастом исправление данных нарушений становится более затруднительным и длительным.

Исправление дефектов речевого аппарата в центре Ember проходит по индивидуально разработанной программе. При сложных нарушениях мы рекомендуем пройти совместную консультацию нескольких специалистов: клинического психолога, логопеда-дефектолога, коррекционного педагога, нейропсихолога. Комплексный подход помогает точно определить диагноз и его причины, разработать маршрут коррекции, не упуская важных деталей.

Если у вашего ребенка имеется дефект речевого аппарата, мешающий нормальной речи, запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

источник

Логоневроз (более привычное название – заикание) – это недуг, от которого страдают взрослые люди, ощущая определенные проблемы при общении. Данное заболевание может быть вызвано различными факторами, но ученым пока не удалось выявить все причины логоневроза, поэтому избавиться от недуга не так просто, как кажется на первый взгляд.

Заикание – это серьезная болезнь, связанная с определенными речевыми нарушениями, которые становятся заметными, когда человек начинает вести активную беседу. Подобными отклонениями, как правило, занимаются логопеды, взаимодействующие с психиатрами, неврологами и другими специалистами.

Основная причина развития логоневроза у взрослых – непроизвольные сокращения некоторых органов речевого аппарата. Прежде всего, речь идет о дыхательных мускулах, губах, небе и языке. Люди старшего возраста страдают от подобного недуга не так часто. Как правило, он является следствием определенных заболеваний, перенесенных человеком в детстве, которые оказали негативное влияние на центр Брока в коре мозга.

Это центр управляет работой языка, лицевых мышц, глотки и прочих систем, напрямую связанных с речевыми возможностями человека. Если же характерные импульсы доходят в соседние отделы мозга, то начинает страдать дыхательная мускулатура. Своеобразные отклонения особенно заметны во время стрессов или серьезных эмоциональных потрясений.

Логоневроз может быть следующих видов:

  • Тонический. Характерные симптомы – повторение различных звуков (порой не совсем понятных), а также длительные паузы во время активного разговора.
  • Клонический. Включает в себя повторение определенных звуков, слогов или слов.
  • Смешанный тип.

Также заикание бывает невротическим или неврозоподобным. Примечательно, что от недуга можно избавиться без особого труда, поскольку он возникает на фоне нервных потрясений. Второй вид заболевания практически не поддается лечению, так как является следствием нарушений в работе головного мозга.

Полноценная диагностика логоневроза

Как правило, паузы во время беседы не являются чем-то необычным. Их делает абсолютно каждый человек, добавляя в разговор различных эмоций, в зависимости от ситуации. Поэтому следует пройти специальные тесты, проконсультировавшись с медиками, прежде чем говорить о каких-либо речевых отклонениях.

Если перерывы, которые делает человек между словами, незначительны, то он здоров, в противном случае – патология. Обычно у заикающихся длина паузы составляет, как минимум, несколько секунд. Также не стоит забывать, что даже при наличии характерных симптомов, поставить правильный диагноз довольно сложно. Сделать это может только квалифицированный специалист, который должен предварительно осмотреть пациента.

Как избавиться от заикания?

Если у человека есть определенные проблемы с речью, то ему нужно обязательно обратиться к медикам, так как все попытки самолечения могут существенно усугубить ситуацию. Как показывает практика, без слаженной работы опытных специалистов добиться успеха в борьбе с недугом довольно трудно. При этом лечение должно быть комплексным – прием лекарственных средств и психологическое восстановление.

Также многое будет зависеть от квалификации логопеда, основная задача которого сводится к тому, что исправить речевые дефекты человека. Специалист обязан научить своего пациента многим важным вещам: управление дыханием, лицевыми мышцами и органами, которые задействованы при разговоре. Человек должен понять, что все слова можно произносить с легкостью и спокойствием.

Довольно часто при лечении заикания медики применяют иглотерапию. Данный метод также является достаточно эффективным, так как иглы помогают специалистам воздействовать биологически активные точки головного мозга. Так можно улучшить кровообращение, избавившись от излишнего напряжения.

Полезными также будут занятия в тренажерном зале под руководством опытного инструктора, знающего толк в своем деле. Комплексное лечение подобного рода, как правило, приводит к положительному результату, вплоть до полного устранения дефектов речи.

Будьте здоровы! Больше полезной информации на нашем канале. Подписывайтесь и ставьте лайк.

источник

Ученица 6 класса, испытав на себе современные способы борьбы с заиканием, придумала оригинальное техническое решение. С ним миллионы людей с речевыми дисфункциями смогут без проблем выступать с презентациями и участвовать в дискуссиях.

Арине Филимоновой 12 лет, она живет в Нижнем Новгороде, учится в обычной школе, посещает занятия в дворце детского творчества. О ее изобретении мы узнали на конференции финалистов всероссийского конкурса научно-технического творчества «Шустрик», проведенной в совместно с Фондом содействия инновациям и ПСБ. «Техническая система профилактики и преодоления заикания во время выступления» включает в себя метроном, задающий темп речи, и миостимулятор, отвлекающий организм от спазма речевого аппарата.

В 4 года у Арины обнаружились особенности речи. Она на себе испытала типичные методы лечения заикания: занятия с логопедом, приемы медленного говорения, избегание проблемных звуков. В кружке технического творчества появилась возможность самостоятельно заняться решением проблемы заикания. Первое изобретение включало в себя только метроном на базе платы Arduino, сигнал от которого передавался на Bluetooth-наушник и регулировался в пределах 40-100 ударов в минуту. Метроном должен был помогать стабилизировать темп и ритм речи.

Испытав его на себе, Арина поняла, что одного метронома недостаточно. Нужно было как-то избавиться от спазма мышц гортани. Здесь помогли консультации с врачами разных специализаций. Логопед Е.Л. Самарина предложила способ «мышечного отвлечения». При его использовании необходимо отбивать ритм пальцами по телу, чтобы увеличить количество работающих при говорении мышц. В этом случае количество спазмов гортани, возникающих во время волнения, уменьшается.

Как еще можно «отвлечь» мышцы? Например, миостимулятором. При проведении процедуры миостимуляции можно воздействовать на любую группу мышц, но лучшим выбором оказалась диафрагма. Подача тока в эту область не только снимает гортанный спазм, но при частоте в 15 Гц и интервале, совпадающем с частотой метронома, входит в фазу и синхронизирует дыхание.

Длительность используемых для электростимуляции импульсов составляет 1-100 мс. Сила тока для мышц живота в области диафрагмы: 10-15 мА. При таких параметрах миостимулятор упорядочивает работу диафрагмы, контролирует сокращение брюшных мышц и обеспечивает легкость так называемого «нижнего брюшного дыхания», которое входит в методику дыхательных гимнастик при лечении логоневроза.

Арина опробовала итоговое решение на себе. Там, где раньше приходилось контролировать дыхание, вести внутренний счет слогов и делать незаметные движения руками, теперь можно было свободно говорить, сосредоточившись только на теме выступления.

Чем интересен прототип, разработанный школьницей? Он состоит из простых элементов, имеет интуитивно понятный принцип действия и сферу применения. Около 1% взрослого населения планеты заикается, причем среди мужчин эта особенность наблюдается в 4 раза чаще, чем у женщин. От этого недуга не застрахованы даже знаменитости. Все наверняка замечали особую манеру выступления Илона Маска – он использует логопедические методики для борьбы с заиканием. С прибором Арины Филимоновой Илон Маск мог бы петь соловьем.

Неужели раньше не было никаких технических решений, спросите вы? Таких, которые бы комплексно воздействовали на организм человека с речевыми дисфункциями и облегчали сложные и ответственные моменты, нет.

Существует, например, аппарат Деражне, разработка вековой давности, эффективная и по сей день. Принцип работы построен на звукозаглушении, постоянный шум подается прямо в уши, вызывая отключение звукового контроля. Человек перестает слышать, что говорит. Такой вариант при выступлениях и общении не подходит.

Точно так же не подходит «ЭХО-аппарат» авторства Б. Адамчика, изобретенный в 1959 году. Он построен на методе «регуляции обратной связи». Пациент говорит в микрофон, который соединен с магнитофоном. Запись усиливается и возвращается в наушники с некоторым запаздыванием.

В аппарате «Монолог» объединены функции звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой. В нем ритмическая стимуляция организована путем подачи в наушники щелчков метронома в диапазоне от 40 до 140 ударов в минуту. Уже ближе, но для выступлений на публике не годится.

Существуют устройства, использующие для лечения заикания ток, это так называемый метод транскраниальной стимуляции постоянным током. На определенные зоны мозга осуществляется воздействие низкочастотного импульсного тока, что приводит к нормализации работы нервной системы. Моментального эффекта он не дает и с выступлением перед аудиторией оперативно помочь не может.

Так что место прибора, способного на 10-20 минут «отключить» заикание в случае надобности, до сих пор остается вакантным. На базе изобретения Арины уже можно разглядеть его контуры.

Как нужно доработать этот прототип, чтобы получился удобный и коммерчески успешный продукт? Сделать его компактным. Да, он по-прежнему будет состоять из двух частей, но сам метроном можно поместить внутрь стимулятора, оставив на наушнике кнопку управления (включение/выключение, синхронизация по частоте). Настройку частоты и силы импульсов вести через мобильное приложение. Миостимулятор снабдить легкой литиевой батареей, продлевающей автономность устройства. Сделать в нем гнездо для переноски и подзарядки наушника.

Если спозиционировать такой прибор не как средство лечения, а как систему оперативной помощи заикающимся при выступлениях и общении, успех обеспечен. В планы Арины Филимоновой не входит доведение своего изобретения до коммерческого использования. Интересно, кто станет тем удачливым стартапом, кто подхватит эту идею?

источник

Стоит 8400 р.
Дорого да, но альтернативы нету, очень эффективный прибор. В якутске даже нету специалистов по заиканию. А заикающихся очень много, как так?!
Я поговорил на счет отправки в Якутию. Мне сказали что без проблем отправляют в любой регион.
Смело звоните им или пишите по интернету.

Я у них в офисе попробовал разные настройки и прямо там перестал заикаться)
Очень рад)

Как воше работает аппарат? Гарантия есть?

здравствуйте)хочу спросить на счет прибора монолога. как заказать по интернету?

Здравствуйте. Они не отвечают
Дайте номер тел и адрес

elena, продам такой аппарат за 5000 рублей.

здравствуйте. Продайте мне

Гарантия у аппарата 1 год.
Я только купил, управление очень простое, работает отлично, функцию свою выполняет.
Я правда еще не тестировал на аудитории, но после настройки еще не заикался пока в разговорах.
Настраиваешь параметры под себя (метроном, время задержки, громкость шума и пр.).
Работник сказал что недавно женщина купила у них из Харбалаха, отправили ей туда посылку.
Аккумулятор встроенный, хватает на 14 часов непрерывной работы.
Для выступлений и совещаний думаю поможет:)

Прибор сам по себе маленький.
Одеваешь наушники с микрофоном.
Когда говоришь через наушники слышишь свою речь. Там можно настроить в широких пределах все, например свой голос слышишь с некоторой задержкой (время задержки регулируется), метроном и пр. Все эффекты можно регулировать под себя независимо друг от друга или также можно совмещать разные методики.

Ребята, подскажите как заказать этот аппарат

Вы напишите по ихнему e-mail
monolog@list.ru
Они отправят вам свои реквизиты, в общем договоритесь)

в понедельник ответят 🙂 Можете рассказать об аппарате? Сложен в использовании? Как заниматься с ним? На чудо не надеюсь, но будет ли эффект после чтения вслух с ним? Или лучше использовать его при разговоре? Спасибо за быстрый ответ!

Там каждый метод коррекции настраивается индивидуально.
Аппарат очень прост в управлении. Только сразу уберите поролоновую амбрюшину наушника, без него лучше))

В руководстве очень подробно описана методика работы с аппаратом. Есть примеры уроков. Я вот собираюсь купить сборник стихов. Мне сразу помог, просто настроить надо под себя;)

надежда появилась. Сразу помог — это после снятия прибора или с его использованием? Можно вашу почту?

При снятии прибора уже не помогает. Он просто корректирует типа очков.
Возможно при целенаправленном использовании во время лечения у специалиста поможет вылечится. В руководстве кстати есть немножко уроков логопедических занятий.
Вы мне напишите на личку, дам почту.

мне на сайте регистрироваться нужно. В том и дело, возможен ли эффект после длительных тренировок? Т.е. возможна ли нормальная речь без использования прибора?

Betyun, здравствуйте!я хотела бы заказать аппарат ,у меня дочка заикается ,7 лет ей,в данный момент занимаемся по этой программе у логопеда.Хотела узнать,он реально помогает избавиться от заикания навсегда ?!спасибо

У меня сын 9 лет заикается этот аппарат детям подойдет?

Не знаю даже. Возможно реклама, но в паспорте написано:
Аппарат «Монолог» может быть использован для реабилитации детей (с 7-летнего возраста), подростков и взрослых с любыми формами заикания.

Я кажется где то читал, что подростки и взрослые лучше восприимчивы методам коррекции данным аппаратом.

Кажется аппарат будет удобен при выступлениях и разговорах.
Но постоянно носить включенным тяжко, там же работает микрофон и все слышится в наушниках причем с отставанием на доли секунды, очень необычно слышать свой голос, + еще белый шум и метроном))
Можно носить наушник с микрофоном в одном ухе.

Читайте также:  Мое избавление от заикания

Как долго будет идти посылка?

Я не знаю, вы спросите у фирмы.
Я просто приобрел для себя и не представитель их.
Меня забанили вчера видимо подумали что я рекламирую))

Расскажите, вы постоянно находитесь с аппаратом? Есть ли улучшения?

Нет, буду пользоваться на выступлениях и совещаниях.
В общем когда потребуется много говорить.
Конечно можно носить постоянно, включать время от времени в нужный момент, например в телефонном разговоре или в магазине и пр.
Улучшения чувствую.
Продавец говорил, что некоторые специально покупали перед защитой диссертации например.

Разве разрешается им пользоваться во время защиты?

Если объяснить ситуацию, то не вижу причин почему не будет разрешаться)

Аппарат пришел. Правда в разряженном состоянии. Немного подзарядил, побаловался. Конечно, выводы еще рано делать, но такое ощущение, что с аппарат невозможно заикаться. Хотя, возможно показалось.

Поздравляю!)
Главное нормально разобраться, нужен подход правильный как и к любой технике!

Да, с задержкой не могу определиться. Изначально 170 мс стояла. Кажется, как это очень медленно. Сегодня утром попробовал позаниматься. Учил текст. Ничего не выучил 🙂 Собственный голос отвлекает и после 40- минутного занятия заболела голова. Зато ощутил плавность речи.

Ребята как успехи? У меня проблемы-быстрая речь и заикание. Хочу исправить монологом.

Эдуард, проблема с быстрой речью и заиканием появилась и у моего сына. Вам удалось исправить? Поделитесь, пожалуйста.

если есть улучшение после первых занятий с этим аппаратом,

то это может быть просто эффектом новизны. Почти при любой методике от заикания наступает временное заметное улучшение, а потом опять.

Здравствуйте. У меня сын 7 лет начал заикаться, сколько неврологов ,сколько лекарств , ничего не помогает. На самом ли деле апппрат эффективен? Подскажите кто подьзовался.

Аппарат Монолог работает по принципу DAF. Тоже занимались по такой программе, когда проходили методику Демосфен. Можете почитать о программе здесь: https://demosfen.org/daf
ну и сама методика на том же сайте.

«Принцип программы Демосфен DAF заключается в искусственном увеличении времени между речью и слуховым восприятием своей речи, что меняет особенности работы речевых центров мозга, исключая возможность появления заикания и помогает закреплению нового речевого стереотипа в рамках методики.»

источник

Речевой аппарат – это совокупность органов, которые участвуют в звукопроизношении и образовании речи. Он состоит из 2-х отделов: центрального и периферического. К центральному относится головной мозг, а к периферическому — мышцы, кости, хрящи, связки. Поэтому, когда речь идет о нарушениях в периферическом отделе, мы говорим о языке, губах, мягком небе и нижней челюсти. Нарушение работы одного или одновременно нескольких органов речевого аппарата приводит к появлению нарушений речи.

Дефекты речевого аппарата, с точки зрения диагностики, можно разделить на 2 группы. В первую группу войдут нарушения, которые диагностируют в раннем возрасте, чаще уже в первый месяц жизни ребенка при обследовании выявляются нарушения, которые можно корректировать только хирургическим путем.

Ко второй группе относятся нарушения, диагностика которых в раннем возрасте не возможна. О их наличии становится известно во время становления речи, чаще всего в 2-2,5 года. В данном случае стоит обратиться за помощью к детскому логопеду. На первой консультации логопед проведет диагностику нарушений и при необходимости направит к смежным специалистам.

При возникновении первых симптомов нарушений речи следует сразу обратиться к логопеду для диагностики и подбора правильной и эффективной программы коррекции.

Родителям стоит обратиться к специалистам, если они заметили:

  • Заикание или слишком медленное/быстрое произношение слов, паузы между словами;
  • Нарушения голоса, гнусавость, изменения тембра голоса;
  • Искажение или «проглатывание» звуков, не внятная речь и другие.

Специалисты нашего центра успешно работают с дефектами речевого аппарата, для коррекции нарушений речи чаще всего используются следующие методы:

  • Логопедический массаж;
  • Специальные логопедические упражнения;
  • ДЭНАС-терапия;
  • Занятия с использованием Forbrain (устройство можно купить и для домашнего использования);
  • Упражнения для речевого дыхания и другие.

Наиболее распространенные дефекты речевого аппарата и методы их коррекции:

Дисфония (афония) – в народе называется «нарушением голоса» или «вокальное нарушение». Признаки – отсутствие фонации либо перепады в силе и тембре голоса, гнусавость или хриплость. Требует срочной коррекции, так как с возрастом симптомы усиливаются и хуже поддаются коррекции. В терапии дисфонии чаще всего используют артикуляционную и дыхательную гимнастику, массаж воротниковой зоны, занятия с аппаратом ДЭНАС.

Заикание— это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата. У детей чаще всего встречается в период становления фразовой речи. При отсутствии своевременной коррекции заикание может сопровождать человека и во взрослом возрасте. Данное нарушение сложно поддается коррекции в силу своей навязчивой природы. Лечение заикания в Центре Ember направлено на устранение патологических факторов, которые привели к возникновению заикания, а также на нейтрализацию его последствий, страха речи – логофобии. Именно благодаря комплексному подходу удается избавиться от заикания не на время, а навсегда.

Короткая уздечка –дефект ротовой полости, который, как правило, является врожденным. При данном нарушении ребенок не может выговаривать некоторые звуки. Часто при короткой уздечке рекомендуется решение проблемы хирургическим путем, особенно в раннем возрасте, когда работа логопеда еще невозможна. Но этого часто можно избежать при своевременном обращении к логопеду. С помощью специальных упражнений можно растянуть уздечку, тем самым решить данную проблему.

Куполообразное нёбо – дефект речевого аппарата, вызванный неправильным строением ротовой полости. Логопед учит произносить недоступные клиенту звуки, которые на слух не будут отличаться от традиционных.

Ринолалия (расщелина нёба) – характеризуется дефектным строением и функционированием речевого аппарата. Расщелина нёба препятствует нормальному голосообразованию. Человек с таким дефектом грубо искажает звуки, произносит слова гнусаво, у него меняется тембр голоса. В лечении таких нарушений часто используют хирургический метод, после чего необходим курс занятий с логопедом.

Дизартрия – нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, которое способствует возникновению расстройства произведения речи. При дизартрии нарушается речевая моторика, дыхание, голос и произношение звуков. Коррекционные занятия с логопедом в таком случае направлены на устранение причины нарушений. Специалист использует артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, ДЭНАС-терапию.

Дефекты речевого аппарата часто встречаются у людей, но именно в детском возрасте они поддаются наиболее эффективному лечению. С возрастом исправление данных нарушений становится более затруднительным и длительным.

Исправление дефектов речевого аппарата в центре Ember проходит по индивидуально разработанной программе. При сложных нарушениях мы рекомендуем пройти совместную консультацию нескольких специалистов: клинического психолога, логопеда-дефектолога, коррекционного педагога, нейропсихолога. Комплексный подход помогает точно определить диагноз и его причины, разработать маршрут коррекции, не упуская важных деталей.

Если у вашего ребенка имеется дефект речевого аппарата, мешающий нормальной речи, запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

источник

    Метод предназначен для эффективного лечения в домашних условиях Удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине Доработан российскими учёными на основе 73 научных диссертаций 67% пациентов испытывают улучшение после нескольких сеансов

Для всех клиентов действует 100% гарантия возврата денег!

Если по окончании 30 дней вы останетесь недовольны результатом лечения, мы вернём вам 100% уплоченных за прибор денег. Без разговоров и без всяких условий..

Заикание – тяжелый и мучительный дефект, от которого существенно страдает ваша самооценка и который затрудняет общение с окружающими как на бытовом, так и профессиональном уровне. Заболевание характеризуется повторением или пролонгацией звуков и слогов, частыми остановками, разрывом ритмичности речи.

Заикание развивается в результате судорожного состояния мышц речевого аппарата и зачастую тяжело поддается лечению. Оно тяжело воспринимается больными, влияет на поведение и психологическое состояние. Заикание может вызывать депрессию, приводить к замкнутости и ограничению социальных контактов. Отсутствие адекватного лечения усугубляет течение болезни.

В большинстве случаев заикание приводит к тяжелым последствиям, существенно ухудшающим качество вашей жизни. Среди таких последствий:

    Неуверенность в себеПодавленное настроениеНеврологические расстройстваДепрессияЗажатость, закомплексованностьНеобщительность, замкнутостьСложности в общении, в т.ч. в создании семьиСужение профессионального выбора

Согласно проведённым медицинским исследованиям, скорость развития этих патологий и осложнений в последние годы стремительно растёт.

Если вы не примете срочные меры или будете использовать неэффективное лечение, то в вашем организме неизбежно запустятся мощные патологические процессы, которые приведут к проблемам в самых различных сферах вашей жизни. Заикание способно спровоцировать развитие психоневрологических заболеваний и нарушить многие жизненные планы, сделать невозможной самореализацию и раскрытие ваших творческого и профессионального потенциала.

Абсолютно все процессы в нашем организме регулируются головным мозгом. Клетки мозга получают информацию ото всех органов и систем, обрабатывают её, вырабатывают требуемую реакцию и по нервным волокнам передают соответствующие приказы различным органам тела. Заикание (как и любая иная болезнь такого характера: стрес, деменция, психоз) возникает по причине комплекса разных факторов.

Под влиянием этих факторов нарушаются нейронные связи, и поэтому определённые отделы головного мозга могут плохо работать. Другими словами, мозг перестаёт отдавать «правильные» приказы для чёткой работы вашей нервной системы, что приводит к заиканию, а потом и к более серьёзным последствиям.

Мы предлагаем инновационный метод цветоимпульсной терапии, открытие которое удостоено Нобелевской премии.

Ответ очевиден: чтобы нервной системы работала хорошо надо восстановить нормальную работу мозговых центров, отвечающих за её регуляцию. Аппарат «Нейродоктор» решает именно эту задачу.

В основу прибора положен метод импульсной терапии. Этот метод лечения признаётся современной медициной, одним из самых прогрессивных и высокоэффективных. Импульсная терапия воздействует на определённые центры головного мозга и активирует некоторые участки нервной системы, устраняя сбой в их работе.

Нейродоктор воздействует на управляющие центры головного мозга.

Мозг начинает вырабатывать десятки нейрогормонов и формировать «корректирующие» нервные импульсы.

Нейрогормоны во много раз эффективнее самых мощных лекарств быстро излечивают заболевание. Нервные импульсы устраняют патологические процессы на клеточном уровне и корректируют работу других органов и систем организма.

Улучшится общее состояние вашего организма. Повысится уверенность в себе. Исчезнет зажатость и закомплексованность. Улучшится речь. Ускорится процесс восстановления речевой функции при помощи иных методов лечения.

Мощное и эффективное лечение прибором «Нейродоктор» быстро устранит клинические проявления болезни, локализует очаги возникновения патологий, уменьшит дозы применения лекарственных препаратов. Это позволит вам жить полноценной жизнью и навсегда забыть о вашем недуге. Вы навсегда избавитесь от заикания, а вместе с ним – от многочисленных комплексов, существенно осложнявших вашу жизнь.

«Нейродоктор» сегодня признаётся одним из наиболее эффективных методов лечения болезней самой разной этиологии. Он прекрасно сочетается с традиционными методами лечения и позволяет организму быстрее восстанавливаться. Сегодня аппарат «Нейродоктор» – это:

    Метод лечения, получивший Нобелевскую премию по физиологии и медицине.История разработки аппарата имеет более 20 лет.«Нейродоктор» принимает участие на медицинских выставках по всему миру.О приборе «Нейродоктор» пишет пресса (такие издания как КП и другие).«Нейродоктор» используют тысячи людей в 26 странах мира.Производится в России на предприятиях военно-промышленного комплекса.Хорошо сочетается с различными лекарственными препаратами, не вызывая побочных эффектов.Аппарат не имеет противопоказаний.

Воспользуйтесь прибором «Нейродоктор»

Следует помнить, что лечение аппаратом «Нейродоктор» нужно проводить только после постановки точного диагноза и это не означает, что нужно прекратить медикаментозное лечение гипертонии или любое другое назначенное врачом.

Прибор для домашнего применения

Для индивидуального использования в домашних условиях.

Прибор для применения в мед.учреждениях

Для применения специалистами в медицинских и образовательных учреждениях.

Хотите лично пообщаться с теми, кому помог Нейродоктор?

Позвоните в наш офис +7 (495) 108-43-90 и мы дадим вам контакты этих людей.

Закажите НЕЙРО-ДОКТОР сегодня , и получите 3 бонуса:

бесплатная доставка по России

расширенная гарантия 5 лет

бесплатный тестовый период 30 дней *

Для всех клиентов действует 100% гарантия возврата денег!

Если по окончании 30 дней вы останетесь недовольны результатом лечения, мы вернём вам 100% уплоченных за прибор денег. Без разговоров и без всяких условий..

источник

Многие люди задаются вопросом, как лечить заикание. В большинстве случаев, логоневроз, представляет собой функциональное заболевание, то есть оно не что иное, как проявление невротического статуса (невротическая форма). Отсюда следует, что для полного выздоровления от данной патологии необходимо придерживаться ряда советов:

  1. Так как заикание в 80% случаев возникает в детском возрасте, то необходимо при первых его признаках (удлинение, прерывистость звуков или слогов во время беседы), выяснить причину этого состояния. Зачастую избавление от заикания происходит после разговора с ребенком, объяснения каких-то вещей, которые его пугают. Своевременное обращение к логопеду и психологу поможет ребенку справиться со стрессом, поверить в себя и быть заинтересованным в избавлении от логоневроза;
  2. Правильный распорядок дня и здоровый 8-9 часовой сон;
  3. Рациональное питание, обязательное употребление продуктов, содержащих большое количество витамина B (гречневая крупа, молочная продукция, горох, картофель, зеленые овощи, орехи, мясо);
  4. Прогулки на свежем воздухе;
  5. Кружки, секции и другие мероприятия, которые помогут ребенку самоутвердиться и показать себя.

Если была проведена профилактика заикания, но речь ребенка все равно стала прерывистой, то можно думать о неврозоподобной форме логоневроза. Ее симптомы включают в себя прерывистую речь в виде частых вставок междометий по типу «А», «Э» и т.д. Обычно такие дети позже начинают ходить, разговаривать, хуже переносят стрессовые воздействия. Эта форма встречается у детей с наследственной предрасположенностью, при перенесенной внутриутробной инфекции, нейроинфекции в более старшем возрасте, после травм или оперативных вмешательств на черепе и головном мозге. Методики лечения заикания многообразны и подбираются каждому пациенту индивидуально в зависимости от причины и тяжести течения речевого расстройства. Помимо беседы с логопедом и психологом идет ряд упражнений, которые способствует расслаблению речевого аппарата, что улучшает и облегчает становление речи.

Данная методика направлена на устранение психоэмоционального напряжения и расслабления мышц лица, которые участвуют в голосообразовании. Дыхательная гимнастика при заикании имеет вспомогательный характер и является действенной, если:

  • Человек осознает свою проблему. Нередко такие пациенты отрицают свое состояние и стыдятся его, ссылаясь на то, что каждый человек имеет свою «изюминку». И, безусловно, это так, однако такое мировоззрение складывается у людей с логоневрозом из-за постоянных насмешек в их адрес. Помимо этого они боятся обращаться к логопеду и психологу, стыдясь своего речевого несовершенства. Самое главное в этой ситуации – принять себя. «Да, я заикаюсь, да, и что в этом такого? Никто не совершенен, у меня тоже есть проблемы, но я могу пойти к логопеду и могу все исправить»;
  • Человек должен заниматься дыхательными упражнениями самостоятельно каждый день. Это могут быть и повороты туловищем, имитация накачивания шины, перекрест рук на спине и многие другие вариации, которые расслабят тело, путем некоторого напряжения. Если выполнять такой комплекс упражнений хотя бы 30 минут в день, то состояние пациента улучшится, а спазмирование речевого аппарата станет проявляться реже.

Коррекция заикания хорошо проводится путем выполнения аутотренировки. Это упражнение включает в себя диалог с самим собой перед зеркалом, так человек будет видеть свою мимику, жесты, следить за состоянием мимических мышц. На начальных стадиях устранение заикания вполне возможно, если человек с логоневрозом будет уделять в день хотя бы час своего времени на корректировку речи. Чтение книг вслух также дает положительный эффект в лечении данного состояния, все, что необходимо – это вера в себя. Необходимо помнить, что аутотренинг – это длительный процесс, существенное изменение речи будет наблюдаться только лишь через две-три недели, а не на следующий день. Поэтому каждое новое занятие – это незначительный прогресс, который незаметен сразу, а сложившись в одну цельную картину – положительная динамика в лечении логоневроза.

Лечение заикания у взрослых и у детей сводится к приему у специализированного врача – психолога или психотерапевта. Психотерапия дает хорошие результаты особенно у лиц с невротическим складом характера. Психолог проводит ряд тестов, выясняет причину логоневроза, подбирает комплекс упражнений, который помогает справиться с волнением и стрессом (иногда заикание носит преходящий характер, то есть возникает только в момент сильного эмоционального потрясения, а затем самостоятельно проходит).

Исправить прерывистую речь может:

  • Рациональная психотерапия. Используется при начальных этапах или легкой форме заикания, возникающего в стрессовых ситуациях. Психолог рассказывает про это заболевание, откуда оно берется, как его лечить. Затем объясняет, что нужно делать, чтобы клиника логоневроза уменьшилась или исчезла вовсе;
  • Гипнотерапия. Этот метод подразумевает под собой воздействие на пациента посредством введения его в транс и проведения с ним беседы во время этого состояния. В гипнотическом «сне» врач способен вытянуть из пациента его подсознательные страхи, которые, возможно, и не воспринимаются больным, как что-то отравляющее ему жизнь. Извлечение из подсознания переживаний благоприятно сказываются на психическом состоянии человека, страдающего логоневрозом.

Именно логопеды способны оценить тяжесть течения заикания, состояние речевого аппарата и участвуют в разработке комплексного лечения логоневроза. Чаще всего занятия у логопеда посещают дети школьного и дошкольного возрастов, однако не исключены случаи наблюдения у данного специалиста и взрослого населения.

Читайте также:  Могут ли помочь при заикании скороговорки

Становление речи с логопедом является эффективной, но длительной методикой, которая включает в себя:

  • Образование «шаблона» речедвигательного навыка. Логопед должен обучить пациента правильно произносить каждую букву, слог, слово. Данный этап позволяет установить тембр голоса, его звучность, скорректировать движения артикуляционной мускулатуры;
  • Закрепление материала, полученного на первом этапе. Включает в себя чтение книг вслух, постановку предложений и комментирование каких-либо событий;
  • Автоматизация. Применение полученных навыков в быту: общение с близкими, родственниками, друзьями. Чем больше человек разговаривает, тем быстрее корректируются речевые дефекты.

Маленькие дети учатся петь песенки, читать с выражением стихи.

Массаж при заикании у детей делят на два вида:

  • Сегментарный массаж. Локальное воздействие на мышцу, которая отвечает за артикуляционную подвижность. Длительность курса – 2-3 недели каждый день, начиная с 5 минут и заканчивая 20 минутами.
  • Точечный массаж. Оказывает хорошее успокоительное действие на ребенка, способен нормализовывать нервные импульсы, которые поступают от ЦНС. Этот массаж может проводиться дома родителями после кратковременной стажировки у массажиста. Полный курс достигает нескольких лет, но дает хорошую гарантию на то, что заикание пройдет даже без применения лекарственных препаратов.

Является лишь компонентом комплексной терапии логоневроза. Необходимо знать, что назначение лекарственных препаратов должно проводиться только после отрицательной динамики у логопеда и\или психолога, безрезультатной гимнастики, массажа. Это объясняется тем, что медикаменты действуют кратковременно и воздействуют на симптом, но никак не на причину, вызвавшую это состояние.

Фенибут при заикании является препаратом выбора, так как оказывает транквилизирующее действие по отношению к передаче нервных импульсов, избавляет от навязчивых переживаний, позволяет адаптироваться к окружающей среде, повышает умственную деятельность и работоспособность.

Когитум при заикании применяется реже, так как обладает большим количеством побочных эффектов и заметно уступает фенибуту в действии.

Неплохие результаты наблюдаются при использовании ноотропа Пирацетам, который улучшает кровоснабжение в головном мозге и, тем самым, устраняет гипоксический фактор, который может быть причастен к развитию у ребенка логоневроза. Его применение целесообразно при сопутствующей терапии Фенибутом и регулярного посещения логопеда и психолога.

Также применяется Грандаксин – аксиолитик, активно воздействующий на причину невротического заикания (невроз, депрессия и т.д.).

В комплексе с вышеперечисленными мерами хороший эффект дают настойки и отвары трав, улучшающие кровоснабжение головного мозга и уменьшающие чувство тревоги:

  • Отвар из ромашки, мяты, валерианы и крапивы. Две чайных ложки необходимо залить горячей водой и настаивать в течение 20 минут, затем процедить и пить два раза в день по полстакана. Курс составляет 1 месяц.
  • Залить горячей водой две чайные ложки смеси мелиссы, солодки, календулы и листьев березы. Рекомендуется принимать 5 раз в течение дня перед приемом пищи.
  • 7 г плодов шиповника, тмина, мяты залить двумя стаканы холодной воды, настоять при температуре 25 градусов, затем довести до кипения, оставить до получаса в тепле. Принимается данный отвар 4 раза в день по 70 мл за 20 минут до приема пищи.

источник

Заикание — нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания — логоневроз (навязчивый страх общения).

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу.

Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания — накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные — психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине — «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) — центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих — слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.

На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей — правое.

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).

* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки — уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо, совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Далее голос преобразуется в артикуляционном отделе: образуются звуки речи при движениях губ, а также при приближении или прикосновении языка к небу, зубам и их альвеолам.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии — и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и — дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных — реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит, они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы — не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Наследственная предрасположенность

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами, простейшими, бактериями, грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Читайте также:  Могут ли служить в армии с заиканием

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Встречается нечасто — и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты, менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

  • Клоническое заикание — когда несколько кратковременных судорог, следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание — если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное — заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное — заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) — дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще — в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь — к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия — боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, — к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности, была угроза выкидыша, асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед — специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный — от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна — заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» — методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики — поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации

Методика Силивестрова

Длительность — от 3 до 4 месяцев. Курс — 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный. Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный. Переходят от тихой речи — к громкой, а от спокойного вида деятельности — к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный. Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения — 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Далее проводится профилактика рецидивов (возврата симптомов заболевания).

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем — пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении

Особенность методики — синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Больные логоневрозом — талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное — помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы — особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня.
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение — для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием.
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент — выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример — знаменитости, поборовшие свой недуг.

источник