Меню Рубрики

Анкета для родителей детей с заиканием

Анамнестические сведения (со слов матери): течение беременности, роды (срок, степень тяжести, хирургическое вмешательство, ребенок родился здоровым, в асфиксии и т.п.). Болезни, перенесенные ребенком до года (экссудативный диатез, пневмония, диспепсия, желтуха, заболевания нервной системы и пр.). Сон ребенка, аппетит. С какого времени опрятен (явления энуреза).

Семья: состав семьи; состояние речи членов семьи; отношения взрослых между собой. Методы воспитания в семье: отношение взрослых к ребенку: кто является главным воспитывающим лицом; кого ребенок всегда слушается; к кому ребенок особенно привязан.

Характеристика раннего периода жизни ребенка

Ход развития речи: первые слова (в каком возрасте), начало фразовой речи (и особенности ее формирования в раннем возрасте).

Стимулировалось ли развитие речи ребенка: как часто и в каком объеме читалась детская литература, подбирались ли ребенку художественные произведения по возрасту или без учета его; с какого возраста разучивали с ребенком стихи, как много он их знает, какие именно и т.д.

Заставляли ли ребенка публично выступать с чтением стихов, где именно, перед кем. Как ребенок реагировал на предложения выступать перед «аудиторией».

Имело ли место раннее обучение грамоте, счету.

Характерологические особенности ребенка:

· беспокойный, легко возбудимый, реактивный, излишне медлительный, застенчивый, впечатлительный, капризный, упрямый, раздражительный; поведение правильное, неорганизованное, демонстративное; быстро утомляем, истощаем;

· степень самостоятельности в усвоении навыков (какого рода затруднения испытывает при формировании различных навыков);

· отношение к игрушкам (любит играть, играет охотно и довольно продолжительное время, часто меняет игрушки, быстро к ним охладевает);

· мера самостоятельности ребенка в организации игры(предпочитает играть один, с детьми младшего возраста, только со взрослыми);

· контактность (как вступает в общение — легко или трудно, избирательность в общении);

· особенности адаптации к новой обстановке; жизнерадостен, доброжелателен, негативен.

Время проявления заикания: когда родители заметили первые «сигналы» нарушения речи; интерпретация родителями причин возникновения заикания; реакция родителей на появление у ребенка заикания (повышенная тревожность родителей, ребенку внушается, что он болен и пр.); меры воздействия, предпринятые родителями до обращения в специальные учреждения.

Как протекает заикание: стабильно, постепенно усиливается с возрастом, волнообразно — то улучшается, то ухудшается.

Периоды обострения заикания: ситуация, усиливающая проявление заикания; в каких формах речи заикание проявляется наиболее интенсивно.

Что изменилось с появлением заикания? Как изменился характер ребенка? Как ребенок относится к своему дефекту: ощущает его, реагирует ли и каким образом?

Где ребенок консультировался до настоящего времени; занимался ли с логопедом; результаты занятий, сроки; как выполнялись рекомендации в семье.

Помимо вышеизложенных, в беседе с родителями школьников, страдающих заиканием, рассматриваются следующие вопросы:

· как заикающийся ребенок адаптировался к условиям учебной деятельности; отмечались ли изменения (и какие именно) в состоянии речи ребенка, начиная с первых шагов обучения;

· когда заикание усилилось; препятствует ли оно в данный момент устным высказываниям ребенка в классе, препятствует ли участию заикающегося в общественной жизни школы;

· как ребенок успевает по всем предметам (причина отставания, характер ошибок в письменных работах по русскому языку и математике); как протекает подготовка домашних заданий.

Последний вопрос требует более подробного раскрытия. Нас должна интересовать мера самостоятельности, проявленная ребенком: часто ли обращается за помощью, откладывает подготовку уроков до прихода родителей, не садится за уроки, пока ему не напомнят об этом и т.д., а также выполняет ли уроки самостоятельно, настойчив ли в достижении цели задания или выполняет заданное небрежно, торопится, лишь бы отделаться.

Требуют ли родители от ребенка переделать работу, имеющую большое число ошибок или небрежно оформленную? Может ли результат переделки быть еще хуже первоначального варианта?

Как ребенок относится к приготовлению устных заданий по разным предметам: пересказывает ли текст вслух себе, родителям или удовлетворяется тем, что только прочитывает задание, не пересказывая, иногда заданный текст готовит перед уроками, во время перемены и пр.

Важно выяснить, какими навыками самоконтроля владеет ребенок: замечает ли недостатки содержания устного высказывания; умеет ли самостоятельно находить ошибки в письме — орфографические («на правила»), ошибки по невниманию и т.д.

Есть ли у ребенка определенные обязанности, которые он выполняет дома? Как он относится к этим обязанностям (и к разделению их между братьями и сестрами)?

Имеются ли дополнительные нагрузки (музыкальные занятия, иностранный язык)? Как относится к занятиям спортом: увлекается определенным видом спорта; равнодушен к спортивным занятиям; успевает ли на уроках физкультуры.

В процессе обследования приведенный перечень вопросов может дополняться. Но опрос должен быть максимально развернутым в целях выявления особенностей, характеризующих личность заикающегося ребенка (как в более раннем периоде развития, так и в школьном возрасте), и обстоятельств, способствующих усугублению дефекта.

При анализе факторов, влияющих на развитие заикания, существенное значение имеет и характеристика, составленная на ребенка учителем. В целях получения необходимых сведений учителю также предлагается перечень вопросов. Полученный от него материал позволит выяснить состояние речи заикающегося школьника в учебной обстановке и особенности его учебной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8415 — | 8032 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Консультация для родителей

«Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

Заикание – такое нарушение плавности речи, при котором запинки, повторение и растяжение слогов сопровождается мышечным напряжением – судорогой органов артикуляции, дыхания, голоса. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи у ребенка, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) наблюдаются у большинства детей. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять различные лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п. Это нормальный процесс становления ритмической речи, когда ребенок научится выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже.

Проблема заикания – проблема комплексная и требует внимания нескольких специалистов: невролога, логопеда и психолога.

Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяется в первую очередь тем, когда оно возникло. Если заикание отмечается не более 2х месяцев, оно считается начальным, если больше – закрепившимся. Рекомендации при начальном заикании существенно отличаются от заикания закрепившегося.

В настоящее время заикание или логоневроз является слишком распространенной проблемой большинства детей. В неврологической практике принято использовать некоторую классификацию логоневрозов.

Клоническое. Характеризуется неконтролируемыми повторами или растягиванием звуков, слогов или слов. Когда говорят о заикании у детей, чаще всего имеют в виду именно этот вид расстройства.

Тоническое . Характеризуется паузами или блоками, когда ребенок не может произнести какой-либо звук.

Смешанное. Сочетает признаки клонического и тонического заикания.

Клонический тип заикания, при котором ребенок без усилий совершает повторения или растягивания звуков или слогов, считается самым безопасным и «здоровым».

Невротическое заикание (логоневроз) – психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции

Неврозоподобное заикание – в основе лежит органическое поражение центральной нервной системы

3. ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Физиологические (заболевания нервной системы вследствие родовой травмы, наследственной предрасположенности, органическое нарушение мозга, болезни речевых органов (гортани, глотки, носа), истощение нервной системы, аллергии, частые респираторные заболевания)

Психологические причины могут вызвать логоневроз – невротическое заикание (нарушение внимания (внимание и плавность речи тесно связаны, если ребенок легко отвлекается и мысленно перескакивает с одного занятия на другое, то речевое оформление мышления теряет ритмичность), как следствие психической травмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (посещение д/с, переезд, рождение младшего ребенка и т.п.), страхи и тревоги: боязнь темноты или наказания, чувство вины, неумение налаживать контакт с другими детьми, нарушение сна, перепады настроения, повышенная утомляемость, раздражительность)

Социальные (заикается кто-то из родственников или знакомы – ребенок подражает речи заикающегося; гиперопека способствует формированию неуверенности и нерешительности; авторитарный стиль воспитания в семье; семейные конфликты (изменение ситуации в семье, изучение с раннего возраста сразу нескольких языков из-за перегрузки речевым материалом тоже может привести к заиканию.)

4. ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что наиболее эффективным способом лечения заикания в раннем возрасте, является медикаментозный, т.к. коррекционный способ воздействия в возрасте до 5 лет практически неприменим .

Заикание начальное (до 2 месяцев )

обратиться к врачу неврологу или психиатру за консультацией, т.к. не существует однозначной стандартной схемы лечения заикания, лечение всегда индивидуально для каждого ребенка;

составить список ситуаций, при которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на эмоциональное состояние ребенка;

устранить психотравмирующую причину (если это случилось в д/с, сделайте все возможное, чтоб ребенку не нужно было туда ходить – домашний режим минимум на 2 месяца);

частое общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок – организовать жизнь ребенка так, чтоб свести до минимума такое общение;

иногда благотворно влияет полная смена обстановки: поездка к бабушке, в пансионат, на дачу и т.п.;

если заикание возникло вследствие рождения младших детей в семье, постарайтесь относиться к нему как маленькому (дайте ему давно забытые игрушки, соску, баюкайте как малыша, чаще берите на руки);

постарайтесь обеспечить максимально спокойную обстановку на некоторое время (ограничьте просмотр телевизора, посещение зрелищных мероприятий, не ходите в гости, гуляйте в парках, скверах, подальше от детских площадок, где большое скопление детей, читайте книги, которые ребенок любит);

соблюдайте режим дня (обратите внимание сколько времени ваш малыш спит, когда засыпает, не страдает ли от перегрузок и истерик, ритуализируйте какие-либо домашние действия: изо дня в день после ужина совершайте одни и те же действия: убрать игрушки, купаться, читать книжку и спать);

давайте ребенку больше рисовать гуашью на больших листах цветной бумаги (ребенок сможет более полно отразить свое эмоциональное состояние), научите играть в настольные игры (лото, мозайка, мелкий конструктор) это успокаивает и развивает моторику пальцев рук;

укрепляют нервную систему игры с водой, с песком, петь и двигаться под музыку;

при начальном заикании специальные занятия улучшающие речевые способности не проводятся, но нужно изменит манеру речи – дети подражают речи окружающих (старайтесь говорить медленно и спокойно, короткими предложениями, используйте простые слова, не переучивайте ребенка и не заостряйте его внимание на том, что он что-то делает не так).

Закрепившееся заикание (более 2х месяцев)

ведите такой же образ жизни, что и при начальном заикании, главное не посещайте зрелищные мероприятия до 6 лет;

ведите занятия с логопедом;

не забывайте о волнообразном течении заикания (ухудшение-улучшение речи с некоторой периодичностью): в моменты улучшения речи заниматься нужно больше – читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки, организовывать домашний театр и т.п. (иногда ребенок говорит без запинки просто надев на себя маску);

учить ребенка читать по слогам (это помогает увидеть ритмический рисунок слова и улучшить устную речь);

прежде чем задать вопрос своему малышу подумайте так ли важен этот вопрос, особенно нежелательны вопросы, вызывающие у ребенка чувство стыда, не устраивайте допросов);

постарайтесь удержать малыша от речи когда он плачет или находится на грани истерики (отвлеките малыша чем-нибудь интересным, приласкайте и успокойте);

не делайте замечаний, если ребенок использует слова или звуки «паразиты» (это дает ребенку возможность сосредоточиться, подготовить артикуляцию);

не ругайте и не «закаливайте» малыша, пытаясь устранить его страхи (просто поверьте ему и поучаствуйте в этой игре вместе с ним);

не наказывайте ребенка за произнесение нецензурных слов (не заостряйте внимание);

старайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, особенно, касающиеся ребенка.

источник

Анна Иванова
Семейные отношения родителей и детей с заиканием

Доклад на тему: роль семейных отношений в жизни детей с заиканием. В докладе, исходя из анализа специальной литературы, раскрывается значение и проблемы отношений в семьях, воспитывающих детей с речевым нарушением, а именно с заиканием. Раскрывается понятие о заикании. Кратко разбираются психологические особенности родителей и влияние их особенностей на личность заикающегося ребенка, а также основные типы воспитания. В заключении описаны основные аспекты, которые необходимо учитывать при определении роли семейных отношений на интенсивность речевого дефекта.

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

Ключевые слова: логопсихотерапия, заикание, личностная реакция родителей на заикание, фиксированность ребенка на заикании, гармоничный и деструктивный тип семейного воспитания.

Семья как объект научного изучения давно рассматривается в социальной психологической, педагогической и др. областях. Проблема воспитания в семьях с заикающимися детьми в настоящее время очень актуальна. По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых[5]. Наиболее подробное изучение этот аспект получил в области семейной групповой логопсихотерапии – особой социореабилитационной системы преодоления логоневроза у детей, подростков и взрослых. Основным принципом указанной системы является необходимость включения родителей и родственников в активное участие на всех этапах восстановительного процесса [3].

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах[2].

Заикание чаще всего возникает в детском возрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребёнок овладевает фразовой речью. В этот период к его ещё не вполне созревшему аппарату предъявляются повышенные требования, и поэтому он бывает особенно подвержен разного рода «поломкам». Большинство детей проходят этот этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание[6].

Заикание проявляется не только в нарушении темпа и ритма речи, но и на всех уровнях общения: коммуникативном, интерактивном, перцептивном. Поэтому психологическим следствием влияния заикания при затяжном его течении и сильной степени выраженности запинок выступает нарушение речевого общения, а в дальнейшем – затруднения в установлении широких социальных контактов, в личностной и учебно-профессиональной самореализации. [3].

В основе личностных реакций родителей на заикание детей лежат психические состояния родителей. Интенсивность проявления личностных реакций, таких как: тревожность, чувство собственной вины, растерянность, ощущение полной беспомощности, разочарование, депрессия и утрата надежды после очередной попытки «излечить» ребенка. – зависит от степени фиксированности ребенка на своем заикании, которая определяется возрастом, индивидуальным восприятием, но в основном – неправильным отношением родителей к возникшему заиканию, а впоследствии – окружающих людей к личности заикающегося ребенка в целом [4]. Основная роль в преодолении заикания у детей и подростков принадлежит семье.

Возникновение заикания у ребенка является большим стрессом для родителей, особенно, если они молоды и неопытны. Заикание вызывает различные реакции как у родителей, так и у самого ребенка.

Кругликова Анна Юрьевна так классифицирует различные реакции родителей на заикание:

заикание как наказание за «грехи» или как незаслуженное наказание («не знаю, за что нам такое наказание?»);

заикание как болезнь, врожденная слабость организма, которую нужно лечить и от которой можно избавиться медицинскими средствами посредством врачей («он заикается, потому что очень слабенький»);

заикание как препятствие, которое необходимо преодолеть («чего мы только не испробовали, все делали, это последняя надежда»);

заикание как собственная ущербность, «пятно» на семье («у нас такая благополучная образованная семья, ни у кого нет заикания и вот…»);

заикание как проявление протеста или дурного характера ребенка («может же говорить хорошо, когда хочет»);

заикание как миф, ему не придается никакого значения («мало ли какие трудности бывают у детей, само пройдет со временем»).

Каждое из представлений зависит от личных особенностей родителей и является основой для эмоционально-личностной реакции родителей на заикание ребенка. [4]

Под влиянием характера родительской реакции формируется и личная реакция самого ребенка, который часто склонен повторять то, что считают о его заикании родители. Также реакция ребенка на свой речевой дефект зависит от семейного воспитания. Выделяют два основных типа воспитания в семьях: гармоничный и деструктивный.

При гармоничном типе воспитания межличностные отношения между супругами основываются на взаимопонимании и доверии. Основными принципами воспитания в семье являются доброжелательность, ответственность и взаимопомощь. Стиль и фон семейной жизни создает положительное впечатление. В воспитании ребенка оба родителя принимают равное участие, при этом налицо желание воспитывать и развивать ребенка всеми доступными способами. Воспитательный климат семьи таков, что совершенно очевидно наличие определенной педагогической системы: родители в полной мере осознают стоящие перед ними задачи и разумно используют методы поощрения и принуждения в воспитании. Они тонко чувствуют и хорошо знают особенности своего ребенка, поэтому вполне адекватно оценивают его поведение. Участие отца и матери в реализации требований можно назвать конструктивным, организационным и коммуникативным.

Деструктивный тип воспитания основан на непонимании родителями друг друга как по основным вопросам жизни, так и по второстепенным, в мелочах. Понимание родителями ребенка очень различно. Основные принципы семейных отношений сформулировать непросто. В целом стиль и фон семейной жизни носит отрицательный характер. Причиной семейных переживаний, обусловленных своеобразным характером отношений как родителей между собой, так и к ребенку, являются разногласия и противоречия в вопросах уклада и воспитания в семье. Воспитательный климат семьи можно назвать неблагополучным, так как полностью отсутствует какая-либо педагогическая система. Задачи семейного воспитания, способы и методы их реализации каждый из родителей понимает по-своему. Подготовленность родителей к воспитанию ребенка можно считать невысокой: имеют место отсутствие знаний об особенностях ребенка и неадекватность оценки его поведения. Воспитательный процесс и психологический климат семьи носит неорганизованный, некоммуникативный и деструктивный характер. [1]

В первом случае правильно выстроенные отношения с ребенком способны выступать средством преодоления логоневротического нарушения или предотвращением усиления заикания и возможных рецидивов. Во втором – деструктивные отношения приводят к тому, что к подростковому возрасту формируется парадоксальная ситуация: наличие выраженного страха речи (логофобии, проявляющегося задолго до момента общения, на фоне легкой степени заикания.

Таким образом семейные отношения могут оказать влияние на коммуникативный, интерактивный, перцептивный уровень общения ребенка с заиканием. Из текста следует, что личные реакции родителей на заикание зависят от психических состояний родителей, их осведомленности о данном нарушении, молодости и неопытности, оказывают существенное влияние на интенсивность речевого дефекта, его устранение или усиление. Подводя итог можно сказать, что на степень фиксированности ребенка на заикании влияет: стаж заикающегося или возраст, индивидуальное восприятие, отношение родителей и окружающих людей к его заиканию. Следовательно, семейное воспитание является основой воздействия на развивающуюся личность ребенка и соответственно зависит от типа воспитания в семье, которые могут различаться своей гармоничностью или деструктивностью.

1). Араканцева Т. А., Бобылева И. А., Дементьева Н. Ф., Заводилкина О. В. ; Под общ. ред. Ивановой Н. П. Проблемы детско-родительских отношений в семьях с детьми-инвалидами: Научно-методическое пособие / —М.: ГосНИИ семьи и воспитания,2004.-128 с.

2). Власова Н. А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. – 1974, — №7. — С. 82-85.

3). Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 200 с.

4). Кругликова А. Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива. Дис. канд. психол. наук: 19.00.13 Ростов н/Д, 2006.- 224 с.

5). Меньшикова С. В. ,. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. Казань, «Лиана», 1999. — 95 с.

6). Парамонова Л. Г. ,. Логопедия для всех. СПб.: Питер, 2004.– 352 с.

«Мама, папа, я — читающая семья». Семейные газеты. Совместное творчество детей и родителей Книга, в большинстве российских семей, всегда значилась приоритетом духовных ценностей. Но ни для кого не секрет, что основной тенденцией.

Анкета для родителей к проекту по кубановедению «Моя семья. Семейные традиции» ФИО родителей___ ФИО ребёнка___ Анкета для родителей «Моя семья. Семейные.

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием «Поезд знаний» . Итоговое родительское собрание. В занятии принимали участие как дети так и родители. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к родной природе» Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возрастаУчёными давно.

Общение детей с заиканием в разновозрастной группе: опыт исследования Общение детей с заиканием в разновозрастной группе: опыт исследования На фоне разработанности проблемы общения и взаимоотношений детей-дошкольников.

Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы.

Семейные традиции. Круглый стол для родителей Круглый стол «Семейные традиции как способ гармонизации детско — родительских взаимоотношений в семье» “Счастлив тот, кто счастлив.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей «Сохраняем семейные традиции» «Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному городу,к родной речи-задача первостепенной важности и нет необходимости это.

источник

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее в главе 2.2.).

Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.

Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

— речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

— желательно, чтобы речь родителей была четкой;

— нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

— речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

— взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

— при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

— ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,

речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать

возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Речевые образцы взрослых играют особо важную роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).

Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).

В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.

Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Анкета для родителей, дети которых посещают занятия логопеда

ФИО родителей, контактный телефон _________________________________

Имеются ли нарушения речи у членов семьи (заикание, нарушения звукопроизношения, глухонемота и др.)(указать) ________________________

ФИО ребенка ____________________________ Дата рождения ____________

Посещал ли ваш ребенок логопедические занятия? Когда и в каком учреждении? На протяжении какого времени посещал?___________________

__________________________________________________________________Каких результатов удалось добиться? __________________________________

Протекание беременности (нужное подчеркнуть) :

Несовместимость по резус-фактору

Токсикоз : 1-я половина, 2-я половина

Угроза выкидыша: 1-я половина, 2-я половина

Прием лекарств во время беременности

Инфекционные заболевания во время беременности

Хронические заболевания, сопровождающие беременность, или их обострение

Гипертония, гипотония во время беременности

Течение родов _____________________________________________________

Были ли осложнения (патология родов) ________________________________

Раннее двигательное развитие ребенка :

Держит голову с _____________ сидит самостоятельно с _________________

Ползает с ____________ стоит с _____________ ходит без поддержки с ___________ отставание в физическом развитии _________________________

Гуление с ____________ лепет с _____________ 1-е слова с _______________

Фраза с __________________ развернутая речь с ________________________

Другие (указать) ______________________________________________

Имеются ли у ребенка нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (указать) __________________________________________________

Какие особенности ребенка по Вашему мнению необходимо учитывать специалистам (раздражительность, плаксивость, тревожность, ранимость и т.д)? ______________________________________________________________

Сколько времени в день Вы тратите на общение с ребенком? ______________

Занимаетесь ли Вы с ребенком в домашних условиях? Если нет, то почему. __________________________________________________________________

Какова длительность занятий? На какие темы Ваши занятия? _____________

Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок? ______________________

Как часто Вы готовы заниматься с ребенком по заданию логопеда? (нужное подчеркнуть)

Знакомы ли Вы с логопедическим заключением? Понимаете ли Вы, что он означает? __________________________________________________________

Какие другие особенности ребенка требуют по Вашему мнению коррекционно-развивающей работы ___________________________________

Речь ребенка в начале обучения:

Лексика (словарный запас) ______________________________________

Грамматический строй (умение строить фразу) ____________________

Ошибки письма и чтения _______________________________________

Требуется ли Вам консультация логопеда?

По какому вопросу? ________________________________________________

Какие формы взаимодействия логопеда с родителями для Вас наиболее удобны? (нужное подчеркнуть)

Ознакомление с публикациями на странице логопедического кабинета сайта школы (детского сада)

Открытые занятия для родителей (с разрешения администрации учреждения образования)

Речь ребенка в конце обучения:

Лексика (словарный запас) ______________________________________

Грамматический строй (умение строить фразу) ____________________

Ошибки письма и чтения _______________________________________

Устраивает ли Вас работа логопеда? Если да/нет, то в чем? _______________

Ваши замечания, пожелания, предложения _____________________________

Спасибо за сотрудничество!

Обработка и интерпретация результатов

Результаты анкеты анализируются для построения наиболее эффективной коррекционно-развивающей работы с ребенком, а также выработки наиболее эффективных форм работы с родителями. А также позволяет заполнить в речевой карте общие сведения о ребенке, что экономит время как педагога, так и родителей.

Вопросы I раздела анкеты позволяют выяснить общие сведения о ребенке и его семье.

Вопросы II раздела анкеты разработаны для выяснения анамнестических данных в пренатальном и постнатальном периодах развития ребенка, что позволяет выяснить возможную этиологию нарушений речевого развития.

Вопросы III раздела анкеты разработаны с целью выяснения уровня взаимодействия родителей с ребенком, осознание родителями особенностей речевого развития ребенка, готовности взаимодействия с логопедом.

Вопросы IV раздела анкеты разработаны с целью выработки наиболее эффективных форм работы с родителями, осуществления индивидуального подхода в работе с родителями детей, посещающих логопедические занятия.

Вопросы V раздела анкеты разработаны для определения эффективности коррекционно-развивающей работы логопеда как индивидуально, в отношении каждого ребенка, так и в отношении всех детей, занимающихся с логопедом в течение года. А также совершенствования работы по результатам анализа замечаний, пожеланий, предложений родителей.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Результаты анкеты анализируются для построения наиболее эффективной коррекционно-развивающей работы с ребенком, а также выработки наиболее эффективных форм работы с родителями. А также позволяет заполнить в речевой карте общие сведения о ребенке, что экономит время как педагога, так и родителей.

Вопросы анкеты позволяют выяснить общие сведения о ребенке и его семье, выяснить анамнестическе данные в пренатальном и постнатальном периодах развития ребенка, выяснить уровень взаимодействия родителей с ребенком, осознания родителями особенностей речевого развития ребенка, готовности взаимодействия с логопедом, Вопросы анкеты разработаны с целью выработки наиболее эффективных форм работы с родителями, осуществления индивидуального подхода в работе с родителями детей, посещающих логопедические занятия, а также для определения эффективности коррекционно-развивающей работы логопеда как индивидуально, в отношении каждого ребенка, так и в отношении всех детей, занимающихся с логопедом в течение года. А также совершенствования работы по результатам анализа замечаний, пожеланий, предложений родителей.

источник

Автор: Горчакова Алла Михайловна

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Автор: Медведева Галина Андреевна

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема информированности родителей дошкольников о заикании. Экспериментальное исследование выявило в большинстве низкий и средний уровни информированности родителей, что может негативно отразиться на эффективности коррекции заикания. Результаты исследования доказывают необходимость проведения тщательной просветительской работы логопедом для родителей, а также тесного взаимодействия логопеда и других специалистов, участвующих в коррекции заикания дошкольников.

Ключевым фактором социальной жизни каждого человека является речь. В современном мире человек особенно зависим от состояния своей речи, ее здорового и красивого функционирования.

Но состояние речи зависит не только от воли человека, но и от некоторых факторов, которые иногда нельзя предугадать и предотвратить. Речевые нарушения могут возникнуть неожиданно и у каждого. Одним из таких нарушений является заикание.

Вопросом заикания задавались многие известные деятели, такие как И.А. Сикорский, М.Е. Хватцев, В.И. Селиверстов, Л.И. Белякова и другие.

Заикание относится к одним из самых сложных речевых нарушений, так как велика возможность рецидива, особенно в детском возрасте. Если со взрослым заикающимся логопед работает напрямую, то, проводя коррекционную работу над заикающимся ребенком, логопед не может игнорировать влияние семьи ребенка и помощь его родителей. Отсюда следует такой немаловажный аспект, как не просто особенности коррекционной работы логопеда с дошкольниками, имеющих заикание, а взаимодействие логопеда с родителями таких детей.

Но для эффективного включения семьи ребенка в коррекционный процесс необходимо обеспечить родителей достаточной теоретической базой о дефекте своего ребенка, его особенностях и методиках преодоления.

Многие родители либо недооценивают степень нарушения развития своих детей, либо отрицают наличие такого или просто находятся в неведении о речевом дефекте ребенка. И тогда в обязанности логопеда включается не только коррекционная работа с ребенком, но и просветительско-психологическая работа с его родителями. «К.Д. Ушинский считал, что успех воспитания зависит главным образом от личности воспитателя, будь то родители или лица, их заменяющие» [7, с. 21.]. В этом и заключается актуальность проблемы.

Мы предположили, что родители, чьи дети страдают заиканием, недостаточно информированы о недостатке своих детей, из-за этого коррекционная работа может быть недостаточно эффективна, и возможны рецидивы.

Объект исследования — заикание у детей дошкольного возраста.

Предмет – информированность родителей дошкольников с заиканием о дефекте своих детей.

Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

Цель нашего исследования –определить уровень информированности родителей дошкольников с заиканием о дефекте своих детей.

В соответствии с целью мы определили следующие задачи исследования:

• проанализировать литературу и иные источники по теме;

• определить метод исследования;

• составить анкету с целью определения уровня информированности родителей о заикании детей дошкольного возраста;

• раздать ее родителям и проанализировать полученные результаты.

Организация исследования

Проанализировав литературу и иные источники, мы пришли к выводу, что ранее информированность родителей о заикании детей мало исследовалась и в неполном объеме.

Наше экспериментальное исследование проводилось методом опроса, а именно – анкетированием. При составлении анкеты мы опирались на труды Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой [4], Л.З. Андроновой (Арутюнян) [1], Г.А. Волковой [8] и других авторов.

Анкета состояла из трех блоков и сорока двух вопросов. Первый блок «Общие сведения» включает в себя 9 вопросов о сведениях о родителях и их детях и 8 вопросов о заикании как речевом недостатке. Второй блок «Режимные моменты» включает в себя 5 вопросов о режимных моментах, требующихся от родителей в преодолении заикания их детьми. Третий блок «Как помочь своему ребенку?» включает в себя 20 вопросов о методах преодоления заикания.

17 из 33 вопросов анкеты в необязательном порядке предлагают так же родителям дополнительно уточнить просветительскую деятельность логопеда. Предлагалось при выборе ответа «НЕ ЗНАЮ», дополнительно отметить, по какой причине родители не знают ответа на вопрос.

Заикание застрагивает только произносительную сторону речи?

Если вы выбрали ответ «НЕ ЗНАЮ», то по какой причине?

1) Логопед мне об этом не говорил

2) Логопед мне об этом говорил, но я не помню

3) Другой вариант_____________________________________________

Практическая часть исследования проводилась на базе дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида №160 и №171 в г. Самаре и Тольятти соответственно. Исследование проводилось с 13 марта (дата раздачи анкет) по 4 апреля (дата получения последней пройденной анкеты родителями).

В исследовании всего приняли участие 31 родитель, имеющих детей дошкольного возраста с заиканием.

Родители забирали анкеты и отвечали на них дома. Если у родителей возникали вопросы, то они обращались либо к логопеду в группе, либо к нам по телефону.

Анализ результатов

Нами было определено следующее процентное соотношение уровней информированности родителей:

• Третьему (низкому) уровню соответствует показатель не выше 55%;

• Второму (среднему) уровню соответствует показатель не ниже 55% и не выше 85%;

• Первому (высокому) уровню соответствует показатель не ниже 85%.

Уровень информированности родителей – субъективный показатель, который зависит от множества факторов:

• Род деятельности родителей;

• Наличие заикания у ближайших родственников семьи ребенка с заиканием;

• Время возникновения заикания и его продолжительность у ребенка;

• Просветительская деятельность логопеда.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к следующим результатам:

Из 31 опрошенного родителя информированность 10% (3) соответствует 3му уровню. Из представителей этого уровня возраст 83% родителей не выше 30 лет. 33% имеют среднее профессиональное образование, 50% — высшее и 17% — магистерскую степень. По роду профессиональной деятельности педагогов или врачей не встречается. У 50% есть родственники, страдающие заиканием. 17% детей у родителей, представляющих данный уровень, страдают заиканием больше года.

Информированность 64% (20) – 2ому уровню, самому многочисленному. Из представителей этого уровня возраст 68% родителей не выше 30 лет. 10% имеют среднее общее образование, 28% имеют среднее профессиональное образование, 31% — высшее и 31% — магистерскую степень. Род профессиональной деятельности 5% связан с медициной, а 5% по роду деятельности являются педагогами. У 20% есть родственники, страдающие заиканием. 30% детей у родителей, представляющих данный уровень, страдают заиканием больше года.

Информированность 26% (8) — 1ому уровню. Из представителей этого уровня возраст 50% родителей не выше 30 лет. 19% имеют среднее профессиональное образование, 44% — высшее и 37% — магистерскую степень. Род профессиональной деятельности 31% связан с медициной. У 6% есть родственники, страдающие заиканием. 19% детей у родителей, представляющих данный уровень страдают заиканием больше года.

Мы так же хотим отдельно осветить результаты, касающиеся вопроса об обращении родителей с детьми к неврологу и о закаливании детей. Многие авторы методик в области заикания, такие как Наталья Александровна Власова [7], Миронова Светлана Александровна [21], Мастюкова Елена Михайловна [20], особенно подчеркивали важность укрепления физического здоровья, иммунитета в преодолении заикания, так как здоровое физическое состояние повышает сопротивляемость нервной системы ребенка к внешним стрессовым ситуациям.

Результаты таковы: 84% (26) родителей обратились с детьми к неврологу. Из этих 84% обратившихся только 31% (8) указали дату последнего обращения к неврологу. Из 84% обратившихся у 19% (5) родителей дети не принимают медицинские препараты, выписанные неврологом, у 8% (2) родителей дети не посещают процедуры, назначенные неврологом и 8% (2) родителей не соблюдают рекомендации, данные неврологом.

39% (12) родителей проводят закаливающие процедуры для своих детей. 61% (19) таких процедур не проводят. Из 61% родителей, не проводящих закаливание для своих детей, 26% указали причину, по которой они этого не делают, — «не знал, что нужно проводить, так как логопед или невролог мне об этом не говорил».

Эти результаты следует считать, как недостаточная информированность родителей о важности реализации медицинских методов в преодолении заикания их детьми.

Мы решили отдельно проанализировать фактор, влияющий на информированность родителей — просветительская деятельность логопеда. В 17 из 33 вопросов анкеты есть дополнительный указатель для родителей – по какой причине, касающейся работы логопеда, они не смоги ответить на поставленный вопрос. Из желающих дополнительно ответить на эти вопросы, 3% (18 раз) отметили вариант «логопед мне об этом не говорил» и 6% (33 раза) отметили вариант «логопед мне об этом говорил, но я не помню». Из этого следует вывод, что просветительская деятельность логопеда нуждается не только в доработке содержания, но и в пересмотре частоты проведения консультаций и иных форм взаимодействия с родителями.

Проведя исследование по данной проблеме, мы сделали следующие выводы:

  1. Информированность родителей в количественном отношении соответствует средним показателям (наиболее многочисленный уровень информированности – второй, средний);
  2. В качественном отношении информированность родителей зависит от множества факторов. Каким-либо качественным изменениям поддается только просветительская деятельность логопеда, которой требуется серьезная доработка в содержательном и частотном отношении;
  3. Просветительская деятельность логопеда должна в равной доле с педагогическими методами включать информацию о важности включения медицинских методов коррекции заикания.

Таким образом информированность родителей о заикании не соответствует необходимому уровню для проведения безрецидивной коррекции заикания.

Из факторов, влияющих на информированность родителей, качественному изменению поддается только просветительская деятельность логопеда.

К тому же из результатов видно, что среди методов преодоления заикания в большей степени страдают медицинские. Возможно, это связано с недостаточным взаимодействием логопеда с другими специалистами медицинского профиля (невролог, физиолог и т.д.). И, конечно, с недостаточной информированностью о важности включения медицинских методов преодоления заикания.

В глобальном отношении данные результаты раскрывают острую социальную проблему, выражающуюся в недостаточности учреждений для детей с заиканием. Например, по данным городского психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования в городе Самара есть всего 8 городских учреждений, которые могут оказать помощь детям с заиканием. Для города-миллионника (1169719 ч.) такого количества учреждений недостаточно для полноценной и эффективной работы с заикающимися детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. — М., 1993. – 160 с.
  2. Арутюнян (Андронова) Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. — М., 1990 . – 65 с.
  3. Асатиани Н.М., Белякова Л..И., Калачева И.О. Мозговая клинико-физиологическая характеристика детей дошкольного возраста, страдающих невротическим и неврозоподобным заиканием Дефектология. 1978. — № 1. С. 25-30.
  4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: ил.
  5. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992. С. 16-22.
  6. Белякова Л.И., Кумала И. Сравнительный анализ состояния двигательных и речедвигательных функций у заикающихся детей. Дефектология. — 1985. № 1. С. 12-19.
  7. Волкова ГА. Взаимоотношение в семье заикающегося ребёнка // Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992. С. 40-42.
  8. Выготская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М., 1993 (и последующие издания).
  9. Габриелян Т.М. Аналитическое изучение ситуаций, связанных с заиканием // Дефектология. — 1972. — № 5. С. 34-51.
  10. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. — 1987.
  11. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. — Л., 1970. – 103 с.
  12. Дьякова Е.Л. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся // Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992. С. 98-107.
  13. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159 с.
  14. Калачева И.О. Особенности динамики невротического заикания в дошкольном возрасте // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1976. — № 10. — С. 1551-1555.
  15. Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста // Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992. С. 123-128.
  16. Куршев В А. Заикание. — Волгоград, 1974. – 78 с.
  17. Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста. // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 80-81.
  18. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания. / Под ред. В.И. Селиверстова. – М. 2004. – 67 с.
  19. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  20. Миронова С.А., Геркина М.И., Тугова Н.А. Преодоление заикания у дошкольников. / Под. ред. Р.Е.Левиной. – М. 2009.
  21. Миронова С.А. Обследование заикающихся // Дошкольное воспитание. -1979. № 8. С. 67-79.
  22. Миронова С.А. Серия статей в ж. «Дошкольное воспитание», №№ 8, 9, 10 1978; №№ 8, 10, 11, 1979
  23. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. — Л./1988. – 100 с.
  24. Миронова С.А., Геркина М.И., Тугова Н.А. Преодоление заикания у дошкольников. / Под. ред. Р.Е.Левиной. – М. 2009. – 91 с.
  25. Некрасова Ю.Б., Горбова А.В., Рау Е.Ю. К проблеме диагностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием // Новые исследования в психологии. — М., 1981. — № 1. — С. 85-93.
  26. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушениями речевого общения // Вопросы психологии. — 1991, — № 5. — С. 123-129.
  27. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программа для специальных дошкольных учреждений. — М., 1983. – 63 с.
  28. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  29. Рау Е.Ю. Значение стресса и фрустрации в появлении и развитии невротической формы заикания. Заикание, проблемы теории и практики. — М., 1992. — С. 51-63.
  30. Ремизова Е.А., Темкин И.М. Некоторые вопросы клиники и терапии затяжных форм заикания. Вопросы патологии- № 32. — Харьков, 1959.
  31. Рычкова НА. Состояние произвольной двигательной деятельности и речи у детей дошкольного возраста Дефектология. -1981. -№6. С. 5-13.
  32. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М. 1979, 1994, 2001.
  33. Селиверстов В.И. Заикание у детей. -М., 1979, 1994. – 213 с.
  34. К. С. Станиславский. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953. С. 240.
  35. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1998. – № 4. –С. 3-8.
  36. Хавин А.Б. Психологические концепции и понятия в изучении проблемы заикания // Вопросы психологии. — 1977. №3. — С. 84-92.
  37. Чевелева Н Л. К вопросу о заикании у детей. Дефектология. — 1977. — № 1. — С. 20-23.
  38. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М. 2001. – 54 с.
  39. Шкловский В.М., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Групповая психотерапия: вопросы теории и практики (на модели психотерапевтической группы больных логоневрозом) // Психологический журнал. — 1985. — Т. 6. — № 3. С. 100-110.
  40. Шкловский В.М. Заикание. — М., 1994. – 83 с.
  41. Ястребова Л.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием // Методы обследования нарушений речи у детей. — М., 1982. С. 10-13.

источник