Меню Рубрики

Анатомо физиологический механизм заикания

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов. В литературе прошлого встречаются весьма разнообразные толкования механизмов заикания.

Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили к изучению этого речевого расстройства. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с ненормальной влажностью языка и мозга.

Значительно позднее, на рубеже XVII и XVIII вв., анатом Санторини пытался найти у заикающихся отверстия в твердом нёбе, через которые якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. В свою очередь профессор Вутцер (XIX в.) находил ненормальные углубления в нижней челюсти, в которые прячется кончик языка заикающихся при своем движении. Эрве-де-Шегуан обнаруживал при заикании неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотное прикрепление языка короткой уздечкой.

Английский физик Арнот и швейцарский физиолог Шультесс видели в заикании судорожное закрытие голосовой щели.

Профессор Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской Академии наук за свой труд о заикании, считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося. Французский врач Итар, американская учительница Ли, немецкий хирург Диффенбах в свою очередь находили, что заикание происходит от сокращения мышц, удерживающих язык в полости рта.

Главный проповедник в Гарцгероде Блюме, излагая свой взгляд на заикание, писал, что заикание возникает оттого, что человек или мыслит быстро, так, что «речевые органы не поспевают и потому спотыкаются», или же наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

Профессор анатомии Меркель считал, что заикание происходит от несовершенства воли человека, которая ослабляющим образом воздействует на силу мышц речедвигательного механизма. Были и такие авторы, которые доказывали, что заикание — это не что иное, как «дурная привычка» (Базель) или просто «воображаемая трудность» (Р.Денгардт).

С конца XIX в. все определеннее становится мнение, что заикание — это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А.Гуцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский и др.). Многие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании — это лишь следствие этих психических недостатков (Х.Лагузен, Р.Коэн, Г.Каменка, Г.Д.Неткачев и др.).

Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, как симптом состояния страха и пр.

Нельзя, однако, и в настоящее время сказать, что механизм заикания полностью разгадан. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать с разных позиций: клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических, лингвистических. Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующие: заикание — это речевое недоразвитие разного генезиса, либо это невроз или неврозоподобное состояние.

М.И.Пайкин, рассматривая механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитуемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов». К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначального голосообразования и лепета ребенка повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.

Р.М.Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей, называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы» . Речевые затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (косноязычие, аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

Р.Е.Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Изучение общего речевого развития ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития, соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает, подтверждают наблюдения Р.М.Боскис, Е.Пишон, Б.Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению авторов, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима. Первые проявления заикания характеризуются по-разному обусловленной эффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию «поиска» слова, грамматической формы, оборота речи.

Н.И.Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. Развивая эту точку зрения, И.Ю.Абелева отмечает, что заикание есть нарушение готовности к речи при наличии у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально. В целом Н.И.Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи.

Большинство отечественных ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь Павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза (Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворинский и др.), другая часть — как особую форму общего невроза (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, И.П.Тяпугин, М.С Лебединский, С.СЛяпидевский, А.И.Поварнин, Н.И.Жинкин, В.С.Кочергина и др.).

В.С.Кочергина в результате клинического изучения заикающихся детей дошкольного возраста приходит к выводу о том, что сложные механизмы развития заикания, как болезни в целом, многообразны, но во всех случаях идентичны установленным И.П.Павловым и его учениками механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения или активного торможения; или подвижности нервных процессов, или путем образования «патологического условного рефлекса». На основании сделанных наблюдений автор определенно констатирует, что «заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом».

С.С.Ляпидевский, проводивший вместе с сотрудниками медико-педагогическое изучение заикающихся подростков, обнаруживал у них в большинстве случаев (92,2%) при практически здоровом физическом статусе нарушения вегетативной нервной системы по типу вегетодистонии. Результаты исследования высшей нервной деятельности заикающихся подростков объективными методами определяли картину, характерную для неврозов. Он писал о механизме заикания: «Нам представляется, . что первично процесс разыгрывается именно в коре больших полушарий, где происходит срыв нервной деятельности, что может быть связано и с влиянием острых психогенных факторов (страх, испуг, конфликтное состояние и т.д.), влияние которых в генезе логоневроза весьма значительно. Таким образом, нарушение корковой деятельности, которое, по нашему мнению, является первичным, приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеет место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидума (нарушение темпа, плавности речи), однако последние уже носят вторичный характер» .

Таким образом, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. В этом немаловажное значение имеет тип нервной деятельности человека. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А.Гиляровский.

Н.П.Тяпугин, характеризуя особенности высшей нервной деятельности ребенка (в период, когда обычно возникает заикание), указывает на тот факт, что у ребенка еще нет в достаточной мере выработанных условных рефлексов тормозного порядка, а это проявляется его высокой возбудимостью и чрезмерной ее иррадиацией, с бурным эмоциональным и двигательным реагированием, не соответствующим силе раздражителя, с готовностью при состоянии сильного возбуждения к судорожному реагированию. Нервный срыв, по мнению автора, может провоцироваться у ребенка острыми или длительными травмами психического или соматического характера. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — его речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

Стремление отечественных исследователей рассматривать заикание с позиции Павловского учения о неврозах находит своих последователей и за рубежом: в Чехословакии — М.Зееман, Ф.Досужков, Н.Досталова, А.Конделькова; в Болгарии — Д.Даскалов, А.Атанасов, Г.Ангушев, в Польше — А.Митринович-Моджеевска, в Германии — К.Беккер и др.

Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектико-материалистических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера. Лишь на основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые по принципу обратной связи воздействуют в свою очередь усугубляюще на протекание заикания. Психологические изменения, усложняя клиническую картину заикания, нередко выступают на первый план.

К.И.Поварнин, рассматривая заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяет в нем две фазы. Первая — собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя наступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно-соматические реакции на это, прерывающие цепь условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов.

Таким образом, сказанное выше характеризует заикание по механизму его образования как сложное невротическое расстройство, которое в одних случаях является результатом сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции), выражающихся в конечном итоге речевыми спазмами. Фиксированность внимания на речевых затруднениях усугубляет и усложняет расстройство нормального механизма образования речевого потока. В других случаях, заикание может быть результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей в результате речевых затруднений разного генеза.

Видимо, возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания, в частности, на основе органических изменений центральной нервной системы; но это еще недостаточно изучено. Важно, что в клинической картине заикания обнаруживаются нарушения физиологического и психологического характера, которые составляют диалектическое единство.

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

источник

Речеобразовательный аппарат человека устроен весьма сложно. Ему нет аналогов в живой природе. Даже аналогичные органы человекообразных обезьян значительно отличаются от человеческих. В основе извлечения звука лежит чисто механический принцип — использование сжатого объема воздуха.

Механизм звукообразования содержит три главных составляющих:

источник сжатого воздуха, управляемый набор колебательных элементов, систему резонаторов-артикуляторов.

Точнейшее согласование работы всех составляющих осуществляется центральной нервной системой на разных ее уровнях. Источником сжатого воздуха служат легкие, объем и сила давления воздуха в которых определяется работой дыхательных мышц. К этим мышцам относятся мышцы диафрагмы, межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. Колебательными элементами являются голосовые связки. Ими управляет сложная мышечная система гортани, которая преобразует поток воздуха, идущий через трахею, в звук широкого частотного спектра. При возникновении заикания — речевого невроза этот сложный механизм расстраивается.

Роль резонаторно-артикуляторной системы выполняют верхние надгортанные органы — глотка, полость рта с придаточными пазухами носа, язык и губы. Изменяя свой объем и положение, эти органы создают бесчисленное множество резонирующих полостей и акустических элементов, преобразующих первичный звук после гортани в многообразные сочетания звуковых элементов. Необходимо сразу же отметить, что верхняя часть полости рта — нёбо тесно соприкасается (через ряд костных элементов) с основанием головного мозга, где расположены важнейшие его структуры — гипоталамус и гипофиз. Поэтому механические вибрации полости рта на определенных частотах могут оказывать влияние на работу указанных структур головного мозга.

Частотные составляющие или, как говорят, высота первичного звука, возникающего в гортани, определяется состоянием голосовых связок. Они представляют собой две складки мышечной ткани, покрытых слизистой оболочкой. Собственно голосовой связкой называют только самый край мышечной голосовой складки, а остальное — тело голосовой мышцы . Узкое пространство, очерченное краем голосовых складок, на разрезе дает характерную картину, по форме напоминающую песочные часы.

Читайте также:  Как вылечится от заикание взрослому человеку

Самое узкое место этих «часов» — пространство голосовой щели, состояние которой определяет главную составляющую основной частоты голоса. Для новорожденного эта частота равна примерно 425 Гц, независимо от пола ребенка.

Интересно, что первый крик новорожденного имеет основную частоту 425—440 Гц, что равно тону «ля» первой октавы, представляющего собой основной тон строя инструментов оркестра. Крик новорожденного более высокой тональности до 750 Гц должен стать объектом внимания как, по мнению ряда врачей и логопедов , свидетельствует о возможных психических нарушениях у ребенка [Максимов, 1987].

Подсчитано, что для обеспечения процесса речи требуется одновременно управлять минимум шестнадцатью параметрами этой системы [Ladefoged, 1980].
Не менее семи параметров необходимо для управления положением и формой языка, три — для управления губами, четыре — для управления состоянием гортани и по крайней мере один для регулирования дыхательной активности.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что тонкие двигательные операции могут выполняться отнюдь не только мышцами рук. К таким, и даже значительно более тонким движениям, способны мышцы речевого аппарата.

Этот факт подтверждается также рассмотрением представительства в двигательной зоне коры головного мозга различных органов тела. Как можно видеть из приведенной схемы, отражающей действительные нейрофизиологические данные [Penfield, Jasper, 1958], площадь, занятая представительством губ, значительно превышает представительство всех других органов в отдельности, в том числе и кисти руки. О нейрофизиологических данных мы поговорим позже.

Изменения положения губ и особенно языка, а также мягкого неба, плавно изменяют конфигурацию резонирующей полости рта, что особенно важно для произношения гласных звуков. Н екоторые исследователи считают, что гласные звуки «и» и «э» являются базовыми фонемами для всех языков мира [Shepherd, 1987]. Согласные звуки возникают при создании препятствий при прохождении воздуха с помощью губ, зубов, разного положения неба и голосовой щели.

Одного лишь краткого перечисления органов, принимающих участие в речевом акте, вполне достаточно, чтобы понять, какое огромное количество мышц участвует в его исполнении. Движение всех этих мышц должно быть исключительно скоординированным, согласованным с большой точностью в микроинтервалах времени. Осуществить такую координацию способна только центральная нервная система и ее исполнительные механизмы.

Ключевые слова: анатомия голоса

Еще рекомендуем:
Заикание и психология. Психологическое тестирование выявит особенности вашей личности.
Александр заикался периодически. Были периоды, когда в спокойном состоянии он несколько фраз мог сказать без заикания. Записки врача. Вылечился. Очерки о заикании
Лично я всегда мечтал научиться управлять своим организмом. Ну, хотя бы в простеньких пределах. Аутотренингом по дизартрии. Например, засыпать, когда сна нет и в помине.

источник

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Термин заикание (balbuties) греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в XIX столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали тщательно заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие.

Долгое время исследователи придерживались того мнения, что заикание в дошкольном возрасте следует рассматривать как возрастное явление, которое постепенно с возрастом должно пройти само. И рекомендовалось на заикании у детей дошкольного возраста не фиксировать внимание, создавая дома полный покой. В некоторых случаях это и приводило к благоприятным результатам, но в большинстве случаев такие меры не помогали, и заикание у детей принимало все более тяжелую форму, накладывая свой отпечаток на все поведение ребенка и отражаясь на развитии его личности. Лечение его в последующем было несравненно сложней, чем в начале заболевания. Чем старше возраст заикающегося ребенка, тем тяжелее степень заикания и те изменения, какие оно производит в характере, поведении и во взаимоотношениях ребенка с окружающей средой.

Такие ученые как М. Зееман (1962), М.Е. Хватцев (1959), В.М. Шкловский (1994), В.И. Селиверстов (2001), доказали необходимость лечения этого страдания на ранних этапах его возникновения, то есть в раннем детстве.

Заикание является сложным структурным нарушением речи. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов. Большинство отечественных ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза например, Т.А. Флоренская, другая часть — как особую форму общего невроза (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.П. Тяпугин и др.), третья часть исследователей рассматривает заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Сикорский), или определяют его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, Г. Д. Неткачев), как психоз (Гр. Каменка).

Изучению проблемы заикания посвящены многочисленные исследования. Но до настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др. Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского (1994), не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами.

Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева, 1978).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (Л.С. Волкова, 2003).

Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных или на гласных звуках.

Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребенка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание головой, туловищем и т. п.).

Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его личность (С.В. Леонова, 2004).

В настоящее время нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

Исследователи (М.Е. Хватцев, 1959; М. Зееман, 1962; В.А. Куршев, 1973; Л.И. Белякова, 1992; В.М. Шкловский, 1994; В.И. Селиверстов, 2001; Л.Я. Миссуловин, 2002 и др.) выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания и непосредственно вызывать его (Л.С. Волкова, 2003).

К предрасполагающим причинам относят:

1. Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет), так как формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

2. Состояние центральной нервной системы. Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сфеpax, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.

3. Наследственный фактор. Он обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности — повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т. е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений. При этом, по данным Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой (1998), у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикания детей выше: в этом случае появляется 36% заикающихся мальчиков, 17% — девочек. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%, причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. По данным Л.Я. Миссуловина (2002), в случаях семейного заикания возможность возникновения этого нарушения у детей только по подражанию родителям мало реальна. Генетическая наследственность какой-либо патологии проявляется при наличии дополнительной вредности.

4. Функциональная ассиметрия мозга. В.А. Куршев (1973) указывает на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания. А по мнению М.Е. Хватцева (1959), при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи. Ослабление взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой.

5. Особенности протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций (от лат. Iterare — повторять). В этом возрасте (от 2 до 5 лет) дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки — «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи, так как еще недостаточно оформленное речевое дыхание не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз (М. Зееман, 1962; Л.И. Белякова, 1992; В.И. Селиверстов, 2001).

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребенка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание (Л.И. Белякова, 1992).

6. Половой деморфизм. Л.М. Белякова и Е.А. Дьякова (1998) отмечают, что среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. А Л.Я. Миссуловин (2002) в своей работе показал, что с возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1.

Кроме перечисленного, к врожденным предрасполагающим факторам В.М. Шкловский (1994) относит тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Ученый отмечает, что такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы.

Внешние предрасполагающие причины, по данным В.М. Шкловского (1994), порождаются окружающей средой, условиями жизни и воспитания ребенка. К ним автор относит нарушения режима сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики взрослых и т.п.), большое скопление людей, духота — все это отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого невротического состояния, на фоне которого появляется заикание. Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка заикающимся взрослым или сверстникам.

В группе производящих причин В.И. Селиверстов (2001) выделяет анатомо-физиологические, психические и социальные.

1. Анатомо-физиологические причины: а) Физические заболевания с энцефалитическими последствиями и травмы (внутриутробные, природовые, с асфиксией, сотрясения мозга); б) Органические поражения мозга, при которых повреждаются подкорковые механизмы, регулирующие движения; в) Истощения и переутомления нервной системы в результате интоксикации и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, рахит, коклюш, болезни внутренней секреции и обмена); г) Болезни носа, глотки, гортани, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержки речевого развития.

2. Психические и социальные причины: а) Кратковременная и одномоментная психическая травма: испуг и страх; б) Длительно действующая психическая травма — неправильное воспитание в семье, избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание и воспитание «примерного» ребенка; в) Хронические конфликтные переживания, длительные эмоций в виде стойких психических напряжений или конфликтных ситуаций; г) Острая тяжелая психическая травма, сильные и внезапные потрясения, вызывающие аффектную реакцию: ужас, чрезмерную радость; д) Неправильное формирование речи в детстве; речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей, перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующие возрасту усложнения речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы), полиглоссия -одновременное овладение разными языками в раннем возрасте вызывает заикание на одном языке; подражание заиканию: пассивное — непроизвольное заикание, слыша речь заикающегося и активная – копирование речи заикающегося; переучивание леворукости: требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невропатического и психопатического состояния с заиканием; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика может быть толчком к заиканию.

Читайте также:  Как выкатывать яйцом заикание

Первичными являются физиологические особенности личности заикающегося, на их основе формируются психологические, которые усугубляют симптоматику заикания.

К неблагоприятным условиям, способствующим возникновению заикания В.И. Селиверстов (2001) относит также следующие факторы: физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; ускоренное развитие речи (3-4 года) возникает тогда, когда коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием взрослых; при этом у детей наблюдаются итерации — повторение слогов и слов, имеющие физиологический характер; скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованиями среды и степенью их осознания; недостаточное количество положительных эмоциональных контактов между взрослым и ребенком; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляционных движений.

Следует заметить, что большинство исследователей в группе производящих причин относят психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми. Так, Б.Д. Карвасарский (1990) отмечает, что большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других — как этиологические условия. А чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания.

Хроническая психическая травма – это длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в детском учреждении.

Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера (С.В. Леонова, 2004).

В целом при наличии каких-либо из перечисленных неблагоприятных условий достаточно чрезвычайного по своей силе раздражителя, и будет вызван нервный срыв, вызывающий заикание.

Таким образом, дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые подвержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до 6 лет), может вызывать появление заикания (Л.Я. Миссуловин, 1997).

В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности (Л.М. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; Л.Я. Миссуловин, 1997; В.И. Селиверстов, 2001).

Как отмечает Н.А. Власова (1956), основным внешним симптомом являются судороги в процессе речевого акта (0.2 -12.6 сек.). В тяжелых случаях судороги длятся до 90 сек. Они различаются по форме (тонические, клонические, смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и по частоте. При тонических судорогах отмечаются короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус. При клонических судорогах — ритмическое, с менее резко выраженным напряжением, повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус. Так обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают судороги дыхательные, голосовые и артикуляционные.

М. Беккер, М. Совак (1981), обращают внимание на различные нарушения высшей нервной деятельности заикающихся, их физического здоровья, вегетативные нарушения: обидчивость, плаксивость, нарушения аппетита и сна, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, соматическая ослабленность и т. п. В процессе речевого высказывания у заикающихся резко усиливается потоотделение, краснеет или бледнеет кожа лица, учащается сердцебиение, то есть проявляются вегетативные реакции, которые наблюдаются и у нормально говорящих в состоянии сильного эмоционального напряжения.

Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь звуков или слов, которые наиболее трудны для произнесения заикающимся. Страх речи называется логофобией. Логофобия включает в себя навязчивые переживания, страх возникновения речевых судорог, боязнь речевого общения. (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева, 1978).

Под понятием фиксированности на дефекте подразумевается особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (страх, тревожность, боязливость и переживания). Вначале происходит непроизвольное эмоциональное реагирование на дефект, но постепенно формируется свое отношение к дефекту, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках), самостоятельной безуспешной борьбе с заиканием.

Г.А. Волкова (1976) выделяет несколько степеней болезненной фиксированности на дефекте: 1) нулевая степень: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта, либо не замечают его. Нет элементов стеснения, обидчивости за неправильную речь, попыток преодоления дефекта; 2) умеренная степень: старшие школьники, подростки переживают дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к уловкам и стараются меньше общаться. Знают о заикании, стараются его скрыть и замаскировать; 3) выраженная степень: переживание находит выражение в чувстве неполноценности. Дети концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, возникает мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Фиксированность на дефекте — один из основных факторов, усложняющих структуру дефекта и его коррекцию.

Осознание дефекта, неудачные попытки его преодоления порождают различные психологические особенности у заикающегося: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и т. д. Поэтому, в настоящее время для обоснованной психотерапевтической направленности коррекционной работы глубже изучаются индивидуальные психологические особенности заикающихся.

Исследования Г.А. Волковой (2003) взаимоотношений в семье заикающегося ребенка показали некоторые изменения в характере детей с появлением заикания: проявление агрессивности, использование некорректных слов, резкий отказ от речи, от игр. По мнению родителей у детей проявились упрямство, настойчивость в осуществлении их желаний, просьб, высказываемых в категоричной форме.

По данным Г.А. Волковой (2003), для заикающихся дошкольников показательны несформированность игровых умений и навыка коллективного общения, снижение активности, бедность игровых замыслов. Эти особенности обусловливают и недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.

При характеристике экспрессивной речи заикающихся детей В.И. Селиверстовым (2001) отражены следующие ее особенности: а) нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз; б) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия); в) ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи; г) недостатки произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.; д) в школьном возрасте недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр.

Начиная с середины 60-х годов утверждается взгляд на заикание как на нарушение коммуникативной функции речи (Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, А.В. Ястребова). Проявления заикания изучаются в тесной связи с особенностями коммуникативной ситуации и реакции на нее ребенка, которые определяют его речевое поведение.

Таким образом, заикание отражается на деятельности и поведении ребенка, отрицательно влияет на психическое развитие. Этот речевой дефект оказывает влияние на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению (Л.С. Волкова, 2003).

В целом, анализ литературы позволяет сделать следующие краткие выводы:

– Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты. Одни трактуют его как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции), другие как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза, третьи как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности. При этом все подходы являются правомерными, так как в целом этиология заикания отличается совокупностью экзогенных и эндогенных факторов.

– Рассмотрев структуру дефекта можно отметить, что первичными при заикании являются физиологические особенности личности заикающегося, и так как заикание характеризуется сложной, полиморфной симптоматикой в подавляющем большинстве случаев оно является причиной вторичных психологических и логоневротических наслоений, которые усугубляют симптоматику заикания. Кроме специфического речевого дефекта, для заикающихся детей характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Исследователи отмечают у этих детей отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, чрезвычайно неустойчивое внимание, трудность сосредоточивания и удержания внимания на чисто словесном материале вне наглядной ситуации, замедленное включение в деятельность, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии наглядно-образного мышления. Поэтому работа по коррекции заикания у детей должна строиться с учетом особенностей их внимания, памяти, мышления и восприятия. Только учет всего многообразия и взаимосвязи речевой и неречевой симптоматики у заикающихся дает возможность осуществлять целенаправленный подход к отбору не менее многообразных методов и приёмов терапии указанного дефекта речи.

Список литературы:

1. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. — 1978. — №1. — С.25-30.
2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М.: Медицина, 1981. – С.273-275.
3. Волкова Г.А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1976. — №1. — С.24-26.
4. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики / Под ред. Беляковой Л.И. — М. — 1992. — С.3-20.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. — М.: В. Секачев, 1998. — 304с.
6. Власова Н.А. Лечение заикания у детей дошкольного возраста. — М.: Знание, 1956. — 32с.
7. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. Учебное пособие. — М.: Владос, 2003. — 431с.
8. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. Пер. с чеш. Е.О. Соколовой / Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского. — М.: Медгиз, 1962. — 299с.
9. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1990. — 572с.
10. Куршев В.А. Заикание. — М.: Просвещение, 1973. — 159с.
11. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. — М.: Владос, 2004. — 128с.
12. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. — СПб.: ООО СЛП, 1997. — 144с.
13. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. — СПб.: Союз, 2002. — 320с.
14. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М.: Владос, 2001. — 208с.
15. Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. — С.237-249.
16. Шкловский В.М. Заикание (клинико-психологический и экспериментально-психологические аспекты). — М., 1994. — 248с.

источник

Заикание у детей дошкольного возраста

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах (Власова Н.А., 1974; Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др., 1978).

По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (Меньшикова С.В., 1999; Селиверстов В.И., 2000). Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998). С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем., но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1 (Миссуловин Л.Я., 1979; Карвасарский Б.Д., 1990).

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка (Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).

Причины и механизмы развития заикания

До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др.

Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского (1994), не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами, значение которых у детей дошкольного возраста обычно невелико, а у взрослых они часто становятся доминирующими.

Читайте также:  Как вылечится от заикания для детей отзывы

Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др., 1978).

Заикание — следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать «срыв» речи — заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы (Карвасарский Б.Д., 1990; Шкловский В.М., 1994; Селиверстов В.И., 2000).

К врожденным предрасполагающим факторам относят тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы (Шкловский В.М., 1994).

В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме (Мастюкова Е.М., 1997).

Определенное значение в развитии заикания придается наследственным факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно — 36% и 17% (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998).

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций.

Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации.

Данные литературы позволяют отнести явление леворукости к одной из врожденных предрасполагающих причин возникновения заикания (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998). Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции.

Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание. Следует учесть, что при левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при воздействии различных патогенных раздражителей. Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.

Внешние предрасполагающие причины порождаются окружающей средой, условиями жизни и воспитания ребенка. К ним можно отнести нарушения режима сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики взрослых и т.п.), большое скопление людей, духота и т.п- все это отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого невротического состояния, на фоне которого появляется заикание. Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка заикающимся взрослым или сверстникам.

Одной из наиболее частых внешних производящих причин заикания является острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями (Миссуловин Л.Я., 1997).

В настоящее время, как указывает Б.Д. Карвасарский (1990), большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других — как этиологические условия. Чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания.

Освещая проблему психогений, способствующих возникновению у детей заикания, Н.А. Власова (1978) наряду с острой психической травматизацией придает значение и хроническим конфликтным ситуациям, которые непосредственно связаны с высокой эмоциональной возбудимостью детей дошкольного возраста.

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. С другой стороны нервный срыв может быть вызван неблагоприятными экзогенными факторами (Селиверстов В.И., 2000).

С позиций современной нейрофизиологии состояние нервной системы заикающегося ребенка характеризует преобладание процессов возбуждения над торможением. Слабость тормозных механизмов, обусловленная конституционально или перенесенной патологии центральной нервной системы, облегчает формирование очагов застойного возбуждения в отделах речедвигательной подсистемы, которые являются своеобразными генераторами судорожной активности. Такого рода объекты по Г.Н.Крыжановскому (1997) называются генераторами патологически усиленного возбуждения и представляют универсальный механизм формирования патологической системы при многих заболеваниях нервной системы.

Изучение и уточнение этиопатогенетических основ заикания во всем их многообразии представляет не только значительный научный интерес, но, прежде всего, является необходимым при дифференцированном подходе к клиническим проявлениям этого нарушения речи и психоневротических заболеваний, на фоне которых оно, как правило, протекает. Только такой подход может обеспечить дальнейшее плодотворное исследование заикания и даст возможность проводить патогенетически обоснованную комплексную терапию больных, страдающих этим дефектом речи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10078 — | 7524 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Речь человека является сложным процессом, в котором помимо непосредственно речевого аппарата задействована дыхательная и нервная система. Вы должны понимать, что спазмы речевых мышц являются только следствием нарушения всей системы речевого аппарата, причина которого кроется в отделах головного мозга, отвечающих за формирование речи. Прежде чем мы подробно рассмотрим механизм формирования нарушения речи в соответствующих отделах головного мозга, необходимо обратить внимание, что эти процессы очень сложно взаимосвязаны, причем к общей системе формирования речи имеет прямое отношение и слух, который является каналом восприятия и анализа собственной речи.

Речь объединяет в себе два протекающих синхронно процесса — воспроизведение синтаксических и интонационных структур, то есть процесс синтеза речи и ее одновременное восприятие. Здесь имеется в виду, что в каждый момент времени, когда человек говорит, он одновременно воспринимает свою речь, причем происходит как синтаксическое восприятие (смысл и порядок слов и звуков), так и интонационное восприятие, опирающееся на анализ множества характеристик собственной речи, в числе которых интонации, качество голоса, скорость, темп, равномерность. Спектр всех процессов, влияющих на синтез и восприятие собственной речи, очень широк, однако современная нейрофизиология выделяет два основных речевых центра — центр Брока и область Вернике.

Известно, что центр Брока отвечает за формирование и синтез речи — он же посылает основную часть сигналов речевым, мимическим и дыхательным мышцам. А за обратное восприятие и анализ собственной речи отвечает область Вернике. Здесь следует отметить, что современные исследования, в том числе методом нейровизуализации, позволяют сделать вывод, что два этих центра не имеют строго определенной специализации, частично выполняют одни и те же функции в разной мере. Особенно смешение специализации этих центров заметно на примере левшей или правшей (с этим и связано имеющее основание предположение о том, что заикание может быть инициировано при переучивании левшей на правую руку, и наоборот).

Для более ясного понимания физиологии речи и заикания необходимо учитывать, что в речевом процессе участвуют и многие другие центры головного мозга, например, лимбическая система, отвечающая за эмоции, что очень явно наблюдается у самих заикающихся: когда человек слышит свое заикание, тем более публично, это вызывает резко негативные эмоции. Что в свою очередь по специфическим путям передачи влияет на речевые центры, и человек начинает заикаться еще больше. Функционирует и обратная связь — когда человек спокоен, в хорошем настроении, либо испытывает эйфорию, заикание всегда снижается. Здесь же следует вспомнить и экстрапирамидную систему, которая обеспечивает непроизвольную регуляцию и координацию движений и мышечного тонуса, в том числе двигательные проявления речи и эмоций, влияет на проявления мимики.

В норме эти центры должны работать синхронно, по довольно простому принципу — центр Брока посылает иннервацию речевому аппарату — человек говорит — область Вернике воспринимает качественные характеристики произносимой речи и передает информацию центру Брока, что все в порядке — человек продолжает говорить — и так далее. Экстрапирамидная система обеспечивает регуляцию движений, а лимбическая система сигнализирует о том, что все в порядке.

Примечание: данная схема формирования, воспроизведения и анализа собственной речи не включает другие базисные структуры центральной и периферической нервной системы и связи между ними, но наиболее подробно отражает совокупность этих процессов. Более подробно механизм заикания рассмотрен в статье о нейрофизиологии заикания.

Любое нарушение в этой цепи приведет к нарушению речи. Например, при значительных поражениях центра Брока возникает так называемый анартрический синдром, когда человек не может объединить отдельные речевые движения в единый речевой акт, то есть употребляет осмысленные слова, но не может их объединить в предложения и фразы. А, например, при обширных органических поражениях области Вернике головного мозга человек запросто объединяет слова друг с другом, однако его предложения будут напрочь лишены смысла.

В широком смысле, этиология заикания заключается в асинхронной работе речевых центров.

Это значит, что нарушение синхронной работы любого из центров головного мозга, вовлеченных в синтез, воспроизведение и анализ собственной речи неизбежно приведет к нарушению речи. Здесь идет речь об асинхронной работе центра Брока и области Вернике, что формирует замкнутый круг: сбой в работе центра Брока, который формируется как слишком сильный импульс, направленный к речевому аппарату, приводит к спазму речевых и дыхательных мышц. В свою очередь область Вернике в режиме реального времени воспринимает, что речь нарушена, и посылает еще больший сигнал возбуждения центру Брока, чтобы исправить ситуацию. Это приводит к еще большему спазму речевых мышц и что самое плохое — это приводит к закреплению патологической ассоциативно-эфферентной связи (то есть связи между интегральными мозговыми центрами, которыми являются речевые центры, и путями от этих центров к рабочим органам). Дополнительно включается лимбическая система, которая вызывает уже осознаваемый стресс, а осознание заикания вызывает логофобию.

Очень важно учитывать явление двойной системы связи между речевыми центрами – латеральный и медиальный пути. Двойная ассоциативная связь между центрами Брока и Вернике является исчерпывающим объяснением природы заикания. Подробно об этом читайте в разделе «нейрофизиология заикания».

Последнее время появляются предположения, что ведущую роль в процессе заикания играет выпадение отдельных функций области Вернике, когда человек не всегда способен целостно анализировать произносимую речь, а непосредственно в моменты запинок синхронизация синтеза и восприятия своей речи практически не осуществляется.

К тому же некоторые исследования свидетельствуют о том, что у людей с заиканием снижен церебральный кровоток в центре Брока, что говорит об ишемии отдельных участков речевых центров мозга как об одной из причин формирования заикания.

Следует обратить отдельное внимание на осознание заикания и формирующуюся при этом логофобию (страх речи, ожидание заикания): даже если и были предпосылки для самостоятельной нормализации и синхронизации ассоциативно-эфферентной связи между речевыми центрами, то страх, ожидание и моделирование заикания окончательно закрепляет этот замкнутый круг. По этой причине с возрастом растет сложность лечения заикания, поскольку постоянно подкрепляемые психологические комплексы становятся прочнее.

Все это еще раз подчеркивает важность логофобии в механизме заикания, следовательно важность любой психотерапии логофобии для избавления от страха речи, который закрепляет нарушенный речедвигательный стереотип. В подобном психосоматическом подкреплении заикания заключается сложность лечения и необходимость комплексного выбора методов.

При составлении статьи использована информация:

источник