Меню Рубрики

Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Многие родители сталкиваются с тем, что замечают у ребенка заикание при поступление в дошкольное учреждение. Есть ли взаимосвязь между возникшим у ребенка заиканием и адаптацией к детскому саду? Давайте разберемся.

Что такое адаптация? Адаптация к детскому учреждению – это привыкание к новой социальной среде, умение принять нормы поведения и взаимоотношения нового коллектива. Адаптация – процесс длительный и сложный. В садах и школах на него отводят только два месяца – сентябрь и октябрь.

Как определить: успешно ли проходит адаптация Вашего ребёнка?

Об успешной адаптации можно говорить, если ребёнок легко просыпается утром для того, чтобы собраться в сад или школу; не хочет, чтобы его забирали пораньше; с удовольствием рассказывает или отвечает на вопросы по прожитому дню; играет в те игрушки и игры, которые были на занятиях и прогулке.

О проблемах с адаптацией можно говорить, если ребёнок стал постоянно болеть; неожиданно утром начитается понос, рвота, поднимается температура; в поведении появляются нервозность, раздражительность, капризность и плаксивость; портится аппетит. И на такой почве возникает вероятность появления заикания.

Что такое заикание?

Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание выражается в том, что речь прерывается остановками, запинками, повторением звуков, слогов и слов.

Психическая травма и заикание

В логопедической практике встречаются детишки, которые, по словам родителей, вдруг начали заикаться. Бывает, что ребёнка напугала собака, он стал свидетелем ссоры близких людей или испугался праздничного салюта. Этот внезапный сильный однократный шок называется острой психической травмой.

Но встречаются и случаи, когда появление заикания связано с постоянными конфликтами в семье или трудностью адаптации детей в детских учреждениях. Это когда на протяжении длительного времени ребёнок испытывает стойкие отрицательные эмоции, психическое напряжение, находится в состоянии тревожности. Это хроническая психическая травма.

Кто поможет, если ребёнок начал заикаться?

Лечением заикания занимается логопед, который специализируется на данной речевой проблеме. Но если причина заикания – психическая травма, то помочь сможет и психолог. Визит к специалисту откладывать не стоит в надежде, что всё само пройдёт. В таком случае заикание примет хронический характер и устранить его будет сложнее.

Советы родителям по профилактике заикания

Стоит всегда помнить, что детская психика легко травмируется. Не стоит приучать ребёнка к телевизору и компьютеру. Необходимо соблюдать режимные моменты в будни и выходные дни, интересоваться жизнью малыша – общаться с ним. Если Ваш ребенок болеет, а у Вас на руках билет в театр или цирк, — останьтесь дома долечивать малыша. Общая ослабленность организма и переизбыток эмоциональных впечатлений могут спровоцировать появление заикания.

Всегда говорить с ребёнком и при ребёнке спокойно, размеренно, чётко. Часто речь ребёнка – это отражение Вашей собственной речи. Не торопите с ответом и избегайте усмешек и пародий на речевые недочёты, не заостряйте на них внимание.

Про сад и школу, воспитателей и учителей в присутствии детей говорите только хорошее. Рассказывайте, как Вам нравилось посещать детские заведения, когда Вы были маленькими. Принимайте активное участие в их жизни: участвуйте в утренниках и иных мероприятиях. С радостью начинайте каждое утро и настраивайте малыша на позитив.

Не перегружайте ребёнка кружками и секциями. В адаптационный период их вообще не должно быть. Нагрузка должна быть малышу по силам и в радость. Режимные моменты (сон, отдых…) страдать не должны.

Если в речи ребёнка всё-таки появились запинки судорожного характера, не затягивая и не показывая своего волнения, обратитесь к компетентному специалисту. В тесном сотрудничестве «ребёнок-специалист-родитель» проблема будет решена.

источник

Присоединяйтесь к нам:

Юлия Смердова,
логопед

Что такое адаптация?

Адаптация к детскому учреждению – это привыкание к новой социальной среде, умение принять нормы поведения и взаимоотношения нового коллектива. Адаптация – процесс длительный и сложный. В садах и школах на него отводят только два месяца – сентябрь и октябрь.

Как определить: успешно ли проходит адаптация Вашего ребёнка?

Об успешной адаптации можно говорить, если ребёнок легко просыпается утром для того, чтобы собраться в сад или школу; не хочет, чтобы его забирали пораньше; с удовольствием рассказывает или отвечает на вопросы по прожитому дню; играет в те игрушки и игры, которые были на занятиях и прогулке.

О проблемах с адаптацией можно говорить, если ребёнок стал постоянно болеть; неожиданно утром начитается понос, рвота, поднимается температура; в поведении появляются нервозность, раздражительность, капризность и плаксивость; портится аппетит. И на такой почве возникает вероятность появления заикания.

Что такое заикание?

Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание выражается в том, что речь прерывается остановками, запинками, повторением звуков, слогов и слов.

Психическая травма и заикание

В логопедической практике встречаются детишки, которые, по словам родителей, вдруг начали заикаться. Бывает, что ребёнка напугала собака, он стал свидетелем ссоры близких людей или испугался праздничного салюта. Этот внезапный сильный однократный шок называется острой психической травмой.

Но встречаются и случаи, когда появление заикания связано с постоянными конфликтами в семье или трудностью адаптации детей в детских учреждениях. Это когда на протяжении длительного времени ребёнок испытывает стойкие отрицательные эмоции, психическое напряжение, находится в состоянии тревожности. Это хроническая психическая травма.

Кто поможет, если ребёнок начал заикаться?

Лечением заикания занимается логопед, который специализируется на данной речевой проблеме. Но если причина заикания – психическая травма, то помочь сможет и психолог. Визит к специалисту откладывать не стоит в надежде, что всё само пройдёт. В таком случае заикание примет хронический характер и устранить его будет сложнее.

Советы родителям по профилактике заикания

Стоит всегда помнить, что детская психика легко травмируется. Не приучайте ребёнка к телевизору, соблюдайте режимные моменты в будни и выходные дни, интересуйтесь жизнью крохи – общайтесь с ним. Если Ваше чадо болеет, а у Вас на руках билет в театр или цирк, — останьтесь дома долечивать малыша. Общая ослабленность организма и переизбыток эмоциональных впечатлений могут спровоцировать появление заикания.

Всегда говорить с ребёнком и при ребёнке спокойно, размеренно, чётко. Часто речь ребёнка – это отражение Вашей собственной речи. Не торопите с ответом и избегайте усмешек и пародий на речевые недочёты, не заостряйте на них внимание.

Про сад и школу, воспитателей и учителей в присутствии детей говорите только хорошее. Рассказывайте, как Вам нравилось посещать детские заведения, когда Вы были маленькими. Принимайте активное участие в их жизни: участвуйте в утренниках и иных мероприятиях. С радостью начинайте каждое утро и настраивайте малыша на позитив.

Не перегружайте ребёнка кружками и секциями. В адаптационный период их вообще не должно быть. Нагрузка должна быть малышу по силам и в радость. Режимные моменты (сон, отдых…) страдать не должны.

Если в речи ребёнка всё-таки появились запинки судорожного характера, не затягивая и не показывая своего волнения, обратитесь к компетентному специалисту. В тесном сотрудничестве «ребёнок-специалист-родитель» проблема будет решена.

источник

Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

Причинами заикания у детей в два-три года являются:

Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.

  • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
  • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
  • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
  • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
  • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
  • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, — менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
  • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
  • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
  • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.

Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, — песочница, переливание воды, игры с крупами.

Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

источник

К вопросу об адаптации, или почему ребёнок начал заикаться?

Адаптация к детскому учреждению – это привыкание к новой социальной среде, умение принять нормы поведения и взаимоотношения нового коллектива. Адаптация – процесс длительный и сложный. В садах и школах на него отводят только два месяца – сентябрь и октябрь.

Как определить: успешно ли проходит адаптация Вашего ребёнка?

Об успешной адаптации можно говорить, если ребёнок легко просыпается утром для того, чтобы собраться в сад или школу; не хочет, чтобы его забирали пораньше; с удовольствием рассказывает или отвечает на вопросы по прожитому дню; играет в те игрушки и игры, которые были на занятиях и прогулке.

О проблемах с адаптацией можно говорить, если ребёнок стал постоянно болеть; неожиданно утром начитается понос, рвота, поднимается температура; в поведении появляются нервозность, раздражительност ь, капризность и плаксивость; портится аппетит. И на такой почве возникает вероятность появления заикания.

Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание выражается в том, что речь прерывается остановками, запинками, повторением звуков, слогов и слов.

Психическая травма и заикание.

В логопедической практике встречаются дети, которые, по словам родителей, вдруг начали заикаться. Бывает, что ребёнка напугала собака, он стал свидетелем ссоры близких людей или испугался праздничного салюта. Этот внезапный сильный однократный шок называется острой психической травмой.

Но встречаются и случаи, когда появление заикания связано с постоянными конфликтами в семье или трудностью адаптации детей в детских учреждениях. Это когда на протяжении длительного времени ребёнок испытывает стойкие отрицательные эмоции, психическое напряжение, находится в состоянии тревожности. Это хроническая психическая травма.

Кто поможет, если ребёнок начал заикаться?

Лечением заикания занимается логопед, который специализируется на данной речевой проблеме. Но если причина заикания – психическая травма, то помочь сможет и психолог. Визит к специалисту откладывать не стоит в надежде, что всё само пройдёт. В таком случае заикание примет хронический характер и устранить его будет сложнее.

Советы родителям по профилактике заикания.

Стоит всегда помнить, что детская психика легко травмируется. Не приучайте ребёнка к телевизору, соблюдайте режимные моменты в будни и выходные дни, интересуйтесь жизнью крохи – общайтесь с ним. Если Ваше чадо болеет, а у Вас на руках билет в театр или цирк, — останьтесь дома долечивать малыша. Общая ослабленность организма и переизбыток эмоциональных впечатлений могут спровоцировать появление заикания.

Всегда говорить с ребёнком и при ребёнке спокойно, размеренно, чётко. Часто речь ребёнка – это отражение Вашей собственной речи. Не торопите с ответом и избегайте усмешек и пародий на речевые недочёты, не заостряйте на них внимание.

Про сад и школу, воспитателей и учителей в присутствии детей говорите только хорошее. Рассказывайте, как Вам нравилось посещать детские заведения, когда Вы были маленькими. Принимайте активное участие в их жизни: участвуйте в утренниках и иных мероприятиях. С радостью начинайте каждое утро и настраивайте малыша на позитив.

Не перегружайте ребёнка кружками и секциями. В адаптационный период их вообще не должно быть. Нагрузка должна быть малышу по силам и в радость. Режимные моменты (сон, отдых…) страдать не должны.

Если в речи ребёнка всё-таки появились запинки судорожного характера, не затягивая и не показывая своего волнения, обратитесь к компетентному специалисту. В тесном сотрудничестве «ребёнок-специал ист-родитель» проблема будет решена.

Учитель-логопед: Велиметова Людмила Радиковна.

Читайте также:  Проблемы общения при заикании

источник

В настоящее время вопрос детской адаптации в детских садах компенсирующей направленности стоит наиболее остро, т.к. в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности ребенка.

Большинство родителей отдают своих детей в дошкольные учреждения с целью повышения уровня социализации, формирования социально- психологической готовности к школьному обучению. Рост числа детей с отклонением в развитии выдвигает диагностико — коррекционное и профилактическое направление деятельности ДОУ как приоритетное направление. Сегодняшняя жизнь показывает, что число детей с общим недоразвитием речи достигает 60% от всех детей дошкольного возраста.

Основной контингент дошкольников детского сада компенсирующей направленности — дети с общим недоразвитием речи 2-ого и 3-го уровень речевого развития. Общее недоразвитие речи — это речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики, связной речи [4]. По мнению О.Е. Грибовой, Б.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других известных специалистов в области нарушений развития речи у детей, основной дефект детей с общим нарушением речи — недостаточность языковой способности, дефект самих задатков этой способности, что проявляется в низкой речевой активности, недостаточном внимании к речевому окружению, отсутствии переноса усвоенной грамматической формы на другие слова, в трудностях актуализации знакомых слов, несформированности динамических стереотипов, дефектах программирования высказываний, недостаточной способности к замещению и символизации в языковом материале [1] Поэтому дети с речевой патологией имеют низкую познавательную активность, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и продуктивной деятельности. У детей с ОНР ограниченный лексический запас, наблюдаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Исследование речевой деятельности дошкольников с речевой патологией (Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Фомичевой М.Ф., Левиной Р.Е. и др.) показывает, что логопедическая работа и обучение детей по коррекционным программам позволяют построить планомерную ступень в образовании и воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А это значит, что будущие школьники должны быть социально адаптированными и интеллектуально развитыми.

Своевременное и личностное воздействие на детей с ОНР в детском учреждении позволяет поставить дошкольников на дальнейший и правильный путь развития.

Исследование адаптивных возможностей детей с ОНР проводилось в ГОУ детский сад компенсирующего вида № 1570. Педагогам было предложено в течение адаптивного периода заполнять «Карту наблюдений».Воспитатели отслеживали психоэмоциональное состояние на протяжении первого месяца пребывания ребенка в ДОУ. В нашем исследовании приняли участие 110 детей, в возрасте 4-7 лет, состояние речевой функции которых квалифицировалось ПМПК, как «общее недоразвитие речи» и относилось ко второму и третьему уровню по классификации Р.Е. Левиной. Заключение состояния речи подтвердили учителя- логопеды, работающие с детьми.

Анализ «Карт наблюдений» показал следующие результаты:

— у 59% (65 человек) был отмечен легкий уровень адаптации;

— у 41% (45 человек) наблюдались средний уровень адаптации.

Развитие адаптивных возможностей детей с речевыми проблемами необходимо начать с разработки системы условий для успешной адаптации. Такой процесс требует больших затрат психической энергии и физических сил организма. Детям с ОНР очень непросто начинать посещать образовательное учреждение, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.

Педагоги детского сада разработали пути успешного вовлечения детей в жизнь дошкольного учреждения. Проводится предварительная работа с родителями, дети которых поступают в ДОУ: сбор информации о воспитанниках, активная просветительская работа с родителями, подготовка папок- передвижек, стендов («Готовим ребенка в детский сад», «Адаптация ребенка с ОНР» и др.), индивидуальное консультирование с педагогом – психологом. Задача дошкольного учреждения на период адаптации – успокоить, прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчики, кровати, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам администрации и педагогов, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе для детей с ОНР, так же является одним из основных условий успешной адаптаций.

Педагоги создают доброжелательную атмосферу в группах, что является необходимым условием для появления положительной установки и желание посещать детский сад у детей с речевыми нарушениями. В своем учреждении мы практикуем ласковое приветствие, «минутки вхождения в день», правильную, свободную и удобную расстановку мебели, игровых зон, «живого уголка», уголков самостоятельной деятельности, изоуголка и т.д. Во время адаптации детей к ДОУ в нашем детском саду проводятся игры, направленные на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, развитию коммуникации, что особенно важно для речевых детей. Основная задача игр для ребенка с ОНР в период адаптации — формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогам. Игровая деятельность для дошкольников носит эмоционально — активизирующий характер и способствует познанию окружающего мира. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Инициатором игр в период адаптации вначале выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. Это могут быть народные игры, подвижные игры такие как «Каравай», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Попади в круг».

Анализ опыта работы ДОУ компенсирующего вида показывает, что в течение последних лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет судить о правильной организации и проведении адаптации детей с общим недоразвитием речи к условиям детского сада педагогическим коллективом.

Аверьянова Е.В., Давлетова М.Н. Из опыта работы специальных психологов и педагогов: Сборник статей. –М.: Издательство «Спутник+», 2012.

источник

Анна Кругликова
Консультация для родителей «Ребенок заикается: как быть?»

Во всем мире заикается от 2 до 3% детей, и больше половины из них страдает от сочетания данного речевого нарушения с другими физиологическими расстройствами – гиперактивностью, тиками, головными болями, энурезом, снохождением и пр. Заикание – это сложное психофизиологическое состояние, которое проявляется в нарушениях темпа, ритма и плавности речи, что обусловлено судорожной активностью мышц речевого аппарата. Речь не отделима от коммуникации, взаимодействия с другими людьми, поэтому заикание можно рассматривать как нарушение речевого общения. При абсолютной сохранности всех органов речи заикающиеся дети в значимых ситуациях общения затрудняются свободно говорить или не могут высказаться совсем. Обычно заикание протекает волнообразно и ситуативно, и его проявления во многом зависят от условий коммуникации. Можно с уверенностью сказать, что в каждом дошкольном образовательном учреждении есть такие дети. Часто возникает вопрос, как быть с ними, какую помощь обычный воспитатель может оказать заикающемуся ребенку и должен ли он эту помощь оказывать? Прежде чем ответить, попытаемся определить: а какой он – ребенок с заиканием?

Первое, что важно сказать, ребенок с заиканием – это самый обычный ребенок. Отнести детей с заиканием к группе детей с ограниченными возможностями здоровья можно лишь условно, определяя для них особые образовательные условия в группах компенсирующей направленности. Но таких групп в дошкольном образовании России очень мало. В эти группы дети зачисляются после обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, по итогам которой оформляется заключение, и даются рекомендации по организации образовательных условий. Именно ПМПК, учитывая рекомендации разных специалистов, определяют, нуждается ли заикающийся ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольном учреждении или таковых не требуется.

Большинство заикающихся дошкольников посещают детские сады в условиях стихийной инклюзии – в группах общеобразовательной направленности. С одной стороны, дети с заиканием реально могут осваивать основную образовательную программу. Но также они должны получать специализированную помощь учителя-логопеда (а его часто в детском саду не оказывается). С другой стороны, если дети имеют выраженное заикание, то их речь может оказывать влияние на речь других детей группы – они перенимают запинки по подражанию. И такие случаи бывают, тогда родители сверстников начинают жаловаться, что их дети обнаруживают речевые запинки. Поэтому разрешение данного противоречия – проблема далеко не простая.

Нельзя не сказать еще об одном: иногда социально-психологические условия пребывания ребенка в детском саду приводят к появлению у него заикания. Причиной, а вернее, пусковым механизмом, здесь выступают либо сами условия коллективного воспитания, нарушающие благоприятное психоэмоциональное состояние детей (дезадаптация на фоне слабости защитных сил организма). Либо дидактогения – любые формы психологического насилия со стороны педагогов (угрозы, жесткие наказания, авторитаризм обучения социальным навыкам и т. п.). Но это тема отдельного разговора.

Дети с заиканием – это обычные дошкольники, имеющие возрастные психологические особенности, практически не отличающие их от сверстников. В то же время им свойственны некоторые особенности коммуникативно-речевого и игрового поведения.

Что же делать воспитателю общеразвивающей группы, если ее посещает ребенок с заиканием? Попытаемся сформулировать некоторые принципиальные позиции по этому вопросу.

Первое. Воспитатель должен собрать максимально полную информацию о том, каков стаж и причина заикания, как ребенок реагирует на ряд ситуаций затрудненного общения, получает ли ребенок коррекционную помощь за пределами детского сада (изучение педагогической и медицинской документации, анкетирование родителей, беседы с ними, беседа с ребенком). Если в данном образовательном учреждении есть учитель-логопед, воспитатель направляет к нему родителей ребенка и в дальнейшем пользуется информацией, полученной специалистом.

Второе. Воспитатель должен быть осведомлен в том, какой коррекционный речевой режим соблюдается в семье, и сам придерживается его в общении с ребенком. Речевой режим как некие «правила речи» определяет специалист, который занимается с заикающимся ребенком. К различным типам речевого режима относятся: «режим молчания» (отсутствие речи, организуется деятельность, исключающая речевое общение, «режим ограничения речи» (общение предполагает односложные ответы, «щадящий речевой режим» (речевая активность ребенка постепенно увеличивается).

Третье. Воспитатели, как и родители, должны овладеть особыми правилами речи, чтобы во взаимодействии с ребенком демонстрировать ему необходимые образцы. При введении в общение щадящего речевого режима соблюдаются правила: говорить следует спокойно, неторопливо, в замедленном темпе, четко проговаривая все гласные звуки, которые произносятся с утрированно открытым ртом, с активной работой губ и соблюдением артикуляторного уклада.

В повседневном общении воспитателю поможет знание некоторых педагогических приемов, позволяющих ребенку с заиканием ощущать поддержку:

• как можно меньше замечать запинки в речи ребенка, не произносить (и запрещать другим) слова «заикание», «заикается», «запинки»;

• не делать ребенку замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи;

• разговаривать с ребенком, соблюдая правила, неторопливо, размеренно, не задавать много вопросов;

• не обращать внимания на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания, этому же учить других детей;

• предупреждать и не допускать случаи, когда дети дразнят ребенка, обзывают, обижают его, исключают из общих игр, выражают ему свое негативное отношение;

• в процессе общения с ребенком дать ему почувствовать, что его внимательно слушают, спокойно реагируют и на то, о чем он говорит, и на то, как он говорит;

• предоставлять ребенку возможность договорить, пусть с трудом, то, что он хотел сказать, не перебивать, не торопить, поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком;

• поощрять и хвалить ребенка как можно чаще, даже если у него что-то не получается;

• на занятиях с заикающимся ребенком учитывать его интересы, поощрять самостоятельность, поддерживать его инициативу в игре;

• не требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей; принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Так как заикание – одно из самых стойких и тяжелых нарушений речи, затрагивающее и речь, и другие сферы жизнедеятельности ребенка (соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, социально-личностную, – то важно иметь в виду, что остановить дальнейшее его усугубление и прогрессирование можно при раннем выявлении и своевременном начале коррекционной психолого-педагогической помощи и тесном сотрудничестве специалистов и родителей.

Консультация для родителей «Как понять, готов ли ребенок к школе?» К концу учебного года перед многими родителями встает вопрос, когда же отдать ребенка в школу с 6 лет или с 7? стоит ли «засиживаться» в.

Что делать, если ребенок плохо ест? Или как сделать еду вкусной. Консультация для родителей Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?» В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Гиперактивность.

Консультация для родителей «Готов ли ребенок к школе? Как облегчить адаптацию» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?» Школа — это всего лишь ступень жизни, но от того, каким на нее встанет ваш.

Консультация для родителей «Как быть здоровым душой и телом» Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда детям впервые задают такой вопрос, они отвечают: «деньги», «золото», «машины» и.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка быть терпеливым». Часто встречаясь с мамами и детьми на улице, в магазине, на детских площадках мы орущих, топающих ногами малышей. Нетерпеливый и несдержанный.

Консультация для воспитателей «Гиперактивный ребенок, как быть?» Гиперактивный ребенок — диагноз 21 века, который ставят каждому второму дошкольнику. Воспитатели, как правило, не в силах справиться с такими.

Консультация для воспитателей «Тревожный ребенок: как быть?» Что такое тревога и тревожность? Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий,.

Памятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать, как быть?» Играем с гиперактивными детьми Поиграйте со своим ребенком. Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и.

Почему ребенок заикается Почему ребенок заикается? Речь является одной из наиболее сложных функций мозга, слагаясь из лингвистических, когнитивных и сенсорно-моторных.

источник

В ы в недоумении. Ведь и садик выбрали хороший, и с воспитательницей познакомились и убедились, что она вполне адекватная и милая женщина. И ребёнка вы к садику подготовили: всё лето рассказывали ему, как хорошо ходить в садик, как вы и его папа любили свой садик. Вы научили ребёнка самостоятельно раздеваться и одеваться, без напоминаний мыть руки перед едой и вытирать попу. Приучили к режиму, аналогичному режиму садика. И вот результат. Что делать?

Читайте также:  Проблема заикания в современной отечественной логопедии

Если вы действительно провели всю эту немаленькую подготовительную работу, то успокойтесь: ваши усилия обязательно принесут плоды. Возможно, малыш готов к переменам, просто они должны быть менее резкими. Не сразу на весь день, а сначала на час, затем на два. Медленное вхождение нового в жизнь ребёнка позволяет ему лучше адаптироваться – хоть это правило и набило оскомину, менее верным от этого оно не стало. Вы уверены, что не поспешили?

А может быть, вы увлеклись картинами счастливого будущего и забыли спросить самого ребёнка, хочет ли он ходить в сад? Часто это ключ к проблеме. Возможно, малыш понимает, что с его мнением в семье не считаются. У детей с развитым чувством собственного достоинства такое открытие может вызвать резкую негативную реакцию. Исправить ситуацию в таком случае легко: объясните ему, почему в вашей семье возникла необходимость отправить его в садик. Объясните, что вы хотите, чтобы ребёнок проводил в садике весь день, и объясните почему. Согласуйте с ним план привыкания к садику. Чётко выполняйте все договоренности. И вы увидите, как к ребёнку вернётся ощущение, что его уважают, что он сам контролирует свою жизнь, и причина плохо относиться к садику исчезнет.

Но, к сожалению, проблемы с нежеланием ходить в детский сад не всегда решаются так просто. Иногда нужно приложить гораздо больше усилий, чтобы найти причину детских слёз. А найти её надо обязательно.

«Да ладно!» – скажут многие педагоги и мамы, уже преодолевшие эти рубежи жизни ребёнка. «Поплачет – и привыкнет, все сначала плачут».

Действительно, дети, встретившись с трудностями адаптации к садику, сначала плачут, надеясь получить помощь от взрослых, а потом, если так её и не дождались, плакать перестают. Взрослые тихонько радуются: вот как хорошо мы научили малыша самостоятельно справляться с трудностями. А ведь то, что ребёнок плакать перестал, вовсе не значит, что всё в его жизни наладилось. Возможны четыре варианта развития событий, и только один из них хороший.

Четыре модели поведения ребёнка при адаптации

Первый вариант. Может быть, ребёнку как было плохо, так и есть, только он смирился с этим и просто терпит свою жизнь. Он живёт, как отбывает срок – потерянный и несчастный, одинокий среди людей. Вряд ли у него появятся друзья – кому интересны несчастные люди. Вряд ли кто-то его всерьёз полюбит – он слишком закрыт, потому что уверен в собственной ненужности. На мой взгляд, это самый трагичный случай детской дезадаптации.

Второй вариант развития событий: ребёнок плакал-плакал, а потом ка-аак врежет кому-нибудь! И понеслось. Внутреннее напряжение снимается через внешнюю агрессию. Адаптировался он, привык? Безусловно! Хотите, чтобы ваш ребёнок так адаптировался? Вряд ли.

И третий вариант. Нервное напряжение так невыносимо, что проявляется через невротические реакции: малыш вдруг начинает писаться во сне, или заикаться, или бесконечно болеет – то ОРВИ, то ветрянка, то грипп, то ангина, то краснуха, то снова ОРВИ. Тема садика в жизни таких детей обычно закрывается сама собой, остаётся сформированная бессознательная установка при любой проблеме искать выход в болезни. Такие люди никогда не отличаются хорошим здоровьем, увы.

Ну и, конечно, есть оптимистичный вариант. Ваш ребёнок действительно поплакал – и адаптировался. Он самостоятельно справился со всеми трудностями, на щеках его снова здоровый румянец, он весел и бодр, он искренне наслаждается жизнью и доверяет людям, он не стал агрессивным и не спрятался от жизни в болезнь. Вероятность, что ваш малыш пройдёт адаптацию по методу «поплачет – и привыкнет» с таким результатом, равна двадцати пяти процентам.

Помочь малышу вовсе не значит, что плачущего ребёнка надо из садика забрать. Если садик хороший и воспитатели адекватные, значит, дело не в садике. И менять нужно не садик. А вот что?

Начнём с анализа среды, в которую попал ребёнок. Что такое группа детского сада? Эта некая общность людей, причем ещё очень юных, не вполне цивилизованных, находящихся в самом начале пути по дороге социализации. Большая часть этих детей находится в таком же или даже большем стрессе, и, естественно, отношения в этой группе поначалу будут далеки от идеальных. Вероятно, что эти маленькие люди будут друг друга на первых порах не любить и даже отвергать. Хорошо, что психика ребёнка очень пластична и подвижна, все реакции – и отвержения, и принятия – сменяют друг друга очень быстро, и тот, кого вчера с яростью отвергали, сегодня может стать лучшим другом. Так и происходит в случае нормальной адаптации: дети ссорятся, мирятся, постепенно формируются устойчивые дружеские связи, и вот уже малыш радостно бежит в садик – он хочет играть с друзьями.

Но если ребёнок в садик не хочет ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра, значит, что-то пошло не так. Тут возможны два варианта. Первый вариант – почему-то этого малыша отвергают вновь и вновь. И второй вариант – ребёнка отвергают не больше, чем других, но у него такой тип психики, что он дольше и ярче, чем остальные дети, переживает негативные эмоции. Рассмотрим каждый из этих вариантов и решим, что делать.

Две причины отвержения ребёнка в детском коллективе

У малышей, которые только-только знакомятся и с миром, и с социумом просто не могут возникнуть глубинные, непримиримые противоречия, основанные на различии систем ценностей, религиозных взглядов и всего того, что часто разделяет взрослых. Они и как личности не сформированы, и системы ценностей у них собственной тоже ещё нет.

А может быть, у вашего сыночка прелестные кудряшки, как у девочки? Вас так умиляют эти кудряшки. Но дети в группе детского сада вряд ли разделят ваши чувства. Скорее всего, они будут обзывать вашего сына «девчонкой» и откажутся с ним играть. Что делать, думаю, очевидно – немедленно в парикмахерскую. Социальная адаптация ребёнка важнее вашего желания продлить его младенчество.

Идём дальше. Может быть, у вашего ребёнка аденоидит, и под носом всегда висят сопли? Дома вы их вытираете, а в саду они так и висят. И у других детей ваш малыш вызывает вполне понятное чувство брезгливости и отвращения. Увы, и такое бывает. Что делать, тоже понятно – лечить аденоиды, научить ребёнка пользоваться носовым платком и следить за чистотой лица. Вроде бы просто, но как часто дело именно в таких простых вещах.

А что делать, если у ребёнка очки? Или скобки на зубах? Или слуховой аппарат? Или малыш заикается? Что же, малыш обречён на неприятие коллектива? Думаю, от клейма «белой вороны» ему действительно не избавиться. Но в ваших силах сделать его самой популярной и уважаемой «белой вороной» в мире. Как? Сразу хочу сказать, что этот рецепт отлично подходит и для помощи детям с ранимой и чувствительной психикой, со склонностью «застревать» в обидах. Это не требует от родителей ни глубоких знаний психологии, ни особого педагогического мастерства, только большого количества времени, сил и искреннего желания помочь ребёнку.

Два «нельзя» для мамы «белой вороны»

Но прежде, чем говорить о том, что нужно делать, обсудим, чего делать категорически нельзя. Нельзя плохо говорить о садике, воспитателях и детях. Подумайте сами: если вы плохого мнения о ком-то, будет ли ваш ребёнок стараться с ними дружить? Лучше он их лопаткой стукнет или укусит – ему ведь три или пять, в этом возрасте всё просто. Так что никакой критики в адрес тех, с кем ребёнку предстоит общаться.

Второе – нельзя жалеть своего ребёнка. «Бедный, ты в очках, вот тебя все и обижают» – не смейте никогда так говорить и даже думать! Вы что, правда хотите, чтобы ребёнок чувствовал себя не счастливым, а бедным? Тогда не внушайте ему таких мыслей! Какое отношение очки или их отсутствие имеют к счастью? Да никакого. Не формируйте в голове у ребёнка порочных связей. Может, ему всю жизнь предстоит носить очки, зачем вы внушаете ему, что в очках можно быть только бедным, а не счастливым?

Восемь шагов поднятия авторитета ребёнка в коллективе

А теперь о том, что делать нужно. Существуют простые и очень действенные шаги, которые нужно сделать для того, чтобы увеличить популярность своего ребёнка в коллективе.

1. Выясните у воспитателя, можно ли приносить в садик игрушки. Можно? Отлично. Пусть ребёнок возьмет в садик свои любимые машинки или куклы. Обязательно несколько. Три-четыре, а лучше пять-шесть. Пусть он играет ими не один, а примет в игру других детей и даст им свои машинки или кукол. Пусть даже подарит, если захочет. Не жалейте игрушки – статус ребёнка, которого отвергают, необходимо поднимать, он важнее самых дорогих игрушек.

Свой статус, мы, как правило, несём с собой всю жизнь. Козлы отпущения так и живут козлами отпущения, среднячки так и ходят в среднячках, королевы и короли так и «царствуют» всю жизнь. Конечно, кто-то «царствует» в международной корпорации, а кто-то в скверике рядом с винным магазином, в зависимости от своих склонностей и способностей, так что уметь занимать высокий статус внутри группы – далеко не всё, что нужно для счастливой жизни, но тоже важно. Так что не жалейте денег, времени и сил, чтобы ваш ребёнок занял в своём первом коллективе достойное место в группе.

2. Выясните, можно ли приносить в садик конфеты, печенье и угощать ребят? Можно? Пусть ваш малыш приносит вкусняшки и угощает других детей. Только объясните, что угощать нужно всех, жадничать нельзя. Нельзя приносить вкусненькое без повода? Организуйте повод. Скажите, что хотите отметить детский день рождения. Пусть даже он был три месяца назад – вы имеете право отмечать его, когда угодно. Или пусть у вашего малыша будут именины. Да-да, именно сегодня. Вы имеете право их отмечать, когда хотите. Вот и угощайте всех, точнее, пусть ребёнок сам всех угощает.

3. Познакомьтесь с родителями детей из группы. Наверняка среди них есть люди, с которыми вам приятно общаться. Пригласите понравившуюся вам маму с её ребёнком к себе в гости. Ах, как же дети любят ходить в гости! Дети не ждут от вас стола, уставленного яствами, им интересно поиграть новыми игрушками, побывать в новом месте. С точки зрения ребёнка, совместная игра – уже дружба. Если ребёнок пришёл в гости и играет с вашим малышом – он и завтра в садике будет с ним играть. Только не поленитесь, постарайтесь организовать именно совместные игры. Если надо, примите участие в их игре. Не стесняйтесь авансом назвать гостя «другом». Дети верят взрослым, если взрослый говорит детям, что они друзья, они и будут друзьями. Подарите новому другу какой-нибудь милый пустячок. Хорошо проведённое вместе время заставит ребёнка-гостя по-новому отнестись к вашему малышу – принять его. Вместе с очками, заиканием, застенчивостью или ещё чем-то. А для вас сейчас каждый принявший вашего кроху товарищ просто бесценен. Потому что наличие даже одного друга даёт ребёнку уверенность, которая необходима для того, чтобы все остальные дети в группе тоже стали его друзьями. И потом, не забывайте, насколько все люди склонны к подражанию. Вот увидит малышня, что один из них весело играет с вашим ребёнком – и тоже начнёт подходить поиграть.

4. Приглашайте в гости разных детей из садика с мамами, такие визиты быстро сделают вашего ребёнка очень популярным. Как правило, мамы тоже рады общению и с удовольствием ходят в гости.

5. В какой-то момент мамы друзей вашего ребёнка начнут звать вас в гости тоже. Соглашайтесь, даже если совсем нет на это ни времени, ни сил. Всячески укрепляйте дружеские связи ребёнка.

6. Договаривайтесь с мамами новых друзей о совместных прогулках с детьми. На прогулках не ленитесь, играйте с детьми. Вы не любите быть аниматором? А ребёнка своего любите? Хотите вырастить его популярность, как цветок? Тогда приложите к этому усилия. Дети не запомнят деталей игры, но запомнят, что с вашим ребёнком играть весело. И будут всегда хотеть с ним играть.

7. Организуйте детские праздники. По поводу и без. В связи с началом осени, зимы, весны, лета. На Масленицу, Хэллоуин, День учителя и День космонавта. На 8 марта и 23 февраля. Не надо дорогих кафе и аниматоров. Достаточно детской комнаты у вас дома зимой или лужайки возле дома летом. Не нужно сложных сценариев и накрытых столов. Мороженое всем гостям или печенье и сок, жмурки, прятки, игра в мячик и цветные карандаши – и ваши «светские приёмы» станут легендой.

8. На самом деле он может быть и первым. Даже хорошо, если вы предпримете его пораньше. Просто он подходит не всем. Великолепно поднимают статус ребёнка домашние питомцы. У вас есть собака или кошка? Берите их на прогулки с ребёнком и его друзьями. Нет животных? Заведите, цель того стоит. Не хотите собаку или кошку? Заведите хомячка, кролика или морскую свинку. Заведите кого угодно! Главное, чтобы животное было дружелюбным, и его можно было ласкать и брать на руки и выносить или выводить на прогулки (поэтому рыбка или экзотический паук точно не годятся). Пусть ваш ребёнок водит питомца на поводке или несёт на руках. Пусть именно он разрешает гладить питомца и держать на ручках другим детям.

источник

В МБДОУ д/с № 35 поступают дети с тяжелыми нарушениями речи (дислалией, дизартрией, дисфонией, заиканием, тахилалией, брадилалией, полтерном). Тяжелое нарушение речи характеризуется нарушением всех её компонентов (произносительной стороны речи, фонематических процессов, просодики, слоговой структуры слова и лексико-грамматического строя речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Речь смазанная, нечеткая, в большинстве случаев отсутствует полностью. Причины и проявления речевых нарушений очень разнообразны. У некоторых детей наряду с речевыми имеются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, нарушения в сфере общения и поведения.
В логопедические группы направляются дети из разных детских садов и из дома. Из-за тяжелых проблем с речью вербальный способ наладить добрые взаимоотношения с окружающими им недоступен, у большинства слабо выражена инициативность в общении со взрослыми, многие имеют недостаточный уровень чувствительности к воздействию взрослых. Вместе с тем, они испытывают страх перед незнакомыми, новыми, неизвестными обстоятельствами, боятся быть непонятыми, непринятыми, отвергнутыми.
Детям логопедических групп присуща низкая самооценка, застенчивость, робость, неуверенность в своих силах, низкий уровень притязаний, при этом уровень тревожности очень высок. Дети беспокойны и постоянно ожидают неприятностей со стороны окружающих. Они болезненно реагируют на свои неудачи, отказываются от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Многие боятся не справиться с заданием и опасаются, что другие заметят это. Поэтому они стараются держаться в сторонке, чувствуют себя изолированными, беспомощными, замкнутыми.
С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Возрастает нагрузка на ребенка, он вынужден жить по правилам дошкольного учреждения, часто делать не то, что ему хочется, а то, что делает вся группа. Смена обстановки провоцирует:

Читайте также:  Проблема заикания у ребенка

— Эмоциональное потрясение. Как правило, в первые дни посещения детского сада негативные эмоции занимают лидирующую позицию. Зачастую ребенок много плачет: просто хнычет, либо у него отмечается приступообразный плач, плач «за компанию» с другими детьми. И еще хуже, если ребенок замыкается в себе, никак не выражая отрицательных эмоций.
— Затруднённые социальные контакты. Как правило, в первое время после начала посещения детского сада даже самые бойкие и общительные дети могут становиться весьма замкнутыми и нелюдимыми.
— Снижение естественной познавательной активности. Ребенок на некоторое время может перестать интересоваться окружающим миром, предпочитая занять наблюдательную позицию.
— Утрачивание детьми в первые дни пребывания в детском саду уже имеющихся у них навыков самообслуживания: умения пользоваться ложкой, самостоятельно одеваться и прочее.
— Нарушение нормальной двигательной активности у ребёнка. Некоторые дети по несколько часов замирают в одной и той же позе, другие, напротив, ни минуты не могут посидеть спокойно – всё зависит от темперамента каждого малыша.
— Нарушение сна. Как правило, первые недели ребенок может испытывать затруднение с засыпанием как днём, так и ночью. Кроме того, возможен беспокойный сон, появление кошмаров.
— Снижение аппетита. Очень многие дети в первые дни посещения садика очень плохо кушают. Этому есть два варианта объяснения: непривычная для малыша пища и стрессовая ситуация, которая сама по себе подавляет аппетит.
— Появление вредных привычек невротического характера. Манипуляции с собственным телом снижают у детей эмоциональное напряжение, успокаивают. В наиболее тяжелых случаях у ребенка формируется комплекс неполноценности, который сковывает его поведение и серьезно препятствует исправлению речевого дефекта.
— Снижение иммунитета. Некоторые дети в адаптационный период начинают болеть чаще, чем обычно.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1 — 16 дней), среднюю (16 — 32 дня), тяжелую (32 — 64 дня).

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1 — 2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников. незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но ребенок откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.
При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20 — 40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня ребенок плаксив, кричит, плачет при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в общении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. В течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Однако, при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.
О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Аппетит снижается, иногда ребенок полностью отказывается от еды. Возможны невротические реакции: рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, неуправляемость в поведении, истерические реакции. Ребенок может кричать, плакать, вести себя агрессивно. А может находиться в подавленном состоянии, быть пассивным, избегать общения со сверстниками, отказываться от участия в деятельности. Тяжелая адаптация приводит к заболеваниям (больше трех раз продолжительностью свыше десяти дней), осложнениям, в т.ч. к замедлению роста и прибавки в весе. В речевом развитии наблюдается регресс, коррекционная работа не приносит результатов..

Адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход в в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к еще большим эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического и речевого развития. Поэтому в логопедической группе необходимо уделять внимание адаптации, снятию стресса, созданию спокойной обстановки.
Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и тесное взаимодействия всех специалистов. Но особенно такие дети нуждаются в своевременной комплексной к помощи педагога-психолога и воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Возникает острая необходимость в создании программы адаптации детей с ТНР с целью диагностики уровня адаптации, профилактики речевых и психосоматических нарушений в результате длительного приспособления детского организма к новым условиям и разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно-образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка, обеспечивающей психологическую и физическую безопасность ребенка, педагогическую поддержку и содействие в проблемных ситуациях.

Предлагаемая программа имеет коррекционно — развивающую направленность.

Новизна данной программы основана на комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, подразумевающей создание единого коррекционно-образовательного пространства и единое календарно-тематическое планирование; взаимодействием детей разных возрастных групп; привлечением детей подготовительной группы к адаптации младших; использование роли клоуна; использование ритмопластики; использование адаптированной классической музыки.

Актуальность разработки программы обусловлена:
— Необходимостью организации образовательно — воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
— Полным переходом МБДОУ д/с № 35 к работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
— Различной природой и неоднородностью клинических проявлений речевых дефектов детей
— Возможностью сочетания работы по программе адаптации детей к дошкольному учреждению с коррекцией речи детей, коррекции эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и формированию высших психических функций.
— Возможностью взаимодействия детей разных возрастных групп в разных видах организованной деятельности

Данная программа целесообразна, т. к. она будет способствовать не только адаптации детей к дошкольному учреждению, но и коррекции речевых функций, сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы.
Программа поможет ребенку легче адаптироваться в группе детей, усвоить групповые правила поведения, создаст безопасное пространство для общения, объединит всех детей для совместной деятельности, усвоить групповые правила поведения, повлияет на гармонизацию межличностных отношений. Программа поможет создать условия для самовыражения, будет способствовать повышению уверенности в своих силах.
У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха, а соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания, чувства, легче и быстрее справляются с волнением, более спокойны и рассудительны.
Развитие познавательных психических процессов, мелкой моторики, речевого дыхания способствует развитию речи, профилактике конфликтов и психологической комфортности ребенка.

Цель программы — адаптация детей средних логопедических групп к дошкольному учреждению, комплексное психическое развитие детей 4 — 5 лет, имеющих тяжелое нарушение речи.

Основные задачи программы:
— помочь детям 4 — 5 с тяжелыми нарушениями речи адаптироваться в группе детей;
— сформировать у детей 4 — 5 лет с ТНР позитивное отношение к сверстникам;
— развивать у детей 4 — 5 лет с ТНР коммуникативные навыки;
— сформировать чувство принадлежности к группе, помочь усвоить групповые правила поведения, объединить детей 4 — 5 с ТНР для совместной деятельности;
— помочь детям 4 — 5 лет с ТНР почувствовать себя более защищенными, повысить самооценку, уверенность в собственных силах, развить самостоятельность;
— способствовать профилактике и коррекции отклонений в формировании личности детей 4 — 5 лет с тяжелыми нарушениями речи;

— развивать речь, формировать высшие психические функции — внимание, память, мышление, воображение у детей 4 — 5 лет с ТНР;
— формировать сенсорные эталоны, перцептивные действия у детей 4 — 5 лет с ТНР.

Диагностика процесса адаптации

Диагностика процесса адаптации включает в себя наблюдение за детьми. В диагностических бланках фиксируются поведенческие реакции и продолжительность адаптационного периода.
Выделяется 5 основных факторов поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеобеденный сон, аппетит, участие в ООД.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем пяти факторам можно получить от + 12 до — 12 балов.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем, а и может быть сколь угодно долгой.
Уровень, т. е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Адаптация Сроки Поведенческие реакции Уровень адаптации
Легкая 1 — 15 дней +15 — +8 А-1 и П-1
А-1 и П-2
Легкая
Средняя 16 — 32 дня +7 — +1 А-1 и П-3
А-2 и П-2
Средняя
Тяжелая 32 — 64 дня -1 — -7 А-2 и П-4
А-3 и П-3
Тяжелая
Дезадаптация более 64 дней -8 — -15 А-3 и П-4
А-4 и П-4
Дезадаптация

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации
Эмоциональное состояние ребенка
+ 3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+ 2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+ 1 Иногда задумчив, замкнут.
— 1 Легкая плаксивость, хныканье
— 2 Плачет за компанию; плач приступообразен.
— 3 Сильный, профилактический плач; подавленное состояние\

Социальные контакты ребенка
+ 3 Много друзей, охотно играет с ними.
+ 2 Сдержан, не отходит от взрослого, неохотно играет с детьми.
+ 1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
— 1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру
— 2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
— 3 Недружелюбен, агрессивен, мешает другим детям играть

Сон ребенка
+ 3 Сон спокойный. глубокий, засыпает быстро
+ 2 Сон спокойный.
+ 1 Засыпает скоро, спит спокойно, но не долго.
— 1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
— 2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне
— 3 Отсутствие сна, плач.

Аппетит ребенка
+ 3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием
+ 2 Нормальный аппетит, ест до насыщения
+ 1 Аппетит выборочный, но насыщенный
— 1 Отвергает некоторые блюда, капризничает
— 2 Ест долго. неохотно
— 3 Отказ от еды

Познавательная активность ребенка
+3 С видимым удовольствием принимает участие в деятельности
+2 Проявляет интерес, любознательность, активность.
+1 Адекватно реагирует на предложение взрослого.
— 1 Пассивное, интереса не проявляет, даже если вовлечен.
— 2 Отказ от участия в деятельности
— 3 Проявляет выраженный негативизм

Имя ребенка_______ Дата рождения_______ Дата поступления в д/с_______

Параметры наблюдения Дни наблюдения
1 2 3 4 5 8 16 32 64 128
1. Эмоциональное состояние
2. Социальные контакты
3. Сон
4. Аппетит
5. Познавательная активность

Эмоциональное состояние ребенка
+ 3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+ 2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+ 1 Иногда задумчив, замкнут.
— 1 Легкая плаксивость, хныканье
— 2 Плачет за компанию; плач приступообразен.
— 3 Сильный, профилактический плач; подавленное состояние\

Социальные контакты ребенка
+ 3 Много друзей, охотно играет с ними.
+ 2 Сдержан, не отходит от взрослого, неохотно играет с детьми.
+ 1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
— 1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру
— 2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
— 3 Недружелюбен, агрессивен, мешает другим детям играть

Сон ребенка
+ 3 Сон спокойный. глубокий, засыпает быстро
+ 2 Сон спокойный.
+ 1 Засыпает скоро, спит спокойно, но не долго.
— 1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
— 2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне
— 3 Отсутствие сна, плач.

Аппетит ребенка
+ 3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием
+ 2 Нормальный аппетит, ест до насыщения
+ 1 Аппетит выборочный, но насыщенный
— 1 Отвергает некоторые блюда, капризничает
— 2 Ест долго. неохотно
— 3 Отказ от еды

Познавательная активность ребенка
+3 С видимым удовольствием принимает участие в деятельности
+2 Проявляет интерес, любознательность, активность.
+1 Адекватно реагирует на предложение взрослого.
— 1 Пассивное, интереса не проявляет, даже если вовлечен.
— 2 Отказ от участия в деятельности
— 3 Проявляет выраженный негативизм

Успешность адаптации:
Работа по программе проводятся в сентябре – октябре. Программа рассчитана на детей 4 – 5 лет и состоит из 10 встреч с детьми, которые проводятся 1 – 2 раза в неделю в форме игры продолжительностью 20 -30 минут. Встречи проводятся в разных игровых формах: путешествие, квест, развлечение, кукольный спектакль.

Каждая встреча состоит из трех частей.
1 часть . Игра — приветствие, транслирующая детям радость от совместной встречи и предстоящей совместной деятельности.

2 часть. Взаимодействие с детьми, в ходе которого дети знакомятся с детским садом, его сотрудниками, традициями, правилами поведения, учатся ориентироваться на участке и в помещении.
Для повышения мотивации и формирования осознанного отношения к деятельности детям обязательно задается вопрос: «Вы хотите. »
В зависимости от задач используется:
— взаимодействие с детьми подготовительной группы, которые читают стихи, загадывают загадки, исполняют роли персонажей, ведущих в игре;
— исполнение взрослым роли Клоуна с целью создания положительного эмоционального настроя, предупреждения тревожности, снятия стресса;
— квест, повышающий интерес детей, их самооценку, уверенность в собственных силах, умение ориентироваться в окружающей обстановке.
— праздник или развлечение, в ходе которых положительные эмоции благотворно влияют на организм детей, укрепляют иммунитет, позволяют снять тревожность, дистресс, укрепляют нервную систему;
— использование адаптированной для детей спокойной классической музыки, благотворно влияющей на организм ребенка;
— использование ритмопластики (сочетание веселой детской музыки и движений с целью снятия эмоционального напряжения, зажимов, улучшения настроения).

3 часть. Подведение итогов, настраивание детей на дальнейшие встречи, интересную совместную деятельность.

Ожидаемые результаты:
— будет создана благоприятная атмосфера для адаптации детей средней группы, имеющих с тяжелые нарушения речи, к дошкольному учреждению и для формирования у них физических, интеллектуальных и личностных качеств;
— скорректируются отклонения в формировании личности детей с 4 — 5 лет с ОНР, сформируется социально — адаптивное поведение, повысится самооценка, будет скорректирована эмоционально-волевая сфера.
— скорректируются коммуникативные навыки детей 4 — 5 лет с ТНР, чувство принадлежности к группе, дети усвоят групповые правила поведения.
— сформируется эмоциональная сфера детей, у них разовьется способность к сопереживанию, эмпатии, умение выражать свои чувства.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по адаптации детей 4 — 5 лет с тяжелыми нарушениями речи к дошкольному учреждению

источник