Меню Рубрики

Лфк при гипотонии цели и задачи

Гипотоническая болезнь.

Методические указания по применению ФУ в изотермическом режиме.

1. На протяжении одного занятия можно включать от 1 до 10 упражнений (не назначаются в подготовительной части занятия). Упражнения даются малой интенсивности, но большой длительности (до 60 секунд) – упор, удержание. Можно давать ФУ большой интенсивности, но кратковременно (2-5 секунд).

2. Назначают статические упражнения с малой интенсивностью, повторяют 2-3 раза.

3. Соблюдают последовательность включения статических нагрузок:

4. Суммарная длительность статической нагрузки в середине курса лечения;

— для женщин – 180-240 секунд;

— для мужчин – 280-320 секунд

5. ФУ малой интенсивности выполняются без задержки дыхания, дыхание спокойное, ровное.

6. ФУ большой интенсивности выполняются только на выдохе. Их задача – вернуть кровь из вен к сердцу.

7. Лечебная гимнастика занимает 25-30 минут, чередуются упражнения на расслабление и дыхательные упражнения.

Гипотоническая болезнь – характеризуется понижением сосудистого тонуса (как артериального, так и венозного) с одновременным понижением артериального давления. Она не имеет ничего общего с физиологической гипотонией, или адаптационной, наблюдающейся у людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Гипотоническая болезнь – проявляется быстрой утомляемостью, головокружением, мельканием «мушек» перед глазами, особенно при перемене положения тела, ощущением сердцебиения не только при значительной физической нагрузке, но и без нее.

Причина возникновения гипотонической болезни:

1. Слабость центров, регулирующих сосудистый тонус

2. вторичные гипотонии, возникающие на фоне инфекционных заболеваний или при наличии очагов инфекций (хронический холецистит – воспаление желчного пузыря, кариес зубов), а также злоупотребление алкоголем, никотином.

1. Улучшить состояние ССС, ЦНС

2. Оказать общеукрепляющее действие на весь организм в целом

3. Повысить эмоциональный тонус

4. Уменьшить субъективные состояния (слабость, головокружения)

1. Нормализация процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга (с усилением процессов возбуждения)

2. Нормализация регуляции нервно-сосудистых процессов.

Формы ЛФК – ЛФК проводится на всех этапах.

4. Элементы игровых видов спорта

5. Закаливание воздухом и водой

Противопоказания к занятиям лечебной гимнастикой:

1. Состояния после гипотонического криза

2. Нарушения сердечного ритма

1. Дыхательные упражнения – увеличивают силу дыхания, усиливают мускулатуру, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), увеличивают подвижность диафрагмы, следовательно, активизируется кровообращение в ГМ, конечностях.

2. Силовые упражнения – выполняются в медленном и среднем темпе

3. Скоростно-силовые упражнения

4. Упражнения в изометрическом режиме

Методические указания по выполнению упражнений в изометрическом режиме:

1. В основной части занятий выполняется 1-5 упражнений;

2. Напряжение мышц составляет 20-40% от максимального;

3. Упражнения большой интенсивности выполняются на выдохе, не задерживая дыхание;

4. Упражнения малой интенсивности чередуются с упражнениями на расслабление и ДУ;

5. Применяются игровые упражнения

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

2. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физкультуры. Под ред. С.Н.Попова. М., «Физическая культура и спорт», 1978.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 2594 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Артериальную гипотензию диагностируют при уровне АД ниже 100/60 мм рт.ст. для лиц в возрасте 25 лет и ниже 105/65 мм рт.ст. для лиц старше 30 лет. Более точно нижнюю границу нормального систолического АД определяют по формуле: у мужчин — 65 + возраст, у женщин — 55 + возраст (Davis R., 1974).

Различают физиологическую и патологическую артериальную гипотензию, хотя границу между ними не всегда можно четко провести:
• Физиологическая артериальная гипотензия встречается нередко у здоровых людей, выполняющих обычную физическую и умственную работу; она не сопровождается какими-либо жалобами и патологическими изменениями в организме. Выделяют также физиологическую артериальную гипотензию высокой тренированности (преходящего характера), возникающую у спортсменов.
• Патологическая артериальная гипотензия может быть острой и хронической. Острая артериальная гипотония чаще всего — следствие острой сердечно-сосудистой или сосудистой недостаточности при шоке различного генеза. Особое место занимает гипотензия положения, или ортостатическая, возникающая у больных после хирургических вмешательств (прежде всего на органах брюшной полости) или в стадии реконвалесценции после острых инфекционных заболеваний и др.

Хроническая гипотония подразделяется на:
а) первичную (эссенциальную) и б) вторичную (симптоматическую). Жалобы больных неоднородны: отмечаются вялость, апатия, ощущение общей слабости и утомленности по утрам, отсутствие бодрости даже после длительного сна; ухудшение памяти, рассеянность и неустойчивость внимания, пониженная работоспособность.

Лечение патологических состояний, сопровождающихся хронической артериальной гипотензией, включает, кроме этиологической терапии, выполнение ряда профилактических мероприятий: ночной сон не менее 8 ч, утренняя гигиеническая гимнастика, водные тонизирующие процедуры после физических упражнений, систематическое чередование труда и активного отдыха (туризм, лыжные или велосипедные прогулки, плавание и спортивные игры, не требующие интенсивных физических усилий, сложной координации движений и напряженного внимания); правильная организация труда.

Определенное положительное действие в большинстве случаев оказывают психотерапия и лечение электросном, физиотерапевтические процедуры и средства лечебной физкультуры (физические упражнения, массаж, трудотерапия, двигательный режим и др.).

Непосредственное влияние различных средств ЛФК выражается в достоверном повышении АД и мышечного тонуса. Это свидетельствует о преобладании возбудительного процесса в ЦНС. В частности, физические упражнения вызывают поток проприоцептивных импульсов, который устремляется в ЦНС, изменяя ее функциональное состояние. Это приводит к рефлекторному, через сосудодвигательные центры, повышению АД. В то же время увеличивающийся при занятиях ЛФК скелетно-мышечный тонус обусловливает и вторую рефлекторную цепь воздействия на АД: усиливающаяся при повышении мышечного тонуса проприоцепция рефлекторно также оказывает стимулирующее влияние на АД.

Можно предположить, что повышение АД при занятиях ЛФК — интегральный результат основных механизмов: непосредственно самих физических упражнений (моторика), повышающегося при них мышечного тонуса и сдвига лабильности ЦНС (Темкин И.Б., 1974). Поэтому закономерно применение специально подобранных и дозированных физических упражнений в качестве оздоравливающих и тренирующих, профилактических и терапевтических средств (рефлекторная терапия). Систематическая тренировка физическими упражнениями ведет к повышению функционального состояния сердечно-сосудистой системы у здорового человека и нормализует различные отклонения функций аппарата кровообращения в патологии и при детренированности (Мошков В.Н., 1977; Журавлева А.И., 1995).

Задачи ЛФК:
1. Нормализация равновесия торможения и возбуждения в кора головного мозга (прежде всего путем усиления возбуждения), выработка и упрочение новых безусловных и условно рефлекторных моторных связей, а также прессорной напряженности регуляции кровообращения.
2. Тренировка центральной нервной, сердечно-сосудистой систем и локомоторного аппарата, повышение мышечного тонуса — мощного регулятора АД.
3. Совершенствование ряда качеств, умений и навыков — произвольная регуляция правильного полного дыхания в процессе статических напряжений, произвольное расслабление мышц, координация движений,
4. Уменьшение субъективных проявлений заболевания (головные боли, общая слабость, головокружение и др.).

С целью улучшения функции дыхания в занятия лечебной гимнастикой (ЛГ) вводятся изотонические упражнения, направленные на увеличение силы дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности диафрагмы и ЖЕЛ улучшение легочной вентиляции, увеличение максимальной легочной вентиляции и др. Упражнения рекомендуется проводить в и.п. лежа на спине (на животе), что способствует, во-первых, повышению тонуса и силы мышц брюшного пресса, во-вторых, увеличению подвижности диафрагмы, в-третьих, активации кровообращения в брюшной полости, конечностях и сосудах головного мозга.

Улучшение функционального состояния аппарата внешнего дыхания приводит к лучшей переносимости как стандартных, так и бытовых физических нагрузок, уменьшает утомление в течение дня. В дальнейшем, наряду с дыхательными упражнениями, в занятиях широко используют общеукрепляющие упражнения, способствующие укреплению мускулатуры и, следовательно, нормализации тонуса сосудистой системы. По мере улучшения состояния больного и его переносимости физических нагрузок занятия дополняют специальными упражнениями, способствующими более высокому и длительному возрастанию АД (прессорное действие). При этом заболевании применяют статические упражнения в медленном и среднем темпе, включающие крупные мышечные группы, и скоростно-силовые упражнения.

Наиболее выраженное благоприятное влияние на организм больных оказывают упражнения в изометрическом режиме малой интенсивности, средней и большой продолжительности или большой и средней интенсивности, но малой продолжительности. Их выполняют из различных исходных положений с гимнастическими предметами, на снарядах и без них.

Интенсивность разливаемого статического усилия принято выражать в процентах от максимально возможного. Применяемые в ЛФК упражнения в изометрическом режиме так же, как и вообще силовые упражнения в методике спортивной тренировки (В.В.Кузнецов), можно разделить на следующие группы: а) малой интенсивности (20—30% от максимального усилия); б) умеренной интенсивности (30—40%); в) средней интенсивности (50%); г) большой интенсивности (60—70%); д) высокой интенсивности (70—80%); е) околопредельной интенсивности (90—95%); з) предельной интенсивности (100%).

По продолжительности развиваемого статического усилия упражнения в изометрическом режиме делятся на три основные группы: а) малой продолжительности (до 5 с); б) средней продолжительности (6—30 с); в) большой продолжительности (свыше 30 с).

Следует учитывать, что максимум вегетативных сдвигов наблюдается не непосредственно после выполнения упражнений в изометрическом режиме, а через 1—3 мин после их окончания (феномен Линдгарда).

Статические упражнения после снижения нагрузки упражнениями в произвольном расслаблении мышц и дыхательными упражнениями следует включать сразу же за силовыми и скоростно-силовыми упражнениями.

Методические рекомендации применения упражнений в изометрическом режиме (И.Б. Темкин):
• На протяжении одного занятия ЛГ рекомендуется включать 1—5 упражнений силового характера.
• Напряжение мышц при выполнении статических усилий чаще составляет 20—40% максимальных возможностей, значительно реже — 60-70%. Упражнения более высокой интенсивности — противопоказаны.
• Продолжительность статического усилия в каждом из упражнений зависит от его интенсивности и находится с ней в обратной пропорции.

Упражнения малой интенсивности выполняются 30—60 с, умеренной и средней интенсивности — 5—25 с, более высокой интенсивности — не более 2—5 с.
• Каждое упражнение повторяется 2—5 раз с паузами между повторениями от 10 до 30 с.
• В процессе выполнения упражнений в изометрическом режиме малой интенсивности дыхание должно быть равномерным, глубоким, с некоторым удлинением фазы выдоха; кратковременные упражнения значительной интенсивности выполняются на выдохе или при задержке дыхания на фазе выдоха. При выполнении упражнений в статическом усилии совершенно недопустимы непроизвольные задержки дыхания на фазе вдоха.
• После каждого повторения упражнений в изометрическом режиме обязательны упражнения в произвольном расслаблении мышц, дыхательные упражнения и паузы для отдыха.
• Упражнения в изометрическом режиме «рассеиваются» в основном разделе процедуры ЛГ и чередуются с упражнениями изотонического характера.
• Общая продолжительность статических усилий в процедуре ЛГ зависит от функционального состояния больного, периода курса восстановительного лечения и, естественно, от мощности мышечных групп, принимающих участие в выполнении упражнения, и интенсивности напряжения.

В курсовое лечение включается и массаж, цель которого — регулирующее влияние на динамику основных корковых процессов и функциональное состояние ангиорецепторов, усиление рефлекторных связей коры головного мозга с сердечно-сосудистой системой, улучшение обшей гемодинамики и сосудистого тонуса, улучшение функции вспомогательных экстракардиальных факторов кровообращения, ликвидация застойных явлений в органах брюшной полости.

Рекомендуется легкий массаж, методика и дозировка которого зависят от состояния, клинического проявления болезни и переносимости процедуры.

При проведении общего массажа особое внимание обращается на пояснично-крестцовую область, нижние конечности и область живота.

Методика массажа: массаж паравертебральных зон — от нижележащих сегментов к вышележащим, области крестца, ягодичных мышц и подвздошных костей (поглаживание плоскостное и обхватывающее, растирание, штрихование и пиление, пересекание, растирание, разминание и вибрация). Курс массажа: 10-12 процедур.

источник

4. Цели и задачи лечебной физической культуры при различных отклонениях в состоянии здоровья студентов

1.Стимулировать периферическое кровообращение и функцию внешнего дыхания.

2.Повысить реактивность сосудистой системы, тренировать вестибулярный аппарат, улучшить функциональную деятельность ЦНС.

3.Тренировать сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат.

1.Повысить неспецифическую сопротивляемость организма.

2.Восстановить нормальную адаптацию к физическим нагрузкам и повысить физическую работоспособность.

ЛФК при гипотонии с выраженной атонией

1.Улучшить функции внешнего дыхания и периферического кровообращения.

2.Стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

3.Повысить общий тонус организма и сердечно-сосудистой системы.

4.Улучить сократительную функцию миокарда.

5.Улучшить координированную деятельность различных звеньев системы кровообращения.

1.Нормализовать процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

2.Нормализовать и выработать прессорную направленность в регуляции нервно-сосудистых процессов.

3.Нормализовать сосудистое русло.

ЛФК при хронических гастритах с нормальной и повышенной секрецией

1.Создать благоприятные условия для ликвидации воспалительных изменений и стимулировать репаративные процессы.

2.Нормализлвать секреторную и моторную функции желудка.

1.Повысить общий тонус организма.

2.Улучшить функционирование основных систем организма.

3.Улучшить координацию движений.

2.Повысить уровень физического развития.

3.Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний глаз.

2.Улучшить кровообращение в тканях глаза.

ЛФК при хронических гастритах с секреторной недостаточностью

1.Создать условия для нормализации моторной и секреторной функции желудка.

1.Усилить физические воздействия для повышения внутрибрюшного давления.

2.Улучшить кровоснабжение мышц брюшного пресса, тазового дна, органов брюшной полости.

3.Укрепить мышцы передней брюшной стенки.

ЛФК при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

1.Стимулировать трофические процессы с целью скорейшего и полного рубцевания язвы.

2.Нормализовать моторную и секреторную функции желудка и 12-и перстной кишки.

1.Нормализовать тонус нервных центров.

2.Активизировать котрико-висцеральные взаимоотношения.

3.Улучить эмоциональное состояние.

4.Профилактика застойных явлений в желудочно-кишечном тракте.

1.Формировать и закрепить правильную осанку.

1.Исправить имеющиеся нарушения осанки.

2.Улучшить и нормализовать течение нервных процессов; нормализовать эмоциональный тонус.

3.Выработать новый двигательный стереотип.

4.Выработать достаточную силовую и общую выносливость мышц туловища, создать «мышечный корсет».

1.Формировать нормальную постановку и функционирование стопы и голеностопного сустава.

1.Нормализовать режим статической нагрузки (позы).

2.Увеличить общую и силовую выносливость мышц, сохраняющих нормальный свод стопы.

3.Убедить носить специальную (со стяжками, прокладками, супинаторами) и рациональную обувь.

4.Выравнить тонус мышц голени.

ЛФК при лордозе (при гиперлордозе поясничного отдела позвоночника)

1.Восстановить физиологические параметры поясничного отдела позвоночника.

1.Устраненить деформации поясничного отдела позвоночника.

2.Устранить мышечный дисбаланс мышц этой области.

3.Формировать «мышечный корсет».

4.Формировать новый двигательный стереотип.

ЛФК при кифозе (при гиперкифозе грудного отдела позвоночника)

1.Формировать правильную осанку.

1.Исправить имеющиеся нарушения осанки.

2.Нормализовать тонус мышц спины.

3.Формировать новый двигательный стереотип.

4.Укрепить силу мышц, удерживающих позвоночник в вертикальном положении.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания

1.Улучшить крово- и лимфообращение.

2.Уменьшить воспалительные изменения в бронхах.

3.Профилактика хронического бронхита.

1.Улучшить подвижность диафрагмы.

2.Улучшить периферическое кровообращение.

3.Повысить тонус мышц брюшного пресса.

1.Улучшить функции сердечно-сосудистой системы.

2.Адаптировать организм к физическим и психическим нагрузкам.

1.Мобилизовать внесердечные факторы кровообращения.

2.Тренировать сердечно-сосудистую систему к увеличивающейся физической нагрузке.

3.Укреплять опорно-двигательный аппарат.

1.Повысить интенсивность обменных процессов.

2.Увеличить энергетические затраты организма.

1.Адаптировать организм к возрастающим физическим нагрузкам.

2.Повысить тонус и общую работоспособность организма.

3.Улучшить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

1.Улучшить нервные регуляции.

2.Повысить тонус центральной нервной системы.

3.Нормализавать нарушенные функции.

1.Усилить усвоение и потребление сахара мышцами.

2.Повысить активность ферментов.

3.Содействовать повышению толерантности организма к углеводам.

источник

Чувствуете ли вы осенью повышенную сонливость и усталость? В нехватке энергии вы вините все более короткие дни, изменчивую погоду. Возможно, вы страдаете от гипотонии, симптомы которой усиливаются, когда наступают частые погодные фронты. Стоит знать, какие существуют способы борьбы с низким давлением, которые помогут улучшить самочувствие.

Гипотоники должны обратить внимание на систематические занятия спортом. Чтобы аккуратно прибавить себе энергии, стоит попробовать пилатес или техники Востока, например, таи-чи. Полезны будут также быстрые прогулки или джоггинг.

Следует избегать упражнений, при которых резко меняется положение, например, аэробика или единоборства. Быстрый подъем из приседа также способствует отливу крови от мозга к ногам, в результате чего могут появиться головокружения.

Подробнее о том, какие упражнения рекомендованы при низком давлении, читайте ниже в собранных мною статьях по этой теме.

Гипотония или низкое кровяное давление характеризуется пониженным тонусом сосудов. Специальная лечебная гимнастика — ЛФК направлена на тренировку сосудов, а регулярное выполнение упражнений хорошо корректируют давление.

Читайте также:  Алгоритм действий при гипотонии

ЛФК от гипотонии рассчитана на улучшение кровообращения, обмена веществ, дыхательной функции организма и, как следствие, повышении общей работоспособности и качества жизни.

При выполнении упражнений комплекса не должно быть резких движений. Выполняя заключительное дыхательное упражнение нужно медленно и глубоко дышать, подтягивая живот на выдохе и надувая на вдохе.

Упражнение. Исходное положение: лягте на спину – голова, руки и ноги на одной линии. Оторвите голову от пола и поднимите стопы на себя, задержитесь на несколько секунд в этом положении и вернитесь в исходное положение. Повторите 5-6 раз.

Упражнение. Исходное положение: лягте на спину, руки на поясе, ноги вытянуты вперед, колени и носки вместе. Скользя по полу ногами, согните их в коленях, затем оторвите ноги от пола и поднимите с согнутыми коленями вверх, разогните ноги в коленях – выпрямите вверх. Опустите ноги, скользя ими по полу. Повторите 5-6 раз.

Упражнение. Исходное положение: лягте на спину, ноги, руки и голова на одной линии. Выполняйте ногами движения, имитирующие езду на велосипеде сначала в одну сторону, а затем после небольшого отдыха, в другую сторону.

Упражнение. Исходное положение: лягте на спину, ноги выпрямлены, пятки и носки вместе, руки поместите под шею. Согните колени, затем поднимите прямые ноги вверх (поясница при этом должна быть прижата к полу), разведите ноги в стороны, перекрестите их, опять разведите в стороны, снова перекрестите, согните и, выпрямив, положите на пол.

Упражнение. Исходное положение: лягте на спину, ноги согните в коленях. Одну руку положите на грудь, другую – на живот. Надуйте живот – медленно втяните воздух — вдох, затем выдохните воздух и втяните живот.

Тем самым вы даете настройку своего организму на выздоровление, создавая в голове умственную картину здорового тела. Вы можете при этом про себя проговаривать: «Мое состояние улучшилось, тело становится здоровым, а давление нормализуется».

После недели регулярных ежедневных занятий, вы станете замечать, что симптомы, присущие низкому кровяному давлению уменьшаются, давление нормализуется. Продолжительные, более двух месяцев занятия ЛФК от гипотонии принесут более выраженный эффект, постепенно можно увеличить количество повторений в упражнении до 10-12 раз.

Предлагаю посмотреть упражнения цигун, которые помогут поднять энергию и жизненную силу всего за 15 минут.

Людям с низким кровяным давлением необходим комплекс упражнений при гипотонии для укрепления сосудов и поднятия их тонуса. В процессе жизни сосуды теряют свою эластичность, и происходит кислородное голодание. Симптомы пониженного давления могут быть проявлением не только заболеваний сердечной и сосудистой системы, но и других болезней легких, желудка, печени, секреторной системы.

Чтобы гимнастика была результативной необходимо соблюдать несложные правила:

    Проводить занятия физкультурой регулярно и систематически. Чередовать физические нагрузки, например гантели, и упражнения. Увеличивать физические нагрузки постепенно продолжительный период занятий. Минимум необходимо заниматься 2 месяца. Не стоит брать высокую планку. Увеличение должно проходить постепенно.

В результате физические занятия:

  1. Улучшают кровообращение.
  2. Стимулируют метаболизм.
  3. Поддерживают дыхательную систему организма.

Гипотоники жалуются на головокружение и головные боли, поэтому лучше занятия проводить лежа:

    Лежа на коврике, производить подъем и спуск ног в пространстве. Нижние конечности поднять в воздухе, согнуть в коленях и делать движения как на велосипеде. Поднять нижние конечности вверх и в воздухе скрещивать. Руки поднимать с гантелями вверх и вниз. Поднимать свободные руки быстро вверх, вниз без гантелей. Нижние конечности согнуть в коленях, прижать к груди и обхватить руками. Теперь необходимо с применением усилий освободиться из рук и выпрямить нижние конечности.

Ходьба на месте лучшая гимнастика при гипотонии:

  1. Начинать шаги на месте две минуты в медленном темпе, а затем в быстром.
  2. Руки вытянуть вперед и сжать в кулаки. Шагать быстро, в это время сгибать и разгибать кулачки.
  3. Руки развести в стороны, шагать в среднем ритме.
  4. Аналогичное упражнение делаем с поднятыми руками.
  5. Руки поместить в область талии, ноги поднять на носки, выполнить шаги на месте в среднем ритме одну минуту.
  6. Такое же движение делать, опираясь на пятки.
  7. Корпус тела подать вперед, руки в области талии, колени согнуть. Двигаться 15 секунд, полусидя.
  8. 30 секунд ходить в замедленном ритме.
  9. Ходить в течение двух минут с широкими размахами руками.
  10. Делать махи левой ногой вперед, назад, вправо и влево, затем правой.
  11. Поставить ноги на уровне плеч, постепенно опустить руки, коснуться пола. Такое же движение делаем с ногами вместе.

Сохранение ритма дыхания является важным моментом при физических занятиях.

Правильное дыхание:

Правильному дыханию обучают занятия йогой. Человек может использовать три типа дыхания: верхнее, среднее и нижнее.

Итак, какие упражнения дыхательной гимнастики при гипотонии можно использовать:

  1. Брюшное дыхание. В нем исключаем мышцы груди, сделаем вдох, расширяя область живота. При выдохе втягиваем живот в себя по максимуму. Делать упражнение 12-15 раз.
  2. Грудное дыхание. Делаем вдох, и расширяем грудную клетку, на выдохе освобождаем ее по максимуму.
  3. Дыхание диафрагмой. Это требует задействовать диафрагму и мышцы груди.

Для того чтобы научиться ритмичному дыханию следует выполнять следующее упражнение:

    Вдыхаем две секунды, выдыхаем четыре секунды. К каждому вдоху добавляем одну секунду, а к выдоху две секунды. Доводим время вдоха до пяти секунд, а выдох будет десять секунд.

ЛФК при гипотонии с комплексом упражнений будет способствовать устранению причин гипотонии. В комплекс можно добавить правильное питание и прогулки на свежем воздухе.

Артериальная гипотензия – симптом, отражающий различные степени снижения артериального давления. Артериальная гипотония характеризуется снижением систолического давления ниже 100 мм рт. ст., диастолического давления — ниже 60 мм рт. ст.

Согласно статистическим данным, распространенность этой патологии колеблется в диапазоне от 0,5 до 41%. Пониженное артериальное давление может наблюдаться не только при патологических состояниях (длительное психоэмоциональное напряжение, действие неблагоприятных производственных факторов, наличие хронических очагов инфекции), но и у здоровых людей, например в подростковом возрасте, в условиях жаркого климата, у лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

Гипотония чаще встречается у женщин, в возрастной категории от 20 до 40 лет, и требует обязательного обследования и наблюдения у терапевта или кардиолога.

Помимо медикаментозной терапии, пациенту рекомендуется заниматься физическими упражнениями, такими, как утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная ходьба, плавание, процедуры закаливания, придерживаться здорового образа жизни.

Действие комплекса лечебной физкультуры при гипотонии направлено:

  1. на улучшение работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем,
  2. на тренировку сосудов и повышение их тонуса,
  3. на повышение мышечного тонуса,
  4. на улучшение течения метаболических процессов;
  5. на повышение работоспособности, улучшения качества жизни

Пациенту при выполнении комплекса лечебной физкультуры необходимо следовать следующим правилам: регулярность, систематичность, этапность, дозирование физических нагрузок, самоконтроль. Для получения положительных результатов комплексы лечебной физкультуры необходимо выполнять длительно.

Примерный комплекс упражнений при гипотонии (исходное положение – лежа на спине):

    Повороты головы влево, вправо, наклоны головы к груди. Покрутите стопами и кистями, зажатыми в кулаки. Поднятие и опускание прямых ног с задерживанием их в воздухе на несколько секунд. Упражнение «велосипед». Упражнение «ножницы» поочередно руками и ногами. Приподнимаем конечности вверх, выполняем перекрещивающие движения. Плавно поднимаем руки вверх и опускаем. Это упражнение можно выполнять с гантелями весом до 500 г или утяжелителями, которые надеваются на запястья. Резкое «боксирование» в положении лежа. Руки вытянуть над головой, ноги вместе. Потянитесь, сильно выпрямляя колени, ступни, руки и напрягаясь. Затем расслабьтесь. Повторите 2–3 раза.

Примерный комплекс упражнений при гипотонии (исходное положение – стоя):

  1. Ходьба на месте в течение 1 минуты.
  2. Руки разводим в стороны. В таком положении выполняем ходьбу – средний темп, дыхание равномерное (в течение полминуты).
  3. Руки на талии. Приподнимаемся на носочки. Держим осанку, выполняем ходьбу в среднем темпе (полминуты), затем выполняем ходьбу на пятках (полминуты).
  4. Колени полусогнуты, руки на талии, ходьба в полуприседе в течение секунд.

Важно при выполнении упражнений следить за дыханием.

Курсы лечебной физкультуры необходимо включать в комплексное лечение артериальной гипотонии, так как данный способ восстановительного лечения практически не имеет противопоказаний.

Продолжая тему гипотонии, можно перечислить некоторые упражнения при гипотонии, которые выполняются после небольшой разминки после сна, в основной части утренней гимнастики. Показаны упражнения на равновесие, координацию и для тренировки вестибулярного аппарата.

При этом можно делать движения головой с закрытыми глазами, различные дыхательные упражнения, особенно по системе йоги, различные варианты ходьбы, упражнения с гимнастическими предметами, такими как мяч, фитбол, гимнастическая палка, эффективна тренировка на велотренажере.

Посетите первый женский видеопортал Талия http://talia.ua и вы найдете здесь множество интересных и полезных видеороликов для женщин любого возраста. Забота о здоровье, уход за внешностью, похудение и вкусные рецепты, эстетическая медицина и наконец магазин с женскими товарами, не оставят равнодушной ни одну представительницу женского пола.

Что необходимо делать:

  1. Первое упражнение — это обычная ходьба с высоким поднятием коленей и размахиванием руками-0,5 мин, ходьба на пятках, руки на поясе, ходьба на носочках, затем скрестным шагом, при этом руки вытянуты вперед-по 0,5 мин.
  2. Второе упражнение — стоя, поднять руки вверх, потряхивая кистями, затем опустить, сделать выдох.
  3. Третье упражнение — взять в руки резиновй мяч, ударить им об пол, быстро повернуться и успеть поймать мяч. Повороты чередуются влево-вправо.
  4. Четвертое упражнение — руки на поясе. Прогнуть спину, соединить лопатки и локти, вдохнуть. Вернуться в исходное положение-выдохнуть.
  5. Пятое упражнение — ходьба по узкой дощечке с закрытыми глазами-12 шагов.
  6. Шестое упражнение — стоя, держать палку за спиной на уровне лопаток. Выполнять повороты корпуса справа налево и наоборот.
  7. Седьмое упражнение — палка в руках, руки опущены. Вдохнуть и опустить край палки к колену, поворачивать при этом туловище напрво — выдохнуть. То же в левую сторону.
  8. Восьмое упражнение — прыжки. При этом чередовать одна нога вперед-другая назад, ноги врозь-вместе, скрестные прыжки, прыжки на носках.
  9. Девятое упражнение — согнуть левую руку в локте, согнуть правую руку; вытянуть вверх левую руку,затем правую; согнуть левую руку, затем правую; опустить левую руку, опустить правую. Можно усложнить это упражнение, закрыв глаза.
  10. Десятое упражнение — дыхательное. Правую руку держать на животе, левую на груди. Выпятить живот при вдохе, втянуть при выдохе.
  11. Одиннадцатое упражнение — сидя на высоком стуле, болтать попеременно разными ногами вперед и назад.
  12. Двенадцатое упражнение — потянуться руками вверх, сделать вдох, выдохнуть и опустить руки. Затем обычная свободная ходьба в медленном темпе.

По мере возможностей, с улучшением состояния и повышением тренированности организма добавляют более сложные упражнения при гипотонии.

Артериальной гипотонией называется снижение артериального давления у мужчин до уровня менее 100/65 мм рт. ст., у женщин – менее 95/65 мм рт. ст. Пониженное артериальное давление, как и повышенное, – довольно распространенное явление: согласно различным данным, оно отмечается у 30–50% женщин (мужчин-гипотоников значительно меньше).

Нарушения кровообращения при пониженном артериальном давлении менее опасны, чем при повышенном. Однако сопровождающие их состояния (например, головокружение или упадок сил) очень неприятны и, кроме того, снижают уровень физической и умственной работоспособности.

Самым действенным оздоровительным средством при артериальной гипотонии является «тренировка» сосудов. Ее можно и нужно проводить в привычных домашних условиях.

Упражнение № 1 Исходное положение – лежа на кровати, на спине, руки вытянуты над головой, ноги вместе. Потянитесь, сильно выпрямляя колени, ступни, руки и напрягаясь. Затем расслабьтесь. Повторите 2–3 раза.

Упражнение № 3 Исходное положение – сидя, руки на коленях. Выполните с максимальной амплитудой круговые движения в плечевых суставах. Сделайте 5–7 вращательных движений вперед и столько же назад в среднем темпе. Спину держите прямо.

Упражнение № 4 Исходное положение – сидя, руки на коленях, ноги поставьте на ширину плеч. На выдохе обхватите обеими руками колено правой ноги и медленно, напрягая все тело, осторожно подтягивайте его к груди. На вдохе вернитесь в исходное положение. То же самое выполните, захватив руками левое колено. Повторите по 2–4 раза каждой ногой.

Упражнение № 6 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе отставьте в сторону и назад на носок правую ногу, поднимите вверх левую руку, правую руку вытяните вперед, немного прогнитесь назад. На выдохе вернитесь в исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполните упражнение, отставляя в сторону и назад левую ногу и поднимая правую руку. Следите за плавностью движений. Повторите 4–6 раз.

Упражнение № 7 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На вдохе расправьте плечи, медленно поднимите и отведите в сторону левую ногу. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите 4–6 раз каждой ногой. Спину держите прямо.

Упражнение № 9 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполните приседания, разводя колени в стороны. Спина должна быть прямая. Повторите 4–8 раз. Для облегчения выполнения упражнения можно придерживаться рукой за опору.

Физическая нагрузка хорошо помогает восстановить кровообращение, однако и здесь нужно знать меру. Существует такое понятие, как «гипотония тренированности», которая нередко наблюдается у спортсменов и балерин.

Подобное состояние часто возникает при физической перегрузке, когда организм «включает» режим экономии энергии.

Некоторые девушки, узнав о своем заболевании или почувствовав во время тренировок симптомы, перестают ходить в спортзал. Другие, наоборот, начинают занятия. Можно ли выполнять силовые упражнения при низком давлении?

Если грамотно организовать тренировку, вы сможете не только выполнять упражнения без особого дискомфорта, но и избавиться от этой болезни. Дело в том, что за давление в организме отвечают сердце и сосуды, а если они будут натренированы так же, как и мышцы, проблем с пониженным давлением у вас не будет.

Итак, гипотония (гипотензия)- это понижение артериального давления. Она может иметь вид, как хронического заболевания, так и периодического понижения давления. Перечислю некоторые признаки гипотонии, которые вы можете почувствовать во время занятия:

    Слабость во время тренировок, иногда состояние близкое к обмороку. Симптомы проявляются сильнее, когда вы тренируете нижнюю часть тела. Усталость. Чем дольше длится тренировка, тем больше вам хочется спать. В конце еле передвигаете и постоянно зеваете. Головокружение. Этот симптом проявляется когда вы выполняете упражнения такие как: гиперэкстензия, скручивания на наклонной скамье, сгибание ног лежа на тренажере, жим лежа под углом вниз и прочие. То есть упражнения, при выполнении которых голова оказывается ниже туловища.

Все эти признаки проявляются чаще всего у нетренированных людей. Со временем, когда организм адаптируется к нагрузкам, все симптомы исчезнут. Это актуально как для людей с хронической формой этого заболевания, так и для тех, у кого давление понижается эпизодически. Важно знать, что если у вас есть некоторые симптомы, значит, вы предрасположены к гипотонии.

Почему вам становится плохо во время занятий? Давление в организме зависит от ширины сосудов и уровня сахара в крови. Во время тренировки сосуды резко расширяются (чтобы обеспечить приток крови к мышцам), и сахар начинает активно расходоваться.

В итоге, давление и сахар падают, прибавим нетренированные сосуды и сердце, предрасположенность к гипотензии — получаем целый букет симптомов. Гипотония у новичков может проявиться, даже если раньше она о себе не заявляла.

Причины мы выяснили. Но как можно тренироваться с головокружением, слабостью и постоянной сонливостью? Можно и без них, если правильно составить свою тренировку:

  1. Сладкая вода. После каждого подхода пейте глоток жидкости, которая содержит сахар, например, чай, сок, компот. Это позволит поддерживать уровень сахара в норме на протяжении всей тренировки.
  2. Разминка. Перед тренировкой обязательно уделяйте 10 минут разминке. Тогда вы сможете плавно войти в нагрузку.
  3. Первые несколько месяцев не выполняйте упражнения, при которых голова находится ниже туловища, чтобы не испытывать головокружение. Если все в порядке, то не исключайте подобные упражнения.
  4. Упражнения на ноги – в конец тренировки. По крайней мере, вы сможете сделать больше упражнений, до того, как вам поплохеет)) .
  5. Вам стало плохо, выпейте сладкую воду и лягте на пол (на 2-4 минуты).
Читайте также:  Альфа адреномиметики при гипотонии

Возможно, вы ждали комплекс упражнений, который поможет укрепить сердечно сосудистую систему. А никаких специальных упражнений выполнять не нужно. Главное, соблюдать меры предосторожности, и через несколько месяцев регулярных тренировок, вы забудете про эту проблему.

Помните о том, что вы на протяжении долгого времени не нагружали свое сердце и сосуды, и, поэтому, за один день от гипотензии не избавитесь. Терпения вам и хорошего настроения на очень приятном пути к хорошему здоровью и стройной фигуре!

источник

1.Улучшить функции внешнего дыхания и периферического кровообращения.

2.Стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

3.Повысить общий тонус организма и сердечно-сосудистой системы.

4.Улучить сократительную функцию миокарда.

5.Улучшить координированную деятельность различных звеньев системы кровообращения.

1.Нормализовать процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

2.Нормализовать и выработать прессорную направленность в регуляции нервно-сосудистых процессов.

3.Нормализовать сосудистое русло.

ЛФК при хронических гастритах с нормальной и повышенной секрецией

1.Создать благоприятные условия для ликвидации воспалительных изменений и стимулировать репаративные процессы.

2.Нормализлвать секреторную и моторную функции желудка.

1.Повысить общий тонус организма.

2.Улучшить функционирование основных систем организма.

3.Улучшить координацию движений.

ЛФК при миопии

2.Повысить уровень физического развития.

3.Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний глаз.

2.Улучшить кровообращение в тканях глаза.

ЛФК при хронических гастритах с секреторной недостаточностью

1.Создать условия для нормализации моторной и секреторной функции желудка.

1.Усилить физические воздействия для повышения внутрибрюшного давления.

2.Улучшить кровоснабжение мышц брюшного пресса, тазового дна, органов брюшной полости.

3.Укрепить мышцы передней брюшной стенки.

ЛФК при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

1.Стимулировать трофические процессы с целью скорейшего и полного рубцевания язвы.

2.Нормализовать моторную и секреторную функции желудка и 12-и перстной кишки.

1.Нормализовать тонус нервных центров.

2.Активизировать котрико-висцеральные взаимоотношения.

3.Улучить эмоциональное состояние.

4.Профилактика застойных явлений в желудочно-кишечном тракте.

ЛФК при нарушении осанки

1.Формировать и закрепить правильную осанку.

1.Исправить имеющиеся нарушения осанки.

2.Улучшить и нормализовать течение нервных процессов; нормализовать эмоциональный тонус.

3.Выработать новый двигательный стереотип.

4.Выработать достаточную силовую и общую выносливость мышц туловища, создать «мышечный корсет».

ЛФК при плоскостопии

1.Формировать нормальную постановку и функционирование стопы и голеностопного сустава.

1.Нормализовать режим статической нагрузки (позы).

2.Увеличить общую и силовую выносливость мышц, сохраняющих нормальный свод стопы.

3.Убедить носить специальную (со стяжками, прокладками, супинаторами) и рациональную обувь.

4.Выравнить тонус мышц голени.

ЛФК при лордозе (при гиперлордозе поясничного отдела позвоночника)

1.Восстановить физиологические параметры поясничного отдела позвоночника.

1.Устраненить деформации поясничного отдела позвоночника.

2.Устранить мышечный дисбаланс мышц этой области.

3.Формировать «мышечный корсет».

4.Формировать новый двигательный стереотип.

ЛФК при кифозе (при гиперкифозе грудного отдела позвоночника)

1.Формировать правильную осанку.

1.Исправить имеющиеся нарушения осанки.

2.Нормализовать тонус мышц спины.

3.Формировать новый двигательный стереотип.

4.Укрепить силу мышц, удерживающих позвоночник в вертикальном положении.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания

1.Улучшить крово- и лимфообращение.

2.Уменьшить воспалительные изменения в бронхах.

3.Профилактика хронического бронхита.

1.Улучшить подвижность диафрагмы.

2.Улучшить периферическое кровообращение.

3.Повысить тонус мышц брюшного пресса.

ЛФК при ревматизме

1.Улучшить функции сердечно-сосудистой системы.

2.Адаптировать организм к физическим и психическим нагрузкам.

1.Мобилизовать внесердечные факторы кровообращения.

2.Тренировать сердечно-сосудистую систему к увеличивающейся физической нагрузке.

3.Укреплять опорно-двигательный аппарат.

ЛФК при ожирении

1.Повысить интенсивность обменных процессов.

2.Увеличить энергетические затраты организма.

1.Адаптировать организм к возрастающим физическим нагрузкам.

2.Повысить тонус и общую работоспособность организма.

3.Улучшить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

ЛФК при сахарном диабете

1.Улучшить нервные регуляции.

2.Повысить тонус центральной нервной системы.

3.Нормализавать нарушенные функции.

1.Усилить усвоение и потребление сахара мышцами.

2.Повысить активность ферментов.

3.Содействовать повышению толерантности организма к углеводам.

5. Направленность и основные принципы физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья

Преподавателям физического воспитания чаще всего приходится сталкиваться со студентами, имеющими хронические заболевания органов дыхания: хронический бронхит, хроническую пневмонию, бронхиальную астму и др. При этом, патологическим изменениям подвергаются крупные и мелкие бронхи (отек, уплотнение, склерозирование), снижается эластичность альвеол и, в целом, легкого. Это ведет к снижению скорости диффузии кислорода и углекислого газа, а также препятствует их движению по сосудам.

При хронических воспалительных заболеваниях легких и бронхов кровь, оттекающая от легких, недостаточно насыщена кислородом. Этот недостаток кислорода особенно остро ощущается при мышечной нагрузке. Студенты, имеющие данную патологию, легче переносят кратковременные нагрузки скоростно-силового характера с достаточными периодами отдыха, чем циклические упражнения на выносливость. Направленность физических упражнений при данных патологиях:компенсация нарушения вентиляции легких; укрепление дыхательной мускулатуры, способствование повышению эластичности ткани легких, воспитание полного, глубокого с акцентом на выдохе дыхания.

Астматический бронхит и бронхиальная астма являются заболеваниями, при которых приступы удушья происходят в результате спазма мускулатуры средних и мелких бронхов. Основная задача занятий физической культурой заключается в развитии полного, глубокого, с акцентом на выдохе дыхания с поднятием ребер и опусканием диафрагмы. Противопоказаны упражнения с натуживанием, вызывающие задержку дыхания. Чрезвычайно важно проводить занятия в чистом, не пыльном, проветренном зале.

На первых занятиях ЛФК ограничиваются упражнения на выносливость, быстроту и силу, чтобы уменьшить одышку. Следует придерживаться принципа «рассеивания» нагрузки с постепенным включением в работу всех мышечных групп, с достаточными периодами отдыха. Включаются элементы ходьбы, дыхательной гимнастики.

Среди сердечно-сосудистых заболеваний у студентов чаще всего встречаются: ревматические поражения клапанов и мышцы сердца (ревматоидные миокардиты, недостаточность митрального клапана); гипертоническая болезнь; вегето-сосудистая дистония.

Для нормализации работы системы кровообращения, повышения общего тонуса занимающихся данной нозологической группы, необходимо обеспечить оптимизацию механизма приспособления к условиям работы и более экономной деятельности сердечно-­сосудистой системы.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы нагрузка средств лечебной физкультуры зависит от функционального состояния системы кровообращения, возраста, тренированности. В связи с тем, что сердечно-сосудистые заболевания проявляются повышением или понижением артериального давления, нагрузка будет различной. Предрасполагающим фактором к развитию гипертонической болезни является недостаток физических упражнений. Дозированное применение выравнивает динамику основных нервных процессов (возбуждение и торможение) и влияет на улучшение функций центральных и вегетативных механизмов, регулирующих кровообращение и процессы обмена.

Гипотоническое состояние проявляется быстрой утомляемостью, понижением выносливости, вялостью, раздражительностью.

При ревмокардитах, недостаточности митрального клапана студенты легче переносят умеренные по мощности скоростно-силовые упражнения с достаточным для восстановления отдыхом, но плохо справляются с упражнениями на выносливость.

С целью развития выносливости и укрепления сердечной мышцы, наряду со скоростно-силовыми упражнениями рекомендуется вначале применять быструю ходьбу и медленный бег (ходьба 2-4 км). После 1,5-2 месяцев можно довести время непрерывного бега до 5-8 минут. Важно, чтобы ЧСС при медленном беге не превышала 130-140 уд/мин. и через 5-7 минут после окончания нагрузки восстановилась.

Для развития общей выносливости необходимо уделять не менее 50% времени основной части урока циклическим упражнениям. Это положительно сказывается на улучшении функционального состояния сердечной мышцы.

Для нормализации АД и тонуса ЦНС целесообразны физические нагрузки преимущественно циклического характера (длительная быстрая ходьба, медленный бег, езда на велосипеде, а также упражнения малой интенсивности, дыхательные упражнения). Из беговых нагрузок наиболее предпочтительным является бег в медленном темпе от 3 до 10 минут и более.

Тиреотоксикоз (заболевание щитовидной железы) при ЧСС — 100 уд/мин в покое — это легкая форма. Учащиеся даже с легкой формой, физические нагрузки переносят плохо, быстро утомляются. ЧСС нередко увеличивается до 200 уд/мин. даже при незначительных нагрузках. Тиреотоксикозы, как правило, сопровождаются возникновением патологических изменений в сердце. Поэтому к учащимся данной патологии необходимо применять нагрузки и подход, что и при заболеваниях сердца.

Ожирение экзогенное — следствие излишнего питания и ограничения движений. При этой форме ожирения показаны упражнения и нагрузки на выносливость, спортивные игры баскетбол, футбол, которые способствуют расходованию большого количества углеводов, выводу из депо жиров. Скоростно-силовые упражнения выполнять гораздо труднее, да они и не вызывают достаточного увеличения энерготрат. Целесообразно использовать метод круговой тренировки с использованием тренажеров.

Эндогенное ожирение — обусловлено нарушением функции желез внутренней секреции.

Сахарный диабет — заболевание выражается в недостаточной продукции инсулина при нарушениях функций поджелудочной железы. Физические упражнения оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ у больных сахарным диабетом, способствуют утилизации сахара в организме, отложению его в мышцах.

При легкой форме диабета под влиянием регулярных дозированных нагрузок уровень сахара в крови нередко снижается до нормы, что позволяет больным снижать дозу инсулина и даже при соответствующей диете прекращать его применение. Используют упражнения для всех групп мышц в медленном и среднем темпе, интенсивность их выполнения невысокая. Возможны спортивные игры (настольный теннис, бадминтон, волейбол) с большими периодами отдыха, ходьба на лыжах, плавание, медленный бег.

Во избежании резкого ухудшения состояния из-за передозировки инсулина или несоблюдения режима питания, студентам необходимо постоянно носить с собой на занятия сахар, конфеты.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта наряду с лечением и диетой необходим и специализированный двигательный режим. При использовании общеукрепляющих упражнений на первых занятиях целесообразно ограничивать резкие движения (быстрый бег, подскоки, прыжки). Упражнения для мышц живота, упражнения с отягощениями следует включать в небольших дозировках!

Оптимальным исходным положением для выполнения упражнений считается горизонтальное положение туловища (на спине, животе, боку, четвереньках), т. к. в этом положении улучшается кровообращение органов брюшной полости.

При хронических гастритах с повышенной кислотностью желудочного сока нормализации функции способствуют циклические упражнения в медленном темпе и продолжительные по времени.

При гипосекреции положительное действие оказывают эмоциональные упражнения, возбуждающие и тренирующие нервную систему — спортивные и подвижные игры.

При гастроптозе (опущении желудка) основным механизмом опущения желудка является ослабление связочного аппарата, ослабление брюшного пресса, поэтому рекомендуются упражнения в положении лежа на животе, спине.

Язвенная болезнь характеризуется воспалительным процессом слизистых оболочек желудка или двенадцатиперстной кишки, в дальнейшем нарушением их целостности и образованием язв. В период обострения этих заболеваний учащиеся освобождаются от занятий. Не рекомендуются упражнения силового характера, натуживания, прыжки.

При заболеваниях кишечника показаны общеразвивающие упражнения, особенно лежа, для мышц брюшного пресса.

При всех заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, физические упражнения необходимо сочетать с глубоким диафрагмальным дыханием. Необходимо особое внимание уделять упражнениям, укрепляющим мышцы брюшного пресса!

Среди гинекологических заболеваний у девушек одно из первых мест занимает воспаление придатков матки (яичников и маточных труб) – аднексит, который развивается чаще всего при снижении защитной реактивности организма, что наблюдается при переутомлении, неполноценном питании, охлаждении, нервно-психических перегрузках и др. Одним из факторов, способствующих развитию болезни, является искусственное прерывание беременности — аборт.

При аднексите и при нарушении менструального цикла физические упражнения следует выполнять в положении лежа, что способствует улучшению кровообращения органов малого таза. Полезны упражнения для укрепления брюшного пресса. При хорошем самочувствии необходимо выполнять упражнения любой направленности, но интенсивность упражнений должна быть не высокой, избегать резких сотрясений органов малого таза. В дни менструаций физические нагрузки противопоказаны.

При хроническом пиелонефрите вне стадии обострения рекомендуются нагрузки умеренной интенсивности и разной направленности. Предпочтение отдается циклическим упражнениям, снижающим артериальное давление.

При функциональных заболеваниях нервной системы: неврозах, возникающих, как правило, при переутомлении, хроническом недосыпании, перенесении инфекционных заболеваний, травмах головного мозга. Часто при этом наступает общее ослабление (астенизация) всего организма — астенический синдром. В лечении и восстановлении неврозов физические упражнения повышают тонус ЦНС, нормализуют возбудительные и тормозные процессы, функцию вегетативной нервной системы, нормализуют сон. Показаны физические упражнения любой спортивной направленности и умеренной интенсивности, не требующие значительного нервного напряжения – медленный бег, лыжи, плавание, спортивные игры по упрощенным правилам.

Значительная часть студентов страдает близорукостью – миопией различной степени — один из недостатков рефракции глаза, при котором отдаленные предметы становятся плохо различимы. Развивается близорукость, главным образом, из-за длительной зрительной работы на близком расстоянии, особенно при плохом освещении; а также у детей и подростков с недостаточным физическим развитием. Различают близорукость трех степеней: слабую, среднюю и высокую. Установлено, что существует прямая связь между физической активностью человека и остротой зрения.

Лица с высокой степенью близорукости без патологических изменений на глазном дне могут выполнять почти все упражнения из программы по физическому воспитанию, однако для них введены ограничения:

· исключаются прыжки с высоты более 1,5 м;

· опорные прыжки через снаряд;

· кувырки и стойки на голове;

· прыжки в воду вниз головой;

· длительные и интенсивные упражнения со скакалкой;

· падения и резкие сотрясения тела (борьба);

· большие и продолжительные напряжения, натуживания.

Спортивные игры при близорукости — это переключения зрения с близкого расстояния на далекое и обратно, что способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости. При проведении двухсторонних игр необходимо строго предупреждать и пресекать грубую игру, толчки, подножки, удары и т. д.

Большие физические нагрузки, связанные с проявлением выносливости, вызывают снижение остроты зрения, что требует тщательного контроля за индивидуальной переносимостью нагрузки.

При изменениях на глазном дне исключаются прыжки (их следует заменить приседаниями), упражнения с натуживанием, резкими наклонами и движениями, стрельба. Этой категории — показаны медленный бег, общеразвивающие упражнения в спокойном темпе, лыжная подготовка, плавание, игра в настольный теннис, бадминтон.

Слабость ОДА часто приводит к ослаблению наружной оболочки глаза (склеры) и ее растяжению, а также к слабости цилиарной мышцы и ослаблению аккомодации, что и создает основу для развития близорукости. Студентам с близорукостью наряду с общеукрепляющими упражнениями необходимо регулярно выполнять и специальные упражнения для глаз, направленные на улучшение их кровоснабжения, укрепления наружных и цилиарных мышц.

При различных нарушениях ОДА и осанки, различных врожденных и приобретенных деформациях, переломах костей, разрывах мышечно-связочного аппарата студенты часто уклоняются от занятий физической культурой, избегают их, что нередко препятствует их выздоровлению, замедляет физическую реабилитацию.

При выраженных нарушениях ОДА необходима специальная гимнастика, корригирующие (активные и пассивные) и общеразвивающие упражнения на тренажерах, со снарядами в положении стоя, сидя, лежа. В зависимости от локализации и тяжести повреждения органов движения, возможно ограничение, а иногда и полное исключение беговых упражнений и прыжков. Методика занятий определяется индивидуально, упражнения подбираются в зависимости от возможности их выполнения. Основное место занимают профилактические мероприятия, направленные на предупреждение прогрессирования деформаций.

Направленность воздействия физических упражнений: оказать стабилизирующее влияние на позвоночник путем укрепления мышц, выработать правильную осанку, улучшить функциональную способность грудной клетки, улучшить общее состояние.

Направленность занятий при плоскостопии связана с причиной возникновения плоскостопия: слабость мышц, связок, сухожилий стопы; чрезмерные нагрузки на стопы (у танцоров, спортсменов, гимнастов, балерин).

Профилактическое значение имеет воспитание умения ходить без излишнего разведения стоп. Специальные упражнения выполняются сидя, стоя, в ходьбе: приведение стопы; захваты пальцами ног предметов; ходьба на наружных сводах стоп; лазание по канату, гимнастической стенке; массаж стоп. Они применяются с целью дифференцированного укрепления мышц, усиливающих супинацию заднего отдела стопы и ротирующих голень наружу.

Читайте также:  Адреноблокаторы для лечения гипотонии

1. Дубровский В.И. Лечебный массаж: Учебник для вузов.- ГИЦ Владос, 2005.-463с.

2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. – ГЭОТАР Медицина, 2008.-568с.

3. Мандриков В.Б. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в специальном учебном отделении: Учебное пособие. – Волгоград, 2003. – 180 с.

4. Попов С.Н. Физическая реабилитация. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.-608с.

5. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. – Академия, 2007.- 416с.

Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; Нарушение авторского права страницы

источник

1.Улучшить функции внешнего дыхания и периферического кровообращения.

2.Стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

3.Повысить общий тонус организма и сердечно-сосудистой системы.

4.Улучить сократительную функцию миокарда.

5.Улучшить координированную деятельность различных звеньев системы кровообращения.

1.Нормализовать процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

2.Нормализовать и выработать прессорную направленность в регуляции нервно-сосудистых процессов.

3.Нормализовать сосудистое русло.

ЛФК при хронических гастритах с нормальной и повышенной секрецией

1.Создать благоприятные условия для ликвидации воспалительных изменений и стимулировать репаративные процессы.

2.Нормализлвать секреторную и моторную функции желудка.

1.Повысить общий тонус организма.

2.Улучшить функционирование основных систем организма.

3.Улучшить координацию движений.

ЛФК при миопии

2.Повысить уровень физического развития.

3.Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний глаз.

2.Улучшить кровообращение в тканях глаза.

ЛФК при хронических гастритах с секреторной недостаточностью

1.Создать условия для нормализации моторной и секреторной функции желудка.

1.Усилить физические воздействия для повышения внутрибрюшного давления.

2.Улучшить кровоснабжение мышц брюшного пресса, тазового дна, органов брюшной полости.

3.Укрепить мышцы передней брюшной стенки.

ЛФК при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

1.Стимулировать трофические процессы с целью скорейшего и полного рубцевания язвы.

2.Нормализовать моторную и секреторную функции желудка и 12-и перстной кишки.

1.Нормализовать тонус нервных центров.

2.Активизировать котрико-висцеральные взаимоотношения.

3.Улучить эмоциональное состояние.

4.Профилактика застойных явлений в желудочно-кишечном тракте.

ЛФК при нарушении осанки

1.Формировать и закрепить правильную осанку.

1.Исправить имеющиеся нарушения осанки.

2.Улучшить и нормализовать течение нервных процессов; нормализовать эмоциональный тонус.

3.Выработать новый двигательный стереотип.

4.Выработать достаточную силовую и общую выносливость мышц туловища, создать «мышечный корсет».

ЛФК при плоскостопии

1.Формировать нормальную постановку и функционирование стопы и голеностопного сустава.

1.Нормализовать режим статической нагрузки (позы).

2.Увеличить общую и силовую выносливость мышц, сохраняющих нормальный свод стопы.

3.Убедить носить специальную (со стяжками, прокладками, супинаторами) и рациональную обувь.

4.Выравнить тонус мышц голени.

ЛФК при лордозе (при гиперлордозе поясничного отдела позвоночника)

1.Восстановить физиологические параметры поясничного отдела позвоночника.

1.Устраненить деформации поясничного отдела позвоночника.

2.Устранить мышечный дисбаланс мышц этой области.

3.Формировать «мышечный корсет».

4.Формировать новый двигательный стереотип.

ЛФК при кифозе (при гиперкифозе грудного отдела позвоночника)

1.Формировать правильную осанку.

1.Исправить имеющиеся нарушения осанки.

2.Нормализовать тонус мышц спины.

3.Формировать новый двигательный стереотип.

4.Укрепить силу мышц, удерживающих позвоночник в вертикальном положении.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания

1.Улучшить крово- и лимфообращение.

2.Уменьшить воспалительные изменения в бронхах.

3.Профилактика хронического бронхита.

1.Улучшить подвижность диафрагмы.

2.Улучшить периферическое кровообращение.

3.Повысить тонус мышц брюшного пресса.

ЛФК при ревматизме

1.Улучшить функции сердечно-сосудистой системы.

2.Адаптировать организм к физическим и психическим нагрузкам.

1.Мобилизовать внесердечные факторы кровообращения.

2.Тренировать сердечно-сосудистую систему к увеличивающейся физической нагрузке.

3.Укреплять опорно-двигательный аппарат.

ЛФК при ожирении

1.Повысить интенсивность обменных процессов.

2.Увеличить энергетические затраты организма.

1.Адаптировать организм к возрастающим физическим нагрузкам.

2.Повысить тонус и общую работоспособность организма.

3.Улучшить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

ЛФК при сахарном диабете

1.Улучшить нервные регуляции.

2.Повысить тонус центральной нервной системы.

3.Нормализавать нарушенные функции.

1.Усилить усвоение и потребление сахара мышцами.

2.Повысить активность ферментов.

3.Содействовать повышению толерантности организма к углеводам.

5. Направленность и основные принципы физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья

Преподавателям физического воспитания чаще всего приходится сталкиваться со студентами, имеющими хронические заболевания органов дыхания: хронический бронхит, хроническую пневмонию, бронхиальную астму и др. При этом, патологическим изменениям подвергаются крупные и мелкие бронхи (отек, уплотнение, склерозирование), снижается эластичность альвеол и, в целом, легкого. Это ведет к снижению скорости диффузии кислорода и углекислого газа, а также препятствует их движению по сосудам.

При хронических воспалительных заболеваниях легких и бронхов кровь, оттекающая от легких, недостаточно насыщена кислородом. Этот недостаток кислорода особенно остро ощущается при мышечной нагрузке. Студенты, имеющие данную патологию, легче переносят кратковременные нагрузки скоростно-силового характера с достаточными периодами отдыха, чем циклические упражнения на выносливость. Направленность физических упражнений при данных патологиях:компенсация нарушения вентиляции легких; укрепление дыхательной мускулатуры, способствование повышению эластичности ткани легких, воспитание полного, глубокого с акцентом на выдохе дыхания.

Астматический бронхит и бронхиальная астма являются заболеваниями, при которых приступы удушья происходят в результате спазма мускулатуры средних и мелких бронхов. Основная задача занятий физической культурой заключается в развитии полного, глубокого, с акцентом на выдохе дыхания с поднятием ребер и опусканием диафрагмы. Противопоказаны упражнения с натуживанием, вызывающие задержку дыхания. Чрезвычайно важно проводить занятия в чистом, не пыльном, проветренном зале.

На первых занятиях ЛФК ограничиваются упражнения на выносливость, быстроту и силу, чтобы уменьшить одышку. Следует придерживаться принципа «рассеивания» нагрузки с постепенным включением в работу всех мышечных групп, с достаточными периодами отдыха. Включаются элементы ходьбы, дыхательной гимнастики.

Среди сердечно-сосудистых заболеваний у студентов чаще всего встречаются: ревматические поражения клапанов и мышцы сердца (ревматоидные миокардиты, недостаточность митрального клапана); гипертоническая болезнь; вегето-сосудистая дистония.

Для нормализации работы системы кровообращения, повышения общего тонуса занимающихся данной нозологической группы, необходимо обеспечить оптимизацию механизма приспособления к условиям работы и более экономной деятельности сердечно-­сосудистой системы.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы нагрузка средств лечебной физкультуры зависит от функционального состояния системы кровообращения, возраста, тренированности. В связи с тем, что сердечно-сосудистые заболевания проявляются повышением или понижением артериального давления, нагрузка будет различной. Предрасполагающим фактором к развитию гипертонической болезни является недостаток физических упражнений. Дозированное применение выравнивает динамику основных нервных процессов (возбуждение и торможение) и влияет на улучшение функций центральных и вегетативных механизмов, регулирующих кровообращение и процессы обмена.

Гипотоническое состояние проявляется быстрой утомляемостью, понижением выносливости, вялостью, раздражительностью.

При ревмокардитах, недостаточности митрального клапана студенты легче переносят умеренные по мощности скоростно-силовые упражнения с достаточным для восстановления отдыхом, но плохо справляются с упражнениями на выносливость.

С целью развития выносливости и укрепления сердечной мышцы, наряду со скоростно-силовыми упражнениями рекомендуется вначале применять быструю ходьбу и медленный бег (ходьба 2-4 км). После 1,5-2 месяцев можно довести время непрерывного бега до 5-8 минут. Важно, чтобы ЧСС при медленном беге не превышала 130-140 уд/мин. и через 5-7 минут после окончания нагрузки восстановилась.

Для развития общей выносливости необходимо уделять не менее 50% времени основной части урока циклическим упражнениям. Это положительно сказывается на улучшении функционального состояния сердечной мышцы.

Для нормализации АД и тонуса ЦНС целесообразны физические нагрузки преимущественно циклического характера (длительная быстрая ходьба, медленный бег, езда на велосипеде, а также упражнения малой интенсивности, дыхательные упражнения). Из беговых нагрузок наиболее предпочтительным является бег в медленном темпе от 3 до 10 минут и более.

Тиреотоксикоз (заболевание щитовидной железы) при ЧСС — 100 уд/мин в покое — это легкая форма. Учащиеся даже с легкой формой, физические нагрузки переносят плохо, быстро утомляются. ЧСС нередко увеличивается до 200 уд/мин. даже при незначительных нагрузках. Тиреотоксикозы, как правило, сопровождаются возникновением патологических изменений в сердце. Поэтому к учащимся данной патологии необходимо применять нагрузки и подход, что и при заболеваниях сердца.

Ожирение экзогенное — следствие излишнего питания и ограничения движений. При этой форме ожирения показаны упражнения и нагрузки на выносливость, спортивные игры баскетбол, футбол, которые способствуют расходованию большого количества углеводов, выводу из депо жиров. Скоростно-силовые упражнения выполнять гораздо труднее, да они и не вызывают достаточного увеличения энерготрат. Целесообразно использовать метод круговой тренировки с использованием тренажеров.

Эндогенное ожирение — обусловлено нарушением функции желез внутренней секреции.

Сахарный диабет — заболевание выражается в недостаточной продукции инсулина при нарушениях функций поджелудочной железы. Физические упражнения оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ у больных сахарным диабетом, способствуют утилизации сахара в организме, отложению его в мышцах.

При легкой форме диабета под влиянием регулярных дозированных нагрузок уровень сахара в крови нередко снижается до нормы, что позволяет больным снижать дозу инсулина и даже при соответствующей диете прекращать его применение. Используют упражнения для всех групп мышц в медленном и среднем темпе, интенсивность их выполнения невысокая. Возможны спортивные игры (настольный теннис, бадминтон, волейбол) с большими периодами отдыха, ходьба на лыжах, плавание, медленный бег.

Во избежании резкого ухудшения состояния из-за передозировки инсулина или несоблюдения режима питания, студентам необходимо постоянно носить с собой на занятия сахар, конфеты.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта наряду с лечением и диетой необходим и специализированный двигательный режим. При использовании общеукрепляющих упражнений на первых занятиях целесообразно ограничивать резкие движения (быстрый бег, подскоки, прыжки). Упражнения для мышц живота, упражнения с отягощениями следует включать в небольших дозировках!

Оптимальным исходным положением для выполнения упражнений считается горизонтальное положение туловища (на спине, животе, боку, четвереньках), т. к. в этом положении улучшается кровообращение органов брюшной полости.

При хронических гастритах с повышенной кислотностью желудочного сока нормализации функции способствуют циклические упражнения в медленном темпе и продолжительные по времени.

При гипосекреции положительное действие оказывают эмоциональные упражнения, возбуждающие и тренирующие нервную систему — спортивные и подвижные игры.

При гастроптозе (опущении желудка) основным механизмом опущения желудка является ослабление связочного аппарата, ослабление брюшного пресса, поэтому рекомендуются упражнения в положении лежа на животе, спине.

Язвенная болезнь характеризуется воспалительным процессом слизистых оболочек желудка или двенадцатиперстной кишки, в дальнейшем нарушением их целостности и образованием язв. В период обострения этих заболеваний учащиеся освобождаются от занятий. Не рекомендуются упражнения силового характера, натуживания, прыжки.

При заболеваниях кишечника показаны общеразвивающие упражнения, особенно лежа, для мышц брюшного пресса.

При всех заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, физические упражнения необходимо сочетать с глубоким диафрагмальным дыханием. Необходимо особое внимание уделять упражнениям, укрепляющим мышцы брюшного пресса!

Среди гинекологических заболеваний у девушек одно из первых мест занимает воспаление придатков матки (яичников и маточных труб) – аднексит, который развивается чаще всего при снижении защитной реактивности организма, что наблюдается при переутомлении, неполноценном питании, охлаждении, нервно-психических перегрузках и др. Одним из факторов, способствующих развитию болезни, является искусственное прерывание беременности — аборт.

При аднексите и при нарушении менструального цикла физические упражнения следует выполнять в положении лежа, что способствует улучшению кровообращения органов малого таза. Полезны упражнения для укрепления брюшного пресса. При хорошем самочувствии необходимо выполнять упражнения любой направленности, но интенсивность упражнений должна быть не высокой, избегать резких сотрясений органов малого таза. В дни менструаций физические нагрузки противопоказаны.

При хроническом пиелонефрите вне стадии обострения рекомендуются нагрузки умеренной интенсивности и разной направленности. Предпочтение отдается циклическим упражнениям, снижающим артериальное давление.

При функциональных заболеваниях нервной системы: неврозах, возникающих, как правило, при переутомлении, хроническом недосыпании, перенесении инфекционных заболеваний, травмах головного мозга. Часто при этом наступает общее ослабление (астенизация) всего организма — астенический синдром. В лечении и восстановлении неврозов физические упражнения повышают тонус ЦНС, нормализуют возбудительные и тормозные процессы, функцию вегетативной нервной системы, нормализуют сон. Показаны физические упражнения любой спортивной направленности и умеренной интенсивности, не требующие значительного нервного напряжения – медленный бег, лыжи, плавание, спортивные игры по упрощенным правилам.

Значительная часть студентов страдает близорукостью – миопией различной степени — один из недостатков рефракции глаза, при котором отдаленные предметы становятся плохо различимы. Развивается близорукость, главным образом, из-за длительной зрительной работы на близком расстоянии, особенно при плохом освещении; а также у детей и подростков с недостаточным физическим развитием. Различают близорукость трех степеней: слабую, среднюю и высокую. Установлено, что существует прямая связь между физической активностью человека и остротой зрения.

Лица с высокой степенью близорукости без патологических изменений на глазном дне могут выполнять почти все упражнения из программы по физическому воспитанию, однако для них введены ограничения:

· исключаются прыжки с высоты более 1,5 м;

· опорные прыжки через снаряд;

· кувырки и стойки на голове;

· прыжки в воду вниз головой;

· длительные и интенсивные упражнения со скакалкой;

· падения и резкие сотрясения тела (борьба);

· большие и продолжительные напряжения, натуживания.

Спортивные игры при близорукости — это переключения зрения с близкого расстояния на далекое и обратно, что способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости. При проведении двухсторонних игр необходимо строго предупреждать и пресекать грубую игру, толчки, подножки, удары и т. д.

Большие физические нагрузки, связанные с проявлением выносливости, вызывают снижение остроты зрения, что требует тщательного контроля за индивидуальной переносимостью нагрузки.

При изменениях на глазном дне исключаются прыжки (их следует заменить приседаниями), упражнения с натуживанием, резкими наклонами и движениями, стрельба. Этой категории — показаны медленный бег, общеразвивающие упражнения в спокойном темпе, лыжная подготовка, плавание, игра в настольный теннис, бадминтон.

Слабость ОДА часто приводит к ослаблению наружной оболочки глаза (склеры) и ее растяжению, а также к слабости цилиарной мышцы и ослаблению аккомодации, что и создает основу для развития близорукости. Студентам с близорукостью наряду с общеукрепляющими упражнениями необходимо регулярно выполнять и специальные упражнения для глаз, направленные на улучшение их кровоснабжения, укрепления наружных и цилиарных мышц.

При различных нарушениях ОДА и осанки, различных врожденных и приобретенных деформациях, переломах костей, разрывах мышечно-связочного аппарата студенты часто уклоняются от занятий физической культурой, избегают их, что нередко препятствует их выздоровлению, замедляет физическую реабилитацию.

При выраженных нарушениях ОДА необходима специальная гимнастика, корригирующие (активные и пассивные) и общеразвивающие упражнения на тренажерах, со снарядами в положении стоя, сидя, лежа. В зависимости от локализации и тяжести повреждения органов движения, возможно ограничение, а иногда и полное исключение беговых упражнений и прыжков. Методика занятий определяется индивидуально, упражнения подбираются в зависимости от возможности их выполнения. Основное место занимают профилактические мероприятия, направленные на предупреждение прогрессирования деформаций.

Направленность воздействия физических упражнений: оказать стабилизирующее влияние на позвоночник путем укрепления мышц, выработать правильную осанку, улучшить функциональную способность грудной клетки, улучшить общее состояние.

Направленность занятий при плоскостопии связана с причиной возникновения плоскостопия: слабость мышц, связок, сухожилий стопы; чрезмерные нагрузки на стопы (у танцоров, спортсменов, гимнастов, балерин).

Профилактическое значение имеет воспитание умения ходить без излишнего разведения стоп. Специальные упражнения выполняются сидя, стоя, в ходьбе: приведение стопы; захваты пальцами ног предметов; ходьба на наружных сводах стоп; лазание по канату, гимнастической стенке; массаж стоп. Они применяются с целью дифференцированного укрепления мышц, усиливающих супинацию заднего отдела стопы и ротирующих голень наружу.

1. Дубровский В.И. Лечебный массаж: Учебник для вузов.- ГИЦ Владос, 2005.-463с.

2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. – ГЭОТАР Медицина, 2008.-568с.

3. Мандриков В.Б. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в специальном учебном отделении: Учебное пособие. – Волгоград, 2003. – 180 с.

4. Попов С.Н. Физическая реабилитация. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.-608с.

5. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. – Академия, 2007.- 416с.

Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; Нарушение авторского права страницы

источник