Меню Рубрики

Вождение автомобилем с дальтонизмом

Трава — зеленая, небо — синее, кровь — красная. Будете спорить? А вот 10 процентов мужчин и полпроцента женщин будут, потому что понимают эти прилагательные по-своему.

Врач-офтальмолог 24-й минской поликлиники спецмедосмотров Алина Харченко каждый день принимает 70 — 80 человек, из них непременно 2 — 3 дальтоника — а по-научному, людей с нарушением цветоощущения. Почему-то «дальтоник» — слово у нас почти ругательное, во всяком случае, весьма ироничное. Хотя в нем нет ровным счетом ничего постыдного или смешного. Просторечное название этого дефекта зрения пошло от фамилии английского физика и химика Джона Дальтона. Сам бы он еще долго не знал за собой такой особенности, если бы в 26 лет случайно не обнаружил, что его любимый серый камзол только одному ему кажется серым, а всем остальным — бордовым. Затем выяснилось, что не различают красный цвет и два его брата. Так появилось предположение, что дальтонизм — заболевание наследственное. Позже оно полностью подтвердилось: передается нарушение цветовосприятия по женской линии, а вот страдают им преимущественно мужчины. Но не обязательно, как Дальтон. «Человеческий глаз способен различать 300 оттенков от белого до черного и десятки тысяч цветов в различных сочетаниях тона, насыщенности и яркости. Однако, как показал Ньютон, все это богатство сводится к семи основным цветам — цветам радуги. Ломоносов считал, что на самом деле глаз имеет три элемента, воспринимающих красный, желтый и голубой цвета, — перечисляет Алина Харченко. — Юнг — что эти компоненты: красный, зеленый и фиолетовый. Как бы то ни было, у человека с нарушенным цветовосприятием «выпасть» может абсолютно любой цвет». Кстати, в жизни Алины Феликсовны почти в точности повторилась история наивного Дальтона. В школе она училась с самым настоящим дальтоником, но никто об этом даже не подозревал, только посмеивались, когда тот в очередной раз покупал себе берет или шарф какой-нибудь невообразимой расцветки Кабинет доктора Харченко украшают картины одного благодарного пациента. «Если бы я знала, что вы так рисуете, то никогда не дала бы вам разрешение водить машину!» — смеялась она, принимая подарок. В глазах зеленеет от этих пейзажей! И ни капельки красного цвета: художник просто не знает, куда его «присобачить».

Ввести доктора в заблуждение художнику-дальтонику, конечно же, не удалось. Это просто невозможно — «плавая» в цветах, прочитать таблицы Рабкина, где цифры и геометрические фигуры состоят из множества цветных кружков и точек! Некоторые добывают эти таблицы правдами и неправдами, тренируются дома, заучивают наизусть и все равно потом водят по страницам пальцем, как школьники, читающие по слогам. Но самое главное — «прочитать» сигналы светофора, их зажигают в разной последовательности. Красный — желтый, желтый — зеленый, зеленый — красный и т. п. «Кто с этим заданием справился, разрешение получает. У нарушения цветоощущения три степени: слабая, средняя и цветослепота. И только в последнем случае вождение противопоказано, — уточняет Алина Феликсовна. — Но это явление крайне редкое: с тем, что человек видит мир в черно-белом свете, мы сталкиваемся не чаще, чем раз в год». Так что, водители, моряки, рыбаки и призывники (это наиболее частые гости в кабинете у Алины Харченко), спите спокойно: шансы пройти медкомиссию высоки. С 2002 года дальтонизм слабой и сильной степени — не препятствие даже для профессиональных водителей. Вот только хитрить не стоит: я, мол, доктор, ничего не вижу, потому что не выспался. «С одной стороны, конечно, нарушение цветовосприятия усугубляется, когда угнетена нервная система, когда человек утомлен или в темное время суток. Летом, наоборот, способность различать цвета может увеличиваться, — признает Алина Феликсовна. — Но зеленый сигнал светофора от красного нужно обязательно отличать в любых обстоятельствах! Это ведь самое главное при нынешнем насыщенном дорожном движении». Между прочим, именно семафоры когда-то привлекли внимание к дефекту цветового зрения не только как к казусу природы. В 1875 году около шведского городка Лагерлунд произошло страшное крушение поезда. Следователи были в шоке, когда установили причину: оказалось, машинист с детства не различал красный цвет и был уверен, что впереди горит зеленый

Бывает, водители привирают по-крупному. Попали в аварию и начинают плести постовому байки о своих особенностях цветоощущения. Тогда медицинские карточки начинают проверять. И между прочим, еще ни разу не нашли лазейку для тех дальтоников, которым на роду написано быть только пассажирами. Почему тогда помяли чужой бампер? Потому что не в ладах с вождением, а вовсе не с цветоощущением.

Советы доктора Харченко

Нарушение цветоощущения — болезнь неизлечимая. Поэтому не старайтесь ее лечить народными методами, смиритесь.

Будьте бдительны: иногда дальтонизм бывает приобретенным, это связано с поражением сетчатки или зрительного нерва. Тогда человеку трудно различить синий и желтый цвета. Чем ниже острота зрения, тем выше риск.

Бывает, цветовая чувствительность снижается временно — если, к примеру, укачало в самолете, или как следствие общего и зрительного утомления, или на фоне приема некоторых лекарств. Эти нарушения, как правило, быстро проходят.

К дальтоникам на Западе относятся бережно. Например, почему в Windows синий цвет преобладает? Потому что практически все люди его видят! Более того, продвинутые дизайнеры обязательно проверяют результаты своего труда на восприятие дальтониками. Британские ученые вообще считают, что путаница с зеленым и красным совсем не мешает видеть зорче другие оттенки — в частности, цвета хаки, которые кажутся обычно одинаковыми. А в Эстонии разрешено получать водительские права любой категории даже с цветослепотой. Специальная комиссия посчитала, что различать сигналы светофора можно по их расположению: красный фонарь находится выше зеленого. Однако некоторые врачи возмущаются. Они уверены: пускать дальтоников за руль следует только после того, как светофоры будут оборудованы звуковыми сигналами.

Кстати

С годами дальтонизм, судя по всему, поразил художника Илью Репина. Когда, будучи в преклонном возрасте, он пытался исправить картину «Иван Грозный и сын его Иван», то чуть все не испортил — настолько сильно исказил цветовую гамму.

источник

При получении водительских прав необходимо пройти медицинское обследование и обязательно провериться у окулиста. Многие офтальмологические проблемы являются показанием к ограничению некоторых видов деятельности, в том числе и вождению автомобиля. Могут ли дальтоники получить водительские права? Люди с нарушением цветовосприятия не могут управлять автотранспортом, однако существуют некоторые исключения из правил. Для определения дальтонизма при получении прав необходимо пройти специальную проверку зрения.

Дальтонизм – это преимущественно врожденная офтальмологическая патология, при которой у человека нарушается восприятие цветов. Такое заболевание возникает в результате врожденного нарушения выработки цветочувствительных пигментов. Чаще всего болезнь диагностируется у представителей мужского пола. Приобретенная форма заболевания может быть следствием травмы, патологии зрительного нерва глаза или естественных процессов старения. С учетом того, какой цветочувствительный рецептор в сетчатке глаза отсутствует, чаще всего встречаются следующие виды дальтонизма:

  • протанопия – нарушение восприятия оттенков красного;
  • тританопия – нарушение восприятия оттенков синего;
  • дейтеранопия – нарушение восприятия зеленого цвета.

Также встречается трихроматия (снижение восприятия одного цвета) и монохроматия (весь мир видится черно-белым). При наследственной форме заболевания чаще всего поражаются оба органа зрения, а при приобретенной – один глаз.

Можно ли с дальтонизмом получить права? Еще несколько лет назад закон гласил, что люди с подобной проблемой могли без проблем получить водительские права категории А, и даже приобрести категорию В (во всех случаях, кроме дихромазии). Однако такие водители-дальтоники могли пользоваться автомобилем только в личных целях.

Начиная с 2012 года, вышел приказ, в котором указывается, что люди с дальтонизмом не могут водить любой автомобильный транспорт даже при незначительных нарушениях цветовосприятия. Но если у дальтоника на момент принятия закона уже имелись водительские права, то в случае переоформления документа они могут продолжать управлять автомобилем в личных целях. Но это только в случае, если нарушения незначительные и человек может контролировать ситуацию на дороге без плачевных последствий.

В настоящее время по закону дальтоникам запрещается водить автомобиль. Однако некоторые люди пренебрежительно относятся к законодательству и приобретают водительские права незаконным путем. Подделывание результатов медицинского обследования окулиста расценивается как мошенничество и имеет уголовное наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года. Если больной дальтонизмом использует поддельные водительские права, то налагается наказание в виде штрафа размером около 80 тысяч рублей.

Точное наказание устанавливается правоохранительными органами, на основании полученных доказательств и свидетельских показаний. Управление автомобилем при дальтонизме в настоящее время невозможно и люди, скрывающие наличие подобной проблемы несут уголовную ответственность.

Для выявления нарушения цветовосприятия при получении водительских прав проводится детальное офтальмологическое обследование, включающее в себя прохождение специального теста на нарушение цветовосприятия. Выявить проблемное восприятие цветового спектра можно с помощью специальных тестов на дальтонизм и цветоощущение для водителей (таблица Рабкина, Ишихары, Флетчера, Фельхагена и др.).

Принцип проверки на дальтонизм у водителей с помощью таблиц одинаковый: пациент садится на расстоянии 70-80 см от изображений, расположенных на одном уровне с глазами и в течение 5 секунд детально ее изучает, после чего дает ответ на представленный вопрос. Изображения, используемые для тестов, представляют собой небольшие рисунки, на которых изображены цифры, фигуры или цепочки, состоящие из большого количества крохотных цветных кружочков различных размеров, но одинаковой яркости.

Если у обследуемого имеется нарушение цветовосприятия, то он не увидит изображенные на картинке фигуры (цифры). Для получения максимально точных результатов во время обследования пациент должен пребывать в расслабленном состоянии и иметь хорошее самочувствие. Во время теста на дальтонизм для водителей в помещении должно быть естественное освещении, пациент сидит спиной к окну, картинки располагаются на уровне глаз. Если таблицы расположены на экране компьютера, то корректность видимого изображения зависит от матрицы монитора. В процессе обследования необходимо выполнять все рекомендации специалиста.

Автор статьи: Кваша Анастасия Павловна, специалист для сайта glazalik.ru
Делитесь Вашим опытом и мнением в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Дальтонизм – это стойкое нарушение цветоощущения, которое значительно сказывается на качестве жизни человека. Несмотря на то, что большинство больных приспосабливается, даже если заболевание является приобретённым, с ним всё же неудобно ориентироваться в мире, который заточен под людей с нормальным зрением. Из-за этого дальтонизм упорно пытаются вылечить учёные, и у них даже есть некоторые успехи. Но настоящего лекарства, которое полностью бы возвращало цветовое зрение, пока нет. Максимум, который может предложить современная медицина, это специальные цветные очки, через которые человек со слабым дальтонизмом может увидеть мир примерно таким, каким его видят здоровые.

Следовательно, это неизлечимое заболевание и большая проблема, которую приходится учитывать на законодательном уровне.

Возникать дальтонизм может из-за перенесённых травм или болезней, из-за аномалий внутриутробного развития, либо передаваться по наследству. Распространённые причины следующие:

  • Генетическая предрасположенность. Чаще всего дальтонизм возникает у мужчин, когда ген передаётся от матери-носителя к сыну. Он привязан к хромосоме X, и, следовательно, дефект в ней у мужчин не компенсируется, поскольку второй такой хромосомы у них нет. Поэтому и существует такой разброс – дальтонизмом страдает 8% мужчин и только 0,8% женщин.
  • Возрастные изменения – катаракта. В этом случае у человека мутнеет хрусталик и он начинает хуже воспринимать не только свет, но и цвета. Часто заболевание сопровождается деградацией сетчатки.
  • Приём определённых медикаментов – в этом случае влияние оказывается на сетчатку, причём может оно быть как постоянным, так и временным. Для здорового человека это возможность увидеть, как мир воспринимает дальтоник.
  • Травмы глаза – только те из них, которые влияют на сетчатку или зрительный нерв. Именно частичная атрофия этих отделов глаза становится обычно причиной отсутствия цветового восприятия.
  • Любые дегенеративные болезни, затрагивающие сетчатку и нерв.

Механизм же работы нарушения очень прост. В глазу у здорового человека есть цветочувствительные колбочки, и каждая из них содержит три вида пигмента, каждый из которых нужен, чтобы воспринимать только свой цвет: красный, зелёный либо синий. Сочетаний так много, что всего цветов получается порядка миллиона. Но если один из видов пигмента в колбочках оказывается повреждён, в результате страдает и способность человека различать цвета.

Всего выделяют четыре вида дальтонизма:

  • Дейтеранопия. В этом случае в глазу у человека не работают колбочки, отвечающие за зелёный цвет – вместо него он видит либо розовый, либо оранжевый, либо смешанный оттенок. Для водителя это большая проблема: сев за руль усталым или больным, он может легко перепутать цвета и проехать на красный, а это опасно и для него самого, и для пешеходов. Мир ему представляется сине-желтым, лишённым красного оттенка вообще, как и зелёного.
  • Протанопия. В этом случае в глазу у больного не работают – или работают плохо – колбочки, отвечающие за красный цвет. Вместо него он видит либо коричневый, либо тёмно-зелёный. Понятно, что проблема остается той же: по невнимательности, по рассеянности, из-за усталости или из-за болезни водитель может перепутать сигналы светофора, поставив в опасную ситуацию не только себя, но и пешеходов, и других участников движения. Мир ему представляется сине-коричнево-желтым.
  • Дихромазия. В этом случае больной совершенно не способен воспринимать любые цвета, кроме двух главных. Часть больных не видит зелёный и красный спектр, другая часть не способна увидеть синий спектр, а третья не воспринимает красный. Мир в результате настолько искажён, что садиться за руль просто опасно.

Интересно, что больным с дихромазией никогда не разрешалось не только управлять транспортными средствами, но и вступать в большинство родов войск.

  • Ахроматопсия. В этом случае больной вообще не способен воспринимать цвет. Он различает окружающие объекты и оттенки исключительно по их яркости. Что-то подобное человек без цветовой слепоты увидит, если включит старый чёрно-белый телевизор. Отличить красный сигнал светофора от зелёного больной, страдающий от этой формы, в принципе не способен, потому за руль ему садиться нельзя.

Как правило, дальтонизм выявляется ещё в раннем возрасте, благо, сделать это довольно просто. Если тест на 27 листах – они покрыты цветными кругами, у которых внутри цифры. И круги, и цифры разных цветов. По тому, видит ли больной отличие по цвету между кругом и цифрой, и по тому, какие это конкретно круги, можно точно установить, есть ли у него дальтонизм и к какой разновидности он относится. Следовательно, к тому времени, как человек начинает задумываться о собственной машине, он давно уже знает о своей болезни, о том, что она неизлечима и о том, как она влияет на его восприятие.

Чтобы получить водительские права, нужно пройти полноценную медицинскую комиссию, которая включает отоларинголога, хирурга, невролога, терапевта, сдачу соответствующих анализов и, конечно, офтальмолога.

При этом на разные категории прав острота зрения должна быть разной:

  • если человек хочет управлять легковой машиной – то есть, ему нужны права категории B – острота его зрения должна быть не ниже 0,2 на худшем глазу и 0,6 на лучшем;
  • если он хочет водить грузовик – то есть, хочет получить права категории C – то ему понадобится острота зрения не меньше, чем 0,8.

При слепоте одного глаза получить права можно – главное, чтобы второй видел хорошо. При тяжёлых заболеваниях роговицы и сетчатки, при сильном косоглазии, при значительном ограничении поля зрения получить права, скорее всего, окажется невозможным.

Дальтонизм – достаточно серьёзное нарушение зрения. При этом, если раньше человек с этим заболеванием мог претендовать на получение прав, то в 2012 году вышел закон, согласно которому, получить их не может любой дальтоник.

Читайте также:  Ахроматопсия и дальтонизм в чем разница

Раньше противопоказанием к вождению являлись дихромазия и ахроматопсия. На какое-то время же противопоказанием стал дальтонизм вообще.

В 2014 году закон снова изменился. Теперь противопоказанием стала считаться исключительно ахроматопсия. Такая же система действует и в Украине, и в Белоруссии, и в странах Евросоюза, и пока показывает себя вполне эффективной.

Интересно, что впервые о том, что дальтонизм может считаться противопоказанием, заговорили в 1875 году, когда из-за того, что машинист не отличил цвета светофора друг от друга, произошло масштабное крушение поезда. До этого ограничивать дальтоников в профессиональной деятельности просто не было смысла.

Серьёзный дальтонизм и водительские права в 2019 году считается вещами, которые не сочетаются ни при каких обстоятельствах. Следовательно, водитель, который, зная, что у него это заболевание, пытается получить права всё равно – обманом или за взятку – законом считается за мошенника.

Уголовный кодекс Российской Федерации вполне однозначно сообщает, что за подделку результатов медицинского осмотра предусмотрено наказание – лишение свободы сроком на два года. Если же больной не подделал результаты медосмотра, а подделал само водительское удостоверение и пользуется им, его ждёт штраф до восьмидесяти тысяч рублей. Регулируется этот вопрос 327 статьёй.

Однако, часто человек с цветовой слепотой, пытающийся сесть за руль автомобиля, раньше, чем в тюрьме, оказывается на кладбище – разметка заточена изначально под людей с нормальным зрением, следовательно, для него становится часто совершенно нечитаемой.

При этом, точно определить, с какой формой можно стать водителем, а с какой не стоит, может только врач при помощи специальных тестов. Если это произошло и на справке красуется отказ, не стоит пытаться его переубедить – это может быть опасно для здоровья как самого водителя, так и окружающих.

источник

Люди с дальтонизмом, постоянно сталкиваются с ограничениями во многих жизненных сферах. К примеру, они не могут водить коммерческий транспорт или работать в некоторых специальностях, где необходимо правильное восприятие цвета: летчиками, химиками, моряками, военными. Именно поэтому люди перечисленных профессий, проходят регулярную проверку зрения специальными тестами.

Те, кто впервые столкнулся с проблемой дальтонизма, имеют вопрос о водительских правах. В этой статье и изложены основные положения о правах дальтоников на вождение автотранспорта.

Вопрос о возможности человека сесть за руль решал специалист-офтальмолог, входящий в состав квалификационной водительской комиссии. Для человека, имеющего те или иные формы и степени нарушения цветовосприятия в России предусмотрено получение прав только категории В либо А. При этом в документ ставили пометку, что дальтоник не может работать по найму. То есть, по закону дальтоник мог управлять автомобилем лишь в личных целях. Что касается возможностей людей с дальтонизмом в странах Европы, то там таких ограничений не существовало никогда.

Многие уверены, что если у дальтоника отсутствует способность различать цветовые нюансы, то и цвета светофора он не различит. Однако в реальности, люди приспосабливаются к светофорам просто запоминая расположение цветов. Человек с дальтонизмом, на практике способен успешно управлять любым автомобилем. Правда, закон считает по-другому.

Многое изменилось после принятия законодательного решения, касающегося дальтоников. Действует оно с сентября 2012 г, и запрещает водить автомобиль лицам, имеющим нарушения цветового зрения. Так, все автолюбители, не способные различать цвета, получают отвод.

Если, у человека, при прохождении медицинского освидетельствования, выявлен дальтонизм, водительские права иметь он не может. Новый приказ Минздравсоцразвития №302 привел в недоумение массу людей, ведь выглядит он, как дискриминация. Так как, раньше, лицам с небольшим отклонением цветовосприятия права выдавались без проблем, ограничения при этом, касались лишь пациентов с дихромазией (полное выпадение одного цвета). Теперь же даже при незначительном нарушении различения цветов, права не выдаются. Даже люди без проблем с восприятием очередности сигналов светофора, садиться за руль не могут.

Когда, у человека легкая степень заболевания при выданных ранее правах, то он имеет право на справку, разрешающую вождение. Это касаемо случаев замены водительских прав. Иные государства никакие ограничения для дальтоников не применяют. В развитых странах проблемы дальтоников планируют решать, посредством специальной формы светофора, который сделает невозможной путаницу с сигналами.

Вместе с тем, в Германии для дальтоников выпускают специальные линзы, корректирующие цветовосприятие. Для нашей страны таких нововведения пока не актуальны. Ограничения для дальтоников действуют по-прежнему, вызывая возмущение автолюбителей.

На практике же, медосмотр в некоторых компаниях – обычная формальность, которую нередко просто покупают или проходят тесты посредством третьих лиц. Впрочем, ответы на тест с цветовыми таблицами можно выучить наизусть.

В медицинском центре «Московская Глазная Клиника» все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Клиника открыта семь дней в неделю и работает ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий.

В нашей клинике прием проводится лучшими специалистами–офтальмологами с большим опытом профессиональной деятельности, высочайшей квалификацией, огромным багажом знаний.

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефонам в Москве 8 (800) 777-38-81 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

источник

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Чтобы получить водительское удостоверение, каждому водителю надо пройти медицинское обследование. В списке врачей, которых следует посетить, обязательно имеется окулист. В зависимости от заключения данного специалиста и будет вердикт – получите вы права или нет.

Но это совсем не значит, что если у вас имеются некоторые проблемы со зрением, то ВУ вам не дадут. Единственное, права на вождение любых транспортных средств не получат те люди, у которых имеется дальтонизм.

Итак, давайте рассмотрим, при каких заболеваниях можно получить водительское удостоверение, а при каких – нет.

Во время записи на курсы по вождению, первое, что от вас потребуют – это предоставить справку от врача, а именно от окулиста, о здоровье и качестве зрения. Для того чтобы получить права, надо определить остроту зрения. Для категорий В она должна быть 0,6-0,2. А вот получение ВУ для категории С возможно только тогда, если острота вашего зрения составляет не менее 0,8.

Некоторые люди не могут различать определенные цвета. Это может быть спровоцировано:

  • аномалией от рождения;
  • различными глазными болезнями;
  • полученными травмами.

Также дальтонизм может передаваться по наследству от матери к ребёнку.

К сожалению, дальтоник вряд ли сможет получить права. Здоровая глазная сетчатка имеет пигменты синего, красного и желтого цветов, которые являются основными. Остальные оттенки люди видят при перемешивании этих трёх основных цветов. Если же у человека имеются какие-то отклонения и нарушения, то это уже считается дальтонизмом. Если у человека присутствуют все три пигмента, то тогда ограничений на получение водительских прав нет никаких. Если же какой-то пигмент отсутствует, то, скорее всего, вы всегда будете выступать только в роли пешехода, но никак не водителя.

Как правило, у людей проявляются такие нарушения со зрением, как: тританопия, дейтеранопия, протанопия.

Если у вас имеются нарушения цветоощущения, шансы стать счастливым обладателем водительских прав считаются минимальными. Стоит отметить, что разрешение людям с нарушением цветоощущения определяет только врач – офтальмолог. До 2012 года водители с такими проблемами могли получить права на вождение транспортных средств категорий В и С, но использовать транспортное средство оно могли только в личных целях, а не работать на нём. А вот в 2017 году приняли закон о том, что водители-дальтоники не имеют права водить машину. На фоне такого закона появились разногласия между людьми. Многие считают нечестным, что дальтоникам управлять машиной нельзя, а близоруким – можно.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России № 302н, есть некоторые ограничения по зрению для получения водительских прав:

медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения

16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или«М», подкатегории«А1» или«В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа

  1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
  2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
  3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
  4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
  5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
  6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
  7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Людям, у которых имеются проблемы со зрением, теоретически могут дать водительские права. При этом стоит сразу отметить, что если у вас имеются серьезные проблемы со зрением, то, скорее всего, вы не получите справку для предоставления в ГАИ.

Итак, медицинская комиссия, откажет в положительном заключении людям, у которых:

  • снижена острота зрения ниже допустимого предела;
  • имеются проблемы с цветоощущением. А именно — вы не различаете цвета или путаете их;
  • имеются тяжелые заболевания глаз.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н:

Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Категория В.
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.

Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения — это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.

Если вы не уверены в том, что с вашим зрением всё в порядке, но получить заветные права всё-таки хочется, пройдите врача-офтальмолога самостоятельно и заблаговременно — это даст шанс устранить некритические проблемы со здоровьем.

Довольно часто медицинская комиссия отказывает в выдаче справки для ГАИ из-за того, что у людей неправильно подобраны линзы или очки. Исправить это всё можно в кабинете грамотного окулиста, который сумеет подкорректировать ваше зрение.

Также окулист сможет провести разные курсы стимуляции зрения, и тем самым, повысить ваши шансы на получение заветных водительских прав. И ещё, зрение может улучшаться или ухудшаться в зависимости от общего состояния здоровья. Если у вас накануне были большие физические нагрузки, сильное алкогольное опьянения или психологические стрессы, то не стоит сразу же идти проходить комиссию, отдохните несколько дней, пока ваше зрение придёт в норму.

Также бывают и такие случаи, когда люди пытаются обмануть комиссию, выучив предварительно буквы и знаки в таблицах. Но это не выход. Ведь обманывая комиссию, скрывая свои болезни и плохое зрение, вы, получив права, ставите под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь других водителей и пешеходов.

Если вы совсем не различаете цвета, то в 2020 году при дальтонизме вам точно не выдадут водительские права. Решать этот вопрос будет врач-офтальмолог после того, как вы пройдёте полное обследование. Ранее можно было без проблем получить разрешение на получение водительских прав людям, которые не различаются цвета. Но им выдавались права только с категориями А и В.

Теперь же людям, имеющим проблемы с нарушением цветового зрения, получить ВУ фактически нереально. Поэтому дальтоники не имеют права водить любое транспортное средство. Если ранее ВУ не давали только людям с дихромазией, то есть с полным выпадением одного цвета, то теперь даже небольшие отклонения в цветоощущении становятся большой проблемой для многих желающих ездить на собственном автомобиле. Если же у вас имеются небольшие отклонения в различии цветов и вы успели получить права до 2012 года, то вам необходимо получить справку для разрешения вождения. Это необходимо в том случае, если вам пришла пора сменить ранее выданные водительские права.

Еще в 2020 году не выдают водительские права при цветоаномалии. Это происходит по тем причинам, что болезнь связана с тем, что человек не различает один или несколько цветов. Проверяют отклонения зрения с помощью специальных таблиц Рабкина и Ишихары. Если человек не отличает цвета между собой, то ему на предоставленных картинках будет казаться всё однородным. А те люди, у которых нет никаких проблем со зрением, будут различать на таблице цепочки, кружочки и цифры.

Водительские права при нарушении цветоощущения в 2020 получить у вас, согласно новому законодательству, вряд ли получится. Ведь как гласит закон № 302н от 12.04.2011, получить разрешение на вождение транспортным средством людям с нарушением цветоощущения нельзя.

Конечно же, в каждом отдельном случае должны быть свои исключения. Но согласно этому закону получить права у дальтоников не получится. Ведь там чёрным по белому написано, что нарушение цветоощущения является важной причиной для отказа получить водительское удостоверение. Согласно закону, существуют определенные профессии, где люди должны иметь идеальное зрение, например, моряки, водители, лётчики. Люди должны не только различать цвета, но и характеризовать их по:

Нововведенный Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н объясняет это тем, что автомобиль является повышенным источником опасности для других людей, если им управляет водитель с плохим зрением. Ведь своими действиями такой водитель становится потенциальной угрозой как для пешеходов, так и для других водителей.

Если у вас имеется дейтероаномалия, то получить водительское удостоверение возможно. Ведь дейтероаномалия — это слепота преимущественно на зеленый цвет, которая является одной из форм дихромазии.

Читайте также:  Берут ли в мвд с дальтонизмом

Если у вас имеется такая аномалия, то получить ВУ вы сможете только для себя лично, то есть, без права работы по найму водителем.

Стоит отметить, что дальтонизм или дихромазия, а также дейтеранопия (нарушение восприятия зеленого цвета), чаще всего встречаются преимущественно у мужчин.

Все вопросы с нарушением зрения сложные. Для того чтобы в них разобраться, стоит посетить опытного офтальмолога, провести коррекцию зрения, и можно отправляться проходить медицинскую комиссию для получения заветных прав.

источник

Всем здрасте. При прохождении первично на права у меня было выявлено нарушение цветаощущения. Объяснять что-либо отказались. Выявилось это в картинках, где цифры. Получается отказ. В общем говоря допуск я получил (да, блин, деньги! че, мне с 18 лет без прав ходить и на свою любимую будущую профессию без удовольства ходить?). В справке написали с очками. Вот против них ничего не имею- надо мне. Но вопрос остался- почему водителям нельзя получать права с дальтонизмом? Все знают, что есть красный, желтый и зеленый цвета светофоров, все они в порядке, который нам втирали с детства. И ТАКОЙ ВОПРОС- ПРИ ПОСЛЕДУЮЩЕМ ПРОХОЖДЕНИИ МЕД КОМИСИИ МОГУТ ЛИ ОТКАЗАТЬ В ПРОДЛЕНИИ В ПРАВЕ УПРАВЛЕНИЯ? Я прекрасно вижу, не жалуюсь, но есть косячок- зеленый с коричневым путаю, но это с детства. К сожалению это наследственное- передалось от деда по маминой линии. Есть ограничение по степени дальтонизма? Мне лично вообще ничего не говорили, просто довольно хамски отвечали. Подскажите пожалуйста, как дальше то? Опять «на лапу»? Почему тогда инвалидов допускают к праву управления, насколько знаю с ДЦП ездят и ничего. Что-то похожее тут есть. Мне нужна только консультация, бред не пишите и не ругайтесь пожалуйста. Мне нужны ответы конкретно на вопросы, лишнее только полезное!

Поделюсь своим жизненным опытом (может, будет полезным): Права у меня уж второй десяток! Страдаю той же проблемой (только мне её назвали «цветоанамалией» Во как! ) (а! да! и никому не говори про мой секрет, ибо я тоже давал «на лапу», когда впервые проходил комиссию). Во всяком случае, тогда, насколько я знаю, с таким диагнозом нельзя было иметь кат. «С» (у меня «АВС»). Так вот, езжу я уже довольно -таки долгий срок… и моя цветоанамалия (у меня тоже путаются зелёный с коричневыми цвета, но никак не цветовая гамма светофора! )Когда подошёл срок замены прав (10 лет)- опять двадцать пять! Врачу сказал, что «С» у меня для галочки ( а оно так и есть), выдала справку, я продолжаю ездить и не париться, но с женой частенько спорю — она говорит «зелёная куртка», а я — «коричневая»! или наоборот! В прошлом году товарищ менял права, проходил комиссию в той же поликлинике, где и я. Он пограничник, т. е. с комиссией строго! Там никаких проблем не было выявлено, а тут- бац! и дальтоник! Он закатил скандал! Забрал $ (плата за комиссию), пошел в другую полик. и там без проблем! Короче, дал на лапу, получил справку — не парься 10 лет (пока 10… мы ведь в какой стране живем! завтра глядишь придумают ГОЛОВЫ каждый год проходить комиссии )… С этим живут, дружище ))))

Живут и водят авто любых категорий при чем успешно! И не понимаю кто придумал это ограничение только «В». Если у человека 100% зрение и он прекрасно видит красный, желтый и зеленый и отлично водит, зачем его в чем то ограничивать?

Чтоб бабло срубить лишний раз)

Поделюсь своим жизненным опытом (может, будет полезным): Права у меня уж второй десяток! Страдаю той же проблемой (только мне её назвали «цветоанамалией» Во как! ) (а! да! и никому не говори про мой секрет, ибо я тоже давал «на лапу», когда впервые проходил комиссию). Во всяком случае, тогда, насколько я знаю, с таким диагнозом нельзя было иметь кат. «С» (у меня «АВС»). Так вот, езжу я уже довольно -таки долгий срок… и моя цветоанамалия (у меня тоже путаются зелёный с коричневыми цвета, но никак не цветовая гамма светофора! )Когда подошёл срок замены прав (10 лет)- опять двадцать пять! Врачу сказал, что «С» у меня для галочки ( а оно так и есть), выдала справку, я продолжаю ездить и не париться, но с женой частенько спорю — она говорит «зелёная куртка», а я — «коричневая»! или наоборот! В прошлом году товарищ менял права, проходил комиссию в той же поликлинике, где и я. Он пограничник, т. е. с комиссией строго! Там никаких проблем не было выявлено, а тут- бац! и дальтоник! Он закатил скандал! Забрал $ (плата за комиссию), пошел в другую полик. и там без проблем! Короче, дал на лапу, получил справку — не парься 10 лет (пока 10… мы ведь в какой стране живем! завтра глядишь придумают ГОЛОВЫ каждый год проходить комиссии )… С этим живут, дружище ))))

Так вот это меня и вводит в ступор- все норм, не жалуюсь, очки надо- я за! но на кой черт придумали эту хрень…

Ну очки если не 100%-ное зрение. То да, проверил зрение, подобрали очки, за рулем должен всегда одевать. А вот цвета при чем ХЗ. Я еще тогда задался этим вопросом когда обнаружилось такое, при чем это меня очень сильно возмутило. И если бы я услышал хоть раз какое то логическое объяснение, тогда ладно бы. А так и живем и ездим и не знаем почему ущемляют. Ну пока могу об этом забыть (забить)) до 2016 года )). А там видно будет

Я тоже не услышал логического объяснения. Хамовато твечали и не говорили. Че то там стали писать и тд. Вышел и дверью хлопнул. Вскипел сильно( Мама сразу зашла и что-то там произошло. Но то, что на лапу- да( как бы прискорбно это было(

Дорогой друг расскажу тебе свою историю. Я при прохождении медкомиссии в свое время тоже выяснил что дальтоник. Правда это произошло только тогда в 18 лет. Всю свою сознательную жизнь отличал цвета. А тут пару оттенков с цифрами не увидел, остальные назвал и все. Написали «нарушение цветоощущения» и допуск только на категорию «В» (легковая) я расстроился. Сдал в ГАИ на права В, С (легковая, грузовая). Тупо справку никто не смотрел походу, в итоге получил водительское В, С. Несколько лет ездил и за это время проходил уже раз десять медкомиссий из них по новым картинкам (на первой медкомиссии дали древнюю книгу с картинками затертую) все видел. Вообщем из десяти раз где то 2-3 раза «не сдал», но водительское есть и езжу без проблем. Когда придется менять видно будет. Если «не сдам», то дам на лапу, смотря как повезет, видимо не различаю буквально какие то пару сочетаний оттенков, так как из 10 раз 7 проходил без проблем, показывали по 5-10 картинок, все называл. Досталось данная проблема так же как у вас. От дедушки по маминой линии. Кстати женщины таким не болеют, но может передаться детям. С вами согласен полностью что на дороге как выше было сказано нет необходимости отличать серебристый от бриллиантово серебристого. Все цвета различаю отлично и издалека!
PS год работал в кузовном цеху по ремонту и покраске, с легкостью могу отличить биты от небитого авто. Несколько раз консультировал друзей при покупке авто.

такая же история и у меня была…

Дорогой друг расскажу тебе свою историю. Я при прохождении медкомиссии в свое время тоже выяснил что дальтоник. Правда это произошло только тогда в 18 лет. Всю свою сознательную жизнь отличал цвета. А тут пару оттенков с цифрами не увидел, остальные назвал и все. Написали «нарушение цветоощущения» и допуск только на категорию «В» (легковая) я расстроился. Сдал в ГАИ на права В, С (легковая, грузовая). Тупо справку никто не смотрел походу, в итоге получил водительское В, С. Несколько лет ездил и за это время проходил уже раз десять медкомиссий из них по новым картинкам (на первой медкомиссии дали древнюю книгу с картинками затертую) все видел. Вообщем из десяти раз где то 2-3 раза «не сдал», но водительское есть и езжу без проблем. Когда придется менять видно будет. Если «не сдам», то дам на лапу, смотря как повезет, видимо не различаю буквально какие то пару сочетаний оттенков, так как из 10 раз 7 проходил без проблем, показывали по 5-10 картинок, все называл. Досталось данная проблема так же как у вас. От дедушки по маминой линии. Кстати женщины таким не болеют, но может передаться детям. С вами согласен полностью что на дороге как выше было сказано нет необходимости отличать серебристый от бриллиантово серебристого. Все цвета различаю отлично и издалека!
PS год работал в кузовном цеху по ремонту и покраске, с легкостью могу отличить биты от небитого авто. Несколько раз консультировал друзей при покупке авто.

Самое интересное, оттенок тоже могу заметит у авто!)

когд права менял вообще не давали цветные картинки) бесплатно)

по статистике дальтоники меньше всего попадают в ДТП по причине не отличия сигнала светофора. Бред полный, откуда он идет неизвестно. есть такая патология зрения как цветоаномалы, вот этим людям абсолютный запрет в медицину, они на разрезе ткани не отличат вену от артерии, вот это беда. А дальтоников не допускать к вождению — бред. Жаль что за право нужно платить…

источник

Трава — зеленая, небо — синее, кровь — красная. Будете спорить? А вот 10 процентов мужчин и полпроцента женщин будут, потому что понимают эти прилагательные по-своему.

Врач-офтальмолог 24-й минской поликлиники спецмедосмотров Алина Харченко каждый день принимает 70 — 80 человек, из них непременно 2 — 3 дальтоника — а по-научному, людей с нарушением цветоощущения. Почему-то «дальтоник» — слово у нас почти ругательное, во всяком случае, весьма ироничное. Хотя в нем нет ровным счетом ничего постыдного или смешного. Просторечное название этого дефекта зрения пошло от фамилии английского физика и химика Джона Дальтона. Сам бы он еще долго не знал за собой такой особенности, если бы в 26 лет случайно не обнаружил, что его любимый серый камзол только одному ему кажется серым, а всем остальным — бордовым. Затем выяснилось, что не различают красный цвет и два его брата. Так появилось предположение, что дальтонизм — заболевание наследственное. Позже оно полностью подтвердилось: передается нарушение цветовосприятия по женской линии, а вот страдают им преимущественно мужчины. Но не обязательно, как Дальтон. «Человеческий глаз способен различать 300 оттенков от белого до черного и десятки тысяч цветов в различных сочетаниях тона, насыщенности и яркости. Однако, как показал Ньютон, все это богатство сводится к семи основным цветам — цветам радуги. Ломоносов считал, что на самом деле глаз имеет три элемента, воспринимающих красный, желтый и голубой цвета, — перечисляет Алина Харченко. — Юнг — что эти компоненты: красный, зеленый и фиолетовый. Как бы то ни было, у человека с нарушенным цветовосприятием «выпасть» может абсолютно любой цвет». Кстати, в жизни Алины Феликсовны почти в точности повторилась история наивного Дальтона. В школе она училась с самым настоящим дальтоником, но никто об этом даже не подозревал, только посмеивались, когда тот в очередной раз покупал себе берет или шарф какой-нибудь невообразимой расцветки Кабинет доктора Харченко украшают картины одного благодарного пациента. «Если бы я знала, что вы так рисуете, то никогда не дала бы вам разрешение водить машину!» — смеялась она, принимая подарок. В глазах зеленеет от этих пейзажей! И ни капельки красного цвета: художник просто не знает, куда его «присобачить».

Ввести доктора в заблуждение художнику-дальтонику, конечно же, не удалось. Это просто невозможно — «плавая» в цветах, прочитать таблицы Рабкина, где цифры и геометрические фигуры состоят из множества цветных кружков и точек! Некоторые добывают эти таблицы правдами и неправдами, тренируются дома, заучивают наизусть и все равно потом водят по страницам пальцем, как школьники, читающие по слогам. Но самое главное — «прочитать» сигналы светофора, их зажигают в разной последовательности. Красный — желтый, желтый — зеленый, зеленый — красный и т. п. «Кто с этим заданием справился, разрешение получает. У нарушения цветоощущения три степени: слабая, средняя и цветослепота. И только в последнем случае вождение противопоказано, — уточняет Алина Феликсовна. — Но это явление крайне редкое: с тем, что человек видит мир в черно-белом свете, мы сталкиваемся не чаще, чем раз в год». Так что, водители, моряки, рыбаки и призывники (это наиболее частые гости в кабинете у Алины Харченко), спите спокойно: шансы пройти медкомиссию высоки. С 2002 года дальтонизм слабой и сильной степени — не препятствие даже для профессиональных водителей. Вот только хитрить не стоит: я, мол, доктор, ничего не вижу, потому что не выспался. «С одной стороны, конечно, нарушение цветовосприятия усугубляется, когда угнетена нервная система, когда человек утомлен или в темное время суток. Летом, наоборот, способность различать цвета может увеличиваться, — признает Алина Феликсовна. — Но зеленый сигнал светофора от красного нужно обязательно отличать в любых обстоятельствах! Это ведь самое главное при нынешнем насыщенном дорожном движении». Между прочим, именно семафоры когда-то привлекли внимание к дефекту цветового зрения не только как к казусу природы. В 1875 году около шведского городка Лагерлунд произошло страшное крушение поезда. Следователи были в шоке, когда установили причину: оказалось, машинист с детства не различал красный цвет и был уверен, что впереди горит зеленый

Бывает, водители привирают по-крупному. Попали в аварию и начинают плести постовому байки о своих особенностях цветоощущения. Тогда медицинские карточки начинают проверять. И между прочим, еще ни разу не нашли лазейку для тех дальтоников, которым на роду написано быть только пассажирами. Почему тогда помяли чужой бампер? Потому что не в ладах с вождением, а вовсе не с цветоощущением.

Советы доктора Харченко

Нарушение цветоощущения — болезнь неизлечимая. Поэтому не старайтесь ее лечить народными методами, смиритесь.

Будьте бдительны: иногда дальтонизм бывает приобретенным, это связано с поражением сетчатки или зрительного нерва. Тогда человеку трудно различить синий и желтый цвета. Чем ниже острота зрения, тем выше риск.

Бывает, цветовая чувствительность снижается временно — если, к примеру, укачало в самолете, или как следствие общего и зрительного утомления, или на фоне приема некоторых лекарств. Эти нарушения, как правило, быстро проходят.

К дальтоникам на Западе относятся бережно. Например, почему в Windows синий цвет преобладает? Потому что практически все люди его видят! Более того, продвинутые дизайнеры обязательно проверяют результаты своего труда на восприятие дальтониками. Британские ученые вообще считают, что путаница с зеленым и красным совсем не мешает видеть зорче другие оттенки — в частности, цвета хаки, которые кажутся обычно одинаковыми. А в Эстонии разрешено получать водительские права любой категории даже с цветослепотой. Специальная комиссия посчитала, что различать сигналы светофора можно по их расположению: красный фонарь находится выше зеленого. Однако некоторые врачи возмущаются. Они уверены: пускать дальтоников за руль следует только после того, как светофоры будут оборудованы звуковыми сигналами.

Читайте также:  Берут ли в военное училище с дальтонизмом

Кстати

С годами дальтонизм, судя по всему, поразил художника Илью Репина. Когда, будучи в преклонном возрасте, он пытался исправить картину «Иван Грозный и сын его Иван», то чуть все не испортил — настолько сильно исказил цветовую гамму.

источник

Дальтонизм – это стойкое нарушение цветоощущения, которое значительно сказывается на качестве жизни человека. Несмотря на то, что большинство больных приспосабливается, даже если заболевание является приобретённым, с ним всё же неудобно ориентироваться в мире, который заточен под людей с нормальным зрением. Из-за этого дальтонизм упорно пытаются вылечить учёные, и у них даже есть некоторые успехи. Но настоящего лекарства, которое полностью бы возвращало цветовое зрение, пока нет. Максимум, который может предложить современная медицина, это специальные цветные очки, через которые человек со слабым дальтонизмом может увидеть мир примерно таким, каким его видят здоровые.

Следовательно, это неизлечимое заболевание и большая проблема, которую приходится учитывать на законодательном уровне.

Возникать дальтонизм может из-за перенесённых травм или болезней, из-за аномалий внутриутробного развития, либо передаваться по наследству. Распространённые причины следующие:

  • Генетическая предрасположенность. Чаще всего дальтонизм возникает у мужчин, когда ген передаётся от матери-носителя к сыну. Он привязан к хромосоме X, и, следовательно, дефект в ней у мужчин не компенсируется, поскольку второй такой хромосомы у них нет. Поэтому и существует такой разброс – дальтонизмом страдает 8% мужчин и только 0,8% женщин.
  • Возрастные изменения – катаракта. В этом случае у человека мутнеет хрусталик и он начинает хуже воспринимать не только свет, но и цвета. Часто заболевание сопровождается деградацией сетчатки.
  • Приём определённых медикаментов – в этом случае влияние оказывается на сетчатку, причём может оно быть как постоянным, так и временным. Для здорового человека это возможность увидеть, как мир воспринимает дальтоник.
  • Травмы глаза – только те из них, которые влияют на сетчатку или зрительный нерв. Именно частичная атрофия этих отделов глаза становится обычно причиной отсутствия цветового восприятия.
  • Любые дегенеративные болезни, затрагивающие сетчатку и нерв.

Механизм же работы нарушения очень прост. В глазу у здорового человека есть цветочувствительные колбочки, и каждая из них содержит три вида пигмента, каждый из которых нужен, чтобы воспринимать только свой цвет: красный, зелёный либо синий. Сочетаний так много, что всего цветов получается порядка миллиона. Но если один из видов пигмента в колбочках оказывается повреждён, в результате страдает и способность человека различать цвета.

Всего выделяют четыре вида дальтонизма:

  • Дейтеранопия. В этом случае в глазу у человека не работают колбочки, отвечающие за зелёный цвет – вместо него он видит либо розовый, либо оранжевый, либо смешанный оттенок. Для водителя это большая проблема: сев за руль усталым или больным, он может легко перепутать цвета и проехать на красный, а это опасно и для него самого, и для пешеходов. Мир ему представляется сине-желтым, лишённым красного оттенка вообще, как и зелёного.
  • Протанопия. В этом случае в глазу у больного не работают – или работают плохо – колбочки, отвечающие за красный цвет. Вместо него он видит либо коричневый, либо тёмно-зелёный. Понятно, что проблема остается той же: по невнимательности, по рассеянности, из-за усталости или из-за болезни водитель может перепутать сигналы светофора, поставив в опасную ситуацию не только себя, но и пешеходов, и других участников движения. Мир ему представляется сине-коричнево-желтым.
  • Дихромазия. В этом случае больной совершенно не способен воспринимать любые цвета, кроме двух главных. Часть больных не видит зелёный и красный спектр, другая часть не способна увидеть синий спектр, а третья не воспринимает красный. Мир в результате настолько искажён, что садиться за руль просто опасно.

Интересно, что больным с дихромазией никогда не разрешалось не только управлять транспортными средствами, но и вступать в большинство родов войск.

  • Ахроматопсия. В этом случае больной вообще не способен воспринимать цвет. Он различает окружающие объекты и оттенки исключительно по их яркости. Что-то подобное человек без цветовой слепоты увидит, если включит старый чёрно-белый телевизор. Отличить красный сигнал светофора от зелёного больной, страдающий от этой формы, в принципе не способен, потому за руль ему садиться нельзя.

Как правило, дальтонизм выявляется ещё в раннем возрасте, благо, сделать это довольно просто. Если тест на 27 листах – они покрыты цветными кругами, у которых внутри цифры. И круги, и цифры разных цветов. По тому, видит ли больной отличие по цвету между кругом и цифрой, и по тому, какие это конкретно круги, можно точно установить, есть ли у него дальтонизм и к какой разновидности он относится. Следовательно, к тому времени, как человек начинает задумываться о собственной машине, он давно уже знает о своей болезни, о том, что она неизлечима и о том, как она влияет на его восприятие.

Чтобы получить водительские права, нужно пройти полноценную медицинскую комиссию, которая включает отоларинголога, хирурга, невролога, терапевта, сдачу соответствующих анализов и, конечно, офтальмолога.

При этом на разные категории прав острота зрения должна быть разной:

  • если человек хочет управлять легковой машиной – то есть, ему нужны права категории B – острота его зрения должна быть не ниже 0,2 на худшем глазу и 0,6 на лучшем;
  • если он хочет водить грузовик – то есть, хочет получить права категории C – то ему понадобится острота зрения не меньше, чем 0,8.

При слепоте одного глаза получить права можно – главное, чтобы второй видел хорошо. При тяжёлых заболеваниях роговицы и сетчатки, при сильном косоглазии, при значительном ограничении поля зрения получить права, скорее всего, окажется невозможным.

Дальтонизм – достаточно серьёзное нарушение зрения. При этом, если раньше человек с этим заболеванием мог претендовать на получение прав, то в 2012 году вышел закон, согласно которому, получить их не может любой дальтоник.

Раньше противопоказанием к вождению являлись дихромазия и ахроматопсия. На какое-то время же противопоказанием стал дальтонизм вообще.

В 2014 году закон снова изменился. Теперь противопоказанием стала считаться исключительно ахроматопсия. Такая же система действует и в Украине, и в Белоруссии, и в странах Евросоюза, и пока показывает себя вполне эффективной.

Интересно, что впервые о том, что дальтонизм может считаться противопоказанием, заговорили в 1875 году, когда из-за того, что машинист не отличил цвета светофора друг от друга, произошло масштабное крушение поезда. До этого ограничивать дальтоников в профессиональной деятельности просто не было смысла.

Серьёзный дальтонизм и водительские права в 2019 году считается вещами, которые не сочетаются ни при каких обстоятельствах. Следовательно, водитель, который, зная, что у него это заболевание, пытается получить права всё равно – обманом или за взятку – законом считается за мошенника.

Уголовный кодекс Российской Федерации вполне однозначно сообщает, что за подделку результатов медицинского осмотра предусмотрено наказание – лишение свободы сроком на два года. Если же больной не подделал результаты медосмотра, а подделал само водительское удостоверение и пользуется им, его ждёт штраф до восьмидесяти тысяч рублей. Регулируется этот вопрос 327 статьёй.

Однако, часто человек с цветовой слепотой, пытающийся сесть за руль автомобиля, раньше, чем в тюрьме, оказывается на кладбище – разметка заточена изначально под людей с нормальным зрением, следовательно, для него становится часто совершенно нечитаемой.

При этом, точно определить, с какой формой можно стать водителем, а с какой не стоит, может только врач при помощи специальных тестов. Если это произошло и на справке красуется отказ, не стоит пытаться его переубедить – это может быть опасно для здоровья как самого водителя, так и окружающих.

источник

Людям с крайней степенью дальтонизма, с монохромным восприятием цветов, запрещено водить машину.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

При выявлении патологии зрения врач откажется подписать положительное заключение и будущий водитель не сможет пройти комиссию.

В медицине принято классифицировать несколько разновидностей такого заболевания:

  1. Трихромазия – недостаточно четкое восприятие одного из цветов.
  2. Дихромазия – неспособность воспринимать большое количество цветов и оттенков.
  3. Протаномалия – невозможность воспринимать красный цвет.
  4. Дейтераномалия – неспособность воспринимать зеленый цвет.
  5. Тританомалия — не восприятие синего цвета.

Полное отсутствие цветного зрения называется ахроматопсией и встречается достаточно редко.

Дальтонизм диагностируется в раннем возрасте, но может проявить себя позже из-за осложнений при хронических заболеваниях, травм и принятия определенный препаратов.

Дальтонизм был известен еще в 18 веке. Его открыл британский химик, физик и педагог Джон Дальтон, который страдал заболеванием 77 лет своей жизни.

Он дал подробное описание заболеванию, которое позже врачи выделили в качестве отдельной патологии сетчатки глаз.

Сам Дальтон не знал о своем заболевании до 26 лет. Он не различал только красный цвет. Аналогичным заболеванием страдали его два брата и сестра.

Запрет на вождение автомобиля дальтониками предусмотрен в Приказе Министерства здравоохранения РФ № 302н от 12.04.2011 г. Документ не делает скидку на степень и длительность заболевания.

В центральной части сетчатки глаза человека расположены чувствительные к цвету рецепторы – колбочки (нервные окончания). У каждых трех видов колбочек есть свой цветочувствительный пигмент белкового происхождения.

Один цвет пигмента реагирует на красный цвет, другой – на зеленый, третий – на синий.

У человека с нормальным зрением в колбочке присутствуют все 3 пигмента. Дальтонизм обычно передается от матери к сыну. Им в той или иной степени страдает до 8% мужчин и 0.4% женщин. Приобретенная форма развивается из-за травм сетчатки глаза, помутнения хрусталика.

Сложность дальтонизма заключает в невозможности лечения. Но до 2012 года люди с небольшими расстройствами в восприятии цветов могли водить машину. С февраля 2020 года вступил полный запрет для дальтоников водить машину, в том числе и в личных целях.

До 2012 года дальтоники могли получать права категории «А» и «B» и водить автомобиль только в личных целях. Сейчас подобная возможность не предусмотрена.

Независимо от категорий управлять автомобилем с расстройством в восприятии цветов запрещено.

Не разрешается водить машину, если обследуемый гражданин страдает глаукомой, отслоением сетчатки глаза, тяжелой формой катаракты, атрофией зрительного нерва. Невозможно управлять машиной, если после операции по корректировке зрения прошло меньше 3 месяцев.

Запрет действует при существенном снижении остроты зрения. Для получения прав категории «А»-BE можно получить права, если острота зрения составляет не ниже 0.6 и 0.2 для разных глаз.

Можно водить машину при наличии одного глаза, но если острота зрения второго составляет не меньше 0.8%.

Полный запрет на вождения машины действует при сужении угла зрения (мира) более чем на 20%. Нельзя садиться за руль при диоптрии очков или линз меньше 8 единиц.

Дальтоникам не выдают водительские права, но только если врачам удалось точно диагностировать эту патологию и написать об этом в соответствующем медицинском заключении.

Для проверки используются специальные полихроматические таблицы. Точные результаты можно узнать при помощи качественной аппаратуры.

При диагностировании болезни на начальной стадии получение медицинской справки для вождения возможно.

Подобное возможно при замене водительских прав. Иные справки, которые свидетельствуют о запущенности и прогрессии заболевание, не принимаются.

Для проверки используются табличные формы Рабкина и Ишихары.

Они представляют собой цифры, фигурки и кружки, которые выстроены в форме цепочки. Все кружки представлены практически с одинаковой яркостью. Набор состоит из 27 таблиц. При невозможности человеком определить цвет картинки она кажется для него однородной.

Люди, которые не страдают дальтонизмом, могут легко определить количество, цвет фигурок и кружков, а также представленные цифры.

Неправильные ответы не означают, что человек болен. Может сказаться недостаточно хорошее освещение, состояние здоровье обследуемого человека.

Для получения точных результатов пациента сажают в комнате, в которой естественное освещение. Человек сидит спиной к окну. Пациенту следует успокоиться и расслабиться. Затем окулист демонстрирует обследуемому картинку на расстоянии 1 м. примерно 15 секунд.

Подобный метод позволяет определить дальтонизм с минимальной погрешностью.

Специалисты не рекомендуют ходить на прием к врачу с повышенной температурой, головными болями.

Нельзя проверяться у окулиста, если у человека явные психические расстройства и другие заболевания, мешающие адекватно оценивать обстановку.

Не знаете, являются ли водительские права удостоверением личности? Читайте об этом тут.

Пройти тест можно в районной (муниципальной) поликлинике. Для этого можно обратиться напрямую к врачу или попасть к специалисту по предварительной записи. Конкретных требований к пациенту не предусмотрено. Достаточно вовремя явиться на прием к специалисту и пройти соответствующую медицинскую процедуру.

Предусмотрена возможность пройти тест онлайн.

Для этого необходимо зайти на профильные сайты и пройти тест. Однако такие процедуры не носят официальный характер, а скорее направлены на самостоятельное выявление дальтоников своей патологии до обращения за медицинской справкой.

Если тест проводится в муниципальной поликлинике, в рамках плановой диспансеризации, то пройти его можно по полису ОМС. Средняя стоимость прохождения теста в частных медицинских учреждениях составляет 800-2 тыс. рублей.

Отдельной ответственности за скрытие патологии сетчатки не предусмотрено.

Требования окулистов лучше соблюдать, так как на практике дальтонизм может стать причиной ДТП, в котором могут пострадать не только водитель, но и другие лица, включая пешеходов.

Если водитель приобрел поддельную медицинскую справку, то он отвечает по ст. 327 УК РФ. За изготовление и распространение поддельных документов можно получить до 2-х лет лишения свободы. При использовании поддельных документов можно получить штраф 80 тыс. рублей и отправится отбывать срок в исправительное учреждение на полгода.

Основной вопрос, который интересует водителей, – можно ли водить автомобиль с такой болезнью.

Ответ категоричен: вождение для таких людей официально находится под запретом.

На начальной стадии заболевания и при небольших отклонениях получение медицинской справки возможно. При сложной стадии вождение запрещено.

При небольших отклонениях специалисты рекомендуют носить корректирующие цветные линзы, с помощью которых можно точно распознавать цвета.

Нелегальный выход из ситуации – приобрести медицинскую справку, не проходя осмотра окулиста. Но за последствия таких действий водитель будет отвечать по закону самостоятельно.

В Европе и США для дальтоников адаптированы специальные светофоры. Красный цвет в таком устройстве загорается в треугольнике, желтый – в кружочке, зеленый – в квадрате.

В России дальтоники не считаются инвалидами и отдельных устройств дорожной инфраструктуры для них не предусмотрено. При сильном желании водить машину обойти запрет можно, но за последствия такого шага водитель будет отвечать самостоятельно.

Не знаете, где посмотреть, кем выданы водительские права? Детально об этом тут.

О том, какова стоимость водительских прав, написано здесь.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

источник