Меню Рубрики

Помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека

Разбор варианта № 2 за 2016 год из сборника «Типовые тестовые задания ЕГЭ 2016. Биология», авторы: Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина.

С помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека?

Объяснение: дальтонизм — генетическое заболевание, проследить наследование дальтонизма можно только при помощи генеалогического метода, то есть исследовать несколько поколений исследуемых организмов. Правильный ответ — 1.

Собственную молекулу нуклеиновой кислоты содержит органоид клетки

Объяснение: собственную молекулу ДНК имеют митохондрии, так как по теории симбиогенеза, когда-то митохондрии были самостоятельными организмами. Правильный ответ — 1.

Процесс транскрипции при биосинтезе белка в эукариотической клетке происходит в

1. Каналах эндоплазматической сети

2. Центриолях клеточного центра

Объяснение: процесс транскрипции — это процесс, при котором происходит синтез иРНК с матрицы ДНК, то есть данный процесс идет в ядре. Правильный ответ — 4.

Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза?

Объяснение: в процессе деления клетки строго равномерно между клетками распределяются хромосомы, при митозе из одной диплоидной клетки получается две гаплоидных. Правильный ответ — 4.

В процессе эмбрионального развития хордовых животных основная часть пищеварительного канала формируется из

Объяснение: эпителий желудка, пищевода, кишечника формируется из энтодермы, а гладкая мускулатура всех органов, в том числе пищеварительного канала, формируется из мезодермы. Правильный ответ — 1.

Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух гетерозиготных желтозерных растений?

Объяснение: Аа х Аа

То есть, соотношение: 3:1. Правильный ответ — 2.

Примером хромосомной мутации в клетках служит

1. Уменьшение числа хромосом в ядре

2. Утрата одного плеча хромосомы

3. Кратное увеличение набора хромосом

4. Выпадение нескольких нуклеотидов в гене

Объяснение: хромосомная мутация — мутация, связанная с изменением структуры хромосом, то есть правильный ответ — 2.

В селекции животных для закрепления признаков у потомков одного вида применяют скрещивание

Объяснение: в селекции для выведения определенной породы или закрепления определенных признаков скрещивают близкородственных особей, имеющих этот признак. Правильный ответ — 1.

Синдром приобретенного иммунодефицита, или СПИД, вызывается

1. Болезнетворной бактерией

Объяснение: СПИД вызывается вирусом, при заражении данным вирусом, он начинает проявляться как ВИЧ — вирус иммунодефицита.

Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, происходит за счет

1. Оттока питательных веществ из листьев в другие органы

2. Корневого давления и испарения воды листьями

3. Отложения питательных веществ в запас

4. Расщепления сложных органических веществ до простых

Объяснение: вода поступает в растение из почвы через корни, а определенное давление создается за счет испарения воды листьями. Правильный ответ — 2.

Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных,

1. Имеют вегетативные органы

3. Не участвуют в фотосинтезе

4. Не образуют цветки и плоды

Объяснение: главные признаки покрытосеменных — наличие цветков и плодов, а у голосеменных нет ни цветков ни плодов. Правильный ответ — 4.

Стрекательные клетки гидры

2. Участвуют в передвижении

3. Парализуют добычу и врагов

4. Осуществляют синтез веществ

Объяснение: стрекательные клетки гидры выполняют защитную функцию — они парализуют добычу и врагов. Правильный ответ — 3.

К какой группе животных принадлежит ланцетник?

Объяснение: ланцетник находится на начальных ступенях эволюции хордовых животных, а именно относится к подтипу Бесчерепные. Правильный ответ — 3.

В организме человека свойство автоматии, или способности регулярно самовозбуждаться, присуще клеткам

4. Подкожной жировой клетчатки

Объяснение: автоматия свойственная сердечной мышце, именно с эти свойством связано строение сердечной мышцы. Правильный ответ — 2.

В каком из отделов пищеварительной системы происходит всасывание продуктов расщепления белков, жиров и углеводов?

Объяснение: всасывание продуктов расщепления начинается в тонком кишечнике, так как в желудке происходит расщепление сложных органических молекул до простых при помощи желудочных кислот и ферментов. Правильный ответ — 1.

В организме человека центр, регулирующий частоту сердечных сокращений, расположен в

3. Белом веществе спинного мозга

4. Сером веществе спинного мозга

Объяснение: центр сердечных сокращений, а также дыхательный центр и др., находятся в продолговатом мозге. Правильный ответ — 2.

Белое вещество спинного мозга человека выполняет функцию

1. Синтеза гликогена из глюкозы

3. Проведение нервных импульсов

4. Очищение крови от конечных продуктов обмена

Объяснение: серое вещество спинного мозга состоит из тел нервных клеток, а белое вещество — из отростков нервных клеток.

Один из способов профилактики расстройства зрения у человека заключается в регулярном употреблении

1. Продуктов, содержащих витамин А

3. Свежих фруктов, богатых витамином С

4. Продуктов, содержащих сахарозу

Объяснение: продукты, содержащие витамин А, употребляют для профилактики расстройства зрения. Это такие продукты, как желтые и оранжевые овощи и фрукты, печень, рыбий жир и т.д. Правильный ответ — 1.

Изменения в поведении птиц, предшествующие их спариванию, могут привести к

1. Репродуктивной изоляции

2. Географической изоляции

3. Биологическому регрессу

Объяснение: спариванию птиц предшествует репродуктивная изоляция. Но при этом происходит только спаривание между особями определенной популяции. Правильный ответ — 1.

Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?

Объяснение: стабилизирующая форма естественного отбора — такая форма, при которой сохраняются особи со средним значением (проявлением) признака в постоянных (или исходных) условиях среды. Правильный ответ — 2.

Среди названных органов гомологичными являются

2. Роющие конечности крота и медведки

3. Конечности крота и крылья летучей мыши

4. Ласты кита и плавники рыб

Объяснение: гомологичные органы — это такие органы, которые одинаковы (или сходны) по строению и происхождению, но выполняют разные функции. Например, конечности разных млекопитающих: у крота — для рытья, у китообразных — для плавания, у копытных — для бега. Такое развитие произошло в результате дивергенции (расхождения признаков). Правильный ответ — 3.

Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения

1. Гриб и водоросль в лишайнике

2. Культурные и сорные растения

4. Плотоядные и растительноядные животные

Объяснение: гриб и водоросль в лишайнике существуют во взаимовыгодных отношениях — симбиозе, культурные и сорные растения конкурируют между собой, уж охотится на лягушку (хищничество), плотоядные животные охотятся на растительноядных (хищничество). Правильный ответ — 2.

Плодовый сад, в отличие от леса, считают агроценозом, так как в нем

1. Высокая численность продуцентов одного вида

3. Происходит круговорот веществ

4. Сложная сеть пищевых взаимоотношений

Объяснение: плодовый сад является искусственной экосистемой, так как там преобладают монокультуры — яблоня, вишня, груша или другое растение, то есть — высокая численность продуцентов одного вида. Правильный ответ — 1.

Главную роль в круговороте веществ в биосфере выполняют

Объяснение: главную роль в круговороте веществ играют живые организмы, так как именно за счет живых организмов происходят различные изменения химических веществ: из неорганических веществ в органические и обратно. Правильный ответ — 1.

Верны ли следующие суждения о путях эволюции?

А. Сокращение численности вида венерина башмачка — пример его развития по пути дегенерации

Б. Расширение ареала вида, увеличение его численности — свидетельство его развития по пути дивергенции

Объяснение: сокращение численности — пример биологического регресса, а не дегенерации, а расширение ареала вида и увеличение численности — пример биологического прогресса, а не дивергенции. Правильный ответ — 4.

В темновую фазу фотосинтеза, в отличие от световой, происходит

2. Восстановление углекислого газа до глюкозы

3. Синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света

4. образование молекулярного кислорода

5. Использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

6. Образование молекул крахмала из глюкозы

приведем перечень процессов, которые происходят в световую и темновую фазы фотосинтеза.

5. Образование свободного кислорода

1. Фиксация углекислого газа

2. Образование глюкозы (цикл Кальвина)

Какие примеры иллюстрирует возбуждение симпатической нервной системы?

1. Усиление сердечных сокращений

2. Усиление перистальтики кишечника

3. Понижение артериального давления

4. Расширение зрачков глаз

5. Увеличение сахара в крови

6. Сужение бронхов и бронхиол

Объяснение: симпатическая и парасимпатическая отделы нервной системы являются антагонистами, если симпатическая нервная система расширяет зрачок, повышает давление, сужает артерии, увеличивает количество сахара в крови, учащает сердечные сокращения, уменьшает перистальтику кишечника, то парасимпатическая система — наоборот, сужает зрачок, понижает давление, расширяет артерии, уменьшает количество сахара в крови, замедляет сердцебиение, усиливает перистальтику кишечника. Правильный ответ — 145.

Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1. Наличие двойного оплодотворения

2. Образование корней у папоротниковидных

3. Снижение испарения путем образования воскового налета на листьях

4. Усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5. Образование плодов с семенами у покрытосеменных растений

6. Сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Объяснение: ароморфоз — изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Поэтому к ароморфозам растений отнесем: наличие двойного оплодотворения, образование корней у папоротниковидных и образование плодов с семенами у покрытосеменных растений. Правильный ответ — 125.

Установите соответствие между характеристикой и процессом.

Характеристика

А. Происходит в хлоропластах

В. Является этапом энергетического обмена

Г. Происходит в цитоплазме

Д. Происходит фотолиз воды

Объяснение: фотосинтез — процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды, а гликолиз — часть дыхания, то есть энергетического обмена. Фотосинтез происходит в окрашенных органеллах — хлоропластах, при этом синтезируется глюкоза и идет фотолиз воды. А гликолиз происходит в цитоплазме. Правильный ответ — 11221.

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

А. Оплодотворение внутреннее

Б. Оплодотворение у большинства видов наружное

Г. Размножение и развитие происходит на суше

Д. Яйца с большим запасом питательных веществ

Объяснение: пресмыкающиеся — более прогрессивная группа организмов, их развитие не связано с водой, они имеют внутреннее оплодотворение, прямое развитие и они имеют яйца с большим запасом питательных веществ. Правильный ответ — 21122.

Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.

А. Обеспечивает инстинктивное поведение

Б. Обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида

В. Позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни

Г. Определяет поведение организма в изменившихся условиях

Вид рефлекса

Объяснение: сначала разберемся в терминологии. Рефлекс — ответ организма на действие раздражителей или внешней среды. Безусловный рефлекс — рефлекс, присутствующий у вида (или группы видов) с рождения, выработанный (закрепленный из поколения в поколение (например, сосание, глотание, чихание и т.д.). Рефлекторная дуга таких рефлексов преимущественно проходит через спинной мозг. Условный рефлекс — рефлекс, возникающий в организме человека (или животных) в процессе жизни в определенной среде обитания, как приспособление к этой среде. Условные рефлексы для каждого организма индивидуальны и при переселении на другую территорию (или при неиспользовании рефлекса) угасает. Рефлекторная дуга таких рефлексов проходит через головной мозг. Поэтому, правильный ответ — 1122.

Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом.

Характеристика

А. Действует в природе постоянно

Б. Сохраняет особей с признаками, интересующими человека

В. Обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биоценозах

Г. Приводит к возникновению новых видов

Д. Способствует созданию новых пород животных

Объяснение: Естественный отбор — отбор, в результате которого (в естественной среде) выживает наиболее приспособленный к данным условиям среды организм (выделяют формы отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный). Искусственный отбор — отбор, осуществляемый человеком, с целью сохранения (чаще всего выведения чистых линий) нужных человеку признаков (например, большая мышечная масса, удой молока, яйценоскость и т.д.). Поэтому к естественному отбору отнесем: действие в природе постоянно, обеспечение формирования приспособленности к условиям жизни в биоценозах и естественный отбор приводит к возникновению новых видов. Правильный ответ — 12112.

Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого.

Объяснение: рассмотрим схему уровней организации живого.

Известно, что при выращивании клевера, сои, фасоли не требуется подкормка азотными удобрениями. Объясните почему.

Объяснение: все перечисленные растения являются бобовыми, а в симбиозе с бобовыми растениями живут клубеньковые бактерии, которые фиксируют молекулярный азот и перерабатывают его в усваиваемую растениями форму.

Используя рисунок процесса полового размножения хламидомонады, объясните, в чем сущность полового размножения и каково его отличие от бесполого. В результате какого процесса образуются гаметы, в чем их особенность? Какой цифрой на рисунке обозначена зигота? Чем она отличается от гамет?

Объяснение: при бесполом размножении содержимое одноклеточной хламидомонады делится на 4 части при помощи мейоза, в результате чего образуются зооспоры, которые выполняют функцию расселения, затем маленькие клетки дорастают до размера материнской клетки и делятся мейозом опять. А в неблагоприятных условиях происходит половое размножение, при этом а материнской клетке образуются двужгутиковые гаметы (3), они выходят из материнской клетки и сливаются попарно с другими особями, зигота покрывается плотной оболочкой и зимует (переживает неблагоприятные условия), затем зигота делится, в результате чего образуется 4 диплоидных хламидомонады, которые вырастают до материнских размеров.

Зигота на рисунке обозначена цифрой 5. От гаплоидных гамет она отличается своей диплоидностью.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Тело майского жука, покрытое кожей с кутикулой, подразделяется на голову, туловище и брюшко. 2. Пищеварительная система жуков начинается на голове ротовым отверстием с колющим ротовым аппаратом. 3. Продукты обмена веществ выделяются через зеленые железы. 4. Газообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей. 5. Незамкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов.

Объяснение: предложение 1 — тело майского жука покрыто не кожей с кутикулой, а хитиновым покровом, а подразделяется оно на голову, грудь и брюшко. Предложение 2 — ротовой аппарат майского языка не колющий, а грызущий. Предложение 3 — зеленые железы не являются органами выделительной системы, так как продукты обмена майского жука выделяются через мальпигиевы сосуды и жировое тело.

Объясните, видоизменением какого органа цветкового растения является кочан капусты.

Объяснение: кочан капусты является видоизмененной почкой, так как во второй год жизни из кочана формируется взрослое растение, которое имеет все генеративные органы, то есть цветок и плоды с семенами. Так же кочан капусты напоминает почку по строению: кочерыга — видоизмененный стебель, на нем располагаются толстые листья и зачаточные почки.

В какой экосистеме — картофельного поля или луга — более длинные и разнообразные цепи питания? Ответ поясните.

Читайте также:  Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном а дальтонизм

Объяснение: картофельное поле — искусственная экосистема, а луг — естественная экосистема. Более длинные и разнообразные цепи питания — в естественной экосистеме, так как на лугу больше и растений и животных и микроорганизмов и монокультура (картофель) не преобладает.

Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участко центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦТТАЦГГГЦАТГГЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните.

Объяснение: по данной последовательности нуклеотидов в ДНК найдем последовательность нуклеотидов тРНК. Будем использовать принцип комплементарности: А=У, Г=Ц.

Третий триплет — ЦЦГ соответствует соответствует на иРНК — ГГЦ.

Мужчина, страдающий глухотой и дальтонизмом, женился на здоровой женщине. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь с хорошим слухом, но дальтоник. У человека глухота — аутосомный, рецессивный признак, дальтонизм — признак рецессивный, сцепленный с полом. Составьте схему решения задачи. Укажите возможные фенотипы и генотипы детей в этой семье. Определите вероятность рождения детей, страдающих обеими аномалиями.

Аа, АА — не глухой (несет ген глухоты во втором случае)

ХDXd — хдоровая мать (несет в себе ген дальтонизма)

Гаметы: АХD, аХD, АXd, aXd x aXd, aY

AaXDXd — нормальный слух, нормальное зрение (здоровый ребенок)

ааXDXd — глухая, нормальное зрение

AaXdXd — нормальный слух, дальтоник

AaXDY — нормальный слух, нормальное зрение (здоровый ребенок)

ааXDY- глухой, нормальное зрение

AaXdY- нормальный слух, дальтоник

Среди мальчиков вероятность иметь обе аномалии — 1/4, и среди девочек тоже, то есть 25%.

источник

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А36) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. С использованием какого метода было установлено на­следование дальтонизма у человека?

А2. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях и хлоропластах клеток

A3. Переход электронов на более высокий энергетический уровень происходит в световую фазу фотосинтеза в молекулах

А4. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает та­кой же набор хромосом, как и материнская, потому что

1) в профазе происходит спирализация хромосом

2) происходит деспирализация хромосом

3) в интерфазе ДНК самоудваивается, в каждой хромосоме образуется по две хроматиды

4) каждая клетка содержит по две гомологичные хромосомы

А5. Какие формы жизни занимают промежуточное положе­ние между телами живой и неживой природы?

А6. Какой пример размножения организмов характеризуется как половой?

3) спорообразование у мхов

4) регенерация у пресноводной гидры

А7. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

А8. При скрещивании растения, гетерозиготного по одной паре признаков, с гомозиготным доля гомозигот в потомстве составит

А9. Мутации могут быть обусловлены

1) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет

2) перекрестом хромосом в ходе мейоза

3) новыми сочетаниями генов в результате оплодотворения

4) изменениями структуры генов и хромосом

А10. Чем отличается спора гриба от споры бактерии?

1) представлена только одной клеткой

2) выполняет функцию размножения

3) разносится ветром на большое расстояние

4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям

А11.Поступление в растение воды, необходимой для фото­синтеза, зависит от

1) корневого давления и испарения воды листьями

2) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам

3) скорости роста и развития растения

4) процесса деления и роста клеток корня

А12. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосе­менных, характерно

3) наличие вегетативных органов

4) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек

А13. Среди беспозвоночных животных наиболее сложное строение имеют

А14. Сердце головастика по строению имеет сходство с сердцем

А15. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань

А16. Испарение пота и расширение кровеносных сосудов, расположенных близко к поверхности кожи,

1) приводит к повышению артериального давления

2) вызывает повышение температуры тела

3) увеличивает скорость движения крови по сосудам

4) защищает организм от перегревания
А17. Химическое взаимодействие клеток, тканей, органов и сис­тем органов, осуществляемое через кровь, происходит в процессе

1) различения раздражений в коре головного мозга

А18. Проводниковая часть зрительного анализатора —

4) зрительная зона коры головного мозга
А19. Дышать следует через нос, так как в носовой полости

2) имеются хрящевые полукольца

4) воздух согревается и очищается
А20. Особи объединяются в одну популяцию на основе

2) равного соотношения полов

А21. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида

1) возрастает число спонтанных мутаций

2) проявляется стабилизирующий отбор

3) проявляется движущий отбор

А22. Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате

1) географической изоляции

2) взаимодействия движущих сил эволюции

3) мутационной изменчивости

А23. В процессе исторического развития животного мира Земли появлению земноводных предшествовали
1) ихтиозавры

4) зверозубые млекопитающие

А24. Сигналом, вызывающим наступление листопада у рас­тений в умеренном климате, служит

1) понижение температуры воздуха

2) сокращение длины светового дня

3) уменьшение питательных веществ в почве

4) образование пробкового слоя в черешке

А25. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты

1) участвуют в образовании органических веществ из неорга­нических

2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ

3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию

4) поглощают углекислый газ и кислород

А26. Почему численность завезенных в Австралию кроликов возросла во много раз?

1) на новой территории у них не было врагов

2) на континенте преобладает сухой климат

3) они питались травянистыми растениями

4) для них характерна забота о потомстве

А27. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка?

1) гидрофобные между радикалами аминокислот

2) водородные между полипептидными нитями

3) пептидные между аминокислотами

4) водородные между NH и СО группами

А28. В процессе хемосинтеза, в отличие от фотосинтеза,

1) образуются органические вещества из неорганических

2) используется энергия окисления неорганических веществ

3) органические вещества расщепляются до неорганических

4) источником углерода служит углекислый газ

А29. В профазе митоза не происходит

1) растворения ядерной оболочки

А30. Определите соотношение расщепления признаков по фенотипу у потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготных растений гороха.

A31. Верхушки главных корней рассады капусты при пере­садке прищипывают с целью

1) усиления роста боковых корней

2) увеличения длины корневых волосков

3) увеличения числа придаточных корней

4) повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям

А32. Какой из перечисленных ниже процессов характерен только для животных?

1) образование органических веществ из неорганических на свету

2) восприятие раздражений из окружающей среды и преоб­разование их в нервные импульсы

3) поступление веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности

4) поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания

А33. Энергия, необходимая для мышечного сокращения, ос­вобождается при

1) расщеплении органических веществ в органах пищеваре­ния

2) раздражении мышцы нервными импульсами

3) окислении органических веществ в мышечных волокнах

4) синтезе АТФ в митохондриях мышечных клеток

А34. Давление на барабанную перепонку, равное атмосфер­ному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека

3) перепонкой овального окна

А35. Популяцию считают элементарной единицей эволю­ции, так как

1) в ней действуют факторы эволюции

2) особи популяций имеют сходный обмен веществ

3) особи популяции отличаются размерами

4) она не способна изменяться во времени

А36. В процессе круговорота веществ содержащаяся в орга­нических веществах энергия освобождается в результате

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1–В3 выберите три верных ответа из шести. Обведите

выбранные цифры и запишите их в таблицу в порядке возрастания

В1. Каково строение и функции митохондрий?

1) расщепляют биополимеры до мономеров

2) характеризуются анаэробным способом получения энергии

3) содержат соединённые между собой граны

4) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

5) окисляют органические вещества с образованием АТФ

6) имеют наружную и внутреннюю мембраны

В2.По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет

4) насыщенная углекислым газом

В3. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

1) превращение передних конечностей в ласты

2) дыхание кислородом, растворенным в воде

3) дыхание кислородом воздуха

5) толстый подкожный слой жира

6) постоянная температура тела

При выполнении заданий В7–В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В4. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ФУНКЦИЙ

А) состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток

Б) имеют устьица, чечевички

В) образованы клетками удли­нённой формы, сообщающи­мися между собой

Г) обеспечивают защиту орга­нов растения от неблагопри­ятных воздействий среды

Д) осуществляют газообмен и испарение воды

Е) включают сосуды и ситовид­ные трубки

В5. Установите соответствие между признаком и способом регуляции, для которого он характерен у животных.

A)скорость проведения информации сравнительно невысокая

Б) является более древней формой взаимодействия клеток и органов

B) эволюционно более поздний способ регуляции

Г) осуществляется посредством электрических импульсов

Д) осуществляется посредством хи­мически активных веществ, по­ступающих в кровь, лимфу и тка­невую жидкость

Е) осуществляется очень быстро

В6. Установите соответствие между признаком моллюска боль­шого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА

A) характерно самооплодотворение

Б) коричневый цвет раковины

Г) растительноядное животное

Д) раковина спирально закручена

Е) прикрепляется на водные растения

При выполнении заданий В7–В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В7. Установите последовательность этапов пищевого реф­лекса у окуня.

A) возникновение нервных импульсов в рецепторах органов зрения при появлении в поле зрения мелких рыб

Б) передача нервных импульсов по двигательным нервам к мышцам

B) стремительное движение к жертве и захват её

Г) передача нервных импульсов по зрительному нерву в центральную нервную систему

Д) анализ и синтез сигналов в центральной нервной системе

В8.Установите последовательность процессов, происходящих в водоеме, расположенном вблизи поля, на которое внесены высокие дозы удобрений

А) увеличение стока минеральных веществ

Б) бурное развитие одноклеточных водорослей

В) уменьшение прозрачности воды

Г) гибель животных и донных растений

Д) увеличение концентрации минеральных веществ в водоеме

Для ответов на задания этой части (С1−С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2–С6 – полный развёрнутый ответ.

С1. У собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на световой сигнал. Во время подачи условного раздра­жителя (зажигание лампочки) раздается резкий громкий звук, и условный рефлекс (выделение слюны) не проявляется. Какое явление описано и каков его механизм?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Класс Ракообразные является самым многочисленным классом типа Членистоногие.

2. Тело ракообразных состоит из головы, груди и брюшка.

3. Представители класса имеют 5 пар ходильных ног.

4. Все ракообразные ведут водный образ жизни.

С3. Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя?

С4. Какие биотические факторы могут привести к сокращению попу­ляции зайцев?

С5. Чем отличаются ферменты от неорганических катализаторов?

С6. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью и черных морских свинок с мохнатой шерстью получено потомство; 25% черных гладких, 25% белых мохнатых, 25% черных мохна­тых и 25% белых гладких. Определите генотипы родителей, по­томства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть — ре­цессивные признаки.

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

источник

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Единицы измерений писать не нужно.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Генофонд популяции — это совокупность всех составляющих ее

С помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека?

Совокупность генов, ко­то­рую организм по­лу­ча­ет от родителей, называют

Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека

Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют

Особи, образующие один сорт гамет и не дающие расщепления признаков в потомстве

Сущность гибридологического метода заключается в

Аллельные гены рас­по­ла­га­ют­ся в

Фенотипическое проявление одного аллеля у гетерозиготной особи — это

Совокупность всех генов га­п­ло­ид­но­го набора хро­мо­сом — это

Для определения влияния условий жизни на фенотип человека проводят наблюдения за однояйцевыми близнецами, так как

Белая окраска шерсти в первом гибридном поколении морских свинок не проявляется, поэтому данный признак называют

Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление одного и того же признака, называют

Парные гены гомологичных хромосом называют

Преобладающий признак, который проявляется у гибридного потомства, называют

Совокупность мор­фо­ло­ги­че­ских и фи­зио­ло­ги­че­ских признаков ор­га­низ­ма называют

Читайте также:  Берут ли в военное училище с дальтонизмом

С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка

Г. Мендель ввел понятие »наследственный фактор», которое в современной генетике соответствует понятию

Гибридные особи по своей генетической природе разнородны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют

Совокупность всех внеш­них и внут­рен­них признаков ор ганизма составляет

Какое число признаков определяется одним аллелем

Хромосомная болезнь человека — синдром Дауна — была изучена с помощью метода

Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений

Метод, использованный Г. Менделем в научных исследованиях,-

Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют

Изучение родословной человека в большом числе поколений составляет сущность метода

Чистая линия рас­те­ний — это потомство

Совокупность всех генов организма — это

Как на­звал Г. Мен­дель признаки, не про­яв­ля­ю­щи­е­ся у гибридов пер­во­го поколения

Парные гены, определяющие окраску лепестков растений ночной красавицы, расположенные в гомологичных хромосомах, называют

С помощью генеалогического метода можно выяснить

У овса устой­чи­вость к ржав­чи­не доминирует над вос­при­им­чи­во­стью (b) к этой болезни. Скре­стили восприимчивое к ржав­чи­не растение с го­мо­зи­гот­ным устойчивым растением. Каким будет со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов в F2?

В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х – хромосоме. Определите генотипы родителей, сына – дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

Произвели скрещивание двух растений ночной красавицы с белыми и красными цветками (неполное доминирование красного цвета). Определите каков процент растений с розовыми цветками будет среди гибридов первого поколения.

Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой (в). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов?

Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.

У кур встре­ча­ет­ся сцеп­лен­ный с полом ле­таль­ный ген (а), вы­зы­ва­ю­щий ги­бель эмбрионов, ге­те­ро­зи­го­ты по этому гену жизнеспособны. Скре­сти­ли нор­маль­ную ку­ри­цу с ге­те­ро­зи­гот­ным по этому гену пе­ту­хом (у птиц ге­те­ро­га­мет­ный пол — женский). Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, пол и ге­но­тип воз­мож­но­го потом­ства и ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потомства.

Какое потомство получится при скрещивании гомозиготной комолой (безрогой) коровы с рогатым быком, если ген комолости доминирует? Какие законы наследственности подтверждаются при этом?

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

Какова сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана?

У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные нерыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий.

Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки — черное оперение (А), хохлатость (В).

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена.

Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Голубоглазый мужчина, оба ро­ди­те­ля которого кареглазые, же­нил­ся на ка­ре­гла­зой женщине, мать ко­то­рой голубоглазая, а отец — кареглазый. От брака ро­дил­ся голубоглазый сын. Со­ста­вить родословную и ука­зать генотипы всех родственников.

У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (X Н – нормальная свёртываемость крови, X h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

У су­пру­же­ской пары, в ко­то­рой оба су­пру­га об­ла­да­ли нор­маль­ным зрением, родились: 2 маль­чи­ка и 2 де­воч­ки с нор­маль­ным зре­ни­ем и сын-дальтоник. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ные ге­но­ти­пы всех детей, родителей,а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы де­ду­шек этих детей.

По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей без малых коренных зубов у этой супружеской пары?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) — над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

Черная окраска меха у норок доминирует над голубой. Как доказать чистопородность двух черных норок, приобретенных звероводческой фермой?

У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной

У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак — h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном Х B рыжая — Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Второй сын Анны и Павла и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех указанных родственников?

Одна из форм ане­мии (заболевание крови) наследуется, как ауто­сом­ный доминантный признак. У го­мо­зи­гот это за­бо­ле­ва­ние приводит к смерти, у ге­те­ро­зи­гот проявляется в лег­кой форме. Жен­щи­на с нор­маль­ным зрением, но лег­кой формой ане­мии родила от здо­ро­во­го по крови муж­чи­ны дальтоника, сына, стра­да­ю­ще­го легкой фор­мой анемии и дальтонизмом. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и ве­ро­ят­ность рождения сле­ду­ю­ще­го сына без аномалий, ука­зав его генотип?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства — соотношение генотипов и фенотипов.

У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов.

При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% — с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

источник

Заболевание дальтонизм является одним из самых распространенных. Нет ни одного жителя планеты, который не слышал об этом заболевании. Согласно статистике, дальтонизм встречается у каждого 9 жителя планеты. Проблема заключается в том, что у человека отсутствуют пигменты в фоторецепторах, которые находятся в центре сетчатки глаза.

Как различают цвета женщины дальтоники

Наиболее распространенной проблемой на сегодняшний день является дихромазия. Определить дальтонизм у ребенка крайне сложно. В большинстве случаев это связано с тем, что дети просто не говорят, что не различают цвета. В этой статье мы решили разобраться, как наследуется дальтонизм.

Нарушения цветовосприятия чаще всего определяют при обследовании с помощью полихроматических таблиц Рабкина. Специалисты в процессе проверки используют таблицы, а также в некоторых случаях может быть задействована спектральная аппаратура.

Полихроматический тест с помощью таблиц Рабкина: обследуемому показывают 27 цветных таблиц, на которых присутствуют рисунки. Они выполнены с помощью цветных кружков или точек с разными цветами, но одинаковых по яркости. Дальтоники не смогут различить рисунок. Они видят только поле, которое заполнено точками или кружочками.

Тест Ишихара: пациенту специалисты предлагают прочесть письмо, которое состоят из красочных пятен. По результатам определяют наличие нарушения восприятия цвета и какого именно. Эти тесты обычно используют для взрослых людей с нарушенной психикой.

Дети, а также умственно отсталые лица могут исказить результаты. Именно поэтому для них специалисты используют отдельные тесты, которые помогут определить наличие дальтонизма по косвенным признакам. При нормальном цветоощущении пациенты дают свыше 90% правильных ответов, а дальтоники не больше 25%. В некоторых случаях перед зачатием девушка желает установить степень риска появления дальтонизма у ребенка. В этом случае потребуется проведение генетического теста.

С помощью тестирования ДНК можно выявить ген с мутацией, но так как в настоящее время устранить мутацию гена невозможно, то практического значения этот дорогостоящий метод просто не имеет.

Если будет интересно тогда можете прочесть про женский дальтонизм.

Схема наследования дальтонизма при различных сочетаниях здоровых и поврежденных генов мужчины и женщины выглядит следующим образом:

  1. Если у здоровой женщины с 2 Х хромосомами (ХХ) и мужчины дальтоника с 1 Х – хромосомой (X*Y) родиться дочь, то в этом случае она станет носительницей рецессивного гена (Х*Х), но страдать таковой слепотой не будет. При рождении сына он будет полностью здоров и ему не будет грозить эта болезнь за счет наследования по отцовской линии только Y хромосомы.
  2. Если мужчина здоров, но женщина является носительницей больного гена (Х*Х), тогда можно с 50% вероятностью утверждать, что их дочь наследует это заболевание, но оно не будет ее беспокоить на протяжении жизни. Мальчики в 50% случаев рождаются здоровыми, а в 50% случаев дальтониками.
  3. У женщины-носительницы пораженного гена и мужчины с цветовой слепотой дефектная хромосома передастся половине дочерей, но они заболеют (Х*Х) в отличии от второй половины дочек, которые окажутся носительницами недуга (Х*Х*). Аналогичная картина наблюдается и у мальчиков.
  4. Если женщина-дальтоник, а у мужчины все в порядке, больной материальный носитель наследственности передается дочерям от матери, но они лишь станут его носителями, так как им останется здоровый ген от отца. Мальчики, которые родятся в этой семье поголовно будут дальтониками.
  5. Если цветовая слепота наблюдается у отца и у матери, то поврежденные гены передадутся всем детям без исключения. В подобном случае нарушение разноцветного восприятия наследуется на 100% независимо от пола.

Механизм наследования дальтонизма

Практически в 90% случаев наследование цветовой слепоты будет зависеть от пола ребенка. Мальчики намного больше подвергаются этому заболеванию, чем девочки, которые никогда не наследуют цветовую слепоту. Женский генотип также может содержать пораженный материальный носитель наследственности.

Недуг передается по наследству, поэтому чтобы проследить дальтонизм достаточно просто взглянуть на родственную. В некоторых случаях разноцветная слепота появляется у человека в процессе жизнедеятельности.

Вот самые распространенные причины возникновения дальтонизма:

  1. Травмироваание мозга.
  2. Сбои в работе нервной системы.
  3. Продолжительная работа за компьютером.
  4. Травмирование глаз, в результате которого происходит поражение зрительного нерва.
  5. Затемнение хрусталика.
  6. Прием лекарственных препаратов без назначения врача.

Тест на дальтонизм

Возникновение врожденного дальтонизма связано с передачей пораженных генов в процессе зачатия. Они вызывают зрительное нарушение в процессе зачатия.

Важно знать! Различной степенью дальтонизма страдает 2-8% мужчин и только 0.4% женщин.

Теперь вы знаете, как передается дальтонизм и какие существуют его разновидности. Наследственный дальтонизм не поддается лечению, так как его составляющая формируется в процессе зачатия. Надеемся, что эта информация была полезной и интересной.

Читайте также:  Близорукий левша страдающий дальтонизмом вступает в брак с близорукой

источник

Название: ЕГЭ 2008. Биология. Реальные задания.

Автор: Никишова Е.А., Шаталова С.П.
2008

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 включает 36 заданий (А1—А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (В1—В8): 3 — с выбором трёх верных ответов из шести, 3 — на соответствие, 2 — на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (C1—C6).
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до трёх баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

А1. С помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека?
1) гибридологического 3) генеалогического
2) близнецового 4) биохимического
А2. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях и хлоропластах клеток
1) бактерий 2) эукариот 3) прокариот 4) бактериофагов
A3. Переход электронов на более высокий энергетический уровень происходит в световую фазу фотосинтеза в молекулах
1) хлорофилла 3) углекислого газа
2) воды 4) глюкозы
А4. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, как и материнская, потому что
1) в профазе происходит спирализация хромосом
2) в телофазе происходит деспирализация хромосом
3) в интерфазе ДНК самоудваивается, в каждой хромосоме образуется по две хроматиды
4) каждая клетка содержит гомологичные хромосомы

Содержание
Предисловие. А.Г. ЕРШОВ 5
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЕГЭ
Правила для участников единого государственного экзамена 6
Вариант бланков I
Описание форм бланков ответов участника ЕГЭ, проводимого с использованием АИС «Экзамен» 16
Правила заполнения бланков ответов 17
Образцы экзаменационных бланков 20
Вариант бланков II
Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ 22
Правила заполнения бланков 24
Образцы экзаменационных бланков 35
ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Инструкция по выполнению работы 38
Вариант 1
Часть 1 39
Часть 2 43
Часть 3 46
Бланки ответов 47
Вариант 2
Часть 1 49
Часть 2 53
Часть 3 55
Бланки ответов 58
Вариант 3
Часть 1 60
Часть 2 64
Часть 3 67
Бланки ответов 68
Вариант 4
Часть 1 70
Часть 2 75
Часть 3 78
Бланки ответов 79
Вариант 5
Часть 1 81
Часть 2 85
Часть 3 88
Бланки ответов 89
Ответы 91
Разбор наиболее трудных заданий 116

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2008. Биология. Реальные задания. Никишова Е.А., Шаталова С.П. 2008 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

источник

Дальтонизм – это болезнь органов зрения, которая выражается в неспособности восприятия цветов либо отдельных оттенков. В основном, данная патология передаётся наследственным путём от родителя к ребёнку, но случается и так, что заболевание приобретается в течение жизни. Второй случай возникает при серьёзных травмах органов зрения или болезнях, которые сопровождаются повреждениями сетчатки или зрительного нерва.

Дальтонизм приобретённого типа преобладает только на повреждённых участках глаза, прогрессирует со временем, провоцируя трудности в различии жёлтых и синих оттенков. Гораздо чаще встречается дальтонизм наследственного типа, он поражает оба глаза в равной степени, не ухудшается со временем.

В центральной части сетчатки расположены фоторецепторы. Именно благодаря их слаженной работе и правильному функционированию человек может воспринимать весь цветовой спектр и его оттенки.

Такие клетки называют колбочками, они содержат пигменты красного, синего и жёлтого цвета. Остальные цвета формируются из трёх вышеперечисленных.

Нарушение правильного восприятия цветов возникает из-за недостатка или полного отсутствия какого-либо из трёх базовых пигментов. Основная проблема при дальтонизме связана восприятием зелёного и красного цветов, она встречается у 0,5 % женщин и 8 % заболевших мужчин. Необходимые пигменты остаются в клетках в минимальном количестве, при этом их активность сильно снижена.

До недавнего времени считалось, что подобные дисфункции зрения, нарушающие правильное цветовосприятие, несколько ограничивают людей, и лишают человека возможности полноценно воспринимать все краски окружающего мира.

Джон Дальтон (1766-1844) – известный английский учёный, который памятен любому человеку своими открытиями в области химии и физики. Кроме того, он известен как человек, впервые описавший врождённый дальтонизм, при котором нарушено восприятие цветовой гаммы, на своём примере.

Сам учёный на протяжении многих лет не знал о своём заболевании, и заметил наличие недуга лишь в конце 1790 года. Именно в то время учёный начал углубленное изучение ботаники. Как оказалось, Дальтон испытывал определённые трудности при изучении ботанических определителей и монографии.

Учёный беспрепятственно и быстро мог писать о цветках жёлтых и светлых оттенков, но ему с трудом давался текст, когда речь шла о цветоносах красных и розовых оттенков, ведь они все были для Дальтона одинакового цвета – синие.

Джон Дальтон всё время сравнивал своё видение цветовой палитры с цветовосприятием своих родных и знакомых, тогда он думал о том, что нормальному восприятию цвета мешает синий светофильтр в его глазах. Учёный завещал своему лучшему лаборанту извлечь глаза Дальтона посмертно, и исследовать их на наличие голубого оттенка в стекловидном теле.

После исполнения последнего желания и ряда исследований, лаборант не выявил в них ничего необычного. По его предположению, у Дальтона было поражено патологическим процессом не глазное яблоко, а нервные волокна.

В настоящее время, глаза английского учёного хранятся в колбе со спиртовым раствором, в литературно-философском обществе, в Манчестере. В 1995 году современные ученные исследовали сетчатку глаз Дальтона, и выявили в ней гены дальтонизма.

Дальтонизм, передающийся по наследству, практически невозможно распознать в раннем возрасте, это обусловлено отсутствием клинических симптомов и проявлений. Большинство людей, страдающих дальтонизмом, узнают о наличии данного диагноза уже в подростковом или более старшем возрасте, во время медицинского осмотра либо случайно.

Диагностика для выявления дальтонизма – одинакова для мужчин и женщин. Рассмотрим более детально методики, помогающие постановке диагноза.

Самый простой метод для постановки диагноза дальтонизма – это полихроматические таблицы. Человеку поочерёдно показывают 27 таблиц, которые представляют собой изображения с кружочками или точками разных цветов, из которых составлено определённое изображение или цифры.

Помимо специальных таблиц, для выявления дальтонизма, широко применяется тест Ишихара. Такое тестирование представляет собой аналог письма, вместо букв на нём изображены разноцветные пятна различной яркости. Здоровый человек быстро и без особых усилий сможет справиться с данным заданием, безошибочно прочитав «письмо». Определённые сложности в прохождении задания или невозможность его выполнения возникает только в случае наличия дальтонизма.

Такой вид диагностики не подойдёт людям с какими-либо психическими нарушениями и патологиями. При наличии психических отклонений, дети и взрослые могут сильно исказить результаты тестирования. Специально для таких людей была составлена отдельная система тестирования, которая может выявить дальтонизм по единичным симптомам.

Пациенты, страдающие дальтонизмом, дают только 25 % правильных ответов, в то время как пациенты без патологий органов зрения дают 90 %.

Несмотря на то, что малышам чуть ли не с рождения рассказывают о цветах и их отличиях, по-настоящему их узнавать и различать ребёнок сможет только в возрасте 3-4 лет. Наличие дальтонизма наследственного типа практически невозможно определить у маленьких детей.

Это связано с тем, что малыши ассоциируют запомненные цвета с определёнными предметами, на которых их показывали. Так, ребёнок, страдающий дальтонизмом может безошибочно показывать и называть цвета правильно, просто заучив их. Но когда он сам видит определённые предметы, он не может сказать. У малышей с нарушенным цветовосприятием сохраняется видимость яркости разных цветов, они не понимают, что другие люди видят этот мир по-другому.

Понять, страдает ли ребёнок дальтонизмом можно самостоятельно, без помощи специалистов. Для этого достаточно понаблюдать за ним во время рисования или других творческих занятий. Самый простой метод – попросите ребёнка нарисовать то, что он видит за окном, или изобразить те предметы, цвета которых он точно знает.

Взглянув на рисунок, можно будет понять, как ребёнок воспринимает определённые цвета. Самый распространённый факт, который говорит о наличии дальтонизма – это замена зелёных и красных оттенков на тёмно-коричневые или их неправильное восприятие.

На сегодняшний день наследственный дальтонизм неизлечим. В том случае, если заболевание является приобретённым, его можно максимально скорректировать, облегчив человеку жизнь, и сделав её комфортной.

Учёные активно занимаются новыми разработками в области генной инженерии: с помощью наночастиц вирусов, в сетчатку глаза пересаживается ген, которого не хватает для правильного восприятия цветовой гаммы. Пока что такая технология применяется только на обезьянах, но время не стоит на месте, а новые технологии совершенствуются с каждым днём.

Скорректировать зрение при дальтонизме можно с помощью:

  • специальных линз, изменяющих длину волн необходимых цветов;
  • очков с линзами, которые блокируют свет. Дальтонику гораздо проще различать цвета при слабых световых источниках;
  • многослойные линзы в очках. Они станут палочкой-выручалочкой при лёгкой степени дальтонизма, усилив восприятие зелёных и красных оттенков.

Специальные коррекционные очки существуют для каждого типа искажённого восприятия цветов. Принцип действия таких очков – сквозь линзы проходят только базовые цвета – красный, зелёный и синий, в тоже время усиливая их восприятие. Человек, надев очки, не видит дополнительные оттенки, которые мешают его восприятию основных цветов.

Несколько интересных фактов о дальтонизме:

  1. Наибольшая концентрация людей, страдающих дальтонизмом – в Словакии и Чехии.
  2. Дальтонизм может возникнуть после серьёзных черепно-мозговых травм или перенесения тяжёлых заболеваний.
  3. Собаки не монохроматики (их зрение не чёрно-белое).
  4. Монохромное зрение наблюдается у 1% из всех дальтоников.
  5. Дальтонизм получил своё название в честь английского учёного Джона Дальтона. О своём заболевании он узнал в 26 лет, узнав, что «синие» цветы – розовые, а его «серый» пиджак – темно-красный.
  6. Знаменитый художник Репин страдал дальтонизмом. Он захотел исправить своё полотно «Иван Грозный и сын его Иван», но из-за нарушенного восприятия цвета чуть было не испортил картину, сильно исказив цвета.
  7. Дальтонизм неизлечим, но цветовосприятие можно скорректировать.
  8. Не спроста интерфейс многих соцсетей и программ выполнен в синих оттенках. Их воспринимает большинство людей, даже с искажённым восприятием цвета.

Наследование ребёнком дальтонизма зависит от его пола, и от того, кто из родителей является носителем «искажающего» гена. В большинстве случаев, дальтонизмом страдают мужчины, а передаётся оно по линии матери.

Дальтонизм наследуют все дети без исключения, но проявляется он не у всех в одинаковой степени. Возможные комбинации передачи гена:

  • мужчина-дальтоник + женщина, не страдающая искажением восприятия цветов = дочери-дальтоники и здоровые сыновья;
  • здоровый мужчина + женщина, страдающая искажённым цветовосприятием = у сыновей и дочерей риск дальтонизма 50%;
  • мужчина-дальтоник + женщина, являющаяся носителем = дочери носители и дальтоники с вероятностью 50%, сыновья-дальтоники в 50%;
  • мужчина-дальтоник + женщина-дальтоник = передача заболевания 100%, как у сыновей, так и у дочерей.

Как уже было сказано ранее, наследственность дальтонизма зависит от того, кто из родителей является носителем дефектного гена, и от пола ребёнка.

Рассмотрим более подробно и схематично, как происходит наследование гена дальтонизма при различных генотипах родителей, являющихся носителями. Возьмём Х – за здоровую хромосому, Х1 — за дефектную хромосому, поражённую дальтонизмом. Итак:

  • женщина, не носитель дальтонизма, здорова (ХХ) + мужчина, страдающий дальтонизмом (Х1Y) = дочери, носители дефектного гена, искажающее цветовосприятие (ХХ1). Они унаследуют хромосому-Х от матери, и ещё одну хромосому от отца, поражённую дальтонизмом. Заболевание рецессивно, что позволит дочерям быть здоровыми. Так же и с сыновьями, которые не станут носителями гена дальтонизма (ХY). Это обусловлено тем, что они получат Y-хромосому от отца, страдающего дальтонизмом. В данном случае передача дальтонизма по наследству = 0%;
  • женщина-носитель дальтонизма (XX1) + здоровый мужчина (XY) = дочери таких родителей будут здоровыми, но в 50% случаев станут носителями дефектного гена. Первая половина будет с ХХ хромосомами, вторая – с ХХ1. У сыновей же, 50% риск стать дальтониками. Больные (Х1Y), здоровые (XY). В данном случае наследовать заболевание могут только сыновья, а риск составит 25%;
  • мужчина-дальтоник (X1Y) + здоровая женщина (ХХ1) = дочери будут носителями дальтонизма с риском 50%, это обусловлено тем, что они унаследуют больную хромосому отца и здоровую хромосому матери. Вторая половина дочек будут дальтониками (Х1Х1). Такая же ситуация будет и у сыновей. В данном случае, риск заболевания будет равен 50%, шансы наследования болезни одинаковы, для сыновей и для дочерей;
  • Женщина-дальтоник (Х1Х1) + здоровый мужчина (XY) = все дочки-носители. В таком случае, все девочки станут носителями заболевания (ХХ1), благодаря здоровой хромосоме отца. Все мальчики унаследуют дальтонизм (Х1Y), из-за дефектной хромосомы матери. Все сыновья будут больны. Риск заболевания 100%;
  • Мужчина и женщина, оба страдающие дальтонизмом = все сыновья и дочери унаследуют дальтонизм (X1X1 и X1Y). Дальтонизм в 100% случаев.

Заболевание дальтонизмом не проявится при наличии аллельного гена (здорового), так как дальтонизм является рецессивным признаком. Поражённый данным заболеванием ген расположен в половых хромосомах. Именно по этой причине гена, который сможет перекрыть «дефектный» — может и не быть. У мужчин есть только одна хромосома – «Х», поэтому они больше подвержены риску проявления заболевания, сопровождающегося искажённым восприятием цветов.

На сегодняшний день, учёные и исследователи ещё не изобрели универсальной «чудо-таблетки» для полного излечения от дальтонизма. Несмотря на это, существует достаточно современных методик и средств, с помощью которых человек сможет чувствовать себя более комфортно и ощутить весь спектр положительных эмоций от ярких красок окружающего мира.

источник