Меню Рубрики

Близорукий левша страдающий дальтонизмом вступает в брак с близорукой

Русский язык, опубликовано 4 часа назад

Другие предметы, опубликовано 6 часов назад

Литература, опубликовано 7 часов назад

Биология, опубликовано 8 часов назад

Геометрия, опубликовано 10 часов назад

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Биология.

Близорукий левша вступил в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. от этого брака родился мальчик левша с нормальным зрением. определите генотипы родителей и ребенка

Т.к. Женщина была нормальной и родила такого же ребёнка, то ее генотип ААВВ
Т.к. Мужчина близорукий левша, а его ребенок правша с нормальным зрением, то у отца генотип аавв
P ААВВ х аавв
|
F АаВв
Ответ: генотип матери ААВВ, отца аавв, ребенка АаВв

Если ответ по предмету Биология отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Близорукий левша, страдающий дальтонизмом, вступает в брак с близорукой правшой, не страдающей дальтонизмом. В этой семье родились одна близорукая

дочь, вторая дочь — левша и сын -дальтоник. Определить генотипы всех членов этой семьи, если известно, что близорукость и умение лучше владеть правой рукой -доминантные аутосомные признаки, а дальтонизм — рецессивный признак, сцепленнный с Х-хромосомой.

аллелю этого гена. Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена, приводящее к поражению мозга — идиотия) наследуется как рецессивный признак (р).

2.У человека глухонемота наследуется как аутосомный рецессивный признак, а подагра – доминантный признак. Оба гена лежат в разных парах хромосом. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре у глухонемой матери, но не страдающей подагрой, и у мужчины, с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.

3.Наследование групп крови и резус-фактора

Положительный резус-фактор обозначается DD или Dd и является доминантным признаком, а отрицательный – dd, рецессивным.

Резус-положительная женщина III группы крови, мать которой имела резус-отрицательную кровь I группы, вступила в брак с резус-отрицательным мужчиной I группы крови. Какова вероятность того, что ребенок унаследовал оба признака отца?

4.Сцепленное с полом наследование

Ген, вызывающий дальтонизм (неспособность различать красный и зеленый цвет), локализован в Х-хромосоме. От брака мужчины-дальтоника со здоровой женщиной родилась девочка дальтоник. Если в этой семье родиться сын, то какова вероятность того, что он будет дальтоником? Каковы генотипы родителей?

цвет глаз у папы? Напишите генотипы всех перечисленных лиц.

Русский язык, опубликовано 4 часа назад

Другие предметы, опубликовано 6 часов назад

Литература, опубликовано 7 часов назад

Биология, опубликовано 8 часов назад

Геометрия, опубликовано 10 часов назад

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Биология.

Близорукий левша вступил в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. от этого брака родился мальчик левша с нормальным зрением. определите генотипы родителей и ребенка

Т.к. Женщина была нормальной и родила такого же ребёнка, то ее генотип ААВВ
Т.к. Мужчина близорукий левша, а его ребенок правша с нормальным зрением, то у отца генотип аавв
P ААВВ х аавв
|
F АаВв
Ответ: генотип матери ААВВ, отца аавв, ребенка АаВв

Если ответ по предмету Биология отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

источник

1.У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой — над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны? Какими могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна.в отношении умения владеть руками.

вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой — ?

F₁: AaBB — карие глаза; праворукость;

AaBb — карие глаза; праворукость;

aaBB — голубые глаза; праворукость;

aaBb — голубые глаза; праворукость;

AaBb — карие глаза; праворукость;

Aabb — карие глаза; леворукость;

aaBb — голубые глаза; праворукость;

aabb — голубые глаза; леворукость; —-1/8*100%=12,5 %

Ответ:вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой —12,5 %.

2.Голубоглазый правша женился на кареглазой правше.У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Ответ: вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой, равна 1/8, или 12,5%.

3.У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены обеих пар находятся в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей? Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?

1) А — близорукость, а — нормальное зрение, В — карие глаза, b — голубые глаза

АаВb — гетерозиготный мужчина

ааbb — женщина с нормальным зрением и голубыми глазами

F1 AaBb — близорукий с карими глазами

Aabb — близорукий с голубыми глазами

aaBb — кареглазый с нормальным зрением

aabb — голубоглазый с нормальным зрением

4.Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братьяи сестры, страдавшие фенилкетонурией, но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех трех признаков, второй был близоруким левшой, третий оказался больным фенилкетонурией. Определите генотипы родителей и всех детей. Определите вероятность того, что четвертый ребенок будет нормален по всем трем признакам.

А-близорукость,а-норма.В-правша,в-левша. С-норма,с- фенилкетонурия.Генотип отца АаввСс гаметы АвС, Авс, авС,авс, генотип женщины ааВвСс, гаметы аВС, аВс, авС, авс. Если расписать гаметы по решетки Пенетта, то вероятность рождения нормального ребенка 3/16.

5. Фенилкетонурия и одна из редких форм агаммаглобулинемии швейцарского типа (обычно ведет к смерти до шестимесячного возраста) наследуются как аутосомные рецессивные признаки. Успехи современной медицины позволяют избежать тяжелых последствий нарушения обмена фенилаланина. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье,где оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов? Определите вероятность рождения больных фенилкетонурией и надежды на спасение новорожденных в семье, где обародителя гетерозиготны по обеим парам признаков.

а)вероятность рождения здоровых детей в семье(АА, Аа) — ?

б)вероятность рождения больных фенилкетонурией(аа) — ?

здоровые дети фенилкетонурия

а)вероятность рождения здоровых детей в семье(АА, Аа)=75%;

б)вероятность рождения больных фенилкетонурией(аа)=25%.

6. Фруктозурия имеет две формы. Одна протекает без клинически выраженных симптомов, вторая ведет к торможению физического и умственного развития. Обе наследуются как рецессивные несцепленные между собой (т. е. находящиеся в разных парах хромосом) признаки. Один из супругов имеет повышенное содержание фруктозы в моче, следовательно, гомозиготен по фруктозурии, не проявляющейся клинически, но гетерозиготен во второй форме заболевания. Второй супруг в свое время прошел успешно курс лечения по второй форме фруктозурии, но гетерозиготен по бессимптомной ее форме. Какова вероятность рождения в этой семье детей, страдающих клинически выраженной формой фруктозурии?

7. У человека имеется два вида слепоты и каждая опре деляется своим рецессивным аутосомным геном. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность того, что ребенок родится слепым, если отец и мать его страдают одним и тем же видом наследственной cлепоты, а по другой паре генов слепоты нормальны? Какова вероятность рождения ребенка слепым в семьев том случае, если отец и мать страдают разными видамина следственной слепоты, имея в виду, что по обеим парам генов они гомозиготны?

Какова вероятность того, что ребенок родится слепым, если отец и мать страдают одним и тем же видом наследственной слепоты, а по другой паре генов слепоты нормальны?

F1 ааВВ все дети будут слепыми по одному виду слепоты, будут здоровы по 2 виду слепоты.

Ответ: вероятность рождения ребенка слепым равна 100%

Какова вероятность рождения ребенка слепым в семье, если отец и мать страдают разными видами слепоты, имея ввиду, что они по обеим парам гомозиготны?

F1 АаВв все дети будут иметь нормальное зрение.

Ответ: вероятность рождения здорового ребенка равна 100%

Определите вероятность рождения ребенка

слепым, если известно, что родители зрячие, а обе бабушки страдали

одинаковым видом наследственной слепоты, а по другой паре

анализируемых генов нормальны (дедушки – нормальны) и гомозиготны?

Ответ: вероятность рождения слепого ребенка равна 25%

8.Определите вероятность рождения ребенка слепым, если известно: родители его зрячие; обе бабушки страдают одинаковым видом наследственной слепоты, а по другой паре анализируемых генов они нормальны и гомозиготны; в родословной со стороны дедушек наследственной слепоты не отмечено.

По условию задачи мы понимаем что генотипы обоих родителей Аа ВВ, тогда:

Р: Аа ВВ (Мама) х Аа ВВ (Папа)

F1: АА ВВ (норма); Аа ВВ (Норма); аА ВВ (Норма); аа ВВ (слепой)

Ответ: 25% вероятность что ребенок родится слепым.

9.Определите вероятность рождения детей слепыми в семье, о которой известно: родители зрячие; бабушки страдают разными видами наследственной слепоты, а по другой паре анализируемых генов они нормальны и гомозиготны; в родословной дедушек наследственной слепоты не было.

Определите вероятность рождения ребенка

слепым, если известно, что родители зрячие, абабушки страдали

видамим наследственной слепоты, а по другой паре анализируемых генов нормальны (дедушки – нормальны) и гомозиготны?

Ответ: вероятность рождения слепого ребенка равна 25%

10. У человека имеется две формы глухонемоты, которые определяются рецессивными аутосомными несцепленными генами.

Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают одной и той же формой глухонемоты, а по другой форме глухонемоты они гетерозиготны? Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где оба родителя страдают разными формами глухонемоты, а по второй паре генов глухонемоты каждый из них гетерозиготен?

Обозначим a — рецессивный ген первого типа глухонемоты, b — рецессивный ген второго типа глухонемоты.

1) Если оба родителя страдают одной и той же формой глухонемоты, то они, скорее всего, гомозиготны по этой форме, следовательно, вероятность рождения ребенка, страдающего этой же формой глухонемоты — 100%

2) Если родители страдают разными формами глухонемоты, а по второй форме гетерозиготны, то они имеют генотип примерно такой:

Следовательно, генотип потомства будет выглядеть так:

И вероятность рождения глухонемого ребенка будет равна 12/16 = 3/4

11. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая — рецессивным тоже аутосомным несцепленным с предыдущим геном. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов?

Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где один из родителей гетерозиготен по обеим парам патологических генов, а другой нормален в отношении зрения и гомозиготен по обеим парам генов?

А – доминантная форма глаукомы, а – норма, В – норма, в — рецессивная форма глаукомы. Изобразим схему брака:

Дано: А – доминантная форма глаукомы а –норма В – норма в – рецессивная форма глаукомы Решение: Р ♀ АаВв х ♂ АаВв . Проведем анализ дигибридного брака, как двух моногибридных: 1)Р ♀ Аа х ♂ Аа 2) Р ♀ Вв х ♂ Вв F1 АА, 2 Аа, аа; Р1 =1/4; F1ВВ, 2 Вв, вв; Р2 = 3/4. В соответствии с теоремой умножения вероятностей, вероятность рождения ребенка без аномалий равна Р =Р1 х Р2= 1/4 х 3/4 .
Найти : Р (ааВ_)

Ответ : вероятность рождения ребенка без аномалий 3/16.

12. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота — признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

норм / норм/ норм/норм/норм/глух/норм/глух

генотип первого ребенка аавв

возможные генотипы второго ребенка АаВВ.или АаВв.

КАКОВА ВЕРОЯТНОСТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОЯВЛЕНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ С ВЬЮЩИМИСЯ ВОЛОСАМИ?

Ответ: вероятность 1/8 или 12,5%

13. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки. Гены всех трех признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают всеми тремя недостатками, но гетерозиготны по всем трем парам генов? Определите вероятность рождения детей без аномалий в семье, о которой известно следующее. Бабушка по линии жены была шестипалой, а дедушка — близорукий. В отношении других признаков они нормальны. Дочь же унаследовала от своих родителей обе аномалии. Бабушка по линии мужа не имела малых коренных зубов, имела нормальное зрение и пятипалую кисть. Дедушка был нормален в отношении всех трех признаков. Сын унаследовал аномалию матери.

14. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как аутосомные рецессивные несцепленные между собой признаки. Отсутствие резцов и клыков верхней челюсти также может передаваться как рецессивный признак, несцепленный с катарактой и глухонемотой. Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по всем тремпарам генов? Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактойи глухонемотой, но гетерозиготен по третьему признаку, а второй супруг гетерозиготен по катаракте и глухонемоте, но страдает отсутствием резцов и клыков в верхней челюсти?

Г авС, авс АВс, Авс, аВс, авс

Д вероятность рождения 1\8 или 12,5%

15. Катаракты имеют несколько разных наследственных форм. Большинство из них наследуются как доминантные аутосомные признаки, некоторые — как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. Какова вероятность рождения детей с аномалией, если оба родителя страдают ее доминантно наследующейся формой, но гетерозиготны по ней и еще гетерозиготны по двум рецессивным формам катаракты?

16. Серповидноклеточная анемия и талассемия наследуются как два признака с неполным доминированием, гены не сцеплены между собой и находятся в аутосомах. У гетерозигот по серповидноклеточной анемии, так же как и у гетерозигот по талассемии, заболевание не носит выраженной клинической картины. Во всех случаях носители гена талассемии или серповидноклеточной анемии устойчивы к малярии. У двойных гетерозигот (дигибриды по обеим парам анализируемых признаков) развивается микродрепаноцитарная анемия. Гомозиготы по серповидноклеточной анемии и талассемии в подавляющем большинстве случаев умирают в детстве. Определите вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из родителей гетерозиготен по серповидноклеточной анемии, но нормален по талассемии, а второй — гетерозиготен по талассемии, но нормален в отношении серповидноклеточной анемии.

ген признак

АА умирают в раннем детстве, серповидно-клеточная анемия

Аа серповидно-клеточная анемия

ВВ умирают в раннем детстве, талассемия

АаВв страдают микродрепацитарной анемией

Определить вероятность рождения здоровых детей в семье?

F1 АаВв —- микродрепацитарной анемией

Аавв —- серповидно-клеточная анемия

аавв —- здоровы (25%)

Ответ: вероятность рождения здоровых детей в семье равна 25%

источник

Дигибридное скрещивание

Задача.Близорукость доминирует над нормальной остротой зрения, а праворукость над леворукостью. Правша с нормальным зрением, отец которого был левшой, женился на страдающей близорукостью левше из семьи, все члены которой в течение нескольких поколений были близорукими.

Какое потомство в отношении этих двух признаков ожидается от этого брака?

Эталон решения:обозначим

Признак : Ген, его определяющий

Левша обязательно гомозиготен, поэтому сын левши (если он правша) неприменно гетерозиготен. Генотип жениха ааВb.

Невеста гомозиготна по гену близорукости, т.к. в ее семье нет людей с нормальной остротой зрения. Ее генотип ААbb. Возможные гаметы жениха «аВ» и «ав», гаметы невесты «Аb». Генотипы детей АаВb или Ааbb. Поэтому дети либо близорукие правши, либо близорукие левши.

Р : ААbb х аа Вb

Задача 2.15. Отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминантный аутосомный признак.

Читайте также:  Цветовая слепота дальтонизм en color blindness

Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготны по анализируемому признаку?

Задача 2.16.Миоплегия передается по наследству как доминантный признак.

Определите степень генетического риска рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

Задача 2.17. У человека наличие в эритроцитах антигена резус-фактора обусловлено доминантным геном D. Его аллель d обусловливает отсутствие этого антигена. Резус-положительная женщина, отец которой был резус-отрицательным, вышла замуж за резус-отрицательного мужчину.

Какова вероятность того, что ребенок унаследует признак отца?

Задача 2.18.Врожденный фиброз экстраокулярных мышц наследуется аутосомно-доминантно. В брак вступают здоровая женщина и мужчина с проявлениями экстраокулярного фиброза. Какова вероятность рождения у них больных детей?

Задача 2.19.Семейная форма болезни Альцгеймера проявляется при точечной мутации в длинном плече 21 аутосомы. Болезнь наследуется по доминантному типу. Определите вероятность заболевания в семье, где все родственники жены по материнской и отцовской линии здоровы, а отец и дед мужа страдали болезнью Альцгеймера.

Задача 2.20.Болезнь Паркинсона наследуется по аутосомно-доминантному типу. Какова вероятность проявления заболевания у мужчины, в семье которого были больны его отец и все дяди по отцовской линии?

Задача 2.21.Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные аутосомные признаки, а пятипалость и нормальное зрение- как рецессивные аутосомные признаки.

Какова вероятность рождения детей без патологии в семье, где оба родителя больны и являются гетерозиготами по обеим парам генов?

Задача 2.22.Близорукий (доминантный признак), альбинос (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Их первый ребенок нормален, второй — близорукий альбинос.

Определите генотипы родителей и детей.

Задача 2.23.У людей темные и курчавые волосы — доминантные признаки, а светлые и прямые — рецессивные признаки. Гены этих признаков локализованы в разных хромосомах.

Определите вероятность рождения ребенка с темными и прямыми волосами, если родители гетерозиготны по данным признакам.

Задача 2.24.Ген, определяющий признак вьющихся волос, доминирует над геном, детерминирующим развитие прямых волос. Другой ген в рецессивном состоянии приводит к развитию глухоты, в доминантном- к развитию нормального слуха. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

В семье, в которой женщина хорошо слышала и имела прямые волосы, а мужчина хорошо слышал и имел вьющиеся волосы, родились два ребенка. Один был глухим и имел прямые волосы, второй хорошо слышал и имел вьющиеся волосы.

Какова вероятность рождения глухих детей с вьющимися волосами?

Задача 2.25.Существует две формы глухонемоты: одна наследуется аутосомно-доминантно, другая – аутосомно-рецессивно. В медико-генетическую консультацию обратилась семейная пара, в которой оба супруга страдают глухонемотой. Известно, что у мужа был болен брат, отец, дед, прабабушка, но две сестры — здоровы. У жены были больны прабабушка по материнской линии и дедушка по отцовской линии; ее родители и два брата – здоровы. Супруги уже имеют глухонемую дочь.

Какова степень генетического риска рождения следующего ребенка больным?

Задача 2.26.Фенилкетонурия и агаммаглобулинемия наследуются независимо по аутосомно-рецессивному типу. Фенилкетонурия коррегируется диетой, а агаммаглобулинемия не поддается лечению и является смертельной.

Какова вероятность рождения больных детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов?

Задача 2.27.У человека ген косолапости доминирует над геном нормального строения стопы, а ген, определяющий нормальный обмен углеводов, доминирует над геном, детерминирующим развитие сахарного диабета. Женщина, имеющая нормальное строение стопы и нормальный обмен углеводов, вышла замуж за мужчину, имеющего косолапость и нормальный обмен углеводов. От этого брака родилось двое детей, у одного из которых развилась косолапость, а у другого — сахарный диабет.

Какие генотипы и фенотипы детей еще возможны в данной семье? Можно ли определить генотип родителей по фенотипу их детей?

Задача 2.28. Шестипалость, близорукость и отсутствие малых коренных зубов – доминантные признаки, наследующиеся независимо. Родители гетерозиготны по всем трем парам генов и имеют все три недостатка.

Какова вероятность рождения детей без аномалий?

Задача 2.29. Определите какие из нижеприведенных пар признаков наследуются независимо:

— группа крови АВ0 (9 аутосома) и группа крови MN (4 аутосома);

— группа крови АВ0 (9 аутосома) и секреторный статус (19 аутосома);

— группа крови резус (р-плечо 1 аутосомы) и эллиптоцитоз (р-плечо 1

— группа крови АВ0 (9 аутосома) и недоразвитие ногтей и надколенников (9 аутосома);

— гемофилия А (q-плечо Х хромосомы) и гемофилия В (q-плечо Х хромосомы).

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 2248 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной опре­де­ли­те и обос­нуй­те ге­но­ти­пы родителей, потомков, обо­зна­чен­ных на схеме циф­ра­ми 1, 6, 7. Уста­но­ви­те ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны под № 6, если в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не наблюдался.

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

1) ге­но­ти­пы родителей: отец — Х а Y, мать — Х А Х А ; при­знак рецессивный, сцеп­лен с полом (Х-хромосомой), так как про­яв­ля­ет­ся толь­ко у мужчин, и не в каж­дом поколении;

2) дочь (1) — Х А Х а – но­си­тель гена, так как на­сле­ду­ет Х а -хромосому от отца; её сын (7) — Х а Y, при­знак проявился, так как на­сле­ду­ет Х а -хромосому от матери; дочь (6) — Х А Х а или Х А Х А ;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны № 6:

Её муж Х А Y, т.к. по условию в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не наблюдался.

то ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком 25% Х а Y мальчики

F1Х А Х А ;Х А Х a ;Х А Y;Х a Y

— Если её ге­но­тип Х А Х А , то 0%.

(Допускается иная ге­не­ти­че­ская символика)

Если генотип ее будет XAXa, то не 25%, а 50%. Смотрите: XAXa*XaY, генотипы детей:XAXa, XAY, XaXa, XaY( 1 мальчик, 1 девочка).

Её муж Х А Y, т.к. по условию в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не наблюдался.

Почему Саша Антонец скрещивает женщину №6 ХАХа с мужчиной ХаY. В задаче же сказано, что в семье ее супруга этого признака никогда не было! Значит супруг должен быть ХАY?! И тогда будет ответ 25% и только мальчик

Её муж Х А Y, т.к. по условию в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не наблюдался.

Здравствуйте, ответ мне кажется не точным, т.к. во второй части задачи, а именно где мы отвечаем на вопрос : «Какой шанс что у леди под номером 6 родится ребенок с признаком» вы рассматриваете только вариант когда она имеет генотип XAXa, но она может иметь генотип и XAXA, а следовательно шанс того что она имеет генотип XAXa — 50%, а шанс того что имея генотип XAXa в семье будет ребенок с признаком 25%, следовательно шанс что имено у этой леди в потомстве будет ребенок с признаком не 25%, а 0,25*0,5=12,5% Тк в задаче не стоит вопрос о потомстве генотипа носителя, а вопрос о женщине под номером 6. Вот если бы мне это на ЕГЭ в голову взбрело, я бы ошибся?

Азрет, во-первых, в решении указаны оба варианта.

Во-вторых, Вы правы, что можно просчитать вероятность рождения ребенка не определяя её генотип — но Ваш балл будет зависеть от компетенции проверяющих (не зачтут — апеллируйте). Главное, не ошибитесь в нахождении этого процента по вероятности.

У родителей, со­сто­я­щих в родстве, зна­чи­тель­но повы шается ве­ро­ят­ность рождения детей с заболеваниями

В современном обществе родственные браки (браки между двоюродными братьями и сестрами) сравнительно редки. Однако есть области, где в силу географических, социальных, экономических или других причин небольшие контингенты населения в течение многих поколений живут изолированно. В таких изолированных популяциях (так называемых изолятах) частота родственных браков по понятным причинам бывает значительно выше, чем в обычных «открытых» популяциях. Статистика свидетельствует, что у родителей, состоящих в родстве, вероятность рождения детей, пораженных теми или иными наследственными недугами, или частота ранней детской смертности в десятки, а иногда даже в сотни раз выше, чем в неродственных браках. Родственные браки особенно нежелательны, когда имеется вероятность гетерозиготности супругов по одному и тому же рецессивному вредному гену.

От брака ка­ре­гла­зой женщины и го­лу­бо­гла­зо­го мужчины ро­ди­лась голубоглазая девочка. Ген карих глаз доминирует. Ка­ко­ва вероятность рож­де­ния ка­ре­гла­зых детей?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

1) Потом­ство всегда по­лу­ча­ет от ро­ди­те­лей только один ген из аллелей. Так как ро­ди­лась голубоглазая девочка (аа), значит, она один ген го­лу­бо­гла­зо­сти по­лу­чи­ла от матери, т. е. она (мать) была ге­те­ро­зи­гот­ной по этому при­зна­ку и ее генотип — Аа. Ге­но­тип голубоглазого отца — аа (рецессивный при­знак проявляется толь­ко в го­мо­зи­гот­ном состоянии)

3) Доминирует карий цвет глаз.

генотипы ро­ди­те­лей: Аа и аа;

ве­ро­ят­ность рождения ка­ре­гла­зых детей — 50%

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей без малых коренных зубов у этой супружеской пары?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

1) ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы Р: аа — с ма­лы­ми ко­рен­ны­ми зу­ба­ми, Аа — без малых ко­рен­ных зубов;

2) ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства: Аа — без малых ко­рен­ных зубов, аа — с ма­лы­ми ко­рен­ны­ми зу­ба­ми;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей без малых ко­рен­ных зубов — 50%.

Одна из форм ане­мии (заболевание крови) наследуется, как ауто­сом­ный доминантный признак. У го­мо­зи­гот это за­бо­ле­ва­ние приводит к смерти, у ге­те­ро­зи­гот проявляется в лег­кой форме. Жен­щи­на с нор­маль­ным зрением, но лег­кой формой ане­мии родила от здо­ро­во­го по крови муж­чи­ны дальтоника, сына, стра­да­ю­ще­го легкой фор­мой анемии и дальтонизмом. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и ве­ро­ят­ность рождения сле­ду­ю­ще­го сына без аномалий, ука­зав его генотип?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ♀ АаХ d Х и ♂ ааХ d У.

2) Га­ме­ты ♀ АХ d , АХ, аХ d , аХ

3) Ве­ро­ят­ность рож­де­ния сына без ано­ма­лий с ге­но­ти­пом ааХУ равна 1/8 (или 12,5% — в ответ без знака %, т.е. 12,5).

Если у женщины нормальное зрение, то, по-моему, её генотип должен быть АаХНХН. Разве не так?

родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. сын не может унаследовать дальтонизм от отца, т.к. от отца он получил Y хромосому, поэтому женщина дигетерозиготна

Вероятность рождения СЛЕДУЮЩЕГО сына без аномалий разве не будет 0%?

Тк такой набор только один получается на решетке Пеннета ааХDY , а такой сын уже же родился

Каждый раз «случайное оплодотворение», и каждый раз вероятность рождения одинакова.

Они могут родить хоть 10 сыновей без аномалии.

Аутосомный значит НЕ половой, почему тогда участвуют половые хромосомы?

Аутосомный первый признак — анемия; второй признак — дальтонизм — сцеплен с Х-хромосомой.

Янемогу понять когда ответ писать в процентах, когда определять долю, в вопросе спрашивают Определите вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип? Почему в пояснении 1/8, а не 12,5 % и будет ли это ошибкой так написать

нет не будет. И так (1/8) вероятность и так (12,5%).

я не понял. Почему у матери Xd если она не дальтоник ваще?

ро­ди­ла от здо­ро­во­го по крови муж­чи­ны даль­то­ни­ка, сына, стра­да­ю­ще­го лег­кой фор­мой ане­мии и даль­то­низ­мом. сын не может уна­сле­до­вать даль­то­низм от отца, т.к. от отца он по­лу­чил Y хро­мо­со­му, по­это­му жен­щи­на ди­ге­те­ро­зи­гот­на

Так как мать имеет нормальное зрение, то она имеет гены дальтонизма в рецессивной форме. Если же она будет иметь хоть один доминантный ген, то она будет больна по данному признаку, следовательно она не может быть гетерозиготна по этому признаку, следовательно у нее не может быть сына, имеющего дальтонизм. Если же вы учитываете несчитывание данного участка гена, то есть его непроявление, то это, во-первых, маловероятно, во-вторых, об этом не знают в ЕГЭ.

т.к. дальтонизм — признак рецессивный, сцепленный с Х хромосомой, то женщина у нас носитель

Можно обозначить X D — нормальное цветовое восприятие, а можно просто Х, и такакя и такая символика допустима.

Вы ошибаетесь: «Если же она будет иметь хоть один доминантный ген, то она будет больна по данному признаку», она здорова.

У че­ло­ве­ка глаукома на­сле­ду­ет­ся как аутосомно-рецессивный при­знак (а), а син­дром Марфана, со­про­вож­да­ю­щий­ся аномалией в раз­ви­тии соединительной ткани, — как аутосомно-доминантный при­знак (В). Гены на­хо­дят­ся в раз­ных парах аутосом. Один из су­пру­гов страдает гла­у­ко­мой и не имел в роду пред­ков с син­дро­мом Марфана, а вто­рой дигетерозиготен по дан­ным признакам. Опре­де­ли­те генотипы родителей, воз­мож­ные генотипы и фе­но­ти­пы детей, ве­ро­ят­ность рождения здо­ро­во­го ребёнка. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Какой закон на­след­ствен­но­сти проявляется в дан­ном случае?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

b — нор­маль­ное развитие со­еди­ни­тель­ной ткани.

♀ aabb — гла­у­ко­мой и не имел в роду пред­ков с син­дро­мом Марфана

♂AaBb — нет глаукомы, син­дром Марфана (дигетерозиготен по дан­ным признакам — по условию)

2) Путем скре­щи­ва­ния определим воз­мож­ные генотипы и фе­но­ти­пы детей.

AaBb — нет глаукомы, син­дром Марфана

Aabb — нет глаукомы, нор­маль­ное развитие со­еди­ни­тель­ной ткани

aaBb — глаукома, син­дром Марфана

aabb — глаукома, нор­маль­ное развитие со­еди­ни­тель­ной ткани

Вероятность рож­де­ния здорового ребёнка — 25%

3) Закон не­за­ви­си­мо­го наследования при­зна­ков (III закон Менделя) при ди­ги­брид­ном скрещивании

Одна из форм ане­мии (заболевание крови) на­сле­ду­ет­ся как ауто­сом­ный до­ми­нант­ный признак. У го­мо­зи­гот это за­бо­ле­ва­ние при­во­дит к смерти, у ге­те­ро­зи­гот про­яв­ля­ет­ся в лёгкой форме. Жен­щи­на с нор­маль­ным зрением, но лёгкой фор­мой ане­мии ро­ди­ла от здо­ро­во­го (по крови) мужчины-дальтоника двух сы­но­вей — первого, страдающего лёгкой фор­мой ане­мии и дальтонизмом, и второго, пол­но­стью здорового. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, боль­но­го и здо­ро­во­го сыновей.

Какова ве­ро­ят­ность рож­де­ния сле­ду­ю­ще­го сына без аномалий?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Х — нормальное цветовое восприятие

Жен­щи­на с нор­маль­ным зре­ни­ем, но лёгкой фор­мой ане­мии: АаХХ d (Х d , т.к. у неё родился сын-дальтоник)

Здо­ро­вый (по крови) муж­чи­ны-даль­то­ни­к: ааХ d У

Гаметы ♀АХ, ♀АХ d ,♀аХ, ♀аХ d ♂аУ, ♂аХ d

2) Ге­но­тип сына, боль­но­го лёгкой фор­мой ане­мии и дальтонизмом, АаХ d У.

Генотип сына без па­то­ло­гии ааХУ.

3) Ве­ро­ят­ность рож­де­ния сына без па­то­ло­гий (ааХУ) 1\8.

Дальтонизм обозначен как Х d

Нормальное цветовое зрение Х

(но можно обозначить как Х D )

Все возможные варианты потомства:

Девочки: АаХХ d ; АаХ d Х d ; ааХХ d ; ааХ d Х d

Мальчики: АаХY; AaХ d Y; aaXY; aaХ d Y

А может быть так, что женщина гомозиготна по дальтонизму?

НЕ понимаю вопроса? В принципе, конечно может. Но в этой задаче — нет.

Внимательно прочитайте условие задачи. По условию женщина родила здорового сына и больного лёгкой анемией и дальтонизмом. В вопросе сказано о рождении следующего сына, а НЕ уже родившихся. Поэтому вероятность рождения следующего сына без аномалий НОЛЬ процентов.

Ве­ро­ят­ность рож­де­ния сына без па­то­ло­гий 1\8.

Если они родились один раз (при одной беременности), то вероятность рождения при последующих остаётся такая же.

Здравствуйте, а откуда мы узнали, что у женщина — носительница дальтонизма? Такой вывод делаем из того, что в тексте написано про гетерозиготность женщины?

Читайте также:  Что видит человек при дальтонизме

Вывод делаем по сыну-дальтонику. Y он получил от отца, значит Х d — от матери. Но у нее самой зрение нормальное, значит она «носитель гена» ХХ d .

А почему, если мужчина здоровый( по крови) его генотип записан как аа, ведь если так, то он наоборот болен?

Болен/летален — анемия — доминантный признак. А мужчина по крови здоров, по условию

У овец длин­ные уши не пол­но­стью доминируют над безухостью. Про­ме­жу­точ­ным признаком яв­ля­ют­ся короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью. Длин­но­ухую чёрную овцу, ге­те­ро­зи­гот­ную по вто­ро­му признаку скре­сти­ли с ко­рот­ко­ухим белым бараном. Опре­де­ли­те генотипы родителей, воз­мож­ные генотипы и фе­но­ти­пы потомства и ве­ро­ят­ность рождения без­ухих белых ягнят.

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

2) F1 AАВв – длинноухие, чёрные

3) Ве­ро­ят­ность рождения без­ухих белых ягнят равна 0. Все яг­ня­та либо длинноухие, либо ко­рот­ко­ухие и име­ю­щие как чёрную, так и белую шерсть.

Почему у отца Длинноухая овца доминирует ,ведь в задаче сказано что скрестили ко­рот­ко­ухим белым ба­ра­ном , то должно быть так ♀ААВв х ♂аавв

аа — это безухий. Короткоухий — промежуточный признак — Аа

я не могу никак понять. ведь в задаче указали,что длинные уши не полностью доминируют над безухостью, а когда неполное доминирование длинноухую черную овцу должны были указать вот так-АаВв, ведь не полное же доминирование?

АА — длинноухий. Ко­рот­ко­ухий — про­ме­жу­точ­ный при­знак — Аа; аа — это безухий.

В брак всту­па­ют го­лу­бо­гла­зая женщина-правша, отец ко­то­рой был левшой, и ка­ре­гла­зый мужчина-правша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой левшой. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей в этом браке. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния ка­ре­гла­зо­го ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих при­зна­ков не сцеплены. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в дан­ном случае?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Схема решения задачи включает:

1) В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой.

У детей «исчезают» признаки родителей – голубые глаза и леворукость, значит, данные признаки рецессивные.

А – карие глаза, a – голубые глаза

B – праворукость , b — леворукость.

Голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой получает гамету b от отца, следовательно, её генотип ааBb

Кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой получает гамету аb от матери и его генотип ♂ АаВb

АаВВ – карие глаза праворукость

2 АаВb – карие глаза праворукость

ааВВ – голубые глаза праворукость

2 ааВb – голубые глаза праворукость

Ааbb – карие глаза леворукость

aabb – голубые глаза леворукость

Вероятность рождения кареглазого ребенка – левши 1/8 (12,5 %)

3) Закон независимого наследования признаков.

в фенотипе 1 также присутствует генотип ааВВ

В семье у резус-положительных здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся резус — от­ри­ца­тель­ный ребёнок с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз. Резус-фактор (R) у че­ло­ве­ка опре­де­ля­ет­ся ауто­сом­ным геном, а ген от­сут­ствия по­то­вых желёз сцеп­лен с Х-хромосомой. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей в этом браке. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния в этом браке детей с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Схема ре­ше­ния за­да­чи включает:

2) воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:

RRX В X В , 2 RrX В X В , RRX В X b , 2 RrX В X b , RRX В Y, 2 RrX В Y — резус-положительные здоровые

rrX В X B , rrX В X b , rrX В Y — резус-отрицательные здоровые

RRX b Y, 2 RrX b Y — резус-положительные с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз

rrX b Y — резус-отрицательные с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния в этом браке детей с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз со­став­ля­ет 4/16(25 %). (возможна иная ге­не­ти­че­ская символика, не из­ме­ня­ю­щая смыс­ла задачи).

Объясните пожалуйста, а может генотип матери быть таким R r X^B X^B?

ген от­сут­ствия по­то­вых желёз рецессивный и сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой, ребенок без потовых желез его может получить только от матери, т.к. отец здоров по условию задачи, значит носитель — мать.

Какова ве­ро­ят­ность рож­де­ния здо­ро­вых маль­чи­ков в семье, где мать здорова, а отец болен ги­пер­т­ри­хо­зом — болезнью, обу­слов­лен­ной на­ли­чи­ем гена, сцеп­лен­но­го с Y−хромосомой?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Поскольку данный ген, сцеплен с Y−хромосомой, то все сыновья будут больны гипертрихозом. Значит, вероятность рождения здоровых мальчиков в данной семье 0%.

В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х – хромосоме. Определите генотипы родителей, сына – дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — Х D Х d , отец Х D У;

2) ге­но­тип сына – даль­то­ни­ка — Х d У;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния но­си­те­лей гена даль­то­низ­ма (Х D Х d ) — 25%.

при каждом рождении ребенка вероятность обнуляется, т.е. ее всегда надо считать, не учитывая родившихся до этого детей.

поэтому здесь, по идее, вероятность рождения детей носителей гена дальтонизма равна 50 %

Вы правы, вероятность каждый раз считается «заново», но не правы в процентном отношении.

В данном случае мы получаем:

25% Х D Х D — здоровая девочка

25% Х D Х d — девочка — носитель, но фенотипически здорова

25% Х D У — здоровый мальчик

25% Х d У — мальчик-дальтоник.

В вопросе просят указать % носителей, и их 25%

А разве мальчик, больной дальтонизмом не является носителем гена? Получается тогда 50% — 25% больной мальчик + 25% девочка-носительница.

нет — он не «носитель», он — болен

Очень печально, что подобные задачи включаются в реальные экзамены без правки своего содержания. Я уверен,что большинство людей понимает словосочетание «носитель гена» так, как его стоит понимать, т.е. организм, несущий определённый аллель и что все они пишут в ответе 50%.

Очень печально. Но это стандартная терминология генетических задач. Болен и носитель — это разные термины.

В задании сказано, определите пол и вероятность рождения детей – НОСИТЕЛЕЙ гена дальтонизма, а не больных,

25% ХDХD — здоровая девочка

25% ХDХd — девочка — носитель, но фенотипически здорова

получается девочка носитель гена, а мальчик и носитель и больной. (50%-50%)

Один здоров: Х D У; второй — дальтоник Х d У . Мальчики-носителями быть не могут.

И процент считаем от всех вариантов возможных фенотипов детей.

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.

1) ге­но­тип ма­те­ри — AaXDXd (га­ме­ты: AXD, aXD, AXd, aXd), ге­но­тип отца — aaXDY (га­ме­ты: aXD , aY);

2) ге­но­ти­пы детей: де­воч­ки — AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, маль­чи­ки — AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей-даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми: 12,5% AaXdY — маль­чи­ки.

По условию: выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением — генотип отца – aaX D Y

Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.

1) По условию: два вида наследственной слепоты аллели находятся в различных парах гомологичных хромосом, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов.

Бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты:

генотип бабушки по материнской линии — aaBB

генотип бабушки по отцовской линии — AAbb

Оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов), значит, их генотипы одинаковы — ААВВ

2) Находим генотипы родителей, составляя схемы скрещиваний бабушек и дедушек.

3) Находим генотипы внуков, составив схему скрещивания родителей (F1)

Вероятность рождения слепого внука 0%

Что такое кумулятивная полимерия? В каких задачах можно говорить об этом? В интернете искал не нашел(

На мой взгляд, данная задача на комплементарное взаимодействие.

Полимерия — обусловленность определенного (обычно количественного) признака несколькими эквивалентными (полимерными) генами. Полимерия бывает двух видов:

Некумулятивная полимерия — когда не важно количество доминантных генов в генотипе, а важно их присутствие.

Кумулятивная полимерия — когда число доминантных аллелей влияет на степень выраженности даного признака. Например, у человека — пигментация кожи, все цвета волос (за исключением рыжего)

Комплементарное взаимодействие генов — явление, при котором два неаллельных гена, находясь одновременно в генотипе, приводят к формированию нового фенотипического признака. У человека слух нормален, если каждый из них имеет хотя бы по одному доминантному аллелю в диплоидном наборе хромосом. В случае, если хотя бы один из них представлен рецессивной гомозиготой, то человек — глухой. Комплементарность бывает доминантной и рецессивной.

Источник. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека: уч. пос. — Ростов н/Д, Феникс, 1997

Глухота — ауто­сом­ный признак; даль­то­низм – признак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой дальтоник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потомства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми аномалиями. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае? Ответ обоснуйте.

1) Так как у здоровых родителей родился глухой ребенок с дальтонизмом, то оба эти признака рецессивны. Родители гетерозиготны по первой аллели, мать — гетерозиготна по признаку дальтонима; отец здоров — значит, его генотип Х D У.

Генотипы родителей: мать — АаХ D Х d , отец — АаХ D У;

2) Родители образуют по четыре типа гамет, для решения задачи необходимо построить решетку Пеннета.

Возможные генотипы и фенотипы детей:

мальчик глухой, дальтоник 1 ааХ d У :

девочки с нормальным слухом и нормальным зрением 1 ААХ D Х D : 1 АAХ D Х d : 2 АаХ D Х D : 2 АаХ D Х d :

мальчик с нормальным слухом и нормальным зрением 1 АAХ D У : 2 АaХ D У : мальчики с нормальным слухом дальтоник 1 АAХ d У : 2 АаХ d У : девочка глухая с нормальным цветовым восприятием 1 aaХ D Х D : 1 aaХ D Х d : мальчики глухие с нормальным цветовым зрением 1 aaХ D У : мальчик глухой дальтоник 1 aaХ d У

3) Ребёнок — глухой дальтоник — его генотип aaХ d У, пол — мужской (или мальчик). Вероятность рождения ребенка с обеими аномалиями — 1/16.

4) Законы наследственности: Независимое наследование между первым и вторым признаком; сцепленное с Х-хромосомой по второму признаку.

источник

У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах.

1. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?

2. Какими могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна в отношении умения владеть руками?

3. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдавшие фенилкетонурией, но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех трех признаков, второй был близоруким левшой, третий оказался больным фенилкетонурией.

  1. Определите генотипы родителей всех детей.
  2. Определите вероятность того, что четвертый ребенок будет нормален по всем трем признакам.

У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах.

1. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?

2. Какими могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна в отношении умения владеть руками?

3. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдавшие фенилкетонурией, но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех трех признаков, второй был близоруким левшой, третий оказался больным фенилкетонурией.

  1. Определите генотипы родителей всех детей.
  2. Определите вероятность того, что четвертый ребенок будет нормален по всем трем признакам.

У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах.

1. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?

2. Какими могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна в отношении умения владеть руками?

3. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдавшие фенилкетонурией, но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех трех признаков, второй был близоруким левшой, третий оказался больным фенилкетонурией.

  1. Определите генотипы родителей всех детей.
  2. Определите вероятность того, что четвертый ребенок будет нормален по всем трем признакам.

источник

Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдающие фенилкетонурией, но сами супруги нормальны в отношении этой аномалии. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех трех признаков, второй был близоруким левшой, а третий оказался больным фенилкетонурией.
-Определите генотипы родителей и всех трех детей.

Задача на тригибридное скрещивание.

Нам известно,что близорукость это доминантный признак, а леворукость — это рецессивный признак. В ходе задачи выясняется,что у обоих супругов были братья и сестры,страдающие фенилкетонурией. Как известно, фенилкетонируя — это рецессивный признак, значит у них здоровье — доминирует.

А — близорукость (доминант.)
а — нормальное зрение (рецессив.)
В — праворукость (доминант.)
в — леворукость (рецессив.)
С — здоровый (доминант.)
с — болен фенилкетонурией (рецессив.)

Пояснение: Давайте определим генотипы супругов. Нам известно,что их родственники больны,но ген фенилкетонурии все же есть у супругов,значит ген у обоих — Сс.

Мужчина здоровый,но близорукий и левша, значит генотип мужчины будет АаввСс (близорукость,леворукость,здоровый)

Женщина нормальная по трем всем признакам,то генотип будет ааВвСс (норм.зрение,праворукость, здоровая)

Решение (определим генотипы и фенотипы потомств):

Р (родительское поколение): ♀ааВвСс ХАаввСс
G (гаметы): аВС,аВс,авС,авс Х АвС,Авс,авС,авс
F (фенотип первого поколения):

АаВвСС6,25% рождения здорового близорукого ребенка-правши
АаВвСс6,25% рождения здорового близорукого ребенка-правши,но с носителем гена фенилкетонурии.
ааВвСС6,25% рождения здорового ребенка-правши с нормальным зрением
ааВвСс6,25% рождения здорового ребенка-правши с нормальным зрением,но с носителем гена фенилкетонурии
АаВвСс6,25% рождения здорового близорукого ребенка-правши,но с носителем гена фенилкетонурии
АаВвсс6,25% рождения больного близорукого ребенка-правши
ааВвСс6,25% рождения здорового ребенка-правши с нормальным зрением,но с носителем гена фенилкетонурии
ааВвсс6,25% рождения больного ребенка-правши с нормальным зрением
АаввСС6,25% рождения здорового близорукого ребенка-левши
АаввСс6,25% рождения здорового близорукого ребенка-левши,но с носителем гена фенилкетонурии
ааввСС6,25% рождения здорового ребенка-левши с нормальным зрением.
ааввСс6,25% рождения ребенка-левши с нормальным зрением,но с носителем гена фенилкетонурии
АаввСс6,25% рождения здорового близорукого ребенка-левши,но с носителем гена фенилкетонурии
Ааввсс6,25% рождения больного близорукого ребенка-левши
ааввСс6,25% рождения здорового ребенка-левши с нормальным зрением,но с носителем гена фенилкетонурии
ааввсс6,25% рождения больного ребенка-левши с нормальным зрением,но с носителем гена фенилкетонурии

Читайте также:  Что такое наследственное заболевание дальтонизм

источник

Генетические загадки человека.(пособие для учащихся 1курса учреждений среднего профессионального образования)

Генетические загадки человека.

(пособие для учащихся 1курса

учреждений среднего профессионального образования)

Автор: Л.М. Петрова, преподаватель биологии ГАОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования.

Генетика – это наука об одном из самых сокровенных таинств природы – наследственности и изменчивости (хромосомах и генах). Тех самых генов и хромосомах, о которых в любом современном издании по биологии говориться, что именно через них передается наследственность.

В наши дни трудно, а может быть и даже невозможно отыскать в научном мире человека, рискнувшего бы отрицать увлекательность познаний генов и хромосом, изучение их функций. Генетика увлекает своей логикой, загадочностью явлений.

Нельзя не вспомнить имена таких великих генетиков, Г. Менделя, Де. Фриза, Э. Корренса, Э. Чермака, Т. Морган, С.С. Четверикова, Дж. Уотсона, Ф. Крика, которые внесли большой вклад в развитие генетики. Ведь именно на законах открытых этими учеными будет основаться теоретическая база решения генетических задач.

Одним из наиболее эффективных методов изучения генетики будет являться метод решения задач. В процессе решения задач студенты закрепляют теоретический материал и учатся активно его использовать для применения на практике.

Р – родители (от латинского « Parenta »)

♂ — знак самца, мужской пол («копье и щит Марса»)

♀ — знак самки, женский пол («зеркало Венеры»)

х – знак скрещивания (в виде зависимости от объекта задачи: дрозофила, кукуруза, мышь или человек, который, как всем хорошо известно, тоже является животным, и с целью оставления потомства люди все – таки скрещиваются, а не ждут аиста или совершают экскурсию на ближайшие капустные грядки).

F 1 – первое поколение, т.е. дети данных родителей (от латинского « Filii »);

F 2 – второе поколение, т.е. внуки;

А — (или В, или С, и т.п.) – доминантный аллель;

а – (или b , или с, и т.п.) – рецессивный аллель.

Поэтому примерное оформление задач будет следующим:

1.2. Основные генетические термины.

Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.

Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка; гены находятся в хромосомах, где они расположены, образуя «группы сцепления».

Это пара генов, определяющих развитие альтернативных (контрастных) признаков организма; расположены в одних и тех же участках гомологичных хромосом; каждый ген этой пары называется аллелью.

Это взаимоисключающие признаки; часто один из них является доминантным, а другой рецессивным.

Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения; обозначается заглавной буквой.

Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения.

Совокупность всех генов организма.

Совокупность признаков организма, обусловленных взаимодействием генотипа с условием внешней среды

Клетка или организм, несущая одинаковые аллели одного гена (АА или аа)

Клетка или организм, несущая разные аллели одного гена (Аа)

Небольшие компактные тельца, образуемые в начале деления клетки.

Место расположения гена в хромосоме.

Совокупность хромосом данного вида.

Половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды)

Основной способ деления соматических клеток, когда из одной материнской клетки образуются две дочерние клетки с таким же диплоидным набором хромосом.

Деление половых клеток и период их созревания; в результате мейоза из одной диплоидной материнской клетки образуются 4 гаплоидных дочерних клетки.

Взаимодействие аллелей, при котором рецессивная аллель гена не проявляется у гетерозигот.

Взаимодействие аллелей, при котором у гибридов развивается промежуточный фенотип.

Взаимодействие аллелей, при котором у гибридов проявляется обе аллели

Взаимодействие аллелей, при котором у гибридов проявляется превосходство над родительскими формами по массе и продуктивности.

Гаметы чисты, каждая гамета содержит только один аллель гена.

Скрещивание особи, генотип которой нужно определить, с с особью, гомозиготной по рецессивному признаку.

1.3. Принцип решения типовых задач.

Для успешного решения задач на законы Менделя необходимо уметь выписывать гаметы. Следует помнить, что из каждой пары аллельных генов в гамету попадает один.

Гомозиготы дают один тип гамет:

Гетерозиготы по одному признаку дают два типа гамет:

Гетерозиготы по двум признакам дают четыре типа гамет:

Гетерозиготы по трем признакам дают восемь типов гамет. При выписывании гамет тригибрида необходимо соблюдать следующий порядок: сначала выписывают 4 типа гамет, как у дигибрида, условно временно считая организм гомозиготным по третьей паре аллеей,

а затем меняют ген С на с и получают четыре типа гамет:

Задача 1. У человека ген карего цвета глаз доминирует над нормальным зрением ( m ), а карий цвет глаз (В) – над голубым ( b ). Геторозиготная кареглазая женщина, а отец голубоглазый?

Условие задачи необходимо оформлять в виде таблицы:

Генетическая запись решения:

Гетерозиготный организм дает два типа гамет, гомозиготный – один. В результате такого брака вероятность рождения с карими и голубыми глазами равна 1:1 (по 50 %).

Задача 2. Красная окраска цветков у ночной красавицы определяется геном А, белая – геном а. Гетерозиготы Аа имеют розовые цветки (промежуточное наследование)

. скрещены два розовых растения. Какой генотип и фенотип будут иметь гибриды F 1?

Генетическая запись решения:

Отношение потомков в F 1 в будет: одна часть (25%) – красные (АА), две части (50%) – розовые (Аа) и одна часть (25%) — белые (аа). Вследствие промежуточного наследования расщепление по генотипу и фенотипу одинаково – 1:2:1.

Задача 3. У человека близорукость (М) доминирует над нормальным зрением ( m ), а карий цвет глаз (В) – над голубым ( b ). Гетерозиготная кареглазая женщина с нормальным зрением вышла замуж за голубоглазого гетерозиготного близорукого мужчину. Определить возможные фенотип и генотип их детей.

Генетическая запись решения:

Возможны 4 комбинации генов у потомков: один ребенок – кареглазый близорукий гетерозиготный по обеим парам аллелей; другой – кареглазый, гетерозиготный с нормальным зрением; третий – голубоглазый близорукий гетерозиготный по второй паре аллелей и четвертый – голубоглазый с нормальным зрением. Вероятность рождение каждого из них – 25%.

Тема 1 «Моногибридное скрещивание» .

Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Умение человека владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина-правша, мать которого была левшой, женился на женщине-правше, имевшей трех братьев и сестер, двое из которых левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.

У человека праворукость доминирует над леворукостью. Муж-правша (но мать его была левшой), его жена также правша, но имеет от первого брака ребенка-левшу. Какова вероятность рождения в этой семье детей-правшей?

У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на девушке с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.

Способность человека ощущать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) – доминантный признак, ген которого (Т) локализован в 17 аутосоме. В семье мать и дочь ощущают вкус ФТМ, а отец и сын не ощущают. Определить генотипы всех членов семьи.

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготная по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллею этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?

У человека умение преимущественно владеть правой рукой доминирует, а голубоглазость является рецессивным признаком. Кареглазый правша женился на голубоглазой правше, мать которой была левшой. В семье родился голубоглазый левша. Какова вероятность рождения у этих родителей детей-левшей с карими глазами?

У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой – рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой

Рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша.

У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости (В) доминирует по отношению к гену нормального зрения (в), а ген кареглазости (С) доминирует над геном голубоглазости (с). Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого с нормальным зрением ребенка?

У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазость правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого же мужчины с кареглазой правшой родилось 9 кареглазых детей, оказавшихся правшами. Определить генотипы мужчины и обеих женщин.

Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются, как доминантные аутосомные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обоими болезнями и гетозиготны по этим парам генов?

У человека брахидактилия (укорочение пальцев) – доминантный признак, а альбинизм – рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?

Темноволосый (доминантный признак), не имеющий веснушек мужчина на светловолосой женщине с веснушками ( доминантный признак). У них родился светловолосый сын без веснушек. Определить вероятность рождения у них темноволосого ребенка с веснушками.

Короткопалость, близорукость и альбинизм кодируются рецессивными генами, расположенными в разных хромосомах. Короткопалый, близорукий с нормальной пигментацией мужчина женился на здоровой женщине альбиноске. Их первый ребенок был короткопал, второй – близорук, третий – альбинос. Определить генотипы родителей и детей.

У канареек зеленая окраска определяется доминантным, сцеплением с полом геном. В F 1 получено 24 коричневых самки, 26 зеленых самца, 25 зеленых самок и 25 коричневых самцов. Сколько среди них гемизигот?

Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определите вероятность рождения больного гемофилией ребенка, от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

Отсутствие потовых желез у людей – рецессивный признак, сцепленный с Х – хромосомой. Мужчина, у которого отсутствует потовые железы, женился на женщине, в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с этой аномалией?

У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х – хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок с цветовой слепотой. Определите генотипы всех членов семьи.

Перепончатопалость передается через У – хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

У мальчика первая группа крови, у его сестры четвертая. Могут ли другие их братья или сестры иметь группу крови своих родителей?

У мужчины вторая группа крови, а у его женщины первая группа. У них родился сын с первой группой крови. Можно ли без предварительного исследования переливать ему кровь его родной сестры?

Кареглазый мужчина со второй группой крови женился на голубоглазой женщине третьей группы крови. У них родился голубоглазый сын с первой группой крови. Какова вероятность рождения кареглазых детей с четвертой группой крови?

Женщина, отец которой болел гипоплазией имеет сына с первой группой крови, который болен гипертрихозом (сцепленный с У – хромосомой) и дочь с четвертой группой крови. Какова вероятность проявления в этой семье обеих аномалий у других детей, имеющих группу крови своих родителей.

Женщина со второй группой крови имеет нормальное зрение, но ее мать страдала ночною слепотой, ее отец дальтоник. Он имеет первую группу крови. Ее муж дальтоник, его родителя были гомозиготами с третьей и четвертой группами крови. Определите вероятность рождения с ночной слепотой и четвертой группой крови, а также дочерей – дальтоников со второй группой крови.

У тыквы окраска плодов определяется аутосомным геном, причем его доминантный аллель формирует желтый цвет, а рецессивный – зеленый. Однако, окраска подавляется доминантным аллелем другого не сцепленного с предыдущим аутосомного гена. Сколько в F 1 при скрещивании дигетерозигот по этим двум генам будет желтых особей, если всего получено 114 тыкв?

При скрещивании кукурузы с белыми зернами в F 1 все потомство было с белыми плодами. Когда гибридов F 1 скрестили между собой, в F 2 получили 158 растений с белыми зернами и 35 растений с пурпурными. Как это можно объяснить? Какая доля растений с белыми плодами будет получаться при скрещивании гетерозиготной кукурузы с пурпурными зернами и с F 2 между собой?

При скрещивании кур имеющих ореховидный гребень, F 1 было получено 5 птиц с гороховидным гребнем, 19 с ореховидным, 6 с розовидным и 2 – с листовидным г8ребнем. Сколько гомозиготных и дигетерозиготных особой будет в F 1 при скрещивании куриц с гороховидным и розовидным гребнем, если планируется получить примерно 120 птиц? Известно, что среди родителей скрещиваемых кур были птицы с листовидным гребнем.

Окраска лошадей определяется тремя комплементарными генами. Скрещивали гнедых лошадей и с мышастыми конями. Можно ли ожидать в их потомстве саврасых, булано-мышастых и соловых потомков, если известно, что матери скрещиваемых лошадей и отцы скрещиваемых коней были рыжими.

При скрещивании коричневых норок было получено 5 платиновых животных и 77 коричневых. Сколько среди них было гетерозиготных и гомозиготных особей? Какое расщепление можно ожидать от скрещивании платиновых и коричневых норок, если среди их родителей были платиновые самцы?

Гомозиготные по обоим признакам гладкосеменное (А) растение гороха с усиками (В) скрестили с морщинистыми (а) растениями гороха без усиков ( b ). Гены указанных признаков (форма семени и наличие или отсутствие усиков) локализованы в одной хромосоме, поэтому эти два признака наследуются сцеплено. Каковы генотипы и фенотипы F 1 и F 2.

При скрещивании самки дрозофилы, дигетерозиготной по генам А и В, с рецессивным самцом получено следующее расщепление по фенотипу: 47:3:3:47. Определите расстояние между генами А и В.

У кроликов пятнистая шерсть доминирует над сплошной, а нормальная шерсть – над ангорской; причем оба гена находятся в одной аутосоме. В F 1 получено 144 пятнистых нормальных кроликов, 21 ангорских пятнистых, 23 нормальных сплошных и 140 ангорских сплошных. Каковы генотипы родителей этих животных и каково расстояние между указанными генами в данном опыте?

У томатов доминирует аутосомные сцепленные признаки высокого роста и шаровидной формы плода. В F 1 получено 88 растений с высоким стеблем и шаровидными плодами; 359 – с низким ростом и шаровидными плодами; 357 – с высоким стеблем и грушевидными плодами и 92 – с низким ростом и грушевидными плодами. Какое расстояние между указанными генами получается по результатм данного скрещивания?

У мышей аутосомные доминантные признаки длинной и нормальной шерсти сцеплены. В F 1 получено 49 животных с извилистой длинной шерстью, 13 – с прямой длинной шерстью, 48 – с прямой нормальной шерстью и 12 – с извилистой нормальной шерстью. Каково расстояние между данными генами.

Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решением (методическое пособие для школьников, абитуриентов и учителей). – Саратов: «Лицей», 1998. – 156 с.

Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей

источник