Меню Рубрики

Амблиопия и косоглазие при дальнозоркости у детей

Я думаю, вы согласитесь с тем, что все любящие и заботливые родители очень переживают о здоровье своих детей. Но если большинство заболеваний организма удается обнаружить после появления определенных симптомов, то в случае с глазами очень часто нарушение может себя никак не проявлять.

А ведь отклонения зрения часто имеются у детей уже с самого рождения. И иногда даже врачи не могут сказать, что явилось их причиной. Поэтому чем больше внимания родители уделяют своему ребенку, чем больше познают информации о детских глазных болезнях, тем лучше удается избежать в будущем осложнений.

Именно поэтому тема нашей сегодняшней встречи — дальнозоркость у детей. И,как обычно, я подготовила для вас интересную и полезную статью.

Дети часто рождаются с диагнозом дальнозоркость, но, как правило, большинство из них уже к 10-летнему возрасту имеют зрение, приближенное к нормальному.

Все дело в том, что средняя степень дальнозоркости является нормой для маленьких детей из-за того, что глазное яблоко короче, чем нужно. По мере взросления ребенка, растет и глазное яблоко.

Дальнозоркость или гиперметропия — это аномалия рефракции глаза, при которой далеко расположенные изображения фокусируются не на сетчатке глаза, а за ней.

Дальнозоркость у детей бывает трех видов:

  1. слабая (до 3 диоптрий),
  2. средняя (до 5 диоптрий),
  3. высокая (свыше 5 диоптрий).

Новорожденные малыши всегда имеют среднюю степень дальнозоркости около 3 диоптрий. По мере развития и совершенствования зрительной системы количество диоптрий уменьшается и к 3 годам составляет около 1-1,5 диоптрий.

Но есть детки, которые рождаются с высокой степенью дальнозоркости, и по мере развития количество диоптрий не снижается, поэтому очень важно регулярно наблюдаться у окулиста.

Врачи-окулисты могу отслеживать тенденцию улучшения рефракции глаза.

Первый осмотр происходит примерно в 6-месячном возрасте, второй в годовалом возрасте.

Если во время не распознать аномалию, есть большой риск получить осложнения в виде сходящегося косоглазия или амблиопии.

Амблиопия или, как ее еще называют «ленивый глаз» — это аномалия, при которой один глаз видит лучше другого. Амблиопия часто развивается у детей с запущенной дальнозоркостью.

Все дело в том, что малыш, чтобы сфокусировать зрение на определенном предмете, постоянно напрягает здоровый глаз, в результате, второй глаз как бы расслабляется и утрачивает свои функции.

Данное заболевание может привести к тому, что ленивый глаз может отказать совсем. При этом очки никак не помогут. Здесь необходима индивидуальная программа лечения, при которой ребенок будет делать слабый глаз активным, постепенно возвращая ему функции.

Сходящееся косоглазие — это также результат запущенной дальнозоркости. Чтобы увидеть какой-то предмет, ребенок усиленно напрягает то один глаз, то другой глаз, в результате чего, может развиться сходящееся косоглазие.

В норме ребенок фокусирует зрение синхронно обоими глазами, в результате чего, видит полную объемную картину. Если напрягать глаза хаотично, то объемное зрение может исчезнуть, и ребенок станет видеть все в плоском виде, как на картинке.

Причинами косоглазия также может стать высокая температура или травма.

Причин развития данного недуга очень много и зачастую установить точную причину не представляется возможным.

Зрительная система ребенка начинает формироваться сразу после зачатия, а, значит, на ход ее развития может повлиять абсолютно все – питание мамы, стрессы, экология, наследственность и т.д.

Наследственность в этом случае играет важную роль – если у родителей есть проблемы со зрением, есть высокий риск, что ребенок родится с патологией.

Но даже если и здоровье, и образ жизни беременной на высшем уровне, наблюдать ребенка у окулиста после рождения необходимо.

Выявить данное заболевание может лишь специальное обследование.

Под медикаментозным действием (атропин) происходит расширение зрачка, расслабление хрусталика. Благодаря этому достигается истинная рефракция глаза.

Для выявления малейших изменений и отклонений в зрительном аппарате необходимо регулярное посещение офтальмолога (1 раз в год, если нет жалоб).

Иногда встречаются случаи, когда дальнозоркость у детей выявить крайне сложно, так как отсутствуют жалобы на нарушение зрения.

Дальнозоркость слабой степени может скрываться за идеальным, на первый взгляд, зрением. В таких случаях гиперметропия компенсируется организмом способностью глаза к аккомодации.

Если проблема не выявляется достаточно длительное время, то состояние ребенка может ухудшаться. Отмечается раздражительность, ухудшение самочувствия, ребенок жалуется на головные боли.

Крайне важным моментом является грамотное обследование и назначение адекватного лечения.

Обязательно следует начать лечение как можно раньше. Это поможет предупредить развитие осложнений и способствует ускорению восстановления зрительной функции.

Дальнозоркость у детей 3 лет и старшего дошкольного возраста корректируется положительными линзами даже при слабой степени дальнозоркости.

Лечение дальнозоркости у детей 7 лет и старше осуществляется с помощью назначения очков.

При высокой степени заболевания рекомендуется постоянная коррекция с помощью очков или контактных линз, выбор которых достаточно широк и позволяет всегда подобрать нужный вариант.

Главное в этом — не заниматься лечением ребенка самостоятельно, а доверить решение этого вопроса профессионалам!

Курсы лечения назначают строго в индивидуальном порядке и проводятся несколько раз в год, в зависимости от медицинских показаний. Состояние и уровень современной медицины позволяют довольно успешно решить вопрос, как лечить дальнозоркость у детей.

Кроме применения очков и линз, существует также аппаратное лечение детской гиперметропии.

Принцип работы аппарата основан на действии, при котором мозг подсознательно сокращает периоды неконтрастного зрения, стимулируя зрительную функцию коры головного мозга и активизируя работу нервных клеток этой области.

Если назначаются очки, то стараются использовать меньшую силу диоптрий, чем имеющаяся степень заболевания. Это оправдано тем фактом, что детский возраст позволяет производить стимуляцию роста глазного яблока гораздо эффективнее, чем у взрослых.

Курсы аппаратного лечения детской дальнозоркости состоит из нескольких различных методов, которые хорошо переносятся детьми, безболезненны и носят игровой характер. Частоту и характер методик выбирает врач, который занимается лечением ребенка.

Если у ребенка кроме дальнозоркости присутствует также и косоглазие, то курсы лечения должны проводиться регулярно, несколько раз в год, под контролем состояния ребенка. К школе таких детей нужно постараться максимально реабилитировать.

Раннее лечение данного заболевания позволит стимулировать как можно быстрее и эффективнее рост глазного яблока, что ведет к снижению степени гиперметропии.

Очень важно вовремя проводить активизацию зрительных функций, ведущих к повышению остроты зрения и предупреждению развития глазных заболеваний.

Есть специально разработанные комплексы аппаратных процедур, которые подбираются индивидуально, в зависимости от особенности глаз ребенка и имеющегося нарушения.

ажно, что большинство этих методик проводятся в игровой форме, что позволяет их с успехом применять у малышей раннего возраста.

Помогают улучшить обменные процессы глазного аппарата, убрать дискомфорт и спазм следующие процедуры:

  • Магнитотерапия
  • Электростимуляция
  • Лазерная терапия
  • Вакуумный массаж
  • Ультразвуковая терапия
  • Аутотренинг

Также есть ряд общих рекомендаций относительно профилактики возникновения болезней глаз.

Следует внимательно отнестись к здоровью глаз ребенка, обращать внимание на организацию режима труда и отдыха. Нужно следить, чтобы ребенок правильно сидел во время чтения и письма, освещение должно быть правильно подобрано, достаточно освещать рабочую зону.

Нельзя позволять чрезмерное увлечение компьютером и телевизором, чередовать работу (чтение и письмо) с паузами и перерывами.

Желательно исключить слишком яркое искусственное освещение, а также, наоборот, тусклое. Нежелательно совмещать естественное освещение с искусственным.

Для школьников существует также комплекс упражнений для глаз, которые ребенок может самостоятельно выполнять в школе и дома.

В организации учебного процесса важно отнестись внимательно к ученикам, имеющим проблемы со зрением, учитывать рекомендации врачей относительно физических и умственных нагрузок для этих детей.

Для профилактики появления глазных заболеваний у учащихся в целом, следует в плановом порядке менять местами учеников (ряды) три-четыре раза в учебном году.

Также необходимо следить за тем, чтобы ребенок достаточно находился на свежем воздухе, активно двигался, рационально питался. Пища должна полностью удовлетворять потребности детского организма в витаминах, минералах и микроэлементах.

Нельзя оставлять без внимания любые, даже незначительные, жалобы детей на чувство зрительного дискомфорта, снижение остроты зрения, головную боль.

Если заболевание выявить как можно раньше, то шансы на восстановление зрения существенно возрастают.

Аппаратные методики лечения глаз позволяют укрепить зрение и предотвратить дальнейшее развитие заболеваний без хирургических операций. Особенно важно, что такое нетравмирующее лечение может быть оказано детям.

Для аппаратного лечения дальнозоркости применима цветоимпульсная терапия, также как лазерная стимуляция или электростимуляция.

Аппарат цветоимпульсной терапии представляет собой специальные очки со встроенными излучателями, управляемыми блоком управления световыми сигналами.

При использовании данного метода лечения воздействие импульсами электромагнитного излучения производится через глаза на центральную нервную систему. Этот вид терапии эффективен и доступен, а также совместим с другими методами лечения и профилактики.

При лечении детской гиперметропии хорошо себя показало сочетание очковой коррекции (сила очков ниже степени дальнозоркости, что стимулирует работу глаза) и различных методик аппаратного лечения дальнозоркости, как правило, включающих элементы игры.

Аппаратное лечение дальнозоркости назначается врачом-специалистом по результатам обследования пациента.

Среди методов лечения дальнозоркости существуют эффективно действующие зарядка и упражнения для глаз, которые легко можно совершать где и когда угодно, и на улице, и дома, и в перерывах на работе.

Но есть некоторые условия – гимнастика выполняется обязательно до принятия пищи и желательно по несколько раз в день. Движения глаз при выполнении упражнения должны быть плавными.

  1. Принимаем сидячее положение. Правую руку сгибаем, установив ее перед глазами на удалении в 40, 50 см, медленно пальцем по часовой стрелке делаем вращательные движения. Необходимо взглядом сопровождать крутящийся палец, голова при этом никуда не поворачивается, а находится на месте. Эту же манипуляцию совершаем с другой рукой, производя вращение против часовой стрелки. Выполняем занятие 7-10 раз;
  2. Садимся в удобном положении, смотрим прямо. Необходимо конец указательного пальца установить напротив глаз, согнув руку в локте, с расстоянием между пальцем и глазами в 30 см. Сначала в течение нескольких секунд смотрим на дальние предметы, затем переводим взгляд на кончик пальца, останавливаемся на нем тоже несколько секунд. Упражнение выполняется минимум 10 раз;
  3. Примите удобное положение, сидя, смотрите вперед, мышцы расслаблены. Поворачиваем голову вправо, вместе с тем, синхронно перемещаем взгляд. Возвращаемся в исходную позицию. Такую же манипуляцию проделываем по направлению влево. Упражнение в каждую сторону выполняется по 10 раз;
  4. Садимся, спинку держим прямо. Согнутые в локтях руки сложите на затылке. Стараемся прогнуть спинку назад и вместе с этим ставим ноги на мысочки. После чего расслабляемся, вытянув ноги и опустив руки. Выполняем занятие минимум 7 раз.
  5. При дальнозоркости глаз, рекомендуется применять гимнастику, которая предполагают двигательные упражнения глаз в направлениях вверх и вниз, затем влево и вправо. А также регулярно фокусируйте взгляд на близких предметах, а потом на дальних. Совершайте глазами круговые движения.
  6. Если дальнозоркость, проявляется на левом или только на правом глазу, гимнастика выполняется при закрытом здоровом глазе, можно закрыть его рукой, или листом бумаги, приклеив его пластырем. Делайте эти упражнения, пока зрение одного глаза не будет соответствовать зрению другого.

Положительный эффект будет достигнут только в случае ежедневного выполнения упражнений.

Если человек во время чтения отодвигает книгу подальше от глаз или же носит «плюсовые» очки, значит он страдает дальнозоркостью. Дальнозоркость — это нарушение зрение, при котором резко ухудшается способность видеть близкие объекты (расстояние 20-30 см).

В давние времена именно этот дефект зрения послужил толчком для изобретения очков. Все началось в XV веке, когда появилось книгопечатание. Люди, которые раньше и не догадывались, что плохо видят вблизи, поняли, что читать им тяжело: буквы расплываются. Чтобы помочь дальнозорким, и были созданы специальные очки для чтения. Линзы для близоруких придумали только столетие спустя.

Чаще всего дальнозоркость бывает у маленьких детей и у людей старше 40 лет.

Дальнозоркость, вызванная короткой продольной осью глаза, обычно передается по наследству от родителей детям.

После 40-45 лет в связи с возрастными изменениями в организме у многих людей начинает ухудшаться преломляющая способность хрусталика, и тогда наступает «старческая дальнозоркость».

Для того чтобы глаз нормально видел, изображение предметов должно фокусироваться на сетчатке. При дальнозоркости эта точка идеального изображения отодвигается, находится как бы позади сетчатки. В итоге человек видит картинку в слегка размытом виде.

Лучи, идущие от удаленных предматов, параллельны, от приближенных — расходящиеся. С последними дальнозоркие глаза справляются плохо. Таким образом, человек хуже всего видит вблизи и значительно лучше — вдаль.

Есть две причины того, почему световые лучи при дальнозоркости фокусируются слишком далеко: укороченное глазное яблоко или недостаточная преломляющая способность оптической системы глаза. Возможно также сочетание этих дефектов у одного человека.

Основные проявления дальнозоркости :

  1. плохое зрение вблизи;
  2. повышенная утомляемость глаз при чтении;
  3. головные боли, жжение в глазах.

Дальнозоркость, если ее игнорировать, чревата такими неприятными осложнениями как:

  • косоглазие;
  • частые воспалительные болезни глаз (конъюнктивит);
  • амблиопия («ленивый» глаз) — внешне глаз здоров, но плохо видит и исправить это не удается ни очками, ни контактными линзами.
  • Прогрессирование дальнозоркости может привести к нарушениям оттока внутриглазной жидкости и, как следствие, развитию глаукомы.

Если ваши глаза стали хуже видеть — обратитесь за помощью к врачу-окулисту. Для начала он проверит остроту вашего зрения по таблице, затем исследует глазное дно с помощью специального зеркала или ультразвука. После этого врач сможет подобрать для вас подходящие линзы.

На сегодняшний день существует три способа коррекции дальнозоркости. очки, контактные линзы и хирургическая коррекция. Очки или контактные линзы («плюсовые») подбирают индивидуально в зависимости от остроты зрения и сопутствующих заболеваний.

Детям с дальнозоркостью рекомендуется начинать пользоваться корректирующими линзами как можно раньше. Обычно врач выписывает им очки для постоянного ношения. С возрастом у многих дальнозорких детей глазное яблоко удлиняется, а зрение, соответственно, восстанавливается.

Взрослым линзы или очки нужны только для чтения и работы. Только при высокой степени дальнозоркости назначают две пары очков: одни — для «близи», другие — для «дали». После подбора очков необходимо постоянно наблюдаться у окулиста, чтобы при необходимости заменять линзы на более сильные или более слабые. Лазерную коррекцию дальнозоркости применяют, когда пациент уже достиг 18 лет.

Профилактика осложнений дальнозоркости заключается в раннем ее выявлении и назначении своевременного и правильного лечения.

Дальнозоркость, астигматизм, косоглазие у ребенка 4-х лет

Косоглазие у ребенка заметили в 1,5 года. Точнее в этом возрасте оно стало постоянным. До этого замечали косоглазие, когда ребенок приближал игрушки к лицу, пил молоко из бутылочки. В детской областной больнице нам поставили диагноз: гиперметропия средней степени +5D на оба глаза, сходящееся содружественное альтернирующее, неаккомодационное косоглазие. Угол косоглазия 30 градусов. Назначили очки.

До четырех лет неоднократно были на приеме в детской областной больнице, очки меняли и больше ничего не делали.

В четыре года нам проверили остроту зрения:

OS 0.3 C коррекцией 0.4, очки + 4.5 на оба глаза.

Читайте также:  Алоэ для зрения дальнозоркость

Направили на лечение стационарно (на засветы), но мест в больнице нет, так как там ремонт, мы ждали 4 месяца. затем поехали в МНТК им. Федорова.

Прошли лечение. Вот результаты.

Но возникли некоторые вопросы, в которых хотелось бы разобраться, помогите пожалуйста.

1. Зрение проверялось не по бумажной таблице, а по какой-то электронной доске, вроде монитора. Сбоку строчек конкретно написано, какой остроте зрения эта строчка соответствует. Ребенок без очков обоими глазами прочел строчку, возле которой 0.3, на 0.4 — только 1-2 рисунка. В очках девочка прочла строчку на 0.4, а дальше никак. Подставляли ей какой-то прибор, в который нужно двумя глазами смотреть, крутили там что-то — вообще ничего не назвали. Сказали, это она у вас спать хочет, хотя вполне бодрый ребенок был. В выписке даны совсем другие показатели остроты зрения. Вопрос: это коррекция этой электронной таблицы по отношению к бумажной, или острота зрения в выписке завышена?

2. При занятиях на синоптофоре угол одного глаза 10-15 градусов, другог — 20 градусов. (Извините, точно не помнюСлияния не было. Скотома перескока. Эффективно ли в нашем случае консервативное лечение, или же все-таки необходима операция по устранению косоглазия? (В МНТК рекомендуют операцию в 6 лет, а до этого возраста консервативное лечение каждые 3 месяца).

Дальнозоркость (гиперметропия) — вид аномалии рефракции, обусловленный короткой переднезадней осью глазного яблока, маленьким диаметром роговицы и мелкой передней камерой. Толщина хрусталика обычно не изменена. При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости получаемого изображения, которое воспринимает сетчатка. Возникновению дальнозоркости способствует несоответствие глазного яблока норме и (или) слабость преломляющего аппарата.

У маленьких детей дальнозоркость слабой степени является естественной возрастной нормой и со временем проходит, так как по мере роста ребенка, глазное яблоко увеличивается, и оптический фокус перемещается на сетчатку. Если к 10 годам дальнозоркость (гиперметропия) не проходит, и показатели заболевания приобретают характеристики выше возрастной нормы — это серьезная проблема, которая требует хорошей коррекции и терапевтического лечения, стараясь предотвратить развитие таких серьезных нарушений зрения, как амблиопия («ленивый» глаз). косоглазие (нередко сходящееся) и др.

Детям с дальнозоркостью, чтобы хорошо видеть приходится напрягать свои глаза. Поначалу глаз «справляется собственными силами» и способен компенсировать детскую дальнозоркость, однако это ведет к снижению функций клеток зрительной коры головного мозга, развитию глазных заболеваний, в частности, спазма аккомодации — длительное статичное перенапряжение глазной мышцы.

Дальнозоркость может быть выявлена только при проведении специального обследования (при медикаментозном расширении зрачка хрусталик расслабляется и проявляется истинная рефракция глаза), поэтому посещать врача-офтальмолога следует не реже 1 раза в год.

Встречаются и такие случаи, когда за «единицей», казалось бы, идеальным зрением, у ребенка скрывается дальнозоркость слабой степени, которая компенсируется за счет аккомодационного аппарата глаза. Скрытые проблемы со зрением приводят к ухудшению общего состояния детей, ведь ребенок долгое время не замечает проблем со зрением. Он становятся раздражительными или, наоборот, замкнутыми, жалуются на головные боли, плохое самочувствие.Разрешение такой ситуации, может произойти только в результате грамотного обследования зрительной системы и проведения терапевтического лечения.

Средняя — от 2 до 5 диоптрий

Лечение дальнозоркости (гиперметропии) должно быть начато как можно раньше для предупреждения развития осложнений и ускорения функциональной реабилитации ребенка.

В дошкольном возрасте детям с диагнозом дальнозоркость (гиперметропия) необходима постоянная коррекция положительными линзами даже небольшой степени гиперметропии. Детям от 7 лет и старше назначаются очки для работы на близком расстоянии, а при высокой степени гиперметропии необходимо постоянная коррекция очками или контактными линзами.

Если Ваш ребенок категорически отказывается носить очки, в клинике «Эксимер KIDS» врачи — офтальмологи предложат альтернативный метод коррекции — контактные линзы. Подбор линз любой степени сложности осуществляется в «Эксимер KIDS» с самого раннего возраста ребенка. Вам предложат модели ведущих мировых фирм, таких как: Bausch& Lomb, Siba Vision, Hydro, Kooper, Vision и другие.

Дальнозоркость (гиперметропия) не только понижает зрение и способствует развитию косоглазия и амблиопии, но и оказывает серьезное влияние на формирование всей зрительной системы ребенка. Поэтому, чем раньше Вы обратитесь к офтальмологу и начнете необходимое лечение, тем больше шансов предотвратить развитие осложнений.

Особое внимание родителям следует обратить на профилактическую программу активизации зрительных функций предлагаемую в клинике «Эксимер KIDS». Это авторская методикастимуляции зрения и профилактики глазных заболеваний, разработанная врачами «Эксимера». Данная программа включает в себя комплекс различных аппаратных процедур, в зависимости от особенностей глаза ребенка или наличия патологии.

Вакуумный массаж, ультразвуковая и магнитотерапия, электростимуляция, лазерная терапия, видео-компьютерный аутотренинг и другие процедуры помогут улучшить общеобменные процессы структур глаза, снять дискомфорт и спазм аккомодации. Это будет не только полезно для вашего ребенка, но и интересно, так как большинство процедур проводятся в игровой форме.

Курсы лечения дальнозоркости у детей назначаются врачом в соответствии с индивидуальными параметрами состояния здоровья глаз ребенка и проводятся 4-5 раз в год.

Помимо этого в клинике детской офтальмологии «Эксимер KIDS» современные технологии аппаратного лечения детской дальнозоркости позволяют в большинстве случаев вылечить амблиопию при дальнозоркости.

Для лечения амблиопии в «Эксимер KIDS» применяется принципиально новый аппарат «Амблиокор », разработанный ведущими специалистами Института головного мозга. Цель работы «Амблиокора» — заставить мозг подсознательно сокращать периоды неконтрастного зрения, оптимизируя работу нейронов зрительной коры головного мозга и улучшая зрение.

* Косоглазие у детей наиболее часто возникает при наличии дальнозоркости и астигматизма, реже — при врожденной и рано приобретенной близорукости. Детское косоглазие — это не только косметический дефект. При этом заболевании нарушается работа практически во всех отделах зрительного анализатора.

Зрительная система человека устроена таким образом, что раздельные изображения от каждого глаза передаются по зрительным путям в головной мозг, где сливаются в единый образ. Благодаря правильной совместной работе глаз мы умеем определить место положения предмета в пространстве.

При рождении ребенок еще не умеет смотреть «двумя глазами». Способность к бинокулярному зрению (то есть к зрению двумя глазами) формируется у ребенка постепенно и продолжается до 4-6 лет. Все новорожденные имеют дальнозоркость около 3 диоптрий. При этом фокус попадает не на сетчатку, а находится за ней. По мере роста ребенка увеличивается в размере и глазное яблоко, и оптический фокус перемещается на глазное дно. Некоторые дети в силу различных причин имеют дальнозоркость выше 3 диоптрий. Чтобы четко видеть предметы, им приходится напрягать свои глаза. Это напряжение и является основной предпосылкой к возникновению сходящегося косоглазия у детей, то есть когда один из глаз косит к носу. Бинокулярные связи в зрительной системе ребенка созревают постепенно и поэтому легко нарушаются. Толчком к возникновению детского косоглазия на фоне предпосылок может быть высокая температура, физическая или психическая травма.

Наиболее часто косоглазие у детей возникает в возрасте 3 — 5 лет. Сходящееся детское косоглазие встречается чаще, чем расходящееся. При косоглазии у детей на чаще косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения, то есть развивается амблиопия. Это осложнение связано с тем, что зрительной системой, во избежание хаоса, блокируется передача в мозг изображения предмета, который воспринимается косящим глазом. Это, в свою очередь приводит к еще большему отклонению глаза. Таким образом, запускается порочный круг.

Лечение косоглазия у детей комплексное. При наличии дальнозоркости или близорукости, по показаниям, ребенку назначаются очки. Иногда очки полностью исправляют детское косоглазие. Однако даже при таком положении вещей одного ношения очков недостаточно. При косоглазии у детей проводится консервативное лечение с использованием аппаратных методов. Они направлены на излечение амблиопии (если она есть) и на восстановление «мостов» между глазами, то есть ребенка учат сливать изображения с правого и левого глаза в единый зрительный образ. В ходе лечения детского косоглазия на определенном этапе при наличии показаний проводится хирургическое вмешательство на мышцах глаза. Операция направлена на восстановление правильного мышечного баланса между мышцами, которые двигают глазными яблоками, вращая его в глазнице. После операции также в обязательном порядке проводится консервативное лечение косоглазия у детей. Оно направлено на полную реабилитацию зрительных функций. Ребенка учат оценивать перспективу, то есть постепенно формируют стереоскопическое зрение.

Конечная цель в лечении детского косоглазия — высокое зрение без очков при симметричном положении глаз и объемном стереоскопическом зрении.

1. Косоглазие может пройти само. Очень часто родителям говорят, что с возрастом косоглазие может пройти само. Если речь идет о периодическом отклонении глаза у детей младше 6 месяцев, то это вариант нормы и к 7 месяцев глазки ребенка встанут ровно. Если же глаз продолжает отклоняться после 7 месяцев или косоглазие возникло позже, то ни о каком самостоятельном излечении речи быть не может. Косоглазие — это заболевание, требующее лечения. Существует более 15 видов косоглазия и каждый из них лечится по-своему. В ряде случаев на реабилитацию требуется около 6 месяцев, иногда до 3-4 лет и больше.

2. Очки — это навсегда. Во многих случаях при косоглазии при правильном ведении ребенка удается избавить его от постоянной очковой зависимости. При высоких степенях гиперметропии или астигматизма после излечения амблиопии и косоглазия возможно применение эксимер-лазерной коррекции, которая дает возможность полностью избавить ребенка от очков.

3. Очки лазер-вижн. В последнее время в продаже появились так называемые полидиафрагмальные очки «в дырочку». При их регулярном использовании производители обещают быстрое излечение от любых болезней глаз. Например, при близорукостиэтой патологии очки в «дырочку» просто создают лучшие условия для зрения, за счет увеличения глубины оптического фокуса. Тот же эффект достигается при прищуривании. При дальнозоркости и астигматизме в очках лазер-вижн возможно улучшение качества зрения, но это улучшение кажущееся и научными исследованиями не подтверждено. При косоглазии применение этих очков ни к чему положительному не приводит. Вреда они не приносят, пациенты теряют лишь драгоценное время и не проводят настоящего лечения.

4. Препараты с черникой. Как правило, все назначаемые «черничные таблетки» являются пищевыми добавками и представляют собой поливитаминные наборы. Однако, в отличие от настоящих лекарственных поливитаминных препаратов, пищевые добавки не допущены для применения в клинической практике фармкомитетом России, а имеют лишь разрешение Минздрава. Это означает, что полномасштабных клинических испытаний этих препаратов, тем более у детей, не проводилось. Поэтому мы не используем эти препараты в детской офтальмологии. Нашим пациентам мы рекомендуем поливитаминные наборы типа Компливит, Ундевит, Ревит и др, которые хорошо зарекомендовали себя и одобрены к применению педиатрами. При косоглазии витамины не играют решающей роли в лечении детей, так как при нем не развивается органических изменений на глазном дне.

Так как при косоглазии у детей часто понижается зрение и развивается амблиопия, а также нарушаются связи между глазами и другие функции, это оказывает серьезное влияние на формирование всей зрительной системы ребенка. Поэтому лечение должно быть начато как можно раньше для предупреждения развития осложнений и ускорения функциональной реабилитации ребенка. Так как зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, у детей младшего возраста все применяемые методы лечения более эффективны. К школе ребенок с косоглазием должен быть максимально реабилитирован. У детей старшего возраста требуется гораздо большее время для улучшения зрительных функций и в ряде случаев не всегда удается добиться полного выздоровления.

При всех случаях косоглазия ребенок должен быть обязательно показан детскому офтальмологу. Это даст возможность вовремя выявить заболевание и начать лечение.

источник

Дальнозоркость глаз – обычный диагноз для маленьких детей, но в большинстве случаев к 10 годам их зрение нормализуется – происходит естественная коррекция. Врожденная дальнозоркость средней степени для малышей – норма, их глазное яблоко несколько короче, чем нужно для хорошего зрения. С ростом ребенка к 6-7 годам оптический фокус оказывается на сетчатке.
Если дальнозоркость превышает возрастную норму, возникает необходимость в терапевтическом лечении и оптической коррекции, чтобы предотвратить косоглазие и синдром «ленивого» глаза, когда острота зрения на каждом глазу разная.
Ребенку с дальнозоркостью приходится держать глаза в напряжении, чтобы видеть хорошо. Какое-то время это получается, но последствием становится развитие заболеваний глаз, в том числе спазма аккомодации, косоглазия.

Дальнозоркость у детей можно определить только в ходе специального обследования: офтальмолог расширяет зрачок при помощи специальных капель, в результате чего аккомодация расслабляется и проявляется истинная рефракция глаза. Бывает так, что за идеальное зрение у ребенка принимают небольшую дальнозоркость, которую компенсирует аккомодационный аппарат глаза. Не выявление проблемы приводит к тому, что общее состояние ухудшается:

  • Повышается раздражительность;
  • Появляются головные боли;
  • Ребенок жалуется на плохое самочувствие.

Чтобы разрешить ситуацию, необходимо провести обследование у окулиста и назначить лечение.

Виды дальнозоркости:

  • До 2 диоптрий – слабая степень;
  • До 5 диоптрий – средняя;
  • Свыше 5 диоптрий – высокая степень.

Новорождённые дети всегда имеют среднюю степень отклонения. К 3-м годам количество диоптрий дальнозоркости в норме находится в пределах 1 ÷ 1,5.
В отдельных случаях с ростом ребенка степень дальнозоркости не уменьшается, поэтому важно регулярно обследоваться у окулиста, чтобы иметь возможность отследить тенденцию изменения рефракции и вовремя назначить ношение очков:

  • впервые осмотр проводится в полгода;
  • следующий осмотр – в год.
  • Нечеткое, размытое ближнее зрение. Быстрая утомляемость.
  • Нарушение сна. Невозможность сосредоточиться на выполнении работы.
  • Желание тереть глаза.

При этом жалобы на плохое зрение не возникают.
При отсутствии своевременного лечения возможно развитие сопутствующих заболеваний:

  • Правильная организация чередования труда и отдыха.
  • Правильное положение тела при чтении и письме.
  • Исключить чрезмерное увлечение компьютером.
  • Отсутствие совмещения естественного и искусственного освещения, правильная направленность света.
  • Учитель должен менять ряды учеников местами каждую учебную четверть.
  • Игры на свежем воздухе.
  • Сбалансированное питание.

Существуют упражнения для глаз, которые можно выполнять в любое время и в любом месте. Единственное условие – следует делать это перед едой:

  • В положении сидя сопровождать взглядом вращательные движения пальцем провой и левой руки (поочередно), не поворачивая головы;
  • В положении сидя поочередно концентрировать внимание на отдаленных предметах и на расположенных близко;
  • Попеременно поворачивать голову в каждую сторону вместе с перемещением взгляда;
  • Сидя на стуле с ладонями на затылке, прогибать спину, одновременно ставить ноги на кончики пальцев, затем расслабляться, опускать руки и вытягивать ноги;
  • Двигать глазами вертикально и горизонтально, совершать круговые движения глазами.

Если нарушение зрения наблюдается только на одном глазу, во время проведения гимнастики для глаз второй следует закрыть рукой. Для достижения положительного эффекта следует выполнять упражнения ежедневно.

Такая офтальмологическая патология, как дальнозоркость, не возникает у детей спонтанно. Как правило, она развивается с рождения, и проявляется у каждого юного пациента по-разному – у кого-то в 1 год, у кого-то – в 10 лет. На время проявления проблемы влияет множество факторов, например наследственность.
В зависимости от течения заболевания, у детей дошкольного и школьного возраста различают слабую I степень дальнозоркости (до 2.0 диоптрий), а также более сильные нарушения – II и III степень.

Читайте также:  Акупунктурные точки для улучшения зрения дальнозоркость

По достижении 6-7 летнего возраста анатомические особенности развития организма определяют рост глазного яблока и оптический фокус должен оказаться на сетчатке глаза. Если же рефракция не в порядке, необходимо вмешательство детского окулиста.
Поэтому важен регулярный осмотр офтальмолога – не реже 1 раза в год у детей старше 3х лет!!

Важно реагировать на любые жалобы детей, даже самые незначительные. в отношении головной боли и зрительного дискомфорта. При раннем выявлении заболевания и принятии соответствующих мер прогноз благоприятный.
Мы находимся по адресу: Московский научно-исследовательский офтальмологический центр «Новый взгляд», м. «Пятницкое шоссе», 6-ой км. Пятницкого шоссе, клиническая больница «Медси», седьмой этаж, +7 (495) 412-20-01

источник

Патологии зрительной системы ребенка на ранних стадиях развития отлично поддаются лечению при помощи аппаратных методик, предусматривающих занятия на специальных зрительных тренажерах.

Амблиокор является незаменимым для лечения детской амблиопии, близорукости и других форм аметропии. Прибор благодаря уникальному действию позволяет эффективно восстановить остроту зрения путем занятий на тренажере в течение 15-25 сеансов за один курс.

Также амблиокор эффективно применяется для борьбы с такой распространенной патологией среди школьников, как спазм аккомодации, из-за которого наблюдается стабильное ухудшение зрения, головные боли и повышение усталости ребенка во время обучения.

Острота зрения снижается у детей чаще всего из-за нарушений в функционировании зрительного анализатора головного мозга. Чтобы устранить зрительную патологию, нужно нормализовать активность области коры головного мозга, отвечающей за зрительную функцию.

Во время занятий с аппаратом Амблиокор в течение 20-30 минут ребенок смотрит мультфильм. При помощи электронных сенсоров в мозг передается информация в форме импульсов о состоянии глаз, чтобы исправить нечеткую картинку. Ребенок видит мультфильм непрерывно до тех пор, пока на сетчатке фокусируется четкое изображение. Как только картинка искажается, мультфильм прерывается.

Действиеаппарата основано на уменьшении или повышении возбуждения нейронов головного мозга, отвечающих за зрение и распознавание изображения. Таким образом уникальная технология обратной мотивационной связи помогаетформировать инструментальный условный рефлекс. Во время сеанса фиксируется электроэнцефалограмма ребенка, а также осуществляется постоянный мониторинг и анализ ее состояния. На основании полученных данных в зависимости от степени возбуждения нейронов головного мозга проводится управление мотивационным стимулом.

На полученной энцефалограмме хорошо видна активность головного мозга во время просмотра мультфильма. При повышенном возбуждении нейронов зрительной коры мозга во время фокусировки взгляда на картинке энцефалограмма зеленого цвета. Когда активность мозга снижается, и картинка отсутствует, на энцефалограмме фиксируется область красного цвета. Так как ребенку хочется смотреть мультфильм непрерывно, мозг начинает активные действия чтобы перестроить работу зрительного анализатора, чтобы сохранять наиболее благоприятную нейронную активность.

Ежедневные повторения занятий позволяет достичь постепенного формирования новых рефлекторных связей в мозгу ребенка, чтобы улучшить зрительную функцию путем стабильного увеличения или уменьшения степени возбудимости нейронов.

  • Занятия на тренажере абсолютно безопасны и не имеют никаких противопоказаний, поэтому дети в возрасте от 4 лет могут проходить курс лечения без рисков возникновения побочных эффектов. Даже тяжелые формы миопии и гиперметропии в детском возрасте отлично поддаются консервативной терапии при помощи Амблиокора.
  • После прохождения одного курса лечения со временем можно прибегнуть к данному методу лечения повторно, так как действие прибора не имеет негативного влияния и не вызывает привыкания. По мере взросления ребенка периодические повторные курсы для поддержания зрительной системы дают положительный эффект.
  • Согласно данных, собранных на основании проведенных клинических исследований, если занятия на тренажере сочетаются с другими аппаратными методиками, улучшение качества зрения и эффективность прибора повышается в среднем на 25%.
  • Прибор признан наиболее эффективным для коррекции зрения детей нехирургическим методом. Восстановление зрения у пациентов, прошедших курс лечения на Амблиокоре в сравнении с другими методиками нехирургической терапии выше в 5-6 раз. Даже при тяжелой степени аметропии занятия дают заметный эффект.

Эффективность и безопасность Амблиокора доказана многолетними исследованиями офтальмологических научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Сиднея, Кембриджа. Технология Visual Acuity Cognitive Modulation – VIACOMзапатентованная в РФ и США, не имеет аналогов во всем мире.

Миопия – это заболевание, при котором зрительная функция на дальнее расстояние ослаблена. Ребенок с близорукостью плохо видит вдаль и не может четко распознавать объекты на расстоянии. Во время зрительной функции на дальнее расстояниелучи света, проходя через роговицу и хрусталик, преломляются и фокусируются перед сетчаткой, что приводит к искажению изображения. Чаще всего причиной нарушения фокусировки лучей света является вытянутая форма глаза и удлиненная его ось.

Различают слабую, среднюю и высокую степень близорукости. Ношение очков является обязательным. В зависимости от степени миопии очки могут понадобиться не только для коррекции зрения вдаль, но и для чтения. Имея наследственный фактор риска развития заболевания важно своевременно диагностировать патологию и начать консервативное лечение. В детском возрасте зрительная система хорошо поддается нехирургическим методикам терапии.

Опасность миопии заключается в том, что болезнь может прогрессировать. Главной первоочередной задачей после постановки диагноза является стабилизация процесса ухудшения остроты зрения. Наиболее эффективны в таком случае аппаратные методики. Комбинирование лазерной терапии, массажа, гимнастики для глаз и занятий на тренажерах дает отличные результаты.

Послекурса занятий на тренажере у пациентов с близорукостью в среднем зафиксированы такие результаты:

  • при легкой степени миопии показатель Vis изменился от 0,2 до 0,8;
  • при средней степени миопии показатель Vis изменился от 0,1 до 0,4;
  • при тяжелой степени миопии показатель Vis изменился от 0,04 до 0,3.

Гиперметропия – это заболевание, при котором острота зрения вблизи ослаблена. Ребенок с дальнозоркостью плохо видит объекты, расположенные на близком расстоянии, ему сложно читать и писать. Причиной возникновения дальнозоркости является укороченное слегка сплюснутое глазное яблоко. Во время зрительной функции лучи света, проходя через роговицу и хрусталик, преломляются и фокусируются за пределами сетчатки. В результате ребенок видит изображение размытым и нечетким.

Различают три степени гиперметропии: слабую, среднюю и высокую. Не каждая дальнозоркость, диагностированная в детском возрасте, считается патологией. Организм ребенка растет, и зрительная система находится в состоянии активного развития. Размеры детского глаза не всегда обеспечивают достаточную преломляющую силу, но по мере роста к 10 годам очень часто патология устраняется. Если же симптомы гиперметропии сохраняются, тогда требуется лечение.

После занятий на тренажере у пациентов с гиперметропией разной степени тяжести зафиксировано улучшение остроты зрения. Пациенты стали видеть по таблицам для проверки остроты зрения на 3-5 строчек лучше.

Амблиопия – это заболевание, при котором ухудшается зрительная функция на одном глазу. Два глаза ребенка видят разные изображения, поэтому они не могут быть совмещены в одну трехмерную картинку. Из-за этого зрительная функция на одном более слабом глазу подавляется. Так как один глаз не задействован в процессе зрительной функции, патология называется также синдром ленивого глаза.

При заболевании у детей нарушено бинокулярное зрение, которое позволяет человеку оценить объем изображения, расположение объектов относительно друг друга, а также сформировать целостное восприятие общей картины перед глазами. Такая патологи в детском возрасте значительно ухудшает восприятие окружающего мира, его познание и изучение.

Наиболее распространенной причиной возникновения амблиопии у детей является косоглазие, хотя ленивый глаз может также послужить толчком для развития косоглазия. Методика лечения подбирается в каждом случае индивидуально с учетом причины возникновения патологии. Лечение должно проводиться комплексно, включая тренировку ленивого глаза на Амблиокоре, коррекцию оптической силы глаза и устранение при наличии дефекта косоглазия.

Комплексный подход в лечении амблиопии дает положительные результаты. Особенно эффективно сочетание нескольких аппаратных методик, которые дополняют друг друга и усиливают эффект от терапии. У пациентов с амблиопией после занятий на тренажере Амблиокор зафиксированы такие результаты:

  • при рефракционной амблиопии в более чем 90% случаев диагноз был снят;
  • при дисбинокулярной амблиопии в более чем 60% случаев диагноз снят;
  • при обскурационной амблиопии в более чем 50% случаев бинокулярное зрение восстановлено.

Индивидуальный подход, комплексная терапия и постоянный контроль состояния зрительной системы ребенка в динамике дает возможность значительно улучшить остроту зрения, а также остановить прогрессирование патологий на ранних этапах развития.

Аппаратные методики имеют клинически доказанную результативность, поэтому использование метода лечения прибором Амблиокор дает устойчивый результат и позволяет устранить зрительную патологию в детском возрасте, не допуская ее развитие. Благодаря уникальной безопасной технологии, а также использованию мультфильмов в качестве метода терапии, занятия на тренажере не только полезны, но и интересны детям.

источник

Под амблиопией понимают различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной которого являются функциональные нарушения (Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова, 1987).

Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая (Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова, 1987).

Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия может быть двух видов: амблиопия с правильной (центральной) фиксацией (фиксирующий участок — центральная ямка сетчатки) и амблиопия с неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки). Последняя встречается в 70—75% случаев. При определении метода лечения важно учитывать вид дисбинокулярной амблиопии.

Обскурационная амблиопия развивается в результате помутнений оптических сред глаза (катаракты, помутнений роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных. Диагноз ставится, если низкое зрение сохраняется, несмотря на устранение помутнений и отсутствие анатомических изменений в заднем отделе глаза (после эксракции катаракты).

Рефракционная амблиопия — понижение зрения возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции. При ношении правильно подобранных очков постепенно острота зрения может повыситься, вплоть до нормальной. Причиной возникновения этого вида амблиопии является постоянное и длительное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме (В.П. Жохов, И.Л. Кормакова, Л.И. Плаксина, 1989).

Анизометропия — неодинаковая рефракция обоих глаз, в результате которой наблюдается неодинаковая величина изображения предметов на сетчатках обоих глаз. Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ.

Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.

Все виды амблиопии по степени остроты зрения делятся на слабую (острота зрения 0,8—0,4), среднюю (острота зрения 0,3— 0,2), высокую (острота зрения 0,1—0,05), очень высокую (острота зрения 0,04 и ниже) степени.

Амблиопия при содружественном косоглазии встречается более чем в 2/3 случаев и является его следствием. Вместе с тем она сама может быть причиной косоглазия. Это происходит в тех случаях, когда один глаз имеет значительное снижение остроты зрения (до 0,3—0,4 и ниже), при котором невозможно слияние изображений. В этом случае глаз с низкой остротой зрения не участвует в акте зрения, что приводит его к косоглазию.

Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение (девиацию) глазного яблока. Различают мнимое, истинное косоглазие (В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина, 1989).

Мнимое (кажущееся) косоглазие — оптическая ось глаза, проходящая через центр роговицы, не совпадает со зрительной осью, которая соединяет центральную ямку сетчатки с рассматриваемым объектом (точка фиксации). Между ними образуется угол гамма — положительный или отрицательный. В первом случае зрительная ось пересекает роговицу кнутри, во втором — кнаружи от центра. При большом угле гамма отклонение глазных яблок и создает впечатление о наличии косоглазия. Чаще встречается мнимое расходящееся косоглазие, связанное с положительным углом гамма. При мнимом косоглазии, кажется, что косят оба глаза одновременно к носу или к виску. Ложное представление о наличии косоглазия может быть обусловлено особенностями строения лицевого черепа. Вопрос о наличии косоглазия решается путем исследования бинокулярного зрения, которое отсутствует при истинном косоглазии и имеется при мнимом.

Гетерофория или скрытое косоглазие. Ортофорией называется идеальное мышечное равновесие обоих глаз. Если при ортофории разобщить оба глаза (путем прикрывания одного из них ладонью или заслонкой), то глаза сохранят симметричное положение. Ортофория создает оптимальные возможности для бинокулярного слияния изображений рассматриваемого предмета и облегчает зрительную работу.

Значительно чаще, чем ортофория, встречается гетерофория, при которой сила глазодвигательных мышц неодинакова. Это обусловлено анатомическими и нервными факторами (особенности положения глазных яблок в глазнице, тонус глазодвигательных мышц и т.д.). В обычных условиях нарушение мышечного равновесия себя не проявляет. Если же выключить один глаз из акта зрения (закрыть его ладонью), то он отклонится в сторону мышц с более высоким тонусом, а при включении вновь возвратится в прежнее положение (установочное движение).

При скрытом косоглазии зрительная работа на близком расстоянии требует большего, чем обычно, нервно-мышечного напряжения, чтобы преодолеть тенденцию к отклонению одного из глаз. При этом могут даже возникать жалобы на головную боль, тошноту, быструю утомляемость, переходящую в диплопию (двоение). Возникновению указанных явлений способствуют общие заболевания и ослабленное состояние организма, умственное переутомление, длительная зрительная работа на близком расстоянии. Диагноз гетерофории основан на исключении условий для бинокулярного зрения. В отличие от истинного косоглазия при гетерофории сохраняется бинокулярное зрение.

Таким образом, ни мнимое косоглазие, ни в большинстве случаев гетерофория не являются патологией. К патологии относится лишь истинное косоглазие.

Истинное косоглазие подразделяют на содружественное и паралитическое (В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина, 1989).

Содружественное косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаз равен как по величине, так и по направлению; косит чаще один глаз или оба глаза поочередно.

Косоглазие является не только косметическим дефектом, влияющим на психику и формирование характера детей, но и сопровождается большим функциональным недостатком. Ввиду отсутствия бинокулярного зрения наблюдается ограничение в восприятии внешнего мира, движении и ориентировке в пространстве.

Среди причин возникновения косоглазия наиболее частыми являются врожденные и приобретенные заболевания центральной нервной системы, общие детские и инфекционные заболевания, травмы в период новорожденности, а также многие патологические процессы, сопровождающиеся значительным снижением зрения и слепотой. При сниженном зрении или слепоте одного глаза отклонение его возникает из-за отсутствия стимула к слиянию изображений (фузии).

В зависимости от того, в какую сторону отклонен глаз, различают внутреннее или сходящееся и наружное или расходящееся косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу, В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.

Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70—80% случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией. Поэтому принято считать, что не-корригированная дальнозоркость является фактором, способствующим возникновению сходящегося косоглазия.

Расходящееся косоглазие сопровождается примерно в 60% случаев близорукой рефракцией. Есть основания полагать, что близорукость может быть одним из факторов, способствующих возникновению расходящегося косоглазия.

Читайте также:  Аппаратная коррекция дальнозоркости у детей

Косоглазие бывает односторонним (монолатеральным) — косит постоянно один глаз — и двусторонним (альтернирующим) — попеременно косят оба глаза. При альтернирующем косоглазии зрение, как правило, достаточно высокое и одинаковое в обоих глазах. Монолатеральное косоглазие сложнее альтернирующего, так как при нем в результате постоянного отклонения одного глаза, отсутствия фузии довольно быстро развивается выраженная амблиопия. Поэтому в процессе лечения необходимо «перевести» монолатеральное косоглазие в альтернирующее.

Кроме того, различают косоглазие аккомодационное, частично аккомодационное и неаккомодационное. Данное деление зависит от состояния аккомодации (аккомодация — это способность глаза видеть хорошо и вдали, и вблизи). Возникновение аккомодационного косоглазия обусловлено некорригированной близорукостью или дальнозоркостью. Оно исчезает с помощью оптимальной очковой коррекции. Частично аккомодационное косоглазие характеризуется тем, что в отличие от аккомодационного не полностью исправляется очковой коррекцией. Неаккомодационное косоглазие не корригируется очками. Косоглазие может быть периодическим или постоянным.

В отечественной офтальмологии накоплен богатый опыт по организации и реализации различных эталонов лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими функциональные нарушения зрения (амблиопию и косоглазие).

Реализация медицинской части реабилитации детей с амблио-пией и косоглазием в дошкольном возрасте ведется в рамках специальных дошкольных учреждений. В дошкольных коррекционно-образовательных учреждениях IV вида имеется достаточная материально-техническая база и наличие необходимого кадрового обеспечения для проведения лечебно-восстановительной работы.

Реализация медицинской части реабилитации детей с амблио-пией и косоглазием младшего школьного возраста по существующему на сегодняшний день положению осуществляется в районных плеоптических кабинетах при детских поликлиниках, однако удаленность данных кабинетов от места жительства детей с функциональными нарушениями зрения и ряд других причин приводят к тому, что систематическое лечение проходит чрезвычайно низкий процент школьников с амблиопией и косоглазием. Отсутствие же систематической медицинской поддержки в условиях возрастания физической и психологической нагрузки неизбежно приводит к снижению у большинства младших школьников основных базовых функций, возникновению трудностей в’ процессе овладения навыками чтения и письма, к снижению уровня успеваемости.

источник

Амблиопия – это заболевание, при котором резко снижается острота зрения без наличия какой-либо органической патологии. Также при амблиопии наблюдается нарушение аккомодации и контрастной чувствительности. Обычно болезнь затрагивает только один глаз. Подобный дефект не корректируется при помощи ношения очков или контактных линз. О том, как распознать данную патологию у ребенка и какие методы лечения амблиопии наиболее эффективны, расскажем в этой статье.

С греческого языка дословно термин «амблиопия» переводится как «ленивый глаз». В этом состоит суть данной патологии. Амблиопия – это функциональное расстройство зрительного аппарата. Многочисленные исследования, посвященные этой проблеме, свидетельствуют о том, что амблиопия является одной из главных причин резкого снижения зрения у детей и людей трудоспособного возраста.

Важно выявить амблиопию на самых ранних этапах ее развития, так как это может способствовать успешному исходу лечения, и при наличии других сопутствующих благоприятных факторов зрение может быть полностью восстановлено.

В детском возрасте довольно часто данная патология возникает на фоне других зрительных расстройств, препятствующих полноценному развитию бинокулярного зрения.

В медицинской научной среде существует немало противоречий, касающихся четкого определения показателей остроты зрения, при которых было бы корректно ставить диагноз «амблиопия». Это внесло существенную погрешность в процесс сбора статистических данных, показывающих уровень заболиваемости амблиопией среди населения различных регионов.

Наиболее частыми видами амблиопии, встречающимися в мировой клинической практике, считаются дисбинокулярная и рефракционная.

Среди факторов, способствующих развитию амблиопии в детском возрасте, различают следующие:

  • стойкое косоглазие;
  • аметропия высокой степени;
  • средняя и высокая степень недоношенности или маленький вес новорожденного;
  • детский церебральный паралич;
  • задержка в развитии;
  • наследственность (в случае, если один из родителей страдает амблиопией, косоглазием, врожленной катарактой, анизометропией и другими зрительными патологиями);
  • курение и регулярное употребление алкоголя женщиной во время беременности в разы увеличивает риск развития у плода амблиопии и других функциональных нарушений зрительного аппарата.

Амблиопия у ребенка проявляется следующими симптомами:

  • резкое снижение остроты зрения одного глаза или обоих;
  • ухудшение трехмерного восприятия обьектов;
  • если у ребенка имеет место косоглазие, то наблюдается усиление отклонения глазного яблока от правильного положения;
  • сложности в учебе, связанные с ухудшением восприятия зрительной информации.

Существует классификация амблиопии по этиологическим факторам, согласно которой все виды заболевания разделяются на первичные и вторичные.

Первичные виды амблиопии:

  • Рефракционная. Развивается на фоне каких-либо аномалий рефракции у ребенка (миопия слабой, средней или высокой степени, гиперметропия, астигматизм и др. ), которые вовремя не были корригированы постоянным ношением очков или контактных линз. Рефракционная амблиопия бывает одно- или двухсторонней, симметричной или асимметричной.
  • Дисбинокулярная. Развивается вследствие нарушения бинокулярного зрения. Довольно часто подобный вид амблиопии развивается на фоне стойкого косоглазия.
  • Смешанная. Данный вид амблиопии представляет собой нечто среднее между дисбинокулярной и рефракционной амблиопией. Здесь наблюдается снижение остроты монокулярного зрения. Обычно в ходе терапии степень влияния каждой из причин изменяется.
  • Истерическая. Резкое снижение остроты зрения на одном или на обоих глазах происходит вследствие какой-либо неврологической патологии или тяжелой психологической травмы.

Вторичные виды характеризуются тем, что являются следствием другого органического дефекта зрительной системы, который был успешно исправлен.

Выделяют следующие вторичные виды:

  • Обскурационная. Появляется при наличии определенного дефекта зрительного аппарата, который является своего рода препятствием для фокусировки светового луча на сетчатке. Самыми распространенными видами таких дефектов являются катаракта или птоз (опущение) верхнего века. Также причиной нарушения нормальной передачи изображения обьекта на сетчатку могут быть разнообразные патологи проводящих сред глазного яблока. Обскурационная амблиопия может развиться на одном глазу или на обоих и иметь разную степень сложности.
  • Неврогенная. Здесь в качестве этиологических факторов выступают различные дегенеративные и воспалительные процессы зрительного нерва. Для данного вида амблиопии характерно функциональное снижение остроты зрения даже после полного излечения первичного заболевания.
  • Макулопатическая. Развивается вследствие ранее перенесенного заболевания центральной и парацентральной зоны сетчатки.
  • Нистагмическая. Здесь амблиопия развивается на фоне нистагма (неконтролируемое периодическое симметричное движение глазных яблок).
  • Комбинированная. В качестве этиологических факторовов могут выступать все или некоторые из вышеупомянутых причин.

Без сомнения, амблиопия, выявленная на самых ранних этапах развития, намного эффективнее поддается лечению, чем запущенные случаи. Для этого регулярно проводятся профилактические отальмологические осмотры, начиная с первых месяцев жизни ребенка. Детям с наличием факторов, предраспологающих к развитию амблиопии, показано проходить подобные проверки чаще (минимум 1 раза в год) детей, не имеющих дополнительных рисков. Существует несколько видов обьективного обследования при амблиопии:

  • Визометрия – основной метод диагностики, позволяющий выявить у ребенка амблиопию. С помощью этого диагностического метода можно определить максимальный уровень остроты зрения с коррекцией и без коррекции. Естественно, во время проведения манипуляции учитывается возрастная норма остроты зрения для конкретного ребенка.

Данная диагностическая процедура проводится при помощи таблиц для определения остроты зрения. Ребенок находится не ближе чем на 5 м от таблицы, и поочередно закрывая то правый, то левый глаз пытается назвать картинки или буквы, которые ему показывает оптометрист. Вся процедура проходит в условиях определенного освещения (примерно 700 лк).

Перед проведением визометрии важно убедиться, что ребенку известны картинки, изображенные на таблице, или буквы, если речь идет о детях школьного возраста. Для этого ребенка необходимо подвести к таблице и попросить его назвать картинки. Во время проведения диагностической процедуры специалисту необходимо создать доверительную атмосферу между собой и ребенком, особенно если речь идет о детях раннего дошкольного возраста.

Попадая в непривычную среду, малыш может расстеряться либо испугаться врача, из-за этого он не сможет отвечать на его вопросы, что, конечно, исказит результаты диагностики.

Если подобное иследование проводится малышу в первый раз и по его результатам выявляется снижение остроты зрения, то в таких случаях рекомендуется провести визометрию повторно спустя какое-то время. Начинать обследование нужно с хуже видящего глаза, так как часто случается, что низкие показатели связаны с элементарной усталостью или быстрой потерей интереса к «игре».

Во время процедуры необходимо следить, чтобы ребенок не щурился и не подглядывал другим глазом.

  • Определение рефракции глаза. Данное диагностическое исследование проводится с помощью специальных устройств обьективного анализа (рефрактометр и кераторефрактометр). Также можно определить истинную рефракции с помощью простой скиаскопии, хотя данные будут не так точны, как при исследовании рефрактометром. Важно, чтобы рефрактометрию проводил опытный диагност, учитывающий все нюансы проведения процедуры, так как от точности соблюдения всех условий зависит то, насколько верными будут результаты исследования.

Перед проведентем рефрактометрии обязательно ребенку закапывают глаз препаратом, расширяющим зрачок. В это время малыш может жаловаться на то, что зрение стало нечетким. Успокойте его, обьяснив, что это явление временное, которое в среднем не длится больше суток.

Чтобы определить рефракцию очень маленьким детям, которых трудно уговорить хотя бы несколько секунд сидеть неподвижно и бесприрывно фиксировать взляд на одной точке, врач-офтальмолог обычно прибегает к скиаскопии. Если специалист имеет достаточный опыт, то при правильном выполнении манипуляции скиаскопия может дать не менее точные данные, чем рефрактометр.

Скиаскопия – это обьективный метод исследования рефракции глаза. Суть его заключается в наблюдении за перемещением теней в зрачковой зоне. Во время проведения манипуляции глаз должен быть освещаем пучком света, направляемым зеркалом. С помощью данной методики можно выявить какую-либо аномалию рефракции у ребенка в достаточно раннем возрасте, а также определить ее вид (миопия, гиперметропия, астигматизм) и степень.

В офтальмологии для подобного исследования применяется термин «теневая проба».

  • Обьективная оценка функционирования глазодвигательного аппарата. Данный вид обследования является очень важным для выявления амблиопии. Офтальмолог проводит кавер-тест и кавер-анкавер-тест, также проводится исследование конвергенции, а также выявление возможного микрокосоглазия, незаметного для невооруженного глаза.
  • Определение фиксации. Результаты данного исследования имеют огромное влияние на дальнейшее определение тактики лечения амблиопии. Фиксацию обычно определяют, прибегая к прямой и обратной офтальмоскопии, а также макулотестера.
  • Другие виды инструментальной диагностики. Проводятся для подтверждения наличия или исключения органической патологии зрительного аппарата, которая могла спровоцировать развитие амблиопии.

Лечение «ленивого глаза» предусматривает использование нескольких терапевтических приемов:

Этот метод является неотьемлемой частью всего плана лечения амблиопии (особенно рефракционной). Если у ребенка имеет место высокая степень аметропии, то при выписывании рецепта на очки врач должен убедить родителей преобретать изделия в высоким качеством линз (например, высокоиндексных, асферического дизайна, с просветляющим покрытием).

Также как альтернатива постоянному ношению очков здесь может быть применена контактная коррекция.

Этот вид лечения заключается в закрытии на определенный временной промежуток хорошо видящего глаза для того, чтобы как бы заставить лучше работать глаз со сниженным зрением.

Для детей, страдающих амблиопией, без сопутствующего косоглазия и при сохранении правильного бинокулярного характера зрения здоровый глаз перекрывают окклюдером на определенное время (не более чем 3/4 всего периода бодрствования).

Существует несколько вариантов режима ношения окклюдера, в зависимости от разницы остроты зрения на левом и правом глазу, которые позволяют эффективно лечить амблиопию у ребенка в домашних условиях.

Если на обоих глазах зрение снижено до равных показателей, то ребенок по четным дням месяца носит окклюдор на правом глазу, а по нечетным – на левом.

Если разница в остроте зрения на левом и правом глазу достаточно существенна, то здесь возможно применение нескольких приемов:

  • один день на какое-то время закрывают глаз, который видит хуже. После этого от 3 до 12 дней подряд на такой же промежуток времени закрывают лучше видящий глаз. В таком порядке выполняется окклюзия до тех пор, пока разница в остроте зрения на обоих глазах не сведется к минимуму;
  • окклюдер надевают каждый день поочередно на каждый глаз, при этом хуже видящий глаз закрывают не более чем на 2 часа в сутки, а лучще видящий глаз примерно на 3/4 всего времени бодрствования ребенка.

Длительность ношения окклюдера зависит от уровня остроты зрения глаза и их разницей между обоими глазами.

Если у ребенка диагностируется амблиопия с неправильной зрительной фиксацией, то ему может быть назначена обратная окклюзия, которая означает постоянное перекрытие хуже видящего глаза. Это проводится для уменьшения конкуренции нецентрального фиксирующего участка сетчатки по сравнению с ослабевающей от неиспользования центральной ямки сетчатки (фовеолой), основная функция которой – обеспечение максимальной остроты зрения.

Об успешной терапии таким методом будет свидетельствовать снижение остроты зрения на глазу с амблиопией. Во время проведения обратной окклюзии ребенка учат правильно рассматривать объекты, используя фовеолу. Когда малыш это освоил, назначается прямая окклюзия (закрытие лучше видящего глаза) или попеременная (поочередное закрытие обоих глаз внутри определенного режима).

Параллельно с этим обычно офтальмолог назначает выполнение специальных упражнений, влияющих на формирование правильной фиксации, повышение остроты зрения и улучшение аккомодационных способностей глаза с амблиопией.

В некоторых случаях постоянное ношение окклюдера может стать причиной следующих побочных явлений:

  • ухудшение зрение на здоровом глазу как следствие нарушение режима ношения оккдера;
  • формирование косоглазия;
  • возникновение диплопии (двоение в глазах);
  • появление разного рода эстетических проблем;
  • локальное раздражение в местах соприкосновения кожи с окклюдером.

Окклюзия является обязательным методом для лечения амблиопии. При составлении режима окклюзии, врач исходит из разницы остроты зрения на разных глазах у ребенка.

Важно помнить, что окклюдер не должен менять положение очков на лице.

Это комплекс методов, обеспечивающих активную стимуляцию нейронов сетчатки амблиопичного глаза.

Среди основных средств плеотики различают следующие терапевтические методы:

  • применение специальных лечебных компьютерных программ. С помощью них можно добиться полного восстановления бинокулярного характера зрения, а также повысить остроту зрения на амблиопичном глазу. Обычно коплекс упражнений проводится в форме игры, поэтому подходит для лечения самых маленьких пациентов с амблиопией;
  • аппаратное лечение. Это система методов физиотерапии, которые способствуют лучшему кровоснабжению зрительной системы, стимулируют нейроны сетчатой оболочки глаза, а также способствуют точной передачи нервного импульса по зрительному нерву.

Приступать к проведению плеоптического лечения можно только после устранения этиологической причины. План плеоптического лечения составляется в зависимости от вида фиксации.

При центральной фиксации у пациента вполне возможно применение всего методического комплекса плеоптики (использование засветов, лазерная, магнитная и электрическая стимуляции, зрительная гимнастика, включающая в себя комплекс упражнений для тренировки аккомодации и др. ).

Если у ребенка имеет место нецентральная фиксация, то упор в лечении делается на исправления ее в центральную, иначе вся терапия, направленная на восстановление нормального зрения на амблиопичном глазу будет неэффективна.

Нецентральная фиксация бывает двух видов: внутримакулярная и внемакулярная. Для исправления внутримакулярной фиксации используют макулотестр. При внемакулярной фиксации применяют безрефлексный офтальмоскоп. Когда фиксация станет центральной, можно будет приступить к лечению пациента стандартным «набором» терапевтических приемов плеоптики.

После успешного завершения лечения амблиопии ребенок остается на диспансеном учете у офтальмолога.

Дополнительную информацию о лечениии детской амблиопии, вы узнаете из следующего видео.

источник