Меню Рубрики

Соблюдение зрительного режима при близорукости

Так как чаще миопия бывает не врождённой, а приобретённой, и появляется она чаще всего в 4-7 классах школы, ребёнку под руководством родителей и педагогов следует придерживаться некоторых простых правил — профилактика близорукости.

  • Нужно, чтобы школьнику было удобно в работе над уроками: мебель подбирается по росту, ребёнок не должен сутулиться во время выполнения уроков. Книга или тетрадь должны находиться на дистанции не меньше, чем 33 сантиметра от глаз. А освещённость нужно сделать такую, чтобы не напрягались глаза.
  • Расположение источника света слева-сверху. У левшей – справа-сверху. Свет лучше подобрать тёплого оттенка, современные светодиодные лампы позволяют выбрать нужный оттенок без труда. Мощность лампочки в настольной лампе – оптимально 7 или 8 ватт (75 ватт в эквиваленте на лампу накаливания).
  • Научите ребёнка правильной осанке и необходимости 2-3 минутных пауз в занятиях каждые 15-20 минут для отдыха глаз. Для этого нужно просто посмотреть некоторое время в окно, вдаль. Поморгать, посидеть, прикрыв глаза не зажмуривая их. Но не тратить время этого отдыха на посещение сайтов в смартфоне или планшете!
  • Недопустимы сильный наклон или задирание головы.
  • Ступня у сидящего ребёнка должна стоять ровно, опираясь на пол всей своей площадью.
  • Бедро должно почти полностью лежать на стуле – недопустима посадка «на копчик» или на одни ягодицы – в таком положении спина быстро затекает.
  • Угол между бедром и голенью в согнутом колене должен стремиться к 90 градусам. Конечно, нет нужды замерять его транспортиром – примерность угла вполне можно оценить на глаз.
  • При глубокой посадке на сиденье всей площадью ягодиц спина должна плотно касаться спинки стула/кресла. При использовании офисного кресла лучше всего купить также специальную пружинную подкладку под поясничный отдел.
  • Если существующая мебель не соответствует росту ребёнка, нужно подогнать её параметры с помощью удобных подручных средств: в случае излишней высоты стула и невозможности её регулировки под ноги нужно подставить скамеечку или что-нибудь подобное ей. Если высота недостаточна – подложить что-нибудь под сиденье. Лучший вариант – жёсткая плоская подушечка. Оптимальное положение для края стула, когда он на 5-7 см задвинут под стол.
  • Голова опирается на позвоночник, а не искусственно поддерживается мышцами шеи.
  • Лёжа также читать не стоит: если лежать на животе, устаёт шея, если устроиться на спине – быстро устанут руки и плечи, что опять-таки неминуемо скажется на шее. Если читать на боку, глаза будут на разной дистанции от страницы книги, и в таком положении невозможно обеспечить нормальное освещение.

Для школьников начальных классов время провождения за дисплеем компьютера не должно быть больше 15 минут. Это не шутка и не опечатка!

Если ребёнку уже больше 10 лет, можно пользоваться 1,5 часа, с обязательными пяти-десятиминутными перерывами каждые 30 минут.

Расстояние до поверхности экрана рекомендовано не менее 50 см, и желательно, чтобы его оптическая ось совпадала с оптической осью поля зрения или быть чуть выше уровня глаз.

И не подумайте, что вам предлагают данные позапрошлого века, когда в ходу были электронно-лучевые мониторы-кинескопы в громоздких ящиках корпусов. Нет, речь идёт об ультрасовременных плазменных или LCD-дисплеях.

Сколько смотреть телевизор? Детям младшего возраста до первоклашек включительно – до 40 минут, тем же, кто старше 7 лет – от полутора до 3 часов в день с обязательными отвлекающими перерывами по 5-10 минут дважды в час. Рекламные паузы для этого вполне подойдут. Расстояние до телевизора рекомендовано не менее двух метров, и притом чем больше экран, тем дальше должен сидеть от него ребёнок.

Контраст между темнотой комнаты и ярко светящимся экраном абсолютно недопустим даже для взрослых, не говоря уже о детях, поэтому свет в комнате, где идёт демонстрация телепрограмм, обязательно должен быть включен. Устраивание в позе лотоса под самой тумбой с телевизором, со стаканчиком попкорна в руке, должно безжалостно пресекаться. Речь идёт о здоровье вашего ребёнка, вы не забыли?

Несколько подзабытая опция образования и самообразования, и честь и хвала вам, как родителям и вашему ребёнку, если он читает, притом не из-под палки. Но и тут есть подводные камни: нельзя читать как при недостатке освещения, так и наоборот – при очень ярком свете. Не рекомендуется также читать при нормальном свете у книги, но с темнотой вокруг, как это часто бывает в тёмной комнате с настольной лампой, ориентированной только на страницу с текстом.

Нужно взять за правило, что на 1 м.кв. поверхности стола должно падать освещение, эквивалентное 15-20 ваттам. Но лучшим освещением будет естественное, от большого окна – главное правильно сесть по нужную сторону от него (правило левши и правши)

Нельзя читать в транспорте – покачивание и вибрация транспортного средства неминуемо будут уводить участок чтения из поля зрения, глаз будет метаться за ускользающим текстом и мышцы глаза, как и мышцы, управляющие фокусирующим хрусталиком, быстро переутомятся.

  • Как минимум за три часа до отхода ко сну прекратить занятия с большим уровнем физической нагрузки и психоэмоционального возбуждения.
  • Обязательна прогулка на свежем воздухе, хотя бы одна длительностью до часа, и лучше ближе к вечеру(если, конечно, позволяют погодные условия)
  • Идеальный вариант – запись ребёнка в спортивную секцию, где исключены рывковые физические нагрузки (силовые виды спорта, прыжки в высоту или в длину, хоккей, мотоспорт, все виды единоборств, бокс). Желательны циклические нагрузки. Это такие, когда совершаются одни и те же, хотя и разнообразные, движения в одной и той же последовательности. Бег, лыжный спорт и т.п. Цикличность, определённая ритмика как бы программируют организм и глаза на повышение выносливости.
  • Следует обеспечить полноценный сон: в тишине, в затеняемом плотными жалюзи или портьерами помещении.

Польза и необходимость занятий физкультурой, их пропаганда стали настолько «общим местом», что многие родители отмахиваются от необходимости проводить физические упражнения вместе с детьми. Они или не знают, или намеренно игнорируют тот факт, что деревенские дети, которые за компьютером и учебниками проводят не меньше времени, чем их городские сверстники, в плане физического здоровья и по части остроты зрения далеко их превосходят. Тому способствует сам деревенский уклад с его привычкой к труду на свежем воздухе с малых лет и чётко усвоенному также с малых лет пониманию, что здоровье неотделимо от движения и труда.

Донести эту истину и для воспитанников и учащихся физико-математических или лингвистических школ, где физкультура часто в загоне – задача родителей этих детей. Ну и, конечно, никуда не деться от личного примера: если у папы в 30 лет пивное брюшко, очки в минус 7 диоптрий и он дымит, как паровоз – что он может предложить в плане примера своему ребёнку?

Ею часто страдают младшие, до 10 лет, школьники. Для них повышенная нагрузка на глаза непривычна, как старшеклассникам в период подготовки к экзаменам – когда приходится часами идет перед экраном компьютера или читая учебники и конспектируя их). Глаза в этих условиях быстро устают, острота зрения, особенно при попытке разглядывания отдалённых предметов, падает. У человека неподготовленного к такой ситуации возможна даже паника от резкого падения зрения.

Но ложная близорукость не является необратимой вещью: как только нагрузка на глаза спадает, в чём можно убедиться, отдохнув от занятий 30-40 минут – острота зрения тут же возвращается. Но это симптом уже запредельной усталости, организм даёт вам сигнал, что нужен немедленный отдых!

  • Если началась миопия или есть предпосылки к её возникновению, нужно обеспечить питание с обилием витамина А — масло сливочное, печень говяжья или телячья, яйца, сыр и овощи.
  • Из ягод – незаменима черника, которую сейчас можно купить в крупных магазинах круглый год.
  • Витамин С поставит организму шиповник, цитрусовые и сладкий болгарский перец. Растительные масла, молочные продукты, овсянка и ржаной хлеб добавят в рацион витамин Е. Незаменимы в рационе также и орехи: кешью, грецкие, фундук, арахис.
  • А кабачки, баклажаны, укроп, петрушка и кукуруза добавят нужные для здоровья сетчатки глаза зеаксантин и лютеин.
  • Прекрасно, если ваш ребёнок приучен к употреблению морепродуктов. Морской окунь, угорь, хек, треска, минтай (прекрасная рыба, если её правильно приготовить!), креветки, кальмары, гребешки и мидии принесут молодому организму так нужные ему не только белки, но и биологически-активные вещества, присущие только морским обитателям. Среди них флавониды, отвечающие за прозрачность роговицы.
  • Каротин (или провитамин А), необходимый для остроты зрения. Он есть в моркови, красных и оранжевых перцах и помидорах, персиках, хурме, кураге и облепихе.

При необходимости, после осмотра, врач-офтальмолог может прописать также комплекс поливитаминов.

Осмотр у офтальмолога нужно проводить не реже одного раза в год. А при начавшемся ухудшении зрения и чаще. Вовремя назначенное лечение способно как затормозить, так и остановить патологические изменения в глазах. Лазерная коррекция же возможна только по достижении 18 лет, когда организм уже сформировался и прекратился рост мягких тканей головы.

Следите за чистотой рук ребёнка и пресекайте попытки потереть глаза немытыми руками – так можно занести в глаза опасные глазные инфекции, такие как конъюнктивит или трахома. В солнечную погоду летом или зимой (что часто бывает ещё актуальнее!) приучите ребёнка носить солнцезащитные очки – ультрафиолетовый ожог сетчатки вещь не менее опасная, чем занесённая в глаза инфекция.

Одна из важнейших функций глаз – так называемая аккомодация. Это возможность и умение глазных мышц фокусироваться на предметы, попадающие в поле зрения на близком и дальнем расстоянии. Возникает она не сразу, являясь плодом долгих спонтанных тренировок и просто созревания этой способности со временем.

У детей от 2-х до примерно 4-5 лет аккомодация развита очень слабо. Но именно в эти годы многие тщеславные родители начинают помощью новейших психологических и педагогических методик учить детишек чтению и письму – чтобы потом хвалиться перед такими, как они, любителями «понтов». Да, дети часто вполне готовы в таком возрасте к усвоению грамотности, умению писать и читать. Но нагрузка на зрение при чтении и письме, необходимость не только фокусировать глаза на определённый объект, но и ещё водить зрачками вправо-влево, сохраняя фокусировку на странице книги или листе тетради – задача для ребёнка 3-4 лет оказывается непосильной.

Итог – резкое падение диоптрийного зрения, раннее развитие близорукости. Притом необратимой. А ведь мало кто задумывается о социальном аспекте этой болезни: есть перечень профессий и должностей, где 100% зрение – одно из главных требований. В гонке за сиюминутной славой среди таких же тщеславных, родители лишают своих детей возможного интересного будущего.

Кроме очков из стекла или пластика, а также контактных линз, улучшить зрение могут и специальные комплексы упражнений для глаз.

То, что мы вам предложим, должно превратиться в ежедневный ритуал – настолько серьёзно нужно подойти к его исполнению этого комплекса. Упражнения простые, не займут много времени, но действенность их просто фантастическая! По крайней мере, без этих упражнений прогноз по близорукости становится гораздо менее благоприятным.

  1. Нужно представить перед собой, на расстоянии примерно полутора-двух метров, большой, диаметром метра полтора, круг. Нужно пробежаться взглядом по этому кругу сначала по часовой стрелке, потом против неё.
  2. Медленно двигать зрачками. Начала в стороны, затем в пол-в потолок. Потом это же упражнение проделать с закрытыми глазами, также в стороны и вверх- вниз.
  3. Перескакивать взглядом с предмета примерно в полуметре от вас на находящийся в отдалении. Как вариант делать это лёжа у окна, смотря то на облака, то на пальцы вытянутой перед собой руки.
  4. Часто моргать около минуты, не фокусируя взгляд ни на чём конкретном.
  5. Крепко зажмуриться, потом открыть глаза и посмотреть на горизонт.

Специальный комплекс упражнений для девочек возраста 12-14 лет, у которых близорукость в пределах 3-6 диоптрий, и на этом основании они получили освобождение от общефизкультурных занятий. В эти годы формируется женский организм с его особенностями, и комплекс призван укрепить чисто «женские» мышцы, особенно таза и пояса.

  1. Ходьба на пятках и носках попеременно от полминуты до минуты, с ритмичным, без сбоев, дыханием.
  2. Потягивание. Поднять руки вверх при одновременном глубоком вдохе. Выдох при опускании рук. При вдохе глаза поднять (не задирая головы), при выдохе глаза опускать вниз, рассматривая носки обуви. Упражнение повторяется 6-8 раз.
  3. Ноги вместе, руки опустить. Медленно поднимая руки, свести их ладонями над головой. Потянуться всем телом вслед за руками – вдох. Опустить руки – выдох, принятие исходного положения. Сопровождать взглядом большой палец сначала правой руки, потом левой. Повторить 8 раз.
  4. Положить руки на поясе или сложить их за головой. Как вариант – развести в стороны на ширине плеч. Прогнуть спину, наклониться вперёд, потом вернуться в исходное положение. При наклоне – выдох. В нижней точке наклона делать пружинистое покачивание.
  5. Руки на поясе, ноги пятками вместе. Стоя на одной ноге, сгибать другую в колене и отводить её назад, стараясь достать пяткой ягодицу.
  6. Присесть 3 раза на носках, 3 раза на всю площадь стоп.
  7. Тренировка мышц живота и одновременно – глаз: удобно лечь на спину на ровную упругую поверхность, раскинуть руки и широко разводить и сводить, скрещивая, ноги. Выполняя махи, неотрывно смотреть, провожая взглядом, на кончик большого пальца сначала правой, потом левой ноги. Повторить 6-8 раз.
  8. Согнуть ноги в коленях и подтянуть к груди — выдох. Распрямить – вдох, не отрывая взгляд от коленей. Повторить 6 раз.
  9. Упражнение выполняется с ассистентом, подающим мяч: из исходного положения лёжа на спине захватить резиновый мяч ступнями, перебросить его через себя, не выпуская мяч из поля зрения. Делается 10-12 раз.
  10. Броски мячика в стену или в цель, или партнёру. Мяч из вида не упускать.
Читайте также:  Как вылечить зрение в домашних условиях при близорукости

В выходные дни полезны дыхательные упражнения в лесу, в большом, изолированном от центральных улиц, городском парке.

Для девочек возрастом меньше 12 лет и нагрузка должна быть меньше.

По окончании занятий замерить пульс. 110-120 ударов свидетельствуют о малой, недостаточной или слишком растянутой во времени нагрузке. 140-150 ударов – нагрузка средняя. Учащение пульса до 150-170 говорит о том, что нагрузка была правильной. Но это касается только детей без пороков сердца или дыхания, так что будьте осторожны.

  1. Надеть прописанные очки и встать от окна в 40-50 см. На уровне глаз поставить на стекле метку размером 5-8 мм.
  2. Посмотреть на метку, а потом перевести взгляд на далёкий предмет на одной линии с этой меткой. Фиксировать взгляд попеременно на метке и на отдалённом предмете в течение 5-7 секунд. Упражнение повторять по 2 раза в день в течение месяца. Если аккомодационная способность глаз за это время не нормализуется, вернуться к выполнению упражнения через 10-12 дней, продолжать до появления положительного результата.
  3. Первые два дня занятия должны быть длительностью не более 3 минут. Следующие два дня – уже можно заниматься тренировкой 5 минут. Во все последующие дни – по 7 минут. Положительные результаты будут обязательно!
  4. После положительных сдвигов хорошо заняться игрой в пинг-понг. Быстрое прыганье целлулоидного мяча взад-вперёд и вправо-влево при соответствующих подачах ещё лучше разовьёт цилиарные мышцы глаза и поможет остановить прогрессирующую близорукость, если она к тому времени имела место. Хотя участия в соревнованиях, если степень миопии уже от минус 6 единиц, лучше избегать – учителя физкультуры в школах имеют на то соответствующие инструкции и полномочия. Но самостоятельные или под руководством учителя занятия спортом нужно продолжать.
  5. Кроме игры в настольный теннис, хорошо помогут в исправлении близорукости т.н. «штрафные» броски мячом в баскетбольную корзину ( прекрасный метод координации движений и оценки на глаз расстояния до объекта, соизмеримое с силой броска), верхние и нижние подачи в волейболе. Хорошо помогают также езда на велосипеде летом, лыжах зимой, пеший туризм, только исключением больших тяжестей в рюкзаке.

источник

Близорукость. Профилактика близорукости

Обычно в зоне риска приобретения близорукости находятся первоклашки. Их глаза — самые неподготовленные к учебным нагрузкам органы ребенка. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, которая предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок, интенсивное овладение чтением, письмом, счетом.

Зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия. В результате возникает риск приобретения, так называемой, школьной формы близорукости. Если вовремя не принять меры, то близорукость быстро прогрессирует и приводит к значительной потере зрения.

В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и, конечно, профилактика.

Наблюдая за учащимися, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями зрения. Хотя делается немало, с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических норм учебного процесса, чтобы его сохранить, это и физкультминутки на каждом уроке, пересадка учащихся каждое полугодие, а в отдельных случаях, и каждую четверть, беседы по профилактике близорукости, соблюдение зрение сберегающих правил при чтении и письме.

Последние годы я практикую в ходе учебных занятий проведение специальных зрительных упражнений и игр для тренировки и укрепления мышц глаза, физкультминутки через каждые 10–15 минут занятий.

Систематическая работа дает хорошие результаты. Вместе со школьным врачом мы констатируем, что в классе снизилась динамика развития близорукости у детей, у части детей зрение стабилизировалось, близорукость, не прогрессирует миопия. С результатами нашей работы знакомлю родителей, проконсультировавшись с врачом даю рекомендации о том, как, какими средствами можно бороться за хорошее зрение в семье. Для этого использую комплект плакатов о здоровом и гармоничном развитии учащихся, а так же знакомлю с комплексом упражнений для глаз.

Лучшей профилактикой развития этого нарушения зрения будет ограничение нагрузки на глаза, т. е. нельзя, чтобы ребёнок часами сидел у экрана телевизора или монитора.

Детям до 7 лет не желательно смотреть телевизор более 40 минут в день, детям младших классов — не более чем 1,5 часа в день и не более 40 минут в день работы за компьютером.

Детям старших классов — не более 3 часов в день у экрана телевизора. Особенно это касается тех детей, которые уже плохо видят нижнюю строку на диагностической таблице.

Режим освещения. Зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт. Не использовать лампы дневного света

Режим зрительных и физических нагрузок — рекомендуется чередовать — зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом — при миопии до 3 диоптрий, как правило, физические нагрузки не ограничиваются, свыше 3 диоптрий — запрещается поднятие тяжестей, прыжки и некоторые виды соревнований.

Гимнастика для глаз. Через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.

Правильная коррекция зрения: с помощью очков или контактных линз подобранных офтальмологом.

Тренировка мышц — напряжение которых приводит к росту миопии ( лазерная стимуляция, видеокомпьютерная коррекция зрения, закапывание лекарственных препаратов, специальные курсы глазной гимнастики ) – под наблюдением офтальмолога.

Общеукрепляющие мероприятия: плавание, массаж воротниковой зоны, контрастный душ и т.д. по рекомендации офтальмолога.

Полноценное питание: сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.

Упражнения при близорукости. Упражнения для глаз.

По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Упражнения для глаз при близорукости. Упражнения для тренировки мышц глаза.

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Методика по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного. Некоторые элементы его технологии вводите в учебные занятия.

1. Бумажные офтальмотренажеры

Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.

На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и другие). Толщина линий – один сантиметр.

Детям предлагаются следующие задания:

1) Найди глазами две пирамидки.

2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и других

3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и других?

4) Сколько всего колец у пирамидок?

5) Сколько всего колпачков?

6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.

3. Тарелки с разноцветными кружками.

Детям предлагаются следующие задания:

а) Найди две одинаковые тарелки.

б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?

4. Схема зрительно-двигательных траекторий.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.

Для профилактики близорукости, укрепления глазодвигательных мышц на уроках во время проведения физкультминуток я также использую различные упражнения:

— упражнения под музыкальное сопровождение;

Упражнение с речитативом «Ах, как долго мы писали»:

Ах, как долго мы писали, (Поморгать глазами).

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо).

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх).

Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками).

В классе радугу построим. (Посмотреть по дуге вверх) —

Вверх по радуге пойдем. (вправо и вверх – влево).

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.( Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Ребята приехали на дачу собирать урожай. Исходное положение – основная стойка или сидя на стуле, руки на парте. Все упражнения сопровождаются движением глаз.

«Капуста» — мягкие круговые движения глаз по кругу, глазами «рисуем» капусту. Ребята должны сорвать два кочана капусты, упражнение выполняем 2 раза.

«Морковка» — круговые движения глаз вверх – налево -вниз – направо – наверх. глазами «рисуем» морковку. Ребятам нужно сорвать пять морковок, упражнение выполняем 5 раз.

«Огурец» — полукруг вверху справа — налево, полукруг снизу слева – направо,

глазами «рисуем» огурец. Нужно сорвать три огурца, упражнение выполняем 3 раза.

Исходное положение – сидя на стуле, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, пальцы вместе – «крылышки». Руки – это «цветочки», глаза – «бабочка»

«Бабочка» летит с правого цветка на левый – «рисуем» полукруг вверху справа – налево.

«Бабочка» порхает над цветком и садится на него – моргаем глазами пять раз.

«Гусеница» ползет от правого к левому «цветку» — «рисуем» глазами полукруг снизу справа – налево. Повторяем в другую сторону – «рисуем» глазами полукруг снизу слева – направо.

Выглянуло «солнышко». Глазами« рисуем»лучи солнца– от носа, вправо – вверх, вправо – вниз. И в другую сторону ,влево – вверх, влево – вниз.

Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Профилактика зрительного утомления и близорукости

(памятка для учащихся начальных классов) Автор метода Э.С.Аветисов

Долго тянется урок – Много мы читали.

Не поможет тут звонок, Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать, Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять, Все запомнить важно.

Упражнение один – На край парты книги сдвинь.

Сидя, откинься на спину парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.

Упражнение такое — Повтори пять раз за мною.

Упражнение два – Тренируй свои глаза.

Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурить глаза, открой глаза.

Занимаемся все сразу, Повтори четыре раза,

Упражнение три. Делай с нами, не спеши.

Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в исходное положение.

Повторите пять раз, Расслабляя мышцы глаз.

Упражнение четыре — Потратить нужно много силы.

Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 сек. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 – 5 сек., после чего руки опусти.

Повторить 5 – 6 раз, Все получится у вас.

Упражнение пять — Нужно четко выполнять.

Читайте также:  Как вылечить зрение когда близорукость

Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх –вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).

Находясь в постоянном поиске, изучая литературу,меня заинтересовал комплекс игровых упражнений, предлагаемый кандидатом педагогических наук С.В. Бондаренко. Эти упражнения я с успехом использовала на уроках. В основу игр положены два ведущих принципа тренировки глаза (по профессору Э.С. Аветисову):

• первый – «раскачка» аккомодации (способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);

• второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

Эти упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень зрительной выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.

Данный игровой материал желательно применять комплексно, используя игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора детей младшего школьного возраста к учебному труду.

В начале учебного года, в первой четверти, доминируют специальные восстановительные игры в соотношении 2:1, в остальных учебных четвертях данное соотношение изменяется в сторону преобладания специально тренирующих игр в соотношении 3:1. Специальные зрительные игры применяют только после упражнений, повышающих зрительную активность детей.

Специально-восстановительные зрительные игры:

Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет.

Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.

Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

Организуют игру после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений мышц кисти. Учащиеся часто моргают, проговаривая текст: «Вы, метелки, усталость сметите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, нам в учебный мир окунуться пора».

Проговаривание сочетают с быстрым (для снятия статического напряжения) сгибанием-разгибанием пальцев, кистей. Длительность выполнения – 6–8 секунд, повторить 2–3 раза.

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Специально-тренирующие зрительные игры:

Играть целесообразно на тех уроках, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».

Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой.

Направление вращения мяча периодически изменяется. В игре отмечают наиболее старательных игроков.

Примечательно, что предлагаемый игровой материал способствует и концентрации внимания учащихся, а это позволяет оптимально переключать их на последующую учебную деятельность.

Использование гимнастики для глаз, элементов технологии В.Ф. Базарного, специальных восстановительных и специально тренирующих игровых упражнений С.В. Бондаренко привело к значительному улучшению зрения у младших школьников. Если в первом классе на конец учебного года 91,7% учащихся имели 100%-ное зрение, то в конце четвертого класса 100%-ная острота зрения была у всех учеников.

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

1. Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. // «Начальная школа», 1990. – № 6; 1996. – № 11.

2. Бондаренко С.В. «Тренируем зрение» // «Физкультура в школе», 1993. – № 2.

3. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.

источник

Статья опубликована в подразделе Близорукость (который является частью раздела Болезни глаз).

Близорукость, или миопия, весьма частое заболевание, которым страдают многие люди. При наличии данного дефекта получаемое глазом изображение формируется перед сетчаткой, при нормальном же зрении оно должно формироваться на самой сетчатке.

Близорукость – это минус, при его наличии человек плохо видит отдаленные предметы, получая размытую, нечеткую картинку. Зато прекрасно видит все предметы вблизи.

Миопия может возникнуть абсолютно в любом возрасте. Чаще всего люди приобретают данный дефект в возрасте 7 — 12 лет, при этом, к 25 годам близорукость перестает прогрессировать и начинает стабилизироваться.

К приобретению миопии может послужить и наследственный фактор, вероятность которого может составлять до 50%.

Разделяют слабую, среднюю, и осложненную высокую близорукость, зависящие от степени снижения остроты зрения.

Врачи — офтальмологи делят миопию на следующие виды:

  • Врожденная близорукость. Данная форма встречается редко и констатируется с самого рождения, обусловлена аномалиями развития глазного яблока.
  • Высокая. Степень такой миопии превышает 6,25 диоптрий.
  • Комбинационная. Близорукость малой степени, при которой сочетание силы оптической системы глаза в преломленном состоянии и длины его оси не обеспечивает нормальной рефракции.
  • Спазматическая (ложная). Возникает в случае увеличения тонуса ресничной мышцы и исчезает, когда тонус приходит в норму.
  • Транзиторная. Разновидность ложной миопии, возникает при развитии других заболеваний организма или в результате действия лекарственных препаратов.
  • Ночная. Данный вид близорукости возникает при недостатке света.
  • Осевая. Проявляется при значительной длине оптической оси глаза.
  • Осложненная. Такая близорукость сопровождается анатомическими изменениями глаза, которые приводят к потере зрения.
  • Прогрессирующая. Характеризуется постепенным увеличением дефекта в результате растяжения заднего глазного отдела.
  • Рефракционная. Обусловлена чрезмерной силой преломления оптической глазной системы.

Лечение близорукости с помощью упражнений для глаз при близорукости. Группы упражнений

О лечение халязиона гидрокортизоновой мазью читайте тут

Помимо основной причины появления близорукости – генетической природы, в офтальмологии выделяется и ряд других причин возникновения дефекта, из них:

  • Ослабление тканей склеры.
  • Долгая зрительная работа при неблагоприятных для нее условиях (к примеру, плохое освещение, длительное вязание, сидение за компьютером, чтение).
  • Расслабление мышцы, помогающей хрусталику концентрироваться на предметах с различной удаленностью.

Также развитию заболевания способствует нарушение обменных процессов, приводящих ткани к слабости.

Основной симптом близорукости – расплывчатое нечеткое виденье предметов, расположенных на расстоянии. Их контуры смягчены, а мелкие детали невозможно просмотреть.

При близорукости затруднен перевод взгляда с ближнего предмета на дальний. Иногда у людей с данным дефектом присутствует следующие симптомы: мушки перед глазами, световая избыточная чувствительность, двоение предметов, неверное видение цветов предметов.

Прогрессирование болезни можно приостановить, придерживаясь следующих несложных правил:

В процессе длительной зрительной работы, увеличивается напряжение и снижается частота моргания. В результате поверхность роговицы пересыхает, значительно реже обновляется слезная пленка. Это вызывает жжение в глазах, резь, сухость и дискомфорт – начальные признаки «сухого глаза». Продолжительное напряжение зрительного органа приводит к замедлению или застою обменных процессов в структуре глаза, вследствие чего развивается близорукость.

Одно из главных условия, которое необходимо для нормальной зрительной работы – это хорошее и правильное освещение. Свет на рабочем месте не должен быть слишком ярким и ослеплять, при этом, он должен обеспечивать хорошую видимость. Свет должен падать на рабочее место с левой стороны.

Читать нельзя в положении лежа, а также в движущемся транспорте. При чтении спина должна быть прямой, расстояние от глаз до книги или журнала должно составлять 30 – 40 сантиметров.

Зрительная гимнастика помогает снять напряжение глаз и устранить сухость зрительного органа. Примерные упражнения:

  • Посмотрите на кончик носа, затем переведите взгляд. Повторите 5 — 6 раз.
  • Задержите взгляд на указательном пальце, отведенном на расстоянии 25 – 30 сантиметров, затем приблизьте палец к кончику носа и переведите взгляд вдаль. Повторите 5 – 6 раз.
  • Зажмурьте крепко глаза, откройте и посмотрите вдаль.
  • Немного поморгайте, а затем закройте глаза на 5 секунд. Голову при этом упражнении нужно держать прямо.
  • Посмотрите в окно на очень удаленный предмет и рассматривайте его в течение 10 секунд, затем переведите взгляд на любую близкую точку или на ладонь. Повторите 5 – 6 раз.

Также, на пользу глаз пойдет и общее укрепление организма, занятия спортом, правильное питание и частные прогулки на свежем воздухе.

Капли альбуцид инструкция. Применение при различных заболеваниях

Все о симптомах и причинах демодекоза век здесь

Вылечить миопию можно при помощи очков, контактных линз или же рефракционной хирургии. Человек испытывает потребность в очках постоянно или только при необходимости в зависимости от степени и вида близорукости. Некоторым людям, страдающим этим глазным дефектом, применение очков показано при просмотре телевизора, работе за компьютером или ведении автомобиля.

Рефракционная хирургия способствует уменьшению или полному устранению зависимости от очков или контактных линз. Чаще всего подобные операции делаются с применением лазерных эксимерных лучей. В процессе фоторефракционной кератэктомии лазер удаляет тонкий слой роговидной ткани, в результате чего вызывается уплощение роговицы. Это позволяет световым лучам в глазном яблоке собираться ближе к сетчатке, в лучшем варианте — прямо на ней.

В ходе операции с применением лазерного эксимерного луча вырезается лоскут из поверхностных слоев роговицы. Под лоскутом при помощи лазерного луча удаляется большое количество роговидной ткани, после чего лоскут возвращается на место.

В случаях высокой степени близорукости, тонкой роговицы, наличии мутного хрусталика данная операция не возможна. Устранения близорукости в таких ситуациях можно добиться только полостной операцией. Имплантация отрицательной линзы производится вставлением через небольшой разрез мягкой линзы. Линза рассеивает световые лучи, заставляя их собираться на сетчатке глаза либо максимально близко к ней.

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями В Контакте, Facebook, В Одноклассниках, Google Plus или Twitter.

Подписывайтесь на обновления по E-Mail:

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье свои друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

У меня зрение начало падать со страшной силой лет с 10.Никакие упражнения на глаза и ношение очков не помогало. Когда зрение упало до -5, я надела контактные линзы, и только тогда падение прекратилось. Лет 10 уже ношу линзы, и зрение стабильно. А вот лазерную операцию я делать почему-то побаиваюсь, хотя специалисты и утверждают, что такая операция безопасна.

У меня есть небольшие проблемы, близорукость. Но сейчас глаза стали из-за нагрузок сильно уставать и не знаю как быть(((

Жанна, да у многих офисных работников сейчас такие проблемы с глазами. Поверьте я тоже не осталась в стороне. Стало зрение ухудшаться (близорукость, да еще и нагрузки на глаза), поэтому врач посоветовал начать принимать Витрум Вижн Форте. Я только первый курс пропила (планирую теперь два раза в год курсами препарат пропивать, для профилактики), а у меня глаза отдохнувшие и зрение не ухудшается, теперь все хорошо.

Надо тоже задумываться о поддержании своих глаз, а то стали сильно глаза уставать, а у меня есть близорукость.

Тоня обязательно задумайтесь, ведь если глаза начали уставать сильно, то это уже повод обратиться к врачу, тем более у вас близорукость. Я уже второй год принимаю курсами, два раза в год Витрум Вижн Форте для поддержания глаз. Так знаете про усталость глаз даже и не вспоминаю, если и устают, то незначительно и то, когда я реально не могу от монитора по работе оторваться по 10, а то и более часов в день.

У меня близорукость, боюсь, что может и у ребенка это заболевание развиться(((

Виктория, все возможно, знаете, генетику никто не отменял. Хотя я слежу за зрением ребенка, сама в очках, а для ребенка такого не хочу. Не так давно стали принимать Лютеин-Комплекс Детский . У меня его многие знакомые деткам дают, так как он в составе содержит лютеин, зеаксантин и ликопин, и другие полезные витамины и минералы. Они способны предупредить разрушение сетчатки, поддержать остроту зрения. Нам эти таблетки жевательные наш врач посоветовал.

ой, моего гимнастику не заставишь даже сделать, а вы про прием таблеток пишите. Думаю нам это не вариант.

Неужели у вас ребенок сам не может понять, что если зрение ухудшится, то ему придется очки надеть. А сейчас есть такие дети, что будут дразнить ребенка в очках. Да и тем более, таблетки Лютеин-Комплекс Детский не только содержат все компоненты, способствующие поддержанию зрения при нагрузках больших, но так же они жевательные, вкусные. У меня ребенок без каких-либо проблем таблетку жует, когда я ему ее даю.

Читайте также:  Как выписывают очки при близорукости

У меня к 50 годам стало зрение ухудшаться. Даже думала очки придется уже одевать. Но по рекомендации врача, стала принимать Окувайт Форте, в котором есть вещества, способствующие поддержанию остроты зрения. Месяц пропила, данный комплекс, и зрение вроде как не ухудшается. Я такая довольная, если честно.

Нина, впервые слышу про такой комплекс. Можно подробней про вещества, которые вы пишите?

Добрый день, конечно же можно. В составе Окувайт Форте есть: каротиноиды (лютеин и зеаксантин), витамины С и Е и микроэлементы, для поддержания остроты зрения, и предотвращения возрастных изменений сетчатки глаза. У меня на самом деле после того как курс пропила данного комплекса, зрение перестало ухудшаться, чему я очень рада.

Как не хочется оки одеваь, но понимаю, что зрение у меня только ухудшается со временем(((

Арина, добрый день. Если у вас зрение ухудшается, то можно сходить к врачу на консультацию. Сейчас же есть специальные комплексы, для поддержания остроты зрения. У меня к примеру маме врач рекомендовал Окувайт Форте, так как в его составе есть необходимая дозировка каротиноидов и антиоксидантов, которые как раз способствуют поддержанию остроты зрения, укреплению сосудов глаза. Мама довольна, а я спокойна.

Спасибо за комментарии. Но я считаю, что в таких случаях лучший помощник — это конечно же врач.

Анастасия, верно вы считаете, на самом деле верно. Лучше конечно же к врачу обратиться, если есть ухудшения. Я кстати после приема у врача стала принимать вышеупомянутый Окувайт Форте. Про состав выше правильно написали, есть и витамины с минералами, и каротиноиды с антиоксидантами, необходимые для поддержания остроты зрения. Принимаю по той схеме, что мне врач рекомендовал.

И витамины, и упражнения для улучшения зрения делаю. Ну и линзы ношу, чтобы четко видеть. Кстати сейчас остановилась на однодневках Биотру от Бауш энд Ломб. Хорошие линзы, глаза в них не сохнут, да и ухода не требуется за линзами.

Купила себе витаминки, надеюсь, может зрение все же станет хоть немного лучше. Но пока этого не произошло, я линзы ношу. покупаю разные, как-то на них не зацикливаюсь, А вот раствор в последнее время для их хранения стал один брать- Биотру называется. Ведь этот раствор хорошо линзы очищает, да еще и увлажняет их не плохо. Я довольна.

Думала может операцию можно будет сделать, но врач категорически сказал, что нельзя. Поэтому и стала себе линзы подбирать, чтобы четко в них видеть. Выбирала из однодневок и остановилась на Biotrue ONEday

Елизавета, а что толку я операцию сделала, все равно зрение со временем опять ухудшилось( Поэтому стала опять линзы носить. И даже раствор наконец-то хороший для них подобрала. Стала пользоваться Биотру. Про него смотрю тут уже писали. А ведь и правда он хорошо очищает и увлажняет линзы.

источник

Близорукость (миопия) – это проблема, с которой сталкиваются многие люди. В век высоких технологий значительно возросла нагрузка на зрение, что провоцирует развитие или прогрессирование данного нарушения.

Вопрос восстановления зрения при близорукости волнует родителей. Каждый шестой школьник страдает от миопии той или иной степени. Для взрослых это не менее важная проблема: плохая острота зрения мешает вождению машины, профессиональной деятельности и в целом ограничивает возможности человека. Так как вернуть зрение?

Близорукость – это нарушение зрения, которое в профессиональной медицинской терминологии называется миопия (в переводе с греческого myops – «щурящий глаза»).

По статистике от миопии страдает каждый третий человек на Земле. Эта патология рефракции глаза означает снижение остроты зрения вдаль. Близорукие люди слабо видят удалённые объекты, но хорошо видят близко расположенные объекты.

В большинстве случаев близорукость обусловлена несоответствием преломляющей силы оптической системы глаза длине его оси. При данном заболевании параллельные лучи света, попадающие в глаз, фокусируются перед сетчаткой, а не на её поверхности, как это должно быть в норме. В зависимости от причин миопия бывает:

  • Осевая (преломляющая сила роговицы, хрусталика, стекловидного тела находится в пределах нормальных величин, но передне-задний размер его больше, чем в здоровом глазу);
  • Рефракционная (при нормальном передне-заднем размере глаза преломляющая сила оптики больше, чем в здоровом глазу);
  • Смешанная (преломляющая сила и передне-задний размер глаза превышают нормальные величины);
  • Комбинированная (преломляющая сила оптики глаза и его передне-задний размер не выходят за пределы величин, но сочетаются в неудачных вариантах).

Миопия бывает врождённой или приобретённой. Врождённая близорукость встречается редко, но, как правило, является осложнённой (сопровождается аномалиями развития глаза и слабовидением при отсутствии коррекции в период развития глаза ребёнка или патологией, не поддающейся лечению).

Приобретённая миопия в последнее десятилетие стала встречаться чаще, особенно в период активного роста организма. Эта разновидность заболевания может прогрессировать и приводить к дальнейшему ухудшению зрения. Близорукость считается прогрессирующей, если зрение с каждым годом снижается на одну и более диоптрий.

Выделяют 3 степени миопии:

  1. Слабая (до 3 диоптрий);
  2. Средняя (от 3,25 до 6 диоптрий);
  3. Высокая степень миопии (свыше 6 диоптрий).

Степень миопии указывает на количество диоптрий, которое необходимо, чтобы уменьшить преломляющую силу глаза.

Причины развития близорукости общеизвестны:

  • Неправильная форма глазного яблока – основная причина близорукости. Из-за чрезмерной длины передне-задней оси глаза световые лучи, фокусируясь, не достигают сетчатки. При этом происходит растяжение задней стенки глаза, что со временем может спровоцировать изменения глазного дна (дистрофические изменения макулярной области, отслойка сетчатки, миопический конус и др.).
  • Чересчур сильное преломление световых лучей оптической системой глаза. По этой причине световые лучи сходятся в фокус перед сетчаткой, а не на ней.

Кроме причин возникновения близорукости, офтальмологи выделяют еще и факторы, которые способствуют развитие данного заболевания.

  • Генетический фактор. При этом наследуется не плохое зрение, а физиологическая предрасположенность к нему. То есть, по наследству передаётся размер глазного яблока или преломляющие свойства хрусталика. В группу риска, прежде всего, попадают дети, у которых оба родителя страдают этим заболеванием. Наличие близорукости только у одного из родителей снижает риск возникновения близорукости у ребёнка в среднем на 30%.
  • Ослабление ткани склеры приводит к увеличению размера глазного яблока и, как следствие, способствует развитию близорукости.
  • Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.
  • Ослабление организма в результате неправильного питания, переутомления, ряда заболеваний (нарушение опорно-двигательной системы, аллергические и инфекционные заболевания, родовые травмы, заболевания носоглотки и полости рта, травмы головного мозга, рахит, общее снижение иммунитета).
  • Неблагоприятные условия зрительной работы.
  • Чрезмерная нагрузка на глаза, перенапряжение глаз.
  • Чтение в движущемся транспорте, в темноте, в лежачем положении.
  • Многочасовое сидение за компьютером, телевизором.
  • Плохое освещение.
  • Неправильная посадка во время чтения, письма.

Основной симптом близорукости – снижение зрения вдаль: предметы кажутся нечёткими, расплывчатыми.

Чтобы улучшить чёткость картинки, близорукий человек обычно начинает щуриться. Вблизи человек видит нормально. Кроме того, к симптомам близорукости можно отнести повышенную зрительную утомляемость и головные боли, возникающие при зрительных нагрузках.

Диагностику близорукости проводит врач-офтальмолог. Для этого осуществляется полный осмотр органов зрения пациента, определяется острота с коррекцией и без неё (визометрия). По необходимости врач назначает другие специальные исследования: биомикроскопию, офтальмоскопию, осмотр глазного дна и пр.

Если вы подозреваете у себя близорукость, то обращайтесь сначала к офтальмологу, который может установить причину и назначить правильное лечение. Только после этого можно обращаться в оптику, где специалист (оптометрист) в соответствии с рецептом окулиста подберёт приемлемые для вас очки или линзы.

Лечение близорукости может проводиться по двум большим направлениям: коррекция и непосредственно лечение.

Коррекция близорукости осуществляется с помощью плюсовых очков, контактных линз (мягких, жёстких и ночных) и лазерных методов (Lasik). Сюда же можно отнести коррекцию интраокулярными линзами (линзу помещают внутрь глаза) и кератотомию (насечки на роговице).

Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, показания и противопоказания, возможные осложнения. Но все они основывается на одном принципе: изменить оптическую систему глаза так, чтобы изображение предмета фокусировалось на сетчатке глаза.

Лечение близорукости включает в себя приём витаминов в виде таблеток (к примеру, «Лютеин Комплекс») и капель (Тауфон, Эмоксипин), а также средства, улучшающие кровоснабжение, физиотерапевтические методы, гимнастику для глаз.

Для снятия спазма аккомодации назначают расширяющие зрачок капли (Ирифрин, Мидриацил и др.).

При средней степени близорукости показана лазерная коррекция зрения. Сам термин уже подразумевает, что эта операция не восстанавливает зрение, а только корректирует нюансы роговицы в соответствии с тем, как преломляются световые лучи.

Суть лазерной коррекции в том, чтобы сделать микроразрезы на верхнем слое роговицы. С помощью этого изменяют оптическую плотность роговицы. Такая операция невозможна, если роговица слишком тонкая.

Пропуская пучок света, компьютер исследует точно участок, где пучок преломится точно на сетчатке на жёлтом пятне. Проводится надрез, а затем надрезанные ткани возвращаются на место, чтобы не повредить верхний слой роговицы. Возможны и побочные эффекты: например, бывает, что стекловидное тело начинает деформироваться. Чтобы исключить побочные эффекты, перед операцией всегда проводят тщательное обследование.

Операции проводят только пациентам с высокой степенью (более 6 диоптрий) миопии. Существуют следующие методы хирургических вмешательств:

  • имплантация фактичных линз;
  • рефракционная замена хрусталика (ленсэктомия);
  • кератопластика (пластика роговицы);
  • радиальная кератотомия.

Сегодня эксимерная рефракционная хирургия завоёвывает всё большую популярность. Клиники с успехом используют новые методики, основанные на использовании эксимерных лазеров. Единственный минус – вероятность регрессии близорукости. Это объясняется тем, что роговице свойственно возвращаться к предыдущему состоянию, а при сильном нарушении разрез роговицы может быть слишком глубоким.

Хирурги-окулисты предлагают пациентам повторные вмешательства, которые становятся более эффективными, нежели первые.

Одним из ведущих методов исправления зрения хирургическим путём считается лазерный кератомилез. Это комбинированная операция, включающая участие хирурга и лазера, которым руководит компьютерная техника. С помощью кератомилеза можно скорректировать последствия близорукости, астигматизма или дальнозоркости.

Сегодня в лечении близорукости применяются и физиотерапевтические методы:

Эти методы помогают улучшить кровоснабжение тканей глазного яблока, тренируют цилиарную мышцу, повышают эффективность действия лекарств. Все они объединены в «очках Сидоренко», которые с успехом используются и взрослыми, и детьми.

Физические упражнения тренируют мышцы глаз, поочерёдно расслабляя и напрягая глазные мышцы. Их необходимо ежедневно повторять, причём в комплексе. Можно делать упражнения во время рабочих пауз, между домашними делами, много времени гимнастика для глаз не потребует.

Предлагаем весь комплекс упражнений:

  1. Быстро поморгайте в течение 1 минуты.
  2. Сядьте, крепко зажмурьтесь на 2–5 секунд, а затем на 2–5 секунд откройте глаза (8–10 раз).
  3. Стоя вытяните вперёд руку и посмотрите на кончики пальцев. Медленно приближайте палец, не сводя с него глаз (6–9 раз).
  4. Отведите руку за поле зрения немного в правую сторону, потом медленно передвигайте палец правой руки справа налево, не двигая при этом головой. Таким образом, вы используете периферическое зрение. Следите за передвижением пальца (12–16 раз).
  5. Зафиксируйте кожу над бровями указательными пальцами. Затем медленно закройте глаза, удерживая при этом пальцами кожу чуть выше, над бровями (12-14 раз).
  6. Совершайте глазами круговые движения в медленном темпе то в одном, то в другом направлении (8-10 раз).
  7. Тремя пальцами обеих рук легко нажимайте на верхние веки, спустя 3-4 секунды снимите пальцы с век (4-5 раз).
  8. Медленно переводите взгляд с пола на потолок и обратно, неподвижно зафиксировав голову (9-12 раз).
  9. Описывайте глазами круги или любые другие фигуры.
  10. Второй, третий и четвертый пальцы рук положите так, чтобы второй палец находился у наружного угла глаза, третий — на середине верхнего края орбиты, а четвертый — у внутреннего угла. Медленно закройте глаза. Пальцами оказывайте небольшое сопротивление, словно натягивая кожу (10-12 раз).

Профилактика миопии требует комплексного подхода. Офтальмологи рекомендуют следующие меры профилактики:

  • Правильная коррекция зрения.
  • Витаминотерапия (витамины для зрения «Лютеин Комплекс», «Антоциан Форте» и др.).
  • Соблюдение зрительного режима.
  • Тренировка глазных мышц.
  • Устранение сопутствующих заболеваний.
  • Общеукрепляющие процедуры (закаливание).
  • Диета (богатая овощами, содержащими каротиноиды, например, морковь).
  • Стимуляция кровообращения в тканях глаза (медикаментозная и физиотерапия).
  • Склероукрепляющие операции.

Когда дают инвалидность по зрению вы узнаете из этой статьи.

Восстановить зрение при близорукости реально: для этого необходима хорошая мотивация пациента и обращение к опытным окулистам. Кроме того, важно регулярно выполнять зарядку для глаз для улучшения зрения, те элементарные движения, которые описаны выше. Все эти способы в комплексе с витаминизированным питанием будут способствовать восстановлению зрения при близорукости.

источник