Меню Рубрики

На какой парте должен сидеть ребенок с близорукостью

Что делать, чтобы ребенок не залипал в телефоне? Какой спорт самый полезный для зрения? Мы провели мини-исследование и задали эти и другие вопросы про школу независимо пятерым врачам Офтальмологического центра Карелии. Все самое полезное расскажем прямо сейчас.

— Первоклашек в очках или контактных линзах становится все больше. Ранее развитие близорукости — тенденция, в том числе, из-за гаджетов. Но любые запреты — плохая идея. Все равно дети найдут способ их обойти. Главное, подавать хороший личный пример. Ребенок копирует поведение родителей, и, если мама и папа постоянно «в телефоне», он тоже будет делать так.

Первые и вторые парты надо резервировать для тех, кто плохо видит даже в очках. Такую рекомендацию даст врач. Если вы пересадили ребенка с близорукостью, который видит в очках или линзах, с пятой парты вперед, то он не получит никакого преимущества в плане лечения. Так и для здорового зрения нет разницы — первая или последняя парта. Более того, если сидеть за последней, то гораздо раньше можно обнаружить, что расплываются буквы на доске. Пересаживаться с ряда на ряд, чтобы не развилось косоглазие, не имеет смысла. Это миф. Нет ни одного заболевания, которое лечилось бы гимнастикой для глаз. Лучшая профилактика близорукости? Прогулка — просто и абсолютно бесплатно.

— Беспокоиться о качестве зрения ребенка надо не с первого класса, а с рождения. Не давайте малышу планшет с мультиками, чтобы успокоить. Когда у него появится телефон, расскажите, что он нужен только для звонков. У нашего поколения не было даже такой возможности, и мы прекрасно росли. А вот между обычными учебниками и электронными книжками разницы я не вижу. Но только при условии, что достаточно света, прямая осанка, расстояние до страницы или экрана 30−40 см. Электронная книга весит меньше, а, значит, понижается риск развития сколиоза (тяжелые портфели все помним). Нарушение кровообращения так же оказывает влияние на качество зрения.

Еще одно обязательное правило — перерывы каждые 40−45 минут. Так можно и с репетиторами после уроков заниматься. Но, вообще, самое прекрасное хобби — спорт. Подойдет плавание или игры с мячом, где нужно держать фокус на объекте. Например, теннис или баскетбол.

— Ребенок, скорее всего, не скажет сам: «Мама, я плохо вижу». И нет смысла задавать такие вопросы. Ему просто не с чем сравнивать. Поэтому нужно наблюдать. Вы можете заметить, как он косит глаза. Либо щуриться, делая домашние задания. Пишет, низко-низко наклоняясь над тетрадью. Это тревожные признаки, с которыми стоит обратиться к врачу.

Чтобы разгрузить зрение лучше всего помогает установление режима работы и отдыха и смена деятельности. Погода часто подводит, поэтому нужен повод выбраться на улицу. Дойти до спортзала или выгулять собаку. Такие перерывы должны быть равноценны занятиям за компьютером. А если ребенок «залип», то всегда есть вариант его отвлечь: поиграть, сходить на концерт, вместе приготовить ужин. Важно чередовать зрительную нагрузку вблизи и вдаль. Да, у меня тоже есть электронная книга. Это классно, но не читайте ее в темноте!

— Некоторые специальности требуют высокой остроты зрения и отсутствия близорукости. Например, военное дело или хирургия. Вам точно не понравится, если командир пассажирского лайнера будет плохо видеть. Есть профессии, где допускается острота 80% и больше, иногда возможно получить работу, имея зрение, восстановленное путем лазерной коррекции. Когда вы с ребенком будете думать о его будущей карьере, лучше узнать такие подробности заранее и обсудить ситуацию с врачом на регулярном осмотре. Возможно, для того, чтобы ваш ребенок получил профессию мечты, контроль за зрением начинать уже сейчас. У нас в Офтальмологическом центре Карелии такие случаи бывают постоянно.

Еще один плюс регулярных осмотров — можно скорректировать показания по очкам и линзам. Всем известно, насколько важен их правильный подбор. Выбор между очками и линзами — вопрос комфорта. Очки понадобятся в любом случае. Линзы можно носить, к примеру, в школу или на тренировку. Глазная поверхность должна отдыхать. Поэтому, даже если у вашего ребенка линзы, которые можно носить 24 часа, я не рекомендую этого делать.

На развитие близорукости влияет, в первую очередь, генетика. Поэтому далеко не факт, что, отобрав у ребенка гаджеты, вы избавите его от этой угрозы. Кроме того, есть версия, что увеличение числа близоруких людей — часть эволюционного процесса приспособления глаза к долгой зрительной работе вблизи. Близорукие люди могут читать и не чувствовать утомления. Но за это они жертвуют зрением вдаль. Есть и исследование, подтверждающее, что школьники, которые дольше бывали на улице, имеют более медленные темпы прогрессирования близорукости. Поэтому в целом я поддерживаю отказ от гаджетов в школе — этот процесс точно надо регламентировать. А при выполнении домашних заданий устраивать перерывы. Сделал русский — попил чай, решил математику — посмотрел в окно. Можно даже ни на что не фокусироваться. Иногда лучше всего просто закрыть глаза на несколько минут.

— С одной стороны, запрет гаджетов школе — адекватное требование, и бумажные книги, согласно исследованиям, выигрывают у электронных. Но техника становится совершеннее: в классах уже есть интерактивные доски, у ребят — электронные дневники. А в отсутствии мобильных нужно будет предусмотреть для школьников возможность связи с родителями. Нельзя идти против прогресса. Я бы сказала, что детям можно все, но нагрузку надо дозировать. Малоподвижный образ жизни — важный фактор риска для здоровых глаз. Поэтому каждый день нужно гулять не менее 2 часов. Тут важен не только свежий воздух, глазам необходим естественный свет.

По нормам осмотры офтальмолога школьникам надо проходить в 7, 10, 14 лет и перед выпускным. Но я рекомендую посещать врача каждый год вне зависимости, беспокоит что-то или нет. Сейчас Офтальмологический центр Карелии проводит такие общие осмотры, которые занимают всего полчаса. 30 минут в год потратить на проверку зрения — вполне разумно. Если в ходе осмотра выявим какую-то проблему, возможно выполнить углубленную диагностику в удобное для пациента время и день.

источник

Близорукий ребенок в школе: права и проблемы

Бытует мнение, что ребенок с близорукостью должен непременно сидеть за первой партой в школе, иначе острота зрения продолжит снижаться. Так ли это и кому нужно уступить места «в партере», выясняла «Сибмама».

По мнению Татьяны Сизых, завуча средней школы № 61 имени Н. М. Иванова, родительский ажиотаж вокруг первых парт – явление не особенно распространенное:

” — По моим наблюдениям, на первую парту гораздо чаще претендуют дети-отличники, для которых учеба очень важна, чем школьники с плохим зрением. Если родители ребенка предъявят справку от офтальмолога из государственной или частной клиники или даже просто попросят, чтобы сын или дочь сидели именно за первой партой, учитель, вероятнее всего, пойдет навстречу.

— За время своей работы я не сталкивалась с ситуацией, когда претендентов на первые парты больше, чем собственно парт, этот вопрос решается в спокойном рабочем режиме. Споры о партах в классе обычно начинаются тогда, когда дети привыкли каждый к своему месту, а один из учителей-предметников вдруг хочет рассадить их иначе. В каждой школе свои порядки, но чаще всего в роли третейского судьи приходится выступать классному руководителю.

Проблема ухудшающегося детского зрения не сводится только к месту в классе, считает Татьяна Сизых:

— Я бы посоветовала родителям обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, ребенок, которому доктор только что выписал очки, обычно очень их стесняется, даже если в детском коллективе обстановка в целом доброжелательная и дразнить никто не будет. Очки не любят одинаково и мальчики, и девочки. Зачастую ребенок надевает очки утром перед школой, чтобы родители не ворчали, а придя в класс, потихоньку прячет их в сумку. Поговорите с ребенком, если он болезненно отнесся к необходимости носить очки, поставьте в известность классного руководителя. Учитель может не знать, что школьнику давно полагается приходить на уроки в очках, дети умеют очень хорошо утаивать информацию, если нужно.

Во-вторых, выясните, проводится ли на уроках гимнастика для глаз. Физкультминуткам учителя уделяют внимание, а о гимнастике для глаз могут и забывать, особенно в среднем звене. Упражнения несложные, детям обычно нравится гимнастика, они любят даже просто посидеть полминуты с закрытыми глазами.

” — В-третьих, существует старое школьное правило: каждую четверть дети пересаживаются на один ряд вправо. То есть если осенью ребенок сидит в первом ряду, зимой он перемещается во второй и так далее. Не все учителя соблюдают его сегодня. Имеет смысл спросить на родительском собрании, что об этом думает классный руководитель».

Александр ЛАРШИН, руководитель социальных проектов офтальмологического центра «Глазка», напротив, полагает, что проблема «битвы за первую парту» вполне актуальна.

— Первых парт всего три, а детей со сниженной остротой зрения больше, и родители часто пытаются посадить их поближе к доске. «Миф о первой парте», скорее всего, связан с давным-давно устаревшей офтальмологической практикой. Когда-то считалось, что очки должны корригировать зрение не полностью, а на 80 – 90 %. Сегодня, согласно европейским нормам, ребенок должен видеть каждым глазом на 100 %. Если зрение полностью скорректировано очками или контактными линзами, первая парта не нужна – это научные данные.

” — Прискорбно, что офтальмолог в детской поликлинике, если он не читает современных статей и не ездит на профессиональные конференции, может быть не в курсе. Он выпишет справку о том, что ребенку нужно сидеть исключительно за первой партой. Но в 80 – 90 % случаев забота родителей о зрении ребенка справкой и ограничится. Беда в том, что прогрессирующая близорукость в это время будет прогрессировать и дальше. Не польза от справки получается, а один вред.

— Если классный руководитель видит такую справку, он вправе спросить у родителя: а что вы дальше делаете, наблюдаетесь ли у специалиста, идет процесс лечения? Конечно, в реальности педагоги редко задают такие вопросы.

— Медицинские показания «для первой парты», конечно, существуют. Например, школьник наблюдается у офтальмолога и проходит функциональное-аппаратное лечение. Нагрузка на органы зрения в этот момент увеличивается, ребенок ежедневно около двух часов проводит на занятиях в офтальмологической клинике. На этот период врач выписывает справку, чтобы школьника посадили за первую парту. Другой пример – ребенок находится на медикаментозном лечении для снятия спазма мышц аккомодационного аппарата. Но это всё единичные случаи.

Ирина СМИРНОВА, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук, директор центра «Глазка», дополнила список таких показаний:

— Чтобы усадить ребенка за первую парту, у врача должны быть веские основания. Как правило, речь идет о детях с врожденными заболеваниями глаз, врожденными нарушениями развития зрения. Это слабовидящие школьники, которые действительно должны с первого класса сидеть за первой партой. Но чаще всего родители настаивают на том, чтобы дети сидели поближе к доске, совсем по другой причине – у сына или дочери развивается близорукость, приобретенный, а не врожденный, дефект зрения. Если за первую парту и нужно посадить ребенка, то только на самых начальных этапах развития близорукости, когда ему еще не показана очковая или другая оптическая коррекция зрения. Кстати, парта может быть и второй, не обязательно первой.

” — А дети, у которых зрение снижено и которым уже нужны очки или контактные линзы, могут сесть подальше. Более того, им полезнее сидеть на третьей или четвертой парте, чтобы смотреть и вдаль, и вблизи. Именно так происходит естественная тренировка аппарата аккомодации. К счастью, родители чаще всего с пониманием относятся к этим аргументам и не настаивают, чтобы ребенок сидел максимально близко к доске.

Что могут сделать родители для того, чтобы предупредить развитие детской близорукости? Немало, уверен Александр Ларшин.

— Зрение у ребенка обычно начинает портиться в самом начале обучения в школе, в первом и во втором классе, когда нагрузка на органы зрения возрастает. Второй пик – 5 – 6 класс, в это время резко увеличивается количество изучаемых школьником предметов. Наши немецкие коллеги выделяют еще и третий пик – 18 – 19 лет, это первые курсы университета. Казалось бы, человек приблизился к возрасту стабильного зрения, но совмещение работы и учебы, постоянное сидение за компьютером делают свое дело.

” — Если говорить о дефектах детского зрения глобально, мы сейчас стоим на рубеже. В России пока еще можно помочь детям. А в Китае, Японии, Южной Корее в возрасте стабильного зрения 94 % мужчин и 75 % женщин имеют диагноз «близорукость». Естественно, в этих странах уже и дети рождаются с патологией по зрению. У нас ситуация пока не настолько удручающая, но если ничего не делать, мы пойдем той же дорогой.

Александр Ларшин рассказал и о профилактике близорукости.

Во-первых, ребенок должен обязательно проходить ежегодный осмотр у детского врача-офтальмолога. Только так можно поймать близорукость на ранних стадиях.

Во-вторых, задача родителей – научить ребенка взаимодействовать с современными гаджетами. Мы много работаем с педагогами, и обычно они радеют за здоровье школьников. Основной вред зрению ребенка, по нашим наблюдениям, наносится в семье. Если еще до школы малышу не объяснить, что увлекаться гаджетами опасно, то потом будут трудности. Меня родители часто спрашивают: что делать, если у пятиклассника пытаешься забрать телефон, а он в ответ устраивает настоящую истерику. Когда время упущено, этот вопрос лучше адресовать детскому психологу.

” — Подавайте детям правильный пример, следите, как часто малыш держит в руках гаджет. В возрасте до семи лет он вообще не должен пользоваться смартфоном, планшетом и так далее. Есть статистика, собранная на основе нашего проекта «Пятерка по зрению». За 8 лет мы осмотрели свыше 20 тысяч детей. За последние пять лет резко выросло количество первоклассников с дефектами зрения. Если раньше 1 – 2 % малышей приходили в первый класс с нарушениями зрения, сейчас их уже 15 – 17 %.Это прямое следствие того, что первые свои гаджеты ребенок получает уже в 3 – 4 года.

Не торопитесь. Конструкторы, игрушки, пластилин, гуашь, химические опыты – есть чем занять дитя и без технических новинок. Но опять же не стоит забывать. Что если ребенок часами собирает мелкий конструктор – это такая же нагрузка на глаза вблизи. Что касается ребят постарше, есть специальная формула, разработанная физиологами-офтальмологами. Возраст в минутах умножаем на три и получаем время, которое в день ребенок может проводить с гаджетом. Например, в 12 лет это время составит 36 минут. Самые опасные устройства – те, которые имеют маленький экран и подносятся ближе к глазам, а именно телефон и планшет. То есть чатиться в мессенджерах и социальных сетях опаснее, чем играть на компьютере.

В-третьих, в школьную практику нужно ввести обязательные физкультминутки с занятиями для глаз. Глазки у детей податливые, они быстро устают. Информацию об упражнениях можно найти в интернете, но это должны быть профильные сайты офтальмологических центров. Гимнастике приписывают множество волшебных свойств. Она, к сожалению, не лечит, зато может снять накопленный спазм аккомодации. Педагогов мы просим проводить для детей гимнастику после второго-третьего уроков, родителей – после приготовления домашнего задания.

В-четвертых, не нужно бояться оптической коррекции зрения. К сожалению, на территории постсоветского пространства циркулирует очень много мифов, посвященных очкам. Есть мнение, что если ребенок надел очки, диоптрии будут только увеличиваться. Это в корне неверно. Если у ребенка уже диагностирована прогрессирующая близорукость, важно вовремя надеть на него очки или контактные линзы».

«Вопрос первой парты», между тем, строго регламентирован. Как сообщили журналисту «Сибмамы» в департаменте образования мэрии города Новосибирска,

«в классном журнале оформляется лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации. Детей с нарушениями зрения рассаживают на ближние к классной доске парты согласно рекомендациям».

Правило «перестановки» рядов также существует: не менее двух раз в год первый и третий ряды должны меняться местами. Кроме того, ограничено время непрерывного использования на уроках компьютера с жидкокристаллическим монитором. Для учеников 1 – 2 классов оно составляет не более 20 минут, для учеников 3 – 4 – не более 25.

Желаем всем здоровья и успехов в учебе — за любой партой!

источник

Места за первыми партами не гарантируют сохранение хорошего зрения у школьников. Зрительный режим и правильная осанка лучше витаминов для глаз. Вылечить близорукость нельзя, но можно попытаться предотвратить ее быстрый рост. Детский офтальмолог Зоя Курак рассказала, что делать школьникам и их родителям, чтобы не испортить зрение за годы учебы.

Читайте также:  Аккомодационная близорукость как определить

Чаще всего школьники страдают близорукостью

— За последнее время увеличилось количество детей без так называемого запаса дальнозоркости, то есть с предрасположенностью к близорукости. Это выявляется в результате обследования детей в раннем возрасте.

На развитие болезни оказывают влияние, в основном, три фактора: генетика, рост ребенка и зрительный режим. Из этих трех составляющих для профилактики близорукости можно попытаться изменить только зрительный режим (так как гены — это то, что дано, а рост ребенка — нормальный процесс).

Для профилактики важно, чтобы школьник посещал офтальмолога 1 раз в полгода. Ведь снижение зрения у детей возникает незаметно. Причем не только для них самих, но и для родителей. Нельзя пренебрегать коррекцией зрения, которую прописывает офтальмолог.

Ребенку полезно сидеть подальше от доски, но необходимо учитывать его рост

Сегодня родители все чаще хотят, чтобы их дети-школьники сидели не дальше третьей парты. Мол, так безопаснее для глаз. Это во многом заблуждение.

Такой запрос родителей может объясняться их опасением, что ребенок, сидя на задней парте, не сможет сосредоточиться и будет отвлекаться. Особенно это касается младших школьников.

— Многие мамы и папы считают, что чем ближе ребенок сидит к доске, тем лучше у него работают глаза. Это ошибочное утверждение. Для зрения предпочтительнее, чтобы школьник сидел дальше от доски. Но это в том случае, если он (с коррекцией либо без) имеет относительно хорошее зрение. Важно, чтобы глаза не напрягались и не уставали. Ребенку назначается адекватная коррекция и рекомендуется посадка по росту. Кроме того, при рассадке также учитываются особенности общего развития ученика и его осанка.

Спазм аккомодации чаще встречается у детей

— Когда школьник сидит дальше от доски, глаза работают лучше. Образно говоря, орган зрения получает своеобразную зарядку. Это происходит как бы между делом. Глаз фиксирует предметы (буквы и цифры) на дальнем расстоянии (то есть на доске), в это время мышцы расслабляются. Затем ребенок переводит взгляд к учебнику — глазная мышца напрягается. Чередование расслабления и напряжения — вот главный и правильный механизм работы глазных мышц. Такая работа глаз важна не только для школьников, но и для взрослых.

Когда глаза слишком долго смотрят вблизи, мышцы могут испытывать перенапряжение, возникает так называемый спазм аккомодации. К нему более склонны впечатлительные дети с лабильной нервной системой.

В наши дни причиной перенапряжения глаз у детей становится также раннее использование гаджетов — смартфонов, планшетов, компьютеров. Особенно вредны планшеты и смартфоны для малышей дошкольного возраста. Поэтому гаджеты полностью запрещены детям до 5 лет. А просмотр телевизора разрешен малышам с 2 лет небольшими порциями по 10 минут.

Если спазм аккомодации возникает на протяжении долгого времени, состояние может переходить в близорукость.

— С другой стороны, несмотря на распространенность информации о том, что гаджеты вредны, электронные книги при правильном использовании безвредны. На остроту зрения влияет не носитель, с которого читает человек, а расстояние до глаз и длительность работы. Так, в первом случае это не более 35-40 сантиметров. Во втором — не более часа без перерыва. Вредно лишь читать лежа. Лучше делать это, сидя за столом.

Профилактика заболеваний глаз вполне доступна

Одна из важных составляющих профилактики — организация рабочего места. Школьники и даже дошкольники много времени проводят за столом. Если первые делают уроки, то вторые — лепят, рисуют, изучают азбуку. Вся подобная нагрузка на зрение должна происходить на правильном расстоянии от глаз (35-40 сантиметров).

Второй момент — мебель, подходящая ребенку по росту, чтобы не было перенапряжения скелетных мышц. Важно освещение. Лучше дневное, но при использовании искусственного следует учитывать несколько моментов. Важный принцип — настольная лампа не должна оказывать слепящего воздействия на глаза. Правильно, если человек не видит нить накаливания. При этом предпочтительнее выбирать теплый цвет.

— Поверхность стола следует выбирать не глянцевую, чтобы избежать отражения и дискомфорта. Необходимо также избегать контрастного освещения. Например, когда рабочее место освещено, а комната в целом — темная. Одновременно с настольной лампой рекомендуется неяркий общий свет.

Средний ряд в школе — самый выигрышный, боковые желательно периодически менять местами

— Детей с хорошим зрением обычно сажают на любой ряд в классе. Как правило, это боковые парты. Рекомендуется лишь время от времени (раз в четверть или раз в полгода) менять левый с правым рядом местами.

Беречь свое зрение нужно не только в школе, но и дома

Для сохранения остроты зрения нужно не забывать отдыхать. Школьникам рекомендуется делать перерывы через каждые 30 минут работы. Можно, например, выполнять упражнения по Бейтсу (исключая соляризацию и процедуры с водой).

— Чтобы мотивировать ребенка на занятия гимнастикой для глаз, достаточно объяснений. Я часто прошу маленьких пациентов представить ситуацию из жизни человека, который не видит. Предлагаю малышу с плохим зрением провести дома эксперимент — закрыть глаза и полчаса не открывать их.

— Для здоровья глаз, как и для всего организма в целом, важно полноценное питание. Я рекомендую своим пациентам меньше сладостей и газированных окрашенных напитков. Зато больше овощей и фруктов. В каждом цветном овоще и фрукте содержатся полезные микроэлементы для глаз. Естественно, в моркови и чернике их немного больше.

Лучшими витаминами для глаз считаются зрительный режим и осанка. Все остальные имеют дополнительное действие. Чаще всего врачи-офтальмологи рекомендуют витамины с лютеином или черникой. Однако приобретать и принимать их нужно после согласования с врачом, ведь малыши могут страдать от аллергии.

— Витамины лишь активируют обменные процессы в тканях глаза, но не лечат болезнь. У каждого пациента при этом свой эффект от их потребления. Кто-то замечает результат сразу, кто-то — нет.

источник

Центр медицинской профилактики
КГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»
министерства здравоохранения Хабаровского края

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни.

  • длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;
  • «отдых» у телевизора;
  • чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
  • не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);
  • недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
  • замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);
  • плохое освещение (избыток света или темнота);
  • неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);
  • несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);
  • стресс;
  • наследственность.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.

  • Спазм аккомодации– чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
  • Близорукость очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.
  • Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.
  • Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.
  • Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
  • если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;
  • если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;
  • при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

  • Не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию.
  • Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячомспособствуют тренировке глаз и развитию аккомодации.

Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

  1. Не перенапрягать зрением— в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов-2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов).
  2. Ограничить до минимума время работы за компьютером.
  3. Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе.
  4. Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).
  5. Следить за гигиеной глаз.
  6. Избегать стрессов, не перегружаться.
  7. Создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола . У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура).
  8. Употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
  9. Соблюдать правильную осанку;
  10. Расстояние от глаз до книги или монитора —должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);
  11. Показывать ребенка раз в год офтальмологу(а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);
  12. Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).

Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость.

  1. Самый простой метод – рисовать глазами цифры.Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно.
  2. Расслабление с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни.
  3. Круговые движения— открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против.
  4. Моргание – не менее 100 раз.
  5. «Темное расслабление»— положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.
  6. «Косые глаза» — сведите глаза к носу.
  7. «Близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.

Современные линзы обладают рядом преимуществ, они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород и глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане. Лучше выбирать однодневные линзы, они более гигиеничны и комфортны. Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы из-за процесса их использования. Хронические воспалительные заболевания глаз являются противопоказанием к ношению линз. Также необходимо делать перерыв в ношении линз при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, ОРВИ, грипп и др.).

Очки это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначают только для дали, для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени. К выбору очков необходимо подходить не с меньшей ответственностью. Детям до 3-х лет необходимы очки из мягкого пластика на резинке, которая будет плотно охватывать голову и он спокойно может бегать и играть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправ с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Важно, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков – лишь в этом случае он подберет то, что нравиться ему и будет носить их с удовольствием.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

источник

Главная / Новости / Важность подготовки зрения детей к школе, прокомментировала Главный врач клиники «КОСМА», врач-офтальмолог высшей категории Космирова Надежда Ефимовна

Подготовка зрения к школе

Что важно знать родителям об особенностях детей с нарушениями зрения при обучении в школеПриближается учебный год и всем родителям очень важно выяснить, готова ли зрительная система ребенка выдержать новые серьезные нагрузки. Сегодня школьник получает гораздо больше информации, чем предыдущие поколения. Очень часто перенасыщенность информацией, большой объем работы на близких расстояниях и ежедневное применение компьютера для подготовки домашнего задания отрицательно сказывается на зрении ребенка.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

Обследование органа зрения перед школой обязательно для всех детей. Объем офтальмологического обследования включает в себя определение оптической силы глаза, соответствие оптической силы глаза возрасту, осмотр глазного дна и определение бинокулярности глаз. Кроме этого, проводится биомикроскопия (осмотр оптических сред глаза под микроскопом), а также по показаниям осуществляется контроль внутриглазного давления бесконтактным тонометром, тонометром Маклакова. Во многих случаях обследование предполагает осмотр при расширенном зрачке. Для расширения зрачка применяются препараты нового поколения, которые полностью безвредны и легко переносятся.

ЧТО ВЫЯВЛЯЕТ ВРАЧ-ОФТАЛЬМОЛОГ?

Своевременный осмотр у офтальмолога перед началом учебного года поможет вовремя выявить снижение остроты зрения, определить, является ли снижение остроты зрения оптическим дефектом (дальнозоркость, астигматизм, близорукость) или связано с заболеванием глаз (косоглазие, воспалительные и дистрофические процессы). При оптическом дефекте осуществляется подбор очков или контактных линз. Подбор очков у детей требует исключительно высокой точности, причем, как с точки зрения выписки рецепта на очки, так и с точки зрения подбора оправы и очковых линз.

А ЕСЛИ…НЕ ПРОВЕРИТЬ ЗРЕНИЕ ЛЕТОМ?

В школе дети с наличием нарушений зрения и отсутствием необходимой коррекции (с помощью очков) могут испытывать трудности в усвоении программного материала и попасть в число неуспевающих. Учебная деятельность детей в таких случаях может характеризоваться замедленным темпом выполнения всех заданий, особенно письменных, низкой успеваемостью написания «под диктовку» учителя и списывания с доски. Дети с отсутствием необходимой коррекции могут делать большое количество графических ошибок, пропускать буквы, искажать окончания слов. При работе с текстом могут долго искать нужную часть предложения, чтобы подчеркнуть в слове орфограмму. У них может страдать техника и качество чтения: они часто могут «теряют» строку.
Именно поэтому не только родителям, но и часто учителю, необходимо знать особенности зрительного анализатора ребенка, а также рекомендации и назначения врача-офтальмолога в зависимости от выявленных заболеваний.

Читайте также:  Алоэ для глаз при близорукости в домашних условиях

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно расплывчатое восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, низко наклоняют голову при чтении, письме, рассматривании предметов. Также при близорукости уменьшается скорость восприятия информации ребенком.Миопия высокой степени с наличием дистрофических изменений сетчатки накладывает ограничения на занятия физкультурой и спортом. Данный диагноз является показанием к занятиям в специализированной группе с ограничениями в выполнении прыжков, резких наклонов, подъема тяжестей.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный обзор объекта. При наличии скрытой дальнозоркости возникает спазм аккомодации, который может быть причиной возникновения головных болей и болей в глазных яблоках после зрительной нагрузки на близком расстоянии.

сли у ребенка астигматизм, при разглядывании далеких предметов он обычно наклоняет или поворачивает голову в сторону, щурится, гримасничает. Школьники с данным диагнозом при написании и чтении часто путают некоторые буквы (например, ш,б,м,ы), низко наклоняются при работе на близком расстоянии. Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединить элементы букв, линий в рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

При наличии косоглазия (отсутствии бинокулярного зрения) ребенок не может правильно разместить буквы, составить фигуры, затруднено рисование графических объектов.

ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ

При наличии воспалительных заболеваний глаз (увеитах, аллергических кератитах) с вялотекущим течением противопоказаны занятия физкультурой. Также противопоказано проведение профилактических прививок.

В России практически во всех школах идет «борьба» за первые и вторые парты. При этом, ребенок, имеющий высокую остроту зрения в очках, должен сидеть на любой парте любого ряда – это своего рода тренировка для глазодвигательного аппарата. При наличии косоглазия, очень важно, чтобы ребенок в школе сидел на любой парте среднего ряда.
Всем родителям необходимо помнить, что диагностика зрения ребенка перед началом учебного года необходима ежегодно в каждом возрасте. Так как своевременная диагностика и назначенное лечение является залогом повышения остроты зрения, увеличения качества зрения, предупреждения прогрессирования близорукости и уменьшения случаев развития слабовидения.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЗАОЧНО НЕ ПРОВОДЯТСЯ.

ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ СТОИТ ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ВРАЧОМ

Большинство родителей уверены, что если у ребенка близорукость, то он должен сидеть в школе на первой парте. Родители думают, что место за первой партой в классе поможет сберечь зрение ребенка. Иногда в классах даже начинается нешуточная борьба за первую парту. Однако, такие представления на сегодняшний момент можно признать не верными.

Почему так решили, что детей с миопией нужно сажать за первую парту?

Раньше врачи не спешили с выпиской очков близоруким детям. Очки использовались только тогда, когда зрение снижалось настолько, что ребенок был не в состоянии читать, что написано на доске. В дальнейшем очки выписывались со стеклами, оптическая сила которых не исправляла близорукость полностью. Считалось, что без очков глаз «работает», и для того чтобы он продолжал «работать» необходимо выписывать очки по неполной коррекции. Выписка очков считалась шагом вынужденным и очки выписывались именно для учебы или для тех случаев, когда очень важно разглядеть что-то вдали.

В таких очках ребенок видел чуть четче, но не видел идеально четко. Это служило причиной того, что учителя сажали детей на более близкие к доске парты.

В последнее десятилетие появилось множество новых исследований, в которых показана бессмысленность неполной коррекции близорукости (1) и, возможно, и ее вредность (2). В настоящее время принято выписывать очки и контактные линзы детям по полной или почти полной коррекции.
В таких очках или линзах ребенок видит все хорошо и легко может прочитать все с доски на любом расстоянии в классе. В таком случае совершенно отпадает необходимость сажать ребенка на первую парту и выбор парты остается за педагогом , а не за окулистом.

Важно понимать, что приближенность парты к доске никак не влияет на прогрессирование близорукости у детей. Хорошая коррекция очками или линзами дает ребенку максимально хорошее зрение и не ведет к ухудшению зрения. Неполная коррекция очками или линзами не имеет смысла, дает ребенку лишь частичное улучшение и делает невозможным восприятие с доски с далекого расстояния.

Рекомендации носить очки или линзы по неполной коррекции звучат все реже. Назначение первой парты при прогрессирующей близорукости не имеет никакого смысла.

Детский окулист Вадим Бондарь.

1)Undercorrection of myopia enhances rather than inhibits myopia progression.
Chung K, Mohidin N, O’Leary DJ.
Department of Optometry, National University of Malaysia, 50300, Kuala Lumpur, Malaysia.

(2)The possible effect of undercorrection on myopic progression in children.Adler D, Millodot M.
Department of Optometry, Hadassah College of Technology, Jerusalem, Israel.

Еще материалы сайта по близорукости

источник

Важность подготовки зрения детей к школе, прокомментировала Главный врач клиники «КОСМА», врач-офтальмолог высшей категории Космирова Надежда Ефимовна

Подготовка зрения к школе
Что важно знать родителям об особенностях детей с нарушениями зрения при обучении в школе

Приближается учебный год и всем родителям очень важно выяснить, готова ли зрительная система ребенка выдержать новые серьезные нагрузки. Сегодня школьник получает гораздо больше информации, чем предыдущие поколения. Очень часто перенасыщенность информацией, большой объем работы на близких расстояниях и ежедневное применение компьютера для подготовки домашнего задания отрицательно сказывается на зрении ребенка.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

Обследование органа зрения перед школой обязательно для всех детей. Объем офтальмологического обследования включает в себя определение оптической силы глаза, соответствие оптической силы глаза возрасту, осмотр глазного дна и определение бинокулярности глаз. Кроме этого, проводится биомикроскопия ( осмотр оптических сред глаза под микроскопом), а также по показаниям осуществляется контроль внутриглазного давления бесконтактным тонометром, тонометром Маклакова. Во многих случаях обследование предполагает осмотр при расширенном зрачке. Для расширения зрачка применяются препараты нового поколения, которые полностью безвредны и легко переносятся.

ЧТО ВЫЯВЛЯЕТ ВРАЧ-ОФТАЛЬМОЛОГ?

Своевременный осмотр у офтальмолога перед началом учебного года поможет вовремя выявить снижение остроты зрения, определить, является ли снижение остроты зрения оптическим дефектом ( дальнозоркость, астигматизм, близорукость) или связано с заболеванием глаз ( косоглазие, воспалительные и дистрофические процессы). При оптическом дефекте осуществляется подбор очков или контактных линз. Подбор очков у детей требует исключительно высокой точности, причем, как с точки зрения выписки рецепта на очки, так и с точки зрения подбора оправы и очковых линз.

А ЕСЛИ…НЕ ПРОВЕРИТЬ ЗРЕНИЕ ЛЕТОМ?

В школе дети с наличием нарушений зрения и отсутствием необходимой коррекции ( с помощью очков) могут испытывать трудности в усвоении программного материала и попасть в число неуспевающих. Учебная деятельность детей в таких случаях может характеризоваться замедленным темпом выполнения всех заданий, особенно письменных, низкой успеваемостью написания « под диктовку» учителя и списывания с доски. Дети с отсутствием необходимой коррекции могут делать большое количество графических ошибок, пропускать буквы, искажать окончания слов. При работе с текстом могут долго искать нужную часть предложения, чтобы подчеркнуть в слове орфограмму. У них может страдать техника и качество чтения: они часто могут « теряют» строку.
Именно поэтому не только родителям, но и часто учителю, необходимо знать особенности зрительного анализатора ребенка, а также рекомендации и назначения врача-офтальмолога в зависимости от выявленных заболеваний.

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно расплывчатое восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, низко наклоняют голову при чтении, письме, рассматривании предметов. Также при близорукости уменьшается скорость восприятия информации ребенком.Миопия высокой степени с наличием дистрофических изменений сетчатки накладывает ограничения на занятия физкультурой и спортом. Данный диагноз является показанием к занятиям в специализированной группе с ограничениями в выполнении прыжков, резких наклонов, подъема тяжестей.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный обзор объекта. При наличии скрытой дальнозоркости возникает спазм аккомодации, который может быть причиной возникновения головных болей и болей в глазных яблоках после зрительной нагрузки на близком расстоянии.

сли у ребенка астигматизм, при разглядывании далеких предметов он обычно наклоняет или поворачивает голову в сторону, щурится, гримасничает. Школьники с данным диагнозом при написании и чтении часто путают некоторые буквы ( например, ш,б,м,ы), низко наклоняются при работе на близком расстоянии. Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединить элементы букв, линий в рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

При наличии косоглазия ( отсутствии бинокулярного зрения) ребенок не может правильно разместить буквы, составить фигуры, затруднено рисование графических объектов.

ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ

При наличии воспалительных заболеваний глаз ( увеитах, аллергических кератитах) с вялотекущим течением противопоказаны занятия физкультурой. Также противопоказано проведение профилактических прививок.

В России практически во всех школах идет « борьба» за первые и вторые парты. При этом, ребенок, имеющий высокую остроту зрения в очках, должен сидеть на любой парте любого ряда – это своего рода тренировка для глазодвигательного аппарата. При наличии косоглазия, очень важно, чтобы ребенок в школе сидел на любой парте среднего ряда.
Всем родителям необходимо помнить, что диагностика зрения ребенка перед началом учебного года необходима ежегодно в каждом возрасте. Так как своевременная диагностика и назначенное лечение является залогом повышения остроты зрения, увеличения качества зрения, предупреждения прогрессирования близорукости и уменьшения случаев развития слабовидения.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-63-01-004986
от 13 февраля 2019 года, выдана Министерством здравоохранения
Самарской области

© 1997-2019 ООО «Частная клиника «КОСМА», Самара.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-63-01-004986 от 13 февраля 2019 года, выдана Министерством здравоохранения Самарской области

источник

В августе дочке исполнилось 6 лет и после долгого раздумья мы все же отдали ее в школу. Незнаю каким образом так получилось, но она сидит пока на предпоследней парте, хотя по росту в сравнении с другими детьми маленькая. Я уже учительниц говорила, чтобы пересадить ее поближе, но пока желаемого результата не получила. Почему здоровые дети сидят спереди,а поменьше сзади? Есть ли специальные правила для рассаживания?

Обычно учителя решают эту проблему так, как удобно им. Некоторые дети общительные, некоторые стеснительные, какие-то очень подвижные и много больтают. Многие учителя непоседливых детей сажают за первые парты, чтобы было легче их контролировать, а уроки проходили как запланировано. Также учитель может посадить вперед застенчивого ребенка. В общем, работать то учителю, а родители обычно все просят, чтобы их ребенка посадили за первые парты, но сделать так невозможно, потому кому-то везет меньше. Потом еще рано говорить на эту тему, всего несколько дней прошло, еще не единожды учитель пересадит детей.

Да, на самом деле каждый учитель рассаживает деток по своему желанию. Но если Ваша дочь невысокого роста, то стоит поговорить с учителем и объяснить, что ребенок может просто растеряться, сидя за последними партами. Все родители сейчас будут просить пересадить своих детей поближе. поэтому не нужно упускать свой шанс.

Сколько помню, так учительница постоянно пересаживала детей в зависимости от разных обстоятельств, у кого зрение плохое, кто плохо себя ведет на последней парте и другие. В данном случае учительница еще не знает детей, поэтому не решается сразу пересаживать. Надо ходить и просить, она присмотрится к детям и будет пересаживать.

согласна. Учителя, как правило, рассаживают детей, смотря на их активность на занятиях. На рост тоже, конечно, обращают внимание. У нас в классе было еще правило — каждый месяц мы менялись рядами (то есть сентябрь — первый ряд, октябрь — второй, ноябрь — третий, декабрь — снова первый и так далее). Это была инициатива нашего классного руководителя.

Мало времени еще просто. Учитель приглядится к деткам и пересадит, я думаю.

Не обязательно учитель смотрит на активность детей. У нас это так: у кого со зрением плохо — на первые парты, кто маленький — также; если ребёнок много болтает, то пересаживают на последнюю парту. И обязательно меняет местами через какое-то время. Если учитель видит, что дети балуются между собой, то тоже рассаживает. Думаю, ей надо присмотреться к детям, узнать их. Что вы хотите, тут прошло пару дней учёбы. У нас тоже так было, пока всё утряслось.

Когда сама еще училась, то так и было, с плохим зрением на первые парты, высоких на последние. Иногда на первые еще садили маленьких ростом учеников. Сейчас учителя строго не придерживаются этих правил, но могут пойти навстречу, если попросить пересадить поближе из-за небольшого роста. Но потребовать не получится.

Если учитель не пересадит ребенка, то стоит обратится к выше стоящим руководителям. У меня ребенок левша, поэтому я просила посадить ее на другое место, к тому же дочке не нравился мальчик, который сидел рядом, бывает, что идет антипатия, а учитель упирается в своем решении. Поговорила с заведующей по учебной части и все вопросы сразу решились. Ждать когда учитель соизволит изменить решение не надо.

Конечно, просить учителя пересадить ребенка нужно, но еще нужно понимать, что учитель не может абсолютно всем угодить, всегда найдется кто-то недовольный, а количество удобных мест впереди ограничено и кому-то нужно сидеть на дальних партах. Мы тоже как-то раз просили о пересаживании и нам пошли навстречу.

Я думаю, что учитель еще пересадит не раз всех деток. Поэтому не удивляйтесь, что так получилось. Скорее всего так было удобно учительнице. Со временем она кого-то пересадит за другую парту, и Вы тогда сможете ее попросить свою дочку посадить поближе в классе, а не так далеко. Я думаю, что учительница прислушается к Вашему пожеланию.

Моя малышка тоже на четвертой парте сидит, а перед ней сидит девочка, которая выше на три головы и больше в размере, в итоге моей мало что видно на доску, приходится отклоняться влево или вправо, только так можно увидеть что написал учитель. Зрение у девочки 100%, у моей дочки зрение хуже, но она дальше сидит. Мне самой непонятно, как они рассаживают, по каким принципам. На ближайшем собрании буду просить, чтоб ближе к доске пересадили, но не факт, что мое пожелание будет исполнено.

Как нам на собрании в прошлом году учительница сказала, что мол пол класса плохо видят и много балованных, а парт первых мало и всех не пересадить ближе, вот и получается так, что маленькие росточком или плохо видящие детки далеко от доски сидят.

источник

Многие годы безуспешно боретесь с БОЛЯМИ в СУСТАВАХ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей.

Плоская спина – нарушение осанки, сопровождающее выпрямлением поясничного лордоза и комплексом сопутствующих изменений костно-суставной системы и позвоночника. Данный дефект у детей без своевременного лечения приводит к разрушению позвонков, поэтому требует оптимального подбора комплекса лечебной физкультуры (ЛФК). При болезни часто возникает компресссионный синдром из-за ущемления спинномозговых нервов в пояснице.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Артрейд. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Причины заболевания многочисленны. К нему приводит неправильная посадка за столом, ношение тяжестей и тяжелых сумок на одном плече. Приверженцы генетической теории утверждают, что основной причиной деформации является слабость суставно-связочного аппарата.

Действительно, редко искривления позвоночного столба наблюдаются у физически развитых людей. Тем не менее, у детей костно-суставная система формируется постепенно, поэтому с рождения развить сильный мышечный каркас спины довольно сложно.

Существуют и другие причины болезни: нарушение обмена веществ и кровоснабжения, частая травматизация связок, мышц и позвонков, неправильное питание, влияние физических факторов (электромагнитное излучение, радиация).

Плоская спина у ребенка определяется по внешнему виду, так как для патологии специфичны следующие изменения:

  • Уменьшение наклона таза;
  • Слабая выраженность грудного кифоза (изгиб позвоночного столба кзади);
  • Выпячивание нижней части живота;
  • Крыловидная форма лопаток – нижние углы отстают от спины;
  • Боковые искривления позвоночного столба (при выраженной степени искривления);
  • Разные треугольники талии с обеих сторон (между талией и локтевым суставом опущенной руки).
Читайте также:  Аккомодация глаза при близорукости

Плосковогнутая спина по форме деформации напоминает плоскую, но при ней грудной кифоз уменьшается, а поясничный лордоз не изменяется. При данном заболевании формируются следующие деформации:

  • Ослабление мышц живота;
  • Узкая грудная клетка;
  • Разное расстояние межреберных промежутков;
  • Неравномерное расположение плечевого пояса.

Обе вышеописанные разновидности нарушений осанки по внешнему виду деформации позвоночного столба схожи, но сопровождаются различными клиническими симптомами и синдромами. Их своевременное выявление и лечение позволяет предотвратить не только компресссионный синдром, но и стойкое искривление позвоночного столба в боковой плоскости – сколиоз.

Выявить деформацию спины у ребенка на начальных стадиях лучше при наклоне кпереди. При этом отчетливо наблюдается выпячивание лопаток, смещение вертикальной оси туловища, изменения угла наклона таза.

В домашних условиях для оценки осанки можно провести простой тест:

  • Поставьте ребенка спиной к стенке;
  • Затылок, ягодицы и пятки ног должны плотно прилегать к плоскости;
  • Попросите малыша втянуть живот.

Если при выполнении данного упражнения наблюдается уменьшенная щель между поясницей и стеной (в норме она равно ширине ладони руки), вероятна плоская спина. В такой ситуации следует обратиться к врачу для подбора упражнений ЛФК.

Если оставить заболевание без лечения, слабость мышечного каркаса туловища будет прогрессировать, так как позвоночный столб поддерживается в определенном положении по большей части за счет натяжения скелетной мускулатуры спины. Особо быстро наблюдаются органические поражения позвоночника на фоне неправильной осанки у физически неразвитых детей.

Для определения тактики лечения плоской спины необходимо тщательное обследование ребенка. При этом выявляются причины деформации, на которые необходимо воздействовать с целью коррекции положения позвоночной оси и консервативным лечением.

Из общих мероприятий следует обратить внимание на следующие особенности:

  • Сон на жесткой или полужесткой постели. Выбор матраса должен осуществляться на основе ощущений ребенка. Если по утрам после сна у него усиливается болевой синдром, следует сделать постель более мягкой. Подушку необходимо подбирать небольшую (по ширине плеч ребенка);
  • Точная коррекция обуви очень важна для формирования правильной осанки. Практический опыт ортопедов показывает, что наиболее часто плоская спина у детей формируется вследствие разницы в длине ног из-за того, что родители не приобретают обувь по возрасту малыша;
  • Постоянная двигательная активность позволяет укрепить мышечный каркас спины, что предотвращает искривления позвоночного столба;
  • Школьники должны правильно сидеть за партой и исключить вредные для позвоночника привычки – стоять на одной ноге, носить рюкзак на одном плече.

Только после реализации вышеописанных принципов упражнения ЛФК помогут откорректировать положение вертикальной оси.

Медикаментозное лечение помогает снять патологические синдромы, которые сопутствуют патологии и затрудняют выполнение лечебной физкультуры у детей. Оно предполагает назначение противовоспалительных средств (ибупрофен, диклофенак), препаратов для улучшения кровоснабжения (пентоксифиллин), миорелаксантов (мидокалм). При сильном болевом синдроме возможно введение в субарахноидальное пространство спинного мозга анестетика новокаина (новокаиновая блокада).

Упражнения ЛФК для лечения плоской спины подбираются индивидуально. Они в первую очередь должны быть направлены на улучшение подвижности позвоночного столба при его сгибании назад и вперед, укрепления скелетной мускулатуры грудной клетки и плечевого пояса. При выполнении лечебной физкультуры следует наблюдать за тем, чтобы не появилось фронтальное искривление – сколиоз.

В профессиональных реабилитационных центрах в комплекс ЛФК включаются упражнения на гимнастической стенки и наклонной доске Евминова, которые позволяют быстро укрепить мышцы туловища.

Выпрямление грудного кифоза сопровождается деформацией грудной клетки, что может сформировать синдром дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности. Чтобы предотвратить снижение жизненной емкости легких в комплекс лечения необходимо включать упражнения по Катарине Шрот и Стрельниковой.

Общее укрепление организма у ребенка достигается играми с мячом, ходьбой на лыжах и лечебным плаванием.

Специальные принципы лечебной физкультуры при болевом синдроме:

  • Если при наклонах туловища возникает болевой синдром необходимо исключить напряженные выгибания;
  • При крыловидных лопатках следует выполнять круговые махи руками, но в ритме, который не вызывает боль;
  • При болевом синдроме в грудном отделе позвоночника следует исключить гимнастику в положении лежа.

Вышеописанные принципы применяются на начальных стадиях лечения, для укрепления мышечного корсета спины, который будет препятствовать появлению болевого синдрома в дальнейшем. С течением времени под руководством инструктора ребенок постепенно будет выполнять напряженные наклоны и выгибания.

Комплекс ЛФК по Полю Бреггу идеально подходит для искривления плоской спины у ребенка с болевым синдромом. Такое лечение включает 5 упражнений, которые позволяют в течение 6 месяцев исправить патологию, независимо от причины, которая привела к ее возникновению. Методика Брегга основана на практических наблюдениях за животными. Он подметил, что кошки и собаки часто выгибают спину, что приводит к тому, что у них позвоночник всегда подвижен и здоров. У людей же 70-80 лет практически всегда появляется болевой синдром в пояснице.

Принципы выполнения ЛФК по Бреггу:

  • Не делайте резких движений, особенно по отношению к участкам позвоночника, утратившим подвижность;
  • Выполняйте упражнения согласно физическим возможностям. Если появляется компресссионный синдром, прекратите процедуру и отдохните;
  • Не следует выполнять зарядку с минимальной амплитудой. Начните с «раскачивающих» движений. Увеличение амплитуды необходимо проводить постепенно и осторожно.

Следует дополнительно заметить, что успех любого мероприятия существенно зависит от мотивации. Именно от нее зависит регулярность и правильность выполнения ЛФК. Убедите себя в том, что упражнения необходимы для того, чтобы быть здоровым.

Гимнастика для плоской спины по Полю Бреггу:

  • Для устранения болевого синдрома в верхней части туловища, голове и ликвидации напряжения глазных мышц применяется следующее упражнение. Лягте на пол вниз лицом. Ладони расположите под грудью, ноги расставьте на ширину плеч. Затем постепенно примите следующее положение: поднимите туловище вверх, выгните вверх спину и опирайтесь только на пальцы ног и ладони. Таз расположите выше головы, руки и ноги выпрямите. Данное положение формирует напряжение позвоночника ребенка, поэтому он должен поднимать таз вверх плавно. Количество повторений вначале 2-4, а затем увеличивается до 8-12;
  • Второе упражнение направлено на укрепление скелетной мускулатуры поясницы. Его суть заключается в улучшении работы печени, желчного пузыря почек, что повышает поступление питательных веществ к органам и тканям, в том числе позвоночнику. Выполняется оно аналогично предыдущему упражнению, но во время поднятия таза вверх необходимо повернуть его влево, а затем вправо. Во время выполнения упражнения смещайте руки и ноги вправо. Ребенок должен выполнять движение плавно;
  • На предыдущих шагах было создано сильное напряжение для скелетной мускулатуры. Следующая гимнастика направлена на снятие остаточной нагрузки с мышц. Одновременно с этим расслабляются мышцы тазового дна. Сядьте на пол и обопритесь на прямые руки, расположенные сзади за спиной. Поднимите таз вверх, опираясь на выпрямленные руки и ноги. Поднимите до горизонтального положения позвоночник, а затем вернитесь в исходное положение;
  • Следующий комплекс назначается для укрепления области позвоночника, из которой выходят спинномозговые нервы для иннервации желудка. Лягте на спину, а руками обхватите грудь. Одновременно коснитесь коленей подбородком. Сохраняйте позицию в течение 5 секунд. Количество повторений 2-4;
  • Хождению на четвереньках Поль Брегг отводит одну из главных ролей при лечении плоской спины. Он рекомендует ходить по комнате на четвереньках с опущенной головой, высоко поднятым тазом и выгнутой спиной.

В заключение необходимо заметить, что вышеописанный комплекс ЛФК Брегг рекомендует выполнять с учетом индивидуальных особенностей. Вначале количество повторений каждого упражнение не должно превышать 4-ех, что позволит выявить движения, усиливающие болевой синдром.

Среди патологии позвоночника нередко встречаются различные искривления. В норме осевой скелет имеет некоторые физиологические изгибы, призванные обеспечить амортизирующую функцию. Но неправильное распределение нагрузки приводит к появлению патологических состояний – кифозов, лордозов и сколиозов. Последние имеют широкое распространение среди детей школьного возраста. И наиболее ярким представителем этой патологии считают S-образный сколиоз. Почему позвоночник становится кривым и что нужно делать для его выпрямления, можно узнать после консультации врача.

Сколиозом называют деформацию позвоночного столба во фронтальной плоскости. Если искривление имеет две дуги, обращенные в разные стороны, то называется S-образным. Первая, как правило, находится в грудном отделе на уровне Th7–Th8, а вторая – в области поясницы (L1–L2). Чаще всего они неодинаковы. Чем выше расположена сколиотическая дуга, тем быстрее прогрессирует патология. А присутствие поясничного изгиба значительно усугубляет деформацию грудного отдела.

Первичные дуги провоцируют появление вторичных, поэтому спина становится более кривой. Если же оба изгиба развиваются параллельно, то они уравновешивают друг друга. Кроме того, наблюдается ротационное смещение – позвоночник немного разворачивается вокруг центральной оси. Это происходит компенсаторно, из-за изменения положения центра тяжести.

Причины появления сколиоза в основном обусловлено внешними причинами. В основном его развитие характерно для детского и подросткового возраста, когда нарушается осанка при сидении за партой или столом. Позвоночник в это время очень податлив и быстро реагирует на изменение нагрузки.

Бывают и врожденные случаи, связанные с диспластическими процессами в костно-хрящевой ткани, а также аномалиями позвонков. Тогда сколиоз диагностируется у детей после 1 года. Нередко подобные изменения связаны с рахитом – дефицитом витамина D в раннем возрасте. А появление кривого позвоночника у взрослых обусловлено следующими состояниями:

  • Остеохондроз.
  • Межпозвонковые грыжи.
  • Остеопороз.
  • Остеомаляция.
  • Стеноз позвоночного канала.
  • Остеомиелит.
  • Туберкулезный спондилит.
  • Опухоли и метастазы.
  • Последствия травм.
  • Перенесенные операции.

При дегенеративно-дистрофической патологии зачастую наблюдается рефлекторный мышечный спазм, который может привести к появлению патологических изгибов. То же самое происходит, если разрушается костная ткань или формируются соединительнотканные спайки.

Если есть факторы риска, то нужно своевременно обследоваться у врача, поскольку застарелые искривления очень сложно поддаются коррекции и способны существенно ограничить активную жизнь.

Вопреки распространенному мнению, сколиоз сопровождается не только внешними признаками и не является лишь косметическим дефектом. Кривая спина – это предвестник серьезных проблем со здоровьем, которые появляются у детей и прогрессируют у взрослых. При этом проявления сколиоза всецело зависят от его выраженности. Классификация патологии основана на величине угла первичной дуги, расположенной в грудном отделе. Поэтому S-образный сколиоз может иметь несколько степеней:

  • Первая – угол не превышает 10 градусов.
  • Вторая – угол достигает 25 градусов.
  • Третья – величина угла составляет 25-50 градусов.
  • Четвертая – угол более 50 градусов.

Именно эта особенность сколиоза положена в основу клинической диагностики и определяют картину заболевания. И если начальные стадии имеют скудные симптомы, то умеренные и тяжелые формы сопровождаются выраженными структурными и функциональными изменениями.

На ранних этапах развития патология малозаметна. S-образный сколиоз 1 степени может не выявляться и расцениваться как некоторая конституциональная особенность. Но в то же время он сопровождается вполне определенными проявлениями, к которым относят:

  1. Сутулость.
  2. Сведенные плечи.
  3. Опущение головы.
  4. Разный уровень надплечий и лопаток.

На этой стадии присутствует одна дуга, расположенная в грудном отделе. С ее стороны пальпируется мышечный валик. Важным диагностическим признаком является исчезновение деформации в положении лежа. Если нагрузка не прекращается, то искривление нарастает.

К сожалению, первая степень сколиоза часто пропускается. А именно она является наиболее благоприятной для коррекции.

S-образный сколиоз 2 степени становится более заметен. Боковое смещение позвоночника полностью не исчезает при устранении нагрузки, так как уже имеет частичную фиксацию. Усугубляются симптомы предыдущей стадии и появляются новые:

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Артрейд. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

  1. Намечается реберный горб – одностороннее выпирание грудной клетки.
  2. Формируется вторичная дуга на уровне поясничного отдела.
  3. Асимметрия треугольников талии.
  4. Позвонки отклоняются вдоль собственной оси.

Изменения на этой стадии частично обратимы, поэтому нельзя допускать дальнейшего прогрессирования сколиоза.

Эта степень сколиоза сопровождается выраженной деформацией спины и грудной клетки. Присутствует отклонение туловища в сторону первичной дуги. Нижние ребра могут касаться гребней подвздошных костей. Но наряду с местными признаками, присутствуют нарушения в работе внутренних органов, наблюдаемые во время нагрузки:

  1. Учащение пульса.
  2. Ощущение сердцебиения.
  3. Одышка.

Такие явления связаны с гипертензией в легочном круге кровообращения и создают дополнительные ограничения для физической активности.

S-образный сколиоз 3 степени сопровождается не только выраженными изменениями в осевом скелете, но и нарушениями функции сердца и легких.

Последняя стадия сколиоза имеет наиболее тяжелые проявления. Спина сильно изогнута по направлению основной дуги, ребра могут погружаться даже в полость малого таза. Для клинической картины характерны следующие признаки:

  1. Боли в позвоночнике.
  2. Сердечно-легочная недостаточность.
  3. Слабость в конечностях.

Иногда развиваются выраженные спинальные нарушения в виде парезов и параличей. Подобное состояние приводит к существенному ограничению функциональных способностей человека, становясь причиной инвалидности.

Чтобы выровнять кривую спину при сколиозе, требуется упорное и длительное лечение. Оно включает консервативные и оперативные методики. Выбор каждого способа зависит от степени искривления и его прогрессирования. Не стоит думать, что начальные признаки сколиоза не требуют коррекции –наоборот, ее нужно начинать именно на этом этапе. В таком случае эффект от лечения будет максимальным.

Чтобы помочь в лечении сколиоза, нужно постараться ликвидировать те факторы, которые предопределили его развитие. Необходимо добиться правильного распределения нагрузки на позвоночник, чтобы не усилить деформацию. Детей обучают ровной осанке с самого начала занятий в школе. При этом не следует долго сидеть за партой и носить тяжелые портфели в одной руке. А спать лучше на полужестком матрасе.

Кроме того, уделяется внимание здоровому питанию, которое должно содержать все необходимые вещества, в особенности витамины и кальций. Ежедневным занятием должны стать утренняя гимнастика и прогулки на свежем воздухе.

Общеукрепляющие мероприятия направлены на полноценное развитие мышечно-скелетной системы ребенка и хорошо дополняют основное лечение сколиоза.

Искривления позвоночника нередко требуют назначения лекарственных средств. Это обусловлено необходимостью уменьшения неприятных симптомов и улучшения метаболических процессов в костно-мышечной системе. Для этого применяют следующие медикаменты:

  • Нестероидные противовоспалительные (Ксефокам, Диклоберл).
  • Миорелаксанты (Мидокалм, Толперил).
  • Витамины (Мильгамма, аскорбиновая кислота).
  • Препараты кальция (Кальцемин).

Если наблюдаются нарушения со стороны органов грудной клетки, то могут потребоваться сердечные препараты, спазмолитики или другие средства. Каждый препарат назначается только врачом с учетом показаний.

Гимнастика является основным методом активной коррекции искривлений позвоночного столба. Упражнения при S-образном сколиозе помогают укрепить мышцы спины, выработать правильную осанку, разгрузить одни отделы и скорректировать положение других. После занятий пациенты ощущают улучшение общего самочувствия и повышение устойчивости к физической деятельности. На ранних стадиях эффективны следующие упражнения:

  • Лежа на животе одновременно поднимать разноименные ногу и руку.
  • Лежа на спине, приподняв ноги над полом, делать движения «ножницы».
  • Находясь в том же положении, согнуть ноги в коленях и совершать ими наклоны в стороны.
  • Стоя на четвереньках, сесть на стопы, упираясь ладонями в пол. Постепенно, с помощью рук перемещать туловище в стороны.
  • В положении стоя сдвигать лопатки при опущенных руках.
  • Ходьба на носочках с поднятыми руками и на пятках с «замком» на пояснице.

Программа гимнастики при сколиозе разрабатывается индивидуально для каждого пациента. При этом учитывается величина искривления и клинические признаки.

Чтобы улучшить состояние осевого скелета, применяются методы физиотерапии. Они помогают расслабить мышцы, улучшить эластичность связок, стимулировать кровоток и биохимические процессы в мягких тканях. На фоне такого лечения коррекция сколиоза будет иметь лучший эффект. В основном применяют следующие процедуры:

  1. Электрофорез препаратов.
  2. Волновое лечение.
  3. Рефлексотерапия.
  4. Электромиостимуляция.

Физиотерапия назначается врачом исходя из возраста пациента и сопутствующих состояний.

К активным методам лечения относят также и массаж спины. Необходимо воздействовать не только на грудной и поясничный отделы, но и на соседние участки. Для этого используют техники массажа: поглаживания, растирания, давления, разминания. Массаж помогает убрать мышечную спастику и улучшить кровоток в тканях.

Методы пассивной коррекции в качестве самостоятельного лечения не используются. Они применимы лишь в сочетании с активной терапией, особенно гимнастикой. К подобным средствам относятся:

  • Вытяжение (тракция).
  • Гипсовые корсеты.
  • Корректоры для осанки.

Это позволяет уменьшить деформацию позвоночника, а для закрепления эффекта необходимо ношение ортопедических ортезов.

Консервативные мероприятия оказывают выраженный эффект лишь при 1 и 2 степени сколиоза, а в дальнейшем они рассматриваются в качестве подготовки к операции.

Наиболее радикальное лечение S-образного сколиоза – это операция. Хирургическим путем выполняют мобилизацию позвоночника и уменьшают деформацию. Для этого используют следующие методики:

  1. Резекция реберных отростков.
  2. Передний и задний спондилодез.
  3. Установка дистракторов – приспособлений для растяжения (раздвижения).
  4. Декомпрессия нервных корешков.

Оперативное вмешательство предупреждает прогрессирование деформации, но зачастую оканчивается практически полным обездвиживанием отделов позвоночника. Поэтому наиболее эффективным средством борьбы со сколиозом считается его профилактика, раннее выявление и адекватное лечение начальных стадий патологии.

источник