Меню Рубрики

Близорукость у детей типы

Нарушение зрения — распространенная офтальмологическая патология. Встречается у детей школьного возраста, связана с увеличением зрительных нагрузок. Наблюдается часто врожденная аномалия.

Болезнь разной степени тяжести: от слабой до высокой. Сопровождается часто астигматизмом. Провоцирует развитие неправильная форма глазного яблока, которое удлиняется, вытягивается. Изображение предметов фокусируется не на сетчатке глаза, а перед. Предметы видятся нечеткими, размытыми.

Выявляется заболевание у детей 9 — 12 лет, к 15 годам более 30% страдает от нарушения рефракции. Это не просто оптический дефект зрения, легко исправляемый очками. Если аномалия есть у одного из родителей, у малыша возрастает шанс унаследования патологии.

Правильно подобранное, своевременное лечение, профилактические меры, помогают бороться с болезнью.

Любая форма офтальмологической болезни может быть врожденной, приобретенной и наследственной.

Наследственная форма приобретается со временем. При близорукости родителей вероятность развития недуга возрастает на 30%. Детки составляют группу риска, их зрительному аппарату важно уделять особое внимание уже с ранних лет. Предрасположенность — дополнительный фактор риска.

Для малышей с наследственным риском развития болезни важно тщательное соблюдение гигиенических норм с первого года жизни: правильное расстояние до монитора, книжки; физические упражнения, глазная гимнастика; сбалансированное здоровое питание, витамины.

Школьная учеба связана с переутомлением, зрительными нагрузками, недостатком витаминов, физической активности, прогулок на свежем воздухе. Предрасположенность приводит к тому, что уже в школьные годы приходится носить очки, проводить лечение.

Врожденная близорукость означает, что уже при рождении было удлиненное глазное яблоко. Малыши рождаются с небольшой степенью дальнозоркости около 2,5 D, запасом для роста глазного яблока. К 10 годам школьник выходит на нормальное зрение.

Причины врожденной формы связаны с болезнями во время беременности матери, недостатком витаминов, гипоксией плода, другими факторами.

Врожденная и приобретенная формы. Отличия. Врожденная — стабильна, не прогрессирует, держится на уровне. Приобретенная — усиливается быстро в школьные годы, приводя к различным глазным заболеваниям.

Дети, не отягощенные различными наследственными рисками, все равно по окончанию школы имеют целый набор подростковых проблем. Снижение зрения, изменение осанки, проблемы с пищеварительным трактом – все взаимосвязано, приводит к развитию болезней. Типичный возраст для развития недуга – от 7 до 13 лет.

После 13 лет наступает время бурного роста. Глазное яблоко не успевает за размерами черепа. Если аномалия возникла до 13 летнего возраста, то глазное яблоко быстро удлиняется, увеличивается степень близорукости. Подростковый возраст – благоприятный период для возникновения недуга.

Школьникам необходимы минералы, витамины, кальций, так как все силы тратятся на обучение, а физических нагрузок мало. В начальную школу поступает до 3% детей с патологией, а уже среди выпускников их уже 25%.

Ложная форма — следствие спазма аккомодации, напряжения ресничной мышцы. Это временное явление проходит при расслаблении глазных мышц. Этого не происходит, не принимаются никакие меры, ложная постепенно превращается в полноценную. Результат постоянных зрительных нагрузок.

Глазам необходимо регулярно отдыхать, расслабляться. Если появились жалобы на расплывчатую картинку, усталость глаз, необходима срочная консультация офтальмолога, который установит степень заболевания, составит режим дня, что поможет ограничить зрительные нагрузки.

По характеру развития различают следующие виды аномалии:

  • Физиологическая – возникает при усиленном росте глазного яблока. Степень увеличивается до прекращения роста глаза, не прогрессирует дальше.
  • Хрусталиковая – результат сильного увеличения преломления хрусталика, на фоне изменений ядра линзы. Можно встретить малышей с центральной катарактой после сахарного диабета, длительного приема лекарственных препаратов.
  • Патологическая – возникает из-за усиленного роста длины глазного яблока. Зрение ежегодно снижается до нескольких диоптрий. Течение болезни прогрессирующее.

В зависимости от механизма возникновения болезнь бывает:

  • Рефракционная – нормальное увеличение преломления хрусталика, размер глаза;
  • Осевая – при ненарушенной рефракции, увеличении длины глаза более чем на 25 мм;
  • Смешанная.

Различают следующие степени тяжести миопии:

  • Слабая – меньше 3 D;
  • Средняя – от 3,25 до 6,0 D;
  • Высокая – больше 6 D.

Прогрессирующая форма возникает во время быстрого роста организма – тело малыша активно растет, следующий школьный год усиливает зрительные нагрузки. При увеличении степени более чем на 1D в течение года, ее называют прогрессирующей.

Если не приступить вовремя к лечению, то она достигнуть может к 18 летнему возрасту 10D. Требуется лечение прогрессирующей близорукости, она привести может к потере трудоспособности, инвалидности. Детям с нарушениями зрения запрещены занятия спортом, так как они могут стать причиной отслоения сетчатки.

Прогрессирующая близорукость встречается у новорожденных — врожденная, наследственная. Первая развивается в результате недоразвития, заболеваний в антенатальном периоде. Наблюдается у перенесших легкую форму ретро-лентальной фиброплазии.

Причина развития болезни заключается в значительном удлинении оси глаза: вместо 22—23 мм достигает 30—32 мм и больше. Определяют размер с помощью эхоофтальмографа. При прогрессировании близорукости более 1 D ежегодно, ее считают злокачественной.

Прогрессирующая близорукость сопровождается патологическими изменениями зрительного нерва, сетчатки, стекловидного тела, периферии глазного дна в виде кистевидной дегенерации сетчатки, множеством мелких дефектов круглой, овальной, щелевидной формы.

Остановить прогрессирующую патологию можно с помощью лазерокоагуляции сетчатки. Лазер обладает высокой точностью. Используется для укрепления сетчатки — создания сращений между сетчаткой, сосудистой оболочкой глаза. Процедура занимает не более 15 минут, проводится без госпитализации, под местной капельной анестезией, исключает болезненные ощущения.

Остановить развитие прогрессирующей формы помогает надежный, эффективный хирургический метод – склеропластики, направленный на укрепление внешней оболочки глаза, на увеличение количества сосудов, питающих задний полюс глазного яблока, улучшающих кровоснабжение.

Оставлять без внимания прогрессирующую аномалию нельзя. Со временем она может привести к существенному снижению зрения, необратимым изменениям сетчатки.

На протяжении первых 18 лет жизни происходит формирование систем, органов растущего организма. Меняется вес, рост, пропорциональность частей тела, параметры внутренних органов, цвет волос.

Не исключение зрительный аппарат. Наиболее уязвимы у малышей аккомодационные мышцы глаз, они слабо развиты, недостаточно укреплены.

Дети живут в век компьютеров, планшетов, мобильных устройств, игровых приставок, телевизоров, которыми пользуются активно, их глазные мышцы не имеют шансов окрепнуть. Также их окружают неблагоприятная экология, несбалансированное питание, отсутствие профилактических мер.

Именно поэтому так распространена детская близорукость. По статистике к 10 годам каждый третий начинает видеть расплывчато, нечетко, а к 16 годам имеет стойкую миопию.

Глазное яблоко в норме – форма шара, покрытая сетчатой оболочкой. Изображения воспринимают нейронно-сенсорные рецепторы, передают центральной нервной системе. Таким образом человек анализирует, принимает визуальные образы.

Когда меняется форма глазного яблока, страдает четкое зрительное восприятие окружающих предметов. Патологии характерны вытяжение глазного яблока, из-за чего до зрительных рецепторов сетчатки не доходят световые волны, излучаемые предметами, что создает смазанное очертание изображения.

При растяжении глазного тела по горизонтали, уплощении его, у малыша возникает потребность подносить поближе к глазам руки с рассматриваемым предметом. Развиваемая близорукость у детей дошкольного возраста, остается незамеченной.

Родителям следует быть внимательными, чтобы заметить действия, совершаемые для лучшего рассмотрения изображения: прищуриваются; подходят к экрану телевизора ближе; низко наклоняют к книге голову; оттягивают внешний угол глаза.

У ребенка от зрительного перенапряжения начинает болеть голова, он жалуется на резь, быстро устает. Это тревожные симптомы надвигающейся болезни, требуется консультация врача-офтальмолога.

Детское нарушение рефракции причины имеет разные в зависимости от вида миопии.

Врожденная высокая степень у детей первого года жизни развивается по причине: недоношенности; внутриутробного инфицирования; родившихся с болезнью Дауна или Марфана; имеющих патологию роговицы, хрусталика, легко растягивающуюся ослабленную глазную оболочку.

Причины, приводящие к развитию приобретенной формы: плохая освещенность помещения; длительная зрительная нагрузка; злоупотребление компьютерными играми; продолжительное времяпрепровождение перед телевизором; несоблюдение расстояния между текстом, глазами; чтение во время движения.

Причиной развития могут стать:

  • сколиоз,
  • сахарный диабет,
  • рахит,
  • плоскостопие,
  • родовая травма позвоночника,
  • инфекционный гепатит,
  • туберкулез,
  • скарлатина,
  • пиелонефрит,
  • корь,
  • дифтерия,
  • хронический тонзиллит или гайморит.

Любое заболевание увеличивает шансы приобретения дефектов зрения у детей близоруких родителей.

Причины развития недуга у детей дошкольного, раннего школьного возраста значительно шире. Девочки чаще мальчиков болеют.

  • неполноценное питание,
  • недостаток в рационе питания витаминов, цинка, магния, кальция;
  • переутомление;
  • ослабленный иммунитет;
  • недостаток прогулок, двигательной активности;
  • длительный прием лекарственных средств;
  • плохая экология;
  • болезни.

Наследственный тип диагностируется у малыша специалистами на протяжении первого года жизни. Увеличивается риск развития заболевания, если родителя страдают близорукостью. На прогрессирование влияет увеличение слабой склеры, ее высокая растяжимость.

Риск заболевания распространен широко среди недоношенных детей. Развитию способствуют: детская глаукома; врожденная патология хрусталика, роговицы; сидром Дауна или Марфана; слабость, повышенная растяжимость склеры; генетическая предрасположенность; недоношенность, другие патологические заболевания.

В некоторых случаях врожденная патология не получает дальнейшего развития. Болезнь не опасна при отсутствии генетической предрасположенности. У большинства врожденная патология неуклонно прогрессирует при отсутствии соответствующего лечения.

Прогрессирующая врожденная миопия сопровождается развитием астигматизма, блуждающим взглядом, отсутствием фокусировки. Больной видит на сетчатке одновременно несколько изображений, здоровый глаз воспринимает фокус только одного предмета. Новорожденные малыши имеют временную миопию.

Быстрый рост развития заболевания происходит среди школьников из-за увеличения зрительной нагрузки. Причиной становится бесконтрольное времяпрепровождение школьника за экраном телевизора, компьютером; недостаточная гигиена зрения; отсутствие в еде достаточного количества полезных веществ.

Близорукость – распространенная детская проблема. Причинами развития которой, являются: неправильный образ жизни, нездоровые привычки, наследственность, быстрый рост детского организма; нагрузки в школьные годы.

Если у родителей миопия, то они обязаны внимательно следить за зрительной системой ребенка: проходить своевременно медосмотры, пища должна содержать минеральные вещества, микроэлементы, витамины, правильно организовывать нагрузки.

Необходимо разобрать симптомы проявления отклонения от нормы. Врожденную патологию выявить при прохождении планового осмотра у детского офтальмолога.

У школьников о развитии патологии говорят признаки:

  • сморщивание лба;
  • прищуривание глаз;
  • моргание;
  • низкий наклон головы при рисовании, работе с книгами;
  • рассматривание игрушек на близком расстоянии.

При этом отчетливо видны предметы, расположенные вблизи, хуже – удаленные; появляется дискомфорт, неприятная резь; беспокоит головная боль; происходит утомление зрительной системы.

Миопия слабой степени – снижение на дальних расстояниях четкости изображения предметов. Серьезных последствий для здоровья такое состояние не имеет. Для недопущения дальнейшего развития важно подкорректировать его. Не обязательно постоянно носить очки при слабой степени.

При миопии средней степени нарушается видение далеко расположенных предметов. При прогрессирующей — постоянно уменьшается расстояние. Рекомендуется постоянное ношение очков.

Высокая степень резко снижает четкую видимость далеко расположенных предметов, увеличивает размер глаз ребенка. Может также проявляться ложная миопия, спазм аккомодации. От истинной отличается обратимостью процесса. Вовремя не выявить, не лечить болезнь, ложная легко перерастет в истинную близорукость.

Несвоевременное скорригирование миопии приводит к нарушению бинокулярного зрения, развитию косоглазия, возникновению амблиопии. Неблагоприятными осложнениями является отслойка стекловидного тела, способствующая развитию кровоизлияния, отслойке сетчатки.

Трудность диагностики заболевания заключается в непонимании детьми своего состояния — насколько хорошо они видят окружающие предметы, неспособности объяснить родителям это состояние. В результате снижается школьная успеваемость, истинная проблема заболевания для родителей долгое время остается незамеченной.

При выявлении симптомов ухудшения зрения вдаль необходимо принять срочные меры для обследования зрительной системы.

На приеме врачу следует рассказать о течение беременности, родов; о заболеваниях, перенесенных ребенком; о первых признаках снижения зрения; об условиях, длительности зрительных нагрузок; о генетической предрасположенности.

Осматривая глаза новорожденного, врач определяет их величину, форму, положение глазных яблок, смотрит на то, как ребенок фиксирует взгляд на ярких игрушках, оценивает состояние хрусталика, передней камеры, роговицы.

Наличие миопии у детей 3 лет, определяется путем проверки остроты зрения вдаль, вблизи, с корригирующими стеклами или без них. Ухудшение зрения с плюсовой линзой, улучшение с минусовой говорит о наличии нарушений.

Следующим этапом диагностируется клиническая рефракция с помощью рефрактометрии, скиаскопии после предварительно проведенной атропинизации.

УЗИ помогает определить вид – осевая или рефракционная, выполняется измерение переднего размера глаза.

Для исключения ложной близорукости определяется запас, объем аккомодации. В случае его выявления маленькому пациенту необходима консультация детского невролога, состояние присуще детям с повышенной нервной возбудимостью, астенией, вегето-сосудистой дистонией.

Для детей разного возраста используют различные диагностические методики, позволяющие установить неполноценность зрения, форму, степень, этиологию.

Методы диагностики у детей от года до трех лет. Визуальный врачебный осмотр, малыши не могут рассказать, как, что они видят. Существуют такие методы диагностики, как: биомикроскопия – оценивается состояние конъюнктивы, роговицы, глазного дна, хрусталика, передней глазной камеры.

Метод выявляет опухолевые образования, ранения, мельчайшие инородные частицы. Далее следует прямая офтальмоскопия – обследование состояния сетчатки, центральной артерии, сосудов, зрительных нервов, области желтого пятна, других структур.

Скиаскопия – проведение теневой пробы. Обследование выполняется с помощью офтальмологических зеркал, выявляет вид преломляющей силы оптической системы.

Компьютерная рефрактометрия – определяет степень рефракции, устанавливает тип астигматизма.

Ультразвуковое сканирование – выявление новообразований, инородных предметов, кровоизлияния, рубцов, отслойки сетчатки. Ультразвуковые волны помогают уточнить вид, измерить передний размер глаза.

Методы диагностики для детей старше трех лет. Используются все вышеперечисленные методы, добавляются: проверка с помощью таблиц остроты зрения; исследование ближнего, дальнего зрения с помощью корригирующих стекол, без них; обследование внутриглазной полости, глазного дна с помощью широкопольных фундус – линз.

Авторефрактометрия – автоматически рассчитывается рефракция глаза.

Методы обследования школьников. В школьном возрасте значительно увеличивается нагрузка на зрительный аппарат, центральную нервную систему, психику, иммунную систему, что приводит к стрессам, травматизму, вирусным инфекциям, ухудшению остроты зрения, спазму аккомодации.

Офтальмологические осмотры школьников позволяют своевременно диагностировать нарушения работы зрительной системы, выявлять ложную близорукость. Спазм аккомодации – обратимый процесс, вовремя оказанная медицинская помощь помогает расслабить спазмированные глазные мышцы, вернуть четкость, остроту зрения.

Наиболее опасна для здоровья прогрессирующая близорукость.

У дошкольников аномалия приобретенная. Исключение – не выявленная в раннем сроке врожденная форма заболевания. Часто остается незамеченной близорукость для родителей. При отсутствии систематических офтальмологических осмотров невозможно выявить развитие патологии.

Среди школьников нарушение рефракции – самая распространенная патология. Причем в начальной школе болезнь лишь у 3%, к окончанию школы показатель увеличивается до 25%. Этот факт врачи связывают с увеличением зрительной нагрузки плюс часы, проведенные за компьютерами, планшетами.

При этом отклонения развиваются не только у детей, имеющих наследственные факторы, но и у здоровых. Заболевание школьников офтальмологи называют – школьной близорукостью.

Суть заболевания достаточно проста. В здоровом глазу световые лучи проецируют изображение предмета непосредственно на сетчатку глаза. При увеличении длины глазного яблока световые лучи чрезмерно преломляются, изображение располагается перед сетчаткой, а не на ней. В результате изображение получается расплывчатым.

Если же этот предмет приблизить к глазам, то световые лучи проецируются как положено на сетчатку, изображение становится четким.

Читайте также:  Аккомодационная близорукость как определить

Близорукость развивается чаще в возрасте от 7 до 13 лет, когда увеличивается зрительная нагрузка. Но вполне возможно обнаружить близорукость у годовалого ребенка. Это врожденное отклонение. К его развитию склонны дети с генетической предрасположенностью, недоношенные.

Уже с первых месяцев жизни такие малыши должны находиться под наблюдением офтальмолога. Это стабильная форма патологии, ее необходимо выявлять своевременно, чтобы глаз развивался надлежащим образом. Близорукость у детей до года осложниться может амблиопией, косоглазием.

Причины развития у грудничков: генетическая предрасположенность; повышенная слабость, растяжимость склеры; врожденная глаукома; недоношенность; врожденная патология роговицы, хрусталика; синдром Дауна или Марфана.

Нарушение функционирования глазной мышцы, которая обеспечивает в норме возможность четкого рассмотрения предметов независимо от расстояния – ложная форма. При спазме аккомодационной мышцы снижается острота зрения.

Проявляется у школьников. Способствует этому зрительная нагрузка, плохое освещение рабочего места, ослабление тонуса шейных, спинных мышц, неправильный распорядок дня, физическая форма, несбалансированное питание, несоблюдение правил гигиены зрения, психологическая неуравновешенность ребенка.

Проявляется ухудшением остроты зрения, сильными головными болями, болями в области висков, лба, глаз, быстрой утомляемостью. Имеет обратимый характер, лечение — восстанавливает зрение. При позднем обнаружении, неквалифицированном лечении стать может истинной близорукостью.

Цель лечения – замедление процесса, остановка на одном уровне, не дать заболеванию развиваться. Для эффективного лечения применяют различные методики в зависимости от степени, возраста малыша.

При снижении зрения ежегодно не более чем на 0,5 диоптрий, помогает консервативное лечение: правильно подобранные очки, линзы; четкое соблюдение гигиены зрения; специальная гимнастика; здоровая сбалансированная пища; правильно составленный режим нагрузок, отдыха.

Очки – проверенный метод исправления близорукости средней степени. Для малышей разработаны специальные очки, закрепляющиеся надежно на голове, чтобы их случайно или намеренно не уронить, не сломать.

Выбирать только с малышом, тщательно, для него большое значение имеет цвет, размер, форма оправы. Если не понравятся, носить не будет. Школьникам носить очки мешает их стеснительность. Все зависит от родителей, они должны мягко, грамотно объяснить, зачем необходимы очки.

Когда прогрессирует болезнь, лечение требует кардинальных методов, просто носить очки как при слабой, средней степени недостаточно.

Эффективный современный способ – аппаратное лечение. Назначается курсом, останавливает развитие. Существуют различные методы аппаратного лечения, способные в безопасной, игровой форме работать с детским глазом.

Курс лечения подбирает офтальмолог индивидуально. Используются следующие виды: вакуумный массаж; электростимулирующие аппараты; инфракрасная лазерная терапия. Параллельно рекомендуется массаж шейного отдела позвоночника, для улучшения кровообращения.

Другой эффективный метод лечения — зарядка для глаз. Гимнастические упражнения позволяют снять усталость, улучшить кровоснабжение, питание тканей, убрать спазмы мышц.

Зарядка для глаз – четко сбалансированный комплекс упражнений, помогающий улучшить зрение. Главное выполнять упражнения. Через время зрение улучшится. Эффективный метод, помогающий остановить прогрессирование патологии.

Частью комплексного лечения близорукости является сбалансированное питание, витамины. Витамины обязательны в рационе питания. Витамины А, Д, кальций, каротин – главные составляющие лечебных комплексов.

Успешное лечение невозможно без использования различных медикаментов. При слабой степени назначают медпрепараты, в состав которых входит лютеин. Остановить процесс прогрессирования болезни помогают витаминно-минеральные, сосудорасширяющие препараты. Начальная стадия успешно лечится препараты, улучшающими кровообращение сетчатки.

Если болезнь прогрессирует, возникают осложнения, назначается склеропластика. Широко применяется лазерная хирургия, эффективно предупреждающая отслойку сетчатки.

Если миопия не прогрессирует, развивается без осложнений, прогноз в отношении восстановления зрения благоприятный. Такая близорукость отлично поддается очковой коррекции. При высокой степени повысить остроту зрения не удается. Наихудший вариант – прогрессирующая болезнь, приводящая к дегенеративным изменениям сетчатки.

Важную профилактическую роль имеет соблюдение правил гигиены зрения: правильная организация рабочего места; сбалансированность зрительных нагрузок; препятствование формированию патологических привычек.

Успешно предотвратить развитие поможет полноценный сон, сбалансированное питание, занятия спортом, пребывание на свежем воздухе, ежедневное выполнение зарядки.

Родителям следует помнить, их маленькому чаду сложно заметить ухудшение зрения. Профилактические меры играют важную роль в прогнозе. Осмотры окулиста проходить каждые полгода детям с генетической предрасположенностью.

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Близорукость (миопия) – это заболевание глаз, при котором человек плохо видит далеко расположенные предметы, однако относительно хорошо видит вблизи. Со временем (особенно если не устранить причинный фактор) близорукость может прогрессировать, в результате чего зрение пациента будет постепенно ухудшаться. В течение некоторого времени это будет компенсироваться работой аппарата аккомодации (приспособления), однако со временем компенсаторные возможности преломляющей системы глаза исчерпают себя, в результате чего начнут развиваться определенные осложнения, которые в итоге могут привести к полной утрате зрения (то есть к слепоте).

Для того чтобы понять механизмы развития, принципы диагностики и лечения близорукости, необходимы определенные знания о строении глаза и о функционировании его преломляющей системы.

Глаз человека представляет собой сложную систему, которая обеспечивает восприятие изображений из окружающего мира и передачу их головному мозгу.

С анатомической точки зрения глаз человека состоит из:

  • Наружной оболочки. Наружная оболочка глаза образована склерой и роговицей. Склера – это непрозрачная ткань белого цвета, которая покрывает большую часть глазного яблока. Роговица представляет собой небольшой участок наружной оболочки глаза, который располагается на его передней поверхности и имеет слегка выгнутую (наружу) форму (в виде полусферы). Роговица прозрачна, вследствие чего световые лучи с легкостью проходят через нее. Роговица является важным органом преломляющей системы глаза, то есть проходящие через нее световые лучи преломляются и собираются вместе в определенной точке.
  • Средней оболочки. Средняя (сосудистая) оболочка глаза обеспечивает кровоснабжение и питание глазного яблока и всех внутриглазных структур. В области переднего отдела глазного яблока (прямо позади роговицы) из сосудистой оболочки глаза образуется радужка (радужная оболочка). Это своеобразная диафрагма, в центре которой имеется небольшое отверстие (зрачок). Основная функция радужной оболочки заключается в регуляции количества света, поступающего в глаз. При чрезмерно ярком освещении происходит сокращение определенных мышц радужки, в результате чего зрачок сужается, а количество проходящего через него света уменьшается. В темноте отмечается обратный процесс. Зрачок расширяется, вследствие чего глаз может уловить большее количество световых лучей.
  • Внутренней оболочки. Внутренняя оболочка глаза (сетчатка) представлена множеством фоточувствительных нервных клеток. Данные клетки воспринимают проникающие в глаз световые частицы (фотоны), генерируя при этом нервные импульсы. Эти импульсы по специальным нервным волокнам передаются в головной мозг, где и происходит формирование изображения.

Внутри глаза также располагаются определенные элементы, обеспечивающие его нормальное функционирование.

К внутриглазным структурам относятся:

  • Стекловидное тело. Это прозрачное образование студенистой консистенции, которое занимает основной объем глазного яблока и выполняет фиксирующую функцию (то есть обеспечивает поддержание формы глаза).
  • Хрусталик. Это небольшое образование, располагающееся прямо позади зрачка и имеющее форму двояковыпуклой линзы. Само вещество хрусталика окружено прозрачной капсулой. По краям к капсуле хрусталика крепятся специальные связки, которые соединяют ее с ресничным телом и ресничной мышцей. Хрусталик, как и роговица, является важным компонентом преломляющей системы глаза.
  • Камеры глаза. Камеры глаза – это небольшие щелевидные пространства, располагающиеся между роговицей и радужкой (передняя камера глаза), радужкой и хрусталиком (задняя камера глаза). Пространство данных камер заполнено специальной жидкостью (водянистой влагой), которая обеспечивает питание внутриглазных структур.

Помимо глазного яблока и внутриглазных структур имеется целый ряд вспомогательных органов глаза, играющих важную роль в его нормальном функционировании (это глазодвигательные мышцы, слезные железы, веки и так далее). При развитии близорукости может отмечаться поражение глазодвигательных мышц, поэтому они будут описаны более подробно.

К глазодвигательным мышцам глаза относятся:

  • Наружная прямая мышца – обеспечивает отведение (поворот) глаза наружу.
  • Внутренняя прямая мышца – обеспечивает поворот глаза кнутри.
  • Нижняя прямая мышца – обеспечивает опускание глаза.
  • Верхняя прямая мышца – обеспечивает подъем глаза.
  • Верхняя косая мышца – поднимает и отводит глаз.
  • Нижняя косая мышца – опускает и отводит глаз.

Как было сказано ранее, основными структурами преломляющей системы глаза являются хрусталик и роговица. Роговица обладает постоянной преломляющей силой, равной примерно 40 диоптриям (диоптрия – единица измерения преломляющей силы линзы), в то время как преломляющая сила хрусталика может изменяться от 19 до 33 диоптрий.

В нормальных условиях при прохождении через роговицу и хрусталик световые лучи преломляются и собираются в одну точку, которая в норме должна располагаться (проецироваться) прямо на сетчатке. В данном случае человек получает максимально четкое изображение наблюдаемого предмета.

Когда человек смотрит вдаль, преломляющая способность хрусталика уменьшается, в результате чего изображение далеко расположенного предмета становится более четким. Происходит это благодаря расслаблению ресничной мышцы, что приводит к натяжению связок хрусталика и его капсулы и уплощению самого хрусталика.

При рассматривании близко расположенного предмета имеет место обратный процесс. В результате сокращения ресничной мышцы ослабляется натяжение связок и капсулы хрусталика, сам он приобретает более выпуклую форму, а его преломляющая сила увеличивается, что и позволяет сфокусировать изображение на сетчатке.

Механизм развития близорукости заключается в том, что из-за различных аномалий строения глазного яблока или из-за нарушения функционирования его преломляющей системы изображения далеко расположенных предметов фокусируются не прямо на сетчатку, а перед ней, в результате чего воспринимаются человеком как нечеткие, расплывчатые. Близко расположенные предметы человек при этом видит более или менее нормально.

Непосредственной причиной близорукости может быть поражение глазного яблока и различных компонентов преломляющей системы.

В зависимости от пораженной структуры выделяют:

  • Осевую (аксиальную) близорукость. Развивается в результате чрезмерно длинного переднезаднего размера глазного яблока. Преломляющие системы глаза при этом не поражены.
  • Лентикулярную близорукость. Развивается в результате увеличения преломляющей силы хрусталика, что может наблюдаться при некоторых заболеваниях (например, при сахарном диабете) либо при приеме некоторых медикаментов (гидралазина, хлорталидона, фенотиазина и других).
  • Близорукость при поражении роговицы. В данном случае причиной развития заболевания является слишком большая кривизна роговицы, что сочетается с чрезмерно выраженной ее преломляющей силой.

В зависимости от механизма развития выделяют:

  • истинную близорукость;
  • ложную близорукость.

Аккомодация – это приспособление глаза, обеспечивающее четкое видение предметов, находящихся на различном расстоянии от человека. Ложная близорукость – это патологическое состояние, развивающееся у детей и людей молодого возраста в результате перенапряжения аппарата аккомодации.

Как было сказано ранее, во время рассматривания близко расположенных предметов происходит сокращение ресничной мышцы и увеличение преломляющей силы хрусталика. Если ресничная мышца находится в сокращенном состоянии в течение нескольких часов, это может нарушить обмен веществ и нервную регуляцию в ней, в результате чего произойдет ее спазм (то есть выраженное и длительное сокращение). Если человек при этом попытается посмотреть вдаль, спазмированная ресничная мышца не расслабится, а преломляющая сила хрусталика не уменьшится, в результате чего расположенный вдали предмет будет виден нечетко. Данное состояние и называется спазмом аккомодации.

Способствовать развитию спазма аккомодации может:

  • длительное непрерывное чтение;
  • длительная работа за компьютером;
  • длительный просмотр телепередач;
  • чтение (или работа за компьютером) при плохом освещении;
  • несоблюдение режима труда и отдыха;
  • неполноценный сон;
  • неполноценное питание.

Так как спазм аккомодации носит временный характер и практически полностью разрешается после устранения причины его возникновения, данное состояние принято называть ложной близорукостью. Никаких анатомических дефектов в глазном яблоке или в преломляющей системе глаза при этом не наблюдается, однако при длительном воздействии причинного фактора и часто повторяющихся спазмах аккомодации может развиться истинная близорукость.

В зависимости от причины развития выделяют:

  • наследственную миопию;
  • приобретенную миопию.

Многочисленными исследованиями было доказано, что близорукость может передаваться по наследству, причем различные степени заболевания наследуются по различным механизмам.

Генетический аппарат человека состоит из 23 пар хромосом, расположенных в ядрах клеток. В каждой хромосоме имеется огромное количество различных генов, которые могут быть активными или неактивными. Именно активация тех или иных генов определяет все свойства и функции клеток, тканей, органов и всего организма в целом.

Во время зачатия происходит слияние мужских и женских половых клеток, в результате чего формирующийся эмбрион наследует 23 хромосомы от матери и 23 хромосомы от отца. Если в полученных хромосомах имеются дефектные гены, появляется вероятность того, что ребенок унаследует имеющуюся мутацию и у него также разовьется определенное заболевание.

Близорукость слабой и средней степени наследуется по аутосомно-доминантному типу. Это означает, что если ребенок унаследует хотя бы 1 дефектный ген, у него будет развиваться данное заболевание. Вероятность наследования данного гена зависит от того, кто из родителей болен близорукостью. Если оба родителя больны, вероятность рождения больного ребенка составит от 75 до 100%. Если же болен только один из родителей, ребенок унаследует дефектные гены с вероятностью от 50 до 100%.

Миопия высокой степени наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Это означает, что если болеет только один из родителей, а второй здоров и не является носителем дефектного гена, ребенок у них будет здоровым, однако может унаследовать 1 дефектный ген и также станет бессимптомным носителем заболевания. Если больны оба родителя, вероятность рождения больного ребенка составит 100%. Если же оба родителя являются бессимптомными носителями дефектного гена, вероятность рождения больного ребенка составит 25%, а вероятность рождения бессимптомного носителя – 50%.

О приобретенной миопии говорят в том случае, когда в момент рождения у ребенка нет никаких признаков данного заболевания, а вероятность наследственного фактора исключается (если у родителей, бабушек и дедушек ребенка не было близорукости, вероятность наличия генетической предрасположенности крайне мала). Причиной развития заболевания при этом являются факторы внешней среды, которые воздействуют на орган зрения в процессе жизнедеятельности человека.

Способствовать развитию миопии могут:

  • Несоблюдение гигиены зрения. Как было сказано ранее, при чтении, а также при работе за компьютером или при просмотре телевизора на близком расстоянии происходит напряжение аккомодации (то есть напрягается ресничная мышца, что приводит к увеличению преломляющей способности хрусталика). Если человек работает в таком положении в течение длительного времени, в ресничной мышце начинают происходить определенные изменения (она гипертрофируется, то есть становится более толстой и сильной). Процесс гипертрофии ресничной мышцы может занимать несколько лет, однако если это произойдет, нарушится механизм ее расслабления. Когда человек будет смотреть вдаль, ресничная мышца не будет полностью расслабляться, а будет оставаться в частично сокращенном состоянии. Вследствие этого связки капсулы хрусталика будут оставаться расслабленными, а сам хрусталик не будет уплощаться в необходимой степени, что и будет являться непосредственной причиной близорукости.
  • Неблагоприятные условия труда. Чтение или работа за компьютером при плохом освещении требует более выраженного напряжения аккомодации, что со временем может привести к развитию близорукости.
  • Авитаминоз. Недостаток витаминов (особенно витамина В2) также может способствовать развитию миопии. Объясняется это тем, что витамин В2 (рибофлавин) в норме улучшает многие функции глаза, в частности облегчает процессы темновой адаптации (улучшения зрения в темноте) и устраняет усталость глаз при переутомлении. При недостатке данного витамина также отмечается чрезмерное напряжение и переутомление глазных структур.
  • Первичная слабость аккомодации. Данным термином обозначается патологическое состояние, при котором преломляющая сила роговицы и/или хрусталика выражена недостаточно сильно. Проходящие через них световые лучи при этом фокусируются несколько позади сетчатки, а в качестве компенсаторной реакции происходит растяжение глазного яблока в переднезаднем размере. Если через определенное время вызвавшее слабость аккомодации заболевание устранить, перерастянутое глазное яблоко станет причиной близорукости.
  • Травмы.Травмы глаза, сопровождающиеся повреждением глазного яблока, роговицы или хрусталика также могут стать причиной развития миопии.
Читайте также:  Аккомодация глаза при близорукости

Ночная близорукость полностью исчезает в дневное время и при хорошем освещении.

Все выше перечисленные факторы могут привести к развитию близорукости у ребенка. В то же время, существует ряд других патологических и физиологических состояний, которые способствуют развитию миопии в детском возрасте.

В зависимости от механизма развития миопии у детей выделяют:

  • врожденную миопию;
  • физиологическую миопию.

Врожденная близорукость может наблюдаться у недоношенных детей, которые родились раньше положенного срока (в норме ребенок должен рождаться не ранее, чем через 37 недель внутриутробного развития). Объясняется это тем, что у эмбриона в возрасте 3 – 4 месяцев форма и размеры глаза отличаются от таковых у взрослого человека. Задний отдел склеры у него немного выпячивается кзади, вследствие чего переднезадний размер глазного яблока увеличивается. Также в этом возрасте наблюдается более выраженная кривизна роговицы и хрусталика, что увеличивает их преломляющую силу. Все это приводит к тому, что проходящие через преломляющую систему глаза световые лучи фокусируются перед сетчаткой, вследствие чего у рожденного недоношенным ребенка будет отмечаться близорукость.

Через несколько месяцев после рождения форма глазного яблока ребенка изменяется, а преломляющая способность роговицы и хрусталика уменьшается, в результате чего близорукость исчезает без какой-либо коррекции.

Физиологическая миопия может развиваться у детей в возрасте от 5 до 10 лет, когда происходит особенно интенсивный рост глазного яблока. Если его переднезадний размер при этом становится чрезмерно большим, проходящие через роговицу и хрусталик лучи фокусируются перед сетчаткой, то есть развивается близорукость.

По мере роста ребенка выраженность близорукости может увеличиваться. Данный процесс обычно заканчивается к 18 годам, когда прекращается рост глазного яблока. В то же время, в некоторых случаях возможно прогрессирование физиологической близорукости до 25 лет.

Первое что начинает беспокоить пациентов с близорукостью – это нечеткое видение далеко расположенных предметов. При медленно прогрессирующем заболевании пациенты не сразу замечают данный симптом, часто списывая снижение остроты зрения на переутомление и усталость. Со временем миопия прогрессирует, вследствие чего пациенты начинают видеть далеко расположенные предметы все хуже и хуже. Работа с предметами на близком расстоянии (например, чтение) не вызывает у людей с миопией каких либо неудобств.

Также люди с близорукостью постоянно щурятся, пытаясь рассмотреть далеко расположенные предметы. Механизм развития данного симптома объясняется тем, что при частичном смыкании глазной щели слегка перекрывается зрачок. В результате этого изменяется характер проходящих через него световых лучей, что и способствует улучшению остроты зрения. Также при прикрытии век происходит незначительное уплощение роговицы глаза, что может способствовать улучшению зрения при миопии, сочетающейся с роговичным астигматизмом (заболеванием, при котором отмечается неправильная, кривая форма роговицы).

По мере прогрессирования заболевания могут появляться и другие симптомы, связанные с повреждением преломляющей системы глаза и нарушением зрения.

Близорукость может проявляться:

  • Головными болями. Развитие данного симптома связано с перенапряжением аппарата аккомодации, с нарушением кровоснабжения ресничной мышцы и других внутриглазных структур, а также с нечетким изображением далеко расположенных предметов, что влияет на функционирование всей центральной нервной системы.
  • Жжение и боль в глазах. Возникают вскоре после начала работы с предметами на близком расстоянии (например, при работе за компьютером). Развитие данных симптомов также связано с переутомлением различных внутриглазных структур и нарушением аккомодации. Стоит отметить, что жжение в глазах также может указывать на спазм аккомодации.
  • Слезоточивость. Усиленное слезоотделение может отмечаться при длительной работе за компьютером и при чтении книг, однако данный симптом может встречаться и у здоровых людей (в последнем случае он появляется гораздо позже и исчезает после нескольких минут отдыха). Кроме того, у больных с миопией слезоточивость может отмечаться в ясные солнечные дни или при ярком освещении. Объясняется это тем, что при миопии отмечается более выраженное (чем в норме) расширение зрачка, что связано с повреждением ресничной мышцы. В результате этого в глаз поступает слишком много света, а усиленное слезоотделение является своеобразной защитной реакцией в ответ на данное явление.
  • Увеличение размеров глазной щели. Данный симптом может быть незаметен при близорукости слабой степени, однако обычно выражен при тяжелой прогрессирующей близорукости. Объясняется это чрезмерным увеличением глазного яблока, которое несколько выступает вперед, раздвигая при этом веки.

Диагностикой и лечением миопии занимается врач-офтальмолог. Заподозрить близорукость можно на основании жалоб пациента, однако для подтверждения диагноза, определения выраженности заболевания и назначения правильного лечения всегда требуются дополнительные исследования.

Для диагностики миопии используют:

  • измерение остроты зрения;
  • исследование глазного дна;
  • исследование полей зрения;
  • скиаскопию;
  • рефрактометрию;
  • компьютерную кератотопографию.

Как было сказано ранее, первое, что страдает при близорукости, это острота зрения, то есть способность четко видеть предметы на определенном расстоянии от глаза. Объективные методы исследования данного показателя позволяют определить степени близорукости и спланировать дальнейшие диагностические и лечебные мероприятия.

Сама процедура исследования остроты зрения проста и выполняется за считанные минуты. Проводится исследование в хорошо освещенной комнате, в которой имеется специальная таблица. На данной таблице располагаются ряды букв или знаков (символов). В верхнем ряду расположены самые крупные буквы, а в каждом последующем – более мелкие.

Суть исследования заключается в следующем. Пациент садится на стул, который располагается в 5 метрах от таблицы. Врач дает пациенту специальную непрозрачную заслонку и просит прикрыть ею один глаз (при этом не закрывая его, не смыкая век), а вторым глазом смотреть на таблицу. После этого врач указывает на буквы различных размеров (сначала на большие, затем на более мелкие) и просит пациента называть их.

Люди с нормальной остротой зрения способны с легкостью (не прищуриваясь) прочитать буквы из десятого (сверху) ряда таблицы. При миопии больные хуже видят вдаль, вследствие чего хуже различают мелкие детали (в том числе буквы и символы на таблице). Если во время проведения исследования человек неправильно называет какую-либо букву, врач возвращается на 1 ряд выше и проверяет, видит ли он буквы в нем. Степень миопии определяется в зависимости от того, буквы из какого ряда может прочитать пациент. После определения остроты зрения на одном глазу его следует прикрыть заслонкой и провести такое же исследования со вторым глазом.

Если во время проведения исследования пациент не может прочитать буквы с самого верхнего ряда, это говорит о крайне выраженном нарушении зрения. В данном случае врач становится на расстоянии 4 – 5 метров от пациента, показывает ему определенное количество пальцев на руке и просить сосчитать их. Если пациент не может этого сделать, врач медленно подходит к нему (держа руку в прежнем положении), при этом пациент должен назвать количество пальцев сразу же, как только сможет их сосчитать. Если он не может сделать этого, даже когда рука врача располагается прямо перед его глазом, значит, он практически ослеп на данный глаз (такое состояние возникает в далеко зашедших случаях, при развитии осложнений нелеченной миопии). Последним этапом диагностики в данном случае будет проверка светоощущения (врач периодически светит фонариком в глаз больного и просит говорить, когда тот видит свет). Если пациент не может определить момент включения света, значит, он полностью ослеп на исследуемый глаз.

Определение степени миопии проводится сразу после определения остроты зрения. Для этого на глаза пациенту надевают специальные очки со съемными линзами. В оправу перед одним глазом врач вставляет непрозрачную пластинку, а перед другим глазом начинает поочередно устанавливать рассеивающие линзы. Данные линзы рассеивают проходящие через них лучи, в результате чего общая преломляющая способность рефракционной системы (то есть линзы, роговицы и хрусталика) уменьшается, а фокус изображения смещается назад.

По мере замены линз врач просит пациента читать буквы из различных рядов таблицы до тех пор, пока он не сможет четко определить буквы (символы) из 10 ряда. Степень близорукости в данном случае будет равняться силе линзы, потребовавшейся для коррекции зрения.

В зависимости от выраженности миопии выделяют:

  • Слабую степень миопии – до 3 диоптрий.
  • Среднюю степень миопии – от 3 до 6 диоптрий.
  • Высокую степень миопии – более 6 диоптрий.

При прогрессировании миопии практически всегда происходит увеличение переднезаднего размера глазного яблока. Наружная оболочка глаза (склера) при этом растягивается относительно легко, в то время как сетчатка (состоящая из фоточувствительных нервных клеток) способна переносить растяжение лишь до определенных пределов (которые обычно крайне малы). Вот почему при миопии часто наблюдаются атрофические изменения в области диска зрительного нерва (диск зрительного нерва – это участок на задней стенке глазного яблока, в котором собираются нервные волокна, передающие нервные импульсы от фоточувствительных нервных клеток к головному мозгу).

Выявить данные изменения можно с помощью исследования глазного дна (офтальмоскопии). Суть исследования заключается в следующем. Врач надевает себе на голову специальное зеркало с отверстием внутри и садится напротив пациента. После этого он устанавливает перед глазом пациента увеличительное стекло и направляет лучи отраженного от зеркала света прямо в зрачок исследуемого глаза. В результате этого врач может детально изучить заднюю (внутреннюю) стенку глазного яблока, оценить состояние зрительного нерва и выявить так называемый миопический конус – серповидный участок пораженной сетчатки, располагающийся вокруг диска зрительного нерва.

Перед проведением исследования пациенту обычно закапывают в глаза несколько капель препаратов, расширяющих зрачок (например, атропина). Необходимость в данной процедуре обусловлена тем, что при проведении обследования врач направляет в глаз пациента лучи света, что в норме приводит к рефлекторному сужению зрачка, через который врач ничего не сможет рассмотреть. Исходя из этого, следует, что проведение офтальмоскопии противопоказано, если пациенту нельзя назначать указанные препараты (например, при глаукоме – заболевании, характеризующемся стойким повышением внутриглазного давления).

При прогрессировании миопии страдает не только острота зрения, но и периферическое зрение. Проявляется это сужением полей зрения, что может быть выявлено во время проведения специальных исследований. Механизм развития данного симптома заключается в поражении сетчатки, наблюдающемся при чрезмерном растяжении глазного яблока.

Исследовать поля зрения можно с помощью ориентировочного (субъективного) или объективного метода. При субъективном методе исследования врач и пациент садятся друг напротив друга таким образом, чтобы правый глаз пациента смотрел в левый глаз врача, при этом их глаза должны находиться на расстоянии в 1 метр друг от друга. Врач просит пациента смотреть прямо перед собой и сам делает то же самое. Затем он устанавливает сбоку от головы специальную белую метку, которую вначале не видит ни он, ни пациент. После этого врач начинает перемещать метку от периферии к центру (в точку, располагающуюся между его глазом и глазом пациента). Сам пациент при этом должен подать знак врачу сразу же, как только заметит движение метки. Если врач заметит метку одновременно с пациентом, значит поля зрения у последнего нормальные (при условии, что они нормальные у самого врача).

В ходе исследования врач устанавливает метку справа, слева, сверху и снизу от глаза, проверяя границы полей зрения со всех сторон.

При объективном методе исследования пациент садится напротив специального аппарата, представляющего собой большую полусферу. Голову он помещает на специальную подставку в центре полусферы, после чего фиксирует зрение на точке, расположенной прямо перед его глазами. Затем врач начинает перемещать специальную метку от периферии сферы к ее центру, а пациент должен подать ему знак, как только увидит ее. Основным преимуществом данного метода является его независимость от состояния зрения врача. Более того, на обратной (выпуклой) стороне полусферы имеются специальные линейки с градацией, по которым врач сразу определяет границы полей зрения в различных плоскостях.

Само исследование абсолютно безопасно и не занимает более 5 – 7 минут. Для выполнения исследования никакой специальной подготовки не требуется, а пациент может отправляться домой сразу после окончания процедуры.

Это простой метод исследования, позволяющий диагностировать миопию и определить ее степень. При скиаскопии исследуются функции всех преломляющих структур глаза (хрусталика и роговицы) одновременно. Суть метода заключается в следующем. Врач садится на стул перед пациентом и устанавливает в 1 метре от исследуемого глаза источник света (обычно это зеркало с отверстием в центре, которое отражает свет от лампы, находящейся сбоку от пациента). Отраженные от зеркала световые лучи проходят через роговицу и хрусталик, попадают на сетчатку исследуемого глаза и отражаются от нее, в результате чего врач через зрачок видит круглое пятно красного цвета (красный цвет обусловлен кровеносными сосудами, расположенными на дне глазного яблока).

Если после этого врач начнет перемещать зеркало вверх или вниз, форма отражающегося пятна начнет меняться, причем характер изменений будет зависеть от состояния преломляющей системы глаза. Так, например, если у человека имеется миопия в 1 диоптрию, отраженные от сетчатки лучи будут собираться (фокусироваться) на расстоянии ровно в 1 метр от глаза. В данном случае, как только врач сдвинет зеркало в сторону, красное пятно тут же исчезнет.

Если у пациента имеется миопия более чем в 1 диоптрию, во время движения зеркала врач увидит тень, которая будет перемещаться в сторону, противоположную движению источника света. В данном случае врач устанавливает между зеркалом и глазом пациента специальную скиаскопическую линейку, в которой имеется множество рассеивающих линз различной силы. Затем он начинает менять линзы до тех пор, пока при движении зеркала красное пятно не начнет исчезать моментально (без образования движущейся тени). Степень миопии при этом определяется в зависимости от силы рассеивающей линзы, потребовавшейся для достижения данного эффекта.

Читайте также:  Алоэ для глаз при близорукости в домашних условиях

После выявления близорукости и определения ее степени рекомендуется исследовать компоненты преломляющей системы глаза, что в некоторых случаях позволяет установить истинную причину заболевания.

Для выявления причины близорукости врач может назначить:

  • Офтальмометрию. Данное исследование позволяет оценить преломляющую силу роговицы. Во время проведения исследования на роговицу пациента проецируются специальные тестовые марки, характер изображения которых будет зависеть от ее преломляющей силы.
  • Рефрактометрию. Принцип данного исследования схож с таковым при офтальмометрии, однако в данном случае тестовые изображения проецируются не на роговицу, а на сетчатку, что позволяет одновременно исследовать обе преломляющие структуры глаза (роговицу и хрусталик). Рефрактометрию можно проводить вручную (с использованием специальных приборов) или автоматически. В последнем случае все измерения и вычисления производит специальный компьютер, после чего на мониторе отображаются все интересующие врача данные.
  • Компьютерную кератотопографию. Суть метода заключается в исследовании формы и преломляющей силы роговицы с помощью современных компьютерных технологий.

источник

Близорукость — заболевание, с которым часто сталкиваются подростки и дети младшего возраста. Эта патология требует особого контроля, правильной коррекции и своевременного лечения. Лишь при таких условиях зрение ребенка удастся стабилизировать, а в перспективе, возможно, и вовсе устранить нарушение. Узнаем, как лечить детскую миопию.

Миопия у детей дошкольного возраста и более старших подростков — распространенная патология в век современных технологий. Чаще всего такое заболевание, как близорукость диагностируют в возрасте 9-12 лет. Первые симптомы болезни ярко проявляются лишь в 25-30% случаев, что существенно затрудняет диагностику на ранней стадии. Согласно медицинской статистике, от подобного нарушения рефракции страдает фактически треть старшеклассников. Из-за этого врачи-окулисты часто называют такую патологию «школьной близорукостью».
Миопия может возникать по разным причинам, но зачастую, когда речь не идет о наследственном факторе, болезнь поражает органы зрения в молодом возрасте преимущественно из-за повышенных нагрузок на зрительную систему. Переутомление возникает не только на уроках, но и вне классных комнат, во время подготовки домашнего задания и использования гаджетов (ноутбука, ПК, смартфона, планшета, игровой приставки и пр.). Вполне естественно, что, когда у ребенка диагностируют близорукость, его родители начинают беспокоиться, задаваясь вопросом, можно ли стабилизировать зрение или вылечить болезнь полностью.

Наука уже давно изучает факторы, провоцирующие появление миопии у детей и взрослых. Механизм развития этой глазной патологии достаточно изучен. Физиологическая причина возникновения болезни кроется в деформациях глазного яблока, которое в большинстве случаев имеет удлиненную форму. Еще одна причина — сбой в работе оптической системы глаза, когда роговица чрезмерно преломляет световые лучи. По этой причине изображение фокусируется не на самой сетчатой оболочке, как положено в норме, а перед ней. Подобные нарушения приводят к тому, что пациенты с миопией не могут достаточно четко разглядеть то, что происходит на удаленном расстоянии.

Чаще всего, если близорукость не наследственная, ее диагностируют в возрасте 9-12-ти лет, когда дети проходят интенсивное обучение в школе, часто используют современную технику. Факт хронического переутомления глаз способствует снижению четкости зрения. Для родителей в этот период важно вовремя показать ребенка окулисту. Своевременное лечение близорукости у детей дошкольного возраста поможет в будущем сохранить зрение.

Близорукость у ребенка может развиваться стремительно, особенно в условиях отсутствия коррекции зрения и должного лечения. Нагрузки на несформированный детский зрительный центр могут привести к обострению патологии. В зависимости от характера протекания заболевания, офтальмологи выделяют несколько стадий развития близорукости. По силе проявления рефракционных нарушений миопия бывает: слабой (до -3 диоптрий), средней (от -3 и до -6 диоптрий), высокой (более -6 диоптрий). А по скорости развития близорукость делят на:

  • Стационарную, когда изменения зрительных функций стабилизируются на определенном уровне, зрение при этом стремительно не ухудшается или его снижение незначительно.
  • Прогрессирующую, при которой зрение постоянно падает (может снижаться на несколько диоптрий в год).

Выбор лечения во многом зависит не только от вида патологии, но и от причины ухудшения рефракции. Миопия часто бывает приобретенной вследствие переутомления глаз, серьезных заболеваний, протекающих в организме, а также сбоев в работе оптической системы глаза. Также болезнь может носить наследственный, врожденный характер.

По статистике, близорукость передается по наследству лишь в 10-30% случаев. С рождением у малыша появляется предрасположенность к данной патологии, если она наблюдается у одного из родителей, но риск прогрессирования миопии вследствие наследственного фактора все же незначителен. Однако, когда близорукостью разной степени страдают оба родителя, шансы возникновения проблемы несколько возрастают. Поэтому в таких случаях офтальмологи советуют проявлять повышенное внимание к зрению ребенка.

Преимущественно миопия у детей является приобретенной. Зачастую заболевание вызвано систематическим зрительным переутомлением, несоблюдением режима дня, несбалансированным питанием, длительным времяпровождением у экранов гаджетов и прочими факторами.
Проблемно обнаружить нарушение рефракции при близорукости у детей дошкольного возраста, поскольку ребенок и сам может не подозревать о том, что с его зрением что-то не так. Помочь с диагностикой и способствовать стабилизации процессов в глазном яблоке малыша может только врач-окулист.

Помимо генетики, на процесс появления нарушений зрительных функций, характерных для близорукости, влияют и другие причины:

  • Недоношенность. Согласно медицинской статистике, примерно у трети младенцев, которые появились на свет раньше положенного срока, в будущем диагностируют зрительные несовершенства.
  • Врожденные дефекты зрительной системы. Дети нередко рождаются с уже имеющимися предрасположенностями к близорукости, вызванными всевозможными патологиями органов зрения, такими как дистрофия аккомодационной глазной мышцы и пр.
  • Сопутствующие патологии. Опухоли, травмы головы, заболевания полости рта и носоглотки, инфекционные заболевания и гормональные сбои могут спровоцировать развитие этой глазной патологии.

Кроме того, болезнь развивается и на фоне других патологий, связанных с общим состоянием организма, таких как, например, сахарный диабет или аденоиды. Немаловажную роль играет состояние опорно-двигательного аппарата ребенка (в частности, близорукостью страдают дети со сколиозом и те, у кого наблюдается плоскостопие). На процесс прогрессирования патологии влияет все, начиная от правильного питания, соблюдения трудового дня, заканчивая работой за компьютером или просмотром телевизора.

Важным критерием успешного лечения близорукости у детей школьного возраста считается факт ранней диагностики. Ребенок может сам рассказать о том, что стал хуже видеть. Однако в ряде случаев подростки умышленно могут скрывать нарушения в работе органов зрения, поскольку опасаются, что родители обяжут их носить очки для коррекции.

О миопии расскажут такие симптомы:

  • повышенная утомляемость глаз, даже при незначительных нагрузках;
  • регулярные проявления головной боли;
  • маленькие дети часто трут глаза руками, не могут продолжительное время сосредоточиться на конкретном задании, отвлекаются, щурятся;
  • при письме, чтении или работе с приближенными предметами в случае близорукости маленький ребенок старается максимально приблизиться к ним.

При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков требуется помощь окулиста. Врач проведет диагностику и назначит корректное лечение детской близорукости.

Своевременно обнаружить близорукость поможет ответственный подход к здоровью глаз и визит к офтальмологу (посещать клинику детям необходимо один раз в год). Как правило, в большинстве российских школ организуется ежегодное плановое обследование, в рамках которого врач дает определенные рекомендации пациентам. Родители и сами могут инициировать поход к врачу, если заметят соответствующие изменения в поведении их ребенка.
Перед тем как определять близорукость у детей, специалист проводит общий опрос на предмет имеющихся жалоб на зрение, хронических или текущих заболеваний, устанавливает конкретные сроки их появления. Чем больше первичной информации будет предоставлено, тем проще и точнее будет исследование.

Как проводится диагностика:

  • Визуальный осмотр, позволяющий верно определить положение и форму глазного яблока.
  • Диагностика с помощью офтальмоскопа, в ходе которой определяются ключевые параметры роговицы, передней камеры, глазного дна и стекловидного тела.
  • В рамках скиаскопии врач определит остроту зрения и степень близорукости ребенка, если таковая присутствует.

В качестве дополнительного метода исследования может быть проведено УЗИ, по результатам которого офтальмолог сможет оценить размеры передне-задних осей обоих глаз маленького пациента.

Впервые врачи исследуют глаза ребенка сразу после рождения, а затем в 3-х месячном возрасте. Офтальмолог смотрит, какова величина, форма, а также положение глазных яблок грудничка. Врач определяет, насколько ребенок фокусирует взгляд на ярких игрушках, что, в частности, позволяет выявить, начало ли у младенца формироваться цветовое зрение. В три месяца от рождения может быть проведена скиаскопия, т.е. взята теневая проба для определения показателей рефракции.

Следующий плановый осмотр должен быть проведен не позднее 6-месячного возраста. Именно в этот период дети подвержены развитию косоглазия, при первых признаках которого необходимо обратиться к лечащему врачу. Несинхронная работа глазных яблок может стать верным признаком развития близорукости у детей дошкольного возраста.
В годовалом возрасте родители малыша уже самостоятельно имеют возможность заподозрить неправильную работу зрительной системы их ребенка, который может щуриться, часто моргать, тереть глаза руками, стараться чрезмерно приблизить к себе окружающие предметы. Особенно важно показать грудничка окулисту в годовалом возрасте, если существуют риски наследственной заболеваемости глаз или у ребенка обнаружен сахарный диабет.
В 3-х годовалом возрасте детям, помимо перечисленных методов диагностики, могут назначать ультразвуковое исследование. Также впервые врачи имеют возможность проверить зрение малыша с помощью специальных таблиц.

Гораздо проще происходит диагностирование близорукости у детей школьного возраста, когда ребенок осмысленно идет на контакт с врачом. В этот период особенно важно следить за правильностью развития зрительных функций, поскольку глаза ребенка начинают претерпевать повышенные нагрузки.

При определении подходящих методов, которыми будет производиться лечение детской близорукости, важным аспектом является определение степени отклонения показателей рефракции. Перед тем как назначить лечение, врач постарается максимально точно установить, насколько близорукость прогрессирует, есть ли текущие осложнения.
В раннем возрасте полностью вылечить детскую близорукость не представляется возможным, поэтому основной упор медики делают на то, чтобы стабилизировать соответствующие показатели, не дать патологии прогрессировать. Коррекция близорукости у детей очковой оптикой или контактными линзами поможет предупредить развитие осложнений.

Чем раньше начать корректировать заболевание, тем выше шансы, что во взрослом возрасте у человека стабилизируется зрение. В лечении детской миопии применяется, как правило, комплексный подход, помогающий добиться хороших результатов.

контактными линзами, в зависимости от предпочтений.
Коррекция зрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста преимущественно осуществляется с помощью очков. Это связано с тем, что малыши еще не понимают важность соблюдения правил гигиены при ношении линз, как и необходимости ухода за такой оптикой.
Считается, что носить средства контактной коррекции можно с 14 лет. Но офтальмологи утверждают, что дети могут использовать линзы и в более раннем возрасте в том случае, если ребенок может делать это осознанно. Для первого знакомства с такими оптическими изделиями лучше выбрать одноразовые модели, которые не требуют ухода.

Для улучшения и поддержания зрения при близорукости офтальмолог может порекомендовать ребенку медикаментозное лечение с помощью, таких средств как:

  • капли: «Ирифрин», «Эмоксипин», «Уджала» и пр.;
  • группа препаратов (капель) с атропином (0,01%);
  • витаминные комплексы.

Если у ребенка диагностировали близорукость, должен использоваться комплексный подход к лечению. То есть применение препаратов назначается параллельно с ношением оптики и проведением аппаратных процедур.

В некоторых современных клиниках имеется целый комплекс современного оборудования, направленного на исправление детской миопии. В последнее время особую популярностью приобрел метод лечения с помощью инфракрасного излучения. Офтальмологи утверждают, что такой прием способствует снятию спазма аккомодации, улучшению питания тканей глаза и в целом положительно влияет на зрительную систему. Воздействие инфракрасным излучением на глаз осуществляется с близкого расстояния. Не менее востребованным является вакуумный массаж. Эта процедура позволяет увеличить кровообращение, улучшить гидродинамику глаза и, как следствие, работу цилиарной мышцы.

Лазерная терапия (не путать с лазерной коррекцией) позволяет улучшить функции аккомодации и пространственное зрение. При проведении такой процедуры на экран, расположенный на расстоянии 8-10 см от глаза, подается лазерное излучение. Затем ребенок наблюдает за появляющимися на экране картинками, а точнее изменениями их объемов и структуры, что оказывает лечебное воздействие.
Еще один популярный метод — электростимуляция дозированным током небольшой интенсивности. Такое воздействие способствует улучшению проводимости импульсов зрительного нерва. Эта процедура достаточно безболезненная для ребенка.
Наиболее современным аппаратным методом лечения детской близорукости является комплекс «Реамед». Это прибор, который оптимизирует работу нейронов зрительной коры за счет специальных датчиков. Устройство фиксирует энцефалограмму мозга и заставляет его сокращать периоды неконтрастного зрения (картинка появляется только во время «правильного» зрения и пропадает, как только оно становится нечетким).

Современные методы лечения близорукости предполагают, в том числе, ночную коррекцию. Уже с 6-летнего возраста маленьким пациентам могут назначаться специальные ортокератологические жесткие линзы, которые надевают перед сном на 6-8 часов. За этот период воздействия на глаз происходит частичное изменение формы роговицы из-за жесткой фиксации оптики. Как результат, изменяются показатели преломляющей силы и на протяжении всего светового дня ребенок гораздо лучше видит окружающий мир. При этом оптические изделия способствуют снятию спазма аккомодации. Эффект от ночных линз может продолжаться до 48 часов. Затем требуется повторное применение.

Оперативное лечение детской близорукости, как правило, не производится. Существуют различные методики рефракционной хирургии, способствующие исправлению глазных аномалий у взрослых, например склеропластика, лазерная коррекция и прочие, однако к детям они неприменимы. В подавляющем большинстве случаев это связано с отсутствием предсказуемого результата и риском возникновения различных осложнений. Несмотря на доказанную эффективность и безопасность хирургических методов лечения, при которых зрение восстанавливается, детям не назначают их до момента, пока они не достигнут совершеннолетнего возраста.

Чтобы получить максимальный эффект по мере того, как проводится лечение детской близорукости, следует поддерживать организм ребенка в хорошей форме и здоровом состоянии. В этом поможет соблюдение режима дня, сбалансированное питание, умеренная активность, прогулки на свежем воздухе, которые, по возможности, должны заменить времяпровождение за компьютером или телевизором.
Признаки близорукости у детей разного возраста могут появляться на фоне несоблюдения правил гигиены. Важно научить малыша правильно организовывать рабочее пространство, помочь в настройках освещения, а также уберечь ребенка от потенциальных рисков развития и прогрессирования близорукости (на зрение негативно влияет привычка читать во время движения транспорта, неправильная осанка, злоупотребление вредными продуктами, например, такими как чипсы и газировка).

источник