Меню Рубрики

Актуальность близорукости у детей и подростков

Работа посвещена профилактике нарушения зрения у детей начального школьного звена.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования администрации города Нижний Тагил

МАУ ДО «Городская станция юных натуралистов»

Профилактика нарушений зрения детей начального школьного звена

Исполнитель: Головнина Екатерина Алексеевна,

обучающаяся МБОУ ДОД ГорСЮН,

учащаяся 4 « а» класса МБОУ СОШ № 95

Руководители: педагоги ДО МАУ ДО ГорСЮН

Головнина Татьяна Владимировна

  1. Особенности зрения человека, заболевание глаз и их профилактика.. 5
  1. Строение глаз и его мышечного аппарата. ……………………… 5
  2. Заболевания глаз, чаще всего встречающиеся у детей школьного возраста. …………………………………………………………… 7
  1. Материалы и методы исследования……………………….. ………….10
  2. Результаты исследования. …………………………………………..… ..11
  3. Проектная часть…………………………………………………………17
  4. Выводы. …………………………………………………………………. .20

«Школьная пора – серьезное испытание для детских глаз»

Детский офтальмолог доктор

медицинских наук Игорь Азнаурян.

По данным НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, в школе портит зрение каждый третий ребенок. В начальных классах близорукостью страдают около 8 – 10 % детей, к окончанию школы показатель достигает 25 – 30 %. Возникает близорукость (миопия) из-за сильного перенапряжения глаз, когда ребенок долгое время сосредоточен на близких предметах: книги, тетради, альбомы для рисования, а также изображение на экране компьютера [1].

На современном уровне развития и компьютеризации учебного процесса в общеобразовательной школе все актуальнее становиться проблема профилактики близорукости у детей школьного возраста, а именно начальной школы.

Сегодня, практически в каждом доме есть компьютер, дети часами сидят у монитора и играют в различные игры, выполняют различные задания, а также общаются в социальных сетях, что отрицательно сказывается на их зрении. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, координации движения, а теперь еще и близорукостью [8].

Учителя начальных классов школы, обратили внимание на то, что за время обучения у многих учеников резко падает зрение, следовательно, наша работа является актуальной в сложившейся ситуации. Некоторым школьникам, врач ставит диагноз близорукость (миопия). Мы решили выяснить, почему это происходит, и оказать учителям, родителям и самим обучающимся, методическую и практическую помощь.

Цель работы – выявить причины возникновения нарушений зрения у детей и предложить основные меры профилактики для улучшения зрения учащихся начальной школы.

  • Изучить особенности зрения у детей начального школьного возраста;
  • Выделить причины ухудшения зрения у детей – школьников начального звена.
  • Выявить осведомленность детей о состоянии своего зрения.

Объект исследования – учащиеся начальной школы.

Предмет исследования – особенности зрения детей начальной школы и профилактика нарушений зрения.

Гипотеза . Можно предположить, что количество заболеваний глаз у детей начальной школы сократиться и уровень зрения детей повысится, если:

— дети и их родители будут информированы о правилах и основных законах гигиены глаз и профилактики нарушений заболеваний;

— предложенная нами гимнастика У.К. Бейтса будет активно использована как во время учебной деятельности, так и дома.

  1. Особенности зрения человека, заболевание глаз и их профилактика.
  1. Строение глаз и его мышечного аппарата

Зрение человека (зрительное восприятие) процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой , и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.

Важнейшим органом зрения является – глаз . Именно зрение позволяет ученикам писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности. Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимание, могут развиться различные отклонения от нормального зрения [5].

Человек получает более 85 % информации об окружающем мире благодаря зрению. Чтобы в нашем сознании сформировался четкий зрительный образ предмета, световые лучи от него должны пройти через сложную оптическую систему глаза [4]. В центре переднего отдела глаза находиться чуть выпуклый прозрачный слой – роговица. Она соединена с белковой оболочкой и покрывает почти всю внешнюю поверхность глаза.

Роговица – первая линза, через которую проходит световой луч. У нее постоянный фокус, и она никогда не меняет позиции или формы.

Средняя оболочка глазного яблока носит название сосудистой, она насыщенна кровеносными сосудами, и ее главная функция – питательная.

Под сосудистой оболочкой находиться радужная оболочка. Именно радужная оболочка придает глазу окраску. Цвет глаз зависит от количества и распределение пигментов в радужке и строения ее поверхности. Кроме пигментов в радужке много кровеносных сосудов и две системы мышц, одна из которых суживает, а другая расширяет зрачок при различном освещении. За радужной оболочкой располагается хрусталик. За хрусталиком, заполняя 4/5 глазного яблока, находиться прозрачная масса – стекловидное тело. Свет, пройдя через стекловидное тело, попадает на сетчатку глаза – внутреннюю оболочку глаза. Это самая главная оболочка глаза, так как именно она воспринимает свет.

Природа создала глаз шарообразным. Поэтому он без труда может вращаться вокруг трех осей: вертикальной (слева – на право), горизонтальной (вверх – вниз) и оси, совпадающей с оптической осью глаза. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси. Сами глазодвигательные мышцы управляются сигналами, поступившими из мозга. Эти три пары мышц служат исполнительными органами, обеспечивающими автоматическое слежение, благодаря чему глаз легко может сопровождать взором летящую птицу, самолет и т.д. [7, 9]. Глазодвигательные мышцы, пожалуй, самые быстродействующие в организме человека. Осматривая, например, картину глаза перемещаются скачкообразно, совершая до 40 скачков в минуту, причем длительность одного скачка составляет всего лишь несколько сотых секунды. Помимо таких скачков глаза непрерывно совершают небольшие, но очень быстрые колебания (до 120 в сек). Они крайне важны для работы самого глаза, особенно при рассмотрении мелких предметов. Как только пристальное рассмотрение заканчивается, исчезают и сами колебания. Согласно мнению ряда ученых, глазодвигательные мышцы имеют еще одну двигательную – они могут помогать хрусталику глаза фокусировать изображение на сетчатке, когда предметы находятся на разном от глаза расстоянии. Мышцы слегка «растягивают» или «сжимают» глазное яблоко, перемещая тем самым сетчатку глаза, удаляя или приближая ее к хрусталику.

В сетчатки глаза находятся особые рецепторы (воспринимающий аппарат) и специальная оптическая система, которая фокусирует световые лучи и обеспечивает четкое изображение видимых предметов на сетчатке в уменьшенном и перевернутом виде. Световые лучи, прежде чем попасть на сетчатку, проходят через несколько преломляющих поверхностей: переднею и заднею поверхности роговицы, хрусталик и стекловидное тело.

Ясное, чёткое видение разно удаленных предметов обеспечивается благодаря изменению кривизны хрусталика, а значит, и его оптической силы с помощью сокращения или расслабления особой мышцы, находящейся вокруг хрусталика. Эта мышца и меняет выпуклость самого хрусталика [7].

  1. Заболевания глаз, чаще всего встречающиеся у детей школьного возраста

Самыми распространенными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

Основными причинами этих заболеваний является не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависит от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов [2].

Характерные симптомы данных болезней:

Близорукость -снижение зрения вдаль (т.е. плохо видны объекты, которые находятся далеко от нас).

Дальнозоркость -снижение зрения вблизи ( т.е. плохо видны объекты, которые находятся вблизи от нас).

Астигматизм — искажённое, нечёткое, «прыгающее» зрение и вдаль и вблизи.

Для всех этих болезней характерны усталость и боли в глазах при нагрузке.

Если ребенок будет с усилием рассматривать предметы, мышцы глаза напрягаются и зрение ухудшается.

Близорукость у детей младшего и среднего возраста значительно возросла в последние годы, в связи с бурным внедрением в нашу жизнь современных обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое зачастую приводит к развитию близорукости у детей [4,5].

Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (т.е. зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой ребёнка, когда он долго непрерывно смотрит телевизор? [6]

Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку (глазное дно). Так как дети младшего возраста в большинстве случаев имеют дальнозоркость (гиперметропию), то для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном конечном расстоянии, ребенку необходимо напрягать определенные структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно и от сознания ребенка не зависит. При длительном напряжении и рассматривании мелких и движущихся изображений, что чаще всего и бывает при просмотре телевизора, не исключен срыв компенсаторных систем и включение механизмов миопизации (т.е. удлинения) глаза. В последующем это может привести к развитию детской близорукости [8].

Близорукость ребенка это не только оптический дефект, который легко исправить очками. При удлинении глазного яблока растягиваются и внутриглазные структуры, особенно страдает сетчатка, что впоследствии может привести к безвозвратному снижению зрения.

Близорукость (миопия) у детей — одно из самых распространенных заболеваний у школьников (рис. 1 приложение № 1). К возрасту 10-12 лет практически каждый третий ребенок страдает детской близорукостью. В связи с удлинением глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и ребенок жалуется на снижение зрения вдаль. Чтобы увидеть удаленные предметы, дети часто прищуриваются, так как сжатые веки в этом случае играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становится четче. Лечение близорукости у детей должно быть комплексным, направленным на замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур [9, 3].

При дальнозоркости у детей глазное яблоко короче нормы, поэтому после преломления лучей фокус находится за сетчаткой (рис. 2. Приложение №1). На глазном дне при этом формируется нечеткое размытое изображение. Практически все новорожденные имеют детскую дальнозоркость около 3 диоптрий. Однако по мере роста ребенка увеличивается в размере и глазное яблоко, и оптический фокус перемещается на сетчатку. В некоторых случаях, в силу различных причин, детская дальнозоркость может быть выше 3 диоптрий. Чтобы четко видеть предметы, детям приходится напрягать свои глаза [10,3].

Астигматизм у детей — это такой оптический дефект, при котором в глазу одновременно существуют два оптических фокуса и часто ни один из них не расположен там, где ему положено быть. Связано это, прежде всего, с тем, что по одной оси роговица преломляет лучи сильнее, чем по другой. В зависимости от места расположения фокусов различают простой, сложный и смешанный детский астигматизм (рис. 3 приложение № 2) [3,10].

Последние два случая дефектов встречаются реже, чем близорукость.

Таким образом, зрение ребенка нужно беречь с самого раннего возраста. Существует достаточно много средств профилактики нарушений зрения.

  1. Материалы и методы исследования.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 95, в период с сентября 2012 по декабрь 2012. Повторное исследование — в сентябре 2013 года.

Перед проведением исследования нами была проведена беседа со специалистом – врачом — офтальмологом центра «Микрохирургия глаза» заведующей нижнетагильского отделения – Субботиной Надеждой Михайловной. В ходе этой беседы мы выяснили, что за последние несколько лет увеличился процент детей страдающих ослаблением зрения в начальной школе, а именно, в середине и в конце учебного года. Мы решили проверить данный факт, провели глубинное интервью с учителем начальной школы Бирюковой В.В. (приложение № 3) и школьным врачом Кокоулиной О.В. (приложение № 2), а также составили анкету для учащихся класса (приложение № 4).

Анкетирование проводилось в 3 «а» классе МБОУ СОШ № 95, в исследовании принимало участие 27 человек.

Анкетирование проводилось дважды: в сентябре – начало учебного года, когда нагрузка на зрение детей не значительна, и в декабре – когда нагрузка по предметам увеличена и начинается подготовительный этап к полугодовым контрольным работам, а также некоторые дети посещают репетиторов и дополнительные занятия, участвуют в олимпиадах различного уровня.

Сравнив результаты анкетирования (анкеты в приложении), проводимого в сентябре и результаты анкет, проводимых в декабре, и сентябре 2013 года, мы получили следующие результаты:

Причины ухудшения зрения у учащихся начального звена

источник

Рассмотрение аномалии рефракции, когда параллельные световые лучи фокусируются перед сетчаткой глаза. Определение степени близорукости. Исследование причин, изучение симптомов. Методика коррекции зрения. Рекомендации по медицинской профилактике миопии.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Губернский колледж города Похвистнево

«Роль медицинской сестры педиатрического участка в профилактике близорукости у детей»

Студенка 3 курса, группы 532

специальности 060501 Сестринское дело

Атрашкова Виктория Петровна

Преподаватель Борисова С.А.

2. Медицинская профилактика

Проблема: профилактика близорукости у детей.

Актуальность проблемы: заключается в том, что близорукость легко профилактируется.

Объект исследования: состояние здоровья у детей.

Предмет: работа медицинской сестры педиатрического участка в профилактике близорукости у детей.

Цель: составить рекомендации по профилактике близорукости у детей для медицинской сестры и родителей.

1. Изучить материал по близорукости у детей.

2. Изучить медицинскую профилактику.

Гипотеза: Работа по профилактике близорукости у детей, приведет к улучшению здоровья и качества жизни

Близорукостью страдает, по статистике, каждый третий человек на планете. Потому всем известно, что близорукий человек не может сфокусировать взгляд на отдаленных объектах — они представляются ему «размытыми». Происходит это из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. Обычно при близорукости размер глазного яблока увеличен (осевая близорукость), хотя она может возникнуть и как результат чрезмерной силы преломляющего аппарата (рефракционная миопия). Чем больше несоответствие, тем сильнее близорукость.


У людей с близорукостью либо увеличена длина глаза — осевая близорукость, либо роговица имеет большую преломляющую силу, из-за чего возникает небольшое фокусное расстояние — рефракционная близорукость. Как правило, бывает сочетание этих двух моментов.


Наличие близорукости можно выявить по симптомам: повышенная зрительная утомляемость, сопровождающаяся головными болями.

· слабую близорукость (до 3,0 D (диоптрий) включительно);

· среднюю близорукость (от 3,25 до 6,0 D);

· высокую близорукость (более 6 D).

Высокая миопия может достигать весьма значительных величин: 15, 20, 30 D.

Близорукие люди нуждаются в очках для дали, а многие и для близи: когда миопия превышает 6-8 и более диоптрий. Но очки, увы, не всегда корректируют зрение до высокого уровня, что связано с дистрофическими и др. изменениями в оболочках близорукого глаза.

Близорукость может быть врожденной, а может появиться со временем, иногда начинает усиливаться — прогрессировать. При близорукости человек хорошо различает даже мелкие детали вблизи, но чем дальше расположен предмет, тем хуже он его видит. Задача любой коррекции близорукости — ослабить силу преломляющего аппарата глаза так, чтобы изображение пришлось на определенную область сетчатки (то есть вернулось «в норму»).

Обычно близорукость сопровождается увеличением глазного яблока, что приводит к растяжению сетчатки. Чем сильнее степень близорукости, тем выше вероятность возникновения проблем связанных с сетчаткой глаза.

· врожденная аномалия глазного яблока, хрусталика или роговицы;

· врожденная глаукома (повышенное внутриглазное давление);

· повышенные зрительные нагрузки; нарушения гигиены зрения;

· инфекционные заболевания (в том числе частые ОРВИ, грипп, пневмония);

· нерациональное питание ребенка;

· некоторые общие заболевания (сахарный диабет, болезнь Дауна и др.).

Наследственный фактор имеет большое значение для развития близорукости, но наследуется не сама болезнь, а предрасположенность к ней. Причем она значительно повышается, если миопия имеется у обоих родителей. Врожденная близорукость может и не прогрессировать, если нет наследственной предрасположенности (слабости или высокой растяжимости склеры). Но, как правило, они сочетаются и приводят к выраженной потере зрения и постоянному прогрессированию. Эти необратимые изменения в глазу могут стать даже причиной инвалидности. Миопия развивается также в случае сочетания глаукомы и слабости склеры. В редких случаях у младенцев имеется временная, преходящая близорукость. 90% доношенных детей имеют «дальнозоркость с запасом» в 3-3,5 диоптрии. У недоношенных деток близорукость развивается в 30-50% случаев. Но все же чаще у детей развивается приобретенная близорукость, прогрессирующая в годы учебы в школе. Этому способствуют: значительная нагрузка на глаза; нарушения осанки; неправильная организация рабочего места для ребенка; нерациональное питание (недостаток витаминов, магния, цинка и кальция); чрезмерное увлечение компьютером и телепередачами. Некоторые родители ошибочно считают, что прописанные ребенку очки способствуют прогрессированию близорукости. Это не так. Миопия будет нарастать только при неправильно подобранных очках. Ошибочно также считать, что близорукость развивается вследствие прочтения большого количества книг. Миопия может быть связана с чтением только в случае неправильного положения тела при чтении или недостаточном освещении.

Первым признаком миопии у ребенка является снижение остроты зрения вдаль, что заставляет дитя щуриться. Иногда такое ухудшение зрения бывает временным, преходящим, обратимым. Симптомом миопии является также быстро наступающая утомляемость глаз при чтении, при рассматривании каких-либо предметов вблизи. Дети могут стараться приблизить глаза к тексту во время чтения или письма. Выявленную на этом этапе близорукость можно приостановить, поэтому так важно показывать ребенка окулисту регулярно, независимо от наличия жалоб у него. Расходящееся косоглазие у 6-месячного малыша (или старше) тоже может быть проявлением близорукости. В этом случае также необходима консультация окулиста. После года свидетельством близорукости может быть частое моргание малыша и его стремление приблизить любой предмет для рассмотрения ближе к глазам. В школьном возрасте дети могут не видеть текста, написанного на доске, а с первой парты им лучше видно. Зрение вблизи остается нормальным. Ребята отмечают также быструю усталость глаз.

Читайте также:  Алена дмитриева курс близорукость

Такое состояние может вызвать не только близорукость, а и спазм аккомодации (то есть при спазме внутриглазных мышц, регулирующих преломляющую силу глаза). Спазм может быть проявлением вегето-сосудистой дистонии у ребенка, повышенной нервной возбудимости или появляться при нарушении правил во время чтения (недостаточное освещение, неправильная поза и др.). Появление «плавающих мушек» перед глазами может свидетельствовать об осложнении миопии — деструктивных изменениях в стекловидном теле.

Различают такие виды близорукости:

· физиологическая: появляется в период роста глаза;

· патологическая: является собственно миопической болезнью; отличается от физиологической миопии прогрессирующим течением;

· ретикулярная: связана с большой силой преломления хрусталика при его поражении вследствие сахарного диабета, врожденной катаракты или воздействия некоторых лекарственных средств.

профилактика миопия близорукость коррекция

Коррекция близорукости может осуществляться с помощью очков или контактных линз.

Использование очков на сегодняшний день все еще наиболее распространенный вид коррекции. Очки, по ценовому диапазону, являются самым демократичным видом коррекции. Самое же главное достоинство очков — они очень просты в использовании. Их действительно легко одеть и снять, они не требуют дополнительно особого ухода. Бывает и такое, что очкам нет альтернативы — часто именно очки могут быть показаны детям. Это бывает в тех случаях, когда по возрастному цензу операция не показана (не исполнилось 18 лет), а на ношение контактных линз есть свои ограничения. Если же не применять средства коррекции, близорукость может сильно прогрессировать. Прогрессировать болезнь может и в том случае, если очки подобраны неверно. Поэтому выписывать очки должен только специалист.

Но очки, не смотря на очевидные свои преимущества, имеет ряд недостатков. Очки существенно ограничивают боковое зрение, нарушают стереоскопический эффект и пространственное восприятие. Эти факторы особенно важны для водителей транспортных средств.

Очки — это инородный предмет на лице, что неизбежно доставляет множество проблем своему владельцу (они могут сползать, падать, запотевать, ограничивать в движении); кроме этого очки — потенциально травмоопасный предмет.

Контактные линзы имеют ряд определенных преимуществ перед очками.

При правильном подборе и использование обеспечивают гораздо лучшее, чем очки, качество коррекции зрения. Хорошие линзы позволяют полностью восстановить остроту зрения без искажений и аберраций, чего не могут обеспечить самые лучшие очковые линзы.

В ряде случаев линзы позволяют достичь значительно более высоких показателей остроты и качества зрения, чем очки.

1. линза находится в непосредственном контакте с роговицей глаза, что не исключает вероятность появления раздражения, вызванного аллергическим или инфекционным воспалением

2. неправильное или неаккуратное обращение с линзами может привести к травме глаза

3. требуют особых навыков для ухода

4. существует достаточно большой список осложнений, вызванных неправильным уходом за линзой, повреждением линзы, неправильно подобранными линзами, в случае попадания инородных тел под линзу

Подбор средств контактной коррекции должен осуществляться только специалистом.

Сейчас применяется лазерная коррекция зрения, на сегодняшний день этот способ является самым перспективным из всех имеющихся. Лучом лазера воздействуют на роговицу глаза. Сам луч очень тонок, и его воздействие высокоточное, позволяющее истончать ткани роговицы. Удаление с помощью лазера части покрова роговицы в ее в центральной зоне позволяет исправлять близорукость.

1. после операции пациенту не требуется прохождение дополнительных адаптационных процедур

2. пациенту после операции не требуется проходить курс оздоровительных препаратов

3.пациенту после операции больше не нужны очки или линзы.

Как и в случае любой другой операции, проведение лазерной коррекции зрения имеет ряд ограничений.

1. возраст: пациент должен быть не младше 18 лет. Если пациент старше 45 лет, ему тоже может быть отказано в проведении операции

2. в случае прогрессирующей близорукости, операция показана не будет: коррекция имеет смысл только в случае стабильного зрения. В данном случае, перед коррекцией будет показана операция по укреплению заднего сегмента глаза — склеропластика

3. есть ряд ограничений по степени близорукости; обязательно нужна подробная консультация с врачом.

Операция проходит безболезненно под местной анестезией, неприятные

ощущения после — минимальны. Занимает 15 минут, а провести ее можно обычно уже на следующий день после полной компьютерной диагностики зрения.

Результаты лазерной коррекции не меняются с годами при отсутствии других заболеваний глаз.

2. МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Медицинская профилактика — вид деятельности службы здравоохранения, в основном первичного звена, направленный на раннее выявление и снижение риска развития заболеваний, а также на снижение отрицательного воздействия, на здоровье факторов внутренней и внешней среды.

Медицинская профилактика — часть широкого комплекса межведомственных мер, направленных на укрепление здоровья населения и профилактику заболеваний. В медицинской профилактике применяют много дисциплинарный подход к оценке и управлению риском развития заболеваний в рамках деятельности службы здравоохранения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях.

Профилактика заболевания — одна из основных задач службы здравоохранения. Вместе с тем до настоящего времени многие направления профилактики деятельности в практическом здравоохранении не внедрены и остаются лишь декларированными по многим причинам, большинство из которых носит организационный характер. Во многих случаях финансирования медицинские профилактические услуги нередко не оплачивают в системе обязательного медицинского страхования, что также тормози их внедрение в реальную практику.

Профилактику близорукости надо проводить с самых первых дней жизни. При значительной зрительной нагрузке на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, провоцируя рост глаза в длину. Чем длиннее глаз, тем степень миопии выше.

Приводим вам ряд конкретных действий, которые необходимы для профилактики миопии у детей с раннего возраста:

· Первые детские книги должны быть с крупными и четкими картинками, что позволяет избежать зрительного напряжения.

· Комната ребенка должна быть светлой и хорошо освещенной. Нельзя допускать, чтоб ребенок играл с мелкими предметами, рассматривал картинки или рисовал при слабом освещении.

· Приучайте ребенка писать, рисовать сидя за столом. При этом обязательно следите за осанкой ребенка. Расстояние от глаз до стола должно быть не меньше, чем расстояние от локтя ребенка до его кисти. Освещение стола должно быть достаточным. Не экономьте на настольных лампах и настенных светильниках.

· Телевизор не рекомендуется смотреть детям младше 3-х лет. Более страшим деткам разрешается смотреть телевизор не более 30 мин подряд. И расстояние до телеэкрана должно быть не меньше 3-х его диагоналей. Все эти правила касаются и компьютеров.

· Первые книги для самостоятельного чтения должны быть с крупным шрифтом. Не приучайте ребенка читать лежа и сами не подавайте дурной пример. Если очень хочется почитать перед сном, сядьте в кровати, подложив что-нибудь под спину. Важно, чтоб расстояние до книги было 33-35 см.

· На первом году жизни окулист должен осмотреть ребенка в первые три месяца жизни, затем в 6 и 12 месяцев. В годик ребенка обследуют с обязательным расширением зрачков и определением истинной рефракции. Детям из группы риска (миопия у близких родственников, ретинопатия недоношенных и т.д.) возможно потребуются более частые визиты к специалисту.

· Важно и правильное питание для профилактики близорукости — для глаз полезны витамины А, С, каротин и кальций, содержащийся в молочных продуктах.

1. Изучив, материал о близорукости у детей мы выявили, что близорукость влияет на ухудшение качества жизни детей.

2. Есть медицинская профилактика, но она не работает

3. Профилактика идёт, а близорукость преобладает.

Миопия — аномалия рефракции зрения, при котором изображение формируется перед сетчаткой глаза. Причины, виды и степень близорукости. Консервативное лечение, коррекция, хирургические и эксимерлазерные вмешательства. Профилактика близорукости зрения.

презентация [1,4 M], добавлен 19.05.2016

Распространенные причины заболеваний глаз у детей. Возможные нарушения зрения у детей и методы их диагностики. Профилактика заболеваний и упражнения для глаз. Скиаскопия (теневая проба). Близорукость, аномалии рефракции глаза. Полезные для глаз запреты.

курсовая работа [418,4 K], добавлен 23.03.2015

Основные функции и строение глаза, особенности его мышечной анатомии. Виды, симптомы и методы коррекции близорукости. Обследование больного при наличии миопии, схема ее развития. Профилактика близорукости с помощью специальных упражнений и медикаментов.

реферат [346,5 K], добавлен 26.02.2012

Общее понятие о близорукости (миопии). Характеристика главных причин возникновения заболевания. Основные способы лечения миопии. Степени близорукости, операция «фоторефракционная кератэктомия» и «лазик». Профилактика миопии, главные противопоказания.

реферат [13,1 K], добавлен 14.12.2012

Определение понятия, раскрытие вопросов этиологии и патогенеза внематочной беременности. Рассмотрение современной классификации эктопической беременности, способов диагностики. Исследование роли медицинской сестры в профилактике данного заболевания.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 04.02.2016

Изучение бронхиальной астмы как наиболее распространенного хронического заболевания у детей и взрослых. Рассмотрение основ деятельности медицинской сестры профилактике бронхиальной астмы у детей. Углубленный анализ роли медицинской сестры в Астма–школе.

презентация [19,8 M], добавлен 16.06.2015

Особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях. Оздоровление детей с использованием комплекса медико-профилактического оборудования. Исследование и анализ роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний.

курсовая работа [85,1 K], добавлен 16.09.2011

Причины близорукости — дефекта зрения, при котором изображение падает перед сетчатой глаза. Способы коррекции миопии — очки, контактные линзы и лазерная коррекция. Описание технологии фоторефракционной кератоэктомии с использованием эксимерных лазеров.

презентация [459,5 K], добавлен 20.09.2011

Строение глаза, методики сохранения зрения. Влияние работы на компьютере на глаза. Специальные процедуры для улучшения зрения. Комплекс упражнений из йоги. Показания к применению ЛФК при миопии. Физкультура при слабой и высокой степени близорукости.

реферат [69,9 K], добавлен 08.03.2011

Причины возникновения, методы профилактики и лечения миопии. Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников. Разработка комплекса упражнений для глаз для детей старшего школьного возраста, исследование его эффективности в профилактике миопии.

дипломная работа [260,5 K], добавлен 10.09.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Профилактика близорукости у детей и подростков.

Анатомо-физиологические особенности органов зрения у детей и подростков.

Рисунок 1. Строение глаза. 1 — склера; 2 — роговица; 3 — сосудистая оболочка; 4 — радужка; 5 — зрачок; 6 — ресничное тело; 7 — хрусталик; 8 — стекловидное тело; 9 — сетчатая оболочка; 10 — колбочки; 11 — палочки; 12 — нервные клетки.

Чтобы лучше представить себе, как устроен глаз, давайте обратимся к рис. 1.

Глазное яблоко помещается в глазнице и имеет не совсем правильную шаровидную форму. Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками. Снаружи оно покрыто белочной оболочкой, или склерой (1). Она самая толстая, прочная и обеспечивает глазному яблоку определенную форму. Эта оболочка непрозрачна и лишь в переднем отделе в склеру как бы врезано крошечное окошечко диаметром около 12 мм—роговица (2) .Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза—сосудистая (3). Она обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащим красящее вещество. Часть сосудистой оболочки, находящейся за роговицей, образует радужную оболочку, или радужку (4). Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много — глаза темно или светло-карие, а когда мало — серые, зеленоватые или голубые.

У некоторых людей (альбиносы) в радужной оболочке пигмент не содержится. Глаза таких людей имеют красный цвет (просвечивают только кровеносные сосуды). В центре радужки есть небольшое отверстие — зрачок (5), который, суживаясь или расширяясь, пропускает то больше, то меньше света. Многие, наверное, не раз замечали, как при слабом освещении зрачки становятся широкими, а при ярком — узкими. Посмотрите друг на друга при разном освещении и вы убедитесь, что величина зрачка меняется в зависимости от освещения. Радужка отделяется от собственно сосудистой оболочки ресничным телом (6). В толще его находится ресничная мышца, на тонких упругих нитях которой подвешен хрусталик (7) — крошечная двояковыпуклая линза диаметром 10 мм. При сокращении или расслаблении ресничной мышцы хрусталик меняет свою форму — кривизну поверхностей. Это свойство хрусталика позволяет четко видеть предметы как на близком, так и на далеком расстоянии. При чтении или любой другой работе на близком расстоянии хрусталик становится более выпуклым, а при взгляде вдаль уплощается. Свойство глаз приспосабливаться к рассматриванию предметов, находящихся на разном расстоянии от него, называется аккомодацией. Она осуществляется за счет цилиарной (ресничной) мышцы.

Хрусталик не имеет ни сосудов, ни нервов, его питание обеспечивается специальной жидкостью, которую продуцирует ресничное тело.

У детей и молодых людей до 25—35 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. С возрастом хрусталик плотнеет.

Вся внутренняя полость глаза заполнена прозрачной желеобразной массой — стекловидным телом (8). При помутнении стекловидного тела зрение резко ухудшается.

Роговица, хрусталик и стекловидное тело — оптическая, или преломляющая, система глаза. Луч света проходит через прозрачные среды, которые изменяют (преломляют) его направление. Преломляющая сила глаза зависит от состояния оптической системы у данного человека. Но для получения четкого изображения важна не только преломляющая сила оптической системы глаза сама по себе, но и ее способность фокусировать лучи на третьей, самой внутренней оболочке глаза — сетчатке (9).

Сетчатка имеет очень сложное строение. В ней различают 10 слоев клеток. Особенно важное значение имеют клетки, получившие название колбочек (10) и палочек (II). В сетчатой оболочке палочки и колбочки расположены неравномерно. Палочки (числом около 130 млн.) отвечают за восприятие света, а колбочки (их около 7 млн.) — за цветовое восприятие.

Самым важным местом сетчатки является так называемая центральная ямка, расположенная в центре желтого пятна. Это — область наилучшего восприятия зрительных ощущений. В пределах центральной ямки плотность колбочек достигает от 113 тыс. до 147 тыс. на 1 мм, а палочки полностью отсутствуют. По мере удаления от центральной ямки плотность колбочек уменьшается, а палочек — возрастает, и на расстоянии 5—6 мм от центральной ямки количество палочек достигает наибольшей плотности (до 170 тыс. на 1 мм).

Колбочки являются клетками, обеспечивающими дневное и цветное зрение. Они возбуждаются при солнечном и ярком электрическом свете. Палочки же обеспечивают сумеречное и ночное зрение. Под влиянием света в колбочках и палочках происходят определенные физические и химические процессы.

В палочках находится особое вещество, получившее название зрительного пурпура (родопсин), в колбочках — фотореагент (иодопсин), природа которого не установлена. В результате воздействия света зрительный пурпур подвергается изменениям: на свету он распадается, а в темноте восстанавливается при участии витамина А и других веществ. (Пожалуйста, обратите внимание на витамин А. В дальнейшем мы еще вернемся к тому, какое значение он имеет для поддержания хорошего зрения.)

Нарушение нормальной деятельности палочек вызывает заболевание, известное под названием “куриная слепота”. Это заболевание заключается в том, что человек прекрасно видит днем и при ярком электрическом свете; вечером, как только наступают сумерки, он почти перестает видеть, а с наступлением темноты полностью теряет зрение. Цвет предметов воспринимают только колбочки, поэтому ночью, когда мы видим только при помощи палочкового аппарата, все предметы кажутся одинаково серыми. Недаром существует пословица: “Ночью все кошки серы”. Лучше всего цвета воспринимаются теми участками сетчатки, где больше всего колбочек (желтое пятно и центральная ямка). У некоторых людей, обычно мужчин, частично или полностью утеряна способность восприятия цвета. Нарушение цветового зрения является серьезным препятствием к овладению такими профессиями, как машинист, летчик, шофер и т. д., при которых цветоощущение имеет первостепенное значение.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна (12), образующие затем зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг.

Зрительный нерв состоит примерно из 1 млн. волокон. В центральной части зрительного нерва проходят сосуды. В месте выхода зрительного нерва палочки и колбочки отсутствуют, вследствие чего свет этим участком сетчатки не воспринимается. Это место называют слепым пятном в отличие от желтого пятна.

Как видим, глаз человека устроен очень сложно, каждая его часть имеет определенное предназначение. Следовательно, орган зрения нуждается в защите от повреждений, более того, в определенных условиях для нормального развития и работы.

Защитными приспособлениями глаза являются веки и слезная жидкость. Веки закрываются рефлекторно. При этом они изолируют сетчатку от действия света, а роговицу и склеру — от каких-либо вредных воздействий. При моргании происходит равномерное распределение слезной жидкости по всей поверхности глаза, благодаря чему глаз предохраняется от высыхания.

Слезная жидкость вырабатывается специальными слезными железами. Она содержит 97,8% воды, 1,4% органических веществ и 0,8% солей. Слезы увлажняют роговицу и способствуют сохранению ее прозрачности. Кроме того, они смывают с поверхности глаза, а иногда и век попавшие туда инородные тела соринки, пыль и т.д.

В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробы. Благодаря этому слезная жидкость играет особо важную защитную роль. Слезная жидкость через слезные канальцы, отверстия которых расположены во внутренних углах глаз, попадает в так называемый слезный мешок, а уже отсюда — в носовую полость.

Когда слезная железа производит избыточное количество жидкости (а это бывает, когда человек плачет), то она не успевает уходить в слезные канальцы и стекает через край нижнего века.

Глаз — самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы. Кроме того, глаз совершает заметные движения (макродвижения) — повороты, перевод взора с одного предмета на другой, слежение за движущимся предметом (например, на экране телевизора, дисплея и т. д.), сведение глаз к носу, когда предмет приближается к лицу.

Различные движения глаза, повороты в стороны, вверх, вниз обеспечивают глазодвигательные мышцы, расположенные в глазнице. Всего их 6, 4 прямые мышцы крепятся к передней части склеры (сверху, снизу, справа, слева) и каждая из них поворачивает глаз в свою сторону. А две косые мышцы, верхняя и нижняя, прикрепляются к задней части склеры. Содружественное действие глазодвигательных мышц обеспечивает одновременный поворот глаз в ту или иную сторону. При повреждении мышц глаза у человека ограничивается поле зрения, поскольку утрачивается способность поворачивать глаза в ту или иную сторону.

Итак, глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза (прохождение луча света через прозрачные среды и изменение его направления) зависит от состояния оптической системы глаза у данного человека.

Попадающие в глаз световые лучи претерпевают преломление и, собираясь в фокусе этой системы, дают изображение предметов, от которых они идут (рис. 2).

Если проходящие через прозрачные среды лучи света преломляются слишком сильно, они фокусируются впереди сетчатки: в таком случае у человека определяется близорукость.

Переднезадняя ось близорукого глаза по сравнению с осью нормального, как правило, удлинена, поэтому фокус располагается впереди сетчатки, а на самой сетчатке изображение получается нечеткое, образуются фигуры светорассеяния. Диаметр таких фигур прямо пропорционален диаметру зрачка. Иногда можно видеть, как близорукие люди прищуриваются — этим они уменьшают диаметр зрачка, и изображение предмета становится несколько ярче и четче. Для коррекции близорукости достаточно ослабить преломление лучей рассеивающей линзой, которая совместит фокус с сетчаткой. Близорукий глаз может ясно видеть предметы, находящиеся только на близком расстоянии от него.

Рисунок 2. Ход лучей в нормальном (Н), близоруком (Б) и дальнозорком (Д) глазу.

Глаз новорожденного имеет значительно более короткую, чем глаз взрослого, переднезаднюю ось (примерно 17—18 мм вместо 24 мм). В первые 3 года происходит интенсивный рост глаза. К 3 годам длина переднезадней оси глаза достигает 23 мм, т. е. составляет примерно 95% от размера оси взрослого. Рост глазного яблока продолжается до 14—15 лет. К этому времени длина оси глаза становится в среднем 24 мм. Соответственно с этим меняется и преломляющая сила глаза.

Близорукость бывает врожденной, может появляться у дошкольников, но чаще всего возникает в школьном возрасте, причем с каждым годом обучения в школе число учащихся с миопией увеличивается, а степень ее нередко возрастает. Ко времени совершеннолетия примерно пятая часть школьников из-за миопии ограничена в той или иной мере в выборе профессии. Прогрессирование близорукости может вести к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения.

В основе врожденной миопии лежат различные пороки развития глазного яблока в целом, ведущие к нарушению формообразования его анатомических и оптических элементов и к дискорреляции между ними. Если это сочетается со слабостью склеры и ее повышенной растяжимостью, то врожденная миопия способна прогрессировать. Интимные стороны происхождения такой миопии еще мало изучены.

В механизме развития миопии, возникающей в период детства, можно выделить три основных звена:

зрительная работа на близком расстоянии—ослабленная аккомодация;

ослабленная склера—внутриглазное давление.

Первые два звена сложно взаимодействуют уже на начальном этапе развития близорукости, причем степень участия каждого из них может быть различной. Третье звено обычно пребывает в потенциальном состоянии и проявляет себя в стадии развитой миопии.

По преимущественному механизму происхождения миопию можно условно разделить на три группы — аккомодативную, наследственную и склеральную.

При ослабленной аккомодационной способности усиленная зрительная работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной нагрузкой. В этих случаях организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается главным образом посредством удлинения переднезадней оси глаза в период его роста и формирования рефракции. При преимущественно аккомодативной форме миопия обычно не превышает 3,0. Слабость, аккомодационного аппарата может быть следствием врожденной морфологической неполноценности цилиарной мышцы, ее недостаточной тренированности или результатом воздействия на нее общих нарушений и заболеваний организма.

Причиной ослабления аккомодации является также недостаточное кровоснабжение цилиарной мышцы.

Генеалогический анализ позволяет считать, что миопия может наследоваться как по аутосомнодоминантному, так и по аутосомнорецессивному тип.

Второй тип особенно часто встречается в изолятах, отличающихся высоким процентом родственных браков. При доминантном типе наследования близорукость возникает в более позднем возрасте, протекает более благоприятно и, как правило, не достигает высоких степеней. Для миопии, наследуемой по рецессивному типу, характерны фенотипический полиморфизм, более раннее возникновение, большая склонность к прогрессированию и осложнениям, нередкое сочетание с рядом врожденных заболеваний глаз и более тяжелое течение процесса, в последующем поколении по сравнению с предыдущим.

При ослаблении склеры, которое может быть врожденным или возникает в результате общих заболеваний организма и эндокринных сдвигов, создаются условия для неадекватного ответа на стимул к росту глаза, для его постепенного растяжения под влиянием внутриглазного давления. Само по себе внутриглазное давление, даже повышенное, при отсутствии слабости склеры не способно вести к растяжению глаза. Причем имеет значение не только, а может быть и не столько, статическое, сколько динамическое внутриглазное давление, т. е. возмущения жидкости глаза при движениях тела или головы. При ходьбе или каких-либо трудовых процессах, связанных со зрительным контролем, эти движения совершаются в основном в переднезаднем направлении. Поскольку в передней части глаза имеется преграда в виде аккомодационного кольца, внутриглазная жидкость при возмущениях оказывает воздействие главным образом на заднюю стенку глаза. Чрезмерное удлинение глаза отрицательно сказывается прежде всего на состоянии сосудистой и сетчатой оболочек. Эти ткани как более дифференцированные обладают меньшими пластическими возможностями, чем склера. Для их роста существует физиологический предел, за которым начинается патология в виде растяжения этих оболочек и возникновения в них трофических нарушений. Последние служат основой тех осложнений, которые наблюдаются при высоких степенях миопии. Трофическим нарушениям способствует также пониженная гемодинамика глаза.

Частота миопии в различных местностях России заметно варьирует. По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3—13,8%, а среди выпускников средних школ—3,5—32,2%. Это указывает на связь близорукости с природно-географическими условиями. Можно считать установленными два факта. Распространение миопии увеличивается по мере продвижения с юга на север. Это связано, видимо, с особенностями светового режима и питания. В городских школах близорукость, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

По степени миопию делят на слабую, среднюю и высокую. К слабой относят миопию до 3,0 D, к средней — от 3,25 до 6,0 D и к высокой (сильной) — более 6,0 D. Ориентировочно можно считать, что на долю миопии слабой, средней и высокой степени приходится 82, 12 и 6% соответственно.

Первым признаком миопии является понижение зрения вдаль, которое повышается, как правило, до нормального уровня от приставления к глазам отрицательных линз.

Часто наблюдаются пониженная работоспособность цилиарной мышцы (устойчивость аккомодации) и уменьшение положительной части (запаса) относительной аккомодации.

На начальном этапе развития миопии видимых изменений на глазном дне, как правило, не бывает, если не считать конусов около диска зрительного нерва, которые встречаются у 3—8% близоруких. Исключением являются случаи врожденной и наследственной миопии, когда возникают более или менее выраженные изменения, обычно характерные для высоких степеней близорукости.

Чаще всего формируется миопия слабой степени, которая остается такой на всю жизнь. Однако в некоторых случаях глазное яблоко продолжает удлиняться, соответственно увеличивается и степень миопии. Дальнейшая точка ясного видения все больше приближается к глазу, область и объем аккомодации сокращаются, слабость цилиарной мышцы нарастает, гемодинамика глаза ухудшается. Прогрессирование близорукости может привести к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения, которое под влиянием очков улучшается лишь в небольшой мере или не улучшается совсем. Эти изменения в основном наблюдаются в заднем отделе глаза, который подвергается растяжению, и прежде всего затрагивают область диска зрительного нерва.

Имевшиеся здесь прежде или возникшие вновь конусы постепенно увеличиваются и охватывают диск зрительного нерва в виде кольца чаще неправильной формы. Иногда изменяется и сам диск—он представляется удлиненным, увеличенным или уменьшенным, более плоским, приобретает сероватый оттенок.

При очень высокой миопии в области заднего полюса глаза могут встречаться истинные выпячивания—стафиломы. Они отграничены дугообразной линией, концентрически расположенной по отношению к диску зрительного нерва, через которую перегибаются сосуды сетчатки.

Вследствие нарастающей атрофии элементов сосудистой и сетчатой оболочек дегенеративные изменения принимают все более распространенный характер. Вначале появляются беловато-желтые полоски, затем округлые или неправильной формы белые очаги, часто с глыбками пигмента. Эти очаги сливаются вместе и поражают значительную площадь глазного дна. Из-за депигментаци и исчезновения слоя мелких и средних сосудов глазное дно становится неравномерно окрашенным или приобретает альбинотический вид с редкой сетью хориоидальных сосудов.

Понижение остроты зрения бывает особенно значительным если атрофический процесс захватывает область желтого пятна.

Прогрессирующие изменения сетчатой оболочки — истончение, кистовидная дегенерация, мелкие дефекты и разрывы могут послужить причиной ее отслойки, одного из самых серьезных осложнений миопии.

Целостность стенок ретинальных сосудов иногда нарушается, что сопровождается кровоизлияниями в сетчатку. После таких кровоизлияний в области желтого пятна может возникать большой пигментированный очаг, окруженный светлым ободком, — так называемое пятно Фукса. В результате мелких геморрагий, разжижения и деструкции стекловидного тела в нем появляются нитевидные или хлопьевидные помутнения, которые воспринимаются больным в виде перемещающихся в поле зрения темных теней, мешающих зрению.

Стремление больного чрезмерно приблизить к глазам объект зрительной работы, чтобы сделать его изображение на сетчатке более крупным и четким, требует усиленной конвергенции, значительной нагрузки на внутренние прямые мышцы. Это может вызвать их утомление явления астенопии.; Если мышцы не справляются с такой напряженной работой, то бинокулярное зрение расстраивается и возникает расходящееся косоглазие.

Если миопия протекает без осложнений и, достигнув небольших степеней, стойко стабилизируется, то прогноз в отношении зрения, которое хорошо корригируется очками, вполне благоприятный. При близорукости высокой степени корригированная острота зрения часто остается пониженной. Визуальный прогноз ухудшается при быстром прогрессировании миопии и появлении дегенеративных изменений в сетчатке. Он становится особенно неблагоприятным, если эти изменения развиваются в области желтого пятна.

В предупреждении близорукости большую роль играет свет, особенно в утренние часы, когда на организм оказывают интенсивное воздействие ультрафиолетовые лучи. При ультрафиолетовом “голодании” происходит нарушение фосфорно-кальциевого обмена, снижается работоспособность аппарата аккомодации. Под влиянием ультрафиолетовых лучей провитамин Б, находящийся в коже, переходит из недеятельного состояния в активное, способствуя тем самым правильному усвоению солей кальция и фосфора. Необходимо как можно больше бывать на воздухе в период наиболее интенсивного действия ультрафиолетовой радиации (с 10 до 16 ч) не только во время каникул, но и в учебные, в воскресные дни желательно для прогулок отводить именно эти часы. Не зря врачи советуют после занятий в школе 1—2 ч гулять на улице. Это важно не только для восстановления работоспособности всего организма, но и для отдыха глаз. В северных районах для общего укрепления организма школьников часто используют искусственное ультрафиолетовое облучение, включенное в систему искусственного освещения, при этом значительно улучшается и состояние аккомодационного аппарата.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно О и А. Витамин В содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло.

Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А — каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).

Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую его росту парту в классе.

Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К ним относятся прежде всего достаточная освещенность рабочего места как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.

Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс — единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избы ток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 ч. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами — 300 лк.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50%.Освещенность комнаты снижается на 10—40%, если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесями. Окно, возле которого стоит рабочий стол, лучше не загромождать цветами. Их можно расположить вблизи окна на полочках. На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, окраска мебели. Светлые тона повышают освещенность, например белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый — около 80%, голубой — 70%, зеленый — 60%, темно-зеленый — 22%. Поверхность, окрашенная в черный цвет, поглощает почти все лучи. Как правило, стены жилых помещений мало отражают света, так как завешены коврами, уставлены мебелью, чаще темно-коричневого цвета и т. д. Именно поэтому письменный или рабочий стол лучше всего поставить у окна, чтобы свет падал или прямо на стол, или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе на тетрадь будет падать тень от правой руки, она окажется затемненной. Если вы пользуетесь секретером, то его также надо разместить так, чтобы свет падал слева на рабочую поверхность стола.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

. Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10—15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10— 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.

Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.

Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

В последнее время врачи гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса .вперед (рис. 3). При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.

Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благоприятных условиях.

Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют вашему росту и пропорциям тела (табл. 1).

Таблица 1. Соответствие роста школьника размерам мебели.

Название: Близорукость у детей и подростков
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: реферат Добавлен 07:39:10 19 февраля 2008 Похожие работы
Просмотров: 4793 Комментариев: 15 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.6 Оценка: 5 Скачать
Рост школьника, см. Высота стула, см. Высота стола, см. Разница высот стула и стола, см
120—129 35 57 22
130—139 38 62 24
140—149 41 67 26
150—159 44 72 28
160—169 47 77 30
170—179 47 79 32

Парты, школьные столы, стулья должны иметь фабричную цифровую и цветовую маркировку. На нижней поверхности крышки стола и сиденья стула ставят обозначения в виде дроби: в числителе группа стола, парты, стула; в знаменателе — диапазон роста школьников (например, Г /160-175 ). Значит, если ваш рост 165 см, вы должны сидеть за столом группы Г.

Свой рост можно измерить обычным ростомером. Если вы пользуетесь данными, записанными в медицинской карте, то к показателю роста надо добавить 2 см на обувь.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30—35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Таблица 2. Размеры ученических парт, столов и стульев.

Группа мебели и цветовая маркировка Рост школьника, см Высота заднего края крышки стола над полом, см Высота переднего края сиденья над полом, см
А (желтая) до 130 54 32
Б (красная) 130 — 145 60 36
В (голубая) 145 — 160 66 40
Г (зеленая) 160 — 175 72 44
Д (белая) выше 175 78 48

При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и вырабатывается, как говорят врачи офтальмологи, навык низко склоненной головы. Обнаружена прямая связь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и нарушением зрения. Среди школьников, у которых в процессе учебы навык низко склоненной головы был выражен наиболее сильно, проявления близорукости отмечались чаще и в большей степени.

Необходимость длительно сохранять вынужденную рабочую позу достаточно утомительна для любого человека. С точки зрения статики и биомеханики позы, сопровождающиеся малым наклоном корпуса, более выгодны, .так как вызывают малые колебания центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса вперед приводят к смещению центра тяжести, повышается напряжение мышц шеи и спины, что сопровождается нарушением cердечно- сосудистой (учащается пульс) и дыхательной (понижается глубина дыхания) функций, сдавливаются передние отделы межпозвоночных дисков.

Рисунок 3. Правильное положение тела во время работы за столом (а) , при строгании (б), пилении (в).

Занятия в производственных мастерских должны начинаться по сути дела с подбора рабочего места в соответствии с ростом учащегося.

При работе на слишком высоких станках и верстаках школьник принимает такое положение, когда плечевой пояс приподнят, а рука согнута в плечевом суставе. Следовательно, плечевому поясу во время работы приходится нести двойную нагрузку — выполнять определенные рабочие движения и поддерживать неудобную позу, что приводит к дополнительному мышечному напряжению. Кроме того, напрягается зрение, так как детали удалены от глаз на большее расстояние, чем это требуется. Расстояние от деталей до глаз должно быть в пределах 35—40 см. Как более близкое, так и более далекое расположение может привести к напряжению зрения, особенно у школьников с пониженным зрением.

Работая на низких верстаках и станках школьник невольно начинает наклоняться, особенно сгибается позвоночник в шейном и поясничном отделах, сгибаются ноги в коленных суставах и т. д. При таком положении сдавливаются органы брюшной и грудной полости, затрудняется кровообращение и дыхание, устают глаза.

Правильная поза при работе в мастерских это прямо или слегка наклоненное вперед положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение нагрузки на правую и левую половину тела, по возможности частая смена положения, так как статические усилия по удержанию тела в определенной позе особенно утомительны (рис. 4). Несоответствие рабочего места росту учащегося устраняется с помощью специальных подставок. Размеры простой решетчатой подставки —55х75 см, высота —5, 10, 15 см. Если таких подставок нет в мастерской, их нетрудно изготовить самим. Необходимо иметь подставки каждой высоты. В последние годы на производстве используют универсальные подставки, высота которые может меняться в случае надобности на 5, 10, 15 см.

Для того чтобы определить, подходит ли высота столярного верстака, школьник становится прямо, боком к его торцовой стороне, ладонь кладет на верстак. Если рука не сгибается в локтевом суставе, т. е. предплечье и плечо составляют прямую линию, значит верстак соответствует росту данного ученика.

Так же просто может быть определена и необходимая высота слесарного верстака. Ученик становится перед верстаком лицом к тискам. Правая рука сгибается в локтевом суставе и локоть ставится на губки тисков. Пальцы раскрытой ладони подносятся к подбородку. Если верстак соответствует его росту, то концы пальцев должны касаться подбородка. В школьной мастерской за каждым учеником закрепляется рабочее место. Следует также знать номер своей подставки и пользоваться ею без напоминания учителя. Выполнение этих правил сохранит вашу осанку, предохранит от излишнего утомления, а следовательно, и травматизма.

Работа без очков при нарушениях зрения (близорукость, дальнозоркость) приводит к быстрому утомлению, так как требует постоянного напряжения глаз. Нередко школьники, пользуясь очками в классе, в мастерской или на производстве, снимают их. Это неправильно. Во время работы в производственной мастерской каждый, у кого понижено зрение, должен для предупреждения зрительного утомления и повреждения глаз пользоваться очками, назначенными врачом.

Большое значение имеет рациональное и достаточное по уровню освещение производственной мастерской. Недостаточная освещенность рабочих мест снижает зрительную работоспособность глаз. Резко снижает уровень естественной освещенности мастерских загрязнение или запыленность оконных стекол, за чистотойкоторых надо постоянно следить. Естественную освещенность можно повысить путем окраски поверхностей станков и верстаков в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, а подоконники, стены, потолки либо — в белый цвет, который обладает самым высоким коэффициентом отражения — 80%, либо в светло-зеленый и разные оттенки желтого цвета, имеющие коэффициент отражения от 40 до 60% и тем самым повышающие условия видимости обрабатываемых деталей.

Уровень естественной освещенности значительно колеблется в зависимости от времени дня, погоды, сезона и т. д., поэтому при его снижении следует использовать искусственный свет. Не следует думать, что смешанное освещение портит глаза. Ученые проверили это предположение и пришли к выводу, что для работы глаз лучше всего естественное освещение, затем смешанное и наконец искусственное.

Искусственное освещение в мастерских должно быть равномерным, лампы не должны оказывать слепящего действия. Перевод взгляда на источники освещения большой яркости вызывает рефлекторное сужение зрачка, что в свою очередь уменьшает количество света, падающего в глаза и ухудшает различение деталей, а возвращение глаза к нормальному видению происходит не сразу. При освещении мастерских нельзя применять открытые лампы без абажура, лучше всего использовать люминесцентные лампы. Уровень освещенности рабочей поверхности — 300 лк. На производстве при выполнении очень тонкой зрительной работы уровень освещенности повышается до 400 лк. Степень освещенности измеряется с помощью люксметра. При лампах накаливания освещенность рабочей поверхности должна составлять 150 лк. В мастерских очень важно иметь местное освещение, особенно при выполнении тонких работ, требующих повышенной напряженности глаз, при работе с мелкими деталями и т. п.

Верстаки и станки оборудуются лампами на кронштейнах, позволяющими менять освещенность рабочей поверхности по мере необходимости. В то же время использование одного только местного освещения, так же как и при приготовлении уроков, недопустимо, так как получается большой перепад яркостей от освещенной рабочей поверхности к темному фону помещения. При этом глаза быстро утомляются, повышается риск получить травму.

Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение. Нужно помнить, что с возрастом непрерывно совершенствуется работа зрительного аппарата (это связано с ростом и развитием самого школьника). В период роста, как вы уже знаете, орган зрения легко поддается различным влияниям, благоприятным и неблагоприятным. Многие врачи считают, что близорукость возникает и развивается вследствие длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии, особенно выполняемой при плохих условиях освещения. У детей же нагрузка на зрение увеличивается из года в год. И с этим нельзя не считаться. Уже у трехлетних детей зрительная работа (рассматривание картинок, рисование, лепка, просмотр диафильмов, телепередач) занимает 1 ч в день (17чв неделю), у детей 5—6 лет — 2 ч в день (21 ч в неделю), у детей младшего школьного возраста 5—7 ч в день (30—42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста еще больше — 8—10 ч в день (48—60 ч в неделю).

Таким образом продолжительность зрительной работы детей дошкольного и школьного возраста в течение недели достаточно велика. Причем наибольшее время отводится просмотру телепередач, что, по мнению врачей, является одним из факторов, способствующих развитию или прогрессированию расстройств зрения.

Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.

Экспериментальные исследования показали, что наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. В семье каждый имеет свое излюбленное место перед телевизором. Вот лучше всего и расположиться удобно в кресле, на стуле (обратите внимание, они не должны быть слишком мягкими), на расстоянии не ближе 1—2 м от черно-белого телевизора и 2—3 м от цветного. Сидеть дальше 5—5,2 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение.

Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают.

Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

Особенно сильно устают глаза, когда изображение на экране размытое, нечеткое, часто изменяются яркость и контрастность, появляются мелькания. Лучше всего настраивать телевизор не во время передачи, как это делают многие, а перед ней — по испытательной таблице, а потом лишь слегка подрегулировать контрастность изображения.

При чтении зрительное восприятие текста представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей.

Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Рассматривание текста, распознавание букв, особенно у неопытного читателя, связано с напряжением аккомодации для установления определенной кривизны хрусталика и усиления его преломляющей силы. В работу включается аккомодационная мышца глаза и одновременно напрягаются внутренние прямые мышцы глаз, которые поворачивают глазные яблоки кнутри и к носу.

Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка. Скачки, т. е. собственно движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксация). Продолжительность фиксаций — от 0,2 до 0,6 с, скачков — 0,02 с. Во время чтения 97% времени приходится на фиксации, 3%—на скачки (у взрослых). Чем неопытнее читатель, тем чаще останавливается его глаз на строке. Это, конечно, зависит и от трудности текста. Опытный читатель при чтении простого текста делает мало пауз (4—6 остановок на строке), неопытный — 10—20. Помимо поступательных движений глаз вдоль строки, могут быть и возвратные движения (рефиксация), связанные с повторным возвращением к плохо понятному слову, потерей текста и т.д.

Возвратные движения особенно утомительны, так как глаза находятся в постоянном напряжении. Чтение взрослых характеризуется почти полным отсутствием возвратных движений глаз, поэтому менее утомительно для них. Естественно, помимо непосредственного восприятия текста, его рисунка, величины букв, строк, расстояния между буквами и строками, т. е. всего того, что определяет удобочитаемость текста, легкость его восприятия, мозг человека во время чтения совершает работу по осознанию содержания текста, эмоциональному его восприятию, запоминанию и анализу прочитанного. Интересно заметить, что при умственном утомлении физиологи обнаружили изменение в движениях глаз — утрачивается равномерность движения глаз, появляются длительные остановки, учащается число фиксаций и рефиксаций, снижается скорость чтения. Наблюдения показали, что при этом изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге, чаще начинает менять положение тела, прерывать чтение. Особенно вредно читать при недостаточной освещенности или книгу с нечетким шрифтом, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге. Все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, в глазах появляется ощущение рези, “песка”), усталости мышц шеи и спины.

Таким образом, чтобы избежать зрительного утомления при чтении, очень важно соблюдать следующие правила:

освещенность рабочего места должна быть хорошей (не менее 150 лк);

длительность непрерывной зрительной работы должна быть ограничена 45 мин для детей 12—14 лет и 60 мин. для 15—17 летних, после чего необходим перерыв для расслабления мышц глаза (переключение аккомодации с близких на далекие объекты) и общей физической активности;

необходимо следить за правильной позой при чтении, исключающей значительное зрительное напряжение;

школьники, имеющие близорукость, должны обязательно пользоваться очками при зрительной работе и делать более частые перерывы, во время которых необходимо выполнять специальные упражнения, расслабляющие мышцы глаза, рекомендованные им врачом.

Э. С. Аветисов. “Охрана зрения у детей”. Издательство “Медицина”, 1975 г.

Е. К. Глушкова “Береги зрение”. Издательство “Медицина”, 1987 г.

источник