Меню Рубрики

Рецепт на очки астигматизм детей

К сожалению астигматизм у детей встречается часто. К этой проблеме родителям нужно отнестись со всей серьезностью, ведь во время нее человек видит все размыто и нечетко. При таком состоянии зрения лучи света не фокусируются в одной точке по причине сплюснутой формы роговицы.

У людей возникает мысль, что частое ношение очков наоборот снижает качество зрения. Это связано с работой головного мозга, если ребенок страдает астигматизмом и носит очки, то напрягается цилиарная мышца. В результате этого напряжения зрение улучшается, а мозг наоборот устает.

Для улучшения состояния зрения вашего ребенка необходимо своевременно менять очки и регулярно посещать врача офтальмолога. В этой статье мы поговорим о методах подбора очков детям и как к ним привыкнуть.

Астигматизм – это неспособность глаза фокусировать световые лучи на сетчатке глаза для получения четкого изображения из-за неправильной формы передней поверхности глаза (роговицы).

Астигматизм у детей – это не болезнь. Астигматизм, наряду с миопией (или близорукостью) и гиперметропией (дальнозоркостью), относится к так называемым рефракционным ошибкам глаза. Очень часто астигматизм сопровождается миопией или гиперметропией.

Поскольку астигматизм не болезнь, то его не лечат, а исправляют (корригируют) с помощью специальных контактных или очковых линз или хирургическим путем.

Применение этих средств коррекции зрения позволяет получить четкое изображение на сетчатке глаза. Подбор очков при астигматизме – довольно сложный вопрос, и может быть осуществлен только врачом-офтальмологом.

Астигматизм у детей – к сожалению, явление частое. Для многих родителей диагноз астигматизм становится полной неожиданностью, ведь весьма трудно заметить его признаки у маленького ребенка. Причиной астигматизма у детей может стать приобретенный характер и наследственность.

Астигматизм может возникнуть у ребенка в любом возрасте, поскольку детский организм (в том числе и глаза) продолжает формироваться. В процессе развития может произойти сбой, в результате которого форма роговицы становится неправильной.

Риск возникновения астигматизма существует даже у младенцев до 1 года. У многих детей астигматизм присутствует с рождения.

Роговица нормального глаза имеет форму сферы. Сферическая поверхность роговицы обеспечивает правильное фокусирование световых лучей и формирует на сетчатке глаза четкое изображение объекта. При астигматизме форма роговицы напоминает поверхность дыни (кривизна ее поверхности в двух взаимноперпендикулярных сечениях разная).

Световые лучи, формирующие изображение какого-либо объекта, при прохождении через такую роговицу преломляются по-разному, и поэтому изображение получается размытым.

Астигматизм у детей чаще всего имеет врожденный характер, т.е. его появление предопределено генами ребенка. Несферическая форма роговицы – это следствие неправильного развития глаза ребенка, ход которого запрограммирован генетически.

Астигматизм может возникнуть у ребенка также в результате травмы глаза и после хирургических операций на глазах.

Родители должны внимательно наблюдать за зрением ребенка, и при появлении одного из указанных ниже симптомов им следует отвести ребенка на прием к врачу-офтальмологу для полной проверки зрения.

Симптомы астигматизма у ребенка:

  1. Плохое зрение на всех расстояниях (изображение размытое)
  2. Ребенок наклоняет голову, чтобы лучше видеть. Из-за этого могут возникать головная боль и усталость глаз.
  3. Ребенок прищуривает глаза, чтобы лучше видеть.
  4. Зрительный дискомфорт, раздражение глаз.
  5. Трудно сфокусировать взгляд на печатном тексте.

Неправильно побранные очки при астигматизме могут привести к ухудшению общего состояния ребенка, быстрой утомляемости, раздражительности и плохому сну.

Поэтому рассмотрим правильный и грамотный подбор очков:

  1. Диагностирование остроты зрения врачом-офтальмологом. Для детей используются картины с рисунками, для школьников – таблица с буквами. При астигматизме острота зрительной системы проверяется до коррекции и после, применяя специальную оправу. Каждый глаз врачом диагностируется отдельно.
  2. При применении специального современного устройства автoрефрактометра проводится диагностирование рефракции зрительного аппарата, межзрачковое расстояние, размер роговицы глазного яблока, происходит определение кривизны роговицы и ширины зрачка.
  3. Для выявления причин появления и развития астигматизма прибегают к процедуребиoмикроскопии. При применении специального высоко технологического оборудования врач-офтальмолог под большим увеличением изучает все составляющие глазной системы.
  4. Для подробного изучения глазного дна врачами используется офтальмоскопия. Путем введения специальных медицинских капель в глаз происходит расширение зрачка. Далее с помощью офтальмоскопа врач изучает центральные отделы сетчатки глазного яблока, артерии и иные кровеносные сосуды.
  5. УЗИ глазного яблока может проводиться в исключительных случаях, на предмет выявления рубцов, присутствия инородного тела, кровоизлияний, отслойки сетчатки.
  6. Компьютерная керoметрия используется для измерения кривизны наружной оболочки роговицы глаза. Данные зафиксированы в диоптриях или же миллиметрах. Этот метод давно используется офтальмологами для выявления астигматизма у детей.

Итак, ребенок прошел обследование, и врач выписал рецепт на очки. Рецепт содержит следующие параметры:

Настоятельно советуем родителям сохранять рецепты на очки, выписанные ребенку. Рецепты станут своеобразной историей развития астигматизма и могут понадобиться в будущем.

При астигматизме слабой степени до 0,5 D зачастую не нуждаются в коррекции. Исключением является осложнение в виде миопии, гиперметропии, или жалобы ребенка на головную боль и усталость в глазах.

При астигматизме более высоких форм необходима коррекция специальными корректирующими линзами, особенностью которых является цилиндрическая или сфероцилиндрическая форма. Подбор очков при астигматизме: врач осуществляет выбор, исходя из следующих факторов.

За основу берется диагноз ребенка, полученный в результате диагностирования. Для простого астигматизма подходят цилиндрические линзы, для сложного и комбинированного – линзы со сфероцилиндрической структурой.

  1. Размер цилиндра равен степени астигматизма.
  2. Для отрицательных цилиндров ось устанавливается по меридиану со слабой рефракцией, имеющей влияние на меридиан, который имеет сильную рефракцию.
  3. Для положительных цилиндров ось устанавливается по меридиану, который имеет ярко выраженную рефракцию. При этом меридиана, имеющая слабую рефракцию, увеличится.
  4. Ось, установленная в горизонтальном положении, устанавливается для очков, которые позволяют лучше видеть на близкие расстояния.
  5. Для лучшего дальнего обзора ось установлена вертикально.

При выявлении астигматизма родителям рекомендуется незамедлительно отправиться к врачу-офтальмологу, который грамотно осуществит подбор очков для детей. Ранняя борьба с устранением проблемы во многом обеспечивает положительный результат.

В будущем ребенок не будет чувствовать дискомфорта от ношения очков, а своевременная коррекция с помощью специальных очков во многом случае способна устранить астигматизм. При отказе от ношения очков зрение может значительно ухудшиться.

Также без очков может замедлиться развитие зрительного аппарата. Исключительно при получении четкой картинки мозгом у ребенка правильно развивается вся зрительная система.

Астигматизм представляет собой состояние глаза, при котором поверхность роговицы не идеально круглая. Она более плоская в одном направлении и более выпуклая в другом, что приводит к искажению изображения.

Причины возникновения такой неравномерности кривизны роговой оболочки точно неизвестны. Астигматизм – это врожденный дефект зрения, который может выявиться как у младенцев, так и взрослых.

Помимо астигматизма у детей могут наблюдаться такие нарушения зрения, как близорукость, дальнозоркость, анизометропия. Выявить имеющуюся патологию и начать ее лечение нужно как можно раньше.

Детские очки — основной способ лечения. Иные виды лечения (аппаратное, гимнастика для глаз) проводятся только на фоне ношения очков. Важность очковой коррекции состоит в том, что зрительная система ребенка находится в процессе становления.

Для нормального развития глаз и зрения в целом на сетчатке должно формироваться правильное четкое изображение. Иначе может возникнуть такое заболевание как амблиопия, приводящее к снижению зрения. Также отсутствие коррекции может привести к возникновению косоглазия.

В частности лечение детского астигматизма осуществляется посредством специальных астигматических очков. Они имеют цилиндрические или сферо-цилиндрические линзы, которые позволяют корригировать разницу в преломлении в двух главных меридианах глаза.

Эта мера помогает в большинстве случаев полностью избавиться от амблиопии. Иногда она способна полностью исправить косоглазие.

При близорукости небольшой степени очки можно надевать только при необходимости. Высокая же степень этой патологии требует постоянной очковой коррекции. Кроме того, возможна коррекция детского зрения зрения с помощью контактных линз.

Часто родители сомневаются, стоит ли их ребенку носить очки, не ухудшат ли они зрение. Это опасение, вероятно, основано на том, что человек, начавший носить очки, через некоторое время замечает, что без очков стал видеть хуже, чем раньше.

Однако это связано не с негативным влиянием очков на глаза, а с особенностями головного мозга. При небольших степенях астигматизма и иных заболеваний человек может не замечать проблем со зрением за счет чрезмерного напряжения цилиарной мышцы глаза.

Эта способность организма к адаптации достаточно велика в детстве, но с возрастом снижается. Когда человек надевает очки и улучшение зрения происходит без перенапряжения цилиарной мышцы, мозг как бы «расслабляется». Он уже не старается всеми силами компенсировать низкое зрение.

Отказ носить очки в детском возрасте может очень негативно отразиться на здоровье. Необходимо понимать, что они являются лечебным мероприятием. Без коррекции развитие глаза замедляется. Только в очках ребенок видит четкое, а не расплывчатое изображение.

Очки для детей необходимо подбирать только в специализированных салонах оптики. Низкое качество оправы и очковых линз может ухудшить зрение.

Немаловажный момент — при выборе очков родителям стоит учитывать мнение ребенка и приобрести те, которые ему понравятся. Это поможет ему преодолеть психологический дискомфорт среди сверстников и воспринимать их как свой отличительный признак, а не что-то стыдное.

В подборе детских очков имеется своя специфика. В случае со взрослым человеком, сначала выбирают очковые линзы, а затем уже оправу под них. С детьми же все наоборот.

Очковые линзы могут быть изготовлены из пластика или стекла. Однако в очках для ребенка не желательно использовать стеклянные линзы. Не смотря ряд преимуществ – такие линзы не царапаются, имеют высокие оптические характеристики, они могут быть небезопасны.

Дети ведут активный образ жизни, часто падают или сталкиваются с другими детьми в процессе игр. При падении стеклянные линзы очков могут легко разбиться и ребенок рискует получить травму глаз.

Лучше, если линзы детских очков будут изготовлены из пластика – акрилового или поликарбонатного. В настоящее время появился еще один материал для линз – Трайвекс, он еще более легкий, чем пластик.

При астигматизме значительной степени можно использовать очковые стекла из пластика с высоким показателем преломления. Применение такого материала дает возможность значительно уменьшить толщину линз и вес очков.

Однако недостатком пластика является его мягкость. На поверхности линз легко появляются царапины, что ухудшает их оптические свойства. Поэтому очки для малышей должны быть со специальным упрочняющим покрытием. Оно повышает устойчивость очковых линз к появлению царапин и продлевает срок их службы.

Такой дефект зрения как астигматизм встречается у людей самых разных возрастов и является в наши дни довольно распространенным явлением. Определенные сложности в данном случае касаются не только процесса лечения, но и подбора коррекционных очков.

Здесь не должно быть шаблонного подхода, ведь каждый случай индивидуален и требует пристального рассмотрения.

Любая современная оптика может предложить довольно широкий выбор очков для астигматизма, но подбирать нужный вариант самостоятельно не стоит, поскольку неправильное совмещение диоптрии с фокусом станет причиной дальнейшего ухудшения зрения.

При астигматизме назначают цилиндрические стекла, которые способны эффективно устранять рефракционные различия основных зрительных меридианов.

Благодаря эффекту преломления лучей в перпендикулярной плоскости проявления астигматизма удается свести к минимуму, который не мешает нормальному восприятию окружающего мира.

Перед тем как назначить нужные очки врач определяет степень сложности астигматизма, проводя детальную диагностику. Специалист также изучает степени сопутствующих заболеваний, существующие осложнения или потенциальные возможности их возникновения, а также состояние глазных органов.

На самом деле данный дефект может быть простым, комбинированным и сложным. Каждый вариант характеризуется своими особенностями.

С первым все достаточно просто, ведь для улучшения картинки хорошо подходят обычные цилиндрические стекла. В остальных случаях понадобятся специальные сфероцилиндрические изделия.

Поскольку ребенок не может адекватно оценить остроту своего зрения, выбор очков ложится на плечи родителей. Основной камень преткновения, какой должна быть оптика: линзы пластиковые или стеклянные?

Для активных малышей, проводящих большую часть времени в энергичных играх, предпочтительнее небьющийся, нетравмоопасный пластик, делающий очки легким и комфортными в носке.

Пластиковые линзы должны быть с обязательным упрочняющим слоем, предотвращающим появление царапин, которые искажают оптические параметры очков. Качественный пластик имеет высокую способность преломления при незначительной толщине самой линзы.

Привыкание гораздо легче происходит в раннем возрасте. Чаще всего проблем не возникает, если они подобраны правильно, нравятся ребенку и не вызывают дискомфорт.

  • Можно поставить в пример кого-нибудь из родных (маму, папу, бабушку или дедушку), если они носят очки. Даже если проблем со зрением нет, всей семьей можно одеть очки, а дети любят подражать взрослым.
  • Посмотреть мультфильм или фильм, герои которых тоже ходят в очках или придумать историю о чудесных очках.
  • После того, как одели очки, отвлеките ребенка интересной игрой или игрушкой. Приучать к ним стоит постепенно, начиная с нескольких минут. Не ругайте ребенка за нежелание их носить.

Если вашему ребенку прописаны очки, отнестись к этому надо серьезно. В некоторых случаях только их ношение способно улучшить зрение. Поэтому не стоит игнорировать этот простое и недорогое медицинское средство.

Кроме того, ребенку необходимо посещать окулиста раз в несколько месяцев. Это даст возможность наблюдать за развитием глаз и своевременно менять очки на более или менее сильные.

Чем раньше ребенок наденет очки, тем быстрее и легче он к ним привыкнет. Несколько советов, направленных помочь ребенку быстрее привыкнуть к очкам:

  1. Если есть среди членов семьи, родных, друзей человек, носящий очки, можно поставить его в пример.
  2. Подберите несколько мультфильмов, сказок, где герой носит очки. Устройте просмотр вместе с малышом. Старшим деткам можно рассказать несколько историй про известные исторические личности, которые имели похожие проблемы со зрением.
  3. Малыша следует приучать, постепенно надевая на него очки, каждый день на несколько минут. Ежедневно время ношения необходимо увеличивать. Если ребенку не нравятся одетые на него очки, попробуйте отвлечь его внимание любимой игрушкой.

Известно, что более 90% информации ребёнок получает благодаря зрению. Но если с глазами что-то не в порядке, как это может сказаться на дальнейшей жизни маленького человечка? Об этом не хочется даже думать. Поэтому, дорогие мамы и папы, обязательно раз в год, даже при отсутствии жалоб, посещайте вместе с малышом офтальмолога.

Ведь так важно уловить начало заболевания. В этом случае победить его значительно легче.

  • Очки для детей должны меняться по мере его взросления. Центровка линз будет меняться, это означает, что потребуются новые линзы.
  • Необходимо посещать врача-офтальмолога с регулярностью один раз в полгода. Данные визиты дают возможность выявлять абсолютно все изменения, которые могут возникнуть в зрительной системе ребенка.
  • Следует внимательно прислушаться к рекомендациям врача и придерживаться строго всего комплекса рекомендаций, ведь с одновременным ношением корректирующих линз существуют ограничения по физическим нагрузкам, особое диетическое питание.
  • Ограничение по времени работы за компьютером; просмотр телевизора должен быть сведен к минимуму.
  • Полезной для зрительного аппарата ребенка станет специальная гимнастика зрительного аппарата. Врач-офтальмолог познакомит с основными приемами гимнастических упражнений, для получения пользы от которых; главным является регулярность занятий.
Читайте также:  Какие стекла при астигматизме

Наиболее распространенные заболевания, требующие назначения очков в детском возрасте – астигматизм, близорукость, дальнозоркость.

Пренебрегать ношением очков нельзя ни в коем случае, ведь это важная часть лечения. Однако, стоит помнить, что результат лечения, а именно зрение ребенка в будущем, во многом зависит и от того правильно ли подобрана очковая коррекция!

  1. При дальнозоркости очки назначаются, как правило, для постоянного ношения. В детском возрасте некорригированнная дальнозоркость, превышающая возрастную норму, способствует развитию амблиопии (синдром «ленивого глаза») и сходящегося косоглазия.
  2. Что касается близорукости, то тут, чаще всего дети нуждаются в очках для дали, а многие и для близи (когда миопия превышает 5-6 диоптрий). Но очки, увы, не всегда корректируют зрение до высокого уровня, что связано с дистрофическими и др. изменениями в оболочках близорукого глаза.
  3. При астигматизме назначаются очки с цилиндрическими стеклами с определенным режимом ношения. Дело в том, что при астигматизме очки могут быть выписаны для постоянного ношения или только для выполнения каких-либо упражнений на близком расстоянии.
  4. Контактные линзы Вашему ребенку должен подбирать только врач по результатам диагностики, проведенной на современном оборудовании;
  5. Качественные и проверенные линзы вы должны приобретать только в специализированной клинике.
  6. Не менее важно правильно хранить и обрабатывать контактные линзы, нельзя превышать срок их ношения и хранения.
  7. Детям категорически запрещается спать в линзах, так как это может привести к развитию тяжелых заболеваний роговицы.
  8. Не забывайте также и о том, что линза – это инородное тело для глаза, поэтому необходимо регулярно проходить консультации у врача-офтальмолога. Детям, носящим очки, визиты к врачу-офтальмологу также необходимы!

Никто никогда не знает что конкретно понимается под “лениться”. Никто не говорить про другие органы, что они “начинают лениться”.
Есть понятие “ленивый глаз”, но оно не имеет отношения к этой ситуации. Такого понятия как : “ глаз начинает лениться от очков”, или “ вконец обленившийся от очков глаз” в офтальмологии нет.

Понятия такого нет, потому, что явления такого нет. Если оптика глаза, отличается от нормальной оптики, то врач назначает очки для того, что бы изменить суммарно оптическую систему глаза и оптика глаза стала бы нормальной или приблизилась бы к нормальной.

Это ведет к тому, что в глазу формируется четкая картинка окружающего мира и ребенок начинает хорошо видеть,и во многих случаях это повышает зрительные функции.

Оптическая система глаза в очках приближена к оптической системе нормального глаза. Однако, никто не говорит, что у людей у которых нет отклонений в оптической системе глаза должен облениться. Ведь согласно теории “обленившегося глаза”, исправление оптической системы глаза и приведение ее к нормальным значениям ведет к его ( глаза) ленивости.

У каждой беды должны быть пострадавшие. Очки носят очень многие люди и среди них должны встречаться те у кого “какая-то мышца в глазу” атрофировалась. Должно быть очень много пострадавших, которые заявляют о себе.

Обычно в такой ситуации вспоминается кто то, кто стал носить очки и потом зрение только ухудшалось. Все кто ел в 16 веке огурцы- все умерли. Огурцы -яд?

Обычно такие наблюдения характерны для близорукости. Близорукость имеет свойство возникать в молодом возрасте и прогрессировать быстро или медленно в подростковом возрасте. Даже небольшая степень близорукости ведет к снижению зрения и быстро возникает потребность в очках или контактных линзах.

Это свойственно для близорукости прогрессировать в детском и подростковом возрасте и потом она останавливается. Люди связывают ухудшение с ношением очков. Однако, если бы проблема прогрессирующей миопии решалась бы отменой очков, или нен азначением бы очков, то все было бы просто замечательно.

Миопия растет и в очках и без очков. Кроме того, по мнению некоторых исследователей — без очков быстрее.

Рост близорукости и факт назначения очков связаны только тем что совпадают по времени. Близорукость растет в детском и подростковом возрасте, очки назначают в то же время. Другой связи нет.

При дальнозоркости и астигматизме, вовремя назначенные очки способствуют тому, что зрение наоборот становится выше, так как очки способствуют естественному развитию зрения, которое может остановиться из-за того, что аномалия оптики глаза не позволяет четко сфокусировать окружающий мир на сетчатку глаза.

Надо отметить, что активно фокусировать глаз может только в случае дальнозоркости и нормальной оптической системы глаза. При близорукости глаз сфокусирован ( из-за самой близорукости) на близь а аккомодация которая может активно настраиваться только на близь не задействована.

Вдаль глаз фокусировать не умеет и “натренировать” его на этот процесс невозможно, у него просто нет механизмов фокусировать вдаль. Иными словами, при близорукости глаз не работает, он будет работать, если оптика глаза изменится до нормальной или до слабой близорукости ( например при помощи очков).

Цилиарная мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, благодаря которому глаз фокусирует отличается по своей структуре от мышц скелета, которые тренируют в спортивном зале, ее просто невозможно накачать и заставить работать сверх положенных возможностей. По этому мы всегда скептически относимся к любым гимнастикам для аккомодации.

Само утверждение: “глаз должен работать сам” не основано на знании анатомии и физиологии глаза и опять же не оканчивается ни какими выводами.

Часто субъективные ощущения малыша, впервые примерившего очковую оптику, неверно трактуются родителями. При астигматизме без коррекции для лучшего видения действительности в зрительном аппарате ребенка цилиарная мышца глаза находится в постоянном тонусе.

В итоге, с одной стороны, зрение становится лучше, с другой – постоянно контролирующий зрительный процесс участок коры головного мозга быстро утомляется. Отсюда быстрая усталость и жалобы на головную боль.

Очки автоматически снимают напряжение с мышцы и освобождают мозг от ненужного перенапряжения, беря на себя функцию коррекции.

Поэтому, снимая оптический прибор для поправки зрения, ухудшается (расплывается) и качество картинки. Ношение очков при астигматизме, начиная с раннего возраста, способствует правильному становлению зрительной системы.

В любом случае к использованию очковой оптики, особенно к сложным очкам, дети должны привыкнуть. Следует знать и о побочных явлениях в первые дни применения средств коррекции: слезотечении, внезапной головной боли, жалобах на тошноту от головокружения.

Очки для ребенка это все го лишь метод коррекции, не гарантирующий 100% результат. Нужно быть готовым к сужению границ бокового зрения и нарушению пространственного восприятия. В очках неудобно, да и опасно заниматься активными спортивными дисциплинами.

Задача родителей – помочь побороть комплексы, связанные с очками, детям-подросткам, постараться объяснить о важности их ношения ребенку начальной школы, суметь организовать постоянное ношение 2-3-летнему малышу.

источник

Астигматизм у детей – к сожалению, явление частое. Астигматизм – состояние зрительного аппарата, при котором невозможна фокусировка лучей света на сетчатке глазного яблока для получения четкого изображения предмета. Причиной этого является неправильная форма роговицы, она имеет сплюснутую форму. Лучи света, которые формируют изображение, преломляются неправильно и, в результате, глаз получает размытое и нечеткое изображение.

Ошибочно считать астигматизм заболеванием, это – рефлекторная ошибка, которая подлежит коррекции ношением очков или контактных линз.

Для многих родителей диагноз астигматизм становится полной неожиданностью, ведь весьма трудно заметить его признаки у маленького ребенка. Причиной астигматизма у детей может стать приобретенный характер и наследственность. Подбор очков при астигматизме – довольно сложный вопрос, и может быть осуществлен только врачом-офтальмологом.

Неправильно побранные очки при астигматизме могут привести к ухудшению общего состояния ребенка, быстрой утомляемости, раздражительности и плохому сну. Поэтому рассмотрим правильный и грамотный подбор очков:

  • Диагностирование остроты зрения врачом-офтальмологом. Для детей используются картины с рисунками, для школьников – таблица с буквами. При астигматизме острота зрительной системы проверяется до коррекции и после, применяя специальную оправу. Каждый глаз врачом диагностируется отдельно. При этом один глаз закрывается светонепроницаемым материалом, на второй помещается специальная линза с разнымисветопреломляющимисвойствами. Цель – подобрать линзу, при использовании которой зрительный аппарат получает наибольшую остроту зрения.
  • При применении специального современного устройстваавтoрефрактометрапроводится диагностирование рефракции зрительного аппарата, межзрачковое расстояние, размер роговицы глазного яблока, происходит определение кривизны роговицы и ширины зрачка. В результате врач имеет максимально точные результаты. Именно автoрефрактометр позволяет наиболее правильно диагностировать любой тип астигматизма.
  • Для выявления причин появления и развития астигматизма прибегают к процедуребиoмикроскопии. При применении специального высоко технологического оборудования врач-офтальмолог под большим увеличением изучает все составляющие глазной системы: стекловидное тело, хрусталик, дно глазного яблока, роговицу,кoнъюктиву, переднюю камеру глаза.
  • Для подробного изучения глазного дна врачами используется офтальмоскопия. Путем введения специальных медицинских капель в глаз происходит расширение зрачка. Далее с помощью офтальмоскопа врач изучает центральные отделы сетчатки глазного яблока, зрительный нерв, артерии и иные кровеносные сосуды.
  • УЗИ глазного яблока может проводиться в исключительных случаях, на предмет выявления рубцов, присутствия инородного тела, кровоизлияний, отслойки сетчатки.
  • Компьютерная керoметрия используется для измерения кривизны наружной оболочки роговицы глаза. Данные зафиксированы в диоптриях или же миллиметрах. Этот метод давно используется офтальмологами для выявления астигматизма у детей.

Итак, ребенок прошел обследование, и врач выписал рецепт на очки. Рецепт содержит следующие параметры:
1. Сфера Sph
2. Ось АX.
3. Цилиндр Сyl.

Настоятельно советуем родителям сохранять рецепты на очки, выписанные ребенку. Рецепты станут своеобразной историей развития астигматизма и могут понадобиться в будущем.

При астигматизме слабой степени до 0,5 D зачастую не нуждаются в коррекции. Исключением является осложнение в виде миопии, гиперметропии, или жалобы ребенка на головную боль и усталость в глазах.

При астигматизме более высоких форм необходима коррекция специальными корректирующими линзами, особенностью которых является цилиндрическая или сфероцилиндрическая форма. Подбор очков при астигматизме: врач осуществляет выбор, исходя из следующих факторов:

За основу берется диагноз ребенка, полученный в результате диагностирования. Для простого астигматизма подходят цилиндрические линзы, для сложного и комбинированного – линзы со сфероцилиндрической структурой.
• Размер цилиндра равен степени астигматизма.
• Для отрицательных цилиндров ось устанавливается по меридиану со слабой рефракцией, имеющей влияние на меридиан, который имеет сильную рефракцию.
• Для положительных цилиндров ось устанавливается по меридиану, который имеет ярко выраженную рефракцию. При этом меридиана, имеющая слабую рефракцию, увеличится.
• Ось, установленная в горизонтальном положении, устанавливается для очков, которые позволяют лучше видеть на близкие расстояния.
• Для лучшего дальнего обзора ось установлена вертикально.

Важно для родителей! При выявлении астигматизма родителям рекомендуется незамедлительно отправиться к врачу-офтальмологу, который грамотно осуществит подбор очков для детей. Ранняя борьба с устранением проблемы во многом обеспечивает положительный результат. В будущем ребенок не будет чувствовать дискомфорта от ношения очков, а своевременная коррекция с помощью специальных очков во многом случае способна устранить астигматизм. При отказе от ношения очков зрение может значительно ухудшиться. Также без очков может замедлиться развитие зрительного аппарата. Исключительно при получении четкой картинки мозгом у ребенка правильно развивается вся зрительная система.

Получив от врача-офтальмолога рецепт, перед тем, как отправится в аптеку за очками, рекомендуем ознакомиться с несколькими правилами подбора очков для ребенка:

  • Самый важный фактор при выборе очков – осуществляйте его вместе со своими детьми. Дайте возможность самостоятельно ребенку выбрать ему оправу. Не стоит навязывать ему свое мнение, даже если выбор ребенка вам не по душе. Ведь главная цель ношения очков – исправление дефектов зрительного аппарата, а внешний дизайн очков является маловажным. Очки, выбранные самостоятельно, позволят уменьшить дискомфорт от ношения, и позволят воспринимать их как свою особенность, а не дефект.
    • Оправа должна быть прочной, удобной при ношении. Оправа должна крепко фиксировать линзу, но при этом должно быть возможность при необходимости провести смену линзы. Чтобы легко можно было снять старые и поставить новые линзы самостоятельно. Важным является и размер оправы. Обратить внимание стоит и на то, удобно ли ребенку в ней, ни давит ли, не натирает ли. Предпочтение следует отдавать легким по массе оправам очков.
    • Выбираем по материалу линзы. Бывают стеклянные и пластиковые линзы. Стеклянные обладают рядом преимущественных характеристик: не поддаются царапинам, имеют отличные оптические способности. К недостаткам стеклянных оптических линз относится небезопасность ношения таких линз. Ведь стекло может разбиться и поранить ребенка. Лучше выбирать линзу из акрилового илиполикарбонатного пластика. Такие линзы прочные, легкие и абсолютно безопасные для здоровья ребенка.
    • Следует учесть, что очки для корректировки астигматизма имеют особую форму, поэтому и сами очки должны иметь специальную форму.
    • Полуободковыеи безободковые оправы не могут использоваться при астигматизме.
    • Оптический центр очковой линзы должен совпадать с центром глаза ребенка.

Совет. Для маленьких деток выбирать следует пластиковые линзы с уплотняющим покрытием, которое обеспечивает более длительный срок использования и уберегает от появления царапин.

Чем раньше ребенок наденет очки, тем быстрее и легче он к ним привыкнет. Несколько советов, направленных помочь ребенку быстрее привыкнуть к очкам:

  • Если есть среди членов семьи, родных, друзей человек, носящий очки, можно поставить его в пример.
    • Подберите несколько мультфильмов, сказок, где герой носит очки. Устройте просмотр вместе с малышом. Старшим деткам можно рассказать несколько историй про известные исторические личности, которые имели похожие проблемы со зрением.
    • Малыша следует приучать, постепенно надевая на него очки, каждый день на несколько минут. Ежедневно время ношения необходимо увеличивать. Если ребенку не нравятся одетые на него очки, попробуйте отвлечь его внимание любимой игрушкой.

1. Очки для детей должны меняться по мере его взросления. Центровка линз будет меняться, это означает, что потребуются новые линзы.
2. Необходимо посещать врача-офтальмолога с регулярностью один раз в полгода. Данные визиты дают возможность выявлять абсолютно все изменения, которые могут возникнуть в зрительной системе ребенка.
3. Следует внимательно прислушаться к рекомендациям врача и придерживаться строго всего комплекса рекомендаций, ведь с одновременным ношением корректирующих линз существуют ограничения по физическим нагрузкам, особое диетическое питание, богатое на полезные для зрения вещества и витамины. Большую роль играет массаж глаз.
4. Ограничение по времени работы за компьютером; просмотр телевизора должен быть сведен к минимуму.
5. Полезной для зрительного аппарата ребенка станет специальная гимнастика зрительного аппарата. Врач-офтальмолог познакомит с основными приемами гимнастических упражнений, для получения пользы от которых; главным является регулярность занятий.

Главным при коррекции астигматизма является своевременное диагностирование и подбор правильных корректирующих очков. Соблюдение всех рекомендаций врача обязательно принесет положительный результат.

Читайте также:  Какие стекла для астигматизма

источник

Как уже говорилось, лучи света, вышедшие из одной точки (лучи гомоцентрические), лежащей где-нибудь на протяжении области ясного зрения, после преломления в глазу соединяются опять в одну точку (остаются гомоцентрическими).

При сферических рефракциях (эмметропии, гиперметропии, миопии) световой пучок после преломления в средах глаза в основном имеет форму светового конуса, вершина которого совпадает с главным фокусом оптической системы глаза; каждая из этих рефракций отличается одна от другой положением главного фокуса относительно сетчатки, строение же светового конуса не изменяется и гомоцентричность лучей не нарушается.

Это положение оказывается верным только для сферической рефракции, и то относительно.

При астигматизме лучи после преломления в астигматическом глазу не собираются в одном фокусе и поэтому преломленный световой пучок не имеет формы конуса.

Само название астигматизм («а» — отрицательная частица, «стигма» — по-гречески — точка (означает, что лучи, выходящие из одной точки, по преломлении в оптической системе глаза не дадут изображения точки. Вместо точки на сетчатке получится изображение кружка, прямой линии (вертикальной или горизонтальной) или овала.

При роговичном астигматизме роговица имеет своеобразную кривизну. Среди меридианов ее всегда находится один — с самым коротким радиусом, т. е. с самой большой преломляющей силой, другой — с самым длинным радиусом, т. е. с самой слабой преломляющей силой.

Эти два меридиана — один с наиболее сильной, а другой с наиболее слабой рефракцией — называются главными меридианами. Если они взаимно-перпендикулярны и в пределах каждого из них рефракция постоянна, то такой астигматизм называется правильным, и именно такой астигматизм поддается коррекции цилиндрическими стеклами.

Иногда астигматизм глаза может быть обусловлен неправильной кривизной хрусталика, который при этом может или увеличивать роговичный астигматизм, если оба они имеют одинаковый характер, или уменьшать, если оба имеют противоположный характер. Небольшие степени хрусталикового астигматизма встречаются довольно часто, высокие степени его встречаются редко.

На рис. 29 представлены главные меридианы астигматического глаза: сильно преломляющий вертикальный меридиан АВ и слабо преломляющий горизонтальный — CD. Рефракция вертикального меридиана М 2,0 D, горизонтального Н 3,0 D. Оба меридиана взаимно перпендикулярны. По распространенному до сих пор представлению, промежуточные меридианы имеют рефракцию, постепенно осуществляющую переход от одного главного меридиана к другому. Такое понимание коноида, что каждый промежуточный меридиан имеет свой радиус кривизны и, следовательно, свою рефракцию, которая от одного главного меридиана к другому меняется постепенно, в настоящее время признается ошибочным.

Степень астигматизма выражается разницей в рефракции двух главных взаимно перпендикулярных меридианов. Они могут иметь и косое направление, но всегда должны быть взаимно перпендикулярны.

Степень астигматизма выражает только разницу в преломляемости двух главных меридианов и ничего не говорит о рефракции каждого из двух главных меридианов. Разница эта определяется простым вычитанием. Степень астигматизма, изображенного на рис. 29, равна 5,0 D,

Это значит, что вертикальный меридиан преломляет сильнее горизонтального на 5,0 D.

При астигматизме приходится определять две рефракции, т. е. рефракцию наиболее сильного меридиана и рефракцию наиболее слабого меридиана. В этом и заключается трудность диагностики и коррекции астигматизма.

Соответственно двум главным меридианам в астигматическом глазу имеются две фокальные линии и в зависимости от места нахождения последних относительно сетчатки различают следующие виды астигматизма.

1. Простой астигматизм, когда одна из фокальных линий совпадает с сетчаткой, а другая находится или впереди сетчатки (простой миопический астигматизм — ast. M.) или позади нее (простой гиперметропический астигматизм — ast. H.), т.е. один из главных меридианов имеет эмметропическую рефракцию, а другой — миопию или гиперметропию.

2. Сложный астигматизм, когда обе фокальные линии находятся или впереди сетчатки (сложный миопический астигматизм — ast. ММ.), или позади нее (сложный гиперметропический астигматизм — ast. HH.), т. е. в обоих главных меридианах рефракции одинакового наименования, но разных степеней.

3. Смешанный астигматизм, когда одна фокальная линия находится впереди сетчатки, другая позади нее (ast. MH.), т. е. в одном главном меридиане миопия, а в другом — гиперметропия.

В приведенных примерах вертикальный меридиан имеет наиболее сильную рефракцию. Такой астигматизм называется прямым. Когда же горизонтальный меридиан имеет наиболее сильную рефракцию, то астигматизм называется обратным.

Направление двух главных меридианов в астигматическом глазу может быть различным. Направление меридианов обозначают на схемах. Общепринятой является система «Standard», иначе называемая «Табо» (рис. 30). По этой системе в схемах 0° ставится на полуокружности у правого конца горизонтального меридиана для каждого глаза (на правом 0° приходится у носовой, на левом у височной стороны).

Отсчет меридианов ведется от 0° до 180° против часовой стрелки, так что 90° приходится у верхнего конца вертикального меридиана, а 180° — у левого конца горизонтального меридиана. Если один из главных меридианов имеет наклон 45°, то другой меридиан должен иметь направление, соответствующее 135° (45° + 90°= 135°). Отсчет меридианов производится совершенно одинаково на обоих глазах, поэтому и обозначение меридианов в градусах будет одинаковым для каждого глаза.

В большинстве случаев главные меридианы имеют вертикальное и горизонтальное направления. В случаях косого направления главных меридианов они могут иметь наклон к виску или к носу на обоих глазах, либо на одном глазу меридиан будет иметь • наклон к виску, а на другом к носу. Различное положение меридианов поясняется рис. 31 и 32.

Астигматизм в большинстве случаев представляет врожденную аномалию рефракции, несколько изменяющуюся в течение последующей жизни (например, к старости может нарастать астигматизм обратного типа). Наряду с врожденным астигматизмом встречается приобретенный астигматизм, развивающийся на почве перенесенных заболеваний роговицы или после операций, чаще всего после операции удаления катаракты.

Строго говоря, нет ни одного глаза, который имел бы одинаковую рефракцию во всех меридианах глаза, т. е. не имел бы астигматизма. Идеально шаровидную поверхность роговицы можно встретить в исключительных случаях. Слабые степени астигматизма (до 0,5 D) даже называют физиологическими, так как они. не вызывают никаких жалоб, а поэтому в большинстве случаев не требуют коррекции.

Только начиная с 0,75 D и выше астигматизм понижает остроту зрения и вызывает жалобы со стороны больных.

Когда налицо имеется понижение остроты зрения, а положительные или отрицательные линзы не улучшают ее или улучшают незначительно, приходится подозревать наличие астигматизма. Даже если существует другая причина для объяснения понижения зрения, следует проверить исследуемый глаз на наличие астигматизма, так как нас всегда интересует острота зрения глаза с коррекцией его рефракции, в том числе и астигматизма.

Для диагностики астигматизма существуют способы субъективные и объективные. Оба способа дополняют друг друга, а потому необходимо пользоваться и тем и другим.

На первом месте из объективных способов надлежит считать метод скиаскопии. Применение скиаскопии при астигматизме изложено выше.

После определения рефракции главных меридианов становится известной степень астигматизма и можно приступать к субъективному исследованию и коррекции астигматизма.

Одним из методов субъективного определения астигматизма является исследование стенопеической щелью. Перед глазом больного ставится в пробной универсальной оправе узкая стенопеическая щель, которой изолируется один из меридианов глаза. Начинается исследование с того, что сам больной устанавливает эту щель в положении, при котором получается наиболее отчетливая видимость пробных шрифтов. Больной обязательно направит щель по меридиану, в котором рефракция приближается к эмметропической, и сразу же отмечается повышение остроты зрения. Приставлением сферических линз определяется рефракция изолированного меридиана и отмечается направление его в градусах, по шкале пробной оправы. Далее врач поворачивает щель на 90° (зрение сразу же ухудшается), а затем приставлением положительных или отрицательных линз достигается коррекция рефракции этого меридиана и повышение остроты зрения. Таким образом, устанавливается рефракция двух главных меридианов. Этот способ требует от больного большого внимания, терпения и умения наблюдать и улавливать момент, когда достигается лучшая видимость объектов. В практике этим методом пользуются редко (в данном изложении упоминается о нем потому, что он может пригодиться начинающим окулистам, слабо владеющим скиаскопией).

Наиболее точное определение роговичного астигматизма достигается при помощи офтальмометра Жаваля — Шиеца. Приходится помнить только, что этот, прибор указывает степень лишь роговичного астигматизма (с точностью до 0,25 D) и направление двух главных меридианов его, которое отсчитывается на особом диске прибора. Данные прибора Жаваля — Шиеца принято записывать следующим образом: на первом месте ставится цифра степени астигматизма в диоптриях, затем ставится тире и на втором месте направление в градусах более сильно преломляющего меридиана. Например, запись «Жаваль 4,0 D — 70°» расшифровывается так: меридиан 70° преломляет сильнее меридиана 160° на 4,0 D; запись «Жаваль 1,5 D — 0°» означает: меридиан нулевой, т. е. горизонтальный, преломляет сильнее меридиана 90°, т. е. вертикального, на 1,5 D (астигматизм обратного типа).

Наконец, довольно точное определение астигматизма достигается при помощи рефрактометра, который указывает рефракцию двух главных меридианов не одной только роговицы, а всего глаза и дает направление двух главных меридианов в градусах.

После определения астигматизма одним из приведенных методов приступают к коррекции астигматизма при помощи цилиндрических линз. Сферическими линзами нельзя корригировать астигматизм, так как они только перемещают фокус оптической системы по отношению к сетчатке, а характер строения светового пучка при этом не меняется; поэтому астигматизм, т. е. разницу в рефракции между двумя главными меридианами, они устранить не могут. Для этого требуются цилиндрические линзы, которые, как известно, преломляют лучи света только в плоскости, перпендикулярной к оси цилиндра; лучи же света, идущие в плоскости, параллельной оси цилиндра, проходят, не преломляясь.

Если, например, цилиндрическую линзу + 4,0 D поставить осью вертикально перед глазом с простым гиперметропическим астигматизмом в 4,0 D с вертикальным меридианом, имеющим эмметропическую рефракцию, и с горизонтальным, имеющим гиперметропию в 4,0 D, т. е.

то эта линза никакого оптического действия по вертикальному меридиану не окажет (останется эмметропии), а по горизонтальному меридиану подействует как положительная линза, т. е. увеличит рефракцию горизонтального меридиана на 4,0 D, чем вполне корригирует имеющуюся в этом меридиане гиперметропию в 4,0 D. В результате будет достигнута полная коррекция данного гиперметропического астигматизма.

Пользуясь свойством цилиндрических линз различно преломлять лучи света в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях, мы всегда можем корригировать астигматизм, увеличивая рефракцию слабого или уменьшая рефракцию сильного меридиана. Одновременно цилиндрическим стеклом мы корригируем и все промежуточные меридианы, так как распределение радиусов кривизны и преломляющей силы в различных направлениях цилиндрического стекла вполне соответствует распределению их в оптической системе астигматического глаза. Практически же суть коррекции астигматизма заключается в определении двух рефракций астигматического глаза, разницы между ними и в уравнивании этой разницы цилиндрическими линзами.

При коррекции астигматизма обязательно следует учитывать возможный спазм аккомодации; это частое осложнение у лиц, страдающих астигматизмом, особенно в молодом возрасте. Спазм аккомодации характеризуется наличием избыточного напряжения аккомодации и увеличением преломляемости всех меридианов глаза. На этой почве возникают чрезвычайно разнообразные изменения рефракции.

Например, при первом исследовании обнаружен сложный миопический астигматизм в 2,0 D:

После атропинизации, т. е. при полном покое аккомодации, выявлен простой миопический астигматизм в степени 2,0 D:

Избыток аккомодации в 2,0 D изменил характер астигматизма, превратив простой миопический астигматизм в сложный миопический.

У другого больного при первом исследовании до атропинизации был определен также сложный миопический астигматизм в 2,0 D:

При втором исследовании под атропином обнаружен простой миопический астигматизм в 2,0 D:

При третьем исследовании под атропином обнаружен простой гиперметропический астигматизм в 2,0 D:

Наконец, при полном покое аккомодации установлен сложный гиперметропический астигматизм в 2,0 D:

Благодаря перенапряжению аккомодации сложный гиперметропический астигматизм превратился в сложный миопический.

Превращение после атропинизации простого миопического астигматизма в простой гиперметропический в молодом возрасте встречается довольно часто.

Отсюда следует, что в детском и юношеском возрасте необходимо при подборе очков при астигматизме предварительно парализовать аккомодацию.

Говоря о коррекции сферической рефракции, мы указывали, что у лиц, зрение которых корригировано сферическими стеклами, при боковых направлениях взгляда возникает астигматизм косых пучков. Если астигматизм корригирован цилиндрическими стеклами, астигматизм косых пучков возникает еще в большей степени, так как цилиндрические стекла обладают различной преломляющей силой в различных направлениях; степень астигматизма косых пучков будет зависеть также от направления взгляда.

Астигматизм косых пучков будет наименьшим, если движение глазных яблок совершается в направлении оси цилиндра и достигает максимальной величины при движениях, совершаемых в перпендикулярном направлении к оси цилиндрического стекла. Поэтому рекомендуется в очках для близи ставить цилиндрические стекла осью горизонтально, а в цилиндрических стеклах для дали — осью вертикально. В тех случаях, когда это возможно, следует придерживаться этого правила.

Пример 1. Имеется простой миопический астигматизм прямого типа в 5,0 D (ast. М), т. е. вертикальный меридиан имеет миопическую рефракцию в 5,0 D, а горизонтальный — эмметропическую.

В данном глазу имеются две рефракции: в вертикальном меридиане миопия в 5,0 D, в горизонтальном — эмметропии, т. е. вертикальный меридиан преломляет сильнее горизонтального на 5,0 D.

Степень астигматизма равна 5,0 D. Уравнения рефракции обоих меридианов можно достигнуть отрицательной цилиндрической линзой в 5,0 D, поставленной осью по горизонтальному меридиану. Тогда по горизонтальному меридиану эта линза никакого оптического действия не окажет (эмметропия останется), в вертикальном же меридиане оптическое действие цилиндрической отрицательной линзы скажется в полной коррекции его миопии. Оба меридиана станут эмметропическими, и коррекция астигматизма будет достигнута.

Коррекция оформляется следующим образом: cyl. — 5,0 D, ах 0°.

В последнее время известное распространение получило новое упрощенное обозначение астигматических линз. Первой по порядку пишется рефракция меридиана, имеющего меньшее количество диоптрий, затем рефракция меридиана, имеющего большее количество диоптрий. После этого ставится запятая и указывается в градусах по стандартной системе направление меридиана, к которому относится первая цифра.

Как избавиться от очков, линз и астигматизма без помощи лазерной хирургии?

Ответ на данный вопрос Вы найдёте в методике Майкла Ричардсона «Видеть Без Очков».

По новому обозначению астигматических линз следует пропись оформить так:

Эту запись надо читать таким образом: горизонтальный меридиан (т. е. нулевой) не нуждается ни в какой коррекции; вертикальный меридиан требует коррекции минусовым стеклом в 5,0 D; поставленный на последнем месте 0° относится к нулевому меридиану, рефракция которого обозначена на первом месте.

Пример 2. Имеется сложный миопический астигматизм при миопии в вертикальном меридиане в 4,0 D, а в горизонтальном в 2,0 D.

Как корригировать этот астигматизм?

В данном случае имеется астигматизм прямого типа, т. е. вертикальный меридиан преломляет сильнее горизонтального на 2,0 D. Степень астигматизма равна 2,0 D (4,0 D — 2,0 D = 2,0 D). Для уравнения рефракции обоих меридианов ставят перед глазом отрицательную цилиндрическую линзу, cyl. — 2,0 D, осью горизонтально; тогда все лучи, расположенные в горизонтальной плоскости, пройдут через данную линзу, не преломляясь (миопия в 2,0 D останется). В вертикальной плоскости линза частично корригирует миопию, ослабив ее на 2,0 D, в результате чего в обоих меридианах рефракция будет одинаковой (миопия 2,0 D). Затем перед глазом ставится отрицательная сферическая линза —2,0 D, чтобы достигнуть эмметропии в обоих меридианах.

Читайте также:  Какие упражнения делают при астигматизме

Коррекция оформляется следующим образом:

а по новому обозначению астигматических линз:

Пример 3. Имеется сложный гиперметропический астигматизм, гиперметропия в вертикальном меридиане 1,5 D, в горизонтальном 4,0 D (ast. НН).

В данном случае имеется прямой астигматизм, так как вертикальный меридиан имеет более сильную рефракцию, чем горизонтальный. Степень астигматизма равна 2,5 D (4,0 D — 1,5 D = 2,5 D). Для уравнения рефракции в обоих меридианах ставят положительную цилиндрическую линзу cyl. + 2,5 D осью вертикально; тогда на вертикальный меридиан никакого оптического действия не будет, а рефракция горизонтального меридиана частично корригируется (получится гиперметропия в 1,5 D).Тем самым достигается коррекция астигматизма, так как в обоих меридианах достигнута одинаковая рефракция (Н 1,5 D ). Затем добавляется положительная линза в + 1,5 D, чтобы получилась полная коррекция. Оформляется коррекция следующей записью:

Пример 4. Смешанный астигматизм при миопии в вертикальном меридиане в 2,0 D, а в горизонтальном при гиперметропии в 2,0 D (ast. МН).

В данном случае имеется прямой астигматизм, так как в вертикальном меридиане рефракция более сильная, а в горизонтальном более слабая. Степень астигматизма равна 4,0 D, т. е. +2.0 D — ( — 2,0 D) = + 2,0 D + 2,0 D = 4,0 D. Для уравнения рефракции обоих меридианов берется цилиндрическая линза, по силе равная степени астигматизма. Поскольку положительные линзы, как известно, увеличивают рефракцию, а отрицательные уменьшают, то для коррекции данного астигматизма можно взять или положительную цилиндрическую линзу + 4,0 D, или отрицательную — 4,0 D. Положительную линзу надо ставить осью вертикально, т. е. по направлению сильнее преломляющего меридиана, а отрицательную — по направлению слабее преломляющего горизонтального меридиана. Поставив цилиндрическую линзу cyl. + 4,0 D осью вертикально, мы усилим рефракцию горизонтального меридиана на 4,0 D и получим вместо гиперметропии в 2,0 D миопию в 2,0 Д чем достигнется коррекция астигматизма, так как в обоих меридианах будет миопия в 2,0 D, а добавив сферическую линзу — 2,0 D, получим эмметропию т. е. достигнем полной коррекции. Поставив цилиндрическую линзу cyl. — 4,0 D осью горизонтально, мы ослабим рефракцию вертикального меридиана на 4,0 D, т. е. вместо миопии в 2,0 D в нем будет гиперметропия в 2,0 D и в обоих меридианах рефракция станет одинаковой (гиперметропической), а, добавив положительную сферическую линзу + 2,0 D, достигнем эмметропии, т. е. полной коррекции. Данный смешанный астигматизм можно корригировать также двумя цилиндрами (бицилиндрами). Для коррекции миопии в 2,0 D в вертикальном меридиане берем отрицательную цилиндрическую линзу cyl. — 2,0 D и ставим осью горизонтально, а затем добавляем вторую положительную цилиндрическую линзу суl. + 2,0 D осью вертикально для того, чтобы корригировать гиперметропию в 2,0 D в горизонтальном меридиане. Рецепты можно оформить в следующих трех вариантах:

По новому обозначению цилиндрических линз рецепт надо оформлять так: — 2,0 + 2,0 D, 90°, т. е. рефракцию сильного вертикального меридиана уменьшить на 2,0 D, а рефракцию слабого горизонтального меридиана увеличить на 2,0 D, чтобы получить эмметропию в обоих меридианах; это и обозначено на последнем рецепте. Так надо читать все прописи по новому обозначению цилиндрических линз.

Из приведенных выше примеров вытекают следующие общие правила коррекции астигматизма.

1. Цилиндрические стекла являются достаточными только для коррекции простого астигматизма. При сложном или смешанном астигматизме коррекция не может быть достигнута одним цилиндром. Для коррекции сложного или смешанного астигматизма применяются сферо-цилиндрические стекла, совмещающие в себе свойства как сферических, так и цилиндрических стекол.

2. Подбор стекол при астигматизме всегда осуществляется при помощи универсальной оправы, которая обеспечивает возможность как вращения очковых стекол, так и отсчета положения оси цилиндра.

3. Цилиндр для коррекции всегда берется равный степени астигматизма.

4. Ось положительного цилиндра всегда ставится по меридиану, имеющему наиболее сильную рефракцию, для того чтобы оптическое действие цилиндра сказывалось на меридиан с наиболее слабой рефракцией, увеличивая эту рефракцию.

5. Ось отрицательного цилиндра всегда ставится по меридиану, имеющему наиболее слабую рефракцию, для того чтобы оптическое действие цилиндра сказывалось на меридиан с наиболее сильной рефракцией, уменьшая эту рефракцию.

Напоминаем еще одно правило, которое необходимо по возможности применять при подборе цилиндрических стекол, а именно: в очках для близи рекомендуется ставить цилиндры осью горизонтально, а для дали — осью вертикально.

Задача 20. Девочка, 8 лет, плохо видит вдаль и вблизи. Правый глаз: острота зрения 0,05, с коррекцией — 5,0 D; острота зрения 0,35; левый глаз: острота зрения 0,04, с коррекцией — 6,0 D острота зрения 0,3.

По офтальмометру Жаваля—Шиеца: на правом глазу ast. 2,0 D — 90°, на левом глазу ast. 3,0 D — 90°.

Назначается атропинизация в течение недели.

При исследовании при максимально расширенных зрачках через неделю найдено следующее.

При исследовании после повторной атропинизации в течение 8 дней получены те же данные.

Острота зрения правого глаза без коррекции 0,03; с коррекцией стеклами острота зрения 0,6; острота зрения левого глаза без коррекции 0,03; с коррекцией sph.—5,0 D cyl. — 3,0 D ах 0° острота зрения 0,6.

Диагноз. Сложный миопический астигматизм 2,0 D на правом глазу и 3,0 D на левом.

Cyl. — 2,0 D для правого и cyl.— 3,0 D для левого глаза ставится осью горизонтально. При этом на горизонтальный меридиан никакого оптического воздействия не будет. Цилиндры подействуют лишь на вертикальные меридианы, частично корригируя миопическую рефракцию их; в результате астигматизм устраняется и получается общая рефракция для всех меридианов — миопия в 5,0 D. Добавляем сферическую линзу sph. — 5,0 D и получаем полную коррекцию сложного миопического астигматизма на обоих глазах, т. е. эмметропическую рефракцию.

Назначается найденная полная коррекция.

Задача 21. Мальчик, 9 лет, жалуется на плохое зрение, особенно вблизи.

Правый глаз: острота зрения 0,05, с коррекцией — 2,0 D острота зрения 0,3; левый глаз: острота зрения 0,08, с коррекцией—0,5 D острота зрения 0,1.

По офтальмометру Жаваля — Шиеца найдено: на правом глазу астигматизм 2,0 D — 90°; на левом глазу астигматизм 2,5 D — 90°.

Назначается атропинизация в течение недели.

При скиаскопии при максимально расширенных зрачках:

Острота зрения правого глаза 0,1; со стеклами , острота зрения 0,5; острота зрения левого глаза без коррекции 0,02; с коррекцией cyl.+ 2,5 D ах 90° острота зрения 0,7.

Назначается атропинизация еще на 3 дня, так как на левом глазу в вертикальном меридиане миопия совершенно исчезла, на правом еще остается в вертикальном меридиане миопия в 1,0 D. Нет уверенности в том, что спазм аккомодации вполне устранен.

При исследовании в третий раз через 3 дня при скиаскопии находим следующее:

Острота зрения без коррекции на правом глазу 0,1; с коррекцией стеклом cyl. + 2,0 D ах 90° острота зрения 0,7; на левом глазу острота зрения без коррекции 0,01; .

При исследовании после дополнительной атропинизации еще через 3 дня получены те же данные.

Диагноз. На правом глазу простой гиперметропический астигматизм в 2,0 D; на левом сложный гиперметропический астигматизм в 2,5 D, при гиперметропии в вертикальном меридиане 1,0 D, в горизонтальном меридиане 3,5 D. Спазм аккомодации.

Задача 22. Девочка, 6 лет, плохо видит и косит то одним, то другим глазом.

Имеется сходящееся содружественное косоглазие в 32°.

Острота зрения правого глаза 0,01; с коррекцией + 3,0 D острота зрения 0,4; острота зрения левого глаза 0,02 с коррекцией + 4,5 D острота зрения 0,2.

По офтальмометру Жаваля — Шиеца: на правом глазу ast. 2,0 D — 90°; на левом глазу ast. 2,5 D — 90°. Назначается атропинизация в течение недели.

При повторном исследовании через неделю при максимально расширенных зрачках скиаскопия:

Острота зрения правого глаза без коррекции 0,02; с коррекцией стеклами 90°, острота зрения 0,5 — 0,6; острота зрения левого глаза без коррекции 0,01; с коррекцией стеклами , острота зрения 0,4.

При повторном исследовании после дополнительной атропинизации в течение 3 дней получены те же данные.

Для коррекции астигматизма на правом глазу берем су1.+ 1,5 D и по общему правилу ставим осью сильного меридиана (90°), чем частично корригируем гиперметропию слабого меридиана (0°), где вместо гиперметропии в 6,5 D вызовем гиперметропию 5,0 D и, таким образом, устраним астигматизм (в обоих меридианах будет Н 5,0 D). Добавив же сферическую линзу + 5,0 D, достигнем полной коррекции, т. е. эмметропии.

На левом глазу cyl. + 2,5 D, поставленным по сильному меридиану (90°), уменьшим гиперметропию слабого меридиана (0°) на 2,5 D и получим в обоих меридианах общую гиперметропию в 5,0 D, чем устраним астигматизм. Добавив сферическую линзу в + 5,0 D, получим эмметропию.

Диагноз. Сложный гиперметропический астигматизм и содружественное сходящееся косоглазие.

Ввиду наличия косоглазия назначается полная коррекция.

Задача 23. Ученица 10-го класса, жалуется на плохое зрение и сильное утомление при занятиях.

Видит плохо с раннего детства. Носит очки cyl. — 2,0 D ах. 0° с 1-го класса школы; очки мало помогают.

По офтальмометру Жаваля — Шиеца: на правом глазу ast. 4,0 D — 90°, на левом глазу ast. 4,0 D — 90°; скиаскопически: на обоих глазах смешанный астигматизм.

Острота зрения обоих глаз без коррекции 0,1; в своих очках зрение 0,2; с линзой cyl. — 4,0 D осью горизонтально получаем в обоих меридианах гиперметропию в 1,5 D. Добавив сферическое стекло +1,5 D, получаем эмметропию в обоих меридианах. Острота зрения обоих глаз с этой коррекцией равна 0,5.

Ввиду жалоб на аккомодативную астенопию и полного несоответствия очков, которые носит больная, с рефракцией, установленной нами, назначается атропинизация в течение 7 дней.

При исследовании через неделю при максимально расширенных зрачках скиаскопически на обоих глазах обнаружено:

После дальнейшей атропинизации в течение 2 дней получены те же данные.

Диагноз. Смешанный астигматизм, аккомодативная астенопия. Острота зрения обоих глаз без коррекции 0,05; с коррекцией стеклами ах 0° острота зрения 0,6.

При исследовании бинокулярно больная лучше всего переносит стекла при этих очках останется недокорригированной гиперметропия в 0,5 D. Так как это не противоречит общим правилам коррекции гиперметропии, то мы останавливаемся на последней коррекций.

Задача 24. Мальчик, 12 лет, жалуется на плохое зрение и усталость при занятиях.

Острота зрения правого глаза без коррекции 0,2; острота зрения левого глаза без коррекции 0,1. Сферические стекла зрение не улучшают. По офтальмометру Жаваля — Шиеца: на правом глазу ast. 4,0 D — 120°; на левом глазу ast. 4,5 D — 60°; скиаскопически: смешанный астигматизм.

Назначается атропинизация в течение недели. Исследуем при максимально расширенных зрачках скиаскопически:

Назначается атропинизация в течение еще 3 дней. Через 3 дня скиаскопически получены новые данные.

При дальнейшей атропинизации еще через 3 дня получены те же данные.

Острота зрения правого глаза без коррекции 0,02; левого глаза 0,01. На правом глазу с коррекцией cyl. + 3,5 D ах 120° острота зрения 0,7; на левом глазу с cyl.+4,0 D ах 60° острота зрения 0,7. В результате вместо смешанного астигматизма, обнаруженного при первом исследовании, после атропинизации в течение 13 дней установлен простой гиперметропический астигматизм; миопия в меридианах 120° на правом и 60° на левом глазу исчезла. Этот пример еще раз подтверждает необходимость исследования детей с применением атропина.

Диагноз. Простой гиперметропический астигматизм с косыми осями.

Очки для постоянного ношения:

правый глаз cyl. + 3,5 D ах 120°
левый глаз cyl. + 4,0 D ах 60°
Dp. = 54 мм

Положение осей в обозначении на рецептном бланке представлено ниже:

Задача 25. Больная, 38 лет, жалуется на плохое зрение. Очков никогда не носила.

Острота зрения правого глаза без коррекции 0,12, с коррекцией + 4,0 D острота зрения 0,3; острота зрения левого глаза без коррекции 0,1, с коррекцией + 4,0 D острота зрения 0,25.

По офтальмометру Жаваля — Шиеца: на правом глазу ast. 5,0 D — 110°; на левом глазу ast. 6,0 D — 70°.

Для правого глаза cyl. + 4,0 D, поставленным по оси сильного меридиана (110°), рефракцию этого меридиана не изменяем, а рефракцию слабого меридиана (20°) усиливаем на 4,0 D, т. е. частично корригируем гиперметропию, снижая ее до 4,0 D. Этим самым астигматизм устраняется и в обоих меридианах устанавливается одинаковая рефракция (гиперметропия в 4,0 D), которая добавлением сферического стекла + 4,0 D превращается в эмметропическую. Для левого глаза cyl. + 5,0 D, поставленным осью по сильному меридиану (70°), его рефракцию оставляем без изменения, а рефракцию слабого меридиана (160°) усиливаем на 5,0 D и получаем гиперметропию в 4,0 D, т. е. устранив астигматизм, достигаем гиперметропии в 4,0 D в обоих меридианах. Добавив к цилиндру сферическую линзу + 4,0 D, получаем эмметропию. В этих очках читает свободно шрифты № 6 и 7 таблиц Сивцева. Больная предупреждена, что к этим очкам надо привыкать, так как они довольно сильные и что первое время ей будет в них тяжело. Даны советы, как надо привыкать к очкам, т. е. сперва носить только в комнате, потом ходить по лестнице, потом уже по улице и т. д.

Задача 26. Больная, 33 лет, жалуется на очень плохое зрение вдаль и вблизи. Носит очки очень давно, ни разу их не меняла.

При проверке очков оказалось, что на обоих глазах имеются сферические стекла —7,0 D. С коррекцией острота зрения 0,1.

Острота зрения обоих глаз без коррекции 0,01; с коррекцией sph. — 13,0 D острота зрения равна 0,4.

По офтальмометру Жаваля — Шиеца на правом глазу ast. 4,0 D — 100°, на левом глазу ast. 3,0 D — 75°.

Диагноз. Сложный миопический астигматизм на обоих глазах с косыми осями.

Дать больной полную коррекцию всей миопии и астигматизма не представляется возможным. Такие очки она носить не сможет ввиду резкого перехода от очков — 7,0 D, к стеклам — 12,0 и —13,0 D, да еще с цилиндрами. Если к очкам, которые носит больная, прибавить цилиндры, то такая коррекция даст очень мало. Следовательно, надо дать среднюю коррекцию. Руководствуясь субъективными показаниями самой больной, назначается коррекция.

В этих очках больная чувствует себя хорошо, вдаль острота зрения 0,5—0,6; вблизи читает шрифт № 6 Головина — Сивцева совершенно свободно. Давая эту коррекцию, предупреждаем больную, что к этим очкам надо постепенно привыкать и не судить о них по первому впечатлению, которое может быть неблагоприятным.

Положение осей в обозначении на рецептном бланке представлено ниже.

источник