Меню Рубрики

Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с астигматизмом в

Астигматизм. Астигматизм: симптомы, причины возникновения

Астигматизм — это дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению. Т.е. роговица (или хрусталик) имеют неправильную (не сферичную) форму, благодаря чему нарушается обычный процесс преломления света в глазу, изображение не фокусируется на сетчатке глаза и человек видит предметы размыто и искаженно.

Оптическими линзами сферической формы дефект компенсируется не полностью. Если астигматизм не лечить, он может привести к косоглазию и резкому падению зрения. Без коррекции астигматизм может вызвать головные боли и резь в глазах.

— врожденные дефекты хрусталика или роговицы.

— неправильная форма хрусталика.

— грубые рубцовые изменения в роговице после хирургических операций и травм глаз.

Астигматизм симптомы: снижение и нарушение цветового зрения, раздвоение и искривления предметов, быстрая утомляемость при длительной нагрузке на глаза, головная боль (чаще всего в надбровной области), неспособность видеть как близкие, так и дальние объекты.

Дети могут поворачивать или наклонять голову, чтоб получить более четкое изображение.

Симптомы астигматизма у детей:

— дети плохо видят слова и буквы, написанные на доске.

— постоянно прищуривает глаза, когда смотрит на удаленные объекты или при чтении держит книгу слишком близко к глазам.

— жалобы на головные боли и расплывчатое изображение.

— врожденный. Врожденный встречается у большинства детей и не оказывает особого влияние на остроту зрения и формирование бинакулярности зрения.

Если астигматизм превышает значение 1 D, то он грозит значительным понижением зрения и требует немедленной коррекции с помощью специальных очков.

— приобретенный. Приобретенный астигматизм проявляется из-за грубых повреждений/ изменений роговицы глаза, возникших вследствие травм или хирургических операций.

Астигматизм бывает: дальнозоркий, близорукий астигматизм, а также астигматизм, сочетающий в себе близорукость и дальнозоркость.

Если световые лучи, преломляясь в оптической системе глаза, собираются перед сетчаткой, такая рефракция называется миопией (близорукость).

Если же лучи сходятся за сетчаткой — это гиперметропия (дальнозоркость).

Возможно сочетание в одном глазу роговичного и хрусталикового астигматизма.

Астигматизм обычно проявляется у детей в возрасте от 5 до 8 лет.

— астигматизм слабой степени — до 3 D (диоптрии).

— астигматизм средней степени — от 3 до 6 D

— астигматизм высокой степени — выше 6 D

В течение жизни он меняется.

Астигматизм армия. При астигматизме любого вида на любом глазу более 4 диоптрий больной освобождается от службы в армии, может быть запрещено вождение автомобиля.

Как выявлено учеными у большинства младенцев сразу после рождения имеется прямой астигматизм 1-2 диоптрии.

После первого года жизни он уменьшается до 0,5-0,75 диоптрий у подавляющего большинства детей и остается таким до конца жизни. Его называют физиологическим и он практически не влияет на зрение и присутствует у 90% населения. И только примерно в 10-15% случаев встречается астигматизме более 1 диоптрии.

Высокая степень астигматизма является причиной возникновения косоглазия, рефракционной амблиопии, аккомодационной астенопии. Может вызывать нарушение стереоскопического и бинокулярного зрения.

Астигматизм лечение. Исправление астигматизма.

Лечение астигматизма зависит от нескольких факторов, в том числе возраст, степень физической активности, род занятий. Обычно лечение заключается в назначении контактных линз или очков.

На сегодняшний день существует три способа коррекции астигматизма: очки, контактные линзы и эксимер-лазерная коррекция (хирургическое вмешательство).

Контактные линзы и очки при астигматизме выбираются индивидуально. Специалисты утверждают, что цилиндрические линзы в случае крайней необходимости могут сочетаться с линзами, предназначенными для коррекции дальнозоркости или близорукости.

Наличие высокой степени астигматизма у пациента подразумевает то, что он плохо переносит очки: у него моментально начинает кружиться голова и болеть глаза. Особенно это касается тех, кто в детстве не носил очки с цилиндрами. В настоящее время существует возможность изготовить линзы из пластического материала, склеивая сферическую и цилиндрическую линзы нужной диоптрийности.

Лазерная коррекция зрения.

Лазерная коррекция зрения — самый эффективный и наиболее распространенный на сегодняшний день метод исправления зрения.

Суть метода: исправление зрения происходит за счет изменения формы роговицы.

Во время коррекции зрения методом ЛАСИК специальным прибором — микрокератомом отделяются поверхностные слои роговицы толщиной 130–150 микрон, открывая лазерному лучу доступ к более глубоким ее слоям. Затем лазер испаряет часть роговицы, лоскут возвращается на место и фиксируется за счет коллагена, собственного вещества роговицы. В силу того, что форма роговицы меняется, лучи после лазерной коррекции фокусируется как раз на сетчатке. То есть человеку возвращается хорошее зрение.

Наложения швов не требуется, так как восстановление эпителия по краю лоскута происходит самостоятельно. Лазер не затрагивает внутреннюю структуру глаза, поскольку воздействие осуществляется лишь на одну преломляющую среду, то есть на роговицу.

Лазерная коррекция производится амбулаторно, по времени занимая не больше 20 минут, а непосредственное воздействие лазерного луча на глаз и вовсе составляет не больше 40 секунд. Процедура проводится с местной анестезией и совершенно безболезненна.

Хирургическое лечение применяется по рекомендации окулиста. Такая операция может быть проведена, если нет патологий сетчатки глаза, рубцов на поверхности глазного яблока или других проблем с глазами.

Данный дефект компенсируется очками с цилиндрическими линзами, имеющими различную кривизну по горизонтали и вертикали.

Чаще всего астигматизм сочетается с близорукостью или дальнозоркостью, поэтому для его компенсации требуются сферо-цилиндрические линзы. Такие линзы (стеклянные и пластмассовые) немногим дороже обычных, сферических.

Контактные линзы при астигматизме.

Говоря об исправлении астигматизма при помощи контактных линз, важно отметить, что до недавнего времени корригировать астигматизм возможно было только при помощи жестких контактных линз. Такая модель линз не только доставляла неудобства в процессе ношения, но и оказывала плохое влияние на роговицу. Однако, медицина не стоит на месте и сегодня для исправления астигматизма применяются специальные торические контактные линзы.

— избегать действий, которые могут ухудшить состояние (не увлекаться длительным просмотром телевизора или длительным чтением книг, работой за компьютером).

— не стоит выбирать профессии, которые связаны со зрительными нагрузками или точными приборами.

— давать глазам больше отдыха, особенно когда ощущаете их напряжение.

— настой черники: 4 ст.ложки высушенных листочков черники залить 2 стаканами кипятка, настоять 2 часа, процедить. Принимать весь объем в течение всего дня.

— кушать ягоды черники, черешни, а также такие овощи и зелень, как морковь, огурцы, чеснок, шпинат и укроп.

источник

Глазница является защитным костным остовом, вместилищем глаза и основных его придатков. Характерные особенности глазницы новорожденного состоят в том, что ее горизонтальный размер больше вертикального, глубина глазницы невелика и по форме она напоминает трехгранную пирамиду, ось которой сходится вперед, что иногда может создавать видимость сходящегося косоглазия. Хорошо развита только верхняя стенка глазницы. В процессе роста, в основном за счет увеличения больших крыльев основной кости, развития лобной и верхнечелюстной пазух, глазница становится глубже и приобретает вид четырехгранной пирамиды, направление оси выравнивается, в связи с чем, увеличивается межзрачковое расстояние. К 8-10 годам форма и размеры глазницы почти такие же, как у взрослых.

После рождения ребенказрительный анализатор проходит определенные этапы развития, среди которых основные пять:

· формирование области желтого пятна и центральной области сетчатки в течение первого полугодия жизни; из 10 слоев сетчатки остаются в основном четыре — это зрительные клетки, их ядра и бесструктурные пограничные мембраны;

· увеличение функциональной мобильности зрительных путей и формирование их в течение первого полугодия жизни;

· совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни;

· формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими анализаторами в течение первых лет жизни;

· морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые (2-4) месяцы жизни.

· Подавляющее большинство детей (по разным данным — до 80%) рождаетсягиперметропами (хорошее зрение вдали, плохое вблизи), что обусловлено короткой переднезадней осью глазного яблока новорожденного (16–18 мм). В дальнейшем, по мере роста и самого ребенка и глазного яблока гиперметропия постепенно уменьшается, и у некоторых детей переходит вмиопию.

· Врожденная близорукость (миопия) у детей

· Врожденная миопия может быть связана с недоношенностью, обусловлена наследственностью, или вызвана патологическими процессами. Следует заметить, что в большинстве случаев врожденная близорукость характеризуется слабыми изменениями на глазном дне.

· Врожденная близорукость, как правило, носит стабильный характер, хотя, в некоторых случаях, возможно ее прогрессирование. Естественно, дети с врожденной близорукостью требуют к себе пристального внимания врача-офтальмолога с постоянным динамичным наблюдением. Необходимо как можно раньше назначать оптическую коррекцию и проводить профилактику возможной амблиопии.

· Детская близорукость

· Близорукость (миопия) — заболевание, при котором дети плохо различают предметы, расположенные на дальнем расстоянии. Это происходит из-за того, что параллельные лучи света, идущие от предметов расположенных вдали, сводятся в фокус в плоскости перед сетчаткой, а не на ней самой, вследствие чего снижается острота зрения у ребенка. Зачастую это связано с тем, что переднезадняя ось глаза оказывается слишком длинной. В результате вытянутой формы глазного яблока происходит неправильное преломление света, и острота зрения снижается, прежде всего, вдаль.

· Врачи-офтальмологи разделяют миопию на слабую (до 3,0 D включительно), среднюю (от 3,25 до 6,0 D) и высокую (более 6 D). Высокая миопия может достигать весьма значительных величин: 15,20,30 D и более.

· Близорукие дети нуждаются в очках для дали, а многие и для близи (когда миопия превышает 5-6 диоптрий). Но очки, увы, не всегда корректируют зрение до высокого уровня, что связано с дистрофическими и др. изменениями в оболочках близорукого глаза.

· Причины возникновения близорукости (миопии) у детей могут быть разные: наследственный фактор, ослабление склеры, первичная слабость аккомодации, длительная работа на близком расстоянии (сидение у компьютера, телевизора), условия внешней среды, нарушение гигиены зрения, ослабление организма в результате неправильного питания, переутомление, различные заболевания. Но чаще всего близорукость (миопия) обусловлена видоизменением формы глазного яблока (удлинением его переднезадней оси).

Необходимо устранить те неблагоприятные факторы, которые раньше или позже могут привести или уже привели к близорукости. Нельзя придерживаться выжидательной, пассивной тактики, тем более что влияние большинства этих факторов может быть исключено или сведено к минимуму. В этом должны быть заинтересованы не только офтальмологи, но и микропедиатры, педиатры, патронажные медицинские сестры, гигиенисты, школьные врачи вместе с родителями, воспитателями детских дошкольных учреждений и учителями школ, которым следует объединить усилия в борьбе с возникновением близорукости и ее прогрессированием.

Для того чтобы воспитание и обучение детей в группах профилактики глазной патологии осуществлялось гармонично и не нарушало программы, разработанной органами и учреждениями народного образования, офтальмологи совместно с воспитателями и с привлечением родителей разрабатывают индивидуализированные методы профилактики нарушений зрения. Эти методы должны учитывать и общее состояние здоровья, и уровень умственного и физического развития, и степень риска по близорукости, и возраст, и наследственную отягощенность. В таких случаях вся работа с детьми осуществляется по принципу играя — лечимся. Все лечебные мероприятия у детей в группах профилактики глазной патологии должны быть ненасильственными, ненавязчивыми, непродолжительными, занимательными и игровыми с учетом психоэмоционального состояния ребенка.

Многолетняя практика Москвы и многих других регионов страны показывает, что осуществляемые меры профилактики позволяют в 2 раза сократить частоту возникновения или уменьшить скорость прогрессирования близорукости.

Борьба с близорукостью, начатая в детских дошкольных учреждениях, должна неукоснительно продолжаться в школах. Как и в дошкольных учреждениях, лучше всего выделить группы глазной профилактики. Это в основном дети, которые нуждаются в дополнительной опеке и преподавателей, и педиатров, и родителей.

Каждый преподаватель, школьные медицинские работники и родители должны знать и неукоснительно выполнять все рекомендации офтальмологов по отношению к детям групп глазной профилактики по близорукости.

В питание детей рекомендуется вводить морковь и другие овощи, чернику, молоко, творог, курагу, грецкие орехи, отварное мясо; исключаются такие приправы, как горчица, перец и т. п.

В осенние, зимние (пасмурные) дни освещение должно быть смешанным, освещенность не менее 500 лк на рабочем месте. Необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не загромождать подоконники цветами, наглядными пособиями. От слепящего действия прямых солнечных лучей защищают светлые шторы на окнах.

К сожалению, освещенность в детских садах и школьных классах распределяется неравномерно. Особенно это касается школьников, сидящих в третьем ряду (у двери). Причины этого следующие: стены увешаны наглядными пособиями; передняя стена закрыта школьной доской, напротив располагаются шкафчики. Таким образом, от стен нет отражения света на парты. В связи с этим детей необходимо не реже 1 раза в месяц пересаживать.

Отражающие поверхности в классе следует окрашивать в светлые тона: потолки, оконные проемы и рамы — в белый цвет, панели — в палевые тона, школьную мебель — в светло-серый цвет, школьную доску — в черный или темно-коричневый цвет (матовый). Мел должен быть хорошего качества, тексты, рисунки, наглядные пособия, которыми школьник пользуется при зрительной работе, — рельефными и отчетливыми. Бумага должна быть белой, качественной; чернила следует применять темные, неразведенные. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 33-35 см (согнутая в локте рука должна доставать подбородок). Недостаточная освещенность, нечеткий, расплывчатый шрифт, чрезмерное приближение глаз к книге, несоответствие парты росту — все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, появляется ощущение песка в глазах), усталости мышц шеи, спины. Для облегчения школьник начинает искать оптимальное положение тела и привыкает сидеть неправильно. Правильная посадка возможна только при использовании специальной школьной мебели, соответствующей росту учащегося.

Столы и парты должны быть маркированы по размерам, чтобы можно было рассаживать детей по росту. Книгу во время чтения лучше ставить на подставку, что обеспечивает правильную посадку и исключает наклон головы и развитие сколиоза.

Дома для занятий ребенку отводят место у окна. Оконные стекла должны быть чистыми, окна незашторенными, подоконники свободными.

Вечером следует пользоваться достаточным искусственным местным освещением — одной лампой 100 Вт с непрозрачным колпаком. Лампу помещают слева, чтобы свет освещал только рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Должен быть и верхний свет мощностью 60-100 Вт. Ни в коем случае нельзя читать в сумерках, в транспорте, во время ходьбы, лежа в постели, на диване. Отсутствие зоны комфорта для зрения ведет к утомлению глаз, снижению остроты зрения, а нередко — к развитию ложной, а затем и истинной близорукости, Часто у детей, занимающихся музыкой, рисованием, дополнительно математикой, вязанием, вышиванием, иностранными языками и другими работами, требующими зрительного напряжения, ведущих малоподвижный образ жизни в закрытых помещениях, чаще всего возникает близорукость.

Читайте также:  Бейтс упражнения для глаз при астигматизме

Необходимо чередовать зрительную работу с физическим отдыхом, физкультпаузами для глаз (после 15 мин чтения или письма закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, посидеть в покое 2-3 мин. Через следующие 15 мин делают упражнения для глаз: движения вверх, вниз, в сторону, тоже 2-3 мин; спустя 30 мин занятия — вновь физ-культпауза 10 мин или физическая работа по дому). Необходимо чаще быть на воздухе во внеучебное время и на переменах в школе.

В летние каникулы следует обеспечить детям активный отдых. Хорошо сочетать отдых и лечение в специализированных летних оздоровительных лагерях, городских или расположенных за городом, в лесу, где есть водоемы. Родители должны добиваться организации таких оздоровительных лагерей. Опыт показывает, что ежегодное пребывание в таких учреждениях, где дети, отдыхая, лечатся, способствует уменьшению числа близоруких или замедлению прогрессировать процесса в 1,5-2 раза.

Особенно хороший результат оздоровления в таких лагерях отмечается у детей 10-12 лет, которые более подвижны, занимаются спортом (бег, плавание, хореография). Профилактику близорукости различными методами нужно проводить не только летом в оздоровительном лагере, но и в группах продленного дня и обязательно дома.

Основным принципом учебного процесса с группой профилактики по близорукости, как уже указывалось, является некоторое ограничение зрительной нагрузки, увеличение нагрузки на слуховой анализатор в сочетании с большей физической активностью.

Для детей группы профилактики отводится самое светлое место — у окна. Порядок рассаживания детей определяют офтальмолог и педагог с учетом ряда признаков (пол, рост, отягощенная наследственность по близорукости, имеющаяся близорукость). Для учителя в списке «группы профилактики» указываются данные о состоянии глаз, нужно ли пользоваться очками и как ими пользоваться. Одновременно перед учителем ставятся следующие задачи.

  1. Учебные физкультурно-оздоровительные занятия в классах с группами профилактики проводить по принципу ограничения зрительной нагрузки и усиления физической и слуховой.
  2. Трудовое воспитание у детей с близорукостью не должно сопровождаться длительной зрительной нагрузкой (шитье, рисование, лепка).
  3. В процессе урока должны быть физкультпаузы для глаз.
  4. Осуществлять контроль за правильной посадкой, ношением очков.
  5. Не реже чем 1 раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды.
  6. Учащимся с близорукостью не рекомендуются спортивные соревнования, поднятие тяжестей (можно заниматься плаванием, греблей, бегом трусцой, теннисом и др.).
  7. Делать перерывы при чтении на 10-15 мин через каждые 30- 45 мин, ограничивать просмотр телепередач (до 45 мин).
  8. Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.

В помощь в оздоровительной профилактической работе с учащимися «групп профилактики» учителям вручаются соответствующие методические рекомендации:

  1. советы педагогам по массовой профилактике близорукости у школьников;
  2. методические рекомендации по срокам исследования зрения у детей и определения «групп профилактики» в классах;
  3. примерная рекомендуемая методика учебных и физкультурных занятий с «группами профилактики».

Контроль за выполнением учителями рекомендаций офтальмолога возлагается на медицинскую сестру школы, медицинскую сестру глазного кабинета во главе с офтальмологом.

Для четкости выполнения учителями и медицинскими работниками офтальмологических рекомендаций не реже одного раза в 1-2 мес офтальмолог должен посещать первые 3-4 класса школ, уделяя внимание сформированным «группам профилактики». Лучше это делать по договоренности и вместе с директорами и заведующими учебной частью школ.

У каждого ребенка, внесенного в список «группы профилактики», должны быть зафиксированы острота зрения, рефракция, аккомодация, сопутствующие заболевания, наследственная отягощенность по близорукости, увлечение чтением, занятия музыкой, иностранными языками, вышиванием и т. п., а также занятия физкультурой и спортом; время, затрачиваемое на просмотр телепередач, время пребывания на воздухе, занятия в группе продленного дня; проводимое лечение (какое, регулярность, длительность).

В конце учебной четверти, года офтальмологи вместе с педагогами на родительских собраниях должны подводить итоги борьбы с близорукостью, подчеркивать положительные результаты, указывая одновременно и на отрицательные моменты с конкретными предложениями по их устранению.

Анализ и сопоставление результатов показали, что в школах, где были созданы «группы профилактики», близорукость возникла впервые у 1,2%, а в школах, где таких групп не было, — у 3,8% детей.

Таким образом, наблюдения в школах Бабушкинского района Москвы показали, что комплексная медико-педагогическая работа преподавателей, педиатров, офтальмологов обеспечивает реальную массовую профилактику близорукости.

Главное управление здравоохранения и Главное управление народного образования Мосгорисполкома отдали распоряжение, в котором с целью распространения опыта работы в школах Москвы начальникам управления и заведующим отделами здравоохранения и народного образования районов предлагалось обеспечить внедрение работы в школах по предупреждению близорукости у детей.

В результате в 1987 г. в Москве группы профилактики по близорукости были созданы уже более чем в 20% детских садов и школ.

Такая работа начала проводиться в краях и областях РФ и в других республиках страны.

Неуклонное выполнение рекомендаций по профилактике возникновения и прогрессирования близорукости, разработанных кафедрой глазных болезней педиатрического факультета РГМУ, МНИИГБ им. Гельмгольца и изданных Миндравом в последние годы, во многих случаях способствует достижению благоприятных результатов.

Однако там, где не осуществляются эти рекомендации, имеет место повышенная зрительная нагрузка у детей дошкольного и школьного возраста, а также снижена их физическая активность и наблюдается увеличение частоты и скорости прогрессирования близорукости в более раннем возрасте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Профилактика нарушения зрения очень важна, ведь каждый сталкивается с тем, что острота зрения с возрастом снижаться. Одним из сложнейших органов человеческого организма, без которого трудно воспринимать красоту мира, является глаз. При нарушениях в работе органа зрения человек чувствует себя некомфортно. Часто причиной дисфункции глаза является неправильный образ жизни.

Специалистами разработаны основные пути предупреждения нарушений зрения:

  • Избегать перенапряжения глаз, периодически давая им минутный отдых во время длительной нагрузки.
  • Оборудовать рабочий стол так, чтобы на него падал прямой, а не рассеянный или тонированный, свет.
  • Использовать качественные солнцезащитные очки в разумных пределах, не надевая их в пасмурную погоду или во время нахождения в помещении.
  • Не утомлять глаза неразборчиво написанными текстами.
  • Воспитывать привычку к правильной осанке, чтобы предотвратить нарушения кровообращения и защемление нервов в шейном отделе позвоночника.
  • Заниматься физкультурой и спортом.
  • Соблюдать здоровый образ жизни, отказаться от алкоголя, сигарет.
  • Включать в меню продукты, содержащие витамин А, Е, С, Д, богатые цинком, железом, кальцием, магнием.
  • Повышать иммунитет, снижая риск заражения патогенными вирусами и бактериями.
  • Соблюдать правила личной гигиены, не пользоваться чужими полотенцами, косметическими средствами.
  • Выбирать контактные линзы только после консультации с офтальмологом.
  • Забота о зрении должна начинаться с раннего возраста и продолжаться в течение всей жизни.

    Сохранение остроты зрения должно проходить постоянно. Часто зрительные функции теряются из-за неправильного положения тела во время чтения. Приятно лежать в постели с книжкой в руках. Но при этом страдает кровообращение глаз и головного мозга.

    При лежании на одном боку глаза постоянно находятся в напряжении, пытаясь сфокусироваться на строчке книги. Подобную нагрузку испытывает орган зрения и при чтении в транспорте.

    Оптимальной позой для чтения считают положение сидя. При этом книгу держат на расстоянии 35-40 см от глаз.

    Повсеместное использование компьютера привело к тому, что количество людей с нарушениями зрения увеличилось в несколько раз. Не стоит проводить дни, находясь в виртуальном мире интернета.

    Тут тоже нужно соблюдать правила. Смотреть на монитор лучше с точки, находящейся выше экрана. А яркость и контрастность картинки настраивается с учетом того, чтобы изображение было в десять раз ярче фона.

    Глазам нужно давать отдых, они не должны находиться в напряжении постоянно. Каждые сорок минут необходимо отрываться от монитора, посмотреть в течение трех-пяти минут вокруг себя, на пейзаж за окном. Полезно регулярно проводить гимнастику для глаз.

    Занятия спортом также помогут сохранить остроту зрения. Особенно полезны виды спорта, связанные с фокусировкой взгляда: бадминтон, теннис, баскетбол, футбол.

    Водным процедурам также отводится не последнее место в деле профилактики зрительной дисфункции. Утреннюю гигиену начинают с ополаскивания каждого глаза сначала холодной, затем теплой водой. Можно заменить это наложением поочередно холодных и горячих компрессов на область век.

    Часто глаза страдают от нехватки жидкости. Снимают сухость роговицы с помощью специальных капель на основе искусственной слезы.

    Рекомендации по предупреждению расстройства зрения несложны, выполнение их обязательно в любые возрастные периоды.

    Уже в детском саду встречаются дети, страдающие близорукостью, дальнозоркостью, косоглазием, астигматизмом. Поэтому важно направить силы на сохранение нормального зрения и проводить профилактику нарушения зрения у детей, правильно организовывая их занятия как дома, так и в дошкольном учреждении.

    По времени лепка из пластилина, рисование, игра с конструктором не должны занимать более часа в день. В занятиях делают перерыв на десятиминутный отдых, во время которого ребенок должен больше двигаться.

    Для улучшения остроты зрения дошкольнику необходимо предлагать игрушки, которые могут прыгать, вертеться, двигаться, катиться. Полезно устраивать для малышей игры с мячом.

    Вредное воздействие на функцию зрения оказывает долгое сидение перед телевизором, за компьютером.

    В этом случае существует ряд правил, которые необходимо соблюдать:

  • Расстояние до экрана телевизора должно достигать двух-пяти метров, до монитора компьютера – сорок сантиметров.
  • Усаживать ребенка надо прямо перед экраном, а не сбоку.
  • Помещение должно хорошо освещаться.
  • Во время рисования необходимо следить за посадкой малыша: спина прямая, локти не свисают, стопа упирается в пол.
  • Расстояние до книги – двадцать пять – тридцать сантиметров.

    При обнаружении нарушения зрения ребенка срочно ведут на прием к специалисту, который даст соответствующие рекомендации.

    Именно в младших классах школы у большинства детей начинаются проблемы со зрением.

    Предупредить снижение зрительной функции можно, если выполнять ряд требований:

  • Письменный стол должен стоять рядом с окном, свет от которого не должен закрываться высокими цветами. Во время работы за столом включают настольную лампу, мощность которой не выше восьмидесяти Ватт. Важно, чтобы прибор был с абажуром.
  • Не стоит забывать во время занятий о правильной позе, которую нужно постоянно контролировать. Спина должна быть прямая, локти не должны свисать. Заниматься за кухонным столом вредно.
  • Утомление детского организма ведет к снижению остроты зрения. После занятий в школе необходимо дать ребенку отдохнуть в течение полутора-двух часов. А между занятиями лучше делать десяти- или двадцатиминутный перерыв через каждый час.
  • Смотреть телевизор надо сидя на стуле или в кресле не ближе одного-двух метров при черно-белом изображении, до трех метров – при цветном. В комнате во время просмотра телепередач в вечернее время включают верхний свет.
  • Поступление в организм младшего школьника необходимых для качественного зрения витаминов, элементов очень важно. Поэтому нужно употреблять как можно меньше рафинированной пищи, а больше фруктов, овощей, зелени. Рациональное питание основано на сбалансированности состава потребляемых продуктов.
  • Роль регулярной гимнастики для глаз высока. Выполняют упражнения сидя, в течение трех-пяти минут после длительной зрительной работы.
  • Предупредить близорукость можно, регулярно выполняя комплекс утренней гимнастики, процедур закаливания, физкультурных занятий.

    Профилактические мероприятия направлены не только на предотвращение возникновения у школьника зрительных нарушений, но и на укрепление здоровья, иммунитета ребенка.

    При неправильной организации школьного процесса часто у детей в подростковом возрасте развивается миопия, или близорукость. В последние годы количество подростков с этим нарушением выросло в полтора раза. Из-за снижения зрения дети находятся в постоянном состоянии психологического, социального дискомфорта, ведущего в последующем к сужению их профессионального выбора.

    Плохо приспособленная под рост подростка мебель ведет к неправильной осанке, утомлению мышц. Ученик старшей школы начинает склоняться низко над столом, чтобы их расслабить. Привычка неправильно сидеть – частая причина близорукости у подростков.

    Ослабление зрения связывают и с увлечением подрастающего поколения компьютерами, современными гаджетами. Иногда они сидят в них целый день без перерыва. Для глаз такое увлечение вредно. Напряженные глазные мышцы устают, что ведет к резкому снижению зрения.

    Для подростка важно после часа-двух работы за компьютером прерываться, походить по комнате. А лучше сделать перерыв и поиграть в бадминтон, мяч.

    Поможет уменьшить расстройства зрения использование очков со специальным покрытием. Они способствуют видению четкого изображения на экране.

    Функции зрения проще сохранить у подростков, если в их рационе присутствует продукты с достаточным количеством витаминов.

    Важность профилактики нарушения зрения в том, чтобы социальная адаптация выпускников школы прошла успешно, и они смогли выбрать ту профессию, которая будет им интересна, принесет пользу.

    Для людей любого возраста, а детей особенно, ежедневные упражнения для глаз помогут сохранить функции этого органа в норме на долгие годы.

    В оздоровительный комплекс включают различные упражнения:

    1. Быстрое моргание глазами в течение пятнадцати секунд. Повторяют движение сидя на стуле пять-шесть раз.
    2. Рисование глазами круга сначала вправо, затем влево, по пять раз в каждую сторону.
    3. Массаж век закрытых глаз круговыми движениями указательных пальцев на протяжении минуты. После небольшого перерыва упражнение повторяют.
    4. На стекло окна наклеивается круглая метка на уровне глаз. Взгляд переводят от метки на предмет за окном, находящийся вдали. Упражнения проводят каждый день в течение двух недель. Продолжительность их начинается с трех минут, увеличиваясь постепенно до семи.
    5. Приняв положение стоя, выполняют слежение за движением указательного пальца вытянутой руки вправо – влево. На упражнение затрачивают две минуты, сначала вытягивая одну руку, затем вторую.
    6. В исходном положении стоя, ноги на ширине плеч, вытягивают руки вперед. Медленно считая до семи, приближают ладони к лицу, не отводя от них взгляда. Повторяют пять раз.
    7. Встают прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. Поднимая руки вперед, затем вверх, не сводят взгляда с кончиков пальцев. Повтор упражнения пять–шесть раз.
    8. Приняв исходное положение сидя, сильно зажмуривают глаза и открывают их после счета до десяти. Достаточно выполнить упражнение три раза.
    9. Не меняя исходное положение, закрывают глаза, расслабляют веки. Через пять-семь секунд открывают и смотрят вдаль.

    Комплекс зрительных упражнений можно разработать самостоятельно, учитывая рекомендации специалистов.

    Читайте также:  Бейтс восстановление зрения при астигматизме

    Выполнение упражнений лечебной физкультуры способствует не только укреплению здоровья, но и предупреждает снижение зрения.

    Упражнения выполняют сидя на полу, упор руками сзади:

  • Ножницы. Выполнение перекрестных движений прямыми ногами, следя взглядом попеременно то за одной, то за другой ногой.
  • Поднимание и опускание прямых ног.
  • Круговые движения прямыми ногами по очереди. Взор перемещается за движениями ног.
  • Махи попеременно правой и левой ногой, взгляд удерживают на кончиках пальцев.

    Упражнения для выполнения стоя, с палкой или гантелями:

  • Приседания с гимнастической палкой. Прямые руки удерживают палку впереди. Во время движения руки уводятся вверх. Глаза следят за руками.
  • Гантели находятся впереди на вытянутых руках. Выполняют круговые движения правой рукой, затем – левой. Глаза следят за движением.
  • Поднимание рук с гантелями вверх поочередно, следя взглядом за движением.

    В комплексе есть упражнения с мячом. Для их выполнения нужен партнер. Мяч передают ему руками из-за головы. Полезно бросать теннисный мячик в цель с расстояния пяти — шести метров.

    Упражнения подбираются с учетом возраста ребенка или взрослого, начиная с легких и заканчивая более сложными. В конце гимнастики проводят упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

    Несмотря на то, что у взрослых людей зрение сформировано, у них постепенно происходят возрастные изменения, которые отчасти можно предупредить. Способы профилактики позволяют предотвратить или уменьшить ухудшение работы глаз в связи со стрессами, перенапряжением, а также ослабить возрастные изменения зрения.

    Правильное расположение рабочего места остается важным и для взрослого человека. Персональный компьютер должен находиться на расстоянии вытянутой руки, яркость его не должна контрастировать с внешним светом.

    Правильная осанка направлена на расслабление мышц спины и шеи, что улучшает кровоснабжение головного мозга и глаз. Чередование напряжения и расслабления зрительных мышц приводит к их укреплению.

    Длительная работа за компьютером вызывает возникновение синдрома сухого глаза. Поэтому после зрительных нагрузок необходимо применение увлажняющих, иммуностимулирующих капель типа искусственной слезы. Использование защитных очков также полезно для сохранения зрения.

    Питание, богатое важными элементами, поддержит здоровье глаз. Обилие фруктов, овощей, морепродуктов в рационе укрепляет кровеносную, нервную системы.

    В разные возрастные периоды не стоит забывать о гимнастике для глаз, занятиях спортом, физкультурой, водных процедурах. Это снимет напряжение с глаз, повысит их выносливость и укрепит организм в целом.

    Визиты к офтальмологу играют важную роль в предупреждении глазных болезней. После сорока лет консультации специалиста должны проходить ежегодно.

    Основной функцией глаза является способность воспринимать свет, видеть очертания предметов, их цвет, форму, положение. Основными рецепторами сетчатки глаза являются колбочки и палочки. Колбочки ответственны за восприятие большей части цветного спектра, но способны работать только при хорошем освещении.

    Палочки распознают только изумрудно-зеленую часть спектра, но отвечают за ночное видение. В рецепторах происходит превращение световых волн в нервные импульсы, которые идут в головной мозг по зрительному нерву. Там происходит трансформация их в образы окружающего мира.

    Острота видения зависит от четкого попадания изображения на центральную часть сетчатки в область макулярного пятна. Благодаря периферическому зрению человек ориентируется в пространстве. Глаз видит, пусть и нечетко, то, что находится за пределами пятна сетчатки.

    Среди функций зрения можно также выделить:

  • определение интенсивности и яркости света;
  • распознавание оттенков цвета;
  • способность к бинокулярному зрению.

    Из-за нарушений одной из функции зрительного органа человек любой возрастной категории чувствует себя менее успешным.

    Симптомы и признаки астигматизма у ребенка до года заметить трудно. Ориентиром для родителей могут служить семейный астигматизм и появление более или менее выраженного косоглазия у ребенка – у детей до года астигматизм часто сочетается с косоглазием.

    Внимательные родители могут заметить у ребенка двух – четырех лет, что он плохо различает отдельные предметы, не может правильно назвать их форму (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), тогда как другие дети этого возраста легко справляются с этой задачей. Обращает на себя внимание и то, что ребенок не может определить, какой предмет находится дальше, а какой ближе к нему.

    Дети после пяти-шести лет уже могут предъявлять определенные жалобы. Они говорят, что видят все расплывчато, нечетко, искаженно. Но даже в этом возрасте ребенок еще не понимает, что он видит не так, как все, поэтому в большинстве случаев жалоб на зрение не предъявляет. Плохое зрение заставляет такого ребенка наклонять голову, прищуривать глаза, чтобы лучше видеть. Из-за напряжения в глазах у него могут возникать головная боль и усталость глаз. Глаза часто раздражаются и краснеют.

    Приобретенный астигматизм у детей встречается при рубцах роговицы, перенесенных операциях и травмах глаза, подвывихе хрусталика, сопровождающемся разрывом цинновой связки. Нередко астигматизм у детей развивается вследствие патологии зубочелюстной системы, вызывающей деформацию стенок глазницы. При астигматизме у детей могут выявляться сопутствующие заболевания глаз: кератоконус, врожденный нистагм, птоз, гипоплазия зрительного нерва.

    Если родители не заметили симптомов ухудшения зрения у ребенка и не обратились вовремя к специалисту, если поставлен не верный диагноз и назначено не правильное или не полное лечение, если больные не соблюдают предписаний врача, возможны осложнения. Хотя сам астигматизм не прогрессирует от отсутствия лечения, могут развиться иные заболевания, возникновению которых он способствует – астенопия (быстрая утомляемость глаз и вызванное этим снижение остроты зрения), амблиопия (не развиваются клетки зрительной коры, вследствие чего мозг отказывается обрабатывать сигнал, приходящий от глаз), косоглазие. Низкая острота зрения, которая наблюдается у ребенка при отсутствии лечения или при неполной коррекции, задерживает формирование стереоскопического и бинокулярного зрения.

    Наиболее известный и распространенный способ – очковая коррекция астигматизма. Очки со специальными цилиндрическими стеклами выписывают детям для постоянного ношения. Первые дни ношения очков ребенок может испытывать зрительный дискомфорт, головные боли, но, как правило, эти симптомы проходят в течение недели, когда наступает привыкание к очкам. Если же после двух недель постоянного ношения ребенок продолжает жаловаться на головные боли и головокружение, родители должны проконсультироваться с врачом, возможно, очки подобраны не правильно. При выборе очков также следует внимательно подойти и к выбору оправы, так как она может вызывать утомление. Важно регулярно посещать офтальмолога, следить за ростом и развитием глаз и своевременно менять оптику.

    Также корригировать детский астигматизм помогают контактные линзы. При контактной коррекции зрения вышеперечисленные недостатки отсутствуют. Качество зрения ребенка не только повышается, но и наблюдается более правильное развитие зрительных центров. Поэтому в ряде случаев контактные линзы являются наиболее предпочтительным способом лечения. Однако он применим только для детей старшего возраста, которые уже смогут сами вставить линзы в глаза. Маленьким детям он может причинить только вред – при попытке вставить инородное тело в глаз вырывающемуся из рук ребенку, велика вероятность серьезно поранить роговицу.

    Чтобы вовремя выявить астигматизм у ребенка нужно регулярно посещать детского офтальмолога, потому что сам малыш может и не жаловаться на проблемы со зрением и видеть, с точки зрения родителей, абсолютно нормально. В большинстве случаев астигматизм выявляется на профилактическом приеме у офтальмолога в годовалом возрасте, когда диагностика состояния оптической системы проводится посредством закапывания в глазки специальных капель.

    К профилактическим мерам можно отнести выявление астигматизма на ранней стадии. В семьях, где есть предрасположенность к данному дефекту, нужно быть особенно внимательными к зрению малыша. Рекомендуется показывать ребенка офтальмологу с 2–х месячного возраста, и приходить на прием, когда назначит доктор. Детей с астигматизмом нужно показывать специалисту каждых 6 месяцев, и выполнять все его рекомендации.

    У.Г.Бейтс советует все дополнить следующими упражнениями:

  • Упражнения для миопиков или для дальнозорких, что зависит от формы астигматизма.
  • Открытыми глазами проделывайте в воздухе восьмерку в ритме дыхания (10 раз).
  • Зафиксируйте указательный палец на расстоянии 30 см от глаз. Задержите взгляд на его окончании на пару секунд. Затем на 5 секунд прикройте один глаз, обоими глазами посмотрите на палец, прикройте второй глаз, снова — взгляд на палец (10 раз).
  • Зажмурьте глаза на 5 секунд, откройте их на 5 секунд (5?7 раз).
  • Выпрямленная рука перед собой, взгляд — на указательном пальце. Медленно приближать палец к глазам, не сводя с него взгляда, пока он не начнет двоиться. Повторить несколько раз.

    Данные признаки характеризуют в основном высокую степень гиперметрпического астигматизма. При слабой степени искажение изображения, обычно не заметно и человек может даже и не подозревать о своих проблемах со зрением. Корректировка зрения происходит за счет глазных мышц, а их перенапряжение может вызвать головные боли, раздражительность и частую смену настроения.

    Как правило, данный вид астигматизма корректируется с помощью очков с цилиндрического типа линзами. Очки подбираются для каждого пациента индивидуально, с учетом показателя оси каждого глаза. При этом очки рекомендуют носить все время, обязательно использовать их во время работы или учебы. Ношение очков помогает детям избежать возможных осложнений, например астенопии или косоглазия. Оптическая коррекция не лечит, а лишь улучшает зрение на время ношения очков или контактных линз.

    Зрение можно также улучшить при помощи исправления астигматизма хирургическим путем, когда выравнивают форму роговицы. Для лечения гиперметропического астигматизма проводятся следующие операции:

    Принцип тот же, что и при термокератопластики, только ожоги наносят иглой с высокой температурой.

    Гиперметропический лазерный кератомилез (гиперметропический ЛАСИК)

    Самый современный метод лечения. Применяется при астигматизме средней и высокой степени. Из верхнего слоя роговицы вырезают лоскут и отодвигают в сторону, чтобы появился доступ к средним слоям роговицы на ее периферии. Далее небольшой участок среднего слоя испаряется с помощью лазера, после лоскут возвращают на место. Такое вмешательство исправляет форму роговицы, меняет ее кривизну и пациент избавляется от дефектов зрения. В течение нескольких дней после операции зрительные функции полностью восстанавливаются. Операция может быть проведена сразу на обоих глазах. Отсутствует возможность помутнения роговицы.

    Если применение вышеуказанных способов невозможно, то для лечения гиперметропического астигматизма проводят следующие операции: имплантация факичной интраокулярной линзы, удаление хрусталика, кератопластика.

    Помимо врожденной патологии, встречается и приобретенная форма. Развитие такого астигматизма связано с образованием рубцовой ткани – она может появиться на роговице после травматических повреждений или хирургического вмешательства.

  • Простой. В данном случае сетчатка расположена на одном уровне с передней фокальной линией.
  • Сложный. В этой ситуации сетчатка находится впереди этой линии. Именно поэтому данную форму астигматизма значительно сложнее выявить и вылечить.

    Обе формы этого вида астигматизма обычно вызывает несферическая форма роговицы. В редких случаях эта патология бывает связана с неправильным искривлением хрусталика.

    Существует несколько степеней гиперметропического астигматизма, каждая из которых отличается определенными проявлениями:

    Легкая степень. Для нее характерны незначительные симптомы.

    Клиническая картина может быть осложнена сопутствующими заболеваниями – синдромом Франческетти или альбинизмом. Иногда встречаются такие патологии, как амавроз Лебера и аутосомно-доминантным ретинит.

    В результате смешанного астигматизма дети видят объекты искривленными, без четких очертаний. Это может привести к вторичному снижению остроты зрения. Поэтому коррекция астигматизма должна быть начата как можно раньше. Кроме того при смешанном астигматизме дети часто жалуются на головные боли и быструю утомляемость глаз.

    При патологии глаз, особенно в детском возрасте, невозможно понять самостоятельно, что существует нарушение зрения. Кроме того, появление астигматизма у детей возможно в любом возрасте, может быть связано с травмой или развиться после операции на глазах. Поэтому всем детям необходим регулярный осмотр офтальмолога 1 раз в год.

    При дальнозорком астигматизме происходит рассеивание светового луча за пределы сетчатки, это приводит к размытым изображениям, и нарушению зрения. Помимо не четкого изображения, глаза ребенка сильно устают. Также в большинстве детей с данным диагнозом диагностируется косоглазие.

    наблюдается повышенная утомляемость глаз;

    Выявить заболевания могут и родители, которые внимательно следят за своими детьми. Если у ребенка астигматизм, он может часто падать из ступенек, не замечать углы стула или шкафа, ставить любой из предметов мимо стола, это связанно с искривлением и иссечением контуров сетчатки глаза.

    Чтоб предотвратить развитие астигматизма, ребенку следует правильно питаться, проводить специальные упражнения глазных мышц, также заниматься плаванием и другими полезными упражнениями для здоровья целого организма.

    Для лечения этой формы астигматизма в слабой степени искажения зрения, ребенку назначают специальные очки (линзы) и массаж для глаз. Процесс формирования зрительной системы, контролируется в диспансере.

    Если астигматизм находится в сложной форме, тогда рекомендуется хирургическое вмешательство, так как ношение очков и контактных линз может вызывать головные боли и головокружение.

    Фоторефракционная кератэктомия – при помощи лазера снимается верхняя часть роговицы (не затрагивая нижние слои), кривизна изменяется. После удаления защитного слоя, открытая поверхность роговицы заживает около 3-4 дней. На время восстановления ребенку назначаются специальные линзы которые защищают глаза от излишнего света (чтоб не вызывать болей и слезоточивости глаза). Такую операцию нельзя проводить сразу на обоих глазах. Есть риск помутнения роговицы. Полное заживление наступает через полгода после операции. Преимуществом такого метода является то, что ее можно проводить детям с тонкой роговицей глаза, которым противопоказана операция LASIK.

    Лазерный кератомилез (LASIK) – во время операции меняется форма роговицы и зрение восстанавливается. При помощи микрокератома (хирургический прибор), снимается часть верхнего слоя роговицы и лазерным лучом испаряется определенная часть среднего слоя. Кривизна роговицы изменяется, снятый верхний слой накладывается обратно. Этот метод не имеет осложнений — не происходит помутнения роговицы и восстановительный период безболезненный. Вся операция длится около 15 мин. Возможно провидение хирургического вмешательства сразу на оба глаза. Пациент начинает видеть уже через несколько часов после операции. Полное восстановление зрения наступает уже через 2 недели.

    Смешанный астигматизм – в процессе лечения, в одном меридиане оптическая сила увеличивается, а в другом уменьшается.

    Для коррекции зрения используются специальные очки или оптические линзы. Но полного восстановления этим не добиться. Для полного восстановления зрения и отказа от ношения очков потребуется хирургическое вмешательство.

    Астигматическая кератотомия – проводится таким же методом, как и при близорукости. Недостатки этого метода в том, что окончательные результаты операции спрогнозировать невозможно и восстановительный период довольно длительный и болезненный.

    Под астигматизмом понимается оптический дефект зрительного аппарата, когда в глазном яблоке проецируются несколько оптических фокусов либо ни одного. Вследствие этого изображение деформируется, становится расплывчатым (нечетким). В большинстве случаях астигматизм у детей является врожденным заболеванием. Если у одного из родителей имеется подобная проблема, то возрастает вероятность появления ее и у ребенка.

    Читайте также:  Безободковая оправа при астигматизме

    Это заболевание может присутствовать при близорукости и дальнозоркости, иногда встречается в смешанном виде. Если мысленно разделить больной глаз на несколько плоскостей, окажется, что рефракция в плоскостях будет разной. В здоровом глазном яблоке такого быть не должно, т.е. преломление должно быть одинаковым.

    Астигматизм у детей может появиться в результате оперативного вмешательства либо в связи с травмой глаза. По статистике данное заболевание считается самым распространенным видом нарушения рефракции глазного аппарата. В зависимости от степени тяжести назначается соответствующее лечение.

    У новорожденных и детей до года может встречаться небольшой астигматизм, который проходит к 8-летнему возрасту. Но бывает так, что детский астигматизм распознается слишком поздно и развивается амблиопия или косоглазие. Маленькие дети не подозревают о низком уровне своего зрения, думая, что все окружающие видят мир в аналогичном виде.

    Поэтому родители должны своевременно водить своего малыша на прием к окулисту, чтобы вовремя выявить астигматизм глаз и начать лечение. В подростковом возрасте школьники приходят к специалисту с жалобами на головные боли, повышенную утомляемость, болезненные ощущения в области глаз при чтении.

    Как видят дети, страдающие астигматизмом?

    Если при близорукости человек хорошо видит на близком расстоянии, то при дальнозоркости – далеко. В отличие от этих болезней глаз при астигматизме зрение одинаково слабое что вдали, что вблизи (предметы искажаются, вытягиваются и отображаются нечетко).

    Иногда заболевание сочетается с дальнозоркостью либо близорукостью, соответственно низкое качество зрения еще больше усугубляется. Надо отметить, что любые заболевания зрительного аппарата негативно сказываются на развитии ребенка, ведь правильное восприятие образов имеет далеко не последнее значение в этом процессе.

    Астигматизм у детей – методы лечения

    При обнаружении у ребенка астигматизма необходимо сразу начать лечение, дабы не дать заболеванию перейти в более тяжелую фазу развития. Лечение осуществляется при помощи специальных очков со сферическими линзами. При достаточно выраженной степени болезни на роговицу глаза надеваются контактные линзы.

    Для коррекции заболевания детям подбирают индивидуальные цилиндрические очки, которые необходимо надевать регулярно. Маленького ребенка сложно заставить ходить в очках, поэтому родители должны в игровой форме добиваться нужного результата. Да и подростки часто смущаются и стесняются своего нового вида. В этом случае с ребенком нужно проводить беседы и подбирать не только нужные слова, но и оправу той формы, которая нравится ребенку.

    Помимо очков, на пользу пойдут физиотерапевтические процедуры, их обычно назначает врач-офтальмолог. Подобные процедуры необходимо проходить регулярно и курсами. Только четкое соблюдение всех рекомендаций врача: посещение в оговоренные сроки, ношение специализированных очков – является залогом успешной коррекции зрения.

    Астигматизм у детей, особенно в раннем возрасте, легко поддается лечению. Малыш, страдающий этим заболеванием, может посещать специализированный детский сад. Именно в таких дошкольных учреждениях воспитатели следят за тем, чтобы ребенок регулярно надевал очки.

    Обычно в таких садах проводятся различные процедуры, способствующие укреплению зрения. Но полностью ликвидировать астигматизм у детей можно только хирургическим методом. Все дело в особенности оптической системы глазного яблока, а это не изменить ни очками, ни процедурами.

    Насторожить родителей должны частые головные боли, головокружение, особенно при зрительных нагрузках. Особенно усиливаются все эти симптомы после того, как ребенок пойдет в школу, где зрительные нагрузки многократно возрастают. Ребенку бывает трудно сфокусировать взгляд на печатном тексте. Из-за головных болей и нечеткого зрения ребенок будет отставать в школе и, как следствие, в нервно-психическом развитии.

    В любом возрасте на фоне не откорректированного астигматизма может развиваться косоглазие.

    Какие бывают симптомы ушиб глаза ссылка здесь

    В большинстве случаев астигматизм у детей носит наследственный характер и предопределен генетически. В этом случае у ребенка имеет место врожденное нарушение сферичности роговицы или хрусталика. Астигматизм высокой степени у детей может сопутствовать альбинизму, врожденному пигментному ретиниту, алкогольному синдрому плода.

    Непосредственной причиной астигматизма у детей служит нарушение сферичности роговицы или реже – неправильная кривизна хрусталика. Поэтому световые лучи после преломления в оптических средах рассеиваются и создают на сетчатке одновременно несколько фокусов. В таком случае ребенок видит предметы искаженно и нечетко. Со временем астигматизм у детей приводит к вторичному снижению остроты зрения и развитию амблиопии.

    И так давайте разберемся, как лечить астигматизм у детей? Анатомическое и функциональное формирование и развитие глазного яблока продолжается до 14-15 лет, поэтому начинать лечить детский астигматизм необходимо как можно раньше (пока происходит развитие оптической системы), во многом именно от этого зависит его эффективность и возможность избежать сопутствующих нарушений зрения.

    Существует несколько вариантов лечения у взрослых, но возможности лечить астигматизм у детей более ограничены.

    При всей своей популярности и доступности этот способ имеет ряд недостатков, влияющих на качество зрения ребенка: очки ограничивают боковое зрение, пространственное восприятие, не дают возможности корригировать зрение на 100%, являются препятствием для занятий активными видами спорта. Кроме того, неверно подобранные очки могут быть причиной постоянного утомления глаз.

    В связи с тем, что глаза ребенка растут и развиваются, применить хирургический способ коррекции не возможно. Только после стабилизации зрения (после 18 лет) можно устранить болезнь с помощью лазерной операции на глазах. Для лечения астигматизма у детей до 18 лет может быть применена хирургическая операция только в крайнем случае по медицинским показаниям.

    Очки и контактные линзы — самые распространенные методы коррекции астигматизма. Подбирать их необходимо индивидуально и периодически менять по мере развития глаз. Хотя во многих случаях детский астигматизм удается вылечить к подростковому возрасту, необходимо помнить, что очки и контактные линзы не являются лекарством и не дают гарантии излечения, они только корректируют дефекты зрения, что дает возможность зрительным функциям развиваться надлежащим образом. Так как астигматизм вызван искривлением роговицы, избавиться от него возможно только с помощью хирургической операции, которая позволит исправить такое искривление.

    Упражнения для глаз при астигматизме довольно полезны. Так, Р.С.Агарвал советует делать большие повороты 100 раз, перемещать взгляд по строкам с мелким шрифтом таблицы для зрения, сочетая их с морганиями на каждой строчке.

    Примеры подобных упражнений:

  • Взгляните вдаль. Отведите перед собой палец на расстояние 30 см от глаз. Фокусируйте взгляд па пальце, затем — на предмете, находящемся вдали (10 раз).
  • Закрыть глаза, массировать веки большими пальцами круговыми движениями. Это способствует регулировке внутриглазного давления.
  • Закрыть глаза, дать им отдохнуть.

    Офтальмологи выделяют три вида астигматизма:

  • Простой (близорукость или дальнозоркость характерна только для одного глаза).
  • Сложный (наличие разной степени одинакового дефекта на обоих глазах).

    Выделяют также физиологический астигматизм, который встречается у каждого четвертого жителя Земли и не требует ношения очков или какой-либо коррекции. Единицей измерения астигматизма является диоптрий. Зрительные искажения величиной до 0,5 диоптрий не требуют особого наблюдения и лечения.

    Пациент, страдающий от сложного гиперметропического астигматизма, жалуется на ряд характерных симптомов:

  • Объекты, на которые смотрит человек расплывчаты и имеют нечеткие контуры
  • Боль и напряжение в глазах

    Форма роговицы меняется за счет нанесения точечных ожогов на переферическую зоны роговицы.

    Для гиперметропического астигматизма характерно преобладание дальнозоркости, при которой изображения предметов фокусируются за сетчаткой. Достоверные причины его развития до сих пор не выявлены. Существует мнение, что обычно эта патология передается по наследству.

    В зависимости от особенности заболевания выделяют два вида астигматизма:

    Средняя степень. По мере развития патологии могут появиться такие жалобы, как:

    Тяжелая степень. В этом случае отмечается существенное снижение остроты зрения. Кроме того, основная болезнь может сопровождаться косоглазием. Также для данной формы патологии характерны следующие проявления:

    Для любой степени гиперметропического астигматизма может быть характерна раздражительность и резкие перепады настроения.

    Смешанный астигматизм у детей характеризуется сочетанием близорукости и дальнозоркости в одном глазу (в одном меридиане имеется миопия, в другом — гиперметропия), то есть происходит фокусирование изображения в двух точках, одна из которых расположена перед сетчаткой, а другая — позади нее. При этом нарушается восприятие как дальних, так и близких предметов, поскольку невозможно образование единого фокусного центра с четким изображением.

    Смешанный астигматизм у детей исправляют с помощью ношения специальных очков или контактных линз. Для коррекции астигматизма используется комбинация сферических и цилиндрических стекол, позволяющая исправить разницу в оптической силе главных меридианов глаз. Лазерная коррекция (ЛАЗИК) у детей не применяется, поскольку продолжается рост организма и глаз.

    Причины и виды дальнозоркого астигматизма у детей

    Врожденный или функциональный астигматизм наблюдается у детей сразу после рождения, он не влияет на остроту зрения и часто проходит самостоятельно до пяти лет. Приобретенный астигматизм появляется в результате рубцовых изменений на роговице глаза и возникает после полученной травмы, сопутствующих заболеваний глаз. Данное заболевание возникает на фоне наследственных факторов, или в период внутриутробного развития при инфекционных заболеваний матери.

    При незначительных нарушениях в сетчатке глаза, дальнозоркий астигматизм у детей может протекать бессимптомно и только при прогрессировании болезни, отмечаются следующие симптомы:

  • снижается острота зрения, все предметы размываются или искривляются;
  • двоение в глазах;
  • периодические головные боли, которые возникают при зрительных нагрузках.

    Лечение при дальнозорком астигматизме

    Дети, у которых выявлен дальнозоркий астигматизм, должны находиться под присмотром врача офтальмолога, постоянно использовать очки, это поможет скорректировать зрение. В более сложных случаях проводится оперативное лечение, с помощью лазера или термокератокоагуляции, которые позволяют увеличивать кривизну роговицы, уменьшить искажения или искривления.

    Астигматическая кератотомия – на роговице глаза делается маленький надрез, после заживления кривизна оболочки меняется и более сильная меридиана ослабляется.

    Лазерный кератомилез (LASIK) – это самый результативный метод при смешанном астигматизме. Смысл операции в том, чтоб усилить оптическую силу в одном меридиане глаза и ослабить в другом. В одной меридиане глаза, роговица делается более выпуклой (удаляется наружный слой роговицы). Другая меридиана глаза, делается более плоской (снимается слой ткани в центральной зоне роговицы). Лазер испаряет необходимые участки ткани, среднего слоя роговицы предавая ей необходимые параметры.

    Если по ряду проблем и противопоказаний эти способы лечения нельзя применить, тогда проводят такое радикальное вмешательство как: пересадка роговицы, замена хрусталика глаза, имплантация линзы в центр глаза.

    Астигматизм – это распространенная проблема, причиной которой является неравномерная кривизна роговицы или хрусталика. Здоровое глазное яблоко напоминает форму сферы, но при астигматических изменениях форма будет напоминать овал. Из-за этого пучки света неправильно фокусируются на сетчатке. При таком диагнозе специалисты назначают очки при астигматизме.

    Для коррекции астигматизма следует использовать специальные очки

    При астигматизме подбор очков должен осуществляться тщательно. Благодаря этому вы сможете не просто улучшить свое зрение, но и предотвратить дальнейшее развитие астигматизма. При ранней коррекции астигматизма у детей можно успешно вылечить это нарушение. В этой статье вы узнаете, как правильно подобрать очки при астигматизме.

    Чтобы исправить зрение при астигматизме офтальмолог должен будет действовать по двум направлениям – вертикали и горизонтали. Поэтому астигматические очки будут содержать в себе линзы особого строения. Они изогнуты, как и обычные, но характер изгиба будет неравномерным. Такие линзы будут напоминать часть овала, а не часть сферы.

    Наглядным примером линзы, которая будет использоваться для коррекции зрения при астигматизме является линза цилиндрической формы. Подобные линзы могут подразделять на:

    Основным отличием подобной продукции является то, что они имеют ось, по которой оптический эффект не проявляется. Цилиндрическая линза будет иметь фокусировку, которая расположена на перпендикуляре к этой оси. Поэтому ее действие ничем не будет отличаться от обычной линзы в форме сферы.

    Асферические линзы — это уникальный продукт

    Благодаря применению очков с линзами, которые имеют цилиндрическую форму можно добиться исправления только того меридиана, по которому есть нарушения – не затрагивая направления с ненарушенным зрением.

    Смешанные формы астигматизма требуют корректировки зрения по двум меридианам. Тут оптимальным вариантом являются торические линзы для очков. По своей сути – это комбинация сферической и цилиндрической линзы. В данном случае преломление света будет происходить по двум направлениям, каждое из которых будет обладать оптической силой.

    Чем выше будет степень астигматизма, тем сложнее привыкнуть к очкам. Кроме этого, многие специалисты сообщают о том, что коррекция астигматизма очками в зрелом возрасте будет немного сложнее.

    Непереносимость будет проявляться следующим образом:

  • Возникают регулярные головные боли.
  • Кружится голова.
  • Проявляются боли в глазах.

    Именно поэтому, если продукция назначена впервые, тогда регулярно носить очки при астигматизме для детей не рекомендуется. Если через неделю использования подобных очков вы будете видеть расплывчато, тогда на это могут влиять следующие факторы:

  • Несоответствие рецепту, который выписал офтальмолог;
  • неправильно установленные стекла;
  • неправильно отрегулируемая оправа.

    В салоне оптики, вам точно помогут решить подобные проблемы. Перед тем, как носить очки при астигматизме также необходимо убедиться в том, что они полностью вам соответствуют и подходят. Чтобы глаза привыкали постепенно, лучше выбрать линзы со слабыми диоптриями, а потом повышать этот показатель.

    Шкала поворота цилиндра при астигматизме

    Также важно выбрать оправу правильной формы. Слишком массивный вариант подбирать не рекомендуется, так как в этом случае будет возникать дополнительное искажение. Даже после обращения к офтальмологам не всегда получается выбрать правильные астигматические очки. В течении месяца зрительный дискомфорт должен пройти. Если этого не произошло, тогда вам потребуется обратиться за повторной консультацией.

    Теперь вы точно знаете, нужны ли очки при астигматизме. Помните, что в обязательный план терапии также должны входить регулярные посещения окулиста. Подбор очков при астигматизме у взрослых должен осуществлять только профессионал. Благодаря этому вы можете быть полностью уверенны в том, что очки будут качественно выполнять свою функцию.

    Перед тем, как использовать подобную продукцию, вам необходимо знать, как привыкнуть к очкам при астигматизме. Это связано с тем, что ваши глаза должны привыкнуть к астигматическим линзам. Только после этого они начнут качественно выполнять свою функцию.

    источник