Меню Рубрики

Астигматизм значение у детей

Зрение – один из главных способов восприятия информации, поэтому важно заботиться о здоровом состоянии глаз. Однако нарушения оптической системы органа зрения – достаточно распространенные патологии среди населения. Научно-технический прогресс, продолжительная работа за компьютером или использование смартфона, несоблюдение режима дня и правил гигиены – все это способствует развитию различных аномалий строения органов зрения.

Астигматизм также относится к нарушениям рефракции, то есть изменениям нормальной преломляющей способности глаза. Чаще всего он проявляется в детском возрасте и сразу значительно влияет на качество жизни ребенка. Встречается он реже, чем близорукость или дальнозоркость, однако часто сочетается с ними. Примерно у 15-20% населения такое состояние требует специальной оптической коррекции, чтобы не спровоцировать появление косоглазия или других изменений рефракции.

Своевременная диагностика состояния, а также грамотное лечение могут замедлить и даже остановить развитие заболевания.

Если говорить простым языком, речь идет о нарушении восприятия лучей света патологически измененным астигматическим глазом. Дефекты в данном случае касаются роговицы и хрусталика – их искривление и деформация приводит к неправильному преломлению света по двум основным меридианам – вертикали и горизонтали.

Нарушение кривизны чаще бывает у роговой оболочки, которая в норме имеет несколько вытянутую сферическую форму. Хрусталик страдает реже, и такие изменения не поддаются коррекции с помощью очков.

Дословный перевод названия болезни с латыни – «отсутствие фокуса», что означает нарушение фокусировки изображения на сетчатке. Слияние лучей света, выходящих из одной точки, на сетчатой оболочке происходит неправильно, за счет чего изображение получается размытым, нет резкости.

Ключевой фактор в развитии таких изменений – наследственность. Особенности в строении роговицы или хрусталика, заложенные генетически, определяют дальнейшее качество зрительного восприятия информации. Астигматизм слабой степени встречается у детей достаточно часто и в 90% случаев не требует коррекции. Высокая степень может быть обусловлена тяжелыми внутриутробными патологиями, она является одним из признаков генетического заболевания, врожденного ретинита, альбинизма и других системных болезней.

Также может быть приобретенный астигматизм, симптомы которого появляются уже в более зрелом возрасте. Чаще всего этому предшествуют травмы различного характера – повреждения роговицы с образованием рубцов, подвывихи хрусталика, разрыв связок глазодвигательной системы. Астигматизм у детей не обязательно вызван непосредственно проблемами с глазом – повлиять могут травмы челюстно-лицевого аппарата, деформирующие стенки глазницы. Сопутствовать астигматизму и усугублять состояние зрительной системы ребенка могут такие нарушения, как птоз, нистагм, кератоконус, гипоплазия зрительного нерва.

В первые месяцы жизни установить любые рефракционные нарушения у ребенка практически невозможно – глазной аппарат еще недостаточно сформирован, малыш не фиксирует взгляд, за счет чего диагностика существенно затрудняется.

Однако в процессе развития органа зрения родители могут заметить такие признаки астигматизма у детей:

  • прищуривание во время попыток рассмотреть предметы;
  • повороты и наклоны головы для взгляда в сторону;
  • затруднения в хватании предметов;
  • спотыкания при ходьбе;
  • неуклюжесть;
  • промахи при необходимости положить предметы в определенное место;
  • нарушения фокусировки взгляда.

Жалобы, которые может описать ребенок в сознательном возрасте, не являются характерными для астигматизма, но указывают на наличие одной из существующих аномалий рефракции:

  • нечеткость, размытость предметов;
  • сложность в видении близкорасположенных предметов или затруднение при четком взгляде вдаль;
  • искаженное восприятие окружающего мира;
  • ощущение дискомфорта, боли, усталости в глазах;
  • двоение;
  • слезотечение в моменты напряженного рассматривания предметов;
  • головные боли или головокружение в связи с сильным напряжением глаза.

Однако если степень астигматизма невысокая, ребенок долгое время может не ощущать субъективных нарушений, поскольку его организм адаптируется к врожденным изменениям. Часто они проявляются постепенно или обнаруживаются случайно во время осмотра специалистом, что приводит к позднему обращению и дальнейшим сложностям в лечении.

Первично это состояние разделяют на две большие группы, которые имеют принципиальные различия в причинах возникновения и необходимой реакции со стороны родителей и специалистов:

  • Физиологический. Незначительное искривление роговицы часто связано с неравномерным ростом ребенка, и в процессе развития оно приходит в норму. Такой астигматизм характеризуется разницей между преломлением по вертикальному и горизонтальному меридианам менее, чем в 1 диоптрию (дптр). Коррекции состояние не требует, на остроту зрения не влияет, часто обнаруживается случайно при проведении профилактических осмотров и проходит самостоятельно. Родителям не стоит беспокоиться, однако необходимо регулярно наблюдать за процессом и предпринимать профилактические меры.
  • Патологический. Эти случаи характеризуются разницей в преломлении по меридианам, превышающим 1 дптр, и степень астигматизма обратно пропорциональна остроте зрения у ребенка. Такие случаи требуют грамотной постановки диагноза и подбора специальных цилиндрических линз, устраняющих астигматические эффекты.

Также астигматизм разделяют в зависимости от элемента в глазном аппарате, искривление которого привело к развитию болезни у ребенка или взрослого:

  • Роговичный. Считается наиболее сильным, поскольку роговая оболочка обладает большей степенью преломления, поэтому астигматизм высокой степени чаще имеет роговичную форму.
  • Хрусталиковый. Связан с нарушениями главной оптической линзы глаза врожденного или приобретенного характера. Редко поддается коррекции очками.

Патологию в офтальмологической практике делят на такие типы:

  1. Правильный. Основная особенность – одинаковая сила преломления в пределах каждого из меридианов – условных линий, проходящих через центр глазного яблока по его поверхности. Характерной считается более плоская конфигурация горизонтального меридиана при вогнутом вертикальном. Являясь более распространенным, чаще всего он развивается под воздействием генетических факторов. Правильный астигматизм, в свою очередь, бывает нескольких видов, в зависимости от рефракционных свойств каждой из условных линий:
    • Простой гиперметропический или миопический – дальнозоркость или близорукость соответственно диагностируется только по вертикали или горизонтали.
    • Сложный гиперметропический или миопический – степень рефракционных изменений на разных меридианах существенно различается.
    • Смешанный – наличие гиперметропии и миопии в одном глазу одновременно.
  2. Неправильный. Разность силы преломления в таком случае характерна не только для двух меридианов, но и для отдельных участков каждого из них. Также часто две условные линии не перпендикулярны друг другу. Этот вариант практически не поддается коррекции очками и считается прямым показанием для хирургического вмешательства. Чаще всего он проявляется с рождения как симптом тяжелых системных патологий или становится последствием серьезных травм с образованием рубцов на роговице.

Также важную характеристику дают офтальмологи во время определения разницы рефракции в обоих главных меридианных линиях. Такое обследование позволяет установить степени астигматизма у детей:

  • Слабая – до 3 дптр. Наиболее распространенный и простой для подбора коррекции вариант.
  • Средняя – от 3 до 6 дптр. Такую степень редко удается скорректировать с помощью очков, приходится обращаться к специальным контактным линзам или хирургическим методам лечения.
  • Высокая – более 6 дптр. Заболевание в этой форме значительно влияет на качество жизни и является наиболее сложным для лечения.

Диагностический процесс при врожденных патологиях осложняется отсутствием жалоб у ребенка, поскольку даже в более сознательном возрасте он может не понимать, что у него имеется отклонение от нормы.

Поэтому первый поход на серьезное комплексное обследование у офтальмолога необходимо планировать примерно в возрасте примерно 2-3 месяцев. Современное оборудование позволяет оценить наличие рефракционных изменений уже в этот период, а своевременное начало лечения способно предотвратить развитие нежелательных последствий и осложнений в будущем.

  • Детям младшего возраста диагностика проводится с помощью авторефрактометра – специального компьютерного оборудования, позволяющего оценить состояние преломляющей способности всех сред глаза и выявить существующие отклонения.
  • Субъективная оценка остроты зрения с помощью таблиц и цилиндрических линз уместна в более старшем возрасте.
  • Скиаскопия – теневая проба в темной комнате. Детям проводится в условиях медикаментозного расширения зрачка.
  • Кератометрия – метод, позволяющий оценить степень кривизны наружной поверхности роговицы.
  • Компьютерная томография – один из наиболее информативных современных методов диагностики, позволяющий построить трехмерную модель изображения роговой оболочки, чтобы оценить не только степень ее искривления, но также размеры, форму и толщину.

Период до наступления совершеннолетия характеризуется ростом и развитием всех систем, включая зрительный орган. Поэтому лечение детского астигматизма чаще всего сводится к консервативным методам – назначению коррекции очками, специальному аппаратному лечению.

Все методы можно разделить на две большие группы:

  • Консервативные. Астигматические очки с цилиндрическими линзами – наиболее простой и безопасный способ коррекции патологии. Самая сложная задача для специалиста – максимально правильно подобрать необходимые стекла, а пациента – привыкнуть к изменению восприятия окружающего мира в очках. Первые дни может наблюдаться головная боль и головокружение, нарушения координации и выраженный дискомфорт. Однако через неделю такие побочные явления должны пройти. Также применяются жесткие контактные линзы – они надеваются только на время ночного сна. Их действие заключается в постепенном изменении кривизны роговицы. Однако эффективность такого метода ограничивается степенью астигматизма – линзы помогут только в случаях слабых проявления заболевания (до 1,5 дптр).
  • Хирургические. Кератопластика позволяет изменить форму роговой оболочки, а фоторефракционная кератэктомия и рефракционная замена хрусталика – устранить причину астигматизма. Аппаратура, используемая в центрах лазерной коррекции зрения, позволяет быстро, безопасно и эффективно корректировать многие нарушения рефракции, в том числе и астигматические искривления. Также существуют методики по имплантации внутриглазных линз. Метод лечения подбирается индивидуально, а также проводится оценка общего состояния организма и рисков операции.

Прогнозы астигматизма у детей зависят от степени тяжести заболевания, а также от своевременности и правильности лечения.

Мероприятия по предотвращению заболевания сводятся к общим советами по гигиене зрения и ведению здорового образа жизни:

  • развешивать погремушки на расстоянии не ближе, чем 40 см от новорожденного;
  • избегать чрезмерных ранних нагрузок для глаз – просмотра телевизора и других гаджетов;
  • работать при хорошем освещении с правильной осанкой;
  • чередовать периоды работы с отдыхом для глаз;
  • следить за поступлением в организм витаминов, в особенности группы А;
  • нормализовать режим питания и распорядок дня.

источник

Нарушение зрения у ребенка препятствует полноценному развитию и восприятию окружающего мира. Одно из первых мест среди глазных патологий занимает астигматизм. Примечательно, что часть пациентов имеют недуг с рождения, а другая приобретает нарушение фокусировки зрения с началом посещения школьных занятий.

Ответим на вопрос, что такое астигматизм, опишем разновидности и причины его проявления у ребят, раскроем симптомы недуга и диагностику заболевания, расскажем о методах лечения и профилактических мероприятиях.

Астигматизм – это патологический дефект ока, выраженный в искривлении и сбое преломляющих свойств роговицы и хрусталика глаза. В результате неправильного преломления световых лучей, у ребенка отсутствует полная фокусировка изображения, в связи с чем он видит объекты растянутыми и расплывчатыми.

Учитывая, что недуг не относится к ряду болезней, а является рефракционной ошибкой глаза, то при своевременном обнаружении нарушение подлежит коррекции различными методиками, известными медицине в настоящее время. Зачастую астигматизм сопровождается близорукостью или дальнозоркостью.

Астигматизм у ребенка может проявиться в период формирования зрительного аппарата. В 98% патология наследственная и передается вместе с генетическим материалом. Тогда грудничок имеет врожденное нарушение сферичности роговицы или хрусталика. Недуг трудно диагностировать с первых дней жизни малыша, его проявление начинается, как правило, на втором году.

Если же патология имеет приобретенный характер, то причинами развития детского астигматизма могут стать:

  • травмирование органов зрения;
  • неправильная работа челюстной системы;
  • заболевания роговицы ока;
  • перенесенное хирургическое вмешательство, оставившее после себя рубцы на глазах;
  • нарушение работы хрусталика;
  • повышенное давление век на око.

Деформация фокуса зрения условно подразделяется на две большие группы: врожденный астигматизм у детей и приобретенный. Однако недуг имеет и узкие подвиды, в связи с чем при подозрении на проявление патологии следует незамедлительно обратиться к специалисту.

Учитывая, преломляющую способность ока нарушение подразделяется на:

  • Правильное (прямое), характеризующееся приобретением роговицы глаза формы эллипса. Данный вид патологии самый распространенный у детей. Отличительным симптомом является способность маленького пациента распознавать вертикальные линии. Нарушение может самостоятельно исчезнуть к 15 годам, когда зрительная система будет сформирована в полном объеме.
  • Неправильное, ставшее итогом травмирования ока или воспалительного процесса, повлекших рубцевание и помутнение роговицы. Недуг такого рода имеет приобретенный характер, наблюдается у малышей в возрасте трех лет и редко подается коррекции или лечению.

В зависимости от нарушения рефракции глаза астигматизм подразделяется:

  • миопический;
  • гиперметропический.
  • смешанный — сочетание гиперметропии и миопии в разных меридианах. Данная патология носит редкий характер.
Кроме того, специалисты выделяют прямой и обратный астигматизм, роговичный и хрусталиковый.

Учитывая силу преломления света, патология классифицируется на три степени. Каждая ступень подразумевает свой метод коррекции. Учитывая разницу рефракции главных меридианов, выраженных в диоптриях, степень астигматизма делится на:

  • Слабую (0-3 дптр). Патология такого рода носит распространенный характер и легко поддается коррекции.
  • Среднюю (3-6 дптр). Наблюдается гораздо реже, дефект устраняется при помощи лазера или хирургическим вмешательством, поскольку ношение очков проблему не решает.
  • Высокую (>6 дптр). Устраняется методом лазерной коррекции или операции, подбором жестких линз.

Учитывая распространенность дефекта, многие начали придумывать различные небылицы, относительно данной патологи. Для того чтобы не допустить ошибок, ознакомьтесь с основными мифами об астигматизме:

  • Очки – это навсегда. Большинство родители считают, что при нарушении фокусировки зрения, ребенок обречен постоянно ходить в очках. Утверждение ложно, поскольку современные технологии (например, лазерная коррекция) позволяют навсегда избавиться от ношения очков и контактных линз.
  • Астигматизм подлежит полному излечению. Еще одно утверждение, не соответствующее действительности, за исключением лечения недуга эксимер-лазерной коррекцией. Если патология имеет врожденную разновидность, то окончательно ликвидировать дефект не представляется возможным. В этом случае астигматизм компенсируется за счет повышения остроты зрения.
  • Очки, гарантирующие полное избавление от всех деформаций органов зрительной системы, также миф. В настоящий момент специалистами не замечено лечебного действия прибора, как и отрицательного эффекта от их использования.
  • Черничные биодобавки, принимаемые многими в качестве витаминного комплекса, не проходили клинических испытаний, поэтому не могут отвечать за лечение недуга.

Несмотря на то, что астигматизм не является заболеванием, он может дать серьезные последствия в случае несвоевременного обращения к специалисту. Игнорирование лечения и профилактики способствует развитию косоглазия. Как следствие очи малыша будут в постоянном напряжении и быстро уставать.

Прогрессирование заболевания неизбежно повлечет прогрессивное ухудшение качества четкого видения объектов. В результате патология может отразиться на способностях ребенка преуспевать в учебе, поскольку последнему станет трудно воспринимать программу образовательного учреждения из-за напряжения органов зрения. Как следствие у школьника могут возникнуть боли в голове, сопровождаемые раздражительностью.

Однако самым серьезным осложнением, вызванным несвоевременным диагностированием и лечением астигматизма является амблиопия или «ленивый глаз». Недуг характерен тем, что когда одно око постоянно видит картинку в плохом качестве, головной мозг дает команду зрительному анализатору перестать распознавать изображение, видимое глазом с нарушениями.

После диагностики и прохождения курсовой терапии, направленной на лечение амблиопии, зрение ребенку не возвращается, поскольку процесс повлек изменения в головном мозге.

Симптомы астигматизма для детей в возрасте до трех лет достаточно размыты, да и после этого периода, если патология носит врожденный характер, самостоятельно определить присутствие нарушения скорее всего не удастся. Дело в том, что малыш привык видеть мир именно в размытом фокусе и не жалуется на плохое видение, потому что не знает, что такое хорошее зрение.

Однако астигматизм имеет ряд признаков, которые дают сигнал родителям о необходимости посещения специалиста офтальмолога:

  • Боли в голове;
  • Прищуривание глаз;
  • Нарушение остроты зрения;
  • Искажение картинки;
  • Замедленное распознавание объектов на различном расстоянии;
  • Чрезмерная утомляемость;
  • Спотыкание при ходьбе и задевание мебели;
  • Близкая расположенность к телевизору;
  • Покраснение глаз;
  • Психическая нестабильность.

Что же касается новорожденный детей, то выявить первоначальную стадию патологии в домашних условиях практически невозможно. Единственным симптомов развития недуга является неверное держание головы при рассматривании объектов. В этом случае родителям следует проконсультироваться со специалистом.

Если говорить об астигматизме с точки зрения степени выраженности, то тут важно знать, что все малыши появляются на свет с патологией слабой степени, которая до 1 месяца является естественным физиологическим процессом. Дефект полностью исчезает к первой годовщине ребенка. Таким образом, для астигматизма слабой степени нет выраженных симптомов.

Что касается средней и тяжелой ступени патологии, то к характерным признакам развития недуга относят:

  • Снижение способности глаз;
  • Постоянные прикосновения к векам, вызванные дискомфортным состоянием в данной области;
  • Слезотечение и ощущения жжения;
  • Отказ от чтения или от других занятий, требующих напряжение зрительного аппарата.

При астигматизме средней степени главная опасность заключается в том, что малыши в возрасте до 1 года не могут описать свои ощущения, а в это время недуг стремительно прогрессирует.

Выявить наличие астигматизма у ребенка с наибольшей долей вероятности возможно в возрасте от 2 лет. Полный диагноз выставляется врачом только после детального обследования состояний глаз и оценки их зрительной функции.

В процессе определения наличия и вида астигматизма, а также выявления его причин применяются следующие методы:

  • Биомикроскопия;
  • УЗИ ока;
  • Определение остроты зрения;
  • Офтальмоскопия;
  • Офтальмометрия;
  • Исследование оптических свойств ока;
  • Измерение кривизны поверхности роговицы;
  • Определение сферичности роговицы.

Установить наличие астигматизма бесплатно без обращения в кабинет офтальмолога можно воспользовавшись методом авторефрактометрии. Необходимо распечатать вышеуказанную картинку, увеличенную в 2-4 раза.

Полученное изображение следует продемонстрировать ребенку и попросить его смотреть на рисунок закрывая поочередно глаза. Если малыш укажет, что одни линии светлее, а другие темнее, это говорит о наличии астигматизма и необходимости обращения к врачу офтальмологу.

Определить проблему нарушения зрения у грудничка возможно при помощи специальных капель, назначенных врачом.

Оперативное вмешательство для коррекции фокусировки зрительного аппарата рекомендовано только после 18 лет, поскольку глазное яблоко формируется до 15 лет и дефект может самостоятельно исчезнуть. Средняя и тяжелая степень нарушения подлежат однозначному лечению во избежание возникновения осложнений.

Коррекция астигматизма для детей не достигших совершеннолетия, проводится консервативными методами. Одним из доступных способов лечения недуга являются специально подобранные корректирующие очки. В первые дни носки малыш может испытывать неприятные ощущения, однако, дискомфортное состояние исчезает спустя неделю.

Если дискомфорт в глазах длится более 14 дней, следует обратиться к специалисту. Возможно, очки были подобраны неправильно.

При астигматизме слабой степени врач может выписать твердые линзы, которые ребенок должен будет надевать на ночь для придания роговицы правильной формы. Возможно использование торических контактных линз, которые способны не только корректировать патологию, но и устранять близорукость и дальнозоркость.

К консервативным методикам лечения астигматизма также относятся:

  • Вакуумный массаж;
  • Лазеростимуляция;
  • Развитие абсолютной и относительной аккомодации.

Гимнастика для глаз на сегодняшний день является одним из часто используемых методов при офтальмологических заболеваниях, а также хорошим профилактическим комплексом. Ниже представленные упражнения рекомендуется чередовать морганием и сильным зажмуриванием.

  1. Фокусировка зрения на близкорасположенном предмете (около 30 см) и объекте на расстоянии. Повторить 5-10 раз.
  2. Рисование глазами алфавита и геометрических фигур.
  3. Сильное зажмуривание 5–7 раз.
  4. Фокусирование зрения на указательном пальце вытянутой руки. Постепенно, не отрывая взгляда, приближать объект к себе до тех пор, пока в глазах не начнет двоиться. Повторить 5 раз.
  5. Массаж закрытых век при помощи пальцев.
  6. Закрывание глаз и расслабление на протяжении 2–3 минут.

Ознакомьтесь с профилактической зарядкой для детей в видео ниже.

Полностью избавиться от астигматизма возможно при помощи лазерной коррекции, назначаемой пациентам 18–20 лет после окончательного формирования глазного яблока. Процедура безболезненная, не требует наложения швов и длится около 15 минут. Улучшение качества зрения наблюдается через 1-2 часа после операции, а окончательное восстановление наступает спустя 7 дней.

Лазерная коррекция не проводится при наличии воспалительных процессов, рубцов глаз и нестабильного состояния зрительной системы.

Оперативное вмешательство при лечении астигматизма назначается лицам, достигшим 20-летнего возраста. Выделяют 3 вида хирургических операций:

  • Кератотомия при лечении миопического или смешанного астигматизма;
  • Термокератокоагуляция при лечении гиперметропического астигматизма;
  • Имплантация внутриглазных линз.

Детский доктор Евгений Комаровский рекомендует посещать офтальмолога с 3-месячного возраста ребенка для своевременного выявления патологий органов зрения. Именно регулярный профилактический осмотр позволит диагностировать недуг на ранней стадии и следить за его динамикой развития.

В ниже представленном видео Комаровский подробно рассказывает о детском зрении.

Меры, направленные на предотвращение и снижение риска развития офтальмологических заболеваний у детей, не представляют особой сложности для их внедрения в повседневную жизнь. Соблюдая рекомендации, родители обеспечат малышу правильное и здоровое формирование зрительной системы:

  • настраивайте ребенку освещение при чтении и иных занятиях;
  • соблюдайте сбалансированный режим питания, необходимо чтобы пища деток была насыщена витаминами и минералами;
  • делайте массаж закрытых век круговыми движениями;
  • чередуйте нагрузку зрительной системы ребенка;
  • выполняйте с малышом зарядку;
  • ежегодно посещайте врача офтальмолога.

Зрение — один из главных органов чувств, способных дать ребенку правильное и полноценное развитие. Профилактические мероприятия, регулярное обследование позволят своевременно выявить наличие астигматизма и предпринять шаги по его коррекции.

источник

Астигматизм у детей – это сложное нарушение рефракции глаза, обусловленное изменениями преломляющих свойств хрусталика или роговицы, связанных с изменениями их сферичности.

В переводе с латыни «астигматизм» означает «отсутствие единой точки фокуса». Это точное описание наблюдающихся при данной патологии изменений – неспособность преломляемых лучей фокусироваться в единой точке. В результате при астигматизме дети видят окружающие предметы нерезкими, с расплывчатыми контурами, и вынуждены постоянно напрягать глаза, чтобы повысить четкость изображения.

Астигматизм у детей – частое явление, однако в большинстве случаев он имеет небольшую степень, не более одной диоптрии, поэтому особого влияния на качество зрения он не оказывает. Офтальмологическая коррекция необходима только в 10% случаев.

При астигматизме из-за неправильной формы хрусталика или роговицы лучи света, идущие по разным меридианам, преломляются с различной силой. В результате этого на сетчатке образуется не один, а несколько фокусов и наблюдаемые предметы выглядят нечеткими.

Если астигматизм своевременно не будет скорректирован, то со временем у ребенка начнет развиваться амблиопия («болезнь ленивого глаза»).

Астигматизм у детей бывает врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания связана с нарушениями сферичности хрусталика или роговицы, что обусловлено генетическими дефектами. Врожденный астигматизм у детей часто сочетается с другими патологиями:

  • алкогольный синдром плода (фетальный алкогольный синдром);
  • врожденный пигментный ретинит;
  • альбинизм.

При врожденном астигматизме у детей в 31,1% случаев с возрастом проявления патологии уменьшаются, в 26,1% – увеличиваются, в 42,8% – остаются без изменений.

Приобретенный астигматизм у детей развивается в результате повреждений структур органа зрения:

  • подвывих хрусталика с разрывом цинновой связки;
  • травмы глазного яблока, в том числе хирургические;
  • рубцовые поражения роговой оболочки.

Еще одной причиной приобретенного астигматизма у детей может стать нарушение развития зубочелюстной системы, приводящее к деформации стенок глазницы и, соответственно, глазного яблока.

При астигматизме у детей во многих случаях диагностируются и другие офтальмологические заболевания:

Астигматизм у детей бывает как физиологическим, так и патологическим. При физиологическом астигматизме разница между силой преломления по двум главным меридианам составляет менее одной диоптрии. Это состояние не требует лечения, так как не оказывает негативного влияния на зрительную функцию. Формирование физиологического астигматизма у детей объясняется неравномерным ростом и развитием глазного яблока.

По особенностям преломления лучей света выделяют два вида астигматизма:

  1. Правильный. На протяжении всего меридиана преломляющая сила одинакова. Данная патология чаще всего имеет врожденный характер и нередко передается по наследству.
  2. Неправильный. На разных отрезках одного меридиана преломляющая сила разная. Заболевание практически не поддается оптической коррекции.

Правильный, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:

  • простой миопический – один главный меридиан имеет миопическую рефракцию, а второй – нормальную;
  • простой гиперметропический астигматизм у детей – один главный меридиан с гиперметропической рефракцией, а другой с нормальной;
  • сложный миопический – оба главных меридиана имеют миопическую рефракцию, но с разной степенью выраженности;
  • сложный гиперметропический астигматизм у детей – оба главных меридиана имеют выраженную в различной степени гиперметропическую рефракцию;
  • смешанный – один из главных меридианов имеет миопическую рефракцию, а другой – гиперметропическую.

По разнице рефракции двух главных меридианов выделяют следующие степени:

  • слабая (разница составляет менее 3 диоптрий);
  • средняя (разница от 3 до 6 диоптрий);
  • высокая (разница превышает 6 диоптрий).

Астигматизм у детей – частое явление, однако в большинстве случаев он имеет небольшую степень, не более одной диоптрии, поэтому особого влияния на качество зрения он не оказывает. Офтальмологическая коррекция необходима только в 10% случаев.

Астигматизм у детей раннего возраста можно заподозрить по следующим признакам:

  • при разглядывании предметов или изображений ребенок прищуривает глаза или наклоняет голову набок;
  • при ходьбе малыш часто спотыкается, падает, задевает углы мебели;
  • ребенок часто кладет предметы мимо поверхности стола;
  • ребенок прилагает усилия, чтобы сконцентрировать свой взгляд на печатной картинке или тексте;
  • пытаясь зафиксировать взгляд на каком-либо предмете, ребенок оттягивает пальцами руки наружный угол глаза.

В более старшем возрасте дети с астигматизмом жалуются на головную боль, обусловленную высокими зрительными нагрузками, диплопию, зрительную утомляемость, искажение границ видимых предметов. При астигматизме дети плохо видят предметы, расположенные на любом расстоянии от них. Длительное напряжение глаз вызывает у них раздражение, усталость.

Дети хорошо адаптируются к нарушениям зрения, поэтому диагностика астигматизма у них нередко происходит поздно, уже после появления осложнений (амблиопия, косоглазие, задержка развития зрительной системы).

Диагностика астигматизма осуществляется в ходе офтальмологического обследования, позволяющего оценить зрительную функцию и состояние глаз. Оно включает следующие методы:

  • визометрия;
  • офтальмоскопия;
  • биомикроскопия;
  • ультразвуковое исследование глазного яблока.

Для оценки рефракции выполняют:

  • компьютерную кератотопографию;
  • кератометрию (офтальмометрию);
  • авторефрактометрию;
  • скиаскопию (теневую пробу) с цилиндрическими или сферическими линзами.
Читайте также:  Имплантация факичной иол при астигматизме

На основании полученных данных делают вывод о наличии астигматизма у детей, определяют форму и степень заболевания, возможные осложнения.

Астигматизм у детей лечится консервативными методами, так как до окончания роста и развития глазного яблока выполнение рефракционных операций (кератотомия, лазерная коррекция астигматизма) противопоказано.

Не осложненный миопией или гиперметропией астигматизм слабой степени в коррекции не нуждается. Во всех остальных случаях подбирают корригирующие очки или мягкие контактные линзы.

Контактные линзы обеспечивают лучшую фокусировку изображения на сетчатой оболочке. В отличие от очков, они не могут разбиться и нанести ребенку травму. Однако при ношении контактных линз следует тщательно соблюдать правила ухода за ними, так как в противном случае могут развиться серьезные осложнения, грозящие полной утратой зрительной функции. В связи с этим контактная коррекция зрения при астигматизме обычно назначается детям старшего возраста, способным ответственно отнестись к уходу за линзами.

Дети с астигматизмом должны находиться на диспансерном наблюдении у офтальмолога. Регулярные осмотры позволяют корректировать лечение, своевременно заменяя контактные линзы или очки.

Для лечения астигматизма у детей, отказывающихся носить корригирующие очки или контактные линзы, применяется метод ортокератологии (ОК-терапии). Его суть состоит в ношении жестких газопроницаемых контактных линз, которые надевают на глаза ребенку перед его отходом ко сну и снимают утром после пробуждения. Это приводит к постепенному исправлению формы роговицы и улучшению зрения. ОК-терапия эффективна только при слабом астигматизме у детей (не более 2-х диоптрий).

Ношение очков и контактных линз только лишь устраняет имеющееся нарушение рефракции и улучшает остроту и качество зрения, но не приводит к излечению астигматизма. Полностью избавиться о данной патологии можно только при помощи хирургического вмешательства, однако выполнять его ранее 18 лет нельзя.

При отсутствии своевременного лечения астигматизма у детей существует высокий риск развития осложнений:

Отсутствие коррекции зрения при астигматизме приводит к значительному повышению зрительных нагрузок. В результате дети быстро утомляются, становятся раздражительными, конфликтными, у них снижается успеваемость.

При врожденном астигматизме у детей в 31,1% случаев с возрастом проявления патологии уменьшаются, в 26,1% – увеличиваются, в 42,8% – остаются без изменений.

Дети с астигматизмом должны находиться на диспансерном наблюдении у офтальмолога. Не менее двух раз в год им необходимо проходить офтальмологическое обследование. Это связано с тем, что происходит рост и развитие глазного яблока, соответственно, изменяется и рефракция. Регулярные осмотры позволяют корректировать лечение, своевременно заменяя контактные линзы или очки.

Профилактика врожденного астигматизма не разработана, поскольку точная причина его развития не установлена. Для предупреждения развития приобретенной формы астигматизма детям необходимо:

  • не допускать значительных зрительных нагрузок;
  • выполнять специальные упражнения для глаз;
  • вести активный, подвижный образ жизни;
  • правильно питаться.

Видео с YouTube по теме статьи:

источник

Дети смотрят на мир и через зрение получают огромное количество информации о его устройстве и законах. Зрение у малышей, конечно, отличается от взрослого. До месяца новорожденные вообще мало что различают. Для них мир — скопление размытых пятен.

К трем месяцам ребенок умеет фокусировать зрение и довольно долго удерживать внимание на предметах. Начиная с 6 месяцев органы зрения карапуза стремительно совершенствуются, «взрослеют». Но часто именно в самом раннем возрасте родители слышат от врача диагноз «астигматизм». О том, как он появляется, как предотвратить и лечить этот глазной недуг, если не удалось его избежать, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.

Астигматизм — нарушение восприятия световых лучей. Такое происходит при дефектах сетчатки, хрусталика или роговицы и приводит к невозможности воспринимать образы четко. У нормально видящего человека все лучи сходятся в один пучок в одну точку сетчатки. При астигматизме световые лучи могут сходиться в несколько точек, перед сетчаткой и за ней. Это мешает видеть четкие очертания предметов.

Это заболевание чаще всего развивается именно в раннем возрасте, и при отсутствии лечения и серьезного отношения к проблеме со стороны родителей, может привести к косоглазию, дальнозоркости или близорукости, а также к существенному снижению зрения вплоть до слепоты.

Обычно астигматизм у ребенка имеет наследственный фактор. Если мама или папа страдают от болезней зрения, у чада есть вполне реальные шансы стать астигматиком. Риски вырастают, если в очках ходят и мама, и отец малыша.

Среди других причин возникновения недуга — нарушение гигиены зрения (ребенок смотрит телевизор слишком близко к экрану, много времени проводит за компьютером или с планшетом в руках, в его комнате недостаточное освещение или свет падает неправильно и т. д.). Кроме того, астигматизм может быть вызван травмами головы или глаз или даже хронической нехваткой минералов и витаминов в детском организме.

Недуг может проявляться как близорукий, дальнозоркий и как смешанный.

На сегодняшний день астигматизм является одним из самых распространенных недугов: в той или иной степени он есть у 40% жителей Земли. Чаще, отклонение от нормы незначительно. Пока оно не достигнет значения в 1 диоптрий, лечить ничего не требуется. Это считается физиологической нормой для данного конкретного человека. Астигматизм у детей до года тоже не нуждается в коррекции, так как чаще всего он проходит самостоятельно, и после года ребенок начинает видеть вполне нормально.

У детей до года довольно сложно заподозрить астигматизм, но внимательным родителям не составит особого труда заметить в поведении ребенка характерные для снижения зрения симптомы. Малыш часто не может взять игрушку, которую хочет, потому что промахивается ручкой. У годовалого ребенка с нормальным зрением получается проделывать эту процедуру безошибочно с первого раза.

У детей постарше астигматизм можно заподозрить из-за частых жалоб на головные боли, на нежелание малыша заниматься рисованием, чтением книжек, изучением букв и разглядываем картинок. Для него это сложно, поэтому он не хочет. Ребенок не может сосредоточиться на предмете, который ему интересен, прищуривается, чтобы разглядеть мелкие предметы, а иногда наклоняет голову, чтобы лучше рассмотреть что-то.

Лечится астигматизм у детей чаще всего консервативными методами — ношением специально подобранных очков, а в школьном возрасте — контактных линз. Оперативными методами недуг у детей не лечится, все хирургические манипуляции возможны только тогда, когда органы зрения перестанут «расти», то есть до 18-20 лет операции не делают. После этого возраста есть возможность провести коррекцию лазером, с помощью насечки и прижигания.

Евгений Комаровский советует начинать обследовать зрение ребенка как можно раньше. Лучше всего, если первую диагностику кроха пройдет в 3 месяца. Затем его следует показать врачу-офтальмологу в 1 год. А если в этом промежутке что-то вызовет у родителей опасения и подозрения, то и раньше.

На вопрос мам и пап о том, надо ли лечить выявленный астигматизм у чада, Евгений Олегович отвечает, что все зависит от возраста. Если ребенку нет года, лечить пока ничего не надо. Если больше, то лечить надо обязательно, причем чем скорее родители вместе с врачами приступят к коррекции зрения малыша, тем лучше будет результат.

Очки носить ребенку придется постоянно, подчеркивает Комаровский. Не только во время чтения или просмотра телевизора, а всегда, и привыкнуть к этому у малыша получится не сразу. Задача родителей — подобрать ему удобную оправу, следить за тем, чтобы ребенок как можно скорее перестал воспринимать очки как нечто чужеродное и мешающее. Чем старше чадо, тем труднее ему привыкнуть к ношению очков. Евгений Комаровский предупреждает, что в периоде адаптации жалобы на головную боль, тошноту, вялость и усталость у ребенка — явление вполне нормальное. В среднем период привыкания длится от 1 до 2 недель, у некоторых детей — несколько дольше.

Рассчитывать на то, что очки «вылечат» не стоит. Они лишь затормаживают развитие астигматизма, корректируют текущую стадию. Но доктор напоминает, что нередко, недуг проходит сам по мере вырастания ребенка. Если этого не случится, после 18 лет всегда можно прибегнуть к лазерным технологиям и другим методам оперативного вмешательства.

В целом прогнозы врачей довольно оптимистичны: если у ребенка нет сопутствующих заболеваний глаз, астигматизм уже к 7 годам прекращает прогрессировать, его стадия стабилизируется, а в некоторых случаях намечается явное улучшение зрения.

Снизить риски появления астигматизма у ребенка родители могут, если с самого рождения крохи будут соблюдать некоторые простые правила формирования правильного и здорового зрения. Евгений Комаровский рекомендует:

  • Не вешать яркие и красивые погремушки непосредственно перед лицом новорожденного. До 3 месяцев он все равно их неспособен толком рассмотреть и оценить. А после этого возраста низко висящие игрушки могут стать причиной развития косоглазия и астигматизма. Вешать погремушки стоит на расстоянии не менее 40-50 сантиметров от лица ребенка.
  • Есть родители, которые стараются не включать в детской комнате яркого света, пользуются ночниками, из благих побуждений, естественно, создают приглушенный свет для новорожденного. Это распространенная ошибка, ведь такой размытый и нечеткий свет мешает формированию у малыша нормального цветовосприятия, и замедляет процессы становления четкости видения. Свет должен быть нормальным, в меру ярким.
  • Цвет игрушек, по словам Комаровского, имеет огромное значение для развития зрения. В первые шесть месяцев жизни малышу лучше покупать крупные желтые и зеленые погремушки. После полугода органы зрения малыша могут различать и другие цвета, а потому чем ярче и многообразнее будут расцветки купленных для ребенка игрушек, тем лучше.

Родителям воспитанников детских садов следует помнить, что ребенок не должен много времени проводить перед монитором компьютера или у телевизора, при рисовании или чтении не нужно сильно наклонять голову. Родителям нужно научить чадо сидеть правильно во время занятий.

Мамам и папам школьников следует обратить внимание на освещение в комнате ребенка, когда тот учит уроки. При травмах глаз, головы, при частых головных болях, о которых школьник вполне может сообщить, следует показывать чадо не только педиатру, но и офтальмологу.

Всем без исключения деткам, страдающим астигматизмом и склонным к нему (при незначительных показателях в 0,5 диоптрии), рекомендуется делать специальную глазную гимнастику, которая укрепляет мышцы органов зрения и тренирует глазной нерв.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

Астигматизм у детей – рефракционное нарушение зрения, сопровождающееся изменением сферичности роговицы или хрусталика и их преломляющих свойств. Астигматизм у детей может вызывать снижение зрения, головокружение, мигренеподобную головную боль, косоглазие. Диагностика астигматизма требует обследования детей офтальмологом: проведения скиаскопии, авторефрактометрии, определения степени астигматизма при помощи цилиндрических линз, кератометрии, компьютерной топографии роговицы, проверки остроты зрения, и др. Для коррекции астигматизма у детей назначается ношение очков или контактных линз, ОК-терапия.

Астигматизм у детей – дефект преломляющих сред глаза, приводящий к нечеткости, размытости изображения видимого объекта. Термин «астигматизм» в дословном переводе с латинского означает «отсутствие точки фокуса». При астигматизме у детей в результате неправильной кривизны роговицы (реже хрусталика) лучи, исходящие из одной точки, не могут вновь собраться в одном фокусе на сетчатке, в результате чего изображение предмета предстает нерезким и расплывчатым. Астигматизм той или иной степени встречается практически у каждого ребенка, однако для 90% детей характерна его небольшая степень (менее 1 дптр), не влияющая на остроту зрения. Вместе с тем, у 10% детей астигматизм требует специальной офтальмологической коррекции. Астигматизм у детей часто сопровождается близорукостью или дальнозоркостью.

В большинстве случаев астигматизм у детей носит наследственный характер и предопределен генетически. В этом случае у ребенка имеет место врожденное нарушение сферичности роговицы или хрусталика. Астигматизм высокой степени у детей может сопутствовать альбинизму, врожденному пигментному ретиниту, алкогольному синдрому плода.

Приобретенный астигматизм у детей встречается при рубцах роговицы, перенесенных операциях и травмах глаза, подвывихе хрусталика, сопровождающемся разрывом цинновой связки. Нередко астигматизм у детей развивается вследствие патологии зубочелюстной системы, вызывающей деформацию стенок глазницы. При астигматизме у детей могут выявляться сопутствующие заболевания глаз: кератоконус, врожденный нистагм, птоз, гипоплазия зрительного нерва.

Непосредственной причиной астигматизма у детей служит нарушение сферичности роговицы или реже – неправильная кривизна хрусталика. Поэтому световые лучи после преломления в оптических средах рассеиваются и создают на сетчатке одновременно несколько фокусов. В таком случае ребенок видит предметы искаженно и нечетко. Со временем астигматизм у детей приводит к вторичному снижению остроты зрения и развитию амблиопии.

Астигматизм у детей может быть физиологическим или патологическим. Физиологический астигматизм у детей характеризуется разницей в преломлении двух главных меридианов менее 1 дптр; не отражается на остроте зрения и не требует лечения. Возникновение физиологического астигматизма связано с неравномерным ростом глазного яблока у детей. В случае патологического астигматизма у детей разница в преломлении превышает 1 дптр, поэтому сопровождается снижением зрения.

Также в детской офтальмологии различают правильный и неправильный астигматизм. При этом правильный астигматизм у детей может быть нескольких видов:

  • простым гиперметропическим – с нормальной рефракцией одного главного меридиана и гиперметропической – другого;
  • простым миопическим — с нормальной рефракцией одного главного меридиана и миопической – другого;
  • сложным гиперметропическим – с гиперметропической рефракцией обоих главных меридианов, но выраженной в различной степени;
  • сложным миопическим — с миопической рефракцией обоих главных меридианов, но выраженной в различной степени;
  • смешанным – с миопией в одном меридиане и гиперметропией – в другом.
Читайте также:  Группа риска по астигматизму

Для неправильного астигматизма у детей характерны следующие признаки: скачкообразный, а не плавный переход рефракции от одного главного меридиана к другому; неперпендикулярность главных меридианов относительно друг друга; различная рефракция разных участков одного меридиана.

О степени астигматизма у детей судят по разнице рефракции в обоих главных меридианах. На основании этого выделяют 3 степени астигматизма у детей: слабую (менее 1 дптр), среднюю (от 3 до 6 дптр) и высокую (свыше 6 дптр).

Астигматизм может возникнуть у детей любого возраста. Заподозрить астигматизм у ребенка родители могут в том случае, если замечают, что он наклоняет голову или прищуривает глаза, разглядывая изображение; часто спотыкается или оступается при ходьбе, задевает углы мебели, кладет предметы мимо стола, с трудом фокусирует взгляд на печатном тексте, оттягивает пальцем наружный уголок глаза.

Дети с астигматизмом могут жаловаться на нечеткость зрения, плохое видение предметов вблизи или вдали, искажение видимых предметов, ощущения зрительного дискомфорта, зрительную утомляемость, усталость и раздражение глаз, головную боль в связи со зрительной нагрузкой, двоение в глазах. Некорригированный астигматизм у детей может привести к задержке развития зрительной системы в целом и возникновению косоглазия и амблиопии.

Поскольку дети хорошо адаптируются к ухудшению зрения, субъективных признаков нарушения рефракции может не быть. В связи с этим особая роль в выявлении астигматизма у детей принадлежит диспансерным осмотрам ребенка детским офтальмологом.

Чаще всего астигматизм диагностируется при обследовании детей второго года жизни. При астигматизме у детей необходимо проведение комплексной оценки состоянии глаз и зрительной функции.

Диагностический алгоритм включает проведение визометрии, биомикроскопии, офтальмоскопии, УЗИ глаза и офтальмометрии, позволяющих выявить сопутствующую патологию глаза и вероятную причину астигматизма у детей. Оценка рефракции производится путем выполнения теневой пробы (скиаскопии) со сферическими или цилиндрическими линзами, авторефрактометрии, кератометрии, компьютерной кератотопографии.

В результате полного обследования офтальмолог определяет наличие, степень и форму астигматизма у детей.

Коррекция астигматизма у детей осуществляется консервативными методами. Проведение рефракционных операций (лазерной коррекции астигматизма, кератотомии и др.) рекомендовано после 18-20 лет, когда зрительная система уже полностью сформирована.

При астигматизме слабой степени, не осложненном гиперметропией или миопией, а также субъективными симптомами, коррекции обычно не требуется. В остальных случаях детям с астигматизмом показан подбор очков или контактных линз.

Для коррекции простого астигматизма у детей используются цилиндрические линзы; для коррекции сложного и смешанного — сфероцилиндрические линзы, комбинирующие в себе сферическое и цилиндрическое стекло. Оптимальным методом исправления астигматизма любого вида служит контактная коррекция, способствующая более четкой фокусировке изображения на сетчатке. Контактные линзы требуют осторожного обращения и специального ухода, что ограничивает их применение у детей младшего возраста.

Одним из способов коррекции астигматизма у детей является ортокератология, подразумевающая ношение жестких контактных линз, временно исправляющих кривизну роговицы. ОК-линзы надеваются только на ночь, на период сна и подходят детям, категорически отказывающимся носить очки или контактные линзы. Ортокератотерапия применяется при астигматизме у детей не выше 1,5 дптр.

Родители должны знать, что очки и контактные линзы не излечивают, а лишь корректируют астигматизм у детей, улучшая зрительную функцию. Полностью избавиться от астигматизма можно только с помощью хирургического вмешательства.

Степень врожденного астигматизма имеет тенденцию к снижению в течение 1-го года жизни. У большей части детей к 7-летнему возрасту степень астигматизма стабилизируется. При отсутствии коррекции с возрастом возможно как уменьшение, так и увеличение степени астигматизма. Своевременно предпринятая коррекция астигматизма у детей способствует повышению остроты зрения, возможности уменьшения силы стекол или полному отказу от ношения очков. При астигматизме высоких степеней, не подвергающемся офтальмологической коррекции, могут развиться рефракционное косоглазие и амблиопия.

Дети с астигматизмом должны наблюдаться у окулиста и проходить плановое обследование дважды в год. Поскольку у детей происходит постоянный рост глаза, необходимо следить за своевременной сменой оптики.

Для снижения риска возникновения астигматизма у детей необходимо чередование зритель­ных нагрузок с гимнастикой для глаз, подвижным отдыхом. Полезны занятия плаванием, контрастный душ, массаж шейно-воротниковой зоны, полноценное питание.

источник

Астигматизм — довольно распространенное нарушение зрения. По данным ВОЗ, от него страдает четверть населения нашей планеты. Часто этот вид аметропии диагностируется и у детей, нередко сопровождаясь параллельно миопией или гиперметропией. Как его можно скорректировать в детском возрасте? Читайте подробней в статье.

Наши глаза представляют собой уникальный оптический механизм, состоящий из нескольких линз. Через них проходят световые лучи, которые фокусируются на нужных точках сетчатки, создавая четкое изображение. При астигматизме искривлена поверхность роговицы или деформирован хрусталик. В результате неправильного преломления при прохождении через них света лучи не фокусируются должным образом, и человек видит расплывчато, размазано, при этом изображение может быть растянуто по горизонтали или вертикали.

Почему такая патология может появиться у ребенка?

Астигматизм бывает врожденный и приобретенный. Это глазное заболевание диагностируется у 46% дошкольников и младших школьников с разной степенью выраженности. Оно излечимо, но важно при этом вовремя поставить диагноз.

Приобретенный астигматизм может быть следствием нескольких причин:

  • различные травмы глаза;
  • подвывих хрусталика;
  • патологии при формировании зубов и челюстей.

Врожденный астигматизм встречается гораздо чаще. Следует отметить, что с небольшой степенью этой болезни (до 0,5 D) рождается большинство детей. Слабая степень, которую называют физиологической, не оказывает влияния на качество зрения и развитие нормальной бинокулярности. У многих детей такой вид астигматизма проходит в течение первых пяти лет жизни.


Бывает, что ребенок рождается с более сильными степенями, которые вызваны уже генетическими нарушениями: алкогольным синдромом (из-за употребления матерью спиртных напитков во время беременности), пигментным ретинитом, альбинизмом. В силу особенностей развития органов зрения на первом году жизни может измениться кривизна роговицы, что также является благоприятным фактором для появления болезни.

Эта патология имеет более сложную природу, чем близорукость или дальнозоркость. Ребенок плохо видит и на близких, и дальних расстояниях. Ему трудно точно определить расстояние до объекта или между предметами, изменяется ощущение пространства.

Если вовремя не заняться коррекцией этой глазной болезни, то она может в дальнейшем привести к косоглазию, амблиопии, а в критичных случаях и к слепоте. Кроме того, астигматизм нередко сопровождается головными болями, дискомфортом в глазах, доставляя ребенку неприятные ощущения.

В зависимости от степени выраженности, изменения рефракции, места расположения фокуса и некоторых других факторов это глазное заболевание разделяют по следующим видам:

  • роговичный. В данном случае искривлена поверхность роговицы. При этом диагностируются более сильные степени астигматизма, так как роговице присуща большая преломляющая способность;
  • хрусталиковый. Обусловлен деформацией хрусталика, встречается реже, чем роговичный. Обычно бывает врожденным, передающимся по наследству;

  • гиперметропический — астигматизм совмещен с дальнозоркостью;
  • миопический — астигматизм сопровождается близорукостью;
  • смешанный — на одной глазу развит миопический, а на другом — гиперметропический астигматизм.

Также это заболевание может развиваться на одном глазу (простой) или на обоих (сложный). Кроме того, его классифицируют по степени выраженности: до 3 диоптрий — слабый, от 3 до 6 D — средний, свыше шести — сильный астигматизм.

Родители должны внимательно наблюдать за развитием органов зрения ребенка и обращать внимание на особенности зрительного восприятия. Его стоит немедленно отвести к врачу, если будут замечены подобные симптомы:

  • ребенок щурится при взгляде и на дальние, и на ближние расстояния;
  • жалуется на усталость глаз во время чтения или письма;
  • испытывает трудность при прочтении текста, не может определить некоторые буквы;
  • наклоняет голову вбок в попытке лучше рассмотреть предмет.

При наличии таких признаков у детей можно также провести мини-тест в домашних условиях на наличие астигматизма. Для этого специалисты советуют сделать следующее. Нужно взять лист бумаги с четким графическим черно-белым рисунком, затем установить его перед лицом ребенка на расстоянии вытянутой руки и попросить закрыть один глаз. Далее проверить, насколько хорошо он видит все линии или штрихи (показывая на них), выяснить, не кажутся ли какие-то из них светлей, чем остальные.


При утвердительных ответах на вопросы это может указывать на наличие астигматизма с некоторой долей вероятности. При осмотре офтальмолог с помощью приборов выявит степень и вид данной болезни.

Чтобы определить природу нарушения, применяются те же методы исследования, что и для взрослых людей. Самый распространенный метод — авторефрактометрия. Пучок инфракрасного света проходит к сетчатке через зрачок и, отразившись от глазного дна, возвращается. Датчики фиксируют параметры, а затем программа сравнивает их с начальными, таким образом, определяя клиническую рефракцию.

С помощью кератометра можно вычислить степень кривизны меридианов внешней поверхности глаза. Способ компьютерной кератотопографии дает также возможность не только определить степень деформации роговицы, но и ее толщину и форму (при сложных случаях).
Также может быть назначено УЗИ глазных яблок, скиаскопия и некоторые другие способы. Определить астигматизм важно на самых ранних стадиях, так у детей он нередко приводит к косоглазию и амблиопии.

До 18 лет запрещено проведение операций на глаза, так как зрительный аппарат еще окончательно не сформировался, поэтому для коррекции астигматизма в детском возрасте используются очки или средства контактной коррекции. Назначаются они только при астигматизме свыше 0,5-1 диоптрии.

Самый распространенный и вообще единственный способ исправления в возрасте до 9-10 лет (начиная с этого возраста, альтернативой очкам могут стать контактные линзы).
Для исправления астигматизма нужны специальные линзы, которые имеют сложный дизайн и называются цилиндрическими. Они дают возможность скорректировать разницу преломления двух основных меридианов глаза. Главная их особенность — ось, которая не имеет оптического эффекта. В противоположном направлении от нее расположен фокус, за счет которого линза обладает тем же действием, что и сферическая. Оптику с цилиндрическими линзами назначают при нарушении рефракции в отдельном меридиане. Если же астигматизм смешанный, то необходимы торические линзы — четко рассчитанное сочетание цилиндрических линз со сферическими. Они преломляют световой поток сразу по двум меридианам.

При ношении очков для коррекции астигматизма нужно хотя бы раз в полгода совершать визит к врачу, чтобы он проверял, какие изменения произошли за это время с глазами, и при необходимости выписывал другой рецепт на очки, например, с меньшими диоптриями.

Начиная примерно с 10-летнего возраста, ребенок уже может использовать торические контактные линзы. Дети нередко выбирают данный вид коррекции. В линзах удобнее заниматься активным отдыхом, играть, и это исключает насмешки сверстников, ведь многие подростки стесняются носить очки. Родителям важно следить за тем, чтобы ребенок правильно ухаживал за оптикой, соблюдал правила гигиены. Лучше всего для первого ношения подобрать однодневные линзы.

Современные производители выпускают торические линзы в большом ассортименте. Например, модель ежемесячной замены SofLens 66 Toric от производителя Bausch + Lomb обладает оптимальными характеристиками. Популярна также модель Air Optix for Astigmatism от Alcon, имеющая высочайший уровень кислородопроницаемости 138 единиц. Такие линзы обеспечивают комфорт для глаз на целый день.

Очень важно не только лечить астигматизм, но и принимать меры, чтобы сохранить с детства здоровье глаз в порядке. Вот несколько правил, которым должен следовать каждый родитель. Не пропускайте обязательные осмотры у окулиста. Врач может вовремя заметить недочеты со зрением и назначить терапию. Следите, чтобы ребенок не проводил слишком много времени за компьютером или с гаджетами, а чаще играл в подвижные, развивающие игры. Важно составить рацион так, чтобы в него входили продукты, полезные для зрения, периодически принимать курсами детские поливитамины. Не допускайте перенапряжения глаз ребенка. Оптическая система начинает крепнуть только к 7-8 годам. Не следует до этого времени нагружать малыша чтением и письмом, а также необходимо следить, чтобы он проводил перед телевизором или с планшетом не более 3-4 часов в день.

К сожалению, это беда нашего времени — чрезмерное увлечение детей и подростков гаджетам. Врачи отмечают очень бурный рост глазных заболеваний в возрасте до 18 лет.

Астигматизм у детей — это недуг, который необходимо вовремя диагностировать и начать коррекцию, чтобы не допустить развития других серьезных нарушений. Для этого важно следить за состоянием зрительной функции своего ребенка и соблюдать все рекомендации врачей.

источник